Проект 4 класс вещий олег – Учебно-методический материал по чтению (4 класс) на тему: Проверочная работа по литературному чтению в 4 классе. Тема: «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего». | скачать бесплатно

Князь Олег (Вещий) — презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Олег князь (Вещий Олег) — Сто великих полководцев России. Проект «Сто великих полководцев. Герой дня»

Олег

князь (Вещий Олег)

?–912

Сражения и победы

Князь новгородский (с 879 г.) и киевский (с 882 г.), объединитель Древней Руси. Расширил ее границы, нанес первый удар по Хазарскому каганату, заключил выгодные для Руси договоры с греками. 

Легендарный полководец, о котором Пушкин писал: «Победой прославлено имя твое: Твой щит на вратах Цареграда».

Строкой энциклопедии…

Князь Олег, прозванный также Олегом Вещим, – это легендарный правитель Руси конца IX – начала Х вв. Безусловно, что прототипом летописного Олега являлась историческая личность, о которой, к сожалению, мало что достоверно известно. Поэтому историки обычно в научных, научно-популярных и учебных текстах используют летописную легенду об Олеге и его времени, взятую из «Повести временных лет» (ПВЛ). Этот сочинение конца XI – начала XII вв. признается всеми главным историческим источником для реконструкции прошлого Древнерусского государства. Автором ПВЛ большинство исследователей склонны считать киево-печерского монаха Нестора.

По версии ПВЛ Олег представляется умелым полководцем и предусмотрительным политиком (неслучайно он был прозван «Вещим», т.е. предугадывающим будущее). В 879-882 гг. после смерти Рюрика [1] Олег правил на восточнославянском Севере у кривичей, ильменских словен и окрестных финно-угров (племена мери, веси, чуди). Совершив поход на юг вдоль торгового пути «Из варяг в греки», Олег в 882 г. овладел Киевом. Так два главных центра складывания государственности у восточнославянских племен «Новгород» («Славия» – в зарубежных источниках) и Киевщина («Куяба») были объединены под властью одного правителя. Многие современные историки принимают дату 882 г. за условную дату рождения Древнерусского государства. Олег княжил в нем с 882 г. по 912 г. По Нестору, после смерти Олега от укуса змеи князем Киевским становится сын Рюрика Игорь (912-945).

Князь Олег и Игорь

Худ. И. Глазунов

С княжением Олега в Киеве ученые связывают значительные события древнерусской истории. Прежде всего, было заложено территориальное ядро Древнерусской державы. Олега верховным правителем признали племена полян, северян, древлян, ильменских словен, кривичей, вятичей, радимичей, уличей и тиверцев. Через наместников князя Олега и местных князей его вассалов стало строиться государственное управление молодой державой. Ежегодные объезды населения (Полюдье) заложили основу налоговой и судебной систем.

Вел Олег и активную внешнюю политику. Князь воевал с хазарами и заставил их окончательно забыть о том, что в течение двух веков Хазарский каганат собирал дань с ряда восточнославянских земель. В 898 г. у границ державы Олега появились венгры, переселяющиеся из Азии в Европу. С этим воинственным народом Олег сумел наладить мирные отношения. Поход Олега в 907 г. на столицу Византийской империи – Константинополь (он же Царьград) принес Руси в 911 г. исключительно удачный торговый договор: русские купцы получали право беспошлинной торговли в Константинополе, могли жить полгода в столичном предместье в монастыре Св. Мамонта, получать продовольствие и производить ремонт своих ладей за счет византийской стороны. Еще ранее в 909 г. Русь и Византийская империя заключили военный договор о союзе.

Несколько комментариев к традиционной 

трактовке образа Вещего Олега

К приведенной выше краткой справке об Олеге, которая стала общепринятой традицией – особенно в популярной и учебной литературе, надо добавить несколько научных комментариев.

Во-первых, по археологическим данным в IX в. Новгорода как такового еще не существовало. На месте Новгорода располагалось три обособленных поселка. Их в единый город связал Детинец, крепость, построенная в конце Х в. Именно крепость в те времена именовали «городом». Так что и Рюрик, и Олег сидели не в Новгороде, а в неком «Старгороде». Им могли быть либо Ладога, либо Рюриково городище под Новгородом. Ладога, укрепленный город на Волхове, расположенный недалеко от впадения Волхова в Ладожское озеро, был в VII – первой половине IX в. самым крупным торговым центром северо-восточной Балтики. По археологическим данным город основали выходцы из Скандинавии, однако в дальнейшем здесь было смешанное население – норманны соседствовали со славянами и финно-уграми. К середине IX в. относится страшный погром и пожар, уничтоживший Ладогу. Это вполне может согласовываться с летописным известием о большой войне 862 г., когда ильменские словене, кривичи, весь, меря и чудь «прогнали за море варягов», собиравших с них дань в 859-862 гг., а потом принялись воевать между собой («и встал род на род…»). После разрушения середины IX в. Ладога отстроилась, но никогда уже не обретала прежнего значения.


При Несторе памяти о былом величии Ладоги или значимости Рюрикова городища уже не было, он писал два столетия спустя после времени призвания варягов. А вот слава Новгорода, как крупного политического центра, достигла пика, что и заставило летописца верить в его древность и именно в Новгороде разместить первых правителей Руси.

Вторая наша оговорка будет касаться хронологии. Дело в том, что хронология в ПВЛ, как и в другой древнерусской летописи — Новгородской, до княжения Владимира (980-1015) условна. У Нестора под рукой были отдельные записи фактов X-XI вв., даже, возможно, целый начальный летописный свод, который выделяют в ПВЛ историки, но точных дат ранних событий там не было. О них говорили лишь устные легенды, передававшиеся у жителей Руси из поколения в поколение. Отсутствие дат являлась большой проблемой для Нестора, но он, будучи талантливым летописцем, совершил первую в отечественной исторической науке реконструкцию хронологии. Легенды и отрывочные записи называли имена византийских царей (цезарей), современников первых русских князей. Отталкиваясь от годов правлений, указанных в переведенных на славянский язык в Киеве византийских хроник, автор ПВЛ составил свою условную систему временных координат начального периода древнерусской истории. А.А. Шахматов заметил, что дата смерти Олега в ПВЛ 912 г. совпадает с датой кончины его визави императора Льва VI, а Игорь умирает, как и его современник император Роман I в 945 г. И Игорь и Олег правят по 33 года, такое совпадение подозрительно и веет эпическим сакрально-легендарным подходом к хронологии. Последнее замечание уместно и в отношении рассказа о смерти Олега. И ПВЛ, и Новгородская летопись утверждают, что Олег умер, будучи укушенным змеею, которая выползла из черепа коня. Это был конь самого Олега, но князь отставил его, т.к. волхв однажды предрек ему смерть именно от собственного коня. По версии ПВЛ, эта роковая встреча Олега с его умершим конем произошла под Киевом в 912 г.

Третье наше замечание касается того, что версия ПВЛ о происхождении, деятельности и гибели Вещего Олега не является единственной среди летописных русских источников. Первая Новгородская летопись, которая, по мнению ряда исследователей, даже старше ПВЛ, называет Олега не князем, а воеводой при Игоре сыне Рюрика. Олег сопровождает Игоря в его походах. Именно князь Игорь расправляется с Аскольдом, а потом идет в поход на Ромейскую (Византийскую) империю и осаждает Царьград. Олег, по версии Первой Новгородской летописи, находит свой конец, когда уходит из Киева на север в Ладогу, где его поджидает легендарная змея. Укушенный ею, он умирает, но не в 912 г., а в 922 г. Сообщает Новгородская летопись и еще одну версию гибели Олег: некоторые говорят, что Олег ушел «за море» и там умер.

Четвертый комментарий будет связан с возможным участием Олега в восточных походах русов. Русские летописи говорят, что он удачно воевал с хазарами, а восточные источники рассказывают еще и о Каспийских, направленных против Персии, походах русов, которые приходятся на время Олега. Некоторые историки считают, что смутные и отрывочные сообщения восточных документов на данный счет можно гипотетически связать не только со временем, но и именем Олега.

По сообщению историка XIII в. Ибн Исфандийара, где-то между 864 и 884 гг. состоялся первый набег русов на персидский город Абаскун, однако эмир Табаристана сумел разгромить и перебить всех руссов. Другой поход или даже два похода русов пришлось на 909-910 гг. 16 кораблей русов захватили и разграбили город Абаскун, но эмир области Сари в 909 г. догнал отряд русов в районе Муганской степи и разбил. В 910 г. корабли руссов появились под городом Сари, взяли его, а потом одни русы пошли вглубь страны, а другие остались на своих судах. Ширваншах сумел в ночном бою одолеть корабли русов, а сами они все погибли.

И, наконец, еще один поход, который историк может соотносить с одной из русских летописных версий о гибели Олега, состоялся в 913 г. Известный арабский историк и географ Аль-Масуди свидетельствовал, что где-то в 913-914 гг. (

«… это было после 300 хиджры», — писал Аль-Масуди) русы во главе со своим вождем, имя которого не названо, на 500 ладьях из Черного моря через Керченский пролив вошли в Азовское море. Стоит сказать, что тот же Аль-Масуди в другом своем сочинении упоминал двух великих правителей русов – Ал-Дира, в котом видят летописного правителя Киева, и Олванга, которого обычно ассоциируют с летописным Аскольдом, но можно с равным успехом найти в этой транскрипции имени сходство с именем Олега, победителя Дира и Аскольда.

Но вернемся к сообщению Аль-Масуди о Каспийском походе русов. Правитель Хазарского Каганата, желая отвести от себя опасность, позволил русам пройти к устью Дона, а потом по этой реке добраться до места, где Дон ближе всего подходит к Волге. Здесь русы перетащили свои суда в Волгу. Целью русского вторжения являлась Персия. Хазарскому царю властитель русов обещал за лояльность половину будущей персидской добычи. Русы, спустившись по Волге до Каспийского моря, принялись успешно воевать персидский Азербайджан. Половину добычи они, согласно договору, оставили в Хазарии. Однако спокойно вернуться домой им не довелось. Гвардия хазарского царя состояла из наемников-мусульман, и те решили мстить русам за погибших и ограбленных в Азербайджане единоверцев. Правитель хазар не перечил гвардейцам, но предупредил русов об опасности. Битва между мусульманами и русами длилась три дня. Погибло 30 тысяч русов, остальные отступили верх по Волге, но были окончательно разгромлены тюрками булгарами и буртасами. В этом походе погиб и их предводитель. Отдельные историки считают, что можно предположить, что высказанная в Новгородской летописи «боковая версия» о гибели Олега «за морем» — это смутное воспоминание о гибели Олега именно в Каспийском походе и не верно трактовать «пошел за море», как однозначно вернулся в Скандинавию через Балтийское море, как пытаются обычно расшифровать «глухое» сообщение Новгородской летописи.

Хазарский источник, известный как «Кембриджский документ», повествует о войне русов с хазарами, которая происходила в Х в. Историки считают, что, скорее всего, в 940-е гг., т.к. описанные в «Кембриджском документе» события имеют аналогии с рассказами русских летописей о походе князя Игоря на греков в 941 г. и о набеге русов на хазарский город Самкерц на Тамани в 944 г. Однако в хазарском источнике предводитель русов назван H-l-g-w, что можно прочесть как Хлгу или Хелго, а последнее явно напоминает скандинавское «Хельги» и русское Олег. Может быть, этот Хелго «Кембриджского документа» наш Вещий Олег. Если так, то его регентство над Игорем или соправительство с ним, а может служба ему, длились в реальности дольше, чем принято считать в устоявшейся исторической традиции.

По названному хазарскому сообщению Хелго заключил договор с Царьградом и в силу его отправился воевать с хазарами. На Таманском полуострове он взял город Самкерц и с добычей стал уходить. Тогда хазарский наместник Самкерца Песах собрал силы, догнал и разбил русов. Хелго был принужден по договору с Песахом идти войной на Византию. Однако греки спалили почти весь русский флот знаменитым греческим огнем. Чувство чести не позволяло Хелго и его воинам возвращаться домой дважды разбитыми, и они двинулись в поход на персидские владения на Каспии. Здесь дружина Хелго и сам он нашли в бою свой конец.

От приведенных выше комментариев перейдем теперь к более важному, на наш взгляд, обстоятельству. Дело в том, что всемирная история знает немало примеров, когда исторический персонаж в течение времени, наступившего после его смерти, словно раздваивался. В памяти потомков появлялся его двойник, который выкристаллизовывался из устных преданий, воспоминаний современников, трактовок потомков, размышлений хронистов, записывавших информацию о нем. Легенда часто «исправляла» все промахи и мелкие черты реального прототипа, и в памяти народа (историческом мифе или, другими словами, исторической традиции) этот легендарный двойник вытеснял реальное историческое лицо и начинал действовать как серьезный идеологический фактор в текущей истории народа, которая отстояла уже от времени прототипа на многие столетия. В Западной Европе такая метаморфоза приключилась с Ричардом Львиное Сердце, в русской — во многом с Александром Невским, у кочевых народов Азии – с образами Искандера (Александра Македонского) и Чингисхана. Волей летописца, создавшего «Повесть временных лет», его преемников XIII-XVII вв., первых русских историков и, конечно А.С. Пушкина, который поэтически пересказал предание ПВЛ о Вещем Олеге, легендарный Олег стал частью всей последующей русской истории. Его образ князя-воителя, защитника русской земли и создателя Русского государства стал частью самоидентификации российского народа в течение всей его последующей за IХ столетием истории.

Дела давно минувших лет, 

преданья старины глубокой…

Величайшим из полководческих подвигов князя Олега русская историческая традиция признает поход на Царьград в 907 г. Вот, как об этом событии рассказывает «Повесть временных лет».

«В год 6415 (907). Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.

Поход Олега на Царьград
Миниатюра Радзивилловской летописи

И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: «Платите мне дань». И сказали греки: «Что хочешь, дадим тебе». И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу. «Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню — сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно». И обязались греки, и сказали цари и все бояре: «Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное, – сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек, и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов».

Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам копринные», — и было так. И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне копринные, и разодрал их ветер; и сказали славяне: «Возьмем свои толстины, не даны славянам паруса из паволок». И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными».

Историки полагают, что число кораблей (2000) явно завышено летописцем. Ладья русов, названная в греческих хрониках также «моноксилом» (однодеревкой) из-за того, что ее киль вытесывался из одного ствола, была кораблем, который брал на борт до 40 воинов. Следовательно, войско Олега составляло около 80 000 человек. Вряд ли князь мог собрать такую рать. Если взять сведения Первой Новгородской летописи о походе на Царьград, то она относит это событие к 6430 г. от сотворения мира (т.е. к 922 от рождества Христова), говорит максимум о 200 кораблях, т.е. о 8 тысячах воинов, а описание самого похода напоминает рассказ ПВЛ о походе Игоря на греков в 941 г. Как мы видим, интерпретация историком сообщений источников в данном случае может колебаться в вопросе о численности русского войска от 8 до 80 тыс. участников похода.

Позиция историка здесь зависит от того, с каким реальным, а не условным летописным временем (по Новгородской или ПВЛ – неважно) он будет связывать поход Олега. Подавляющее большинство историков — и русистов, и византологов – не сомневается, что сам поход Олега действительно был. Вопрос – когда?

Олег прибивает щит на врата Царьграда

Византийские исторические хроники такого грандиозного похода в 907 г. не знают. Зато византийская историческая наука описала грандиозное вторжение русов в 860 г. (Сочинения патриарха Фотия, современника похода; «Житие патриарха Игнатия» Никиты Пафлогонянина, написанное в начала X века; «Хроника продолжателя Георгия Амартола»; византийская хроника, известная под названием «Брюссельской хроники» (названа так, потому что была обнаружена бельгийским историком Францем Кюмоном и издана в Брюсселе в 1894 г.) и др.). Знают этот поход и западноевропейские источники, в частности «Венецианская хроника», которую написал посол Венеции в Византию Иоанн Диакон. Все названые зарубежные источники характеризуют поход, как исключительно разрушительный и неожиданный для Константинополя. Русы подгадали время для своего похода исключительно грамотно с точки зрения военной стратегии. Император Михаил III с войском, включавшим даже часть гарнизона Царьграда, ушел воевать с арабами. Он находился в момент русского набега в 500 км на восток от Константинополя у некой Черной реки. По «Венецианской хронике» набег русов кончился для них исключительно удачно: «В это время народ норманнов (Иоанн Дьякон считает русов выходцами из Скандинавии, подобно тому, как Нестор называет их варягами, ставя в ряд других северогерманских племен) на 360 кораблях осмелился приблизиться к Константинополю. Но так как они никоим образом не могли нанести ущерб неприступному городу, они дерзко опустошили окрестности, перебив там большое количество народу, и так с триумфом возвратились восвояси [et sic praedicta gens cum triumpho ad propriam regressa est]».

Византийский патриарх Фотий, описал первоначальный успех русов и огромную добычу ими захваченную, однако констатировал, что в конце концов от «северных скифов» византийцы сумели отбиться. «Михаил, сын Феофила [правил] со своею матерью Феодорой четыре года и один – десять лет, и с Василием – один год и четыре месяца. В его царствование 18 июня в 8-й индикт, в лето 6368, на 5-м году его правления пришли Росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены». Однако тот же Фотий был вынужден признать: «О, как же все тогда расстроилось, и город едва, так сказать, не был поднят на копье! Когда легко было взять его, а жителям невозможно защищаться, то очевидно, от воли неприятеля зависело – пострадать ему или не пострадать … Спасение города находилось в руках врагов и сохранение его зависело от их великодушия … город не взят по их милости и присоединенное к страданию бесславие от этого великодушия усиливает болезненное чувство пленения».

Интересно, что Фотий, отражающий знания тогдашних византийцев о нападающих, точно не знал их происхождения. Он называл их «скифами» (т.е. варварами) и «россами», народом серного происхождения, которые пришли со стороны Черного моря. С походом 860 г. Фотий связывал рост силы, могущества и славы россов. В 867 г. в послании Фотия восточным патриархам сообщалось, что после набега русов на Константинополь от них приезжали послы и был заключен договор. Его содержания Фотий не передавал, но отметил, что послов по их просьбе крестили.

Известный отечественный историк Б.А. Рыбаков в свое время выдвинул версию, что описанные в ПВЛ события похода князя Олега на Константинополь на самом деле относятся к войне 860 г. Это мнение склонны разделять и некоторые другие исследователи, к примеру, Л.Н. Гумилев.


[1] В XIX в. историки отсчитывали начало государственности на Руси от 862 г. Даты легендарного призвания варягов-руси на княжение в землю ильменских словен, кривичей и союзных им финно-угров.  Причиной призвания нейтральных правителей «из-за моря» послужила внутренняя война между означенными племенами, которая случилась после их совместного и победоносного изгнания «за море» «находников-варягов», взимавших с местных племен дань в 859-862 гг. Родоплеменные пережитки не давали кривичам, словенам и чуди избрать единого правителя из своих вождей, каждое племя желало возвыситься над другим, поставив во главе союза племен своего князя.  Такой трайбализм встречался повсеместно в эпоху зарождения государств, и часто разные народы Европы и Азии прибегали к приглашению зарубежного правителя, равноудаленного от всех участников союза. При этом приглашаемый вождь зависел от всех своих новых подданных и должен был обладать определенной собственной силой, дабы его решения уважали. 

Очевидно, такими свойствами обладали три брата варяга «из-за моря» Рюрик, Синеус и Трувор из племени руси. Так в ПВЛ первый раз прозвучал термин «русь», — до этого рассказывая о славянской истории, Нестор ни разу не говорил о «руси». При этом Нестор сообщал, что «от тех варягов-руси пошли люди новгородские, а прежде были словене», а «язык русский – словенский есть». Все эти сведения породили позже у историков длящуюся до сих пор дискуссию (спор норманнистов с антинорманнистами) о происхождении государства Русь и роли варягов (норманнов) в его создании.

Что же касается братьев, то летописная легенда гласит, что пришли они «с дружиной своей и родом своим». Рюрик сел у словен в Новгороде, Трувор – у кривечей в Изборске, а Синеус – у мери в Белоозере. По смерти братьев, согласно версии Нестора, Рюрик держал все эти земли один, а когда в 879 г. скончался и Рюрик, то власть отошла к его родичу Олегу, т.к. сын Рюрика – Игорь был очень мал.


Черникова Т.В., к.и.н., доцент Кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО (У)

Литература

Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л.: «Издательство Академии Наук СССР», 1950

Галкина Е.С. Тайны Русского каганата. М., 2002

Гедеонов С.А. Варяги и Русь. М., 2005

Грот Л.П. Мифологические и реальные шведы на севере России: взгляд из шведской истории. Шведы и Русский Север. (К 210-летию Александра Лаврентьевича Витберга). Материалы Международного научного симпозиума. Киров, 1997

Дорн Б. Каспий. О походах древних русских в Табаристан с дополнительными сведениями о других набегах их на побережье Каспийского моря. СПб., 1875

Древняя Русь в свете зарубежных источников. Под ред. Е. А. Мельниковой. М., 1999

Кузенков П.В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках. Древнейшие государства Восточной Европы. 2000 г.: Проблемы источниковедения. М., 2003

Коновалова И.Г. Походы русов на Каспий и русско-хазарские отношения. Восточная Европа в исторической ретроспективе. М., 1999

Ловмяньский X. Русь и норманны. М., 1985

Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе. Л., 1985

Мельникова Е.А. Ольгъ. Олег Вещий. К истории имени и прозвища первого русского князя. Ad fontem. У источника. Сб. ст. в честь С. М. Каштанова. М., 2005

Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель Древнейшие государства Восточной Европы. 1998. М., 2000.

Интернет

100.histrf.ru

Проектная работа по литературному чтению «Предания о русских князьях» (4 класс)

ГБОУ СОШ №1399 с углубленным изучением иностранных языков

ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ

2015 – 2016 уч.г.

«Предания о первых русских князьях (IX – XIV столетия)»

Руководитель проекта:

Якушкина Ольга Михайловна, учитель начальных классов.

Автор проекта:

Якушкина О.М.

Координаторы проекта:

Апридонидзе Татьяна Михайловна, директор школы.

Москва, 2016 г.

Актуализация выбора данной темы

При работе над творчеством А.С.Пушкина на уроках литературного чтения учащиеся познакомились с его знаменитым произведением «Песнь о вещем Олеге». Главный герой этого произведения очень заинтересовал детей. Учащиеся хотели больше узнать о древнерусском государстве, о первых князьях, которые были во главе нашего государства в IX – XII вв.

Отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, что дети самостоятельно желали искать и расширять свои знания по истории своей Родины. Знание исторического пути России, судьбы населяющих ее народов, важнейших событий и крупных деятелей отечественной истории – есть формирование гражданских и патриотических качеств учащихся. Исследование в данной проектной работе неразрывно связано с «Наследием нашего народа».

Цель проекта

1.Формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, важнейших событиях и первых русских князьях IX – XII вв.

2.Способствовать воспитанию гражданских и патриотических качеств у учащихся.

3.Содействовать формированию личностного отношения к истории своей страны.

4.Стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний об истории своей Родины.

5.Изучение исторического наследия русского народа в исследовании проекта «Предания о первых русских князьях».

6.Исследование материалов на основе изучения произведений: А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге», В.Д.Сиковский «Родная старина», Е.В.Алисимова «Древняя Русь».

Задачи проекта

1.Ознакомить учащихся с произведениями В.Д.Сиковского «Родная старина» – отечественная история в рассказах и картинках; Е.В.Алисимовой «Древняя Русь».

2.Изучать предания о первых русских князьях. Сказания об Олеге, об Ольге, о Владимире, о Ярославе Мудром, о Владимире Мономахе, об Андрее Боголюбском.

3.Посетить музеи «Оружейная палата», «Московский Кремль».

4.Исследовать Предания о первых русских князьях IX – XVI столетий.

5.Собрать материалы по данной теме.

6.Оформить стенд «Я изучаю историю своего государства».

7.Собранные материалы оформить в виде написания рефератов (темы выбирают и предлагают сами учащиеся).

8.Презентация по данному проекту.

Методическое обоснование выбора данной темы проекта

Авторские произведения наших выдающихся классиков мирового уровня имеют огромное познавательное, образовательное и воспитательное значение. Они обобщают представления младших школьников о прошлом и настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа. Исследовательская работа по данному проекту способствует развитию у детей образного мышления, обогащению их речи. Изучая историю правления нашего государства, учащиеся усваивают мудрость, их жизненный опыт.

Работа в проектной деятельности повышает учебную мотивацию учащихся, помогает им эффективно использовать новые знания в своей учебной деятельности, развивает эмоциональный вкус у детей. Развитие интеллектуальных способностей, развитие речевой культуры, ознакомление с элементами старославянского языка – все это воспитывает у учащихся любовь к истории нашего государства, любовь и уважение к правителям, любовь к русскому языку, глубокое уважение к культуре и традициям нашего народа, способствует обогащению словарного запаса.

УУД:

Предметные: уметь отвечать на вопросы, уметь выразительно и осознанно читать текст; уметь делить текст на части, определять опорные слова для пересказа текста; анализировать текст; находить фрагменты текста, необходимые для ответа на поставленные вопросы.

Личностные: развивать познавательный интерес и стремление хорошо учиться; уметь соотносить жизненные наблюдения с прочитанным текстом; уметь оценивать свое отношение к предмету разговора; воспитать доброжелательность, внимательность, отзывчивость по отношению к другим.

Метапредметные:

Познавательные: уметь осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; понимать и интерпретировать знаки, символы, рисунки; уметь проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; уметь самостоятельно пользоваться словарем, справочником, энциклопедией; обогащать представление об окружающем мире; уметь передавать нужную информаци.

Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу; уметь вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки учителя; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; уметь выполнять учебные действия в письменной и устной форме в соответствии с установкой учителя.

Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание по теме; получать нужную информацию, задавая вопросы учителю и сопоставляя его ответы; уметь аргументировать свое мнение; уметь сотрудничать и договариваться с одноклассниками, участвуя в коллективной деятельности; уметь вырабатывать общую позицию; уметь адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и пересказа текста.

План годичной проектно-исследовательской работы в 2015-2016 уч.г.

Тема: «Предания о первых русских князьях (IX – XIV столетия)»

I триместр:

1.«Песнь о вещем Олеге» – чтение художественного произведения А.С.Пушкина.

2.Исследовательская работа учащихся по изучению истории произведений о деятельности русского князя Олега.

♦Чтение исторической литературы: Е.В.Алисимова «Древняя Русь», В.Д.Сиковский «Родная страна», «Большая школьная энциклопедия», «Деятельность первых киевских князей».

3.Посещение «Московского Кремля» (экскурсия).

II триместр:

1.Правление Игоря, сына Рюрика (912 – 945 гг.)

♦Ознакомление с историческими материалами;

♦Исследовательские работы учащихся (рефераты, сообщения, доклады).

2.Правление Ольги (945 – 964 гг.)

3.Правление Святослава (964 – 972 гг.)

4.Ярослав Мудрый.

5.Правление Владимира Мономаха (1078 – 1093 гг.)

♦Древние предания о первых русских князьях (творческие работы учащихся).

6.Посещение «Оружейной палаты».

7.Подготовка к презентации.

8.Презентация.

Результативность

1.У учащихся проектной группы формируются навыки сотрудничества.

2.Каждый вид работы в проектной деятельности осуществляется активно каждым учащимся.

3.Повышение мотивации учащихся, присутствие соревновательного элемента – положительно влияет на качество выполнения работы.

Личность:

Урок внеклассного чтения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Изучение словесного фольклора, языка, этноэтикета, религии, обряда, обычаев, традиционного быта, исторической эпохи, хозяйственно-культурного типа экономики.

Коллектив:

В русской традиционной культуре, в историческом наследии с каждой из областей личность связана через коллектив, т. к. индивидуальное начало растворено в групповом.

Презентация

Ведущий.

При работе над творчеством А.С.Пушкина и его произведениями на уроках литературного чтения мы познакомились с его знаменитым произведением «Песнь о вещем Олеге». Главный герой, первый русский князь нашего Росийского государства, очень заинтересовал нас. Мы захотели больше узнать о Древнерусском государстве, о первых русских князьях, которые были во главе нашего государства в IX – XII вв.

Изучая наследие прошлого нам очень интересно было узнать об историческом пути России, о судьбах населяющих ее народов, важнейших событиях. Исследовательская работа «Предания о первых русских князьях» дала нам целостное представление той далекой эпохи становления Российского государства.

2 ученик.

Происхождение названия нашего Российского государства «Русь» в Древней Руси было неоднозначно. Существовало несколько мнений. У создателей нормандской теории возникло мнение, что «Русью» называлось варяжское племя, из которого вышли первые русские князья. Сторонники противоположной точки зрения считают, что слово «Русь» исконно славянское. Одни историки выводят его из названия исчезнувшего племени роксаланов. Другие утверждают, что оно произошло от названия притока Днепра – реки Рось. Третьи убеждены, что «русью» называли часть людей из разных славянских племен, сыгравших основную роль в создании и развитии нашего государства.

3 ученик.

Великий князь Олег, правивший в 879 году, получил прозвище Вещий. Вещий Олег заложил основы Древнерусского государства. Князь совершал множество походов на ближайших соседей. В 882 году он захватил Смоленск, затем Любеч. В этом же году он отправился в поход на Киев. Захватив Киев, Олег сделал этот город столицей своего княжества. Там два самых больших города тогдашней Руси – Киев и Новгород – оказались под властью одного правителя. Образовалось новое государство Киевская Русь. Для князя встала другая задача – обезопасить границы нового государства. Для обороны от кочевников на южных рубежах были построены новые города.

Киевляне были восхищены своим князем. Они дали князю прозвище «Вещий», т. е. Волхв, кудесник. Легенду о смерти Вещего Олега А.С.Пушкин использовал для написание «Песнь о вещем Олеге».

Как-то раз Олег спросил у встреченного им волхва, от чего ему суждено умереть. Волхв ответил, что князя погубит его любимый конь. Много лет спустя Олег увидел кости своего давно умершего коня, посмеялся над пророчеством волхва. Однако судьба наказала Олега. Тут же выползла из черепа коня змея, ужалила князя и тот умер. Но где это произошло, никому не известно.

4 ученик.

Преемник Олеги – князь Игорь. Он жил в Киеве, который стал для него родным. О личности Игоря мы знаем мало. Это был воин, суровый варяг. Он почти непрерывно покорял племена славян. Вернувшись из похода, Игорь решил заняться укреплением своей власти в государстве, взиманием дани с завоеванных племен. Однако размеры дани не были четко установлены, и эта попытка завершилась трагически. В 945 году Игорь был убит взбунтовавшимися древлянами.

5 ученик.

Правление Ольги. Княгиня Ольга – супруга Игоря, по происхождению была родом из Пскова. Неожиданная гибель князя Игоря вынудила ее взять власть в свои руки, ведь их сыну Святославу было всего 4 года. Русские былины хвалят Ольгу за ее мудрость, хитрость, энергию. Ее почитали за то, что при ней на Руси стало укореняться христианство. Об Ольге известно, что она первая из русских правителей принимала в Киеве иностранных послов и сама отправила посольство в Германию.

Ольга приняла крещение, и император Константин стал ее крестным отцом. Впоследствии Ольга была причислена православной церковью к лику святых.

6 ученик.

Владимир – великий князь киевский.

Владимир был сыном Святослава и рабыни Малуши – ключницы княгини Ольги. Это делало его неравным с братьями – ведь они происходили от знатной матери. Осознание своей неполноценности рано пробудило у юноши желание утвердить себя в глазах людей силой, умом, поступками, которые все бы запомнили.

На местах побед над противником Владимир основывал новые города: например, Переславль. Именно в возведении городов-крепостей в ключевых местах он видел надежное средство защиты от кочевников.

Народ любил князя, любил князь и свою дружину, советовался с ней за частыми и обильными пирами.

7 ученик.

Ярослав Мудрый.

Болезненный от природы, он любил и собирал книги, которые переписывали и переводили в особой книжной мастерской. Ярослав много строил. Князь основал Ярославль на Волге, а также Юрьев в Прибалтике. Но особенно прославился Ярослав строительством в Киеве и в Новгороде соборов, посвященных святой Софии. Русь Ярослава Мудрого была открыта для Европы. С христианским миром ее связывали и родственные отношения правителей. Построенный Софийский Собор, огромный, с множеством куполов и галерей, украшен фресками и мозаиками, созданными выдающимися художниками.

8 ученик.

Владимир Мономах.

Внук Ярослава Мудрого, Владимир принял прозвище греческого деда и стал одним из немногих русских князей, думавших о единении Руси и мире среди других государств.

Этот рыжеволосый, кудрявый человек с широкой бородой был отважным воином. Он совершал десятки походов, не раз смотрел в глаза смерти и в бою, и на охоте. Мономах имел ум философа и дар писателя. Еще не став великим князем, он был авторитетом среди удельных князей. К высшей власти он пришел умудренным жизнью 60-летним стариком. Мономах много размышлял о сущности человеческой жизни. Добрые дела, добрый нрав, славные победы – вот критерии человеческой жизни.

Летописец сказал о нем: «Украшенный добрым нравом, славными победами, он не возносился, не величался…».

Заключение

На протяжении всей исследовательской групповой работы у обучающихся формировалось целостное представление об историческом пути России, судьбе населяющих ее народов, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории, первых русских князьях IX – XII вв.

В практической деятельности над проектно-исследовательской работой обучающиеся были разделены на группы.

Каждая группа занималась исследованием одной из составных раздела общей темы «Предания о первых русских князьях». Группа вела разработку своего раздела и повысила этим степень самостоятельности.

Например:

1 группа исследовала раздел «Князь Киевский, Великий Олег». ПО этой тепе были написаны рефераты, посещен музей «Оружейная палата», подобран исторический материал.

2 группа. «Князь Владимир».

3 группа. «Ярослав Мудрый».

4 группа. «Владимир Мономах».

Учащиеся выполняли наблюдения, позволяющие сделать выводы и систематизировать их в виде рисунков, написания рефератов. В результате проведенной проектно-исследовательской работы у детей сформировалось личностное отношение к истории своей страны, формировалось систематическое желание самостоятельного поиска материала по каждому вопросу. «Наследие нашего народа» – важный аспект при формировании гражданских и патриотических качеств у учащихся.

infourok.ru

Проверочная работа по литературному чтению на тему «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего», 4 класс

1. Почему Олег не принял вино от греков?

_________________________________________________________

2. Что означает слово паволока?

_________________________________________________________

3. Сколько лет княжил Олег?

_________________________________________________________

4. Для какого русского города дал приказ Олег грекам прежде всего дать дани?

_________________________________________________________

5. Почему народ прозвал Олега Вещим?

_________________________________________________________

6. Где жил и правил Олег?

_________________________________________________________

7. Что напророчили князю Олегу волхвы?

_________________________________________________________

8. Почему люди оплакивали Олега?

_________________________________________________________

9. О каких важных событиях рассказывается в летописи?

__________________________________________________________

10. О чём должен был свидетельствовать щит, повешенный Олегом на вратах 

_________________________________________________________

1. Почему Олег не принял вино от греков?

_________________________________________________________

2. Что означает слово паволока?

_________________________________________________________

3. Сколько лет княжил Олег?

_________________________________________________________

4. Для какого русского города дал приказ Олег грекам прежде всего дать дани?

_________________________________________________________

5. Почему народ прозвал Олега Вещим?

_________________________________________________________

6. Где жил и правил Олег?

_________________________________________________________

7. Что напророчили князю Олегу волхвы?

_________________________________________________________

8. Почему люди оплакивали Олега?

_________________________________________________________

9. О каких важных событиях рассказывается в летописи?

__________________________________________________________

10. О чём должен был свидетельствовать щит, повешенный Олегом на вратах 

_________________________________________________________

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Урок литературного чтения «А.С. Пушкин «Вещий Олег»; 4 класс — Уроки по А.С. Пушкину (начальные классы) — Пушкин А.С.

  1. Повторение изученного материала.

 

— что мы называем повестью временных лет?

Каким языком написан текст?

— Какие сведения  мы получили из этого источника?

— можно ли их назвать точными?

 

 

Ответы на вопросы.

  1. Подготовка к восприятию текста.

 

а)   историческая справка о князе Олеге.-   

 

        Князь Олег правил в Киеве, который в 9—12 веках являлся столицей Киевской Руси. В 911 году он совершил поход на Константинополь (в древнерусской традиции — Царьград). Запросивший мира византийский император согласился на большой выкуп и заключил с князем Олегом договор, согласно которому русские купцы получали право беспошлинной торговли по всем землям Византии. В знак победы и нерушимости заключенного договора Олег прибил свой щит на врата Царьграда

Когда Олег возвратился в Киев, ликующие киевляне, «…дивясь храбрости, уму и богатству», нарекли его Вещим.

   

 И, конечно, о таком значимом  историческом лице есть запись в летописи.                          слайд №  2

        Писатель – историк Карамзин, написавший « Историю государства Российского», обращался к летописи и отразил  исторические факты  в своем труде. слайд № 3

 

б) А. С. Пушкин читал  работу Карамзина, знал повествование об Олеге. Эта история ему понравилась и он записал ее стихотворным слогом.

 

б)  словарно – лексическая работа с устаревшими словами из пр.А.С. Пушкина « Песнь о вещем Олеге».

                                           Слайды № 4,  5, 6, 7

 

Опережающее задание к уроку,

отвечают:

 

а) историки

б) переводчики– толкователи.

 

  1. Выявление особенностей восприятия текста.

 

—  что вы почувствовали, прослушав текст?

— что было не понятно?

— каким вы увидели князя Олега? ( черты характера)

 — что ему сначала предсказал кудесник?

 — почему плохую новость он сказал в самом конце?

 -испугался ли князь  слов кудесника?

 — что Олег приказал сделать с конем?

 

 

 

 

 

Работа с текстом книги

 ( выборочное чтение)

  1. Повторное восприятие текста.

Постановка учебной задачи.

Слайд № 35

Давайте разберёмся,  к какому  литературному жанру можно отнести это произведение?

 

Басня

 Былина

Баллада

Героическая песнь

 

Самостоятельное перечитывание.

 

Чтение про себя.

Дети доказывают, опираясь на строки текста.

 

Работа в 4 группах.

Каждая группа получает листок с названием литературного жанра и его характеристикой.

Дети доказывают к какому жанру принадлежит  или не принадлежит произведение

  1. Анализ текста.

Какое основное событие происходит в произведении?

Что хотел сказать автор  нам, читателям?

От какого лица идет повествование?

             В какое время происходили события?

              — почему Олег  не приказал убить коня?

Почему А.С. Пушкин дал такое название своему произведению?

 

        + прослушивание 1 куплета

                           « Песни о вещем Олеге»

 

  1. Этап обобщения.

 

Что интересного узнали на уроке?

Что нового открыли для себя?

Какими  словами   кудесника Пушкин выражает  отношение  поэта к царствовавшему в то время Александру.

 

Подсказка. Во время написания произведения поэт находился в ссылке на юге, куда его отправили по велению царя, за вольнолюбивые стихи.

 

 

 

pedsovet.su

Презентация: Князь Олег | История

На этой странице раздела История вы можете скачать Презентация: Князь Олег бесплатно для 1, 2, 3, 4, 5, 6,7, 8, 9, 10, 11 классов. Добавляйте свои комментарии о Презентация: Князь Олег. Успехов в создании своих презентаций powerpoint.

Описание:

Данная презентация содержит сведения о князе Олеге, который в свое время являлся правителем Новгорода и Киева.

В «Повести временных лет» говорится, что его прозвище Вещий, то есть князь Олег мог предсказывать будущее. В презентации рассмотрены две версии его биографии. Подробно рассмотрены удачные походы на Смоленск и Любеч и дальнейший путь к Киеву. Учащиеся узнают о роле князя в формировании государства Киевская Русь.

В конце работы рассмотрены противоречивые обстоятельства смерти Вещего Олега от змеиного укуса.

Слайды:










Скачать презентацию

prezentacii-powerpoint.ru

История о Вещем Олеге

 

В некотором царстве, в Новгородском государстве жил — был русский воевода по прозванию  Вещий Олег. Когда он родился — неизвестно, но все в государстве знали и почитали Олега. А началось все с того, что Новгород остался без правителя после смерти князя Рюрика.

Наследником Новгородского престола должен был стать сын Рюрика — Игорь, но к тому времени он был еще совсем мал — ему исполнился год от роду, поэтому к престолу пригласили Олега – храброго, сильного и умного друга князя Рюрика.

Княжеские палаты Олег обустроил себе в Новгороде. Новый государь всем пришелся по нраву – и дружине боевой, и народу простому силой своей, справедливостью и любовью к земле Новгородской и желание расширить границы Отечества своего. Стали величать Олега — Великий сын русской земли.

А знаете, почему называется эта история о Вещем Олеге? Вещий — значит святой, который обладает даром предсказания. Это прозвище Олег получил после того, как вернулся из  похода на Византию.

С первого же дня своего правления, князь Олег заботился об укреплении мощи Новгородского княжества, велико было его желание сделать княжество самым великим,  богатым и сильным на Руси.

А что для этого нужно? — Умный, справедливый правитель и сильная дружина, способная защитить Новгородскую землю от  врагов, которые в те времена не брезговали набегами.

Крепко встав на ноги и освоив боевое дело, Олег со своей дружной армией направился на юг, вдоль реки Волхов, что ныне называется  Днепром. Двигался он вперед и вперед, захватывая все лежащие по пути города, причисляя их к Новгородскому княжеству, и добрался, наконец, до Киева.

А в Киеве в то время прочно обосновались хазары – враги земли русской, захватившие город и обложившие непосильными поборами славянские земли, принадлежащие Киеву. Радимичи, древляне, северяне  — все платили дань хазарам, а кто оказывался – был жестоко казнен за неповиновение.

Но Олег хитростью взял  хазар и все-таки захватил Киев. Стал Киев матерью городов русских, а Олег – Великим князем Киевским. Не мог нарадоваться народ государем своим.

И объявил  Олега создателем Древнерусского государства — Киевской Руси. Укрепил свое влияние князь Олег, начал дань княжескую с земель собирать, ограду вокруг городов русских установил, чтобы не нападали больше соседи-кочевники.  А сам направился со своим могучим войском на Византию, в военный поход на Константинополь – увеличить территорию государства Киевского, показать всем силу русскую.

Лев VI тогда правил Византией. Увидев огромное, непобедимое войско Вещего Олега на неисчислимом количестве кораблей, запер ворота города и огородил гавань железными цепями.

Но князя Киевского это не остановило, ум и хитрость помогли ему и в этот раз. А как? – Он решил войти в неприступный, казалось бы, город другим путем – с той стороны, где не было моря, где никто не ожидал кораблей Олега: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли». В атаку его армия направилась именно на кораблях на колесах!

Попутный ветер помогал Олегу, смелые воины Киевской Руси раскрыли паруса и не поплыли, но покатились на кораблях  на Константинополь.

Увидев эту картину, Лев VI испугался невиданного зрелища, открыл врата города и сдался. Трофеем в этой нелегкой битве оказался договор, благодаря которому Киевская Русь могла устанавливать свои правила торговли по всей Византии. Так Киевская Русь стала самым мощным, большим и богатым государством  в пределах Европы и Азии.

Однако, византийцы, которые не сумели отстоять Константинополь, придумали хитрый ход устранения победителя: «если Олега невозможно победить в бою, то нужно уничтожить его хитростью», и на званом ужине в честь победителя предложили ему отведать еды заморской. Но государь Киевской Руси был умен и осторожен. Он понимал, что вряд ли новообретенные подданные станут его встречать с распростертыми объятьями и от души потчевать угощениями.

Потому и показалось ему подозрительным столь неожиданное гостеприимство вчерашних врагов. Отказался он от лакомств. Правильно сделал – отравлены были изысканные кушанья. Именно поэтому его и прозвали Вещим Олегом – ведал он, что неспроста ему преподнесли такое угощение.

Долго правил Вещий Олег на благо земли русской.  Но предсказали ему однажды волхвы, что смерть они примет от своего же коня. Не поверил Олег волхвам — ведь был конь ему лучшим другом, прошел с ним столько битв. Тем не менее, в тот же день издал  князь указ, которым обязал своих слуг заботиться о коне так,  чтобы ни в чем не знал его боевой друг отказа, кормить его свежим овсом и поить пресной водой.

Прошло ни много — ни мало  — 4 года, уж и предсказание забылось, и жизнь шла своим чередом, да приснился Олегу сон, в котором волхвы снова предрекали князю Киевскому скорую смерть от коня своего. Однако коня к тому времени уже не было в живых — умер княжеский любимец.

Но не находил Вещий Олег, проснувшись, себе покоя, мучал его вопрос – как же может навредить ему тот, которого уж и в живых нет, и решил он навестить могилу коня своего. Пришел к холму, где покоились останки боевого товарища, и спросил у волхвов: «Его ли мне бояться?..»  Как оказалось – да, его. Змея, что устроила себе гнездо в конском черепе, ужалила князя Киевского, защищая свое убежище.

Не в бою погиб Вещий Олег. Принял смерть от коня своего, как и было предсказано. Так странно и нелепо закончилась жизнь великого человека, князя Киевской Руси. Но память о его великих деяниях и победах остается в веках.

 

deti-svetgorod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *