Природа в поэзии – Русская природа в поэзии :: SYL.ru

Русская природа в поэзии :: SYL.ru

Русская природа, широкая, необъятная и ранимая, как славянская душа, являлась одной из излюбленных тем многих знаменитых поэтов. Современные поэты, увы, не переняли умение чувствовать природу так же остро, как их талантливые предшественники. А ведь именно единение человека с природой позволяет испытывать те эмоции, которые заставляют писать ярко, живо, восторженно.

Природная красота как произведение искусства

Русская природа поистине уникальна. Она, при всей своей простоте, пробуждает в человеке глубокие чувства, заставляет ценить и любить окружающее великолепие. Лишь созерцание природы способно дарить человеку ощущение гармонии и абсолютного, ничем не замутненного счастья.

Благоговение перед этой красотой, вовсе неважно, простилается ли перед вами зеленое поле или заснеженный лес, всегда пробуждает в человеке размышления о жизни, о смысле существования и истоках истины.

Стихи о природе русских поэтов многогранны. Русская поэзия всегда стремилась научить читателя не только ценить красоту, но и черпать в ней душевные силы. Как бы ни было плохо и темно на душе, человек на лоне природы всегда успокаивается, находит внутри себя гармонию и надежду на лучшее. За увяданием приходит расцвет — и замерзшая земля вновь оживает при встрече с весной.

Так, поэт Николай Рубцов писал:

Выпал снег — и все забылось,

Чем душа была полна!

Сердце проще вдруг забилось,

Словно выпил я вина.

Никто не понимает красоту русской природы лучше творческого человека, который чувствует гораздо больше, чем мы, практичные прагматики. Порою в жизненной спешке мы не замечаем окружающей красоты.

Александр Сергеевич о русской природе

Пожалуй, ни один русский поэт о природе не писал так эмоционально и ярко. Пушкин со свойственной ему мудростью и умением тонко подбирать нужные слова восхвалял красоту осени – это его любимая пора года, которой посвящено множество стихов. Поэт описывал царившую вокруг красоту, старался объять необъятное, уделяя особое внимание деталям. По его стихам можно смело писать пейзажи.

Пожалуй, одно из самых знаменитых стихотворений, в которое поэт вложил всю любовь к этой золотой поре года:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Афанасий Фет. Цените каждое мгновение

Афанасий Фет, поэт чистый и искренний, писал о природе постоянно. Афанасий обладал удивительной способностью четко описывать привычные нам природные явления, которые мы по глупости не замечаем. Каждое его слово пропитано любовью к природе и стремлением донести до читателя, как мало он замечает в своей жизни. А ведь ценно каждое мгновение — порыв ветра в лицо, прикосновение божьей коровки к руке, ласка солнечного луча.

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

Природа и внутренний мир

Поэты, которые как никто тонко чувствуют не только свою душу, но и душу каждого своего читателя, связывают природу с внутренним миром человека. Нет, описание пейзажей и другие детали природы не являются фоном — они связаны с настроением лирического героя нитями, видимыми не каждому.

Так, Пушкин в своем стихотворении «Цветы последние милей» показывает, насколько гармонично все в природе и во внутреннем мире — рождение и смерть, рост и увядание. Также Александр Сергеевич любил обращаться к природным явлением, как к живым существам.

Множество стихов на тему времен года можно найти и у других великих русских писателей: Лермонтова, Блока, Тютчева, Есенина. А вот о бессмертном хулигане Есенине следует поговорить подробнее.

Есенин о природе

Выросший в деревне Сергей Есенин любил и понимал русскую природу лучше любого городского жителя. Он писал о ней много, красиво и душевно, часто соединяя с любовной лирикой. Сергей Александрович учит читателя любить Родину искренней и чистой любовью, невзирая на ее несовершенства — покосившуюся избу, старый клен, небогатые хлеба. Но они наши, близкие и родные. Русская природа в стихотворениях поэта настолько ярко описана, что живо предстает перед мысленным взором читателя во всем своем великолепии.

Немало строчек Есенин посвятил и животным, которых очень любил с детства. В некоторых своих стихах он обращается к братьям нашим меньшим, как к старым товарищам. Есенин искренне восхвалял природную красоту и мечтал, что однажды человек одумается и перестанет уничтожать ее. Увы, течение времени мало что способно изменить, пока люди не изменят себя.

www.syl.ru

Сочинение на тему: «Русская природа в поэзии»

О теме: Природа в поэзии русских поэтов всегда занимала высокое место. Через тонкую нить поэзии поэты делились особенно чувственным восприятием любви к родной природе.

Русская природа в поэзии

 

Если в зимний вечер разыграется вьюга, начнет мести метель, так что ее слышно из-за окна, то сразу хочется сказать:

«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…»

Если утром в морозный день солнце светит так ярко, что глазам больно и от солнца, и от ослепляющего блеска снега, то мало кто удержится от того, чтобы не воскликнуть: «Мороз и солнце, день чудесный!»

Если настроение поднимается потому, что зазвенела весенняя капель, то душа ликует и сами повторяются слова : «Весна, весна, пора любви…»

Если летом зайдешь в лес и на тебя нападут мошки, то невольно вырывается :

«Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.»

А осенью буквально на каждую погоду, на каждый день есть свои строчки. Начинается осень:

«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день…»

Увидишь желто-красный осенний лес : «Роняет лес багряный свой убор…»

Падают под ноги облетающие листья в начале октября :

«Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей…»

Вгзрустнется немного от осознания, что тепло уходит надолго, или, наоборот, посмотришь с восхищением на яркие краски осени и не можешь не вспомнить:

«…Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…»

Все это цитаты из стихотворений Александра Сергеевича Пушкина, великого русского поэта. Каждому времени года посвятил он немало строк, а также у него есть стихи, посвященные лесу, полю, небу, морю. ветру. В некоторых стихотворениях он одухотворял русскую природу и ее явления, обращался к ним как к живым существам: «Ветер, ветер, ты могуч…» По стихам Пушкина ясно, что больше всего он любил осень, о ней о написал особенно много прекрасных стихов.

Традиции Пушкина продолжили многие русские поэты. Некоторые стихи мы запоминаем с детства и помним их всю жизнь, а особенно часто вспоминаем в подходящих случаях. Например, стоит ударить первому майскому грому и мы сразу восклицаем: «Люблю грозу в начале мая!» Так начинаются знаменитые стихи Федора Тютчева. А если увидим первую зеленую траву, то торопимся произнести строчки незатейливого стихотворения Алексея Плещеева:

«Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.»

А вот как видел весну Иван Бунин, писатель и поэт, великий мастер слова. В каждой строчке чувствуется любовь к родной природе, видно, что поэт не просто описывает ее, а любуется ею.

«За рекой луга зазеленели,
Веет легкой свежестью воды;
Веселей по рощам зазвенели
Песни птиц на разные лады.»

Как и Пушкин, большинство поэтов любит осень. Почти у каждого поэта есть стихотворные строчки об осенней красе природы или о грустном настроении, вызванном осенью. Так написал Михаил Лермонтов:

«Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.»

А стихи Тютчева об осени поражают своей чистотой, мелодичностью:

«Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…»

Перечислить всех выдающихся русских поэтов, которые писали с любовью о русской природе, невозможно. Но нельзя не назвать, по крайней мере, еще одно имя. Это Сергей Есенин. Рожденный в деревне и выросший на природе, он ее знал, понимал, любил, общался с ней трогательно, как и Пушкин, часто оживляя в своих стихах деревья, цветы. Природа в его поэзии — живая, отзывчивая. Это на его стихи написан известный романс:

«Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.»

Стихи русских поэтов о родной природе — это богатство нашей национальной культуры, ее гордость. Неудивительно, что каждый из нас знает наизусть хотя бы несколько строчек.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Тема природы в стихах русских поэтов

Окружающий мир всегда вдохновлял деятелей искусства на создание замечательных произведений, которые до сих пор греют душу читателя и развивают его воображение. Приятно окунуться в родные пейзажи и почувствовать самобытную прелесть изображенного времени года. Не случайно многие русские поэты затрагивали тему природы, зная, что таким путем наверняка доберутся до потаенных глубин человеческого сознания, вырвут людей из порочного круга суеты и рутины, дадут им желаемый отдых, необходимое пространство для раздумий и эмоциональную разрядку.

«Тени сизые смесились» Тютчев

Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном
Час тоски невыразимой!
Всё во мне, и я во всем!

В данном стихотворении Тютчев описывает отношение человека к природе, используя несколько художественных приёмов. Во-первых, это параллелизм и олицетворение — люди и окружающий мир очень похожи, они существуют рядом друг с другом, а потому пейзажи автор наделяет человеческими качествами, как бы уподобляя их сознательному существу. Во-вторых, во всех своих произведениях поэт ищет спасение человеческой души в слиянии естеством, тем самым уничтожая греховную и двойственную сущность личности, обреченной жить по общественным канонам: «Дай вкусить уничтоженья, с миром дремлющим смешай!». При этом полноценное счастье он и видит в возможности увидеть мир «глазами» неиспорченных существ.

«Пришла, — и тает все вокруг» Фет

Как весел мелких туч поход!
И в торжестве неизъяснимом
Сквозной деревьев хоровод
Зеленоватым пышет дымом.

Фет в своих стихах наделяет природу качествами человека, часто использует литературный приме «олицетворение». Особенностью данного произведения является тот факт, что на протяжении всего текста автор не называет его главную героиню. Однако мы можем догадаться, что речь идёт о весне. Но все эпитеты, использованные поэтом, можно приписать и женщине — например, возлюбленная лирического героя «пришла, — и тает всё вокруг, всё жаждет жизни отдаваться». Таким образом, произведение приобретает метафорический характер, и это отличительная черта фетовской лирики – весь текст построен на ассоциативности и суггестивности. С одной стороны, он повествует о времени года, но, с другой стороны, читатель может найти в нем отсылки к отношениям между людьми.

«Прекрасны вы, поля земли родной» Лермонтов

Но эта степь любви моей чужда;
Но этот снег летучий серебристый
И для страны порочной — слишком чистый
Не веселит мне сердца никогда.

Для Лермонтова природа входит в понимание родины. Вместе с ее описанием он пытается показать отличительные черты России, ее характер, мысли и чувства ее жителей: «И так она свежа, и так родня с душой, как будто создана лишь для свободы…». Это произведение схоже с другими образчиками гражданской лирики Лермонтова, где поэт повествует о русском пейзаже, но при этом отражает нынешнее состояние политической ситуации в России. Для него природа неразрывно связана с патриотизмом, любовь к стране сочетается с осознанием ее самобытной красоты. Он был тонким ценителем прелести видов, ведь всерьез увлекался живописью.

«Природа» Мережковский

Нас прежнею лаской встречают
Долины, цветы и ручьи,

И звезды все так же сияют,
О том же поют соловьи.

Для Мережковского природа — это окружающий нас мир, находящийся в неизменном состоянии. Поля, степь, туман, звезды — все это существовало до нас и будет существовать после. По мнению автора, он никак не связан с человеком, его душевными переживаниями. В отличие от других творцов, поэт не использует прием олицетворения и не уподобляет стихии и времена года чувствам и эмоциям людей. Напротив, он выделяет мир цивилизации, который подвержен внешним и внутренним изменениям, развитию, и природу, которая сохраняет свое первозданное состояние.

«Вечер» Гиппиус

Как никогда, я чувствую — я твой,
О милая и строгая природа!
Живу в тебе, потом умру с тобой…
В душе моей покорность — и свобода.

Стихотворение Гиппиус состоит из описания мира, который окружает лирическую героиню. Мы можем чётко представить себе природу, изображенную в тексте: «Июльская гроза, шумя, прошла. И тучи уплывают полосою». Но главная задача для поэтессы — передать душевное состояние женщины через воссоздание пейзажа, с помощью использованных эпитетов и олицетворений мы можем лучше понять ее чувства. Начиная знакомство с произведением, мы видим красочную зарисовку весеннего дня, но углубившись в текст и проанализировав его, мы понимаем, что на первый план выходит взаимосвязь между стихией и переживаниями субъекта.

Автор: Татьяна Девятьярова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Поэзия природы

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой области в д. Васильевка

Вечер поэзии

Поэзия природы

Петрушенко Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

Тема: «Поэзия природы».

Цель:

  • показать неповторимость, красоту, душевность русской природы через поэтические произведения;
  • показать разнообразие и выразительность образов природы в поэзии.

Задачи:

Обучающие:

расширить представление учащихся о теме природы в творчестве разных поэтов;

помочь вызвать зрительные образы при прослушивании стихотворений, понять настроения, чувства поэтов.

Развивающие:

совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворения;

развивать эмоционально — чувственную сферу учащихся в процессе прослушивания стихотворений.

Воспитательные:

формировать художественный вкус, умение эмоционально воспринимать окружающий мир;

воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: портреты поэтов, выставка их книг, презентация.

 

Ход урока

I.Вступительное слово учителя.

— Урок мне сегодня хочется начать чтением стихотворения Н.И.Рыленкова «Всё в тающей дымке». Послушайте, пожалуйста.

Учитель читает стихотворение Н. Рыленкова «Всё в тающей дымке».

Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озёры,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

К чему призывает нас автор в этом стихотворении?

II. Сообщение темы урока и целей.

— И сегодня на уроке мы попробуем с вами увидеть всю прелесть русской природы в стихотворениях разных поэтов. Тема нашего урока «Поэзия природы». А цель урока — показать неповторимость, красоту, душевность русской природы. Но урок у нас сегодня особенный. Наш сегодняшний урок — это вечер поэзии.

III. Вечер поэзии.

Итак, мы начинаем…

Ведущий1. Природа занимает одно из главных мест в русской поэзии. Многие поэты воспевали природу – ее красоту, силу и обаяние. В этом нет ничего удивительного. Живая природа восхищает нас не только своим очарованием, но и тем чувством единения с миром, которое она вызывает.

Ведущий2. Природе свойственно пробуждать глубинные ощущения спокойствия и равновесия внутри нас, а также противоположные этому ощущения назревающей бури и жажды перемен. Стихи о природе – это, прежде всего, зеркало души поэта, а уж только потом дань ее красоте и могуществу.

Ученик читает стихотворение И.С.Никитина «Утро».

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается.

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.

Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.

Потянул ветерок, воду морщит-рябит.

Пронеслись утки с шумом и скрылися.

Далеко-далеко колокольчик звенит.

Рыбаки в шалаше пробудилися,

Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…

А восток всё горит-разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют,

И стоит себе лес, улыбается.

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт;

По плечу молодцу всё тяжёлое…

Не боли ты, душа! отдохни от забот!

Здравствуй, солнце да утро весёлое!

Ведущий1. Поэты умели наблюдать, видеть и понимать природу. Умели находить прекрасное в самом скромном ее уголке и ярким, эмоциональном языком описать виденное, выразить свое отношение.

Ученик читает стихотворение С.А.Есенина «Топи да болота».

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Вззвенивает лес.

Тенькает синица

Меж лесных кудрей,

Темным елям снится

Гомон косарей.

По лугу со скрипом

Тянется обоз —

Суховатой липой

Пахнет от колес.

Слухают ракиты

Посвист ветряной…

Край ты мой забытый,

Край ты мой родной.

Ведущий2. Стихи, посвящённые природе, оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли.

Ученик читает стихотворение А.К.Толстого «Ты знаешь край, где все обильем дышит…»

Ты знаешь край, где все обильем дышит,
Где реки льются чище серебра,
Где ветерок степной ковыль колышет,
В вишневых рощах тонут хутора,
Среди садов деревья гнутся долу
И до земли висит их плод тяжелый?

Шумя, тростник над озером трепещет,
И чист, и тих, и ясен свод небес,
Косарь поет, коса звенит и блещет,
Вдоль берега стоит кудрявый лес,
И к облакам, клубяся над водою,
Бежит дымок синеющей струею?

Туда, туда всем сердцем я стремлюся,
Туда, где сердцу было так легко,
Где из цветов венок плетет Маруся,
О старине поет слепой Грицко,
И парубки, кружась на пожне гладкой,
Взрывают пыль веселою присядкой!

Ты знаешь край, где нивы золотые
Испещрены лазурью васильков,
Среди степей курган времен Батыя,
Вдали стада пасущихся волов,
Обозов скрып, ковры цветущей гречи
И вы, чубы — остатки славной Сечи?

Ты знаешь край, где утром в воскресенье,
Когда росой подсолнечник блестит,
Так звонко льется жаворонка пенье,
Стада блеят, а колокол гудит,
И в божий храм, увенчаны цветами,
Идут казачки пестрыми толпами?

Ведущий1. Наша природа богата, красива, разнообразна в любое время года. Для каждого времени года поэты находили такие слова, рисовали такие образы, которые навсегда запали в память и душу читателя.

Ведущий2. Поэты очень трогательно описывают каждое время года. Ведь как удивительно меняется облик леса от лета к осени, когда деревья украшает осенняя позолота листьев. Зимой спят растения, деревья, погрузившись в долгий зимний сон. Наступает весна, освобождается от снега лес, пробуждается природа, очищаясь от зимнего сна к весеннему теплу.  Вслед за весной приходит лето, цветут сады и благоухают цветы, наполняя воздух ароматами и пряностями.

Ведущий1. Еще вчера снежный ковер был белым и пушистым. Но постепенно снег на косогорах почернел. Посветлел лес, стал воздушным, прозрачным. Весна властно будит природу. Разливаются реки, стряхивают зимний сон деревья, зеленеют почки, на полянах пробиваются первые щетинки травинок. Воздух наполняется чудесным ароматом.

Ученик читает стихотворение А. К. Толстого «Вот уж снег последний в поле тает»:

Вот уж снег последний в поле тает.

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут Друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет,

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит и поёт.

Ведущий 2. Весна всегда долгожданна, а в стихотворениях поэтов она весела и игрива. Светлые облачка плывут по чистому небу и без следа тают в прозрачной синеве. Зазеленели луга. Зазеленела молодая листва. Уже рокочут майские грозы.

Ученик читает стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза».

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный —

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Ведущий1. Стихотворения о весне в творчестве поэтов передают радостное настроение смены природы с зимнего времени года на весну. В высоком поднебесье звенит песенка. Кто же певец? Да это же посланец весны – жаворонок.

Ученик читает стихотворение В.А.Жуковского «Жаворонок».

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны.

Здесь так легко мне, так радушно,

Так беспредельно, так воздушно;

Весь божий мир здесь вижу я.

И славит бога песнь моя!

Ведущий 2. Природа весной пробуждается, распускается, веточки с листочками тянутся к солнцу, переплетаясь весенним ветерком, словно рифмы из строк весенних стихов. Листвой оделась милая красавица мая — черемуха.

Ученик читает стихотворение С.А.Есенина «Черёмуха»

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри, завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черемуха душистая,

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдает

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

Ведущий1. Природа летом в стихах богата сочными зелеными красками и благородным летним настроением. Стихи о лете в творчестве поэтов передают красоту русской природы, шум леса, пение птиц и благодать погожего летнего дня. Стихи насыщены теплом летней красоты и полны любви к родной природе.

Ученик читает стихотворение Романова К. К. «Летом»

Давно черемуха завяла,
И на сирени средь садов
Уж не качались опахала
Благоухающих цветов.
По длинным жердям хмель зеленый
Вился высокою стеной,
И рдели пышные пионы,
Нагнувшись низко над травой.
Гляделись звезды золотые
В струи прозрачные реки,
И словно очи голубые
Во ржи синели васильки.
Мы дождались средины лета,
Но вешних дней мне было жаль,
И с этой радостью расцвета
Прокралась в душу мне печаль.
Лишиться вновь мне страшно стало
Всего, чем жизнь так хороша,
Чего так долго сердце ждало,
Чего так жаждала душа!

Ведущий2. Лето в стихах русских поэтов благоухает и цветет. Летнее настроение, как и стихи, то знойное и жаркое, то порывистое и грозовое.

Ученик читает стихотворение В.Я.Брюсова «Летняя гроза».

Синие, чистые дали
Между зеленых ветвей
Бело-молочными стали…
Ветер играет смелей.
Говор негромкого грома
Глухо рокочет вдали…
Всё еще веет истома
От неостывшей земли.
Птицы кричали и смолкли;
С каждым мгновеньем темней.
В небо выходит не полк ли
Сумрачных, страшных теней.
Вновь громовые угрозы,
Молнии резкий зигзаг.
Неба тяжелые слезы
Клонят испуганный мак.
Ливень, и буря, и где-то
Солнца мелькнувшего луч…
Русское, буйное лето,
Месяцы зноя и туч!

Ведущий1. Лето наполнено красками и запахами, полными гармонии с природой, чередуясь солнечными днями с внезапными дождливыми капризами, словно нити волшебных строк, такие разные, в стихах о природе.

Ученик читает стихотворение Бориса Пастернака «Тишина»

Пронизан солнцем лес насквозь.

Лучи стоят столбами пыли.

Отсюда, уверяют, лось

Выходит на дорог развилье.

В лесу молчанье, тишина,

Как будто жизнь в глухой лощине

Не солнцем заворожена,

А по совсем другой причине.

Действительно, невдалеке

Средь заросли стоит лосиха.

Пред ней деревья в столбняке.

Вот отчего в лесу так тихо.

Лосиха ест лесной подсед,

Хрустя обгладывает молодь.

Задевши за ее хребет,

Болтается на ветке желудь.

Иван-да-марья, зверобой,

Ромашка, иван-чай, татарник,

Опутанные ворожбой,

Глазеют, обступив кустарник.

Во всем лесу один ручей

В овраге, полном благозвучья,

Твердит то тише, то звончей

Про этот небывалый случай.

Звеня на всю лесную падь

И оглашая лесосеку,

Он что-то хочет рассказать

Почти словами человека.

Ведущий 2:Уже румянит осень клены,

А ельник зелен и тенист

Осинник желтый бьет тревогу,

Осыпался с берёзы лист

И, как ковер, устлал дорогу.

Осень вступает в свои владения.

Ученик читает стихотворение К. Бальмонта «Осень»

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Ведущий1. Величава золотая русская осень. Чист и прозрачен воздух. Виднее стал широкий простор чарующих пейзажей. «В саду горит костер рябины красной». Далекий горизонт слегка окутывается лиловатой дымкой. Осень вплетает березам золото в кудри, раскидывает по полянам белесые облака туманов, гонит по перелескам серебряные нити паутины.

Ученик читает стихотворение А. С.Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!»

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы

Ведущий 2:Ничего не поделаешь — не за горами зима. Все холоднее ночи, все чаще затяжные моросящие дожди. А знобкий, порывистый ветер, словно чародей, покрывает поляны и лесные просеки пестрым ковром сорванных листьев.

Ученик читает стихотворение Н.А.Некрасова «Славная осень!»

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит;

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,

Выспаться можно — покой и простор!

Листья поблекнуть еще не успели,

Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни…

Нет безобразья в природе! И кочи,

И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Ведущий1. Осень в поэзии задумчива и грустна, лирична и загадочна. Поэты тихо передают в своих стихотворениях настроение уставшей природы. Это и опадающие листья, и нежные солнечные дни бабьего лета, и осенний дождь.

Ученик читает стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

Ведущий2. Осень у поэтов самая утонченная, самая нежная и в тоже время, полная мудрости пора. Грусть и тоска, радость и разочарование, одиночество и любовь, все переплетается в осеннем, полном очарования, настроении. Трогательные и добрые слова в стихотворениях об осени подчеркивают всю красоту русской природы и чувственную глубину русской поэзии.

Ученик читает стихотворение Ф.И.Тютчева «Осенний вечер»

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть!.. Зловещий блеск и пестрота дерёв, Багряных листьев томный, легкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землею И, как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье – и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья!

Ведущий1.Стоит зимняя стужа. Серебрятся на солнце пышные сугробы. Затихли капели предзимья, и водворилась торжественная тишина зимнего покоя. Над крышами клубятся белые столбы дыма.

Ученик читает стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Ведущий2. Слушая стихотворения о зиме, мы видим различные зимние пейзажи. Описывая зиму, поэты называют её и волшебницей, и красавицей, и матушкой – зимой, проказам которой радуются люди.

Ученик читает отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, — и вот сама
Идет волшебница зима!
Пришла, рассыпалась, клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки -зимы.

Ведущий1. Зимняя пора в стихах грациозна и благодушна к спящей природе. Стихи о зиме в творчестве поэтов восхищают суровостью русской зимы, передают уют народного быта русской избы и жизни крестьянина в долгое морозное время. Стихи повествуют о сказках, созданных самим очарованием зимней природы.

Ученик читает стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимою»

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой —
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой —
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Ведущий2. Природа затаилась и спит, спрятавшись под белоснежное покрывало, в то время, как зима освободила силы ветров и морозов, заковавшие весь природный мир в ледяные оковы, словно, строки зимних стихов, околдованные красотой и очарованием русской поэзии.

Ученик читает стихотворение Н.А.Некрасова «Мороз – воевода»(отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос»)

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит — хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет — по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Дорога везде чародею,

Чу! ближе подходит, седой.

И вдруг очутился над нею,

Над самой ее головой!

Забравшись на сосну большую,

По веточкам палицей бьет

И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поет:

«Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда,

Пойду на моря-окияны —

Построю дворцы изо льда.

Задумаю — реки большие

Надолго упрячу под гнет,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ.

Богат я, казны не считаю,

А все не скудеет добро;

Я царство мое убираю

В алмазы, жемчуг, серебро…»

Ведущий1. Зима в стихах русских поэтов задумчива и манит великолепием, словно, сама королева зимнего царства и повелительница метелей и вьюг, оковывает и манит своей красотой и величеством.

Ученик читает стихотворение С.А.Есенина «Поёт зима — аукает…»

Поёт зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

Ведущий2.Поэзия всегда сочетала в себе ранимость и тонкость с безграничной любовью поэтов к родной природе, которая в стихах известных поэтов не превозносится выше всего на свете, напротив, в строках восхищения немало грусти, скромной красоты и неподдельного патриотизма.

Ученик читает стихотворение А.Н.Плещеева «Природа – мать! К тебе иду…»

Природа-мать! К тебе иду
              С своей глубокою тоскою;
              К тебе усталой головою
              На лоно с плачем припаду.
              Твоих лесов немолчный шум
              И нив златистых колыханье,
              Лазурь небес и вод журчанье
              Разгонят мрак гнетущих дум.
              Пусть говорят, что ты к людской
              Тоске и скорби безучастна,
              Что исцеления напрасно
              Ждать от тебя душе больной.
              Нет, я не верю! С нами ты
              Живешь одною жизнью полной;
              Или зачем же ропщут волны
              И грустно шепчутся листы?

Ведущий1. Мы с вами услышали, что изящно и тонко отражая природу в стихах, поэт лишний раз, если не говорит прямо, то ласково намекает — как хороша природа во все времена года.

Ведущий2. Полны радости и ликования весенние стихи в ярких красках пробуждения природы от долгого зимнего сна.

Ведущий1. Цветет и благоухает природа, переливаясь в звуках и красках рифм стихов о лете.

Ведущий2. Поэтична и грустна природа осенью, уставшая и промокшая, угрюмая и красивая, воспетая осенними строками стихотворений.

Ведущий1. Волшебная и околдованная зимними чарами природа спит, убаюканная колыбелью мелодии стихов о зиме.

Ведущий2. Хорошо у вас на море-океане, на острове Буяне, а на Руси-матушке во сто крат лучше! У нас луга зелёные, реки синие. У нас поля бескрайние, у заводей берёзки белые, в лугах цветы лазоревые. У нас заря с зарёю сходится, месяц на небе звёзды пасёт. У нас росы медвяные, ручьи серебряные.

Ведущий1. И это всё – наша русская природа.

Ученик читает стихотворение С.Я.Маршака «О том, как хороша природа»
О том, как хороша природа,
Не часто говорит народ
Под этой синью небосвода,
Над этой бледной синью вод.
Не о закате, не о зыби,
Что серебрится вдалеке,-
Народ беседует о рыбе,
О сплаве леса по реке.
Но, глядя с берега крутого
На розовеющую гладь,
Порой одно он скажет слово,
И это слово — «Благодать!».

Ученик читает стихотворение В.Чижова «В природе столько красоты»

В природе столько красоты –

Вглядись, и ты поймешь,

Зачем росистые кусты

Окутывает дрожь.

Куда, журча, ручей бежит,

Прозрачнее стекла,

О чем под вечер, в поле ржи,

Поют перепела…

Пусть станет сердцу твоему

Понятна птичья речь –

В природе столько красоты –

Сумей её сберечь!

Ведущий2. Наш вечер подошёл к концу.

Ведущий1. Но мы с вами не прощаемся, а говорим вам – до новых встреч.

Ведущий2. До свидания.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Заключительное слово учителя:

Понравились ли вам стихотворения поэтов о природе? Чем понравились?

Что вы заметили общего в этих стихотворениях?

Какие чувства вы испытывали, когда слушали стихотворения о природе?

С каким настроением уходите с урока?

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Поэзия природы

Вдумайтесь в это словосочетание — у него два различных смысла.

«Поэзия природы» — это конечно же, Тютчев, Фет, Есенин, Пастернак, Заболоцкий, все стихи, написанные о природе.Но «поэзия природы» — это и свойство самой природы, ее особая прелесть, глубина, многозначность, сильное и стихийное воздействие на человеческую душу.

И вот эти две «поэзии» — та, что пишется словами, и та, что таится в безмолвии гор или в шуме морей, — есть, по сути, одна поэзия, говорящая двумя языками: стихами и стихиями.

Каждая национальная литература имеет свою систему излюбленных, устойчивых мотивов, характеризующих ее эстетическое своеобразие. Существуют целые исследования об образе леса — в немецкой литературе, ручья — во французской и т. п. Русская литература в этом отношенииизучена недостаточно: то внимание, которое уделялось до сих пор типическим образам человека («лишний человек», «маленький человек», «лирический герой» и т. д.), оттесняло в сознании исследователей первостепенную значимость образов природы, через которые национальная специфика литературы проявляется особенно четко.

«Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии», — знаменательно, что в этом известном пушкинском определении народности «климат» стоит на первом месте. Если образ правления и вера суть изменчивые, исторически подвижные черты народной физиономии, то климат, ландшафт, флора и фауна накладывают на нее родовой отпечаток. Не случайно, что и М. Лермонтов в стихотворении «Родина» как бы полемически заостряет пушкинскую формулировку: «ни слава, купленная кровью», «ни темной старины заветные преданья», то есть ни «образ правления», ни «вера» не трогают душу поэта, — в родине он любит «степей холодное молчанье», «разливы рек ее, подобные морям», врожденные, изначальные черты дорогого лика.

У русского ученого-фольклориста XIX века А.Н.Афанасьева есть трехтомный труд «Поэтические воззрения славян на природу». Это самое полное из всех существующих исследований мифологии славян, а между тем речь в нем идет только о природе. Конечно, в древности природа оказывала куда большее влияние на человека, чем теперь, когда человечество со всех сторон окружено сферами техники, культуры, искусственного разума, знаковых систем. И тем не менее, все, созданное человеком, — пока еще только капля в океане природы. КАК весь этот океан отражается в малой капле, и показывает поэзия. Она всегда остается связующим звеном между природой и остальным миром. О чем бы ни хотел сказать поэт, ничто не заменит ему образов, взятых из природы: «вода» и «огонь», «цветок» и «звезда».

Поэзия в новое время выполняет отчасти ту функцию, которую в древности выполняла мифология — представлять мир, создаваемый человеком, в его гармонии с природой. Связи человека с природой теперь гораздо более опосредованы культурой и цивилизацией, чем раньше, но соответственно усложнился и язык поэзии.

Можно ли исследовать «поэтические воззрения… на природу» целого народа, если они выражены не в фольклоре, а в поэзии нового времени? Сложность задачи в том, что у каждого поэта — свой, особенный образ природы, между индивидуальными стилями существуют огромные различия, которые, конечно, отсутствовали в древнем обществе, в эпоху сложения мифологии и фольклора.

Любое произведение той поры было выражением коллективного сознания, внутри которого еще не выделялись авторские индивидуальности, — потому они и не оставили своих имен. Но значит ли это, что поэзия нового времени не представляет никакой целостности? Нет, конечно, такая целостность существует, только она проявляется уже не в рамках отдельных поэтических текстов (ведь каждый из них создан индивидуальным творцом), а на более высоком и труднообозримом уровне всей национальной поэзии как единого произведения — мегатекста. Такой мегатекст не есть условная конструкция, он реально существует, у него свой читатель — народ, в памяти которого хранится вся совокупность текстов, составляющих национальную поэзию. Отдельный исследователь тоже может в известной степени приблизиться к такому масштабу восприятия, конечно, только в какой-то узкой области, например пейзажной лирики.

И тогда откроются удивительные закономерности, которых мы не замечаем, пока читаем отдельные произведения, даже когда изучаем все творчество одного поэта. На уровне мегатекста становятся заметными все те сходства и взаимозависимости, которые не осознаются автором, сочиняющим свой единичный текст, но принадлежит сознанию целого народа или, если позволяет широта обзора, человечества. Мы не находим здесь того тождества индивидуальных воззрений, которые составляют предпосылку мифологии, но между разрозненными мотивами сохраняются линии притяжения, вокруг которых группируется наибольшее количество образов. Мегатекст, увиденный как целое, являет картину, близкую карте звездного неба: среди распыленного вещества, в галактических туманностях — уплотненные ядра, сосредотачивающие в себе наибольшую массу поэтического вещества. Как будто литература, выходя из фольклорной стадии, тоже претерпела «большой взрыв» и стала стремительно разрастаться, «разбегаться» в разные стороны, как и Вселенная, но в ней сохранились центры притяжения, вокруг которых концентрируются основные образы. Если мы рассмотрим все образы национальной поэзии, относящиеся к какому-нибудь одному мотиву (например, березы или коня), то обнаружим своего рода звездную систему, имеющую уплотнения — совпадения или сходства многих индивидуальных образов, и разреженные слои, в которых один образ отстоит от другого на значительном расстоянии.

Так, несколько наиболее устойчивых образов, повторяющихся у многих поэтов, сложилось вокруг образа березы: «береза-плач», «береза-женщина», «береза-Россия». Образы, которые, многократно варьируясь, приобретают общенациональную распространенность и характерность, принято называть топосами (по др.-гр. — букв. «место»). Топос — это «общее место» целого ряда индивидуальных поэтических образов, их смысловое и структурное ядро.

Следовательно, целостный национальный образ природы можно раскрыть и в поэзии нового времени, только для этого придется сопоставлять множество индивидуальных образов, искать между ними объединительные связи. Поэтому и необходимо участие критиков, литературоведов, истолкователей в развитии художественной культуры, что они осуществляют связь между общим и особенным в ней, между индивидуальными образами и образными универсалиями (эпохальными, национальными, всемирными). Подобно тому, как писатель раскрывает общее и типическое в единичных явлениях действительности, так и критик раскрывает общее и универсальное в конкретных образах искусства — это следующая ступень творческого познания мира.

В фольклорно-мифологических культурах не было критики, потому что связь индивидуального и универсального выступала там как непосредственное тождество, у всех текстов был один, коллективный творец. Не приходилось специально переводить с языка индивидуальных образов на язык универсалий — выполнять работу, которой заняты интерпретаторы и критики в современной культуре. Через их деятельность каждый авторский текст теперь может быть прочитан как часть мегатекста, введен в целостную систему культуры.

Пейзажные мотивы для целей такого исследования особенно благоприятны, ибо в них единство национального поэтического сознания, даже разбившегося на множество индивидуальных стилей, сохраняется в наибольшей мере. Как ни меняется с ходом времени социальный уклад жизни, природа в своих основных чертах остается неизменной, она — то общее, что есть у нас с М.ЛОМОНОСОВЫМ, А.ПУШКИНЫМ, А.БЛОКОМ. Если она и изменилась, то гораздо меньше, чем история, политика, техника, цивилизация. Вот почему пейзажные мотивы, помимо их собственной эстетической значимости для национальной поэзии, имеют еще и более общий интерес – как свидетельства ее образного единства, как хранители ее фольклорно-мифологического духа.

Важно учесть и другое. Как ни парадоксально это на первый взгляд, но анализ пейзажных мотивов помогает понять не только национальное своеобразие русской поэзии, но и ее историческое движение — именно поэтому, что мотивы эти сами стоят как бы вне истории. Ведь перемены становятся очевидны только на фоне чего-то неизменного. Образы природы, которая остается равной себе на протяжении столетий, позволяют проследить движение самой художественной образности, не смешивая его с движением изображаемой действительности. Если деревья изображаются у М.Цветаевой или Н.Заболоцкого иначе, чем у А.Пушкина или А.Фета то вовсе не потому, что другими стали деревья — наглядно меняется система поэтического мышления — от эпохи к эпохе, от автора к автору. Особенность того или иного персонального видения мира, легче почувствовать, если предметом этого видения избрать нечто более или менее стабильное, одинаковое для всех поэтов: зиму или лето, растительный или животный мир.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

mirznanii.com

Поэзия природы и природа поэзии

Если верить поэзии, между ней и природой всегда существовало избирательное сродство. Именно в природе поэт находит самый чистый источник своего вдохновения — минуя книги, знаки, мнения, условности. По традиции поэт представляется странником или пустынником; столь же первозданный душой, как и природа, он только с ней может найти общий язык.

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков, и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы.

(А.Пушкин).

Поэзия находит в природе не только свои ритмы и строфы, но прежде всего тот дух естественности, непредсказуемости, которым сама дышит. В ней есть та безусловность самовыражения, которая неподотчетна никакой разумно поставленной цели — она подобна ветру, подымающему листы и несущему пыль, когда корабль напрасно ждет его дуновения:

Таков поэт: как Аквилон,

Что хочет, то и носит он –

Орлу подобно, он летает…

(А.Пушкин).

И потому природа входит в само существо поэзии, которая отличается от всех других видов культурной деятельности своей стихийностью, близостью к голосам, веяниям, запахам. Поэзия — это обнаженное естество, природность своей культуры: согласно определению, данному Пастернаком,

Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок,
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.

Сама поэзия — это второе «я» природы, ответ на ее потребность обрести язык. Отсюда путаница и «невнятица», на которой постоянно ловит поэзию логический разум. Природа страстно стремится овладеть человеческой речью, чтобы понять себя и быть понятой, — и стихи становятся лучшим опосредованием между логическим строем языка и невнятицей лиственных лепетаний, птичьих треньканий. Только через поэзию может свершиться этот перевод с шумов, шелестов, трепетаний на членораздельный язык

Поэзия не просто откликается на голоса природы, вторит им, воплощает их в членораздельной речи, но сама стремится стать частью природы, видя в этом высшую честь для себя. Все создания человеческого духа, достигая высшей степени естественности, с какой сотворена природа, так или иначе становятся ее частью, приобщаются к ее бессмертию. Предельная задача поэта — «вернуть свое искусство его животворящему началу» (А.Тарковский), созданное поставить в ряд первозданного, как будто не он, поэт, сотворил это, а «первопоэт», сочинивший горы и моря, травы и деревья.

Итак, природа для поэзии — это как бы ее второе «я», зеркало, в котором яснее узнается собственный облик. Кем бы ни выступала природа для поэзии: союзницей или соперницей, наставницей или ученицей, — именно по отношению к ней поэзия осознает всю ширь и насущность своего присутствия в мире как природы «второй», сотворенной, но столь же безусловной и вездесущей, как первая. Природа — не только тема поэзии, но и наивысший ее идеал, та большая поэзия, которая уже не вмещается в индивидуальный стиль, выходит за границы авторства, стирает подписи, имена и становится плотью мира. Осознать свое родство с такой поэзией — для всякого автора величайшая радость и честь.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

mirznanii.com

Природа в литературе

 В художественной литературе тема природы тесно переплетается с самобытностью человека,  образу которого характерны народные особенности, традиции и культура тех родных мест, присущих ему.

Природа воспевается поэтами и прозаиками, как неотъемлемая часть бытия взаимоотношений человека и природы, его восхищение красотой окружающего мира и любви к родным краям.


Русская литература

 

Стихи о природе русских поэтов

Настроение природы меняется со сменой времен года, облик которой воспевали в стихах русские поэты золотого и серебряного веков русской поэзии.
В раздел…


Рассказы о природе русских писателей

Образы родной природы, сменяемые вместе с временами года, с нескрываемым патриотизмом и любовью к родным краям, описывали в своих произведениях русские писатели.
В раздел…


Природа в русской литературе

Природа в творчестве русских писателей и поэтов занимает одно из главных мест в произведениях, где чувства  и настроения перекликаются с особенностями народного быта, передавая образы русской природы с характером и особенностями русской души.


Природа в русской поэзии

Русская поэзия это духовное достояние и культурная ценность России, неотъемлемый элемент русской литературы, вобравшим в себя все главные особенности народного фольклора, гимн души и песнь простого русского человека. Природа занимает главное место в русской поэзии, с любовью воспетая родными поэтами.

Анализ стихотворений о природе:

Весна

Юная красавица Весна, легка и весела, звонко проносится по влажным от таящего снега полям и лесам.

Первые лучи солнца пригревают землю, освежая весенним дождем. Деревья и растения зацветают, наполняясь свежим ароматом весны.

Анализ стихотворений о весне:

Лето

Румяная хозяйка Лето, плодородных земель, цветущих садов и пресных вод.

Природа благоухает, щедро одаривает теплом, заботливо омывает дождями и согревает жарким солнцем, награждая за терпение и труд дарами плодоносного урожая.


Анализ стихотворений о лете

Осень

Таинственная принцесса Осень возьмет в свои руки уставшую природу, оденет в золотые наряды и промочит долгими дождями.

Осень, успокоит запыхавшуюся землю, сдует ветром последние листья и уложит в колыбель долгого зимнего сна.


Анализ стихотворений об осени

Зима

Белая королева Зима, нежно обнимет спящий мир, скует его сны ледяными морозами, нежно прикроет белоснежным одеялом.

Зима будет долго держать в ледяном плену зимнюю природу леса, убаюкивая снежными ветрами и холодным дыханием вьюг.


Анализ стихотворений о зиме


Зарубежная литература

 

Поэзию разных стран объединяет умение чувствовать природу родных мест, передавать краски, настроение природы, её красоту и величественность.

Стихи зарубежных поэтов также полны любви и восхищения к родной природе.


Хокку — традиционные японские стихи в форме трех строк, где особый смысл вкладывается в простоту, краткость, с обращением к природе и к себе, своим чувствам, переживаниям.

Так японские слагатели хокку передают настроение природы, в глубоких раздумьях, в кратких словах, придерживаясь строгих форм хокку.


Цитаты и высказывания

 

Цитаты о природе русских и зарубежных классиков

Фразы, высказывания, обрывки стихотворений, возвышающих природу, в размышлениях о сопоставлении человека и её величества природы на одних чашах весов.

Размышления в крылатых фразах, случайные или нет, ставшие известными в поэзии, прозе и кино.

Читайте художественную литературу и старайтесь сравнивать разные мнения, выражая тем самым свою мысль. Пишите свои работы так, как это видите вы сами, пользуясь в качестве примера материал с нашего сайта.

Все материалы предоставленные на сайте, написаны авторами Сезоны-года.рф, не копированы и не заимствованы с других сайтов.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *