Презентация на тему «История создания оды»
Презентация на тему: История создания одыСкачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:М.В.Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны», ноября 25 дня, 1747 года»
№ слайда 2 Описание слайда:История создания одыБольшая часть торжественных од Ломоносова была написана по случаю дней восшествия на престол того или иного монарха, отмечавшихся ежегодно: Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елисавете Петровне, Петру III, Екатерине II. Чтение од составляло часть праздничного церемониала, поэтому правительство их заказывало.Написана в 1747 г. Отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы. В этот же год Елизавета Петровна утвердила новый устав и штаты Академии наук, вдвое увеличив количество средств на ее нужды.Ломоносов возлагал на данный устав большие надежды в деле распространения просвещения в России.
Жанр одыПобедно-патриотическиеТоржественные (похвальные)ФилософскиеДуховныеАнакреонтические
№ слайда 9 Описание слайда:В соответствии с требованиями классицизма ода отличается логической стройностью. Каждая из основных тем получает свое обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль логически вытекает из предыдущей. «Ода на день восшествия…» состоит из 24 десятистишных строф с повторяющейся рифмовкой.
1 – 2 строфы – зачин с традиционным обращением к тишине и прославлением красоты и величия мироздания и самой императрицы: Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна!
№ слайда 11 Описание слайда:3 – 6 строфы – прославление деяний императрицы Елисаветы Петровны: Когда на трон она вступила, Как вышний подал ей венец, Тебя в Россию возвратила, Войне поставила конец…
№ слайда 12 Описание слайда:В 7 – 11 строфах поэт восхищением вспоминает Петра I – царя-реформатора, идеал русского монарха, о кончине которого скорбит автор оды, сожалея и о смерти его супруги Екатерины I: Послал в Россию Человека,Каков неслыхан был от века.Сквозь все препятства он вознесГлаву, победами венчанну,Россию, грубостью попранну,С собой возвысил до небес.
№ слайда 13 Описание слайда:Начиная с 12 строфы поэт вновь возвращается к восхвалению «Великой Петровой дщери», уже более подробно останавливаясь на ее заслугах. При этом он описывает богатство, красоту и необъятность просторов ее державы. Призывает к освоению еще неразработанных природных богатств и развитию в связи с этим науки: Воззри на горы превысоки,Воззри в поля свои широки,Где Волга, Днепр, где Обь течет;Богатство, в оных потаенно,Наукой будет откровенно,Что щедростью твоей цветет.
22 – 23 строфы – знаменитое обращение к соотечественникам, которых Ломоносов убеждает в пользе занятий наукой: Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.
№ слайда 15 Описание слайда:Последняя, 24 строфа – заключительное прославление императрицы и благословение ее мудрого , миролюбивого царствования: Тебе, о милости источник, О ангел мирных наших лет! Всевышний на того помощник, Кто гордостью своей дерзнет, Завидя нашему покою, Против тебя восстать войною; Тебя зиждитель сохранит Во всех путях беспреткновенну И жизнь твою благословенну С числом щедрот твоих сравнит.
№ слайда 16 Описание слайда:Тематика и проблематика одыПоэт говорит о том, что, по его мнению, должно способствовать развитию и процветанию Отечества.О важности миролюбивой политики императрицы.О необходимости развития просвещения и науки, которые, с его точки зрения, будут способствовать развитию и процветанию государства.
№ слайда 17 Описание слайда:Художественное своеобразие Художественные особенности произведения определяются его жанром и идейно-тематическим содержанием. Оно полностью соответствует одическому канону, который составляют устойчивый метр и устойчивая строфика. Ода написана четырехстопным ямбом, состоит из десятистишных строф с определенной системой рифмовки: аБаБввГддГ.
Торжественность стиля достигается употреблением в оде славянизмов:класы – колосья,зиждитель – Бог,дщерь – дочь,воззри – посмотри;образов, почерпнутых из античной мифологии:Минерва – богиня мудрости,Марс – бог войны,Нептун – бог моря,Борей – северный ветер;
№ слайда 19 Описание слайда:Обилие риторических вопросов, восклицаний и и обращений:«Молчите, пламенные звуки, и колебать престаньте свет…»«Но ах, жестокая судьбина!»«Какая светлость окружает в толикой горести Парнас?»
№ слайда 20 Описание слайда:Часто Ломоносов использует характерные сравнения, метафоры, олицетворения:«Там тьмою островов посеян, реке подобен океан»;«Твои щедроты ободряют наш дух и к бегу устремляют,Как в понт пловца способный ветр…»;«Вы, наглы вихри, не дерзайте реветь, но кротко разглашайте прекрасны наши времена».
№ слайда 21 Описание слайда:4 — Радостна премена… — дворцовый переворот, приведший Елизавету на трон.7 — Послал в Россию Человека… — Петра I.9 — Тогда божественны науки… — речь идет об основанной Петром I Академии наук, открытой уже после его смерти в 1725 году.10 — Завистливым отторжен роком… — Петр I умер в 1725 году.11 — Екатерина I (1684-1727) — жена Петра I, российская императрица.
11 — Секвана — латинское название Сены, намек на Парижскую Академию наук.19 — Колумб Российский — Витус Беринг (1681-1741) — русский мореплаватель. 21 — Верхи Рифейски… — Урал.22 — Платон (427-347 до н. э.) — греческий философ. Невтон — Исаак Ньютон (1643-1727) — английский физик и математик.23 — Науки юношей питают… — строфа является стихотворным переводом фрагмента из речи римского оратора и политического деятеля Марка (106-43 до н. э.) в защиту поэта Архия (р. в 120 до н. э.).
№ слайда 23 Описание слайда:«С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим» В.Г.Белинский
№ слайда 24 Описание слайда:Ода показала богатейшие возможности русского поэтического языка и тем самым способствовала дальнейшему развитию русской литературы.Идеи, заложенные в оде, оказали существенное влияние на творчество Державина, Пушкина и др. русских писателей. Мысли Ломоносова о значении науки остаются актуальными по сей день. Они отражают позицию современного общества и человека и могут служить эмблемой нашего времени, когда наука получила небывалое доселе развитие.
№ слайда 25 Описание слайда:Московский Государственный университет, престиж которого признан во всем мире, носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.
Когда и в связи с чем написана ода? Каким стихотворным размером она написана?Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической?Какова главная, ведущая тема оды?Каким стилем написана ода?Какие приемы, характерные для классической оды, встречаются в этом произведении?
ppt4web.ru
Презентация «Ода на день восшествия на всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Литература. 9 класс.
Ода на день восшествия на всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны 1747 года
Литература 9 класс
Тишина – отсутствие войны
- Царей и царств земных отрада
- Возлюбленная тишина,
- Блаженство сел, градов ограда,
- Коль ты полезна и красна!
- Вокруг тебя цветы пестреют
- И класы на полях желтеют;
- Сокровищ полны корабли
- Дерзают в море за тобою;
- Ты сыплешь щедрою рукою
- Свое богатство по земли.
Счастье подданных превыше всего
- Но краше в свете не находит
- Елисаветы и тебя.
- Ты кроме той всего превыше;
- Душа ее зефира тише,
- И зрак прекраснее рая.
Мир превыше всего
- Тебя в Россию возвратила,
- Войне поставила конец ;
Деньги на Академию наук
- Молчите, пламенные звуки,
- И колебать престаньте свет;
- Здесь в мире расширять науки
- Изволила Елисавет.
- Вы, наглы вихри, не дерзайте
- Реветь, но кротко разглашайте
- Прекрасны наши времена.
- В безмолвии внимай, вселенна:
- Се хощет лира восхищенна
- Гласить велики имена.
Лучше созидать, а не разрушать
- Зиждитель мира искони
- Своими положил судьбами
- Себя прославить в наши дни;
- Послал в Россию Человека,
- Каков неслыхан был от века.
- Сквозь все препятства он вознес
- Главу, победами венчанну,
- Россию, грубостью попранну,
- С собой возвысил до небес.
- В полях кровавых Марс страшился,
- Свой меч в Петровых зря руках,
- И с трепетом Нептун чудился,
- Взирая на российский флаг.
Науки персонифицируются
- Тогда божественны науки
- Чрез горы, реки и моря
- В Россию простирали руки,
- К сему монарху говоря:
- «Мы с крайним тщанием готовы
- Подать в российском роде новы
- Чистейшего ума плоды».
Екатерина – продолжательница дела Петрова
- Все холмы покрывают лики;
- В долинах раздаются клики:
- Великая Петрова дщерь
- Щедроты отчи превышает,
- Довольство муз усугубляет
- И к счастью отверзает дверь.
Воинская слава затмевается стоном побеждённых
- Звучащу славу заглушает,
- И грому труб ее мешает
- Плачевный побежденных стон.
Освоение богатств с помощью наук
- Воззри на горы превысоки,
- Воззри в поля свои широки,
- Где Волга, Днепр, где Обь течет;
- Богатство, в оных потаенно,
- Наукой будет откровенно,
- Что щедростью твоей цветет.
Важно вырастить своих учёных
- О вы, которых ожидает
- Отечество от недр своих
- И видеть таковых желает,
- Каких зовет от стран чужих,
- О, ваши дни благословенны!
- Дерзайте ныне ободренны
- Раченьем вашим показать,
- Что может собственных Платонов
- И быстрых разумом Невтонов
- Российская земля рождать.
Ради собственного счастья и пользы хорошо заниматься науками
- Науки юношей питают,
- Отраду старым подают,
- В счастливой жизни украшают,
- В несчастной случай берегут;
- В домашних трудностях утеха
- И в дальних странствах не помеха.
- Науки пользуют везде,
- Среди народов и в пустыне,
- В градском шуму и наедине,
- В покое сладки и в труде.
Основные идеи оды
- 1. Прославление мира и отрицание войны
- 2. Счастье каждого конкретного человека
- 3. Прославление Петра, Екатерины, Елизаветы
- 4. Восславление величайших возможностей науки
Композиция оды
- Идея мира
- Елизавета
- Пётр
- Науки
- Елизавета
- Идея мира
- Величие России
- науки
М.В.Ломоносов
- Превосходный философ, политик, поэт
multiurok.ru
М. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
Цели: расширить и углубить знания учащихся об особенностях поэзии М. Ломоносова; сформировать представление о жанровом своеобразии оды; помочь осмыслить основные мотивы оды Ломоносова; способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.
Оборудование: раздаточный материал для работы в парах.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Слушание сочинений-миниатюр: 3-4 учащихся (см. Домашнее задание предыдущего урока).
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Учитель. Воспевание героев, силы и славы россии, ее величия и красоты, прославление мира («тишины») как основы всеобщего благоденствия, забота о преобразовании государства на разумных началах, восхищение наукой, всесильным разумом человека — вот основные темы поэзии Ломоносова. Он творил во многих жанрах и во всех стилях, сочинял трагедии, эпиграммы и сатирические стихи, ему даже принадлежат стихи, посвященные научным открытиям (например, обширное «Письмо о пользе стекла»), но излюбленным его жанром была ода.
IV. Работа над темой урока
1. Сообщение учителя
Ода — старинный лирический жанр, известный еще со времен античности. В европейской поэзии одой называли стихотворное произведение, восхваляющее отечество, героев или героические дела. Содержание оды вызывает у ее автора состояние восторга, воодушевления, возвышенного настроения, что находит прямое отражение в высоком стиле повествования. Понятно, почему Ломоносов обращается именно к этому жанру.
Главное содержание литературного творчества Ломоносова — прославление родины. Ломоносов был горячим приверженцем петровских преобразований: он ратовал за рост и развитие русского национального государства, его производительных сил, науки и культуры. Во всех одах Ломоносова звучит тема Петра I, «просвещенного монарха», «отца отечества», неустанного «строителя, плавателя, в полях, в морях — героя».
И еще одна тема доминирует в творчестве Ломоносова — восторженный гимн науке. По убеждению поэта, благо и слава родины — в развитии «божественных наук»: механики, химии, астрономии, географии, «науки легких метеоров» (метеорологии).
А одно из лучших произведений Ломоносова — «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» — начинается прославлением «возлюбленной тишины», т. е. мира, мирной жизни.
2. аналитическое чтение «оды на день восшествия…» (в сочетании с пересказом отдельных отрывков, комментариями учителя)
Комментарий для учителя
— Ода начинается прославлением «тишины», то есть мира — главного условия для созидательного труда и творчества:
Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна!
Поэт хвалит Елизавету за то, что в начале ее царствования прекратились войны. Затем автор переходит к воспоминаниям об отце Елизаветы, Петре I, которого он считал идеальным монархом и национальным героем. Прибегая к олицетворениям, Ломоносов говорит о внешней политике Петра, укрепившей могущество русского государства:
В полях кровавых Марс страшился, Свой меч в Петровых зря руках, И с трепетом нептун чудился, Взирая на российский флаг…
С чувством особого восхищения вспоминает поэт о том, что при Петре «…божественны науки Чрез горы, реки и моря в россию простирали руки…» Он выражает надежду, что Елизавета будет следовать примеру отца и покровительствовать наукам. По существу ода
Ломоносова содержит не столько похвалу, сколько урок Елизавете, которую поэт хочет видеть просвещенной царицей, заботящейся о благе отечества.
Постепенно парадное изображение Елизавете в оде Ломоносова тускнеет, и на первый план выступает величественный образ россии. развертывается грандиозный пейзаж — мы видим гигантскую страну, омываемую морями и океанами. Перед мысленным взором читателя проходит далекий Север, горы Урала («верьхи рифей-ски»), сибирская тайга, мощные реки Сибири, Дальний Восток, где амур «в зеленых берегах крутится».
Ломоносов призывает русское юношество к разработке природных богатств страны на благо народа. Для осуществления этой задачи необходимы упорный труд, целеустремленность, глубокие знания. Поэт уверен,
Что может собственных Платонов И быстрых разумом невтонов российская земля рождать.
Идея этих стихов остается живой, актуальной и для нашего времени. Ода завершается вдохновенным гимном в честь наук:
Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут…
Композиция оды, в соответствии с требованиями классицизма, отличается стройностью. Каждая из основных тем получает свое обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль вытекает из предыдущей. например, призывая Елизавету быть покровительницей просвещения, наук и ремесел, Ломоносов показывает, что страна, где она царствует, изумительно прекрасна и обладает неисчерпаемыми природными богатствами. такую страну, по убеждению поэта, нельзя оставить во тьме невежества.
3. Беседа с целью выявления читательского восприятия:
Y Почему в оде, восхваляющей Елизавету, воссоздан и образ Петра? Какие строки оды особенно ярко передают отношение Ломоносова к Петру І? Почему в оде, посвящённой царице Елизавете, поэт писал о богатстве и величии россии, о талантливых русских людях и науках?
Y назовите строки, звучащие в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны» М. Ломоносова современно.
• Укажите в оде, посвящённой Елизавете, традиционные для ломоносовских од композиционные элементы: описание поэтического восторга (вдохновения), охватившего поэта; обращение поэта к музам, земным и небесным стихиям; восхваление монарха; восхваление величия и могущества родины.
4. постановка проблемных вопросов
(см. опережающее Домашнее задание предыдущего урока)
• Какие новые темы вводятся М. Ломоносовым в «Оде на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»?
• Какая, по-вашему, главная?
• Проследите развитие поэтических тем в изучаемой оде. Как поэт осуществляет логические переходы от одной темы к другой?
5. творческая работа в парах
Задание
А) Составьте план оды. Обратите внимание на логику переходов от
Одной части произведения к другой.
Б) Каким «штилем» написана ода? Ответ аргументируйте.
В) Какие мысли М. Ломоносова кажутся вам особенно важными
Для нашей эпохи? Подтвердите своё мнение цитатами из оды.
6. презентация творческих работ, их обсуждение
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающая беседа (прием «Микрофон»)
• Ломоносов считал Петра I просвещённым монархом, заботившимся о благе россии и её народа. насколько был прав поэт в подобной оценке Петра I?
• В чём заключаются жанровые особенности оды? Почему в художественном наследии Ломоносова преобладают произведения этого жанра?
• Ломоносов считал, что главная обязанность писателя — «радеть о благоденствии общества». Как проявилось это убеждение поэта в его творчестве?
VI. Домашнее задание
1. Выучить 2 последние строфы из «Оды…» наизусть.
2. Прочитать комедию Д. Фонвизина «недоросль».
3. индивидуальные опережающие задания. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Д. Фонвизина (2 учащихся).
www.testsoch.com
Ода на день восшествия на престол елизаветы петровны 1747 презентация
Особенно красочны у Ломоносова метафоры. Оттого, что явления или предметы сопоставлены внутри образа, он получает дополнительные эмоциональные и смысловые значения, границы его раздвигаются, образ становится объемным, ярким и оригинальным. Только начиная с Пушкина, поэты стали изъясняться более-менее просто.
Там Лена чистой быстриной, Как Нил, народы напояет И бреги наконец теряет, Сравнившись морю шириной. На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования. Так было создано и рассматриваемое нами произведение. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Кр Особая судьба у торжественной оды в РФ.
Мы дар твой до небес прославим И знак щедрот твоих поставим, Где солнца всход и где Амур В зеленых берегах крутится, Желая паки возвратиться В твою державу от Манжур. Вводная часть, или, как ее еще называют, экспозиция, занимает в этой ломоносовской оде двенадцать строф. Пафос и стилистика произведения миротворческие, а не призывно-агрессивные. Когда ты крест несла рукою И на престол взвела с собою 40 Доброт твоих прекрасный лик!
Но ах, жестокая судьбина! Петр становится живым и убедительным примером для каждого из его наследников. В толикой праведной печали Сомненный их смущался путь; И токмо шествуя желали На гроб и на дела взглянуть.
Да движутся светила стройно В предписанных себе кругах, И реки да текут спокойно В тебе послушных берегах; Вражда и злость да истребится, И огнь и меч да удалится От стран твоих и всякий вред; Весна да рассмеется нежно, И земледелец безмятежно Сторичный плод да соберет. Мысли поэта заняты теперь другим. Скучное слово «беспреткновенну» поэт с натугой рифмует с эпитетом «благословенну»: Ломоносова, великого ученого, общественного деятеля и поэта-реформатора.
Словно бы с высоты птичьего полета обозревает поэт села, города, колосящиеся хлебные нивы, бороздящие моря корабли. Она обращена тематически к «материи благородной и важной»: Какая светлость окружает В толикой горести Парнас? Но если гордость ослепленна Дерзнет на нас воздвигнуть рог, Тебе, в женах благословенна, Против ее помощник бог. Они все овеяны и защищены «блаженной тишиной» — в России мир и покой. И сам автор теперь — не просто одописец.
Сочинение на тему «»На день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны года» — образец торжественной оды в России XVIII в.» | Сочинения, краткое содержание, изложение, диктант
О коль согласно там бряцает Приятных струн сладчайший глас! С способными ветрами споря, Терзать да не дерзнет борей Покрывшего судами моря, Пловущими к земли твоей. Какая светлость окружает В толикой горести Парнас? Намек на враждебную позицию Швеции, начавшей военные приготовления в Финляндии. Традиционно оды подразделяются на следующие типы: Белинский место и значение творчества писателя в истории отечественной литературы. О коль достойно возвеличен Сей день и тот блаженный час, Когда от радостной премены Петровы возвышали стены До звёзд плескание и клик! Главной задачей своего времени Ломоносов считал распространение наук, которые помогут овладеть этими сокровищами.Сам Плутон, мифический хозяин подземных богатств, вынужден уступить разработчикам полезных ископаемых Северных и Уральских Рифейских гор. Великой похвалы достоин, Когда число своих побед Сравнить сраженьям может воин И в поле весь свой век живет; Но ратники, ему подвластны, Всегда хвалы его причастны, И шум в полках со всех сторон Звучащу славу заглушает, И грому труб ее мешает Плачевный побежденных стон.
Всё очень нудно, очень: Императрица, которая входит в оду в следующей строфе, оказывается по художественной логике производным от этой всеобъемлющей мирной тишины «Душа ее зефира тише». Особенно красочны у Ломоносова метафоры. Идейно-художественный анализ стихотворения «Деревня» А. Намек на враждебную позицию Швеции, начавшей военные приготовления в Финляндии. Плутон в расселинах мятется, Что россам в руки предается Драгой его металл из пор, Которой там натура скрыла; От блеску дневного светила Он мрачный отвращает взор.
И поэт славит императрицу как поборницу просвещения: Сия тебе единой слава, Монархиня, принадлежит, Пространная твоя держава О как тебе благодарит! Молчите, пламенные звуки, И колебать престаньте свет, Здесь в мире расширять науки Изволила Елисавет Завершая рассказ о Петре I описанием его трагической кончины, Ломоносов переходит к следующей части стихотворения: Хотя всегдашними снегами Покрыта северна страна, Где мерзлыми борей крылами Твои взвевает знамена;.
Великое светило миру, Блистая с вечной высоты На бисер, злато и порфиру, На все земные красоты, Во все страны свой взор возводит, Но краше в свете не находит Елисаветы и тебя.
. государыни императрицы Елисаветы Петровны года.» 17 слайд. Ломоносова была написана по случаю дней восшествия на престол
d962016b.beget.tech
«Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…»
Наименование общеобразовательного учреждения:МОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа»
Разработка урока по теме: «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…» М. В. Ломоносова — типичное произведение в духе классицизма» (9 класс).
Разработано и проведено: Удодовой Аллой Михайловной, учителем русского языка и литературы I категории.
Место работы: МОУ «Золотухинская СОШ»
Стаж работы: 18 лет.
Адрес: Локтевский район, С. Золотуха, ул. Степная, 1-2
Контактный телефон: 8-385-86-25-4-25
Золотуха 2011г.
Пояснительная записка.
Данный урок второй в системе уроков по изучению творчества М. В. Ломоносова в 9 классе. На первом уроке учащиеся узнали общие сведения о М. Ломоносове, познакомились с Ломоносовым как с реформатором русского языка, стихосложения и системы жанров. Подробно остановились на жанре оды как любимом жанре Ломоносова. Дома ребята должны были ответить на вопрос: что позволяет говорить о принадлежности поэзии Ломоносова к классицизму, вспомнив при этом особенности классицизма как художественного направления, и прочитать выразительно текст оды. Кроме того было дано индивидуальное задание – составить слайдовую презентацию по теме «Классицизм в России».
Второй урок по творчеству М. Ломоносова посвящен анализу «Оды на день восшествия Елизаветы Петровны…»
Цель урока: доказать, что ода Ломоносова — типичное классицистическое произведение.
Задачи:
— вспомнить характерные черты русского классицизма;
— выяснить историю создания оды;
— произвести текстуальный анализ оды, взяв за основу типичные черты русского классицизма.
Оборудование:
слайдовая презентация «Русский классицизм»,
слайдовая презентация «Ода на день восшествия Елизаветы Петровны…» — типичное классицистическое произведение».
1
Конспект урока.
Реализация домашнего задания:
Вопрос: Что такое ода?
Что позволяет говорить о принадлежности поэзии Ломоносова к классицизму?
Мотивация.
Учитель читает слова, принадлежащие В. К. Кюхельбекеру: «В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям собственной жизни радуется, не об них сетует, он вещает правду и суд Промысла, торжествует о величии родимого края, межует перуны в супостата, блажит праведника, клянет изверга» (слова записаны на слайде).
Вопрос: Давайте разберемся, что хотел выразить этими словами друг
А.С. Пушкина
(Разбираются непонятные слова, архаизмы: сетует – жалуется, межует –мечет, перуны – стрелы, супостат – враг, блажит – восхваляет, праведник – человек, живущий по закону божию, изверг – жестокий человек).
Целеполагание: Учитель наводящими вопросами подводит детей к формулировке темы и определению целей и задач урока.
Ребята, дома вы должны были прочитать оду М. Ломоносова «На день восшествия императрицы Елизаветы Петровны…».
Вопрос: Исходя из всего вышесказанного, как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок? (анализу оды Ломоносова «На день восшествия»)
Вопрос: Если вспомнить, что ода Ломоносова принадлежит к классицизму, что будет нашей основной задачей на уроке? (Доказать, что эта ода является типичным произведением классицизма.)
Вопрос: Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Ода «На день восшествия – типичное произведения в духе классицизма»).
Тема записывается учителем на доске, учениками в тетради.
Вопрос: Какую работу нужно провести, чтобы сделать анализ оды?
Дети предлагают: ответить на вопросы (вопросы записываются на доске или отображаются в слайдовой презентации)
1. В связи с чем и когда была написана ода?
2. Как нужно читать оду? (настроение, интонация)
3. Какой стихотворный размер использует автор?
2
4. Ключевой вопрос: можно ли считать оду по содержанию и форме классицистической?
Далее идет работа по предложенным детьми вопросам.
В связи с чем и когда была написана ода?
(День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747 г. отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы Петровны. Но эта ода была написана еще по одному конкретному поводу: Российской академии наук был «дарован» новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России).
Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды?
(Патриотический восторг, призыв и т. д.)
3. Какой стихотворный размер выбирает автор?
(Четырехстопный ямб. По мнению Ломоносова ямб усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует выражению мысли.)
4. Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической?
Этот вопрос становится стержневой проблемой текстуального анализа оды.
Выразительное чтение оды и выделение микротем, т. е. составление плана оды:
(Ребята называют микротемы, обычно не замечая, что ода состоит из трех частей)
— картины мирной жизни
— восхваление Елизаветы (за что прославляет поэт императрицу?)
— гимн Петру (каково отношение Ломоносова к Петру? Что ставится ему в заслугу?)
— описание безграничных просторов и богатств России
— обращение к молодежи — овладевать науками.
Вопрос: Какова главная, ведущая тема оды, вокруг которой строится главное лирическое повествование? Как она отразилась в композиции оды?. Как с ней связаны другие, казалось бы независимо развивающиеся темы, которые мы выделили в плане?
(главная тема оды – Россия, ее процветание. Своеобразным вступлением к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины». Мир – основное условие и для успехов просвещения. Так подходит ломоносов к своей главной мысли, определяющей основной пафос оды…
3
Лирическое развитие этой темы составляет содержание центральной части оды, тематически распадающейся, в свою очередь, на несколько частей).
Вопрос: Какая внутренняя логика просматривается в этом «лирическом беспорядке»?
(Мир – условие процветания государства и необходимая предпосылка для успехов просвещения. Петр I для Ломоносова – национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознавший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия российского государства).
Вопрос: Что вы можете сказать о центральной части оды?
(Выделяется тема просвещенного монарха, роль которого в распространении просвещения в стране, по мнению поэтов-классицистов, очень значительно).
Вопрос: Давайте сравним портрет императрицы с ее описанием в оде.
(Потрет императрицы выставлен на слайде)
(Похвалы Ломоносова русской императрице носят традиционный для од характер. Похвалы эти сочетаются с наказом быть просвещенным правителем, расширять науки, заботиться о благе общества. Представление русских классицистов об идеальном просвещенном монархе, равного которому нет ни на полях сражения, нив мирном труде по преобразованию страны, воплотилась в образе Петра Первого).
Вопрос: Каким стилем написана ода?
Школьники приводят наблюдаемые ими в процессе анализа разнообразные поэтические средства, использованные для создания высокого стиля. Высокий, торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, толикий, оный, токмо, класы), усеченных форм прилагательных, изменением порядка слов в предложении и т. д. Выясняется роль этих художественных средств в раскрытии идейного содержания.
Вопрос: Какие приемы характерные для стиля русской классической оды встречаются в этом произведении:
Находим:
— метафоры, сравнения;
— употребление образов античной мифологии;
— архаические слова и выражения;
— олицетворения;
— гиперболы;
— риторические вопросы и восклицания.
4
Задание: Составить трехчастный план, который в тоже время является классицистической композицией, присущей оде. (Слайд)
Вступление. Мир – основа блага государства.
Главная часть Величие России, ее процветание:
А) хвала щедротам Елизаветы;
Б) заслуги Петра перед народами России;
В) неисчерпаемые богатства и красота России;
Г) призыв к российской молодежи овладевать науками;
Д) наука и ее роль в российском обществе
3. Заключение. Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.
Рефлексия.
Вопрос: Сделайте вывод, насколько форма соответствует содержанию.
Вывод: Все вышесказанное доказывает, что данная ода по содержанию и форме действительно является классицистической. (Каждая мысль учащихся, делающих обобщение по теме, высвечивается на слайде).
1. Для ломоносовской оды характерны высокая тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.
2. Идеализация царицы Елизаветы.
3. Обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам.
4. Присутствует нормативная поэтика (старославянизмы, высокая, пафосная лексика, силлабо – тоническое стихосложение), что сохраняет высокий стиль оды.
5. Данный трехчастный план убеждает, что гражданственному пафосу и содержанию ломоносовской оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная классицистическая композиция. Свободно развивающиеся темы, «лирический беспорядок» подчинены главной теме, что создает идейно-художественное единство всей оды. При этом все самостоятельные темы имеют одинаковое построение.
Д/з: выучить отрывок из оды Ломоносова.
5
100-bal.ru
М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года
На занятии рассмотрим «Оду на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Разберемся в том, что такое ода, поймем ее задачи. Рассмотрим, что М.В. Ломоносов в своей оде хочет донести до Елизаветы I.
На уроке мы рассмотрим тему: «М.В. Ломоносов “Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года”». Сначала узнаем, что такое ода.
Жанр оды характерен для такого литературного направления, как классицизм, которое базируется на идеологии эпохи Просвещения. Французские просветители Франсуа-Мари-Аруэ (Вольтер) и Дени Дидро считали, что к наибольшему благу для народа государства приведет «просвещенная монархия» (рис. 1).
Рис. 1. Просветители
Это значит, что государством должен управлять образованный и развитый монарх. Но монархи не обязательно оказывались просвещенными, и, чтобы им указать что-то, посоветовать без риска для жизни, поэты в одах восхваляли черты характера властителей и идеи, которые хотели воплотить.
Рассмотрим, что М.В. Ломоносов в своей оде хочет донести до Елизаветы I (рис. 2).
Рис. 2. Императрица Елизавета
Почему в начале произведения автор прославляет тишину, а не императрицу? Ответ – в третьей строфе (рис. 3):
Рис. 3. Строфа 3
Тишина здесь значит окончание войны со Швецией 1741–1743 года. Но идея мира в оде шире: (рис. 4).
Рис. 4. Отрывок из произведения
Для правителя важно не расширение границ государства, а счастье его подданных. И черты характера императрице приписываются соответствующие: кротость, смиренность.
«Душа ее зефира тише,
И зрак прекраснее рая».
В шестой строфе звучит основная идея оды. М.В. Ломоносов – ученый, создатель Российской Академии Наук – прославляет науку (рис. 5).
Рис. 5. Строфа 6
В седьмой строфе появляется персонаж, который сразу не называется по имени, упоминается как человек с большой буквы, его послал в Россию сам Зиждитель, т. е. творец. Зиждитель, по мнению М.В. Ломоносова, почтеннее Марса и Нептуна. Этот человек – Петр I, он строит новую Россию, новый город, и именно он подпишет указ об учреждении Академии наук. Организует академию уже Екатерина I.
В девятой строфе науки превращаются в живых существ. У наук есть руки, которые простирают их к Петру в знак почтения.
Оплакав смерть Петра Великого и кратко упомянув о Екатерине, автор в оде возвращается к Елизавете Петровне (рис. 6).
Рис. 6. Отрывок из произведения
Ломоносов возвращается к ценности мира и недопустимости войны.
В тринадцатой строфе воинская слава затмевается не плачем о своих погибших, а стоном побежденных (рис. 7).
Рис. 7. Строфа 13
Автор пытается уверить Елизавету I и читателя, что наука России необходима, потому что богатство страны огромно и освоить его можно с помощью науки (рис. 8). Для описания просторов государства автор использует семь строф и ведет описание с позиции творца.
Рис. 8. Отрывок из произведения
Две последние строфы оды (самые цитируемые) посвящены человеку, который с помощью науки овладеет сотворенными богатствами. В этих строчках упоминаются Исаак Ньютон и Платон, потому что для Ломоносова важна идея создания научной школы российских ученых. В те времена детей дворян учили наукам иностранцы, которые ими вовсе не владели и учеными не являлись (рис. 9).
Рис. 9. Отрывок из произведения
В предпоследней строфе автор обращается к каждому человеку, старается убедить в том, что не только ради служения отечеству, а ради собственной пользы хорошо заниматься
наукой (рис. 10).
Рис. 10. Отрывок из произведения
В завершение текста по канонам оды возвращаемся к образу Елизаветы, прославляя ее.
Основные идеи, изложенные в оде, – это прославление мира и отрицание войны, утверждение необходимости счастья для каждого человека, прославление Петра I, Екатерины и Елизаветы, а самая главная идея – прославление науки и ее величайших возможностей (рис. 11).
Рис. 11. Композиция оды
Список литературы
- Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях . – М.: Дрофа, 2013.
- Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. Литература. 9 класс. Учебник в 2 частях. – 7-е изд. – М.: 2012. Ч. 1 – 344 с., Ч. 2 – 408 с.
- Литература. 9 класс. Учебник в 2 частях / Под ред. Беленького Г.И. – М.: Часть 1 – 13-е изд., 2009, 368 с.; Часть 2 – 11-е изд., 2010, 423 с.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. Литература. 9 класс. История твоей литературы. В 2 частях. – 2-е изд., перераб. – М.: 2010., Ч. 1 – 304 с., Ч. 2 – 272 с.
- Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.П. и др. Литература. 9 класс. Учебник в 2 частях. – М.: Просвещение, 2013. –Часть 1 – 399 с., Часть 2 – 383 с.
- Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Литература. 9 класс. Учебник в 2 частях. – М.: 2011. Ч. 1 – 344 с., Ч. 2 – 264 с.
- Курдюмова Т.Ф. и др. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях – 15-е изд., стер. – М.: 2013; Ч. 1 – 272 с., Ч. 2 – 288 с.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет портал «Rvb.ru» (Источник)
- Интернет портал «Litra.ru» (Источник)
- Интернет портал «Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”» (Источник)
Домашнее задание
Ответьте на вопросы:
- Что такое ода?
- С какой целью М.В. Ломоносов написал свое произведение?
- Каковы основные идеи «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»?
interneturok.ru
Конспект урока по Литературе «Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» 8 класс
1.Сухова Валентина Ивановна
2.Средняя школа-гимназия № 4 города Актау Мангистауской области
3.Учитель русского языка и литературы
Урок литературы в 8 классе по оде Михаила Васильевича Ломоносова.
« Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Основные темы оды (мир, деятельность Елизаветы, Петра, Россия, наука). Основные проблемы оды (проблема просвещенной монархии и проблема служения Отечеству).
Цель урока: прочитать и проанализировать оду Ломоносова, отметить значение Ломоносова в развитии русской литературы.
Результат: знают основные темы и проблемы оды Ломоносова, понимают значение Ломоносова в развитии русского языка и литературы, могут отметить основные изобразительно- выразительные средства языка оды .
Ресурсы: учебник, текст оды, тетради, раздаточный материал (цветные фотоматериалы)
Он…был первым нашим университетом.
А.С.Пушкин
Словесность наша явилась вдруг в 18 веке.
А.С.Пушкин
1.Организационный момент.
2.Актуализация темы.
Полилог. Пользуясь раздаточным материалом, расскажите о Ломоносове ( по одному- два предложению каждый). Сделайте общий вывод.
Найдите в учебнике вывод о творческом наследии Ломоносова. Сделайте записи в тетради. ( Стр.82.)
3. Словарная работа. Стр.348. Найти и выписать определение оды как жанра .
4. Найти в учебнике (стр.83) более развёрнутое определение оды. Что оно дополняет?
5. Чтение оды 1747 года.
Определите главные темы од Ломоносова ( тема родины, мира, науки и просвещения).
6.Составление композиционного плана оды.
Прославление «тишины» (мира, слово-образ). Прославление Елизаветы как поборницы мира, просвещения.
Лирическое отступление- предостережение правительству о вступлению в войну.
Прославление Петра как творца новой России.
«Наказ» Елизавете продолжать дело Петра.
Картины российских просторов, богатств.
Гимн науке.
Прославление тишины, Елизаветы, предостережение врагам.
Идея оды- долг перед Отечеством, служение ему превыше всего.
7.Язык оды. Найти и выписать примеры из оды.
Славянизмы, эпитеты, сравнения, олицетворения, гиперболы и др.
Эпитеты: божественные науки, чистейшего ума, плач глубокий, счастливое подданство, завистливый рок…
Метонимия : ( называется часть вместо целого) провожал в небесную дверь (дверь-часть рая) сие злату очистит жилу ( природные богатства)
Метафора : подать…ума плоды
Олицетворения: Россия ожидает видеть.
Гипербола: чрез горы, реки и моря.
Перифраза : ( замена определяющей чертой) бессмертия достойный муж ( Пётр 1)
Всевышний ( Бог)
Сделайте общий вывод –обобщение о значении творчества М. В. Ломоносова.
Развитие русского литературного языка, реформа стихосложения.
Содействие развитию классицизма, прогрессивного в то время.
« За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, показали своё достоинство».
Чтение наизусть отрывков из оды.
РЕФЛЕКСИЯ.
Пушкин назвал Ломоносова первым нашим университетом , потому что…
doc4web.ru