Преступление и наказание действующие лица – краткое описание персонажей (таблица) |Мир Достоевского

Содержание

Все герои романа «Преступление и наказание»: список персонажей |Мир Достоевского

Роман «Преступление и наказание» — это произведение, в котором задействовано множество ярких, запоминающихся героев.

Героями романа являются самые разные люди из различных слоев общества: дворяне, мещане, крестьяне и др.

В этой статье представлен список всех героев романа «Преступление и наказание»: главные и второстепенные персонажи произведения.

Смотрите:
Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Краткое описание героев «Преступления и наказания» в таблице

Все герои романа «Преступление и наказание»: список персонажей


Семья Раскольниковых

Семья Мармеладовых

Семья Свидригайловых

Семья старухи-процентщицы

Другие герои

  • Лужин Петр Петрович — жених Дуни Раскольниковой, подлый и хитрый человек
  • Лебезятников Андрей Семенович — приятель и подопечный Лужина, глуповатый человек новых, «прогрессивных» вглядов
  • Разумихин Дмитрий Прокофьевич (Вразумихин) — друг Раскольникова, добрый, открытый и деятельный молодой человек
  • Порфирий Петрович — следователь, расследующий убийство старухи и ее сестры
  • Заметов — письмоводитель в местной конторе
  • Никодим Фомич — квартальный надзиратель
  • Илья Петрович — помощник квартального надзирателя
  • Зосимов — начинающий доктор, друг Разумихина, лечащий врач Раскольникова
  • Миколка (Николай) — красильщик, который берет на себя вину за убийство старухи
  • Амалия Ивановна Липпевехзель — хозяйка квартиры, где семья Мармеладовых снимает комнату
  • Настасья — служанка в доме, где снимает жилье Раскольников
  • Дарья Францевна — хозяйка «непристойного заведения», где работают бедные девушки
  • Зарницына — хозяйка дома, где снимает жилье Раскольникова
  • Митька — красильщик, напарник Миколки
  • Афанасий Иванович Вахрушин — приятель покойного отца Раскольникова
  • Душкин — ростовщик, содержатель распивочной

www.alldostoevsky.ru

«Преступление и наказание»: главный герой. «Преступление и наказание»: персонажи романа

Из всех русских произведений роман «Преступление и наказание», благодаря системе образования, вероятнее, пострадал сильнее всех. И действительно — величайшая история о силе, раскаянии и поиске себя в итоге сводится к написанию школьниками сочинений на темы: «Преступление и наказание», «Достоевский», «Краткое содержание», «Главные герои».

Книга, которая способна изменить жизнь каждого человека, превратилась в еще одно нужное домашнее задание. А ведь сколько спорной информации написано и рассказано учителями о главных персонах романа. Стоит попытаться отделить зерна от плевел и сделать краткое описание героев рассказа «Преступление и наказание». Чем мы сейчас и займемся.

Записки из студенческого дома

Главный герой «Преступления и наказания», студент Родион Раскольников, живёт в крайней нищете. Он регулярно носит вещи к старухе-процентщице, чтобы иметь возможность хотя бы прокормиться. Об учёбе уже не может быть и речи.

Сам он живёт в Петербурге и из провинции получает от родных письмо. Милая его сердцу сестра Дуня приезжает с матерью в город, чтобы девушка вышла за богатого дельца Лужина. Эта жертвенность сестры во имя материальных благ окончательно доводит Родиона – он решается на убийство и ограбление. И его жертвой становится та самая старуха. Но под горячую руку студента попадает ещё и безобидная младшая сестра процентщицы.

Раскольников был абсолютно уверен в своей теории о «высших» и «низших» людях, согласно которой, ради великих поступков ему дозволено переступить через обычных смертных. Однако вдруг его начинает мучить раскаяние, он не может воспользоваться украденным, и всё вокруг завертелось вокруг него…

Он встречает несчастного пьяницу Мармеладова, который попал под повозку. Его дочь Соня во имя многодетной семьи приносит в жертву своё тело каждый день. Сострадание Родиона заставляет его отдать все деньги, что были с собой, несчастной семье.

А браку Дуни и Лужина мешает близкий друг Раскольникова – Разумихин. Он безумно влюблён в сестру Родиона, да и сам ей небезразличен. Главный герой же с первой встречи возненавидел Лужина, и партия Разумихин-Дуня ему куда симпатичнее.

Всё это время страшная паранойя и душевные муки терзают Раскольникова. Он чувствует всю вину за своё преступление, но пока не решается признать это. Родион считает это всё «проверкой на величие».

Проверка на величие

Однако окончательно ломает его встреча со Свидригайловым – развратным помещиком, у которого раньше служила Дуня. Именно за её любовью в Петербург и прибыл новый знакомый Раскольникова. Свидригайлов давно испытал грех убийства и теперь видит в Родионе своего «родственника». Но Раскольникову открывается вся суть убийцы – не величие, а бесконечная мерзость; не сила, а жалость; не власть, а невозможность контролировать самого себя. От одной мысли, что подобный человек может любить его сестру, у Родиона болит сердце.

Последней каплей для преступного студента стала трагедия семьи Мармеладовых: после смерти отца и кормильца, унижения Лужиным старшей дочери (которую он обвиняет в краже денег), изгнания семьи из дома и трагической гибели матери он полностью меняется. Он прячется с Соней и сознаётся в своём преступлении. Девушка просит его сдаться.

Совесть велит Раскольникову сделать то же самое, и он приходит в участок. Там его постигает последняя ошеломляющая новость – Свидригайлов застрелился.

… Каторга. Уже сознавшийся, но не раскаявшийся ещё Родион не очень любим своими однолагерцами. Всё ещё верный своей теории он просто решает, что проиграл в этих условиях. Соню же, которая последовала за любимым человеком, все принимают мило и тепло. Точкой в истории несчастного убийцы становится Евангелие, которое он теперь держит под подушкой, и пробуждающаяся бесконечная любовь ко всему.

Подросток

Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание», разумеется, надо начинать с описания Родиона Раскольникова. И именно в разборе его образа и заключается главный недостаток школьных учебников.

Нам бесконечно рассказывают про глубокую подоплеку романа, о сложном психологическом портрете главного героя, об умении писателя глубоко проникать в души персонажей, о конфликте ницшеанства и гуманизма. Но забывают поведать, для чего, собственно, вообще было написано «Преступление и наказание».

Главную ценность для Федора Михайловича составляла именно последняя глава, которую реже всего и обсуждают. Ведь Достоевский прямо говорит – не важно, сколько зла ты совершил, пока в твоей душе есть хоть струночка добра, у тебя всегда есть шанс исправиться. Ведь первый, кто пошел за Христом в Рай, был разбойник. А что ему надо было сделать – всего-навсего раскаяться.

Отсюда и идет фамилия главного героя. Для нас должен быть важен не раскол внутри личности, а то, кто в итоге побеждает в душе человека. И этим Достоевский упорно демонстрирует – исправься. Во имя себя самого.

Именно это является главной целью романа. Не проследить движения преступления, не выяснить суть внутренних метаний грешника, но дать от них бальзам в виде раскаяния. Ведь оно является, наверное, кульминацией и смыслом жизни каждого человека.

Сон несмешного человека

То, что главный герой («Преступление и наказание») на самом деле имеет внутри бесконечное добро и необходимое человеку сострадание, Достоевский демонстрирует почти в начале романа. Еще до того, как убить старуху и оказаться на самом дне, доступном человеку, Раскольников видит сон о страдающей лошади, которую забили за то, что она не хотела идти.

Будущий убийца не хочет трактовать этот сон и бежит от мысли о нем, как может. Однако мы, читатели, уже понимаем, что на самом деле в душе несчастного живет раскаяние за каждый свой поступок. Он чувствует себя виноватым даже за такую мелочь, как увидеть страдание во сне и ничего не сделать.

Униженная и оскорбленная

В который раз Достоевский доказывает свой гений, создавая такого персонажа, как Соня Мармеладова. В ней – вся дуалистичность бытия.

Женщина, работающая проституткой, казалось бы, это образец морального падения. Но нет! Она выше всех и каждого в романе, человек, приносящий себя в жертву. Христианская вера учит нас, что отдавать все свое ради других и есть наивысшая точка святости.

В таком случае Соня Мармеладова вполне может считаться святой. Всю свою жизнь она отдала семье, а когда ее не стало, нашла другого человека – того самого, которому так не хватало добра и честности. Главный герой («Преступление и наказание») находит покой именно благодаря ей. И затем Соня идет на новый виток жертвенности. С человеком, которого она любит и которому так нужна ее поддержка, она едет на край света.

Символ веры, она терпит на своем пути миллионы лишений и страданий, обманов и ложных обвинений. Однако до конца продолжает нести свой крест – молча и с добрыми глазами.

Двойник Свидригайлов

Главные герои романа «Преступление и наказание» не заканчиваются на Раскольникове и Соне. Есть еще одна важная фигура – не столько сюжетно, сколько психологически.

Свидригайлов является будущим человека, идущего по пути, предполагаемым Родионом. Ведь именно по нему видно, что потакание своим страстям к власти, любви, обожанию и величию не приводит ни к чему хорошему. Как бы об этом ни размышляли философы-эгоисты, все это приводит к краху и падению человеческого духа, уничтожению души.

И Свидригайлов – яркий тому пример. В нем Родион Раскольников может увидеть все проблемы существования убийцы. Через Свидригайлова студент может понять, что то, что он называет силой, на самом деле слабость, и наоборот.

Идти по головам, через трупы — не лучшая идея. В итоге эти люди кончают одним из двух путей – либо им придется раскаяться, либо на всю жизнь погрязнуть в пороке.

Бедные люди

Сильнейшая трагедия также творится на вторых планах романа.

Главный герой («Преступление и наказание») хоть и находится в фокусе, но это ни капли не отменяет драмы находящихся вокруг него персонажей.

Дуня готова на все ради старшего брата. Она и сама за жизнь навидалась несчастий. Вероятнее, именно это и делает ее персонаж образом бесконечной силы и родственной любви. Она близка к Соне. Однако, в отличие от нее, не делает абсолютно жертвенных поступков. Дуня идет по жизни, скрипя зубами, готовая принимать все невзгоды.

Потому ее и удивляет такая странная любовь брата. Ведь он готов отдалить Дуню от Лужина, крайне выгодной партии, но плохого человека, только по той причине, что она будет с ним несчастна.

Для читателя и Достоевского образ Дуни является очень важным. Ведь именно через заботу Раскольникова о ней мы понимаем, что он все-таки не пропащий человек, пока заботится о своих близких.

Идиот

А вот кто действительно ушел из мира добрых людей навсегда, так это Мармеладов. Человек, которому уже давно на все плевать. Низкий пьяница, отдавший всю семью в заложники ужасного материального положения. Именно из таких у Раскольникова и вырастает теория «твари дрожащей», именно таких стоит рубить топором и ненавидеть, именно через них стоит переступать ради великих дел!

Или нет? В итоге Мармеладов, наравне со сном и с Дуней, становится третьим из главных доказательств того, что в Раскольникове все еще находится добро. Ведь несчастный главный герой («Преступление и наказание») делает все для того, чтобы помочь пьянице.

Вид разрушенной жизни трогает душу Родиона. Он не может просто смотреть на страдания другого человека. Он не способен оставаться в стороне от горя, и даже находясь в страшных душевных метаниях, обязан помочь.

Заключение

Все персонажи Достоевского – невероятно живые, с широкой и интересной биографией. Они личности, реальные люди.

Список героев «Преступления и наказания» обширен, и каждого персонажа по-своему жаль. Однако не стоит забывать, что все они созданы для того, чтобы вертеться вокруг Родиона Раскольникова, чтобы рассказать его историю.

А история Раскольникова, прежде всего, говорит нам о раскаянии. Не о психологических метаниях, не о выборе между «тварью дрожащей» и «право имеющим». И все персонажи работают на мысль о том, что человеку достаточно сделать один шаг, чтобы навсегда измениться…

fb.ru

Преступление и наказание — Викиверситет

Общие сведения[править]

Роман «Преступление и наказание» был написан в 1866 и издан в газете «Русский вестник».


Текст произведения

История создания[править]

Замысел романа рождается у Достоевского на каторге. В 1859 автор писал брату «В декабре я начну роман. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его на каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения». Первоначально произведение задумывалось создать в форме исповеди. Но в этом году работа так и не началась.

Далее, в 1865 году из письма редактору «Отечественных записок» оказывается, что новый роман, с названием «Пьяненькие», будет в связи с теперешним вопросом о пьянстве, преимущественно картины семейств, воспитание детей в этой обстановке и проч. Скорее всего, семья Мармеладовых в «Преступлении и наказании» это прямая отсылка к так и не написанному роману «Пьяненькие».

В итоге, в сентябре 1865 Достоевский предлагает новую повесть газете «Русский вестник». Автор подробно излагает издателю программу произведения: «Это — психологический отчет одного преступления». Повесть задумывалась в форме «рассказа преступника» от первого лица о событиях восьмилетней давности. Возможно, на тему убийства Достоевского натолкнуло дело Пьера Франсуа Ласьера, французского убийцы-интеллектуала, считавшего, что в его деяниях виновато общество.

Уже в Петербурге повесть перерастает в роман. В «Русском вестнике» роман появляется по частям. В последствии слияния «Пьяненьких» и «исповеди» форма повествования меняется на рассказе от имени автора — «Исповедью в иных пунктах будет не целомудренно и трудно себе представить, для чего писано».

Действующие лица[

ru.wikiversity.org

«Преступление и наказание»: главные герои. Характеристика Раскольникова

Каждый из нас наверняка слышал историю об убитой топором старушке сумасшедшим студентом — это и есть роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Главные герои вплетены в цепь сложных событий, из которых находят выход. Произведение научит каждого рассудительно жить, искренне прощать и горячо любить.

История написания романа

Идею «Преступления и наказания» Достоевский вынашивал шесть лет. В 1859 году он рассказал в письме брату, что собирается немедленно приступить к написанию романа-исповеди. Сам писатель на себе испытал весь ужас каторжной жизни и хотел этим поделиться с читателями. Роман Достоевского «Преступление и наказание» был написан после его других шедевров — «Униженные и оскорбленные», «Записки из Мертвого дома» были прелюдией к более грандиозной книге. Изначально произведение планировалось стать небольшой по объему повестью, но Достоевский, углубляясь в душу придуманного героя, поднимал сложные морально-этические вопросы, на раскрытие которых недостаточно было бы нескольких листов. Финал с идеей любви автор задумал неслучайно: ему хотелось воспроизвести сюжет, когда Иисус Христос спасает покаявшегося грешника.

«Преступление и наказание»: главные герои произведения

В романе автор задействовал немного лиц, вокруг которых происходит основная череда событий. Главный герой – Родион Романович Раскольников, отставной студент, который решается на убийство Алены Ивановны, старой процентщицы. Лизавета – сестра закладчицы, которая тоже погибает от рук молодого человека. За раскрытие преступления берется опытный следователь Порфирий Петрович. Пульхерия Александровна и Авдотья Романовна – мать и сестра Родиона Раскольникова. Семья живет скромно и пытается помочь бедному студенту. Дуня даже числилась служанкой у Аркадия Ивановича Свидригайлова, который пытался ее развратить. Чтобы окончательно позабыть свое прошлое, девушка принимает предложение богатого господина Петра Петровича Лужина выйти замуж и переехать в Петербург. Андрей Семенович Лебезятников – отставной чиновник, который ютится в небольшой квартире с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми. Раскольников влюбляется в его старшую дочь Соню, которая и будет впоследствии его спасением. Дмитрий Прокофьевич Разумихин – верный друг Родиона, который в трудные минуты заботится о Дуне и Пульхерии Александровне.

Основная сюжетная линия романа

Родион Раскольников живет на деньги матери и иногда продает свои вещи процентщице Алене Ивановне. Старуха настолько его раздражает, что он подгадывает время, врывается в квартиру и зарубает ее топором. Внезапно возвращается сестра Елизавета, которая тоже становится несчастной жертвой. Он поступил как жестокий человек, но характеристика Раскольникова — его положительные качества — позволяет смотреть на него читателям с другой стороны. Он одержим желанием завладеть богатством старухи только потому, что беден сам, но совесть не позволяет присвоить награбленное себе, и он избавляется от наживы.

После преступления Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна навещают Родиона и пытаются ему помочь – он кажется им больным. В первых главах Раскольников знакомится в кабаке с разорившимся чиновником Лебезятниковым, который по пьяни бросается под лошадь и погибает. Из-за несчастного случая Родион узнает семью умершего и обращает внимание на старшую дочь Соню, которой признается в убийстве старухи и ее сестры. Понятливая девушка просит, чтобы он покаялся, а следователь не торопится сажать его в тюрьму и дает несколько дней погулять на свободе.

Анализ эпилога

В послесловии автор повествует о заточении главного героя в сибирской крепости. Здесь характеристика Раскольникова меняется – он становится чувственным и совестливым, кается в преступлении и не пытается себя оправдать. Дуня говорит матери, что сын уехал в долгую командировку, но старушка, не дождавшись его, умирает от болезни. Разумихин не оставляет друга в беде и решается переехать в Сибирь. Поразившись благородством друга, Дуня выходит замуж за этого человека. Соня находила все способы увидеться с Родионом – они любят друг друга, и ни расстояние, ни приговор не страшили их.

В каждом произведении героев можно разделить на положительных и отрицательных. Образы в «Преступлении и наказании» настолько колоритные, что читатель не сразу может дать им оценку. Достоевский изображает Раскольникова двуликим человеком: у преступника оказывается большое любящее сердце, стремление помочь ближнему, желание покаяться. Неоднозначное мнение складывается и о Лебезятникове – он большой любитель выпить, редко вспоминает о семье, но оправданием этому становится его наивность и нестабильное материальное положение. Описанию несчастной жизни разорившегося чиновника уделяется несколько страниц в романе «Преступление и наказание».

Главные герои произведения преимущественно положительные, а среди второстепенных выделяются два отрицательных мужских образа — Свидригайлов и Лужин. Разумихин – лучший друг Раскольникова, являющийся поддержкой и ему самому, и его семье. Женские образы Пульхерии Александровны, Дуни и Сони в романе идеализированы, и одной только старухе-процентщице невозможно дать оценку: герою она казалась скупой и злой, а о других ее качествах Достоевский умалчивает.

Казнить нельзя помиловать

Люди рождаются и умирают день за днем, и Раскольникову начинает казаться, что нет ничего страшного в том, если он убьет старуху-процентщицу. Но в праве ли он так рассуждать? Роман «Преступление и наказание» поднимает сложные философские вопросы, ответы на которые впоследствии находит сам герой.

Родион долго думает, «казнить» старуху или «помиловать», но все-таки сомневается в надобности ее существования, и поэтому решает, что если она окажется на том свете, всем будет спокойнее. На месте преступления убийца ведет себя менее уверенно: он теряется и даже не в состоянии вынести все богатства процентщицы. Его мучают галлюцинации, фобии, он сходит с ума от безысходности. Лучше бы он помиловал Алену Ивановну, ведь сейчас, после ее смерти, он остался ни с чем.

Характеристика Родиона Раскольникова: тварь он дрожащая или право имеющий?

У главного героя нет маниакальных наклонностей, и он решается на убийство Алены Ивановны сознательно. Старуха доживает свой век наедине с богатством, которое пригоднее сиротам, а не той, которая ни в чем не нуждается. План Раскольникова кажется предельно простым, но герой не думает о последствиях. Эта юношеская наивность стала причиной последующих неудач бедного студента. Роман «Преступление и наказание» учит думать о последствиях, а не быть таким нерассудительным, как главный герой.

Перед Раскольниковым дилемма: тварь он дрожащая или право имеющий? Герой считает, что в этом мире он должен утвердиться через убийство, осуществив свое главное желание — так поступил бы сильный человек. Эта философия и приводит Раскольникова в тупик.

Какую участь выбирает герою Ф. Достоевский? «Преступление и наказание» как роман-предупреждение

Даже самый страшный злодей имеет право быть оправданным. Поступок Раскольникова можно понять: автор сначала лишает его разума, а потом направляет на пусть истины. Родион испытывает муки совести не потому, что совершил преступление, а потому, что посчитал себя «право имеющим».

Раскольников совсем молод и глуп, и будет неправильным осуждать его. Покорившись лозунгу «цель оправдывает средства», он убивает Алену Ивановну, но не просто так – он заботится о матери, будущем сестры, помогает семье покойного Мармеладова, думает об обездоленных детях и собирается часть денег выделить нуждающимся сиротам. Будь он обеспеченным человеком, он никогда не пошел бы на убийство, и тогда не свершились бы преступление и наказание. Главные герои – друг Родиона, его мать и сестра — не осуждают его, а пытаются понять. Искреннее покаяние возвышает любого преступника, и раскаявшийся Раскольников будет достоин иной жизни с человеком, который будет всегда рядом, поможет и поддержит – с Соней Мармеладовой. Достоевский выбирает концовку, когда жизнь человека не заканчивается на эшафоте, а имеет продолжение.

Любовь способна творить чудеса. Она изменяет человека изнутри, направляет на путь истины и дает стимул жить дальше. Для Родиона Раскольникова спасением оказалась Соня. «Преступление и наказание» повествует о том, как меняется главный герой после встречи с этой девушкой: без нее он умер бы в тюрьме от болезни и скуки, вряд ли осознал бы свой поступок, не покаялся. Перед признанием в убийстве он выходит на улицу и целует землю, искренне сожалеет о случившемся.

В произведении описывается любовь двух несчастных людей, которые стали по-своему счастливы. Когда-нибудь Раскольников выйдет из тюрьмы, и они с Соней заживут полноценной жизнью и будут благодарить судьбу за то, что после множества испытаний она позволила им встретиться друг с другом.

fb.ru

Преступление и Наказание — краткое содержание по главам и частям, главные герои

В этой главе Раскольников осознает, что у него не хватает средств, чтобы расплатиться с хозяйкой квартиры за аренду. Между тем, герой – явно похожий на немецкого мыслителя Фридриха Ницше по социально-философским воззрениям – считает, что люди разделены от рождения на две группы: на личностей, «имеющих право», и на «тварей дрожащих». Жизнями последних не зазорно жертвовать для глобального блага, осознать которое под силу лишь «имеющим право». К этой категории герой относит себя, а к «тварям дрожащим» – старуху-процентщицу.

Итак, Раскольников идет к старухе – хозяйке пансиона. Гуляя в направлении дома Алены Ивановны, Родион размышляет над «загадочным» делом, которое давно собирался совершить.

Речь идет об убийстве. Раскольников приходит к старушке, закладывая в качестве платы за жилье часы из серебра. Находясь дома у Алены Ивановны, Родион осматривает, прицениваясь, насколько хорошо обставлена квартира процентщицы. Прощаясь, Раскольников говорит, что вскоре вернется с серебряной папиросницей, которую также собирается отдать в счет арендной платы.

Глава 2

В этой главе Раскольников решает выпить. Герой идет в распивочную. Там Раскольников встречает Семена Мармеладова, когда-то служившего титулярным советником. Теперь мужчина разжалован и потихоньку спивается. Глава содержит важные для творчества Достоевского (и биографии писателя) рассуждения о разнице между бедностью и нищетой. Устами Мармеладова автор говорит, что бедность – это не порок, пороком является нищета. Видимо, бедность Достоевский осмысляет как недостаток материальных ресурсов, а нищету рассматривает в контексте духовности.

Мармеладов, выпив, рассказывает собеседнику о своей жизни, детях. Оказывается, что у бывшего чиновника есть жена – Екатерина, умная женщина с хорошим образованием. У женщины уже было трое детей, когда та вышла замуж за Мармеладова. Сделала Екатерина это из отчаяния: жена Семена родом была из обедневшей дворянской семьи. Екатерине, впрочем, не повезло, потому что муж – алкоголик. Нажитое добро выносится из дома, отдается за выпивку. Семье не хватает средств. Лишь единственное родное дитя Мармеладова – дочь от первого брака – Сонечка помогает семье. Девушка без образования и воспитания, но добрая, чистая, отзывчивая и сострадательная душа, вынуждена заниматься проституцией ради заработка.

Раскольников помогает Мармеладову добраться домой: опьяневший мужчина не стоит на ногах. Дом Мармеладова поразил юношу жуткой нищетой. Мужа встречает Екатерина Ивановна. Женщина злится и ругает Семена за то, что тот снова пропил последние средства. Тогда Раскольников, сжалившись над несчастной женщиной, оставляет имевшуюся у него мелочь и уходит прочь, не желая наблюдать семейную перебранку.

Глава 3

Читатель снова возвращается в комнату центрального героя. Юноша проживает в миниатюрной, на «шесть шагов» квартирке. Обстановка жилья юноши состоит из трех стульев, стола, софы, обшивка которой протерта до дыр, и прикроватного столика.

У героя есть матушка – Пульхерия. Здесь Раскольникову приходит письмо от матушки, откуда герой узнает, что Свидригайловы оклеветали Дуню, работавшую в их доме в качестве гувернантки. Дуня (Авдотья) – сестра Родиона, порядочная, воспитанная девушка. Аркадий Свидригайлов приставал к Дуне, но девушка отвергла нерадивого мужчину. Когда о недвусмысленной симпатии мужа узнала Марфа Свидригайлова, то начала обижать Дуню, унижая и оскорбляя девушку. Тогда к сестре Раскольникова пришел на помощь Петр Лужин, служивший надворным советником. У Лужина – небольшой капитал, мужчине 45 лет. Лужин сделал Дуне предложение. Пульхерия сообщает сыну, что Дуня с женихом собираются ехать в Петербург, потому что Петр спешит жениться.

Глава 4

Раскольников расстроился из-за письма. Герой против того, чтобы Дуня выходила замуж за Лужина. Юноша считает надворного советника недостойной партией для сестры, понимая, что мать и Дуня согласны на этот союз от материальной безысходности. Однако запретить Дуне заключать брак с Петром Родион не вправе. Тогда герой снова размышляет над убийством, которое собирался совершить.

Глава 5

В этой главе описаны Острова и прогулка Раскольникова. Герой проголодался, съел пирог и выпил немного водки. Алкоголь не был привычным для юноши, поэтому хмель быстро ударил в голову Родиону. Сон сморил героя прямо в кустах. Уснул, Раскольников увидел кошмар: герою снились картины из детства, где крестьяне убивали состарившуюся и уже непригодную для работы лошадь. Мальчика, которым тогда был Родион, ужаснула увиденная картина, жестокость мужиков. Герой подбежал к умершей лошади, обнял животное, поцеловал.

Увиденный сон пробудил в душе героя сомнения в правильности задуманного «загадочного» дела. Раскольников не уверен, сможет ли убить старуху.

Но судьба, кажется, уже решила все вместо героя: прогуливаясь, Родион заметил Лизавету. Сестра Алены Ивановны делала покупки. Раскольников услышал, что старуха проведений завтрашний вечер в одиночестве. Этот момент стал решающим для героя, расценившего услышанное знаком судьбы.

Глава 6

Здесь мысли героя подтверждаются мнением других персонажей романа. Родион услышал, как некий офицер и молодой человек говорили, что Алена – это зло. Такие люди, как Алена Ивановна, недостойны жизни. Смерть старухи принесет пользу, ведь деньги, которые процентщица собрала, помогут улучшить жизнь многих достойных этого людей.

Когда Родион возвращается домой, то сомнения в правильности уже проходят. Состояние героя в это время похоже на бред, на умопомрачение. Раскольников готовит преступление. К внутренней стороне верхней одежды герой крепит петли для топора. Это сделает орудие убийства незаметным. В комнате у Родиона также спрятан залог – та самая папиросница, которую герой собирался отдать процентщице в счет арендной платы. Только папиросницы у героя не водилось, а залог был лишь имитацией для отвода глаз старушки. Это – деревянная дощечка, завернутая в бумажную обертку, закрученную тесьмой. Герой берет у дворника топор, направляясь к дому старушки.

Глава 7

Герой, нервничая, страшится, что Алена Ивановна заметит его странную нервозность и, чего доброго, не откроет дверь. Все, между тем, идет по плану. Процентщица изучает сверток с предполагаемой папиросницей. Родион осознает: решающий момент настал, и замахивается для удара. Раскольников убил Алену Ивановну тыльной стороной орудия. Повторно ударив жертву, герой понял: женщина погибла.

Раскольников обыскал старуху, изъяв связку ключей, с которыми отправился в апартаменты женщины. Сундук – набит деньгами и различными ценными вещами. Родион взял как можно больше. Однако юноша слышит звук и понимает, что раньше времени пришла сестра старухи. Растерявшись, Раскольников убивает Лизавету. Ужаснувшись своему поступку, Родион с трудом находит самообладание. Смыв кровавые следы, герой готов сбежать. Но звуки в доме процентщицы говорят о том, что пожаловали клиенты. Убийца ждет ухода клиентов. Дождавшись, когда дом опустел, герой уходит. Вернув топор на место, Родион отходит ко сну.

Часть 2

Глава 1

Родиона сморил долгий сон. В третьем часу пополудни юноша проснулся. С бодростью вернулись и воспоминания о преступлении. В страхе герой проверяет одежду на предмет кровавых пятен. Ужаснувшись своему проступку, герой забывает даже об украденных у старушки ценностях. Вспомнив о награбленном, Родион убирает ценности в тайник, затерянный в дырявых обоях комнатушки.

Настасья вскоре навещает Родиона. Гостья приносит Раскольникову повестку: квартальный сообщает, что в полицейской конторе ожидают визита Родиона. Герой волнуется. Там Раскольникову говорят, что нужна лишь его подпись – обязательство уплаты аренды. Перед уходом из полицейской конторы Раскольников случайно услышал, что Алена Ивановна убита. Измученный нервами, герой теряет сознание. В участке думают, что Родиону нездоровиться, и Раскольников идет к себе.

Глава 2

Родиона мучают страхи, что преступление раскроют. Перестраховываясь на случай обысков, Родион перепрятывает украденное. Новый тайник – камень в одном из пустынных дворов.

Глава 3

Герой какое-то время находится в горячке. Когда к юноше вернулось сознание, герой узнал Разумихина, находящегося в комнате вместе с Настасьей. Мать присылает сыну деньги, чтобы оплатить комнату. Товарищ Раскольникова поведал другу, что во время болезни Раскольникова, сюда наведывался Заметов из полицейской конторы. Мужчина интересовался вещами Родиона.

Глава 4

Раскольникова охватило чувство отчужденности, пропасти, образовавшейся между ним и обществом, окружением. Справиться о здоровье Раскольникова заходил приятель Родиона – Зосимов, работавший лекарем. Гость рассказал юноше, что гибель Алены и Лизаветы – дело запутанное, подозреваемых много. Среди них – Микола, маляр. Однако улик против маляра нет.

Глава 5

Здесь Родиона навещает Лужин, собирающийся жениться на Дуне. Гость удивлен нищетой жилья Родиона. Герой встречает Петра крайне негостеприимно. Юноша обвиняет Лужина в корыстных мотивах, в том, что Петр желает наградить сестру чувством вины и благодарности, сделать Дуню, таким образом, зависимой от него как от благодетеля. Лужин расходится в мнениях с братом невесты. Родион злится на Петра и выставляет гостя вон.

Вместе с Лужиным из комнаты Родиона уходят остальные посетители. Дмитрий беспокоится, что у Раскольникова помутился рассудок. Товарищ также догадывается, что юноша что-то скрывает.

Глава 6

Герой выходит из каморки, гуляя. По пути юноша заглядывает в питейную. Тут студент встречается с Заметовым. В беседе с полицейским герой практически признает себя виновным в совершении убийства. Герой думает о том, что предпринимал бы, будь на месте преступника, интересуясь у Заметова, какие бы действия совершал, в свою очередь, тот. Полицейский приходит к выводу, что у собеседника помутнение рассудка.

Юноша гуляет по Петербургу. В прогулке в голову юноши приходит мысль о самоубийстве. Раскольников уже было решил утонуть, но отказался от суицида. У дома убитой, куда пришел герой, студент ведет беседу с рабочими-ремонтниками. Те тоже решают, что Раскольников сошел с ума.

Глава 7

В этой главе герой становится свидетелем случайной смерти Семена Мармеладова. Захмелевшего мужчину задавила проезжающая повозка и Мармеладов оказался под копытами лошадей. Вокруг умирающего столпились зеваки. Пострадавший еще жив и, умирая, просит Сонечку простить его, находя на руках дочки последний покой. Родион жертвует деньги на организацию похорон бывшего чиновника.

Юноша постепенно ощущает выздоровление. Герой навещает Разумихина. Возвращаясь к себе, герой и провожающий товарища Дмитрий замечают свет в окнах комнаты: Дуня и Пульхерия решили навестить Родиона. При встрече с родными юноша упал без сознания.

Часть 3

Глава 1

Когда к герою вернулось сознание, тот поспешил успокоить близких, волнующихся за него. В беседе с сестрой Раскольников высказывается в пользу отказа Лужину, разрыва помолвки. Мать обеспокоена здоровьем сына и желает быть подле юноши. Но тот настаивает на том, чтобы Пульхерия с Дуней ночевали в гостинице.

r-book.club

Кто из действующих лиц романа меня заинтересовал? (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») Преступление и наказание Достоевский Ф.М. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Кто из действующих лиц романа меня заинтересовал? (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)

    Из действующих лиц романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» меня заинтересовал Петр Петрович Лужин – надворный советник. Ему сорок пять лет, «человек он благонадёжный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал». Он хочет открыть в Петербурге публичную адвокатскую контору. Когда Лужин знакомится с Дуней Раскольниковой, он хочет показать себя с лучшей стороны. Пульхерия Александровна Раскольникова закрывает глаза на отрицательные качества Лужина, видит только положительные. Она говорит о нём: «он человек весьма солидный и приличный, немного только угрюмый и как бы высокомерный. Но это, может быть, только так кажется с первого взгляда». Она судит о нем с первой встречи. На основе этого читатель задумывается, что не может всё в человеке быть так хорошо. Раскольников понимает, что Лужин хочет обмануть Дуню. Раскольников говорит Лужину: «Правда ль, что вы сказали вашей невесте, что всего больше рады тому… что она нищая, потому что выгоднее брать жену из нищеты, чтоб потом над ней властвовать… и попрекать тем, что она вами облагодетельствовала?» Лужин понял, что его «раскусили». Его теория состоит в следующем – «возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано».
    Лужин – эгоист. Он делает все с выгодой для себя, не думая при этом об окружающих людях. Раскольников, наоборот, хочет улучшить жизнь, он для своих целей убивает старуху, которая, как он говорит, не нужна в этой жизни. Раскольников делает это для любимых близких людей. Не один он такой: Дуня и Соня жертвуют собой на благо людям. И мне интересно, что же будет делать такой низкий человек, как Лужин, в таком обществе, «выживет» ли он в нём. Достоевский в романе выступает против эгоизма. Он ввёл в роман Лужина, во-первых, для того, чтобы раскрыть образ Раскольникова, показать борьбу Раскольникова с эгоизмом. Во-вторых, автор хочет показать, что не нужно в жизни эгоизма, нужно что-то высокое, сильное, что-то, что смогло бы сплотить людей и повести их на правильный путь. На фоне всего этого видно, как он сможет себя защитить. Может быть, идея Достоевского – не то, чего ждёт общество? В течение всего романа я наблюдаю за Лужиным и смотрю, как он может доказать теорию, как он борется с Раскольниковым, с его теорией.
    Лужин, конечно, эгоист. Но это не всё ещё о нём. Он строит жизнь по строгому математическому расчёту. Лужин заранее наметил свой путь и идёт по нему, то есть строит жизнь, исходя из законов логики. Здесь его поняли и не дали осуществиться его теории. Он будет искать другое место и других людей, где сможет воплотить свою задумку в жизнь.


2739 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Кто из действующих лиц романа меня заинтересовал? (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»)


Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Общая характеристика романа «Преступление и наказание»

Общая характеристика романа «Преступление и наказание»

Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Абакан, 1999

«Преступление и наказание» является одним из лучших произведений мировой литературы, ценность которых возрастает с появлением каждого следующего поколения. Подобно «Божественной комедии», «Гамлету», «Макбету» роман Достоевского стал одной из самых читаемых на земле книг.

Следуя традициям «романов воспитания», в которых основой действия является ответственность за совершенное преступление («Царь Эдип» Софокла, «Макбет» Шекспира), Достоевский вносит в разработку проблемы новшество: он почти не знакомит читателя с биографией героя, с процессом его интеллектуального развития до преступления. Читатель с первых страниц знакомится с героем, давно обдумавшим свой замысел.

Далее, подобно царю Эдипу или Макбету, Раскольников оказывается на краю гибели. Если бы он мог лукавить или лгать самому себе, то вряд ли автор сделал бы его главным героем. Но Раскольников и после совершенного убийства честен. По мысли автора, его история сводится не к падению, а к нравственному росту героя. Осознав свою ошибку, Раскольников не спивается, не опускается на дно жизни, а находит в себе силы для духовного возрождения. Гибель его мрачной идеи становится источником начала его личности.

Темой «Преступления и наказания» является история психологических и нравственных последствий убийства. Делая историю внутренних переживаний героя после совершенного преступления предметом беспощадного нравственно-психологического исследования, Достоевский ни на минуту не отрывает Раскольникова и его внутреннюю жизнь от внешнего мира. Каждая встреча героя с другим персонажем романа ведет его к новым, чисто внешним столкновениям с ним, но становится вместе с тем очередным этапом в истории умственного и нравственного испытания героя собственной совестью и совестью окружающих его людей. В более широком смысле тема произведения воспринимается как боль униженного человека, обреченного государством на одиночество и страдание.

Смысл названия произведения

Сначала Раскольников называет пробой свой предварительный визит в Алене Ивановне, но затем формулирует этим словом само убийство. Он убил, чтобы проверить себя, способен ли он реализовать идею. Преступление — это сюжет, взятый из современной действительности, из длинного повседневного ряда. Но если бы Раскольников взял для себя деньги процентщицы или он убил либо Лужина, либо Свидригайлова, посягавших на его сестру, его убийство было бы просто охарактеризовано уголовным делом.

Раскольников не был маньяком с паталогической жаждой крови. Упоение кровью свойственно людям безнравственным, палачам по природе. Палачом Раскольников считал действительность.

Преступление — это факт убийства, взятый из жизни, но прошедший через фантазию художника, переосмысленный, вылитый в философскую форму, в которой соединились смысловые линии, социальные, нравственные, политические проблемы, сущность трагедии, в которую вовлечены поколение, народ, человечество. В преступлении Раскольникова со-средоточено все, что оправдало бы его идею.

Но если выстраданная им идея заключала в себе неразрешимое противоречие, если она с самого начала была порочной, то при первом испытании практикой она должна самоуничтожиться.

Идея Раскольникова оказалась несостоятельной, но герой не сразу осознает социально-философский смысл происшедшего: сначала страдала лишь его гордость, переживания, связанные со следствием и судом, воспринимались декорации. Перед высшим судьей действительность осталась неутвержденной на моральном основании, и Раскольников какое-то время успокаивал себя, что не идея, а он, как личность, не выдержал испытания убийством, что он, как личность, оказался неспособным осуществить идею. Благие намерения Раскольникова были отвергнуты гибнущим народом, во имя которого и создавалась в страшных условиях его идея. Столь привлекательный сам по себе Раскольников был отринут людьми как убийца не по стечению обстоятельств, а как создатель опасной для них теории.

Близкие и незнакомые люди не признали за ним права на убийство, не хотели оправдать его, не уверовали в него, как уверовали иудеи в Иисуса, воскресившего Лазаря. Мотив отвержения звучит в наказании. В «преступлении» Раскольников противостоит миру, не принимая, отвергая его целиком. В «наказании» герой снова противостоит миру, но уже преступному, осужденному, несчастному, который отвергает Раскольников. Начало романа — «морфология» преступления, конец его — описание страданий в качестве наказания.

Мир узнал теорию Раскольникова, но ничуть не изменился ни в момент «преступления», ни позже, в период «наказания». Достоевский отверг воплощенный в Раскольникове метод протеста. Нельзя осуществить идеал волюнтаристическим путем, даже если речь идет о Наполеоне, вознамерившемся стать Мессией.

Сюжет «Преступления и наказания» строится на описании причин убийства, старухи, гибели жертв Раскольникова и изобличению преступника.

Ощущая глубокое отчаяние и беспокойство, терзаясь сомнением и испытывая страх, ненавидя своих преследователей и ужасаясь неисправимым поступком, Раскольников внимательнее, чем раньше, приглядывается к окружающим его людям, сопоставляя их судьбы со своей. Оказывается, путь мучительных поисков правды, испытаний и катастроф присущ и Мармеладову, и Соне, и Свидригайлову, и Дуне, и всем другим персонажам романа, судьба которых столь же трагична. Каждый герой является в романе самостоятельным характером и новой гранью в раскрытии социально-психологической проблематики «Преступления и наказания», а главное — социально-психологическим «двойником» главного героя, углубляющим его образ и смысл его нравственных переживаний.

Сюжет романа охватывает, таким образом, страдания человека, которому «не к кому пойти».

Конфликт. Государственная система и среда, которая формировала Раскольникова, толкали его к тому, чтобы смотреть на всякого человека, кто бы он ни был, как на вошь. Жизненная круговерть, основанная на нищете, лишала его солидарности с себе подобными и с теми, чья безрадостная судьба вызывала его гнев. Чувство презрения перерастает у героя в ненависть. Чувство долга у Раскольникова сохраняется лишь частично, только по отношению к себе самому, но собственная личность не может служить основанием всеобщего идеала.

Раскольников любил невидимое человечество, но ненавидел отдельных людей. Опуская топор на голову Алены Ивановны, он мог тешиться надеждой на то, что такие, как Лизавета, Соня, признают его правоту, сделают своим владыкой. Совершив убийство, Раскольников стал не вождем угнетенных, а отторгнутым обществом, ради которого, собственно, он и пошел на преступление. Убедившись в неправедности «верхов», он не захотел им подчиняться, взбунтовался против них, чтобы «стать полезным людям», какие бы последствия ни ожидали его самого, но, считая других «подлецами», вышел из рядов и оказался один.

В «Войне и мире» Л.Н. Толстого, создававшемся в одно время с «Преступлением и наказанием», мир представлен как благая бесконечность: в процессе исторического развития все разрушенное восстанавливается, всякое зло искореняется, каждый пожинает то, что посеял.

В «Преступлении и наказании» мир в противоборстве добра и зла достиг апогея, несправедливость стала нестерпимой, и Раскольников отринул его со всеми догмами и мифами. Он видел, что вокруг него страдают не худшие, а лучшие, не злые, а добрые. Центральный конфликт романа вырос из «столкновения страшного новых людей и новых требований с старым порядком», но вылился в единоборство одного со всеми. Он носит философский, этический характер, в нем миру противостоит Я, «которое все осознало».

Так определяется конфликт «Преступления и наказания» — конфликт Раскольникова и общества, сохранившего всю прошлую историю.

Жанр.

Почти все писавшие о Достоевском отмечали особую драматическую или трагедийную форму его романов (это оспаривают лишь М. Бахтин и В. Шкловский — В.Л.). На наш взгляд, полную характеристику «Преступления и наказания» привел В.Я. Кирпотин, доказав, что это -роман-трагедия, «потому что в нем, как в трагедии древних или в трагедии Шекспира, царствует все подчиняющий себе конфликт волюнтаристического дерзания и закономерной необходимости». Роман-трагедия создается органическим внесением трагического конфликта в эпическое повествование.

Поединок между следователем Порфирием Петровичем и Раскольниковым — одна из самых напряженных сюжетных линий в повествовательной канве романа. С этой точки зрения «Преступление и наказание» представляет элементы уголовно-авантюрного романа. Через все произведение проходит история любви Сони и Раскольникова. В этом смысле «Преступление и наказание» может быть отнесено к жанру любовно-психологического романа. Действие его развертывается на фоне ужасающей бедности обитателей чердаков и подвалов аристократа-Петербурга. Общественная среда, описанная художником, дает основание назвать «Преступление и наказание» социально-бытовым романом.

Вдумываясь в размышления Раскольникова перед убийством и после него, анализируя борьбу страстей в душе Свидригайлова или душевные муки старика Мармеладова, мы ощущаем великую силу Достоевского -психолога, убедительно связавшего психологию героев с их социальным положением. В «Преступлении и наказании» просматриваются и черты социально-психологического романа.

Раскольников не простой убийца из бедности, он — мыслитель. Он проверяет свою идею, свою теорию, свою философию жизни. В романе подвергаются проверке силы Добра и Зла в теориях Свидригайлова, Сони, Лужина, что определяет произведение Достоевского как философский роман.

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *