Представители сентиментализма в россии – Сентиментализм. Сентиментализм в России. Эстетика, жанры, представители. Связь сентиментализма с просветительским реализмом, их общность

Содержание

что это, черты и особенности изображения героев, основные представители

В процессе своего развития литература, как русская, так и мировая, проходила множество этапов. Особенности литературного творчества, которые повторялись на определенном отрезке времени и были характерными для большого количества произведений, обуславливают так называемый художественный метод или литературное направление. История развития русского литературного творчества напрямую перекликается с западноевропейским искусством. Течения, господствовавшие в мировой классике, рано или поздно находили отражение и в русской. В этой статье будут рассмотрены основные черты и признаки такого периода, как сентиментализм в русской литературе.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Новое литературное течение

Сентиментализм в литературе принадлежит к наиболее заметным направлениям, он зародился в европейском искусстве в XVIII веке, под влиянием эпохи Просвещения. Страной возникновения сентиментализма считается Англия. Определение этого направления произошло от французского слова santimentas, которое в переводе на русский язык означает «чувство».

Такое название было избрано из-за того, что основное внимание приверженцы стиля уделяли внутреннему миру человека, его чувствам и эмоциям. Уставшая от героя-гражданина, характерного для классицизма, читающая Европа с восторгом приняла нового ранимого и чувственного человека, изображенного сентименталистами.

В Россию это течение пришло в конце XVIII века посредством художественных переводов западноевропейских писателей, таких как Вертер, Ж.Ж. Руссо, Ричардсон. Это направление возникло в западноевропейском искусстве в XVIII веке. В литературных произведениях это течение проявилось особенно ярко. Распространилось в России благодаря художественным переводам романов европейских писателей.

Основные черты сентиментализма

Зарождение новой школы, проповедовавшей отказ от рассудочного взгляда на мир, стало ответом на гражданственные образцы разума эпохи классицизма. Среди основных признаков можно выделить следующие особенности сентиментализма:

  • Природа используется как фон, оттеняющий и дополняющий внутренние переживания и состояния человека.
  • Закладываются основы психологизма, авторы ставят на первое место внутренние чувства отдельно взятого человека, его размышления и терзания.
  • Одной из ведущих тем сентиментальных произведений становится тема смерти. Часто возникает мотив самоубийства по причине невозможности разрешить внутренний конфликт героя.
  • Среда, которая окружает героя, второстепенна. Она не имеет особого влияния на развитие конфликта.
  • Пропаганда изначальной духовной красоты простого человека, богатства его внутреннего мира.
  • Разумный и практичный подход к жизни уступает место чувственному восприятию.

Важно! Прямолинейный классицизм порождает совершенно противоположное себе по духу течение, в котором на первый план выходят внутренние состояния личности, вне зависимости от низости ее сословного происхождения.

Уникальность русского варианта

В России данный метод сохранил свои основные принципы, но в нем выделилось две группы. Одна представляла собой реакционный взгляд на крепостничество. Повести авторов, входящих в нее, изображали крепостных крестьян очень счастливыми и довольными своей судьбой. Представители этого направления – П.И. Шаликов и Н.И. Ильин.

Вторая группа имела более прогрессивный взгляд на проблему крепостнического рабства крестьян. Именно она стала основной движущей силой в развитии литературы. Главные представители сентиментализма в России – Н. Карамзин, М. Муравьев и Н. Кутузов.

Сентиментальное направление в русских произведениях прославляло патриархальный уклад жизни, резко критиковал буржуазный слой и подчеркивал высокий уровень духовности у представителей низшего класса. Он пытался через воздействие на духовность и внутренние чувства научить читателя чему-то. Русский вариант этого направления выполнял просветительскую функцию.

Представители нового литературного направления

Придя в Россию в конце XVIII века, новое течение нашло много приверженцев. Самым ярким его последователем можно назвать Николая Михайловича Карамзина. Именно его считают открывателем эпохи литературы чувств.

В своем романе «Письма русского путешественника» он использовал излюбленный жанр сентименталистов – путевые записки. Этот жанр позволил показать все, что увидел во время своего путешествия автор, через его собственное восприятие.

Помимо Карамзина довольно яркие представители этого течения в России – Н.И. Дмитриев, М.Н. Муравьев, А.Н. Радищев, В.И. Лукин. В свое время к этой группе принадлежал В.А Жуковский с некоторыми своими ранними повестями.

Важно! Н.М. Карамзин считается самым ярким представителем и основателем сентиментальных идей в России. Его творчество вызывало много подражаний («Бедная Маша» А.Е. Измайлова, Г.П. Каменева «Прекрасная Татьяна» и т.п.).

Примеры и тематика произведений

Новое литературное течение предопределило новое отношение к природе: она становится не просто местом действия, на фоне которого развиваются события, а приобретает очень важную функцию – оттенять чувства, эмоции и внутренние переживания персонажей.

Основная тематика произведений заключалась в изображении прекрасного и гармоничного существования личности в мире природы и противоестественности испорченного поведения аристократического слоя.

Примеры произведений сентименталистов в России:

  • «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина;
  • «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина;
  • «Наталья, боярская дочь» Н.М. Карамзина;
  • «Марьина роща» В. А. Жуковского;
  • «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева;
  • «Путешествие по Крыму и Бессарабии» П. Сумарокова;
  • «Генриетта» И. Свечинского.

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев

Жанры

Эмоциональное и чувственное восприятие мира вынуждало к использованию новых литературных жанров и возвышенной образной лексики, соответствующей идейной нагрузке. Упор на то, что в человеке должны преобладать естественные начала, и на то, что лучшей средой обитания является естественная, предопределил основные жанры сентиментализма в литературе. Элегия, дневник, психологическая драма, письма, психологическая повесть, путешествие, пастораль, психологический роман, мемуары стали основой произведений «чувственных» авторов.

Важно! Обязательным условием абсолютного счастья сентименталисты считали добродетель и высокую духовность, которые должны естественным образом присутствовать в человеке.

Герои

Если для предшественника данного направления, классицизма, было характерно изображение героя-гражданина, человека, чьи действия подчинены разуму, то новый стиль в этом отношении произвел революцию. На первый план выходит не гражданственность и разум, а внутреннее состояние человека, его психологический фон. Чувства и естественность, возведенные в культ, способствовали абсолютному раскрытию скрытых чувств и мыслей человека. Каждый образ героя становился уникальным и неповторимым. Изображение такого человека становится самой главной целью этого течения.

В любом произведении писателя-сентименталиста можно найти тонкую чувствительную натуру, которая сталкивается с жестокостью окружающего мира.

Выделяются следующие особенности изображения главного героя в сентиментализме:

  • Четкое различение положительных и отрицательных героев. Первая группа демонстрирует непосредственные искренние чувства, а вторая – это эгоистичные лжецы, потерявшие свое естественное начало. Но, несмотря на это, авторы этой школы сохраняют веру в то, что человек способен вернуться к истинной естественности и стать положительным персонажем.
  • Изображение героев-противников (крепостной и помещик), противостояние которых отчетливо демонстрирует превосходство низшего класса.
  • Автор не избегает изображения определенных людей с конкретной судьбой. Часто прототипами героя в книге выступают реальные люди.

Крепостные и помещики

Образ автора

Автор играет большую роль в сентиментальных произведениях. Он открыто демонстрирует свое отношение к героям и их действиям. Основной задачей, стоящей перед писателем, является дать возможность прочувствовать эмоции героев, вызвать у него сочувствие к ним и их поступкам. Реализуется эта задача путем вызова сострадания.

Особенности лексики

Для языка сентиментального направления является характерным наличие распространенных лирических отступлений, в которых автор дает свою оценку описанному на страницах произведения. Риторические вопросы, обращения и восклицания помогают ему расставить правильные акценты и обратить внимание читателя на важные моменты. Чаще всего в таких произведениях преобладает экспрессивная лексика с использованием просторечных выражений. Знакомство с литературой становится возможным для всех слоев общества. Это выводит ее на новый уровень.

Сентиментализм как литературное направление


Сентиментализм Комментарии

Сентиментализм
Сентиментализм

Сентиментализм Вы просматриваете субъект

Сентиментализм что, Сентиментализм кто, Сентиментализм описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Сентиментализм в искусстве (XVIII в)

Искусство эпохи сентиментализма зародилось в Западной Европы с середины XVIII века.  Оно стало развиваться с постепенного отдаления художественной мысли того времени от идей Просвещения. На смену культа разума пришла чувствительность. При этом идеи просветителей не забыты, но переосмыслены. В искусстве изменения вылились в уход от ясного прямолинейного классицизма в чувствительный сентиментализм, ведь «чувство не лжет!» 

Стиль ярче всего проявил себя в литературе, где Ж.-Ж. Руссо идейно обосновал новое направление: провозгласил ценность естества, воспитание чувств, уход от социализации в уедеиненность, от цивилизации к жизни на природе, в сельской местности. В литературу пришли и другие герои — простолюдины.

(Луиз Леопольд Буальи «Габриэль Арно»)

Искусство с радостью приняло новую идею на вооружение. Стали появляться полотна с пейзажами, отличающимися простотой композиции, портреты, на которых художник запечатлевал живые эмоции. Позы портретных героев дышат естественностью, на лицах отражается спокойствие и умиротворение.
Однако произведения некоторых мастеров, творивших в стиле сентиментализма, грешат морализаторством, искусственно преувеличенной чувствительностью.

(Дмитрий Григорьевич Левицкий «Портрет Глафиры Ивановны Алымовой»)

Сентиментализм XVIII века вырос из классицизма и стал предтечей романтизма. Стиль впервые сформировался в творчестве английских художников в середине века и просуществовал до начала следующего. Именно тогда он пришел в Россию и был воплощен в картинах талантливых художников своего времени.

Сентиментализм в живописи

Сентиментализм в искусстве живописи представляет собой особый взгляд на изображение действительности, через усиление, подчеркимвание эмоциональной составляющей художественного образа. Картина должна, по мнению художника, воздействовать на чувства зрителя, вызывать ответную эмоциональную реакцию — сострадание, сопереживание, умиление. Чувство, а не разум ставят сентименталисты в основе мировосприятия. Культ чувства явился, как сильной, так и слабой стороной художественного направления. Некоторые полотна вызывают у зрителя отторжение слащавостью и желанием откровенно его разжалобить, навязать несвойственные ему чувства, выжимать слезу.

(Жан-Батист Грез «Портрет молодой женщины»)

Появившийся на «обломках» рококо, сентиментализм, по сути, явился последней стадией вырождающегося стиля. Множество полотен европейских художников изображают несчастных молодых простолюдинок с невинным и страдальческим выражением хорошеньких личиков, бедных детей в красивых лохмотьях, старушек.

Известные художники-сентименталисты

(Жан-Батист Грез «Портрет молодого человека в шляпе»)

Одним из ярких представителей направления стал французский художник Ж.-Б. Грёз. Его картины с назидательным сюжетом отличет морализаторсво и слащавость. Грёз создал множество картин с тоскующими о мертвых птичках девичьих головках. К своим полотнам художник создавал нравоучительные комментарии, чтобы еще более усилить их нравоучительную идейность. Среди , произведения творчества живописцев XVIII века стиль читается в полотнах Я.Ф. Хаккерта, Р.Уилсона, Т.Джонса, Дж.Форрестера, С.Дэлона.

(Жан-Батист Симеон Шарден «Молитва перед обедом»)

Французские художник Ж.-С. Шарден одним из первых ввел социальные мотивы в свое творчество. Картина «Молитва перед обедом» несет в себе многие черты сентиментализма, в частности, поучительность сюжета. Однако в картине соединяются два стиля — рококо и сентиментализм. Здесь поднимается тема важности женского участия в воспитании у детей возвышенных чувств. Стиль рококо оставил след в построении изящной композиции, множестве мелких деталей, богатстве цветовой палитры. Позы героев, предметы, вся обстановка комнаиты изящны, что характерно для живописи того времени. Ясно читается желание художника аппелировать напрямую к чувствам зрителя, что явно указывает на использование при написании полотна сентиментального стиля.

Сентиментализм в русском искусстве

В Россию стиль пришел с запозданием, в первом десятилетии XIX века, вместе с модой на античные камеи, которую ввела французская императрица Жозефина. Русские художники преобразовали два существовавших в то время стиля, неоклассицизм и сентиментализм, создав новый — русский классицизм в наиболее романтической его форме. В этой манере творили В. Л. Боровиковский, А. Г. Венецианов, И. П. Аргунов.

(Семен Федорович Щедрин «Пейзаж в окрестностях Петербурга»)

Сентиментализм позволил художникам в картинах утверждать самоценность человеческой личности, ее внутреннего мира. Причем это стало возможным через показ чувств человека в интимной обстановке, когда он остается наедине сам с собой. Руские художники населяли своими героями пейзаж. Наедине с природой, оставшись один человек способен проявить свое естественное состояние души.

Русские художники-сентименталисты

(Владимир Боровиковский «Портрет М.И. Лопухиной»)

Известна картина Боровиковского «Портрет М. И. Лопухиной». Модлодая женщина в свободном платье изящно оперлась на перила. Русский пейзаж с березками и васильками располагает к душевности, как и выражение милого лица героини. В ее задумчивости читается доверие к зрителю. На лице играет улыбка. Портрет по праву считается одним из лучших образцов русского классического произведения. В художественной стилистике  полотна ясно прослеживается сентиментальное направление.

(Алексей Гаврилович Венецианов «Спящий пастушок»)

Среди художников этого времени руская живописная классика ярко проявилась в творчестве А. Г. Венецианова. Известность приобрели его «пасторальная» живопись: картины «Жнецы», «Спящий пастушок» и другие. Они дышат свежестью и любовью к людям. Полотна написа

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Сентиментализм в литературе, его основные черты и представители

Термином «сентиментализм» (чувственность) в искусстве принято называть мышление, особо подчеркивающее эмоциональную подоплеку всех проявлений жизни. Сентиментализм в литературе представлен целым поколением как западных, так и российских художников слова, несмотря на то, что эпоха его длилась сравнительно недолго – с начала 18 до начала 19 века. Родиной данного литературного жанра является Великобритания. Именно здесь в конце второго десятилетия 18 века появились на свет и стали доступными массовому читателю «Времена года» Джеймса Томсона. Это литературное произведение, состоящее из нескольких ранее разрозненных поэм, прививало людям любовь к окружающему их миру. Каждая поэма открывала читателю удивительный мир сельских просторов, красоту загородных ландшафтов.

Эстафету Томсона принял английский писатель Томас Грей в своей элегии «Сельское кладбище». Автор также старался заинтересовать читателя описанием природы, пробудить в нем любовь или хотя бы сострадание к простому деревенскому люду, который живет просто и трудится в поте лица на благо семьи и родины. Все творчество Грея пронизано размышлениями о жизни сельских людей, что придает ему задумчивый и меланхолический характер. Сентиментализм в литературе неизменно связан с именами Лоренса Стерна («Сентиментальное путешествие») и Сэмюэля Ричардсона («Кларисса Харлоу»). Второй никогда не писал о природе, смысл его произведений заключался в описании разных человеческих характеров, а также судеб их обладателей. Ричардсон искусно заставил в свое время все высшее английское общество вздыхать и переживать, любить и ненавидеть вместе с главными героями своих произведений.

Сентиментализм в литературе Франции связан с творческими работами Жана Жака Руссо и Жака де Сен-Пьера. Под влиянием сентиментальных настроений английских писателей создавались такие произведения, как «Жизнь Марианны», «Новая Элоиза», «Поль и Виржини». В романах французских писателей середины 18 века преобладает сочетание сентиментальных настроений героев на фоне красоты природы: городских парков, лесных озер и рек. Особенно далеко в своих литературных изысканиях заходит де Сен-Пьер, перенеся главных героев романа «Поль и Виржини» в далекую Южную Африку. Перед читателем его произведения предстает чета влюбленных молодых людей, живущих вдалеке от городского смога и суеты, наедине с девственной природой и своими искренними чувствами.

Сентиментализм в русской литературе заявляет о себе только в последние десятилетия 18 века, когда воодушевленный произведениями Гетте, Ричардсона и Руссо Николай Карамзин пишет свои «Письма русского путешественника». Следует заметить, что в будущем у Карамзина нашлась дюжина подражателей, как в начале 19 столетия, так и многими годами позднее. Его произведение «Бедная Лиза» считается настоящим шедевром русской сентиментальной прозы. История бедной, обманутой мужчиной девушки покорила сердца многих тысяч читателей. Александр Измайлов, вдохновленный романом, пишет в 1801 году свою «Бедную Машу», Иван Свечинский – «Генриетту» (1802 год). Основными чертами российского сентиментализма являются:

  • культ чувственности, преобладание чувств над волей человека;
  • богатство внутреннего мира главных героев;
  • стремление героев к высоким идеалам, их вечный поиск настоящих чувств.

Целью российской чувственной прозы было создание нового поэтического языка, который должен был прийти на смену старому высокопарному и давно себя изжившему языку аристократов. К сожалению или к счастью, этого не произошло. К 1820 году русский сентиментализм полностью себя исчерпал, а его цели так и остались недостигнутыми.

Сегодня многие историки и искусствоведы склонны считать, что сентиментальное литературное направление являлось всего лишь мимолетным этапом развития общемировой литературы в целом. Сентиментализм в литературе середины 18 века стал переходным этапом от классицизма к романтизму. Став в конечном итоге ненужным, он исчерпал себя, открыв тем самым дорогу новому литературному направлению.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о