Политика правительственного либерализма александра 1 – 15 Правительственный либерализм эпохи Александра 1

15 Правительственный либерализм эпохи Александра 1

Правительственный либерализм эпохи Александра 1. М.М.Сперанский.

Либерализм в эпоху Александра I.

1 Курс реформ Александра I.

Царствование Александра I по праву может считаться эпохой

наибольшего расцвета идей либерализма в дворянской среде. Воспитатель

Александра гражданин республиканской Швейцарии Лагарп сумел убедить

своего ученика в том, что эра абсолютных монархов миновала. Лагарп

утверждал, что если Россия хочет избежать кровавого хаоса, то трону

необходимо принять на себя инициативу в проведении двух главных реформ

— отмены крепостного права и введения конституции. Учитель

предупреждал Александра, что в деле совершения этих реформ монарху не

следует рассчитывать на поддержку значительной части дворян. Нет,

большинство их будет сопротивляться, защищая свое экономическое

благополучие, основанное на труде тысяч крепостных. А потому не стоит

спешить с отказом от самодержавной формы правления. Напротив, всю мощь

царской власти необходимо использовать для проведения реформ и

просвещения народа, чтобы подготовить его к принятию этих реформ.

«Дней Александровых прекрасное начало…» — знаменитые пушкинские

слова о заре правления государя Александра Павловича. Мнение это

разделяли многие современники, что совсем не удивительно. Вот ряд

первых указов молодого императора, явственно обозначивших «курс» его

царствования

15 марта 1801г. восстановлены дворянские выборы в губерниях;

снято запрещение на ввоз ряда товаров.

22 марта объявлен свободный въезд в Россию и выезд за ее

пределы, весьма ограниченный при Павле I

31 марта разрешена деятельность типографий и ввоз любых книг из-

за границы. В то время это была немыслимая свобода для многих стран

Европы, в особенности для наполеоновской Франции.

2 апреля восстановлены екатерининские жалованные грамоты

дворянству и городам. В тот же день уничтожена Тайная экспедиция

(учреждение политического сыска). В стране не стало, правда,

ненадолго, и самой тайной полиции.

27 сентября запрещены пытки и употребление в делах самого слова

«пытка».

Верный заветам Лагарпа, император Александр Павлович стремился

окружить трон единомышленниками. Начиная с 1801г., высшие

государственные посты занимали сторонники английского

конституционализма: канцлер А. Р. Воронцов, его брат, долгое время

прослуживший в Лондоне С. Р. Воронцов, адмиралы Н. С. Мордвинов и П.

В. Чичагов, знаменитый реформатор М. М. Сперанский. На мировоззрение

этих сановников сильно повлияла Французская революция. Они опасались,

что такие же потрясения может пережить и Россия.

Сторонники реформ отвергали революцию как способ обновления

общества, считая, что этот путь ведет к анархии, гибели культуры и в

конце концов к возникновению диктатуры. Семен Романович Воронцов,

критикуя деспотическую политику Павла I, писал: «Кто не желает, чтобы

у нас никогда не могла восстановиться ужасная тирания прошедшего

царствования? Но нельзя только сразу совершить прыжок из рабства в

свободу, без того, чтобы не впасть в анархию, которая хуже рабства».

Чтобы не повторить судьбу отца, Александр I стремился проекты

многих реформ разрабатывать втайне от широких кругов дворянства. Он

сформировал нечто вроде «конспиративного штаба» по подготовке

преобразований. В него входили ближайшие и наиболее доверенные друзья

царя: А.Е. Чарторыйский, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев и П.А.

Строганов. Современники прозвали этот штаб Негласным комитетом. Члены

Негласного комитета видели свой политический идеал в британской

конституционной монархии. Но до серьезных реформ дело не дошло:

помешали войны с Наполеоном, начавшиеся в 1805г. Преобразовательным

замыслам Александра мешало и мощное пассивное сопротивление

чиновничества и консервативно настроенных групп аристократии,

тормозивших любые проекты в этой сфере.

2 Реформы М.М. Сперанского.

Большую роль в развитии либерализма в России сыграл М. М.

Сперанский. Михаил Михайлович Сперанский родился в семье бедного

сельского священника и в семь лет поступил во Владимирскую духовную

семинарию. Осенью 1788г. он как один из лучших учеников был направлен

в только что созданную Александро-Невскую семинарию в Петербурге. Он

много времени отдает занятиям философией, изучая труды Декарта, Руссо,

Локка, Лейбница. В своих первых философских произведениях он обличает

произвол и деспотизм, призывает уважать человеческое достоинство и

гражданские права русского человека.

После окончания курса в 1792г., проработав несколько лет

преподавателем в семинарии, Сперанский становится секретарем князя А.

Б. Куракина, а позже служит в его канцелярии. Ко дню коронации

Александра I Сперанский составил текст его обращения к народу, где

излагалась программа будущих действий молодого государя. В марте

1801г. Сперанский стал управляющим экспедиции гражданских и духовных

дел в канцелярии Непременного Совета, созданного императором для

разработки программы реформ.

Одновременно Михаил Михайлович состоял на службе в министерстве

внутренних дел статс-секретарем В. П. Кочубея. В 1802 -1804гг.

Сперанский подготовил несколько собственных политических записок: «О

коренных законах государства», «О постепенности усовершения

общественного», «О силе общего мнения», «Еще нечто о свободе и

рабстве», «Записку об устройстве судебных и правительственных

учреждений в России».

Сторонник конституционного строя, Сперанский был убежден, что

новые права обществу обязана даровать власть. Вместе с тем Сперанский

понимал, что Россия еще не готова к конституционному строю, что

начинать преобразования необходимо с реорганизации государственного

аппарата.

В 1808г. царь назначил Сперанского своим главным советником в

государственных делах и предложил подготовить общий план

государственных преобразований. Созданию плана предшествовала большая

подготовительная работа: Сперанский и его сотрудники переводили и

анализировали современные им законодательные документы других стран.

Осенью 1809г. план государственных преобразований (или «Введение к

уложению государственных законов») был готов.

В 1810г. план Сперанского рассматривался во вновь созданном

Государственном совете – высшем совещательном органе Российской

империи. В январе 1810г. с учреждением Государственного совета

Сперанский стал государственным секретарем, фактически вторым после

императора лицом в государстве. Его преобразования затронули все слои

русского общества, и реакция на реформы чаще всего была отрицательной.

Сперанского стали обвинять в подрыве государственных устоев России.

Со всех сторон к Александру поступали отрицательные отзывы о

государственном секретаре. 17 марта 1801г. сломленный интригами

император сказал Сперанскому: «Обстоятельства требуют, чтобы на время

мы расстались». Реформатор был отправлен в ссылку в Нижний Новгород.

Сложившийся в результате работы Сперанского либеральный план

реформ оказался несколько абстрактным и «преждевременным». По

образному выражению В.О. Ключевского, «ни государь, ни министр никак

не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных

средств страны»

Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии прошла три ступени: в Средние века — удельщина; в Новое время — абсолютная монархия, а в настоящий период — промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение личных политических прав). Россия, полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным, «через правильные законы», жалованные императором народу. «Реформация государства производится десятилетиями и веками, а не в два-три года» («О постепенности усовершенствования Российского»).В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила «правление доселе самодержавное (здесь в значении абсолютное. —

Н. 3.) учредить на непременном законе». Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей.

В государстве должны быть три власти («силы»), одна из них «действует в образовании закона, другая — в исполнении, третья — в части судной». Законодательная власть вручается Государственной думе; власть управления — министрам и правительству; судебная — Сенату и судебной системе. Но у Сперанского есть и четвертая власть, которая заключена в особе императора. Он называет эту власть державной.

По форме государственного устройства «Российская империя есть государство нераздельное, монархическое, управляемое державной властью по законам государственным».

По своей административно-территориальной структуре Россия делится на области и губернии. Судебная система состоит из волостного, окружного и губернского судов и завершается Верховным судилищем — Сенатом. Все действуют на коллегиальной основе. Сперанский приводит несколько вариантов классификации законов, но «лучшим из них является тот, который различает их на три рода: законы государственные, законы гражданские и законы уголовные».Сперанский анализирует понятия: рабство политическое и свобода политическая, рабство гражданское и свобода гражданская.

Под политическим рабством он понимал такое состояние, «когда воля одного — закон для всех», а политическую свободу определял как подчинение всех и каждого законам.

Гражданское рабство рассматривал как подчинение одного класса в «повинностях личных или вещественных» другому, а гражданскую свободу — как основанную на законе независимость друг от друга всех сословий и групп в обществе. Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный чиновничий аппарат, обеспечивающий ее деятельность. Для осуществления такого проекта Сперанский предложил и провел два закона о чиновниках: «О придворных званиях» и «Об экзаменах на чин» (1809). Этими законами вводились необходимые условия для занятия должностей и получения служебных чинов: наличие диплома о высшем образовании или сдача экзаменов на чин по весьма обширному списку предметов. К крепостному праву Сперанский относился отрицательно,

полагая, что оно «противно разуму общему, что должно рассуждать о нем, яко временно и непременно перейти долженствующем». В России, по мнению реформатора, все идет к тому, чтобы оно было отменено.

4

studfiles.net

15 Правительственный либерализм эпохи Александра 1

Правительственный либерализм эпохи Александра 1. М.М.Сперанский.

Либерализм в эпоху Александра I.

1 Курс реформ Александра I.

Царствование Александра I по праву может считаться эпохой

наибольшего расцвета идей либерализма в дворянской среде. Воспитатель

Александра гражданин республиканской Швейцарии Лагарп сумел убедить

своего ученика в том, что эра абсолютных монархов миновала. Лагарп

утверждал, что если Россия хочет избежать кровавого хаоса, то трону

необходимо принять на себя инициативу в проведении двух главных реформ

— отмены крепостного права и введения конституции. Учитель

предупреждал Александра, что в деле совершения этих реформ монарху не

следует рассчитывать на поддержку значительной части дворян. Нет,

большинство их будет сопротивляться, защищая свое экономическое

благополучие, основанное на труде тысяч крепостных. А потому не стоит

спешить с отказом от самодержавной формы правления. Напротив, всю мощь

царской власти необходимо использовать для проведения реформ и

просвещения народа, чтобы подготовить его к принятию этих реформ.

«Дней Александровых прекрасное начало…» — знаменитые пушкинские

слова о заре правления государя Александра Павловича. Мнение это

разделяли многие современники, что совсем не удивительно. Вот ряд

первых указов молодого императора, явственно обозначивших «курс» его

царствования

15 марта 1801г. восстановлены дворянские выборы в губерниях;

снято запрещение на ввоз ряда товаров.

22 марта объявлен свободный въезд в Россию и выезд за ее

пределы, весьма ограниченный при Павле I

31 марта разрешена деятельность типографий и ввоз любых книг из-

за границы. В то время это была немыслимая свобода для многих стран

Европы, в особенности для наполеоновской Франции.

2 апреля восстановлены екатерининские жалованные грамоты

дворянству и городам. В тот же день уничтожена Тайная экспедиция

(учреждение политического сыска). В стране не стало, правда,

ненадолго, и самой тайной полиции.

27 сентября запрещены пытки и употребление в делах самого слова

«пытка».

Верный заветам Лагарпа, император Александр Павлович стремился

окружить трон единомышленниками. Начиная с 1801г., высшие

государственные посты занимали сторонники английского

конституционализма: канцлер А. Р. Воронцов, его брат, долгое время

прослуживший в Лондоне С. Р. Воронцов, адмиралы Н. С. Мордвинов и П.

В. Чичагов, знаменитый реформатор М. М. Сперанский. На мировоззрение

этих сановников сильно повлияла Французская революция. Они опасались,

что такие же потрясения может пережить и Россия.

Сторонники реформ отвергали революцию как способ обновления

общества, считая, что этот путь ведет к анархии, гибели культуры и в

конце концов к возникновению диктатуры. Семен Романович Воронцов,

критикуя деспотическую политику Павла I, писал: «Кто не желает, чтобы

у нас никогда не могла восстановиться ужасная тирания прошедшего

царствования? Но нельзя только сразу совершить прыжок из рабства в

свободу, без того, чтобы не впасть в анархию, которая хуже рабства».

Чтобы не повторить судьбу отца, Александр I стремился проекты

многих реформ разрабатывать втайне от широких кругов дворянства. Он

сформировал нечто вроде «конспиративного штаба» по подготовке

преобразований. В него входили ближайшие и наиболее доверенные друзья

царя: А.Е. Чарторыйский, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев и П.А.

Строганов. Современники прозвали этот штаб Негласным комитетом. Члены

Негласного комитета видели свой политический идеал в британской

конституционной монархии. Но до серьезных реформ дело не дошло:

помешали войны с Наполеоном, начавшиеся в 1805г. Преобразовательным

замыслам Александра мешало и мощное пассивное сопротивление

чиновничества и консервативно настроенных групп аристократии,

тормозивших любые проекты в этой сфере.

2 Реформы М.М. Сперанского.

Большую роль в развитии либерализма в России сыграл М. М.

Сперанский. Михаил Михайлович Сперанский родился в семье бедного

сельского священника и в семь лет поступил во Владимирскую духовную

семинарию. Осенью 1788г. он как один из лучших учеников был направлен

в только что созданную Александро-Невскую семинарию в Петербурге. Он

много времени отдает занятиям философией, изучая труды Декарта, Руссо,

Локка, Лейбница. В своих первых философских произведениях он обличает

произвол и деспотизм, призывает уважать человеческое достоинство и

гражданские права русского человека.

После окончания курса в 1792г., проработав несколько лет

преподавателем в семинарии, Сперанский становится секретарем князя А.

Б. Куракина, а позже служит в его канцелярии. Ко дню коронации

Александра I Сперанский составил текст его обращения к народу, где

излагалась программа будущих действий молодого государя. В марте

1801г. Сперанский стал управляющим экспедиции гражданских и духовных

дел в канцелярии Непременного Совета, созданного императором для

разработки программы реформ.

Одновременно Михаил Михайлович состоял на службе в министерстве

внутренних дел статс-секретарем В. П. Кочубея. В 1802 -1804гг.

Сперанский подготовил несколько собственных политических записок: «О

коренных законах государства», «О постепенности усовершения

общественного», «О силе общего мнения», «Еще нечто о свободе и

рабстве», «Записку об устройстве судебных и правительственных

учреждений в России».

Сторонник конституционного строя, Сперанский был убежден, что

новые права обществу обязана даровать власть. Вместе с тем Сперанский

понимал, что Россия еще не готова к конституционному строю, что

начинать преобразования необходимо с реорганизации государственного

аппарата.

В 1808г. царь назначил Сперанского своим главным советником в

государственных делах и предложил подготовить общий план

государственных преобразований. Созданию плана предшествовала большая

подготовительная работа: Сперанский и его сотрудники переводили и

анализировали современные им законодательные документы других стран.

Осенью 1809г. план государственных преобразований (или «Введение к

уложению государственных законов») был готов.

В 1810г. план Сперанского рассматривался во вновь созданном

Государственном совете – высшем совещательном органе Российской

империи. В январе 1810г. с учреждением Государственного совета

Сперанский стал государственным секретарем, фактически вторым после

императора лицом в государстве. Его преобразования затронули все слои

русского общества, и реакция на реформы чаще всего была отрицательной.

Сперанского стали обвинять в подрыве государственных устоев России.

Со всех сторон к Александру поступали отрицательные отзывы о

государственном секретаре. 17 марта 1801г. сломленный интригами

император сказал Сперанскому: «Обстоятельства требуют, чтобы на время

мы расстались». Реформатор был отправлен в ссылку в Нижний Новгород.

Сложившийся в результате работы Сперанского либеральный план

реформ оказался несколько абстрактным и «преждевременным». По

образному выражению В.О. Ключевского, «ни государь, ни министр никак

не могли подогнать его к уровню действительных потребностей и наличных

средств страны»

Россия, по мнению Сперанского, в своем историческом развитии прошла три ступени: в Средние века — удельщина; в Новое время — абсолютная монархия, а в настоящий период — промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным (безопасность личности, сохранность собственности и обеспечение личных политических прав). Россия, полагал он, ждет перемен, но не революционным путем, как в странах Запада, а исключительно эволюционным, «через правильные законы», жалованные императором народу. «Реформация государства производится десятилетиями и веками, а не в два-три года» («О постепенности усовершенствования Российского»).В своих проектах государственных преобразований Сперанский мечтал о конституционной монархии, которая бы позволила «правление доселе самодержавное (здесь в значении абсолютное. — Н. 3.) учредить на непременном законе». Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей.

В государстве должны быть три власти («силы»), одна из них «действует в образовании закона, другая — в исполнении, третья — в части судной». Законодательная власть вручается Государственной думе; власть управления — министрам и правительству; судебная — Сенату и судебной системе. Но у Сперанского есть и четвертая власть, которая заключена в особе императора. Он называет эту власть державной.

По форме государственного устройства «Российская империя есть государство нераздельное, монархическое, управляемое державной властью по законам государственным».

По своей административно-территориальной структуре Россия делится на области и губернии. Судебная система состоит из волостного, окружного и губернского судов и завершается Верховным судилищем — Сенатом. Все действуют на коллегиальной основе. Сперанский приводит несколько вариантов классификации законов, но «лучшим из них является тот, который различает их на три рода: законы государственные, законы гражданские и законы уголовные».Сперанский анализирует понятия: рабство политическое и свобода политическая, рабство гражданское и свобода гражданская.

Под политическим рабством он понимал такое состояние, «когда воля одного — закон для всех», а политическую свободу определял как подчинение всех и каждого законам.

Гражданское рабство рассматривал как подчинение одного класса в «повинностях личных или вещественных» другому, а гражданскую свободу — как основанную на законе независимость друг от друга всех сословий и групп в обществе. Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный чиновничий аппарат, обеспечивающий ее деятельность. Для осуществления такого проекта Сперанский предложил и провел два закона о чиновниках: «О придворных званиях» и «Об экзаменах на чин» (1809). Этими законами вводились необходимые условия для занятия должностей и получения служебных чинов: наличие диплома о высшем образовании или сдача экзаменов на чин по весьма обширному списку предметов. К крепостному праву Сперанский относился отрицательно,

полагая, что оно «противно разуму общему, что должно рассуждать о нем, яко временно и непременно перейти долженствующем». В России, по мнению реформатора, все идет к тому, чтобы оно было отменено.

4

studfiles.net

Либеральная политика Александра I – упаковка для средневековых реалий

Реализация столь сложных и масштабных проектов была по плечу только сильному государству, обладавшему широкими полномочиями в отношении общества. Поэтому в традиционной (аграрной) России государство изначально возникло и далее существовало исключительно в монархической форме. Русская монархия, причем в самых деспотических проявлениях власти, являлась исторически обусловленной необходимостью и неизбежностью, обязательным условием настоящего и гарантом будущего. Альтернатив (в виде конституционной монархии или тем более республики) она не имела, и иметь не могла. Поэтому вся политическая история России с конца XV по начало XX века сводится, в сущности, к процессу неуклонного и последовательного укрепления монархии, ее превращения в самодержавие и выстраивание соответствующей социально-политической модели государственности – абсолютизма.

Создание самодержавия являлось важнейшей внешне- и внутриполитической задачей на протяжении XV, XVI и XVII веков, от Ивана III до Петра I, а укрепление его — глобальной задачей всех самодержцев от Петра I до Николая II без исключения. Ликвидация самодержавия и абсолютизма обернулась гибелью империи.

Россия знала не две (как принято считать в отечественной историографии), а три разновидности монархической формы государства —- сословно-представительную (с середины XVI по конец XVII века), самодержавную (XVIII-середина XIX века) и абсолютистскую (середина XIX-начало XX века).

В данной парадигме правление Александра I (1801-1825) относится ко второму периоду, эпохе трансформации самодержавия, законодательно оформленного Петром I, в абсолютизм (или генезиса абсолютизма), и является важнейшим звеном, соединившим царствование Екатерины II, положившей начало этому процессу, с царствованием Николая I, завершившим его. Стержнем этого периода являлось дальнейшее укрепление монархии путем превращения ее в формализованный институт, равноудаленный от личности монарха, от подданных (в первую очередь дворянства), от управленческого аппарата в виде учреждений и должностных лиц любого ранга. Власть следовало превратить в обезличенную формализованную, бюрократическую структуру, абстрактный закон, и это юридическое установление поместить над всеми и вне всех, ибо только в такой правовой конструкции власть приобретала устойчивость и абсолютный характер.

Для достижения этой цели требовалось структурировать территорию и население империи. Первое означало построение централизованной и бюрократической вертикали имперской администрации, подвластной непосредственно и только монарху, второе – сословной организации общества. Следствием явился комплекс административных, сословных и правовых реформ, проводимых без малого сто лет. Александр I, с одной стороны, принял эстафету реформ от Екатерины II, с другой, передал ее Николаю I.

В области социальной политики Александр пытался довершить сословную реформу Екатерины, эксплуатируя те же идеи освобождения крестьян с землей, что были сформулированы еще во времена Вольного Экономического Общества, а реализованы 19 февраля 1861 г., и, как и Павел I искал способы ограничения помещичьего землевладения при сохранении феодально-барщинного хозяйства. Отсюда вытекает вся совокупность мер по крестьянскому вопросу, принятых в правление Александра I.

Центральной темой его правления стала проблема создания модели абсолютистской администрации. Александру предстояло дать ответ на вопрос «…возможно ли одному человеку управлять государством…», в котором живут одновременно «и гордый внук славян, и финн, и ныне дикий тунгус, и друг степей калмык». Осознавая, что «в наших делах господствует неимоверный беспорядок, грабеж со всех сторон, все части управляются дурно, порядок, кажется, изгнан отовсюду, и империя, несмотря на то, стремится лишь к расширению своих пределов», Александр I был вынужден не только определить форму новой администрации, но и разработать технологии ее реализации. И то, и другое было, в конечном счете, заимствовано из новейшего опыта государственного строительства западноевропейских стран, в первую очередь Франции. Формой была избрана французская конституционная модель, а технологиями – теории французских просветителей и вся западноевропейская политическая и правовая практика второй половины XVIII и начала XIX веков. Основная сложность заключалась не в том, что именно заимствовать, а в том, как правовую теорию и практику, порожденную процессом становления капиталистических отношений в странах Западной Европы, использовать на русской почве. Как передовые идеи превратить в инструмент, созидающий и закрепляющий не соответствующие им буржуазные нормы и порядки, а вполне средневековые социальные и политические институты, средневековую форму монархического государства – абсолютизм.

Таким образом, в данном случае мы не наблюдаем приспособление русского политико-правового строя к почерпнутым извне идеологическим доктринам или общественным отношениям, и тем более не говорим о стремлении Александра I «даровать России конституцию», ограничивающую самодержавие. Напротив, монархия целенаправленно использовала эти доктрины, выхолостив их первоначальную буржуазную сущность, для превращения самое себя в абсолют, а социально-политического строя в абсолютизм.

Важнейшими этапами этой работы правительственной мысли стали: деятельность Негласного Комитета 1802-1803, проекты М. М. Сперанского 1809, польская конституция 1815 и Уставная грамота 1820 годов и генерал-губернаторский проект. Все они не несли в себе ни грана буржуазного содержания и не являлись либеральными конституциями, направленными на ограничение монархии и постепенное превращение ее в конституционную форму правления. Наоборот, главная идея их заключалась в укреплении и упрочении монархического строя в России. И только смерть помешала Александру реализовать свои планы. Поэтому основным достижением его правления и основным вкладом в строительство абсолютизма в России стала министерская реформа 1802-1811 годов (реформа Сената как ее оборотная сторона), в ходе которой была оформлена бюрократия, основа и опора абсолютистской власти.

Политика Александра, получившая в литературе название «правительственного конституционализма», по замыслу и по целям являлась консервативной. Либеральной ее можно назвать лишь по форме, в которую упаковывались чуждые истинному либерализму средневековые российские реалии.

 

Напишите свой комментарий, предварительно прочитав правила обсуждения.

 

Орфография и пунктуация автора сохранены

 


  1. Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М. 1998. С. 572.

  2. Подробно см.: Чернов С. Л. Эволюция монархической формы государства в России // От античности до современности. Сборник статей. М. 2012. С. 478-507.

  3. Попов Д. Ф. Проблема российской абсолютной монархии (верховная власть) в русской исторической науке. М. 1999. С. 95-98.

  4. Письмо Александра I В.П.Кочубею 10 мая 1797 г. Цит. по: Шильдер Н. К. Император Александр I. Его жизнь и царствование. Т. 1. СПБ. 1897. С. 277.

  5. Подробно см.: Чернов К. С. Забытая конституция. Государственная Уставная Грамота Российской империи. М. 2007.

 


ria.ru

28. Александр I. Внутренняя политика-от либерализма к реакции.

Внутриполитическая деятельность Александра I (1801 1825) отличалась противоречивостью, особенно до войны 1812 года. Он пришел к власти в результате дворцового переворота, после убийства его отца Павла I. Жесткой казарменной политикой Павел вызвал острое недовольство дворянства. Столичные высшие круги, обеспечившие Александру трон, желали бы более лояльного царя, ни в чем не задевавшего дворянских привилегий. Став монархом, Александр 1 обещал править “по закону и сердцу” Екатерины II. С детства вынужденный лавировать между отцом и бабкой, он оказался хитрым и изворотливым политиком, умеющим находить выгодные компромиссы. Либеральное влияние на царя оказал его воспитатель — писатель Лагарп. Начало царствования характеризовалось некоторым стремлением к либеральному реформаторству. Однако эти начинания Александра ни в чем не коснулись устоев государства — самодержавия и крепостного права. В 1S03 г. он издал указ “О вольных хлебопашцах”, который разрешал помещикам отпускать на волю крепостных с наделением их землей за выкуп. Это вызвало недовольство дворян, указ не получил широкого применения, хотя правительство признало им принципиальную возможность освобождений крестьян, законодательно определило условия этого освобождения и права освобожденных. Александр создал Негласный комитет по реформам, состоявший из либерально настроенных дворян и прозванный реакционерами “якобинской шайкой’. Негласный комитет работал год, но единственным результатом стало создание министерств вместо старых петровских коллегий. Министерствам соответствовали входящие в них учреждения на местах. Это позволяло лучше руководить отраслями государственного управления. Министры подчинялись непосредственно императору. Сенат стал высшим судебным органом империи. Он также контролировал соблюдение законности в стране и деятельность административных органов. В 1810 г. учрежден Государственный совет, который должен был стать высшим органом управления, но оказался лишь совещательным органом при царе. Решения совета не имели силы без утверждения их монархом. Он состоял из назначенных императором чиновников. Реформы государственного управления вели к дальнейшей централизации управления, бюрократизации, усилению самодержавной власти.

Прогрессивным характером отличалась политика с области просвещения: было открыто много средних и высших учебных заведений, в том числе университеты (Казань, Харьков, Петербург, Дерпт) и близкие к ним по программе лицеи. Некоторое время на Александра заметно влиял реформатор М. М Сперанский — сын сельского священника, без протекции достигший высокого поста государственного секретаря. Но Сперанский вызвал острое недовольство сановной знати. Против него начинаются интриги, и он отстраняется от дел. В конечном итоге, помимо учреждения министерств, никаких реформ проведено не было. Они были признаны преждевременными, — в частности, из-за сложной международной обстановки. В Европе развёртывались одна за другой наполеоновские войны.

Внутренняя политика Александра 1 в 1812-1825 гг. После Отечественной войны 1812 г. внутренняя политика Александра 1 потеряла прежний либеральный налег. По его инициативе создается “Священный союз”, объединивший европейских монархов для борьбы с революционным движением в Европе. В стране установился режим аракчеевщины. Введена цензура, происходят гонения на прогрессивно мыслящих людей, в образовании насаждается религиозное сознание. Усилилось крепостничество. Возникает самое уродливое проявление феодально-крепостнического гнева — военные поселения. В них крестьяне должны были пожизненно отбывать военную службу, одновременно занимаясь сельским хозяйством, чтобы прокормить себя и свои семьи. Их дети автоматически становились  солдатами. Жизнь военных поселений протекала в условиях палочной дисциплины. Но это вызвало усиленное сопротивление; произошло несколько восстаний военных поселян. Самое известное из них было в 1819 г. в г. Чугуеве. Волнения наблюдались к с. армии, к примеру, восстание солдат Семёновского гвардейского полка (1820). Внутренняя политика Александра I,  сначала либеральная, затем реакционная, направленная на укрепление самодержавия и крепостного права, объективно способствовала активизации дворянского революционного движения в России — декабризма.

studfiles.net

Либеральные взгляды Александра Первого

Либеральные взгляды Александра Первого.

План:

I. Введение.

II. Внутренняя политика Александра I:

1. Русское общество в начале царствования Александра I.

2. Формирование либеральных взглядов будущего императора.

3. Опыт преобразований первых лет правления. «Негласный комитет».

4. Программа преобразований М.М. Сперанского и её судьба.

5. Попытки решения крестьянского вопроса.

6. Вторая половина царствования Александра I. Изменения в политике.

III. Заключение.

Список литературы.

I . Введение.

В конце XVIII века — первой половине XIX века, в то время когда в Европе понятие «либерализм» прочно вошло в общественно-политический лексикон, и шло активное формирование либерального мировоззрения, государственный и общественный порядок Российской империи находился на прежних основаниях. Дворянство, составлявшее малую часть населения, оставалось господствующим, привилегированным классом. Освобожденные от обязательной службы государству помещики превратились в праздный, чисто потребительский «класс рабовладельцев». Из дворян формировались бурно растущие в то время канцелярии бюрократического аппарата империи. В стране царил чиновничий и помещичий произвол. Правительство предпринимало попытки проведения общественных реформ, но проблемы изменения государственного строя или совершенствования законодательства в России первой половины XIX века практически не решались. Острейшим явился вопрос о крепостном праве. «Целая половина населения империи, которого тогда считалось свыше 40 млн. душ обоего пола, — писал В.О. Ключевский в своем «Курсе русской истории», — целая половина этого населения зависела не от закона, а от личного произвола владельца… Крепостное русское село превращалось в негритянскую североамериканскую плантацию».

Государственная политика выражала интересы основной массы дворянства. Правительство порой осознавало опасность углубляющейся розни основных сословий, но сколько-нибудь существенные реформы провести было неспособно. Как во всяком самодержавном государстве, политика России во многом зависела от личности монарха. Так еще в конце XVIII века Павел I отменил некоторые привилегии дворян и законодательно ограничил барщину тремя днями в неделю, но он же раздал в частное владение дворянам около 100 тыс. дворцовых и казенных крестьян.

II . Внутренняя политика Александра I .

1. Русское общество в начале царствования Александра I .

Постепенно темпы развития экономики России неуклонно замедлялись, что влекло за собой все большее ее отставание от Запада, ослабление в хозяйственном, военном и политическом отношении. В высших эшелонах власти процветали фаворитизм, взяточничество, бюрократизм, коррупция. Перед обществом реально встал вопрос о правомерности существования сложившейся феодально-крепостнической системы.

Этот вопрос о переменах в самих основах устройства российского общества стал восприниматься уже не как отвлеченная проблема, а как жизненная потребность. Невозможность управления страной старыми методами, необходимость общественных преобразований явились важной предпосылкой возникновения в России либеральной идеологии.

Важную роль здесь сыграли просветительские идеи французских мыслителей XVIII в. (Вольтера, Дидро, Монтескье и др.). Французское просветительство продолжало оставаться базой для распространения среди передовой части русского общества реформаторских настроений. Именно в этой среде формировалось убеждение в необходимости общественных преобразований. Таким образом, ранние политические и идеологические движения либерального типа в России имели западническую ориентацию.

Либеральное движение в России развивалось в стесненных режимом условиях, его социальная база была неширокой, поэтому многие положения классического либерализма были здесь интерпретированы применительно к местным условиям.

К началу царствования императора Александра I Павловича (12 (23) декабря1777 — 19 ноября (1 декабря)1825), преемника императора Павла, основными вопросами времени стали: социально-политический, состоявший в установлении новых отношений между общественными классами, в устройстве общества и управлении с участием общества; вопрос кодификационный, состоявший в упорядочении нового законодательства; вопрос педагогический, состоявший в руководстве, направлении и воспитании умов, и, наконец, вопрос финансовый, состоявший в новом устройстве государственного хозяйства.

2 . Формирование либеральных взглядов будущего императора.

Император Александр I смело приступил к разрешению всех этих задач. В приемах этого разрешения принимали большое участие, во-первых, политические идеи, которые были им усвоены, и, во-вторых, практические соображения, политические взгляды на положение России, которые сложились в нем из личного опыта и наблюдений. Те и другие – и политические идеи и личные взгляды – были тесно связаны с полученным воспитанием.

Его бабушка, императрица Екатерина II, стремилась воспитывать Александра в правилах тогдашней философской педагогики, т.е. по законам разума и природы, в принципах разумной добродетели.

Главным наставником, воспитателем политической мысли великих князей Александра и Константина был избран полковник Лагарп, швейцарский республиканец, поклонник идей французской просветительской философии. По его собственному признанию, Лагарп принялся за свою задачу очень серьезно как педагог, сознающий свои обязанности по отношению к великому народу, которому готовил властителя. Во всем, что он говорил и читал своим питомцам, шла речь о могуществе разума, о благе человечества, о договорном происхождении государства, о природном равенстве людей, о справедливости, о нелепости и вреде деспотизма. Влияние Лагарпа на Александра I было огромно. В 1812 году император признавался: «Если бы не было Лагарпа, не было бы и Александра».

Лагарп сумел убедить своего ученика в том, что эра абсолютных монархов миновала. Лагарп утверждал, что если Россия хочет избежать кровавого хаоса, то трону необходимо принять на себя инициативу в проведении двух главных реформ — отмены крепостного права и введения конституции. Учитель предупреждал Александра, что в деле совершения этих реформ монарху не следует рассчитывать на поддержку значительной части дворян. Большинство их будет сопротивляться, защищая свое экономическое благополучие, основанное на труде тысяч крепостных. А потому не стоит спешить с отказом от самодержавной формы правления. Напротив, всю мощь царской власти необходимо использовать для проведения реформ и просвещения народа, чтобы подготовить его к принятию этих реформ.

3. Опыт преобразований первых лет правления. «Негласный комитет».

Александр Павлович вступил на престол 12 марта 1801 года.

Новое правительство поспешило прямо заявить направление, в котором оно намерено было действовать. Уже в манифесте от 12 марта1801 г. новый император принял на себя обязательство управлять народом «по законам и по сердцу своей премудрой бабки », Екатерины II. В указах, как и в частных беседах, император выражал основное правило, которым он будет руководствоваться: на место личного произвола деятельно водворять строгую законность. Император не раз указывал на главный недостаток, которым страдал русский государственный порядок. Этот недостаток он называл «произволом нашего правления ». Для его устранения необходимо было разработать фундаментальные законы, которых почти ещё не было в России. Именно в таком направлении велись преобразовательные опыты первых лет.

«Дней Александровых прекрасное начало…» — знаменитые пушкинские слова о заре правления государя Александра Павловича. Мнение это разделяли многие современники, что совсем не удивительно. Вот ряд первых указов молодого императора, явственно обозначивших «курс» его царствования.

15 марта 1801 г. восстановлены дворянские выборы в губерниях; снято запрещение на ввоз ряда товаров.

22 марта объявлен свободный въезд в Россию и выезд за ее пределы, весьма ограниченный при Павле I.

31 марта разрешена деятельность типографий и ввоз любых книг из-за границы. В то время это была немыслимая свобода для многих стран Европы, в особенности для наполеоновской Франции.

2 апреля восстановлены екатерининские жалованные грамоты дворянству и городам. В тот же день уничтожена Тайная экспедиция (учреждение политического сыска). В стране не стало, правда, ненадолго, и самой тайной полиции.

27 сентября запрещены пытки и употребление в делах самого слова «пытка».

Верный заветам Лагарпа, император Александр Павлович стремился окружить трон единомышленниками. Начиная с 1801 г., высшие государственные посты занимали сторонники английского конституционализма: канцлер А. Р. Воронцов, его брат, долгое время прослуживший в Лондоне С. Р. Воронцов, адмиралы Н. С. Мордвинов и П. В. Чичагов. На мировоззрение этих сановников сильно повлияла Французская революция. Они опасались, что такие же потрясения может пережить и Россия.

Сторонники реформ отвергали революцию как способ обновления общества, считая, что этот путь ведет к анархии, гибели культуры и в конце концов к возникновению диктатуры. Семен Романович Воронцов, критикуя деспотическую политику Павла I, писал: «Кто не желает, чтобы у нас никогда не могла восстановиться ужасная тирания прошедшего царствования? Но нельзя только сразу совершить прыжок из рабства в свободу, без того, чтобы не впасть в анархию, которая хуже рабства».

Чтобы не повторить судьбу отца, Александр I стремился проекты многих реформ разрабатывать втайне от широких кругов дворянства. Он сформировал нечто вроде «конспиративного штаба» по подготовке преобразований. В него входили ближайшие и наиболее доверенные друзья царя: А.Е. Чарторыйский, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев и П.А. Строганов. Современники прозвали этот штаб «Негласным комитетом». Члены «Негласного комитета» видели свой политический идеал в британской конституционной монархии. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей ». Они предварительно собирались изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением, установленным на основании истинного народного духа ».

mirznanii.com

от «правительственного либерализма» Александра I к консервативно-охранительной политике Николая I.

Правление Александра 1 ознаменовалось либерализацией самодержавия (амнистия пострадавших при Павле, ослабление цензуры). «Штаб» реформ с 1801 г. —неофициальный Негласный комитет. Коллегии заменяются 8 министерствами и Комитет министров. В 1803 г. начинается реформа системы образования (создано 5 университетов и Царскосельский лицей) В 1803г. издан Указ о вольных хлебопашцах, разрешавший отпускать крестьян с землёй, но за высокий выкуп. В 1804 г. ограничено крепостное право в Прибалтике. После поражения в войне с Наполеоном в 1807 г. для успокоения общества начинается новая серия реформ, связанных с именем М. М. Сперанского. Создается высший совещательный орган —Государственный совет. Проведена финансовая реформа, затронувшая интересы дворянства. Готовится проект конституции, предполагавший дать гражданские права крепостным, а в перспективе и освободить их. В 1815 г. Александр I даровал конституцию Польше, дав ей автономию. Разрабатывался проект конституции. В 1819 г. освобождены без земли крестьяне Прибалтики. В конце 1810-х гг. реформы свернуты, курс правительства и дисциплина среди чиновников и в армии ужесточились. Усилилась цензура. По имени фактического главы правительства А. А. Аракчеева этот период назван «аракчеевщиной». Проблема крепостного права осталась нерешённой. Либеральная атмосфера его правления позитивно сказалась на развитии культуры.

При Николае 1 (1825-1855) заканчивается эпоха «просвещенного абсолютизма». Начинается наступление на политические и экономические права дворянства ради укрепления самодержавия. Борьба с инакомыслием, надзор за тюрьмами, иностранцами, прессой, усилилась цензура, вскрывалась переписка. Недовольных отправляли в ссылку. Николай I, пришедший к власти после восстания декабристов, панически боялся малейшей активности в обществе и потому всячески давил ее. На руководящие должности назначались люди исполнительные, а не способные и инициативные. Были ограничены права помещиков — крестьян нельзя теперь было отправлять на горные работы, запрещалось продавать их с аукциона за долги. Однако главный вопрос крепостного права оставался нерешённым — Николай боялся волнений в обществе. Внешняя политика: в результате русско-иранской войны Россия присоединила Армению. Россия помогла Турции в войне против Египта. Постепенно нарастала изоляция Р. среди европейских стран, опасавшихся ее дальнейшего усиления. В 1848 г. Николай I выступил с осуждением революций в Европе. В 1853 г. началась Крымская война России с Турцией. Николай I намеревался расчленить Османскую империю. Много войн и конфликтов с разными странами. Статус великой державы оказался под сомнением. Причиной неудач России было общее превосходство противников, слабое техническое оснащение армии, неразвитость экономики, недостаточно высокий уровень командования.

33.Общественная мысль и общественные движения в России в первой половине XIX в.

На рубеже 30-50-х гг. происходят изменения в общественных настроениях. В России сохранялось самодержавие и крепостничество, и их судьба составляла суть всех общественно-политических разногласий.

Консерваторы выступали за сохранение и упрочение существующих порядков. Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства.

Либералы предлагали постепенное реформирование существующего строя (эволюционный путь развития страны).

Среди либералов складываются 2 течения общественной мысли: западничество и славянофильство, сыгравшие большую роль в обща венном движении и развитии российской общественной мысли.

Славянофилы (А.С. Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Ю.Ф. Самарин), исходя из концепции Шеллинга о том, что каждому народу присущи свои особенности, пришли к выводу, что Россия и Запад — это два особых мира и закономерности их развития совершенно различны. Два фактора, по их мнению, определили особенности исторического пути России и ее место в мире:

  1. извечное существование общины

  2. православная религия.

Все беды, по мнению славянофилов, начались со времени Петра Великого, который «исказил» русскую историю, насаждая в стране чуждые ей европейские порядки, «насильственно оторвал» русский народ от родного «исторического основания». Отсюда и общин теоретический вывод: необходимо исправить “искажения” основ народной жизни, которые были допущены Петром и послепетровский период, идти по своему самобытному пути, развивая те начала и нравственные качества, которые присущи русскому народу.

Противниками славянофилов были западники (П. В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К. Д. Кавелин и другие). Вместе с ним выступали А.И. Герцен и В. Г. Белинский, вырабатывавшие и утверждавшие свою революционною концепцию Западничество — также либеральная концепция, однако в ней развивались буржуазные представления о характере будущего развития России. Западники считали, что Россия шла тем же историческим путем, что и Западная Европа, но отстала от нее, и поэтому должна прибегать к использованию опыта европейских стран. Они критиковали феодальные отношения и выступали за утверждение буржуазных форм собственности, были противниками крепостного права. А.И. Герцен, соединив европейские идеи «утопического социализма» со специфическими российскими условиями (крестьянской общиной), положил начало социалистической традиции в общественной мысли страны.

Споры западников и славянофилов имели большое общественное значение. Поставив важнейшие проблемы исторического развития, они будили общественную мысль, звали к деятельности, «прогрессу», что являлось, по существу, осуждением казенной теории » официальной народности». Они знаменовали собой формирование буржуазно-либеральной идеологии в России.

studfiles.net

16. Самодержавие и реформы. От «правительственного либерализма» к консервативно- охранительной политике.

Александр 1 (1801-1825). Вначале своего правления Александр! пытался провести ряд реформ, которые должны были стабилизировать экономические и политические положения. Он опирался на негласный комитет. Наиболее серьёзными реформами были в сфере политического строя 1802 года. Появились министерства, которые вместе с местными учреждениями образовывали строго централизованную бюрократическую систему управления. Сенат в этой системе, как органа надзора, опять таки сугубо бюрократического, следил^соблюдением законности, однако, это ничего принципиально нового в государственном строе не вносило. В социально-экономической сфере Александр 1 предпринял несколько робких попыток смягчить крепостное право. Указ 1803 года о вольных хлебницах (помещик мог освободить своих крестьян за выкуп). Указ носил необязательный характер и практически не имел последствий. В1809 году, по рекомендации Сперанского, был принят указ «об экзамене на гениальность». Экзамен сдавали не имеющие университетского образования чиновники. За этого Сперанского ненавидело чиновничество. Были приняты меры по смягчению крепостничества. Эти меры вызвали резкую критику со стороны высших чиновников и дворянства. Сперанский в 1812 году был сослан в ссылку. Отечественная война и заграничные походы надолго отвлекли Александра 1 от внутриполитических проблем. За эти годы царь переживает духовный кризис, становиться мистиком и по сути отказывается от решения насущных проблем. Для этого времени характерно стремление к наведению бюрократического порядка.

Николай 1, принципиально отказавшись, от каких либо коренных перемен в системе управления, пытался её усовершенствовать путём ещё большей бюрократизацией. Были расширены штаты чиновников всех ведомств. Была разработана теория официальной народности, суть которой чётко выражалась формулой православие, самодержавие, народность. Действовала бюрократия, цензура. Николай искал пути смягчения крепостного права, которое противоречило интересам государства: сковывало развитие экономики. В 1839 Николай проводит денежную реформу. Результатом который стала стабилизация экономики. Но росла коррупция, казнокрадство, бесконтрольность чиновников. Царь не ввёл конституцию. Усиленно шла пролетаризация общества. При Николае Россия переживает период отсталости, и это показала Крымская война 1853-56. В своих попытках смягчить крепостное право самодержавие следовало одному условию: нельзя ущемлять интересы помещиков, нельзя навязывать им свою волю. Либерализация — прозападная позиция. Они предлагали освободить крестьян с землёй. Консервативно-охранительная — считали,

ни в коем случае нельзя разрушить сельскую общину.

17. Общественное движение в 1-ой половине 19 века. В поисках пути развития страны (декабристы, общ-полит кружки, западники и славянофилы).

Реакция правления Александра 1 последних его лет показали, что правительство не имеет ни сил, ни желания решать вопросы, поставленные всем ходом исторического развития страны. Это привело к возникновению тайных обществ. Первые тайные общества появились в 1816 году. Именно офицеры охваченные жаждой решительных перемен. В 1816 году союз спасения (30 человек -Якушин, Муравьёв) носил строго конспиративный заговорщический характер. Предполагалось захватить власть путём вооружённого переворота, затем отменить крепостное право и ввести конституцию, следовательно, в 1818 году союз переименовывается в Союз Благоденствия (200 человек). Добиться своих целей путем пропаганды, своих взглядов — в печати. В 1812 году возникает Северное общество (в Петербурге), на Украине — Южное общество. Руководители Муравьев и Пестель. Муравьев написал конституцию, в которой предлагал ввести в России конституционную монархию. Царя во главе, а исполнительная власть — народное вече. Отменить крепостное право. Пестель — Россия должна быть преобразована в республику, законодательная власть — народное вече, а исполнительная власть — Державная дума. Власть должна быть выборной и сменяемой. Отмена крепостного права. Впервые в декабре движение было разработано четкие программные реформы. 14 декабря 1825 года декабристы выступают неорганизованно. Трубецкой не явился на выступление. Подавили восстание расстрелом декабристов.

К концу 1830 года в результате направления духовных исканий передовой части русского общества проявляют себя несколько ценных течений:

Западники — Грановский, Боткин, считали, что Россия идёт по западному пути развитии)- с опозданием, крепостной труд необходимо заменить свободным. Государственный строй замениться на конституционный. С помощью последних реформ будет ликвидирован разрыв между Россией и Западной Европой. Герцен, Огарев, Белинский разделяли идеи западников. Считали, что Россия не только догонит западные Европейские страны, но и вступит в новый строй — социализм. Славянофилы. Хомяков, Кошелев, Самарин считали, что Россия шла иным путём, нежели Западная Европа. Они призывали восстановить старорусские устои общества и государственной жизни, возродить духовное единство русского народа: отменить крепостное право, изжить деспотичный характер самодержавного строя. Наладить взаимосвязь между государством и народом. Этой цели славянофилы надеялись достичь введением широкой гласности, мечтали они и о возрождении Земских соборов.

Оба течения ставили задачу — отмена крепостного права и переустройства деспотичного государственного строя.

16. Внешняя политика России в первой четверти 19 века. Отечественная война 1812 года и её последствия.

В первой четверти 1 9 века внешняя политика России определялась противостоянием её наполеоновской Франции, стремившейся к мировому господству. В 1805 году Россия в союзе с Австрией и Англией вступила в войну с Наполеоном, которая закончилась поражением русских и австрийских армий под Аустерлицем. В 1 806 году сложилась новая антинаполеоновская коалиция. В ней помимо Англии, России приняла участие и Пруссия. Русской армии пришлось вести войну в одиночке, так как участие Англии в борьбе только финансово, а Прусские войска были разгромлены вначале войны. В 1807 в Тильзите был подписан мир с Францией, по которому Россия не понесла территориальных потерь, но присоединиться к блокаде, чтобы развалить экономику Англии. Эти условия были не выгодны для России, так как наладились прочные экономические связи с Англией. Множество конфликтов привело к обострению русско-французских отношений. В июне 1812 года Наполеон начал поход на Россию. Вначале в течение двух месяцев русская армия отступала. 26 августа под Москвой у деревни Бородино армия под командованием Кутузова приняла генеральное сражение — Бородинское сражение. Хотя русские отступали, оставив французам Москву, она наносит противнику невосполнимые потери. Все попытки Наполеона завязать мирные переговоры с Александром 1 кончились неудачей. Он вынужден был оставить Москву и после боя под Малоярославцем начал отступление. Начало морозов плюс партизанские движения и отступления армия 1813-1814 гг. приняла активное участие в военных действиях против Наполеона в Европе в союзе с Пруссией, Австрией, Англией. После ряда сражений союзники вторглись во Францию и захватили Париж. Наполеон отрёкся от престола и был сослан. После этого авторитет России возрос. На венском конгрессе к России присоединилось часть польских земель. В русском обществе господствовало приподнятое настроение. В 1815 году был создан Священный союз. В него вошли Россия, Австрия, Пруссия, Франция. Задача которого — сохранять существующие положение вещей, бороться с революционным движением.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *