Почему русь приняла христианство – Зачем Русь приняла Православие | Русская семерка

Зачем Русь приняла Православие | Русская семерка

Христианство до крещения

На сегодняшний день помимо основной версии принятия христианства на Руси – от Владимира – существует ряд других: от апостола Андрея Первозванного; от Кирилла и Мефодия; от Аскольда и Дира; от константинопольского патриарха Фотия; от княгини Ольги. Некоторые из версий так и останутся гипотезами, но другие имеют право на жизнь. В прошлом русская церковно-историческая литература историю христианства на Руси вела с I века, связывая ее с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного. Эту версию озвучивал Иван Грозный в беседе с папским легатом Антонио Поссевино: «Мы получили веру при начале христианской церкви, когда Андрей, брат ап. Петра, приходил в эти страны, чтобы пройти в Рим». Событие, произошедшее в Киеве в 988 году, называли, как «обращение князя Владимира», или как «окончательное устройство Православной Церкви в России при святом Владимире». О путешествии апостола Андрея Первозванного по пути «из варяг в греки», во время которого проповедник посетил Приднепровье и Ладогу, мы знаем из «Повести временных лет». Однако, уже Николай Кармазин в своей «Истории государства Российского» замечал: «впрочем, люди знающие сомневаются в истине сего Андреева путешествия». Историк Русской Церкви Евгений Голубинский отметил нелогичность такого путешествия: «Идти из Корсуня (Херсонеса Таврического) в Рим через киевские и новгородские земли, все равно, что добираться из Москвы в Петербург через Одессу». Опираясь на труды византийских хронистов и ранних Отцов Церкви, с уверенностью можно сказать лишь о том, что Андрей Первозванный достиг земель современных Крыма и Абхазии. Миссионерскую деятельность апостола Андрея трудно назвать «Крещением Руси», это только первые попытки приобщить народы Северного Причерноморья к зарождающейся религии. Большего внимания заслуживает намерение исследователей отнести дату принятия христианства на Руси ко второй половине IX века. Для этого есть основания. Некоторых историков настораживает тот факт, что официальное крещение Руси, состоявшееся в 988 году, обходят стороной византийские хроники того времени. Церковный историк Владислав Петрушко писал: «Поразительно, но греческие авторы вообще не упоминают даже о таком эпохальном событии, как крещение Руси при св. Владимире. Впрочем, у греков были свои причины: епархия "Росия" формально была открыта столетием раньше». 867 годом зафиксировано «окружное послание» константинопольского патриарха Фотия, где упоминаются, «поработившие соседние народы русы», которые «подняли руку на ромейскую империю. Но теперь и они переменили эллинскую и безбожную веру, в которой прежде сего содержались, на чистое христианское учение». «И в них возгорелась такая жажда веры и ревность, – продолжает Фотий – что они приняли пастыря и с великим тщанием исполняют христианские обряды». Историки склонны сопоставлять послание Фотия с походом русов на Царьград в 860 году (по летописной датировке – в 866 году). Византийский император Константин Багрянородный, живший после Фотия, также сообщает о крещении русов, но в патриаршество не Фотия, а Игнатия, который возглавлял византийскую церковь дважды – в 847–858 и в 867–877 гг. Возможно, на это противоречие можно было бы не обращать внимания, если бы не один документ. Речь идет о договоре киевского князя Олега с греками заключенном в 911 году –памятнике, достоверность которого сегодня не вызывает сомнений. В этом договоре слова «русины» и «христиане» недвусмысленно противопоставлены друг другу. Красноречивы заключительные слова летописца о походе Олега на Царьград: «И приде Олег к Киеву, неся злато, и паволоки, и вина, и всякое узорочье. И прозвавшая  Олега — вещий, бяху бо людие погани и невеигласи». Вполне очевидно, что в устах летописца «люди погани и невеигласи» – язычники. Подлинность свидетельств о принятии русами христианства в IX веке в целом историками не оспаривается. Однако, как сказал один из крупнейших специалистов по истории Древней Руси, Игорь Фроянов, «самое большее, что можно извлечь из данных свидетельств, — это предположение о единичных поездках миссионеров в пределы погруженной в язычество Скифии».

russian7.ru

Как было выбрано христианство на Руси. Справка

В 983 году после удачного похода Владимир решил принести человеческую жертву своим языческим богам. Было решено выбрать жертву при помощи жребия, который пал на юношу Иоанна. Отец юноши Феодор, который был христианином, не хотел отдавать сына и начал осуждать языческих идолов и славить христианскую веру. Обозленная толпа язычников  убила Феодора и его сына. Это были первые мученики христиане на Руси; память святых мучеников Феодора и сына его Иоанна празднуется 12 (25) июля.

Этот случай публичного осуждения языческих богов заставил князя Владимира задуматься над истинностью его языческой веры.

Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром представляет собой род легенды. Как повествуют летописи, к князю в Киев в 986 году приходили посольства от разных народов, призывавшие Русь обратиться в их веру. Сперва пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета; потом иноземцы из Рима от папы проповедовали католическую веру, а хазарские евреи ‑ иудаизм. Иудаизм Владимир не принял - ему не понравилось, что за их грехи Господь рассеял евреев по всей земле. Вера магометан (болгар волжско‑камских) Владимиру не понравилась сухостью их богослужения, с их толкованием о загробной жизни, о женах и запрещении пить вино. В 962 году по просьбе княгини Ольги германский император присылал в Киев епископа и священников, которые не были приняты князем. 

Последним прибыл проповедник, присланный из Византии. Он стал рассказывать Владимиру о православии, и слушал его Владимир со всем вниманием. Под конец грек показал князю полотнище, на котором изображено было судилище Господне. Справа стояли праведники, в веселии идущие в рай, а слева ‑ грешники, идущие на мучение. Владимир, вздохнув, сказал: "Хорошо тем, кто справа, и плохо тем, кто слева". "Если хочешь с праведными справа стать, то крестись", ‑ сказал грек. Но Владимир отвечал: "Подожду еще немного", желая разузнать подробнее о всех верах.

Предание гласит, что князь Владимир, чтобы испытать на месте, чья вера лучше, послал девять посланников. Когда русские послы были в Константинополе, великолепие Софийского храма, стройное пение певчих, торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души. Они потом говорили князю Владимиру: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе». Слушающие это бояре сказали: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, то не приняла бы ее бабка твоя Ольга ‑ мудрейшая из людей». А послы сказали: «И как отведавший сладкого не захочет горького, так и мы не хотим оставаться больше язычниками».

Однако Владимир не сразу принял христианство. В 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же в Корсуни, Владимир с многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.

Возвратившись в Киев, в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего крестил своих двенадцать сыновей. Все они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.

А в назначенный день произошло массовое крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят: "На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте..." Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году. Вслед за Киевом постепенно христианство пришло  в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создавались епархии. Так при князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь стала христианской страной.

Приняв христианство, князь Владимир стал осуществлять заветы Христовы. По всей Руси начали оказывать помощь бедным и больным. Владимир способствовал распространению на Руси христианского просвещения, строил новые города, возводил в них церкви. Скончался св. кн. Владимир 15 июля 1015 г. и был погребен в Десятинной церкви в Киеве.

Материал подготовлен на основе информации  открытых источников

Все справки>>

ria.ru

Зачем Русь приняла христианство | Русская семерка

Историк Русской Церкви Евгений Голубинский отметил нелогичность такого путешествия: «Идти из Корсуня (Херсонеса Таврического) в Рим через киевские и новгородские земли, все равно, что добираться из Москвы в Петербург через Одессу». Опираясь на труды византийских хронистов и ранних Отцов Церкви, с уверенностью можно сказать лишь о том, что Андрей Первозванный достиг земель современных Крыма и Абхазии. Миссионерскую деятельность апостола Андрея трудно назвать «Крещением Руси», это только первые попытки приобщить народы Северного Причерноморья к зарождающейся религии. Большего внимания заслуживает намерение исследователей отнести дату принятия христианства на Руси ко второй половине IX века. Для этого есть основания. Некоторых историков настораживает тот факт, что официальное крещение Руси, состоявшееся в 988 году, обходят стороной византийские хроники того времени. Церковный историк Владислав Петрушко писал: «Поразительно, но греческие авторы вообще не упоминают даже о таком эпохальном событии, как крещение Руси при св. Владимире. Впрочем, у греков были свои причины: епархия "Росия" формально была открыта столетием раньше». 867 годом зафиксировано «окружное послание» константинопольского патриарха Фотия, где упоминаются, «поработившие соседние народы русы», которые «подняли руку на ромейскую империю. Но теперь и они переменили эллинскую и безбожную веру, в которой прежде сего содержались, на чистое христианское учение». «И в них возгорелась такая жажда веры и ревность, – продолжает Фотий – что они приняли пастыря и с великим тщанием исполняют христианские обряды». Историки склонны сопоставлять послание Фотия с походом русов на Царьград в 860 году (по летописной датировке – в 866 году). Византийский император Константин Багрянородный, живший после Фотия, также сообщает о крещении русов, но в патриаршество не Фотия, а Игнатия, который возглавлял византийскую церковь дважды – в 847–858 и в 867–877 гг. Возможно, на это противоречие можно было бы не обращать внимания, если бы не один документ. Речь идет о договоре киевского князя Олега с греками заключенном в 911 году –памятнике, достоверность которого сегодня не вызывает сомнений. В этом договоре слова «русины» и «христиане» недвусмысленно противопоставлены друг другу. Красноречивы заключительные слова летописца о походе Олега на Царьград: «И приде Олег к Киеву, неся злато, и паволоки, и вина, и всякое узорочье. И прозвавшая  Олега — вещий, бяху бо людие погани и невеигласи». Вполне очевидно, что в устах летописца «люди погани и невеигласи» – язычники. Подлинность свидетельств о принятии русами христианства в IX веке в целом историками не оспаривается. Однако, как сказал один из крупнейших специалистов по истории Древней Руси, Игорь Фроянов, «самое большее, что можно извлечь из данных свидетельств, — это предположение о единичных поездках миссионеров в пределы погруженной в язычество Скифии».

russian7.ru

Почему на Руси приняли в своё время христианство и почему оно прижилось

Очень интересная статья попалась мне в сети. Если поверить данным, изложенным в ней, то она в себе содержит очень интересную альтернативу.

Тема крещения Руси, достаточно, сложная, поэтому постараюсь обойтись без лишней информации. Поэтому, если где-то не научно написано, то всё потому, что писано простым языком для хороших людей.

   Если у вас есть более глубокий интерес могу посоветовать различные источники и здравый смысл.

   Если вы знакомы с историей и не хотите себя утруждать просто промотайте текст до картинки "Крещение Руси".

   Если вам вообще не интересны вопросы веры или наскучила тема крещения, то не утруждайте себя вовсе чтением. Тут то же, что и везде.

Общая информация о Руси 9 века. 

    Племена славян, когда-то бывшие одним целым, расселились на территории от Дуная до Волги, от Балканского полуострова до Ладожского озера. Остались позади общие походы на Рим, совместные войны с германскими племенами и другими. Племена уже не кочуют, а ведут оседлый образ жизни. Постепенно отдаляются друг от друга и объединяются в племенные союзы по принципу проживания. То, что раньше было родом, становится племенем. Примером тому Вятичи и Радимичи, вышедшие из одного рода Ляхов.

    Восточные источники говорят о славянах как о воинственном народе. Так, арабский писатель Абу-Обеид-Аль-Бекри в своих трудах отмечает, что если бы славяне, этот могущественный и страшный народ, не были разделены на множество поколений и родов, никто в мире не мог бы им противостоять. Об этом же пишут и другие восточные авторы. Воинственность славянских племен отмечают почти все византийские писатели.

    От оседлого образа жизни и воинственности, начинаются соседские разборки. Из-за земли и различных благ. Кроме того изменяются и религиозные мировоззрения, появляются заимствования культов от соседних не славянских племён. В результате возникают различия между пантеонами севера и юга, запада и востока.

    В то время Русь была объединением различных славянских племен, подчинённых одному вождю. Поляне с центром в Киеве, Кривичи (центры Смоленск, Полоцк, Изборск), Волыняне (центры в городах Волынь и Владимир-Волынский), и другие не менее достойные. У каждого племени были свои крепости и города-крепости. Крепости приходилось делать из-за постоянных междоусобных разборок между князьями и племенами, близости с соседями. Помимо славянских племен на территории занятой славянами жили различные не славянские племена. К северу и северо-востоку — финские племена (чудь, весь, меря, мурома, черемиса, мордва и др.). К западу — Литва, к югу и юго-востоку — тюрки (хазары, печенеги, половцы). У них тоже были свои города и центры. Огромное количество городов и крепостей, которое скандинавы называли Гардарикой.

   Население страны не было однородным, племена, борющиеся между собой. То древляне полянам навешают, то поляне вятичам. Кроме того, различные степняки пользовались разобщённостью, нападая на отдельные племена и делая их своими данниками. Иногда племена объединялись, чтобы отразить нападение врагов или совершить набег.

   О Владимире.

Отдельно хочу остановиться на личности князя Владимира. Он нежеланный сын Святослава, низкий по рождению. Матерью его была Малуша ключница или милостница у княгини Ольги. По одним источникам она была из древлян, по другим она была еврейкой, в любом случае её положение при дворе было низким. С детства сына Малуши попрекают низкородством, а воспитывает  дядя Добрыня. Владимира не любит отец, он раздает наделы всем сыновьям, кроме Владимира. Тогда семилетнего Владимира зовут на княжение в Новгород, зная его отношения с отцом. Святослав говорит: "Возьмите его! По Вас и князь!". Став князем Новгородским Владимир тоже не получает должных почестей, поскольку новгородцы используют его в своих целях. Достигнув определённого возраста, он сватается к дочке полоцкого князя Рогнеде. Та отказывается, ссылаясь на его происхождение. Владимир же идёт войной на полочан, захватывает Рогнеду, насилует её перед родителями, которых после убивает.

Это показывает его "характер" основанный на унижениях детства. Всё его стремление к власти, и перепады настроения легко объяснимы с точки зрения психологии. В наше время подобные люди часто становятся преступниками, маньяками, педофилами.

Владимир не любит мир своих предков, и разрушит его, когда будет такая возможность.

Он расправляется со своим братом Ярополком, заманив его в засаду, и становится правителем Руси. Владимир получает в наследство искусственно созданный союз между кривичами, полянами, ильменскими словенами, радимичами, вятичами, древлянами, северянами и другими меньшими племенами. Он замещает племенных вождей на своих людей. Которые называются боярами, каждый со своей дружиной. Так в Новгороде от Владимира правит Добрыня, в Чернигове Претич, и т.д.. Что естественно не нравится славянским племенам.

    Одновременно с этим князь Владимир придумывает хитрый ход. Он решает укрепить свою власть устроив реформу языческой веры. Этим самым можно было убить нескольких зайцев, задобрить и объединить славянские племена под общим пантеоном, показать силу Константинополю и скандинавам, и усилить свою власть.

 

Языческая реформа Владимира.

"Нача къняжити Володимер в Кыеве един.
И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго:
Перуна древяна, а главу его сьребряну, а yс злат,
и Хърса,
и Дажьбога,
и Стрибога,
и Семарьгла,
и Макошь.
И жьряху им, наричюще я богы и привожаху сыны своя и дъщери и жьряху бесом и осквьрняху землю требами своими" (Из повести временных лет.)

  Владимир, захватив Киев, разрушает христианскую церковь построенную Ярополком. И возводит на её месте капище.

Владимир делает кровавую жертву.

Вкратце смысл реформы был таков: поставить во главе пантеона "своего бога", и подчинить ему богов племен входящих в Киевскую Русь. В пантеонах славянских племен были небольшие отличия между собой, как по именам, так и по функциям богов. Это было связано с взаимопроникновением идей и культов отдельных богов, общением с другими народами и внутренними изменениями. Многие племена считали, что ведут свой род от одного конкретного бога-покровителя или же поклонялись одному более других. Это можно проследить, если посмотреть местные названия. Но не будем в это углубляться.

Единственным божеством, которое было у всех, был Род. Кроме того в это время начинают закладываться сословия. Появляются профессиональные войны, купцы, ремесленники. Которые начинают почитать богов покровительствующих их деятельности, больше других. Так Перун был богом оружия и покровительствовал дружине, Велес покровительствовал торговле и охоте, Сварог — кузнецам и ремесленникам. Вполне возможно нам не уловить всех взаимосвязей между богами, которые проводили для себя наши предки, но мы вполне можем увидеть идею.

Обратите внимание, что в пантеоне не было Велеса и Рода. Это был политический ход. Велес был поставлен "под горой" на торжище. С одной стороны, ему там самое и место, т.к. Велес покровительствовал торговле. С другой стороны, возможно, этот шаг был направлен на унижение племен почитавших Велеса более других и сословия купцов (что часто было взаимосвязано). А почитали Велеса более всего кривичи и ильменские славяне (Новгород и Ярославль). Которые всегда были в противоборстве с полянами и Киевом. Примерно в то же время появляется миф про борьбу Перуна и Велеса, в которой Велес повергнут.
Род же был общепринятым верховным божеством, если бы он присутствовал в пантеоне, то люди поклонялись бы ему в первую очередь. Владимир же хотел, чтобы верховным богом был Перун.


Владимир в непонятном головном уборе с украинских денег.

Зная Владимира, как война, его выбор верховным божеством бога войны понятен.  Идею реформы он, видимо, почерпнул у скандинавов, у которых гостил перед этим.  В этом сказался недостаток его правительственного ума.

Племена оказались не в восторге от того, что Перун во главе угла поставлен. Кроме того Владимир стал приносить кровавые человеческие жертвы идолам, подобно скандинавам, что тоже не понравилось людям. В довершение всего по легенде в Перуна ударила молния и расколола его, т.к. голова его была покрыта серебром и золотом, и он был самый высокий. Люди увидели в этом знак свыше. Язычники трактовали это, как то, что богам не нравятся действия Владимира. Христиане трактовали это по-своему. Пошли пересуды.

В общем, вместо объединения на старой основе вышли ещё большие обиды между племенами. Более всего недовольны кривичи и новгородские словене. Они и раньше противопоставляли себя Киеву и любимому полянскому богу Перуну, а тут их любимого бога не поставили в пантеон и более того "опустили" ниже.

Дальше происходит вот, что: «и пришед Добрыня к Новугороду, постави Перуна кумира над рекою Волховом, и жряхуть ему людье новгородьстии акы Богу». Кумира Перуну до тех пор там не было.

На картинке Добрыня ставит идол Перуну. Перун по мнению христианского летописца — это красный мужик с копьем справа, окруженный демонами.

О недовольстве действиями Владимира говорят летописи, в промежуток между учреждением пантеона и принятием христианства возникают различные междуусобицы. Восстают Радимичи и Вятичи, или просто от сепаратизма, или же причиной явилось недовольство пантеоном Владимира, а может и то и другое. Дело в том, что Радимичи и Вятичи, вели свой род от славного предка, Радима и Вятко соответственно. Вполне возможно их не устроило не почтение их предков-заступников в пантеоне. Или же из за недостаточного почтения, либо отсутствия их почитаемого божества в пантеоне. Согласно различным источникам Радимичи более всего почитали Сварога, Вятичи почитали Стрибога. Сварога в пантеоне Владимира не было, кроме того оба этих союза до этого момента не предпринимали попыток усомниться в княжеской власти.

О возмущениях из-за языческих реформ в Новгороде ничего не известно. Но то, что Владимир посадил на престол города старшего сына Вышеслава при опеке дяди Добрыни, говорит о многом.

   Результатом неудачной реформы язычества является то, что Владимир начинает искать новые варианты объединения страны. Он ставит своих сыновей по главным городам страны, и вернувшись с похода, принимает христианство.

 

Причины  принятия христианства, летописные и не очень.

Согласно многим летописям он рассылает послов к различным вероисповеданиям. Как красиво заворачивают христианские летописцы, он, мол, почувствовал стремление к их вере, или же ему понравилась внешняя помпезность и глубина идей. Некоторые совсем наивные верят, что Владимир решился увидев картину с страшным судом или же описывают любовную историю (что смешит, ведь на этот момент у него было 5 жен и около 600 наложниц, а Анну он и в глаза не видел). С какого перепугу он пришёл к идее принятия новой веры достоверно не известно.

Возможно, на него подействовали булгары с их исламским посольством к Владимиру, мусульмане часто пытались склонить в ислам соседей.

Или же здесь подействовали неудачи с княжеским пантеоном.

Возможно тут мировой черномагический заговор.

Или виной всему хитрый план, который он привёл в действие. Ведь в 988 году Владимир захватил Корсунь, и потребовал от Царьграда царевну Анну в жёны. Женившись на Анне, Владимир стал бы равен европейским правителям. Византийцы потребовали принятия христианства князя, что для Владимира не являлось проблемой.

Вне зависимости от причин, результат нам известен.

Околдованный или изначально злокозненный Владимир принимает христианство и крестит насильно Киев и Новгород. Он решает присоединиться к вере близкого торгового партнёра. Не смотря, на то, что партнёр не был силён.

Некоторые историки утверждают, что весь план по принятию христианства был продиктован желанием Владимира захватить ещё и Византию. Если не самому, то организовать наследование своих детей.

Кроме того подобный союз с Византией был менее кабальный, чем другие варианты. Принять католичество,значило прогнуться под немцев, мусульманство и иудаизм — иметь слабых союзников вблизи.

Ещё здесь был вопрос денег, под католичеством пришлось бы выплачивать Папскому престолу конкретные суммы, а византийское христианство было и дешевле и привычней.

Кроме того часть дружины уже была крещена, а христианские общины были во многих городах существовали уже давно.

Ещё принятие христианства означало более доброе отношение, как со стороны мусульман, так и со стороны иудеев, а также других христианских государств.

Этот ход позволял Владимиру избежать различных кривотолков, т.к. христианство было религией новой. А снова начинать проще, чем пытаться перестроить старое. Только мы знаем, что с этого вышло.

 

Теперь о самом крещении. Как оно проходило.

Многие представляют крещение, как один обряд. Мол, всю Русь построили на берегу реки, и заставили. Несогласных один-два миллиона человек убили. На самом деле процесс геноцида людей был длинный и продолжительный, вы это вполне можете увидеть в прошлой статье.

Датой крещения Руси, является время принятия христианства государственной религией. Даже по раскладам церкви последние крупные города докрестили в 13-14 веке. На самом же деле на территории России сохранялись язычники вплоть до прошлого века, оставшихся почти добила советская власть. Традиции сохранились в основном на границе и во всяких глухих местах. Многие уходили постепенно вместе с границей на Урал и в Сибирь. Кроме того язычники остались и среди казаков. Но об этом, как-нибудь потом.

   Теперь, как всё это проходило на самом деле. Согласно летописям первым крещёным городом был Киев. В один день князь объявил: "Кто не пойдёт креститься, тот ему враг." Многие из местных были в курсе предстоящего мероприятия и заблаговременно ушли в лес, другие ушли позже. Почему были в курсе, да потому, что до этого Владимир крестился сам и крестил дружину. Ещё долго князья будут бороться с разбойниками из тех язычников, что ушли в леса. Постоянно будут казнить их вождей, постепенно убивая носителей настоящей веры борющихся за свою веру.

   Далее Владимир крестит небольшие городки, и посылает Добрыню с попом-предателем Анастасом покрестить Новгород. Новгород заранее готовится, громят дома христиан, жгут и грабят церковь. Применив хитрость Добрыня пробирается в город и поджигает его. Пока люди пытаются драться с дружиной, сгорают их дома. В итоге, им приходится остановить сражение и тушить город. В итоге и Новгород крещен, противники этого убиты или заставлены.

   Наступает очередь других городов, там тоже без борьбы не обошлось. Вятичи до 13 века были язычниками, а в Новгороде и Ростове постоянно горели церкви.

   Далее христианская вера двигалась вместе с завоеваниями князей. А процесс насилия и геноцида язычников длился многие века.

Но, чтобы вы не преувеличивали значимость христианской церкви в то время, замечу:

   Первые более-менее полные библии появились в 16 веке. До этого "библия" существовала кусками, написана непонятным языком(азбукой Кирилла и Мефодия) и почти не была доступна населению. То, что называют "Славянской Библией Кирилла и Мефодия", на самом деле псалтырь, кусок нового завета и книга по богослужению. При всём этом самой книги не сохранилось, вполне возможно она была ещё незначительнее, чем думают учёные.    Как и сомнительно создание славянской азбуки: "Во время пребывания Кирилла в Херсонесе им были обнаружены евангелие и псалтирь, написанные "русскими письменами". (Паннонские жития конец 9 века)". Ещё не создал, а уже обнаружил.

Учение передавалось по большей части со слов священника. Сохранились свидетельства современников, что в больших городах мусульмане и христиане совместно ходили в одну церковь. Часто священники пользовались арабскими и греческими книгами в богослужениях, что не способствовало пониманию. От богослужений на греческом остались греческие слова типа "котовасии".
   Многие "артефакты" того времени остались в старообрядчестве. Почитайте эту статью. Вы можете посмотреть "Хождение за три моря" Афанасия Никитина 15 века, там тоже есть интересный момент в конце. Но это совсем другая история.

Только в 15 веке устаканили нормальный "кодекс", а в 16 веке напечатали Библию. Доходило до того, что с появлением типографских библий люди обнаруживали несоответствия с церковной практикой, за что платили собственной жизнью. Католики были в этом плане намного умнее, они запретили читать библию не церковникам, запрет был снят совсем недавно.

Для большинства людей того времени христианство сводилось к умению креститься и знанию символа веры. Спросите у знакомых христиан символ веры, для смеху.

Многие люди предпочли притвориться христианами. Они и внесли старые идеи в новую веру.

Остальное "просвЯщение" растянулось на многие века.

 

Способы завоевания христианской веры.

  Итак, каким образом церковь уничтожала языческое наследие?

В первую очередь, все церкви строили на бывших капищах, замещая старую веру христианством. Люди были привычны ходить на это место, и само то, что церковь стоит, и ничего с ней не происходит было для них показателем силы христиан.
В древнем мире люди верили, что божество само может себя защитить. Когда они видели мирно стоящую церковь, видели, как обошлись с идолами, и что после этого ничего не произошло, они поневоле начинали сомневаться.

   Следующим моментом было уничтожение волхвов и жрецов. Волхвов отлавливали и казнили. В любом случае, христианская церковь являлась организацией, которая просто подавила попытки самоорганизации у волхвов в основном насильственным путём, опираясь на дружину.

Князь Глеб зарубает волхва топором. Летописец плохо представлял одежды волхва.

Но победить язычество было нереально, так как вера была продолжением традиций и быта. Поэтому церковники стали не запрещать быт, а просто накладывать свою веру на традиционный уклад. Подстраивали календарь под праздники, делали пояснения и подмены святых. По сути, говоря, нынешняя РПЦ — гремучая смесь традиционных верований подстроенных под христианство и самого христианства.

Так многие святые стали выполнять функции, которые до этого выполняли боги. К примеру, стали почитать святого Власия. В Новгороде поставили церковь Власия на месте капища Велесу. Мне не кажется странным созвучие имён. Пророк Илья стал заменять Перуна, Параскева Пятница заменять Макошь. Богородица обзавелась атрибутами Лады, к примеру, "волшебным" поясом. Таким хитрым извращением идей старой веры, христианство затягивало людей в свои сети.

Вышивка с Мокошью слева, Деревянная святая Параскева Пятница 16 века справа.

Ещё церковь стала активно плодить святых. Стали появляться "героические" жития святых, которые создавали "эффект присутствия" христианства на руси. Многие святые были просто созданы из существовавших в то время людей: Борис, Глеб, Владимир, различные попы. Позже христиане сделали святыми и различных представителей язычества. Сравните философа Гипатию Александрийскую и святую Екатерину Александрийскую (только в случае Екатерины добавили больше мучений), подобных примеров еще много.

 

Кроме того, стали повсеместно использовать иконы, которым оказывали почести, жгли свечки вместо огненного жертвоприношения, и складывали требы подобно до этого к идолам. Так со временем иконы переняли функции идолов и кумиров. Сейчас молятся каждой иконе отдельно, отдельной молитвой и с разными целями.

Да и толковые, образованные священнослужители действовали "ради дела", а не ради личной славы. Они советовались между собой и предпринимали различные хитрости, что отражено в письмах епископов того времени.

   Детей из лучших родов отдавали учиться грамоте, где естественно преподавался и закон божий неокрепшим мозгам.

Кроме того, дружина в то время была чем-то вроде поп-идолов. Молодёжь хотела им соответствовать и поэтому тоже шла в христианство.

А завоевания христианских князей, постепенно распространяли христианство и на другие племена. Несогласных просто убивали.

Подобная схема навязывания веры была отработана ранее на других народах. Поэтому она была комплексно применена в отношении Руси.

 

Причины ослабления  Старой Веры на Руси.

Их много, но я постараюсь привести основные с моей точки зрения.

Мы не будем рассматривать магические воздействия, чтобы не влезать в дебри. Несомненно они были и требуют отдельной статьи.

Я специально повторил многим известные истины, чтобы обсудить причины, по которым язычество того времени не смогло бороться с христианством.

    Когда праславяне "путешествовали" — у них была одна общая вера. Не было особых различий между родами. Все верили в Рода и Богов. Но, когда племена стали вести оседлый образ жизни у них стали появляться различия в пантеонах, увлечения культами отдельных богов, которые разделяли их между собой. И ослабили старую веру.
С появлением центров и государства, процесс обращается вспять, и…
Тут приходит христианство.

Итак, системные причины, по которым вера предков не смогла противостоять христианству:

Первая причина — недостаток носителей информации и правильной подачи. В данном случае носителями являются не только тексты, но и священнослужители. Дело в том, что традиция передавалась в большинстве своём устно, как у индусов. Жрецы в большинстве были местные, обычно это были старейшины в деревнях или в городах. Кроме этого были жрецы, которые путешествовали по селениям (волхвы). Путешествующие жрецы гадали, проводили различные обряды и распространяли информацию. Естественно, когда волхв уходил, всё возвращалось на круги своя. Новости и идеи распространялись медленно. С другой стороны в городах происходило взаимопроникновение культур и идей. И часто, в городах и в глухих деревнях были разные мысли. Новые идеи не могли распространиться на деревни, т.к. не хватало возможностей. Так получалась неразбериха. Единственным критерием распространения идеи был авторитет человека. Христиане первым делом уничтожили волхвов и капища, чем прервали обучение и распространение информации.

Вторая причина — отсутствие организации у представителей старой веры. В более древние времена не было необходимости в сложной организации, в связи с тем, что вера была частью и продолжением культуры и быта нашего народа. Кроме того у каждого племени были свои служители и свой взгляд на божественное. А ещё сказывается появление расслоения общества на сословия и его последствия. Устанавливаются семьи купцов, появляется дружина профессиональных воинов, деревни ремесленников. И в связи с этим появляются местечковые увлечения богами покровителями.
Но когда у славян появляются центры вроде Киева и Новгорода, появляются обширные связи между племенами и с соседними народами посредством торговли. Подходит такое время, когда становится необходима организация, но она не успевает быть создана.

Третья причина — понятия о свободе у славян, которые позволяли другим право на свою веру. Так люди морщились, но мирились с христианами. Так современные христиане морщатся, но мирятся с мусульманами. Так тихой сапой, идея христианства на Руси захватывала новые и новые умы вплоть до крещения.

   Это лишь часть причин, которые оказали влияние на проникновение христианской церкви на Русь. Я считаю их основными.

Как обычно, я не просто так поднял тему. Хочу провести сравнение с нашим временем.

Что мы имеем сейчас? Примерно то, что и тогда. Даже князя "Владимир" звать.

Разобщённые группы по всей России. Общины — у каждой свой пантеон и набор идей. Нет ни центра, нет и достойных личностей, чтобы за ними могли все объединиться. Всё это распугивает людей и мешает объединению больше, чем различные политические взгляды. Взгляды можно хоть обосновать, а непонятные догматы — нет.

  В общем, не хватает славянских богословов, которые могли бы разъяснить вопросы и организовать идею на должном уровне. Древние идеи родной веры более чем современны. Они как плодородное поле, на котором из идей-семян может взрасти наше величие. Важно не дать ему зарасти сорняками с чужеродных грядок.

   Не хватает организации. Имея организацию можно было бы общими усилиями решать многие вопросы, организовывать мероприятия, освещать свою деятельность в прессе. Вполне можно сделать, что-то вроде синтоизма, чтобы обеспечить общинам разные пантеоны. Или же всех привести к одному знаменателю. Или.. Но это тоже отдельный разговор.

    А что касается учений, которые есть, в большинстве своём они являются "франкенштейнами религий мира" и не проходят проверку мировоззрения человека старой веры. А лидеры этих учений, только популяризаторы, но никак не вожди. Ими движут различные причины от материальных, до психических. Но никак не стремление к объединению. Они устоялись в своих взглядах, и не способны допустить, что в чём-то ошиблись. Ведь они изначально заявили, что их взгляд — единственно верный.

   С нашей стороны мы можем лишь собирать крохи информации из всей охапки различных идей, что высыпали на нас "новые волхвы". Будем блюсти мудрость предков — здравомыслие. И избегать ошибок прошлого. Глядишь, что-то и получится.

PS. Ну и в заключении вынесу на обсуждение самый главный вопрос который вытекает из вышеизложенного. Что бы было если бы Владимир решил сохранить язычество?

Путь как это сделать понятен – нужно веру превратить в религию. То есть строятся языческие храмы взамен капищ. Пишутся священные языческие книги. Что типа Велесовой книги. Создаётся священная иерархия из волхвов. И т.д. и т.п.. В общем берётся в качестве кальки христианство.

Источник — http://ari.ru/news/4fe7ad217

alternathistory.com

Почему было принято христианство на Руси

Сейчас трудно представить, что когда-то наши предки были язычниками, ведь православие настолько сильно вросло в культуру и общественную жизнь народа, что мы даже не можем воспринимать как родственные обычаи и верования наших предков. Но ведь так было не всегда.

В 988 году сознание восточных славян перевернулось с ног на голову. И послужили этому религиозные реформы князя Владимира, который искал наиболее оптимальные пути решения внутри- и внешнеполитических проблем. Это было очень смелое решение, полностью изменившее представление иностранцев о Древнерусском государстве и сумевшее объединить многочисленные племена на его территории.

Язычество издавна было распространено среди многочисленных славянских племен, однако с течением времени и сменой системы правления на территории Руси оно уже не могло полноценно выполнять свои прежние функции.

С упрочнением княжеской власти в Древнерусском государстве, развитием феодальных отношений остро ставится вопрос о поиске новой идеологической доктрины, которая смогла бы объяснить все процессы, происходящие на Руси. Язычество сильно тормозило развитие государства своими обрядами. Например, славяне верили, что после смерти человек переносится в потусторонний мир, где будет находиться в том же качестве, что и на земле. Для его дальнейшего существования покойного нужно было снабдить всем необходимым, поэтому на погребальный костер клали большое количество вещей, принадлежавших ему при жизни, в том числе умерщвленных слуг, жену или наложницу, домашний скот. Большая часть ценных вещей уничтожалась на похоронах, приводя к напрасному переводу материальных и людских ресурсов.

Многие товары, экспортируемые в такие страны как Византия, объявлялись "нечистыми" или вообще бойкотировались, что отрицательно сказывалось на экономике Древнерусского государства. Иностранные мастера-христиане зачастую боялись приезжать и обмениваться опытом со своими коллегами-язычниками, так как те, по распоряжению жрецов, могли попросту убить их.

Установление внешнеполитических отношений было одной из первостепенных задач для древнерусских князей, чтобы государство могло активно развиваться и укрепляться в многих аспектах. К способам установления таких отношений являются династические браки. Однако правители иностранных государств, на территории которых уже были распространены монотеистические религии, не желали вступать в династические браки с князьями-язычниками.

Князьям в свою очередь нужно было укреплять свою власть на территории государства, где жрецы обладали достаточным авторитетом, чтобы в некоторых случаях диктовать правителям свою волю. Это нередко вело к конфликтам между князьями и жрецами-волхвами особенно в период становления феодального строя и выдвижения на первое место верховного правителя. В такой государственной системе служителям была отведена подчиненная роль, с чем они мириться не хотели и поэтому толкали народы завоеванных князем земель на выступления против правителя. Все это подтолкнуло князя Владимира на проведение религиозных реформ для урегулирования ситуации на территории государства и во внешней политике.

Читайте также:

Крещение Руси: не вдруг, а постепенно

Крещение Руси: от апостола Андрея к Владимиру

Княгиня Ольга - первая русская святая

Откуда взялся миф о крещении Руси "огнем и мечом"?

Православие несет будущее миру. С Днем крещения Руси!

www.rusday.com

Итак, почему же на Руси приняли в своё время христианство и почему оно прижилось.

О Владимире.

 Отдельно хочу остановиться на личности князя Владимира. Он нежеланный сын Святослава, низкий по рождению. Матерью его была Малуша ключница или милостница у княгини Ольги. По одним источникам она была из древлян, по другим она была еврейкой, в любом случае её положение при дворе было низким. С детства сына Малуши попрекают низкородством, а воспитывает  дядя Добрыня. Владимира не любит отец, он раздает наделы всем сыновьям, кроме Владимира. Тогда семилетнего Владимира зовут на княжение в Новгород, зная его отношения с отцом. Святослав говорит: "Возьмите его! По Вас и князь!". Став князем Новгородским Владимир тоже не получает должных почестей, поскольку новгородцы используют его в своих целях. Достигнув определённого возраста, он сватается к дочке полоцкого князя Рогнеде. Та отказывается, ссылаясь на его происхождение. Владимир же идёт войной на полочан, захватывает Рогнеду, насилует её перед родителями, которых после убивает.

  Это показывает его "характер" основанный на унижениях детства. Всё его стремление к власти, и перепады настроения легко объяснимы с точки зрения психологии. В наше время подобные люди часто становятся преступниками, маньяками, педофилами.

  Владимир не любит мир своих предков, и разрушит его, когда будет такая возможность.

  Он расправляется со своим братом Ярополком, заманив его в засаду, и становится правителем Руси. Владимир получает в наследство искусственно созданный союз между кривичами, полянами, ильменскими словенами, радимичами, вятичами, древлянами, северянами и другими меньшими племенами. Он замещает племенных вождей на своих людей. Которые называются боярами, каждый со своей дружиной. Так в Новгороде от Владимира правит Добрыня, в Чернигове Претич, и т.д.. Что естественно не нравится славянским племенам.

    Одновременно с этим князь Владимир придумывает хитрый ход. Он решает укрепить свою власть устроив реформу языческой веры. Этим самым можно было убить нескольких зайцев, задобрить и объединить славянские племена под общим пантеоном, показать силу Константинополю и скандинавам, и усилить свою власть.

  Языческая реформа Владимира.

 "Нача къняжити Володимер в Кыеве един.
И постави кумиры на хълме въне двора теремьнаго:
Перуна древяна, а главу его сьребряну, а yс злат,
и Хърса,
и Дажьбога,
и Стрибога,
и Семарьгла,
и Макошь.
И жьряху им, наричюще я богы и привожаху сыны своя и дъщери и жьряху бесом и осквьрняху землю требами своими" (Из повести временных лет.)

  Владимир, захватив Киев, разрушает христианскую церковь построенную Ярополком. И возводит на её месте капище.

Владимир делает кровавую жертву.

  Вкратце смысл реформы был таков: поставить во главе пантеона "своего бога", и подчинить ему богов племен входящих в Киевскую Русь. В пантеонах славянских племен были небольшие отличия между собой, как по именам, так и по функциям богов. Это было связано с взаимопроникновением идей и культов отдельных богов, общением с другими народами и внутренними изменениями. Многие племена считали, что ведут свой род от одного конкретного бога-покровителя или же поклонялись одному более других. Это можно проследить, если посмотреть местные названия. Но не будем в это углубляться.

 Единственным божеством, которое было у всех, был Род. Кроме того в это время начинают закладываться сословия. Появляются профессиональные войны, купцы, ремесленники. Которые начинают почитать богов покровительствующих их деятельности, больше других. Так Перун был богом оружия и покровительствовал дружине, Велес покровительствовал торговле и охоте, Сварог - кузнецам и ремесленникам. Вполне возможно нам не уловить всех взаимосвязей между богами, которые проводили для себя наши предки, но мы вполне можем увидеть идею.

Обратите внимание, что в пантеоне не было Велеса и Рода. Это был политический ход. Велес был поставлен "под горой" на торжище. С одной стороны, ему там самое и место, т.к. Велес покровительствовал торговле. С другой стороны, возможно, этот шаг был направлен на унижение племен почитавших Велеса более других и сословия купцов (что часто было взаимосвязано). А почитали Велеса более всего кривичи и ильменские славяне (Новгород и Ярославль). Которые всегда были в противоборстве с полянами и Киевом. Примерно в то же время появляется миф про борьбу Перуна и Велеса, в которой Велес повергнут.
Род же был общепринятым верховным божеством, если бы он присутствовал в пантеоне, то люди поклонялись бы ему в первую очередь. Владимир же хотел, чтобы верховным богом был Перун.


Владимир в непонятном головном уборе с украинских денег.

Зная Владимира, как война, его выбор верховным божеством бога войны понятен.  Идею реформы он, видимо, почерпнул у скандинавов, у которых гостил перед этим.  В этом сказался недостаток его правительственного ума.

Племена оказались не в восторге от того, что Перун во главе угла поставлен. Кроме того Владимир стал приносить кровавые человеческие жертвы идолам, подобно скандинавам, что тоже не понравилось людям. В довершение всего по легенде в Перуна ударила молния и расколола его, т.к. голова его была покрыта серебром и золотом, и он был самый высокий. Люди увидели в этом знак свыше. Язычники трактовали это, как то, что богам не нравятся действия Владимира. Христиане трактовали это по-своему. Пошли пересуды.

В общем, вместо объединения на старой основе вышли ещё большие обиды между племенами. Более всего недовольны кривичи и новгородские словене. Они и раньше противопоставляли себя Киеву и любимому полянскому богу Перуну, а тут их любимого бога не поставили в пантеон и более того "опустили" ниже.

Дальше происходит вот, что: «и пришед Добрыня к Новугороду, постави Перуна кумира над рекою Волховом, и жряхуть ему людье новгородьстии акы Богу». Кумира Перуну до тех пор там не было.

На картинке Добрыня ставит идол Перуну. Перун по мнению христианского летописца - это красный мужик с копьем справа, окруженный демонами.

О недовольстве действиями Владимира говорят летописи, в промежуток между учреждением пантеона и принятием христианства возникают различные междуусобицы. Восстают Радимичи и Вятичи, или просто от сепаратизма, или же причиной явилось недовольство пантеоном Владимира, а может и то и другое. Дело в том, что Радимичи и Вятичи, вели свой род от славного предка, Радима и Вятко соответственно. Вполне возможно их не устроило не почтение их предков-заступников в пантеоне. Или же из за недостаточного почтения, либо отсутствия их почитаемого божества в пантеоне. Согласно различным источникам Радимичи более всего почитали Сварога, Вятичи почитали Стрибога. Сварога в пантеоне Владимира не было, кроме того оба этих союза до этого момента не предпринимали попыток усомниться в княжеской власти.

О возмущениях из-за языческих реформ в Новгороде ничего не известно. Но то, что Владимир посадил на престол города старшего сына Вышеслава при опеке дяди Добрыни, говорит о многом.

   Результатом неудачной реформы язычества является то, что Владимир начинает искать новые варианты объединения страны. Он ставит своих сыновей по главным городам страны, и вернувшись с похода, принимает христианство.

Причины  принятия христианства, летописные и не очень.

 Согласно многим летописям он рассылает послов к различным вероисповеданиям. Как красиво заворачивают христианские летописцы, он, мол, почувствовал стремление к их вере, или же ему понравилась внешняя помпезность и глубина идей. Некоторые совсем наивные верят, что Владимир решился увидев картину с страшным судом или же описывают любовную историю (что смешит, ведь на этот момент у него было 5 жен и около 600 наложниц, а Анну он и в глаза не видел). С какого перепугу он пришёл к идее принятия новой веры достоверно не известно.

 Возможно, на него подействовали булгары с их исламским посольством к Владимиру, мусульмане часто пытались склонить в ислам соседей.

 Или же здесь подействовали неудачи с княжеским пантеоном.

  Возможно тут мировой черномагический заговор.

  Или виной всему хитрый план, который он привёл в действие. Ведь в 988 году Владимир захватил Корсунь, и потребовал от Царьграда царевну Анну в жёны. Женившись на Анне, Владимир стал бы равен европейским правителям. Византийцы потребовали принятия христианства князя, что для Владимира не являлось проблемой.

 Вне зависимости от причин, результат нам известен.

 Околдованный или изначально злокозненный Владимир принимает христианство и крестит насильно Киев и Новгород. Он решает присоединиться к вере близкого торгового партнёра. Не смотря, на то, что партнёр не был силён.

 Некоторые историки утверждают, что весь план по принятию христианства был продиктован желанием Владимира захватить ещё и Византию. Если не самому, то организовать наследование своих детей.

 Кроме того подобный союз с Византией был менее кабальный, чем другие варианты. Принять католичество,значило прогнуться под немцев, мусульманство и иудаизм - иметь слабых союзников вблизи.

 Ещё здесь был вопрос денег, под католичеством пришлось бы выплачивать Папскому престолу конкретные суммы, а византийское христианство было и дешевле и привычней.

 Кроме того часть дружины уже была крещена, а христианские общины были во многих городах существовали уже давно.

 Ещё принятие христианства означало более доброе отношение, как со стороны мусульман, так и со стороны иудеев, а также других христианских государств.

 Этот ход позволял Владимиру избежать различных кривотолков, т.к. христианство было религией новой. А снова начинать проще, чем пытаться перестроить старое. Только мы знаем, что с этого вышло.

Теперь о самом крещении. Как оно проходило.

Многие представляют крещение, как один обряд. Мол, всю Русь построили на берегу реки, и заставили. Несогласных один-два миллиона человек убили. На самом деле процесс геноцида людей был длинный и продолжительный, вы это вполне можете увидеть в прошлой статье.

 Датой крещения Руси, является время принятия христианства государственной религией. Даже по раскладам церкви последние крупные города докрестили в 13-14 веке. На самом же деле на территории России сохранялись язычники вплоть до прошлого века, оставшихся почти добила советская власть. Традиции сохранились в основном на границе и во всяких глухих местах. Многие уходили постепенно вместе с границей на Урал и в Сибирь. Кроме того язычники остались и среди казаков. Но об этом, как-нибудь потом.

   Теперь, как всё это проходило на самом деле. Согласно летописям первым крещёным городом был Киев. В один день князь объявил: "Кто не пойдёт креститься, тот ему враг." Многие из местных были в курсе предстоящего мероприятия и заблаговременно ушли в лес, другие ушли позже. Почему были в курсе, да потому, что до этого Владимир крестился сам и крестил дружину. Ещё долго князья будут бороться с разбойниками из тех язычников, что ушли в леса. Постоянно будут казнить их вождей, постепенно убивая носителей настоящей веры борющихся за свою веру.

   Далее Владимир крестит небольшие городки, и посылает Добрыню с попом-предателем Анастасом покрестить Новгород. Новгород заранее готовится, громят дома христиан, жгут и грабят церковь. Применив хитрость Добрыня пробирается в город и поджигает его. Пока люди пытаются драться с дружиной, сгорают их дома. В итоге, им приходится остановить сражение и тушить город. В итоге и Новгород крещен, противники этого убиты или заставлены.

   Наступает очередь других городов, там тоже без борьбы не обошлось. Вятичи до 13 века были язычниками, а в Новгороде и Ростове постоянно горели церкви.

   Далее христианская вера двигалась вместе с завоеваниями князей. А процесс насилия и геноцида язычников длился многие века.

Но, чтобы вы не преувеличивали значимость христианской церкви в то время, замечу:

   Первые более-менее полные библии появились в 16 веке. До этого "библия" существовала кусками, написана непонятным языком(азбукой Кирилла и Мефодия) и почти не была доступна населению. То, что называют "Славянской Библией Кирилла и Мефодия", на самом деле псалтырь, кусок нового завета и книга по богослужению. При всём этом самой книги не сохранилось, вполне возможно она была ещё незначительнее, чем думают учёные.    Как и сомнительно создание славянской азбуки: "Во время пребывания Кирилла в Херсонесе им были обнаружены евангелие и псалтирь, написанные "русскими письменами". (Паннонские жития конец 9 века)". Ещё не создал, а уже обнаружил.


 Учение передавалось по большей части со слов священника. Сохранились свидетельства современников, что в больших городах мусульмане и христиане совместно ходили в одну церковь. Часто священники пользовались арабскими и греческими книгами в богослужениях, что не способствовало пониманию. От богослужений на греческом остались греческие слова типа "котовасии".
   Многие "артефакты" того времени остались в старообрядчестве. Почитайте эту статью. Вы можете посмотреть "Хождение за три моря" Афанасия Никитина 15 века, там тоже есть интересный момент в конце. Но это совсем другая история.

 Только в 15 веке устаканили нормальный "кодекс", а в 16 веке напечатали Библию. Доходило до того, что с появлением типографских библий люди обнаруживали несоответствия с церковной практикой, за что платили собственной жизнью. Католики были в этом плане намного умнее, они запретили читать библию не церковникам, запрет был снят совсем недавно.

 Для большинства людей того времени христианство сводилось к умению креститься и знанию символа веры. Спросите у знакомых христиан символ веры, для смеху.

Многие люди предпочли притвориться христианами. Они и внесли старые идеи в новую веру.

Остальное "просвЯщение" растянулось на многие века.

 Способы завоевания христианской веры.

  Итак, каким образом церковь уничтожала языческое наследие?

 В первую очередь, все церкви строили на бывших капищах, замещая старую веру христианством. Люди были привычны ходить на это место, и само то, что церковь стоит, и ничего с ней не происходит было для них показателем силы христиан.
В древнем мире люди верили, что божество само может себя защитить. Когда они видели мирно стоящую церковь, видели, как обошлись с идолами, и что после этого ничего не произошло, они поневоле начинали сомневаться.

   Следующим моментом было уничтожение волхвов и жрецов. Волхвов отлавливали и казнили. В любом случае, христианская церковь являлась организацией, которая просто подавила попытки самоорганизации у волхвов в основном насильственным путём, опираясь на дружину.

Князь Глеб зарубает волхва топором. Летописец плохо представлял одежды волхва.

 Но победить язычество было нереально, так как вера была продолжением традиций и быта. Поэтому церковники стали не запрещать быт, а просто накладывать свою веру на традиционный уклад. Подстраивали календарь под праздники, делали пояснения и подмены святых. По сути, говоря, нынешняя РПЦ - гремучая смесь традиционных верований подстроенных под христианство и самого христианства.

 Так многие святые стали выполнять функции, которые до этого выполняли боги. К примеру, стали почитать святого Власия. В Новгороде поставили церковь Власия на месте капища Велесу. Мне не кажется странным созвучие имён. Пророк Илья стал заменять Перуна, Параскева Пятница заменять Макошь. Богородица обзавелась атрибутами Лады, к примеру, "волшебным" поясом. Таким хитрым извращением идей старой веры, христианство затягивало людей в свои сети.

Вышивка с Мокошью слева, Деревянная святая Параскева Пятница 16 века справа.

 Ещё церковь стала активно плодить святых. Стали появляться "героические" жития святых, которые создавали "эффект присутствия" христианства на руси. Многие святые были просто созданы из существовавших в то время людей: Борис, Глеб, Владимир, различные попы. Позже христиане сделали святыми и различных представителей язычества. Сравните философа Гипатию Александрийскую и святую Екатерину Александрийскую (только в случае Екатерины добавили больше мучений), подобных примеров еще много.

 Кроме того, стали повсеместно использовать иконы, которым оказывали почести, жгли свечки вместо огненного жертвоприношения, и складывали требы подобно до этого к идолам. Так со временем иконы переняли функции идолов и кумиров. Сейчас молятся каждой иконе отдельно, отдельной молитвой и с разными целями.

 Да и толковые, образованные священнослужители действовали "ради дела", а не ради личной славы. Они советовались между собой и предпринимали различные хитрости, что отражено в письмах епископов того времени.

   Детей из лучших родов отдавали учиться грамоте, где естественно преподавался и закон божий неокрепшим мозгам.

   Кроме того, дружина в то время была чем-то вроде поп-идолов. Молодёжь хотела им соответствовать и поэтому тоже шла в христианство.

  А завоевания христианских князей, постепенно распространяли христианство и на другие племена. Несогласных просто убивали.

Подобная схема навязывания веры была отработана ранее на других народах. Поэтому она была комплексно применена в отношении Руси.

 Причины ослабления  Старой Веры на Руси.

 Их много, но я постараюсь привести основные с моей точки зрения.

  Мы не будем рассматривать магические воздействия, чтобы не влезать в дебри. Несомненно они были и требуют отдельной статьи.

  Я специально повторил многим известные истины, чтобы обсудить причины, по которым язычество того времени не смогло бороться с христианством.

    Когда праславяне "путешествовали" - у них была одна общая вера. Не было особых различий между родами. Все верили в Рода и Богов. Но, когда племена стали вести оседлый образ жизни у них стали появляться различия в пантеонах, увлечения культами отдельных богов, которые разделяли их между собой. И ослабили старую веру.
С появлением центров и государства, процесс обращается вспять, и…
Тут приходит христианство.

  Итак, системные причины, по которым вера предков не смогла противостоять христианству:

 Первая причина - недостаток носителей информации и правильной подачи. В данном случае носителями являются не только тексты, но и священнослужители. Дело в том, что традиция передавалась в большинстве своём устно, как у индусов. Жрецы в большинстве были местные, обычно это были старейшины в деревнях или в городах. Кроме этого были жрецы, которые путешествовали по селениям (волхвы). Путешествующие жрецы гадали, проводили различные обряды и распространяли информацию. Естественно, когда волхв уходил, всё возвращалось на круги своя. Новости и идеи распространялись медленно. С другой стороны в городах происходило взаимопроникновение культур и идей. И часто, в городах и в глухих деревнях были разные мысли. Новые идеи не могли распространиться на деревни, т.к. не хватало возможностей. Так получалась неразбериха. Единственным критерием распространения идеи был авторитет человека. Христиане первым делом уничтожили волхвов и капища, чем прервали обучение и распространение информации.

 Вторая причина - отсутствие организации у представителей старой веры. В более древние времена не было необходимости в сложной организации, в связи с тем, что вера была частью и продолжением культуры и быта нашего народа. Кроме того у каждого племени были свои служители и свой взгляд на божественное. А ещё сказывается появление расслоения общества на сословия и его последствия. Устанавливаются семьи купцов, появляется дружина профессиональных воинов, деревни ремесленников. И в связи с этим появляются местечковые увлечения богами покровителями.
Но когда у славян появляются центры вроде Киева и Новгорода, появляются обширные связи между племенами и с соседними народами посредством торговли. Подходит такое время, когда становится необходима организация, но она не успевает быть создана.

Третья причина - понятия о свободе у славян, которые позволяли другим право на свою веру. Так люди морщились, но мирились с христианами. Так современные христиане морщатся, но мирятся с мусульманами. Так тихой сапой, идея христианства на Руси захватывала новые и новые умы вплоть до крещения.

   Это лишь часть причин, которые оказали влияние на проникновение христианской церкви на Русь. Я считаю их основными.

 Как обычно, я не просто так поднял тему. Хочу провести сравнение с нашим временем.

Что мы имеем сейчас? Примерно то, что и тогда. Даже князя "Владимир" звать.

 Разобщённые группы по всей России. Общины - у каждой свой пантеон и набор идей. Нет ни центра, нет и достойных личностей, чтобы за ними могли все объединиться. Всё это распугивает людей и мешает объединению больше, чем различные политические взгляды. Взгляды можно хоть обосновать, а непонятные догматы - нет.

  В общем, не хватает славянских богословов, которые могли бы разъяснить вопросы и организовать идею на должном уровне. Древние идеи родной веры более чем современны. Они как плодородное поле, на котором из идей-семян может взрасти наше величие. Важно не дать ему зарасти сорняками с чужеродных грядок.

   Не хватает организации. Имея организацию можно было бы общими усилиями решать многие вопросы, организовывать мероприятия, освещать свою деятельность в прессе. Вполне можно сделать, что-то вроде синтоизма, чтобы обеспечить общинам разные пантеоны. Или же всех привести к одному знаменателю. Или.. Но это тоже отдельный разговор.

    А что касается учений, которые есть, в большинстве своём они являются "франкенштейнами религий мира" и не проходят проверку мировоззрения человека старой веры. А лидеры этих учений, только популяризаторы, но никак не вожди. Ими движут различные причины от материальных, до психических. Но никак не стремление к объединению. Они устоялись в своих взглядах, и не способны допустить, что в чём-то ошиблись. Ведь они изначально заявили, что их взгляд - единственно верный.

   С нашей стороны мы можем лишь собирать крохи информации из всей охапки различных идей, что высыпали на нас "новые волхвы". Будем блюсти мудрость предков - здравомыслие. И избегать ошибок прошлого. Глядишь, что-то и получится.
http://ari.ru/news/4fe7ad217

ruskrugdz.livejournal.com

Зачем Русь приняла крещение | Русская семерка

Историк Русской Церкви Евгений Голубинский отметил нелогичность такого путешествия: «Идти из Корсуня (Херсонеса Таврического) в Рим через киевские и новгородские земли, все равно, что добираться из Москвы в Петербург через Одессу». Опираясь на труды византийских хронистов и ранних Отцов Церкви, с уверенностью можно сказать лишь о том, что Андрей Первозванный достиг земель современных Крыма и Абхазии. Миссионерскую деятельность апостола Андрея трудно назвать «Крещением Руси», это только первые попытки приобщить народы Северного Причерноморья к зарождающейся религии. Большего внимания заслуживает намерение исследователей отнести дату принятия христианства на Руси ко второй половине IX века. Для этого есть основания. Некоторых историков настораживает тот факт, что официальное крещение Руси, состоявшееся в 988 году, обходят стороной византийские хроники того времени. Церковный историк Владислав Петрушко писал: «Поразительно, но греческие авторы вообще не упоминают даже о таком эпохальном событии, как крещение Руси при св. Владимире. Впрочем, у греков были свои причины: епархия "Росия" формально была открыта столетием раньше». 867 годом зафиксировано «окружное послание» константинопольского патриарха Фотия, где упоминаются, «поработившие соседние народы русы», которые «подняли руку на ромейскую империю. Но теперь и они переменили эллинскую и безбожную веру, в которой прежде сего содержались, на чистое христианское учение». «И в них возгорелась такая жажда веры и ревность, – продолжает Фотий – что они приняли пастыря и с великим тщанием исполняют христианские обряды». Историки склонны сопоставлять послание Фотия с походом русов на Царьград в 860 году (по летописной датировке – в 866 году). Византийский император Константин Багрянородный, живший после Фотия, также сообщает о крещении русов, но в патриаршество не Фотия, а Игнатия, который возглавлял византийскую церковь дважды – в 847–858 и в 867–877 гг. Возможно, на это противоречие можно было бы не обращать внимания, если бы не один документ. Речь идет о договоре киевского князя Олега с греками заключенном в 911 году –памятнике, достоверность которого сегодня не вызывает сомнений. В этом договоре слова «русины» и «христиане» недвусмысленно противопоставлены друг другу. Красноречивы заключительные слова летописца о походе Олега на Царьград: «И приде Олег к Киеву, неся злато, и паволоки, и вина, и всякое узорочье. И прозвавшая  Олега — вещий, бяху бо людие погани и невеигласи». Вполне очевидно, что в устах летописца «люди погани и невеигласи» – язычники. Подлинность свидетельств о принятии русами христианства в IX веке в целом историками не оспаривается. Однако, как сказал один из крупнейших специалистов по истории Древней Руси, Игорь Фроянов, «самое большее, что можно извлечь из данных свидетельств, — это предположение о единичных поездках миссионеров в пределы погруженной в язычество Скифии».

russian7.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о