Князь Дмитрий Донской и факторы победы над Ордой
Куликовская битва веками была столпом русского самосознания. Правда, до Николая Михайловича Карамзина ее называли иначе – чаще всего Мамаевым побоищем. Но князя Дмитрия Донского прославляли как объединителя Руси вокруг Москвы, как полководца, остановившего очередное нашествие с Востока и заложившего основы русского могущества. Несомненно, на пути к объединению русских земель вокруг Москвы Куликовская победа сыграла важную роль. Без нее судьба русского народа и Православной Церкви была бы иной. Возможно, мы остались бы без мощного единого государства и самобытной культуры.
Содержание статьи
1 июня – День памяти великого князя Дмитрия Донского.
1. Дмитрий Донской
Князь Дмитрий воплощал в себе всю силу, накопленную за несколько поколений московских князей, потомков Даниила Ивановича. Силу и политический ум. Он рано лишился отца и стал княжить под руководством митрополита Алексия. Приходилось бороться за символически важный владимирский великокняжеский престол. Он действовал в окружении врагов, самым опасным из которых был правитель Литвы Ольгерд Гедиминович.
Князь Димитрий Донской. Титулярник XVII века. Фото Shakko/Wikipedia
Когда золотоордынский властитель Мамай послал темника Бегича на Москву – войско Дмитрия Донского разгромило его на реке Воже… Эта победа вдохновила москвичей. Но Дмитрий прославился не только как полководец. Он превратил московский Кремль в мощную белокаменную крепость. Расширял границы княжества, заботился о благосостоянии подданных. Только такой опытный правитель и мог дать отпор новому нашествию на Русь.
Когда русское войско перешло Дон, Дмитрий приказал разобрать мосты. Он уничтожил путь к отступлению. Теперь перед ними стоял простой выбор: победить или погибнуть.
Дмитрий не наблюдал за битвой «с высокого холма», как это делал Мамай. Он сражался наравне с дружинниками, рубился на волосок от гибели, был тяжело ранен, выжил чудом.
Перед началом сражения князь снял с себя золоченые доспехи, передал их своему боярину Михаилу и облачился в более простую кольчугу. Некоторые считают этот ход проявлением малодушия. Боярину княжеские доспехи не принесли счастья: он погиб. Но и Димитрия нашли среди мертвых, полуживого…
2. Преподобный Сергий Радонежский
В тысячелетней истории Русской Православной Церкви взаимоотношения с государственной властью менялись. Как менялась и сама власть. В те годы Церковь стала объединительным началом. Преодолевая давление с Востока и Запада, и главное – раздробленность, Церковь стремилась к созданию единого православного государства.
Преподобный Сергий благословляет Димитрия Донского на битву с Мамаем. Литография XIX в.
Символом этого стремления стал преподобный Сергий Радонежский. Его подвиг стал первостепенным не только в истории монашества, но и государства. При этом преподобный не стремился к власти, не извлекал выгод из влияния на светскую власть. Просто видел свою миссию в защите православной веры – в том числе и под сенью Московской державы. Он благословил князя и всё воинство на бой с Мамаем.
3. Воевода Боброк
Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский был одним из лучших полководцев того времени. Ко времени Куликовской битвы он служил великим князьям Московским уже около пятнадцати лет. Был одним из самых влиятельных и деятельных бояр Москвы. На Волыни неподалеку от Львова есть река Боберка. По-видимому, там находилась вотчина Дмитрия Михайловича. Отсюда и прозвище.
Он участвовал в победном походе в Волжскую Булгарию. В битве при Скорнищеве наголову разбил воинство рязанского князя Олега – извечного соперника Москвы. Талант воеводы проявился и во время успешного похода в Брянское княжество. Во время похода на Мамая Боброк был правой рукой великого князя и, возможно, главным тактиком битвы. Как-никак, к тому времени он стал родственником великого князя: сестра Дмитрия Донского Анна была его женой.
Воевода Дмитрий Боброк-Волынский слушает землю перед Куликовской битвой / Сказание о Мамаевом побоище.
В «Сказании о Мамаевом побоище» есть запоминающийся эпизод: Боброк слушает землю перед сражением. Во время битвы, вместе с серпуховским князем Владимиром Андреевичем, воевода Боброк командовал засадным полком, который вступил в битву только через 5 часов после ее начала, своевременно «направлени разумным своим воеводою». Для врага эта атака стала смертельной.
Читайте также – Святой Димитрий Донской: держатель русской земли
4. Пересвет и Ослябя
Преподобный Сергий направил к Дмитрию двоих витязей-монахов – Александра Пересвета и Родиона Ослябю. Глядя на них, все понимали, что с войском Дмитрия – благословение Сергия. Не будь иноков в войске Дмитрия – наверное, не удалось бы князю собрать столь крепкое ополчение. Недаром в народе подвиги святых воинов Пересвета и Осляби запомнились как самое яркое событие Мамаева побоища.
«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле». Художник Михаил Авилов
Пересвет пожертвовал собой в поединке с монгольским богатырем Челубеем. Ослябя погиб в бою и, по одной из версий, спас от гибели раненого Димитрия. Александр Пересвет и Родион Ослябя причислены Русской Православной Церковью к лику святых в чине преподобных.
5. Русская дружина
Дружинники Дмитрия Донского были профессионалами своего дела. Всю жизнь проводили в походах и сражениях, ратное дело знали досконально, в том числе и татарский конный строй. Они были хорошо экипированы, защищены прочными и гибкими кольчугами. Блистали на солнце шлемы с бармицами на плечах – то есть с кольчужными сетками, защищавшими шею воина. И было их у Дмитрия немало – 20 тысяч! С такой «кованой ратью» князь мог рассчитывать на победу.
Князь преобразовал военную тактику. Отряды «сторожей» проводили разведку и докладывали о перемещениях врага. Воеводы умело наносили противнику неожиданные удары.
6. Союзники
Мамай заручился поддержкой сильного союзника – Литвы. Ягайло шел на помощь к ордынцам… К сотрудничеству с Мамаем не без принуждения примкнул и рязанский князь Олег – давний соперник Димитрия. Мамай усилил войско наемниками – черкесами и крымскими генуэзцами.
Ополчение князя Димитрия Донского. Изображение конца XVIII – начала XX века
Дмитрий создал коалицию русских княжеств. Смоленск, Ярославль, Серпухов, Суздаль, Ростов – все участвовали в походе. К войску Дмитрия перед битвой присоединились полки литовских князей Андрея и Дмитрия Ольгердовичей. Андрей был наместником Дмитрия во Пскове, а Дмитрий – в Переяславле-Залесском, однако они привели и ратников из своих прежних уделов, бывших в составе Великого княжества Литовского – Полоцка, Стародуба и Трубчевска. Возможно, участвовали в битве полки из Новгорода и Твери.
7. Распри в Орде
К тому времени Золотая Орда – наследие хана Батыя – пребывала в кризисе. После смерти хана Бердибека династия Батыя пресеклась. Началась двадцатилетняя смутная эпоха, оставшаяся в истории под названием «Великая Замятня». Ханы на престоле менялись каждый год и даже чаще. Многие улусы провозгласили независимость.
Именно тогда самым влиятельным политиком в Орде стал беклярбек (глава правительства) и темник Мамай. Потомки Чингисхана сцепились в междоусобных войнах. Самым опасным соперником Мамая стал хан Тохтамыш – чингисид, которого поддерживал могущественный хозяин соседней империи Тамерлан. Тохтамыш уже контролировал большую часть Золотой Орды. И для борьбы с ним Мамаю были необходимы ресурсы Руси. К тому же ореол новой победы помог бы ему сохранить влияние.
Фрагмент мемориала на Куликовом поле.
8. Дмитрий Донской. Русское знамя
Эпоха Дмитрия Донского подарила нам не только победу, но и знамя. «Сказание о Мамаевом побоище» свидетельствует, что на берегах Дона и Непрядвы русские войска шли в бой под черным знаменем с изображением образа Иисуса Христа. Существует мнение, что поскольку оригинальный текст сказания не сохранился, а дошел до наших дней в списках, то при переписывании могла произойти ошибка, и цвет знамени был красным, а переписчики, как водится, перепутали червленое с черным.Художник Евгений Данилевский
Но главное, что ратники шли в бой под знаменем, которое их объединяло. И этим знаменем была православная вера. В начале 1980-х Евгений Евтушенко опубликовал поэму «Непрядва», которая завершается такими стихами:
И пока еще в деле негромки,
и пока еще не на скаку
сквозь листву проступают потомки
над Непрядвой в засадном полку.
И шепну я потомкам: «Я с вами…» –
у лошажьих трепещущих морд,
и я встану к потомкам под знамя,
под его куликовский развёрт…
Читайте также – Куликово поле: 12 картин
9. Легенда о Донской иконе
Одной из самых почитаемых святынь на Руси была, есть и будет Донская икона Божией Матери. По преданию, икону преподнесли князю Димитрию Донскому донские казаки перед Куликовской битвой. Князь молился перед ней накануне сражения.
Донская икона Пресвятой Богородицы. Фрагмент фрески
Кстати, это едва ли не самое раннее свидетельство о донских казаках и об их участии в русской истории. В этой легенде многое недостоверно исторически. Но предание подчас важнее задокументированной истории. Важнее для душ человеческих. В это верили наши предки.
10. Дмитрий Донской. Память о героях
Немало храмов в Москве и на Дону связано с памятью о Куликовской битве. На поле Куликовом в 1911 году архитектор Алексей Щусев возвел храм Сергия Радонежского. Неподалеку с 1848 года стоит замечательный памятник – чугунный обелиск, созданный по проекту Александра Брюллова.
Храм Сергия Радонежского. Фото: Максим Евдокимов
В Москве есть храм Всех Святых на Кулишках. Князь Дмитрий построил его в память о Куликовской битве. Напоминает о героях и московский Симонов монастырь. Там не раз останавливался преподобный Сергий Радонежский. И неудивительно, что там похоронены святые воины Пересвет и Ослябя.
До наших дней, увы, сохранились немногие постройки Симонова монастыря. Напоминают о подвигах и храмы Св. Димитрия Донского – в Бутырках, в Бутове, на бульваре, названном в честь князя… А похоронен благоверный князь в кремлевском Архангельском соборе.
Читайте также:
www.pravmir.ru
Чем прославился Дмитрий Донской? Куликовская битва
Событий такого масштаба, как Куликовская битва, в истории России очень немного. Она стоит в одном ряду с такими сражениями, как Полтавская, Бородинская и Сталинградская битвы. Вот четыре великих сражения в русской истории. Это сражения, в которых решалась судьба страны, ее будущее. Конечно, они разные по масштабу, разные по используемой технике, но для своего времени их значение вполне сопоставимо.
Князь Московский
Князь Дмитрий Иванович Донской (1350–1389) после смерти отца с девяти лет начал княжить на Москве. В это время в Орде начались феодальные раздоры, и она стала слабеть. Но власть Мамая по-прежнему распространялась на Русь. Вдобавок Литва создала союз с Ордой, направленный против Руси и ее княжеств, и заняла Тверь. Москва в это время отстроила новую белокаменную крепость. Продолжалась экономическая борьба с ордынцами, и благодаря усилиям Москвы была снижена дань, а также заключен династический брак между Серпуховским князем Владимиром и дочерью литовского князя Ольгерда. Чем прославился Дмитрий Донской? Дипломатическими способностями, в первую очередь.
Легендарная фигура
Князь Дмитрий Донской – это знаковая фигура. Он давно стал символом великого полководца. Дмитрий Донской, пришедший из глубин времен, оброс мифами, но это тот случай, когда миф и реальность совпадают. Он действительно соответствует понятию великого полководца. Дмитрий Донской, годы правления это показали, действительно был выдающимся, необычным деятелем своего времени. Он был человеком, который обладал огромной уверенностью в себе, в своей особой миссии. Не в себе лично, не самоуверенностью, но что свыше Господь дал ему особую задачу, особую цель среди людей. Дмитрий Донской чувствовал себя Божьим избранником. Господь поставил перед ним задачу освободить Русь, и он должен это сделать любой ценой. Когда Дмитрий поднял восстание против Золотой орды, он ощущал это, как миссию, которая дана ему свыше.
Подозрительная авантюра
Но для окружающих это выглядело несколько иначе. Многие считали, что восстание против Золотой Орды – это авантюра, что Дмитрий Иванович Донской на свой страх и риск поднял это восстание, а теперь вот идет по степи огромная черная туча – это воины Мамая. И пусть теперь он сам с ними и разбирается. Он эту кашу заварил, пусть он её и расхлебывает. Вот такое было отношение. И поэтому летом 1380 года, когда Дмитрий узнал от своей разведки, что татары вышли в поход и что у них огромное войско, Дмитрий Донской посылает гонцов ко всем своим русским князьям, которые все когда-то собирались вместе с ним и говорили, что надо поднять восстание.
И вот он посылает к ним гонцов и пишет: приходите, вот тот самый час пришел, когда мы должны вместе подняться на эту священную войну. И вдруг он начинает получать странные ответы. Один пишет, что не может, у него кони болеют, лошади совсем голодные, другой куда-то уехал в это время, и найти его невозможно. У третьего еще какие-то причины. Русский полководец оказался почти один. Нижегородский князь, его тесть, Дмитрий Константинович, не пришел, тверской князь, Михаил Александрович, не пришел, новгородцы не пришли. Пришли лишь некоторые князья: Белозерские, Ростовские – мелкие по численности дружин. И в этой обстановке Дмитрий понимает, что его может спасти только одно – народное ополчение.
Сбор ополчения
Надо убедить пойти на войну простых людей – горожан, крестьян, которые вообще-то никогда не воевали, это не их дело. Воевали профессионалы, дружинники. Народное ополчение собирали крайне редко. По каким-то чрезвычайным случаям, когда вопрос стоял не просто о войне между князем, скажем, Иваном, и князем Константином, а вопрос стоял о судьбе нашей веры, о православии, то есть эту войну с Мамаем нужно было поставить как священную войну, войну за веру. Для этого Дмитрию нужно было получить благословение от какого-то деятеля. Чтобы человек, которому доверяет народ, которого он считает действительно святым, благословил войну с Мамаем и поднял её на высоту священной войны, войны за веру.
Сергий Радонежский
В то время в Северо-Восточной Руси жил только один человек, которому люди безусловно доверяли, которого люди считали живым святым, потому что жизнь его была такова, что он жил безупречно. Это был преподобный Сергий Радонежский. Преподобный Сергий Радонежский, основатель монастыря в 70 км к северо-востоку от Москвы, игумен этого монастыря. Это, конечно, великий человек для нашей церкви. Но, кроме того, преподобный Сергий в своей повседневной жизни воплотил христианский идеал монашества: монах – это человек абсолютно незлобивый, бескорыстный, готовый каждому оказать какую-то помощь, каждого поддержать, каждому дать хороший совет. И слава о преподобном Сергии распространилась очень широко. Но, разумеется, Сергий не вмешивался в политику. И вот у Дмитрия был последний шанс обратиться к преподобному Сергию. Война с ордынцами преподобному Сергию не нравилась, потому что риск был очень велик.
На поклон
Но когда русский полководец 16 августа 1380 года приехал к нему в Троицкий монастырь и сказал: «Святой отец, благослови», то Сергий поднялся над личными отношениями, над суетными соображениями, и дал ему не просто свое благословение, а и двух своих монахов, Пересвета и Ослябю. Зачем он дал своих иноков? Казалось бы, странное решение. Зачем он посылает монахов сражаться? Это было вообще нарушением монашеских правил, потому что монах должен сидеть в монастыре. Воин должен сражаться, а монах должен молиться, у каждого свое дело. И тут вдруг преподобный Сергий отправляет двух монахов на битву. Дело в том, что они были зримым свидетельством того, что это благословление преподобного Сергия. Ведь мир тогда был маленьким. Люди знали друг друга в лицо, как в деревне. И все знали, что Пересвет и Ослябя в прошлом были уважаемыми московскими воеводами, знатными людьми, но потом ушли в монастырь. И все понимали, что если они едут рядом с Дмитрием, то поход благословлен преподобным.
Священная война за веру
А раз это благословение преподобного, то это уже не просто княжеская драка, и это не просто какая-то авантюра, а это священная война за веру. И это значит, что каждый, кто погибнет в этой войне, получит венец мученика, и его на небесах ожидают ангелы, а тот, кто не пойдет на эту войну, – предатель веры, богоотступник. Вот зачем преподобный Сергий благословил своих иноков на этот поход. Чем прославился Дмитрий Донской? Он сумел собрать народное ополчение.
Расстановка сил – размышления князя
Он не стал ждать, пока татары осадят Москву, хотя у него уже была приличная каменная крепость, и некоторые советовали отсидеться в ней. И вот Дмитрий повел войска на Куликово поле. Народное ополчение пошло с ним. А дальше он действует, как великолепный полководец, который все точно просчитывает. Он пошел навстречу врагу, в степь. Это было необычным военным приемом. Но это было правильное решение.
Решительное сражение
Затем он пришел в район Куликова поля и приказал своим войскам переправляться через Дон. На первый взгляд, они встали в совсем невыгодной позиции. С одной стороны – Дон, с другой стороны в глубоком овраге река Непрядва. То есть бежать некуда. В случае если войско дрогнет и побежит, то оно пропадет при переправе через реку. Татары их всех перебьют. Но это было правильно в тот момент. Каждому воину надо было дать такую мысль: или победить, или погибнуть. Спасения в бегстве не будет. Нужно сражаться. Это была ставка на победу. Так продумывалась Куликовская битва Дмитрия Донского.
Ночные раздумья
В ночь с 7 на 8 сентября 1380 года Дмитрий понял одну очень важную вещь: когда начнется битва, большой многотысячный полк ополченцев, которых он привел, может не выдержать. И Дмитрий представил себе, что такое ордынская атака: с гиканьем, криками, визгом, с воем несется черная ордынская конница. Она несется на большой полк, где стоят необученные ополченцы. И при виде этой лавины у них не выдержат нервы, они побегут. Это будет иррациональный страх, который захватит всех. Как спасти ополченцев? Как принять первый удар? И Дмитрий принимает единственно правильное решение. Он выставляет впереди хорошо обученный сторожевой полк, который состоял из отборных дружинников, закованных в железо. Тех людей, которые могли сдерживать некоторое время эту лавину примерно час. И сам Дмитрий едет в этот передовой полк. Было ясно, что этот полк обречен на гибель. Так мыслилась Куликовская битва Дмитрия Донского. Но эти воины остановят на какое-то время лавину конницы, и за это время ополченцы успеют прийти в себя, успеют преодолеть страх. И так оно и вышло.
На Поле Куликовом
На следующее утро Дмитрий расставил полки. Сам поехал в сторожевой полк на передовую. Лавина татарской конницы с вершины Красного холма пошла на русское войско. Весь полк, стоявший впереди, был уничтожен. Но пока ордынцы с ним сражались, прошло, может быть, полчаса, может быть, час, и ополченцы пришли в себя. Они увидели, что можно остановить татар. Что энергия лавины она уже не та, она уже остановлена. И поэтому, когда татары добрались до большого полка, то он стоял насмерть и никуда не бежал.
Засада
И, конечно, было великолепное решение – поставить в дубраве засадный полк под командованием Владимира Андреевича Серпуховского. И этот засадный полк, неожиданно ударив во фланг ничего не ожидавшей татарской конницы, уже в середине битвы решил исход сражения. Татары дрогнули и начали отступать. Как только это произошло, Дмитрий подбросил резервы на этот фланг, и началось контрнаступление. То есть все было продумано. Вплоть до его собственной роли. Так проходила битва Дмитрия Донского. Ведь в то время правители обычно стояли в тылу. А Дмитрий поехал вперед, мимо полков, чтобы все видели, что он едет сражаться в первых рядах, что он готов отдать свою собственную жизнь для победы, что он не бросит их, не убежит. Чем прославился Дмитрий Донской? Подвигом самопожертвования.
Тяжелая победа
После битвы его долго не моли найти. Он был тяжело ранен. Владимир Андреевич Серпуховской послал воинов его искать. Тяжелораненый в этой битве, Дмитрий едва уцелел. Его нашли и привели в сознание, он сел на коня и вместе с братом они поехали осматривать поле битвы. Увидели, что поле завалено трупами. Победа досталась тяжелой ценой. Военный потенциал Москвы был подорван.
После битвы войско князя прибыло сначала в Коломну, а затем в Москву. Теперь на башне кремля в Коломне установлен памятник Дмитрию Донскому.
Значение битвы
Историческое значение Куликовской битвы состоит в том, что она окончательно определила роль Москвы как центра объединения Руси. Москва на Куликовом поле доказала, что она может освободить страну. Она может добиться независимости. Надо ей помогать, надо ее поддерживать. Чем прославился Дмитрий Донской? Он не словами, а делами показал, что готов бороться за свободу. Поэтому Василий Осипович Ключевский хорошо это сформулировал, сказав, что Московское государство родилось на просторах Куликова поля. Это метафора, но она точно выражает суть дела. А величественный памятник Дмитрию Донскому отражает перед потомками его великое деяние.
Последние годы жизни Дмитрия Донского были тяжелыми. Он со всех сторон чувствовал давление. Литва усиливалась, Орда требовала больше дани. И, может быть, эти невзгоды сократили срок его жизни. Он скончался в возрасте 38 лет в мае 1389 года.
Вот такая сравнительно короткая и героическая жизнь. Этот человек, великий князь Дмитрий Донской, по праву занимает видное место в нашей истории. Он этого достоин.
fb.ru
Дмитрий Донской — биография, личная жизнь, фото, политика, Куликовская битва и последние новости
Дмитрий Донской: биография
Дмитрий I Иванович, получивший прозвище Дмитрий Донской за победу в Куликовской битве, уже в 9 лет стал князем Московским, а в 13 — великим князем Владимирским. Правление Дмитрия Донского ознаменовало собой объединение русских земель с центром в Московском княжестве. Дмитрий Иванович Донской известен как основатель белокаменного Московского Кремля, как военачальник, успешно противостоящий Золотой Орде, а главное – как один из самых справедливых и добросердечных правителей на Руси.
Дмитрий Донской | Газета «Культура»История Дмитрия Донского началась в Москве, в октябре 1350 года. Он родился в семье Князя Московского Ивана II Красного и его второй супруги, княгини Александры Ивановны. У Дмитрия была сестра Анна и брат Иван, получивший в подданство Звенигород. Кстати, знаменитый князь Иван Калита и Дмитрий Донской приходятся друг другу дедом и внуком. Краткая биография Дмитрия Донского успела отсчитать всего девять лет, когда мальчик осиротел. Ребенок принял Московское княжество, но фактическим правителем стал его опекун, митрополит Алексей Федорович Бяконт. У них сложились очень теплые отношения, и князь Дмитрий Донской советовался с митрополитом Алексием даже во взрослом возрасте.
Князь Московский и великий князь Владимирский | Храм в честь Успения Пресвятой БогородицыНе успев сесть на трон, 9-летний князь Дмитрий I оказался вынужден бороться за власть во Владимире с другими претендентами. Из-за козней Тверского князя Михаила началась война между Москвой и Литвой. Три раза литовский правитель Ольгерд пытался захватить княжество юного Дмитрия, хотя и безуспешно, но его нападения сильно подорвали экономику: окрестности были опустошены, тысячи людей угнали в плен. От полного разорения Москву в тот период спасли сборы дани.
Политика Дмитрия Донского
Правление Димитрия Донского принадлежит к самым печальным и тяжелым временам отечественной истории. Постоянные войны, вражеские набеги и внутренние междоусобицы стали символом того времени. На Москву нападали литовцы, а сам Дмитрий шел войной против Смоленской и Брянской территорий. После московского пожара 1367 года Дмитрий I построил не деревянный, а белокаменный обновлённый кремль, который стал настоящим щитом города. В итоге князю удалось централизовать власть и успешно сражаться не только против соседей, но и против войск Мамая.
Дмитрий I централизовал Московское княжество | Русская народная линияНарастающее могущество Московского княжества тревожило ханов Золотой Орды, и Мамай отправляет свои войска в сторону Москвы. Они разгромили Нижний Новгород, но в битве у реки Вожи русское воинство нанесло ордынской армии сокрушительный удар. Тогда Орда собирает еще большее число воинов и идет в новый поход на Русь. Итогом этого стала Куликовская битва, считающаяся одним из ключевых событий русской истории. Дмитрий Донской побеждает, но его неудачи на этом не прекращаются, хотя дань больше платить было не нужно.
Правление Дмитрия Донского пришлось на печальную эпоху | Куликово полеПосле Куликовской битвы произошло слияние Владимирского и Московского княжеств, а Москва стала центром объединения русских земель. Однако через два года хан Тохтамыш воспользовался отсутствием великого князя в родном городе, напал и подчистую разорил Москву. Пришлось Дмитрию согласиться вновь платить дань Орде, хотя и значительно меньшую, чем раньше. Это привело московскую казну к опустошению, и Донской начинает новые междоусобные войны с Рязанью и Новгородом.
Куликовская битва Дмитрия Донского
Знаменитая битва Дмитрия Донского интересна не только с позиции патриотизма, но и как прекрасный образец воинской стратегии. Армия хана Мамая должна была на южном берегу Оки слиться с воинством литовского князя Ягайло и Олега Рязанского. Тогда Дмитрий двинул свою дружину за Дон, чем ускорил столкновение только с войском Мамая и лишил того численного преимущества. Битва началась с нескольких небольших стычек передовых отрядов, после которых по преданию состоялся знаменитый поединок-дуэль татарина Челубея с иноком Александром Пересветом. Вполне возможно, что этот поединок на самом деле всего лишь литературная выдумка из «Сказания о Мамаевом побоище», так как ученым не удалось пока доказать его реальность.
Куликовская битва | История РоссииДмитрий Донской изначально находился в сторожевом полку, но затем поменялся одеждой с боярином Михаилом Бренком и встал в ряды большого полка, чтобы принять непосредственное участие в битве. Также стоит сказать, что татары сумели расщепить русскую рать и погнать левый фланг войска Донского к реке. И как раз тут снова сыграла свою роль стратегия: западный полк Донского не вступил в борьбу сразу, как этого следовало ожидать, а дождался, когда Орда максимально прорвется к реке. Таким образом, враги попали в тиски, татарская конница оказалась в воде и была там перебита. Мамай успел сбежать с Куликова поля вместе с малочисленной группой войск, но основная часть его армии была убита. В этой битве Дмитрий Донской получил контузию, потерял коня и был позднее найден в бессознательном состоянии, но живым.
Личная жизнь
Жена Дмитрия Донского, Евдокия Московская, до сих пор считается идеалом матери и супруги. Они встретились еще в юношестве и, по легенде, полюбили друг друга с первого взгляда. На момент свадьбы невесте было только 13 лет, а жениху 16. В любом случае, союз Дмитрия и Евдокии был очень духовным, что подтверждают церковные летописи. Дмитрий Донской и Евдокия Московская подарили жизнь 12-ти детям. Самым известным из них является второй сын Василий I Дмитриевич, который стал править после смерти отца, так как первенец Дмитрия умер еще ребенком.
Евдокия Дмитриевна, жена Дмитрия I ИвановичаДмитрий I и Евдокия много сил и средств тратили на благотворительность, построили множество церквей и храмов, в том числе Переяславльскую обитель, церковь Иоанна Предтечи, храм Рождества Богородицы и Вознесенский женский монастырь в Москве.
После смерти Дмитрия Донского канонизировала православная церковь | Горловка-ТВПосле смерти мужа Евдокия Московская отступила от традиции и не сразу постриглась в монастырь, а стала помогать сыну в управлении княжеством и даже занимала трон, когда тот уходил на войну. Противники пытались представить такой поступок женщины как предательство мужа, обвинить ее в неверности и распущенности, но народ воспринял вдовствующую княгиню как прекрасную мать, жаждущую счастья своим детям. Евдокия дождалась, когда все сыновья и дочери обзаведутся семьями, и только тогда приняла постриг, став благоверной Ефросиньей, которую теперь считают покровительницей Москвы.
Смерть
Обстоятельства и причина смерти Дмитрия Донского не выяснены до сих пор. Вряд ли это было убийство, так как князь скончался в своих покоях, перед этим имея длинный разговор с женой и детьми. В ходе этой беседы-завещания он передал правление сыну Василию, но обязал того неукоснительно слушать волю матери Евдокии Дмитриевны.
Памятник Дмитрию Донскому в Коломне | Пестрая планетаДмитрий Донской, годы жизни которого прошли в безустанной борьбе с европейскими захватчиками и Золотой Ордой, умер 19 мая 1389 года. На тот момент ему было только 38 лет. Князя похоронили в Архангельском соборе Кремля, а позднее Русская православная церковь его канонизировала.
Фото Дмитрия Донского
24smi.org
5. ПОСЛЕДСТВИЯ ПОБЕДЫ КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО = ДМИТРИЯ ДОНСКОГО
5. ПОСЛЕДСТВИЯ ПОБЕДЫ КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО = ДМИТРИЯ ДОНСКОГО
«В битве у Мильвийского моста победило христианство. Эта победа знаменовала начало новой эры в истории человечества» [26], с. 94.
Старинные источники единогласно подчеркивают роль победы Константина = хана Дмитрия Донского над «язычеством». Как мы теперь понимаем, они были правы. Речь действительно шла о грандиозном событии – принятии христианства во всей огромной «Монгольской» Империи конца XIV века. Новым, более глубоким содержанием наполняются теперь следующие слова «древнего» Евсевия Кесарийского, сказанные им по поводу победы Константина. Вот как Евсевий заканчивает свою известную «Историю Церкви».
«Лициний лежал поверженный. Константин же, могущественный победитель… завладел Востоком и создал по старому образцу ЕДИНУЮ ИМПЕРИЮ РИМЛЯН. В НЕЙ ПОД ЕГО МИРНЫМ СКИПЕТРОМ БЫЛИ ВСЕ СТРАНЫ ОТ ВОСТОКА ДО КРАЙНЕГО ЗАПАДА ВМЕСТЕ С СЕВЕРОМ И ЮГОМ. У людей пропал страх перед теми, кто их притеснял. В блеске и великолепии начались праздничные дни. Все было наполнено светом… Везде были развешаны указы победоносного императора, полные человеколюбия и терпимости». Цит. по [26], с. 120–121.
«Константин… пришел к необходимости ЦЕМЕНТИРОВАТЬ УСТОИ СВОЕГО ГОСУДАРСТВА С ПОМОЩЬЮ ЕДИНОЙ РЕЛИГИИ… Если эдикт 313 года (то есть примерно 1366 года при сдвиге вверх на 1053 года – Авт.) давал христианству равноправие с язычеством, то его новый эдикт 324 года (то есть примерно 1377 года при сдвиге вверх на 1053 года – Авт.) ОБЪЯВЛЯЛ О ГЛАВЕНСТВЕ ХРИСТИАНСТВА. Константин впервые в истории от имени верховной власти назвал христианство «единой истинной верой». Язычество он первым из смертных рискнул назвать заблуждением. Но при этом… никакие преследования язычников не допускались. Жертвоприношения эдикт категорически запрещал, но язычники имели свои храмы, жрецов, поступали на государственную службу» [26], с. 121. Вот фрагмент из эдикта Константина Великого (то есть Дмитрия Донского, согласно нашей реконструкции): «Для сохранения мира я поставил, чтобы и те, которые еще остаются в заблуждении язычества, пользовались бы таким же спокойствием, как и правоверные. Пусть и те, которые удаляются от послушания Богу, пользуются, если хотят, своими посвященными лжи храмами». Цит. по [26], с. 121–122.
В конце XIV века христианство восторжествовало как государственная религия на территории всей Великой = «Монгольской» Империи. В честь этого важнейшего события были возведены многочисленные монументальные сооружения, созданы картины и написаны литературные произведения. Некоторые из них сохранились до наших дней. Такова, например, арка Константина в итальянском Риме, см. выше. Напомним далее, что, согласно нашей реконструкции, Ватикан (название, происшедшее, вероятно, от сочетания Батый-Хан, см. ХРОН4) был западно-европейским подворьем кафолической «монгольской» православной церкви в Италии. Ватикан до сих пор хранит память о бурных религиозных событиях конца XIV века. Таковы, например, огромные фрески уже упоминавшегося нами Зала Константина в Ватикане. Для росписи этого зала был назначен не простой художник, а знаменитый Рафаэль. «Весной 1519 года Лев X поручил Рафаэлю проект убранства Зала Константина, для декорации которого художник, скончавшийся в апреле 1520 года, успел тем не менее разработать сложную иконографическую программу… После смерти Рафаэля роспись Зала Константина продолжили его ученики Джулио Романо и Джован Франческо Пенни» [96], с. 269.
На рис. 3.88 мы приводим величественную роспись потолка Зала Константина, выполненную Томмазо Лаурети якобы в XVI веке. Фреска громко воспевает восторжествовавшее государственное христианство. Вдали, на пьедестале, высится распятие Христа. А перед ним, на полу, у его ног, разбросаны обломки рухнувшей статуи «языческого кумира», см. рис. 3.89. Смысл, вложенный создателями Ватикана в это изображение, предельно ясен. Христос победил «язычество».
Рис. 3.88 «Триумф Религии». Роспись потолка в Зале Константина в Ватикане. Томмазо Лаурети. Якобы XVI век. Рим. Взято из [96], с. 457, илл. 437. Фреска носит заметно выраженный программный характер. Восторжествовавшее государственное христианство победило «язычество». На полу храма валяются осколки рухнувшей и расколовшейся статуи «языческого кумира».
Рис. 3.89 Центральная часть росписи потолка Зала Константина в Ватикане. Христос побеждает «языческого бога». Взято из [96], с. 457, илл. 437.
Таким образом, в конце XIV века в Великой = «Монгольской» Империи в качестве государственной религии утвердилось христианство в современном смысле этого слова. Слава императора, царя-хана Константина Великого = Дмитрия Донского распространилась по всей Империи. Местные скульпторы и художники создавали разнообразные его изображения. В большинстве случаев, надо думать, они имели мало общего с оригиналом. В частности, Константин = Дмитрий Иванович «размножился» в значительном числе своих дубликатов-копий на страницах различных местных хроник, зачастую писавшихся летописцами, никогда не бывавшими в метрополии Империи и никогда не лицезревшими великого царя-хана. На рис. 3.90 мы приводим одно из многочисленных изображений Дмитрия Ивановича Донского под именем Константина Великого в исполнении «античного» итальянского гравера, вырезавшего штамп для данной золотой монеты. На рис. 3.91 показана фреска «Приношение (Дар) Константина» в Зале Константина в Ватикане. Она написана, скорее всего, довольно поздно и носит уже условный характер. Вид персонажей мало напоминает подлинную историю далекого XIV века.
Рис. 3.90 Фрагмент «античной» монеты с изображением Константина Великого. Якобы IV век. Взято из [26], с. 170.
Рис. 3.91 Фреска «Приношение (Дар) Константина». Джован Франческо Пенни. Якобы XVI век. Зал Константина в Ватикане. Рим. Взято из [96], с. 387, илл. 364.
Константин Великий = Дмитрий Донской совершил крупный переворот в жизни людей конца XIV века. «Евсевий говорит, что за минуту до смерти Константин улыбался» [26], с. 196.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Дмитрий Иванович Донской
Дмитрий Иванович — великий князь Московский и Владимирский . Занял престол в 9 лет после смерти отца и вынужден был бороться за великое княжение Владимирское с тверскими и нижегородскими князьями и Великим княжеством Литовским. В 1367 г. построил белокаменный Московский Кремль. Вступил в открытую борьбу с Золотой Ордой, разгромил мурзу Бегича в битве на р. Воже. Одержал блистательную победу над Мамаем на Куликовом поле , за что получил прозвище Донской. Прекратил выплату дани Орде, но в 1382 г. вынужден был после разгрома Москвы Тохтамышем возобновить, хотя и в меньшем объеме, выплату дани. Результатом победы на Куликовом поле был национальный подъем на Руси, Москва утвердилась окончательно как глава русских земель, произошло слияние Владимирского и Московского княжеств. Умирая, передал великое княжение по наследству своему сыну Василию без согласования с ханом Золотой Орды.
Ранние годы
Родился Дмитрий 12 октября 1350 года в Москве. В 1359 году, когда умер его отец, в биографии Дмитрия Донского появился опекун и наставник – митрополит Алексий. С ним Дмитрий советовался в политических делах. Кроме того, хорошие отношения у Донского сложились с Сергием Радонежским – настоятелем монастыря. Именно к нему князь пришел перед Куликовской битвой за благословением.
Борьба за княжение
С 9 лет князь Дмитрий был вынужден бороться за свое княжение во Владимире с другими князьями. После вражды с литовским князем Ольгердом был заключен мир с Литвой. Постепенно Донской наладил отношения с Новгородом, Тверью. Могущество князя Донского со временем все больше нарастало.
В 1363 году Дмитрий Донской стал княжить во Владимире. После большого пожара в Москве князь в 1367 году построил новый белокаменный Кремль.
Будучи человеком верующим, князь поддерживал православные храмы, делал пожертвования, а также основал монастыри в Московском княжестве во время своего правления.
Великие победы
Орда начала конфликт с Дмитрием, разгромив Нижний Новгород. Но после нападения на Москву в 1378 году войско Мамая было разбито . А 8 сентября 1380 года состоялась знаменитая Куликовская битва, в ходе которой Мамай потерпел поражение, а татаро-монгольские войска были уничтожены. После этого, собрав оставшуюся часть своих войск в Крыму, Мамай снова проиграл в битве со своим противником, ханом Золотой Орды Тохтамышем.
Выплата дани Золотой Орде временно прекратилась. Произошло слияние Владимирского и Московского княжеств, а Москва стала центром объединения русских земель.
Если рассматривать краткую биографию Донского, то нужно отметить, что на протяжении всего его правления Москва тонула в междоусобных войнах.
Когда же, после нашествия Тохтамыша в 1382 году, столица вновь ослабла, междоусобицы вспыхнули с новой силой. После этого Донской пообещал платить Орде дань, хоть и в меньшей степени, чем раньше.
Смерть и наследие
Умер Дмитрий Иванович Донской 19 мая 1389 года в возрасте 39 лет. Похоронен был в Москве в Архангельском соборе. После смерти Донского управление княжествами перешло по наследству к его сыну Василию I.
Дмитрий Донской был причислен русской Православной церковью к лику святых. День памяти отмечают в день его смерти – 19 мая
Именем великого князя названы улицы и площади в городах России и Украины, в его честь установлены памятники в Москве и Коломне.
Дмитрий Донской внук Ивана Калиты. Московский престол он занял в 1350 году. Правительство во главе с митрополитом Алексием, при малолетнем князе, путём переговоров в Орде и нажимом на Владимиро-Суздальское княжество, добились великого княжения в пользу Дмитрия Донского.
Князь продолжил объединение земель Руси вокруг Москвы. Его власть распространилась и в великом Владимиро-Суздальском княжестве.
Чтобы укрепить Москву, велел построить новый каменный Кремль, вместо старого деревянного. Чтобы стены были мощные, башни высокие. И вскоре в 1367 году выросла на холме величавая белокаменная крепость. Были изготовлены пушки, которые стреляли каменными ядрами. Это первое, кстати говоря, огнестрельное орудие на Руси.
Власть князя была велика, он даже смог уменьшить размер дани Орде. Но тут в борьбу за великокняжеский престол вступает тверское княжество. Михаил, сын Александра Михайловича Тверского призвал союзника Литву в помощь. Походы литовцев на Москву в 1368 и 1370 годах окончились крахом. Они не смогли взять каменных стен Москвы.
Однако в 1371 году Орда даёт добро на великое княжение Михаилу Александровичу. Вот только народ не признал его великим князем, как впрочем, и сам Дмитрий Донской. А в 1375 году Дмитрий Иванович совершил поход в Тверь с отрядами ярославских, ростовских, суздальских, стародубских князей.
Это означало, что именно он был признан великим князем северо-восточной Руси. Жители Твери, которые почитали Донского, потребовали от Михаила Александровича мирного соглашения. В соглашении также говорилось о прекращении самостоятельных отношений с Литвой и Ордой. Именно с этого времени титул великого князя Владимирского становится достоянием московской династии.
Мамай, захвативший власть в Золотой Орде, начал готовиться к большому походу на Русь. Дмитрий Донской бросил клич по всей русской земле. Стали собираться ополченцы со всех княжеств на битву против Мамая. Послы, приехавшие к великому московскому князю, просили дань, которую Русь платила при Узбеке и Джанибеке, но князь отказался.
От Сергея Радонежского прискакал гонец с грамотой благословления на подвиг: Иди, господин, иди вперёд, Бог и Святая Троица поможет тебе. И случилась Куликовская битва. где русские одержали славную победу. Было это в 1380 году. За этот подвиг получил Дмитрий признание народа и прозвище Донской. Вырос авторитет и влияние князя. Дмитрий Иванович впервые передал свой престол сыну, как свою вотчину, не утверждая права на княжество в Орде, как это было раньше.
1359-1389г — Великий князь московский
1362-1389 — Великий князь владимирский
Дмитрий Донской причислен к лику святых.
Куликовская битва
Знаменитое сражение в 1380 г. войска московского князя Дмитрия и его союзников с одной стороны против полчищ татаро-монгольского хана Мамая и его союзников – с другой получило название Куликовской битвы.
Краткая предыстория Куликовской битвы такова: отношения князя Дмитрия Ивановича и Мамая начали обостряться еще в 1371 году, когда последний дал ярлык на великое владимирское княжение Михаилу Александровичу Тверскому, а московский князь тому воспротивился и не пустил ордынского ставленника во Владимир. А спустя несколько лет, 11 августа 1378 года войска Дмитрия Ивановича нанесли сокрушительное поражение монголо-татарскому войску под предводительством мурзы Бегича в битве на реке Воже. Потом князь отказался от повышения уплачиваемой Золотой Орде дани и Мамай собрал новое большое войско и двинул его в сторону Москвы.
Перед выступлением в поход Дмитрий Иванович побывал у святого преподобного Сергия Радонежского, который благословил князя и все русское войско на битву с иноземцами. Мамай же надеялся соединиться со своими союзниками: Олегом Рязанским и литовским князем Ягайло, но не успел: московский правитель, вопреки ожиданиям, 26 августа переправился через Оку, а позднее перешел на южный берег Дона. Численность русских войск перед Куликовской битвой оценивается от 40 до 70 тысяч человек, монголо-татарских – 100-150 тысяч человек. Большую помощь москвичам оказали Псков, Переяславль-Залесский, Новгород, Брянск, Смоленск и другие русские города, правители которых прислали князю Дмитрию войска.
Битва состоялась на южном берегу Дона, на Куликовом поле 8 сентября 1380 года. После нескольких стычек передовых отрядов перед войсками выехали от татарского войска – Челубей, а от русского – инок Пересвет, и состоялся поединок, в котором они оба погибли. После это началось основное сражение. Русские полки шли в бой под красным знаменем с золотым изображением Иисуса Христа.
Кратко говоря, Куликовская битва закончилась победой русских войск во многом благодаря военной хитрости: в расположенной рядом с полем боя дубраве спрятался засадный полк под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского. Мамай основные усилия сосредоточил на левом фланге, русские несли потери, отступали и, казалось, что победа близка. Но в это самое время в Куликовскую битву вступил засадный полк и ударил в тыл ничего не подозревающим монголо-татарам. Этот маневр оказался решающим: войска хана Золотой Орды были разгромлены и обратились в бегство.
Потери русских сил в Куликовской битве составили порядка 20 тысяч человек, войска Мамая погибли почти полностью. Сам князь Дмитрий, впоследствии прозванный Донским, поменялся конем и доспехами с московским боярином Михаилом Андреевичем Бренком и принимал в сражении активное участие. Боярин в битве погиб, а сбитого с коня князя нашли под срубленной березой без сознания.
Это сражение имело большое значение для дальнейшего хода русской истории. Кратко говоря, Куликовская битва, хотя и не освободила Русь от монголо-татарского ига, но создала предпосылки для того, чтобы это произошло в будущем. Кроме того, победа над Мамаем значительно усилила Московское княжество.
Источники: hrono.ru, all-biography.ru, prezentacii.com, www.ote4estvo.ru, rhistory.ucoz.ru
Это интересно
Гора неба и земли
Согласно древним шумерским преданиям, некогда небо и земля представляли собой одно целое, называемое гора неба и …
Самый большой квазар
На расстоянии 2 млрд световых лет от нашего дома находится самый мощный и смертоносный объект во всей нашей …
Богиня Гера
Гера , в греческой мифологии царица богов, богиня воздуха, покровительница семьи и брака. Гера, старшая дочь Кроноса и …
Начало нового дня
До появления людей, на земле существовали только огромные птицы и звери. Солнца не было, а лишь луна и …
Викинги — северные люди
Термин, вероятно, связан с глаголом wiking, который ранее на севере означал идти в море для приобретения богатства и …
Новые технологии в энергетике
Южная Корея представила первую в мире сеть электрического общественного транспорта, который получает питание от самой дороги. …
Картина на основании фотографии — универсальный подарок
Изобретая оригинальный креативный подарок для дорогого нам человека, мы обыкновенно волнуемся и нервничаем. При этом кто-то начинает …
objective-news.ru
26. «Явление креста», давшее победу Константину Великому, и победа Дмитрия Донского «с помощью креста». Пушки – это «схимы с крестами» в войске Дмитрия Донского
26. «Явление креста», давшее победу Константину Великому, и победа Дмитрия Донского «с помощью креста». Пушки – это «схимы с крестами» в войске Дмитрия Донского
В Куликовской битве войска Дмитрия Донского использовали пушки [4т1], гл. 6. В войске Мамая, по-видимому, пушек не было, или их было существенно меньше. На некоторых старинных русских иконах изображались батареи пушек в войске Дмитрия, ведущие огонь по войску хана Мамая, рис. 38. Каждая пушка изображена здесь в виде вытянутой руки с венцом, окутанной дымом. Как мы показываем в [КР], одним из символов огнестрельной пушки был Лабарум Константина. Считается, что пушки появились на полях сражений как раз в середине XIV века. В это время открыли порох.
Рис. 38. Икона «Сказание о Мамаевом побоище», изображающая Куликовскую битву. Фрагмент. XVII век [996], с. 136–137
В войске Мамая пушек на иконе не показано. Вероятно, именно благодаря преимуществу в артиллерии, Дмитрию удалось разгромить Мамая. Напомним, что войско Мамая – профессиональное, а войско Дмитрия было, скорее, народным ополчением [4т1], гл. 6. Вероятно, в Куликовской битве пушки были впервые применены в столь крупных масштабах [КАЗ], [KP], гл. 3.
Перед битвой Сергий Радонежский благословил Дмитрия и передал ему некое «секретное оружие», которое в позднейших источниках именуется «ЗНАМЕНИЕМ КРЕСТА НА СХИМАХ». Сказано: «Сергий вручил им знамение креста на Схимах и сказал: «ВОТ ОРУЖИЕ НЕТЛЕННОЕ! ДА СЛУЖИТ ОНО ВАМ ВМЕСТО ШЛЕМОВ!”» [362], т. 5, гл. 1, столбец 36.
Никоновская Летопись сообщает: «Преподобный же Сергий повеле имъ (Пересвету и Ослябе – Авт.) скоро уготовитися на дело ратное… ОН ЖЕ ДАДЕ ИМЪ ОРУЖИЕ ВЪ ТЛЕННЫХЪ МЕСТО НЕТЛЕННО, крестъ Христовъ нашитъ на СХИМАХЪ, и сие повеле имъ ВМЕСТО ШОЛОМОВ возлагати на главы своя» [586:1], Т. 11, С. 53.
Итак, Сергий Радонежский вручил Пересвету и Ослябе какое-то новое оружие – СХИМУ, взамен обычного ратного вооружения – шлемов и т. п.
Комментаторы уверяют нас, будто под словом СХИМА или С КИМА, имелся в виду головной убор из ткани с нашитым на нем крестом. Однако не исключено, что за редакторским термином СХИМА или СКИМА скрывается слово МУШКЕТ или МУШКА, прочитанное в обратном направлении, как при арабском чтении: МУШКА = МШК – > ШКМ = СКМ = СКИМА, при переходе Ш – > С. См. [6т1], гл. 4:9.
Почему название МУШКЕТ обычно производят от слова МУХА? Прямую связь латинского MUSCA и славянского МОШКА отмечает Фасмер [866], т. 2, с. 667. Слово musca = муха пришло в латынь, скорее всего, из русского языка. Тогда все становится на свои места. Ведь русское слово МУШКА означает не только муху, но и РУЖЕЙНЫЙ ПРИЦЕЛ! Неудивительно, что на Руси, где так много мошки, прицел сравнили с мошкой, попавшей в поле зрения. И назвали прицел МУШКОЙ. Поэтому новое оружие с прицелом – мушкой, и назвали по-русски МУШКЕТОМ. Изобретенный прицел поразил воображение воинов и дал название всему ружью. Кстати, МУШКЕТЕРОВ русские писатели XVIII веке называли МУШКАТЕРАМИ, явно производя это слово от МУШКА [866], т. 3, с. 20.
В грамоте, переданной Сергием Радонежским Дмитрию Донскому, говорилось: «Пособи ны ОРУЖИЕМЬ КРЕСТНЫМ, низложи врагы нашя». См. подробности в [KP], гл. 3. Обратимся теперь к «древне» – римской истории. В ней есть знаменитое событие – явление Креста императору Константину Великому перед его сражением с Максенцием. Константин победил «при помощи Креста». Эта «антично-римская» история является отражением победы Дмитрия над Мамаем. Тоже – «при помощи Креста». «Античными классиками» Дмитрий Донской описан как Константин I Великий, а хан Мамай – как Максенций, соправитель Константина.
Что рассказывается о победе Константина над Максенцием с помощью Креста? Хотя суть события описывалась разными авторами похоже, однако в вопросе о том – что такое «Крест Константина», царил странный разнобой. Сначала Константину в небе явилось светящееся видение, о форме которого разные авторы говорят по-разному. Константин приказал сделать «знамя», на которое поместил знак, увиденный им в небе. Знамя со знаком Креста помогло Константину победить. Опять-таки, в вопросе о том, что за знамя сделали и что на нем изобразили – и было ли это вообще знамя в смысле стяга или что-то иное, – имеются разные мнения.
Рассказ Евсевия о Константине напоминает известный библейский рассказ о Моисее, сделавшем «медного змея» и ВЫСТАВИВШЕГО ЕГО НА ЗНАМЯ, чем спас свой народ от «ядовитых змеев» (Числа 21:6, 8–9).
Что еще сообщается в Библии о змеях? Оказывается, «в Числах 21:6 ядовитые змеи (речь идет о «змеях», напавших на богоборцев=израильтян в пустыне – Авт.) названы по-еврейски СЕРАФИМ, ПАЛЯЩИЕ» [845], комментарий к 4 Царств 18:1–8. А Библейская Энциклопедия переводит слово СЕРАФИМ, в частности, как ПЛАМЯ, ГОРЕНИЕ. В [6т1], гл. 4:10–11, мы показали, что здесь в Библии описаны огнестрельные пушки. До нашего времени сохранилось старинное османское – атаманское знамя огромных размеров, на котором изображена пушка, стреляющая ядрами, рис. 39. Знамя хранится в музее города Вены. Не исключено, что это османское знамя XVII века изготовлено по образцу знаменитого знамени Моисея или знамени Константина. Возможно, на старинных знаменах Моисея и Константина была изображена пушка в виде «креста».
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
history.wikireading.ru
Дмитрий Донской — Победитель золотой орды
Дмитрий Донской (1350-1389), великий князь Московский с 1359 г. и Владимирский с 1363 г.
В XIV веке началось объединение русских земель вокруг нескольких новых самостоятельных княжеств, таких как Московское, Тверское, Ярославское, Суздальское, Владимирское. Объединению способствовала общая опасность, исходившая от монголо-татарских ханов, от Золотой Орды. Для утверждения Москвы как единого центра нарождавшегося Русского государства большое значение имела победа московского князя Дмитрия Ивановича на Куликовом поле в 1380 году, за что он получил прозвище Донской. Князь Дмитрий и после этой победы продолжал прилагать все усилия для объединения княжеств вокруг Москвы. Но это объединение проходило не бескровно.
Изображение Дмитрия Донского на почтовой марке России из серии «Великие князья»
Около 30 лет правил Московским княжеством великий князь Дмитрий. За эти годы он стал общепризнанным главой антиордынекого движения в русских землях, первым собирателем русских земель под своим единоначалием. При нем родилась идея сильной великокняжеской власти Москвы. Под ее правление перешло великое княжество Владимирское, присоединились такие города как Углич, Дмитров, Галич, Белоозеро, костромские и стародубские земли. Дмитрий поддерживал дружеские связи с православной Византией, но оставался независимым от Константинополя. В Москве при его содействии был построен белокаменный Кремль, раньше, чем в других землях, начали чеканить серебряные монеты…
Дмитрий был сыном московского князя Ивана II Ивановича, прозванного Красным. На престол он вступил после смерти отца всего 9 лет от роду. В таком возрасте он не мог править, и все дела княжества находились в ведении главы боярского совета митрополита Алексия. Появление на московском престоле мальчика, не способного самостоятельно княжить, вызвало у соседей — князей суздальских, нижегородских, рязанских желание пойти на Москву и скинуть малолетку. Каждый из них хотел стать великим князем, подчинить себе Московию. Звание великого князя особо почиталось у ханов Золотой Орды, ему выдавали ярлык, грамоту, дававшую право на княжение и сбор дани.
Московский Кремль при Дмитрии Донском. Художник А.М. Васнецов
Митрополиту удалось убедить соседей умерить наступательный пыл, использовал он при этом и уговоры, и молитвы, и угрозы небесными карами. Последнее особенно подействовало. Митрополит Алексий был человеком опытным, дальновидным, он стремился утвердить на великокняжеском троне московскую династию и неустанно повторял, что сила русских князей против татарской Орды в единстве, только сообща они смогут победить сильного врага.
Дмитрий Донской на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде
У молодого Дмитрия нашелся еще один заступник — его двоюродный брат, полководец Владимир Андреевич Серпуховской, прозванный Храбрым. По инициативе Серпуховского проводились работы по укреплению Московского Кремля, деревянные стены которого меняли на белокаменные. Расширялись улицы, возводились новые церкви и дома. Тогда же начались строительные работы по созданию Симонова, Андроникова монастырей- крепостей.
В период правления малолетнего Дмитрия в самой Золотой Орде произошел раскол. Между собой враждовали несколько группировок, одну из которых возглавлял наиболее сильный хан Мамай, жаждавший подчинить себе все земли центральной Руси, чтобы единолично собирать с них дань. Он победил в междоусобной борьбе и в 1361 году стал по сути главным правителем Золотой Орды.
Куликовская битва. Роспись Большого Кремлевского дворца. 1850 г.
У Москвы не было сил противостоять этому хану. Оставалось одно — срочно наладить с ним миролюбивые отношения. По совету митрополита Алексия подросток Дмитрий, уже в качестве великого князя, отправился на переговоры в Орду. Он сумел убедить ханов в своем могуществе. Вернувшись, он пытался вразумить князей близлежащих земель и помирить их, говорил, что против общего сильного врага бороться надо сообща.
Дмитрий Донской
В результате этих переговоров зимой 1374 года в Переяславле-Залесском собрались князья северо- восточной Руси и составили договор о согласии. По инициативе Дмитрия туда внесли пункт о совместной борьбе против Золотой Орды. Тогда же князья стали активно торговать друг с другом. Рост могущества Москвы не мог не насторожить ордынских ханов — военное столкновение между Русью и Ордой стало неизбежным.
Первая битва произошла летом 1378 года на рязанской земле у реки Вожа. Русским войском командовал князь Дмитрий, со стороны Орды — татарский мурза Бегич. Князь отдал приказ наступать с трех сторон. Своими внезапными действиями он сумел разогнать полчище неприятеля. Бегич был убит. Сообщение о разгроме ордынского войска привело хана Мамая в ярость. Он поклялся уничтожить московского князя и в течение двух лет собирал войска. Его союзником выступил литовский князь Ягайло. Но и русские князья не теряли времени даром, объявили сбор воинов по всем землям. Вопрос стоял, острю — кто кого. Кто победит, тот и станет хозяином всех земель.
Утро на Куликовом поле. Художник А.П. Бубнов. 1943-1947 гг.
С каждой стороны войска насчитывал и от 100 до 120 тысяч воинов. Для решительной схватки, которая состоялась 8 сентября 1380 года, русские подошли к Дону, переправились через него и вышли к Куликову полю. Ни одна из сторон не предпринимала никаких действий. Перед ордынским воинством разъезжал на коне богатырь Челубей, похваляясь своей силой. Сразиться с ним вызвался инок Пересвет. Он вскочил на коня и ринулся навстречу врагу. Они на полном скаку ударили друг друга копьями. Челубей вылетел из седла, но и Пересвет не удержался, он был смертельно ранен. После этого началась кровавая битва. С большими потерями русским воинам удалось сломить сопротивление ордынцев. Они бежали . Самого князя Дмитрия нашли после битвы тяжело раненным.
Осада Москвы Тахтамышем в 1382 г.
Но на этом борьба против монголо-татарского ига не закончилась. Передышка продолжалась два года, и все это время Москва не платила дань своим недругам, она отстраивалась и копила силы для нового столкновения. Но этих сил оказалось недостаточно. Новый ордынский хан Тохтамыш, которого поддержал рязанский князь Олег, в 1382 году двинулся на Москву. Дмитрий Донской не успел собрать войско, равное тому, что было на Куликовом поле, и был вынужден сдать столицу Ее полностью сожгли, остался только каменный Кремль.
Тверской и рязанский князья, воспользовавшись слабостью Дмитрия Донского, интриговали против него в Золотой Орде. Они хотели отобрать у него право на великое княжение. Пришлось Дмитрию Донскому, который занимался восстановлением Москвы, снова ехать к ордынским ханам, теперь уже на поклон, и уверять их в своей верности. Ему дали ярлык, а в залог он оставил им своего сына Василия…
Памятник Дмитрию Донскому в Коломне
Правление Дмитрия Донского было непростым. И хоть междоусобица продолжалась, князья по-прежнему хотели править по собственному разумению и не подчиняться Москве, Дмитрию Донскому удалось объединить разрозненные русские земли. Он неустанно повторял заповедь, данную ему митрополитом Алексием, что сила русских князей против татарской Орды в единстве и выжить можно только сообща.
У Дмитрия Донского было 8 сыновей и 4 дочери. Умер он очень молодым и княжение передал старшему сыну Василию. При этом разрешение у Золотой Орды не спрашивал. Похоронен он в Архангельском соборе Кремля.
На Поместном соборе 1988 года его причислили к лику святых, а в 2002 году был учрежден орден «За служение Отечеству» — в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского.
Кончина Дмитрия Донского. Художник В. Владимиров
100grm.ru