Племена вандалов – История племени Вандалов — История и этнология. Факты. События. Вымысел.

Содержание

Племя вандалов. | homsk

На протяжении истории человечества существовало огромное множество племен. Одни из них не оставили особого следа, прошли со своей культурой и памятными событиями незаметно и канули в лету. Другие же запомнились на века благодаря тому, что возвели огромные сооружения, оставили новому поколению научные открытия или же, как в случае с вандалами, разрушения и смерть.

Вандалы – это племя, существовавшее в эпоху великого переселения народов. Именно от их названия пошло слово «вандализм», иначе говоря, болезненная страсть к разрушениям, не имеющим никакого смысла. История вандалов началась в Висле и Одере, это было их самым первым местом обитания. Разные местности разделили народ на две части – силингов и асдингов.

фото: Семья древних германцев в 300-е годы.

В эпоху Средневековья вандалов причисляли к славянам. Бытует это мнение и до сих пор в кругу многих историков. Впервые об этом написал немецкий исследователь по имени Адам Бременский в 1075 году. По его мнению, Славия считалась большой частью Германии, которую населяют винулы. Некогда эти самые винулы именовались вандалами. Писатель Гельмольд считал, что славяне в древности назывались вандалами, а позже винулами и винитами.

В 1253 году монах Фламандский Рубрик писал, что вандалы – это народ, говорящий на тех же языках, что и русины, поляки, богемы (современные чехи). Многие другие деятели неоднократно подтверждали, что у этих племен были русские обычаи, язык и религия.

фото: Знатный вандал на мозаике конца V века.

Взглянув на фото вандалов (из исторических хроник до наших времен дошли, конечно же, только рисунки), можно сразу понять, что военные действия занимали большую часть их жизни. Их знали как отличных солдат, военачальники Рима с особой охотой принимали их в ряды своих легионеров. Вандал по имени Стилихон, живший в 365-408 годах, прославился благодаря тому, что стал опекуном малолетнего императора Гонория, а также одним из самых последних величественных полководцев Римской империи. Стилихон вместе с другими вандалами смог отразить нашествие везеготов и разбить франков.

В 406 году вандалы и вовсе пошли в свое личное наступление, уже не в рядах римских легионеров. Повел их король Гунтерих. Они завоевали Испанию. В 429 году они покинули ее, чтобы направиться к Северной Африке. В течение десяти лет огромная армия вандалов, изначально состоящая из 80 000 солдат, захватила все побережье от Карфагена до Гибралтара.

Возведя могущественный флот, они захватили с его помощью Сицилию, Сардинию и Корсику. В июне 455 года они со своим могущественным войском высадились в Италии и осадили Рим. Римляне даже не оказали сопротивления. Поддавшись панике, они забили камнями императора Максима Петрония и выбросили его труп в Тибр. Лишь один только папа Лев Первый вышел навстречу грозным завоевателям, но и он не смог их убедить. Ровно четырнадцать дней дал Гейзерих своим войнам на то, чтобы они разграбили вечный город. Вандалы тащили все, что могли унести: домашнюю утварь из домов, золото из дворцов, иконы и подсвечники из храмов. Даже крышу сняли с храма Юпитера Капитолийского. Забрали вандалы с собой и римлян, тысячами они увели их в Африку, чтобы сделать там рабами. На несколько столетий Рим опустел и замер.

В 477 году Гейзерих умер, а все его наследники умерли бездельниками в роскоши. После того как Средиземноморье было разграблено, а все богатства скоплены в Карфагене, вандалы занимались одними лишь пьянками. Среди наложниц, рабынь, танцоров и музыкантов они быстро потеряли свою силу и мужественность. В 533 году флот Византии напал на них, также же неожиданно, как они в свое время на Рим. Государство вандалов исчезло, и потому славяне так и не обжили Африку.

Теория о том, что вандалы имеют много общего со славянскими племенами, не оставляет сомнений. Это доказывает множество фактов. Но в свое время их ошибочно причислили к германцам, и это существенно изменило направление истории этого племени. О том, что вандалы – это германцы, историки судили вот по чему. После сражений Наполеона Бонапарта аристократия вместе с династией Бурбонов вернулась в старую добрую Францию. Но дома их ожидали лишь разоренные дворцы. Тогда-то и назвали они это действие вандализмом.

Французы посчитали, что народ, совершивший набеги, – это немцы. Из-за этого и появилась вражда галлов и германского племени, опасного, агрессивного и жестокого, как они ошибочно решили. Историки того времени были поголовно французами, поэтому теория о том, что вандалы – это германцы, быстро вошла в массы.

Так бы и считал весь мир вандалов германцами, не будь византийских историков. Они опирались не на собственные ничем не подкрепленные теории, а исключительно на факты. Язык вандалов действительно был очень схож со славянскими. К тому же только славян никогда не волновала защита от вандалов.

Родство на этническом и языковом уровне доказывают и средневековые русские исторические труды, и славянский фольклор. Подтверждением этого факта можно назвать и легенду о старейшине по имени Словен и сыне его, именуемом Вандалом.

homsk.com

Были ли вандалы славянами? | Древние народы, цивилизации и племена

Журнал: История Русская Семёрка, Альманах №1(5),весна 2018 год
Рубрика: Народы
Текст: Русская семёрка

Племя из ниоткуда

Фото: племя вандаловИсторики до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, откуда пришли племена, название которых стало нарицательным, и к какому этносу они относились. Самая распространённая версия — германцы. Об этом писали ещё современные им античные авторы: Тацит упоминал о «вандалиях» как о древнем названии одного из германских племён; Плиний Старший видел в них представителей северо-восточных германцев.
Уже позднее византийский историк Прокопий Кессарийский причислял вандалов к одному из готских племён, которые, по его мнению, вышли с берегов Азовского моря.
Но не стоит забывать, что все вышеперечисленные лица, в особенности Тацит и Плиний, как впрочем, и другие античные авторы, обычно не вдавались в подробности об этнической принадлежности своих «варварских соседей».
В разные периоды времени они называли их то скифами, то кельтами, то германцами. Естественно, сведений об исторической родине этих племён, как и весомых доказательств об их принадлежности к германцам, у этих авторов практически нет. Ситуация осложняется ещё и тем, что сами вандалы, которые прошли через всю Европу и обосновались на территории Карфагена, к началу средневековой эпохи не сохранили никаких легенд о своём первоначальном месте обитания.
Последняя надежда — на археологию, которая локализирует вандальскую родину территорией в междуречье рек Вислы и Одера. Как раз по соседству с предположительными праславянами — венедами.

Славяне?

Несложно представить, насколько выгодной является версия о славянском происхождении вандалов для самих славянских народов. Если не брать во внимание не самую блестящую репутацию погромщиков Рима, вандалы основали одно из крупнейших государств раннего средневековья — королевство вандалов и аланов, которое достигло северных берегов Африки. Один из советских историков — Кучеренко — писал, что завоевания вандалов (славян, согласно его статье) Северной Африки привело к упрочению там славянского элемента, который в VII веке из Африки распространился в Византию.
С меньшим пафосом вандалов относили к славянам ещё западноевропейские хронисты VIII века, которые, основываясь на схожести названий, перенесли имя исчезнувших вандалов на западных славян вендов. В более поздних сочинениях некоторые варварские племена прошлого, в том числе гунны и вандалы, окончательно перемешались со славянами. Так, хронист XI века Адам Бременский сообщал, что вандалами называли славян в прежние времена. Алламанские анналы, описывающие историю Франкского государства, называют славянов-вендов вандалами.
Современные историки, в попытках доказать славянское происхождение вандалов, что свидетельствовало бы о древнем происхождении славянских племён и наличии ранней государственности, апеллируют именно к этим средневековым авторам, а также к топонимике, то есть этимологии географических названий.
Так, Кучеренко принимает древние испанские названия Гвадалквивир или Сьерра-Невада за славянские топонимы, оставленные вандалами и происходящие от славянского слова «вода». В поисках доказательств последний ссылается даже на якобы славянский тип лица, изображённый на монетах королевства вандалов, где присутствуют усатые и бородатые люди. «Монеты Ираклия и его преемников дают нам целую галерею портретов славян», — сообщает Кучеренко.
Тем не менее сохранившиеся письменные памятники позволяют нам полностью реконструировать фонетическую картину языка вандалов, который по своей структуре напоминает скорее восточную разновидность готской или германской речи.

Его величество Гейзерих, или как горел Рим

Пожалуй, самым интересным моментом истории племени вандалов было разорение Рима в 455 году, длившееся более двух недель. Из Вечного города были увезены все культурные ценности, которые только можно было погрузить на корабли, тысячи свободных граждан попали в плен и были проданы в рабство.
Об этом деянии вспомнит впоследствии, в XVIII веке, один из деятелей Великой французской революции — аббат Анри Грегуар. В своём докладе перед Генеральными штатами он введёт термин «вандализм», обозначающий беспощадное варварство и беспричинное уничтожение культурных памятников.
Однако справедливости ради стоит отметить, что деяния вандалов в Риме не имеют ничего общего с вандализмом в современном понимании этого термина. Разграбление города Гейзерихом, напротив, отличалось своим методичным характером, в отличие от предыдущего, учинённого готским вождём Аларихом, когда его армия уничтожила половину Вечного города. Гейзерих в ответ на бескровную сдачу города не подверг его пожарам и сохранил жизнь горожанам.
Правда, это не помешало ему вывезти оттуда большую часть работоспособного населения в качестве будущих рабов, а также все ценное, что только можно было продать.
Надо сказать, что врага в город позвали сами римляне, а точнее, жена покойного императора Валентиниана III — Евдоксия, стремившаяся отомстить узурпатору — сенатору Петронию Максиму, убившему её мужа и совершившему переворот.
Римский историк Проспер Аквитанский утверждает, что масла в огонь подлил Максим, будто заявивший Евдоксии, что решился на вероломство ради своей любви к ней. Разгневанная, она попыталась найти союзника, который сможет отомстить за её бесчестье и позор. Выбор пал на короля вандалов Гейзериха — на тот момент самого влиятельного из королей Запада. Ему было уже за шестьдесят, и под его предводительством племя владело Африкой уже около четверти столетия. Другие его могущественные современники — Аттила и Теодорих — уже стали историей, а он по-прежнему наводил ужас и трепет на соседей.
Именно к нему Евдоксия обратилась с просьбой стать её защитником и мстителем за него союзника Валентиниана. По словам Проспера: «Она настойчиво твердила, что ему как другу и союзнику, раз совершено столь великое преступление по отношению к царскому дому, было бы недостойно и нечестиво не оказаться мстителем».
Своей цели она отчасти добилась — узурпатор Максим был убит своими же рабами ещё до приближения вандалов. Последние же отнюдь не собирались возвращаться домой с пустыми руками. Сама Евдоксия и другие члены императорской семьи также были увезены Гейзерихом в Карфаген, а одна из дочерей выдана замуж за наследника престола.

«Самые изнеженные из всех варваров»

В какой-то степени Евдоксия принесла несчастье и королевству вандалов. При её внуке — Гильдерихе, который перед тем как занять трон долгое время провёл в Константинополе под влиянием императора Юстиниана, вандальское королевство не только утратило свою боевую прыть, но и переживало сильнейший религиозный раскол между арианцами и православными. Византийский писатель Прокопий Кессарийский писал, что вандалы «его времени» — «самые изнеженные из варваров, с которыми византийцам приходилось сражаться». Субъективная точка зрения византийского учёного не была далека от истины. Карфаген повторил судьбу когда-то завоёванного им же Рима. Воспользовавшись государственным переворотом, в результате которого был свергнут любимец Юстиниана Гильдерих, византийский император организовал экспедицию в Северную Африку. Вандальское королевство было уничтожено, а Северная Африка стала территорией Византии.

www.bagira.guru

Откуда взялись племена Вандалов?

Имя вандалов – варваров, учинивших двухнедельный разгром города Рима, давно стало нарицательным. Но что на самом деле произошло в 455 году? И откуда взялись племена, которые многие древние историки называют славянами.

Племя из ниоткуда

Историки до сих пор не могут прийти к единому мнению о том, откуда пришли племена, название которых стало нарицательным, и к какому этносу они относились. Самая распространенная версия – германцы. Об этом писали еще современные им античные авторы: Тацит упоминал о «вандалиях» как о древнем названии одного из германских племен; Плиний Старший видел в них представителей северо-восточных германцев.

Уже позднее византийский историк Прокопий Кессарийский причислял вандалов к одному из готских племен, которые, по его мнению, вышли с берегов Азовского моря.

Но не стоит забывать, что все вышеперечисленные лица, в особенности Тацит и Плиний, как впрочем, и другие античные авторы обычно не вдавались в подробности об этнической принадлежности своих «варварских соседей».

В разные периоды времени они называли их то скифами, то кельтами, то германцами. Естественно, сведений об исторической родине этих племен, как и весомых доказательств об их принадлежности к германцам, у этих авторов практически нет. Ситуация осложняется еще и тем, что сами вандалы, которые прошли через всю Европу и обосновались на территории Карфагена, к началу средневековой эпохи не сохранили никаких легенд о своем первоначальном месте обитания.

Последняя надежда – на археологию, которая локализирует вандальскую родину территорией в междуречье рек Вислы и Одера. Как раз по соседству с предположительными праславянами – венедами.

Славяне?

Несложно представить, насколько выгодной является версия о славянском происхождении вандалов для самих славянских народов. Если не брать во внимание не самую блестящую репутацию погромщиков Рима – вандалы основали одно из крупнейших государств раннего средневековья – королевство вандалов и аланов, которое достигло северных берегов Африки. Один из советских историков – Кучеренко, писал, что завоевания вандалов (славян, согласно его статье) Северной Африки привело к упрочению там славянского элемента, который в VII веке из Африки распространился в Византию.

С меньшим пафосом вандалов относили к славянам еще западноевропейские хронисты VIII века, которые, основываясь на схожести названий, перенесли имя исчезнувших вандалов на западных славян вендов. В более поздних сочинениях некоторые варварские племена прошлого – в том числе гунны и вандалы, окончательно перемешались со славянами. Так, хронист XI века Адам Бременский сообщал, что вандалами называли славян в прежние времена. Алламанские анналы, описывающие историю Франкского государства, называют славянов-вендов вандалами.

Современные историки, в попытках доказать славянское происхождение вандалов, что свидетельствовало бы о древнем происхождении славянских племен и наличие ранней государственности, апеллируют именно к этим средневековым авторам, а также к топонимике, то есть этимологии географических названий.

Так, Кучеренко принимает древние испанские названия Гвадалквивир или Сьерра-Невада за славянские топонимы, оставленные вандалами и происходящие от славянского слова «вода». В поисках доказательств последний ссылается даже на якобы славянский тип лица, изображенный на монетах королевства вандалов, где присутствуют усатые и бородатые люди: «Монеты Ираклия и его преемников, дают нам целую галерею портретов славян», — сообщает Кучеренко.

Тем не менее, сохранившиеся письменные памятники позволяют нам полностью реконструировать фонетическую картину языка вандалов, который по своей структуре напоминает скорее восточную разновидность готской или германской речи.

Его величество Гейзерих, или как горел Рим

Пожалуй, самым интересным моментом истории племени вандалов было разорение Рима в 455 году, длившееся более двух недель. Из Вечного города были увезены все культурные ценности, которые только можно было погрузить на корабли, тысячи свободных граждан попали в плен и были проданы в рабство.

Об этом деянии вспомнит впоследствии, в XVIII веке один из деятелей Великой Французской революции – аббат Анри Грегуар. В своем докладе перед Генеральными штатами он введет термин «вандализм», обозначающий беспощадное варварство и беспричинное уничтожение культурных памятников.

Однако справедливости ради стоит отметить, что деяния вандалов в Риме не имеют ничего общего с вандализмом в современном понимании этого термина. Разграбление города Гейзерихом, напротив отличалось своим методичным характером, в отличие от предыдущего, учиненного готским вождем Аларихом, когда его армия уничтожила половину Вечного города. Гейзерих, в ответ на бескровную сдачу города, не подверг его пожарам и сохранил жизнь горожанам. Правда, это не помешало ему вывезти оттуда большую часть работоспособного населения в качестве будущих рабов, а также все ценное, что только можно было продать.

Надо сказать, что врага в город позвали сами римляне, а точнее жена покойного императора Валентиана III – Евдоксия, стремившаяся отомстить узурпатору – сенатору Петронию Максиму, убившему ее мужа и совершившему переворот.

Римский историк Проспер Аквитанский утверждает, что масла в огонь «подлил» Максим, будто заявивший Евдоксии, что решился на вероломство ради своей любви к ней. Разгневанная, она попыталась найти союзника, который сможет отомстить за ее бесчестье и позор. Выбор пал на короля вандалов Гейзериха – на тот момент самого влиятельного из королей Запада. Ему было уже за шестьдесят, и под его предводительством племя владело Африкой уже около четверти столетия. Другие его могущественные современники – Аттила и Теодорих уже стали историей, а он по-прежнему наводил ужас и трепет на соседей.

Именно к нему Евдоксия обратилась с просьбой стать ее защитником и мстителем за него союзника Валентиниана. По словам Проспера: «Она настойчиво твердила, что ему как другу и союзнику, раз совершено столь великое преступление по отношению к царскому дому, было бы недостойно и нечестиво не оказаться мстителем».

Своей цели она отчасти добилась – узурпатор Максим был убит своими же рабами еще до приближения вандалов. Последние же отнюдь не собирались возвращаться домой с пустыми руками. Сама Евдоксия и другие члены императорской семьи также были увезены Гейзерихом в Карфаген, а одна из дочерей выдана замуж за наследника престола.

«Самые изнеженные из всех варваров»

В какой-то степени, Евдоксия принесла несчастье и королевству вандалов. При ее внуке – Гильдерихе, который перед тем как занять долгое время провел в Константинополе под влиянием императора Юстиниана, вандальское королевство не только утратило свою боевую прыть, но и переживало сильнейший религиозный раскол между арианцами и православными.

Византийский писатель Прокопий Кессарийский писал, что вандалы «его времени» — «самые изнеженные из варваров, с которыми византийцам приходилось сражаться». Субъективная точка зрения византийского ученого не была далека от истины. Карфаген повторил судьбу когда-то завоеванного им же Рима. Воспользовавшись государственным переворотом, в результате которого был свергнут любимец Юстиниана – Гильдерих, византийский император организовал экспедицию в Северную Африку. Вандальское королевство было уничтожено, а Северная Африка стала территорией Византии.

interesno.cc

Племя вандалов

[adsense_id=»1″]

ВАНДАЛЫ — название племени эпохи великого переселения народов, представителям которого, как и их сегодняшним подражателям, приписывают бессмысленную страсть к разрушениям (вандализм). Исторически племя обитало прежде всего на Одере и Висле и разделялось на две ветви: асдинги и силинги (отсюда «Силезия»). Когда народы пришли в движение и силинги в 411 г. поселились в Южной Испании (Анда лузия происходит от «Вандалу зии»), они занялись там мореплаванием и вскоре ведомые своим королем Гейзерихом достигли Северной Африки (429), где в 439 г. завоевали Карфаген и основали государство.

Вандалы: Североафриканская монета вандалов времен короля Гунтамунда (ум. 496 г.)

Оттуда совершали они «набеги викингов» в Средиземноморье и в 455 г. внезапно завоевали совершенно неподготовленный к обороне Рим. «Четырнадцать дней длились грабежи. Однако ничто преднамеренно разрушеyо не было и жизнь населения была сохранена… В сравнении с ужасной гибелью Карфагена в 146 г. до н.э. можно было это нападение на Рим назвать мягким и согласующимся с правилами войн древности. В связи с этим нападением появилось и впервые в 1794 г. было применено французским епископом Грегуаром из Блуа для обозначения слепых ужасов французской революции слово «вандализм», ставшее для вандалов незаслуженным клеймом.

Вандалы: Сообщения прессы, 1988 г.

Взятие военных трофеев, преимущественно находящихся в общем владении, было у всех народов, и в особенности у самих римлян, традиционным военным обычаем» (Э. Нак). При правнуке Гейзериха Гелимере в 534 г. североафриканское государство вандалов погибло, и Северная Африка снова стала римской провинцией. Плененные вандалы были не истреблены, а включены в римское войско и рассредоточены по провинциям распадающейся империи.

Источник: Ганс Бидерманн «Энциклопедия символов», 1996 г.

[adsense_id=»2″]

www.theafterlife.ru

Вандалы и славяне: родня или соседи? (К постановке проблемы)

Племя вандалов, отнесенное историками XVIII-XIX вв. к мифическим «восточным германцам»*, в эпоху средневековья традиционно причислялось к славянам. Немецкий историк Адам Бременский (ок. 1075 г.) пишет: «Славия — это очень обширная область Германии, населенная винулами, которые некогда назывались вандалами».

*См. http://sergeytsvetkov.livejournal.com/49715.html

Его соотечественник, писатель XII в. Гельмольд в полном согласии с ним говорит, что славян в древности называли вандалами, а в его время — винитами, или винулами.

Польский аноним XV в. приводит любопытное сопоставление названий балтийских славян у разных народов: древние римляне, галлы и итальянцы, пишет он, называли их «вандалы», немцы — «венды», славяне — «галмаци». Последнее название соотносимо со славянским племенем гломачей или делемичей, заселивших Далмацию.

Фламандский монах Рубрук писал в 1253 г., что «язык русинов, поляков, богемов (чехов. — С. Ц.) и славян тот же, что и у вандалов».

Также и уроженец словенской Каринтии Сигизмунд Герберштейн (первая половина XVI в.) утверждает, что в период своего могущества вандалы «употребляли… русский язык и имели русские обычаи и религию». Далее он поясняет, что немцы именуют всех славян «виндами, вюндами и виндитами, производя их имена от одних только вандалов».

Об этом же пишет, ссылаясь на не дошедшую до нас «Историю вандалов» Альберта Кранция, хорватский просветитель из Далмации Мавро Орбини (XVII в.): «Вандалы имели не одно, а несколько различных названий, а именно: вандалы, венеды, венды, генеты, венеты, виниты, славяне и, наконец, валы». Для подкрепления своего утверждения о тождестве вандалов и славян он приводит выдержки из вандало-славянского словаря Карла Вагрийского, свидетельствующие о языковой близости этих двух народов.

Схожее наблюдение принадлежит географу XVI в. Меркатору, который заметил о языке населения острова Рюген, что у них в ходу «славянский да виндальский» языки.

Этно-языковое родство вандалов и славян утверждается также во многих средневековых русских источниках и славянском фольклоре — в частности, об этом говорит легенда о старейшине Словене и его сыне Вандале.

Столь единодушное причисление вандалов к славянскому этносу объясняется тем, что вандалы были потомками венето-поморских племен, заселивших Висло-Одерское междуречье и ко времени своего выступления на историческую сцену в значительной степени ославяненных*. Так вандалы-силинги сделались в средневековых хрониках поморскими слензянами и вообще «прародителями» славян.

*См. http://sergeytsvetkov.livejournal.com/36235.html.

Племя вандалов-силингов, населявшее первоначально полуостров Ютландию, в I веке до н. э. передвинулось южнее – в славянскую область между Одером, Вислой, Судетами и Карпатами, а в IV веке после Р.Х. обосновалось в Паннонии. Здесь они приняли участие в создании Готской державы; Прокопий Кесарийский упоминает об их расселении в Приазовье.

Вандалы славились как отличные солдаты, и римские императоры и военачальники охотно пополняли ими свои редеющие легионы. Особенно прославился на римской службе вандал Стилихон (365-408 гг.), ставший опекуном малолетнего императора Гонория и одним из последних великих полководцев Римской империи. При помощи вандалов Стилихон отразил нашествие везеготов, разбил франков, а затем, чтобы избавиться от ненадежных союзников, направил их в пределы Пиренейского полуострова.

В 406 г. король Гунтерих повел вандалов, к которым присоединились свевы и аланы, в Испанию. За несколько лет страна была завоевана и поделена между пришельцами. Гунтериху достались провинции Галисия и Бетика, где он безраздельно господствовал 18 лет. В память о королевстве вандалов область Бетика стала называться Андалусией (Вандалусией) и название это сохранилась до наших дней.

Раздел Иберии между варварами в 411 году согласно хронике епископа Идация

Но под давлением везеготов вандалы должны были покинуть обжитые места. К ним вновь присоединились аланы. В 429 г. вандало-аланская орда высадилась в Северной Африке. Исидор Севильский (ок. 570-636 г.) сообщает, что через Гибралтар переправилось около 80 000 варваров. В течение десяти лет вандалы и аланы захватили все североафриканское побережье от Гибралтара до Карфагена, образовав первое варварское королевство на территории Западной Римской империи. Их новый король Гейзерих (428-477 гг.), наследовавший Гунтериху, был арианец и человек строгих нравов. Ему внушал отвращение утопавший в роскоши и излишествах Карфаген. Разрушив «африканский Рим», Гейзерих основал рядом новый город, главными достопримечательностями которого стали не цирки и бани, а церкви и гимназии. Местное население по его требованию должно было креститься; непокорным Гейзерих нес «не мир, но меч». Таким образом, этого короля можно считать первым крестоносцем.

Вандалы создали мощный флот, при помощи которого захватили Корсику, Сардинию и Сицилию. В июне 455 году войско Гейзериха высадилось в Италии и осадило Рим. О сопротивлении не было и речи. В городе началась паника. Императора Петрония Максима сами римляне побили камнями, а труп бросили в Тибр. Навстречу грозному врагу вышел один лишь папа Лев I, но он не смог убедить Гейзериха не трогать вечный город. Гейзерих дал своим воинам 14 дней на разграбление Рима. Вандалы тащили из храмов, дворцов и домов все, чтобы могли унести. С храма Юпитера Капитолийского сняли даже крышу. По свидетельству Прокопий Кесарийский, «это была замечательная и великолепная крыша из лучшей меди и вся густо вызолоченная». Уходя, вандалы угнали в Африку тысячи римлян, обратив их в рабов. Беспощадно разграбленный Рим запустел на несколько столетий.

 
К.Брюллов. Нашествие Гензериха на Рим                            Разграбление вандалами Рима.
                                                                                                            
Гравюра Генриха Лойтемана. XIX век.

Этот сомнительный подвиг позволил Гейзериху занять в варварском мире место «Божьего Бича», опустевшее после смерти Аттилы в 453 г.

Впрочем, королевство вандалов в Северной Африке просуществовало недолго. В 533-534 гг. византийский полководец Велизарий вновь присоединил карфагенские земли к империи, после чего вандалы исчезли как историческая народность. Возможно, они вместе с аланами стали предками североафриканских берберов (так по-арабски звучит римское «варвар»). Арабский писатель Аль-Бекри отметил, что свадебные обычаи берберов подобны «славянским». Готовясь к походу в везеготскую Испанию, арабский полководец Муса набрал в свое войско от 12 до 30 тысяч берберских юношей. С их помощью арабы в 711 г. разгромили на равнине у Херес-де-ла-Фронтеры войско последнего везеготского короля Родриго и завоевали Испанию.


Вандальский всадник. Мозаика из Туниса

Но почему античные писатели причисляли вандалов к «германцам», а не к «венетам»? Вероятно, дело в том, что вандалы, в пору их проживания в Висло-Одерском междуречье, тесно соприкасались не только со славянами, но и с этническими германцами. Видимо, замечание Тацита о том, что венеты «обезображивают» себя смешанными браками, относится именно к вандалам, занимавшим самую западную часть «венетского» ареала. Кроме того, под именем вандалов, как это обыкновенно бывает в античной литературе, несомненно скрывался обширный племенной союз, куда входили и этнические германцы.

Плиний подразделял «германцев» на пять групп, одну из которых составляли племена «вандилов» (вандалов), объединявшие бургундионов, варинов, харинов и гутонов. Варины (варны) в средневековье известны как славянское племя. Гутоны — это, очевидно, готы, которые во времена Плиния все еще проживали в южнобалтийской «Готискандзе». Об этнической принадлежности харинов нет никаких достоверных сведений (может быть, это те самые «хирры», которых Плиний упоминает в другом месте, среди населяющих Энингию народов — сарматов, венетов и скиров). Таким образом, в качестве стопроцентных германцев остаются бургундионы, то есть бургунды – творцы и действующие лица знаменитого германского эпоса о Нибелунгах. Конечно, в долгих скитаниях вандалов по Европе к ним могли присодиниться и другие германские племена, — источники называют, например, свевов, которые, в свою очередь, были чрезвычайно обширной племенной группировкой. Позднее какая-то часть вандалов подверглась полной германизации. Прокопий Кесарийский засвидетельствовал, что вандалы, жившие у Азовского моря, «под давлением голода ушли к реке Рейну, к германцам, которых сейчас называют франками…»

Неприятное следствие из всего этого заключается в том, что славяне, увы, по всей видимости, до некоторой степени должны разделить с германцами позорные исторические права на термин «вандализм».

sergeytsvetkov.livejournal.com

Вандалы (народ) — это… Что такое Вандалы (народ)?

Направления вторжений племён на территорию Римской империи. В частности, серым цветом показано направление движения вандалов из Германии через Дакию, Галлию, Иберию в Северную Африку и последующее разграбление Рима в 455 н. э.

Ванда́лы (лат. Vandili[1], Wandali[2], Uuandali[3], греч. Βάνδιλοι) — древний народ германской группы, близкий к готам, в эпоху Великого переселения народов.

В позднем средневековье вандалов стали ассоциировать с предками балтийских славян (вендами), заселивших в конце VII века земли, где до эпохи переселения народов обитали германские племена вандалов.

Ранняя история

Письменные источники

Впервые имя вандалов назвал Плиний Старший в I веке. Плиний разделил германцев на 5 рас (или групп), первую из которых он назвал вандилиями (Vandili) и отнёс к ней бургундионов, варинов, каринов и гутонов (вероятно готов).[4] По классификации Плиния вандалы относятся к группе северо-восточных германских племён.

О вандилиях упомянул и историк Тацит в сочинении «О происхождении германцев» (ок. 98 г.), заметив, что это видимо подлинное древнее название одного из германских племён.

Александрийский географ II века Клавдий Птолемей составил фундаментальный труд по географии известных пределов мира. В главе, посвящённой Германии, Птолемей указал племя Silingae, в которых предполагают вандалов-силингов. Птолемей локализовал силингов в среднем междуречье между Эльбой и Одером, к югу от соседей свевов-семнонов (Suevorum Semnonum). К востоку от силингов вплоть до Вислы располагались племена лугиев.

Автор VIII века Павел Диакон в «Истории лангобардов» приводит предание о войне вандальских вождей Амбри и Асси с лангобардами где-то в северной Европе. У обоих племён был единый бог, вандалы называли его Годан (древнегерманский бог войны Водан).

Когда по словам готского историка Иордана готы из Скандинавии переправились на побережье Балтики, они сначала захватили земли ульмеругов (букв. островных ругов), а потом примерно на рубеже I—II веков подчинили их соседей вандалов. В течении года по Иордану (со ссылкой на более раннего историка Дексиппа) племя вандалов переселилось из глубинной Германии к границам Римской империи.

Археология и топонимы

Историки локализуют вандалов в первые века нашей эры где-то в междуречье Одера и Вислы[5] (территория Польши). Среди археологов продолжаются споры об этнической принадлежности археологических культур в тех местах в первые века нашей эры. Немецкие учёные[6] относили носителей пшеворской культуры к германцам вандалам и лугиям, польские и советские археологи[7] пытались доказать её славянское происхождение. Выдающийся советский археолог В. В. Седов допускал германо-славянскую полиэтничность пшеворской культуры, однако большинство археологов в настоящее время признают её неславянский характер[8]. Если пшеворская археологическая культура относится к вандалам, то это указывает на то, что вандалы обитали между Одером и Вислой ещё до начала нашей эры. Через их земли в I—II вв. прошли мигрировавшие из Скандинавии готы, оставившие свой след в виде памятников вельбарской археологической культуры.

Предположительно от названия одного из вандальских племён силингов произошло название Силезия, района вокруг верховий Одера (совр. юго-запад Польши). Историк на рубеже II—III веков Дион Кассий называет Исполиновы горы, которые отделяют Чехию от Силезии, Вандальскими[9].

Ряд топонимов в Швеции (Vendel) и Дании (Vendsyssel) могут указывать на возможную прародину вандалов. Адам Бременский называл Вендилой остров Вендсюссель-Ти на севере Дании, одноимённый город и район Vendsyssel (стародатск. Wændil). Хотя Вендсюссель-Ти (или Северо-Ютландский) является островом из-за пролива Лим-фьорд, традиционно он рассматривается как наиболее северная часть полуострова Ютландия. В древнегерманском эпосе «Беовульф» действует персонаж Вульфгар, вождь венделов и вассал датского конунга, что локализует венделов (древнегерм. название вандалов) где-то в Ютландии или рядом.

Этимология этнонима «вандалы» неясна, высказываются предположения о связи названия с индоевропейским корнем *wed-, обозначающим воду[10]. В совр. языках корень звучит как vand (дат.), vanduo (лит.), однако общепризнанной трактовки происхождения этнонима не существует.

Этническая принадлежность

Византийский историк Прокопий Кесарийский по службе лично общался с разными варварами, участвуя в 530-х годах в войнах против них. Он не заметил особого отличия между вандалами и готами, относя их к единой группе германских племён:

«В прежнее время готских племен было много, и много их и теперь, но самыми большими и значительными из них были готы, вандалы, визиготы и гепиды […] Все эти народы, как было сказано, отличаются друг от друга только именами, но во всем же остальном они сходны. Все они белы телом, имеют русые волосы, рослые и хороши на вид; у них одни и те же законы и исповедуют они одну и ту же веру. Все они ариане и говорят на одном языке, так называемом готском; и, как мне кажется, в древности они были одного племени, но впоследствии стали называться по-разному: по именам тех, кто были их, вождями.»[11]

Вандалы на ранней стадии представляли собой родственную группу племён с собственными вождями. Среди племён в хрониках разных лет отмечены асдинги, силинги и возможно лакринги. Иордан сообщал, что один из королей вандалов в начале IV века происходил из рода Астингов. Когда вандалы в 409 году ворвались в Испанию, они имели 2 королей: один возглавлял просто вандалов (традиционно относимых к асдингам), а другой вандалов-силингов.

Цельных памятников вандальского языка не дошло; известно довольно много собственных имен и начало одной вандальской молитвы. Этих скудных сведений оказалось достаточно, чтобы составить почти полную фонетическую картину вандальского языка. Из них следует, что язык вандалов представлял самостоятельную ветвь восточной или готской отрасли германских наречий.[5][12]

II—III века

Во II веке племя вандалов приблизилось к бассейну реки Тисы. К востоку от вандалов обитали готы, на западе они граничили с маркоманами.

Маркоманские войны (167—180 гг.) затронули все придунайские провинции Римской империи, различные варварские племена вследствие начавшегося переселения народов почти одновременно атаковали границы империи. В 171 году вандальское племя астингов[13] под началом 2 вождей просили разрешения поселиться в римской провинции Дакия (совр. Румыния и Венгрия). Когда римский наместник отказал, астинги, поручив ему свои семьи, захватили страну костобоков, враждебных Риму. Однако лакринги[14], боясь, что астинги поселятся на их землях, напали на астингов и разбили их. Тогда астингам разрешили поселиться на северо-западе Дакии в обмен на защиту римских владений.[15]

Около 220 года вандалы упоминаются Дионом Кассием как племя, дружественное маркоманам (и видимо соседствующее), но в отношения которых императору Антонину удалось внести враждебность.[16] С началом Скифской войны вандальское племя асдингов (Astringi) отмечено около 249 года среди участников похода на Фракию под началом готского короля Остготы.[17]

В середине III века римляне были вынуждены эвакуироваться под напором варваров из Дакии, организовав линию обороны по Дунаю. Осевшие в Дакии племена вели между собой войны за захват лучших земель, совершали совместные набеги на имперские земли за Дунай. Римский император Аврелиан в 270-е годы сражается с вандалами в Паннонии. Разбив варваров, он разрешил им вернуться с миром за Дунай, обязав поставить в римскую армию 2 тысячи всадников. Историк Дексипп Афинский, рассказывая о переговорах с вандалами императора Аврелиана, сообщает, что 2 царя и старейшины (βασιλεΐς καί άρχοντες) варваров предоставили римлянам в качестве заложников своих детей. При этом Дексипп не заметил особых отличий между так называемыми царями и знатными богатыми вандалами, что характерно для общественных отношений военной демократии.[18]

Немного позже снова с вандалами на Дунае сражается император Проб, какой-то части их он разрешил поселиться на римской территории. [19] В то же время, в конце III века, отмечены войны вандалов с готами и тайфалами.[20]

IV век

Семья древних германцев в 300-е годы.

Иордан сообщил о первом известном по имени короле вандалов Визимаре из славного рода Астингов. Визимар с большим числом своих соплеменников погиб в сражении с готским королём Геберихом на берегу реки Марош (левый приток Тисы). Битва произошла в 330-е годы. Оставшиеся в живых вандалы переселились при императоре Константине Великом (306—337) на правый берег Дуная в Паннонию (совр. Венгрия и Австрия), где жили как подданные Римской империи в течение 60 лет.

Во 2-й половине IV века теснимые гуннами готы двинулись на восточную часть Римской империи. В 378 году под Адрианополем они разгромили имперские войска и стали опустошать Грецию и Фракию. Вожди одного из готских племён Алатей и Сафрак устремились в Паннонию. По истории Марцеллина Комита гунны овладели Паннонией примерно в то же время.[21] Под давлением гуннов и готов вандалы в 380-е годы двинулись из этой (или соседней) провинции далее на запад.

Иордан отмечает, что в эти годы император Грациан находился в Галлии для обороны её от вандалов.

Разорение Галлии. 407—409 гг.

В начале V века вандалы подошли к Рейну, где вступили в сражения с местными германскими племенами франков. В битве погиб король вандалов Годагисл (Godagisl) и с ним 20 тысяч соплеменников, как о том сообщил Григорий Турский со ссылкой на более раннего автора Фригерида:

«Между тем король аланов Респендиал, после того как Гоар [аланский вождь] перешел на сторону римлян, отвел свое войско от Рейна, так как в это время вандалы воевали с франками. Вандалы после гибели их короля Годегизила потеряли в этом сражении почти 20 тысяч человек, и они полностью были бы уничтожены, если бы к ним вовремя не подоспели на помощь аланы»[22]

У Григория Турского нет привязки по времени, когда произошла неудачная для вандалов битва, хотя он заметил, что Фригерид сообщил о ней вместе с описанием захвата Аларихом Рима, то есть ближе к 410 году. Обычно это сообщение относят к 406 году, когда другие источники зафиксировали вторжение вандалов, аланов и свевов в Галлию через Рейн. С другой стороны, Беда Достопочтенный заметил, что вандалы и аланы вторглись в Галлию, разбив франков. Возможно под победившими франками у Фригерида имелись в виду варварские войска узурпатора из Британии Константина, захватившего Британию, Галлию и Испанию у западноримского императора Гонория. Историк 2-й половины V века Зосима сообщил о вторжении в Галлию вандалов, свевов и аланов в 406 году. Сразу после этого он описывает разгром Константином варваров:

«Римляне завоевали победу, уничтожив большую часть варваров; однако они не преследовали тех, кто сумел вырваться (а иначе они перебили бы всех до единого человека) и, таким образом, дали им возможность восполнить потери за счёт набора других варваров, годных к бою.»[23]

Один из наиболее крупных военачальников западной Римской империи Стилихон происходил по отцу из вандалов.[24] Вероятно этот факт послужил позднее для обвинений его в приглашении вандалов в Галлию, чтобы с их помощью передать императорскую власть своему сыну.[25]

31 декабря 406 года вандалы, аланы, свевы и другие варварские племена вторглись через замерзший Рейн в районе городов Майнца и Вормса в зажиточную римскую провинцию Галлию (будущую Францию).[26]

Силы западной Римской империи были отвлечены из Галлии для защиты самой Италии. Летом 406 года под Флоренцией Стилихону удалось разгромить толпы германских варваров Радагайса, но со стороны Иллирии над Италией навис гот Аларих, который осадил Рим уже в 408 и разграбил его в 410.

Вандалами-асдингами предводительствовал младший сын Годагисла Гундерих, ставший вместе со своим братом Гейзерихом новым вождём.[27] По словам хрониста Идация в союзе варварских племён до 418 года главную роль играли аланы.

Поэт Ориенций описал вторжение коротко: «одним костром задымилась вся Галлия». Современники нашествия Орозий и Иероним сообщили, что относительно плотно населённая и богатая страна была полностью разорена толпами пришельцев.

Иордан полагает, что вандалы не стали оставаться в Галлии из-за страха перед готами и потому направились в ещё не тронутую варварскими нашествиями Испанию. Зосима же сообщил об успешном сражении Константина против варваров, после чего он стал укреплять крепости в Альпах и по Рейну, чтобы воспрепятствовать притоку свежих сил варварам.[23] Военное давление и разорение Галлии определили движении вандалов в зажиточные римские провинции Испании.

Захват Испании. 409—429 гг.

В первые недели октября 409 года союзные вандалы, аланы и свевы перешли через Пиренеи в Испанию.[28]

Набеги варваров облегчались сложной внутриполитической обстановкой в империи, недавно разделившейся на Западную и Византийскую. В 410 году одновременно царствовали 6 правителей: законные императоры Гонорий на западе и Феодосий на востоке, отец и сын Константин и Констант в Галлии и Британии, Максим на севере Испании в Таррагоне, ставленик готского вождя Алариха Аттал в Риме. Варваров использовали в борьбе за власть, уступая им часть территорий.

По словам Исидора Севильского варварам удался прорыв в Испанию только после того, как самопровозглашённый император Константин казнил по подозрению в узурпации трона могущественных братьев Дидима и Верониана, которые с имперскими войсками защищали перевалы в Пиренеях. На самом деле братья пали жертвой борьбы Константина с Гонорием за власть в Испании. Константин одновременно сражался с варварами в Галлии и с войсками, верными Гонорию, в Испании, открывая тем самым дорогу варварам на юг.[29]

Исидор так описал бедствия испанцев от пришельцев:

«Убивая и опустошая, вдоль и поперек, они поджигали города и пожирали награбленные запасы, так что население от голода употребляло в пищу даже человечину. Матери ели своих детей; дикие звери, привыкшие насыщаться телами павших от меча, голода или мора, нападали даже на живых…»[30]

Испанский епископ Идаций в своей хронике сообщает, что к 411 году пришедшие племена распределили по жребию территорию полуострова следующим образом: вандалы короля Гундериха заняли Галлецию (северо-запад Испании), свевы — «самый западный край у океанического моря» и часть Галлеции, аланы как наиболее сильное племя разместились в провинциях Лузитании и Картахены, а вандалы-силинги [31] с королем Фридубальдом (Fredibalum) выбрали себе Бетику (юг Испании). Север Испании, Тарраконовая провинция, осталась под контролем Римской империи. Местные жители, остававшиеся в укреплённых городах, подчинились пришельцам. Однако после того, как земли были разделены, варвары по словам уроженца Испании Орозия: «сменили мечи на плуги и к остальным римлянам благоволили как к друзьям и союзникам, так как находились среди них некоторые римляне, которые предпочитали бедную свободу среди варваров податным тяготам среди римлян»[32].

В 415 году в Испанию ворвались готы под предводительством Атаульфа, завязав сражения с вандалами. В том же году королём готов стал Валия, который в 418 году:

«устроил грандиозную бойню варваров во имя Рима. Он разгромил в битве вандалов-силингов в Бетике. Он уничтожил аланов, которые правили вандалами и свевами, так основательно, что когда их король Атакс был убит, немногие, кто выжил, забыли имя своего королевства и подчинились королю вандалов из Галисии Гундериху.»[33]

Короля вандалов-силингов Фридубальда Валия отправил пленником западно-римскому императору Гонорию, а само племя было практически полностью уничтожено.[34] Возможно тогда король вандалов-асдингов Гундерих приобрёл титул короля вандалов и алан.[35]

Когда готы удалились в Галлию, Гундерих напал в 419 году на соседей свевов. После этого он оставил гористую Галисию и направился в более богатую Бетику, опустевшую после истребления там силингов. В 422 году вандалы разгромили римскую армию, посланную под началом римского главнокомандующего (magister militum) Кастина в Испанию и усиленную готами-федератами.[36]

После смерти Гундериха в 428 году новым королём стал его брат Гейзерих (Geisarix), правивший в течение 49 лет. На следующий год в мае 429 года вандалы покинули Испанию, переправившись через Гибралтар в Африку.[37]

Королевство вандалов и аланов в Африке. 439—534 гг.

О причинах, побудивших вандалов перебраться в северную Африку, источники расходятся. Кассиодор связывал переселение вандалов с приходом в Испанию везеготов. Большинство других авторов передавали версию, что вандалы пришли по приглашению римского наместника в Ливии, комита Африки Бонифация, который решил узурпировать власть в африканских провинциях и призвал на помощь варваров, обещая им 2/3 территории.[38] В 429 году Гибралтар пересекло 80 тысяч человек под предводительством короля Гейзериха. После ряда сражений с войсками Бонифация и империи, вандалы захватили ряд провинций. По мирному договору 435 года император Запада Валентиниан III признал за вандалами их приобретения в обмен на ежегодную дань империи.[39]

Однако 19 октября 439 года вандалы в нарушение договора захватили Карфаген, ставший резиденцией их короля. Эта день считается датой основания королевства вандалов и алан, которое охватывало территории современных Туниса, северо-восточного Алжира и северо-западной Ливии. Романизированное население провинций изгонялось с земли или обращалось в рабов и слуг. Местные берберские племена маврусиев (мавров) подчинялись или вступали в союзнические отношения с вандалами.

В 442 году империя по новому мирному договору признала расширение вандальского королевства. Воспользовавшись внутренними смутами в Западной Римской империи, Гейзерих в последующие годы снова нарушил договор, захватив у империи Мавретанские провинции, Сардинию, Корсику, Балеарские острова вблизи Испании, позже была подчинена Сицилия. Наиболее известным предприятием Гейзериха стал захват и разграбление Рима в июне 455 года, благодаря чему в новое время возник термин «вандализм». Под влиянием успехов у вандалов, в отличии от других ранних германских государств, королевская власть стала абсолютной. Феодальные отношения при Гейзерихе вытеснили остатки военно-племенной демократии.

Совместная попытка Западной и Византийской империй покончить с вандалами в 468 году при византийском императоре Льве I завершилась уничтожением вандалами имперского флота. Гейзерих успел увидеть распад Западной Римской империи, превратившейся в арену борьбы германских вождей за право создать собственные королевства. При Гейзерихе вандалы начали чеканку собственных монет в Карфагене, пока ещё по старым образцам с изображением императора Гонория. В документах используется латинский язык, в среду варваров проникает римская культура. Чтобы не подпасть под влияние Рима и романизированного городского населения Северной Африки, Гейзерих придерживается строго арианской веры, преследуя католическое духовенство. Борьба между варварами-арианами и католиками стала основным внутренним конфликтом королевства вандалов и аланов на долгие годы.

Серебряная монета в 50 денариев короля Хильдериха. На аверсе надпись на латинском: D[ominus] N[oster] HILDIRIX REX
(Наш Господин король Хильдирикс), на реверсе женская персонификация Карфагена с колосьями в руках и надпись FELIX KART[h]G[o]

После Гейзериха последовательно правили его сын Хунерих (477—484), Гунтамунд (484—496), Тразамунд (496—523), Гильдерих (523—530). При Гильдерихе, сыне римской принцессы Евдокии, вандальское королевство потеряло свой варварский характер и боевой дух. Прокопий назвал вандалов «самыми изнеженными» из всех варваров, с которыми сражались византийцы. Гильдерих первым из вандальских королей был свергнут последним вандальским королём Гелимером (530—534).

Летом 533 года полководец византийского императора Юстиниана Великого Велизарий высадился с 15-тысячной армией в Северной Африке. В первом же сражении он разгромил по частям войско вандалов и захватил их столицу Карфаген. В марте 534 года в плен сдался сам Гелимер. См. подробнее в статье Вандальская война.

Ставшее одним из первых германских государств королевство вандалов и аланов с почти 100-летней историей прекратило существование. Северная Африка перешла под власть Византии, из 2 тыс. пленных вандалов были сформированы 5 отрядов для войны с персами. Византийские солдаты, большей частью из варваров, разобрали вандальских женщин в жёны. Византийский наместник в Северной Африке выслал неблагонадёжных вандалов за пределы Ливии.[40] Остатки вандалов бесследно растворились среди гораздо более многочисленного туземного населения Северной Африки.

Вандалы, венды, славяне. VIII—XVI вв.

Смешивание вандалов с аварами и вендами

Спустя несколько сотен лет после падения королевства вандалов, с окончанием эпохи тёмных веков, в Западной Европе просыпается интерес к историографии. Создаются национальные летописи, данные хроник и исторических трудов пересказываются в повествовательном жанре, отсутствие письменных источников средневековые писатели заменяют устными легендами и подчас домыслами. Племя вандалов оставило заметный след в истории Великого переселения народов, набеги вандалов и особенно разграбление Рима в 455 пробуждали интерес к этому народу, который в последние десятилетия своей истории оказался географически оторван от других германских племён.

С VIII века в трудах западноевропейских хронистов имя исчезнувших вандалов было перенесено на западных славян — вендов. Преемственность обосновывается по 2 линиям: географической — вандалы в первые века нашей эры обитали на землях, позднее занятых славянскими племенами, и лингвистической — названия вандалов (Wendel, Wentil)[41] в древнегерманских языках были близки к вендам (Wenden), средневековому названию западных славян в германских языках.

Швабская хроника VIII века Annales Alamannici записывает под 796 годом поход Пипина, сына Карла Великого, против аваров: «Pipinus… perrexit in regionem Wandalorum, et ipsi Wandali venerunt obvium»[42]. Здесь вандалами названы авары, занявшие во 2-й половине VI века места в Дакии и Паннонии, где когда-то обитали вандалы-германцы. О том, что поход был именно против аваров, сообщают другие хроники.[43] Более поздняя хроника XI века Annales Sangallenses повторяет это сообщение, так же называя аваров вандалами.

В той же хронике Annales Alamannici западные славяне-венды тоже названы вандалами.[44]

Смешивание вандалов с поляками и русскими

С конца X века предпринимаются попытки ассоциировать вандалов с поляками, позже — с русскими.

Около 990-го года Герхард из Аугсбурга в жизнеописании Св. Удалрика назвал польского князя Мешко I как dux Wandalorum.[44] Хронист XI века Адам Бременский уточняет, что вандалами называли славян в прежние времена.

В легендарном виде происхождение поляков от вандалов изложено в Великопольской хронике, памятнике XIII века:

«Ванда, получив от алеманов клятвы в верности и вассальной зависимости, вернувшись домой, принесла богам жертвоприношения, соответствующие её великой славе и выдающимся успехам. Прыгнув в реку Вислу, воздала должное человеческой природе и переступила порог подземного царства. С этих пор река Висла получила название Вандал по имени королевы Ванды, и от этого названия поляки и другие славянские народы, примыкающие к их государствам, стали называться не лехитами, а вандалитами.»[45]

Автор Великопольской хроники использовал популярные сочинения XIII века, в которых Аттила представал вождём славян, a венгры были тоже славянским народом.

Монах-францисканец Гийоме де Рубрук читал вероятно те же самые сочинения. В описании своего путешествия к татарскому хану в 1253 году он заметил: «Язык русских, поляков, чехов и славян один и тот же с языком вандалов, отряд которых всех вместе был с гуннами.»[46]

В начале XVI веке Европа испытывает интерес к освободившейся из-под татарского ига Московской державе, загадочной для Запада. Появляются сочинения [47], где вандалов через варягов выводят предками русских. Преемственность приводится как убеждение автора, либо поддерживается фактическим материалом из неизвестных историкам источников. В сочинении 1606 года «Историография народа славянского» Мавро Орбини цитирует обширную библиографию, по которой «коль скоро вандалы настоящие готы, нельзя отрицать и того, что славяне также являются готами. Многие известные писатели подтверждают, что вандалы и славяне были одним народом.»[48] При этом Орбини в обоснование распространённой в то время точки зрения о едином происхождении вандалов, готов и славян ссылается только на мнения поздних средневековых писателей без анализа синхронных исторических свидетельств.

Смешивание вандалов и славян ещё встречается в трудах историков XVIII века, например в популярной книге Э. Гиббона «История упадка и разрушения Римской империи». В.Н. Татищев в «Истории Российской» под вандалами подразумевал поморских славян в Польше.

Список королей вандалов-асдингов

  • Визимар (330-е годы). Погиб в сражении с готами в Дакии.
  • Годагисл (—407) — при нём вандалы вторглись в Галлию. Погиб в сражении.
  • Гундерих (407–428) — младший сын Годагисла. При нём вандалы захватили Испанию.
  • Гейзерих (428–477) — старший сын Годагисла от наложницы. Создатель королевства вандалов и аланов в северной Африке, при нём вандалы разграбили Рим в 455.
  • Хунерих (477–484) — сын Гейзериха, женатый на западно-римской принцессе.
  • Гунтамунд (484–496) — племянник Хунериха, внук Гейзериха.
  • Тразамунд (496–523) — брат Гунтамунда, внук Гейзериха.
  • Хильдерих (523–530) — сын Хунериха, внук Гейзериха. Убит родственником Гелимером.
  • Гелимер (530–534) — правнук Гейзериха, последний король вандалов. Взят в плен византийцами.

Кроме того известен король вандалов-силингов Фридубальд, пленённый готами в 416 году.

Примечания

  1. Плиний Старший
  2. Идаций
  3. Codex Vigilanus: [1]
  4. Pliny the Elder, The Natural History, 4.28
  5. 1 2 N. Francovich Onesti, Vandali: Lingua e Storia. Roma: Carocci editore, 2002: монография профессора германской филологии университета г. Сиена
  6. Kossina, 1914, s. 141; La Baume, 1934, s. 108
  7. Kostrzewski, 1946, s. 71-76; Lehr-Spławiński, 1948, s. 266, Третьяков, 1953, с. 105
  8. Hachmann и др., 1962, s. 56; Godlowski, 1984, s. 327; В. Д. Баран, 1990, с. 326
  9. «Ουανδαλικα όρη»: Dio Cass., Hist. Rom., 55.1
  10. См. [2]
  11. Прокопий, «Война с вандалами», кн.1, 2.2
  12. Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880
  13. Дион Кассий пишет ’Αστιγγοι, т.е. астинги. Дион не употребляет названия вандалы, но видимо под астингами имелись в виду вандальское племя, традиционно именуемое асдинги.
  14. Историки иногда считают лакрингов одним из вандальских племён (Статья Ю.К. Колосовской в сборнике «История Европы в восьми томах. С древнейших времен до наших дней.» Том 1, гл.15. -М. Наука, 1988 г.). По Диону Кассию лакринги уже проживали вблизи или на территории Дакии, в то время как астинги были пришельцы.
  15. Дион Кассий, Римская история, 72.12: [3]
  16. Дион Кассий, Римская история, 78.20: [4]
  17. Иордан, «Гетика», 91
  18. «Оба царя и вместе с ними другие, мало уступающие им в достоинстве» : Фрагменты из сочинения Дексиппа о скифской войне: Ехс. De legat gent Nieb. 11; Mul. 24. Mai II. 319
  19. Флавий Вописк, «Жизнеописание Проба»
  20. Панегерик Мамертина (291 год): «Другая часть готов, усиленная отрядом тайфалов, вступает в сражение с вандалами и гипидами…»
  21. Марцеллин Комит поставил под 427 г. известие о том, что Паннонии были возвращены Риму после того, как гунны владели ими 50 лет.
  22. Григорий Турский, «История франков», 2.9
  23. 1 2 Zosimus, Historia Nova, 6.3
  24. Орозий, VII.38.1
  25. Орозий, VII.38.4
  26. Точный день вторжения приводится в хронике Проспера Аквитанского, автора 1-й половины V века: Wandali et Halani Gallias trajecto Rheno ingressi II k. Jan.
  27. Прокопий Кесарийский сообщает о том, что оба брата правили одновременно. Но так как Гейзерих был рождён от наложницы, то королём признавался законный сын Годагисла Гундерих, хотя он и был ещё ребёнком.
  28. Дату вторжения в Испанию сообщил очевидец, испанский епископ Идаций: «Одни называют 4-й день до календ (28 сентября), другие — 3-й день (13 октября) до октябрьских ид, во вторник, в восьмое консульство Гонория и третье Феодосия, сына Аркадия.» Idat. Chron., a. 409
  29. Созомен, «Церковная история», 9.11
  30. Исидор Севильский, «История вандалов», 72
  31. Wandali cognomine Silingic
  32. Орозий, 7.41: barbari exsecrati gladios suos ad aratra
  33. Исидор Севильский, «История готов», 22. По хронике Идация: 418 г.
  34. Идаций сообщает о пленении Фридубальда под 416 г., а уничтожении силингов в записи под 418 годом: [5]
  35. Титул короля вандалов Гунериха зафиксирован в документе 483 года: rex Hunirix Wandalorum et Alanorum
  36. Идаций, XXVIII; Павел Диакон, «Римская история», 13.6
  37. Идаций, 429 г.
  38. См. статью Бонифаций (римский полководец)
  39. Хроника Просп. Акв., sub a. 435
  40. Прокопий Кес., «Война с вандалами», кн. 2
  41. Сохранились в древнегерманском эпосе как составная часть названия «море вандалов». См. N. Francovich Onesti, Vandali: Lingua e Storia.
  42. Пипин отправился в область Вандалов, и Вандалы вышли встретить его [с оружием в руках]
  43. Лоршские анналы, анналы Св. Аманда.
  44. 1 2 Подборка упоминаний средневековых немецких хронистов о славянах/вандалах содержится в обзорной работе Р. Штайнахера: WENDEN, SLAWEN, VANDALEN
  45. Великопольская хроника в описании ранней истории Польши опирается на сочинение Галла Анонима, автора конца XI века, но у Галла отсутствует легенды о Ванде и вандалах, впервые появившихся в более позднем сочинении польского хрониста Винценты Кадлубека.
  46. Рубрук, «Путешествие в восточные страны»
  47. Н. Маршалк (1521 г.), С. Герберштейн (1549 г.)
  48. Мавро Орбини. Историография народа славянского.

См. также

Источники

Библиография

  • Альфан Л. Варвары. От великого переселения народов до тюркских завоеваний XI века. СПб., 2003.
  • Дилигенский Г.Г. Северная Африка в IV-V вв. М., 1961.
  • Диснер Г.-И. Королевство вандалов. Взлет и падение. СПб., Евразия, 2002.
  • Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств. М., 1984.
  • Меркулов В.И. Откуда родом варяжские гости?
  • Сиротенко В.Т. История международных отношений в Европе во второй половине IV — начале VI вв. Пермь, 1975.
  • Сиротенко В.Т. Народные движения в Северной Африке и королевство вандалов и аланов:. Учеб. пособие. Днепропетровск, 1990.

Wikimedia Foundation.
2010.

dic.academic.ru

История племени Вандалов

(Версии, предположения, догадки)

Откуда взялись вандалы? Нет, не современные, у которых «нет ничего святого», а «доподлинные», которых со временем стали называть варварами и хулиганами. Известному своим распутством римскому императору Валентиниану III вдруг взбрело в голову овладеть добродетельной женой сенатора Петрония Максима. Пригласил тогда император сенатора во дворец и предложил сыграть в шахматы — на личный перстень. На беду, император оказался неплохим игроком. А может, сенатор посчитал, что перстень — это форма взятки, и поддался. Учитывая личность Максима, вполне возможно и такое. Выиграв перстень, Валентиниан отправил к жене Максима слуг с носилками: дескать, муж зовет ее во дворец, а в подтверждение своих слов посылает свой перстень. Не подозревая ничего дурного, жена сенатора села в носилки, и ее унесли в дальние покои дворца, к Валентиниану…

 

Жена от такого стыда умерла. Опозоренный муж решил отомстить. Он устроил заговор, и на военном параде Валентиниан III был убит ударом кинжала в спину. Императором стал он, Петроний Максим! И, будучи к тому времени вдовцом, конечно, женился на вдове-императрице, которую звали Евдоксией. Но однажды хитрый, осторожный Максим совершил оплошность, в припадке откровенности проболтавшись новой жене, что это он организовал убийство Валентиниана. Теперь уже решила отомстить Евдоксия. Она послала тайное письмо в Карфаген вождю вандалов Гейзериху, в котором просила его прибыть с войском в Рим, дабы покарать убийцу, и сообщала, что войск в Риме сейчас почти нет.

Гейзерих был маленького роста, хромой (неудачно упал с лошади), крайне скрытный, немногословный, бурный в гневе. Презирая роскошь, он был жаден до богатства, но при этом очень дальновиден, когда надо было возмутить племена и посеять семена раздора. Весь мир знал о несметных богатствах Рима, и Гейзерих, получив такое неожиданное и лестное приглашение от императрицы, быстро и тайно снарядил большой флот. Что ж, он только выполнял просьбу вдовы законного императора.

Корабли вандалов пересекли море, вошли в устье реки Тибр и 12 июня 455 года появились перед стенами великого Рима.

Вторжения варваров никто не ожидал, войск не было, в городе началась дикая паника, о сопротивлении никто не думал. Император Петроний Максим попытался тайно бежать из обреченной столицы, но его опознали и забили камнями сами римляне. Папа Лев I вышел умолять вандалов сжалиться над жителями, не входить в город, предлагал выкуп. Ведь только три года назад приходили с севера тюркские племена гуннов, встали на холмах и сонными глазами посмотрели со своих косматых коней на великий Рим, взяли выкуп и убрались восвояси. Но в этот раз мольбы Папы оказались напрасными.

15 июня Гейзерих во главе дикой и алчной орды вошел в богатейший город античного мира. На целых 14 ней Рим был отдан на полное разграбление.

Захватчики дочиста разграбили сокровищницы храмов, дворцы знати и дома горожан; подвергли насилию всех женщин, превратили в рабов и рабынь надменных римлян. Одного лишь золота вандалы вывезли не менее 400 тонн! На корабли тащили статуи, произведения искусства, золоченые медные листы с крыш храмов. Но даже огромный флот не мог вывезти всех сокровищ. Тогда вандалы поломали и разрушили оставшееся. В качестве «благодарности» Гейзерих прихватил с собой свою царственную корреспондентку вместе с двумя дочерьми. (Собственно, на что иное она могла рассчитывать, посылая свое приглашение?) Перегруженные добычей корабли еле дотащились до Карфагена, один, нагруженный мраморными статуями, затонул уже у входа в порт.

Вандалы, видимо, сумели поставить своеобразный «рекорд» даже для тех жестоких времен. После такого разгрома Рим оправиться уже не смог. Через 20 лет пришли отряды германцев во главе с Одоакром, и Западная Римская империя перестала существовать. Странны бывают порою выверты истории: последнего императора Рима звали так же, как и его основателя. Ромулом началось, Ромулом и кончилось.

Однако память о страшном посещении вандалов затмила даже этот тихий конец. Хотя к разрушению Западной империи «приложили руку» и тюрки, и германцы, вся сомнительная слава досталась именно вандалам. 15 столетий назад исчезли они с лица земли, но вдруг спустя века появилось слово «вандализм».

В 1812 году русские называли вандалами французов, дико разграбивших и уничтоживших Москву и лишь по случайности не взорвавших Кремль. Во второй мировой войне вандалами заслуженно называли немцев.

Кто же, какого роду-племени были те, первые вандалы?

Германцы, скажете вы.

Так вот, первые вандалы были славянами.

Однако как же славяне очутились в Африке? И даже славным Карфагеном завладели?

На каком языке грабили вандалы?

Это племя обитало когда-то на берегах Мэотиды — Азовского моря. Но страшные ежегодные засухи заставили вандалов сняться с обжитых мест. К ним присоединились и обитавшие восточнее аланы, предки современных осетин. Спасаясь от засухи, эти народы двинулись на север, в сторону Балтийского моря.

Надо заметить, что две тысячи лет назад на огромных пространствах Центральной Европы — от Адриатики до Северного и Балтийского морей — проживали многочисленные славянские племена: анты и склавины (на юге), венеды, венды, венеты, винулы — севернее и вдоль побережий Балтийского и Северного морей. С венетами и венеллами, жившими «по берегам Океана и обладавшими огромным флотом«, сражался еще в I веке до н. э. Гай Юлий Цезарь. О славянах-венетах напоминает название итальянского города Венеции. Германские хроники сообщают, что обширный город венетов, называвшийся Венета и расположенный в устье Одера, был уничтожен страшным штормом и землетрясением 1 ноября 1304 года. Средневековые германские хроники относят вандалов к той же группе западных славян и четко отличают их от немцев. Потомки славян — венетов, вендов и вандалов — и поныне живут в Германии, их называют лужицкими (белыми) сербами, численность этой этнической группы — около 150 тысяч человек. Они представляют собой реликт когда-то великого племени западных славян, безжалостно уничтоженных двигавшимися на восток германскими племенами.

На рубеже IV-V веков вандалы и аланы прошли территорию нынешней Венгрии, в 407 году они столкнулись в битвах с франками на Рейне и продолжали двигаться на запад, пока осенью 409 года не пришли в Испанию.

Как ни странно, следы вандалов можно найти даже на современных картах. Благодаря топонимике. Так, нынешнее название Андалузии, провинции Испании, является слегка измененным славянским словом «Вандалужия», что в переводе означает «свет вандалов». Возможно, от древнеславянского корня «луж» — «белый, светлый» произошло и древнее название Португалии — Лузитания, «светлая страна».

Кроме того, сохранилось свыше сотни слов вандальского языка, практически неотличимых от русских. Среди них «баба», «брат», «беда», «дыня» (арбуз), «гора», «груша», «кобыла», «курва» (проститутка), «луг», «мед», «вода», «сестра», «волк», «видети», «звати», «плясати», «почивати», «працовати» (работать) и т. д.

Но германские племена вестготов не позволили славянам и осетинам закрепиться на Пиренейском полуострове, они вытеснили их в Африку. В 429 году полчища вандалов и аланов переправились через Гибралтарский пролив в Северную Африку, разбили римскую армию и захватили Ливию. Через десять лет взяли знаменитый Карфаген, сначала уничтоженный римлянами, а потом заново отстроенный Цезарем в 44 году до н. э. Отсюда они и совершали пиратские рейды по всему Средиземноморью. Не было здесь в V веке страны, способной дать отпор 80-тысячной армии Гейзериха. Огромная добыча, захваченная в Риме, только разожгла аппетит, и Гейзерих затем последовательно ограбил Корсику, Сардинию, Сицилию, Балеарские острова, Италию и Грецию. Рассказывают, что маршруты своих походов он держал в глубокой тайне до последней минуты и сообщал о них, только выйдя в море. Можно представить, как кормчий, поглядывая на паруса, щурился хитро:

— Кого, батюшка, значит, грабить нынче будем? Греков али фрязей каких?

Не от скрежещущих приказов, отданных на каком-нибудь германском диалекте, трепетали в тот век берега Средиземноморья, а от лихих воплей, вроде «Сарынь на кичку!«. В общем, грабили тогда «на славянском». Это шутка. Но вовсе не шутка, что королевство вандалов превратилось в столь грозное государство пиратов, что торговля на Средиземном море почти полностью прекратилась.

Но в 477 году Гейзерих умер. А его наследников погубили роскошь и безделье. Разграбив все Средиземноморье, скопив в Карфагене несметные сокровища, вандалы стали проводить время в бесконечных кутежах и попойках, в театрах, банях и на ипподромах. Все в золоте и шелках, среди бесчисленных рабынь и наложниц, окруженные музыкантами, мимами и танцорами-гомосексуалистами, они быстро растеряли силу и мужественность.

Расплата наступила скоро. Византия тайно готовила мощный удар по Карфагену. В 533 году византийский флот под командованием знаменитого полководца Велизария возник перед Карфагеном так же неожиданно, как когда-то корабли Гейзериха — перед Римом. Велизарий одним ударом разогнал войско разжиревших бездельников и еще год ловил в горах правителей некогда грозного государства. В казну византийского императора Юстиниана поступили сотни тонн золота Западной Римской империи, а государство вандалов исчезло с лица земли. Так славянам и не удалось обжить Африку.

Но почему вандалов до сих пор читают германским племенем?

Дело в том, что тьма средневековья затмила память о них. Вспомнили только через тринадцать веков, когда после свержения Наполеона старая аристократия вместе со старой династией Бурбонов вернулась во Францию и увидела свои разоренные дворцы. Вот тогда-то им, «ничего не забывшим и ничего не понявшим«, пригодилось слово «вандализм».

Однако французы считали вандалов немцами. Здесь проявились и исконная вражда галлов к агрессивному и опасному германскому племени, и влияние античных историков, которыми в эпоху классицизма зачитывались образованные французы. Древние римляне практически не знали славян и не отличали их среди сотен «варварских» племен. Так, например, Гай Юлий Цезарь называл венедов и иных славян галлами, Плиний Старший — германцами, а Тацит — сарматами, то есть аланами.

В отличие от них византийские историки, современники вандалов, жившие бок о бок со славянами, обязательно отличали их от германцев. Таким историком был и Прокопий Кесарийский, советник полководца Велизария, ходивший с ним в походы, в том числе и на Карфаген. Он-то и поведал пятнадцать веков назад, по горячим следам, поистине удивительную историю вандалов.

Если взглянуть на карту Европы, можно лишь дивиться энергии, «пассионарности» целого народа, который в короткий срок с боями прошел от Азовского моря через Германию, Францию, Испанию, Португалию, Ливию и разгромил великий Рим. С этим бы усердием да на добрые дела. Но бесславно исчезли, растратив свои немереные силы на пьянство, грабежи, разврат, некогда великие воители, оставив в назидание только имя свое.


Источник

hystory.mediasole.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о