Племена литовские – Финно-угорские и летто-литовские племена в 1 тысячелетии до н. э.

Литва (племена) — это… Что такое Литва (племена)?

Литва́ — восточнобалтийские племена, заселявшие в средние века юго-восточную часть современной территории Литвы и северо-западную часть современной территориии Беларуси — северные районы Верхнего Понеманья и Поднепровья[1][2].

Этимология названия

Мнения исследователей относительно происхождения этнонима «литва» расходятся. Высказывается, в частности, предположение о его связи с названием реки Литава (Lietava, приток реки Вилия (лит. Нярис))[1].

Название «литва» (Lituae) впервые встречается в Кведлинбургских анналах в записи за 1009 год[1]. Литва также неоднократно упоминается в «Повести временных лет», где этим словом в разных местах называется и племена, и страна — территория Литовского государства.

Согласно словарю Фасмера, русское название «литва» восходит к древнерусскому «литъва». По мнению автора, это слово было заимствовано из литовского «Lietuva» («Литва

»)[3].

История

Карта балтийских и славянских археологических культур V—VI вв. Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века. Расселение славянских племён в IX веке

Племена стали формироваться в бронзовом веке на основе племён культуры шнуровой керамики. В I веке до н. э. и в первой половине I века н. э. будущий ареал литвы был частью обширной территории культуры штрихованной керамики, оставленной одним из древних племенных образований балтов. В археологии принято считать, что литве принадлежали так называемые восточно-литовские курганы, для которых характерны погребения с лошадьми. Во второй половине I века н. э. с развитием земледелия и скотоводства и ремёсел племенные союзы разрушились, им на смену пришли территориальные общины.

В период с середины V века по середину VI века в Прибалтике (Мазуры, Пруссия, Самбия, Восточная и Центральная Литва) происходят резкие изменения в материальной культуре и погребальных обрядах, социальной структуре населения. Эти изменения связывают с появлением групп хорошо вооружённых и организованных людей — ветеранов гуннских войн, вероятно воинов Аттилы

[4][5][6]. К ним присоединяются группы готов, герулов и представители других племен. В погребальной обрядности происходят серьёзные изменения, на смену ингумациям приходят кремации. Пришельцы осваивают новые земли, создают дружины, создают систему межплеменных связей. Формируется так называемая Ольштынская группа, памятники которой датируются последней четвертью V века. Все эти процессы приводят к формированию раннесредневековой прусской культуры. В письменных источниках хорошо освещено так называемое «возвращение на родину герулов».

Ф. Д. Гуревич отмечала отсутствие преемственности в древности из курганов восточнолитовского типа в Верхнем Понеманье между городищами IV и V вв. Известно, что наиболее поздние из верхненеманских городищ со штрихованной керамикой имели развитую систему укреплений, не свойственную более ранним памятникам, свидетельствующую о возросшей опасности нападения извне. Многие древние городища были уничтожены огнем.

В VII—VIII веках на значительной части литовской территории обряд кремации становится господствующим, все более распространяясь на западные районы; исключение составили регионы жемайтов. Позднее появляются также погребения с конями[7]

Территория литвы отчетливо выделяется среди соседних балтских племен. В неё входят такие исторические литовские территории, как Дзукия, Аукштайтия и, отчасти, Судавия (Ятвягия), а также часть северо-восточной территории Белоруссии (Чёрная Русь). Основной территорией расселения племени был бассейн Вилии (Нярис) с её правыми притоками Швентойей, Жейменой. В нижнем течении Няриса (Вилии) и на правобережье Швянтойи

литва соседствовала с аукштайтами. Северо-западными соседями литвы были жемайты и земгалы, на севере — латгалы, их рубеж примерно соответствовал современной границе между Литвой и Латвией.

На востоке ареал литвы достигал верховьев Дисны (левого притока Западной Двины), оз. Нарочь, верхнего течения р. Вилии (Нярис). Здесь литва соприкасалась со славянскими кривичами. Далее на юге граница расселения литвы, охватывая бассейн Меркиса, достигала Немана и поднималась по его течению до низовьев Няриса (Вилии)[8]. Южными и юго-западными соседями были ятвяжские племена[источник не указан 29 дней], на чьи восточные окраины все чаще проникали представители восточно-славянских племен[9].

Со 2-ой половины X века приходит активная славянская колонизация ятвяжских земель, лежащих далеко на север от Киевской земли в верховьях Немана, где возникают славянские поселения (Гродно, Новогрудок и другие). По мнению некоторых историков

[9], это было связано с принятием на Руси христианства и уходом части языческого славянского населения в лесные районы Понеманья. В бассейне Немана и происходила встреча славян и балтов. В восточной части ареала проживания ятвягов черезполосно возникают славянские поселения.

В это же время на землях соседей — полоцких кривичей — появляются новые укреплённые города-замки Менск и Изяславль[10]. В первой половине XI в. предпринимается ряд военных походов русских князей на литву. Вскоре в русских летописях литва начинает упоминаться как данник Руси.

В XII веке складываются феодальные отношения, литва поначалу зависит от Полоцка, но с 90-х годов XII века, уже Полоцкое княжество зависит от литовских феодалов, а с середины XIII века, как и Минское княжество, находится в составе Великого княжества Литовского[11].

Литва в исторических источниках

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование.

Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Фрагмент рукописи Кведлинбургских анналов (1009) с первым упоминанием о Литве

Первое упоминание о Литве сохранилось в Кведлинбургских анналах под 1009 годом, когда миссионер Брунон Бонифаций был убит на границе Руси и Литвы:

Св. Бруно, архиепископ и монах, нареченный Бонифацием, в 11-ый год своего обращения был обезглавлен язычниками на границе Руси и Литвы, и вместе с 18 своими последователями вознесся на небеса 9 марта.

Оригинальный текст  (лат.)  

Sanctus Bruno, qui cognominatur Bonifacius, archiepiscopus et monachus, XI suae conversionis anno in confinio Rusciae et Lituae a paganis capite plexus, cum suis XVIII, VII. Id. Martii petiit coelos.[12]

В Киевской летописи записи о Литве начинаются с 1040 года:

Под 1190 годом есть запись о походе Рюрика Ростиславича на Литву:

«Ростислав же … вборзе еха к отцю в Вручий. Отец бо его бяше пошел на Литву и бысть в Пинески у тещи своея и у шюрьи своея, тогда бо бяше свадба Ярополча. И бысть тепло и стече снегъ и не лезе бо имъ доити земли ихъ и възратишася въ свояси».

В Новгородской первой летописи записи о Литве начинаются с 1184 года:

Въ лѣто 6691 [1183]… На ту же зиму бишася пльсковици съ Литвою, и много ся издѣя зла пльсковицемъ.

Въ лЂто 6706 [1198]. … Изяслав бяше посаженъ на Лукахъ княжити и от Литвы оплечье Новугороду, и тамо преставися; … На ту же осень придоша полочяне съ Литвою на Лукы и пожьгоша хоромы, а лучяне устерегошася и избыша въ городЂ.

Въ лЂто 6708 [1200]. Ловоть възяша Литва и до Налюця, съ БЂлее до Свинорта и до Ворча середу; и гнашася новгородьци по нихъ и до Цьрнянъ, и бишася с ними, и убиша Литвы мужь 80, а новгородьць 15…

Въ лЂто 6718 [1210]. Новгородьци угонивъше Литву въ Ходыницихъ, избиша съ князьмь Володимиромь и с посадникомь Твьрдиславомь.

Въ лЂто 6721 [1213]. Въ Петрово говение изъехаша Литва безбожная Пльсковъ и пожгоша: пльсковици бо бяху въ то время изгнали князя Володимира от себе, а пльсковици бяху на озЂрЂ; и много створиша зла и отъидоша.

Генрих в Хронике Ливонии описал этот набег как поход на Псков войска Лембиту и эстов (жителей Сакалы и Вильянди — территории западнее эстонского оз. Выртсъярв).

О литвинах (Lethones, Litowini) Генрих Латыш впервые упомянул в Хронике в связи с событиями февраля 1185 года, когда

«литвины, разорив Ливонию, весьма многих увели в рабство»[13].

В 1203 году литвины с князем Герцике Всеволодом подступали к Риге. Более подробно Генрих описал нападение тевтонов и семигалов в 1205 году на большой конный отряд литвинов, возвращавшихся с добычей из похода на эстов. В 1216 году литвины были призваны полоцким князем Владимиром для похода на тевтонов, не состоявшегося из-за внезапной смерти Владимира. В 1221 году литвины были союзниками новгородцев и в походе на тевтонов дошли до Гауи.

Много сведений о литве содержится в Галицко-Волынской летописи. В ней первое упоминание о литве относится ко времени около 1210 года, когда литва и ятвяги воевали в Червенской Руси. Около конца 1219 года несколько отрядов литвы нанялись на службу к волынским князьям.

По версии краковского каноника Яна Длугоша, литовцы произошли если не от римлян, то от италиков, из Италии переселившихся в северную страну. После окончательного присоединения Жомойтии к Литве (Мельнский мир 1422 года) версия Длугоша была использована Гаштольдами и развита в легендарных Хрониках:

« А в то время, где Кернус правил, на Завилейской стороне люди его за Вилией осели и играли на трубах дубасных. И прозвал тот Кернос берег языком своим римским, по латыни Litus, где себя люди множат, а трубы, что на них играют, tuba, и дал имя тем людям своим на латыни, сложив берег с трубой, Listubania. А простые люди не умели говорить по-латински и начали называть просто Литвою. И с того времени начал себя звать народ Литовским и множиться от Жомойтии».[14]

В этих Хрониках было подчёркнуто значение Новогрудка, которым в первой половине XVI века управляли Гаштольды, заинтересованные в прославлении своего рода.

Части или вариации этих легенд нашли отражение в трудах Мацея Стрыйковского, В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова и получили развитие у последующих историографов.

В Лаврентьевской летописи, известной с конца XVIII века благодаря деятельности Мусина-Пушкина, содержится упоминание о литве как этносе:

Въ афетовї же части сѣдить

русь. чюдь. овсиязыцѣ мерѧ мурома. всь. мордва. заволочьскаячюдь. пермь. печера. ямь. югра.литва. зимигола.корсь. сѣтьгола. либь.лѧховѣ же и пруси. и чюдь. присѣдѧть к морю вѧрѧскому…

В поздней и ненадёжной Хронике Быховца язык легендарных литовских князей называется итальянским, и отличавшимся от языка людей именовавшихся литвой[15].

См. также

Ссылки

Примечания

  1. 1 2 3 Археология СССР. Литовские племена
  2. Литовско-русское государство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Этимологический словарь Фасмера
  4. МИХАЙЛОВА Е. Р., Формирование культуры длинных курганов: процесс на фоне эпохи.
  5. Кушнер П. И., ЭТНИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ПРИБАЛТИКИ, повт.изд., Вильнюс, 1991
  6. Кулаков В. И., Памятники археологии Калининградской области
  7. Древности литвы. Реконструкция. Археология СССР.
  8. Памятники литовских племен
  9. 1 2 А.Краўцэвіч, Міндоўг. Пачатак вялікага гаспадарства.
  10. Томас Баранаускас Истоки Литовского государства
  11. Д.Н. Александров, Д.М. Володихин. Борьба за Полоцк между Литвой и Русью в XII-XVI веках
  12. Alfredas Bumblauskas. Lietuvos tūkstantmetis – Millennium Lithuaniae. — Процитировано 2011-09-14
  13. Генрих Латыш. Хроника Ливонии. I, 5
  14. Хроника Быховца. Хроніка Биховця. Том 32. Литовсько-білоруські літописи
  15. В. Антипов Минск, ГРАНИЦЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТВЫ, ЖЕМАЙТИИ И РУСИ НА СОВРЕМЕННОЙ КАРТЕ

dic.academic.ru

Литва (племя) — это… Что такое Литва (племя)?

Литва́ — восточнобалтская племенная группа, заселявшая в средние века юго-восточную часть современной территории Литвы и северо-западную часть Белоруссии[1][2].

Мнения исследователей относительно происхождения этнонима «литва» расходятся. Высказывается, в частности, предположение о его связи с названием реки Литава (Lietava, приток р. Вилия (лит. Нярис))[1].

Литвалитъва») упоминается в «Повести временных лет», где этим словом в разных местах называется и племя, и народность. В других русских летописях этим названием именуются и народность, и страна — территория Литовского государства, и его жители. В западноевропейских письменных источниках название «литва» (Lituae) впервые появляется в Кведлинбургских анналах (1009)[1].

Согласно словарю Фасмера, русское название «литва» восходит к древнерусскому «литъва». По мнению автора, это слово было заимствовано из литовского «Lietuva» («Литва»)[3].

История

Карта балтийских и славянских археологических культур V—VI вв. Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века. Расселение славянских племён в IX веке

В I тысячелетии до н. э. и в первой половине I тысячелетия н. э. будущий ареал литвы был частью обширной территории культуры штрихованной керамики, оставленной одним из древних племенных образований балтов. В археологии литва известна по так называемым восточно-литовским курганам, для которых характерны погребения с лошадьми.

В период с середины V века по середину VI века в Прибалтике (Мазуры, Пруссия, Самбия, Восточная и Центральная Литва) происходят резкие изменения в материальной культуре и погребальных обрядах, социальной структуре населения. Эти изменения связывают с появлением групп хорошо вооружённых и организованных людей — ветеранов гуннских войн, вероятно воинов Атиллы[4][5][6]. К ним присоединяются группы готов, герулов и представители других племен. В погребальной обрядности происходят серьёзные изменения, на смену ингумациям приходят кремации. Пришельцы осваивают новые земли, создают дружины, создают систему межплеменных связей. Формируется так называемая Ольштынская группа, памятники которой датируются последней четвертью V века. Все эти процессы приводят к формированию раннесредневековой прусской культуры. В письменных источниках хорошо освещено так называемое «возвращение на родину герулов».

Сохранились свидетельства (М. Стрыйковский, В. Н. Татищев) указывающие на некую связь литвы с гепидами[7][8][источник не указан 139 дней].

Ф. Д. Гуревич отмечала отсутствие преемственности в древности из курганов восточнолитовского типа в Верхнем Понеманье между городищами IV и V вв. Известно, что наиболее поздние из верхненеманских городищ со штрихованной керамикой имели развитую систему укреплений, не свойственную более ранним памятникам, свидетельствующую о возросшей опасности нападения извне. Многие древние городища были уничтожены огнем.

В VII—VIII веках на значительной части литовской территории обряд кремации становится господствующим, все более распространяясь на западные районы; исключение составили регионы жемайтов. Позднее появляются также погребения с конями[9]

Территория литвы отчетливо выделяется среди соседних балтских племен. В неё входят такие исторические литовские территории, как Дзукия, Аукштайтия и, отчасти, Судавия, а также часть северо-восточной территории Белоруссии. Основной территорией расселения племени был бассейн р. Вилии (Нярис) с её правыми притоками Швентойей, Жейменой. В нижнем течении Няриса и на правобережье Швянтойи литва соседствовала с аукштайтами. Северо-западными соседями литвы были жемайты и земгалы, на севере — латгалы, их рубеж примерно соответствовал современной границе между Литвой и Латвией.

На востоке ареал литвы достигал верховьев Дисны (левого притока Западной Двины), оз. Нарочь, верхнего течения р. Вилии (Нярис). Здесь литва соприкасалась со славянскими кривичами. Далее на юге граница расселения литвы, охватывая бассейн р. Меркис, достигала Немана и поднималась по его течению до низовьев Няриса[10]. Южными и юго-западными соседями были ятвяжские племена, на чьи восточные окраины все чаще проникали представители восточно-славянских племен[11].

Со 2-ой половины X века приходит активная славянская колонизация ятвяжских земель, лежащих далеко на север от Киевской земли в верховьях Немана, где возникают славянские поселения (Гродно, Новогрудок и другие). По мнению некоторых историков[11], это было связано с принятием на Руси христианства и уходом части языческого славянского населения в лесные районы Понеманья. В бассейне Немана и происходила встреча славян и балтов. В восточной части ареала проживания ятвягов черезполосно возникают славянские поселения. Уже с начала XI века литва упоминается в русских летописях как племя и страна.

В это же время на землях соседей — полоцких кривичей — появляются новые укреплённые города-замки Менск и Изяславль[12]. В первой половине XI в. предпринимается ряд военных походов русских князей на литву. Вскоре в русских летописях литва начинает упоминаться как данник Руси.

В XII веке складываются феодальные отношения, литва поначалу зависит от Полоцка, но с 90-х годов XII века, уже Полоцкое княжество зависит от литовских феодалов, а с середины XIII века находится в составе Великого княжества Литовского[13].

Литва в исторических источниках

Фрагмент рукописи Кведлинбургских анналов (1009) с первым упоминанием о Литве

Первое упоминание о Литве сохранилось в Кведлинбургских анналах под 1009 годом, когда миссионер Брунон Бонифаций был убит на границе Руси и Литвы (на Подляшье или около Пинска[источник не указан 17 дней]):

Св. Бруно, архиепископ и монах, нареченный Бонифацием, в 11-ый год своего обращения был обезглавлен язычниками на границе Руси и Литвы, и вместе с 18 своими последователями вознесся на небеса 9 марта.

Оригинальный текст  (лат.)  

Sanctus Bruno, qui cognominatur Bonifacius, archiepiscopus et monachus, XI suae conversionis anno in confinio Rusciae et Lituae a paganis capite plexus, cum suis XVIII, VII. Id. Martii petiit coelos.[14]

В Киевской летописи записи о Литве начинаются с 1040 года:

Под 1190 годом есть запись о походе Рюрика Ростиславича на Литву:

«Ростислав же … вборзе еха к отцю в Вручий. Отец бо его бяше пошел на Литву и бысть в Пинески у тещи своея и у шюрьи своея, тогда бо бяше свадба Ярополча. И бысть тепло и стече снегъ и не лезе бо имъ доити земли ихъ и възратишася въ свояси».

В Новгородской первой летописи записи о Литве начинаются с 1184 года:

Въ лѣто 6691 [1183]… На ту же зиму бишася пльсковици съ Литвою, и много ся издѣя зла пльсковицемъ.

Въ лЂто 6706 [1198]. … Изяслав бяше посаженъ на Лукахъ княжити и от Литвы оплечье Новугороду, и тамо преставися; … На ту же осень придоша полочяне съ Литвою на Лукы и пожьгоша хоромы, а лучяне устерегошася и избыша въ городЂ.

Въ лЂто 6708 [1200]. Ловоть възяша Литва и до Налюця, съ БЂлее до Свинорта и до Ворча середу; и гнашася новгородьци по нихъ и до Цьрнянъ, и бишася с ними, и убиша Литвы мужь 80, а новгородьць 15…

Въ лЂто 6718 [1210]. Новгородьци угонивъше Литву въ Ходыницихъ, избиша съ князьмь Володимиромь и с посадникомь Твьрдиславомь.

Въ лЂто 6721 [1213]. Въ Петрово говение изъехаша Литва безбожная Пльсковъ и пожгоша: пльсковици бо бяху въ то время изгнали князя Володимира от себе, а пльсковици бяху на озЂрЂ; и много створиша зла и отъидоша.

Генрих в Хронике Ливонии описал этот набег как поход на Псков войска Лембиту и эстов (жителей Сакалы и Вильянди — территории западнее эстонского оз. Выртсъярв).

О литвинах (Lethones, Litowini) Генрих Латыш впервые упомянул в Хронике в связи с событиями февраля 1185 года, когда

«литвины, разорив Ливонию, весьма многих увели в рабство»[15].

В 1203 году литвины с князем Герцике Всеволодом подступали к Риге. Более подробно Генрих описал нападение тевтонов и семигалов в 1205 году на большой конный отряд литвинов, возвращавшихся с добычей из похода на эстов. В 1216 году литвины были призваны полоцким князем Владимиром для похода на тевтонов, не состоявшегося из-за внезапной смерти Владимира. В 1221 году литвины были союзниками новгородцев и в походе на тевтонов дошли до Гауи.

Много сведений о литве содержится в Галицко-Волынской летописи. В ней первое упоминание о литве относится ко времени около 1210 года, когда литва и ятвяги воевали в Червенской Руси. Около конца 1219 года несколько отрядов литвы нанялись на службу к волынским князьям.

По версии краковского каноника Яна Длугоша, литовцы прозошли если не от римлян, то от италиков, из Италии переселившихся в северную страну. После окончательного присоединения Жомойтии к Литве (Мельнский мир 1422 года) версия Длугоша была использована Гаштольдами и развита в легендарных Хрониках:

« А в то время, где Кернус правил, на Завилейской стороне люди его за Вилией осели и играли на трубах дубасных. И прозвал тот Кернос берег языком своим римским, по латыни Litus, где себя люди множат, а трубы, что на них играют, tuba, и дал имя тем людям своим на латыни, сложив берег с трубой, Listubania. А простые люди не умели говорить по-латински и начали называть просто Литвою. И с того времени начал себя звать народ Литовским и множиться от Жомойтии».[16]

В этих Хрониках было подчёркнуто значение Новогрудка, которым в первой половине XVI века управляли Гаштольды, заинтересованные в прославлении своего рода.

Части или вариации этих легенд нашли отражение в трудах Мацея Стрыйковского, В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова и получили развитие у последующих историографов.

В Лаврентьевской летописи, известной с конца XVIII века благодаря деятельности Мусина-Пушкина, содержится упоминание о литве как этносе:

Въ афетовї же части сѣдить русь. чюдь. овсиязыцѣ мерѧ мурома. всь. мордва. заволочьскаячюдь. пермь. печера. ямь. югра.литва. зимигола.корсь. сѣтьгола. либь.лѧховѣ же и пруси. и чюдь. присѣдѧть к морю вѧрѧскому…

В поздней и ненадёжной Хронике Быховца язык легендарных литовских князей называется итальянским, и отличавшимся от языка людей именовавшихся литвой[17].

См. также

Ссылки

Примечания

  1. 1 2 3 Археология СССР. Литовские племена
  2. Литовско-русское государство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.) — СПб., 1890—1907.
  3. Этимологический словарь Фасмера
  4. МИХАЙЛОВА Е. Р., Формирование культуры длинных курганов: процесс на фоне эпохи.
  5. Кушнер П. И., ЭТНИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ПРИБАЛТИКИ, повт.изд., Вильнюс, 1991
  6. Кулаков В. И., Памятники археологии Калининградской области
  7. Русская история. О гетах готах и гепидах
  8. В. Н. Татищев, История Российская ч.1., гл. 23, О гетах, готах и гепидах.
  9. Древности литвы. Реконструкция. Археология СССР.
  10. Памятники литовских племен
  11. 1 2 А.Краўцэвіч, Міндоўг. Пачатак вялікага гаспадарства.
  12. Томас Баранаускас Истоки Литовского государства
  13. Д.Н. Александров, Д.М. Володихин. Борьба за Полоцк между Литвой и Русью в XII-XVI веках
  14. Alfredas Bumblauskas. Lietuvos tūkstantmetis – Millennium Lithuaniae. — Процитировано 2011-09-14
  15. Генрих Латыш. Хроника Ливонии. I, 5
  16. Хроника Быховца. Хроніка Биховця. Том 32. Литовсько-білоруські літописи
  17. В. Антипов Минск, ГРАНИЦЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТВЫ, ЖЕМАЙТИИ И РУСИ НА СОВРЕМЕННОЙ КАРТЕ

dic.academic.ru

Литва (племена) — Википедия. Что такое Литва (племена)

Литва́ — восточнобалтийские племена, заселявшие в Средние века юго-восточную часть современной территории Литвы и северо-западную часть современной территории Белоруссии — северные районы Верхнего Понеманья и Поднепровья[1][2].

Этимология названия

Мнения исследователей относительно происхождения этнонима «Литва» расходятся. Высказывается, в частности, предположение о его связи с названием реки Лиетава (Lietava, приток реки Вилия)[1].

Название «Литва» (Lituae) впервые встречается в Кведлинбургских анналах в записи за 1009 год[1]. Литва также неоднократно упоминается в «Повести временных лет», где этим словом в разных местах называются и племена, и страна — территория Литовского государства тех времен.

Согласно словарю Фасмера, русское название «Литва» восходит к древнерусскому «литъва». По мнению автора, это слово было заимствовано из литовского «Lietuva» («Литва»)[3].

История

Карта балтийских и славянских археологических культур V—VI вв. Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века. Расселение славянских племён в IX веке

Племена стали формироваться в бронзовом веке на основе племён культуры шнуровой керамики. В I веке до н. э. и в первой половине I века н. э. будущий ареал литвы был частью обширной территории культуры штрихованной керамики, оставленной одним из древних племенных образований балтов. Ряд исследователей отмечают движение населения в западной части ареала в IV веке н. э., укреплённые поселения этой культуры прекращают своё существование (гибнут в огне пожарищ).[4]

В археологии принято считать, что литве принадлежали так называемые восточно-литовские курганы, для которых характерны погребения с лошадьми. Во второй половине I века н. э. с развитием земледелия и скотоводства и ремёсел племенные союзы разрушились, им на смену пришли территориальные общины.

В период с середины V века по середину VI века в Прибалтике (Мазуры, Пруссия, Самбия, Восточная и Центральная Литва) происходят резкие изменения в материальной культуре и погребальных обрядах, социальной структуре населения. Эти изменения связывают с появлением групп хорошо вооружённых и организованных людей — ветеранов гуннских войн, вероятно воинов Аттилы[5][6][7]. К ним присоединяются группы готов, герулов и представители других племен. В погребальной обрядности происходят серьёзные изменения, на смену ингумациям приходят кремации. Пришельцы осваивают новые земли, создают дружины, создают систему межплеменных связей. Формируется так называемая Ольштынская группа, памятники которой датируются последней четвертью V века. Все эти процессы приводят к формированию раннесредневековой прусской культуры. В письменных источниках хорошо освещено так называемое «возвращение на родину герулов».

Ф. Д. Гуревич отмечала отсутствие преемственности в древности из курганов восточнолитовского типа в Верхнем Понеманье между городищами IV и V вв. Известно, что наиболее поздние из верхненеманских городищ со штрихованной керамикой имели развитую систему укреплений, не свойственную более ранним памятникам, свидетельствующую о возросшей опасности нападения извне. Многие древние городища были уничтожены огнём.

В VII—VIII веках на значительной части литовской территории обряд кремации становится господствующим, все более распространяясь на западные районы; исключение составили регионы жемайтов. Позднее появляются также погребения с конями[8]

Территория литвы отчетливо выделяется среди соседних балтских племен. В неё входят такие исторические литовские территории, как Дзукия, Аукштайтия и, отчасти, Судавия (Ятвягия), а также часть северо-западной территории Белоруссии (Чёрная Русь). Основной территорией расселения племени был бассейн Вилии (Нярис) с её правыми притоками Швентойей, Жейменой. В нижнем течении Няриса (Вилии) и на правобережье Швянтойи литва соседствовала с аукштайтами. Северо-западными соседями литвы были жемайты и земгалы, на севере — латгалы, их рубеж примерно соответствовал современной границе между Литвой и Латвией.

На востоке ареал литвы достигал верховьев Дисны (левого притока Западной Двины), оз. Нарочь, верхнего течения р. Вилии (Нярис). Здесь литва соприкасалась со славянскими кривичами. Далее на юге граница расселения литвы, охватывая бассейн Меркиса, достигала Немана и поднималась по его течению до низовьев Няриса (Вилии)[9]. Южными и юго-западными соседями были ятвяжские племена[источник не указан 2161 день], на чьи восточные окраины все чаще проникали представители восточно-славянских племен[10].

Со 2-й половины X века приходит активная славянская колонизация ятвяжских земель, лежащих далеко на север от Киевской земли в верховьях Немана, где возникают славянские поселения (Гродно, Новогрудок и другие). По мнению некоторых историков[10], это было связано с принятием на Руси христианства и уходом части языческого славянского населения в лесные районы Понеманья. В бассейне Немана и происходила встреча славян и балтов. В восточной части ареала проживания ятвягов чересполосно возникают славянские поселения.

В это же время на землях соседей — полоцких кривичей — появляются новые города Менеск и Изяславль[11]. В первой половине XI в. предпринимается ряд военных походов русских князей на литву. Вскоре в русских летописях литва начинает упоминаться как данник Руси.

В XII веке складываются феодальные отношения, литва поначалу зависит от Полоцка, но с 90-х годов XII века, уже Полоцкое княжество зависит от литовских феодалов, а с середины XIII века, как и Минское княжество, находится в составе Великого княжества Литовского[12].

Литва в исторических источниках

Фрагмент рукописи Кведлинбургских анналов (1009) с первым упоминанием о Литве

Первое упоминание о Литве сохранилось в Кведлинбургских анналах под 1009 годом, когда миссионер Брунон Бонифаций был убит на границе Руси и Литвы:

Св. Бруно, архиепископ и монах, нареченный Бонифацием, в 11-ый год своего обращения был обезглавлен язычниками на границе Руси и Литвы, и вместе с 18 своими последователями вознесся на небеса 9 марта.

Оригинальный текст (лат.)

Sanctus Bruno, qui cognominatur Bonifacius, archiepiscopus et monachus, XI suae conversionis anno in confinio Rusciae et Lituae a paganis capite plexus, cum suis XVIII, VII. Id. Martii petiit coelos.[13]

В Киевской летописи записи о Литве начинаются с 1040 года:

«Ярослав иде на Литву».

Под 1190 годом есть запись о походе Рюрика Ростиславича на Литву:

«Ростислав же … вборзе еха к отцю в Вручий. Отец бо его бяше пошел на Литву и бысть в Пинески у тещи своея и у шюрьи своея, тогда бо бяше свадба Ярополча. И бысть тепло и стече снегъ и не лезе бо имъ доити земли ихъ и възратишася въ свояси».

В Новгородской первой летописи записи о Литве начинаются с 1184 года:

Въ лѣто 6691 [1183]… На ту же зиму бишася пльсковици съ Литвою, и много ся издѣя зла пльсковицемъ.

Въ лЂто 6706 [1198]. … Изяслав бяше посаженъ на Лукахъ княжити и от Литвы оплечье Новугороду, и тамо преставися; … На ту же осень придоша полочяне съ Литвою на Лукы и пожьгоша хоромы, а лучяне устерегошася и избыша въ городЂ.

Въ лЂто 6708 [1200]. Ловоть възяша Литва и до Налюця, съ БЂлее до Свинорта и до Ворча середу; и гнашася новгородьци по нихъ и до Цьрнянъ, и бишася с ними, и убиша Литвы мужь 80, а новгородьць 15…

Въ лЂто 6718 [1210]. Новгородьци угонивъше Литву въ Ходыницихъ, избиша съ князьмь Володимиромь и с посадникомь Твьрдиславомь.

Въ лЂто 6721 [1213]. Въ Петрово говение изъехаша Литва безбожная Пльсковъ и пожгоша: пльсковици бо бяху въ то время изгнали князя Володимира от себе, а пльсковици бяху на озЂрЂ; и много створиша зла и отъидоша.

Генрих Латвийский в Хронике Ливонии описал этот набег как поход на Псков войска Лембиту и эстов (жителей Сакалы и Вильянди — территории западнее эстонского оз. Выртсъярв).

О литовцах (Lettones) Генрих Латвийский впервые упомянул в Хронике в связи с событиями февраля 1185 года, когда

«В ближайшую зиму литовцы (Lettones), разорив Ливонию, весьма многих увели в рабство.»[14].

В 1203 году войско князя Герцике Всеволода подступило к Риге. Более подробно Генрих описал нападение тевтонов и семигалов в 1205 году на большой конный отряд литовцев, возвращавшихся с добычей из похода на эстов. В 1216 году литовцы были призваны полоцким князем Владимиром для похода на тевтонов, не состоявшегося из-за внезапной смерти Владимира. В 1221 году литовцы были союзниками новгородцев и в походе на тевтонов дошли до Гауи.

Много сведений о литовцах содержится в Галицко-Волынской летописи. В ней первое упоминание о литовцах относится ко времени около 1210 года, когда литовцы и ятвяги воевали в Червенской Руси. Около конца 1219 года несколько отрядов литовцев нанялись на службу к волынским князьям.

Ещё в XIV веке сформировалась легендарная версия происхождения литовцев и Литвы. По версии краковского каноника Яна Длугоша, литовцы произошли если не от римлян, то от италиков, из Италии переселившихся в северную страну. После окончательного присоединения Жемайтии к Литве (Мельнский мир 1422 года) версия Длугоша была использована Гаштольдами и развита в легендарных Хрониках:

« А в то время, где Кернус правил, на Завилейской стороне люди его за Вилией осели и играли на трубах дубасных. И прозвал тот Кернос берег языком своим римским, по латыни Litus, где себя люди множат, а трубы, что на них играют, tuba, и дал имя тем людям своим на латыни, сложив берег с трубой, Listubania. А простые люди не умели говорить по-латински и начали называть просто Литвою. И с того времени начал себя звать народ Литовским и множиться от Жомойтии».[15]

В этих Хрониках было подчёркнуто значение Новогрудка, которым в первой половине XVI века управляли Гаштольды, заинтересованные в прославлении своего рода.

Части или вариации этих легенд нашли отражение в трудах Мацея Стрыйковского, В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова и получили развитие у последующих историографов.

В Лаврентьевской летописи, известной с конца XVIII века благодаря деятельности Мусина-Пушкина, содержится упоминание о литве как этносе:

Въ афетовї же части сѣдить русь. чюдь. овсиязыцѣ мерѧ мурома. всь. мордва. заволочьскаячюдь. пермь. печера. ямь. югра.литва. зимигола.корсь. сѣтьгола. либь.лѧховѣ же и пруси. и чюдь. присѣдѧть к морю вѧрѧскому…

В поздней и ненадёжной Хронике Быховца язык легендарных литовских князей называется итальянским, и отличавшимся от языка людей именовавшихся литвой[16].

Примечания

  1. 1 2 3 Археология СССР. Литовские племена
  2. ↑ Литовско-русское государство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. ↑ Этимологический словарь Фасмера
  4. ↑ Седов В. В., «Кривичи»
  5. МИХАЙЛОВА Е. Р., Формирование культуры длинных курганов: процесс на фоне эпохи.
  6. Кушнер П. И., ЭТНИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ПРИБАЛТИКИ, повт.изд., Вильнюс, 1991  (недоступная ссылка — история). Проверено 17 июля 2010. Архивировано 2 февраля 2012 года.
  7. Кулаков В. И., Памятники археологии Калининградской области Архивировано 14 декабря 2010 года.
  8. ↑ Древности литвы. Реконструкция. Археология СССР.
  9. ↑ Памятники литовских племен
  10. 1 2 А.Краўцэвіч, Міндоўг. Пачатак вялікага гаспадарства. (недоступная ссылка)
  11. ↑ Томас Баранаускас Истоки Литовского государства
  12. ↑ Д. Н. Александров, Д. М. Володихин. Борьба за Полоцк между Литвой и Русью в XII—XVI веках Архивировано 25 августа 2011 года.
  13. ↑ Alfredas Bumblauskas. Lietuvos tūkstantmetis – Millennium Lithuaniae. — Процитировано 2011-09-14
  14. ↑ Генрих Латвийский. Хроника Ливонии.
  15. ↑ Хроника Быховца. Хроніка Биховця. Том 32. Литовсько-білоруські літописи
  16. ↑ В. Антипов Минск, ГРАНИЦЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТВЫ, ЖЕМАЙТИИ И РУСИ НА СОВРЕМЕННОЙ КАРТЕ

Ссылки

wiki.sc

Литва (племена) — Википедия

Литва́ — восточнобалтийские племена, заселявшие в Средние века юго-восточную часть современной территории Литвы и северо-западную часть современной территории Белоруссии — северные районы Верхнего Понеманья и Поднепровья[1][2].

Мнения исследователей относительно происхождения этнонима «Литва» расходятся. Высказывается, в частности, предположение о его связи с названием реки Лиетава (Lietava, приток реки Вилия)[1].

Название «Литва» (Lituae) впервые встречается в Кведлинбургских анналах в записи за 1009 год[1]. Литва также неоднократно упоминается в «Повести временных лет», где этим словом в разных местах называются и племена, и страна — территория Литовского государства тех времен.

Согласно словарю Фасмера, русское название «Литва» восходит к древнерусскому «литъва». По мнению автора, это слово было заимствовано из литовского «Lietuva» («Литва»)[3].

Карта балтийских и славянских археологических культур V—VI вв. Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века. Расселение славянских племён в IX веке

Племена стали формироваться в бронзовом веке на основе племён культуры шнуровой керамики. В I веке до н. э. и в первой половине I века н. э. будущий ареал литвы был частью обширной территории культуры штрихованной керамики, оставленной одним из древних племенных образований балтов. Ряд исследователей отмечают движение населения в западной части ареала в IV веке н. э., укреплённые поселения этой культуры прекращают своё существование (гибнут в огне пожарищ).[4]

В археологии принято считать, что литве принадлежали так называемые восточно-литовские курганы, для которых характерны погребения с лошадьми. Во второй половине I века н. э. с развитием земледелия и скотоводства и ремёсел племенные союзы разрушились, им на смену пришли территориальные общины.

В период с середины V века по середину VI века в Прибалтике (Мазуры, Пруссия, Самбия, Восточная и Центральная Литва) происходят резкие изменения в материальной культуре и погребальных обрядах, социальной структуре населения. Эти изменения связывают с появлением групп хорошо вооружённых и организованных людей — ветеранов гуннских войн, вероятно воинов Аттилы[5][6][7]. К ним присоединяются группы готов, герулов и представители других племен. В погребальной обрядности происходят серьёзные изменения, на смену ингумациям приходят кремации. Пришельцы осваивают новые земли, создают дружины, создают систему межплеменных связей. Формируется так называемая Ольштынская группа, памятники которой датируются последней четвертью V века. Все эти процессы приводят к формированию раннесредневековой прусской культуры. В письменных источниках хорошо освещено так называемое «возвращение на родину герулов».

Ф. Д. Гуревич отмечала отсутствие преемственности в древности из курганов восточнолитовского типа в Верхнем Понеманье между городищами IV и V вв. Известно, что наиболее поздние из верхненеманских городищ со штрихованной керамикой имели развитую систему укреплений, не свойственную более ранним памятникам, свидетельствующую о возросшей опасности нападения извне. Многие древние городища были уничтожены огнём.

В VII—VIII веках на значительной части литовской территории обряд кремации становится господствующим, все более распространяясь на западные районы; исключение составили регионы жемайтов. Позднее появляются также погребения с конями[8]

Территория литвы отчетливо выделяется среди соседних балтских племен. В неё входят такие исторические литовские территории, как Дзукия, Аукштайтия и, отчасти, Судавия (Ятвягия), а также часть северо-западной территории Белоруссии (Чёрная Русь). Основной территорией расселения племени был бассейн Вилии (Нярис) с её правыми притоками Швентойей, Жейменой. В нижнем течении Няриса (Вилии) и на правобережье Швянтойи литва соседствовала с аукштайтами. Северо-западными соседями литвы были жемайты и земгалы, на севере — латгалы, их рубеж примерно соответствовал современной границе между Литвой и Латвией.

На востоке ареал литвы достигал верховьев Дисны (левого притока Западной Двины), оз. Нарочь, верхнего течения р. Вилии (Нярис). Здесь литва соприкасалась со славянскими кривичами. Далее на юге граница расселения литвы, охватывая бассейн Меркиса, достигала Немана и поднималась по его течению до низовьев Няриса (Вилии)[9]. Южными и юго-западными соседями были ятвяжские племена[источник не указан 2217 дней], на чьи восточные окраины все чаще проникали представители восточно-славянских племен[10].

Со 2-й половины X века приходит активная славянская колонизация ятвяжских земель, лежащих далеко на север от Киевской земли в верховьях Немана, где возникают славянские поселения (Гродно, Новогрудок и другие). По мнению некоторых историков[10], это было связано с принятием на Руси христианства и уходом части языческого славянского населения в лесные районы Понеманья. В бассейне Немана и происходила встреча славян и балтов. В восточной части ареала проживания ятвягов чересполосно возникают славянские поселения.

В это же время на землях соседей — полоцких кривичей — появляются новые города Менеск и Изяславль[11]. В первой половине XI в. предпринимается ряд военных походов русских князей на литву. Вскоре в русских летописях литва начинает упоминаться как данник Руси.

В XII веке складываются феодальные отношения, литва поначалу зависит от Полоцка, но с 90-х годов XII века, уже Полоцкое княжество зависит от литовских феодалов, а с середины XIII века, как и Минское княжество, находится в составе Великого княжества Литовского[12].

Фрагмент рукописи Кведлинбургских анналов (1009) с первым упоминанием о Литве

Первое упоминание о Литве сохранилось в Кведлинбургских анналах под 1009 годом, когда миссионер Брунон Бонифаций был убит на границе Руси и Литвы:

Св. Бруно, архиепископ и монах, нареченный Бонифацием, в 11-ый год своего обращения был обезглавлен язычниками на границе Руси и Литвы, и вместе с 18 своими последователями вознесся на небеса 9 марта.

Оригинальный текст (лат.)

Sanctus Bruno, qui cognominatur Bonifacius, archiepiscopus et monachus, XI suae conversionis anno in confinio Rusciae et Lituae a paganis capite plexus, cum suis XVIII, VII. Id. Martii petiit coelos.[13]

В Киевской летописи записи о Литве начинаются с 1040 года:

«Ярослав иде на Литву».

Под 1190 годом есть запись о походе Рюрика Ростиславича на Литву:

«Ростислав же … вборзе еха к отцю в Вручий. Отец бо его бяше пошел на Литву и бысть в Пинески у тещи своея и у шюрьи своея, тогда бо бяше свадба Ярополча. И бысть тепло и стече снегъ и не лезе бо имъ доити земли ихъ и възратишася въ свояси».

В Новгородской первой летописи записи о Литве начинаются с 1184 года:

Въ лѣто 6691 [1183]… На ту же зиму бишася пльсковици съ Литвою, и много ся издѣя зла пльсковицемъ.

Въ лЂто 6706 [1198]. … Изяслав бяше посаженъ на Лукахъ княжити и от Литвы оплечье Новугороду, и тамо преставися; … На ту же осень придоша полочяне съ Литвою на Лукы и пожьгоша хоромы, а лучяне устерегошася и избыша въ городЂ.

Въ лЂто 6708 [1200]. Ловоть възяша Литва и до Налюця, съ БЂлее до Свинорта и до Ворча середу; и гнашася новгородьци по нихъ и до Цьрнянъ, и бишася с ними, и убиша Литвы мужь 80, а новгородьць 15…

Въ лЂто 6718 [1210]. Новгородьци угонивъше Литву въ Ходыницихъ, избиша съ князьмь Володимиромь и с посадникомь Твьрдиславомь.

Въ лЂто 6721 [1213]. Въ Петрово говение изъехаша Литва безбожная Пльсковъ и пожгоша: пльсковици бо бяху въ то время изгнали князя Володимира от себе, а пльсковици бяху на озЂрЂ; и много створиша зла и отъидоша.

Генрих Латвийский в Хронике Ливонии описал этот набег как поход на Псков войска Лембиту и эстов (жителей Сакалы и Вильянди — территории западнее эстонского оз. Выртсъярв).

О литовцах (Lettones) Генрих Латвийский впервые упомянул в Хронике в связи с событиями февраля 1185 года, когда

«В ближайшую зиму литовцы (Lettones), разорив Ливонию, весьма многих увели в рабство.»[14].

В 1203 году войско князя Герцике Всеволода подступило к Риге. Более подробно Генрих описал нападение тевтонов и семигалов в 1205 году на большой конный отряд литовцев, возвращавшихся с добычей из похода на эстов. В 1216 году литовцы были призваны полоцким князем Владимиром для похода на тевтонов, не состоявшегося из-за внезапной смерти Владимира. В 1221 году литовцы были союзниками новгородцев и в походе на тевтонов дошли до Гауи.

Много сведений о литовцах содержится в Галицко-Волынской летописи. В ней первое упоминание о литовцах относится ко времени около 1210 года, когда литовцы и ятвяги воевали в Червенской Руси. Около конца 1219 года несколько отрядов литовцев нанялись на службу к волынским князьям.

Ещё в XIV веке сформировалась легендарная версия происхождения литовцев и Литвы. По версии краковского каноника Яна Длугоша, литовцы произошли если не от римлян, то от италиков, из Италии переселившихся в северную страну. После окончательного присоединения Жемайтии к Литве (Мельнский мир 1422 года) версия Длугоша была использована Гаштольдами и развита в легендарных Хрониках:

« А в то время, где Кернус правил, на Завилейской стороне люди его за Вилией осели и играли на трубах дубасных. И прозвал тот Кернос берег языком своим римским, по латыни Litus, где себя люди множат, а трубы, что на них играют, tuba, и дал имя тем людям своим на латыни, сложив берег с трубой, Listubania. А простые люди не умели говорить по-латински и начали называть просто Литвою. И с того времени начал себя звать народ Литовским и множиться от Жомойтии».[15]

В этих Хрониках было подчёркнуто значение Новогрудка, которым в первой половине XVI века управляли Гаштольды, заинтересованные в прославлении своего рода.

Части или вариации этих легенд нашли отражение в трудах Мацея Стрыйковского, В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова и получили развитие у последующих историографов.

В Лаврентьевской летописи, известной с конца XVIII века благодаря деятельности Мусина-Пушкина, содержится упоминание о литве как этносе:

Въ афетовї же части сѣдить русь. чюдь. овсиязыцѣ мерѧ мурома. всь. мордва. заволочьскаячюдь. пермь. печера. ямь. югра.литва. зимигола.корсь. сѣтьгола. либь.лѧховѣ же и пруси. и чюдь. присѣдѧть к морю вѧрѧскому…

В поздней и ненадёжной Хронике Быховца язык легендарных литовских князей называется итальянским, и отличавшимся от языка людей именовавшихся литвой[16].

  1. 1 2 3 Археология СССР. Литовские племена
  2. ↑ Литовско-русское государство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. ↑ Этимологический словарь Фасмера
  4. ↑ Седов В. В., «Кривичи»
  5. МИХАЙЛОВА Е. Р., Формирование культуры длинных курганов: процесс на фоне эпохи.
  6. Кушнер П. И., ЭТНИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ПРИБАЛТИКИ, повт.изд., Вильнюс, 1991 (недоступная ссылка — история). Проверено 17 июля 2010. Архивировано 2 февраля 2012 года.
  7. Кулаков В. И., Памятники археологии Калининградской области Архивировано 14 декабря 2010 года.
  8. ↑ Древности литвы. Реконструкция. Археология СССР.
  9. ↑ Памятники литовских племен
  10. 1 2 А.Краўцэвіч, Міндоўг. Пачатак вялікага гаспадарства. (недоступная ссылка)
  11. ↑ Томас Баранаускас Истоки Литовского государства
  12. ↑ Д. Н. Александров, Д. М. Володихин. Борьба за Полоцк между Литвой и Русью в XII—XVI веках Архивировано 25 августа 2011 года.
  13. ↑ Alfredas Bumblauskas. Lietuvos tūkstantmetis – Millennium Lithuaniae. — Процитировано 2011-09-14
  14. ↑ Генрих Латвийский. Хроника Ливонии.
  15. ↑ Хроника Быховца. Хроніка Биховця. Том 32. Литовсько-білоруські літописи
  16. ↑ В. Антипов Минск, ГРАНИЦЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТВЫ, ЖЕМАЙТИИ И РУСИ НА СОВРЕМЕННОЙ КАРТЕ

ru.wikiyy.com

Литва (племена) — WiKi

Мнения исследователей относительно происхождения этнонима «Литва» расходятся. Высказывается, в частности, предположение о его связи с названием реки Лиетава (Lietava, приток реки Вилия)[1].

Название «Литва» (Lituae) впервые встречается в Кведлинбургских анналах в записи за 1009 год[1]. Литва также неоднократно упоминается в «Повести временных лет», где этим словом в разных местах называются и племена, и страна — территория Литовского государства тех времен.

Согласно словарю Фасмера, русское название «Литва» восходит к древнерусскому «литъва». По мнению автора, это слово было заимствовано из литовского «Lietuva» («Литва»)[3].

  Карта балтийских и славянских археологических культур V—VI вв.   Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века.   Расселение славянских племён в IX веке

Племена стали формироваться в бронзовом веке на основе племён культуры шнуровой керамики. В I веке до н. э. и в первой половине I века н. э. будущий ареал литвы был частью обширной территории культуры штрихованной керамики, оставленной одним из древних племенных образований балтов. Ряд исследователей отмечают движение населения в западной части ареала в IV веке н. э., укреплённые поселения этой культуры прекращают своё существование (гибнут в огне пожарищ).[4]

В археологии принято считать, что литве принадлежали так называемые восточно-литовские курганы, для которых характерны погребения с лошадьми. Во второй половине I века н. э. с развитием земледелия и скотоводства и ремёсел племенные союзы разрушились, им на смену пришли территориальные общины.

В период с середины V века по середину VI века в Прибалтике (Мазуры, Пруссия, Самбия, Восточная и Центральная Литва) происходят резкие изменения в материальной культуре и погребальных обрядах, социальной структуре населения. Эти изменения связывают с появлением групп хорошо вооружённых и организованных людей — ветеранов гуннских войн, вероятно воинов Аттилы[5][6][7]. К ним присоединяются группы готов, герулов и представители других племен. В погребальной обрядности происходят серьёзные изменения, на смену ингумациям приходят кремации. Пришельцы осваивают новые земли, создают дружины, создают систему межплеменных связей. Формируется так называемая Ольштынская группа, памятники которой датируются последней четвертью V века. Все эти процессы приводят к формированию раннесредневековой прусской культуры. В письменных источниках хорошо освещено так называемое «возвращение на родину герулов».

Ф. Д. Гуревич отмечала отсутствие преемственности в древности из курганов восточнолитовского типа в Верхнем Понеманье между городищами IV и V вв. Известно, что наиболее поздние из верхненеманских городищ со штрихованной керамикой имели развитую систему укреплений, не свойственную более ранним памятникам, свидетельствующую о возросшей опасности нападения извне. Многие древние городища были уничтожены огнём.

В VII—VIII веках на значительной части литовской территории обряд кремации становится господствующим, все более распространяясь на западные районы; исключение составили регионы жемайтов. Позднее появляются также погребения с конями[8]

Территория литвы отчетливо выделяется среди соседних балтских племен. В неё входят такие исторические литовские территории, как Дзукия, Аукштайтия и, отчасти, Судавия (Ятвягия), а также часть северо-западной территории Белоруссии (Чёрная Русь). Основной территорией расселения племени был бассейн Вилии (Нярис) с её правыми притоками Швентойей, Жейменой. В нижнем течении Няриса (Вилии) и на правобережье Швянтойи литва соседствовала с аукштайтами. Северо-западными соседями литвы были жемайты и земгалы, на севере — латгалы, их рубеж примерно соответствовал современной границе между Литвой и Латвией.

На востоке ареал литвы достигал верховьев Дисны (левого притока Западной Двины), оз. Нарочь, верхнего течения р. Вилии (Нярис). Здесь литва соприкасалась со славянскими кривичами. Далее на юге граница расселения литвы, охватывая бассейн Меркиса, достигала Немана и поднималась по его течению до низовьев Няриса (Вилии)[9]. Южными и юго-западными соседями были ятвяжские племена[источник не указан 2217 дней], на чьи восточные окраины все чаще проникали представители восточно-славянских племен[10].

Со 2-й половины X века приходит активная славянская колонизация ятвяжских земель, лежащих далеко на север от Киевской земли в верховьях Немана, где возникают славянские поселения (Гродно, Новогрудок и другие). По мнению некоторых историков[10], это было связано с принятием на Руси христианства и уходом части языческого славянского населения в лесные районы Понеманья. В бассейне Немана и происходила встреча славян и балтов. В восточной части ареала проживания ятвягов чересполосно возникают славянские поселения.

В это же время на землях соседей — полоцких кривичей — появляются новые города Менеск и Изяславль[11]. В первой половине XI в. предпринимается ряд военных походов русских князей на литву. Вскоре в русских летописях литва начинает упоминаться как данник Руси.

В XII веке складываются феодальные отношения, литва поначалу зависит от Полоцка, но с 90-х годов XII века, уже Полоцкое княжество зависит от литовских феодалов, а с середины XIII века, как и Минское княжество, находится в составе Великого княжества Литовского[12].

  Фрагмент рукописи Кведлинбургских анналов (1009) с первым упоминанием о Литве

Первое упоминание о Литве сохранилось в Кведлинбургских анналах под 1009 годом, когда миссионер Брунон Бонифаций был убит на границе Руси и Литвы:

Св. Бруно, архиепископ и монах, нареченный Бонифацием, в 11-ый год своего обращения был обезглавлен язычниками на границе Руси и Литвы, и вместе с 18 своими последователями вознесся на небеса 9 марта.

Оригинальный текст (лат.)

Sanctus Bruno, qui cognominatur Bonifacius, archiepiscopus et monachus, XI suae conversionis anno in confinio Rusciae et Lituae a paganis capite plexus, cum suis XVIII, VII. Id. Martii petiit coelos.[13]

В Киевской летописи записи о Литве начинаются с 1040 года:

«Ярослав иде на Литву».

Под 1190 годом есть запись о походе Рюрика Ростиславича на Литву:

«Ростислав же … вборзе еха к отцю в Вручий. Отец бо его бяше пошел на Литву и бысть в Пинески у тещи своея и у шюрьи своея, тогда бо бяше свадба Ярополча. И бысть тепло и стече снегъ и не лезе бо имъ доити земли ихъ и възратишася въ свояси».

В Новгородской первой летописи записи о Литве начинаются с 1184 года:

Въ лѣто 6691 [1183]… На ту же зиму бишася пльсковици съ Литвою, и много ся издѣя зла пльсковицемъ.

Въ лЂто 6706 [1198]. … Изяслав бяше посаженъ на Лукахъ княжити и от Литвы оплечье Новугороду, и тамо преставися; … На ту же осень придоша полочяне съ Литвою на Лукы и пожьгоша хоромы, а лучяне устерегошася и избыша въ городЂ.

Въ лЂто 6708 [1200]. Ловоть възяша Литва и до Налюця, съ БЂлее до Свинорта и до Ворча середу; и гнашася новгородьци по нихъ и до Цьрнянъ, и бишася с ними, и убиша Литвы мужь 80, а новгородьць 15…

Въ лЂто 6718 [1210]. Новгородьци угонивъше Литву въ Ходыницихъ, избиша съ князьмь Володимиромь и с посадникомь Твьрдиславомь.

Въ лЂто 6721 [1213]. Въ Петрово говение изъехаша Литва безбожная Пльсковъ и пожгоша: пльсковици бо бяху въ то время изгнали князя Володимира от себе, а пльсковици бяху на озЂрЂ; и много створиша зла и отъидоша.

Генрих Латвийский в Хронике Ливонии описал этот набег как поход на Псков войска Лембиту и эстов (жителей Сакалы и Вильянди — территории западнее эстонского оз. Выртсъярв).

О литовцах (Lettones) Генрих Латвийский впервые упомянул в Хронике в связи с событиями февраля 1185 года, когда

«В ближайшую зиму литовцы (Lettones), разорив Ливонию, весьма многих увели в рабство.»[14].

В 1203 году войско князя Герцике Всеволода подступило к Риге. Более подробно Генрих описал нападение тевтонов и семигалов в 1205 году на большой конный отряд литовцев, возвращавшихся с добычей из похода на эстов. В 1216 году литовцы были призваны полоцким князем Владимиром для похода на тевтонов, не состоявшегося из-за внезапной смерти Владимира. В 1221 году литовцы были союзниками новгородцев и в походе на тевтонов дошли до Гауи.

Много сведений о литовцах содержится в Галицко-Волынской летописи. В ней первое упоминание о литовцах относится ко времени около 1210 года, когда литовцы и ятвяги воевали в Червенской Руси. Около конца 1219 года несколько отрядов литовцев нанялись на службу к волынским князьям.

Ещё в XIV веке сформировалась легендарная версия происхождения литовцев и Литвы. По версии краковского каноника Яна Длугоша, литовцы произошли если не от римлян, то от италиков, из Италии переселившихся в северную страну. После окончательного присоединения Жемайтии к Литве (Мельнский мир 1422 года) версия Длугоша была использована Гаштольдами и развита в легендарных Хрониках:

« А в то время, где Кернус правил, на Завилейской стороне люди его за Вилией осели и играли на трубах дубасных. И прозвал тот Кернос берег языком своим римским, по латыни Litus, где себя люди множат, а трубы, что на них играют, tuba, и дал имя тем людям своим на латыни, сложив берег с трубой, Listubania. А простые люди не умели говорить по-латински и начали называть просто Литвою. И с того времени начал себя звать народ Литовским и множиться от Жомойтии».[15]

В этих Хрониках было подчёркнуто значение Новогрудка, которым в первой половине XVI века управляли Гаштольды, заинтересованные в прославлении своего рода.

Части или вариации этих легенд нашли отражение в трудах Мацея Стрыйковского, В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова и получили развитие у последующих историографов.

В Лаврентьевской летописи, известной с конца XVIII века благодаря деятельности Мусина-Пушкина, содержится упоминание о литве как этносе:

Въ афетовї же части сѣдить русь. чюдь. овсиязыцѣ мерѧ мурома. всь. мордва. заволочьскаячюдь. пермь. печера. ямь. югра.литва. зимигола.корсь. сѣтьгола. либь.лѧховѣ же и пруси. и чюдь. присѣдѧть к морю вѧрѧскому…

В поздней и ненадёжной Хронике Быховца язык легендарных литовских князей называется итальянским, и отличавшимся от языка людей именовавшихся литвой[16].

ru-wiki.org

Литва (племена) — Википедия

Литва́ — восточнобалтийские племена, заселявшие в Средние века юго-восточную часть современной территории Литвы и северо-западную часть современной территории Белоруссии — северные районы Верхнего Понеманья и Поднепровья[1][2].

Этимология названия

Мнения исследователей относительно происхождения этнонима «Литва» расходятся. Высказывается, в частности, предположение о его связи с названием реки Лиетава (Lietava, приток реки Вилия)[1].

Название «Литва» (Lituae) впервые встречается в Кведлинбургских анналах в записи за 1009 год[1]. Литва также неоднократно упоминается в «Повести временных лет», где этим словом в разных местах называются и племена, и страна — территория Литовского государства тех времен.

Согласно словарю Фасмера, русское название «Литва» восходит к древнерусскому «литъва». По мнению автора, это слово было заимствовано из литовского «Lietuva» («Литва»)[3].

Видео по теме

История

Карта балтийских и славянских археологических культур V—VI вв. Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века. Расселение славянских племён в IX веке

Племена стали формироваться в бронзовом веке на основе племён культуры шнуровой керамики. В I веке до н. э. и в первой половине I века н. э. будущий ареал литвы был частью обширной территории культуры штрихованной керамики, оставленной одним из древних племенных образований балтов. Ряд исследователей отмечают движение населения в западной части ареала в IV веке н. э., укреплённые поселения этой культуры прекращают своё существование (гибнут в огне пожарищ).[4]

В археологии принято считать, что литве принадлежали так называемые восточно-литовские курганы, для которых характерны погребения с лошадьми. Во второй половине I века н. э. с развитием земледелия и скотоводства и ремёсел племенные союзы разрушились, им на смену пришли территориальные общины.

В период с середины V века по середину VI века в Прибалтике (Мазуры, Пруссия, Самбия, Восточная и Центральная Литва) происходят резкие изменения в материальной культуре и погребальных обрядах, социальной структуре населения. Эти изменения связывают с появлением групп хорошо вооружённых и организованных людей — ветеранов гуннских войн, вероятно воинов Аттилы[5][6][7]. К ним присоединяются группы готов, герулов и представители других племен. В погребальной обрядности происходят серьёзные изменения, на смену ингумациям приходят кремации. Пришельцы осваивают новые земли, создают дружины, создают систему межплеменных связей. Формируется так называемая Ольштынская группа, памятники которой датируются последней четвертью V века. Все эти процессы приводят к формированию раннесредневековой прусской культуры. В письменных источниках хорошо освещено так называемое «возвращение на родину герулов».

Ф. Д. Гуревич отмечала отсутствие преемственности в древности из курганов восточнолитовского типа в Верхнем Понеманье между городищами IV и V вв. Известно, что наиболее поздние из верхненеманских городищ со штрихованной керамикой имели развитую систему укреплений, не свойственную более ранним памятникам, свидетельствующую о возросшей опасности нападения извне. Многие древние городища были уничтожены огнём.

В VII—VIII веках на значительной части литовской территории обряд кремации становится господствующим, все более распространяясь на западные районы; исключение составили регионы жемайтов. Позднее появляются также погребения с конями[8]

Территория литвы отчетливо выделяется среди соседних балтских племен. В неё входят такие исторические литовские территории, как Дзукия, Аукштайтия и, отчасти, Судавия (Ятвягия), а также часть северо-западной территории Белоруссии (Чёрная Русь). Основной территорией расселения племени был бассейн Вилии (Нярис) с её правыми притоками Швентойей, Жейменой. В нижнем течении Няриса (Вилии) и на правобережье Швянтойи литва соседствовала с аукштайтами. Северо-западными соседями литвы были жемайты и земгалы, на севере — латгалы, их рубеж примерно соответствовал современной границе между Литвой и Латвией.

На востоке ареал литвы достигал верховьев Дисны (левого притока Западной Двины), оз. Нарочь, верхнего течения р. Вилии (Нярис). Здесь литва соприкасалась со славянскими кривичами. Далее на юге граница расселения литвы, охватывая бассейн Меркиса, достигала Немана и поднималась по его течению до низовьев Няриса (Вилии)[9]. Южными и юго-западными соседями были ятвяжские племена[источник не указан 2161 день], на чьи восточные окраины все чаще проникали представители восточно-славянских племен[10].

Со 2-й половины X века приходит активная славянская колонизация ятвяжских земель, лежащих далеко на север от Киевской земли в верховьях Немана, где возникают славянские поселения (Гродно, Новогрудок и другие). По мнению некоторых историков[10], это было связано с принятием на Руси христианства и уходом части языческого славянского населения в лесные районы Понеманья. В бассейне Немана и происходила встреча славян и балтов. В восточной части ареала проживания ятвягов чересполосно возникают славянские поселения.

В это же время на землях соседей — полоцких кривичей — появляются новые города Менеск и Изяславль[11]. В первой половине XI в. предпринимается ряд военных походов русских князей на литву. Вскоре в русских летописях литва начинает упоминаться как данник Руси.

В XII веке складываются феодальные отношения, литва поначалу зависит от Полоцка, но с 90-х годов XII века, уже Полоцкое княжество зависит от литовских феодалов, а с середины XIII века, как и Минское княжество, находится в составе Великого княжества Литовского[12].

Литва в исторических источниках

Фрагмент рукописи Кведлинбургских анналов (1009) с первым упоминанием о Литве

Первое упоминание о Литве сохранилось в Кведлинбургских анналах под 1009 годом, когда миссионер Брунон Бонифаций был убит на границе Руси и Литвы:

Св. Бруно, архиепископ и монах, нареченный Бонифацием, в 11-ый год своего обращения был обезглавлен язычниками на границе Руси и Литвы, и вместе с 18 своими последователями вознесся на небеса 9 марта.

Оригинальный текст (лат.)

Sanctus Bruno, qui cognominatur Bonifacius, archiepiscopus et monachus, XI suae conversionis anno in confinio Rusciae et Lituae a paganis capite plexus, cum suis XVIII, VII. Id. Martii petiit coelos.[13]

В Киевской летописи записи о Литве начинаются с 1040 года:

«Ярослав иде на Литву».

Под 1190 годом есть запись о походе Рюрика Ростиславича на Литву:

«Ростислав же … вборзе еха к отцю в Вручий. Отец бо его бяше пошел на Литву и бысть в Пинески у тещи своея и у шюрьи своея, тогда бо бяше свадба Ярополча. И бысть тепло и стече снегъ и не лезе бо имъ доити земли ихъ и възратишася въ свояси».

В Новгородской первой летописи записи о Литве начинаются с 1184 года:

Въ лѣто 6691 [1183]… На ту же зиму бишася пльсковици съ Литвою, и много ся издѣя зла пльсковицемъ.

Въ лЂто 6706 [1198]. … Изяслав бяше посаженъ на Лукахъ княжити и от Литвы оплечье Новугороду, и тамо преставися; … На ту же осень придоша полочяне съ Литвою на Лукы и пожьгоша хоромы, а лучяне устерегошася и избыша въ городЂ.

Въ лЂто 6708 [1200]. Ловоть възяша Литва и до Налюця, съ БЂлее до Свинорта и до Ворча середу; и гнашася новгородьци по нихъ и до Цьрнянъ, и бишася с ними, и убиша Литвы мужь 80, а новгородьць 15…

Въ лЂто 6718 [1210]. Новгородьци угонивъше Литву въ Ходыницихъ, избиша съ князьмь Володимиромь и с посадникомь Твьрдиславомь.

Въ лЂто 6721 [1213]. Въ Петрово говение изъехаша Литва безбожная Пльсковъ и пожгоша: пльсковици бо бяху въ то время изгнали князя Володимира от себе, а пльсковици бяху на озЂрЂ; и много створиша зла и отъидоша.

Генрих Латвийский в Хронике Ливонии описал этот набег как поход на Псков войска Лембиту и эстов (жителей Сакалы и Вильянди — территории западнее эстонского оз. Выртсъярв).

О литовцах (Lettones) Генрих Латвийский впервые упомянул в Хронике в связи с событиями февраля 1185 года, когда

«В ближайшую зиму литовцы (Lettones), разорив Ливонию, весьма многих увели в рабство.»[14].

В 1203 году войско князя Герцике Всеволода подступило к Риге. Более подробно Генрих описал нападение тевтонов и семигалов в 1205 году на большой конный отряд литовцев, возвращавшихся с добычей из похода на эстов. В 1216 году литовцы были призваны полоцким князем Владимиром для похода на тевтонов, не состоявшегося из-за внезапной смерти Владимира. В 1221 году литовцы были союзниками новгородцев и в походе на тевтонов дошли до Гауи.

Много сведений о литовцах содержится в Галицко-Волынской летописи. В ней первое упоминание о литовцах относится ко времени около 1210 года, когда литовцы и ятвяги воевали в Червенской Руси. Около конца 1219 года несколько отрядов литовцев нанялись на службу к волынским князьям.

Ещё в XIV веке сформировалась легендарная версия происхождения литовцев и Литвы. По версии краковского каноника Яна Длугоша, литовцы произошли если не от римлян, то от италиков, из Италии переселившихся в северную страну. После окончательного присоединения Жемайтии к Литве (Мельнский мир 1422 года) версия Длугоша была использована Гаштольдами и развита в легендарных Хрониках:

« А в то время, где Кернус правил, на Завилейской стороне люди его за Вилией осели и играли на трубах дубасных. И прозвал тот Кернос берег языком своим римским, по латыни Litus, где себя люди множат, а трубы, что на них играют, tuba, и дал имя тем людям своим на латыни, сложив берег с трубой, Listubania. А простые люди не умели говорить по-латински и начали называть просто Литвою. И с того времени начал себя звать народ Литовским и множиться от Жомойтии».[15]

В этих Хрониках было подчёркнуто значение Новогрудка, которым в первой половине XVI века управляли Гаштольды, заинтересованные в прославлении своего рода.

Части или вариации этих легенд нашли отражение в трудах Мацея Стрыйковского, В. Н. Татищева, М. В. Ломоносова и получили развитие у последующих историографов.

В Лаврентьевской летописи, известной с конца XVIII века благодаря деятельности Мусина-Пушкина, содержится упоминание о литве как этносе:

Въ афетовї же части сѣдить русь. чюдь. овсиязыцѣ мерѧ мурома. всь. мордва. заволочьскаячюдь. пермь. печера. ямь. югра.литва. зимигола.корсь. сѣтьгола. либь.лѧховѣ же и пруси. и чюдь. присѣдѧть к морю вѧрѧскому…

В поздней и ненадёжной Хронике Быховца язык легендарных литовских князей называется итальянским, и отличавшимся от языка людей именовавшихся литвой[16].

Примечания

  1. 1 2 3 Археология СССР. Литовские племена
  2. ↑ Литовско-русское государство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. ↑ Этимологический словарь Фасмера
  4. ↑ Седов В. В., «Кривичи»
  5. МИХАЙЛОВА Е. Р., Формирование культуры длинных курганов: процесс на фоне эпохи.
  6. Кушнер П. И., ЭТНИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ПРИБАЛТИКИ, повт.изд., Вильнюс, 1991  (недоступная ссылка — история). Проверено 17 июля 2010. Архивировано 2 февраля 2012 года.
  7. Кулаков В. И., Памятники археологии Калининградской области Архивировано 14 декабря 2010 года.
  8. ↑ Древности литвы. Реконструкция. Археология СССР.
  9. ↑ Памятники литовских племен
  10. 1 2 А.Краўцэвіч, Міндоўг. Пачатак вялікага гаспадарства. (недоступная ссылка)
  11. ↑ Томас Баранаускас Истоки Литовского государства
  12. ↑ Д. Н. Александров, Д. М. Володихин. Борьба за Полоцк между Литвой и Русью в XII—XVI веках Архивировано 25 августа 2011 года.
  13. ↑ Alfredas Bumblauskas. Lietuvos tūkstantmetis – Millennium Lithuaniae. — Процитировано 2011-09-14
  14. ↑ Генрих Латвийский. Хроника Ливонии.
  15. ↑ Хроника Быховца. Хроніка Биховця. Том 32. Литовсько-білоруські літописи
  16. ↑ В. Антипов Минск, ГРАНИЦЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТВЫ, ЖЕМАЙТИИ И РУСИ НА СОВРЕМЕННОЙ КАРТЕ

Ссылки

wiki2.red

Литва (племена) Википедия

Литва́ — восточнобалтийские племена, заселявшие в Средние века юго-восточную часть современной территории Литвы и северо-западную часть современной территории Белоруссии — северные районы Верхнего Понеманья и Поднепровья[1][2].

Этимология названия[ | ]

Мнения исследователей относительно происхождения этнонима «Литва» расходятся. Высказывается, в частности, предположение о его связи с названием реки Лиетава (Lietava, приток реки Вилия)[1].

Название «Литва» (Lituae) впервые встречается в Кведлинбургских анналах в записи за 1009 год[1]. Литва также неоднократно упоминается в «Повести временных лет», где этим словом в разных местах называются и племена, и страна — территория Литовского государства тех времен.

Согласно словарю Фасмера, русское название «Литва» восходит к древнерусскому «литъва». По мнению автора, это слово было заимствовано из литовского «Lietuva» («Литва»)[3].

История[ | ]

Карта балтийских и славянских археологических культур V—VI вв. Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века. Расселение славянских племён в IX веке

Племена стали формироваться в бронзовом веке на основе племён культуры шнуровой керамики. В I веке до н. э. и в первой половине I века н. э. будущий ареал литвы был частью обширной территории культуры штрихованной керамики, оставленной одним из древних племенных образований балтов. Ряд исследователей отмечают движение населения в западной части ареала в IV веке н. э., укреплённые поселения этой культуры прекращают своё существование (гибнут в огне пожарищ).[4]

В археологии принято считать, что литве принадлежали так называемые восточно-литовские курганы, для которых характерны погребения с лошадьми. Во второй половине I века н. э. с развитием земледелия и скотоводства и ремёсел племенные союзы разрушились, им на смену пришли территориальные общины.

В период с середины V века по середину VI века в Прибалтике (Мазуры, Пруссия, Самбия, Восточная и Центральная Литва) происходят резкие изменения в материальной культуре и погребальных обрядах, социальной структуре населения. Эти изменения связывают с появлением групп хорошо вооружённых и организованных людей — ветеранов гуннских войн, вероятно воинов Аттилы[5][6][7]. К ним присоединяются группы готов, герулов и представители других племен. В погребальной обрядности происходят серьёзные изменения, на смену ингумациям приходят кремации. Пришельцы осваивают новые земли, создают дружины, создают си

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *