Писатель вальтер скотт – биография, творчество, интересные факты из жизни, экранизация произведений :: SYL.ru

Вальтер Скотт: биография краткая и творчество

Вальтер Скотт, биография которого описана в этой статье, является известным на весь мир писателем шотландского происхождения. Считается, что он — основоположник исторического романа. Наверное, в образованном мире нет людей, незнакомых с его рыцарем Айвенго или историей Роба Роя.

Детство и юность

Сэр Вальтер родился в августе 1771 года в Эдинбурге. Его семья была очень благополучной и образованной. Отец — Вальтер Джон — был юристом. Мать — Анна Резерфорд — была дочкой профессора медицины. У супругов было тринадцать детей. Писатель родился девятым по счету, но к моменту достижения им полугодовалого возраста у него осталось лишь трое братьев и сестер.

Следом за умершими мог отправиться и сам Вальтер Скотт. Краткая биография для детей не уточняет этот момент. Но в январе 1772 года ребенок тяжело заболел. Медики диагностировали детский паралич. Родные боялись, что малыш навсегда останется неподвижным, однако после долгих терапевтических манипуляций врачам удалось поставить его на ноги. К сожалению, до конца восстановить подвижность не удалось, и сэр Вальтер остался хромым на всю жизнь.

Несколько раз ему приходилось проходить долгое лечение от последствий младенческой болезни на курортах.

Большая часть его детства прошла в чудесном местечке Сэндиноу, где находилась ферма его деда.

В семилетнем возрасте он возвратился к родителям в Эдинбург, а с 1779 года начал посещать школу. Физический недостаток ему с лихвой заменяли живой ум и феноменальная память.

После окончания школы Вальтер Скотт, краткая биография которого очень информативна, поступает в местный колледж.

В это время он начинает увлекаться альпинизмом, опять-таки из-за здоровья. Занятия спортом помогли молодому человеку окрепнуть и получить уважение сверстников. Он много читал, уделяя особое внимание шотландским сказаниям и балладам. Сэр Вальтер выучил немецкий язык, чтобы лучше понимать немецких поэтов, творчеством которых также увлекался в студенческие годы.

Все как один его друзья утверждали, что он — прекрасный рассказчик, и прочили его в великие писатели. Но у Скотта была другая цель: он мечтал получить диплом адвоката.

Карьера

Это произошло в 1792 году, когда будущая литературная знаменитость выдержала экзамен в университете. Ему вручили диплом, и Вальтер Скотт, биография которого является подтверждением успешности писателя, открыл свою юридическую практику.

В 1791 году Скотт вступает в дискуссионный клуб, становится его казначеем и секретарем. Впоследствии он будет читать там лекции на темы парламентских реформ и неприкосновенности судей.

Впервые Скотт выступил защитником на уголовном процессе в 1793 году в Джедбурге.

Из-за характера своей работы Сэр Вальтер мало времени проводил в Эдинбурге, много путешествовал по округе, принимая участие в разных судебных делах. В 1795 году он побывал в Гэллоуэйе, где выступал адвокатом обвиняемой стороны.

Он не оставляет своего увлечения литературой и привозит из каждой своей поездки много фольклорного материала, записей сказаний и местных мифов.

В том же 1795 году Эдинбургская корпорация адвокатов выбирает его хранителем библиотеки, поскольку Скотт наиболее сведущ в этом деле.

Любовь к поэзии и писательству вообще практически никак не влияет на основную работу Вальтера Скотта.

После создания английского ополчения — в 1796 году — он вступает в королевский драгунский полк, где его назначают квартирмейстером.

С 1799 г. в местной газете начинают печатать статьи Скотта по юридическим вопросам. В том же году его назначают шерифом Селкиркшира.

В 1806-м его назначают преемником секретаря суда в Эдинбурге Дж. Хоума. В 1812-м, после смерти последнего, Скотт получает эту должность и доход в 1300 фунтов в год. Эта работа требует от писателя ежедневного присутствия в суде, но, несмотря на это, увлечение литературой не сходит на нет.

Поэтическая деятельность

Вальтер Скотт, краткая биография которого не вместит все события из его интереснейшей жизни, много путешествовал в поисках старинных баллад и сказаний, которые мечтал публиковать.

Его собственная деятельность в качестве писателя началась с переводов. Первым опытом стал немецкий поэт Бюргер, чьи поэмы («Ленор», «Дикий охотник») он адаптировал для жителей Соединенного Королевства. Затем были Гете и его поэма «Гец фон Берлихингем».

В 1800 году он пишет первую оригинальную балладу «Иванов вечер». В 1802-м сбывается его мечта — в свет выходит издание «Песни шотландской границы», в котором был опубликован весь собранный фольклорный материал.

Вальтер Скотт, биография которого стала интересовать почитателей его творчества, в один миг сделался знаменитым. С 1807 по 1815 годы он выпустил множество романтических произведений, которые прославили его как новатора и гения лиро-эпической поэмы.

Прозаический путь

Приступая к написанию романов, Вальтер Скотт сомневался в успехе этого дела, хотя уже был известен публике. Его первое прозаическое произведение «Уэверли» вышло в 1814 году. Не сказать, что оно снискало успех и славу, но было высоко оценено как критиками, так и простыми читателями.

Долгое время Скотт размышлял о том, в каком жанре писать свои романы. То, что они будут связаны с историей, автор не сомневался. Но чтобы быть непохожим на других и привнести что-то новое в литературный мир, он разработал совершенно новую структуру и создал тем самым жанр исторического романа. В нем реальные личности выступают лишь фоном и отражением эпохи, а на первый план выходят вымышленные персонажи, на судьбу которых влияют исторические события.

Вальтер Скотт, биография и творчество которого объединены любовью к прошлому, написал за свою жизнь двадцать восемь романов. Это невероятная работоспособность писателя, ведь первый роман был опубликован, когда ему уже исполнилось сорок два года!

До 1819-го Скотт пишет произведения с острой социально-исторической направленностью. Например, «Пуритане» (о восстании против династии Стюартов), «Роб Рой» (о шотландском Робине Гуде) и т. д.

После тематика его произведений значительно расширяется. Если раньше писателя интересовала лишь шотландская история, то теперь он обращается к событиям в Англии и Франции («Айвенго», «Квентин Дорвард»).

Начиная с 1820 годов, Вальтер Скотт, биография которого впоследствии станет источником вдохновения для многих писателей, публикует ряд исторических произведений («История Шотландии», «Жизнь Наполеона Бонапарта»).

Для своей страны он стал героем. Вальтер Скотт, биография, творчество которого имело огромное значение для шотландцев, сделал так, что весь мир узнал историю его родины благодаря его писательским трудам.

Айвенго

Для русского читателя самым значимым в библиографии писателя является его роман «Айвенго». Его проходят в школе, им зачитываются мальчишки, мечтающие о славе рыцаря, и романтичные девушки, жаждущие любви.

Уже в девятнадцатом веке этот роман признали классикой литературы. Тиражи и скорость продажи книг для того времени были просто феноменальными.

Внимание романа обращено исключительно к английской культуре. Автор описывает события, происходящие во время правления Ричарда Первого. Основой сюжета стала борьба между саксами и норманнами.

Книга была четырежды экранизирована и дважды адаптирована для оперы.

Смерть писателя

Жизнь Вальтера Скотта была невероятно насыщенной, успешной и, без сомнения, счастливой. Но слабое здоровье и полное отсутствие отдыха дали себя знать.

В 1830 году после апоплексического удара у писателя парализовало руку. А 21 сентября 1832 года случился инфаркт, который и унес жизнь Сэра Вальтера.

Личная жизнь

Вальтер Скотт, полная биография которого будет описана вскоре после смерти писателя, был человеком верным и добропорядочным. Он влюблялся дважды в своей жизни. Впервые это случилось в 1791 году. Это была Вильямина Бельшес, дочь адвоката из Эдинбурга. Но она предпочла ему банкира.

В 1796 году Скотт познакомился с француженкой Шарлоттой Шарпантье, на которой женился спустя год. У супругов родилось четверо детей (София, Вальтер, Анна, Чарлз).

Интересные факты

  1. Первые романы автора публиковались анонимно, а потом под псевдонимом Уэверли.
  2. Большинство своих энциклопедических знаний писатель получил самостоятельно, для этого ему стоило все один раз прочитать книгу, что еще раз подтверждает факт его отличной памяти.
  3. Именно Скотт ввел в обиход термин «фрилансер», использовав его в романе «Айвенго».

fb.ru

Список книг и других произведений Вальтер Скотт Сортировка по году написания

Сэр Вальтер Скотт (англ. Walter Scott; 15 августа 1771, Эдинбург — 21 сентября 1832, Эбботсфорд, похоронен в Драйбурге) — всемирно известный британский писатель, поэт, историк, собиратель древностей, адвокат, по происхождению шотландец. Считается основоположником жанра исторического романа.

Родился в Эдинбурге, в семье состоятельного шотландского юриста Вальтера Джона (1729—1799) и Анны Резерфорд (1739—1819), дочери профессора медицины Эдинбургского университета. Был девятым ребенком в семье, но, когда ему было полгода, в живых осталось только трое. В семье из 13 детей выжило шестеро.

В январе 1772 года заболел детским параличом, потерял подвижность правой ноги и навсегда остался хромым. Дважды — в 1775 и в 1777 годах — находился на лечении в курортных местечках Бат и Престонпанс. Детство его было тесно связано с Шотландским Приграничьем (Scottish Borders), где он проводил время на ферме своего деда в Сэндиноу, а также в доме своего дяди близ Келсо. Несмотря на свой физический недостаток, уже в раннем возрасте поражал окружающих живым умом и феноменальной памятью.

В 1778 году возвращается в Эдинбург. С 1779 года учится в эдинбургской школе, в 1785 году вступает в Эдинбургский колледж. В колледже увлекся альпинизмом, окреп физически, и приобрел популярность среди сверстников как отличный рассказчик. Много читал, в том числе античных авторов, увлекался романами и поэзией, особо выделял традиционные баллады и сказания Шотландии. Вместе со своими друзьями организовал в колледже «Поэтическое общество», изучал немецкий язык и знакомился с творчеством немецких поэтов.

Важным для Скотта становится 1792 год: в Эдинбургском университете он выдержал экзамен на звание адвоката. С этого времени он становится почтенным человеком с престижной профессией и имеет собственную юридическую практику. В первые годы самостоятельной адвокатской практики много ездил по стране, попутно собирая народные легенды и баллады о шотландских героях прошлого. Увлекся переводами немецкой поэзии, анонимно опубликовал свои переводы баллады Бюргера «Ленора».

В 1791 году познакомился со своей первой любовью — Вильяминой Белшес, дочерью эдинбургского адвоката. В течение пяти лет пытался добиться взаимности Вильямины, однако девушка держала его в неопределённости и в конце концов предпочла ему Вильяма Форбса, сына состоятельного банкира, за которого и вышла замуж в 1796 году. Неразделённая любовь стала для молодого человека сильнейшим ударом; частички образа Вильямины в последующем не раз проявлялись в героинях романов писателя.

В 1797 году женился на Шарлотте Карпентер (Шарлотта Шарпантье)(1770—1826). В жизни был образцовым семьянином, человеком хорошим, чувствительным, тактичным, признательным; любил свое имение Эбботсфорд, которое перестроил, сделав из него небольшой замок; очень любил деревья, домашних животных, хорошее застолье в семейном кругу.

В 1830 году он переносит первый апоплексический удар, который парализовал его правую руку. В 1830—1831 Скотт испытывает еще два апоплексических удара.

Умер он от инфаркта 21 сентября 1832 года.

В настоящее время в поместье Скотта Эбботсфорд открыт музей знаменитого писателя.

librebook.me

Вальтер Скотт — Биография

ВАЛЬТЕР СКОТТ
(1771 — 1832)

Вальтер Скотт родился 15 августа 1771 года в столице Шотландии Эдинбурге в семье шотландского баронета, состоятельного юриста. Был девятым ребенком в семье, в которой было двенадцать детей. В январе 1772 года Скотт заболел детским параличом, потерял подвижность правой ноги и навсегда оставшись хромым. Дважды (в 1775 и 1777 годах) маленький Скотт находился на лечении в курортных городках Бат и Престонпанс. В 1778 году Скотт возвращается в Эдинбург. С 1779 года он учится в эдинбургской школе, в 1785 году вступает в эдинбургский колледж.

Важным для Скотта становится 1792 год: в Эдинбургском университете он выдержал экзамен на звание адвоката. С этого времени Вальтер Скотт становится уважаемым человеком с престижной профессией, имеет собственную юридическую практику. Двадцать четвертого декабря 1796 года Скотт женится на Маргарет Карпентер, в 1801 году у него рождается сын, а в 1803 году — дочь. С 1799 года он становится шерифом графства Селкерк, с 1806 года — секретарем суда.

Первые литературные выступления В. Скотта приходятся на конец 90-х годов: в 1796 году выходят переводы двух баллад немецкого поэта Г. Бюргера «Ленора» и «Дикий охотник», а в 1799 году — перевод драмы И. В. Гете «Гец фон Берлихингем». Первым оригинальным произведением молодого поэта стала романтическая баллада «Иванов вечер» (1800). Именно с этого года Скотт начинает активно собирать шотландский фольклор и, как результат, в 1802 году издает двухтомный сборник «Песни шотландской границы». В сборник вошло несколько оригинальных баллад и множество проработанных южно-шотландских легенд. Третий том сборника вышел в 1803 году.

Вальтер Скотт, при слабом здоровье, имел феноменальную работоспособность: как правило, он публиковал не менее двух романов в год. В течение более чем тридцатилетней литературной деятельности писатель создал двадцать восемь романов, девять поэм, множество повестей, литературно-критических статей, исторических трудов.

Романтические поэмы 1805-1817 лет принесли ему славу выдающегося поэта, сделали популярным жанр лиро-эпической поэмы, объединяет драматическую фабулу средневековья с живописными пейзажами и лирическими песнями в стиле баллад: «Песнь последнего менестреля» (1805), «Мармион» (1808), «Дева озера» (1810), «Рокби» (1813) и др. Скотт стал основателем жанра исторической поэмы.

В сорок два года писатель впервые представил на суд читателей свои исторические романы. Как и его предшественники на этом поприще, Скотт называл многочисленных авторов «готических» и «антикварных» романов, особенно его увлекала деятельность Мэри Эджуорт, в творчестве которого отражена ирландская история. Но Скотт искал свой собственный путь. «Готические романы» не удовлетворяли его чрезмерным мистицизмом, «антикварные» — непонятностью для современного читателя.

После долгих поисков Скотт создал универсальную структуру исторического романа, проведя перераспределение реального и вымышленного так, чтобы показать, что не жизнь исторических лиц, а постоянное движение истории, которое не может остановить ни одна из выдающихся личностей, является настоящим объектом, достойным внимания художника. Взгляд Скотта на развитие человеческого общества называют провиденциалистским (от лат. Providence — Божья воля). Здесь Скотт идет следом за Шекспиром. Исторические хроники Шекспира постигали национальную историю, но на уровне «истории королей». Скотт перевел исторических личностей в плоскость фона, а на авансцену событий вывел вымышленных персонажей, на долю которых влияет смена эпох. Таким образом, Скотт показал, что движущей силой истории выступает народ, народная жизнь является основным объектом художественного исследования Скотта. Его древность никогда не бывает размытой, туманной, фантастической; Скотт является абсолютно точным в изображении исторических реалий, поэтому считается, что он разработал явление Исторического колорита, то есть мастерски показал своеобразие определенной эпохи. Предшественники Скотта изображали историю ради истории, демонстрировали свои выдающиеся знания и таким образом обогащали знания читателей, но ради самих знаний. У Скотта не так: он знает историческую эпоху детально, но всегда связывает ее с современными проблемами, показывая, как подобные проблемы находили свое решение в прошлом. Итак, Скотт — создатель жанра исторического романа; первый из них — «Уэверли» (1814) — появился анонимно (следующие романы вплоть до 1827 года выходили как сочинения «автора «Уэверли»»).

В центре романов Скотта лежат события, связанные со значительными социально-историческими конфликтами. Среди них — «шотландские» романы Скотта (написанные на основе шотландской истории) — «Гай Маннеринг» (1815), «Антикварий» (1816), «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (1818), «Легенда о Монтроза» (1819). Наиболее удачными среди них есть «Пуритане» и «Роб Рой». В первом изображено восстание 1679 года, что было направлено против реставрированной династии Стюартов в 1660 году; герой «Роб Роя» — народный мститель, «шотландский Робин Гуд».

В 1818 году появляется том Британской энциклопедии со статьей Скотта «Рыцарство». После 1819 года усиливаются противоречия в мировоззрении писателя. Ставить остро, как раньше, вопросы классовой борьбы Скотт больше не решается. Однако тематика его исторических романов стала заметно шире. Выходя за пределы Шотландии, писатель обращается к древним временам истории Англии и Франции. События английской истории изображены в романах «Айвенго» (1820), «Монастырь» (1820), «Аббат» (1820), «Кенилворт» (1821), «Вудсток» (1826), «Пертская красавица» (1828). Роман «Квентин Дорвард» (1823) посвящен событиям во Франции времен правления Людовика XI. Местом действия романа «Талисман» (1825) становится восточное Средиземноморье. Если обобщить события романов Скотта, то мы увидим особый, своеобразный мир событий и чувств, гигантскую панораму жизни Англии, Шотландии и Франции в течение нескольких веков, с конца XI до начала XIX века.

В творчестве Скотта 20-х годов, при сохранении реалистической основы, временем увеличивается присутствие и существенное влияние романтизма (особенно в «Айвенго» — романе из эпохи позднего средневековья). Особое место в ней занимает роман из современной жизни «Сент-Ронанские воды» (1824). В критических тонах показано обуржуазивание дворянства, сатирически изображается титулованная знать. В 20-х годах был опубликован ряд произведений Вальтера Скотта на исторические и историко-литературные темы: «Жизнь Наполеона Бонапарта» (1827), «История Шотландии» (1829 — 1830), «Смерть лорда Байрона» (1824)».

Потерпев в конце 20-х годов финансовый крах, Скотт за несколько лет заработал столько, что почти полностью рассчитался с долгами, которые превышали сто двадцать тысяч фунтов стерлингов. В жизни он был примерным семьянином, человеком доброй, чувствительной, тактической воли; любил свое поместье Эбботсфорд,- который перестроил, сделав из него небольшой замок; очень любил деревья, домашних животных, хорошее застолье в семейном кругу. Умер он от инфаркта 21 сентября 1832 года.

Создав исторический роман, Скотт установил законы нового жанра и блестяще воплотил их на практике. Даже семейно-бытовые конфликты он связал с судьбами нации и государства, с развитием общественной жизни. Творчество Скотта существенно повлияла на европейскую и американскую литературы. Именно Скотт обогатил социальный роман XIX века принципом исторического подхода к событиям. Во многих европейских странах его произведения легли в основу национального исторического романа.


glavbuk.ru

Скотт Вальтер — БиблиоГид

Вальтер Скотт — кумир читательской публики двадцатых-тридцатых годов девятнадцатого столетия. Гете говорил о нем: «Вальтер Скотт — великий талант, не имеющий себе равных». Байрон признавался: «Я все романы Вальтера Скотта читал не менее пятидесяти раз». Карамзин мечтал поставить «в саде своем благодарный памятник Вальтеру Скотту за удовольствие, вкушенное в чтении его романов». Все называли его «шотландским чародеем».
Он сам называл себя «менестрелем Пограничного края», то есть шотландских холмов, примыкающих к английским графствам. Здесь издавна обосновались его предки, а он прожил почти всю жизнь.
Вальтер Скотт получил весьма обширное образование сначала в школе, затем в Эдинбургском университете, и летом 1792 года, выдержав положенные испытания, надел судейскую мантию, а зимой 1799 года сделался шерифом Селкиркшира. К тому времени в Литературном и Философическом обществах Эдинбурга он был известен как неутомимый книгочей, антиквар-любитель, начинающий поэт и собиратель народных шотландских баллад.
Два тома баллад — «Песни шотландской границы» — он опубликовал в начале 1802 года, чтобы, как объяснял в предисловии, «как-то послужить истории моей родной страны, чьи своеобычные нравы и облик день ото дня сливаются с нравами и обликом ее сестры и союзницы [Англии] и в них растворяются». «Песни» были хорошо приняты читателями, и Скотт начал работу над подготовкой к изданию средневекового рыцарского романа «Сэр Тристрам» и над собственной драматической поэмой «Песнь последнего менестреля», которая по выходе в свет принесла автору громкую славу.
Однако далеко не все свое время Вальтер Скотт посвящал поэзии. Он женился, стал отцом четверых детей, основал фирму «Джон Баллантайн и К°, книгопродавцы и издатели», исполнял обязанности квартирмейстера корпуса королевских легких драгун и секретаря Высшего Суда в Эдинбурге, а также ревностно занимался обустройством приобретенного в июле 1811 года поместья. На своей земле он высадил тысячи (!) деревьев и возвел грандиозный дом — Абботсфорд, снаружи и внутри похожий на замок, с прекрасной библиотекой, коллекцией оружия, доспехов и геральдики, но с газовым освещением и хитроумной системой отопления и вентиляции. Строительство «дома-романа» длилось двенадцать лет, тогда как написанию каждой новой книги Скотт, открыв для себя поприще романиста, уделял обыкновенно по нескольку месяцев.
«Уэверли» — первый роман Вальтера Скотта. Он же, по общему признанию литературоведов, первый исторический роман в современном смысле понятия. Роман появился в 1814 году, анонимно, и еще долго Вальтер Скотт морочил головы читателям, подписывая следующие книги: «Сочинение автора «Уэверли». «Уэверли» имел огромный успех, автора прозвали Великим Инкогнито.
Таким образом, «уэверлиевскими романами» (Waverley Novels) оказались (теперь популярные более, чем «Уэверли») «Роб Рой», «Пуритане», «Айвенго», «Квентин Дорвард» и другие, написанные и изданные до 23 февраля 1827 года, когда на обеде жертвователей Фонда помощи театрам сэр Вальтер объявил о своем авторстве.
Годом раньше фирма «Баллантайн и К°» обанкротилась. В ответ на дружеское предложение помощи в делах с кредиторами, Скотт сказал: «Мне поможет моя правая рука!» Действительно, за вышедшую в свет в 1827 году девятитомную «Жизнь Наполеона Бонапарта» опекуны Скотта выручили 10 500 гиней.
Между 1826 и 1831 годами, помимо еще нескольких романов, Вальтер Скотт опубликовал четыре выпуска «Рассказов дедушки», которые представляют историю Шотландии для детей. Сэр Вальтер писал их для своего смертельно больного внука Джона Хью Локхарта.
К тому времени писатель и сам был болен, перенес апоплексический удар. Правительство предложило ему для оздоровительного заморского путешествия фрегат «Барэм». 29 октября 1831 года «Барэм» отплыл из Портсмута, зимой посетил Мальту и Неаполь. Странный пассажир — знаменитый старик, до того почти не покидавший родных мест, — любой увиденный пейзаж вслух сравнивал с шотландским, разумеется в пользу последнего.
Скотт вернулся в Абботсфорд 11 июля 1832 года, и, когда его катали по комнатам в кресле, говорил: «Я многое повидал, но с моим домом ничто не сравнится». Он умер 21 сентября и был похоронен, как завещал, в Драйбургском аббатстве. В Абботсфорде до сих пор живут его прямые потомки.

Светлана Малая

 

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 20 т. — М.-Л.: Худож. лит., 1960-1965.

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 8 т. — М.: Правда, 1990. — (Б-ка «Огонек»).

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 22 т. — М.: Голос, 1993 — .

[БАЛЛАДЫ] // Воздушный корабль. — М.: Правда, 1986. — С. 151-164.

[БАЛЛАДЫ И СТИХОТВОРЕНИЯ] // Прекрасное пленяет навсегда. — М.: Моск. рабочий, 1988. — С. 122-134, 448-454, 471-472.
В третий том «Песен шотландской границы» В.Скотт включил собственные — стилизованные под народные — баллады. Здесь приведены некоторые из них, в том числе «Замок Смальгольм» в переводе В.Жуковского.

АЙВЕНГО: Роман / Пер. с англ. Е.Бекетовой; Худож. А.Иткин. — М.: Росмэн, 1994. — 268 с.: ил.
«Айвенго» был и остается самым знаменитым романом Вальтера Скотта. Имя Айвенго (Ivanhoe) автор нашел в одном старинном английском стихотворении. По сюжету романа, время действия которого относится к концу XII в., Уилфреду Айвенго, верному рыцарю короля Ричарда Львиное Сердце, предстоят тяжкие испытания и доблестные подвиги: какой же рыцарь захочет жить «иначе как окруженный ореолом победы и славы»?!

ГАЙ МЭННЕРИНГ, или АСТРОЛОГ: Роман / Пер. с англ. А.М.Шадрина. — М.: Рус. кн., 1992. — 447 с.
В начале ноября 17… года некто Гай Мэннеринг, путешествуя по Шотландии, остановился на ночь в поместье Элленгауэн и по звездам предсказал новорожденному сыну гостеприимного хозяина странную судьбу…

ГРАФ РОБЕРТ ПАРИЖСКИЙ; ТАЛИСМАН: [Романы]. — Л.: Лениздат, 1988. — 732 с.
Приключения крестоносцев: Роберта, графа Парижского, во время Первого крестового похода (1095-1099 гг.) и рыцаря Спящего Леопарда во время Третьего крестового похода (1189-1192 гг.).

КАРЛ СМЕЛЫЙ: Роман. — М.: Бук Чембэр Интернэшнл: Остожье: Дет. кн., 1994. — 478 с.: ил.
«События эти следует отнести ко второй половине XV века, к той грандиозной эпохе, когда рыцарство еще блистало последними лучами своего великолепия…» (В.Скотт).
Справедливости ради, следует заметить, что герцог Бургундский Карл, называемый Смелым, появляется ближе к концу романа, а роман заканчивается поражением Карла Смелого в битве при Нанси.

КВЕНТИН ДОРВАРД: Роман / Пер. с англ. М.Шишмаревой. — М.: Радуга, 1993. — 475 с.: ил.
Юный шотландский дворянин Квентин Дорвард поступает на службу в гвардию французского короля Людовика XI, что почетно, хотя не сулит Квентину спокойной жизни.

КОМНАТА С ГОБЕЛЕНАМИ, ИЛИ ДАМА В СТАРИННОМ ПЛАТЬЕ / Пер. с англ. А.Шадрина // Комната с гобеленами. — М.: Правда, 1991. — С. 413-430.
Здесь голос рассказчика должен становиться тихим и таинственным: «Было что-то мрачное в этих гобеленах с выцветшими изображениями, покрывавших стены маленькой комнаты и колыхавшихся каждый раз, когда осенний ветер забирался внутрь сквозь переплеты оконной рамы, которая стучала и свистела от его вторжения».

ЛЕГЕНДА О МОНТРОЗЕ; ТАЛИСМАН: Романы. — М.: Диамант: ПКФ «Печ. дело», 1994. — 559 с.: ил. — (Б-ка приключений продолжается…).
«Легенда о Монтрозе» «относится к временам великой и кровавой гражданской войны, потрясавшей Англию в XVII веке», когда каждый человек при встрече с незнакомцем прежде всего выяснял: «Вы за кого? За короля или за Ковенант?»

ПЕВЕРИЛ ПИК: Роман / Пер. с англ. М.Беккер, Н.Емельянниковой. — М.: Правда, 1990. — 479 с.: ил.
Сэр Джефри Певерил и другие герои этого романа живут в Англии XVII века, в годы гражданских войн и реставрации династии Стюартов.

ПЕРТСКАЯ КРАСАВИЦА: Роман / Пер. с англ. Н.Вольпин; Рис.Т.Шишмаревой. — М.: Детгиз, 1958. — 462 с.
В славном городе Перте у прекрасной Катарины, дочери перчаточника Гловера, немало поклонников. Ей придется выбирать между горцем Конахаром и оружейником Генри Смитом.

ПИРАТ: Роман: В 2 т. / Пер. с англ. В.С.Давиденковой. — М.: Скифы: ТОО «Писатель», 1992. — (Капитаны и пираты).
Летом 1814 г. В.Скотт вместе с комиссией службы северных маяков посетил Оркнейские и Шетландские острова, где увидел и услышал много такого, что показалось ему «в высшей степени интересным, если бы было введено в роман».
Среди персонажей повествования о драматических событиях, якобы происшедших на острове Мейнленд в прибрежной деревушке Ярлсхоф, есть настоящий пират, но вряд ли его можно назвать главным героем этой истории.

ПУРИТАНЕ: Роман / Пер. с англ. А.Бобовича; Худож. Л.Хайлов. — М.: Худож. лит., 1989. — 364 с.: ил. — (Классики и современники).
Роман о шотландском восстании 1679 года против английского короля Карла II Стюарта.

 РОБ РОЙ: Роман / Пер. с англ. Н.Д.Вольпин. — М.: Дом, 1992. — 512 с.: ил. — (Звезда приключений).
Благородный разбойник Роб Рой, он же «красный Роберт», Роберт Мак-Грегор Кэмбел, действительно живший в 1671-1734 годах, воспет в сотнях шотландских легенд и преданий. Вальтер Скотт написал о нем роман.

Светлана Малая

 

Дайчес Д. Сэр Вальтер Скотт и его мир. — М.: Радуга, 1987. — 173 с.: ил.
Долинина А.А. История, одетая в роман. — М.: Книга, 1988. — 315 с.: ил. — (Судьбы книг).
Пирсон Х. Вальтер Скотт. — М.: Книга, 1983. — 239 с.
Урнов Д.М. «Сам Вальтер Скотт», или «Волшебный вымысел» // Скотт В. Собр. соч.: В 8 т. — М.: Правда, 1990. — Т. 1. — С. 5-42.

 

С.М.

 

— ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ —

Айвенго. Комп. М.Рожа. США, 1952.
Айвенго. Многосерийный телефильм. Реж. Д.Малони. Великобритания.
Баллада о доблестном рыцаре Айвенго. Сцен. Л.Нехорошева. Реж. С.Тарасов. Комп. И.Кантюков. Автор и исполнитель баллад В.Высоцкий. СССР, 1983. В ролях: П.Гаудиньш, Т.Акулова, Б.Химичев, Л.Кулагин, Б.Хмельницкий, А.Филиппенко, А.Масюлис, М.Булгакова и др.
Квентин Дорвард. Многосерийный телефильм. Реж. Ж.Транжье. Франция-Германия. В ролях: М.Ф.Буайе, А.Огюст и др.
Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии. Сцен. С.Тарасова. Реж. С.Тарасов. Комп. И.Кантюков. СССР-Румыния, 1988. В ролях: А.Кознов, О.Кабо, А.Лазарев, А.Яковлев, А. Пашутин, Л.Кулагин, Б.Хмельницкий, Б.Химичев и др.
Ричард Львиное Сердце. По мотивам романа «Талисман». Сцен. С.Тарасова. Реж. Е.Герасимов. Комп. Ш.Каллош. Россия, 1992. В ролях: А.Балуев, С.Жигунов, А.Джигарханян, С.Аманова, А.Болтнев, Е.Жариков, Е.Герасимов и др.
Рыцарь Кеннет. По мотивам романа «Талисман». Сцен. М.Калининой. Реж. Е.Герасимов. Комп. Ш.Каллош. Россия, 1993. В ролях: А.Балуев, А.Джигарханян, С.Жигунов, С.Аманова, А.Болтнев и др.

С.М.

bibliogid.ru

Вальтер Скотт. Биография и библиография

Сэр Вальтер Скотт (англ. Walter Scott; 15 августа 1771, Эдинбург — 21 сентября 1832, Эбботсфорд, похоронен в Драйборо) — всемирно известный британский писатель, классик мировой литературы, поэт, историк, собиратель древностей, адвокат, шотландского происхождения. Считается основоположником жанра исторического романа.

 

Родился в Эдинбурге, в семье состоятельного шотландского юриста Вальтера Джона (1729—1799) и Анны Резерфорд (1739—1819), дочери профессора медицины Эдинбургского университета. Был девятым ребенком в семье, но, когда ему было полгода, в живых осталось только трое. В семье из 13 детей выжило шестеро.

В январе 1772 года заболел детским параличом, потерял подвижность правой ноги и навсегда остался хромым. Дважды — в 1775 и в 1777 годах — находился на лечении в курортных местечках Бат и Престонпанс.

Детство его было тесно связано с областью Шотландская граница, где он проводил время на ферме своего деда в Сэндиноу, а также в доме своего дяди близ Келсо. Несмотря на свой физический недостаток, уже в раннем возрасте поражал окружающих живым умом и феноменальной памятью.

В 1778 году возвращается в Эдинбург. С 1779 года учится в эдинбургской школе, в 1785 году вступает в Эдинбургский колледж. В колледже увлекся альпинизмом, окреп физически, и приобрел популярность среди сверстников как отличный рассказчик.

Много читал, в том числе античных авторов, увлекался романами и поэзией, особо выделял традиционные баллады и сказания Шотландии. Вместе со своими друзьями организовал в колледже «Поэтическое общество», изучал немецкий язык и знакомился с творчеством немецких поэтов.

Важным для Скотта становится 1792 год: в Эдинбургском университете он выдержал экзамен на звание адвоката. С этого времени он становится почтенным человеком с престижной профессией и имеет собственную юридическую практику.

В первые годы самостоятельной адвокатской практики много ездил по стране, попутно собирая народные легенды и баллады о шотландских героях прошлого. Увлекся переводами немецкой поэзии, анонимно опубликовал свои переводы баллады Бюргера «Ленора».

В 1791 году познакомился со своей первой любовью — Вильяминой Белшес, дочерью эдинбургского адвоката. В течение пяти лет пытался добиться взаимности Вильямины, однако девушка держала его в неопределённости и в конце концов предпочла ему Вильяма Форбса, сына состоятельного банкира, за которого и вышла замуж в 1796 году. Неразделённая любовь стала для молодого человека сильнейшим ударом; частички образа Вильямины в последующем не раз проявлялись в героинях романов писателя.

В 1797 году женился на Шарлотте Карпентер (Шарлотта Шарпантье) (1770—1826).

В жизни был образцовым семьянином, человеком хорошим, чувствительным, тактичным, признательным; любил свое имение Эбботсфорд, которое перестроил, сделав из него небольшой замок; очень любил деревья, домашних животных, хорошее застолье в семейном кругу.

В 1830 году он переносит первый апоплексический удар, который парализовал его правую руку. В 1830—1831 Скотт испытывает еще два апоплексических удара.

Умер он от инфаркта 21 сентября 1832 года.

В настоящее время в поместье Скотта Эбботсфорд открыт музей знаменитого писателя.


Вальтер Скотт начал свой творческий путь с поэзии. Первые литературные выступления В. Скотта приходятся на конец 90-х годов XVIII века: в 1796 году выходят переводы двух баллад немецкого поэта Г. Бюргера «Ленора» и «Дикий охотник», а в 1799 году — перевод драмы И. В. Гете «Гец фон Берлихингем».

Первым оригинальным произведением молодого поэта стала романтичная баллада «Иванов вечер» (1800). Именно с этого года Скотт начинает активно собирать шотландский фольклор и, как результат, в 1802 году выдает двухтомный сборник «Песни шотландской границы». В сборник вошло несколько оригинальных баллад и множество проработанных южношотландских легенд. Третий том сборника вышел в 1803 году. Всю читающую публику Великобритании более всего покорили не его новаторские по тем временам стихи и даже не его поэмы, а прежде всего первый в мире роман в стихах «Мармион» (на русском языке впервые появился в 2000 году в издании «Литературные памятники»).

Романтичные поэмы 1805-1817 годов принесли ему славу величайшего поэта, сделали популярным жанр лиро-эпической поэмы, которая совмещает драматичную фабулу средневековья с живописными пейзажами и лирической песней в стиле баллады: «Песня последнего менестреля» (1805), «Мармион» (1808), «Дева озера» (1810), «Рокби» (1813) и др. Скотт стал подлинным основателем жанра исторической поэмы.

Проза уже известного тогда поэта началась романом «Уэверли, или Шестьдесят лет назад» (1814). Вальтер Скотт, при своем слабом здоровье, имел феноменальную работоспособность: как правило, он публиковал не менее двух романов в год. В течение более чем тридцатилетней литературной деятельности писатель создал двадцать восемь романов, девять поэм, множество повестей, литературно-критических статей, исторических трудов.

В сорок два года писатель впервые подал на суд читателей свои исторические романы. Как и его предшественники на этом поприще, Вальтер Скотт называл многочисленных авторов «готических» и «антикварных» романов, особенно его захватывала деятельность Мэри Эджуорт, в творчестве которой отображена ирландская история. Но Вальтер Скотт искал свой собственный путь. «Готические» романы не удовлетворяли его избыточным мистицизмом, «антикварные» — непонятностью для современного читателя.

После продолжительных поисков Вальтер Скотт создал универсальную структуру исторического романа, проведя перераспределение реального и вымышленного так, чтобы показать, что не жизнь исторических лиц, а постоянное движение истории, которое не может остановить ни одна из выдающихся личностей, является настоящим объектом, достойным внимания художника. Взгляд Скотта на развитие человеческого общества называют «провиденциалистским» (от лат. providentia — Божья воля). Здесь Скотт идет следом за Шекспиром. Историческая хроника Шекспира постигала национальную историю, но на уровне «истории королей».

Вальтер Скотт перевел историческую личность в плоскость фона, а на авансцену событий вывел вымышленных персонажей, на судьбу которых влияет изменение эпохи. Таким образом, Вальтер Скотт показал, что движущей силой истории выступает народ, сама народная жизнь является основным объектом художественного исследования Скотта. Его древность никогда не бывает размытой, туманной, фантастической; Вальтер Скотт является абсолютно точным в изображении исторических реалий, потому считается, что он разработал явление «исторического колорита», то есть искусно показал своеобразие определенной эпохи.

Предшественники Скотта изображали «историю ради истории», демонстрировали свои выдающиеся знания и таким образом обогащали знание читателей, но ради самих знаний. У Скотта не так: он знает историческую эпоху детально, но всегда связывает ее с современной проблемой, показывая, как подобная проблема находила свое решение в прошлом. Следовательно, Вальтер Скотт — творец жанра исторического романа; первый из них — «Уэверли» (1814) — появился анонимно (следующие романы вплоть до 1827 года выходили как произведения автора «Уэверли»).

В центре романов Скотта лежат события, которые связаны со значительными социально-историческими конфликтами. Среди них — «шотландские» романы Скотта (которые написаны на основе шотландской истории) — «Гай Мэннеринг» (1815), «Антиквар» (1816), «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (1818), Легенда о Монтрозе (1819).

Наиболее удачными среди них являются «Пуритане» и «Роб Рой». В первом изображено восстание 1679 года, которое было направлено против отреставрированной в 1660 году династии Стюартов; герой «Роб Роя» — народный мститель, «шотландский Робин Гуд». В 1818 году появляется том «Британской энциклопедии» со статьей Скотта «Рыцарство».

После 1819 года усиливаются противоречия в мировоззрении писателя. Ставить остро, как раньше, вопрос классовой борьбы Вальтер Скотт больше не осмеливается. Однако тематика его исторических романов стала заметно шире. Выходя за пределы Шотландии, писатель обращается к давним временам истории Англии и Франции. События английской истории изображены в романах «Айвенго» (1819), «Монастырь» (1820), «Аббат» (1820), «Кенилворт» (1821), «Вудсток» (1826), «Пертская красавица» (1828).

Роман «Квентин Дорвард» (1823) посвящен событиям во Франции времен правления Людовика XI. Местом действия романа «Талисман» (1825) становится восточное Средиземноморье эпохи крестовых походов.

Если обобщить события романов Скотта, то мы увидим особенный, своеобразный мир событий и чувств, гигантскую панораму жизни Англии, Шотландии и Франции, в течение нескольких веков, с конца XI к началу XIX века.

В творчестве Скотта 1820-х годов, при сохранении реалистичной основы, имеет место существенное влияние романтизма (особенно в «Айвенго» — романе из эпохи XII века). Особенное место в нём занимает роман из современной жизни «Сент-Ронанские воды» (1824). В критических тонах показано обуржуазивание дворянства, сатирически изображается титулованная знать.

В 1820-х годах был опубликован ряд произведений Вальтера Скотта на историческую и историко-литературную тему: «Жизнь Наполеона Бонапарта» (1827), «История Шотландии» (1829—1830), «Смерть лорда Байрона» (1824). Книга «Жизнеописание романистов» (1821—1824) дает возможность уточнить творческую связку Скотта с писателям XVIII века, особенно с Генри Филдингом, которого он сам называл «отцом английского романа».

Романы Скотта распадаются на две основные группы. Первая посвящена недавнему прошлому Шотландии, периоду гражданской войны — от пуританской революции XVI века до разгрома горных кланов в середине XVIII века и более позднему времени: «Уэверли» (1814), «Гай Маннеринг» (1815), «Эдинбургская темница» (1818), «Шотландские пуритане» (1816), «Ламмермурская невеста» (1819), «Роб Рой» (1817), «Монастырь» (1820), «Аббат» (1820), «Сен-Ронанские воды» (1823), «Антиквар» (1816) и др.

В этих романах Скотт развертывает необыкновенно богатый реалистический типаж. Это целая галерея шотландских типов самых разнообразных социальных слоев, но преимущественно мелкой буржуазии, крестьянства и деклассированной бедноты. Ярко конкретные, говорящие сочным и разнообразным народным языком, они составляют фон, который можно сравнить только с «фальстафовским фоном» Шекспира. В этом фоне немало ярко комедийного, но рядом с комическими фигурами многие плебейские персонажи художественно равноправны с героями из высших классов. В некоторых романах — они главные герои, в «Эдинбургская темнице» героиня — дочь мелкого крестьянина-арендатора. Скотт по сравнению с «сентиментальной» литературой XVIII века делает дальнейший шаг на пути демократизации романа и в то же время дает более живые образы. Но чаще все же главные герои — это условно идеализированные молодые люди из высших классов, лишенные большой жизненности.

Вторая основная группа романов Скотта посвящена прошлому Англии и континентальных стран, преимущественно средним векам и XVI веку: «Айвенго» (1819), «Квентин Дорвард» (1823), «Кенильворт» (1821), «Карл Смелый, или Анна Гейерштейнская, дева Мрака» (1829) и др. Здесь нет того интимного, почти личного знакомства с ещё живым преданием, реалистический фон не столь богат. Но именно здесь Скотт особенно развертывает свое исключительное чутье прошлых эпох, заставившее Огюстена Тьерри назвать его «величайшим мастером исторической дивинации всех времен». Историзм Скотта — прежде всего внешний историзм, воскрешение атмосферы и колорита эпохи. Этой стороной, основанной на солидных знаниях, Скотт особенно поражал своих современников, не привыкших ни к чему подобному.

Данная им картина «классического» средневековья «Айвенго» (1819), в настоящее время несколько устарела. Но такой картины, одновременно тщательно правдоподобной и раскрывавшей такую непохожую на современность действительность, в литературе ещё не было. Это было настоящим открытием нового мира. Но историзм Скотта не ограничивается этой внешней, чувственной стороной. Каждый его роман основан на определенной концепции исторического процесса в данное время.

Так, «Квентин Дорвард» (1823) дает не только яркий художественный образ Людовика XI и его окружения, но вскрывает сущность его политики как этапа в борьбе буржуазии с феодализмом. Концепция «Айвенго» (1819), где центральным фактом для Англии конца XII века выдвинута национальная борьба саксов с норманнами, оказалась необыкновенно плодотворной для науки истории, — она была толчком для известного французского историка Огюстена Тьерри.

При оценке Скотта надо помнить, что его романы вообще предшествовали работам многих историков его времени.

Для шотландцев он — больше, чем просто писатель. Он возродил историческую память этого народа и открыл Шотландию для остального мира и в первую очередь — для Англии. До него в собственно Англии, особенно в ее столице Лондоне, шотландской историей почти не интересовались, считая горцев «дикими». Произведения Скотта, появившиеся сразу же после Наполеоновских войн, в которых шотландские стрелки покрыли себя славой при Ватерлоо, заставили образованные круги Великобритании в корне изменить свое отношение к этой бедной, но гордой стране.

 

Любители видео могут посмотреть небольшой фильм о жизни и творчестве Вальтера Скотта с Youtube.com:

 

 


Большую часть своих обширных знаний Скотт получил не в школе и университете, а с помощью самообразования. Все, что его интересовало, навсегда запечатлевалось в его феноменальной памяти. Ему не требовалось изучать специальную литературу перед тем, как сочинить роман или поэму. Колоссальный объем знаний позволял ему писать на любую избранную тему.

Романы Скотта первоначально выходили без имени автора и инкогнито было раскрыто только в 1827 году.

В 1825 году на лондонской бирже разразилась финансовая паника, и кредиторы потребовали оплаты векселей. Ни издатель Скотта, ни владелец типографии Дж. Баллантайн не смогли уплатить наличными и объявили себя банкротами. Однако Скотт отказался последовать их примеру и взял на себя ответственность за все счета, на которых стояла его подпись, что составило 120 000 фунтов стерлингов, причем долги самого Скотта составляли лишь малую часть этой суммы. Изнурительный литературный труд, на который он себя обрек, дабы выплатить огромный долг, отнял у него годы жизни.

Романы Скотта пользовались огромной популярностью в России среди читающей публики, и поэтому сравнительно быстро переводились на русский язык. Так, роман «Карл Смелый, или Анна Гейерштейнская, дева Мрака», опубликованный впервые в Великобритании в 1829 году, уже в 1830 году вышел в Петербурге, в Типографии Штаба отдельного корпуса внутренней стражи.

Известного писателя-исторического романиста Ивана Лажечникова (1790—1869) называли «русским Вальтер Скоттом».

Термин «фрилансер» (букв. «вольный копейщик») впервые был употреблен именно Вальтером Скоттом в романе «Айвенго» для описания «средневекового наёмного воина».

В 1971 году к 200-летию со дня рождения писателя королевская почта Великобритании выпустила почтовую марку достоинством в 7,5 пенсов.

О жизни и творчестве Вальтера Скотта можно также прочитать:

Хескет Пирсон. Вальтер Скотт
Реизов Б.Г. Творчество Вальтера Скотта
Andrew Lang. Sir Walter Scott and the Border Minstrelsy
George Saintsbury. Sir Walter Scott
Richard H. Hutton. Sir Walter Scott

 

Проза / Works


Романы автора «Уэверли» / The «Waverley» Novels

Уэверли, или Шестьдесят лет назад / Waverley (1814)
Гай Мэннеринг, или Астролог / Guy Mannering (1815)
Антикварий / The Antiquary (1816)
Роб Рой / Rob Roy (1818)
Айвенго / Ivanhoe (1820)
Кенилворт / Kenilworth (1821)
Пират / The Pirate (1822)
Приключения Найджела / The Fortunes of Nigel (1822)
Певерил Пик / Peveril of the Peak (1822)
Квентин Дорвард / Quentin Durward (1823)
Сент-Ронанские воды / Saint Ronan’s Well (1824)
Редгонтлет / Redgauntlet (1824)
Рассказы крестоносцев / Tales of the Crusaders:
   Обручённая / The Betrothed (1825)
   Талисман / The Talisman (1825)
Вудсток, или Кавалер / Woodstock (1826)
Карл Смелый, или Анна Гейерштейнская, дева Мрака / Anne of Geierstein (1829)

Хроники Кэнонгейта / Chronicles of the Canongate

1-й выпуск / 1st series: (1827)
   Вдова горца / The Highland Widow 
   Два гуртовщика / The Two Drovers
2-й выпуск / 2nd series:
   The Surgeon’s daughter (1827)
   Пертская красавица, или Валентинов день / The Fair Maid of Perth (1828)

Рассказы трактирщика / Tales of My Landlord

1-й выпуск / 1st series:
   Чёрный карлик / The Black Dwarf (1816)
   Пуритане / Old Mortality (1816)
2-й выпуск / 2nd series:
   Эдинбургская темница / The Heart of Midlothian (1818)
3-й выпуск / 3rd series:
   Ламмермурская невеста / The Bride of Lammermoor (1819)
   Легенда о Монтрозе / A Legend of Montrose (1819)
4-й выпуск / 4th series:
   Граф Роберт Парижский / Count Robert of Paris (1832)
   Замок Опасный / Castle Dangerous (1832)

Tales from Benedictine Sources

Монастырь / The Monastery (1820)
Аббат / The Abbot (1820)

The Keepsake Stories (1828)

Зеркало тетушки Маргарет / My Aunt Margaret’s Mirror
Комната с гобеленами / The Tapestried Chamber
Death of the Laird’s Jock

Осада Мальты / The Siege of Malta (1832)
Bizarro (1832)

Поэзия / Poems

William and Helen, two ballads from the German (translator) (1796)
The Eve of St. John (1800)
Песни шотландской границы / The Minstrelsy of the Scottish Border (1802-1803)
Песнь последнего менестреля / The Lay of the Last Minstrel (1805)
Ballads and Lyrical Pieces (1806)
Мармион / Marmion (1808)
Дева озера / The Lady of the Lake (1810)
Видение дона Родерика / The Vision of Don Roderick (1811)
Рокби / Rokeby (1813)
Sir Tristrem (facsim.)
The Bridal of Triermain (1813) (facsim.)
Поле Ватерлоо / The Field of Waterloo (1815)
Властитель островов / The Lord of the Isles (1815) (facsim.)
Harold the Dauntless (1817)
Young Lochinvar
Bonnie Dundee (1830)

Пьесы / Plays

Halidon Hill (1822)
MacDuff’s Cross (1823)
The Doom of Devorgoil, a melodrama (1830)
The House of Aspen (1830)
Auchindrane or the Ayrshire tragedy (1830)
Goetz of Berlichingen (translator) (1799)

Прочее / Other Works

Introductory Essay to The Border Antiquities of England and Scotland (1814-1817)
The Chase (translator) (1796)
Paul’s Letters to his Kinsfolk (1816)
Provincial Antiquities of Scotland (1819-1826)
Жизнеописания романистов / Lives of the Novelists (1821-1824)
Essays on Chivalry, Romance, and Drama
The Letters of Malachi Malagrowther (1826)
Жизнь Наполеона Бонапарта / The Life of Napoleon Buonaparte (1827)
Рассказы из истории Франции / Tales from French history (1827)
Religious Discourses (1828)
Дедушкины рассказы / Tales of a Grandfather (1829—1830)
История Шотландии / The History of Scotland, 2 vols. (1829-30)
Essays on Ballad Poetry (1830)
Letters on Demonology and Witchcraft (1831)
The Bishop of Tyre
The Journal of Sir Walter Scott: From the Original Manuscript at Abbotsford

Данная статья основана на материалах Википедии и Ebooks.adelaide.edu.au

lit-classic.com

Скотт, Вальтер — это… Что такое Скотт, Вальтер?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Скотт.

Сэр Ва́льтер Скотт (англ. Walter Scott; 15 августа 1771, Эдинбург — 21 сентября 1832, Эбботсфорд, похоронен в Драйбурге) — всемирно известный британский писатель, поэт, историк, собиратель древностей, адвокат, по происхождению шотландец. Считается основоположником жанра исторического романа.

Биография

Родился в Эдинбурге, в семье состоятельного шотландского юриста Вальтера Джона (1729—1799) и Анны Резерфорд (1739—1819), дочери профессора медицины Эдинбургского университета. Был девятым ребенком в семье, но, когда ему было полгода, в живых осталось только трое. В семье из 13 детей выжило шестеро.

В январе 1772 года заболел детским параличом, потерял подвижность правой ноги и навсегда остался хромым. Дважды — в 1775 и в 1777 годах — находился на лечении в курортных местечках Бат и Престонпанс.

Детство его было тесно связано с Шотландским Приграничьем (Scottish Borders), где он проводил время на ферме своего деда в Сэндиноу, а также в доме своего дяди близ Келсо. Несмотря на свой физический недостаток, уже в раннем возрасте поражал окружающих живым умом и феноменальной памятью.

В 1778 году возвращается в Эдинбург. С 1779 года учится в эдинбургской школе, в 1785 году вступает в Эдинбургский колледж. В колледже увлекся альпинизмом, окреп физически, и приобрел популярность среди сверстников как отличный рассказчик.

Много читал, в том числе античных авторов, увлекался романами и поэзией, особо выделял традиционные баллады и сказания Шотландии. Вместе со своими друзьями организовал в колледже «Поэтическое общество», изучал немецкий язык и знакомился с творчеством немецких поэтов.

Важным для Скотта становится 1792 год: в Эдинбургском университете он выдержал экзамен на звание адвоката. С этого времени он становится почтенным человеком с престижной профессией и имеет собственную юридическую практику.

В первые годы самостоятельной адвокатской практики много ездил по стране, попутно собирая народные легенды и баллады о шотландских героях прошлого. Увлекся переводами немецкой поэзии, анонимно опубликовал свои переводы баллады Бюргера «Ленора».

В 1791 году познакомился со своей первой любовью — Вильяминой Белшес, дочерью эдинбургского адвоката. В течение пяти лет пытался добиться взаимности Вильямины, однако девушка держала его в неопределённости и в конце концов предпочла ему Вильяма Форбса, сына состоятельного банкира, за которого и вышла замуж в 1796 году. Неразделённая любовь стала для молодого человека сильнейшим ударом; частички образа Вильямины в последующем не раз проявлялись в героинях романов писателя.

В 1797 году женился на Шарлотте Карпентер (Шарлотта Шарпантье)(1770—1826).

В жизни был образцовым семьянином, человеком хорошим, чувствительным, тактичным, признательным; любил свое имение Эбботсфорд, которое перестроил, сделав из него небольшой замок; очень любил деревья, домашних животных, хорошее застолье в семейном кругу.

В 1830 году он переносит первый апоплексический удар, который парализовал его правую руку. В 1830—1831 Скотт испытывает еще два апоплексических удара.

Умер он от инфаркта 21 сентября 1832 года.

В настоящее время в поместье Скотта Эбботсфорд открыт музей знаменитого писателя.

Творчество

Cэр Вальтер Скотт.Портрет работы Джона Грэма Гилберта

Вальтер Скотт начал свой творческий путь с поэзии. Первые литературные выступления В. Скотта приходятся на конец 90-х годов XVIII века: в 1796 году выходят переводы двух баллад немецкого поэта Г. Бюргера «Ленора» и «Дикий охотник», а в 1799 году — перевод драмы И. В. Гете «Гец фон Берлихингем».

Первым оригинальным произведением молодого поэта стала романтичная баллада «Иванов вечер» (1800). Именно с этого года Скотт начинает активно собирать шотландский фольклор и, как результат, в 1802 году выдает двухтомный сборник «Песни шотландской границы». В сборник вошло несколько оригинальных баллад и множество проработанных южно — шотландских легенд. Третий том сборника вышел в 1803 году. Всю читающую публику Великобритании более всего покорили не его новаторские по тем временам стихи и даже не его поэмы, а прежде всего первый в мире роман в стихах «Мармион» (на русском языке впервые появился в 2000 году в издании «Литературные памятники»).

Романтичные поэмы 1805-1817 годов принесли ему славу величайшего поэта, сделали популярным жанр лиро-эпической поэмы, которая совмещает драматичную фабулу средневековья с живописными пейзажами и лирической песней в стиле баллады: «Песня последнего менестреля» (1805), «Мармион» (1808), «Дева озера» (1810), «Рокби» (1813) и др. Скотт стал подлинным основателем жанра исторической поэмы.

Проза уже известного тогда поэта началась романом «Уэверли» (1814). Вальтер Скотт, при своем слабом здоровье, имел феноменальную работоспособность: как правило, он публиковал не менее двух романов в год. В течение более чем тридцатилетней литературной деятельности писатель создал двадцать восемь романов, девять поэм, множество повестей, литературно-критических статей, исторических трудов.

Иллюстрация к «Уэверли».Художник Джон Петти

В сорок два года писатель впервые подал на суд читателей свои исторические романы. Как и его предшественники на этом поприще, Вальтер Скотт называл многочисленных авторов «готических» и «антикварных» романов, особенно его захватывала деятельность Мэри Эджуорт, в творчестве которой отображена ирландская история. Но Вальтер Скотт искал свой собственный путь. «Готические» романы не удовлетворяли его избыточным мистицизмом, «антикварные» — непонятностью для современного читателя.

После длинных поисков Вальтер Скотт создал универсальную структуру исторического романа, проведя перераспределение реального и вымышленного так, чтобы показать, что не жизнь исторических лиц, а постоянное движение истории, которое не может остановить ни одна из выдающихся личностей, является настоящим объектом, достойным внимания художника. Взгляд Скотта на развитие человеческого общества называют «провиденциалистским» (от лат. providentia — Божья воля). Здесь Скотт идет следом за Шекспиром. Историческая хроника Шекспира постигала национальную историю, но на уровне «истории королей».

Вальтер Скотт перевел историческую личность в плоскость фона, а на авансцену событий вывел вымышленных персонажей, на долю которых влияет изменение эпохи. Таким образом, Вальтер Скотт показал, что движущей силой истории выступает народ, сама народная жизнь является основным объектом художественного исследования Скотта. Его древность никогда не бывает размытой, туманной, фантастической; Вальтер Скотт является абсолютно точным в изображении исторической реалии, потому считается, что он разработал явление «исторического колорита», то есть искусно показал своеобразие определенной эпохи.

Предшественники Скотта изображали «историю ради истории», демонстрировали свои выдающиеся знания и таким образом обогащали знание читателей, но ради самих знаний. У Скотта не так: он знает историческую эпоху детально, но всегда связывает ее с современной проблемой, показывая, как подобная проблема находила свое решение в прошлом. Следовательно, Вальтер Скотт — творец жанра исторического романа; первый из них — «Уэверли» (1814) — появился анонимно (следующие романы вплоть до 1827 года выходили как произведения автора «Уэверли»).

В центре романов Скотта лежат события, которые связаны со значительными социально-историческими конфликтами. Среди них — «шотландские» романы Скотта (которые написаны на основе шотландской истории) — «Гай Маннеринг» (1815), «Антиквар» (1816), «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (1818), «Легенда о Монтрозе» (1819).

Наиболее удачными среди них являются «Пуритане» и «Роб Рой». В первом изображено восстание 1679 года, которое было направлено против отреставрированной в 1660 году династии Стюартов; герой «Роб Роя» — народный мститель, «шотландский Робин Гуд». В 1818 году появляется том «Британской энциклопедии» со статьей Скотта «Рыцарство».

После 1819 года усиливаются противоречия в мировоззрении писателя. Ставить остро, как раньше, вопрос классовой борьбы Вальтер Скотт больше не осмеливается. Однако тематика его исторических романов стала заметно шире. Выходя за пределы Шотландии, писатель обращается к давним временам истории Англии и Франции. События английской истории изображены в романах «Айвенго» (1819), «Монастырь» (1820), «Аббат» (1820), «Кенилворт» (1821), «Вудсток» (1826), «Пертская красавица» (1828).

Роман «Квентин Дорвард» (1823) посвящен событиям во Франции времен правления Людовика XI. Местом действия романа «Талисман» (1825) становится восточное Средиземноморье эпохи крестовых походов.

Если обобщить события романов Скотта, то мы увидим особенный, своеобразный мир событий и чувств, гигантскую панораму жизни Англии, Шотландии и Франции, в течение нескольких веков, с конца XI к началу XIX века.

В творчестве Скотта 1820-х годов, при сохранении реалистичной основы, временами увеличивается присутствие и существенное влияние романтизма (особенно в «Айвенго» — романе из эпохи XII века). Особенное место в ней занимает роман из современной жизни «Сент-Ронанские воды» (1824). В критических тонах показано обуржуазивание дворянства, сатирически изображается титулованная знать.

В 1820-х годах был опубликован ряд произведений Вальтера Скотта на историческую и историко-литературную тему: «Жизнь Наполеона Бонапарта» (1827), «История Шотландии» (1829—1830), «Смерть лорда Байрона» (1824). Книга «Жизнеописание романистов» (1821—1824) дает возможность уточнить творческую связку Скотта с писателям XVIII века, особенно с Генри Филдингом, которого он сам называл «отцом английского романа».

Романы Скотта распадаются на две основные группы. Первая посвящена недавнему прошлому Шотландии, периоду гражданской войны — от пуританской революции XVI века до разгрома горных кланов в середине XVIII века и более позднему времени: «Уэверли» (1814), «Гай Маннеринг» (1815), «Эдинбургская темница» (1818), «Шотландские пуритане» (1816), «Ламмермурская невеста» (1819), «Роб Рой» (1817), «Монастырь» (1820), «Аббат» (1820), «Сен-Ронанские воды» (1823), «Антиквар» (1816) и др.

В этих романах Скотт развертывает необыкновенно богатый реалистический типаж. Это целая галерея шотландских типов самых разнообразных социальных слоев, но преимущественно мелкой буржуазии, крестьянства и деклассированной бедноты. Ярко конкретные, говорящие сочным и разнообразным народным языком, они составляют фон, который можно сравнить только с «фальстафовским фоном» Шекспира. В этом фоне немало ярко комедийного, но рядом с комическими фигурами многие плебейские персонажи художественно равноправны с героями из высших классов. В некоторых романах — они главные герои, в «Эдинбургская темнице» героиня — дочь мелкого крестьянина-арендатора. Скотт по сравнению с «сентиментальной» литературой XVIII века делает дальнейший шаг на пути демократизации романа и в то же время дает более живые образы. Но чаще все же главные герои — это условно идеализированные молодые люди из высших классов, лишенные большой жизненности.

Вторая основная группа романов Скотта посвящена прошлому Англии и континентальных стран, преимущественно средним векам и XVI веку: «Айвенго» (1819), «Квентин Дорвард» (1823), «Кенильворт» (1821), «Карл Смелый, или Анна Гейерштейнская, дева Мрака» (1829) и др. Здесь нет того интимного, почти личного знакомства с ещё живым преданием, реалистический фон не столь богат. Но именно здесь Скотт особенно развертывает свое исключительное чутье прошлых эпох, заставившее Огюстена Тьерри назвать его «величайшим мастером исторической дивинации всех времен». Историзм Скотта — прежде всего внешний историзм, воскрешение атмосферы и колорита эпохи. Этой стороной, основанной на солидных знаниях, Скотт особенно поражал своих современников, не привыкших ни к чему подобному.

Данная им картина «классического» средневековья «Айвенго» (1819), в настоящее время несколько устарела. Но такой картины, одновременно тщательно правдоподобной и раскрывавшей такую непохожую на современность действительность, в литературе ещё не было. Это было настоящим открытием нового мира. Но историзм Скотта не ограничивается этой внешней, чувственной стороной. Каждый его роман основан на определенной концепции исторического процесса в данное время.

Так, «Квентин Дорвард» (1823) дает не только яркий художественный образ Людовика XI и его окружения, но вскрывает сущность его политики как этапа в борьбе буржуазии с феодализмом. Концепция «Айвенго» (1819), где центральным фактом для Англии конца XII века выдвинута национальная борьба саксов с норманнами, оказалась необыкновенно плодотворной для науки истории, — она была толчком для известного французского историка Огюстена Тьерри.

При оценке Скотта надо помнить, что его романы вообще предшествовали работам многих историков его времени.

Для шотландцев он — больше, чем просто писатель. Он возродил историческую память этого народа и открыл Шотландию для остального мира и в первую очередь — для Англии. До него в собственно Англии, особенно в ее столице Лондоне, шотландской историей почти не интресовались, считая горцев «дикими». Произведения Скотта, появившиеся сразу же после Наполеоновских войн, в которых шотландские стрелки покрыли себя славой при Ватерлоо, заставили образованные круги Великобритании в корне изменить свое отношение к этой бедной, но гордой стране.

Интересные факты

  • Большую часть своих обширных знаний Скотт получил не в школе и университете, а с помощью самообразования. Все, что его интересовало, навсегда запечатлевалось в его феноменальной памяти. Ему не требовалось изучать специальную литературу перед тем, как сочинить роман или поэму. Колоссальный объем знаний позволял ему писать на любую избранную тему.
  • Романы Скотта первоначально выходили без имени автора и инкогнито было раскрыто только в 1827 году.
  • В 1825 году на лондонской бирже разразилась финансовая паника, и кредиторы потребовали оплаты векселей. Ни издатель Скотта, ни владелец типографии Дж. Баллантайн не смогли уплатить наличными и объявили себя банкротами. Однако Скотт отказался последовать их примеру и взял на себя ответственность за все счета, на которых стояла его подпись, что составило 120 000 фунтов стерлингов, причем долги самого Скотта составляли лишь малую часть этой суммы. Изнурительный литературный труд, на который он себя обрек, дабы выплатить огромный долг, отнял у него годы жизни.
  • Романы Скотта пользовались огромной популярностью в России среди читающей публики, и поэтому сравнительно быстро переводились на русский язык. Так, роман «Карл Смелый, или Анна Гейерштейнская, дева Мрака», опубликованный впервые в Великобритании в 1829 году, уже в 1830 году вышел в Петербурге, в Типографии Штаба отдельного корпуса внутренней стражи.
  • Известного писателя-исторического романиста Ивана Лажечникова (1790—1869) называли «русским Вальтер Скоттом».
  • Термин «фрилансер» впервые был употреблен именно Вальтером Скоттом в романе «Айвенго» для описания «средневекового наёмного воина».
  • В 1971 году к 200-летию со дня рождения писателя королевская почта Великобритании выпустила почтовую марку достоинством в 7,5 пенсов.

Проза

Поэзия

  • Песни шотландской границы (1802)
  • Песнь последнего менестреля (1805)
  • Мармион (1808)
  • Дева озера (1810)
  • Видение дона Родерика (1811)
  • Рокби (1813)
  • Поле Ватерлоо (1815)
  • Властитель островов (1815)

Прочее

Литература

  • Вальтер Скотт Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1960—1965.
  • Вальтер Скотт. Роб Рой.. — Ленинград.: Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство», 1953.
  • Вальтер Скотт. Айвенго.. — Москва.: «Детская литература», 1990. — 415 с. — ISBN 5-08-002679-0

Ссылки

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

  Вальтер Скотт
Романы
ПоэзияПесни шотландской границы (1802) • Песнь последнего менестреля (1805) • Мармион (1808) • Дева озера (1810) • Видение дона Родерика (1811) • Рокби (1813) • Властитель островов (1815)
Эбботсфорд • Ярлсхоф • Монумент Вальтера Скотта

dic.academic.ru

Вальтер Скотт — биография, список книг

Английский поэт, прозаик, историк. По происхождению шотландец

Родился 15 августа 1771г. в Эдинбурге. Его родителями были юрист У.Скотт и дочь профессора медицины Эдинбургского университета Энн Резерфорд.

В раннем детстве Скотт живёт в Сандиноу, на ферме деда, восстанавливая силы после «зубной лихорадки» (теперь полагают, что это был полиомиелит). Там он впервые слышит рассказы и баллады о шотландских разбойниках, хозяйничавших тут в прежние времена.

1783 – окончив школу, Скотт поступает, по желанию отца, в Эдинбургский университет на юридическое отделение.

1785 – из-за болезни прерывает занятия в университете. Бoльшую часть своих обширных знаний Скотт получает не в школе и университете, а с помощью самообразования.

1786 – совершает вместе с Адамом Фергюсоном путешествие по Шотландии.

1786 – начинает помогать отцу в делах.

1796 – первая публикация – перевод баллады Г.А.Бюргера «Ленора».

1792 – вернувшись в университет, Скотт выдерживает экзамен на звание адвоката становится и становится барристером (высший разряд адвокатов в Англии, защищают дела и произносят речи пред судом, в отличие от солиситоров (атторнеев), уполномоченных лишь к подаче бумаг и документов).

1797 – Скотт женится на француженке Маргарите Шарлотте Шарпентье.

1799 – выходит перевод драмы Гёте «Гёц фон Берлихинген». Чтобы получить средства на содержание семьи, Скотт занимает должность шерифа в Селкиркшире, а в 1866г. Становится одним из главных секретарей Верховного суда Шотландии. Скотт до конца дней исполняет эти обязанности, никогда не пренебрегая профессиональным долгом в пользу сочинительства. Хотя со временем литературный труд становится основным источником его благосостояния, сам он считает его увлечением.

1800 – Скотт публикует своё первое оригинальное произведение – романтическую балладу «Иванов вечер» (The Eve of St.John), известную у нас в переводе Жуковского как «Замок Смальгольм».

1802 – Скотт публикует избранные баллады под названием «Песни шотландской границы» (Minstrelsy of Scottish Border), которые он начал собирать ещё в юности. Эта книга приносит ему известность.

1805 – Скотт впервые печатает поэму собственного сочинения – «Песнь последнего менестреля» (The Lay of the Last Minstrel), отвечавшую вкусам того времени и быстро завоевавшую симпатии публики.

1808 – выходит поэма «Мармион» (Marmion), сюжет которой заимствован из средневековья.

1809 – Скотт становится одним из основателей журнала «Квартальное обозрение» (The Quarterly Review).

1810 – выходит поэма «Дева озера» (The Lady of the Lake), где впервые возникает тема горной Шотландии с её неповторимым колоритом.

1811 – поэма «Видение дона Родерика» (The Vision of Don Roderick).

1812 – Скотт покупает Аббатсфорд – болотистый участок на берегу реки Туид. Замок Аббатсфорд, в котором он селится, он превращает в своеобразный музей средневекового прошлого.

1813 – выходит поэма «Рокби» (Rokeby), в которой появляется образ благородного и разочарованного разбойника.

1814 – выходит первый роман Скотта «Уэверли» (Waverley). Этот, а также все последующие романы, печатаются без подписи, даже после 1827г., когда Скотт объявил о своём авторстве.

1815 – опубликована последняя большая поэма Скотта «Властитель островов» (The Lord of the Isles), в которой изображён национальный герой Шотландии Роберт Брюс (XIVв.), а также роман «Гай Мэннеринг» (Guy Mannering).

В те же годы Скотт начинает заниматься издательской деятельностью – он выпускает более семидесяти томов других авторов, в т.ч. Д.Драйдена (18 томов, 1808) и Дж.Свифта (19 томов, 1814).

1816 – роман «Антикварий» (The Antiquary) и «Пуритане» (Old Mortality), повествующий о восстании 1679г., направленного против реставрированной в 1660г. династии Стюартов.

1817 – выходит роман на шотландскую тему «Роб Рой» (Rob Roy).

1818 – роман «Эдинбургская темница» (The Heart of Mid–Lothian).

1819 – романы «Легенда о Монтрозе» (A Legend of Montrose), «Ламмермурская невеста» (The Bride of Lammermoor) и «Айвенго» (Ivanhoe), посвящённый событиям в Англии.

1820 – Скотт получает титул баронета. Приблизительно в то же время его дочь София выходит замуж за Дж.Г.Локкарта, впоследствии написавшего биографию своего тестя. В этом же году выходят два романа – «Монастырь» (The Monastery), действие которого развертывается на заре Реформации в родных местах Скотта, близ Аббатсфорда, и его продолжение «Аббат» (The Abbot), главная героиня которого – Мария Стюарт, а главное место действия замок, где она содержалась в заключении. Кроме того, выходит книга «О демонологии и колдовстве» (Letters on Demonology and Witchcraft).

1821 – романы «Пират» (The Pirate) и «Кенильворт» (Kenilworth).

1822 – роман «Приключения Найджела» (The Fortunes of Nigel), встретивший восторженный прием в Лондоне.

1823 – роман «Квентин Дорвард» (Quentin Durward), события которого разворачиваются во Франции во времена царствования Людовика XI.

1824 – роман «Редгонтлет» (Redgontlet; в рус. переводе – «Квитанция после смерти») посвящен якобитскому мятежу, но представляет интерес скорее тем, что в нём использован материал, относящийся к детским и юношеским годам Скотта.

1825 – выходит роман «Талисман» (The Talisman).

На лондонской бирже возникает финансовая паника, и кредиторы требуют оплаты векселей. Ни издатель Скотта, ни владелец типографии Дж.Баллантайн не могут уплатить наличными и объявляют себя банкротами. Однако Скотт отказывается последовать их примеру и берёт на себя ответственность за все счета, на которых стоит его подпись, что составляет 120 000 фунтов стерлингов, причем долги самого Скотта – лишь малая часть этой суммы. Это обрекает его на изнурительный литературный труд.

1826 – Скотт работает над романом «Вудсток» (Woodstock), повествующем о 1651г. и бегстве Карла II после битвы при Вустере.

1827 – роман «Дочь врача» (The Surgeon’s Daughter).

1829–1830 – выходят четыре выпуска «Рассказов дедушки» (Tales of Grandfather) и «История Шотландии» в двух томах (History of Scotland).

1831 – после нескольких последовавших друг за другом апоплексических ударов врачи уговаривают Скотта поехать лечиться в теплые страны, и он отправляется в Италию на корабле, предоставленном ему правительством. В пути ему становится хуже, и он возвращается домой в Лондон, а затем в Аббатсфорд. Несколько месяцев Скотт находится в полубессознательном состоянии.

21 сентября 1832 – Вальтер Скотт умер в Аббатсфорде.

Произведения можно отнести к таким жанрам:

Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями

velib.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *