От СС до Нобелевской премии. Непридуманная жизнь Гюнтера Грасса | История | Общество
Летом 2006 года Германия пережила шок. Нобелевский лауреат по литературе, прославленный писатель Гюнтер Грасс, в интервью газете «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» признался, что в юности служил в СС.
Откровения Грасса стали шоком для немцев. Спустя шесть десятилетий после окончания войны, когда, казалось, осуждены все преступники, выплачены все компенсации, состоялось покаяние, из шкафа выпадает очередной скелет.
Человек, вернувший Германию в мировую литературу
Гюнтера Грасса в Германии считали «совестью нации». В 1959 году писатель выпустил роман «Жестяной барабан» — гротескную историю мальчика Оскара Мацерата, который с приходом к власти в Германии национал-социалистов отказывается расти в знак протеста против происходящих в обществе перемен.
«Жестяной барабан» вернул послевоенную Германию в мировую литературу, а самого Грасса сделал «голосом обожженного поколения» немцев. В 1979 году экранизация «Жестяного барабана» была удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля и премии «Оскар».
Грасс стал классиком при жизни, каждое его произведение ожидалось с нетерпением, каждое его заявление привлекало внимание. Сторонник социал-демократов, он порвал с партией, посчитав в начале 1990-х, что партия «поправела». В начале 1980-х он был в числе активных противников размещения американских ракет «Першинг-2» на территории ФРГ.
Когда Германия пребывала в эйфории от объединения, он с сожалением говорил о «поглощении» ГДР, считая, что от этого процесса будет больше вреда, чем пользы.
В 1999 году Нобелевский комитет присудил Гюнтеру Грассу Нобелевскую премию по литературе.
Мальчик из Вольного города
И вот, спустя семь лет после этой награды выяснилось, что антифашист и борец за мир Гюнтер Грасс носил эсэсовскую форму.
Возмущенные критики требовали вернуть награды, включая Нобелевскую премию, отказаться от звания Почетного гражданина Гданьска.
Грасс на происходящий шум вокруг себя смотрел с недоумением. Всю жизнь в присущей ему форме он рассказывал о своей юности, о том, что происходило вокруг. Его служба в СС была не сознательным выбором, а, скорее случайностью. На «истинного арийца» Гюнтер Грасс никак не тянул.
Он родился 16 октября 1927 года в Вольном городе Данциг, бывшей германской территории, отделенной от Германии по итогам Первой мировой войны. Отец Гюнтера, Вильгельм Грасс, был этническим немцем, успешным торговцем. Мать, Хелена, принадлежала к кашубам — небольшой западнославянской группе, проживавшей на севере Польши и Германии.
Ему не было 12, когда в сентябре 1939 года Данциг (польский Гданьск) был захвачен немецкими войсками. Польские почтовые служащие Гданьска держали оборону в течение 15 часов, и почти все погибли — одни в бою, другие были расстреляны гитлеровцами.
Юнец в форме СС
Воспитание по методикам Третьего Рейха принесло свои плоды — в 15 лет активный член «Гитлерюгенда» Гюнтер Грасс рвался на фронт, подавая заявления с просьбой зачислить его на флот, в экипаж подводной лодки.
Свои первые литературные произведения он печатал в нацистской газете, и имел все шансы стать новым рупором пропаганды Рейха.
Но когда Гюнтеру исполнилось 17 лет, гитлеровцам было уже не до пропаганды. В октябре 1944 года Грасс узнал, что будет служить в 10-й танковой дивизии СС «Фрундсберг».
У него не было шанса отказаться, да он и не пытался — по признанию Гюнтера Грасса, он «до конца верил в победу». Правда, по его словам, крови на руках юного эсэсовца не было.
В последний день рождения Гитлера, 20 апреля 1945 года, Гюнтер «получил в подарок» ранение. Танковая дивизия несла потери, теснимая советскими войсками. Но в плен раненый юный эсэсовец попал к американцам — произошло это 8 мая, когда война практически завершилась.
Для американцев, искавших среди служащих СС как военных преступников, так и полезные для себя кадры, он был слишком юн и зелен. В апреле 1946 года Гюнтер Грасс был освобожден из лагеря для военнопленных, и начал свой путь к литературной славе.
«Как и почему я на голубом глазу верил этой идеологии и шел за ней?»
Для того, чтобы рассказать о своей службе в СС, писателю потребовалось шестьдесят лет. Вслед за его признаниями вышел автобиографический роман «Луковица памяти», в котором Грасс вспоминал свою юность.
Кто-то увидел в этом пиар новой книги, но сам писатель признавался, что все дело в трудном процессе осмысления, необходимости найти нужные слова для описания пережитого.
«Только когда я решил написать о моем детстве, о том, что со мной происходило, как с ребенком и подростком, я нашел литературную форму, которая позволила мне, наконец, писать и рассказывать о моей службе в СС, — объяснял Грасс, — Но в моей книге тема попадания в СС не самая главная. Главное — это мучающие меня вопросы о моей тогдашней наивности. Как и почему я на голубом глазу верил этой идеологии и шел за ней? Почему во мне не возникало вопросов, когда мой польский дядя после штурма польского почтамта в 1939 году в Данциге был расстрелян? Почему я ни о чем не спрашивал, когда исчез мой учитель латыни, высказавший сомнение в конечной победе?»
В конечном счете, репутация Грасса не рухнула. Скандал позволил снизить помпезность торжеств по случаю его 80-летия, которые писатель категорически не одобрял.
«То, что должно быть сказано»
В своей Нобелевской речи Грасс говорил: «Наихудшее прегрешение писателя в глазах власть имущих состоит в том, что он не хочет вместе со своими книгами шествовать вместе с победителем, а скорее предпочитает вертеться там, где на обочине исторических процессов стоят проигравшие, которые многое могут рассказать, но не получают слова. Тот, кто наделяет их голосом, ставит победу под сомнение».
Свою юношескую наивность на излете жизни он искуплял готовностью говорить те вещи, которые не нравились властям.
В 2012 году опубликовал стихотворение «То, что должно быть сказано», в котором обрушился на Израиль за его планы превентивной войны против Ирана. За это власти Израиля объявили его персоной нон грата, заметив, что немец форму СС с себя снял, но от образа мыслей не отказался.
Следующим его стихотворением стал «Позор Европы», в котором Грасс бичевал европейские элиты за доведение до хаоса и разорения Греции, колыбели современной европейской цивилизации.
«Ты духовно захиреешь без страны, дух которой придумал тебя, Европа», — предупреждал Гюнтер Грасс.
«Мы движемся к Третьей мировой войне»
С большой прозой писатель расстался еще в 2013 году, заметив, что на создание нового романа у него уже не хватит ни сил, ни времени. Последние месяцы он посвящал стихам, живописи, а также давал интервью.
Гюнтер Грасс умер 13 апреля 2015 года в возрасте 87 лет в клинической больнице города Любека. За три недели до смерти в интервью испанскому изданию El Pais он говорил о Европе, России и будущем человечества.
«… я не говорю, что произошедшее с Крымом было оправдано. Это не оправдано, но это надо понять. То, что нам нужно сделать, — понять Россию… Украине пообещали вступление в Евросоюз, а затем вход в состав НАТО, вполне логично, что Россия раздраженно отреагировала на это, — говорил Грасс, — к ним вновь возвращается страх быть окруженными врагом».
«Мы движемся к Третьей мировой войне. Войны происходят по всему миру. Мы рискуем снова повторить собственные ошибки. Война может наступить, а мы, словно лунатики, даже не заметим ее приближения. На сегодняшний день, с одной стороны у нас есть Украина, где ситуация не становится лучше. В Израиле и Палестине ситуация становится только хуже. Америка оставила Ирак в катастрофическом состоянии. Зверства, совершаемые „Исламским государством“, а также проблема в Сирии, о которой молчат в новостях, но люди там продолжают убивать друг друга», — говорил Гюнтер Грасс весной 2015 года.
Всю жизнь он вглядывался в прошлое, чтобы будущее стало другим. И его «Жестяной барабан» по-прежнему стучит, будя тех, кто безмятежно спит, не видя подступающей беды.
www.aif.ru
Грасс, Гюнтер – краткая биография
Гюнтер Грасс родился 16 октября 1927 г. в Данциге (ныне – польский Гданьск, а тогда – «вольный город»). Будущему писателю пришлось много пережить. В юности Грасс стал членом гитлерюгенда, в 1944 г. он подал добровольную просьбу об отправке на фронт и был зачислен в танковую дивизию СС. В апреле 1945 г., после ранения, Грасс оказался в американском лагере для военнопленных и пробыл там целый год.
В 1948 г. Грасс поступил на отделение скульптуры Дюссельдорфской академии искусств. Тогда же он начал писать стихи и прозу.
Гюнтер Грасс. Фото 2006 г.
Первый его роман, «Жестяной барабан» (1959 г.), имел огромный успех. Герой романа Оскар появился на свет с невыносимым отвращением к окружающему миру и не желал участвовать в его жизни. В три года он «в знак протеста» перестал расти. Лишь игрушечный барабан примирил Оскара с жизнью, дал возможность найти смысл существования.
Следом вышли произведения Грасса «Кошки-мышки» (1961 г.) и «Собачьи годы» (1965 г.), продолжившие социально-критическую линию «Жестяного барабана». Критики назвали три эти романа «данцигской трилогией».
Затем писатель выпустил книги «Под местным наркозом» (1969 г.), «Из дневника улитки» (1972 г.), «Камбала» (1977 г.), историко-фантастическую повесть «Встреча в Тельгте» (1979 г.), «Вымыслы» (1982 г.), «Крысиха» (1985 г.), текущий комментарий XX столетия «Моё столетие» (1999 г.). Писателем было создано большое количество эссе и статей, стихов и драматических произведений.
В 1999 г. Грасс был удостоен Нобелевской премии по литературе «за то, что его игривые и мрачные притчи освещают забытый образ истории». «Подобно тому как Нобелевская премия, если отвлечься от всякой её торжественности, покоится на открытии динамита, который, как и другие порождения человеческого мозга — будь то расщепление атома или также удостоенная премии расшифровка генов, — принёс миру радости и горести, так и литература несёт в себе взрывчатую силу, даже если вызванные ею взрывы становятся событием не сразу, а, так сказать, под лупой времени и изменяют мир, воспринимаясь и как благодеяние, и как повод для причитаний, — и всё во имя рода человеческого», – сказал он в своей Нобелевской лекции.
Помимо Нобелевской премии писатель получил множество наград. В их числе: премия «Группы 47» (1958 г.), премия критики (1960 г., Германия), премия иностранной книги (1962 г., Франция), премия Бюхнера (1965 г.), премия Фонтана (1965 г.), премия Гайса (1969 г.), премия Монделло (1977 г., Палермо), медаль Карл фон Осирски (1977 г.), премия Виареджио-Версилия (1978 г.), медаль им. В. Маяковского (1977 г.), премия Фельтринелли (1982 г.), кольцо Леонарда Франка (1988 г.). Кроме того, Грасс получил ученые степени трех колледжей и университетов.
Гюнтер Грасс критикует Израиль
В своем творчестве писатель затрагивал такие темы, которые многие обходили. Например, в романе «Траектория краба» (2002 г.) Грасс говорит о судьбе немцев России и Восточной Европы, которые бежали от Красной Армии во время Второй Мировой войны. Трагедии войны, по мнению писателя, не должны быть забыты. В романе «Вильгельм Густлов» Грасс рассказывает о судьбе лайнера, на котором в январе 1945 г. находились эвакуированные беженцы и раненые солдаты из Данцига (родного города писателя) – всего 9 тыс. человек. Лайнер был потоплен советской подлодкой.
Грасс умер 13 апреля 2015 года.
Ссылки на очерки о других немецких писателях – см. ниже в блоке «Ещё по теме…»
rushist.com
Грасс, Гюнтер — это… Что такое Грасс, Гюнтер?
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Грасс.Гюнтер Грасс (нем. Günter Grass или Graß; р. 16 октября 1927, Вольный город Данциг) — немецкий писатель, скульптор, художник, график, лауреат Нобелевской премии по литературе 1999 года.
Биография
Гюнтер Грасс родился 16 октября 1927 года в Вольном городе Данциге (ныне Гданьск). По воспоминаниям самого писателя, приведённым в книгах «Жестяной барабан» и «Луковица памяти», его родители занимались торговлей. По этническому происхождению отец писателя — немец, мать — представительница кашубского народа[1].
Во время Второй мировой войны в 15 лет вместе со своими одноклассниками был призван в обслугу зенитной батареи, затем отбыл трудовую повинность и в ноябре 1944 г. был зачислен в 10-ю танковую дивизию Ваффен-СС, в составе которой участвовал в сражении с советскими войсками в апреле 1945 г. и был ранен. После войны пробыл в американском плену до 1946 года.
С 1947 по 1948 год обучался профессии каменотёса в Дюссельдорфе. После этого Грасс учился скульптуре и живописи в Академии искусств в Дюссельдорфе. С 1953 по 1956 год продолжил изучение живописи в Высшей школе изобразительных искусств в Берлине под руководством скульптора Карла Хартунга.
С 1956 по 1959 годы жил в Париже. В 1960 году вернулся в Берлин, где жил до 1972 года. С 1972 по 1987 год Грасс жил в Вестфалии и Шлезвиг-Гольштейне.
В 1954 году Грасс женился на Анне Шварц, с которой развёлся в 1978 году. В 1979 году Грасс женился второй раз на Уте Грунерт.
В 1956—1957 годах Гюнтер Грасс начал выставлять свои скульптурные и графические работы и одновременно начал заниматься литературой. В то время Грасс писал рассказы, стихи и пьесы, которые сам он относил к театру абсурда.
Образным языком был написан и роман «Жестяной барабан» (нем. Die Blechtrommel). За этот роман он получил премию «Группы 47», к которой он сам принадлежал с 1957 года. В 1960 году жюри литературной премии города Бремена хотело присудить свою премию роману «Жестяной барабан», но сенат Бремена воспротивился этому. В 1979 году роман был экранизирован режиссёром Фолькером Шлёндорфом. Фильм «Жестяной барабан» получил главный приз Каннского кинофестиваля — «Золотую пальмовую ветвь» — в 1979 году, а также «Оскара» как лучший иностранный фильм.
Роман «Жестяной барабан» был опубликован в 1959 году. В этом романе реальные исторические события конфронтируют с сюрреалистически-гротескным образным языком Грасса. Стиль, в котором написан роман «Жестяной барабан», стал стилем Гюнтера Грасса.
С первым же романом («Жестяной барабан») Гюнтер Грасс получил мировую известность. Впервые после Второй мировой войны немецкий писатель получил международное признание.
Его второй роман «Кошка и мышь», действие которого происходит во время второй мировой войны в Данциге и в котором рассказывается история юного Иохима Малке (Joachim Mahlke), вызвал скандал. Гессенский министр работы и здравоохранения, из-за описанной в романе сцены онанизма, сделал запрос в федеральные органы надзора о проверке романа как имеющего аморальное содержание. Но после последовавших протестов общественности и других писателей запрос был отозван.
На выборах Грасс поддерживал Социал-демократическую партию Германии и стал её членом в 1982 году. В 1990 году высказался против воссоединения Германии (ФРГ и ГДР). Грасс считал, что объединённая Германия может возродиться как воинственное государство.
В 1985 году вместе с джазовым музыкантом Гюнтером Зоммером (Günter Sommer) выпускает много необычных записей, на которых читает свои произведения под музыку Зоммера.
В 1999 году в возрасте 72 лет Гюнтер Грасс был удостоен Нобелевской премии в области литературы.
В 2005 году основал литературный кружок — «Любекские литературные встречи».
В настоящее время Гюнтер Грасс живёт в окрестностях Любека. Собственно в Любеке находится его дом, где хранится основная часть его рукописей и художественных работ.
В августе 2006 г. в Германии вокруг имени Гюнтера Грасса и его моральной роли в послевоенной Германии разгорелся скандал. Писатель признался в том, что в молодости состоял в рядах Ваффен-СС. В то время, по словам Грасса, он воспринимал эту организацию как космополитические элитные войска, а в двойных рунах в петлицах униформы Ваффен-СС не видел ничего предосудительного. Грасс заявил, что во время службы в Ваффен-СС он не совершал военных преступлений и не сделал ни единого выстрела.
Скандальное откровение Грасса вызвало общественный резонанс и побудило его к написанию мемуаров. «Луковица памяти» увидела свет в 2006 году. В книге причудливым образом сплелись реальные факты из жизни писателя и апокрифические эпизоды (например, совместное выступление Гюнтера Грасса с Луи Армстронгом или игра в кости с, предположительно, Йозефом Ратцингером во время совместного пребывания в американском лагере для военнопленных). Следует отметить, что «Луковица памяти» — не первое произведение, где вместо фиктивного рассказчика выступает сам Гюнтер Грасс. Подобный прием был использован в книге «Из дневника улитки» в 1972-ом году.
Своеобразным продолжением автобиографического цикла стала книга Грасса «Фотокамера. Истории из темной комнаты» (2009). Это семейная хроника Грасса, все персонажи которой легко узнаваемы, невзирая на подмену имен.
Зимой 2009-го года увидел свет следующий том автобиографического цикла Грасса под названием «По пути из Германии в Германию» — это реальный дневник писателя за 1990-ый год.
8 апреля 2012 года Израиль объявил Гюнтера Грасса персоной нон-грата за обнародование стихотворения под названием «То, что должно быть сказано», в котором тот резко критиковал Израиль за угрозу превентивной войны в отношении Ирана из-за его ядерной программы и напомнил, что у самого Израиля имеется созданное в тайне ядерное оружие. Формальным поводом для этого решения стала служба писателя в частях СС — по законам Израиля это является пособничеством нацизму и основанием для отказа во въездной визе. В связи с данным скандалом Г.Грасс пояснил, что к Израилю в целом он испытывает глубокую симпатию и его ошибка состоит в том, что он писал про Израиль в целом, а не про нынешнее израильское правительство. Он заявил, что не встал на сторону Ирана, а призывал международное сообщество контролировать обе стороны конфликта, и выразил удивление тому, что, хотя он получил много писем поддержки и одобрения его позиции, немецкая пресса посчитала возможным дать высказаться только его критикам. Бывший посол Израиля в Германии Ави Примор, хотя и негативно отнесся к стихотворению Грасса, но назвал решение министерства внутренних дел Израиля преувеличенным и популистским и сказал, что нет никаких оснований считать Грасса антисемитом. Еврейская община Германии также посчитала действия властей Израиля чрезмерными.[2][3][4][5] Через 2 месяца Грасс опубликовал другое стихотворение актульной политической тематики «Стыд Европы», обвиняя на этот раз Европу и международных ростовщиков в нападках на Грецию. Напоминая немцам что «Они своим оружием ранили благославленную островами страну , неся вместе со своими мундирами Хелдерлина (см. Гёльдерлин, Иоганн Христиан Фридрих) в ранце» он завершает «В маразме ты сморщищься без страны, дух которой тебя Европа создал» [6].
В настоящее время Грасс продолжает работу над своим мемуарным циклом.
Цитата Грасса из его Нобелевской речи
В ужасе мы наблюдаем, что капитализм, с тех пор как его брат социализм объявлен мёртвым, страдает манией величия…
Подобно тому как Нобелевская премия, если отвлечься от всякой ее торжественности, покоится на открытии динамита, который, как и другие порождения человеческого мозга — будь то расщепление атома или также удостоенная премии расшифровка генов, — принес миру радости и горести, так и литература несет в себе взрывчатую силу, даже если вызванные ею взрывы становятся событием не сразу, а, так сказать, под лупой времени и изменяют мир, воспринимаясь и как благодеяние, и как повод для причитаний, — и все во имя рода человеческого.
Библиография
Данцигская трилогия
- Жестяной барабан / Die Blechtrommel (1959, рус. перевод 1995)
- Кошка и мышь / Katz und Maus (1961, рус. перевод 1968)
- Собачьи годы / Hundejahre (1963, рус. перевод 1996)
Романы и повести
- Под местным наркозом / Örtlich betäubt (1969)
- Из дневника улитки / Aus dem Tagebuch einer Schnecke (1972, рус. перевод 1993)
- Камбала / Der Butt (1977)
- Вымыслы / Kopfgeburten (1982)
- Встреча в Тельгте / Das Treffen in Telgte (1979, рус. перевод 1983)
- Крысиха / Die Rättin (1986)
- Моё столетие / Mein Jahrhundert (1999, рус. перевод 2000)
- Траектория краба / Im Krebsgang (2002, рус. перевод 2002)
- Луковица памяти / Beim Häuten der Zwiebel (2006, рус. перевод 2008)
- Фотокамера / Die Box (2008, рус. перевод под названием «Фотокамера. Истории из темной комнаты» 2009)
- По пути из Германии в Германию / Unterwegs von Deutschland nach Deutschland. Tagebuch 1990 (2009)
- Слова Гримм / Grimms Wörter (2010)
Ссылки
Примечания
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011. |
biograf.academic.ru
Грасс, Гюнтер, биография
Имя | Гюнтер Грасс |
Оригинал имени | Günter Grass |
Дата рождения | 16.10.1927 |
Место рождения | в Гданьске |
Род деятельности | прозаик, поэт, эссеист |
Дебют | «Жестяной барабан» (1959) |
Премии | 1999 Нобелевская премия по литературе (1999) 1982 |
Гюнтер Грасс (Günter Grass или Graß; р. 1927, Вольный город Данциг) — немецкий писатель, скульптор, художник, график, лауреат Нобелевской премии по литературе 1999 года.
Биография
Гюнтер Грасс родился 16 октября 1927 года в Вольном городе Данциге (ныне Гданьск). По воспоминаниям самого писателя, приведённым в книгах «Жестяной барабан» и «Луковица памяти», его родители занимались торговлей. По этническому происхождению отец писателя — немец, мать — представительница кашубского народа.
Во время Второй мировой войны в 15 лет вместе со своими одноклассниками был призван в обслугу зенитной батареи, затем отбыл трудовую повинность и в ноябре 1944 г. был зачислен в 10-ю танковую дивизию войск СС, в составе которой участвовал в сражении с советскими войсками в апреле 1945 г. и был ранен. После войны пробыл в американском плену до 1946 года.
С 1947 по 1948 год Грасс обучался профессии каменотёса в Дюссельдорфе, в дальнейшем учился скульптуре и живописи в Академии искусств в Дюссельдорфе. С 1953 по 1956 год продолжил изучение живописи в Высшей школе изобразительных искусств в Западном Берлине под руководством скульптора Карла Хартунга.
С 1956 по 1959 год Грасс жил в Париже. В 1960 году вернулся в Западный Берлин, где жил до 1972 года. С 1972 по 1987 год жил в Западной Германии — в Вестфалии и Шлезвиг-Гольштейне.
В 1954 году Грасс женился на Анне Шварц, с которой развёлся в 1978 году. В 1979 году женился второй раз на Уте Грунерт.
В 1956—1957 годах Гюнтер Грасс начал выставлять свои скульптурные и графические работы и одновременно начал заниматься литературой. В то время Грасс писал рассказы, стихи и пьесы, которые сам он относил к театру абсурда.
Образным языком был написан и дебютный роман Грасса «Жестяной барабан» (Die Blechtrommel), опубликованный в 1959 году. За этот роман он получил премию «Группы 47», к которой он сам принадлежал с 1957 года. В романе реальные исторические события конфронтируют с сюрреалистически-гротескным образным языком Грасса. Стиль, в котором написан роман «Жестяной барабан», стал стилем Гюнтера Грасса.
После выхода «Жестяного барабана» Гюнтер Грасс получил мировую известность. Впервые после Второй мировой войны немецкий писатель получил международное признание.
В 1960 году жюри литературной премии города Бремена хотело присудить свою премию роману «Жестяной барабан», но сенат Бремена воспротивился этому.
В 1979 году роман был экранизирован режиссёром Фолькером Шлёндорфом. Фильм «Жестяной барабан» получил главный приз Каннского кинофестиваля — «Золотую пальмовую ветвь» — в 1979 году, а также «Оскара» как лучший иностранный фильм.
Второй роман Грасса «Кошки-мышки», действие которого происходит во время второй мировой войны в Данциге и в котором рассказывается история юного Иохима Малке (Joachim Mahlke), вызвал скандал. Гессенский министр работы и здравоохранения, из-за описанной в романе сцены онанизма, сделал запрос в федеральные органы надзора о проверке романа как имеющего аморальное содержание. Но после последовавших протестов общественности и других писателей запрос был отозван.
www.cultin.ru
Грасс Гюнтер — краткая биография
Гюнтер Грасс (нем. Günter Grass или Graß; р. 16 октября 1927, Вольный город Данциг) — немецкий писатель, скульптор, художник, график, лауреат Нобелевской премии по литературе 1999 года.Гюнтер Грасс родился 16 октября 1927 года в Вольном городе Данциге (ныне Гданьск). По воспоминаниям самого писателя, приведённым в книгах «Жестяной барабан» и «Луковица памяти», его родители занимались торговлей. По этническому происхождению отец писателя — немец, мать — представительница кашубского народа.
Во время Второй мировой войны в 15 лет вместе со своими одноклассниками был призван в обслугу зенитной батареи, затем отбыл трудовую повинность и в ноябре 1944 г. был зачислен в 10-ю танковую дивизию Ваффен-СС, в составе которой участвовал в сражении с советскими войсками в апреле 1945 г. и был ранен. После войны пробыл в американском плену до 1946 года.
С 1947 по 1948 год обучался профессии каменотёса в Дюссельдорфе. После этого Грасс учился скульптуре и живописи в Академии искусств в Дюссельдорфе. С 1953 по 1956 год продолжил изучение живописи в Высшей школе изобразительных искусств в Берлине под руководством скульптора Карла Хартунга.
С 1956 по 1959 годы жил в Париже. В 1960 году вернулся в Берлин, где жил до 1972 года. С 1972 по 1987 год Грасс жил в Вестфалии и Шлезвиг-Гольштейне.
В 1954 году Грасс женился на Анне Шварц, с которой развёлся в 1978 году. В 1979 году Грасс женился второй раз на Уте Грунерт.
В 1956—1957 годах Гюнтер Грасс начал выставлять свои скульптурные и графические работы и одновременно начал заниматься литературой. В то время Грасс писал рассказы, стихи и пьесы, которые сам он относил к театру абсурда.
Образным языком был написан и роман «Жестяной барабан». За этот роман он получил премию «Группы 47», к которой он сам принадлежал с 1957 года. В 1960 году жюри литературной премии города Бремена хотело присудить свою премию роману «Жестяной барабан», но сенат Бремена воспротивился этому. В 1979 году роман был экранизирован режиссёром Фолькером Шлёндорфом. Фильм «Жестяной барабан» получил главный приз Каннского кинофестиваля — «Золотую пальмовую ветвь» — в 1979 году, а также «Оскара» как лучший иностранный фильм.
Роман «Жестяной барабан» был опубликован в 1959 году. В этом романе реальные исторические события конфронтируют с сюрреалистически-гротескным образным языком Грасса. Стиль, в котором написан роман «Жестяной барабан», стал стилем Гюнтера Грасса.
Его второй роман «Кошки-мышки», действие которого происходит во время второй мировой войны в Данциге и в котором рассказывается история юного Иохима Малке , вызвал скандал. Гессенский министр работы и здравоохранения, из-за описанной в романе сцены онанизма, сделал запрос в федеральные органы надзора о проверке романа как имеющего аморальное содержание. Но после последовавших протестов общественности и других писателей запрос был отозван.
На выборах Грасс поддерживал Социал-демократическую партию Германии и стал её членом в 1982 году. В 1990 году высказался против воссоединения Германии (ФРГ и ГДР). Грасс считал, что объединённая Германия может возродиться как воинственное государство.
В 1985 году вместе с джазовым музыкантом Гюнтером Зоммером выпускает много необычных записей, на которых читает свои произведения под музыку Зоммера.
В 1999 году в возрасте 72 лет Гюнтер Грасс был удостоен Нобелевской премии в области литературы.
В 2005 году основал литературный кружок — «Любекские литературные встречи».
В августе 2006 г. в Германии вокруг имени Гюнтера Грасса и его моральной роли в послевоенной Германии разгорелся скандал. Писатель признался в том, что в молодости состоял в рядах Ваффен-СС. В то время, по словам Грасса, он воспринимал эту организацию как космополитические элитные войска, а в двойных рунах в петлицах униформы Ваффен-СС не видел ничего предосудительного. Грасс заявил, что во время службы в Ваффен-СС он не совершал военных преступлений и не сделал ни единого выстрела.
Скандальное откровение Грасса вызвало общественный резонанс и побудило его к написанию мемуаров. «Луковица памяти» увидела свет в 2006 году. В книге причудливым образом сплелись реальные факты из жизни писателя и апокрифические эпизоды (например, совместное выступление Гюнтера Грасса с Луи Армстронгом или игра в кости с, предположительно, Йозефом Ратцингером во время совместного пребывания в американском лагере для военнопленных). Следует отметить, что «Луковица памяти» — не первое произведение, где вместо фиктивного рассказчика выступает сам Гюнтер Грасс. Подобный прием был использован в книге «Из дневника улитки» в 1972-ом году.
Своеобразным продолжением автобиографического цикла стала книга Грасса «Фотокамера» (2009). Это семейная хроника Грасса, все персонажи которой легко узнаваемы, невзирая на подмену имен.
Зимой 2009-го года увидел свет следующий том автобиографического цикла Грасса под названием «По пути из Германии в Германию» — это реальный дневник писателя за 1990-ый год.
8 апреля 2012 года Израиль объявил Гюнтера Грасса персоной нон-грата за обнародование стихотворения под названием «То, что должно быть сказано», в котором тот резко критиковал Израиль за угрозу превентивной войны в отношении Ирана из-за его ядерной программы и напомнил, что у самого Израиля имеется созданное в тайне ядерное оружие. Формальным поводом для этого решения стала служба писателя в частях СС — по законам Израиля это является пособничеством нацизму и основанием для отказа во въездной визе. В связи с данным скандалом Г.Грасс пояснил, что к Израилю в целом он испытывает глубокую симпатию и его ошибка состоит в том, что он писал про Израиль в целом, а не про нынешнее израильское правительство. Он заявил, что не встал на сторону Ирана, а призывал международное сообщество контролировать обе стороны конфликта, и выразил удивление тому, что, хотя он получил много писем поддержки и одобрения его позиции, немецкая пресса посчитала возможным дать высказаться только его критикам. Бывший посол Израиля в Германии Ави Примор, хотя и негативно отнесся к стихотворению Грасса, но назвал решение министерства внутренних дел Израиля преувеличенным и популистским и сказал, что нет никаких оснований считать Грасса антисемитом. Еврейская община Германии также посчитала действия властей Израиля чрезмерными.Через 2 месяца Грасс опубликовал другое стихотворение актульной политической тематики «Стыд Европы», обвиняя на этот раз Европу и международных ростовщиков в нападках на Грецию. Напоминая немцам что «Они своим оружием ранили благославленную островами страну , неся вместе со своими мундирами Хелдерлина в ранце» он завершает «В маразме ты сморщищься без страны, дух которой тебя Европа создал» .
В настоящее время Гюнтер Грасс живёт в окрестностях Любека. Собственно в Любеке находится его дом, где хранится основная часть его рукописей и художественных работ.
fb2.net.ua
ГРАСС, Гюнтер — Біографія — Письменник — Автор — Зарубіжна литература
ГРАСС, Гюнтер — творчество писателяГРАСС, Гюнтер (Grass, Gunter — нар. 16.10.1927, Данциг, Германия) — немецкий писатель и художник, лауреат Нобелевской премии 1999 г.
Путь Грасса во всех сферах литературы и искусства не является прямолинейным. В «Тагесшпігелі» от 1 октября 1999 года сразу же после присуждения Ґрассу Нобелевской премии писали: «Благодаря своему роману «Жестяной барабан» («Die Blechtrommel», 1959) он завоевал немецкой литературе мировое признание и всю свою жизнь действенно вмешивался в политические дела Германии и в годы, когда страна была разделена, и после воссоединения — не всегда удобна человек, которому собственные произведения оказывали веса». Иначе говоря, Грасс был очень активным не только как литератор. (Он издал восемь романов, десятки рассказов и повестей, таких как «Кошка и мышь» («Katz und Maus») или «Встречу TeAbrmi» («Das TrefJen in Telgte»), несколько книг стихов, рисунков, гравюр, литографий, четыре пьесы и много томов публицистики, речей, статей, интервью, переписка, 1997 года завершилось свет издание его произведений (уже второе) в 16 томах.) В отличие от многих других авторов, он также энергично, ангажировано, по-боевому участвует в политической жизни. Он считает себя левым, который выступает с позиций демократии, антитоталітаризму, антимілітаризму, ставится остро-критически к современному капитализму и псевдосоциализму советского типа. Грасс не верит в решающую роль литературы и искусства в деле улучшения мира. И все же свое кредо в Нобелевской лекции он сформулировал следующим образом: «Мне как безбожнику остается только одно: стать на колени перед тем святым, который до этого времени всегда помогал мне и приводил в движение самые тяжелые каменные обломки, чтобы они катились. Итак, я умоляю: отмечен нобелевкой по милости Камю Сизиф, прошу тебя, позаботься, чтобы камень не остался лежать наверху, чтобы мы имели возможность и дальше его катить, чтобы мы могли быть счастливыми, как ты, с нашим камнем и чтобы сказ о превратности нашего существования не имела конца». Сизиф как святой — это яркий пример обраВНОго и парадоксального способа мышления писателя, его иронии, которая звучит мудро и печально.
Творчество Грасса такая масштабная и раВНОобразная, что ее всю никак не можно обрисовать в нескольких словах. Грасс получил мировую славу как прозаик, но при этом стоит всегда помнить, что Грасс-поэт и думает как поэт даже в своей прозе, что он — блестящий политический и социальный публицист, и те темы, которые он затрагивает в своей публицистике, он ставит, пусть в другой способ, в своих романах и короткой прозе, что он постоянно работает как художник, график, скульптор, а потому его глаз чувствителен к образов, красок, линий мира.
Для того, чтобы глубже понять творчество Гюнтера Грасса, следует представить себе в главных чертах его жизненный путь. Будущий писатель родился 16 октября 1927 года в Данциге (ныне Гданьск). Его отец был немцем, протестант, мать — кашубского (то есть славянского, польского) происхождения, католичкой. Родители имели в пригороде Данцига — Лангфурі небольшую бакалейную лавку. Судя по всему, главная роль в семье принадлежала матери, она же имела большое влияние и на сына Гюнтера. У нее было скромное собрание книг, где, помимо развлекательной беллетристики, можно было найти произведения известных писателей. Кроме того, мать была членом клуба любителей литературы. Сын стал страстным, увлеченным читателем. Он мог целыми часами погружаться в какую-то книжку, не замечая, что происходит вокруг него. Семья жила в тесноте, в маленькой двухкомнатной квартире. У детей — Гюнтера и его сестры — не было собственного угла. И ни теснота, ни разговоры родственников не препятствовали фанатичному читателю. Заткнув уши, он поглощал страницы романов Ф. Достоевского, Л. Толстого, К. Гамсуна, В. Раабе, С. Лагерлеф и других мастеров. Позже парень стал абонентом городской библиотеки. Он вспоминает: «Как хорошо, что нам в руки попадает достаточно книг, которые можно читать про себя и вслух, они были для меня образцом. Такие мастера, как Мелвилл или Döblin, а также речь лютерівської Библии, когда я был молодым и способным учиться, подтолкнули меня говорить то, что я пишу… Я записываю на бумаге лишь то, что может быть сказано, найдет свою раВНОобразную интонацию и таким образом — свое звучание и эхо». И сначала было чтение, писание возникло впоследствии. В 12 лет Гюнтер уже осознал, «что хочет стать художником». Он вспоминает, как его мать, которая любила театр, кепкувала со своего двенадцати-тринадцатилетнего сына, который охотно рассказывал ей разные выдуманные истории, обещая ей путешествия в Неаполь и Гонконга, богатство и меха из каракуля, и называла его Пером Гюнтом. Судьба не подарила матери Грасса счастье узнать о славе сына. Она умерла в 1954 году. До выхода в свет «Жестяного барабана» оставалось еще пять лет. Но желание доказать матери и другим родным и знакомым, что он что-то может, было в определенной степени движущей силой творчества будущего лауреата многих престижных литературных премий. В уже упомянутом возрасте Гюнтер сделал первую попытку написать роман под названием «Кашубы». Это случилось в первый год войны. На предложение журнала для членов гитлерюгенда «Помогай вместе!» молодой автор решил принять участие в объявленном конкурсе рассказчиков. Его роман должен был быть историческим, события происходить в XIII столетии, во времена междуцарствия, отсутствия короля, страшные времена, когда разбойники и разбойники-рыцари господствовали на дорогах и мостах, а крестьяне могли защитить себя, руководствуясь собственным правом и законом мести». Замысел романа не был осуществлен.
Молодой Грасс принадлежал к большинству, сосуществовала с властями без какого-либо сопротивления или оговорок. Он перечисляет этапы своей «карьеры» во времена фашизма: в десять лет — член «югендфольку» (детской нацистской организации), в четырнадцать — вступил в гитлерюгенд, в пятнадцать он называет себя военным летчиком-добровольцем в семнадцать (то есть в 1944) становится танкистом. Путь типичен для большинства тогдашних немецких юношей. Парень участвовал в боях, был ранен, попал в Баварии до американского плена, потом до английского лагеря для военнопленных, где работал на каменоломнях. В 1946 году, из-за повреждения плеча, его из плена выпустили. Еще во время пребывания Грасса, в лагере начался его постепенный процесс перевоспитания. Настоящее душевное потрясение вызвали у юноши посещение лагеря смерти в Дахау. Семья Ґрассів, что вынуждена была покинуть Данциг, как тысячи других немцев, поселилась в Берлине. Гюнтер не завершил обучение в гимназии, не получил нормального образования, что позже рассматривал как свое преимущество. В тяжелые послевоенные годы он брался за всякую работу, был каменщиком, помощником скульптора, учился в высших школах изобразительного искусства. Впоследствии зарабатывал на жизнь рисунками и иллюстрациями, делал небольшие керамические фигурки зверей и птиц.
«В течение весны и лета 1952 года, — пишет Грасс, — я объехал вдоль и поперек всю Францию. Я жил неизвестно с чего, рисовал на бумаге для упаковки, и непрерывно писал. Писание напало на меня внезапно, как бегунка. Числа (я считаю) весьма епігонських пения… возник долгий и разбухший стихотворение, в котором Оскар Мацерат, еще до того, как он получил это имя, выступал в роли столпника». Этот стих никогда не публиковался, но самым важным в нем, по словам автора, была фигура постороннего, аутсайдера, которому надоел благосостояние и которому нравится собственная гадость. Следовательно, он строит столб, приковывает себя к верхушке цепью и с этой перспективы наблюдает, возвышенный над всем и всеми, человеческую суету. Эта необычная перспектива наблюдений над жизнью и странная фигура столпника делает неопубликованную поэзию предшественницей романа «Жестяной барабан». «Если хотите, Оскар Мацерат — это своеобразный столпник». Как он придумал эту знаменитую личность, автор рассказывает следующее: «В банальной ситуации, после обеда я увидел среди взрослых, которые пили кофе, трехлетнего мальчика с жестяным барабаном. Мне бросилось в глаза и осталось в памяти, как, забыв обо всем, трехлетнее дитя было захвачено этим инструментом, и как оно в то же время игнорировало мир взрослых (тех, что после обеда пили кофе и болтали)». Это произошло того самого лета 1952 p., и прошло еще много времени, пока мгновенное впечатление воплотилось в центральную фигуру «Жестяного барабана».
Во Франции Грасс встретил свою будущую первую жену, девушку из богатой швейцарской семьи, которая хотела стать балериной. После смерти своей матери в 1954 году Грасс женился. Вместе с молодой женой он поселился в Париже. В ателье, расположенном в сыром полуподвале, молодой скульптор лепил из глины фигурки животных и птиц, которые изготавливал на продажу. Там он обжигал их в печи, которая согревала их двухкомнатное помещение, и в нее же бросал первые варианты будущего романа. Писатель с самого начала не хотел давать будущим исследователям своего творчества «пищу» в виде вариантов.
Первую книгу Грасс издал в 1956 году. То были «Преимущества диких кур. Стихи, проза, рисунки» («Die Vorzuge der Windhuhner. Gedichte, Prosa, Zeichnungen»). Книга имела небольшой тираж, однако в литературных кругах ее заметили. Автора пригласили на заседание «Группы 47», где он прочитал отрывки из «Жестяного барабана» и нашел одобрительную поддержку. С того времени он был связан с «Группой 47», получил от нее денежную премию, что ему очень пригодилося.
Работа над его первым и, как многие считают лучшим романом была для Грасса как творческое опьянения. Он работал над текстом непрерывно. Его жена, друзья и знакомые должны были слушать в авторском исполнении отрывки или страницы будущего произведения. В это время, как писатель сам признает, он уделял очень мало времени своей жене и сыновьям-близнецам, которые именно тогда родились. «Кое-где вперемежку политика; Мендес-Франс и молоко, облавы в алжирских кварталах — или упакованы в газетные строки: польский Октябрь, Будапешт, абсолютная победа Аденауэра на выборах». В 1958 году весной Грасс посетил польский Гданьск, свое прежнее родной город. Ему нужны были свежие впечатления для раздела, где речь шла об обороне от немцев польской почты в Гданьске. Он хотел встретиться со свидетелями этой героической и трагической события, столь важного для истории Польши.
Наконец 1959 года «Жестяной барабан» появился в свет и имел мировой успех.
История возникновения романа намечена Грассом в его статье «Ретроспективный взгляд на «Жестяной барабан» — или автор как сомнительный свидетель. Показания в собственном деле».
В книге Грасс разворачивает историю Германии с начала XX века и до его середины, по сути, ко времени написания романа. Важнейшие моменты этой истории отражаются особым образом в жизнеописаниях четырех поколений данцизької мещанской семьи, ее родственников, знакомых, соседей, то есть круга лиц, которое сопровождает каждого в его жизни. Кто же он такой, тот, кто задает тон рассказа, смешивает краски, обладает искаженным зеркалом? Его зовут Оскар Мацерат и его имя для поклонников литературы давно уже стало нарицательным. Видимо, этот литературный герой — крупнейшее художественное открытие Грасса. Оскар рядом с Грегором Замзам «Превращение» Ф. Кафки — самая примечательная, особенно впечатляющая фигура во всей литературе Европы XX столетия.
Он карлик. По собственному желанию он перестал расти в трехлетнем возрасте. Он устроил это умно и хитро: упал в люк, который отец забыл закрыть, скатился по ступенькам в подвал. Эта мучительная операция прекратила его дальнейший рост, он так и остается трехлетним из вида. Детский вид (надо еще не забыть о его белокурые кудри и невинные голубые глазки) делают его особенно опасным наблюдателем жизни взрослых. Никто не воспринимает фальшивую ребенка серьеВНО, никто не скрывает от нее всевозможные неприглядные детали своего существования. Для малого підглядача Оскара с его фальшивой наивностью не существует ничего святого, никаких моральных табу. В три года он получил в подарок жестяной барабан, который стал его любимой игрушкой и сопровождает его в жизни. На барабане он выбивает палочками все, что он должен сказать или рассказать (конечно, с детства у него сменилось много таких барабанов). Ясно, что барабан в романе задуман как символ, аллегория, метафора. Он выступает как символ искусства, на котором необычный хронист рассказывает историю своей семьи, свою собственную и своего отечества.
С самого начала Оскар сообщает читателю, что он находится в лечебном заведении, точнее, в сумасшедшие. Санитар Бруно дает ему бумагу, чтобы он мог писать свои «мемуары». В той же сумасшедшие заканчивается действие романа, благодаря чему создается полная обрамлююча структура текста. Сначала Оскар прятался в своем фальшивом детстве, чтобы убежать от отвратительного мира взрослых. После войны он решил расти снова и стал взрослым мужчиной, но с очень большим горбом. Конечно, и этот горб тоже метафора. Очевидно, автор имеет в виду бремя прошлого со всеми его грехами и преступлениями, которые приходится тащить на себе до самой смерти. Намеки, аллегории, метафоры, иносказания всех мастей, ироничные, гротескные, карикатурные образы, картины, фигуры встречаются в романе Грасса на каждой странице. При этом рассказ Оскара выглядит зачастую життєподібною, невероятные фантастические элементы составляют в ней меньшую часть целого.
Среда, в которой происходят основные события, очень хорошо известно Ґрассу из собственного опыта. Это тот социальный слой, в нем он сам рос. Время и место действия также связаны с его детством и юностью в Данциге. Литературоведы нашли в тексте множество автобиографических подробностей и сам Грасс не раз на это указывал. Но трудно найти в литературе такое лишенное сантиментов, такое безжалостное отражение своих ближних, своего окружения. В романе говорится о том, как ограниченный, духовно примитивное, эгоистичное, равнодушное ко всему за пределами собственных интересов общественное круг продуцирует такие призраки, как фашизм и милитаризм, служит этом идеологическом, политическом и социальном порождению питательным бульоном. Однако эта идея не декларируется, она лежит в глубинах трагикомичной пікарески — жизненных приключений Оскара Мацерата и его ближних, его родственников и знакомых. Книгу можно также назвать антивиховним романом.
«Жестяной барабан» стаз ядром т.н. «данцизької трилогии», в которую входят еще новеллы «Кошка и мышь» (1961) и роман «Собачьи годы» («Hundejahre»,1963). Г. считает, что называть «Кошку и мышку « новеллой нельзя. Но для издательства он был вынужден дать этой повести именно такое жанровое определение. Время, когда происходит действие произведения, довоенные и военные годы, место действия Данциг, или точнее Данциг-Лангфур, все среда соответствует тому, в котором рос юный Гюнтер Грасс. Обо всем рассказывается так точно, так життєподібно, что, кажется, рассказчик в «Кошке и мыши» идентичен с самим автором. Но это не так. Грасс создает фигура фиктивного рассказчика, которого помещает между собой и материалом повествования.
Функцию «показывать» поручено в «Кошке и мыши» лучшему другу главного героя Йоахима Мальке, его співучневі и в определенной степени шанувальникові Піленцу. Он рассказывает о нехорошему, рыжего, худенького, физически слабого парня, который отличался от других школьников лишь тем, что был наделен от природы очень большим борлаком, что двигался, комично напоминая мышь. Мальчишки игнорировали Мальке, он всегда оставался где-то в стороне от их компании и очень страдал от одиночества. Однажды ребята бросают на шею Мальке кошку, которая воспринимает подвижный кадык за мышку и впивается в него когтями. Это, кстати, сделал именно Піленц. С того момента адамово яблоко становится для Мальке роком. Злая игра в «кошки-мышки» заставляет Мальке делать все возможное, чтобы стать таким, как другие. Мечтательный, очень религиозный парень тренирует свое слабое тело, часами плавает в холодной воде, неутомимо прыгает с борта старого ржавого корабля, ныряет в воду и находится там как можно дольше. Он постепенно становится лучшим пловцом и ныряльщиком школы. Верующий Мальке скрывает свою религиоВНОсть, как и образок Божьей Матери, от других, чтобы не сделать то, что для него святое, объектом чужих шуток. Однажды в школу приходит ее бывший ученик, который за храбрость на фронте получил «Рыцарский крест» (его носили на шее). Мальке ворует награду — это именно то, что ему нужно. Крест на ленте должен прикрыть его кадык. С чужим крестом на шее парень хвастается перед школьниками своего класса. «Высший знак героизма как компенсация комплекса неполноценности! А также это — своеобраВНОе прикрытие наготы, стыда — здесь крест выполняет роль «фигового листка» (А.В. Карельский). Комическое заканчивается для Мальке трагически. И не только потому, что его выходка стала известной школьному директору, а и за то, что парень решает заработать такой крест. Он идет добровольно на фронт. Мягкий, мечтательный, верующий парень становится образцовым воином и за свои подвиги получает желанный крест. Он был тяжело ранен, стал инвалидом, но теперь он может появиться в родной школе как триумфатор. Собственно только от своих школьных приятелей хотел бы Мальке услышать похвалу, увидеть в их глазах удивление и восхищение. Именно это для него является главным. Но Мальке не выпадает появиться в полном блеске с заработанным собственной и чужой кровью орденом на шее перед своим классом. Прежнюю кражу креста и клоунаду с ним директор школы ему не простил. Мальке не пускают в школу. Он бросается на директора с кулаками. А потом накладывает на себя руки.
Третий произведение, которое входит в «данцизької трилогии», это роман «Собачьи годы». Он является тандемом к «Жестяного барабана». В новой прозе Грасс снова прибегает к иронии, пародии, гротеска. Название произведения, как всегда у Грасса, многозначительная. Она связана с историей вымышленного роскошного элитного черного собаки Принца, которого якобы подарили Адольфу Гитлеру благодарные граждане Данцига, и он стал его любимцем. И таким, что в конце войны ради спасения этой твари фюрер готов пожертвовать сотнями тысяч немецких солдат, заставляя их защищать Берлин, отдавать жизнь за уже проигранную дело, оказывать бессмысленное сопротивление победоносным армиям союзников. Это один смысл заложен в название романа. Второй — более универсален. «Собачьим» предстает жизнь немцев в рейхе и после его краха, «собачьей» есть и абсурдность человеческой экзистенции вообще.
В 60-х гг Грасс проявляет большую политическую активность. Вместе с Г.Беллем и З.Ленцем поддерживает социал-демократического кандидата на пост канцлера Западной Германии Вилли Брандта, одного из величайших политиков послевоенного времени, настоящего демократа и антифашиста. Поддержка социал-демократов осуществлялась не только в статьях и радиопередачах. Грасс выступал на митингах, участвовал в общественных дискуссиях, сопровождал Брандта в его поездках по стране и за рубежом. То был для писателя время большого общественного подъема. В результате появилась книга «Из дневника улитки» («Aus dem Tagebuch einer Schnecke»). Книжка была, главным образом, публицистической, в которой Г. рассказывал о положительный и негативный политический опыт, им лично приобретенный. Он выступал в «Дневнике» против любой утопии, которая обязательно подвергается тотальному краху.
Свою следующую книгу-роман «Камбала» («Der Butt», 1977) Г. характеризует так: «В нем говорится о первичную основу человеческого существования, о питании, то есть о недостатке или избытке, о больших жерунів и множество людей, страдавших от голода, о радостях неба и о кусок хлеба со стола богатых». Мы можем добавить, что в этом романе речь идет также об истории человечества от времен палеолита и до наших дней, увиденную, однако, с пародийно-иронической точки зрения, как это назвал один литературовед, «с перспективы кухни и спальни».
Герой этой истории — фигура пікарескна, путешествует перевоплощаясь, сквозь века, завязывает любовные отношения с женщинами разных времен. При этом все эти представительницы женского пола имеют нечто общее с приготовлением пищи. Они ее готовят за свою профессию, необходимости или для удовольствия. Как это характерно для настоящей пікарески, «Камбала «состоит из многих искусно написанных сцен, которые связаны довольно свободно между собой. Кроме многоликого протагониста в романе действует еще один персонаж, и они оба помогают объединить разрозненные элементы в единое целое — в роман (может, роман в новеллах?). Этот второй — камбала, вынесенная на титул книги, балтийская рыба, что умеет говорить. (На немецком языке слово «камбала» мужского рода. Для романа это имеет принципиальное значение и поэтому название иногда переводят как «палтус».) Камбала мудрая и рада помочь человеку, она добрая и всемогущая, как золотая рыбка из сказки, она постоянно сопровождает героя и дает ему советы. Камбала сочетает в себе личности всех тех, кто хотел освободить человечество, научить его, повести путем позитивной эволюции к светлому будущему. И люди не понимают высшие заповеди, голос разума. Единственное, что ими движет, — это голод, потребность в еде и потребность удовлетворения сексуального влечения. История человечества, по Грассом, имеет движущую силу извечную борьбу между мужчиной и женщиной, что и определяет исторические формации, такие как матриархат и патриархат, и их замене друг другом. Вторым двигателем цивилизации является нахождение все новых средств питания и создания новых блюд, которые становятся все более сложными, розмаїтішими и вкуснее, к сожалению, только для богатых и состоятельных. Под пером романиста весь исторический процесс сводится к элементарному аппетита и сексуального влечения.
Большой рассказ под названием «Встреча в Тельгті» («Das Treffen in Telgte», 1979) принадлежит к числу лучших произведений Грасса. Некоторые даже утверждают, что в лучших. Художественный талант писателя проявился в этом произведении в полном блеске. Его мастерское владение словом, необычно удачное использование всех средств стилизации, мастерство в создании убедительного исторического колорита и умение рисовать человеческие фигуры, портреты людей, воспроизводить их психологический образ — все это позволяет назвать эту повесть настоящим шедевром в области прозы.
В «Встречи в Тельгті» речь идет о вымышленной, квазіісторичну событие, а именно заседания, «конгресс» поэтов из всех германских земель в XVII столетии в конце Тридцатилетней войны. Этого на самом деле не было да и не могло произойти в условиях войны, в ту эпоху, в Германии, разделенной на большие, малые и мелкие суверенные государства. И автор составляет свою историю о выдуманной событие так убедительно, с такими деталями и красочными реалиями далекого времени, что просто невозможно ему не поверить.
Вопреки всем трудностям военного времени в Тельгті собрались не только известные поэты, но и прозаики и драматурги. Среди них такие прославленные, как А. Гріфіус, Ф. фон Логау, П. Гергардт, Г. Я. К. Ґріммельсгаузен.
Притчеподібне в рассказе проявляется не сразу, но становится все очевиднее. Участники встречи в маленьком Тельгті принимают решение создать манифест, призывающий к миру. Но для них есть почти невозможным согласовать текст документа, настолько разными оказываются их убеждения. Наконец возникает воззвание, которая звучит весьма абстрактно и декларативно, чтобы никого не обидеть слишком конкретными словами или формулировками. Скепсис и ирония звучат в голосе Грасса через двадцать лет после того, как его было принято в «Группу 47». Они становятся еще мрачнее, когда в конце повествования гостеприимный дом госпожа Кураж, где происходила встреча художников, уничтожает внезапная пожар. При этом оказывается, что манифест, над которым писатели так старательно работали, остался в доме и сгорел вместе с ним. История, что ее с таким талантом рассказал Г., предстает как притча о тщетности усилий литераторов улучшить мир и людей.
Роман «Щуриха» («Die Rattin», 1986), как и другие великие произведения Грасса, но в еще более концентрированной и наступательной форме, еще в большей степени посвящен главным проблемам и конфликтам современности.
Автор рассказывает удивительную историю, которую он пережил наяву, увидел во сне. Ему подарили щуриху в клетке, он поставил ее на рабочий стол. Все дальнейшее — это монологи со шурихою, которая умеет говорить. Она рассказывает историю крысиного рода, сравнивает особенности людей и крыс. Причем делает это на пользу крыс — сплоченных, трудолюбивых, готовых делать выводы из своего и чужого опыта, стойких, умных, смелых. Ужас и отвращение, что их крысы с древности вызывают в людях, по мнению щурихи, глупые предрассудки, которые вообще свойственны человеческому роду. В перспективе времени нелепое, неспособное к разумной жизни человечество истребит само себя. Грандиозная атомная катастрофа оставит на земле несколько живых существ, которые смогут жить дальше и размножаться.
Среди них и высокоразвитые крысы. За то, что история мира развивается по кругу и повторяется, после почти полного уничтожения человеческой цивилизации возникнет новая — цивилизация крыс. Или, точнее, нового улучшенного вида этих существ, которых Грасс по фамилиям двух Нобелевских лауреатов — Ватсона и Крика — называет «ватсонкріками» (оба ученые-генетики). Эти щуролюди, созданные путем генных манипуляций, объединяют, по романистом, лучшие свойства великого мышиного рода и Homo sapiens.
После написания романа «Щуриха» Грасс выдал сегодня почти тридцать новых книг. Большинство из них — это сборники стихов или статей, выступлений и т.д. Среди этих изданий есть собственноручно иллюстрированные писателем, а также альбомы его гравюр и литографий. Особое, часто неприхильну внимание привлекли к себе рассказ «Крик жерлянки» (в переносном значении — «знак беды») («Unkenruf», 1992) и роман «Широкое поле»(«Ein weites Feld», 1995). Публицистические выступления Грасса, как и всегда, вызывают ожесточенные дискуссии. Например, его эпатажные статьи, где он ставил под сомнение своевременность объединения Германии, которая, по его мнению, еще не созрела политически и, став большим и могучим, может взяться за старое.
Последняя значительная работа Грасса появилась летом 1999 года и вызвала к себе повышенный интерес. Это книга коротких рассказов «Мое столетие» («Mein Jahrhundert»). Соответственно количеству лет в столетии, она состоит из ста произведений. Все последние книги Г. вызвали при появлении много споров в критике, и ни одна из них не превратилась в такое явление в литературе, как произведения «данцизької трилогии» — «Камбала» или «Встречу Тельгті». Однако у каждого крупного художника есть шедевры и произведения с менее громкой славой. Ни один из классиков в этом плане не является исключением. Что же до Грасса, то, судя по его бурной энергии, активной жизненной и общественной позиции, литературной и художественной производительности, он не намерен остановиться в своей творческой деятельности. Его девизом, если вспомнить название Нобелевской лекции художника, остаются слова: «Продолжение будет…»
К. Шахова
zarlitra.in.ua
Грасс, Гюнтер — это… Что такое Грасс, Гюнтер?
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Грасс.Гюнтер Грасс (нем. Günter Grass или Graß; р. 16 октября 1927, Вольный город Данциг) — немецкий писатель, скульптор, художник, график, лауреат Нобелевской премии по литературе 1999 года.
Биография
Гюнтер Грасс родился 16 октября 1927 года в Вольном городе Данциге (ныне Гданьск). По воспоминаниям самого писателя, приведённым в книгах «Жестяной барабан» и «Луковица памяти», его родители занимались торговлей. По этническому происхождению отец писателя — немец, мать — представительница кашубского народа[1].
Во время Второй мировой войны в 15 лет вместе со своими одноклассниками был призван в обслугу зенитной батареи, затем отбыл трудовую повинность и в ноябре 1944 г. был зачислен в 10-ю танковую дивизию Ваффен-СС, в составе которой участвовал в сражении с советскими войсками в апреле 1945 г. и был ранен. После войны пробыл в американском плену до 1946 года.
С 1947 по 1948 год обучался профессии каменотёса в Дюссельдорфе. После этого Грасс учился скульптуре и живописи в Академии искусств в Дюссельдорфе. С 1953 по 1956 год продолжил изучение живописи в Высшей школе изобразительных искусств в Берлине под руководством скульптора Карла Хартунга.
С 1956 по 1959 годы жил в Париже. В 1960 году вернулся в Берлин, где жил до 1972 года. С 1972 по 1987 год Грасс жил в Вестфалии и Шлезвиг-Гольштейне.
В 1954 году Грасс женился на Анне Шварц, с которой развёлся в 1978 году. В 1979 году Грасс женился второй раз на Уте Грунерт.
В 1956—1957 годах Гюнтер Грасс начал выставлять свои скульптурные и графические работы и одновременно начал заниматься литературой. В то время Грасс писал рассказы, стихи и пьесы, которые сам он относил к театру абсурда.
Образным языком был написан и роман «Жестяной барабан» (нем. Die Blechtrommel). За этот роман он получил премию «Группы 47», к которой он сам принадлежал с 1957 года. В 1960 году жюри литературной премии города Бремена хотело присудить свою премию роману «Жестяной барабан», но сенат Бремена воспротивился этому. В 1979 году роман был экранизирован режиссёром Фолькером Шлёндорфом. Фильм «Жестяной барабан» получил главный приз Каннского кинофестиваля — «Золотую пальмовую ветвь» — в 1979 году, а также «Оскара» как лучший иностранный фильм.
Роман «Жестяной барабан» был опубликован в 1959 году. В этом романе реальные исторические события конфронтируют с сюрреалистически-гротескным образным языком Грасса. Стиль, в котором написан роман «Жестяной барабан», стал стилем Гюнтера Грасса.
С первым же романом («Жестяной барабан») Гюнтер Грасс получил мировую известность. Впервые после Второй мировой войны немецкий писатель получил международное признание.
Его второй роман «Кошка и мышь», действие которого происходит во время второй мировой войны в Данциге и в котором рассказывается история юного Иохима Малке (Joachim Mahlke), вызвал скандал. Гессенский министр работы и здравоохранения, из-за описанной в романе сцены онанизма, сделал запрос в федеральные органы надзора о проверке романа как имеющего аморальное содержание. Но после последовавших протестов общественности и других писателей запрос был отозван.
На выборах Грасс поддерживал Социал-демократическую партию Германии и стал её членом в 1982 году. В 1990 году высказался против воссоединения Германии (ФРГ и ГДР). Грасс считал, что объединённая Германия может возродиться как воинственное государство.
В 1985 году вместе с джазовым музыкантом Гюнтером Зоммером (Günter Sommer) выпускает много необычных записей, на которых читает свои произведения под музыку Зоммера.
В 1999 году в возрасте 72 лет Гюнтер Грасс был удостоен Нобелевской премии в области литературы.
В 2005 году основал литературный кружок — «Любекские литературные встречи».
В настоящее время Гюнтер Грасс живёт в окрестностях Любека. Собственно в Любеке находится его дом, где хранится основная часть его рукописей и художественных работ.
В августе 2006 г. в Германии вокруг имени Гюнтера Грасса и его моральной роли в послевоенной Германии разгорелся скандал. Писатель признался в том, что в молодости состоял в рядах Ваффен-СС. В то время, по словам Грасса, он воспринимал эту организацию как космополитические элитные войска, а в двойных рунах в петлицах униформы Ваффен-СС не видел ничего предосудительного. Грасс заявил, что во время службы в Ваффен-СС он не совершал военных преступлений и не сделал ни единого выстрела.
Скандальное откровение Грасса вызвало общественный резонанс и побудило его к написанию мемуаров. «Луковица памяти» увидела свет в 2006 году. В книге причудливым образом сплелись реальные факты из жизни писателя и апокрифические эпизоды (например, совместное выступление Гюнтера Грасса с Луи Армстронгом или игра в кости с, предположительно, Йозефом Ратцингером во время совместного пребывания в американском лагере для военнопленных). Следует отметить, что «Луковица памяти» — не первое произведение, где вместо фиктивного рассказчика выступает сам Гюнтер Грасс. Подобный прием был использован в книге «Из дневника улитки» в 1972-ом году.
Своеобразным продолжением автобиографического цикла стала книга Грасса «Фотокамера. Истории из темной комнаты» (2009). Это семейная хроника Грасса, все персонажи которой легко узнаваемы, невзирая на подмену имен.
Зимой 2009-го года увидел свет следующий том автобиографического цикла Грасса под названием «По пути из Германии в Германию» — это реальный дневник писателя за 1990-ый год.
8 апреля 2012 года Израиль объявил Гюнтера Грасса персоной нон-грата за обнародование стихотворения под названием «То, что должно быть сказано», в котором тот резко критиковал Израиль за угрозу превентивной войны в отношении Ирана из-за его ядерной программы и напомнил, что у самого Израиля имеется созданное в тайне ядерное оружие. Формальным поводом для этого решения стала служба писателя в частях СС — по законам Израиля это является пособничеством нацизму и основанием для отказа во въездной визе. В связи с данным скандалом Г.Грасс пояснил, что к Израилю в целом он испытывает глубокую симпатию и его ошибка состоит в том, что он писал про Израиль в целом, а не про нынешнее израильское правительство. Он заявил, что не встал на сторону Ирана, а призывал международное сообщество контролировать обе стороны конфликта, и выразил удивление тому, что, хотя он получил много писем поддержки и одобрения его позиции, немецкая пресса посчитала возможным дать высказаться только его критикам. Бывший посол Израиля в Германии Ави Примор, хотя и негативно отнесся к стихотворению Грасса, но назвал решение министерства внутренних дел Израиля преувеличенным и популистским и сказал, что нет никаких оснований считать Грасса антисемитом. Еврейская община Германии также посчитала действия властей Израиля чрезмерными.[2][3][4][5] Через 2 месяца Грасс опубликовал другое стихотворение актульной политической тематики «Стыд Европы», обвиняя на этот раз Европу и международных ростовщиков в нападках на Грецию. Напоминая немцам что «Они своим оружием ранили благославленную островами страну , неся вместе со своими мундирами Хелдерлина (см. Гёльдерлин, Иоганн Христиан Фридрих) в ранце» он завершает «В маразме ты сморщищься без страны, дух которой тебя Европа создал» [6].
В настоящее время Грасс продолжает работу над своим мемуарным циклом.
Цитата Грасса из его Нобелевской речи
В ужасе мы наблюдаем, что капитализм, с тех пор как его брат социализм объявлен мёртвым, страдает манией величия…
Подобно тому как Нобелевская премия, если отвлечься от всякой ее торжественности, покоится на открытии динамита, который, как и другие порождения человеческого мозга — будь то расщепление атома или также удостоенная премии расшифровка генов, — принес миру радости и горести, так и литература несет в себе взрывчатую силу, даже если вызванные ею взрывы становятся событием не сразу, а, так сказать, под лупой времени и изменяют мир, воспринимаясь и как благодеяние, и как повод для причитаний, — и все во имя рода человеческого.
Библиография
Данцигская трилогия
- Жестяной барабан / Die Blechtrommel (1959, рус. перевод 1995)
- Кошка и мышь / Katz und Maus (1961, рус. перевод 1968)
- Собачьи годы / Hundejahre (1963, рус. перевод 1996)
Романы и повести
- Под местным наркозом / Örtlich betäubt (1969)
- Из дневника улитки / Aus dem Tagebuch einer Schnecke (1972, рус. перевод 1993)
- Камбала / Der Butt (1977)
- Вымыслы / Kopfgeburten (1982)
- Встреча в Тельгте / Das Treffen in Telgte (1979, рус. перевод 1983)
- Крысиха / Die Rättin (1986)
- Моё столетие / Mein Jahrhundert (1999, рус. перевод 2000)
- Траектория краба / Im Krebsgang (2002, рус. перевод 2002)
- Луковица памяти / Beim Häuten der Zwiebel (2006, рус. перевод 2008)
- Фотокамера / Die Box (2008, рус. перевод под названием «Фотокамера. Истории из темной комнаты» 2009)
- По пути из Германии в Германию / Unterwegs von Deutschland nach Deutschland. Tagebuch 1990 (2009)
- Слова Гримм / Grimms Wörter (2010)
Ссылки
Примечания
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 13 мая 2011. |
dal.academic.ru