Переяславская рада 1654 и ее основные решения – Переяславская рада — Википедия

Содержание

основные решения Переяславской рады 1654 г.

В январе 1654 года Русское царство и Войско Запорожское провели переговоры, названые в истории Переяславской радой. Это историческое событие имело грандиозное значение как для Украины, так и для России.

Всё началось с того, что после тщетных попыток Украины избавится от гнёта со стороны Польши, Богдан Хмельницкий решил обратиться за помощью к России. Обдумав просьбу казаков, Русское царство приняло решение провести в городе Переяслав мирные переговоры, чтобы обсудить дальнейшее сотрудничество обеих сторон. 31 декабря царское посольство, возглавляемое боярином Василием Бутурлиным, прибыло в Переяслав. Спустя неделю туда прибыли и казаки во главе с Богданом Хмельницким. Многочасовые переговоры велись очень напряженно, в итоге гетман с казацкой старшиной согласились присягнуть царю Алексею Михайловичу. В тот день присягнули всего лишь 284 человека, включая Богдана Хмельницкого. Однако, Бутурлин отказался сделать то же самое по просьбам украинской стороны, говоря что «за великого государя никто решать не может». Этот незначительный факт многие историки считают очень важным: он и повлиял на решение России заключить через два года после Переяславской рады Виленское перемирие с Польшей.

После того как Бутурлин вернулся в Россию, казаки начали составлять условия на которых они согласны перейти в подданство России. Они написали список из 11 пунктов, и в марте 1654 года его привезли в Москву судья Войска Запорожского Самойло Богданович и Павел Тетеря. В Москве эти пункты пересмотрели и дополнили, в итоге 14 марта, после двухнедельных переговоров сторон, был создан и подписан Переяславский договор, более известный в истории как «Мартовские статьи». «Статьи» подытожили все принятые на Переяславской раде решения.

Самыми важными и основными решениями рады были:
• увеличение реестрового казачества до 60 тысяч человек;
• сохранение прав и вольностей всего Войска Запорожского. Находясь под протекторатом России, казацкая старшина до сих пор решала все административные вопросы ;
• Россия обещала всеми силами пытаться защитить Украину-Русь от татар и поляков;
• высший класс Украины, а именно высшее духовенство, старшины монастырей и шляхтичи теперь имели права и привилегии у царя;
• Войско Запорожское имело право вступать в контакты с другими государствами. Однако, было одно условие – старшина сначала должна была спросить разрешения царя и немедленно уведомлять главу государства обо всех изменениях во внешней политике;

• все налоги, собранные в Украине, собирались в царскую казну;
• объединение общих усилий для борьбы с нападениями крымских татар;
• особым пунктом в договоре была обязанность российской власти содержать гарнизон крепости Кодак, защищавшую Украину от неожиданных набегов с юга.

Решения Переяславской рады весьма неоднозначны: у историков до сих пор возникает множество споров насчет последствий принятых на ней решений. Одни смотрят на Переяславский договор как на военный союз, другие считают «Статьи» унией России и Украины, некоторые же считают данный документ переходом независимого Войска Запорожского в вассальную зависимость. Многие считают, что тем самым Украина положила конец своим попыткам создать независимое государство, и Хмельницкий этим решением совершил грандиозную ошибку. Остальные полагают, что решения были взаимовыгодными и принесли каждой стране пользу. Так, Украина освободилась от религиозного и национального гнёта со стороны Польши и получила надежную опору в виде России. «Статьи» были удобны для всех слоёв населения: старшина по-прежнему управляла, при этом укрепив свой социальный статус, а обычное население теперь было защищено от набегов поляков и татар. Для России решения Переяславской рады показали – нужно немедленно начинать войну с Речью Посполитой. Также, благодаря решениям Переяславской рады русскому правительству впоследствии удалось вернуть Черниговские и Смоленские земли. Последовавшие далее действия России поставили крест на всех решениях Переяславской рады. В ответ на союз казаков и российского правительства, летом 1654 года Крымское ханство и Речь Посполита подписали «Вечный договор о взаимопомощи». После этого крымский хан приказал напасть на Брацлавщину. Богдан Хмельницкий просит у русского царя помощи, но тот не торопиться ее оказывать. Последним ударом для Хмельницкого стало Виленское перемирие, подписанное Речью Посполитой и Русским царством.


www.istmira.com

Переяславская Рада - это... Что такое Переяславская Рада?

Переяславская рада — собрание представителей запорожского казачества во главе с Богданом Хмельницким, состоявшееся в январе 1654 г. в Переяслав-Хмельницком. Оригинальные документы Переяславской рады не сохранились до нашего времени и потому характер отношений, предусмотренных в соответствии с этим соглашением между Гетьманщиной и Московией — предмет академических споров.

Исторические предпосылки

В период национально-освободительной войны украинского народа под руководством Б. Хмельницкого 1648—1657 гг. правительство гетмана поддерживало дипломатические отношения и заключало военно-политические союзы с многими государствами — Крымским ханством, Османской империей, Московским государством, Молдавией и др. Постоянные измены Крымского ханства, ненадёжность со стороны других союзников толкали гетмана на поддержание тесных контактов с Москвой, которая была заинтересована в росте своего влияния на Украине.

Подготовка Переяславской рады

Осенью 1653 г. Земский собор, проходивший в Москве, принял решение о включении Левобережных территорий Днепра в состав Московского государства, а 23 октября (2 ноября) 1653 г. московское правительство объявило войну Речи Посполитой.

Для ведения переговорного процесса между Московией и мятежными провинциями Речи Посполитой в Переяславщину из Москвы 9 (19) октября 1653 г. отправилось большое посольство во главе с боярином В.Бутурлиным. В составе московского посольства также были окольничий И.Олферьев, дьяк Л.Лопухин и представители духовенства.

Местом проведения генерального военного совета был избран г. Переяслав, куда посольство прибыло 31 декабря 1653 г. (10 января 1654 г.). Б.Хмельницкий вместе с генеральной старшиной прибыл 6 (16) января 1654 г.

Генеральный военный совет в Переяславе

8 (18) января 1654 г. в Переяславе состоялся старшинский совет, а со временем — генеральный военный совет. В нём приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и 5 других казацких полков и жители Переяслава. Не было представителей от мещан (кроме Переяслава) и духовенства.

Во время публичной церемонии гетман и казацкая старшина поклялись в том, «чтобы быть им с землёй и городами под царской великою рукой неотступно».

После зачтения царской грамоты гетманом старшина и послы направились в Успенский собор, где духовенство должно было привести их к присяге. Однако Б.Хмельницкий потребовал, чтобы послы первыми принесли присягу от лица царя, что было бы подтверждением союза между обоими государствами. Боярин В.Бутурлин решительно отказался принести присягу, в связи с чем гетман и старшины удалились на совещание, которое длилось несколько часов, а послы остались ждать в соборе. В ходе совещания П.Тетеря и Г.Лисницкий, полковник миргородский, неоднократно приходили и просили В.Бутурлина принести присягу, но безуспешно. Тем временем, руководитель посольства дважды утверждал, что царь будет охранять все права Украины и, более того, заявлял, что «царское слово переменно не бывает».

В. Бутурлин отказался присягать от лица царя, ссылаясь на то, что царь не присягает своим подданным. По-видимому, письменного договора в Переяславе заключено так и не было.

После продолжительного совещания, учитывая слова Бутурлина, которые гетман и старшина толковали как равнозначные присяге царя, украинская сторона принесла присягу. Всего в день Переяславской рады присягу принесли 284 человека. От лица царя гетману была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка.

После отъезда Бутурлина казацкая старшина с гетманом взялись за выработку условий договора. Было решено отдать Украину под протекторат Московского царя с сохранением основных прав и свобод Войска Запорожского; был написан проект договора в форме петиции к царю из 23 пунктов (Мартовские статьи), который привезли в Москву в конце марта 1654 г. П.Тетеря и военный судья С.Зарудный.

После Переяславской рады представители московского посольства побывали в 177 городах и селениях Украины для принятия присяги от населения на верность царю. По их данным присягу дали 127 328 лиц мужского пола (женщины и крестьяне к присяге не приводились). Отказались присягать ряд представителей казацкой старшины, Брацлавский, Кропивянский, Полтавский, Уманский казацкие полки, некоторые города, в частности Чернобыль, а также киевское духовенство во главе с митрополитом С.Косовым.

Последствия Переяславской рады

В основном последствия этого соглашения коснулись Запорожской Сечи. В результате Переяславской Рады и следующих переговоров между гетманским и царским правительствами был заключен военно-политический союз Гетьманщины и Московского государства. Необходимость выхода из-под польской зависимости побуждала Б.Хмельницкого пойти на признание протектората московского царя над Гетьманщиной. Одновременно была дана царская гарантия относительно сохранения государственных прав на Украине.

Для России соглашение привело к приобретению земель Западной Руси, что оправдывало титул российских царей, — государь Всея Руси. Российское государство также претендовало на роль собирателя русских земель.

Для Речи Посполитой это соглашение стало началом процессов распада и расчленения, приведших в итоге к полной потере независимости в 1795 г.

Второе Переяславское соглашение было заключено 27 октября 1659 г. между Юрием Хмельницким, сыном Богдана Хмельницкого, и представителями московского царя. Это соглашение очень сильно ограничило казачью самостоятельность и было прямым следствием Гадячского договора между казаками и Речью Посполитой, предоставившего большое число привилегий казакам и таким образом угрожавшего влиянию Московского государства на левобережье Днепра.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Переяславская рада - это... Что такое Переяславская рада?

Переясла́вская рада — собрание представителей запорожского казачества во главе с гетманом Богданом Хмельницким, состоявшееся 8 (18) января 1654 г. в Переяславе, на котором было всенародно принято решение об объединении территории Украины, находящейся под властью запорожских гетманов (Гетманщина), с Русским Царством, закрепленное присягой на верность царю.

Исторические предпосылки

Подробнее см. ст. Воссоединение Украины с Россией

1 (11) октября 1653 г. Земский собор, проходивший в Москве, принял решение о принятии в подданство Русского царства Запорожского казачьего Войска.[1]Текст решения Земского Собора см. ст. Воссоединение Украины с Россией#Решение Земского Собора

Подготовка Переяславской рады

После решения Земского Собора о принятии запорожцев в подданство Русского царства

9 (19) октября 1653 г. для ведения переговорного процесса между Русским государством и восставшими казаками в Переяславщину из Москвы отправилось большое посольство во главе с боярином В.Бутурлиным. В составе Русского посольства также были окольничий И.Алферьев, дьяк Л.Лопухин и представители духовенства.

Местом проведения генерального военного совета был избран г. Переяслав, куда посольство прибыло 31 декабря 1653 (10 января 1654). Богдан Хмельницкий вместе с генеральной старшиной прибыл 6 (16) января 1654 г.

Генеральный военный совет в Переяславе

8 (18) января 1654 года в Переяславе с утра состоялся тайный старшинский совет запорожского казачества, а того же числа днем — генеральный военный совет, в котором приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и других казацких полков (14 из 17), а также жители Переяслава. Других представителей от мещан (кроме Переяслава) и духовенства не было.

…была… у Гетмана тайная Рада с Полковники, и с Судьями, и с Войсковыми Ясаулы, — и Полковники…, и Судьи, и Ясаулы под Государеву высокую руку подклонилися.

И по тайной Раде, которую Гетман имел с Полковники своими с утра тогож дни, во вторый час дни бито в барабан, с час времяни, на собрание всего народа слишать совет о деле, хотящем совершиться.

И как собралося великое множество всяких чинов людей, учинили круг пространный про Гетмана и про Полковников, а потом и сам Гетман вышел под бунчюком, а с ним Судья и Ясаулы, писарь и все Полковники, и стал Гетман посреди круга, а Ясаул Войсковой велел всем молчать; потом, как умолкли, начал речь Гетман ко всему народу говорить:

Панове Полковники, Ясаулы, Сотники и все войско Запорожское, и вси православнии Християне! ведомо то вам всем, как нас Бог свободил из рук врагов, гонящих церковь Божию и озлобляющих все Христианство нашего православия Восточного, что уже шесть лет живем без Государя в нашей

земли в безпрестанных бранях и кровопролитиях с гонители н враги нашими, хотящими искоренити церковь Божию, дабы имя Руское не помянулось в земли нашей, что уже вельми нам всем докучило, и видим, что нельзя нам жити боле без Царя; для того ныне сбрали есмя Раду, явную всему народу, чтоб есте себе с нами обрали Государя из четырех, которого вы хощете; первый Царь есть Турский, который многажды чрез послов своих призывал нас под свою область; вторый Хан Крымский; третий Король Польский, который, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку принять может; четвертый есть Православный Великия России Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея России Самодержец Восточный, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе просим; тут которого хотите избирайте. Царь Турский есть бусурман; всем вам ведомо, как братии наши, православнии християне, Греки беду терпят, и в каком суть от безбожных утеснении; Кримской Хан тоже бусурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя! Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнския от Польских Панов утеснения, никому вам сказывать не надобет; сами вы все ведаете, что лучше жида и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали. А православный християнский Великий Государь, Царь Восточный, есть с нами единаго благочестия Греческаго закона, единаго исповедания, едино есми тело церкви православием Великия России, главу имуще Иисуса Христа.

Той Великий Государь, Царь християнский, сжалившися над нестерпимым озлоблением православныя церкви в нашей малой России, шестьлетных наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое свое Царское сердце и нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с Царскою милостыо своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме Его Царския высокия руки благотишнейшего пристанища не обрящем; а будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет, вольная дорога. К сим словам весь народ возопил: волим под Царя Восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели не навистнику Христову, поганину, достати.

Потом Полковник Преясловский Тетеря, ходячи в кругу на все стороны, спрашивал: вси ли тако соизволяете рекли весь народ: вси единодушно;

потом Гетман молыл: буди тако, да Господь Бог наш сукрепит под Его Царскою крепкою рукою; а народ по нем вси единогласно возопили: Боже! утверди, Боже! укрепи, чтоб есми во веки все едино были.

Выписка из Статейного списка бывших в Переясловле у Гетмана Богдана Хмельницкого российских послов:
Ближнего Боярина Василия Бутурлина, Окольничего Ивана Алферьева и Думного Дьяка Лариона Лопухина.
[2][3]

После зачтения царской грамоты гетманом старшина и послы направились в Успенский собор, где духовенство должно было привести их к присяге. Б. Хмельницкий выразил пожелание, чтобы послы первыми принесли присягу от лица Русского царя. Однако, В. Бутурлин отказался присягать от лица царя, заявив, что царь не присягает своим подданным.

После чего казаки принесли присягу. Всего в день Переяславской рады присягу принесли 284 человека. От лица царя гетману была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка.

Переяславский договор

После отъезда Бутурлина казацкая старшина с гетманом взялись за выработку условий на каких они хотели бы перейти в подданство Русского царя. В форме прошения («челобития») царю написали список из 11 пунктов (Мартовский статьи), который привезли в Москву в марте 1654 г. Павел Тетеря и войсковой судья Самойло Богданович с товарищами[4]. В Москве послы объявили дополнительные пункты. В результате был рассмотрен договор, включающий 23 статьи.

Принятие присяги на верность царю в Гетманщине

После Переяславской рады представители русского посольства побывали в 177 городах и селениях западной Руси (Запорожского войска) для принятия присяги от населения на верность царю.

Отказалось присягать высшее православное духовенство в Киеве. Часть мещан Переяслава, Киева и Чернобыля были насильно принуждены к присяге казаками. Состоялись выступления против присяги в отдельных поселениях Брацлавского, Уманского, Полтавского и Кропивнянского полков. Неизвестно, присягала ли Запорожская Сечь[5].

Тем не менее, согласно данным русского посольства, присягу дали 127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян (женщины и холопы к присяге не приводились).

Отказались присягать из православных лишь сторонники бывшего наказного гетмана Барабаша, назначенного польским правительством, утопленного реестровыми казаками вместе с другими шляхетскими начальниками, сторонниками панской власти, в битве под Жёлтыми Водами[6]. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей]</ref>, у которого Хмельницкому удалось ранее хитростью выманить королевскую грамоту, которую тот использовал как прикрытие для сбора войск. Самого же Барабаша а также ряд представителей казацкой старшины — Брацлавского, Кропивянского, Полтавского, Уманского казацких полков блокировал в Чернобыле и приказал нещадно спаивать и всячески увеселять, дабы они не пожаловались на пропажу польскому королю. Вражда же с Барабашем зародилась из того что Барабаш рассчитывал получить в обмен на использование казаков в войне с Стамбульским Султанатом в интересах польской короны получить некоторые магнатские привилегии и финансовую сумму, чему помешал Богдан Хмельницкий. Всего же сторонников Барабаша набралось около двух-трех сотен, в основном зажиточные представители ближнего круга Барабаша. Как поступил Хмельницкий с несогласными доподлинно не известно так как в документальных источниках как всех заинтересованных сторон, так и сторонних наблюдателей ничего об их судьбе не известно кроме того что они во время приведения к присяге отказались от имени своих полков её принять. Однако уже 1655 — через три месяца после отказа его руководства Полтавский полк уже упоминается как присягнувший в полном составе. А Брацлавский полк вошёл по Гадячскому договору 1658 года в третий новый суверен Речи Посполитой — Великое княжество Русское. Однако в 1659 году практически в полном составе за исключением старшин на битву при Конотопе не объявился, в остальных же полках также наблюдался недокомплект приведший к набору в них польских наёмников и присоединение к ним «панцирных казаков» католиков и униатов по вероисповеданию. А также вынудивший понести основную нагрузку и потери в данной битве королевские войска, в том числе элитные Краковские гусары потеряли как следует из количества назначенных пенсионов 268 человека. По одной из неакадемических легенд ими командовал полковник пан Станислав Хмелевский — сводный брат Богдана Хмельницкого вместе с которым они учились в иезуитской коллегии. Однако академического подтверждения не новодельного характера данная легенда не находит.

Последствия Переяславской рады

Марка в честь 300-летия Переяславской рады, 1954 год

Для России Переяславское соглашение привело к приобретению части земель Западной Руси (включая город Киев), что оправдывало титул российских царей, — государь всея Руси. Русские цари стали себя называть собирателями земель со славянским православным населением.

Для Речи Посполитой это соглашение стало началом процессов распада и расчленения, приведших в итоге к полной потере независимости в 1795 г.

Уже 23 октября (2 ноября) 1653 г. Русское царство торжественно объявило в Москве войну Речи Посполитой за освобождение Украины и Белоруссии.[1]

В результате войны, длившейся с 1654 по 1667 гг. часть православного населения Речи Посполитой, присоединившись к Русскому царству, избавилась от национального и религиозного угнетения с ее стороны.

27 октября 1659 г. было заключено второе Переяславское соглашение между Юрием Хмельницким, сыном Богдана Хмельницкого, и представителями русского царя. Это соглашение ограничило самостоятельность гетманов и было следствием перехода гетмана Выговского на сторону Речи Посполитой.

С 300-летнего расстояния о событиях того времени русский историк Гумилёв, Лев Николаевич написал[7]:

…первостепенное значение имела единая суперэтническая принадлежность России и Украины, массовая поддержка «своих», единоверцев. Об это ощущение единства, как волны о скалу, разбивались рациональные планы волевых, умных искателей власти. Два близких этноса — русский и украинский — соединились не благодаря, а вопреки политической ситуации, поскольку народное «волим» или «не волим» неизменно ломало те инициативы, которые не соответствовали логике этногенеза.

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Переяславская рада | Страницы Wiki

<tr><th colspan="2"text-align:center; background: #EEEEEE;">Древние славяне, русы (до IX века)</th></tr><tr><th colspan="2"text-align:center; background: #EEEEEE;">Древнерусское государство (IX—XIII века)</th></tr><tr><td colspan="2">

Новгородская Русь (862—882) </td></tr><tr><td colspan="2"> Киевская Русь (882—1240) </td></tr><tr><th colspan="2"text-align:center; background: #EEEEEE;">Русские княжества (XII—XVI века)</th></tr><tr><td colspan="2"> Новгородская республика (1136—1478) </td></tr><tr><td colspan="2"> Владимирское княжество (1157—1389) </td></tr><tr><td colspan="2"> Княжество Литовское и Русское (1236—1569) </td></tr><tr><td colspan="2"> Московское княжество (1263—1547) </td></tr><tr><th colspan="2"text-align:center; background: #EEEEEE;">Царство Русское (1547—1721)</th></tr><tr><th colspan="2"text-align:center; background: #EEEEEE;">Российская империя (1721—1917)</th></tr><tr><td colspan="2"> Российская республика (1917) </td></tr><tr><td colspan="2"> Советская Россия (1917—1922) </td></tr><tr><td colspan="2"> Альтернативные образования

</td></tr><tr><th colspan="2"text-align:center; background: #EEEEEE;">Советский Союз (1922—1991)</th></tr><tr><th colspan="2"text-align:center; background: #EEEEEE;">Российская Федерация (с 1991)</th></tr><tr><td colspan="2">
Правители | Хронология | Экспансия
Портал «Россия»
</td></tr>

</table>

Переясла́вская рада — собрание представителей запорожского казачества во главе с Богданом Хмельницким, состоявшееся в январе 1654 г. в Переяславе.

    Исторические предпосылки Править

    Проживавшее в Речи Посполитой русское православное население подвергалось национальному и религиозному гнёту со стороны поляков-католиков. Протест против гнёта выливался в периодически возникающие восстания. В этих условиях Россия выглядела естественным союзником повстанцев. Впервые за помощью к России обратился гетман реестровых казаков Криштоф Косинский, возглавлявший восстание против польской шляхты в 1591—1593 годах. Позже,после отказа Сигизмунда III удовлетворить требования об увеличении реестра, посольство гетмана Петра Сагайдачного во главе с Петром Одинцом просило принять Войско Запорожское в русское подданство. В 1622 епископ Исаия Копинский предложил русскому правительству принять православное население Украины в российское подданство. В 1624 о том же просил митрополит Иов Борецкий[1].

    В 1648 году вспыхнуло крупное восстание под руководством Богдана Хмельницкого. Восставшие, состоявшие преимущественно из казаков, а также из мещан и крестьян, одержали ряд побед над польским войском и заключили с Варшавой Зборовский мирный договор, предоставивший казакам автономию.

    Вскоре, однако, война возобновилась на этот раз неудачно для повстанцев, которые потерпели в июне 1651 года тяжёлое поражение под Берестечком. В 1653 году Хмельницкий, видя невозможность победы восстания, обратился к России с просьбой принять Запорожское казачество в её состав.

    Осенью 1653 г. Земский собор, проходивший в Москве, принял решение о принятии в подданство Русского царя Запорожского казачьего Войска, а 23 октября (2 ноября) 1653 г. русское правительство объявило войну Речи Посполитой.

    Решение Земского Собора Править

    Файл:Zemsky sobor 1653.jpg

    <…>А о гетмане о Богдане Хмельницком и о всем Войске Запорожском бояре и думные люди приговорили, чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии изволил того гетмана Богтана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные християнские веры и святых божиих церквей, потому что паны рада и вся Речь Посполитая на православную християнскую веру и на святые божий церкви востали и хотят их искоренить, и для того, что они, гетман Богдан Хмельницкой и все Войско Запорожское, присылали к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю веса Русии бити челом многижда, чтоб он, великий государь, православные християнские веры искоренить и святых божиих церквей разорить гонителем их и клятвопреступником не дал и над ними умилосердился, велел их принята под свою государскую высокую руку. А будет государь их не пожалует, под свою государскую высокую руку принята не изволит, и великий бы государь для православные християнские веры и святых божиих церквей в них вступился, велел их помирит через своих великих послов, чтоб им тот мир был надежен.

    И по государеву указу, а по их челобитью государевы великие послы в от-ветех паном раде говорили, чтоб король и паны рада междоусобье успокоили, и с черкасы помирились, и православную християнскую веру не гонили, и церквей божиих не отнимали, и неволи им ни в чем не чинили, а ученили б мир по Зборовскому договору.

    А великий государь его царское величество для православные християнские веры Яну Казимеру королю такую поступку учинит: тем людем, которые в его государском имянованье в прописках объявились, те их вины велит им отдать. И Ян Казимер король и паны рада и то дело поставили ни во что и в миру с черкасы отказали. Да и потому доведетца их принять: в присяге Яна Казимера короля написано, что ему в вере християнской остеретата и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити, и никого на то не попущати. А будет он тое своей присяги не здержит, и он подданных своих от всякия верности и послушанья чинит свободными.

    И он, Ян Казимир, тое своей присяги не здвржал, и на православную християнскую веру греческого закона востал, и церкви божий многие разорил, а в-ыных униею учинил. И чтоб их не отпустить в подданство турскому салтану или крымскому хану, потому что они стали ныне присягою королевскою вольные люди.

    И по тому по всему приговорили: гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами и з землями принять…

    — Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т.</br>Т.3. Акты Земских соборов. М., Юридическая литература, 1985.

    Подготовка Переяславской рады Править

    Для ведения переговорного процесса между Русским государством и восставшими казаками в Переяславщину из Москвы 9 (19) октября 1653 г. отправилось большое посольство во главе с боярином В.Бутурлиным. В составе московского посольства также были окольничий И.Алферьев, дьяк Л.Лопухин и представители духовенства.

    Местом проведения генерального военного совета был избран г. Переяслав, куда посольство прибыло 31 декабря 1653 г. (10 января 1654 г.). Б.Хмельницкий вместе с генеральной старшиной прибыл 6 (16) января 1654 г.

    Генеральный военный совет в Переяславе Править

    8 (18) января 1654 г. в Переяславе состоялся старшинский совет запорожского казачества, а со временем — генеральный военный совет. В нём приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и 5 других казацких полков и жители Переяслава. Не было представителей от мещан (кроме Переяслава) и духовенства.

    И во второй час того же дня, «собралося великое множество всяких чинов людей, учинили круг пространный про гетмана и про полковников, а потом и сам гетман вышел под бунчуком, а с ним судьи и ясаулы, писарь и все полковники. И стал гетман посреди круга, а ясаул войсковой велел всем молчать». Потом, как все умолкли. Начал речь гетман ко всему народу говорить:

    Паны полковники, есаулы, сотники и все Войско Запорожское и вся православнии християне! Ведомо то вам всем, как нас Бог освободил из рук врагов, гонящих Церковь Божию и озлобляющих все христианство нашего православия восточного. Что уже шесть лет живем без государя в нашей земле в безпрестанных бранех и кровопролитиях з гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей. Что уже велми нам всем докучило, и видим, что нельзя жити нам без царя. Для того ныне собрали есмя Раду, явную всему народу, чтобы есте себе с нами обрали государя из четырех, которого вы хощете. Первый царь есть турский, который многижды через послов своих призывал нас под свою область; вторый — хан крымский; третий — король полский, который, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку приняти может; четвертый есть Православный Великия Росии государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Русии самодержец восточной, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе просим. Тут которого хотите избирайте! Царь турский есть бусурман: всем вам ведомо, как братия наша, православнии християне, греки беду терпят и в каком суть от безбожных утеснении. Крымский хан тож басурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя. Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнския от полских панов утеснения, — никому вам сказывать ненадобеть, лучше жида и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали. А православный христианский великий государь царь восточный есть с нами единого благочестия греческого закона, единого исповедания, едино есмы тело Церкви православием Великой Росии, главу имуще Иисуса Христа. Той великий государь, царь християнский, зжалившися над нестерпимым озлоблением Православныя Церкви в нашей Малой Росии, шестьлетних наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме царския высокия руки, благотишнейшаго пристанища не обрящем. А будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет — волная дорога.

    — Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех тт. Т. 3, М., 1954. С. 373.

    К сим словам весь народ возопил: «Волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову, поганину достати!» Потом полковник переяславской Тетеря, ходячи в кругу, нас на все стороны спрашивал: «Вси ли тако соизволяете?» Рекли весь народ: «Вси единодушно». Потом гетман молвил: «Буди тако! Да Господь Бог наш сукрепит под его царскою крепкою рукою!» А народ по нем, вси единогласно, возопил: «Боже, утверди! Боже укрепи! Чтоб есмы во веки вси едино были!»[2]

    Файл:0Hmelko Naveki.jpg

    После зачтения царской грамоты гетманом старшина и послы направились в Успенский собор, где духовенство должно было привести их к присяге. Б. Хмельницкий выразил пожелание, чтобы послы первыми принесли присягу от лица царя. Однако, В. Бутурлин отказался присягать от лица царя, заявив, что царь не присягает своим подданным.

    После чего казаки принесли присягу. Всего в день Переяславской рады присягу принесли 284 человека. От лица царя гетману была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка.

    После отъезда Бутурлина казацкая старшина с гетманом взялись за выработку условий на каких они хотели бы перейти в подданство московской Руси. В форме прошения («челобития») царю написали список из 11 пунктов (Мартовский статьи), который привезли в Москву в марте 1654 г. Павел Тетеря и войсковой судья Самойло Богданович с товарищами[3]. В Москве послы объявили дополнительные пункты. В результате был рассмотрен договор, включающий 23 статьи.

    После Переяславской рады представители московского посольства побывали в 177 городах и селениях западной Руси и запорожского войска для принятия присяги от населения на верность царю.

    Отказалось присягать высшее православное духовенство в Киеве. Часть мещан Переяслава, Киева и Чернобыля были насильно принуждены к присяге казаками. Состоялись выступления против присяги в отдельных поселениях Брацлавского, Уманского, Полтавского и Кропивнянского полков. Неизвестно, присягала ли Запорожская Сечь[4].

    Тем не менее, согласно данным московского посольства, присягу дали 127 328 казаков, мещан и вольных войсковых селян (женщины и холопы к присяге не приводились).

    Отказались присягать из православных лишь сторонники давнего врага Богдана Хмельницкого — Барабаша, у которого он ранее обманом выкрал королевскую грамоту которую использовал как прикрытие для сбора войск. Самого же Барабаша а также ряд представителей казацкой старшины — Брацлавского, Кропивянского, Полтавского, Уманского казацких полков блокировал в Чернобыле и приказал нещадно спаивать и всячески увеселять, дабы они не пожаловались на пропажу польскому королю. Вражда же с Барабашем зародилась из того что Барабаш рассчитывал получить в обмен на использование казаков в войне с Стамбульским Султанатом в интересах польской короны получить некоторые магнатские привилегии и финансовую сумму, чему помешал Богдан Хмельницкий. Всего же сторонников Барабаша набралось около двух-трех сотен, в основном зажиточные представители ближнего круга Барабаша. Как поступил Богдан Хмельницкий с несогласными доподлинно не известно так как в документальных источниках как всех заинтересованных сторон, так и сторонних наблюдателей ничего об их судьбе не известно кроме того что они во время приведения к присяге отказались от имени своих полков её принять. Однако уже 1655 — через три месяца после отказа его руководства Полтавский полк уже упоминается как присягнувший в полном составе. А Брацлавский полк вошёл по Гадячскому договору 1658 года в третий новый суверен Речи Посполитой — Великое княжество Русское. Однако в 1659 году практически в полном составе за исключением старшин на битву при Конотопе не объявился, в остальных же полках также наблюдался недокомплект приведший к набору в них польских наёмников и присоединение к ним «панцирных казаков» католиков и униатов по вероисповеданию. А также вынудивший понести основную нагрузку и потери в данной битве королевские войска, в том числе элитные Краковские гусары потеряли как следует из количества назначенных пенсионов 268 человека. По одной из неакадемических легенд ими командовал полковник пан Станислав Хмелевский — сводный брат Богдана Хмельницкого вместе с которым они учились в иезуитской коллегии. Однако академического подтверждения не новодельного характера данная легенда не находит.

    Последствия Переяславской рады Править

    Файл:SovietUnionStampUkrRusUnion1954.jpg

    В результате Переяславской Рады и последовавшей за ней русско-польской войны, часть русского населения Речи Посполитой, присоединившись к Русскому царству, избавилась от национального и религиозного угнетения.

    Для России соглашение привело к приобретению земель Западной Руси, что оправдывало титул российских царей, — государь Всея Руси. Московская Русь становилась собирателем земель с русским православным населением.

    Для Речи Посполитой это соглашение стало началом процессов распада и расчленения, приведших в итоге к полной потере независимости в 1795 г.

    Второе Переяславское соглашение было заключено 27 октября 1659 г. между Юрием Хмельницким, сыном Богдана Хмельницкого, и представителями русского царя. Это соглашение ограничило самостоятельность гетманов и было следствием перехода Выговского на сторону Речи Посполитой.

    С 300-летнего расстояния о событиях того времени русский историк Гумилёв, Лев Николаевич написал:

    …первостепенное значение имела единная суперэтничсекая принадлежность России и Украины, массовая поддержка «своих», единоверцев. Об это ощущение единства, как волны о скалу, разбивались рациональные планы волевых, умных искателей власти. Два близких этноса — русский и украинский — соединились не благодаря, а вопреки политической ситуации, поскольку народное «волим» или «не волим» неизменно ломало те инициативы, которые не соответствовали логике этногенеза. Лев Гумилев, «От Руси к России»[5].

    en:Treaty of Pereyaslav es:Tratado de Pereislav hu:Perejaszlávi szerződés no:Perejaslav-traktaten pl:Ugoda perejasławska pt:Tratado de Pereyaslav ro:Tratatul de la Pereiaslav uk:Переяславська рада

    Отмена Сохранить

 История России

</span>

ru.pages.wikia.com

Переяславская Рада

 

В истории каждого народа есть некое судьбоносное время, которое определяет его дальнейший путь существования на долгие годы вперед.

Для Украины, вне всякого сомнения, таким переломным моментом была Переяславская Рада, ставшая великим событием, спасшим украинский народ от духовного, экономического и национального порабощения.

В 16-17 веках украинские земли находились во владениях Речи Посполитой. Ими полновластно владела польская шляхта, которая жестоко эксплуатировала коренное население, называя их холопами.

Экономическое рабство тесно переплеталось с духовным: в те годы православие находилось в подполье, поскольку в планы Польши входила католизация всей Украины.

Не желая больше терпеть подобную ситуацию, гетманом Хмельницким в 1654 году была созвана Переяславская Рада, которая и стала завершающим этапом освободительного движения украинцев.

В то время в царской России на Дону и Яике уже существовали территории, не знающие крепостничества и пользующиеся определенной автономией. В этих казацких регионах правительство селило казаков и украинских крестьян, предоставляя им права свободных людей.

Очень скоро на смежной с ними территории создалась Слободская Украина – область из переселенцев, где действовал казацкий реестр.

Буквально перед собранием гетман встретился с Бутуриным – главой русского посольства, затем со старшинской Радой, которая единодушно высказалась в пользу договора.

И уже в середине дня созвали открытую, которая в истории известна как Переяславская Рада. На ней присутствовали граждане города, крестьяне с окрестных районов, полки, расквартированные на землях, уже свободных от Речи Посполитой.

Гетман выступил с речью, в которой еще раз напомнил о многочисленных жертвах, понесенных его народом в ходе освободительных войн. Он подчеркнул, что для украинцев единственным путем для закрепления своих завоеваний будет признание России.

Предложение Хмельницкого было встречено одобрительно, старшины, казаки и мещане принесли присягу русскому царю. Переяславская Рада 1654 года, практически воссоединившая украинский и русский народ, имела большое значение в дальнейшем развитии обоих государств, которые совместно отражали иноземные нападения.

Что же получала каждая сторона от этого союза?

Переяславский договор обеспечивал украинским крестьянам свободу и избавление от национального и религиозного гнета Речи Посполитой, украинские старшины и шляхетство мечтали с помощью русского престола укрепить свои привилегии, превратившись в правящее сословие на Украине. А это все они могли получить только после принятия политической автономии в составе России.

Царское правительство признавало выборность украинского гетмана, но с последующим своим утверждением. Все государства, кроме Турции и Речи Посполитой, могли иметь с Украиной дипломатические сношения.

Переяславская Рада сохраняла весь административный и военный аппарат, образованный во время антипольской войны, а также его выборность. Судебная система должна была работать по местным традициям и обычаям.

При этом царское правительство должно было контролировать сбор налогов, часть которых должна была поступать в его казну.

Принятию такого решения немало способствовала не только общность религии, но и существование политических, культурных и экономических связей, вековая близость народов и языков.

Однако Переяславское соглашение только в очень общих чертах определяло взаимоотношения между Россией и Украиной. Многие его положения сторонами трактовались по-своему, неодинаково, что создавало в будущем внутренние раздоры и конфликты с русским царским самодержавием.

Принятие этого соглашения привело к войне, которая завязалась между Россией и Польшей, и длилась три года.

 

fb.ru

Переяславская Рада 1654 г.: свидетельства и документы

Переяславская Рада 1654 г.: свидетельства и документы

Почти 360 лет назад, в 1648 г. в малороссийских землях, находившихся тогда под польским владычеством, вспыхнуло казацкое восстание под водительством гетмана Запорожского Войска Богдана Хмельницкого, направленное против многочисленных и разнообразных притеснений, которые чинили польские паны малороссийскому населению, и прежде всего, против притеснений православной веры и Православной Церкви. Уже вскоре восстание превратилось в настоящую народную войну, ибо за казаками пошло и малороссийское крестьянство. Однако вести войну с регулярной польской армией было тяжело, и к 1653 году восставшие уже теряли город за городом, крепость за крепостью. Оставалось — либо погибнуть, либо сдаться на милость победителя, либо же воззвать о помощи. Восставшие гибнуть или сдаваться не желали, а потому обратились к соседнему с Польшей Российскому царству. Да и к кому можно было еще обращаться за помощью?! Только к Османской империи. Но тогда, малороссийским жителям пришлось бы забыть о своей вере и о своих традициях вовсе…

Зато народы Великой и Малой Руси, несмотря на несколько веков политического разделения, продолжали сохранять свое единство. Прежде всего, сохранялось единое духовное пространство, ибо и там, и там население было православным, более того, истово хранящим веру своих предков. Сохранялось единство церковное, ведь вопреки всем католическим поползновениям, основная часть малороссийского населения оставалась в пределах Православной Церкви. Оставалось единым культурное пространство, и недаром во второй половине XVII в. малороссийская культура столь активно стала проникать в культуру великорусскую, а великорусская культура становилась достоянием всей Малороссии, и, таким образом, обогащались обе, восстанавливая свое корневое единство. Даже языковое пространство во многом было едино, ибо и в Великой и в Малой Руси говорили на одном языке, различаемом только диалектными своеобразиями. Хранилось и единство исторической памяти, недаром жители правого берега Днепра называли себя "русинами", а землю свою — "русской", тогда как левый берег именовали "московским"… Так что теперь дело оставалось только за воссозданием единства политического…

Богдан Хмельницкий несколько раз обращался к русскому государю Алексею Михайловичу с просьбой о принятии Запорожского Войска в русское подданство. Но Москва пребывала в раздумьях. В самом деле, возвращение Малороссии в состав Российского царства — это исполнение важной части политической программы нескольких поколений московских государей. Однако решение Москвы о принятии в подданство Малороссии, означало и новую войну с Польшей, которая, конечно же не хотела расставаться со столь богатыми землями. Наконец, в день Покрова Пресвятой Богородицы, 1 октября 1653 года в Москве состоялся Земский собор, который решил разорвать "вечный мир" с Польшей и "приговорил" "чтоб великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Руси изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское з городами их и з землями принять под свою государскую высокую руку для православные христианские веры и святых Божиих церквей…"

И уже вскоре, 8 января 1654 года, в древнем русском городе Переяславле, именовавшийся в летописях нередко Переяславлем-Русским, состоялась Рада Запорожского Войска, которая приняла решение о переходе Малороссии (Войска Запорожского с землями и городами) в подданство русского государя. А затем запорожский гетман Богдан Хмельницкий, казацкая старшина и все жители Малороссии принесли присягу на верность русскому государю Алексею Михайловичу и всем его наследникам "на веки". И недаром, обращаясь от имени Рады к Алексею Михайловичу, Богдан Хмельницкий уже (впервые!) именует русского царя, государем "Великой и Малой России"…

Так Земский собор 1653 года и Переяславская Рада 1654 года исполнили многовековое чаяние разделенного еще в годы монголо-татарского владычества народа — началось воссоединение Малой Руси с Великой Русью.

Конечно, решение Переяславской Рады, вскоре одобренное русским государем Алексеем Михайловичем, принявшим под свою "высокую руку" малороссийские земли, не означало моментального вхождение Малороссии в состав Российского царства. И предстояли еще более чем сто лет борьбы. Так, русско-польская война 1653–1667 гг. привела к тому, что Российскому царству удалось закрепить за собой только левый берег Днепра. А Правобережье Днепра вошло в состав теперь уже Российской империи лишь к концу XVIII столетия, после русско-турецких войн времен императрицы Екатерины II.

Но дело было начато тогда — в середине XVII века, в Москве и в Переяславле…

Сегодня мы представляем некоторые исторические документы, положившие то самое начало…

С.В. Перевезенцев


***
СООБЩЕНИЕ РУССКОГО ПОСЛА В.В. БУТУРЛИНА О ПЕРЕЯСЛАВСКОЙ РАДЕ
…Была де у гетмана (Б. Хмельницкого. — Ред.) тайная рада с полковниками и с судьями и с войсковыми ясаулы; и полковники де и судьи и ясаулы под государеву высокую руку подклонилися. И по тайной раде, которую имел гетман с полковники своими, и с утра того ж дни, во второй час дни, бито в барабан с час времяни на собрание всего народа слышати совет о деле, хотящем свершитися. И как собралося великое множество всяких чинов людей, учинили круг пространный про гетмана и про полковников, а потом и сам гетман вышел под бунчуком, а с ним судьи и ясаулы, писарь и все полковники. И стал гетман посреди круга, а ясаул войсковой велел всем моляать. Потом, как все умолкли. Начал речь гетман ко всему народу говорить:

"Паны полковники, есаулы, сотники и все Войско Запорожское и вся православнии християне! Ведомо то вам всем, как нас Бог освободил из рук врагов, гонящих Церковь Божию и озлобляющих все христианство нашего православия восточного. Что уже шесть лет живем без государя в нашей земле в безпрестанных бранех и кровопролитиях з гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей. Что уже велми нам всем докучило, и видим, что нельзя жити нам без царя. Для того ныне собрали есмя Раду, явную всему народу, чтобы есте себе с нами обрали государя из четырех, которого вы хощете. Первый царь есть турский, который многижды через послов своих призывал нас под свою область; вторый — хан крымский; третий — король полский, который, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку приняти может; четвертый есть Православный Великия Росии государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Русии самодержец восточной, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе просим. Тут которого хотите избирайте! Царь турский есть бусурман: всем вам ведомо, как братия наша, православнии християне, греки беду терпят и в каком суть от безбожных утеснении. Крымский хан тож басурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя. Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнския от полских панов утеснения, — никому вам сказывать ненадобеть, лучше жида и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали. А православный христианский великий государь царь восточный есть с нами единого благочестия греческого закона, единого исповедания, едино есмы тело Церкви православием Великой Росии, главу имуще Иисуса Христа. Той великий государь, царь християнский, зжалившися над нестерпимым озлоблением Православныя Церкви в нашей Малой Росии, шестьлетних наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме царския высокия руки, благотишнейшаго пристанища не обрящем. А будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет — волная дорога".

К сим словам весь народ возопил: "Волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову, поганину достати!" Потом полковник переяславской Тетеря, ходячи в кругу, нас на все стороны спрашивал: "Вси ли тако соизволяете?" Рекли весь народ: "Вси единодушно". Потом гетман молвил: "Буди тако! Да Господь Бог наш сукрепит под его царскою крепкою рукою!" А народ по нем, вси единогласно, возопил: "Боже, утверди! Боже укрепи! Чтоб есмы во веки вси едино были!"

(Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в трех тт. Т. 3, М., 1954. С. 373.)


***
ПОСЛАНИЕ БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО ЦАРЮ АЛЕКСЕЮ МИХАЙЛОВИЧУ
21 марта 1654 г.

…Божиею милостию великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичи) всея Великия и Малые России самодержцу твоему царскому величеству Богдан Хмельницкий, гетман Войска твоего царского величества Запорожский, и все Войско твоего царского величества Запорожское до лица земли твоему царскому величеству челом бьем.

Приемше весть подлинную от ляхов о их лукавстве и неприязни к тебе, великому государю нашему твоему царскому величеству, с универсала князя Радивила, гетмана польного княжества Литовского, что они всю честь богоданную твоему царскому величеству умаляют и безчестят и на твое царское величество враждуют всеконечне. В тот час мы, Богдан Хмельницкий гетман Войска твоего царского величества Запорожский, тот же универсал Радивилов з грамотою нашею войсковою отпускаем к тебе, великому государю нашему к твоему царскому величеству, дабы твое царское величество лучше уразумел и известился о таковом безчестии великом и дурном деле их. Что они твоему царскому величеству безумне и враждебне, как врази лютые, наносят, покушающе и подстрекающе не утвержденных в вере с Войска Запорожского и зо всего народу росийского, ищуще отвратити их от веры, которую по непорочной заповеди христовой учинили тебе, великому государю нашему твоему царскому величеству, и польскому королю и Речи Посполитой служити подущают, что им Бог да не поможет в сем деле лестном, и лукавом, и неприязненном.

А нас, Богдана Хмельницкого, гетмана твоего царского величества Запорожского, и все Войско Запорожское, и весь народ православный росийский да укрепит и утвердит неотступных в той же вере, которую твоему царскому величеству учинили есмя. И не буди нам, что лукаво мыслити и ковати злобу каковую.

Точию молим тебе, великого государя нашего твое царское величество: изволь нам права, привилея, свободы и все добра отческие и праотческие, з веков от князей благочестивых и от королев наданые, утвердити и своими грамотами государскими укрепити навеки. И послов наших и тех гонцов наших скоро к нам с тем всем, не задержав, отпустить, дабы мы, Богдан Хмельницкий гетман Войска твоего царского величества Запорожского, тое неизреченную государскую милость твоего царского величества всему Войску Запорожскому и всему миру християнскому росийскому объявили, и обвеселили их, и утвердили, и в вере, твоему царскому величеству учиненой, непоколебимых учинили. Аще бо их твое царское величество не обвеселит и не пожалует тем всем, учнут что дурного мыслити, по прелести Радивиловой. Но мы, Богдан Хмельницкий гетман Войска твоего царского величества Запорожский, все Войско твоего царского величества Запорожское и весь мир християнский росийский утверждаем и укрепляем надеждою неизреченное милости государское твоего царского величества и никак усумневатися не велим.

А что еще учнут тые врази наши неразумливые и ковати будут, в тот час подлинно известим твоему царскому величеству. Ныне они рать совокупляют на 3 части: в Плускиреве, в Полочном и в Литовской земле. И мы о сем слышачи, готову быти всему войску велели есмя. А твое царское величество повели донскому войску на море не йти и готову быти, да егда отступят нас татаре и ляхом похотят помогати, ино бы им з Дону и з Днепра замещать. Аще ли татаре с нами пребудут в дружбе добро, ино бы казаком донским в помощь нам быти, но по милости своей неисповедимой Бог милостивый да исправит. А мы на вышнего десницу и на крепкую руку твоего царского величества надеемся и себе в обычныя премногия щедроты твоего царского величества обычно вметаем.

С Чигирина 21-го марта року Божияго 1654-го.

A под тем припись: тебе, великому государю нашему твоему царскому величеству, прямые и верные слуги и подданные, Богдан Хмельницкий, гетман с Войском вашего царского величества Запорожским.

(ЦГАДА, ф. Посольский приказ, Малороссийские дела, 1654, д. 37, л. 5–11. Копия. Опубл. Акты ЮЗР, т. X, с. 547–550)


***
"СТАТЬИ БОГДАНА ХМЕЛЬНИЦКОГО", УТВЕРЖДЕННЫЕ ЦАРЕМ И БОЯРСКОЙ ДУМОЙ
21 марта 1654 г.

В письме, каково прислали великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя Росии самодержца и многих государств государя и обладателя его царского величества к ближним бояром, к боярину и наместнику казанскому ко князю Алексею Никитичю Трубецкому, к боярину и наместнику тверскому к Василью Васильевичю Бутурлину, к окольничему наместнику коширскому к Петру Петровичю Головину, к думному диаку к Алмазу Иванову царского величества Войска Запорожского посланники Самойло Богданов да Павел Тетеря с товарыщи в нынешнем во 162-м году марта в 12 день написано: бьют челом великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичи всеа Великия и Малыя Росии самодержцу и многих государств государю и обладателю его царского величества подданные Богдан Хмельницкий, гетман Войска Запорожского, и все Войско Запорожское и весь мир християнский росийский, чтоб его царское величество пожаловал их тем, о чем посланники их бити челом учнут, а они его царскому величеству во всяких его государских повеленьях служити будут вовеки. И что на которую статью царского величества изволенье, и то подписано под статьями.

1. Чтоб в городех урядники были из их людей обираны к тому достойные, которые должны будут подданными царского величества урежати и доходы всякие вправду в казну царского величества отдавати, для того что царского б величества воевода, приехал, учал права их ломать и уставы какие чинить, и то б им было в великую досаду. А как тутошние их люди где будут старшие, то они против прав своих учнут исправлятца.

И сей статье царское величество пожаловал велел быть по их челобитью. А быти б урядником в городех войтам, бурмистром, райцам, лавником, и доходы всякие денежные и хлебные збирать на царское величество и отдавать в его государеву казну тем людем, которых царское величество пришлет. Да тем же присланым людем, кого для тое зборные казны царское величество пришлет, и над теми зборщиками смотрить, чтоб делали правду..

2. Писарю войсковому, чтоб по милости царского величества 1000 золотых польских для подписков давать, а на судей войсковых по 300 золотых польских, а на писаря судейского по 100 золотых польских, на писаря да на хорунжего полкового по 50 золотых, на хорунжего сотницкого 30 золотых, на бунчюжного гетманского 50 золотых.

Царское величество пожаловал велел быть по их челобитью, а давать те деньги и с тамошних доходов.

3. На писаря, и на судей войсковых на 2 человека, и на всякого полковника, и на ясаулов войсковых и полковых чтоб по мельнице было для прокормленья, что росход имеют великой.

Царское величество пожаловал велел быть по их челобитью.

4. На поделку наряду войскового, и на пушкарей, и на всех работных людей, которые у наряду бывают, чтоб царское величество пожаловал изволил учинить свое царское милостивое призренье, как в зиму, так и о станах, також де на обозного арматного 400 золотых,; а на хорунжего арматного 50 золотых.

Царское величество пожаловал велел давать ис тамошних доходов

5. Послы, которые издавна к Войску Запорожскому приходят из чюжих краев, чтоб гетману и Войску Запорожскому, которые к добру были, вольно приняти, а только чтоб имело быть противно царского величества, то должни они царскому величеству извещати.

По сей статье царское величество указал: послов о добрых делех принимать и отпускать. А о каких делех приходили и с чем отпущены будут, о том писать к царскому величеству подлинно и вскоре. А которые послы присланы от кого будут царскому величеству с противным делом, и тех послов и посланников задерживать в Войске и писать об них о указе к царскому величеству вскоре ж, а без указу царского величества назад их не отпускать. А с турским салтаном и с польским королем без указу царского величества не ссылатца.

6. О митрополитье киевском посланником изустной наказ дан. А в речах посланники били челом, чтоб царское величество пожаловал велел дать на его маетности свою государскую жаловальную грамоту.

Царское величество пожаловал: митрополиту и всем духовного чину людем на маетности их, которыми они ныне владеют, свою государскую жаловальную грамоту дать велел.

7. Чтоб царское величество изволил рать свою вскоре прямо к Смоленску послать, не отсрочивая ничего, чтоб неприятель не мог исправитца и с иными совокупитися, для того что войска ныне принужены, чтоб никакой их лести не верили, естьли б они имели в чем делать.

Царское величество изволил на неприятеля своего, на польского короля, итти сам, и бояр, и воевод послать со многими ратьми по просухе, как конские кормы учнут быть.

8. Чтобы наемного люду зде по рубежу от ляхов для всякого безстрашия с 3000 или, как воля царского величества будет, хотя и больши.

Царского величества ратные люди всегда на рубеже для Украины обереганья есть и вперед стоять учнут.

[9.] Обычай тот бывал, что всегда Войску Запорожскому платили. Бьют челом и ныне царскому величеству, чтоб на полковника по 100 ефимков, на ясаулов полковых по 200 золотых, на ясаулов войсковых по 400 золотых, на сотников по 100 золотых, на казаков по 30 золотых польских давать.

И в прошлых годех присылал к царскому величеству гетман Богдан Хмельницкий и все Войско Запорожское и били челом многижды, чтоб его царское величество их пожаловал, для православные християнские веры и святых божиих церквей за них вступился, и принял их под свою государеву высокую руку, и на неприятелей их учинил им помочь. И великому государю нашему его царскому величеству в то время под свою государеву высокую руку приняти было вас не мочно, потому что у его царского величества с короли польскими и великими князи литовскими было вечное докончанье. А что с их королевские стороны царского величества отцу, блаженные памяти великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии самодержцу и многих государств государю и обладателю, и деду его государеву, блаженные памяти великому государю святейшему патриарху Филарету Никитичю московскому и всеа Русии, и великому государю нашему царю и великому князю Алексею Михайловичи всеа Русии самодержцу его царскому величеству учинились многие безчестья и укоризны. И о том по королевским грамотам, и по сеймовому уложению, и по констытуцыи, и по посольским договорам царское величество ожидал исправленья. А гетмана Богдана Хмельницкого и все Войско Запорожское хотел с королем польским помирить через своих государевых великих послов тем способом: буде Ян Казимер король учинит с ними мир по Зборовскому договору, и на православную християнскую веру гонения чинить не учнет, и униятов всех выведет, и царское величество винным людем, которые за его государскую честь довелись смертные казни, вины их хотел отдать. И о том посылал к Яну Казимеру королю своих государевых великих и полномочных послов, боярина и наместника велико пермского князя Бориса Александровича Репнина-Оболенского с товарыщи.

И те царского величества великие и полномочные послы о том миру и о поступках королю и паном раде говорили всякими мерами. И Ян Казимер король и паны рада ни на которую меру не сошли, и то великое дело поставили ни во что, и тех царского величества великих и полномочных послов отпустили без дела. И великий государь наш его царское величество, видя такие с королевские стороны многие неисправленья, и грубости, и неправды и хотя православную християнскую веру и всех православных християн от гонителей и хотящих церкви Божия разорити и веру християнскую искорените, от латын оборонити, под свою государеву высокую руку вас принял. А для вашие обороны собрал руские, и неметцкие, и татарские рати многие. Идет сам великий государь наш его царское величество на неприятелей християнских и бояр своих, и воевод шлет со многими ратьми. И на тот ратной строй по его государеву указу роздана его государева казна многая. И ныне им, посланником, о жалованье на Войско Запорожское говорить, видя такую царского величества милость и к ним оборону, не довелось. А как был у гетмана у Богдана Хмельницкого государев ближней боярин и наместник тверской Василей Васильевич Бутурлин с товарыщи, и гетман говорил с ними в розговорех о числе Войска Запорожского, чтоб учинить 60 000. А хотя б де того числа было и больши, и государю де в том убытка не будет, потому что они жалованья у государя просить не учнут. Да и им, Самойлу и Павлу, и иным людем, которые в то время при гетмане были, про то ведомо ж. А что в Малой Росии в городех и местех каких доходов, и про то царскому величеству не ведомо, и великий государь наш его царское величество посылает доходы описать дворян. А как те царского величества дворяня доходы всякие опишут и сметят, и в то время о жалованье на Войско Запорожское по розсмотренью царского величества и указ будет. А ныне царское величество, жалуя гетмана и все Войско Запорожское, хочет послать своего государева жалованья по давным обычаям предков своих, великих государей царей и великих князей росийских, гетману и всему Войску Запорожскому золотыми.

10. Крымская орда если бы имела вкинутися, тогда от Астрахани и от Казани надобно на них наступати. Тако ж де и донским казаком готовым быть, а ныне еще в братстве дать сроку и их не задирать.

Царского величества указ и повеленье на Дон к козаком послано: буде крымские люди задору никакова не учинят, и на них ходить и задору чинить не велено. А будет крымцы задор учинят, и в то время царское величество укажет над ними промысл чинить.

11. Кодак город на рубеже от Крыму, в котором гетман всегда по 400 человек держит и кормы всякие им дает, чтоб и ныне царское величество пожаловал кормами и порохом, к наряду изволил построите. Также и на тех, которые за порогами коша берегут, чтоб царское величество милость свою изволил показать: понеже нельзя его самого без людей оставляти.

О той статье царского величества милостивой указ будет вперед, как про то ведомо будет, по скольку каких запасов в те места посылывано и сколько будет доходов в зборе на царское величество.

А что в письме ж в вашем написано: как великий государь наш его царское величество гетмана Богдана Хмельнитцкого и все Войско Запорожское пожалует свои государские грамоты на вольности ваши дать велит, тогда вы смотр меж собою учините, хто будет казак или мужик, а чтоб число Войска Запорожского было 60 000. И великий государь наш его царское величество на то изволил им, числу списковым казаком быть велел. И как вы, посланники, будете у гетмана у Богдана Хмельнитцкого, и вы б ему сказали, чтоб он велел казаков разобрать вскоре и список им учинил. Да тот список за своею рукою прислал к царскому величеству вскоре.

Такое письмо дано посланником. Писано на столбцах белоруским письмом без дьячей приписи. Писал Степан, да Тимофей, да Михайло.

(ЦГАДА, ф. Посольский приказ, Малороссийские дела, 1654, д. 4. л. 328–347а. Отпуск. Опубл. Акты ЮЗР, т. X, с. 477–184. Полное собрание законов Российской империи, собрание 1-е, т. X, № 119, с.311–314.)

 


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все
© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

portal-slovo.ru

I'M NETWORK » Переяславская рада 1654 г.: мифы и реальность

Практически каждый гражданин Украины знает о Переяславской раде 1654 из школьных учебников. Но правда об этих событиях только недавно стала доходить до сознания. До сих пор многие граждане Украины воспринимают это событие (или комплекс событий, связанных с Переяславской радой) сквозь призму постановления ЦК КПСС “О праздновании 300-летия воссоединения Украины с Россией”), которая окончательно сформировала сформирован колонизаторами миф о Переяславской Раде. Малейшее сомнение в этом мифе или какой его составной части жестоко преследовался, примером чего является судьба выдающегося украинского историка Михаила Брайчевского, автора знаменитого трактата “Присоединение или воссоединение?”

Этот миф является составной частью другого, более тотальным мифа русской великодержавно-шовинистической историографии, которым руководствовались и руководствуются явно или в завуалированной форме правители империи в своей политике относительно Украины и Беларуси. Этот миф сводится к тому, что украинский и белорусы являются якобы не самостоятельными народами, а лишь частями (ветвями) русского народа, разобщенного ордынцами Батыя, а затем поляками, литовцами, немцами и т. д., которые еще и якобы “придумали “Украинский и белорусский языки. Эти части – ветви только и делали потом, мечтавшие о “воссоединению” и наконец пришел Богдан Хмельницкий и осуществил эту мечту. Согласно Богдан Хмельницкий и “его сподвижники” всячески хвастались, а все остальные объявлялись “кучкой предателей”, “польскими (турецкими и т. д.) ставленнникамы” и т.п. При этом обычно замалчивались очевидные факты: скажем “предатель” Выговский в 1654 г. приложил немало усилий, чтобы создать союз Украины с Московским государством.

Миф о Переяславской раде включает в себя ряд идиологем, каждая из которых всячески пропагандировалась и в исторических трудах, и в художественной литературе (читай Натана Рыбака “Переяславская рада” и т.д.), изобразительном искусстве (картина “Навеки вместе!”) И т.д. Укажем на главные черты этого мифа:

1. Украинская и русские никогда между собой не враждовали.

2. Украинская и до, и с самого начала восстания до Переяславской рады непрерывно просили “царя-батюшку” взять их “под царскую руку”. (Этот очень туманный выражение трактовался как стремление избавиться от своей собственной государственности, языка и национальности).

3. Московское государство делало все возможное, чтобы поддержать украинских повстанцев, предоставляло “братскую поддержку” и при первой же оказии объявила войну Речи Посполитой.

4. Переяславская рада была генеральной, репрезентативной, всенародной и единодушной, а ее решения получили всенародное одобрение.

5. Присяга в Переяславе была односторонней (то есть только украинская сторона присягала), давалась России (не царю!)

6. Украина вошла в Русское государство именно в 1654 г., и именно на тех условиях, которые выработал Богдан Хмельницкий и одобрил царь и его правительство; эти условия время от времени нарушали “изменнику”, только потому царю приходилось позднее корректировать эти условия, однако оставались добрыми. Москва же никогда не нарушала взятых на себя обязательств

7. Гетман Богдан Хмельницкий был большим другом русского народа, привел Украину в московское подданство, потому заслуживает похвалы в отличие от всех других гетманов – “изменников”. Не случайно именем Богдана Хмельницкого, а не какого другого гетмана называли города, колхозы, улицы, даже создали орден его имени.

8. Переяславская рада якобы спасла украинский от гибели, которую несли другие соседние государства, она положила конец тяжелой войне украинского народа против поляков-колонизаторов. Украинский же народ получил вследствие этой рады свое “место под солнцем”, а если и страдал, то только вместе с “братским русским народом”. Московское государство принесла Украины цивилизацию и прогресс и соответствующие слова “неистового Виссариона” не сходили со школьных учебников по истории СССР.
—-
*) Ряд положений данного выступления были развернуты нами в ряде работ, основанных на документальной основе, поэтому здесь ограничимся лишь тезисно изложением.

Конечно, могли быть определенные варианты и модификации данного мифа, но его суть остается неизменной. Миф настолько долго и настойчиво пропагандировался, что даже Тарас Шевченко считал Богдана Хмельницкого виновным в измене Украины и заклеймил его в ряде стихотворений. Между тем, лишение Украины государственной независимости произошло не в 1654 г., а в 1659 г. и подписал новый договор с Москвой уже не Богдан Хмельницкий (умершего в 1657 г.), а новый гетман, его сын Юрий. Рассмотрим эти положения в такой же последовательности.

1. За всю историю украинских-российских отношений, начиная со времен Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского, насчитывается около двух десятков войн, в т.ч. на период до 1648 г. приходится примерно половина. Москва вела преимущественно агрессивные войны, украинский и белорусы, составлявшие например главную ударную силу в армии Великого княжества Литовского, давали достойный отпор, тем правда и сами переходили границы Московии, ходили походами на Москву, Тверь, Рязань, Новгород, Псков и т. д . Памятные блестящие победы над московитами под Оршей (1514), походы казаков Сагайдачного и Михаила Дорошенко на Москву, за Урал и до берегов Северного Ледовитого океана в начале 17 в. Сам Богдан Хмельницкий, которого любят записывать в московские друзья, отличился в Смоленской войне против Московии и по некоторым данным был даже награжден королем Владиславом IV драгоценной саблей. Иван Богун в первой половине 40-х гг 17 века водил казаков в поход с Кодака аж в Мордовию!

2. В разное время в 15-п. п. 17 ст. в Москву ездили отдельные представители казачества, православного духовенства в поисках материальной и моральной поддержки, были налажены определенные контакты и традиции, но из этого не могут следовать те далеко идущие выводы, которые им приписывают создатели мифа. Даже обычным формулам вежливости и дипломатического этикета они безосновательно предоставляют несвойственного значения, принимают или выдают за чистую монету дипломатические маневры и обращения. Типичный пример: миссия от имени Войска Запорожского и гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного в Москву в 1620 г., которую возглавил атаман Одинец. До сих пор некоторые авторы считают, что уже тогда казаки хотели войти “под царскую руку”. Между тем, миссия Одинца была лишь удачным дипломатическим маневром, который имел целью напугать правительство Речи Посполитой возможным изменением переориентации казачества на Москву и Стамбул. Это убедительно удоводнив еще в начале 60-х годах известный историк В. Д. Королюк. Что касается Б. Хмельницкого, то он обратился за помощью в борьбе против Речи Посполитой прежде к турецкому султану Ибрагиму И еще в 1647 г. Султан разрешил крымскому хану Ислам – Гирею III оказать военную помощь украинским повстанцам, в результате чего стало возможным заключение украинский-крымскотатарского договора в начале 1648 г. Именно крымские татары были союзниками украинских повстанцев в 1648-1653 гг Ни одна другая страна, кроме частично Молдавии в 1653 г., не поддержала Б. Хмельницкого вооруженной силой. Первое обращение в Москву было направлено случайной оказией летом 1648 г. и только с конца 1648-нач. 1649 были налажены дипломатические отношения между Чигирином и Москвой

3. Хотя эти отношения были налажены, однако “братская” Москва не спешила с помощью украинского народа. Сначала отношения со стороны Москвы в Национально-освободительной войны украинского народа было враждебным, царское правительство боялось, что взорвутся восстания и в Московском государстве. Между прочим, в Московии таки взорвалась, хотя с чисто своим причинам, восстание: в Москве (1648), Новгороде и Пскове (1650). Потерпев три мощных поражения подряд со стороны Речи Посполитой (Ливонская война 1558-1583 гг, “Смута”; Смоленская война 1633-1634 гг), царское правительство было очень осторожным, чтобы не проиграть и четвертый раз. Целых 6 лет (!) Москва не соглашалась вступить в войну против Речи Посполитой на стороне Украины, ждала пока всплывут кровью и ослабнут ее соседи и только угроза перехода Б. Хмельницкого под турецкий протекторат заставила его действовать энергичнее и принять соответствующие решения Земского собора ( 11 (1) октября 1653 г.). Конечно, Москва была заинтересована прежде всего в ослаблении Речи Посполитой, продавала украинским повстанцам хлеб, боеприпасы, но продавала, а не дарила! Можно объяснить шестилетнее промедление Москвы, говорить об осторожности московского правительства, его холодный политический расчет, но при чем здесь дружба?

4. Переяславская рада не могла быть всенародным и репрезентативной, поскольку на ней было присутствовать не более 300 человек. На ней не были представлены никакие состояния украинского общества кроме казаков (мещане были только переяславские). Она не была даже генеральным, а старшинской казацкой радой, проводилась даже в тылу, отдельно от Войска Запорожского, которое готовилось на правобережной Киевщине к обороне против наступления армии Речи Посполитой. Этот совет (точнее целых три совета), была нелегитимной даже с точки зрения казачьих традиций. Ясно, что далеко не вся казацкая старшина была сторонницей военно-политического союза с Московским государством, и это оказалось например во время присяги, а особенно во время войн против Московского государства во времена “Руины”.

5. То, что присяга была односторонней, утверждает только слишком ангажирован руководитель московского посольства боярин В. Бутурлин в своих донесениях и “статейном списка” (отчете). Между тем, ряд выдающихся историков (А. Оглоблин и др.) берут это под сомнение, считают, что и Бутурлин таки дал присягу от царского имени. Есть и царская грамота 1654 г., которой гарантировались “права и вольности” Войска Запорожского, что говорит о важных обязательства со стороны Москвы. Присяга давалась царю Алексею, а не России (Московском государстве) или русскому народу. Поскольку с 1917 г. Россия является республикой, тогда этот и без того сомнительный аргумент становится еще более сомнительным.

Присяга в Переяславе на основании устных договоренностей, достигнутых в ходе переяславских переговоров, не была всенародной и единодушной. Если взять географически, то она теоретически могла быть взята с населения только Гетманщины, которая составляла 1/4-1/5 часть этнических украинских земель. Поскольку фронт тогда шел примерно по линии Житомир-Винница, то конечно ни о какой присягу на землях, которые тогда были под властью Польши (Галичина, Холмщина, Подляшье, Лемковщина, большая часть Волыни и Подолья), Венгрии (Закарпатье), Молдавии (Буковина ) не могло быть и речи, так же как и на землях южной Украине, подвластных Крымскому ханству. Между Гетманщиной и Крымским ханством лежали обширные пространства Сечевых земель, а запорожцы отказались тогда присягать царю. Слободская Украина входила в состав Московской империи в другое время и при других обстоятельствах, о которых надо говорить отдельно. В самой Гетманщине некоторые пограничные полки (Брацлавский, Уманский) не присягали вообще под предлогом военной опасности. О согласии или несогласии с решениями Переяславской рады не спрашивали ни женщин (а это половина населения), ни крестьянство (а это самый массовый состояние украинского общества). Украинская Православная Церковь, не говоря уже о греко-католическая, категорически отказались присягать царю. Следовательно должны быть приведены к присяге только казачество и мещане (всего более 100 тыс. человек), но они массово уклонялись от присяги (в Корсуне присягало всего 70 казаков), нередко откровенно, как вот полковники И. Богун, И. Гладкий, Г. Гуляницкий, И. Сирко и др., нередко оставляя свои города, вроде населения г. Чернобыль, чаще же называясь не своими крестными именами, уневажнювало присягу. Разразилась беспорядки в ряде полков и гетман должен приготовиться к бегству, поместив свою родню и немало имущества ближе к московским границ. Все это отнюдь не свидетельствует о единодушии украинского народа в его отношении к Москве и к московской ориентации.

Следует подчеркнуть еще некоторые моменты. Во-первых, присягу преимущественно брали силой. Достаточно сказать, что переяславского старосты (мэра города по-современному) силой потащили присягать, хоть и больного. Тот должен был присягнуть, но умер от отчаяния следующий день. Во-вторых, как нам удалось установить, присяжные книги создавались московскими писарями “задним числом”, т.е. к присяге приводили царские представители только светскую верхушку главных городов, а остальные вписывалась в число поклялись на основании полковых и сотенных реестров казаков. В-третьих, присяга части населения Украины давалась на определенных условиях (сохранение “прав и вольностей”), а эти условия очень быстро возбудила Москва. Наконец, почему эта присяга, даже если она давалась определенными лицами искренне, должна была иметь какое иррациональное значение для их потомков? Сама же Российская империя заставляла например давать присягу царю каждом новобранцу и не спрашивала, его дед или прадед присягал уже прежде.

6. Переяславские договоренности были устными и к тому же очень неясными. В Москве в течение весны-лета 1654 продолжались переговоры, которые проводили представители 3-х сословий украинского общества Гетманщины (казачество, мещанство, православное духовенство). Последнее вообще отказалось что-подписывать, потому что Москва уже тогда требовала от УПЦ, чтобы та перешла под покровительство московского патриарха. Мещанство удовлетворилось царским подтверждением грамот и привилегий великих князей литовских и польских королей, т.е. сохранением своего “статус кво” и прежде пункты (самоуправление). Казачество договорилось о 17 статей из 23, оставив на потом согласования особо важных моментов. Так, обе стороны не нашли понимания по внешней политике и каждая сторона действовала по своему разумению. Ряд важных сфер жизни, о которых, судя из иностранных источников, речь шла в Переяславе так и не были согласованы и оставались в таком виде подчас по 19 ст.! Имеем например в виду противоречия между системой государственной монополии на выработку алкогольных напитков в Московском государстве и свободой “винокурения” в Украине. В Московии за курение табака рвали ноздри, а в Украину было свободно травить себя этим зельем и т.д. Как должны согласовать эти противоречия в Переяславе? Знаем, что московские представители хотели сделать все так, как у себя, знаем, что украинские представители защищали свои права, но на бумаге не осталось никакого понимания. Вообще, оригинал двустороннего договора не существовал! Об этом договоре можно судить из документов мещанского понимания, и сохраненных предложений и черновиков, которые остались от переговоров казацкой делегации в Москве.

Наконец, следует сказать, что договор 1654 г. привел только к образованию военно-политического союза, в определенной конфедерации, в которой Гетманщина сохраняла свой суверенитет. Но этот договор Москва постоянно пыталась возбудить и грубо его нарушила, по сути, сорвала уже осенью 1656 Тогда на мирные переговоры в Вильне с Польшей и Литвой не были допущены украинские представители (между тем речь должна идти об украинских делах!) И как следствие – заключен сепаратное взаимопонимания между Россией и Речью Посполитой. Это понимание было ошибочным с точки зрения даже московских государственных интересов, но еще более болезненными были его последствия для Украины – Гетманщины. Тогда Б. Хмельницкий находит другие векторы в своей внешней политике и заключает военно-политический союз с Швецией и Трансильванией. Из дипломатических соображений он не разорвал окончательно союз с Москвой, однако когда после его смерти Москва стала грубо вмешиваться во внутренние дела Гетманщины, то Иван Выговский и формально порвал с договор 1654 г. и заключил Гадячский договор с Речью Посполитой (1658 г.). Далее было поражение Украины в российско-украинской войне 1658-1659 гг и вынужденное подписание Юрием Хмельницким договора, означавший конец независимого Украинского государства и превращение ее в автономную единицу Московской империи. При этом царские дипломаты. А за ними и российские историки до др. пол 19 в. выдавали подписаны Юрием “Переяславские статьи” (“14 статей”) за якобы оригинал договора 1654 г.

7. Гетман Богдан Хмельницкий не был другом или врагом Москвы. Он последовательно исходил из государственных интересов Украины, добился возрождения независимого Украинского государства и стремился удержать это государство независимым, ища союзников в освободительной борьбе и на юге, и на севере, и на западе, а не только на северо-востоке.

8. Национально-освободительная война украинского народа не прекратилась в 1654 г., а наоборот разразилась с новой силой. О ее завершении можно говорить лишь с подписанием мира с Речью Посполитой 1658 Затем наступил новый этап в национально-освободительном движении украинского народа, но это уже отдельная тема. Что касается московского “культуртрегерства”, то это следует воспринимать как исторический анекдот. Достаточно ознакомиться с элементарными фактами, которые приводятся в капитальных трудах честных историков даже дореволюционной поры (например В. Эйнгорн, К. Харлампович), чтобы в этом убедиться. Только первый украинский университет-Киево-Могилянская Академия (такой статус был официально подтвержден за ней в 1658) стала настоящей кузницей кадров для Московии, ибо своей интеллигенции, к тому же знала латынь и другие западные языки, в Московии почти не было. Именно воспитанники “Могилянки” основали Славяно – Греко – Латинский академию в Москве в конце 17 века, создали все духовные академии и семинарии в Российской империи 17-18 века, стояли у истоков Московского и ряда других университетов и т.д.

Понравилось? Можешь куда-нибудь сохранить:

Мифы и реальность

www.lilasenflor.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о