Перестройка связана с именем – Международный фонд социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-Фонд) — Деятельность

43. Перестройка ссср и ее последствия

К середине 1980-х
гг. в СССР наступил экономический,
социальный и политический кризис. Он
выражался в падении темпов роста
промышленного и сельскохозяйственного
производства, снижении уровня жизни
населения, усилении коррупции, развитии
теневой экономики, нарастании социальной
апатии. В общественном сознании зрело
понимание необходимости глубоких
перемен. Их желали все слои общества —
от рядовых граждан до определенной
группы партийных и государственных
чиновников. Страна стояла на пороге
перемен. Начало перестройки связано
с именем М. С. Горбачева, который в
марте 1985 г. стал Генеральным секретарем
ЦК КПСС. В апреле 1985 г. был провозглашен
курс на ускорение социально-экономического
развития страны. Предусматривалось
усовершенствовать структуру управления
народным хозяйством, за счет “Скрытых
резервов” в короткий срок добиться
подъема экономики, преодолеть застойные
явления, значительно Улучшить материальное
положение советских людей. Дальнейшее
развитие событий не оправдало
оптимистических прогнозов. Справиться
с кризисом не удалось. По мере углубления
перестроечных процессов выявилась
необходимость политической реформы.
Без обновления политических структур
общества новые экономические методы
хозяйствования не могли дать ощутимых
результатов. Осознавая это, Горбачев и
его единомышленники пошли на демократизацию
политических структур. Главным ее
инструментом стала гласность —
объективное освещение всех сторон жизни
общества. На Первом Съезде народных
депутатов (май—июнь 1988 г.) Горбачев был
избран главой государства — Председателем
Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г.
— Президентом СССР с правом издавать
указы и постановления, которые имели
силу закона. В процессе дальнейшей
демократизации общественной жизни в
стране из Конституции СССР была исключена
6-я статья (о руководящей роли КПСС),
ликвидирована однопартийная система
рукозодства страной, стали возникать
различные партии и общественные движения.

44. От перестройки в ссСр к демократ. России(1991-1993г)

Начало перемен в
политической системе России связано с
избранием Б. Н. .Ельцина Председателем
Верховного Совета (май 1990 г.) и принятием
Декларации о государственном суверенитете
Российской Федерации (июнь 1990 г.), что
на деле означало возникновение в стране
двоевластия. К этому времени народ все
более отказывал в доверии, М. С. Горбачеву,
стремительно падал авторитет КПСС.
Перестройка, основывавшаяся на идеях
демократического социализма, потерпела
неудачу. Убедительная победа Ельцина
на президентских выборах в России 12
июня 1991 г. свидетельствовала о расшатывании
основ старой государственной власти.
Августовские события 199.1 г. привели к
кардинальному изменению ситуации в
России. Все органы исполнительной власти
Союза ССР, действовавшие на ее территории,
перешли в непосредственное подчинение
российскому президенту. По его указанию
были закрыты и опечатаны здания ЦК КПСС,
обкомов, райкомов, архивов. КПСС перестала
существовать как правящая, государственная
структура. Высшим органом власти в РФ
стал Верховный Совет, реальная же власть
все больше сосредоточивалась в руках
президента. Так, осенью 1991 г. все основные
законодательные акты вводились в
действие не постановлениями парламента,
а его указами. К весне 1992 г. резко
изменилось соотношение политических
сил. Возникшая в парламенте
оппозиция-стремилась к ослаблению
президентских структур, установлению
контроля над правительством. Сторонники
президента предложили распустить
парламент и прекратить деятельность
Съезда народных депутатов. Чтобы
устранить достигшие, опасных пределов
противостояние законодательной и
исполнительной власти, Ельцин объявил
об особом порядке управления страной.
В России фактически вводилось президентское
правление. На 25 февраля был назначен
референдум о доверии президенту, и его
проекту конституций. Хотя референдум
упрочил позиции президента, конституционный
кризис не был преодолен. Напротив, он
принимал все более угрожающий характер.
Оппозиция не скрывала своего намерения
ограничить власть и полномочия президента.
Тогда президент указом от 21 сентября
1993 г. “О поэтапной конституционной
реформе в России” объявил о роспуске
Съезда народных депутатов и Верховного
Совета и проведении 12 декабря референдума
по вопросу принятия новой Конституции
и проведения выборов в двухпалатное
Федеральное Собрание (Государственную
Думу и Совет Федерации). Последовавшее
за этим противостояние президента и
парламента закончилось трагическими
событиями октября 1993 г. в Москве,
потрясшими всю Россию. Окончательный
ответ, кто виноват в случившемся, —за
историей.

studfiles.net

ПЕРЕСТРОЙКА это что такое ПЕРЕСТРОЙКА: определение — Политика.НЭС

ПЕРЕСТРОЙКА

процесс начала становления демократии в СССР, начавшийся с приходом к власти М. С. Горбачева и его сподвижников в 1985 году. Перестройка повлекла за собой глобальные и необратимые процессы в стране, явилась предпосылкой кардинально нового существования на советском и постсоветском пространстве. Кроме восхваляемых нынешними «демократами» и «либералами» ценностей (демократия западного типа, свобода, гласность), перестройка и сопутствующие ей демократические реформы привели к: разделу страны на суверенные государства, разделению Русского народа, потере мирового авторитета страны на мировой арене, ограблению и обнищанию населения, развалу самых передовых отраслей промышленности, глобальному изменению массового сознания, приходу к власти коррумпированных элементов, разгулу преступности (в том числе и этнической), наркомании, проституции, снижению рождаемости, обострению межнациональных отношений и многому другому. Кроме того, перестройка породила целую группу слов-паразитов, составивших собой новояз для манипуляции общественным мнением, активно использующихся для оболванивания населения и «забалтывания» насущных проблем (гласность, ускорение, новое мышление, консенсус и т. д.) .

См. также: безработица, гласность, золотой миллиард, инновация, мэр, новое мышление, парад суверенитетов, рэкет, самоокупаемость, самоуправление, самофинансирование, свободная экономическая зона, ток-шоу, ускорение, цензура.

Оцените определение:

Источник: Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

ПЕРЕСТРОЙКА

официальный курс развития страны, провозглашенный правящей верхушкой СССР во главе с М. Горбачевым в 1985 г.

Совокупность действий партийногосударственного руководства страны, спровоцировавших масштабный кризис, приведший к распаду государственности, развалу экономической системы страны и упадку социально-духовной сферы.

Один из самых драматичных периодов отечественной истории, который закончился ликвидацией целого государства и открыл эпоху глубочайшего системного кризиса, охватившего все без исключения сферы российской жизни, последствия которого в стране еще долго будут сказываться.

Хронологические рамки перестройки — 1985–91 гг.

В 1985 г. апрельский Пленум ЦК КПСС, возглавляемый пришедшим месяцем ранее к власти генеральным секретарем ЦК КПСС М. Горбачевым, провозгласил курс на «ускорение социально-экономического развития» страны. Именно тогда были заложены основы концепции перестройки.

Предполагалось, что принятие решительных мер по преодолению обозначившегося снижения темпов экономического роста, отставания таких отраслей промышленности, как машиностроение, от мирового уровня в относительно короткие сроки позволит вывести народное хозяйство СССР на новые рубежи, что, в свою очередь, активизирует социальную политику и приведет к заметному улучшению благосостояния граждан страны. Для этого предусматривалось усовершенствовать структуру управления экономикой и стимулирование материальной заинтересованности трудящихся в результате своего труда. Однако уже первые попытки проведения курса на ускорение провалились, встретив сопротивление со стороны многочисленного бюрократического аппарата.

Неудачей обернулись 2 первые общегосударственные кампании нового руководства: борьба с пьянством и борьба с нетрудовыми доходами.

В результате антиалкогольной кампании количество потребления спиртного (даже с учетом всех видов суррогатов) сократилось на треть, вновь достигнув уровня 1986 г. только в 1994 г., а кроме того, был зафиксирован рост ожидаемой продолжительности жизни. Однако проведенная без подготовки общественного мнения, эта кампания обернулась резким сокращением продажи спиртного в стране, появились «винные очереди», повысились цены на алкоголь, велась варварская вырубка виноградников. Все это привело к росту социального напряжения, спекуляции самогоном и, как следствие, «сахарному кризису».

Столь же плачевной по результатам была и вторая инициатива М. Горбачева, от которой пострадали не воротилы «теневой экономики», воровавшие при попустительстве коррумпированной бюрократии, а реальные производители продукции, прежде всего сельскохозяйственной. Это привело к росту цен на продовольствие и дефициту товаров на прилавках.

Отсутствие у высшего политического руководства страны полной ясности о глубине кризиса и, как следствие, последовательной программы по его преодолению, обусловило последующие действия М. Горбачева, их хаотичный, разрушительный для государственности характер.

Борясь за власть со сторонниками «старого курса» в Политбюро, Горбачев все больше опирался на поддержку антигосударственных сил, целью которых было достижение состояния «управляемого хаоса» в стране и разрушение государства. Именно с их подачи в самом начале 1987 г. была провозглашена политика «гласности». Целью ее было разрушить идеологические основы существующего строя путем сначала критики недостатков социализма с целью его очищения, затем и вовсе полного отказа от социализма в пользу капитализма, а потом разрушения государства, истории пр.

Главный идеолог проекта, «архитектор перестройки» секретарь ЦК КПСС А. Яковлев, дал добро на то, чтобы в СМИ стали появляться материалы о «преступлениях сталинского режима» и необходимости возвращения к «ленинским нормам» партийной и государственной жизни.

Апогея разнузданная антисталинская кампания достигла к началу 1988 г., когда реальное изучение истории было практически заменено масштабной фальсификацией. Появились данные о «десятках миллионов расстрелянных» и т. п.

Психологическая атака на общественное сознание целью своей ставила посеять сомнение в правильности существующего строя, в том, что жизнь многих поколений советских людей была прожита впустую. Духовный разброд усиливался и возрастанием социальной напряженности. После искусственно вызванного Западом резкого падения цен на нефть осенью 1985 г. советская экономика затрещала по швам, и в считанные месяцы СССР, который во многом жил на «нефтедоллары», из сверхдержавы стал превращаться в страну-должника, государственный долг вырос в 3 раза.

Промышленность и сельское хозяйство приходили в упадок и не были в состоянии не только конкурировать с мировыми производителями, но даже и обеспечить всем необходимым собственное население. Ставка на частную предпринимательскую инициативу только усугубила ситуацию.

Принятый в 1987 г. Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» открыл путь к разгулу спекуляции и привел к росту социальной напряженности. Кооператор, продающий «вареные» джинсы, получал в десятки раз больше денег, чем работник любого советского предприятия.

Бурное развитие кооперативного движения в 1988–89 гг. стало началом фазы формирования начального капитала, которому уже вскоре стало тесно в рамках торговли и посредничества. Постепенно на месте гигантов промышленности возникли АО, фирмы, концерны, затем — банки, где накапливались деньги, на которые впоследствии выкупались целые отрасли. В то же время государственный экстремизм в сфере налогообложения (с частных предпринимателей взималось до 70–90% доходов) подталкивал их к поиску способов неуплаты налогов, ставшей массовым явлением.

Согласно Закону СССР «О государственном предприятии (объединении)» (1987) появилась возможность оставить основные фонды предприятий в собственности государства, а прибыль распределять частным образом. Трудовые коллективы «демократическим» путем выбирали директором не лучшего хозяйственника, а того, кто обещал большую зарплату. Банк, на счетах которого сосредоточивалась прибыль предприятия, по требованию дирекции обязан был обналичивать любую сумму для выплат дополнительных зарплат и премиальных. В результате у населения появилось очень много ничем не обеспеченных денег, которые тратились не на вклады в сбербанках, как это было раньше, а на скупку товаров народного потребления, продуктов длительного хранения и предметов роскоши.

Притом, что роста производительности труда и качества продукции не произошло, это подстегнуло инфляцию и послужило разрушению финансовой системы государства. Товарный дефицит и огромные очереди в магазинах стали повседневным явлением.

В 1987 г. вышли 3 разрешительных документа: указ Президиума Верховного Совета, постановление Совета Министров СССР № 49, а также совместное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР № 1074 о децентрализации внешнеэкономической деятельности, предоставившие всем советским предприятиям и кооперативам право выхода на внешний рынок. Таким образом, государство отказывалось от монополии на внешнюю торговлю.

На Запад эшелонами потекло достояние советского народа — от металла до высокотехнологичного оборудования, где оно продавалось по бросовым ценам. Обратно завозились дешевая одежда, сигареты, шоколадные батончики и проч.

Процессы насаждения в СССР рыночных отношений критиковали даже на Западе. Известный антикоммунист Дж. Сорос писал: «Можно говорить о рыночной экономике, но нельзя говорить о рыночном обществе. В дополнение к рынкам общество нуждается в институтах, которые будут служить таким социальным целям, как политическая свобода и социальная справедливость. У России в этот период были все шансы воспользоваться этим и оказаться в авангарде. Но вместо этого отягощенные комплексом неполноценности “режиссеры” привели страну к “дикому капитализму”». Аналогичную позицию высказывали и Лауреаты Нобелевской прtмии по экономике, например Дж. Гэлбрэйт.

Неразберихой в СССР поспешили воспользоваться лидеры западных держав, увидев шанс максимально ослабить страну и лишить ее статуса сверхдержавы. М. Горбачев потакал им в этом как мог, проявляя удивительные мягкотелость и недальновидность. Поддавшись на блеф Р. Рейгана с программой СОИ, он пошел на крайне невыгодные условия ядерного разоружения, подписав в 1987 г. договор с американской стороной о ликвидации ракет средней дальности, размещенных в Европе.

В 1990 г. Горбачев подписал в Париже «Хартию для новой Европы», что повлекло за собой распад советского военного блока, утрату позиций в Европе, вывод войск с территорий восточноевропейских стран. На фоне провалов в экономической и внешнеполитической деятельности продолжалась последовательная политика духовной агрессии против народа.

Уже в конце 1987 г. началась мощная раскрутка Б. Ельцина, «прогрессивного» первого секретаря Московского обкома партии, пострадавшего «за правду». Именно его прозападно ориентированная часть партийного руководства и готовила на роль нового властителя России вместо непоследовательного, трусливого Горбачева, который, выполнив свою незавидную роль разрушителя, стал Западу не нужен.

Горбачев еще пытался овладеть ситуацией: на XIX Всесоюзной партконференции, провозгласив «гуманный, демократический социализм» (повторив во многом лозунги срежиссированной в 1968 г. ЦРУ США провокации — т. н. «пражской весны»), он предложил куцый проект избирательной реформы, согласно которому допускалась альтернативность выборов. За КПСС закреплялась треть мест.

По этой схеме и прошли выборы народных депутатов Союза. I съезд народных депутатов СССР, состоявшийся 25 мая 1989 г., сыграл в жизни страны роковую роль. Именно на нем оформились и легитимизировались откровенно антироссийские, антигосударственные силы, активно поддерживаемые западными финансовыми структурами. Межрегиональную депутатскую группу, которая уже не скрывала своего неприятия социализма, даже «гуманного» горбачевского, возглавил, как это ожидалось, опальный Ельцин. С этого времени процесс развала страны пошел «по нарастающей».

Горбачев стремительно утрачивал свою власть и былое влияние. Ситуацию не изменило и его избрание Верховным Советом СССР президентом страны. В обществе возникали новые партии, нарастали центробежные тенденции.

Уже в 1990 г. практически независимыми стали республики Прибалтики, произошли кровавые столкновения на Кавказе — в Грузии, Азербайджане, Армении, а также в Средней Азии. Горбачев поддался на многочисленные провокации и использовал силу для «наведения порядка» в Тбилиси, Вильнюсе, Риге, Нагорном Карабахе и других регионах. Немногочисленные погибшие тут же были объявлены «жертвами, павшими за свободу народа», что усилило антисоветские настроения и подтолкнуло трусливое руководство республик к прямому провозглашению независимости.

В 1990 г. был провозглашен государственный суверенитет РСФСР, через год Б. Ельцин стал президентом России. Окончательно выпустивший из рук рычаги управления страной Горбачев предпринял последнюю попытку установить контроль над ситуацией. Он инициировал работу над подписанием нового Союзного договора, который фактически узаконивал распад Союза. Но накануне его подписания часть руководителей страны попыталась, создав ГКЧП, сохранить государство, но этот шаг был слабо подготовлен, о нем знали даже сторонники Ельцина. Они только ждали возможности воспользоваться шансом столкнуться с «представителями строгого порядка».

«Августовский путч» 19–21 августа 1991 г. был превращен сторонниками Ельцина в грандиозный политический спектакль. Фактически именно это время можно считать датой окончательного развала страны (хотя юридически это было оформлено лишь Беловежскими соглашениями, отставкой Горбачева и декабрьской сессией Верховного Совета СССР) и полным крахом перестройки.

Оцените определение:

Источник: Большая актуальная политическая энциклопедия

politike.ru

Итоги перестройки в ссср

Перестройка в СССР: причины, характеристики и итоги.
Перестройка – название, которое используется для обозначения огромного количество реформ в Советском Союзе, прежде всего в политической, экономической и социальной сферах. Перестройка началась во время правления Горбачева во второй половине восьмидесятых годов и продолжалась до распада СССР в 1991 году. Датой начала Перестройки принято считать 1987 год, когда эта программа реформ была объявлена новой государственной идеологией.
Причины Перестройки.
Перед началом Перестройки Советский Союз уже переживал глубочайший экономический кризис, к которому также присоединились еще и политический, и социальный кризисы. Ситуация в огромном государстве сложилась очень трудная – народ требовал изменений. Государство требовало кардинальных изменений во всех сферах жизни, какие только были.
В стране начались волнения, после того, как люди узнали о жизни за рубежом. Они были в откровенном шоке, когда увидели, что государство в других странах контролирует все сферы жизни населения: все вольны одевать все что угодно, слушать любую музыку, есть не по определенным порциям, а насколько позволяют средства и тому подобное.
Кроме этого, народ сильно злился из-за того, что в магазинах начались проблемы с товарами первой необходимости, с различной техникой. Государство загнало бюджет в минус и уже не могло производить нужное количество продукции в срок.
Помимо этого можно добавить проблемы с промышленность и аграрным сектором: все предприятия уже давно устарели, как и техника. Производимые товары стали уже настолько низкого качества, что никто не хотел их покупать. СССР постепенно начал превращаться в сырьевое государство. А ведь еще в средине века Союз был одной из наиболее развитых стран мира, с мощнейшей экономикой.
В 1985 году к власти приходит Горбачев, который выдел необходимость в глобальных реформах, способных хотя бы попытаться спасти страну от распада, назревающего уже достаточно давно.
Все выше сказанное не могло оставаться таковым слишком долго, страна требовала перемен, и они начались. Хотя уже было слишком поздно что-то менять, распад по-прежнему оставался неизбежным.
Характеристики.
Горбачевым предусматривались меры полного технологического «перевооружения» на всех устаревших предприятиях, в особенности в тяжелой промышленности. Также он планировал серьезно усилить эффективность человеческого фактора, сделав из рабочих специально обученных специалистов. Чтобы предприятия давали еще большую прибыль, их должно было начать контролировать государство.
Что действительно удалось реформировать Горбачеву, так это сферу внешней политики государства. Речь об отношениях, прежде всего, из США с которой у СССР уже на протяжении нескольких десятилетий продолжалось глубокое экономическое, политическое, культурные и идеологическое противостояние – так называемая «холодная война».
На то, чтобы эффективно вести такую борьбу на всех фронтах, СССР тратил огромные средства, только на содержание армии требовалось тратить 25% всего государственного бюджета, а ведь эти огромные деньги были очень нужны и на другие нужды. Избавив СССР от такого противника как США, Горбачев смог перекинуть средства в реорганизацию других сфер жизни государства.
В результате «политики мира» с Западом отношениями между двумя государствами начали налаживаться и два народа перестали смотреть друга на друга, как на врага.
Возвращаясь к глубокому экономическому кризису, следует отметить, что Советское руководства в полной мере не осознавало, на сколько глубоким он является – ситуация была действительно катастрофической. В стране начала расти безработица и кроме этого, среди мужского населения начало распространятся пьянство глобальных масштабов. Государство всячески пыталось бороться с пьянством безработицей, но особых успехов от этого не было.
Коммунистическая партия с каждым новым днем теряла свое влияние и авторитет среди народа. Начали активно зарождаться либеральные взгляды, которые жаждали полностью сметь власть и перестроить государство по новому типу, ведь такой коммунизм был просто не осуществим.
Чтобы немного успокоить население, было разрешено каждому гражданину говорить о своих политических взглядах, хотя раньше это было катастрофически запрещено – за такое при Сталине могли не просто посадить в ГУЛАГ, а расстрелять. Раньше недоступная литература, теперь стала общедоступной – в страну начали завозиться книги зарубежных авторов, ранее запрещаемых партией.
На первых этапах изменения в экономике проходили с небольшим успехом, страна действительно начала производить больше качественного продукта, но к 1988 году эта политика исчерпала себя. Тогда стало ясно – ничего изменить невозможно, крах коммунизма неизбежен и СССР вскоре перестанет существовать.
Итоги Перестройки.
Несмотря на то, что Перестройка не смогла изменить ситуацию в Союзе, дабы тот продолжал существовать, ряд важных изменений все же случились и их следует отметить.
• Жертвы сталинизма были полностью реабилитированы;
• В стране появилась свобода слова и политических взглядов, была убрана жесткая цензура, в том числе и на литературу;
• Была отброшена однопартийная система;
• Появилась возможность свободного выезда/въезда со страны/в страну;
• Студенты больше не служат в армии, пока находятся на обучении;
• Женщин перестали сажать в тюрьмы, за то, что изменяют своим мужьям;
• Государство дало разрешение на рок в стране;
• Прекратилась «холодная война».
Это были положительные итоги Перестройки, но негативных итогов было намного больше. Среди самых важных следует отметить экономические.
• Золотовалютный запас СССР снизился примерно в 10 раз, что привело к такому явлению, как гиперинфляция;
• Международный долг СССР вырос и как минимум в три раза;
• Темпы экономического развития снизились практически до нулевой отметки – страна просто замерла.

www.istmira.com

Раздел XIII. «Перестройка» и распад СССР

Раздел XIII. «Перестройка» и распад СССР

“Перестройка” — это крупномасштабное общественное явление, затронувшее мировоззренческие, политические, экономические, социальные аспекты жизни крупнейшей мировой державы, изменившие существовавший после Второй мировой войны европейский и мировой порядок. Одни связывают “перестройку” с контрреволюционным переворотом и предательством социалистических идеалов, другие — с возможностью развития страны в русле мировых цивилизационных процессов, третьи — с неудавшейся попыткой реформирования экономики и общественных отношений в рамках социалистического строя. Часть общества считают “перестройку” результатом всемирного заговора сионистов и империалистов (глобалистов), которые давно вынашивали планы ликвидации СССР.
Временная отдаленность от событий “перестройки” и современные процессы, происходящие в России, позволяют считать “перестройку” одним из самых значительных событий в мировой истории. Основное содержание “перестройки” было связано с кардинальными социальными преобразованиями, основанными на вопросах собственности, с изменением типа власти и характера производственных отношений. Все эти процессы настолько грандиозны, что они до сих пор не завершены, а положительных результатов перемен можно ожидать только в будущем.
“Перестройка” неразрывно связана с именем М.С. Горбачева, по инициативе которого была предпринята попытка реформировать советское общество в рамках социалистической системы. Перестроечный процесс, протекавший с весны 1985 г. по конец 1991 г., прошел три основных этапа.
Первый этап — март 1985-1986 г. — ознаменовался реконструкцией отстававших по уровню технологии от Запада промышленных отраслей. Первый лозунг горбачевского времени — “Интенсификация производства и повышение качества продукции” — предполагал внедрение новых технологий, расширение прав предприятий и повышение трудовой дисциплины. Был взят курс на ускорение развития общественного производства, который во многом понимался как форсированное развитие машиностроения. Однако в условиях затратно-директивной экономики дополнительные капиталовложения в машиностроение не дали ожидаемых результатов. Неэффективными оказались меры по созданию госприемки для ужесточения контроля над качеством выпускаемой продукции. Падение мировых цен на нефть лишило СССР возможности закупать на Западе современное оборудование. Попытки расширения самостоятельности предприятий столкнулись с сопротивлением министерских чиновников, а антиалкогольная кампания 1985-1987 гг. почти не повлияла на укрепление дисциплины, однако серьезно ударила по госбюджету. С 1987 г. началось падение уровня производства почти по всем показателям. Новые кооператоры наживались на перепродаже дефицитных товаров из государственной торговой сети, а жизненный уровень остальных слоев населения стал резко падать.
Начало второго периода “перестройки” (1987-1988), связано с январским (1987) Пленумом ЦК КПСС. На нем М.С. Горбачев изложил новую идеологию и стратегию реформ. Главными преобразовательными лозунгами были выдвинуты “гласность” и “демократизация”, а в основу реформаторской стратегии положена идея соединения социализма с демократией. Благодаря “гласности” и разрешенному “плюрализму” мнений началась переоценка ценностей в общественном сознании. Из-за пробуксовки реформ и несоответствия реального результата желаемому в высших эшелонах партийного аппарата произошел раскол. На октябрьском Пленуме ЦК КПСС 1987 г. с критикой руководства выступил первый секретарь Московского горкома Б.Н. Ельцин. Примерно в это же время и появилось слово “перестройка”. Предполагалось, что для дальнейшего движения вперед необходимо перестроить ряды руководителей и внести изменения в систему управления. Критический анализ сталинского периода в литературе и публицистике вызвал ответную реакцию консервативных сил, возглавляемых секретарем ЦК КПСС Е.К. Лигачевым. Формальным проявлением этой реакции стала статья преподавателя ленинградского вуза Н. Андреевой. Статья носила просталинский характер и называлась “Не могу поступаться принципами”. Это выступление положило начало размежеванию общественных сил по вопросам реформ и “социалистического выбора”. М.С. Горбачев как инициатор перестройки пытался занять центристскую позицию.
В экономике была предпринята попытка осуществления реформ. Поле деятельности командно-директивных механизмов хозяйствования ограничили госзаказом. Однако это не привело к заметным улучшениям. Продолжалось нарастание товарного дефицита и падение жизненного уровня населения.
Проблема изменения политической системы решалась на XIX партийной конференции летом 1988 г. Реформаторское крыло КПСС предлагало вернуться к старому лозунгу “Вся власть Советам!”, то есть передать часть властных полномочий от партийных структур представительным органам. В декабре 1988 г. Верховный Совет СССР, исполняя решение XIX партийной конференции, внес изменения в Конституцию СССР по реформе политической системы, был принят новый порядок выборов. Высшим органом власти провозглашался Съезд народных депутатов СССР, из состава которого формировался двухпалатный постоянно действующий парламент — Верховный Совет. 26 марта 1989 г. впервые прошли выборы депутатов на альтернативной основе. Треть депутатов (750 человек) избиралась от общественных организаций.Третий этап, охвативший 1989-1991 гг., стал периодом размежеваний и расколов в лагере “перестройки”. Борьба продолжилась в ходе избирательной кампании и на I Съезде народных депутатов СССР, который работал в мае — июне 1989 г. Лидером демократов на съезде стал академик А.Д. Сахаров, вернувшийся из ссылки. На I Съезде впервые развернулась открытая борьба за национальный суверенитет, которую возглавили прибалтийские депутаты. В эту борьбу активно включилась и Российская Федерация, что привело к политическому кризису 1990 года.
“Перестройка”, планировавшаяся ее авторами как реформы сверху в рамках социализма, вышла из-под партийного контроля. Активность “низов” проявилась сначала в виде этнических конфликтов в национальных республиках. Кровавые столкновения произошли в Карабахе, Сумгаите, Фергане, Кишиневе, Баку, Оше. В 1988 г. стали появляться оппозиционные КПСС объединения. Особенно сильны были народные фронты в Прибалтике и других союзных республиках. В 1990 г. о суверенитете объявила Литва. Митинги и демонстрации стали привычным явлением во многих городах Союза. Средства массовой информации перенесли огонь критики с И.В. Сталина на В.И. Ленина и на “социалистический выбор” в целом.
На этом фоне продолжалось ухудшение экономического состояния страны, как следствие — резко упал уровень жизни и рождаемости. Со второй половины 1989 г. в СССР нарастала социальная напряженность. Руководство страны столкнулось с кризисом доверия, который вскоре перерос в кризис реформационного процесса. Проявлением его стали шахтерские забастовки лета 1989 г., поддержанные рабочими и служащими ряда промышленных предприятий. Социальное недовольство подпитывалось товарным дефицитом на сахар, мыло, стиральный порошок, чай, табачные изделия и др. В январе 1990 г. в Ленинграде и некоторых других городах были введены карточки на продукты первой необходимости. Отмена государственной монополии на внешнюю торговлю привела к созданию множества совместных предприятий, владельцы которых, большей частью представители коммунистической номенклатуры, сколачивали состояния, вывозя за рубеж природные богатства, полуфабрикаты цветных металлов, стратегическое сырье.
Летом 1990 г. в стране были разрешены частная собственность и приватизация (приобретение собственности в частное владение). Разрабатывались различные программы перехода к рыночной экономике. Программа “500 дней” (один из авторов — Г.А. Явлинский) предлагала передать промышленные и торговые предприятия в частную собственность, изменить финансовую политику, ввести свободные цены на рынке с индексацией зарплаты, пенсий, выплат. В программах же правительства сначала Н.И. Рыжкова, а затем B.C. Павлова предлагался замедленный переход к рынку при господстве социалистической собственности и жестком контроле государства над экономикой. Руководство страны пошло по затяжному пути, постепенно повышались цены.В марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов СССР М.С. Горбачев был избран президентом Советского Союза. В этом же месяце прошли выборы делегатов на Съезд народных депутатов РСФСР и в российский Верховный Совет. 16 мая 1990 г. начал работу I Съезд народных депутатов РСФСР. После продолжительной борьбы председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Ельцин, а РИ. Хасбулатов стал его заместителем. 12 июня 1990 г. съезд принял Декларацию “О государственном суверенитете РСФСР”. Согласно этому документу, властные полномочия перемещались из центральных в республиканские органы, т. е. от Горбачева к Ельцину. Борьба между этими лидерами во многом определяла ситуацию до декабря 1991 г.
После съезда внутри России начался “парад суверенитетов”, в авангарде которого шел Татарстан. Принятие в автономных республиках деклараций независимости прекратилось в марте 1992 г., когда был подписан новый российский Федеративный договор.
Этапными на пути распада Советского Союза явились события в Тбилиси в апреле 1989 г., в Баку в январе 1990 г. и в Вильнюсе в январе 1991 г., где в ходе столкновений населения с войсками пролилась кровь. Руководство суверенной РСФСР встало на сторону противников Кремля, конфронтация с союзным центром еще более усилилась. Прошли массовые митинги протеста против использования вооруженных сил для подавления народных выступлений, начался массовый выход из рядов КПСС. Республики, минуя центр, стали заключать между собой двусторонние соглашения. Это осложнило подготовку нового Союзного договора. 17 марта 1991 г. состоялся общенародный референдум по вопросу о сохранении обновленного Союза. 76,4 % участвовавших высказались “за” Союз. На вопрос о необходимости введения в России поста президента “да” ответили 70 % голосовавших. Однако итоги референдума не сняли напряженности в стране, экономическая ситуация продолжала ухудшаться. В Москве же главное внимание уделялось политическим проблемам. В мае 1991 г. в Ново-Огарево начал работу Комитет по подготовке нового Союзного договора. III Съезд народных депутатов РСФСР назначил выборы российского президента на 12 июня 1991 г. Выборы состоялись в срок и закончились убедительной победой Б.Н. Ельцина.19 августа 1991 г., за день до намеченного подписания Союзного договора, была предпринята попытка государственного переворота (путча). Инициаторы путча — группа высших должностных лиц союзного руководства (в том числе вице-президент Г.И Янаев, премьер B.C. Павлов, министр обороны Д.Т. Язов, министр внутренних дел В.К. Пуго, председатель КГБ В.А. Крючков) — объявили о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), по приказу которого в Москву были введены войска. Противоборствующие им демократические силы объединились вокруг российского президента. На сторону Ельцина перешла часть введенных в столицу воинских подразделений. Остальные военные заняли выжидательную позицию, не предпринимая активных действий. М.С. Горбачев, находившийся в отпуске в Крыму, был изолирован на своей даче. Противостояние длилось два дня и закончилось арестом членов ГКЧП. Горбачев вернулся в Москву. Подписание нового Союзного договора было сорвано.
Используя ситуацию, Ельцин приостановил деятельность КПСС в России; по его инициативе V Съезд народных депутатов распустил Верховный совет СССР, а сменивший его Государственный Совет признал независимость Латвии, Литвы и Эстонии. Фактически независимой от центра стала и РСФСР. Прекратилось финансирование всех союзных министерств.
Путч стал сигналом для остальных союзных республик к отделению, которое завершилось 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще (Белоруссия). Там руководители России, Украины и Белоруссии подписали соглашение о ликвидации СССР как “субъекта международного права”. Декларировалось создание нового образования — Союза Независимых государств (СНГ). М.С. Горбачев автоматически лишился поста президента СССР.
К 1992 г. в результате “перестройки” в стране сложилась следующая ситуация. В экономике произошло резкое снижение уровня промышленного производства и рост инфляции, которая негативно отразилась на жизненном уровне населения. Расширение самостоятельности предприятий, ликвидация государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность, привлечение иностранного капитала и другие хозяйственные реформы практически не дали положительных результатов.
Во внешней политике был совершен кардинальный поворот к сотрудничеству с Западом. С 1985 г. СССР перешел к новому политическому мышлению: отказу от конфронтации двух систем и сотрудничеству в решении глобальных проблем человечества. Внешнеполитические инициативы реализовывал тогдашний министр иностранных дел СССР Э.А. Шеварднадзе.
Изменение внешнеполитического курса во многом было связано со стремлением сократить непосильные военные расходы и получить за границей долгосрочные кредиты. После встреч Горбачева с президентом США Р. Рейганом в Женеве (1985) и Рейкьявике (1986) советская и американская стороны 8 декабря 1987 г. подписали соглашение об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. Была прекращена советская интервенция в Афганистане, вывод советских войск начался 15 мая 1988 г. Нормализовались отношения с Китаем. Коренным образом изменилась ситуация в Восточной Европе, откуда также были выведены советские войска. В мае 1990 г. произошло объединение Германии. К началу 90-х годов прекратилась “холодная война”, изменилась обстановка в мире. Распалась мировая социалистическая система, перестали существовать такие организации, как Варшавский договор (апрель 1991), Совет Экономической Взаимопомощи (июнь 1991). Изменение сфер влияния в Европе и мире привело к тому, что “железный занавес” окончательно рухнул.
Политическая ситуация внутри страны изменилась в сторону демократии. Было ликвидировано всевластие КПСС, введена многопартийность. Советы превратились в полноправные властные органы. Главными достижениями “перестройки” стали свобода слова и гласность. Стремление руководства республик к независимости привело к распаду Советского Союза.

uristinfo.net

32. Перестройка и распад ссср.

В середине 1980-х годов в СССР наступил
экономический кризис. Он выражался в
падении темпов роста производства,
снижении уровня жизни населения, усилении
коррупции, развитии теневой экономики.
Ухудшилась трудовая дисциплина, массовым
стало неуважение к честному труду.
Общество нуждалось в кардинальных
переменах.

Начало нового этапа в истории СССР,
получившего название «перестройка»,
связано с именем Горбачева (с марта 1985
г. Генеральный секретарь ЦК КПСС). Главной
задачей перестройки было остановить
распад «системы» государственного
социализма и обеспечить интересы его
правящей элиты.

В 1987 — 1988 гг. перестройка сводилась
главным образом к «радикальной
экономической реформе», затем в нее
включили реформу политической системы
и курс на «обновление» идеологии.

Идея перевода централизованного,
планово-государственного хозяйства на
рыночную, товарно-денежную основу (в
рамках социализма) стала стержнем
концепции перестройки. Первыми шагами
к рыночной экономике стали Закон о
Государственном предприятии (1987),
предоставивший значительные права
предприятиями и трудовым коллективам,
Закон о кооперации и Закон об индивидуальной
трудовой деятельности (1989 г.), открывшие
простор для коллективного и частного
предпринимательства.

Однако справиться с кризисом не удалось.
Экономические реформы не давали желаемых
результатов без обновления политической
системы. Осознавая это, Горбачев и его
сторонники решились на демократизацию
политических структур. Решение о реформе
политической системы СССР было принято
на XIX конференции КПСС (летом 1988 г.). В
качестве первоочередной задачи
выдвигалось четкое разграничение
функций партийных и советских органов,
проведение демократических выборов
народных депутатов, формирование новых
органов власти. Был провозглашен курс
на создание правового государства.

После партконференции началось изменение
структуры управления в СССР. В советскую
систему были привнесены элементы
парламентаризма и разделения властей.
Учреждается новый высший орган
законодательной власти — Съезд народных
депутатов СССР. Из числа народных
депутатов были сформированы постоянно
действующие Верховные Советы. На I съезде
Народных депутатов СССР (май — июнь 1989
года) Горбачев был избран главой
государства — Председателем Верховного
Совета СССР, а в марте 1990 г. Президентом
СССР с правом издавать указы и
постановления.

Важнейшим инструментом демократизации
стала гласность — объективное освещение
всех сторон жизни общества. В процессе
дальнейшей демократизации общественной
жизни в стране из Конституции СССР была
исключена 6-ая статья о руководящей роли
КПСС, ликвидирована однопартийная
система руководства страной, стали
создаваться различные партии и
общественные движения.

12 июня 1990 г. I съезд народных Депутатов
принял Декларацию о Государственном
суверенитете РФ. К этому времени другие
союзные республики уже провозгласили
свою независимость (Литва, Латвия,
Эстония и др.). Россия не могла оставаться
на стороне от этого процесса. При своей
политической и экономической значимости
для страны Россия была той республикой,
которую командно-бюрократическая
система истощила особенно сильно.

Провозглашение суверенитета России
было вызвано и экономическими причинами.
К этому времени выявилась неспособность
центра вывести страну из кризиса.
Руководство России стремилось в
кратчайшие сроки перейти к рынку. С
осени 1990 г. параллельно разрабатываются
две экономические программы —
правительственная (Рыжков) и программа
«500 дней» (Шаталин-Явлинский), за
которой стояло Российское руководство.
Правительственную характеризовала
постепенность введения рыночных методов,
их регулируемость государством. Программа
«500 дней» была рассчитана на
максимальное ускорение рыночных
процессов.

Переход России к рынку (октябрь 1991 г.)
резко обострил противостояние центра
и республик, «война законов»
переросла в новую стадию. Вступило в
высшую фазу и соперничество союзного
и российского лидеров — Горбачева и
Ельцина. В основе его лежала борьба за
власть. В июне 1991 года первым Президентом
России был избран Ельцин.

Августовский путч 1991 года (ГКЧП) ускорил
распад СССР. 8 декабря 1991 г. в беловежской
Пуще под Брестом руководители Белоруссии
(Шушкевич), РФ (Ельцин), Украины (Кравчук),
подписали соглашение о создании
Содружества Независимых Государств
(СНГ). Позже на встрече в Алма-Ате к
Содружеству присоединились еще 8
республик. 25 декабря 1991 г. Президент
СССР Горбачев в связи с прекращением
существования СССР сложил свои полномочия.
Россия вступила на путь самостоятельного
существования.

России предстояло решать вопросы
государственного устройства,
социально-экономического и духовного
возрождения.

У государственной власти и демократических
сил не оказалось конкретной программы
политических преобразований. Поэтому
основой российской государственности
стал союз нового руководства и старой
партийно-хозяйственной номенклатуры.

Перед многонациональным Российским
государством стояла задача укрепления
его целостности. Все автономные республики
России провозгласили себя суверенными
государствами. Некоторые из них
(Татарстан, Башкортостан, Якутия) пытались
взять курс на постепенный выход из
состава РФ. Местные правящие элиты
стремились вырваться из подчинения
центру. Это могло привести к распаду
страны и междоусобицам. Ряд народов
Северного Кавказа провозгласили
суверенитет и выступили с территориальными
претензиями к России.

В этих условиях политика центра не была
последовательной. Не были разоружены
формирования Дудаева, разогнавшие в
сентябре 1991 г. Верховный Совет
Чечено-Ингушской автономной республики.

В целях сохранения единства России в
марте 1992 г. большинством субъектов
Федерации был подписан Федеральный
договор о разграничении полномочий
между федеральными органами власти и
органами власти субъектов Федерации.

Дальнейшее становление российской
государственности связано с разработкой
собственной Конституции. Однако
парламентская оппозиция во главе с
Хасбулатовым всячески препятствовала
этому.

Камнем преткновения являлся выбор формы
государственности: президентская или
парламентская республика. Противостояние
исполнительной и законодательной ветвей
власти было обусловлено также разным
видением стратегии экономических
реформ. Все это привело к тому, что
Президент своим Указом от 21 сентября
1993 г. «О поэтапной конституционной
реформе в России» объявил о роспуске
Съезда народных депутатов РФ и Верховного
Совета и проведении 12 декабря 1993 г.
референдума по новой Конституции и
выборов в двухпалатное федеральное
собрание. Развязкой кризиса стали
трагические события 3-4 октября в Москве.
По приказу Ельцина был расстрелян Белый
дом, где находился Верховный Совет.
Несколько сот человек погибли и получили
ранения.

Результаты референдума 12 декабря 1993 г.
позволили принять Основной Закон страны.
Россия объявлялась демократическим
правовым государством с республиканской
формой правления. Президент по Конституции
наделен широкими полномочиями. Он
определяет основные направления
внутренней и внешней политики, является
Верховным Главнокомандующим, назначает
федеральных министров. Президенту
предоставлено право распускать
Государственную Думу в случае трехкратного
отклонения Думой кандидатуры
премьер-министра.

studfiles.net

Горбачев. Перестройка

К середине 1980-х гг. все более отчетливо проявились кризисные явления в советской экономике, которая окончательно утратила динамизм. Произошло падение темпов роста в промышленности и производительности труда, практиковался остаточный принцип финансирования социальной сферы, науки и культуры. Застой в экономике сочетался с большим удельным весом военных затрат в бюджете (45% средств расходовалось на ВПК) и падением жизненного уровня населения. Все это происходило на фоне усиления экономического и технологического отставания СССР от промышленно развитых стран, в которых уже начался на базе достижений научно-технической революции
переход к информационному (постиндустриальному) обществу, к ресурсосберегающим технологиям и наукоемким производствам.

В этих условиях новое руководство СССР начало проводить политику перестройки. Ее целью стал вывод из кризиса советской системы. Начало перестройки относится к апрелю 1985 г. и связано с именем Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева. Предложенный Горбачевым новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.

Перестройка прошла 3 этапа: 1985-1988 гг. — поиск путей развития, реформы в рамках существующей партийно-политической системы; 1988-1990 гг. — реформирование политической системы; 1990-1991 гг. — период дезинтеграции и распада СССР.

На январском 1987 г. Пленуме ЦК КПСС, а затем на XIX Всесоюзной партконференции (лето 1988 г.) М.С. Горбачевым была изложена идеология и стратегия реформ. Провозглашалось возрождение ленинского лозунга «Вся власть Советам!» и превращение Советов в реальные органы власти на всех уровнях; учреждение нового политического органа — Съезда народных депутатов СССР и проведение альтернативных выборов.

Началось обновление и омоложение руководителей всех уровней. Широкое развитие получили гласность, критика деформаций социализма в экономике, политике, духовной сфере.

Первые альтернативные выборы прошли весной 1989 г. В мае начал свою работу I съезд народных депутатов, на котором Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев. В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР.

Кризис КПСС привел к идейному расколу партии и образованию ВКП(б) (Н.А.Андреева), Российской коммунистической рабочей партии (В.А.Тюлькин), движения Трудовая Россия (В.И.Анпилов), Коммунистической партии РСФСР (И.Полозков, затем ГА. Зюганов) и др. Возникли социал-демократические партии: Социал-демократическая партия России (О.Румянцев, В.Шейнис), Народная партия свободной России (А.В.Руцкой) и др. Либеральный спектр политических сил был представлен движением Демократическая Россия (Е.Т.Гайдар), Демократической партией России (Н.И.Травкин), Республиканской партией РФ (В.Н Лысенко). Возникла Либерально-демократическая партия (ЛДПР) (В.В.Жириновский).

В 1990 г. в СССР был введен институт президентства. III съезд народных депутатов в марте 1990 г. избрал М.С.Горбачева Президентом СССР. В декабре 1991 г. прошли выборы президентов в большинстве союзных республик. 12 июня 1991 г. Президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.

Осенью 1988 г. в лагере реформаторов выделилось радикальное крыло, в котором роль лидеров принадлежала А.Д. Сахарову, Б.Н. Ельцину и др. Радикалы оспаривали власть у Горбачева и требовали демонтажа унитарного государства. После весенних выборов 1990 г. в местные Советы и партийные комитеты к власти в Москве и Ленинграде также пришли силы, оппозиционные руководству КПСС — представители движения Демократическая Россия (лидер Е.Т.Гайдар).

В 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии (объединении)». Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий.

В 1988 г. были приняты «Закон о кооперации» и «Закон об индивидуальной трудовой деятельности».

Изменения в сельском хозяйстве начались с реформирования совхозов и колхозов. В мае 1988 г. было заявлено о необходимости перехода на арендный подряд на селе. В целом, в аграрной политике не удалось добиться серьезных изменений. Одна из главных причин заключалась в характере государственной политики в области продовольственного обеспечения. Долгие годы цены на основные продукты питания искусственно поддерживались на низком уровне, сельское хозяйство было дотационным.

Оставшись в рамках социалистической экономической системы — всеобщего планирования, распределения ресурсов, государственной собственности на средства производства, народное хозяйство в ходе перестройки лишилось административно-командных рычагов, принуждения со стороны партии. Поэтому после некоторых первых успехов, связанных с энтузиазмом обновления, начался экономический спад.

Во второй половине 1980-х гг. обострились национальные противоречия, выросли сепаратистские настроения. Местные элиты стремились к самостоятельности, чтобы самим распоряжаться экономическими ресурсами и финансовыми потоками. На фоне ухудшения экономической ситуации возник протест в форме национальных движений, который постепенно вылился в борьбу против Центра, который отождествлялся с Россией. Национальный вопрос превратился в инструмент борьбы за власть.

Конституция СССР не действовала на значительной части территории страны. Президент СССР все больше терял власть и уже не являлся единственным президентом в стране, поскольку существовали еще 15 президентов и глав республик. КПСС перестала быть связующим звеном внутри страны.

8 декабря 1991 г. на встрече руководителей трех суверенных республик России (Б.Н.Ельцин), Украины (Л.Н.Кравчук) и Белоруссии (С.С.Шушкевич) было объявлено о прекращении существования СССР и образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). Это решение юридической силы не имело, однако в условиях развала союзной государственности не было предпринято никаких мер по предотвращению распада СССР. 21 декабря в Алма-Ате лидеры бывших союзных республик поддержали Беловежское соглашение. 25 декабря 1991 г.  Президент СССР М.С.Горбачев сложил свои полномочия.

 

 

 

histor-ru.ru

это… Перестройка Горбачева. Годы перестройки

Если обычного среднестатистического человека, пережившего вторую половину восьмидесятых в сознательном возрасте, сегодня попросить кратко охарактеризовать это время, то в ответ в большинстве случаев можно услышать что-то вроде «перестройка — это ужас и позор». Естественно, юному человеку, родившемуся (или еще нет) в те годы, требуется более подробный рассказ.

История по-горбачевски

Перестройка Горбачева (а именно он ввел в обращение этот термин, хотя, возможно, придумал его не сам), стартовала в начале 1987 года. То, что происходило ранее, после избрания его на пост Генсека, называлось ускорением. А до того в стране царил застой. А еще раньше был волюнтаризм. А перед ним — культ личности. Вот перед сталинизмом было пятно, представляемое на фоне всех злоупотреблений последующих десятилетий светлым. Это НЭП.

Именно так с конца восьмидесятых годов представляли себе историю СССР советские люди в своем большинстве. Способствовали такому видению многочисленные статьи, публикуемые в популярных изданиях («Огонек», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты» и многие другие). На прилавках появились ранее запрещенные литературные произведения, за обладание которыми несколько лет назад можно было нажить много неприятностей, и их сметали в мгновение ока. Наша страна была самой читающей в мире и раньше, а после 1987 года популярность книг и газет и вовсе побила все мировые рекорды прошлого (увы, возможно, что и будущего).

Пережитки прошлого

Разумеется, все перечисленные источники знаний об истории родной страны при своей огромной разоблачительной силе не должны были поколебать твердой веры советских людей в наивысшую справедливость социалистического общества и конечной его цели – коммунизма. М. С. Горбачев и его единомышленники в политбюро осознавали тот прискорбный факт, что — в силу низкой эффективности — сельскому хозяйству и промышленности требуется существенная перестройка. Экономика буксовала, многие предприятия были не прибыльными, а скорее затратными, множилось число «колхозов-миллионеров» (по сумме долга государству), самые простые предметы обихода стали дефицитом, положение с продуктами питания тоже не радовало. Молодой генеральный секретарь понимал, что определенный кредит доверия у него есть, ведь столько десятилетий все делалось не так, как надо, поэтому нужно какое-то время потерпеть. Как выяснилось в дальнейшем, годы перестройки несколько затянулись. Тогда предвидеть этого никто не мог.

Ускорение и кооперативы

Сам по себе курс обновления, безусловно, был нужен. Первые пару лет считалось, что направление взято верное, и «альтернативы нет, товарищи», просто двигаться по нему нужно быстрее. Это и обусловило название первого этапа, с которого началась перестройка. История НЭПа подсказывала, что если некоторые сферы хозяйствования передать в частные руки, то сдвиги практически гарантированы. В двадцатые годы страна достаточно быстро победила разруху и голод, помогли откуда-то взявшиеся предприимчивые и активные хозяева. Попытка повторить эти достижения через шестьдесят лет привела к не совсем тождественному результату. Кооператоры стали «пробным камнем» при создании нового класса советских капиталистов. Они заполнили определенные сегменты внутреннего рынка, а самые успешные и на внешний замахнулись, но сдвинуть с мертвой точки всю экономику не смогли. Поэтому утверждение о том, что перестройка — это повторение новой экономической политики не имеет под собой оснований. Роста ВНП не произошло. Совсем наоборот.

Кадры

В 1986 году об ускорении (про которое шутили, что раньше было просто «тяп-ляп», а теперь «тяп-тяп-ляп-ляп») уже практически никто не вспоминал. Требовались новые меры структурного характера, а ощущать это руководство страны начало еще раньше. Появились новые лица взамен ушедших на покой партийных мастодонтов, но и от старых кадров, имевших репутацию «продвинутых интеллектуалов», Горбачев не отказывался. Э. Шеварднадзе стал председательствовать в Верховном Совете, Н. Рыжков занял кресло предсовмина, московским горкомом партии руководил малоизвестный тогда, но быстро набирающий популярность Б. Ельцин. А. Лукьянов и А. Яковлев вошли в политбюро, совершив головокружительную карьеру. Казалось, с такой командой успех обеспечен…

В чем виделся выход

Итак, основные проблемы, казалось, выявлены. Шагать вперед нужно решительнее, смелее. Сам М. С. Горбачев, со свойственным ему красноречием, объяснял столпившимся вокруг него «простым людям», что перестройка — это когда каждый делает свое дело. Возникал естественный вопрос: чем же все занимались до 1985 года? Но многоопытные советские граждане его не задавали.

Как и во времена, предшествующие индустриализации, СССР ощущал недостаток в развитии машиностроения. Пленум 1985 года поставил задачу роста индустриального производства на 70 %. К девяностым годам планировался прорыв на мировой уровень, количественный и качественный. Кадры и ресурсы для этого были. Почему этого не случилось?

XXVII съезд и его правильные решения

В 1986 году прошел XXVII съезд КПСС, за работой которого — на самом деле, а не только по газетно-пропагандистскому штампу — следила вся страна. Делегаты поддержали принятие революционного закона, расширяющего права трудовых коллективов, которые теперь могли избирать директоров, регулировать зарплаты и сами решать, какую продукцию производить, чтобы получать наибольшую выгоду. Это были такие реформы перестройки, о которых совсем недавно трудящиеся и мечтать не могли. На базе социальных сдвигов планировалось эффективно использовать государственный потенциал, чтобы увеличить производительность хозяйства на 150 %. Провозглашалось, что к 2000 году в отдельных квартирах будут жить все советские семьи. Народ ликовал, но… преждевременно. Система все равно не работала.

Хозяйственный социализм

Прошло два года после того как началась перестройка. Горбачева, очевидно, начали мучить сомнения по поводу правильности самого направления, в котором движется страна. Через много лет, уже в 1999 году, выступая в Турции на семинаре, проводимом Американским университетом, он назовет себя убежденным антикоммунистом, всю свою жизнь боровшимся за торжество демократии. В каком-то смысле он, возможно, и прав, но сегодня трудно оценить целесообразность его действий в 1987-м. Тогда он говорил совсем о другом, обвиняя загадочных представителей «командно-административной системы» и не менее таинственные механизмы, которые все тормозят. Тем не менее именно во второй (и последний) период перестройки с социализма был снят венец безупречности и обнаружены (совершенно неожиданно) системные пороки. Оказывается, все задумано было неплохо (Лениным), а вот в тридцатые годы сильно искажено. Возникла концепция хозяйственного социализма — в противовес тупому партийному администрированию. Теоретическое обоснование обеспечивались статьями профессоров и академиков Л. Абалкина, Г. Попова, Н. Шмелева и П. Бунича. На бумаге опять все выходило гладко, а на поверку проповедовался обычный социалистический хозрасчет.

Девятнадцатая партконференция

В 1988 году был сдан последний рубеж обороны партийно-номенклатурного всевластия. Гражданское общество и ограничение влияния КПСС на государственные и хозяйственные процессы, наделение советов самостоятельностью в принятии решения объявлялись целью, к которой нужно стремиться. Возникали дискуссии, и при всей революционности подхода получалось, что эти задачи опять решать было нужно под руководством партии. Просто потому, что другой движущей силы не было. На том и порешили делегаты, всей душой поддержав Горбачева. Казалось, что предыдущие годы перестройки потрачены бесполезно, но это не так. Последствия были, касались они состава Советов, в которых треть депутатов теперь представляли общественные организации.

Кризис материальный, кризис духовный

После конференции произошло нечто, напоминающее раскол РСДРП. В партии появились свои демократы и радикалы, представляющие непримиримые идеологические направления. Тем временем привыкшая к покою и стабильности страна заволновалась. Воспитанные на коммунистических идеях представители старшего поколения болезненно воспринимали крушение своих представлений о справедливом обществе. Люди зрелые, привыкшие к социальным гарантиям и уважению за свои трудовые достижения, испытывали материальные затруднения, усугубляемые видимым финансовым превосходством кооператоров — людей часто невежественных и грубых. Молодежь в период перестройки также ощущала духовный кризис, видя, что образование, полученное родителями, отнюдь не гарантирует достойной жизни. Устои рушились.

Кто-то теряет, а кто-то находит

Разрушение главенствующей идеологии, независимо от того, насколько она близка к общечеловеческим ценностям, всегда сопровождается масштабными попутными явлениями, чаще всего крайне тяжело переносимыми большей частью населения. Начались забастовки рабочих промышленных предприятий и шахтеров. Продовольственные и потребительские кризисы возникали непредсказуемо, с прилавков пропадали то чай, то сигареты с папиросами, то сахар, то мыло… При этом обладателям некоторых постов давала возможности крупно разбогатеть именно перестройка в СССР. Кратко ее можно охарактеризовать как период первоначального накопления. Госмонополия на внешнеторговую деятельность стала жертвой демократических преобразований, люди, имевшие опыт работы на иностранных рынках и обладающие нужными связями, незамедлительно воспользовались своими потенциалами. Прекрасную возможность давали кредиты. Советские дензнаки стремительно теряли свои полезные качества, отдавать долги было несложно, вложив полученные суммы практически в любой товар. Кредитовали, правда, не всех. И не задаром. Но это уже мелочи…

О национальном вопросе

Не только обнищанием, но и кровавыми событиями отмечен период перестройки. СССР трещал по швам от серьезных межнациональных конфликтов в Прибалтике, Ферганской долине, Сумгаите, Баку, Нагорном Карабахе, Оше, Кишиневе, Тбилиси и других географических точках еще совсем недавно дружного Союза. Массово создавались «народные фронты», называвшиеся по-разному, но имевшие один националистический корень. Демонстрации, митинги и другие акции гражданского неповиновения захлестнули страну, действия властей были жесткими, но за ними угадывалась и слабость авторитета руководства, и неспособность его к длительному силовому противостоянию. Перестройка 1985-1991 годов стала причиной развала Союза на отдельные национальные государственные образования, нередко враждебные друг другу.

Пятьсот дней… или нужно больше?

К 1990 году на экономическом небосклоне главенствовали две основные концепции дальнейшего развития. Первая, одним из авторов которой стал Г. Явлинский, предполагала почти мгновенную (за пятьсот суток) приватизацию и переход к капитализму, который, как тогда казалось почти всем, куда прогрессивнее изжившего себя социализма. Второй вариант предлагался менее радикально настроенными Павловым и Рыжковым, и предусматривал плавное движение к рынку с поэтапным отпусканием административных государственных ограничителей. Так, постепенно повышая цены, и стало действовать руководство страны. Впрочем, оказалось, что и такое медленное движение оказывает разрушительное действие.

Путч — неожиданный и неизбежный

В том же 1990 году у советских граждан вдруг появился президент. Такого в истории государства — и царского, и советского — еще не было. А в июне Россия объявила о своей независимости, и теперь Горбачев мог руководить в СССР где угодно, но только не в Москве, где хозяином стал Борис Николаевич Ельцин, председатель ВС. Михаил Сергеевич, конечно, из Кремля не съехал, но конфликт возник, и продолжался до самого конца СССР.

Референдум, состоявшийся в марте 1991 года, продемонстрировал две важные вещи. Во-первых, стало ясно, что большинство советских граждан (свыше 76 %) хотят жить в одной большой стране. Во-вторых, их легко уговорить передумать, но это выяснилось немного позже.

После уже фактически состоявшегося распада союзного государства (что значит СССР без России?) новые субъекты международного права начали готовить объединение, для чего собрали комитет в Ново-Огарево. В июне на выборах победил Ельцин, став первым российским президентом. Он и должен был подписать союзный договор 20 августа. Но тут случился путч, буквально на день раньше. Потом были три дня, полные волнений, освобождение томившегося в Форосе Горбачева и еще много всего другого, разного и не всегда приятного.

Так закончилась перестройка. Это было неизбежно.

fb.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о