Островский поэма гроза – . . . .

Содержание

ДРАМА ГРОЗА — ОСТРОВСКИЙ А. Н. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

ДРАМА ГРОЗА

 

Драму Островского «Гроза» И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего… таланта».

Жертвы темного царства.

Действительно, и художественные достоинства «Грозы», и её идейное содержание дают право считать эту драму самым замечательным произведением Островского.

«Гроза» была написана в 1859 г., в том же году поставлена в театрах Москвы и Петербурга и в 1860 г. появилась в печати. Появление пьесы на сцене и в печати совпало с самой острой полосой в истории 60-х годов. Это был период, когда русское общество жило напряжённым ожиданием реформ, когда многочисленные волнения крестьянской массы стали выливаться в грозные бунты, когда Чернышевский звал народ «к топору». В стране по определению В. И. Ленина, отчётливо наметилась революционная ситуация.

Оживление и подъём общественной мысли на этом переломном этапе русской жизни нашли своё выражение в обилии обличительной литературы. Естественно, что общественная борьба должна была найти своё отражение и в художественной литературе.

Особенное внимание русских писателей в 50-60-х годах привлекали три темы: крепостное право, появление на арене общественной жизни новой силы — разночинной интеллигенции и положение женщины в стране.

Но в ряду тем, выдвинутых жизнью, была ещё одна, требовавшая неотложного освещения. Это — тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческом быту, тирания, под гнётом которой задыхались не только члены купеческих семей, особенно женщины, но и трудящаяся беднота, зависевшая от капризов самодуров. Задачу обличения экономической и духовной тирании «тёмного царства» и поставил перед собой Островский в драме «Гроза».

Как обличитель «тёмного царства» Островский выступил ещё в пьесах, написанных до «Грозы» («Свои люди — сочтёмся» и др.). Однако теперь, под влиянием новой общественной обстановки, он ставит тему обличения шире и глубже. Он не просто обличает теперь «тёмное царство», но и показывает, как в глубине его возникает протест против вековых традиций и как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни.

Протест против отживших устоев жизни находит выражение в пьесе прежде всего и сильнее всего в самоубийстве Катерины. «Лучше не жить, чем жить так!» — вот что означало самоубийство Катерины. Приговора общественному быту, выраженного ь такой трагической форме, русская литература до появления драмы «Гроза» ещё не знала.

Трагический конфликт живого чувства Катерины и мёртвого уклада жизни — это основная сюжетная линия пьесы. Но, как правильно указал Добролюбов, зрители и читатели пьесы думают «не о любовной интриге, а обо всей жизни». Это значит, что обличительный пафос «Грозы» распространяется на самые разнообразные стороны русского быта, затрагивая самые его основы. Он звучит в той или иной форме в речах Кулигина, Кудряша, Варвары и даже безответного Тихона (в финале пьесы). «Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!» — восклицает Борис. Это — предвестие крушения старых форм жизни. Обречённость «тёмного царства» начинает сознавать даже Кабаниха, эта властная блюстительница домостроевского уклада. «Старине приходит конец», — мрачно заявляет она.

Так в драме «Гроза» Островский вынес суровый приговор «тёмному царству» и, следовательно, тому социально-политическому строю, который всемерно поддерживал «тёмное царство».

Действие драмы «Гроза» происходит впровинци-BuTnbecbi0H альном городе Калннове, расположенном на берегу Волги. Крутой, высокий берег реки… Внизу- спокойная, широкая Волга, вдали — мирные селенья и поля Заволжья. Таков вид на окрестности, открывающийся из общественного сада города Калинова. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!»-восклицает Кулигин, один из местных жителей, который вот уже пятьдесят лет любуется и всё не может налюбоваться знакомым пейзажем.

На фоне этого мирного, полного красоты и спокойствия пейзажа безмятежно и ровно, казалось бы, должна была протекать жизнь обитателей города Калинова. Но спокойствие, которым дышит жизнь калиновцев,- это только видимое, обманчивое спокойствие. Это даже не спокойствие, а сонный застой, равнодушие ко всяким проявлениям красоты, безразличие ко всему, что выходит из рамок обычных домашних забот и волнений.

Жители Калинова живут той замкнутой и чуждой общественных интересов жизнью, какая характеризовала быт глухих провинциальных городков в старые, дореформенные времена. Они живут в полном неведении того, что совершается на белом свете. Только странницы донесут иногда вести о далёких странах, где правят «султан Махнут турецкий» и «султан Махнут персидский», да ещё принесут слух о земле, «где все люди с пёсьими головами». Вести эти сбивчивы и неясны, так как странницы «сами, по немощи своей, далеко не ходили, а слыхать-много слыхали». Но досужие рассказы таких странниц вполне удовлетворяют нетребовательных слушателей, и калиновцы, посидев на завалинке у ворот, крепко заперев ворота и спустив на ночь собак, уходят спать.

Невежество и полный умственный застой характерны для быта города Калинова. За внешним спокойствием жизни здесь кроются суровые, мрачные нравы, «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — говорит бедняк Кулигин, механик-самоучка, испытавший на себе всю тщетность попыток смягчить нравы своего города и образумить людей. Описывая Борису Григорьевичу жизнь города и сочувственно указывая на тяжёлое положение бедноты, он говорит: «А богатые-то что делают?

…Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят! И что слёз льётся за этими запорами, невидимых и неслышимых!»

Островский беспощадно-правдиво рисует тёмный быт и «жестокие нравы» города Калинова, и произвол местных самодуров, и мертвящий домостроевский уклад1 семейного быта, приводящий молодое поколение к бесправию и забитости, и эксплуатацию беззащитного трудящегося люда богачами, и власть религиозных суеверий в купеческой среде, и ненависть столпов «тёмного царства» ко всему новому, и вообще мрак и рутину, нависшие над бытом «тёмного царства».


← АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА ГРОЗЫ   ЖИЗНЬ ОСТРОВСКОГО В 60-80 ГОДЫ →

Еще по данной теме::


russkay-literatura.ru

А.Н.Островский: драма «Гроза»

Драма «Гроза» была написана Александром Николаевичем Островским в 1859 году, в печати произведение появилось в 1860 году. Создавалась пьеса драматургом в селе Щелыково, где им была приобретена усадьба, и где он проводил много времени. По мнению многих литературоведов, сюжет отражал нравы костромского купечества.

До сих пор костромичи могут показать место, где героиня пьесы кинулась в Волгу, а овраг, куда бегала на свидания с Кудряшом Варвара, благополучно сохранился, даже на карте Костромы есть улица Овражная. Правда, с Костромой за право стать сценой действия пьесы спорит Кинешма.

С момента появления в печати и постановки на сцене пьеса стала объектом ожесточенных споров и столкновений разных мнений критиков, театроведов, да и зрителей. Миллионы советских школьников (вслед за Добролюбовым) повторяли, что Катерина — луч света в темном царстве. А многие из современников Островского просто восприняли эту историю как семейно-психологическую. Итак, драма «Гроза» (краткое содержание): властная свекровь тиранит честную и гордую невестку, которая искренне старается быть хорошей женой, но, как на грех, влюбляется в другого.

Кстати, что муж Катерины, Тихон, что ее тайная любовь, Борис, — два сапога пара по части принятия ответственных решений. Прячутся за спины других. И если в Тихоне после гибели Катерины намечается хоть робкий, но бунт против маменьки, то Борис попросту сбегает от ответственности, прощаясь с Катериной, говорит ей: «Не по своей воле еду — дядя посылает». Можно думать, по своей воле уехать было нельзя, чай, не крепостной. Своим предательством Борис толкает Катерину на самоубийство.

Когда читаешь учебники литературы советских времен и сравниваешь с тем, что выдается информационными источниками сегодня, поражаешься устойчивости тех штампов, с которыми «Грозе» никак не проститься.

Редко кто не помянет «темное царство» и «душный мир самодуров, царящих в нем», «жертв, противостоящих темному царству» и далее в том же духе. И драма «Гроза» никак не расстанется с этими стереотипами.

А если отрешиться от этих заученных со школы формулировок и перечитать пьесу? Просто свежим взглядом посмотреть на то, что происходит в городе Калинове. Так ли далеко мы ушли от мира, в котором правит Савел Дикой, проще говоря, большие деньги?

Итак, еще раз. Драма «Гроза». Островский до сих пор не раскрыл всех загадок, заложенных сюжетом пьесы. Почему Кабаниха так тиранит Катерину? Просто ли это ревность свекрови к невестке, чувство вполне традиционное и понятное современным женщинам? Или это проекция ее собственной биографии — ведь и она когда-то молодой невесткой входила в богатый купеческий дом, и ей приходилось смиряться и подчиняться.

Есть в пьесе героиня, о которой принято упоминать скороговоркой — это сестра Тихона, Варвара. Вот она, наплевав на нравы и устои морали, бежит из Калинова со своим любимым Кудряшом. Значит, есть у человека какой-то выбор? Или же он продолжает плыть по течению? Или бросается в реку от безысходности?

Драма «Гроза» задает много вопросов, но над ответами заставляет думать читателей и зрителей.

fb.ru

«Гроза» Островский

Александр Николаевич Островский является одним из самых известных деятелей культуры, который был широко известен в XIX веке. Созданные его руками произведения до сих пор пользуются популярностью. Писатель внес огромный вклад в развитие литературы, а также театра. Его пьесы являются своеобразным учебным пособием. Островский отличается своими разработками, используемыми при постановке:

• Во время организации пьесы не акцентируется внимание на одном ключевом персонаже.

• Присутствует специальная четвертая сцена, которая отделяет актерский состав от зрителей. Это необходимо для подчеркивания происходящего во время сюжета.

• В пьесах только обычные, простые люди, которые показывают публике знакомые им, житейские ситуации.


Знакомые жизненные ситуации позволяет максимально точно передать реалистичность во время ведения сюжета. Именно этого принципа и придерживался А. Н. Островский.

Начал писатель создавать свои произведения в начале сороковых годов XIX столетия. Он создал такие картины, как «Свои люди», «Бедность – это не порок», а также множество произведений семейного характера. Одно из самых известных – это «Гроза», которая имеет драматическую направленность. В произведении проведена огромная работа над текстом сценария, а также прописаны разговоры героев до мелочей, с учетом всевозможных жизненных ситуаций.

Первые упоминания о вышеописанной пьесе относятся к 59-му году XIX века. Написание пьесы заняло небольшой промежуток времени. Островский начал создавать произведение в начале лета, а к октябрю оно уже было готово к показу всемирной публике. В истории сохранился тот факт, что написание драмы происходило во время путешествия по реке «Волга». Морское министерство организовало такую экскурсию, главная цель которой – это подробное изучение разнообразных обычаев и нравов людей, проживающих в глубине необъятной родины. Ключевая роль в экскурсии была отдана именно А.Н. Островскому.


В сюжете пьесы использован вымышленный город Калинов. За основу данного населенного пункта взято множество городов Приволжья, к примеру, Торжок, Тверь и множество других. Во время путешествия Островский тщательно изучал обычаи людей, проживающих на той или иной местности, их характеры и привычки. Все эти наблюдения записывались в дневник, который писатель постоянно носил при себе. Именно эти данные были основанием для создания персонажей в произведении.

Вымышленная версия создания сюжета


Среди современных историков укоренилась версия, что сюжет произведения полностью взят из жизни. Существует гипотеза, что именно в этот год простая женщина из Костромы ушла рано утром из дома, а спустя определенный промежуток времени ее бездыханное тело было обнаружено в реке. Потерпевшая – это Саша Клыкова. Было проведено специальное следствие и выяснилось, что семейные отношения с ее супругом были весьма напряженными. Подливала масла в огонь и свекровь, которая время от времени издевалась над невесткой. Муж Александры был «бесхребетным» и никогда не вставал на защиту жены. Основу для всего происходящего дали скрытые любовные игры между Клыковой и служащим, разносившим почту.

Вышеописанная версия весьма прочно вошла в подсознание людей и практически каждый считал, что именно эта ситуация дала основу для создания произведения. Если бы эта история дошла до настоящего времени, то наверняка бы в местах, где на самом деле это якобы происходило, были бы проложены маршруты для туристов со специальными экскурсиями. На самом же деле это вымысел.

Пьеса «Гроза», напечатанная в Костроме и выставленная на продажу, реализовывалась отдельным печатным изданием, не похожим на аналоги. Актеры, участвовавшие в организации, старались быть максимально похожими именно на Клыковых, а жители населенного пункта показывали приезжим гостям то место, где якобы погибла Саша.

Прочно закрепить данный миф позволил краевед по фамилии Виноградов. Именно этот человек тщательно изучил пьесу и нашел большое количество совпадений, которые полностью идентичны реальному случаю.

Как Сашу, так и Катю из пьесы отдали замуж в раннем возрасте, при наступлении шестнадцатилетия у Александры и 19-летия у Екатерины. Две девушки, реальная и вымышленная, терпели деспота-свекровь, которая не давала нормально жить. В доме самую грязную и неприятную работу делала только невестка. Именно у реального человека – Александры Клыковой – были отношения с посторонним человеком, который являлся работником почтового учреждения. Этот краевед и множество различных литературных деятелей «ухватились» за эту версию и распространили ее на весь мир.

Реальная версия создания сюжетной линии



Выше описанный миф был разоблачен в начале двадцатого столетия. Ученые взялись за пьесу и сопоставили даты происходящего, в которых имеется огромное количество несовпадений. К примеру, ситуация, которая произошла в населенном пункте Кострома, относится к ноябрю, а создана и отдана в печать пьеса была еще в начале октября. Это свидетельствует о том, что Островский просто-напросто не мог написать то, чего на самом же деле еще не произошло.

Творческий путь пьесы «Гроза» от этого не менее интересен. Некоторые научные деятели выдвигают предположение, что писатель предугадал развитие будущих событий и предсказал судьбу простой костромской девушки, проживающей в аналогичных условиях. Возможно, обоих героев – реальную и вымышленную девушек – мучила именно та духота, которая сложилась в их жизни, а также строгие порядки в поведении и безысходность происходящей ситуации.

Следует отметить, что не нужно считать Сашу и Катю одинаковыми личностями. Истории не известны подробности гибели реальной девушки, возможно, она решила лишиться жизни из-за бытовых проблем, нежели по глубинным личностным конфликтам, таким как у персонажа из пьесы.

Наилучшим образом исполнила роль известная на то время актриса Любовь Косицкая. Она наиболее точно вошла в жизненную ситуацию персонажа. Ее настоящая жизнь чем-то напоминает жизнь главной героини. Стоит отметить, что у Островского и Косицкой завязывались отношения, хотя у актрисы была своя семья. Любовь Павловна родилась в Поволжье и в малолетнем возрасте сбежала от родителей для поиска лучшей жизни. По сюжету произведения отслеживаются некоторые особенности, которые взяты из жизни актрисы. К примеру, сцена сна Кати (главной героини) записана со слов актрисы.

История создания пьесы весьма интересна и занимательна. Вокруг нее «ходит» множество легенд и мифов, а также личных драм. Премьера произведения «Гроза» пришлась на шестнадцатое ноября 59-го года девятнадцатого века на главной сцене «Малого» театра.

Главные персонажи пьесы


Стоит рассмотреть основных героев произведения А.Н. Островского:

• Екатерина. Она представлена молодой девушкой, которая является женой Тихона Кабанова. По характеру она достаточно скромная, «чистая» и весьма правильная. Данная героиня отличается острым ощущением несправедливости окружающего мира.

• Борис. Неплохо образованный человек, примерно такого же возраста, как и главная героиня. Он приехал в гости к своему дяде, которого зовут Савлом Прокофьевичем Диким. Борис без ума от Екатерины и сильно ее любит.

• «Кабаниха», иначе ее зовут Марфой Игнатьевной Кабановой. Эта личность представляет собой богатую купчиху, оказавшуюся по воле случая вдовой. По характеру данный человек отличается властностью, деспотичными наклонностями. Марфа привыкла подчинять всех окружающих, которые выполняют все ее желания и приказы.

• Тихон. Этот человек – это сын выше описанной «Кабанихи», а также муж главного персонажа пьесы. Он делает все, чтобы исполнить желания своей мамы и полностью зависит от ее воли. Кабаниха навязывает ему свое мнение.

• Варя. Данный персонаж является дочерью Марфы Игнатьевной. Варвара – своевольный человек, не желающий слушать никого, особенно свою матушку.

• Кудряш. Данный человек – это любимый человек дочери Кабанихи.

• Савел Дикой. Персонаж имеет грубый и невоспитанный характер. Он не последнее лицо в населенном пункте, которое уважают практически все. Савел по сюжету является купцом.

• Кулигин. Простой по характеру человек, мещанин, который одержим особенной идеей прогрессирующего плана. Он во всех вещах видит возможность заработка и приумножения личного капитала.

• Барыня. Наполовину сумасшедшая женщина, которая время от времени появляется в сюжете произведения.

• Феклуша. Обычная странница, принявшая участие в развитии событий.

• Глаша. Девушка, которая прислуживает семье Кабановых.

Сюжет картины весьма прост и по-своему интересен. Поставленная пьеса на современный лад привлекает многих ценителей.

Краткое содержание


Все произведение имеет пять основных действий. В каждом из них определен интригующий и завораживающий сюжет. Стоит рассмотреть краткое содержание каждого из них.


Что происходит в первом действии?


Начинается сюжетная линия с Кудряша и Кулигина. Они разговаривают про красоту природы, и у каждого по этому поводу имеется собственное мнение. Первый персонаж считает, что пейзаж не представляет никакого интереса, а у Кулигина он вызывает восторг. Вдалеке они увидели Бориса и Дикого, которые идут и размахивают руками. Кудряш и Кулигин начинают сплетничать.

К ним подходит сам Дикой, который сразу же начинает высказывать свое недовольство по поводу племянника (Бориса). Он не желает с ним разговаривать. У Бориса нет родственников (кроме Дикого и сестры). Из разговора героев на сцене становится понятно, что Борис всеми силами пытается наладить отношения с дядей, ведь благодаря ему он сможет получить часть наследства от умершей бабушки. Бабушка завещала денежные средства внуку, но Дикой их отдавать не желает.

Далее сцена переключается на Бориса, Кудряша и Кулигина. Они яро обсуждают сложности характера Дикого. В это время Борис рассказывает, что ему весьма сложно проживать в данном городе (Калиново), так как он никак не может привыкнуть к местным правилам и обычаям. По мнению Кулигина, честный труд здесь не принесет денег, но отмечает, что он сам беден. В том случае, когда ему дадут деньги, он обязательно потратит их на благо развития человечества и изготовит перпетум-мобиль.

Теперь на сцене появляется Феклуша и нахваливает купеческую деятельность, а также постоянно повторяя слова: «мы на земле обетованной живем».

Борис жалеет Кулигина. Он прекрасно понимает, что данная личность живет мечтами, и мысли об изобретении полезных вещей навсегда останутся лишь при нем, ведь денег на развитие у него никогда не будет. Борис не желает губить свою молодость и «по уши» влюбляется в Екатерину.

В следующей сцене задействована Екатерина, Варя, Кабанов и его мать. Сам Кабанов разговаривает со своей мамой. Диалог представляет собой обычную семейную сцену. Тихону надоедает слушать нравоучения, но он не может с собой справиться и все равно слушает мать. Она уверяет, что уважать жену не стоит и своеобразно ревнует его к ней. Катя в это время пытается спорить, но все безрезультатно, а Кабаниха по-прежнему наговаривает, не имея ни капли искренности. Кабаниха контролирует всю ситуацию и переключается на сына, обвиняя его в мягкотелости. Все жесты Кабанихи указывают на беспредельную власть, особенно сказывающейся на невестке.

В ходе общения Кабанов начинает признавать, что у него напрочь отсутствует своя воля. После этих слов Марфа покидает сцену. Тихон начинает жаловаться на жизнь и упрекает свою маму. Варя, его сестра, говорит, что у Кабанова своя жизнь и только ему решать, как дальше поступить в той или иной ситуации. Выслушав сестру, Кабанов уходит.

Катя и Варя раскрывают душу друг перед другом. Екатерина сравнивает себя с птицей, которая увядает в обществе этой семьи. Речь начинает заходить про детство, время, которое происходило до замужества. Все мысли постепенно начинают переходить к теме смерти, и она признается, что разлюбила своего нынешнего мужа. Варя боится за Катю и пытается поднять ей настроение всяческими способами. Варвара решается организовать встречу Екатерины с желаемым человеком.

Теперь в сюжете произведения появляется Барыня. Она любуется красотой речного ландшафта и говорит, что эта красота приведет к смерти. Такие слова становятся пророческими и сразу же пугают главную героиню. Варя же, ко всему относится скептически, ей не важно, что говорит эта сумасшедшая старая женщина.

Снова на сцену возвращается Кабанов. Он забирает Екатерину и уводит ее домой. Стоит отметить, что в те времена было не принято в одиночестве разгуливать женщинам, которые замужем.

Чем интересно второе действие сюжетной линии?


Варя прекрасно понимает Екатерину. Она считает, что сердце девушки не успокоилось, потому что ее отдали замуж еще в раннем возрасте. Катя, в то же время, жалеет своего мужа, но чувства к нему полностью угасли. Варя понимает, что правда может травмировать брата и просит Катю скрывать происходящее от Тихона. Екатерина воспитана правильно, поэтому врать не намерена и в один прекрасный момент она все расскажет.

Кабанову срочно нужно покинуть дом по делам. Экипаж кареты подан, требуемый багаж собран, остается лишь попрощаться. Кабанов нарекает Кате слушать его маму. Созданная сцена унизительна как для самого Тихона, так и для Екатерины. Ему приходится говорить о том, чтобы она не смотрела в сторону других мужчин – эти слова сильно смущают главную героиню. Она пытается уговорить мужа взять ее с собой, но безрезультатно. Девушка чувствует, что скоро наступит беда.

На прощание Тихон кланяется перед мамой, а жену обнимает. Это очень сильно не понравилось Кабанихе и она упрекает невестку в том, что женщина не должна быть наравне с мужем, ведь мужчина – это глава семьи, поэтому он стоит выше. После этих слов Катя кланяется Тихону.

Марфа по-прежнему упрекает невестку и говорит о том, что современное поколение не чтит устоявшиеся порядки и не уважает старших. Жена обязана плакать после того, как муж уехал и с нетерпением ждать встречи. До того времени, пока живы старшие – будет кому учить молодежь.

Далее Марфа уходит, и Екатерина остается в одиночестве. Она любит тишину, но одновременно и боится ее. Главная героиня начинает жалеть, что у нее нет детей, ведь она сильно хочет стать мамой. Она начинает мечтать о том, как все могло бы быть при счастливой супружеской жизни.

Варя в это время уходит на прогулку и сообщает, что замок в саду заменен. Это было создано для того, чтобы организовать встречу Кате и Борису. Екатерина винит во всем маму мужа, все несчастья, происходящие в ее жизни, созданы благодаря ей. Она уважает свои отношения с мужем, но не может удерживать чувства и тайно встречается с Борисом. У Бориса есть совесть, он не желает портить брак, но без девушки не может прожить ни дня. С утра до позднего вечера он думает только о ней.

Особенности третьего действия


На сцене появляется Феклуша и Глаша. Они беседуют на тему морали, нахваливают дом, в котором работают и живут, именуя его «раем», так как у других людей все намного хуже. Речь заходит и о столице, и о ее коренных жителях. Они считаю людей, проживающих в этом городе, вечно уставшими и суетливыми.

Теперь на сцене появляется Дикой, который пытается уговорить Кабаниху поговорить с ним по душам. Он жалуется на то, что всем окружающим нужны от него только деньги. Дикой снова рассказывает про племянника, который ему очень сильно надоел.

Мимо дома проходит возлюбленный Екатерины. Борис ищет дядю. Он очень сильно жалеет, что находясь так близко к своей возлюбленной, не может ее увидеть. Встретившись с Кулигиным, они решают прогуляться. В ходе разговора обсуждают богатых и бедных. Кулигин считает, что богатые личности закрываются в огромных домах для того, чтобы не показывать на публику насилия над своими близкими людьми.

На пути героев встречается Варвара, которая в это время целует Кудряша. Именно в этот момент она рассказывает Борису о месте встречи с Екатериной.

Наступает ночь. Из оврага, который находится вблизи сада, доносится песня о казаке. Ее исполняет Кудряш. Вместе с ним находится Борис, который рассказывает о своей любви к женщине, которая замужем. Приходит Варя и забирает Кудряша на берег реки. Борис остается один и ждет Екатерину.

Катя приходит, но она очень сильно напугана. Ей неприятна происходящая ситуация, а Борис всяческими способами успокаивает ее. Нервозность зашкаливает и Катя признается, что не имеет воли и полностью зависит от Бориса. Она начинает обнимать его и признается ему в любви, а он отвечает взаимностью.

Время расставания, так как скоро проснется Кабаниха. Возлюбленные решают встретиться завтра и назначают время и место. Неожиданно для всех, Кабанов возвращается из дальней поездки.

Что происходило в четвертом действии?


Изначально стоит отметить, что дальнейший сюжет пьесы разворачивается спустя десять дней. На сцене показано гулянье жителей населенного пункта, на горизонте надвигается непогода (формируется гроза). Дикой и Кулигин по-прежнему спорят. Кулигин просит у Дикого денег на развитие, чтобы пустить их на благородное дело. Дикой не желает расставаться с деньгами, и с повышенным тоном отказывает в просьбе. Он не понимает, что изобретение, именуемое «громоотвод», будет создаваться во благо и поможет предоставить человеку дополнительный источник энергии. Гроза все ближе и жители начинают расходиться по домам.

У Кати предчувствие о надвигающейся смерти не пропадает. Её муж замечает, что с Екатериной что-то не так и просит её покаяться в грехах, но разговор прерывает Варя. Из толпы людей, гуляющих на празднике, выходит Борис и здоровается с Кабановым. Марфа пристально смотрит за всем происходящим, поэтому Варвара просит Бориса уйти.

Кулигин начинает рассказывать про грозу и уверяет, что стихия безвредна и не способна навредить человеку, но жители его не слушают и бурно обсуждают непогоду. Екатерина говорит Тихону, что скоро умрет. Никто не понимает, что в душе у Кати очень много страданий. Тихон отправляет Екатерину домой, а Варя пытается её успокоить.

Теперь на сцену выходит Барыня и рассказывает Екатерине о том, что от бога не уйдешь и умирать лучше красивой. Эти слова заставляют Катю признаться во всем мужу и своей свекрови. Она говорит, что всё время отсутствия мужа тайком общалась с Борисом.

Особенности последнего действия


Тихон с Кулигиным обсуждают сказанные Катей слова. Частично Кабанов винит свою маму в случившемся. Кабаниха зла до предела и хочет закопать Екатерину живьем. Тихон готов простить жену, но по-прежнему подвластен воле матери. Семья Кабановых разваливается, даже Варя убегает из дома с Кудряшом. Из дома пропадает и Екатерина, об этом сообщает Глаша, и все уходят искать девушку.

Далее на сцене появляется сама Екатерина. Во всём происходящем она винит саму себя. У неё нет поводов для дальнейшего существования, и просит всех простить её, особенно возлюбленного. Появляется Борис, он обнимает девушку и говорит, что ему срочно нужно уехать в Сибирь и взять с собой Екатерину он не может. Катя просит Бориса молиться за себя и помогать бездомным. Борис уходит, а Катя бросается в реку.

Люди начинают кричать о том, что какая-то девушка бросилась в пропасть. Кабанов сразу же понимает, что это его жена и пытается прыгнуть за ней, но Кабаниха его останавливает. За телом Екатерины спускается Кулигин. Тело девушки по-прежнему прекрасно, лишь небольшая капля крови удержалась на виске.

Тихон жалуется на свою жизнь и говорит, что Кате там хорошо. На этом пьеса заканчивается.

Драматическое произведение «Гроза» является одним из самых главных и удачных, созданных А.Н. Островским. Именно тематика бытового плана была особенно интересна зрителю в те времена. Писатель смог создать не просто драму, а целую трагедию, в которой сюжет продуман до мелочей. Хорошая игра актеров не оставит равнодушным никого.

Следует отметить, что в пьесе отслеживается сюжетная линия не только Екатерины и Тихона. Здесь затронуты судьбы всех персонажей. Эти особенности позволяют создать максимально реалистичное произведение. Чтобы понять, что творилось на душе у всех персонажей, требуется прочесть полную версию произведения или посмотреть данную пьесу в театре. Она никого не оставит равнодушным и раскроет у зрителя множество сокровенных чувств, позволяя осмыслить важность существования.

gfom.ru

Символика произведения А.Н.Островского «Гроза» (+ .ppt-файл) — Работы учащихся — Полезная информация

Символика произведения А.Н.Островского «Гроза»

(Щербинина Анна, 11 класс, МАОУ гимназия №56 г.Томска

преподаватель: Штауб Ирина Юрьевна)

Введение

В своей работе я бы хотела показать значение, которое играют символы, используемые авторами в  произведениях, на примере пьесы Островского «Гроза».

Цель работы: исследовать произведение Островского «Гроза» на наличие символов.

Задачи: раскрыть значение символов

1)    Ночь.

2)    Ключ

3)    Белый платок

4)    Гитара, овраг

5)    Калина

6)    Вода. Волга

7)    Гроза

в произведении Островского «Гроза» и изучить роль, которую они играют в произведении.

Символ

Символ— это знак или изображение какой-нибудь вещи или животного для обозначения качества предмета; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений.

Понятие символа тесно соприкасается с такими категориями как художественный образ, аллегория и сравнение. Появившись в Древней Греции символ первоначально обозначал вещественный знак, имевший тайный смысл для группы лиц, объединенных вокруг какого-нибудь культа.

В своем произведении «Гроза» А. Н. Островский наделяет важным для героев смыслом явления природы, слова других персонажей, пейзаж. Но в пьесах Островского есть и своя особенность: сквозные образы — символы заданы в названиях произведений, и поэтому только поняв роль символа, заложенного в названии, мы можем понять весь пафос произведения.

История создания пьесы Островского «Гроза»

Пьеса была начата Александром Островским в июле, а закончена 9 октября 1859 года. Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке.

С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л. П. про такой же сон…». Л. П. — это актриса Любовь Павловна Косицкая. У Александра Николаевича были глубокие личные отношения с актрисой Л.Косицкой, но оба имели семьи; однако и став вдовой в 1862 г., она продолжала отвергать его чувства; а вскоре у нее начались отношения с сыном богатого купца, который в итоге промотал все ее состояние. Островскому же она писала:

«…Я не хочу отнимать любви Вашей ни у кого» — драматург жил в гражданском браке с простолюдинкой Агафьей Ивановной. С Агафьей Ивановной Островский прожил около двадцати лет, до её смерти, а через два года после её кончины, в 1869 году, обвенчался с артисткой Марией Васильевной Бахметьевой.

Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом образа героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли.

В 1848 году Александр Островский отправился с семьёй в Кострому, в усадьбу Щелыково. Природная красота Волжского края поразила драматурга, и тогда он задумался о пьесе. Долгое время считалось, что сюжет драмы «Гроза» был взят Островским из жизни костромского купечества. Костромичи в начале XX века могли с точностью указать место самоубийства Катерины.

В своей пьесе Островский поднимает проблему перелома общественной жизни, произошедшего в 1850-е годы, проблему смены общественных устоев.

Ночь

Символика ночи весьма многообразна.

Для гуманистов Ренессанса ночь была разрушительным элементом, символизирующим физическую смерть, поэтому иногда она изображалась в виде черной крысы.

Согласно Гесиоду (древнегреческий поэт), Ночь — это Мать Богов. Она обычно символизируется женской фигурой в усыпанной звездами вуали, держащей на одной руке черного ребенка (смерть), а на другой руке -белого (сон). Ночь, Никта, в греческой мифологии всегда противопоставляется Гемере, дню. Никта родилась из Хаоса и родила бога смерти, бога сна, бога злословия.

Кроме того, символами ночи в мифологии являются нарождающаяся Луна, (которую Эсхил,  считал оком темной ночи)  мак, сова (голову которой у майя имел бог смерти Хунхау ) или черные крылья, время всепожирающие.

В христианстве ночь — время опасностей и искушений: «Бог даровал день живым, а ночь отдал мертвым»…

Но ночь  — это и время духовной битвы, молитвы для мистиков и монахов. Именно ночью родился Христос, который принес «свет истины тем, кто скитается в ночи заблуждения».

Если во сне Вы гуляете темной ночью — это сулит Вам печаль, разочарование, потери.

Как правило, ночь сравнивают с тьмой, предшествующей возрождению и просветлению. Но это также хаос, разрушение, возвращение к утробному состоянию мира.

Обряды, посвященные культам земли, во многих культурах совершались в ночное время. В эпоху раннего христианства это происходило, в первую очередь, из-за необходимости соблюдать тайну собраний.

С таким символом, как ночь, в произведении Островского «Гроза» читатель сталкивается не один раз.

Ночь постепенно овладевает внутренним миром Катерины, она «поселяется» в душе девушки. Подобно тому, как тьма сменяет день, сама Катерина становится другой: теперь мысли её мрачны, сознание погружается в неизвестность.

Ночь и меняет Катерину, она начинает слышать таинственный шепот , снятся ей уже не горы, а « …точно кто-то обнимает  так горячо-горячо, и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…»

Будто бы с уходом солнца, темные мысли  растворяются в сердце Катерины. Сначала она влюбляется в Бориса, после возникает идея побега.

«Варвара. Давно уж я заметила, что ты любишь другого человека.

Катерина (с испугом). По чем же ты заметила?

Варвара. Как ты смешно говоришь! Маленькая я, что  ли! Вот  тебе первая

примета: как ты увидишь его, вся в лице переменишься…

Катерина (потупившись). Ну, кого же?

Варвара. Бориса Григорьича.

Катерина. Ну да, его, Варенька, его! Только ты, Варенька, ради бога…

Катерина.  Не  жалеешь  ты  меня ничего! Говоришь:  не  думай,  а  сама

напоминаешь. Разве  я хочу  об  нем думать? Да  что  делать, коли  из головы

нейдет. Об  чем ни задумаю, а он  так и стоит  перед  глазами.  И хочу  себя

переломить, да  не  могу никак. Знаешь ли  ты,  меня нынче ночью  опять овраг смущал. Ведь я было из дому ушла…»

И, снова, НОЧЬЮ ушла бы: именно ночью — во время того, когда человек может подумать, один, сам оценить свою жизнь, ночью приходит к Катерине символ искушения.

Ночь охватывает Катерину: девушка сама ждет наступления темного времени суток, чтобы увидеть Бориса: «А что я говорю-то, что  я  себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем  я  притворяюсь-то!..  Бросить ключ! Нет,  ни за что  на свете!  Он  мой  теперь… Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..»

Скромная и неуверенная в начале произведения, теперь она уже способна сделать отчаянный, рискованный шаг…

Встречи Бориса и Катерины происходят именно ночью. Писатель не случайно выбирает именно это время суток: ночью изменяет девушка мужу, а, значит, данный символ выступает в роли «вестника безумия».

Ночью  Катерина и убивает себя — хаос уносит  душу девушки  за собой. Но в этот раз, предстающая перед нами ночь, становится  не просто символом смерти, утраты, она так же сулит и просветление: оказываются возможными перемены в «тёмном царстве».

Но вместе с символом ночи появляется ещё 1 знак (символ) — число 10,  как известно, обозначающее всецелостность, завершенность….

«Катерина . Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!

Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами! Не я  ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без  тебя! Помнишь, помнишь? А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому… И все-то десять ночей я гуляла…»

10 ночей гуляла Катерина с Борисом, а, значит, уже ничего изменить нельзя: Катерина уже ушла из дому, предала мужа — она сделала свой выбор.

Число 10 также означает появление чего-то нового в жизни человека.

И действительно, в жизни Катерины появляется такое чувство, как любовь, привязанность к Борису, но вместе с любовью приходит и страх,  чувство вины и отчаяния. Число 10 автор вводит для того чтобы показать, что у Катерины уже нет выбора, нет выхода, нет шанса вернуться назад, девушка уже совершила поступок, за который станет корить себя. Именно 10 ночей: осознанно, целенаправленно она встречалась с любимым, она знала на что идет, и знала чего ей будет это стоить, знала и все равно шла, не робкими, а твердыми, уверенными шагами. Именно с этой целью автор вводит данный символ.

Ключ

Среди тысячи бытовых предметов ключ занимает особое, привилегированное положение. При этом ценность представляет не сам кусочек фигурного металла, а его уникальная функция. Иными словами,  роль ключа заключается в его исключительно важном назначении — открывать доступ куда-либо или к чему-либо. Поэтому ключ, способный устранить материальную или духовную преграду на нашем пути, символизирует власть, вход, доступ, решение, продвижение, свободу действий и выбора, тайное знание. Эту общепризнанную символику ключа могут дополнять местные значения отдельных культур. Так, например, в Японии ключи издавна считались эмблемой процветания.

В религии ключ часто рассматривался как символ перехода в иное состояние. Ключи держал в руках древнеримский Янус, двуликое божество дверей, ворот, входов и выходов. Этот божественный привратник заведовал у римлян переходом ото дня к ночи и от одного времени года к другому. Боги Древнего Египта несли на себе знак анка — особого вида креста с большим ушком, игравшего роль ключа и символизировавшего переход к загробной жизни. В христианстве ключи — символ могущества и власти, дающие силу отпускать грехи и отлучать от церкви.

Ключ — символ, обладает властью и возможностью все открывать и закрывать, связывать и освобождать.

В произведении «Гроза» значимую роль играет сцена между Катериной и Варварой, когда Варя дает главной героине произведения ключ от калитки в саду. И ключ становится еще одним символом в произведении Островского.

Варвара подает  Катерине ключ, тем самым освобождая девушку, подвергая Катерину неизвестности, но, вместе с тем, даруя ей шанс на свободу:

«Варвара, в саду, за малиной, есть калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила. На вот, может быть, понадобится. (Подает ключ.) Если увижу, так скажу, чтоб приходил к калитке.

Катерина (с испугом отталкивая ключ). На что! На что! Не надо, не надо!

Варвара. Тебе не надо, мне понадобится; возьми, не укусит он тебя.

Катерина. Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это! Подумала ль ты! Что ты! Что ты!»

Сомнения и страх перед последствиями смешиваются в сердце девушки, и, подобно поворотам ключа от калитки в замочной скважине, она постепенно, словно ощущая повороты ключа в душе, отпирая неведомую дверь, обретает решительность и уверенность в своих действиях:

«Катерина (одна, держа ключ в руках). Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь. (Подумав.) …(Молчание.) А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня. (Задумывается.) Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны, (Задумчиво смотрит на ключ.) Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою. (Прислушивается.) Ах, кто-то идет. Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.) Нет!.. Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала… Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда! А как же я мужу-то!.. Да ведь он сам не захотел. Да, может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выйдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела пользоваться. Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь… Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..»

Девушка получает «подарок судьбы», который несет на себе тяжкое испытание: ключ не случайно оказывается в ее руках — он помогает  узнать  Катерине саму себя, свою силу воли и правдивость её намерений. Ключ не обрекает ее на побег, а лишь дает шанс этот побег совершить, ключ не подталкивает Катерину к калитке в саду, а лишь дарит возможность к ней подойти. Он дарит ей знание, дает власть, но не над калиткой,  не над Кабанихой, запершей выход из сада, а над самой собой, над своей совестью и судьбой. Ключ одновременно открывает замок, но закрывает путь назад, забирает возможность вернуться к прежней жизни. Ключ освобождает Катерину от «плена темного царства», но  в то же время связывает ее, вовлекая в еще более темный и мрачный мир — мир измены. Не случайно двуликий Янус, держащий в руках ключ, являлся  властителем перехода ото дня к ночи. Ключ становится нечто средним между ночью и днем — между светом и тьмой. Ключ дает Катерине возможность выбирать и решать самой, самой создать свою жизнь и прокладывать к этой жизни свой личный путь.

Белый платок

Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Главное и исходное его значение — свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет — это божество, благо, жизнь.

Белый означает полный покой, безмятежность, тишину, целомудрие, сосредоточенность.

Белые одежды надевают во время праздников крещения, причастия, Рождества Христова, пасхи, Вознесения, освящения храмов. У некоторых народностей множество ритуалов сопровождаются окрашиванием белой краской, надеванием белой одежды, использованием белых животных и птиц.

Платок во многих странах считается важным элементом одежды женщины, вне зависимости от её возраста, свидетельствующий как о нравственности, так и, в определённом смысле, о ее семейном положении. Считается, что белый платок снится ко встрече с любимым человеком. Белый платок символизирует чистоту, свет, мудрость, высоту духа.

Символ платка в произведении Островского имеет двойственное начало.

Писатель вводит в произведение такой символ добра и нравственности,  чтобы показать робкие несмелые шаги, совершая которые, Катерина обрекает себя на страдания. Вместе с тем, чтобы противопоставить мир чистоты и нравственности, от которого отрекается героиня произведения, миру тьмы и измены, в который девушка приходит добровольно.

«Катерина тихо сходит по тропинке, покрытая большим белым платком, потупив глаза в землю…»

Одновременно платок становится и частичкой света, символом чистоты в душе девушки.

В Катерине борются желание свободы, мечта остаться с любимым человеком и чувство долга, обязательство перед мужем. Платок заставляет героиню Островского бороться со своими чувствами и мыслями. Но с каждым шагом девушка все больше приближается к совершению греха, и платок будто бы плавно падает с ее плеч:

«Катерина (с испугом, но, не поднимая глаз). Не трогай, не трогай меня! Ах, ах!

Борис. Не сердитесь!

Катерина. Поди от меня! Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем.

Борис. Не гоните меня!

Катерина. Зачем ты пришел? Зачем ты пришел, погубитель мой? Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски!

Борис. Вы сами велели мне прийти…

Катерина. Да пойми ты меня, враг ты мой: ведь до гробовой доски!

Борис. Лучше б мне не видеть вас!

Катерина (с волнением). Ведь что я себе готовлю? Где мне место-то, знаешь ли?

Борис. Успокойтесь! (Берёт её за руку.) Сядьте!

Катерина. Зачем ты моей погибели хочешь?

Борис. Как же я могу хотеть вашей погибели, когда люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!

Катерина. Нет, нет! Ты меня загубил!

Борис. Разве я злодей какой?

Катерина (качая головой). Загубил, загубил, загубил!

Борис. Сохрани меня бог! Пусть лучше я сам погибну!

Катерина. Ну, как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом, ночью иду к тебе.

Борис. Ваша воля была на то, Катерина.

Катерина. Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. (Поднимает глаза и смотрит на Бориса.)

Небольшое молчание.

Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь! (Кидается к нему на шею.)

Борис (обнимает Катерину). Жизнь моя!

Катерина. Знаешь что? Теперь мне умереть вдруг захотелось!

Борис. Зачем умирать, коли нам жить так хорошо?

Катерина. Нет, мне не жить! Уж я знаю, что не жить.

Борис. Не говори, пожалуйста, таких слов, не печаль меня…

Катерина. Да, тебе хорошо, ты вольный казак, а я!..

Борис. Никто и не узнает про нашу любовь. Неужели же я тебя не пожалею!

Катерина. Э! Что меня жалеть, никто не виноват, – сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! (Обнимает Бориса.) Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься…»

Отчаяние в голосе исчезает: Катерина уже совершенно уверена в своих действиях, она не боится ни осуждения, ни чувства вины. Постепенно, по мере приближения девушки к совершению греха, платок словно исчезает, он теряет свою силу, свою значимость, так как уже не может остановить Катерину. Катерина борется сама с собой, со своей совестью и чувством  любви к Борису. Она осознает, что совершает большую ошибку, но не имеет сил бороться со своими чувствами. Белый цвет остается частичкой света в ее душе: девушка совершает ошибку по отношению к мужу, но самой себе она остается верна. От Бориса она уходит в платке, который становится символом новых чувств, новой жизни, бороться с которой она уже не может.

Гитара. Овраг

Во время встречи Бориса и Катерины появляются в произведении еще два символа: гитара и овраг.

Автор не случайно выбирает место встречи влюбленных: овраг-это крутая, глубокая ложбина, которая становится не просто ямой, а темной, бездонной пропастью для героев «Грозы». Они приближаются к ней и будто бы падают, окунаются в неё с головой и уже  теряют шанс когда – либо вырваться из темного плена.

«Ночь. Овраг, покрытый кустами; наверху – забор сада Кабановых

и калитка; сверху – тропинка.»

Они оба делают свой выбор — сами подходят к краю их собственного обрыва, сами делают первый шаг и устремляются навстречу пленяющей их неизвестности.

Дважды появляется еще один символ – гитара — перед самой встречей Бориса и Катерины, и во время их расставания.

Гитара символизирует гармонию и единство. В самом деле, влюбленные соединяются, получают возможность увидеть друг друга и сказать все, что так давно мечтали произнести. После столь долгого ожидания они наконец-то вместе, рядом.

«Кудряш (входит с гитарой). Нет никого. Что ж это она там! Ну, посидим да подождем. (Садится на камень.) Да со скуки песенку споем. (Поет.)»

Гитара во время расставания показывает читателю, что Катерина и Борис уже не могут расстаться, забыть друг друга, что их связывает нечто большее, чем  свидание в ночи. Тайна, которую уже нельзя открыть, встреча, забыть о которой  невозможно, вот, что их объединяет, вот что не оставит их уже никогда…

«Катерина. Да, до завтра! Что во сне увидишь, скажи! (Подходит к калитке.) Борис. Непременно.

Кудряш (поет под гитару).

Гуляй, млада, до поры,

До вечерней до зари!

Ай лели, до поры,

До вечерней до зари.»

Калина

Город, в котором происходит действие, не случайно получает свое название Калинов.

Калина, как символ, имеет двойственное начало. С одной стороны, калина является обычным символом девства, красоты и любви. По обычаю, если где-то на дороге или в поле была одинокая могила, сельские девчата считали своим долгом обсадить ее калиной. Калиновые гаи издавна считались священными. Возле них запрещалось выпасать коров, рубить кусты. По поверью, если в калиновой люльке качать ребенка, то он вырастет певучим.

Калина у украинцев — дерево необыкновенно поэтическое. Ягоды ее служат украшением в каждой хате. Любимый всеми славянами красный цвет, который имеют спелые ягоды калины, изображает девичью красоту. Белизна ее цветов — символ девственности и невинности.

И, действительно город Калинов снаружи прекрасен. Он кажется теплым, уютным, приветливым:

«Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин прогуливаются.

Кулигин (поет). «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…» (Перестает петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу.

Кудряш. А что?

Кулигин. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.

Кудряш. Нешто!

Кулигин. Восторг! А ты «нешто»! Пригляделись вы либо не понимаете, какая красота в природе разлита.»

Калина так же является символом утрат и горя.

Но радушным город является только внешне. На самом же деле здесь царит горечь, раздор, разочарование. Жить здесь очень тяжело. Люди с головой окунаются в свою однообразную, скучную жизнь. Город этот – мир жестоких нравов. Все здесь решают деньги :

«В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите. И никогда нам, сударь, не выбраться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые ещё больше денег наживать.»

Жители здесь злые, завистливые:

«Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти…»

Единственное их развлечение- ссоры, споры, и чем дальше эта вражда длится, тем больший интерес у жителей возникает:

«Враждуют друг на  друга… И  начнется  у них,

сударь,  суд да дело, и  несть конца мучениям. Судятся,  судятся здесь да  в

губернию  поедут, а там уж их и  ждут да  от , радости  руками

плещут.  Скоро  сказка  сказывается, да не  скоро дело делается;  водят  их,

водят, волочат их, волочат, а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно…»

Жители не признают правды, единственный способ выжить в Калинове -ложь, молчание:

«Я было хотел все это стихами изобразить…

     Как можно,  сударь! Съедят, живого проглотят.  Мне уж и  так,

сударь, за мою болтовню достается…»

Калинов — город запретов и  осуждений, страха и несправедливости. Все действия, мысли, жизнь, чувства — все огорожено высоким, неприступным забором, для всего здесь свои нормы, законы, порядки.

Во всем этом описании проявляется еще одна сущность данного символа. Калина, вместе с тем, дерево и погребальное, памятное — символ крови.

Все в этом городе обман, все не то, чем кажется снаружи: горечь скрыта за маской счастья и радости, слезы и разочарование прячутся за улыбкой. Калина становится символом печали, разочарования, ведь именно это чувство несет город своим жителям.

Волга. Вода.

Волга-река, один из центральных символов произведения. Река — это прежде всего вода, а вода является одним из самых таинственных символов.

Вода в целом воплощает и начало, и конец мира.

Символ воды имеет несколько значений. С одной стороны, вода означает плодородие и жизнь. Вода, выступая в качестве первоосновы мира, символизирует полноту возможностей, смешение элементов, предшествующее всем формам и всему творению. Возможно, подобная фундаментальная роль воды в мироздании связывалась с приписываемой ей способностью трансформации, изменения (в силу ее «превращения» в пар, град, снег, лед). В качестве средства очищения и искупления вода известна в основном в засушливых регионах. Вода наделяется живительной способностью — небесные воды орошают землю, способствуя поддержанию жизни на ней. Во многих традициях вода считалась проводником воли богов, посредником в общении с небом, глашатаем судьбы. В этой связи в различных системах гадания прибегали к истолкованию образов, являющихся в воде. Провидец, глядя на водную поверхность, как считалось, мог видеть будущее, а также прошлое.

Также и Волга — отдельный мир, царство плодородия и жизни. Река становится некой границей между миром  счастья и добра и миром города Калинова.«Чудеса…Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.»

Но, вместе с тем, вода-символ погружения и гибели. В Библии вода отождествляется с первозданным хаосом (Быт. 1). Она предстает как орудие гнева Господня («Вот, поднимаются воды с севера и сделаются наводняющим потоком, и потопят землю», Иер. 47). Библейское выражение «находиться во глубине вод» означает «страдать» («и объяли меня воды до души моей»). Во сне погружение в воду означает возврат к предначальному состоянию, подразумевающий смерть и уничтожение.

Барыня и вовсе называет Волгу омутом – обманчиво спокойным местом,  местом опасности, перехода в подводное царство ( река после и забирает Катерину у Тихона):

«Барыня. Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота-то ваша вас радует? Вот красота-то куда ведет. (Показывает на Волгу.) Вот, вот, в самый омут.

Варвара улыбается.

Что смеетесь! Не радуйтесь! (Стучит палкой.) Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой. (Уходя.) Вон, вон куда красота-то ведет! (Уходит.)»

 Катерина погибает именно в Волге: «смерть и уничтожение»- таковым становится символ воды в «Грозе».

«Умереть бы теперь… Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… Руки крест-накрест складывают… в гробу? Да, так… я вспомнила. А поймают меня да воротят домой насильно… Ах, скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай! (Уходит.)»

Волга предстает мрачной и величественной, темной, загадочной рекой, рекой, которая принимает жертву Катерины — ее жизнь, и навсегда меняет  Калинов.

Смерть, но вместе с тем новая жизнь. Гибель девушки, становится первым шагом, возможностью расцвета города. Река словно приносит новые идеи, новые цели и новые возможности, открывает новый мир перед жителями города: мир чувств, мыслей и собственных желаний.

Гроза

Гроза-символ одновременно Божьего гнева и обновления.

Впервые слово «гроза» употребляется в сцене прощания с Тихоном: «Недели две никакой грозы надо мной не будет». Ему хочется хотя бы ненадолго избавиться от чувства страха и зависимости, от мира тьмы, в который погружен весь город Калинов. Под грозой в произведении подразумевается страх и освобождение от него. Это страх возмездия за грехи. «Гроза-то нам в наказание посылается», -говорит Дикой. Власть этого страха распространяется на многих героев драмы и не проходит даже мимо Катерины. Она религиозна и считает грехом то, что полюбила Бориса. «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами».Для Катерины гроза становится именно Божьей карой за совершенный грех. Девушка боится слов Барыни:    « А кто отвечать будет? За всё тебе отвечать придётся. В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей! Куда прячешься, глупая! От Бога-то не уйдешь!», так как понимает, что старуха права.

Правда, никому неизвестная правда, становится ее карой, ее грозой.

Раскаты грома, молния кажутся ей грядущим наказанием.

«Катерина прячется.

Барыня. Куда прячешься, глупая? От бога-то не уйдешь! Все в огне гореть будете в неугасимом! (Уходит.)

Катерина. Ах! Умираю!

Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!

Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь? А, знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому…

И все-то десять ночей я гуляла… (Рыдает.)»

Катерина чувствует свою вину перед мужем, осознает свои ошибки, и совесть мучает ее, сама себя девушка доводит до покаяния.

Но для Тихона и всего Калинова гроза становится символом обновления. Жизнь города меняется с появлением Катерины, ее гроза-протест против Кабанихи и всего темного царства. Не появись эта девушка в мире мрака и печали, все бы осталось как прежде, город бы постепенно умирал. Она же подарила ему шанс на жизнь, обновление, очищение, она сама стала своего рода грозой, вспышкой света, новым началом для чего-то светлого и яркого.

Гроза становится символом перемен, символом надежды на наступление лучших времен.

Заключение

Смысл произведения заключается в том, что Катерина через смерть обрела свободу в неизвестном нам мире. Ее чувства и мысли не могли найти понимания со стороны окружающих, поэтому она решается на гибель: девушка остается верна самой себе — и это самое главное. Не случайно Добролюбов называет ее лучом света в темном царстве: Катерина становится именно лучом, потому что готова пойти даже на гибель ради свободы, другим не хватает сил, чтобы восстать против существующего порядка. Так Тихону никогда не хватит силы духа и силы характера ни бороться с матерью, ни покончить с жизнью, хотя он и совершает попытку противоречить Кабанихе, но, все же,  попытка эта граничит с обреченностью, совершается в порыве отчаяния.

 

«В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и  над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Конец кажется отрадным: в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что нельзя уже идти дальше, нельзя далее жить с насильственными мертвящими порядками».

                                                                                  Н.А. Добролюбов

    Подводя итог, можно  сказать, что роль символики очень важна в пьесе. 

Именно символы помогают читателю раскрыть истинные причины поступков героев, истинный смысл произведения. Символ — ключ, позволяющий проникнуть в область большую, чем он сам.     

Наделяя явления, предметы, пейзаж, слова героев еще одним, более глубоким смыслом, Островский хотел показать, насколько серьезный конфликт существовал в то время не только между, но и внутри каждого из них.

Список литературы

1.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0_(%D0%BF%D1%8C%D0%B5%D1%81%D0%B0)

2. http://www.znaki.chebnet.com/s10.php?id=719

3. http://sigils.ru/symbols/voda.html

4. http://www.rulit.net/books/simvoly-znaki-emblemy-enciklopediya-read-228708-136.html

gimn56nou.ucoz.com

Островский, «Гроза»: анализ произведения :: SYL.ru

Пьеса Островского «Гроза», анализ которой вы можете найти в этой статье, — известное произведение российского драматурга, написанное в эпоху предреформенного общественного подъема. Впервые оно увидело свет в 1859 году. Это пьеса в пяти действиях, события которой происходят в небольшом вымышленном городке Калинове, расположенном на берегу Волги.

Сюжет пьесы

Пьеса «Гроза» Островского, анализ которой вы сейчас читаете, до сих пор является программным произведением этого автора. Для того чтобы лучше в нем разобраться, обратимся к сюжету.

В центре повествования — семья Кабановых, они живут по домострою. Но при этом руководит всем женщина — Марфа Игнатьевна. Главная героиня — супруга ее сына Тихона, которую зовут Катерина. Она выросла, окруженная любовью и лаской в родной семье, поэтому с Кабановыми чувствует себя некомфортно. Тут царят жесткие нравы.

После того как она стала супругой Тихона, ее жизнь изменилась кардинальным образом. По сути, Катерина стала подневольной. Через несколько лет она влюбляется в племянника Дикого по имени Борис Григорьевич. Правда, и он оказывается самодуром, к тому же жестоким и жадным.

При этом он готов ответить ей взаимностью. Осознавая непростую ситуацию, в которой они оказались, влюбленные устраивают встречи украдкой. Но через какое-то время богобоязненная Катерина признается своему супругу в измене. Да еще и при его строгой и ничего не прощающей матери. После этого ее жизнь окончательно становится совершенно невыносимой. А когда Борис получает приказ уехать в Сибирь, Катерина не выдерживает психологического давления и кончает с собой. Она бросается с крутого обрыва в Волгу.

Обстановка, в которой написана пьеса

Для того чтобы сделать анализ произведения Островского «Гроза», следует вспомнить, в какое время была написана эта пьеса. В России царила предреволюционная ситуация, тучи сгущались практически над всеми сферами общественной жизни.

В основе пьесы «Гроза» Островского, анализ которой вы найдете в этой статье, лежит конфликт между отдельно взятой личностью и окружающим обществом. Причина же банальна, как и всегда. Это социальное неравенство и деньги.

Как и в большинстве других произведений Островского, здесь на первый план выходят темы деспотизма, угнетения человека человеком и лжи. Наибольшей силы этот протест набирает в пьесе «Гроза» А. Н. Островского. Анализ произведения обязательно включает в себя проблему борьбы человека за свои права и свободу, личное счастье, осмысленную жизнь. Эти вопросы и пытается решить драматург.

Конфликт драмы

В пьесе Островского «Гроза», анализ которой мы сейчас делаем, есть ключевой конфликт. Он заключается в том, что сильный и свободный человек оказывается в чуждой ему среде. Он попадает не в свою тарелку, его личность фактически начинают душить. Так и происходит с главной героиней Катериной.

Ее трагедия заключается в том, что девушка чужда семье Кабановых, так как до этого воспитывалась в свободной атмосфере. Она была единственной и любимой дочерью. А в этом мире все строится на лжи и обмане, члены семьи сами не уважают друг друга, все живут в страхе перед Марфой Игнатьевной, боясь чем-то оказаться ей неугодными.

Характеристика Катерины

Даже в кратчайшем анализе «Грозы» Островского необходимо охарактеризовать образ Катерины. Это возвышенная и поэтическая натура, которая восхищается природой и красотой, мечтает о любви. Вот только в ее жизни постоянно встречаются грубые и неотесанные мужланы.

Она всем сердцем пытается проникнуться любовью к мужу, свекрови, но смириться с царящим в семье насилием оказывается не так-то и просто. Самодурство и безгласность, которые царят в доме Кабановых, доводят историю до трагических последствий.

Едва ли не единственной отдушиной для Катерины являлась религия. Потому что книг она не читала, грамоты не знала, а вот церковь погружала ее в прекрасный мир народного искусства и фольклора.

В доме Кабановых она фактически задыхается, тоскуя по искренним и добрым человеческим отношениям. Она не хочет мириться с неволей, в которой оказалась, поэтому начинает придумывать способы, как навсегда покинуть этот опостылевший дом. В то же время она пытается подавить в себе эти чувства.

В сердце женщины происходит серьезная борьба. Читатель застает ее на фоне внутренней напряженной борьбы. Она влюбляется в Бориса искренне и глубоко, но при этом старается всячески подавить в себе живое и побуждающее чувство. Она стремится как можно реже видеться с любимым, от этого сильно страдает.

Образ грозы

В кратком анализе «Грозы» Островского важное место занимает образ самой грозы. Об этом надвигающемся природном явлении говорится еще в первом действии. Но речь идет не только о явлении природы, а и о душевной грозе, которая бушует в самой Катерине.

В мире религиозных представлений, в котором она живет, свои поступки кажутся Катерине страшными и греховными. Женщину пугает грех, между тем живые чувства просыпаются в ней все сильнее и сильнее.

Внутренняя борьба

В ее собственной душе назревает опасный конфликт, о котором обязательно надо сказать в анализе «Грозы» Островского по действиям. Главная героиня признается, что не умеет лгать, на что Варвара возражает ей, что только на этом держится весь дом Кабановых, так что ей придется очень непросто. Но Катерина категорически отказывается принимать мораль «темного царства», в котором оказалась. Уже тогда она прямо говорит, что в крайнем случае готова на решительные меры — выброситься из окна или утопиться в реке.

Катерина признается Варваре, что хотела бы себя переломить, но пока не может. В ее душе идет внутренняя борьба. Она задается вопросом: что значит — переломить себя? Остаться с человеком, который ее не любит и не ценит? Но в доме Кабанихи (так пренебрежительно называют Марфу Игнатьевну все домочадцы) невозможно жить с вольным сердцем и душой. Более того, под влиянием религиозной литературы Катерине кажется, что ее тяга к воле — это искушение, уготованное для нее дьяволом.

Перелом в главной героине

В анализе «Грозы» Островского важно отметить, когда происходит перелом в душе главной героини. В какой-то момент Катерина приходит к окончательному выводу, что ее муж не стоит не только ее любви, но и уважения. Читатель наблюдает последнюю вспышку ее внутренней борьбы.

Сначала она выбрасывает ключ, а сцена свидания открывается затяжной народной песней, в которой подчеркивается весь трагизм любви Катерины к Борису.

Характер Катерины

В результате мы видим, что гроза, которая начала собираться еще в первом действии, к концу пьесы все-таки разразилась над пленницей «темного царства». Но при этом борьба в душе главной героини еще не завершена. Многие литературные критики убеждены, что Катерина — не безответная жертва, а персонаж с сильным и решительным характером, с вольнолюбивым сердцем.

Она решается убежать из дома, не побоявшись будущей вероятной кары. Все это только для того, чтобы проститься с Борисом, который получил приказ направиться в Сибирь. При этом она уже не прячется от окружающих, не скрывает своих отношений с любимым и искренних чувств. Она кричит во весь голос, зовет своего возлюбленного, просит откликнуться.

В этот момент мы убеждаемся, что в действительности Катерина свободна, хотя бы потому, что больше ничем не дорожит, а живет во имя любви, чего раньше себе позволить не могла. В одной из сцен Катерина завидует Борису, называя его вольным казаком. Но на самом деле ее внутренняя свобода намного сильнее, чем у Бориса. Того в действительности сковывает страх перед дядей. Он оказывается недостойным Катерины.

В финале пьесы главная героиня побеждает, наконец, своего внутреннего врага — рушатся ее религиозные представления о мире. Катерина убеждается, что сама вольна выбирать, что ей делать дальше — жить или умирать. Размышляя о предстоящем самоубийстве, она приходит к выводу, что смерть все равно, рано или поздно, придет сама, а жить так, как живет она, нельзя. Ее даже не смущает, что это считается грехом и о ней никто не будет молиться. Катерина уверена, кто искренне любит, тот обязательно помолится.

www.syl.ru

Почему Островский назвал драму «Гроза»?

В современном мире имя драматурга А.Н.Островского очень популярно. В театре и по телевизору ежедневно идут постановки его произведений. Одним из его самых известных детищ является «Гроза». Написано это произведение перед отменой крепостного права – в 1860 году. Критики-современники автора рассмотрели в его пьесе предпосылки новой счастливой жизни государства. Давайте рассмотрим, почему Островский назвал пьесу «Гроза».

Символизм в произведении

Первый раз слово «гроза» говорит Тихон. Именно ему хочется больше всего избавиться от какой-либо зависимости. Страх в пьесе символически выражается в грозе. Дикой рассудил, что этот страх даётся человечеству за его грехи. Он распространяется практически на всех героев произведения, в том числе и на Катерину. Она считает свою любовную связь с Борисом огромным грехом. Это и объясняет, почему Островский назвал драму «Гроза».

Из всех героев произведения  не боится и даже радуется появлению грозы механик Кулигин. Он считает, что люди сами себя заводят в тупик страхом, а для того чтобы совладать с природной стихией, необходим обычный громоотвод. Все страхи создаются из-за непонимания, а лишь затем навязываются обществу.

На протяжении всего произведения на переднем плане находится постоянный конфликт между господами и их прислугой. Именно эта борьба более всего похожа на природную стихию. Отчасти это и стало причиной того, почему Островский назвал «Грозу» драмой.

В картине сперва происходит страшное природное явление: внезапно солнце прячется за черной грозовой тучей, резко темнеет, сильный ветер налетает и валит все к земле. Сначала начинается сильный дождь, а затем с неимоверной силой сверкают молнии. Точно так же происходит и в мире человеческих взаимоотношений. Здравый смысл Кулигина остаётся непоколебимым, однако Катерина, после того как высказывает свой протест, бросается в Волгу и тем самым спешит самостоятельно распорядиться со своей неудавшейся судьбой. Как раз в этом сопоставлении и заключается основное значение символов в реализме. Подобно грозе, эмоции на

elhow.ru

“Гроза” самое решительное произведение Островского

Я согласна с тем, что произведение Островского Гроза является самым решительным произведением в его творчестве. Островский показывает общество на той стадии, когда патриархальные уклады уже изжили себя, а новые еще не вошли в жизнь. Все ждут каких-то новых и важных реформ, ожидают отмену крепостного права.

Действие происходит в городке Калинове, жители этого города будто оторваны от мира, они не знают, что происходит в нем, это их не интересует. Они. развесив уши, слушают выдуманные истории Феклуши и безоговорочно доверяют ей, при этом не обращая внимания на научные и правдивые речи Кулигина, который объясняет все с помощью науки.

Автор явно изображает господ и их жертв. Жертвы не стремятся вырваться из под гнет, потому что, господа упорны. Они знают, что их власть сохранится, только если все будут бояться их и не противоречить. К господам, бесспорно, относятся Кабанова и Дикой. Дикой привык любым способом добиваться своей цели, он даже не боится об этом говорить, держит в страхе свою семью. Кабаниха же стремится к тому, чтобы в душе человека не было свободолюбивых мыслей, она пресекает все эти мысли и в душе сына, и Катерины, она постоянно держит ее в страхе, ее дочь Варвара внешне соглашается с ней, но внутренне противоречит, она бегает на


свидания, скрываясь от матери, гуляет. Во время их разговора она постоянно про себя спорит с ней, а сын во всем соглашается с матерью, но только и мечтает вырваться из ее рук и жить так, как хочет он. Так он и поступает, когда Кабаниха посылает его в другой город.

Смелым решением Островского стал созданный образ Катерины. Многие критики отмечают, что образ Катерины изменит современную литературу. Катерина обладает богатым внутренним миром, она религиозна, поэтична, ее душа возвышается, когда она в церкви, все в ней положительно, она даже предвидит свой грех и корит себя за это. Даже совершив его, изменив мужу, она не перестала быть чистой. Она сама себя выдает и корит себя за содеянное. Она очень религиозна, но, несмотря на это она совершает тяжкий грех – самоубийство. Она понимает, что это лучший выбор для нее, этим поступком она протестует против темного царства, и после содеянного им городок Калинов понимает, что это они довели девушку, Тихон наконец-то начинает винить мать и отвечать ей, а Варвара уходит из дома. Этот разгорающийся протест означает, что Россию ждут перемены, которые будут направлены в лучшую для народа сторону. Островский явно показал это состояние России, одухотворяя народ, поэтому это произведение назвали самым решительным.

schoolessay.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *