список лучших. Первое произведение Островского
«Колумб Замоскворечья», автор пьес, превративших русскую драму в «настоящую» литературу – это А. Н. Островский, произведения которого с середины XIX века стали главными в репертуаре Малого театра в Москве. Все, что им написано, делалось не для чтения, а для постановки на сцене. Итогом 40 лет творческой деятельности стали оригинальные (около 50), созданные в соавторстве, переработанные и переводные пьесы.
Источники «вдохновения»
Все произведения Островского основаны на постоянных наблюдениях за бытом различных сословий, в основном купечества и поместного дворянства.
Детство и юность драматурга прошли в Замоскворечье – старом районе Москвы, который в основном населяли мещане. Поэтому Островский был хорошо знаком с укладом их жизни и особенностями внутрисемейных и общественных отношений. К середине XIX века здесь все больше появляется так называемых «дельцов» — они войдут в новое купечество.
Очень полезной оказалась работа в канцелярии Московского совестного суда, куда Александр Николаевич поступил в 1843 году. 8 лет наблюдений за многочисленными тяжбами и ссорами купцов и родственников позволили накопить ценный материал, на основе которого будут написаны лучшие произведения Островского.
В творчестве драматурга принято выделять 4 основных периода. Каждый ознаменовался особым подходом к изображению действительности и появлением ярких пьес.
1847-1851 годы. Первые опыты
Очерки, написанные в духе «натуральной школы» и в соответствии с традициями, заложенными Гоголем, принесли начинающему литератору звание «Колумба Замоскворечья». Но довольно скоро на смену им пришли пьесы, которые полностью вытеснли эпические жанры.
Первое произведение Островского – «Семейная картина», впервые прочитанная автором на вечере у С. Шевырева. Однако известность приносит «Банкрут», позже переименованный в «Свои люди — сочтемся!» Реакция на пьесу была мгновенной. Цензура ее тут же запретила (написана в 1849, попала на сцену лишь в 1861), а В. Одоевский поставил в один ряд с «Недорослем», «Горем от ума» и «Ревизором». В течение нескольких лет произведение с успехом читалось в кружках и на литературных вечерах, обеспечив молодому автору всеобщее признание.
1852-1855 годы. «Москвитянинский» период
Это время, когда Островский примкнул к «молодой редакции» журнала, проповедовавшего идеи почвенничества и испытывавшего интерес к купечеству. Представители социального сословия, не связанного с крепостничеством и не оторванного от народа, могли стать, по мнению А. Григорьева, новой силой, способной повлиять на развитие России. К этому периоду относятся всего 3 произведения Островского, одно из которых — «Бедность не порок».
В основе сюжета изображение отношений в семье купца Торцова. Властный и деспотичный отец, Гордей, планирует выдать дочь, влюбленную в бедного приказчика, за ловкого и богатого Коршунова. Это купец нового поколения, который никогда не упустит своего. Переубедить брата-самодура удается Любиму — склонному к пьянству, не скопившему состояния, но во всем следующему нравственным законам. В результате дело решается благополучно для Любы, а драматург утверждает победу русской народной культуры и традиций над европейскими.
1856-1860 годы. Сближение с «Современником»
Произведения этого периода: «Доходное место», «В чужом пиру похмелье» и, конечно же, «Гроза» — стали итогом переосмысления роли патриархального купечества в жизни страны. Оно уже не привлекало драматурга, а все больше приобретало черты самодурства и отчаянно пыталось противостоять всему новому и демократичному (результат влияния разночинцев из «Современника»). Наиболее ярко это «темное царство» было показано в единственной трагедии драматурга «Гроза». Здесь же появляются молодые люди, не желающие мириться с домостроевскими законами.
Анализируя произведения, созданные в 40-50 годы, А. Григорьев назвал Островского А. Н. истинно «народным поэтом», что подчеркивало масштабность изображаемых им картин.
1861-1886 годы. Зрелое творчество
За 25 пореформенных лет деятельности драматург написал яркие произведения, разнообразные по жанру и тематике. Их можно объединить в несколько групп.
- Комедия о быте купечества: «Правда хорошо, а счастье лучше», «Не все коту масленица».
- Сатира: «Волки и овцы», «Бешеные деньги», «Лес» и др.
- «Картины московской жизни» и «цены из захолустья» о «маленьких» людях: «Тяжелые дни», «Старый друг лучше новых двух» и т.п.
- Хроники на историческую тему: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» и др.
- Психологическая драма: «Последняя жертва», «Бесприданница».
Особняком стоит пьеса-сказка «Снегурочка».
Произведения последних десятилетий приобретают трагические и философско-психологические черты и отличаются художественным совершенством и реалистическим подходом к изображению.
Создатель национального театра
Проходят века, но произведения Островского Александра Николаевича все так же собирают аншлаги на ведущих сценах страны, подтверждая фразу И. Гончарова: « … после вас мы … можем с гордостью сказать: у нас есть свой русский национальный театр». «Бедная невеста» и «Не в свои сани не садись», «Женитьба Бальзаминова» и «Сердце не камень», «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и «На всякого мудреца довольно простоты»… Этот список с известными каждому театралу названиями пьес Островского можно продолжать еще долго. Благодаря мастерству драматурга на сцене ожил особый мир, наполненный проблемами, которые всегда будут волновать человечество.
fb.ru
А.Н. Островский — ТОП КНИГ
Александр Николаевич Островский; Российская империя, Москва; 31.03.1823 – 02.06.1886
Одним из величайших драматургов российской империи по праву считается А.Н. Островский. Он оставил после себя значимый вклад не только в Российскую, но и мировую литературу. Пьесы А Н Островского пользуются огромным успехом и сейчас. Это позволило драматургу занять высокое место в нашем рейтинге топ 100 авторов, а его произведениям быть представленными в других рейтингах нашего сайта.
А Н Островский биография
Родился Островский в Москве. Его отец был священником, а мать дочь пономаря. Но, к сожалению, мать ушла из жизни Александра, когда ему было лишь 8 лет. Отец же женился повторно на дочери шведского дворянина. Мачеха оказалась женщиной хорошей и уделяла много времени своим приемным детям.
Благодаря большой библиотеке отца, Александр рано пристрастился к литературе. Отец же хотел, чтоб его сын был юристом. Именно поэтому сразу после окончания гимназии Островский пошел учиться на юридический факультет Московского университета. Но университет он не закончил, из-за ссоры с преподавателем, а пошел писарем в суд. Именно здесь Островский увидел множество эпизодов из своей первой комедии – «Несостоятельный должник». Впоследствии эту комедию переименовали в «Свои люди – сочтемся».
Это дебютное произведение Островского было скандальным, так как достаточно скверно представляло класс купечества. Из-за этого жизнь А Н Островского существенно усложнилась, хотя такие писатели как Гоголь, очень высоко оценили это произведение. С 1853 года Островского читать становится все популярнее, его новые произведения ставятся в Малом и Александринском театрах. С 1856 года Островского читать можно в журнале «Современник» где издаются практически все его произведения.
В 1960 году появляется Островского «Гроза» читать которую вы можете на нашем сайте. Это произведение заслуживает самые восторженные отзывы от критиков. В последующем автор получает все большее уважение и признание. В 1863 году его награждают Уваровской премией и избирают членом Петербургской академии наук. Особенным становится и 1866 год жизни А. Н. Островского. В этом году он основывает Артистический кружок, членами которого являются Достоевский, Толстой и многие другие знаменитые писатели. Но, несмотря на это, Александр Николаевич не останавливается на достигнутом, и работает над новыми произведениями, до самой смерти.
Пьесы А Н Островского на сайте Топ книг
В наш рейтинг топ 100 книг Островский попал с произведением «Гроза». Эта пьеса считается одним из лучших произведений автора, поэтому не удивительно, что Островского «Гроза» читать любят, несмотря на возраст произведения. При этом интерес к пьесе достаточно стабилен, чего может достичь только поистине значимое произведение. Более же подробно с произведениями Островского вы можете познакомиться ниже.
Все произведения А Н Островского
- Семейная картина
- Свои люди — сочтёмся
- Неожиданный случай
- Утро молодого человека
- Бедная невеста
- Не в свои сани не садись
- Бедность не порок
- Не так живи, как хочется
- В чужом пиру похмелье
- Доходное место
- Праздничный сон до обеда
- Не сошлись характерами
- Воспитанница
- Гроза
- Старый друг лучше новых двух
- Свои собаки грызутся, чужая не приставай
- Женитьба Бальзаминова
- Козьма Захарьич Минин-Сухорук
- Тяжёлые дни
- Грех да беда на кого не живёт
- Воевода
- Шутники
- На бойком месте
- Пучина
- Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский
- Тушино
- Василиса Мелентьева
- На всякого мудреца довольно простоты
- Горячее сердце
- Бешеные деньги
- Лес
- Не всё коту масленица
- Не было ни гроша, да вдруг алтын
- Комик XVII столетия
- Снегурочка
- Поздняя любовь
- Трудовой хлеб
- Волки и овцы
- Богатые невесты
- Правда хорошо, а счастье лучше
- Женитьба Белугина
- Последняя жертва
- Бесприданница
- Добрый барин
- Дикарка
- Сердце не камень
- Невольницы
- Светит, да не греет
- Без вины виноватые
- Таланты и поклонники
- Красавец мужчина
- Не от мира сего
top-knig.ru
список лучших. Первое произведение Островского
Искусство и развлечения 21 марта 2015«Колумб Замоскворечья», автор пьес, превративших русскую драму в «настоящую» литературу – это А. Н. Островский, произведения которого с середины XIX века стали главными в репертуаре Малого театра в Москве. Все, что им написано, делалось не для чтения, а для постановки на сцене. Итогом 40 лет творческой деятельности стали оригинальные (около 50), созданные в соавторстве, переработанные и переводные пьесы.
Источники «вдохновения»
Все произведения Островского основаны на постоянных наблюдениях за бытом различных сословий, в основном купечества и поместного дворянства.
Детство и юность драматурга прошли в Замоскворечье – старом районе Москвы, который в основном населяли мещане. Поэтому Островский был хорошо знаком с укладом их жизни и особенностями внутрисемейных и общественных отношений. К середине XIX века здесь все больше появляется так называемых «дельцов» — они войдут в новое купечество.
Очень полезной оказалась работа в канцелярии Московского совестного суда, куда Александр Николаевич поступил в 1843 году. 8 лет наблюдений за многочисленными тяжбами и ссорами купцов и родственников позволили накопить ценный материал, на основе которого будут написаны лучшие произведения Островского.
В творчестве драматурга принято выделять 4 основных периода. Каждый ознаменовался особым подходом к изображению действительности и появлением ярких пьес.
1847-1851 годы. Первые опыты
Очерки, написанные в духе «натуральной школы» и в соответствии с традициями, заложенными Гоголем, принесли начинающему литератору звание «Колумба Замоскворечья». Но довольно скоро на смену им пришли пьесы, которые полностью вытеснли эпические жанры.
Первое произведение Островского – «Семейная картина», впервые прочитанная автором на вечере у С. Шевырева. Однако известность приносит «Банкрут», позже переименованный в «Свои люди — сочтемся!» Реакция на пьесу была мгновенной. Цензура ее тут же запретила (написана в 1849, попала на сцену лишь в 1861), а В. Одоевский поставил в один ряд с «Недорослем», «Горем от ума» и «Ревизором». В течение нескольких лет произведение с успехом читалось в кружках и на литературных вечерах, обеспечив молодому автору всеобщее признание.
Видео по теме
1852-1855 годы. «Москвитянинский» период
Это время, когда Островский примкнул к «молодой редакции» журнала, проповедовавшего идеи почвенничества и испытывавшего интерес к купечеству. Представители социального сословия, не связанного с крепостничеством и не оторванного от народа, могли стать, по мнению А. Григорьева, новой силой, способной повлиять на развитие России. К этому периоду относятся всего 3 произведения Островского, одно из которых — «Бедность не порок».
В основе сюжета изображение отношений в семье купца Торцова. Властный и деспотичный отец, Гордей, планирует выдать дочь, влюбленную в бедного приказчика, за ловкого и богатого Коршунова. Это купец нового поколения, который никогда не упустит своего. Переубедить брата-самодура удается Любиму — склонному к пьянству, не скопившему состояния, но во всем следующему нравственным законам. В результате дело решается благополучно для Любы, а драматург утверждает победу русской народной культуры и традиций над европейскими.
1856-1860 годы. Сближение с «Современником»
Произведения этого периода: «Доходное место», «В чужом пиру похмелье» и, конечно же, «Гроза» — стали итогом переосмысления роли патриархального купечества в жизни страны. Оно уже не привлекало драматурга, а все больше приобретало черты самодурства и отчаянно пыталось противостоять всему новому и демократичному (результат влияния разночинцев из «Современника»). Наиболее ярко это «темное царство» было показано в единственной трагедии драматурга «Гроза». Здесь же появляются молодые люди, не желающие мириться с домостроевскими законами.
Анализируя произведения, созданные в 40-50 годы, А. Григорьев назвал Островского А. Н. истинно «народным поэтом», что подчеркивало масштабность изображаемых им картин.
1861-1886 годы. Зрелое творчество
За 25 пореформенных лет деятельности драматург написал яркие произведения, разнообразные по жанру и тематике. Их можно объединить в несколько групп.
- Комедия о быте купечества: «Правда хорошо, а счастье лучше», «Не все коту масленица».
- Сатира: «Волки и овцы», «Бешеные деньги», «Лес» и др.
- «Картины московской жизни» и «цены из захолустья» о «маленьких» людях: «Тяжелые дни», «Старый друг лучше новых двух» и т.п.
- Хроники на историческую тему: «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» и др.
- Психологическая драма: «Последняя жертва», «Бесприданница».
Особняком стоит пьеса-сказка «Снегурочка».
Произведения последних десятилетий приобретают трагические и философско-психологические черты и отличаются художественным совершенством и реалистическим подходом к изображению.
Создатель национального театра
Проходят века, но произведения Островского Александра Николаевича все так же собирают аншлаги на ведущих сценах страны, подтверждая фразу И. Гончарова: « … после вас мы … можем с гордостью сказать: у нас есть свой русский национальный театр». «Бедная невеста» и «Не в свои сани не садись», «Женитьба Бальзаминова» и «Сердце не камень», «Не было ни гроша, да вдруг алтын» и «На всякого мудреца довольно простоты»… Этот список с известными каждому театралу названиями пьес Островского можно продолжать еще долго. Благодаря мастерству драматурга на сцене ожил особый мир, наполненный проблемами, которые всегда будут волновать человечество.
Источник: fb.rumonateka.com
Список книг и других произведений Александр Николаевич Островский Сортировка по году написания
Родился 12 апреля 1823 г. в Москве в семье судейского чиновника. Получил хорошее домашнее образование. В 12 лет был отдан в 1-ю Московскую гимназию, которую окончил в 1840 г. Затем поступил на юридический факультет Московского университета. В 1843 г. оставил университет: юридические науки перестали его интересовать, и Островский принял решение всерьёз заняться литературой. Однако по настоянию отца поступил на службу в Московский совестный суд, а затем (1845 г.) перешёл в канцелярию Московского коммерческого суда.
Адвокатская практика отца и служба в суде в течение почти восьми лет дали будущему драматургу богатый материал для его пьес. В 1849 г. в журнале «Москвитянин» была опубликована комедия «Свои люди — сочтёмся», а Островский стал сотрудником журнала В 1851 г. он ушёл со службы, чтобы посвятить себя литературному творчеству.
Драматург создал около 50 пьес («Доходное место», 1856 г.; «Гроза», 1859 г.; «Бешеные деньги», 1869 г.; «Лес», 1870 г.; «Снегурочка», 1873 г.; «Бесприданница», 1878 г., и многие другие). С именем Островского связана целая эпоха в развитии русского театра. Его перу принадлежат переводы из Сервантеса, Шекспира, Теренция, Гольдони. Творчество Островского охватывает огромный период развития России в XIX в. — от эпохи крепостничества 40-х гг. до развития капитализма в 80-х.
Его драматургия сыграла решающую роль в утверждении на русской сцене самобытного и яркого репертуара, способствовала формированию национальной сценической школы. В 1865 г. Островский основал в Москве артистический кружок и стал одним из его руководителей. В 1870 г. по его инициативе было создано Общество русских драматических писателей, бессменным председателем которого он являлся с 1874 г. и до конца жизни.
В 1881—1884 гг. Островский принимал участие в работе комиссии по пересмотру законоположений об Императорских театрах. С 1 января 1886 г. его назначили заведующим репертуарной частью московских театров. Но здоровье драматурга к этому времени уже сильно пошатнулось, и 14 июня 1886 г. Островский скончался в имении Щелыково в Коссуш тромской губернии.
librebook.me
Александр Николаевич Островский (1823—1886) — Юнциклопедия
Замечательный русский драматург Александр Николаевич Островский родился в семье небогатого судейского чиновника. Любовь к театру пробудилась у него очень рано. В гимназическую и студенческую пору, в конце 30-х — начале 40-х гг., он знакомится с искусством актеров Малого театра.
А. Н. Островский написал 47 оригинальных пьес и 7 — в соавторстве. Они стали основой репертуара русской сцены второй половины XIX в. На его драматургии воспитывались целые поколения русских актеров, развивавших лучшие традиции актерского реалистического искусства. В истории театра Островский известен и как организатор театрального дела, воспитатель актёров, теоретик сценического искусства.
Творчество драматурга формировалось под воздействием передовой революционно-демократической критики, статей В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского. Пьесы Островского — грандиозное художественное полотно, рисующее быт и нравы разных классов и сословий России второй половины XIX в. Особое место среди них занимают пьесы из жизни купечества, обитателей «темного царства».
Начало творческого пути Островского тесно связано с принципами «натуральной школы» русской литературы. В таких пьесах, как «Семейная картина» (1847), «Свои люди — сочтемся» (1850), «Бедная невеста» (1852), драматург стремится к предельно точному воспроизведению быта, изображению картин повседневной жизни. Правдивость и объективность художника усиливали обличительный смысл его произведений.
Затем в творчестве Островского намечается известный перелом. В 1853—1855 г. он пишет комедии «Не в свои сани не садись» (1853), «Бедность не порок» (1854), драму «Не так живи, как хочется» (1855), несколько идеализируя извечные основы народной жизни, ее нравственные и эстетические идеалы.
Общественное движение в России после смерти Николая I и поражения в Крымской кампании повлияло на творчество Островского. С 1856 г. он сближается с журналом «Современник». Круг тем драматурга значительно расширяется, проблематика пьес становится острой и злободневной. Так, в «Доходном месте» (1857) он изображает мир чиновничества с его моралью, этикой, представлениями о чести. Образ мыслей, нормы морали взяточников и казнокрадов под пером писателя получают точную и беспощадную оценку.
Вершиной дореформенного периода творчества Островского стала драма «Гроза» (1859). В ней звучит тема борьбы, протеста против произвола, деспотизма и насилия. «Грозу» с восторгом встретила революционно-демократическая критика. Блестящий анализ драмы дал Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве». Великий критик первым заговорил о новаторстве драматургии Островского. Он отметил не только остроту и новизну идейной проблематики пьес драматурга, но и своеобразие его художественного метода. Суть новаторства его произведений Добролюбов видел в том, что Островский создал «драмы жизни», в которых исчезли многие драматические условности. Трагическое и комическое начала бытия человека воспроизводятся в их неразрывном единстве, а жизнь предстает во всей ее конкретности и полноте.
Творчество Островского 60—70-х гг. удивительно богато и разнообразно по тематике и жанрам. Он пишет исторические драмы и хроники, развивая традиции пушкинского «Бориса Годунова», остросатирические комедии («На всякого мудреца довольно простоты», 1868), продолжает работать в жанре «сцен из жизни», создает «Снегурочку» (1873), светлое, жизнеутверждающее поэтическое произведение. Среди наиболее значительных пьес этого периода — «Лес» (1871), «Волки и овцы» (1875), «Бесприданница» (1879). В «Бесприданнице» звучит трагическая тема судьбы человека в мире наживы, расчета, холодного эгоизма.
В 80-е гг. Островский продолжает развивать жанр социально-психологической драмы. Утверждение крупной буржуазии, постепенный распад дворянства, трагическая судьба чистых, духовно богатых людей, чуждых миру, где все продается и покупается, раскрыты в таких пьесах, как «Невольницы» (1881), «Таланты и поклонники» (1882), «Красавец-мужчина» (1883), «Без вины виноватые» (1884), «Не от мира сего» (1885).
Островский нередко сам принимал участие в постановке своих произведений на сцене, он устраивал читки пьес у себя дома, следил за репетициями, давал советы актерам, помогая им глубже проникнуть в суть образа, найти точные детали исполнения, стремился добиться единства исполнения, ансамбля всех участников спектакля. Он воспитал целую плеяду замечательных актеров Малого театра. Театральные взгляды драматурга получили дальнейшее развитие в творчестве К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Его пьесы стали новым этапом в развитии сценического реализма, прочно вошли в репертуар русского и советского театра.
yunc.org
Ответы@Mail.Ru: Что написал А.Н.Островский?
А почему бы не открыть Яндекс или Гугл и не скачать оттуда хорошие статьи про творчество Александра Николаевича Островского? Или я не понимаю ваш вопрос? Может, Вы хотели сказать: Знаете ли Вы, что написал Островский? У меня любимые пьесы: «Свои люди — сочтемся», «Бесприданница», «Гроза», «Без вины виноватые», «Доходное место», «Лес», про Бальзаминова 2 пьесы, уж сейачс не помню, потому что фильм замечательный.
«Гроза», «Бесприданница», «Как закалялась сталь», «Мать» и др.
даа. . тут, мне кажется, уже ничем не поможешь. . Гроза, Бесприданница, Бедность не порок, Свои люди — сочтёмся, Лес, Волки и овцы, у него много произведений детей своих учите! Островский — это великая классика!
<a rel=»nofollow» href=»http://az.lib.ru/o/ostrowskij_a_n/» target=»_blank» >http://az.lib.ru/o/ostrowskij_a_n/</a>
«Снегурочку» тоже он написал. Чудесная пьеса-сказка, а по ней Римский-Корсаков сочинил оперу. Только «Как закалялась сталь» — это другой Островский, не Ваш. Игорь пошутил. И «Мать» — тоже, это Горький.
самые известные со школьной скамьи: пьесы «Гроза» и «Бесприданница»=)
Он написал «Грозу», «Бедность не порок»
touch.otvet.mail.ru
Островский А.Н. биография
Островский, Александр Николаевич — знаменитый драматический писатель.
Родился 31 марта 1823 г. в Москве, где его отец служил в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Матери Островский лишился еще в детстве и никакого систематического образования не получил. Все его детство и часть юности прошли в самом центре Замоскворечья, бывшего в ту пору, по условиям своей жизни, совершенно особым миром. Этот мир населил его воображение теми представлениями и типами, которые он впоследствии воспроизвел в своих комедиях. Благодаря большой библиотеке отца Островский рано ознакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству; но отец непременно хотел сделать из него юриста. Окончив гимназический курс, Островский поступил на юридический факультет Московского университета. Окончить курс ему не удалось вследствие какого-то столкновения с одним из профессоров. По желанию отца, он поступил на службу писцом, сначала в совестный, потом — в коммерческий суд. Этим и определился характер первых его литературных опытов; в суде он продолжал наблюдения над знакомыми ему с детства своеобразными замоскворецкими типами, напрашивавшимися на литературную обработку. К 1846 г. им было уже написано много сцен из купеческого быта, и задумана комедия: «Несостоятельный должник» (впоследствии — «Свои люди — сочтемся»). Небольшой отрывок из этой комедии был напечатан в Љ 7 «Московского Городского Листка» 1847 г.; под отрывком поставлены буквы: «А. О.» и «Д. Г.», то есть А. Островский и Дмитрий Горев. Последний был провинциальный актер (настоящая фамилия — Тарасенков), автор двух-трех пьес, уже игранных на сцене, случайно познакомившийся с Островским и предложивший ему свое сотрудничество. Оно не пошло дальше одной сцены, а впоследствии послужило для Островского источником большой неприятности, так как дало его недоброжелателям повод обвинять его в присвоении чужого литературного труда. В Љ 60 и 61 той же газеты явилось, без подписи, другое, уже вполне самостоятельное произведение Островского — «Картины московской жизни. Картина семейного счастья». Эти сцены были перепечатаны, в исправленном виде и с именем автора, под заглавием: «Семейная картина», в «Современнике» 1856 г., Љ 4. «Семейную картину» сам Островский считал своим первым печатным произведением и именно с нее вел начало своей литературной деятельности. Самым памятным и дорогим днем своей жизни он признавал 14 февраля 1847 г.: в этот день он посетил С.П. Шевырева и, в присутствии А.С. Хомякова, профессоров, писателей, сотрудников «Московского Городского Листка», прочел эту пьесу, явившуюся в печати месяц спустя. Шевырев и Хомяков, обнимая молодого писателя, приветствовали его драматический талант. «С этого дня, — говорит Островский, — я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание». Он пробовал силы также и в повествовательном роде, в фельетонных рассказах из замоскворецкого быта. В том же «Московском Городском Листке» (Љ 119 — 121) напечатан один из этих рассказов: «Иван Ерофеич», с общим заглавием: «Записки замоскворецкого жителя»; два другие рассказа той же серии: «Сказание о том, как квартальный надзиратель пускался в пляс, или От великого до смешного один только шаг», и «Две биографии» остались ненапечатанными, а последний даже не был окончен. К концу 1849 г. была уже написана комедия под заглавием: «Банкрут». Островский читал ее своему университетскому товарищу А.Ф. Писемскому; в это же время он познакомился со знаменитым артистом П.М. Садовским, который увидел в его комедии литературное откровение и стал читать ее в разных московских кружках, между прочим — у графини Е.П. Ростопчиной, у которой обычно собирались молодые писатели, только что начинавшие тогда свою литературную деятельность (Б.Н. Алмазов, Н.В. Берг, Л.А. Мей, Т.И. Филиппов, Н.И. Шаповалов, Е.Н. Эдельсон). Все они находились в близких, дружеских отношениях с Островским еще со времен его студенчества, и все приняли предложение Погодина работать в обновленном «Москвитянине», составив так называемую «молодую редакцию» этого журнала. Вскоре выдающееся положение в этом кружке занял Аполлон Григорьев, выступивший провозвестником самобытности в литературе и ставший горячим защитником и хвалителем Островского, как представителя этой самобытности. Комедия Островского, под измененным заглавием: «Свои люди — сочтемся», после долгих хлопот с цензурой, доходивших до обращения к самым высшим инстанциям, была напечатана во 2-й мартовской книге «Москвитянина» 1850 г., но не разрешена к представлению; цензура не позволяла даже и говорить об этой пьесе в печати. На сцене она явилась только в 1861 г., с переделанным против напечатанного окончанием. Вслед за этой первой комедией Островского в «Москвитянине» и других журналах ежегодно стали появляться и другие его пьесы: в 1850 г. — «Утро молодого человека», в 1851 г. — «Неожиданный случай», в 1852 г. — «Бедная невеста», в 1853 г. — «Не в свои сани не садись» (первая из пьес Островского, попавшая на сцену Московского Малого театра, 14 января 1853 г.), в 1854 г. — «Бедность не порок», в 1855 г. — «Не так живи, как хочется», в 1856 г. — «В чужом пиру похмелье». Во всех этих пьесах Островский явился изобразителем таких сторон русской жизни, которые до него почти вовсе не затрагивались литературой и совершенно не воспроизводились на сцене. Глубокое знание быта изображаемой среды, яркая жизненность и правда изображения, своеобразный, живой и красочный язык, отчетливо отражающий в себе ту настоящую русскую речь «московских просвирен», учиться которой Пушкин советовал русским писателям — весь этот художественный реализм со всей простотой и искренностью, до которых не поднимался даже Гоголь, был встречен в нашей критике одними с бурным восторгом, другими — с недоумением, отрицанием и насмешками. В то время как А. Григорьев, провозглашая себя «пророком Островского», неустанно твердил, что в произведениях молодого
sochrulit.ru