Основной смысл мифа об осирисе и исиде – Значение мифа об Осирисе и Исиде в культуре Древнего Египта

Миф об Осирисе и Исиде

   Среди главных богов египтяне особо выделяли семейную пару — Осириса и Исиде. Осириса почитали за то, что он научил египтян различным ремеслам, лечению, показал, как строить города и дома, выращивать злаки и виноград. Исида была богиней плодородия. К ней обращались женщины с помощью при рождении ребенка.
   Древние египтяне верили, что Осирис и Исида в старину правили Египтом. Они были добрыми и заботливыми правителями, но их брат Сет был ревнивым и завистливым. Однажды он пригласил Осириса на праздник. Сет изготовил очень хороший гроб (саркофаг) и объявил, что подарит его тому, кому он подойдет по размеру — не будет ничуть, ни слишком большим. Гроб было тайно изготовлено по меркам Осириса, поэтому она подошла ему по размеру. Как только брат поместился в похоронном ящике, коварный Сет захлопнул крышку и бросил гроб в воды Нила. Течение подхватило Осириса, понесла в Средиземное море и далее в город Библ. Здесь волны выбросили гроб на берег, где над ним выросло огромное дерево. После множества приключений Исида смогла найти тело Осириса и вернуть его в Египет.

     Сет, злой бог пустыни, бурь и непогоды, всегда завидовал своему брату Осирису и хотел погубить его, чтобы отобрать власть над землей. Многие египетские мифы рассказывают о злых поступках коварного Сета к своему брату.


Она спрятала тело, но Сет нашел его и разрубил на 14 частей, которые разбросал по всей земле Египетской. Однако Исида и ее пасынок Анубис вновь бросились на поиски. Там, где Исида находила части тела, она сводила святилища в честь Осириса. Позже эти 14 святилищ стали священными центрами Египта. Миф сообщает, что богиня соединила части своего мужа и смогла вернуть его к жизни. Сет попытался убить Гора, сына и наследника Осириса и Исиды. Гор вступил с ним в борьбу, но потерпел поражение. В битве Гор потерял глаз. Зато боги дали ему Уджат — глаз ясновидения. С помощью уджат ему удалось одержать победу. Он стал царем Египта, а Осирис — владыкой царства мертвых. Исида в древнейших мифах выступает как злая волшебница. Она создает и насылает на бога солнца ядовитую змею. Он молит о пощаде, но Исида отзывает змею только после того, как Ра открывает ей свое настоящее имя. Узнав это имя, волшебница получает магическую власть над царем богов — великим богом солнца Ра. С самых древних мифов до нас доходит образ Исиды, поддерживает не своего сына Гора, а своего брата Сета. Образ Исиды — любящей жены и заботливой матери, которая защищает мужа и сына. Культ Исиды распространялся не только в Египте, но и во многих странах.

Бог Гор (с головой сокола) и фараон. Они сидят рядом, что означает связь власти фараонов с богами.

ПОДЕЛИТЬСЯ◄╝

dnevnik-legend.ru

Краткое содержание мифа: об Осирисе

Миф об Осирисе

Осирис — старший сын бога земли Геба и бо­гини неба Нут (супругов и детей бога ветра Шу, старшего сына бога солнца Ра, и богини дождя и влаги Тефнут, единственной дочери Ра).

Много лет правил Осирис Египтом. Он научил людей премудростям земледелия, садоводства, виноделия. Но однажды его родной брат, бог Сет, пожелал занять царский трон, который по справедливости принадлежал Осирису, и убил своего соперника.

Исида, жена и сестра Осириса, вместе со своей сестрой оплакала тело возлюбленного. Ужаснув­шись содеянному Сетом преступлению, бог света Ра послал шакалоголового бога Анубиса, чтобы собрать рассыпавшиеся останки убиенного, на­бальзамировать и запеленать тело Осириса. Тем временем Исида родила сына Осириса Гора. Его жизненной целью стало желание отомстить сво­ему дяде за смерть отца и возвратить утрачен­ный престол, принадлежащий ему по праву.

Долгие годы Исида тайно растила своего сына в болотах Дельты. Но вот настал тот долгождан­ный день, когда стал возможным страшный по­единок Гора со своим обидчиком. Гор представ­ляет на суд богов решение о возвращении незаконно захваченного трона ему, единственно­му сыну умершего царя. Многие годы спустя Гор был признан наследником Осириса и обрел дол­гожданное царствование.

В благодарность богам Гор решил воскресить своего отца. Но Осирис отказался возвращаться на землю и остался царем в загробном царстве, да­вая возможность сыну править царством живых.

Краткое содержание мифа: об Осирисе

3.5 (70.67%) 30 votes
На этой странице искали :
  • миф об осирисе и исиде краткое содержание
  • миф об осирисе краткое содержание
  • миф об осирисе кратко
  • суд осириса краткое содержание
  • легенда об осирисе краткое содержание

Сохрани к себе на стену!

vsesochineniya.ru

Миф об Осирисе — миф о вечно умирающем и воскресающем боге.

Просмотр содержимого документа
«Миф об Осирисе — миф о вечно умирающем и воскресающем боге.»

Миф об Осирисе

   В Египте считали, что бог Тот — бог мудрости и времени. Тот пришел в Египет в сопровождении своей сестры Сешат, богини письма. Ее изображали воительницей в шкуре пантеры и с диадемой в виде семиконечной звезды. В Египте она записывала действия правителей, вела счет трофеям, жертвоприношениям и дани, составляла строительные планы и следила за их исполнением. Тот в Египте женился на богине справедливости Маат («Страусиное перо»), дочери Ра.
   У Тота и Маат родилось два мальчика — Осирис и Сет и две девочки — Исида и Нефтида.
   Осирис начал заботится о дикарях, помогать им становиться культурными и развитыми людьми. Сначала он отучил их от каннибализма и показал, как выращивать еду, печь хлеб, готовить вино, добывать медь и золото и делать из них орудия труда, оружие и украшения, строить города, а также учредил культ богов.

   Осирис стал первым царём Египта. Он научил египтян обрабатывать землю и печь хлеб, выращивать виноград и делать вино, добывать из-под земли руду, строить города, лечить болезни, играть на музыкальных инструментах, поклоняться богам. Осирис все свое время посвящал заботе о своих подданных, спасению их от полудикого состояния и варварских обычаев. Он открыл им пользу ячменя и пшеницы, научил возделывать землю и установил обычай приносить первые плоды в жертву богам. Он научил людей улучшать (селекционировать) идущие в пищу растения. Осирис дал людям свод законов, упорядочивающих их жизнь, вразумил их почитать богов и поклоняться высшему богу Ра. С теми же добрыми намерениями он затем стал странствовать по всему миру, всюду побуждая людей следовать его порядку и установленным законам. Осирис и его сподвижники никогда никого не принуждали, но убеждали силой своих доводов, облачая их в формы, понятные людям, — в гимны и песни, легенды и мифы.
   Исида обучила их врачеванию.
   У Осириса был коварный и жестокий младший брат — Сет. Ему достался в наследство город Омбос. Сет культурно не образовывал подданых, а только воспитывал в них беспрекословную преданность и абсолютную жестокость к врагам. Еще он очень завидовал Осирису, т.к. тот был богаче.
   Сет пошел к колдуну, жившему в пустыне, и заказал сделать саркофаг с захлопывающейся навсегда крышкой, подходивший по росту только Осирису.
   Во дворце Осириса он осмотрел все трофеи и бросил с презрением: «Стоило из-за подобной рухляди тащиться за тридевять земель! Вот у меня диковинка так диковинка!» Сет приказал слугам внести ящик-саркофаг, украшенный орнаментом из золота и драгоценных камней. Сет усмехнулся: «Я не жадный и могу подарить его любому из вас. Но вас много, а он один. Потому я предлагаю разыграть подарок: тот, кому это «ложе» окажется впору, получит его. Первым будет Осирис, как самый старший».
   Исида, имевшая дар предвидения, хотела остановить Осириса. Он он не послушал ее.
   Осирис лег в саркофаг. Крышка захлопнулась. Исида бросилась выручать его, но крышка словно приклеилась к стенкам саркофага. Сет захохотал и приказал своим головорезам бросить ящик в Нил, а обитателей дворца прикончить.
   Но Исида спаслась, а волны вынесли короб с телом Осириса на берег возле города Библ. Над ним выросло могучее дерево, скрыв короб внутри своего ствола. Местный царь приказал срубить дерево и сделать из него для своего дворца колонну. Исида узнав об этом, достигла города Библ, извлекла из колонны тело Осириса и увезла его на лодке в Дельту Нила. Там в уединении, среди болот, стала она оплакивать своего мужа.
   По одному из египетских поверий, разлив Нила происходит оттого, что его переполняют слёзы Исиды.
   Исида с помощью заклинания открыла его и оживила Осириса. Некоторое время они жили в нищете, но были счастливы. У них родился сын — Гор. Один крестьянин услышал плач Гора и доложил Сету. Ночью, когда Исида уснула, Сет выехал поохотиться при лунном свете. И случилось так, что на пустынном берегу, он увидел тело своего ненавистного брата. Сет рассёк его на четырнадцать частей и разбросал по всему свету.
   Исида снова отправилась на поиски тела своего мужа. В её странствиях ей помогали люди и звери, змеи и птицы, и даже крокодилы не причинили ей вреда, когда плыла она по болотам на папирусной лодке. Египтяне верили, что в память о великой богине крокодилы никогда не тронут того, кто плывёт на лодке, сделанной из папируса.
   В одном варианте мифа Исида похоронила найденные части тела Осириса в разных местах. Этим объясняется то, что в Египте было несколько гробниц Осириса.
   Бог Анубис набальзамировал тело Осириса и сделал первую в мире мумию. С тех пор у египтян появился обычай мумифицировать умерших, причём жрец, наблюдавший за процессом бальзамирования, должен был быть в маске Анубиса.
   Сет надеялся, что Исида теперь не сможет вернуть Осириса к жизни. Но Сет ошибся. Нефтида, жена Сета, покинула его и помогла Исиде отыскать все части Осириса, сложить их и оживить Осириса. Однако он не стал мстить брату, а удалился в подземный мир, где стал правителем. За отца достойно отомстил Гор.

multiurok.ru

Краткое содержание мифа: об Осирисе

В школе нам приходится изучать различные произведения и среди них изучаются мифы Древнего Египта, которые рассказывают нам о глубоких веках, когда на земле еще правили боги. И вот один из таких мифов изучили мы на уроке, миф об Осирисе. А чтобы и вам было просто и легко, а главное, быстро познакомиться с Осирисом и Исидой в мифе, предлагаем вам миф об Осирисе и Исиде в кратком содержании.

Осирис и Исида миф

Согласно мифу, у божеств Геба и Нут рождаются дети. Их было четверо, среди них был Осирис и Исида, которые еще в чреве матери полюбили друг друга. Их любовь была большой, поэтому Исида стала супругой Осириса. Осирис с Исидой царствовали, учили людей ремеслу, виноделию, посвящали в письменность, научили воздвигать храмы, жить по законам небес и в единстве с природой. Вот только зависть брата Осириса не давала им жизни, поэтому тот замышляет убить Осириса и, закрыв его в ящике, бросает в Нил. Долго Исида не могла отыскать любимого мужа, а когда нашла его тело, то спрятала в болотах. Брат Осириса отыскал тело убиенного и, чтобы избавиться от него окончательно, разрубил тело на четырнадцать частей, разбросав их по различным уголкам Египта. Исиде пришлось потратить много времени, чтобы найти все части, и в каждом месте где находилась часть тела, воздвигали святилища.

Вскоре у Исиды рождается от Осириса сын, который решил восстановить справедливость и вступил в битву со своим дядей, дабы принять царствование на себя и отомстить за отца. Битву сын Исиды выиграл и даже хотел воскресить отца, но Осирис отказался, оставшись править в царстве мертвых и дав возможность царствовать на земле своему сыну.

Краткое содержание мифа: об Осирисе

5 (100%) 10 votes
На этой странице искали :
  • миф об осирисе
  • выписать значение мифа об Осирисе и Исиде кратко
  • миф об осирисе и исиде 5 класс
  • миф об осирисе и исиде кратко
  • миф об осирисе и силе кратко

sochinyshka.ru

Миф об Исиде и Осирисе

Осирис и его жена богиня Исида являются, несомненно, самыми важными и колоритными фигурами египетского пантеона, а легенда о них по словам Тураева (Борис Александрович Тураев— русский историк, создатель отечественной школы истории Древнего Востока, в частности, Древнего Египта и Нубии), — « Главным мифом египетской религии, занимающим центральное место во всей культуре египтян». Об Осирисе существует объемистая исследовательская литература, содержащая на мало противоречивых суждений и выводов. Необходимо сказать о том, что нам известно о сохранившихся источников об этих божествах. Это «тексты пирамид», «тексты саркофагов», «книга мертвых», «сказка о Горе и Сете», папирус Бремнер-Ринд, где имеется плач Исиды и Нефтиды по умершему Осирису; стела, известная в науки под названием «Гор на крокодилах», содержащая две интересные информации: об Исиде и 7 скорпионах, и о пребывании Исиды и ее сына Гора в болотах Дельты. Нельзя упомянуть также и «памятник мимфиской теологии», а котором говорилось в главе о Мемфисе и боге Птах. Перечисленные и другие египетские тексты содержат весьма интересный, высокоинформативный, но, к сожалению, фрагментарный материал об Осирисе. Тем не менее этот миф хорошо известен из знаменитого сочинения Плутарха «Об Осирисе и Исиде» написано уже в начале нашей эры, в первом веке.

Основные действующие лица

Осирис — один из древнейших богов Египта, изначально хтоническое божество плодородия, связанное с зерном, ростом растений, паводком Нила. Культ бога происходит из города Джедду (Бусириса) в Дельте, где он был отождествлен с локальным божеством Анеджти, которому изначально принадлежали скипетр и плеть Осириса. Центры культа Осириса, части тела которого, по легенде, были разбросаны его убийцей Сетхом по всей стране, согласно традиции были основаны богиней Исидой там, где она находила фрагменты его плоти. Так, Бусирис считался местом пребывания позвоночника Осириса, или столба Джед, знаменитого символа, одним из основных значений которого была стабильности и незыблемость, а остров Абатон — «запретный», расположенный рядом с островом Исиды Филе — вместилищем сердца бога.

— Основной культовый центр Осириса на юге страны — Абидос древний Абджиу, в который в эпоху Среднего царства проник культ бога, вытеснившего и поглотившего древнего Хентиментиу. Абидос — город, в котором была похоронена голова бога.

Осирис изображался в виде мумии, держащей в руках царские скипетры хекет и нехеху. Важный атрибут Осириса — корона атеф, состоящая из высокой кеглеобразной центральной части, обрамленной двумя страусиными перьями и иногда дополненной рогами овна и солнечным диском. Цвет тела Осириса может быть белым, подобно погребальным пеленам, а чаще — черным, как плодородная египетская земля или же зеленым — в знак возрождения сил природы.

При всей значимости функций Осириса как властителя плодородия и заупокойного культа, важнейшим аспектом его сущности было возрождение жизненных сил в результате победы над смертью и обретение жизни вечной. Уже с эпохи V династии (2504 — 2347 гг. до н. э.) умерший царь отождествлялся с Осирисом, в то время как живущий правитель — с его сыном и наследником Хором. С течением времени в процессе демократизации взглядов на заупокойный культ, к Первому переходному периоду (2170 — 2025 гг. до н. э.) возможность возродиться в облике Осириса получал, согласно Текстам саркофагов, каждый умерший. Знаменитое обращение «Осирис такой-то», обычно относящееся к усопшему, идентифицировало его с божеством.

Исида

Исида (Изида) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Хора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями бога Тота. Первоначально Исида почиталась в северной части дельты Нила и центром её культа был город Буто. Она, вероятно, олицетворяла небо, и само её имя (егип. Исет, «трон», «место») намекало на рождение ею солнечного бога Гора. Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини. С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор, в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя» — мать мемфисского быка Аписа. Очень древний, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты. Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет, названный греками Исеумом (совр. Бехбейт эль-Хагар), лежащий в настоящее время в руинах. В Гелиопольской теологической системе Исида почиталась как дочь бога Геба и богини Нут.

Как супруга Осириса, Исиды воспринимает порой его функции. По сообщению греческого историка Диодора Сицилийского (следовавшего египетской традиции), она научила людей жать, растирать зёрна; греки отождествляли Исиды с богиней Деметрой. Однако, как правило, функции земледельца выполняет сам Осирис. Наряду с представлением о водах Нила, вытекающих из тела Осириса, существовало представление о разливе великой реки, переполненной слезами Исиды, горюющей по супругу.

Исида была богиней колдовства и магии. Вместе Тотом она научила людей совершать религиозные обряды, творить чудодейственные заклинания и делать амулеты, спасающие от бед. Женщинам добрая богиня объяснила как правильно вести домашнее хозяйство.

Тот

Первоначально почитался в качестве гермопольского божества, не принадлежавшего к Огдоаде, и как бог Луны и времени, но позже его представляли, в первую очередь, как мудрейшего бога, подарившего людям знания и письменность и бывшего писцом бога Ра (в этом качестве он присутствовал на суде мёртвых Осириса). В первоначальной системе верований Тот-Луна считался левым глазом Гора (Солнце считалось правым глазом Гора), повреждённым в ходе сражения с Сетом. Позже, в эпоху Древнего царства, Тот трансформировался в самодостаточного бога, которого иногда называли сыном Ра. Будучи богом Луны (эти функции всё больше перебирал на себя сын Амона Хонсу), Тот через фазы этого небесного тела был связан с любыми астрономическими или астрологическими наблюдениями, что и вызвало в итоге превращение Тота в бога мудрости и магии.

В развитой древнеегипетской мифологии Тот считался покровителем образования и письма. Помимо письменности, он считался изобретателем или учредителем большинства религиозных и повседневных обрядов. Поэтому он опекался измерениями и разнообразными событиями, происходящими в мире. Он также почитался, наряду с Хех, как бог времени. В пантеоне богов он занимал почётное место писца, секретаря и визиря верховного бога Ра, и вместе с богиней справедливости и порядка Маат во время небесного путешествия Ра стоял сразу за ним.

Сет

Бог хаоса и беспорядка, чаще всего изображавшийся в облике человека с головой загадочного животного, возможно муравьеда, а, скорее всего, некого существа, не принадлежащего этому миру.Местами первоначального распространения его культа считаются на юге Египта город Омбос (там его впоследствии вытеснил Хнум), на севере — около Гераклеополя — Дельта. В период Древнего царства Сет наряду с Гором считался богом — покровителем царской власти, что отражено в «Текстах пирамид» и в титулатуре фараонов II династии (сочетание имён С. и Гора означает «царь»). При гиксосах Сет был отождествлён с их богом Ваалом, местом его культа как главного бога стал город Аварис. В начале периода Нового царства имена «Сети» встречаются ещё достаточно часто; эти имена носили фараоны XIX династии: Сети, Сетнахт; Сет давался эпитет «могучий». В договоре Рамсеса II с хеттами Сет упоминается наряду с хеттскими богами. Сет может представать и полностью в форме животного — с телом шакала, высоко поднятым раздвоенным хвостом. Сет также может принимать облик осла, свиньи или гиппопотама. Самое раннее изображение Сетха сохранилось на резном предмете из слоновой кости, обнаруженном в одной из гробниц эль-Махасны, датированной эпохой Нагада I (4000-3500 г. до н. э.) Фигура священного животного Сета также сохранилась на булаве архаического царя Скорпиона (ок. 3150 г. до н. э.)

По одной из версий был рожден в районе города Су (Фаюм). День рождения Сетха, который падал на третий из пяти эпагоменальных дней, считался особенно несчастливым. Фараон в этот день не вел практически никаких дел. Сетх считался повелителем пустынь, всего враждебного долине Нила, почитался в качестве покровителем далеких стран и чужеземцев вместе с сиро-финикийскими богинями Анат и Ашторет (Астартой), которые в Новом царстве считались его женами (папирус Честер-Битти I).

Символика: скипетр Уас и анх; стихия — пустыня, песчаные бури.

Цвет, ассоциирующийся с Сетхом — рыже-красный, подвластные ему сторона света — юг, растения — салат-латук, дыни и арбузы. Планета Меркурий.

Гор

Гор был сыном Исиды и Осириса. Его имя обозначает «высоту», «небо». Поскольку Гор родился, когда Осирис уже погиб от козней Сета, который захватил власть Осириса, то основной задачей Гора стало восстановление справедливости. Как и его отец, Гор покровительствует власти фараона. Фараоны являются «служителями Гора», преемниками его власти над Египтом. Своими крыльями Гор охраняет царя. Гор изображался в виде сокола, человека с головой сокола, крылатого солнца. Его символ — солнечный диск с распростёртыми крыльями. Во многих областях Египта издавна было распространено почитание богов-соколов, носивших различные имена, но, как правило, связанных с небом и солнцем. Первоначально Гор почитался как хищный бог охоты, когтями впивающийся в добычу. Когда Исида зачала Гора, она удалилась в болота дельты Нила. Там Гор родился, и Исида его воспитала.Когда Гор стал взрослым, он захотел заставить Сета признать себя единственным наследником Осириса. В битве с убийцей своего отца Гор потерял глаз, но и сам лишил Сета мужского начала. Вырванный Сетом глаз, который был чудесным, Гор дал проглотить отцу, и тот ожил. Воскресший Осирис передал свой трон в Египте Гору, а сам стал царем загробного мира.

Нефтида

Нефтида, Небетхет («Госпожа обители») — в египетской мифологии младшая из детей Геба и Нут.

Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове (дом со строительной корзиной наверху). Считалась и почиталась женой Сета, но, судя по текстам, очень мало с ним связана. Её сущность в египетской религиозной литературе почти не раскрыта. В мифологических текстах, однако, Нефтида выступает вместе с сестрой Исидой в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах. Она вместе с Исидой оплакивает Осириса, участвует в поисках его тела, охраняет его мумию, стоя у изголовья его ложа. Обе сестры у восточного неба встречают умершего. Нефтида являлась спутницей Ра во время его ночного плавания по подземным водам.

Анубис

в египетской мифологии бог-покровитель умерших; почитался в образе лежащего шакала черного цвета или дикой собаки (или в виде человека с головой шакала или собаки). Анубис считался судьей богов. Центром культа Анубиса был город 17-го нома Каса (греческий Кинополь, «город собаки»), однако его почитание очень рано распространилось по всему Египту. В период Древнего царства Анубис считался богом мертвых, его основные эпитеты «Хентиаменти», т. е. тот, кто впереди страны Запада («царства мертвых»), «владыка Расетау» («царства мертвых»), «стоящий впереди чертога богов». Согласно «Текстам пирамид». Анубис был главным богом в царстве мертвых, он считал сердца умерших (в то время как Осирис главным образом олицетворял умершего фараона. который оживал подобно богу). С конца 3-го тысячелетия до н. э. функции Анубиса переходят к Осирису, которому присваивали его эпитеты. А Анубис входит в круг богов, связанных с мистериями Осириса. Вместе с Тотом присутствующем на суде Осириса. Одной из важнейших функций Анубиса была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Анубису приписывалось возложение на мумию рук и превращение покойника с помощью магии в ах («просветленного», «блаженного»), оживающего благодаря этому жесту; Анубис расставлял вокруг умершего в погребальной камере Гора детей и дает каждому канопу с внутренностями покойного для их охраны. Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, на печати которого изображен лежащий над девятью пленниками шакал. Анубис считался братом бога Баты. По Плутарху, Анубис был сыном Осириса и Нефтиды. Древние греки отождествляли Анубис с Гермесом.

Сюжет

Миф вариативен и трактовать его, опираясь на разные источники, можно по-разному.

Рождение Осириса его братьев и сестер.

Еще до того как Ра покинул землю, богиня Маат сотворила три времени года: время Разлива, время Всходов и Время урожаев. Затем Маат поделила все три времени года на 4 месяц, каждый состоял из 13 месяцев, а каждые сутки между собой делили ночное и дневное светило поровну. Хранительницей этого порядка была назначила Луна.

Однажды Ра разгневался на Нут и сказал, что она все 360 дней в году не сможет рожать. Тогда мудрый бог Тот решил ей помочь. Он отправился клуне и при игре в шашки выиграл у неё еще 5 дней. Именно в эти 5 дней на светы и появились Осирис, его братья и сестры. В первый день на свет появился Осирис, во второй день появился Гор Бехдетский, в третий – Сет, в четвертый – Исида, а в пятый – Нефтида.

Земное царство Осириса.

Много лет правил Осирис Египтом. Он научил людей премудростям земледелия, садоводства, виноделия. В этом ему помогал мудрый бог Тот, который обучил людей письму, и его жена Исида, которая правила Та-Киметом во время путешествий ее мужа.

Но брат Осириса Сет всегда ему завидовал и решил захватить власть путем убийства брата. Он сговорился с царицей Эфиопии Асо 72 демонами. Сет в тайне измерил Осириса и приказал сделать сундук, украшенный драгоценными камнями, по размерам своего брата. Пригласив брата на званный пир, он когда все гости наелись и напились, решил показать какой у него есть чудесный сундук, и сказал , что тому кому этот сундук придется в пору, он его подарит. Все демоны стали ложится в него по очереди и никому он не подходил, когда Осирис лег в этот сундук, то крышка захлопнулась, сундук замолотили и обтянули сыромятными ремнями, и Сет своим слугам приказал отнести сундук к реке и бросить в Танитское устье.

Странствия Исиды

Исида, узнав о том, что случилось с ее мужем, остригла волосы, облачилась в траурные одеяния и отправилась на поиски своего мужа.

Долго странствовала Исида, пока не встретила детей, которые видели сундук, который плыл по реке. С помощью колдовства Исида узнала, где сундук. Оказалось, что сундук течением вынесло на берег города Гебал (Библ). Пока Исида странствовала, сундук врос в дерево. Однажды, когда царь Библа прогуливался по берегу, он приказал, срубить дерево и сделать из него колонну для дворца. Когда Исида увидела лишь пень, он расплакалась, к ней подошли служанки, царицы Астарты, и предложили ей пойти во служение к царице.

Исида во дворце

Царице очень понравилась Исида, и она сделала ее няней своего новорожденного сына. Исида очень привязалась к царевичу, и решил даровать ему бессмертие. Каждую ночь Исида бросала ребенка в огонь, чтобы смерть сгорела дотла в волшебном пламени, и давала ему сосать свой палец. Но однажды ночью царица Астарта решила, решила посмотреть как Исида ухаживает за ее сыном и увидев, что младенец объят огнем она закричала, что на ее крик сбежались все. Тут Исиде пришлось открыть тайну, кто она есть на самом деле. Она вырвала деревянную колонну, вынула из нее сундук и закричала, с такой силой, что сын Астарты не выдержал и сразу же умер, так судьба наказала Астарту за то, что она помешала Исиде сделать царевича бессмертным.

Первая в мире мумия

Сундук с телом Осириса Исида отнесла в Дельту Нила, и спрятала его там, прикрыв ветками и листьями пальмы. Однажды сет отправился на охоту и наткнулся на сундук, увидев, что в нем тело его брата, он разрубил его на четырнадцать частей и разбросала по всей земли. Поиски частей тела Осириса продолжались двенадцать дней. На каждом месте, где Исида находила какую-либо из частей, она ставила надгробную стелу, чтобы Сет думал, будто Осирис похоронен, и чтобы культ Осириса распространился по всему Египту. Единственной частью тела, которую Исида так и не смогла найти, был фаллос: его съели рыбы — лепидот, оксиринх и фраг. С тех пор египтяне презирают этих рыб и брезгуют ими.

Исида вылепила фаллос из глины, освятила его и прирастила к собранному телу Осириса. Затем Исида смазала труп Осириса божественными маслами, тем самым предохранив его от тления. В этом Исиде помогали Нефтида, и Анубис.

Через 70 дней мумия была изготовлена. Исида и Нефтида стали оплакивать любимого супруга и брата:

Приближается Исида, Приближается Нефтида.

Одна — справа,

Другая — слева,

Нашли они Осириса…

Спеши, Спеши!

Плачь о брате твоём, Исида!

Плачь о брате твоём, Нефтида!

Плачь о брате твоём!

(Перевод М. Э. Матье)

Исида очень горевала из-за того, что при жизни Осириса не успела родить ему сына. Но, зная магию и тайны колдовства, она могла зачать ребенка и от мёртвого мужа. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья по мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела.

Детство и юность Гора

Исида скрылась от гнева Сета в болотах Дельты и там выносила, родила и вырастила Гора. Каждый день Исида уходила в какое-нибудь селение за продуктами, оставляя младенца в тростниковом шалаше. Однажды, когда Исида отсутствовала, Гора ужалил скорпион или змея (по другой версии). Исида посчитала, что это сделал Сет, тогда она взмолилась богам, время остановилось, и боги из ладьи вечности спустились в болота Дельты. Боги сказали, что это сделал не Сет, и они исцелили младенца.

(Тот, обращаясь ко всем жителям Та-Кемет, громогласно объявил:

— Слушайте меня! Слушайте и помните: вы должны беречь Гора, заботится о нем и помогать Исиде. Если же вы не будете этого делать, на землю обрушатся голод, мрак и запустение.).

Египетские фараоны считались «земными воплощениями» Гора. Поэтому речь Тота, обращенная к египтянам, является иносказательным нравоучением: если люди не будут заботиться о фараоне, боги в наказание обрушат на Египет смертоносные бедствия – засуху и голод.

Когда Гор повзрослел, он отправился на битву с Сет, но проиграл. Сет вырвал ему глаз и разрубил его на 64 части, тогда Тот помог срастить глаз и Сет дал проглотить его Осирису. Осирис ожил и сказал, что он больше не останется на земле и отправится в царство мертвых. Но перед тем как уйти Осирис задал Гору вопросы:

Какой из поступков, по-твоему, является самым благородным? — спросил Осирис сына.

— Помочь невинно пострадавшему, — без раздумий ответил Хор.

— Какое из животных, участвующих в сражении, ты считаешь самым полезным? — задал Осирис второй вопрос.

— Самое полезное животное — это конь, — сказал Хор.

— Почему же конь? — удивился Осирис. — Почему ты назвал не льва, а коня? Ведь самый могучий из зверей — лев.

— Лев нужен тому, кто защищается, — презрительно ответил Хор. — А конь преследует убегающего.

Довольный ответом сына, Осирис воскликнул:

— Воистину, ты готов к битве! Иди же и повергни Сета.

Хор отправился мстить за отца. Много раз он вступал в битву с Сетом и неизменно повергал его. Один раз он даже изрубил на куски тело Сета, принявшего облик гиппопотама. Но убить своего врага сын Исиды так и не смог. Всякий раз Сету удавалось спастись и излечиться от ран.

Хор считал, что трон Осириса и сан владыки Египта по праву принадлежат ему, а не узурпатору Сету; Сет же отказывался сложить корону и добровольно уступить власть. После многочисленных битв Сет и Хор, наконец, решили обратиться к суду богов: пусть Ра и Великая Девятка разрешат их спор, длившийся к этому времени уже восемьдесят лет.

Суд

На суде все боги кроме Ра считали, что трон должен достаться Гору. Но Ра считал Гора слишком молодым (на тот момент тяжба меду Гором и Сетом длилась 80 лет) и никто из богов не посмел ослушаться его. Исида стала всячески обвинять Сета и от этого Сет рассвирепел. Он попросил великого Ра убрать с суда. Боги решили продолжить судебный процесс на острове. Ра приказал лодочнику Анти не перевозить не каких женщин, тогда Исида превратилась в старуху, одела на палец золотое кольцо, пришла к берегу и попросила лодочника Анти перевести ее. Когда она попала на остров она превратилась в прекрасную девушку. Сет, едва увидал её, сразу воспылал к ней страстью. Оставив богов, он подошёл к Исиде и сказал: — Я здесь, с тобою, о девушка прекрасная! — О нет, мой великий господин, — кротко возразила Исида. — Что касается меня, то я была женой пастуха стад и родила сына, и юноша взял скот своего отца. Но однажды пришёл чужеземец и так сказал моему сыну: «Я побью тебя, и отниму скот твоего отца от тебя, и я выгоню тебя вон!» Так он сказал ему. Но я хочу, чтобы ты был ему защитником.

Желая заслужить благосклонность девушки, Сет сделал возмущенное лицо, воздел руки и воскликнул голосом, полным негодования:

— Неужели будет отдан скот чужеземцу, если сын хозяина налицо?

В тот же миг Исида приняла облик самки коршуна и с радостными возгласами взлетела с земли. Усевшись на верхушку акации, она крикнула Сету:

— Плачь о себе! Ибо вот твои собственные уста сказали это, и твой собственный разум осудил тебя! Что же тебе теперь ещё?!

Сет горько заплакал и, рыдая, отправился к Ра-Хорахте. — Эта злая женщина обманула меня, — сказал он и поведал солнечному богу о случившемся. Ра-Хорахте озабоченно промолвил: — Что же теперь тебе делать? Ведь ты осудил сам себя! — Пусть приведут перевозчика Анти и жестоко его накажут, — сказал Сет.

Девятка согласилась. Привели Анти и больно его избили палкой по подошвам ног. С тех пор Анти проклял золото, и с тех пор в селениях, где чтут Анти, на золото наложено табу.

После боги переместились на берег и продолжили суд. Тут Сет и Горрешили посостязаться в образе гиппопотамов под водой, кто раньше вынырнул бы из воды, тот бы и проиграл. Исида сразу забеспокоилась за сына, зная, что образ гиппопотама привычный для Сета. Тогда она бросила свой гарпун в воду, но попала в Гора, ранив его. После этого она призвала свой гарпун и бросила его снова, на этот раз попав в Сета. Тогда Сет взмолился, и добрая Исида, пожалев своего брата, призвала гарпун обратно. Тут Гор не выдержал, вынырнул из воды и отрубил своей матери голову. Тогда Исида приняла облик каменной статуи без головы. Хор же, сам испугавшись совершенного им в пылу гнева преступления, схватил голову матери, убежал в западные горы и спрятался в одном из ущелий.

После девятка богов наказала Гора, выколов ему глаза, он бежал, богиня Хатхор нашла его, влили ему в глазницы молоко газели и Гор прозрел.

Когда всем надоели эти тяжбы. Сет предложил Гор забыть всякие разногласия и прийти к нему на ужин. Когда они напились, наелись, Сет предложил Гору остаться. Тогда двух богов уложили в одну постель. Сет все это устроил, чтобы опорочить Гора, но Гор раскусив замысел Сета взял в руку его семя, а на утро призвал свою мать. Она отрубила опороченную руку и посыпала семенем любимое яство Сета, которым он позавтракал. Придя на суд Сет сказал, что Гор опорочен, тогда Гор попросил богов призвать его семя, Смех прекратился. Тот, писец Ра, возложил руку на плечо Хора и приказал: — Семя Сета, выйди наружу!

(Сходный сюжет засвидетельствован в тексте эпохи Среднего царства. По древнеегипетскому поверью, латук способствовал зачатию.)

[Но] семя ответило из глубины болота. Тогда Тот возложил руку на плечо Сета и сказал: — Семя Хора, выйди наружу!

— Каким путём ты приказываешь мне выйти? — раздалось из чрева Сета.

— Выйди через ухо, — сказал Тот, но семя возразило: — Неужели мне выходить через его ухо, ведь я — божественное истечение?!

— Тогда выйди через лоб Сета, — сказал мудрый Тот, и семя Хора в то же мгновение появилось на лбу Сета в виде золотого диска. Боги расхохотались; Сет же, вне себя от ярости, протянул руку, чтобы сорвать золотой диск. Но Тот не дал ему сделать этого: он сам забрал диск и возложил себе на голову, как корону.

— Прав Хор, и не прав Сет, — смеясь, сказала Девятка. Сет рассвирепел пуще прежнего:

— Клянусь именем бога, не будет Хору сана, пока мы не померяемся силами ещё раз. Мы построим себе каменные ладьи и оба поплывём наперегонки. Тому, кто одолеет соперника, будет дан сан владыки.

Состязание на каменных ладьях

Гор опять пошёл на хитрость. Он построил себе ладью из кедрового дерева и покрыл её сверху гипсом. Ночью он спустил её на воду. Никто из богов не заподозрил обмана. Сет, увидев ладью Гора и решив, что она сделана из камня, отправился на западный берег, отколол вершину скалы и вытесал ладью из цельной каменной глыбы.

Когда ладьи тронулись от берега, ладья Сета сразу же потонула, а ладья Гора стала плыть дальше. Тогда Сет превратился в гиппопотама и погнался за Гором. Когда Сет приблизился Гор стал во весь рост о занес гарпун на сета. Сет взмолил о пощаде сказал, что отказывается от трона.

Анализ

Школы мифа.

Существуют разные школы мифа.

Например,

Миф наполнен множеством непонятных моментов и символики. Объясним некоторые символы, которыми наполнены Осирические предания.

Вода. Значимость, которой предавали в древности воде, основывалось не только на том, что, орошая землю, она обеспечивала урожай. Что означал, в своем генезисе, обычай обмывать водой умершего? Намерение смыть с него грехи, чтобы он на том свете предстал чистым перед богом? Но и живые после похорон совершали омовение. Обрядовое омовение после похорон практиковалось у древних римлян, у евреев, у негров Африки, причем повсюду оно не осмысливалось как очищение. Омовение покойника и тех, кто его похоронил, следует рассматривать как акт молебственного отношения к божеству, олицетворявшемуся водой. Древние греки омывали водой больного после болезни, в чем можно видеть благодарственное священнодействие.

При рождении ребенка считалось необходимым обеспечит для него покровительство или по крайней мере благосклонность божества; отсюда обычай окунать в воду новорожденного, существовавший, например, в Древнем Риме, и в таких далеких от Европы местах, как Новая Зеландия, доколубовская Америка, Экваториальная Африка,Япония, Китай. Языческие представления о том, что омовение есть акт приобщения к божеству, перешло в монотеистические религии: у древних евреев ритуал обрядового погружения в воду тех язычников, которые принимали иудаизм, а впоследствии вступавших в христианскую общину должен был пройти обряд «крещения», т. е. приобщение к воде.

Можно также сказать, что сказочный сюжет чудесного зачатия от выпитой воды, свидетельствует о том, что вода ассоциировались с мужским началом.

Пальцы разделяют символику руки, часто представляя различные виды и/или аспекты проявления силы и активности. Нередко наделены солярной, огненной (лучи солнца, языки пламени), осевой символикой.

Разнообразные комбинации пальцев, образуют в различных культурах пространные системы жестов (мудры).

Нередко воспринимают значение других символов, воспроизводимых с помощью пальцев: так свойство скрещенных пальцев отводить беду или неудачу восходит к апотропаическим свойствам креста.

studfiles.net

7. ОСИРИС И ИСИДА. 100 Великих мифов и легенд

7. ОСИРИС И ИСИДА

Миф об Осирисе и Исиде — один из наиболее интересных и сюжетно разработанных в египетской мифологии. Известный русский востоковед Б. А. Тураев назвал его «главным мифом египетской религии, занимающим центральное место во всей культуре египтян».

Образ Осириса чрезвычайно сложен и многогранен. Это отмечали сами древние гиптяне. В одном из древнеегипетских гимнов, посвященных Осирису, говорится: «Природа твоя, о Осирис, темнее, чем у других богов». Сын бога земли Геба и богини неба Нут Осирис стал первым царем Египта. Он научил египтян обрабатывать землю и печь хлеб, выращивать виноград и делать вино, добывать из-под земли руду, строить города, лечить болезни, играть на музыкальных инструментах, поклоняться богам.

Брат Осириса, злой и коварный Сет, решил его погубить. Тайком он измерил рост Осириса и приказал сделать по мерке короб с красивой отделкой. Потом он пригласил Осириса к себе на пир. Гости на этом пиру были сообщниками Сета. По его наущению они стали восхищаться коробом, и Сет сказал, что подарит его тому, кому он придется по росту. Все по очереди начали ложиться в короб, но никому он не был впору. Когда пришел черед Осириса и он лег в короб, сделанный по его мерке, Сет захлопнул крышку, запер замок, а его сообщники отнесли короб к Нилу и бросили в воду.

Женой Осириса была его сестра Исида, они полюбили друг друга еще во чреве матери. В Древнем Египте брак между кровными родственниками не был редкостью, и египтяне почитали Исиду как воплощение верной, самоотверженной жены.

Узнав о гибели мужа, Исида отправилась на поиски его тела, чтобы похоронить достойным образом.

Волны вынесли короб с телом Осириса на берег возле города Библ. Над ним выросло могучее дерево, скрыв короб внутри своего ствола. Местный царь приказал срубить дерево и сделать из него для своего дворца колонну.

Исида достигла города Библ, извлекла из колонны тело Осириса и увезла его на лодке в Дельту Нила. Там в уединении, среди болот, стала она оплакивать мужа. Плач Исиды по Осирису перевела Анна Ахматова:

«…Тьма вокруг нас, хотя Ра в небесах,

Небо смешалось с землей, тень легла на землю.

Сердце мое горит от злой разлуки.

Сердце мое горит, потому что стеною

Отгородился ты от меня…»

По одному из египетских поверий, разлив Нила происходит оттого, что его переполняют слезы Исиды.

Ночью, когда Исида уснула, злобный Сет выехал поохотиться при лунном свете, И случилось так, что на пустынном берегу он увидел тело своего ненавистного брата. Сет рассек тело Осириса на четырнадцать частей и разбросал по всему свету.

Горестная Исида снова отправилась на поиски тела своего мужа. В ее странствиях ей помогали люди и звери, змеи и птицы, и даже крокодилы не причинили ей вреда, когда плыла она по болотам на папирусной лодке. Египтяне верили, что в память о великой богине крокодилы никогда не тронут того, кто плывет на лодке, сделанной из папируса.

В одном варианте мифа Исида похоронила найденные части тела Осириса в разных местах. Этим объясняется то, что в Египте было несколько гробниц Осириса. В другом — она собрала его тело воедино и сказала:

«О, светлый Осирис! Собраны твои кости, собрано твое тело, отдано сердце твое телу твоему!»

Бог Анубис набальзамировал тело Осириса и сделал первую в мире мумию. С тех пор у египтян появился обычай мумифицировать умерших, причем жрец, наблюдавший за процессом бальзамирования, должен был быть в маске Анубиса — пса или шакала.

Исида чудесным образом зачала от умершего Осириса сына — Гора. Возмужав, Гор отомстил за своего отца, победил Сета и стал царем Египта.

А Осирис сделался владыкой загробного мира и небесным судьей.

Осирис — это прежде всего бог-царь, покровитель и защитник людей. Но, кроме того, он считался богом растительности, производительных сил природы. В храмах, посвященных Осирису, устанавливали деревянную раму, повторяющую контуры его тела, засыпали плодородной землей и засевали зерном. Весной «тело Осириса» прорастало молодыми всходами.

Функции бога-царя и бога растительности не противоречат друг другу. По представлениям древних народов, вождь или царь племени был магически связан с земным плодородием. Этим объясняется обычай, по которому царь должен был принимать участие в земледельческих работах при начале и окончании годового цикла.

Сложной для понимания является роль Осириса как владыки загробного мира. Египтяне верили, что каждый умерший, воскресший за гробом, не просто уподобляется Осирису, а как бы превращается в него. В заупокойных текстах перед именем покойного ставится имя Осириса — «Осирис имярек».

Сказание об Осирисе и Исиде возникло, вероятно, в период Древнего царства (III тыс. до н. э.). Различные его варианты содержатся в магических надписях на стенах пирамид и саркофагов. Наиболее полное и законченное его изложение было сделано в начале нашей эры греческим писателем Плутархом.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

info.wikireading.ru

Миф об Осирисе и Исиде

Египтяне утверждали, что Осирис и его супруга, прекрасная Исида, были их первыми правителями.

Божественная чета передала людям знания о земле, способной давать всходы, посвятила в таинства искусства и ремесла, научила письменности и канонам строительства храмов. Люди получили возможность жить по законам Неба в единстве с Природой. Осирис и Исида приоткрыли им таинства жизни и смерти и смысл их собственного существования. Они пробудили в душах любовь к Мудрости и тягу к познанию. Для людей это было самое прекрасное и счастливое время.

Как рассказывают мифы, в 17-й день месяца атир, когда солнце пересекало созвездие Скорпиона, на земле совершилось великое бедствие. Брат Осириса бог Сет, стремясь захватить власть над миром, умертвил Осириса и бросил его тело в Нил.

Долго, не зная усталости, искала Исида своего божественного супруга по всей земле. Найдя тело Осириса, она спрятала его на берегу Нила в зарослях тростника. Но охотившийся ночью Сет нашел его и разрубил на четырнадцать частей, которые рассеял по всей египетской земле. Вновь пустилась Исида на поиски. Там, где богиня находила части тела Осириса, она возводила святилища в память о своем божественном супруге. Четырнадцать святилищ, возведенных богиней Исидой, в исторические времена станут священными центрами всей страны.

Вокруг них, на местах, которые определили сами боги, будет строиться и развиваться Египет. Так во все времена Египет представлял собой тело божественного Осириса, расчлененного его братом Сетом на 14 частей. Как повествует дальше миф, вскоре у Исиды и Осириса чудесным образом рождается сын — бог-сокол Хор, который должен был восстановить справедливость. Сын Исиды вступает в битву с силами мрака. В одном из сражений с Сетом Хор теряет око. Взамен боги даруют ему Уджат — глаз внутреннего зрения. Хор побеждает Сета, а с помощью Уджата возрождает отца своего Осириса.

Глаз Хора становится одним из основных символов Египта — символом справедливых действий, сострадания и милосердия. Сын Исиды Хор был последним из богов, правивших на Земле. С его уходом на небо заканчивается век царствования богов. Пройдут тысячелетия, прежде чем появится первый исторический фараон и земная власть перейдет к земному царю.

www.sunhome.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *