Основной причиной неудачи экономической реформы 1965 г было а – «Косыгинская реформа» 1965 г. и почему был свернут успешный экономический эксперимент

Содержание

Презентация на тему: Экономические реформы 1965 г.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО:

повышение закупочных цен, увеличение капиталовложений;

внедрение хозрасчета;

укрепление МТБ колхозов;

Изменение системы оплаты труда;

Стимулирование ведения подсобного хозяйства;

Повышение роли науки;

Расширение работ по химизации и мелиорации земель.

Причины неудач реформ 1965г.

Сохранение основ экономического базиса советской системы;

Приоритет идеологии над экономикой;

Отсутствие поддержки со стороны партийного руководства;

Противоречия между директивным ведомственным управлением и элементами самостоятельности предприятий.

КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ПОСТОЯННОЕ СНИЖЕНИЕ ТЕМПОВ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА;

ОТСТАВАНИЕ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМ ПРОГРЕССЕ ОТ РАЗВИТЫХ ЗАПАДНЫХ СТРАН В НЕВОЕННОЙ СФЕРЕ;

ПРИОРИТЕТ ЭКСТЕНСИВНЫХ ФОРМ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ;

СОХРАНЕНИЕ ГЛУБИННЫХ ОТНОШЕНИЙ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО БАЗИСА ПРИ ПОПЫТКАХ МОДЕРНИЗАЦИИ УТВЕРДИВШИХСЯ ФОРМ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ

КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

ВСЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

ТЯЖЕЛЕЙШЕЕ СОСТОЯНИЕ АГРАРНОГО СЕКТОРА, КОТОРОЕ НЕ УЛУЧШИЛИ ДАЖЕ УВЕЛИЧЕНИЯ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ И СПИСЫВАНИЕ ДОЛГОВ;

РОСТ ЗАКУПОК ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ПО ИМПОРТУ;

УХУДШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЗЕМЕЛЬ ВСЛЕДСТВИЕ ЧРЕЗМЕРНОЙ ХИМИЗАЦИИ И МЕЛИОРАЦИИ;

НЕУДАЧНЫЕ ПОПЫТКИ ПЕРЕЛОМИТЬ СИТУАЦИЮ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ПУТЁМ СОЗДАНИЯ

АГРОПРОМЫШЛЕННЫХ КОМПЛЕКСОВ (АПК).

Причины кризисных явлений в экономике:

Неэффективность социалистической экономической системы:

1.Господство командно-административнойсистемы

2.Отсутствие у населения реальных экономических стимулов к труду

Господство государственной и отсутствие частной собственности;

Отсутствие нормальной конкурентной среды;

Отрицание основ рыночного хозяйства.

Политическое развитие страны в 1965 – 1985 гг.

Приход к власти после отставки Н.С. Хрущева нового руководства – Л.И. Брежнева, А.Н. Косыгина.

Смена политического курса.

 

Принятие Конституции СССР

Возврат к скрытому сталинизму.

 

1977 г.

 

 

 

Возникновение форм протеста и несогласия в обществе.

Провозглашение концепции развитого социализма

 

 

 

 

 

Законодательное закрепление

 

 

 

 

 

 

руководящей роли КПСС

 

 

 

 

 

 

Статья 6 Конституции

 

Появление

 

Движение диссидентов

 

 

 

 

 

самиздата.

 

(национальное,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

правозащитное,

 

Фактическая подмена партийным

 

 

 

религиозное).

 

 

аппаратом советских органов.

 

 

 

 

 

 

 

КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

ВСОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Преобладание уравнительности в распределении материальных благ среди основной массы населения

Прогрессирующее рассогласование интересов различных социальных групп в обществе

Привилегированное положение партийно-государственной номенклатуры при распределении материальных благ

Рост негативных явлений в социальной сфере (пьянство, коррупция, «блат» и пр.)

СРЕДСТВА НА СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ ВЫДЕЛЯЛИСЬ ПО ОСТАТОЧНОМУ ПРИНЦИПУ

КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ

ВДУХОВНОЙ СФЕРЕ

Господство марксистско-ленинской идеологии и подавление всякого инакомыслия

Утрата нравственных ориентиров в обществе («Говорили одно, делали другое, думали третье»)

Распространение иждивенческих настроений у части населения

Диктат атеизма и забвение религии

ПРАВЛЕНИЕ Ю.В. АНДРОПОВА (13 ноября 1982 – 9 февраля 1984 гг.)

ПОПЫТКИ РЕАНИМАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ:

Применение

чрезвычайных административных мер: серьёзные кадровые перестановки, мероприятия по укреплению ДИСЦИПЛИНЫ

Борьба с КОРРУПЦИЕЙ

(«хлопковое дело», «бриллиантовое дело» и др., направленные против «брежневской мафии»)

ПРАВЛЕНИЕ К.У. ЧЕРНЕНКО (10 февраля 1984 – 1985 гг.)

ВОЗВРАТ К БРЕЖНЕВСКИМ ТРАДИЦИЯМ («МИНИЗАСТОЙ»):

Идеологическая кампания

по всем направлениям под

лозунгом

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТОГО СОЦИАЛИЗМА»

Существенное снижение большинства экономических показателей, характеризующих развитие народного хозяйства

studfiles.net

содержание, осуществление, причины неудачи, современные оценки

     Во  второй половине 1960-х — 70-е гг. реформа  подверглась критике «слева» со стороны группы учёных, авторов т. н. СОФЭ — системы оптимального функционирования экономики. К ним относились директор Центрального экономико-математического института Академии наук СССР (ЦЭМИ) ак.

Н. П. Федоренко, А. Каценеленбойген, А. Н. Шаталин, И. Я. Бирман, поддержанные академиком Г. А. Арбатовым). Авторы СОФЭ в качестве альтернативы реформе предложили создать «конструктивную» экономико-математическую модель социалистической экономики. Будучи альтернативой «описательной» политической экономии, СОФЭ должна была полностью вытеснить товарное производство, заменив его системой экономико-кибернетических операций. Впервые, СОФЭ была представлена на научно-теоретической конференции Института экономики АН СССР в 1967г. СОФЭ находила поддержку в ЦЭМИ, Ин-те США и Канады, аппарате ЦК КПСС, оппонентами выступали Совет Министров, Госплан, Ин-т экономики АН СССР (проф. Я. А. Кронрод, проф. Н. А. Цаголов, ак. Л.И.Абалкин). 
           Несостоятельность СОФЭ была признана расширенным совещанием Госплана СССР с участием ведущих учёных-экономистов в 1970г. Политизируя вопрос, «софэсты» ставили в вину Косыгину заигрывание с Западом, непростительные уступки ему, «предательство» социализма, «перетаскивание» на советскую почву чуждых народу идей, чем содействовали торможению и определённому затуханию реформаторских усилий.

     Основные  мероприятия реформы были введены в действие на протяжении 8-й пятилетки 19651970 гг. К осени 1967 г. по новой системе работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной продукции, 45 % прибыли), к апрелю 1969 г. 32 тыс. предприятий (77 % продукции).

     На  протяжении пятилетки фиксировались  рекордные темпы экономического роста. В 19661979 гг. среднегодовые темпы роста национального дохода в СССР составляли 6,1 % (США 3,1 %, Японии 7,4 %, ФРГ 3,4 %, Франции 4,4 %, Великобритании 2,2 %). Был осуществлён ряд крупных хозяйственных проектов (создание Единой энергосистемы, внедрение автоматизированных систем управления (АСУ), развитие гражданского автомобилестроения и пр.). Высокими были темпы роста жилищного строительства, развития социальной сферы, финансировавшихся за счёт средств предприятий.

Восьмая пятилетка получила образное название «золотой».

     Реформа имела выраженный эффект разового привлечения  резервов роста: повысилась скорость обращения  в фазе «товар — деньги», уменьшилась «штурмовщина», увеличилась ритмичность поставок и расчётов, улучшалось использование основных фондов. Предприятия разрабатывали индивидуальные гибкие системы поощрения.

      Среднегодовые темпы роста, %
      годыВаловой общественный продуктНациональный  доход
      1961—19656,56,5
      1966—19707,47,7
      1971—19756,45,7
      1975—19794,44,4
         
 
 
 
Экономические показатели относительно предыдущего года (1960 г. = 100)
годВаловая продукцияЧисленность персоналаОсновные  производственные

фонды

1965148123186
1970163115152
1975
137108151
1979116107134
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Причины неудачи.
 

   Попытка локальной перестройке  не увенчалась успехом. После 1968г. Вместо реальных реформ проводились затяжные эксперименты с расширением хозрасчета на предприятиях (бригадный метод строителя Н. Злобина; комбинат «Азот» в Щекино близ Тулы).

   В начале70-х гг. был нанесен удар по всем концепциям поворота к рыночной экономике. Само слово «рынок» стало критерием идеологической неблагонадежности. Со второй половины 70-х гг. начала меняться организация промышленного производства. Появились производственные и научно – производственные объединения (НПО). Практическим результатом подобных мер стал лишь гигантизм. Желаемого же слияния науки и производства не произошло.

   Инициатору  реформ А.Н. Косыгину не удалось осуществить  их до конца. В силу многих причин они  потерпели крушение, «ушли в песок».

    1. Реформе, даже крайне умеренной, противостояли реальные силы – старые производственные отношения, сложившийся аппарат управления, закостеневшее экономическое мышление.
    2. Реформа сводилась к «перестройке управления», к попытке изменить методы руководства, не меняя экономической модели хозяйствования.
    3. Реформа была обречена на провал еще и потому, что пыталась совместить расширение прав предприятий с усилением централизации.
    4. Главным критерием оценки предприятия оставался не объективный уровень эффективности, а процент выполнения обязательных плановых заданий. Жесткий принцип административно-командного планирования «от достигнутого» и чиновничье-управленческий стиль распределения доходов фактически сгубил саму идею реформы.
    5. Даже небольшое расширение самостоятельности позволило предприятиям занижать плановые задания, выбирать более легкие варианты решений. В итоге начался опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда.
    6. Реформа потерпела крах, так как преобразования в экономике не были поддержаны преобразованиями в политической и социальной сферах.
 
 

   Реформа как бы остановилась посредине – на уровне предприятий, не дойдя до конкретного работника и не затронув верхние эшелоны управления. 

      Одновременно  с реформированием  промышленности руководство  страны приступило к  реформированию сельского  хозяйства. Попыткой разработать эффективную аграрную политику стали решения мартовского (1965г.) Пленума ЦК КПСС. 

 Реформа  хозяйственного механизма была подготовлена и   проработана еще в хрущевское время,  но была реализована при   Брежневе.

Начало  реформе  положили  решения  мартовского  и  сентябрьского Пленумов ЦК КПСС  1965  года.  Мартовский  пленум   сосредоточил  внимание на механизмах управления сельским хозяйством,  которое пытались реформировать на основе увеличения материальной заинтересованности колхозников и работников   совхозов в росте производства.  Снижался  план  обязательных   закупок зерна, объявленный неизменным на 10 лет.

Сверхплановые закупки должны были производиться  по  повышенным ценам. Снимались ограничения с личных подсобных хозяйств,  введенные при Хрущеве. Но вскоре проявилась ограниченность намеченных механизмов стимулирования,  в частности,   тенденция к занижению объемов плановых  поставок  сельскохозяйственной продукции.

Важное  значение в контексте хозяйственной  реформы имели   решения сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, которые были конкретизированы в совместных постановлениях  ЦК  КПСС  и   Совета Министров СССР от 30 сентября 1965 года «Об улучшении   управления промышленностью» и от 4 октября 1965 года «О  совершенствовании  планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». Инициатором хозяйственных  реформ был крупный политический деятель,  председатель Совета министров СССР А.Н.Косыгин.  Суть реформы мыслилась как сочетание комплекса мер,  призванных усилить экономические рычаги,  расширить самостоятельность  хозрасчетного   звена (предприятия или организации), усовершенствовать централизованное планирование.

Предполагалось, в частности:1) сокращение числа директивных  плановых показателей, замена валовой  продукции  как основного  планового и оценочного   показателя объемов реализации;2) укрепление хозрасчета  предприятий, сохранение в их распоряжении большей доли прибыли;3) перестройка системы  ценообразования,  которая  заменяла   политику поддержания низких оптовых цен политикой установления цен на уровне, обеспечивающем  работу предприятий на началах хозрасчета (в 1966 — 1967 гг. была осуществлена реформа оптовых цен в промышленности).4) восстановление  отраслевого  принципа управления промышленностью.

Исходной  идеей реформы была потребность  в децентрализации.  Оставлялось  пять  директивно планируемых показателей,   среди которых объем реализации продукции, основная номенклатура,  фонд  заработанной  платы,  прибыль и рентабельность,   взаимоотношения с бюджетом.  Однако административная обязанность  заданий даже при этих чисто экономических показателяхдолжна была сохраниться.

Однако  реформа  не меняла основ командно-административной системы управления и была направлена лишь на ограничение   пользования преимущественно административных методов в сочетании их с некоторыми экономическими рычагами.  Первые  годы   реформы  дали  положительные результаты.  Если среднегодовые   темпы прироста национального дохода и валового общественного   продукта составили  в  1961-1965  годах  6,5 процентов, то в   1966-1970 годах — 7,8 и 7,4 процента соответственно. Прирост   валовой продукции сельского хозяйства составил в 1961-1965   годах 2,2 процента, а в 1966-1970 годах — 3,9 процента. 

Уже в 1966-67 годах стали проявляться негативные стороны реформы,  причинами которых были прежде всего ее сущностная непоследовательность,  ее половинчатость. Главным недостатком  было  то,  что интересы общества и предприятия стали   все больше и больше расходиться.  Предприятию  было  выгодно   выпускать однотипную продукцию по максимально высоким ценам.   Это стало приводить к сбоям в  работе  всего  хозяйственного   механизма  страны  и  могло  привести к быстрому и глубокому   экономическому  кризису.  Чтобы  избежать  его,  руководство   страны приняло решение вернуться к проверенной жесткой административной структуре при детальном планировании  номенклатурной  продукции  и  других показателей с ограничением прав   предприятий. В начале 70-х годов от реформы практически полностью отказались, валовые показатели стали вновь играть ведущее место в экономической жизни.

Реформа 1965  года  предусматривала дальнейшее развитие   сельского хозяйства.  Ее важным решением было принятие  Примерного Устава колхозов в ноябре 1969 года.  Он расширял хозяйственную самостоятельность колхозов,  сохранил за колхозниками  право на подсобное хозяйство,  приусадебный участок,   личный скот и птицу.

Экономика  страны в 60-80-е годы  характеризовалась ещё достаточно высокими  темпами роста. Несмотря на всю половинчатость и недостаточность  реформы  1965 года она  несколько   задержала темпы падения производства, но с начала 70-х годов   они  стали  снижаться.  Если  прирост национального дохода в   1967-1970 годах составлял в среднем за год 7,8 процента ,то в   1971-1975 -6,3, 1976-1980 -4,2, 1981-1985 -3,5 процента.

Следует подчеркнуть,  что в эти годы существовало понимание необходимости эффективнее  использовать  экономические   законы социализма,  усилить внимание к вопросам интенсификации производства, ускорения научно-технического прогресса.

В рассматриваемый период принимались правильные решения   о необходимости смещения акцентов в  экономической  политике   посредством  перенесения центра тяжести с количественных показателей на качественные,  с волевых методов управления  на   экономические. 

stud24.ru

Экономическая реформа 1965г. и причины ее незавершенности.

Количество просмотров публикации Экономическая реформа 1965г. и причины ее незавершенности. — 751

Реформы Н.С. Хрущева, их значение.

По инициативе Н.С. Хрущева, является закон 1957ᴦ., согласно которому всœе общесоюзные и союзно-республиканские промышленные и строительные министерства, за исключением электростанций, оборонной, авиационной, судостроительной, радиотехнической и химической промышленности, были упразднены. Управление промышленностью и строительством в рамках крупных административных районов было организовано по территориальному принципу. В каждом из них создавался совет народного хозяйства (совнархоз), которому передавались функции планирования и непосредственного руководства деятельностью предприятий и строек. При этом бесконечная цепочка непродуманных реорганизаций не дала нужного эффекта. Дело в том, что со второй половины 50-х гᴦ. стало ясно, что механизм хозяйствования в значительной степени устарел. Он сложился в конце 20-х — начале 30-х гᴦ. в чрезвычайных, во многом экстремальных обстоятельствах. При этом с 50-х гᴦ. перестали действовать чрезвычайные факторы. Резко изменились масштабы советской экономики. Так, в 1966ᴦ. промышленность СССР имела уже более 300 отраслей. По этой причине стало экономически нецелœесообразным, да и технически невозможным осуществлять управление методами прямого административного воздействия, регламентировать, как и прежде, деятельность предприятий. Кроме того новая экономическая ситуация определялась начавшейся в стране научно-технической революцией. Она была связана с овладением ядерной энергией, освоением космоса, развитием химии, автоматизацией производства. При этом существующий механизм хозяйствования, практика планирования сдерживали техническое перевооружение производства. Интересы научно-технического прогресса требовали перестройки планирования, создания условий, стимулирующих заинтересованность предприятий в техническом перевооружении. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, сложилось серьезное противоречие между достигнутым уровнем развития производства, возможностями, которые открывал научно-технический прогресс, новыми явлениями в экономике, с одной стороны, и изжившими себя административно-командными формами и методами управления, старой практикой планирования с другой стороны.

В сентябре 1965ᴦ. принимается решение о начале экономической реформы. Суть предполагавшейся реформы состояла в следующем: сокращение плановых показателœей, доводимых до предприятия; создание на предприятии фондов материального стимулирования; введение твердой, но зависящей от прибыли платы за используемые предприятиями производственные фонды, ᴛ.ᴇ. своего рода введение продналога в промышленности; финансирование промышленного строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а через кредит; недопущение изменения планов без согласования с предприятиями. В сфере сельскохозяйственного производства устанавливался многолетний (на 5 лет) план, исключавший произвольные его изменения, выдачу колхозам и совхозам дополнительных, внеплановых заданий. Было усилено экономическое стимулирование труда: изменены условия заготовок и закупок сельскохозяйственной продукции, введено материальное поощрение ее сверхплановой продажи, усовершенствована оплата труда колхозников и работников совхозов. Активную роль в попытке реализовать реформу сыграл ставший в те годы Председателœем Совета Министров А.Н. Косыгин. В ходе реализации базовых положений реформ в экономике Советского Союза, в т.ч. и в России, произошли положительные изменения. Так к примеру объём продукции увеличивался в 1966-1970 гᴦ. в среднем в год примерно на 4%, тогда как в 1961-1965 гᴦ. только на 2%. В сфере промышленного производства совершенствовалась территориальная система управления. Были образованы Госкомитет по науке и технике СССР, Госснаб СССР, Госкомцен СССР. Ход хозяйственной реформы в 1966-1970 гᴦ. свидетельствовал о том, что она придала определœенный импульс экономическому развитию страны. Реформа развязала инициативу предприятий, повысила их ответственность за результаты труда, за выявление внутренних резервов. Реформа стимулировала появление производственных объединœений. При этом реформа середины 60-х гᴦ. потерпела поражение. Неудачи реформы 1965ᴦ. во многом определялись просчетами в ходе ее практического осуществления. Перевод на новую систему хозяйствования шел медленно, по группам предприятий и отраслям, неравномерно. В ряде отраслей (в торговле, коммунальном хозяйстве, снабжении, сбыте) реформа осуществлялась лишь в виде опыта на группах предприятий. Слабо оказались затронуты реформой такие участки экономики, как финансы, ценообразование и др.
Размещено на реф.рф
Реформа не захватила эшелоны управления. Материальное стимулирование в органах управления практически не зависело от результатов работы отраслей. Не дошел хозрасчет и до конкретного рабочего места. Одна из существенных причин неудачи реформы 1965ᴦ. состояла в том, что она была заблокирована силами бюрократического консерватизма. Министерства и ведомства по инœерции продолжали предъявлять к предприятиям старые требования. Так, Министерство легкой промышленности в 1968ᴦ. продолжало планировать производство по 15 показателям вместо 9. Многие кадры управленцев были недостаточно компетентны. Οʜᴎ не только не хотели, но и не могли быстро перестроиться на работу в новых условиях.

referatwork.ru

Итоги экономических реформ правительства А.Н.Косыгина

Термином «реформа А.Н. Косыгина» в истории принято обозначать преобразования в сфере экономики, которые проводило руководство СССР начиная с 1965-го до начала 1970-х годов. Свое название она получила по фамилии контролировавшего ее проведение Алексея Николаевича Косыгина. Он, занимая на тот момент один из высших постов в стране – председателя Совета Министров, был, фактически, вторым лицом в государстве.

Однако, на практике реформу разрабатывал целый коллектив, а в ее основе лежали идеи известного экономиста того времени – профессора Е. Г. Либермана.

Главные цели и первый этап реформы

Введение реформы было связано с изменениями в органах власти страны. В конце 1964 года был насильно отправлен в отставку глава государства – Н. С. Хрущев, а его место занял Л. И.Брежнев. Анализируя недостатки политики Хрущева, новое руководство пришло к выводу о необходимости экономической реформы.

Главные цели реформы:

  • ускорение темпов роста экономики;
  • увеличение ее эффективности;
  • повышение жизненного уровня населения.

Основной идеей реформы стала мысль о необходимости использовать в руководстве хозяйством страны не только характерное для советской власти административное давление, но и экономические стимулы.  Для этого предполагалось дать предприятиям некоторую экономическую самостоятельность и возможность самим распоряжаться частью своей прибыли.

Первый этап реформы проходил в 1965 году и заключался, прежде всего, в перестройке центральных органов управления:

  1. Были ликвидированы территориальные органы управления, находившиеся за пределами столицы – введенные Хрущевым Советы народного хозяйства. Взамен были восстановлены министерства, каждое из которых отвечало за развитие конкретной отрасли хозяйства по всей стране.

  2. Были созданы особые комитеты, централизованно занимавшиеся определенным вопросом экономики на территории государства:

  • Госкомцен;
  • Госснаб.

Непосредственное осуществление реформы началось после принятия ряда постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Ее основной этап проходил с 1966 по 1970 годы – в течение восьмой пятилетки.

Мероприятия реформы, проводившиеся в сфере промышленности

  1. Количество показателей, обязательных для исполнения предприятиями (согласно пятилетнему плану) было сокращено от тридцати до девяти.

  2. Предприятиям давалась определенная хозяйственная самостоятельность. Теперь они могли:

  • сами определять ассортимент производимой продукции;
  • оставлять себе часть прибыли и распоряжаться ею, вкладывая в специальные фонды, которые занимались материальным стимулированием работников, социально-культурной сферой и строительством жилья;
  • по своему усмотрению направлять часть доходов на совершенствование материальной базы через фонд развития производства;
  • заключать договора и вести оптовую торговлю непосредственно между предприятиями, без привычного участия государства;
  • определять необходимое количество работников, вплоть до сокращения излишнего персонала.
  1. Работа предприятий оценивалась не по количеству выпущенной ими валовой продукции, а по показателю ее реализации и сумме полученной прибыли.

Мероприятия реформы, проводившиеся в сфере сельского хозяйства

  1. Повышение закупочных цен на продукцию сельского хозяйства в 1,5 – 2 раза.

  2. При выполнении плана, доходы за сверхплановую продукцию оставались в распоряжении колхозов и могли направляться, так же как и в промышленности, в социальную, культурную, жилищную сферы.

  3. Уменьшение размеров обязательных поставок по основным видам продукции сельского хозяйства.

  4. Цены за поставки сверхплановой продукции повышались на 50 %.

  5. Отмена оплаты труда колхозников из расчета отработанных трудодней. С 1966 года они начали получать реальную зарплату согласно тарифным ставкам.

  6. Введение выборности председателей колхозов, бригадиров и других должностей.

  7. Были отменены ограничения на личные подсобные хозяйства колхозников.

Результаты реформы

Восьмую пятилетку принято называть «золотой» в силу того, что экономическая реформа Косыгина в годы ее осуществления дала кратковременный положительный эффект.

Объем промышленного производства увеличился на 50 %. В стране было создано около двух тысяч новых предприятий. На них начала вводится автоматизированная система управления. Интенсивно развивалось жилищное строительство. Увеличилась заработная плата населения. Валовой общественный продукт и национальный доход в этот период достигли 6,5%. Темпы роста экономики достигли максимальных размеров.

Но после 1975 года рекордные показатели пошли на спад. Официально реформа государственными органами не отменялась, но постепенно, во второй половине 1970-х годов была свернута. Поэтому в целом, с учетом ее последствий для дальнейшего развития страны, реформа Косыгина считается неудачной.

Причины неудачи реформы

  1. Реформа была половинчатой, для ее успешного продолжения необходимо было изменить основы плановой экономики страны и переориентироваться на рыночную, что было невозможно в условиях тоталитарного режима.

  2. Важнейшей причиной является противодействие реформе высших бюрократических партийных кругов. Многие руководители Коммунистической партии и члены правительства, а также представители чиновничества на местах, противодействовали продолжению реформы. Они не привыкли и не хотели работать без директивных методов.

  3. Подобные экономические свободы в Чехословакии привели к Пражской весне и попыткам смены социалистического режима. Это вызвало небезосновательные опасения руководства СССР, что углубление реформы приведет к демократизации общества и необходимости изменения политического строя.

  4. В 1960-70-х годах наша страна начала получать основную часть своих доходов от экспорта нефти. Данное обстоятельство позволяло отложить попытки получения больших доходов за счет реформы собственной экономики.

Тем не менее, основные идеи реформы Косыгина – Либермана были использованы в эпоху «перестройки» Горбачева и привели к последствиям, которых так опасалось советское руководство. Коммунистический режим и плановая экономика исчезли, а на смену им пришли демократия и рыночная экономика, основанная на принципах конкуренции.

histerl.ru

Чем была вызвана экономическая реформа 1965 года?

Пришедшее к власти осенью 1964 года новое политическое руководство страны начало проводить политику устранения наиболее негативных последствий хрущевских экономических «экспериментов» .
Сначала в марте 1965 года была разработана аграрная программа выхода сельского хозяйства из кризисной ситуации первой половины 1960-х годов, хотя по основным положениям данная программа повторяла стабилизационную аграрную программу Хрущева 1953 года

Но наиболее масштабной попыткой усовершенствовать социалистическую систему хозяйствования явилось предложенная в октябре 1965 года административная экономическая реформа в промышленном секторе. Необходимость проведения данной реформы объясняется следующими причинами:

1. Неблагоприятные экономические результаты выполнения семилетнего плана (1959-1965 годы) .

2. Вторая причина, наличие которой, в отличие от первой, вынуждено было признать руководство страны, — необходимость реорганизации советского хозяйственного механизма, который не мог использовать даже возможности экстенсивного развития экономики.
И экономистам и даже руководству СССР было ясно следующее:

— Нельзя больше использовать в качестве «ресурса развития» собственный народ, бесконечно выкачивая средства из сельского хозяйства, как это было в предыдущие годы при Сталине.

— Набирала силу научно – техническая революция, а грамотные и способные люди не имели стимула работать с полной отдачей, так как существовала «уравниловка» . Квалифицированный специалист, инженер, получали ненамного больше, чем квалифицированный рабочий. В этих условиях необходимо было переориентировать оценочные показатели труда с «копай больше» на «думай лучше» .

— Замедлились темпы внедрения новой техники и технологии в производство. Ряд новых машин, механизмов, приборов и материалов не соответствовали современным требованиям.

— Производительность труда оставалась низкой и постоянно отставала от темпов роста заработной платы.

— Капиталовложения в экономику давали очень низкую отдачу, она оставалась неповоротливой, неэффективной.

— Медленно внедрялись достижения НТР, а многие не внедрялись вовсе.

— Низкая производительность труда приводила к постоянному дефициту рабочей силы и «воспроизводила» дальнейшее экстенсивное развитие.

— Качество товаров народного потребления оставалось низким, а их ассортимент недостаточным.

Главным содержанием реформы была попытка обеспечить оптимальное сочетание централизованного планового управления с широкой инициативой и самостоятельностью производителей, интересов общества и производственных коллективов.

Подробнее см. в ссылке — Экономическая реформа 1965 г.

otvet.mail.ru

содержание, осуществление, причины неудачи, современные оценки

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«ТОМСКИЙ  ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

Институт  дистанционного образования

Специальность «Связи с общественностью»

Кафедра культурологии и социальной коммуникации 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Отечественная История»

на тему: «Экономическая реформа 1965 г.: содержание,

осуществление, причины неудачи, современные оценки». 
 
 
 
 
 
 

                                                                  Выполнил:

Жаркова Валентина Ивановна

Проверил:

преподаватель 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Томск 2008

Содержание 
 
 

  1. Введение.
  2. Основные положения реформы.
  3. Развитие и реализация реформы «Золотая пятилетка».
  4. Причины неудачи.
  5. Заключение и оценки.
  6. Список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Введение.

   На  сентябрьском (1965 г.) Пленуме ЦК КПСС были обобщены итоги широкой экономической дискуссии первой половины 60-х годов. Наряду с отмеченными недостатками в экономическом развитии страны: превалированием административных мер в управлении народным хозяйством над экономическими; ограничением прав предприятий пленума признал целесообразным устранить излишнюю регламентацию деятельности предприятий, сократить число плановых показателей, утверждаемых сверху, способствовать внедрению важнейших экономических рычагов – прибыли, цены, премии, кредита. 
 

   Экономическая реформа 1965 г. В СССР, (в СССР известная как Косыгинская реформа, на Западе как реформа Либермана) – реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 19651971 гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.

  1. Основные положения реформы.

   Реализуемая после отстранения от власти Н. С. Хрущева реформа представлялась как разрыв с проявлениями присущего советской экономической политике второй половины 1950-х — начала 60-х гг. «субъективизма» и «прожектёрства», практикой административных и волевых решений. Декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, основанного на законах политэкономии социализма. Проведение реформы осуществлялось под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.

   Реформа вводилась в действие группой  постановлений ЦК КПСС и Совета Министров  СССР, распространявших её положения на отдельные отрасли и сектора народного хозяйства:

• «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (Постановление сентябрьского 1965 г. Пленума ЦК КПСС)2  
• «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965 г.) 
• «Положение о социалистическом государственном производственном предприятии», утверждено СМ СССР 4 октября 1965 г3 
• «О мерах по дальнейшему улучшению кредитования и расчетов в народном хозяйстве и повышению роли кредита в стимулировании производства» (постановление СМ СССР от 3 апреля 1967 г.) 
• «О переводе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный расчёт» (13 апреля 1967г.)4 
• «О переводе предприятий Министерства гражданской авиации на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июня 1967г.)5 
• «О переводе железных дорог Министерства путей сообщения на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 23 июня 1967г.)6  
• «О переводе предприятий Министерства морского флота на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июля 1967г.)7  
• «О переводе предприятий речного транспорта союзных республик на новую систему планирования и экономического стимулирования» (7 июля 1967г.)8  
• «О переводе эксплуатационных предприятий и производственно-технических управлений связи системы Министерства связи СССР на новую систему планирования и экономического стимулирования» (8 июля 1968 г.)9  
• «О совершенствовании планирования и капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства» (28 мая 1969г.)10 

Реформа представляла собой  комплекс из пяти групп  мероприятий:

  1. Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования — советы народного хозяйства, созданные в 1957г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.
  2. Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.
  3. Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.
  4. Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов — фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).
  5. Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия — не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.

В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию  повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались  цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.

Постановлением  Совета Министров СССР N 677 от 28.08.1974 на проживающих в сельской местности  была распространена общегражданская  паспортная система; согласно постановлению, выдача паспортов «гражданам СССР, которым ранее паспорта не выдавались», должна была быть осуществлена «в срок с 1 января 1976г. по 31 декабря 1981г», фактически в отдаленных местностях затянулась до 1989 года11.

Новая система народнохозяйственного  планирования была закреплена в Конституции  СССР 1977г.: «Экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны. Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учётом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используется хозяйственный расчёт, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Развитие  и реализация реформы  «Золотая пятилетка».
 

 В 1970-е  гг. СМ и Госплан СССР принимают  решения, призванные скорректировать  выявившиеся негативные стороны реформированной хозяйственной системы — тенденцию к росту цен, стремление использовать максимально затратные схемы хозяйственных отношений (в том числе жертвуя инновационным развитием), обеспечивающие наиболее высокую рентабельность.

 Постановлением  СМ СССР от 21 июня 1971 г. «О некоторых мерах по улучшению планирования и экономического стимулирования промышленного производства» были восстановлены, начиная с пятилетнего плана 1971—1975 гг., директивные задания по росту производительности труда, в заданиях по реализации выделялся объём новой продукции.

 В 1970-е  гг. многоступенчатая система управления промышленностью была заменена на двух-, трёхзвенную (министерство — объединение  — предприятие; министерство — хозрасчётный комбинат — шахтоуправление). Соответственно были перераспределены и децентрализованы функции управления и планирования.

• «О некоторых  мероприятиях по дальнейшему совершенствованию  управления промышленностью», постановление  ЦК КПСС и СМ СССР от 2 марта 1973 г.

     В 1970 г. существовало 608 объединений (6,2 % занятого персонала, 6,7 % реализуемой продукции), в 1977 г. 3670 объединений (45 % персонала, 44,3 % реализованной продукции), в том числе: ЗИЛ, Москвич, Воскресенскцемент, Электросила, АвтоГаз, АвтоВаз, КамАЗ, Уралмаш, Позитрон, Большевичка. 
Новообразованные объединения и комбинаты действовали на основах хозрасчёта, осуществляли основную инвестиционную деятельность, кооперировали хозяйственные связи предприятий. Министерствам отводилась роль проводника общей научно-технической политики. Резко сокращалось количество форм документации и показателей отчётности. Реорганизация сопровождалась значительным высвобождением управленческого персонала.

Следующей группой постановлений

• «О дальнейшем совершенствовании хозяйственного механизма и задачах партийных  и государственных органов» постановление  ЦК КПСС от 12 июля 1979г. 
• «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ» постановление ЦК КПСС и постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 12 июля 1979г.

     Вводился новый плановый показатель чистой (нормативной) продукции учитывавший вновь созданную стоимость — зарплата плюс усреднённая прибыль, его задачей было остановить тенденцию к росту цен и затрат. Вводились поощрительные надбавки к цене на новую и высококачественную продукцию и стабильные долговременные нормативы для фондов экономического стимулирования. Расширялась практика составления целевых комплексных научно-технических, экономических и социальных программ развития регионов и производственно-территориальных комплексов, развитие получал принцип нормативов длительного действия.

     В пореформенный период в экономике СССР происходит выраженный сдвиг в сторону интенсивных факторов экономического роста. Основным фактором роста было повышение производительности общественного труда и экономии живого труда, то есть уменьшалась роль основного экстенсивного фактора — увеличения числа занятых, что было характерным для 1930-х — 1950-х гг.

Соотношение факторов экономического роста12
 1961 — 19651966 — 19701971 — 19751976 — 1979
Прирост национального дохода37453219
среднегодовой темп прироста6,57,75,74,4
Производительность  общественного труда31392514
среднегодовой темп прироста5,66,84,63,3
Занятые в материальном производстве (прирост)10,26,06,43,9
среднегодовой темп прироста2,001,201,250,95
Динамика  фондоотдачи (отношение роста национального дохода к росту основных производственных фондов)0,860,980,870,89
Динамика  материалоёмкости (отношение общественного  продукта к национальному доходу) за период1,000,991,031,00

stud24.ru

Экономическая реформа 1965 года

Экономическая реформа 1965 г. в СССР, (в СССР известна как Косыгинская реформа, на Западе как реформа Либермана) — реформа управления народным хозяйством и планирования, осуществлённая в 1965—1970 гг. Характеризовалась внедрением экономических методов управления, расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, объединений и организаций, широким использованием приёмов материального стимулирования. Связывается с именем председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.

Общесоюзная экономическая дискуссия 1962—1964 годов

Традиционно проведение реформы связывали с усложнением экономических связей, что снижало эффективность директивного планирования (в 1966 промышленность СССР включала более трёхсот отраслей, 47 тыс. предприятий, 12,8 тыс. первичных строительных организаций), и со стремлением более полно использовать интенсивные факторы экономического роста. Последнее было достижимо посредством повышения производительности труда через улучшение его культуры, интенсивности и организации, а также эффективного использования имеющихся ресурсов. Было признано, что существующая система планирования недостаточно заинтересовывает предприятия в принятии высоких плановых заданий, во внедрении организационных и технических новаций.

Впервые основные идеи реформы были обнародованы в статье профессора Харьковского инженерно-экономического института и Харьковского государственного университета Е. Г. Либермана «План, прибыль, премия» в газете «Правда» и его докладе «О совершенствовании планирования и материального поощрения работы промышленных предприятий», направленном в ЦК КПСС. Поддержку предложениям Либермана высказали ведущие экономисты ак. В. С. Немчинов, ак. С. Г. Струмилин, эксперты Госплана СССР, руководители предприятий и др.

Статья положила начало общесоюзной экономической дискуссии в прессе и ряду экономических экспериментов, подтвердивших эффективность предложенных мероприятий. В западной прессе и советологии концепция реформ получила названиелиберманизм.

Как альтернатива реформе в среде интеллигенции радикального «технократического» направления рассматривались идеи академика В. М. Глушкова, с 1962 г. развивавшего программу тотальной информатизации экономических процессов с применением системы ОГАС, которая должна была базироваться на создававшейся Единой Государственной Сети вычислительных центров (ЕГС ВЦ).

Решающим аргументом стало то, что Либерман издержки на проведение своей реформы оценил в стоимость бумаги, на которой будут напечатаны соответствующие указы, а первые результаты пообещал уже через считанные месяцы. Косыгин — самый «прижимистый» член Политбюро, умевший считать народную копейку, — выбрал реформу Либермана.

Основные положения реформы

Реализуемая после отстранения от власти Н. С. Хрущева реформа представлялась как разрыв с проявлениями присущего советской экономической политике второй половины 1950-х — начала 60-х гг. «субъективизма» и «прожектёрства», практикой административных и волевых решений. Декларировалось повышение научного уровня руководства экономикой, основанного на законах политэкономии социализма. Проведение реформы осуществлялось под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина.

Реформа вводилась в действие группой постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, распространявших её положения на отдельные отрасли и сектора народного хозяйства:

• «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (Постановление сентябрьского 1965 г. Пленума ЦК КПСС)

• «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» (постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965 г.)

• «Положение о социалистическом государственном производственном предприятии», утверждено СМ СССР 4 октября 1965 г.

• «О мерах по дальнейшему улучшению кредитования и расчетов в народном хозяйстве и повышению роли кредита в стимулировании производства» (постановление СМ СССР от 3 апреля 1967 г.)

• «О переводе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный расчёт» (13 апреля 1967 г.)

• «О переводе предприятий Министерства гражданской авиации на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июня 1967 г.)

• «О переводе железных дорог Министерства путей сообщения на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 23 июня 1967 г.)

• «О переводе предприятий Министерства морского флота на новую систему планирования и экономического стимулирования» (от 7 июля 1967 г.)

• «О переводе предприятий речного транспорта союзных республик на новую систему планирования и экономического стимулирования» (7 июля 1967 г.)

• «О переводе эксплуатационных предприятий и производственно-технических управлений связи системы Министерства связи СССР на новую систему планирования и экономического стимулирования» (8 июля 1968 г.)

• «О совершенствовании планирования и капитального строительства и об усилении экономического стимулирования строительного производства» (28 мая 1969 г.)

Реформа представляла собой комплекс из пяти групп мероприятий:

  1. Ликвидировались органы территориального хозяйственного управления и планирования — советы народного хозяйства, созданные в 1957 г., предприятия становились основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась система отраслевого управления промышленностью, общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства и ведомства.

  2. Сокращалось количество директивных плановых показателей (с 30 до 9-ти). Действующими оставались показатели по: общему объёму продукции в действующих оптовых ценах; важнейшей продукции в натуральном измерении; общему фонду заработной платы; общей суммы прибыли и рентабельности, выраженной как отношение прибыли к сумме основных фондов и нормируемых оборотных средств; платежам в бюджет и ассигнованиям из бюджета; общему объёму капитальных вложений; заданий по внедрению новой техники; объёму поставок сырья, материалов и оборудования.

  3. Расширялась хозяйственная самостоятельность предприятий. Предприятия обязаны были самостоятельно определять детальную номенклатуру и ассортимент продукции, за счёт собственных средств осуществлять инвестиции в производство, устанавливать долговременные договорные связи с поставщиками и потребителями, определять численность персонала, размеры его материального поощрения. За невыполнение договорных обязательств предприятия подвергались финансовым санкциям, усиливалось значение хозяйственного арбитража.

  4. Ключевое значение придавалось интегральным показателям экономической эффективности производства — прибыли и рентабельности. За счёт прибыли предприятия получали возможность формировать ряд фондов — фонды развития производства, материального поощрения, социально-культурного назначения, жилищного строительства, др. Использовать фонды предприятия могли по своему усмотрению (разумеется, в рамках существующего законодательства).

  5. Ценовая политика: оптовая цена реализации должна была обеспечивать предприятию заданную рентабельность производства. Вводились нормативы длительного действия — не подлежащие пересмотру в течение определённого периода нормы плановой себестоимости продукции.

В сельском хозяйстве закупочные цены на продукцию повышались в 1,5-2 раза, вводилась льготная оплата сверхпланового урожая, снижались цены на запчасти и технику, уменьшились ставки подоходного налога на крестьян.

Новая система народнохозяйственного планирования была закреплена в ст. 16 Конституции СССР 1977 г.:

Экономика СССР составляет единый народнохозяйственный комплекс, охватывающий все звенья общественного производства, распределения и обмена на территории страны. Руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учётом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом активно используется хозяйственный расчёт, прибыль, себестоимость, другие экономические рычаги и стимулы.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *