Идеи, темы и проблемы «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева |LITERATURUS: Мир русской литературы
Разговор с крестьянином. Глава «Любани». Художник А. Н. Самохвалов |
В этой статье представлены материалы о том, что является основными идеями, темами и проблемами «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева.
Идеи, темы и проблемы «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева
Главная тема и проблема «Путешествия»
В своем «Путешествии» Радищев затрагивает множество острых тем, которые волновали общество второй половины XVIII века.
Конечно, главной темой «Путешествия» Радищева является крепостное право и его пагубное влияние на развитие России.
Другие темы и проблемы «Путешествия»
- Произвол чиновников и судей
- Несовершенные законы в сфере торговли
- Низкий уровень образования и неграмотность населения
- Жесткая цензура и отсутствие свободы слова
- Неравные браки в среде крестьян, дворян и т.д.
- Разврат среди населения и распространение болезней
- Иностранцы-гувернеры, обучающие дворянских детей
- Дворянская служба в армии «с пеленок»
- Французский язык как основной в среде дворян и т.д.
Основные идеи «Путешествия из Петербурга в Москву»
Основной идеей Радищева при написании «Путешествия» было показать все ужасы и проблемы России второй половины XVIII века. Однако Радищев не только надеялся обратить внимание на проблемы, но предлагал свой план отмены крепостного права.
Таким образом, Радищев хотел не просто обличить пороки общества, но и призывал бороться с ними с помощью конкретных шагов.
Взгляд исследователей на проблемы и идеи «Путешествия»
М. Туманов о темах, проблемах и идеях «Путешествия» Радищева:
«…Круг основных идей в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева, строго говоря, не заключал в себе ничего существенно нового и ограничивался все теми же вопросами, какие уже задолго до того рассматривались в произведениях нашей сатирической литературы XVIII века.Почти вся обличительная письменность русских авторов Екатерининской эпохи исчерпывалась следующими темами, упорно повторяющимися вплоть до начала XIX века во всех видах тогдашней сатиры, начиная с периодических изданий и кончая притчами, баснями, комедиями, путешествия и т.п.:
1. Воспитание русского юношества под руководством иностранцев-гувернеров, вселявших в своих питомцев презрение к России и оказывавших на них самое тлетворное влияние в нравственном отношении.
2. Глубокий нравственный упадок всего русского общества времен императрицы Екатерины II, достигший невероятных степеней как в делах государственного управления, так равно и в частной, особенно семейной жизни.
3. Злоупотребления администрации и суда.
4. Бесчеловечное обращение помещиков с крепостными крестьянами и вообще ужасы крепостной барщины, низведшей простой народ на степень домашней утвари, особенно после того, как крестьянам запрещены были жалобы на притеснения со стороны их господ. <…>
…перечисленные нами вопросы русской сатиры … были также повторены и в «Путешествии» А. Н. Радищева…
«…Побуждением к составлению «Путешествия из Петербурга в Москву», по словам самого Радищева, служило простое желание прослыть писателем; но в действительности мы видит в его книге и другую, более определенную цель: автор стремился не только указать русскому обществу вопиющие язвы тогдашней жизни, но и побудить его к их исправлению. <…>
…рассматривая общественные порядки и всю систему государственного управления, Радищев доходит, наконец, до самых высших ступеней и обращается с словами обличения к самой государыне… <…>
Но Радищев не ограничивается в своей книге простым обличением общественных неустройств, но и указывает меры к их устранению… <…>
…возмущаясь ужасами крепостничества… автор «Путешествия из Петербурга в Москву» … предлагает со своей стороны правительству проект постепенного освобождения крестьян от ненавистной барщины.Мы видим, что главным вопросом для него [Радищева] являлось крепостное право, которым автор «Путешествия из Петербурга в Москву» и был занят больше всего; однако, он не упускал случая коснуться и других сторон современной ему общественной жизни русского народа…»
(М. Туманов, статья «Общий обзор «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева», книга «А. Н. Радищев. Его жизнь и сочинения» под ред. В.И. Покровского, Москва, 1907 г.)
В. Я. Стоюнин о темах и идеях «Путешествия» Радищева:
«…на первом плане у него стоит вопрос о счастии человек. Оно возможно, по его мнению, только тогда, когда человек поставит себя в правильные отношения к природе и людям. <…>
С мыслью о равных отношениях между людьми Радищев касался разнообразных вопросов — политических, общественных, юридических, семейных, педагогических, соединяя с каждым из них вопрос о счастии человека, но касался не как ученый, вооруженный строгою наукой, а как гражданин, который сам ищет счастья в жизни и находит ему помеху в самых социальных отношениях… <…>
…автор направлял свои стрелы особенно против крепостного права, которое не позволяло развиваться истинному просвещению… <…>
После уничтожения крепостного права сочинение Радищева уже теряет для нас то политическое значение, какое имело в былое еще недавнее время, и сохраняет только интерес исторический.»
(В. Я. Стоюнин, статья «»Вопрос о счастии, как основной «Путешествии»», книга «А. Н. Радищев. Его жизнь и сочинения» под ред. В.И. Покровского, Москва, 1907 г.)
Это были материалы о том, что является основными идеями, темами и проблемами «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева.
www.literaturus.ru
Основные идеи «Путешествия из Петербурга в Москву»
Основной идеей Радищева при написании «Путешествия» было показать все ужасы и проблемы России второй половины XVIII века. Однако Радищев не только надеялся обратить внимание на проблемы, но предлагал свой план отмены крепостного права.
Таким образом, Радищев хотел не просто обличить пороки общества, но и призывал бороться с ними с помощью конкретных шагов.
Взгляд исследователей на проблемы и идеи «Путешествия» м. Туманов о темах, проблемах и идеях «Путешествия» Радищева:
«…Круг основных идей в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева, строго говоря, не заключал в себе ничего существенно нового и ограничивался все теми же вопросами, какие уже задолго до того рассматривались в произведениях нашей сатирической литературы XVIII века.
Почти вся обличительная письменность русских авторов Екатерининской эпохи исчерпывалась следующими темами, упорно повторяющимися вплоть до начала XIX века во всех видах тогдашней сатиры, начиная с периодических изданий и кончая притчами, баснями, комедиями, путешествия и т.п.:
Воспитание русского юношества под руководством иностранцев-гувернеров, вселявших в своих питомцев презрение к России и оказывавших на них самое тлетворное влияние в нравственном отношении.
Глубокий нравственный упадок всего русского общества времен императрицы Екатерины II, достигший невероятных степеней как в делах государственного управления, так равно и в частной, особенно семейной жизни.
Злоупотребления администрации и суда.
Бесчеловечное обращение помещиков с крепостными крестьянами и вообще ужасы крепостной барщины, низведшей простой народ на степень домашней утвари, особенно после того, как крестьянам запрещены были жалобы на притеснения со стороны их господ. <…>
…перечисленные нами вопросы русской сатиры … были также повторены и в «Путешествии» А. Н. Радищева…<…>
«…Побуждением к составлению «Путешествия из Петербурга в Москву», по словам самого Радищева, служило простое желание прослыть писателем; но в действительности мы видит в его книге и другую, более определенную цель: автор стремился не только указать русскому обществу вопиющие язвы тогдашней жизни, но и побудить его к их исправлению. <…>
…рассматривая общественные порядки и всю систему государственного управления, Радищев доходит, наконец, до самых высших ступеней и обращается с словами обличения к самой государыне… <…>
Но Радищев не ограничивается в своей книге простым обличением общественных неустройств, но и указывает меры к их устранению… <…> …возмущаясь ужасами крепостничества… автор «Путешествия из Петербурга в Москву» … предлагает со своей стороны правительству проект постепенного освобождения крестьян от ненавистной барщины. <…>
Мы видим, что главным вопросом для него [Радищева] являлось крепостное право, которым автор «Путешествия из Петербурга в Москву» и был занят больше всего; однако, он не упускал случая коснуться и других сторон современной ему общественной жизни русского народа…»
(М. Туманов, статья «Общий обзор «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева», книга «А. Н. Радищев. Его жизнь и сочинения» под ред. В.И. Покровского, Москва, 1907 г.)
studfiles.net
Идея произведения Путешествие из Петербурга в Москву – художественный анализ. Радищев Александр Николаевич
Идея произведения Путешествие из Петербурга в Москву
Чавкали копыта. Обляпанный осенней грязью возок колыхало на рытвинах. Солдаты в треуголках посоловело глазели вокруг: косматые серые облака волоклись по полям, седые кусты набрякли дождевой капелью… Между конвойными сидел человек в нагольной мужицкой шубе, скованный цепью. Это был Александр Радищев.
Впереди, за дождями и грязями, лежали не просто села и города — Чудово, Спасская Полесть, Подберезье, Новгород, — а главы крамольной книги, его книги, всполошившей столицу летом 1790 года. По горькой иронии судьбы первый мыслитель эпохи ехал в сибирскую ссылку той самой московской дорогой, с которой взглянул на Россию герой изданного им «Путешествия из Петербурга в Москву».
Вокруг была екатерининская Россия — крепостная, голодная, с страдальческими, налитыми горем очами, исполосованная самодержавной плетью.
Но он видел ее и иной. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Идея произведения Путешествие из Петербурга в Москву. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.
Его книга и Россия были одно. Он твердо знал это. И это было единственное, что укрепляло его в страшный час его жизни.
Как ни трудно было узнать в медлительном арестанте с бескровным лицом прежнего Радищева — энергичного, порывистого начальника Петербургской таможни, — все той же гордой посадки была его голова, все той же мощной лепки высокий лоб, все тем же умом светились глаза, хотя позади были семьдесят дней в затхлой и темной, как погреб, камере Петропавловской крепости.
Его книга, отпечатанная верными людьми в специально на то заведенной Радищевым домашней типографии, вышла без имени автора и под самым заурядным заглавием — «Путешествие». Еще одно «путешествие», каких немало переводилось и печаталось. Одним «путешествием» больше! Не оттого ли штатный опекун российской словесности петербургский оберполицеймейстер дозволил выпустить книгу, не читая ее!..
Но уже через несколько дней после появления «Путешествия» о нем говорит Петербург, в свободомыслящих кругах оно «входит в моду», один экземпляр оказывается на столе самой Екатерины, и взбешенная императрица, не в силах оторваться от книги, читает ночь напролет. Полиция открывает имя писателя. Екатерина не просто читала — две недели она штудировала книгу Радищева с пером в руках. Царица сама начала следствие, сама готовила обвинительный материал, раскрывая в своих примечаниях опасность книги для дворянской крепостнической монархии.
«Тут царям достается крупно», «сочинитель не любит царей и, где может к ним убавить любовь и почтение, тут жадно прицепляется с редкой смелостию», «царям грозится плахою», «помещиков сочинитель казнит», «надежду полагает на бунт от мужиков», — писала она, отчеркивая в книге «места сильнейшие».
В переписке с европейскими философами Екатерина рисовала Россию обителью благоденствия и тишины. Книга Радищева вдребезги разбивала позлащенную ложь и была страшна уже этим. Пытаясь возражать писателю, в заметках на «Путешествие» Екатерина чернила Радищева, писала, что он-де «ко злости склонен» и «все видит в темначерном виде». Но Радищев, знавший стандартный лексикон гонителей правды, воспроизвел его в главе «Спасская По-лесть» своей книги задолго до того, как царица разразилась бранью. Писатель побеждал в заочной полемике: на его стороне была истина. Оттого Екатерине приходилось поправлять, перемарывать написанное.
«Лучше судьбы наших крестьян нет по всей вселенной»,— запальчиво восклицала она. А петербургские, московские «Ведомости» из номера в номер публиковали объявления: «Продаются 2 дворовых человека, из которых один псарь, а другой музыкант. Также продается мерин серой. Аглинской породы, неезженой…»; «Продается ткач 35 лет с женой и дочерью и вятский жеребец 6 лет…» И Екатерина, дабы не показаться смешной в глазах тех, кому адресовались ее записки, вынуждена была переиначивать фразу: «Лучше судьбы наших крестьян у хорошева помещика нет по всей вселенной».
Еще страшнее книга Радищева была тем, что она доказывала законность и неизбежность народной революции, которая сметет самодержавие. Книга славила революцию.
Неудивительно, что императрица еще не закончила читать «Путешествие из Петербурга в Москву», а Радищев был уже водворен в Петропавловскую крепость. «Келейные допросы» вел сам Степан Шешковский — свирепый тщедушный старик, имя которого вселяло в петербуржцев ужас. «Домашний палач» Екатерины, глава тайной экспедиции, в 1775 году он пытал Емельяна Пугачева. Посылая свои заметки на «Путешествие» Шешковскому, императрица, недвусмысленно высказалась о Радищеве: «Бунтовщик хуже Пугачева».
Эти слова, да еще записки Екатерины, и были обвинительным актом по делу об Александре Радищеве и его книге, «наполненной самыми вредными умствованиями», хотя делом Радищева занималась не одна судебная инстанция.
В душный и жаркий июльский полдень Радищеву был зачитан смертный приговор, вынесенный уголовной палатой Петербургского суда. Днем позже Радищев написал завещание, мысленно прощаясь с детьми, отцом и женщиной, которую любил. Он ждал, что с казнью не замедлят.
Но миновал месяц. Прошли еще десять дней…
Он ничего не мог делать. Не мог не только писать — думать. Слух его необычайно обострился, и, когда по коридору топотали, гремя тяжелыми ключами, стражники, тело его напрягалось: «Сейчас…» Он собирал силы, чтобы достойно встретить смерть.
А тем временем решение уголовной палаты утвердил и усилил сенат: «казнить смертию, а имянно… отсечь голову», а пока, «заклепав в кандалы, сослать в каторжную работу в Нерчинск». Затем доклад сената дотошнейше изучила Екатерина и усмотрела в нем изъян: умолчание о преступлении против присяги. Государственным советом в приговор была незамедлительно внесена усугубляющая поправка, и бумаги вновь легли на стол Екатерины.
Радищев ждал казни.
Глухой, словно идущий из-под земли гул соборных курантов проникал в камеру. От него стыла кровь. Но Екатерина медлила.
Она держала в руках трижды утвержденный смертный приговор Радищеву, которого так добивалась. Оставалось обмакнуть перо…
Царица должна была отправить на плаху писателя, все преступление которого состояло в издании книги. Не сама ли Екатерина создавала себе ореол «просвещенной государыни»? И разве ей хотелось укреплять мнение, что книга Радищева могла пошатнуть самодержавный трон?..
Столица Санкт-Петербург праздновала заключение мира со Швецией, а мир всегда означал амнистию. Можно ли было «матери отечества», изливавшей по сему случаю «щедроты и доброты», не проявить «милосердия»!..
Иезуитски изощренная и искушенная государыня была воистину первой актрисой империи. Она решила не подписывать приговора. Приювор был, о нем узнали. Теперь она могла явить великодушие.
Припомнив доношения о плохом здоровье осужденного и имея в виду приближение зимы, Екатерина изволила «помиловать» Радищева сослать его в Илимск «на десятилетнее безысходное пребывание».
Узнавшие об этом указе содрогнулись. Русский посол в Лондоне писал: «Десять лет Сибири хуже смерти…»
Екатерина не сомневалась, что после крепости Радищев не выдержит дороги в семь тысяч верст или, на худой конец, умрет в Сибири. Приювор свершится, пребывание все равно окажется «безысходным».
Со «зловредной» же книгой, думала она, покончено: большая часть тиража^ сгорела в кухонной печи радищевского дома перед арестом сочинителя, остальное, изъятое у продавца и у тех, кто успел купить книгу, было сожжено властями.
Но императрица слишком спешила похоронить Радищева и его книгу. Писателячвезли в ссылку, пепел сожженных страниц развеяло ветром, а «Путешествие из Петербурга в Москву» начинало свою вторую — подпольную жизнь. Более трех десятков экземпляров сохранилось, и книга тайно пошла кочевать из рук в руки. Заскрипели перья. Рукописные тетради понесли России негодующее радищевское слово. Один из таких списков писатель увидит в захолустном Кунгуре, возвращаясь из сибирской ссылки.
II
Когда дворянин-путешественник отправлялся в заграничный вояж, он привозил занимательную повесть о чужих землях, чужих народах.
Но что за путешествие можно было совершить из Петербурга в Москву? Что можно было увидеть, на изъезженном тракте между двумя столицами? Чему удивиться?.. Россия — не Швейцария. Россия — это будни, привычное, примелькавшееся.
За околицу екатерининского Петербурга выехал ничем не отличавшийся от прочих проезжающих человек. Человек, как все, огляделся, но внимание его не задержали ни пестрые краски цветущих лугов, ни березовые хороводы, ни звенящий жаворонок.
По рыхлой борозде шагал за сохой мужик. Крестьянин пахал в праздник по самой жаре.
Путешественник вылез из кибитки и подошел к нему. На недоуменный вопрос барина мужик ответил: «В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину… У господина на пашне сто рук для одного рта, а у меня две для семи ртов… Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет».
И путешественник понял вдруг, что вот этого живого, страдающего мужика нет еще в российской литературе.
Было от чего пережить потрясение. Вокруг было рабство, рабами было большинство крестьян — наиполезнейших членов общества, но Россия XVIII столетия не удивлялась этому: она узаконила рабство, она мыслила и чувствовала как рабыня. Дух рабства и угнетения пронизывал все пбры государственного организма, губил частную жизнь, отравлял кровные отношения и, проникнув в сознание человека, отучал его прямо смотреть на окружающее, видеть зло и причины зла.
И чем дальше ехал путешественник, тем невыносимее становились картины унижения и закрепощения человека. Встречные знакомые и незнакомые люди рассказывали ему горестные пережитые истории, и он думал о преступности нынешних русских порядков. Песнь ямщика веяла неизбывной скорбью душевной. И даже сквозь сон на постоялых дворах путешественник слышал рассказы о злоупотреблениях властью.
Рабство оттого и было повею дно, что оно составляло суть, основу всей системы дворянско-крепостнической монархии. Не случайно путешественник обмолвился: «Зимою ли я ехал или летом, для вас, думаю, равно. Может быть, и зимою и летом». Не пейзаж, не внешние приметы местечек, которые он проезжал, занимали его. Оттого он редко заносил их в дорожную тетрадь* Его интересовала Русь феодальная, которая была одной и три же везде и в любую пору.
Путешественник хотел, чтобы, стряхнув рабское наваждение «с очей природного чувствования», Россия увидела себя такой, как она есть — без екатерининских румян и сусального золота. Но еще более хотел путешественник, чтобы Россия научилась мыслить так, как мыслил он, еще более стремился он внушить ей всей логикой рассуждений, что дворянское самодержавие и крепостничество неразрывны, что только народная революция может до конца искоренить общественное зло.
Радищев — сын своего века — был просветителем. «Путешествие из Петербурга в Москву» — революционная просветительская публицистика. Книгой своей, мыслью своей писатель надеялся объединить тех, «кто состраждет над бедствиями братии». «Любитель человечества, возникший на пробуждение несчастных», он нес «твердые размышления», «на истине основанные, власти противные», боролся против убаюкивающего «сладкопения» дворянской литературы, ставил целью воспитание революционное,- просвещение политическое. От человека он требовал гражданского мужества: «если бы закон, или государь, или бы какая-либо на земли власть подвизала тебя на неправду… пребудь… неколебим. Не бойся ни осмеяния, ни мучения, ни болезни, ни заточения, ниже самой смерти».
Россия XVIII столетия не знала мыслителя, равного Радищеву по обширности и глубине ума. С последовательностью и разносторонностью ученого рассмотрел и подверг он уничтожающей критике в «Путешествии из Петербурга в Москву» всю самодержавно-крепостническую общественную систему, несущую народу горе. «Энциклопедия русской жизни» — это крылатое определение прямо приложимо к книге Радищева.
Начать с того, что читатель оказался замешанным в шумную толпу персонажей разных сословий и рангов — от крепостного мужика до самого царя. Пусть Радищев дает не характеры,, а социальные характеристики, пусть человеческие взаимоотношения его интересуют почти исключительно со стороны их социальных проявлений — ситуации, в которых действуют его герои, их поступки, настроения, суждения (не всегда по форме, но всегда по существу) правдивы, жизненны, прямо взяты из екатерининской действительности.
Старик стряпчий мечтает восстановить «хвастовство древней породы». «Подле столицы, в глазах великого государя», когда тонут два «десятка человек, сержант не смеет разбудить начальника. Город — «жилище тигров». Дворянин незаконно ограблен судьями, /От потрясения его беременная жена умирает, ему же грозит новый суд… Мнимость декларируемых общественных ценностей рождает людей без идеалов и стремлений. Крашеные валдайские девки тащат проезжих в бани. Там, где был некогда вольный Новгород, царствуют купцы-мошенники. Честный председатель уголовной палаты, «не в силах будучи делать добро, оставил место истинному хищному зверю…» Человека подстерегает ежечасно опасность стать рабом: так лучше смерть, чем рабство… Вот какова она, екатерининская Россия, распахнутая нашему взору Радищевым.
Дар писателя схватывать типические стороны русской действительности был столь велик, что радищевские темы зазвучат позже у Рылеева, Пушкина, Лермонтова, Герцена… Еще до Грибоедова произнесены исполненные отчаяния слова: «заеду туда, куда люди не ходят, где не знают, что есть человек, где имя его неизвестно» («Чудово»), «а я теперь еду, по пословице — куда глаза глядят» («Спасская Полесть»). Еще до Гоголя увидит читатель галерею помещиков-монстров, услышит: «Поглядитесь в сие зеркало…» («Едрово»). «Путешествие» стоит на пороге русского реализма.
Радищев сочетает беллетристику с публицистикой. Писатель-рационалист, он не столько изображает, сколько изобличает, требует, предлагает. Каждая живая сценка — отправной пункт для высказывания по жгучим проблемам современности.
Форма «путешествия» давала большой простор для прямых размышлений Радищева «по поводу» («Едрово», «Новгород», «Вышний Волочок»). Но, дабы не злоупотреблять монологами путешественника, писатель произносил речи от имени встреченных им единомышленников (председатель уголовной палаты Крестьян-кин в главе «Зайцово», дворянин в «Креслъцах»), цитировал якобы случайно найденные или нарочно оставленные единомышленниками политические трактаты, дневники, письма («Хотилов», «Выдро-пуск», «Торжок»,. «Медное», «Зайцово»), пользовался вставными новеллами («Чудово», «Спасская Полесть»), вкрапливал стихотворения, ораторские речи (ода «Вольность» в главе «Тверь», «Слово о Ломоносове» в главе «Черная Грязь»), вплетал в повествование фантастические сны («Спасская Полесть»).
Ирония Радищева становится политическим оружием. Писатель приводит отрывки из некоей «летописи новгородской»: «Новгородцы сочинили письмо для защищен и я своих вольностей и утвердили оное пятидесятью осьмию печатьми… Царь Иван письмо… у новгородцев отнял». Эти по-щедрински саркастические строки обосновывают у Радищева революционную в своем существе мысль, что право народа должно быть подкреплено силой. Где у народа нет силы, там господствует самодержавный произвол.
«Путешествие», всеобъемлющее по охвату фактов русской жизни, явилось как бы кодексом критических антимонархических и антикрепостнических высказываний. С присущей ему аналитической глубиной Радищев осветил связь таких явлений, как падение нравственности народа и разврат верхов («нижние заражаются от верхних, а от них язва разврата достигает и до деревень»), как взаимная зависимость самодержавия и церкви; он указал, что узники неволи, «власть и острие в руках имеющие», могут быть «наияростнейшими проповедниками» ее, что цензура, останавливая шествие мысли, лишает печать ее функции оздоровителя общества. С особенной силой и страстью звучит обличающий голос писателя в главе «Спасская Полесть», где языком прозрачного иносказания нарисовано государство и двор Екатерины II, где царь предстает в одеждах, намокших от крови и слез народных, «первейшим в обществе убийцей, первейшим разбойником, первейшим предателем», «ханжою и пагубным комедиантом».
Наблюдая вакханалию угнетения крестьянства, видя моральную деградацию верхов, Радищев находил опору для оптимистических прогнозов в народе. Мерилом ценности человека становятся в его произведении народные критерии. Не случайно в речи о воспитании юношества, произносимой крестицким дворянином, одним из единомышленников путешественника, выдвигается требование кормиться делом рук своих, что является важнейшей нормой крестьянской морали («Едрово»). Благородство и красота нравственного и физического облика крестьян, их непрерывный труд на благо общества писатель считает залогом будущего великого национального возрождения. Растущее в народе чувство протеста заставляло его восклицать: «Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение». Как далеко шел Радищев в своей ненависти к дворянству, видно из следующего его высказывания: «О! если бы рабы, тяжкими узами отягченные, яряся в отчаянии своем, разбили железом, вольности их препятствующим, главы наши, главы бесчеловечных своих господ, и кровию нашею обагрили нивы свои! что бы тем потеряло государство? Скоро бы из среды их исторгнулися великие мужи для заступления избитого племени; но были бы они других о себе мыслей и права угнетения лишенны. Не мечта сие, но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую…» Писатель прозревал революцию: «Колокол ударяет… опасность уже вращается над главами нашими. Уже время, вознесши косу, ждет часа удобности…» Оглядываясь в прошлое России и Европы, сравнивая новую историю России, Франции и рабовладельческой Америки, Радищев видел то, чего не видели его современники,— оттого ода «Вольность», включенная в «Путешествие», рисовала крушение тронов, возведение царей на плаху, установление республики.
Враг самодержавия, своим «Путешествием» Радищев выступил и против реакционных течений общественной, мысли, которые не помогали воспитанию человека-«делателя», отвлекали от социальной борьбы, уводили «в поля бредоумствований» (масонство). Он доказывал, что человек не может быть счастлив, если несчастен мир, обличал трусость зрячих, которая объективно упрочивала власть помещиков-крепостников. Писатель — воплощенная совесть России — видел идеал человека в борце, живущем действительными интересами народа.
Радищев опережал свой век. Книга и имя его озарили перспективу русского освободительного движения на целые десятилетия вперед. Он входит в нашу историю под именем первого русского революционера. И когда свершилась Октябрьская социалистическая революция, в — Петрограде над обломками ограды Зимнего дворца, бывшей резиденции царей, рабоче-крестьянская власть поставила свой первый памятник. В невские дали смотрело высеченное из камня лицо пророка революции Александра Радищева.
Ал. Горелов.
Источники:
Радищев А. Н. Путешествие из Петербурга в Москву/Вступ. статья и примеч. Ал. Горелова; Оформ. худож. И. Астапова. — Л.: Худож. лит., 1981. — 200 с. (Классики и современники. Русская классическая литература)
Аннотация: А. Н. Радищев (1749— 1802) — писатель-революционер. Его главная книга «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) явилась первым произведением в русской литературе, которое имело огромное революционное значение. Все стороны общественной, экономической и политической жизни крепостнической России подверг Радищев глубокому анализу и гневному обличению.
www.testsoch.info
Особенности жанра и композиции «Путешествие из Петербурга в Москву»
Подробный анализ жанра и композиции «Путешествия из Петербурга в Москву» сделал в своей статье историк и писатель В. А. Мякотин:
«..«Путешествие из Петербурга в Москву» носит на себе явственные следы подражания литературной манере Стерна. Вся книга написана в форме дорожных заметок, составленных на пути между двумя русскими столицами, причем отдельные ее главы названы именами почтовых станций, лежащих на этом пути.
Никакой другой внешней связи между различными частями этих заметок не существует, как не существует в них и единства формы изложения, отличающейся, напротив, полной свободой: описания дорожных приключений и встречи сменяются размышлениями и воспоминаниями самого автора, а последние, в свою очередь, уступают место историческим этюдам, либо передаче содержания найденных на дороге бумаг.
Но подражание иностранному образцу не идет в книге далее внешней манеры изложения, в выборе же и расположении своего материала русский автор остался совершенно самостоятельным. Материал, внесенный им в свою книгу, является опять-таки крайне разнообразным и на первый взгляд даже поражает своей пестротой и кажущейся беспорядочностью. Широко пользуясь преимуществами избранной им литературной формы, Радищев затрагивает самые различные и, казалось бы, отдаленные друг от друга вопросы семейного, общественного и государственного быта, постоянно переходя от частных случаев русской действительности к общим размышлениям с высоты теории вновь возвращаясь к мелочам жизни.
При этом он не скупится на лирические отступления во вкусе только что начинавшего тогда входить в моду сентиментализма, а в теоретических своих рассуждениях многое прямо заимствует у излюбленных им иностранных писателей, по преимуществу у Руссо, Мабли и Рейналя… <…>
… за внешнею пестротою содержания «Путешествия» не трудно разглядеть в нем внутренний порядок и гармонию, подчиняющую отдельные части книги общей ее задаче…»
(из статьи В. А. Мякотина «Отражение и самостоятельная переработка Радищевым западных идей…», книга «А. Н. Радищев. Его жизнь и сочинения» под ред. В.И. Покровского, Москва, 1907 г.)
Это были материалы исследователей о жанре и композиции «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева.
Основные темы, идеи и проблемы произведения Главная тема и проблема
Радищев затрагивает множество острых тем, которые волновали общество второй половины XVIII века. Конечно, главной темой «Путешествия» Радищева является крепостное право и его пагубное влияние на развитие России.
Другие темы и проблемы «Путешествия»
Помимо крепостного права, в «Путешествии» Радищев затрагивает и другие проблемы России второй половины XVIII века:
Произвол чиновников и судей
Несовершенные законы в сфере торговли
Низкий уровень образования и неграмотность населения
Жесткая цензура и отсутствие свободы слова
Неравные браки в среде крестьян, дворян и т.д.
Разврат среди населения и распространение болезней
Иностранцы-гувернеры, обучающие дворянских детей
Дворянская служба в армии «с пеленок»
Французский язык как основной в среде дворян и т.д.
studfiles.net
Смысл произведения «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев.
Композиция путешествия из Петербурга в Москву.«Путешествие из Петербурга в Москву» , как показывает уже самое заглавие, представляет собой путевые записки, которые ведет автор во время своей поездки, описывая на остановках всё то, что он якобы видел на той или иной станции или о чём там слышал. Описание путешествия начинается с главы «София» . Это введение ко всей книге. Заунывная песня ямщика наводит путешественника на мысль, что в мелодии народных песен — ключ к пониманию народного характера, его жизни. «Скорбь душевная» — «основная нота» русских народных песен. Скорбная и унылая песня ямщика отражает тяжёлую жизнь закрепощённого народа. Такое начало книги как бы предваряет те тягостные картины народной жизни, которые покажет автор в своём произведении. Но Радищев верит в творческие силы народа, убеждён, что после революции из его среды выйдут замечательные деятели уже новой, народной культуры. Поэтому Радищев заканчивает свою книгу «Словом о Ломоносове» , гениальном сыне народа, тем самым указывая, что его вера в народ не беспочвенна. Народ может быть создателем культуры — порука в том Ломоносов.
Из задачи. постеавленной Радищевым в «Путешествии» — показать правовое и материальное положение всех классов и общестаемных групп России, — вытекает такай особенность композиции книги, ее построения, как введение в повествование рассказов представителей разных социальных слоев. То это знакомый путешественника («Чудово») , то семинарист («Подберёзье») , то крестьянка Анюта («Едрово») , то крепостной («Городня») , то приятель автора («Хотилов» , «Выдропуск») .
Путешественник внимательно выслушивает рассказчиков или читает чьи-либо записки, попавшие к нему (например, «Проект в будущем» в главе «Хотилов») , документы и другие бумаги и высказывает своё отношение к ним: то одобряет, то отвергает, то относится к ним недоверчиво, — в зависимости от того, каких взглядов придерживается то или иное лицо. Сам же он предстает перед нами последовательным демократом, революционером, твёрдо убеждённым в том, что только народная революция сможет положить конец страданиям народа.
otvet.mail.ru
Произведение Путешествие из Петербурга в Москву главная мысль каждой из глав, одной фразой.
Основная тема первой композиционной части(цикл глав от «Софии» до «Спасской полести») и всего «Путешествия… » —
тема закона и беззакония.
Закон нарушают все: ямщик, незаконно требующий на водку,
почтовый комиссар,
не выполняющий своих обязанностей, стряпчий из главы
«Тосна», готовый сочинить любому поддельную родословную.
В главе «Любани» рассматривается само понятие закон в его
соотнесенности с правами человека («личная сохранность»,
«личная вольность», «собственность»), и в итоге выясняется,
что в России сам закон позволяет творить беззакония
(отнимать «личную вольность» и «собственность»).
В «Чудове» выясняется, что существующие законы государства
не обеспечивают и «личной сохранности».
«Спасская полесть» — кульминация темы закона и беззакония,
оказывается: с одной стороны, существующие законы
нарушают все, в стране царит всеобщее беззаконие, с другой —
сами законы Российской империи являются узаконенным
беззаконием с точки зрения концепции «естественного права» и
«общественного договора».
Согласно теории «просвещенного абсолютизма», такая
монархия равнозначна конституционной или по крайней мере
монархии, ограниченной твёрдыми законами, основанными
на «естественном праве», Путешественник видит во сне
именно такого просвещенного монарха, который «милосерд,
правдив, закон его для всех равен, он почитает себя первым
его служителем.
Он законодатель мудрый, судия правдивый, исполнитель
ревностый, он паче всех царей велик, он вольность дарует всем».
В этом и заключается особенность «Путешествия… » Радищева:
он показал на престоле не тирана, а такого монарха, о котором
мечтала вся просветительская литература.
Но во второй части сна беззакония продолжаются, и раз
подобное может твориться
при «просвещенном» государе, значит не годится сам
принцип монархии.
Таков вывод первой композиционной части.
otvet.mail.ru
Композиция «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева
1. Личность автора.
2. Основной смысл произведения.
3. Особенности композиции «Путешествия…».
4. Революционное значение.
Творчество А. Н. Радищева, первого российского писателя-революционера, было основано и подготовлено целым рядом важных исторических событий: Пугачевским восстанием, войной американских колоний за независимость, Великой Французской революцией. Эти исторические вехи не только повлияли на становление характера писателя, но во многом и стали решающими в его творчестве.
Радищев стоял у истоков освободительного движения в России и во многом предвосхитил революционные идеи декабристов.
Повесть «Путешествие из Петербурга в Москву», написанная в стиле сентиментальных дорожных заметок, стала программным для Радищева произведением. «Путешествие…», благодаря своей всеобъемлимости русской жизни, стало манифестом антимонархических и антикрепостнических высказываний. В произведении отмечена взаимная зависимость самодержавия и церкви, и, как результат, такая же зависимость между нравственным падением народа и откровенным развратом высшего общества: «нижние заражаются от верхних, а от них язва разврата достает и до деревень». Автор указывает читателю, что «узники неволи, власть и острие в руках имеющие» становятся «наияростнейшими проповедниками ее». Также указывает писатель и на вред цензуры. Она не дает мыслям спокойного хода и не позволяет печати нести свою оздоровительную функцию. Особенно ясно эти мысли прослеживаются в главе «Спасская Полесть», где иносказательно изображается императорский двор и сам император, в одежде, промокшей от крови и слез невинных, «первейший в обществе убийца, первейший предатель, ханжа и пагубный комедиант».
Видя и вакханалию угнетаемых, лишенных человеческих прав крестьян, и откровенную грязь и разврат высшего общества, автор видит спасение для страны в народной силе и единстве. Основанием для ценности или бесценности человека для автора становятся подлинно народные качества. Не случайно в речи о воспитании молодежи («Едрово») одним из неукоснительно соблюдаемых критериев выдвигается требование кормиться работой своих рук — это и есть основная крестьянская мораль.
Залог великого национального возрождения в будущем писатель видит в нравственной и физической красоте крестьян, в их чистоте и благородстве. Он видит растущий в народе протест, и это побуждает его воскликнуть: «Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твое осуждение». Его негатив и отрицание дворянского сословия читатель может заметить в следующей фразе: «О! если бы рабы, тяжкими узами отягченные, яряся в отчаянии своем, разбили железом, вольности их препятствующим, главы наши, главы бесчеловечных своих господ, и кровию нашею обагрили нивы свои ! Что бы тем потеряло государство? Скоро бы из среды их исторгнулися великие мужи для заступления избитого племени; но были бы они других о себе мыслей и права угнетения лишены. Не мечта сие, но взор проницает густую завесу времени, от очей наших будущее скрывающую…». Писатель видит грядущую революцию и вид ее страшен: «Колокол ударяет, опасность уже вращается над главами нашими. Уже время, вознесши косу, ждет часа удобности…».
Жанр, выбранный автором для создания этого произведения, не случаен. Как не случайно также следование глав да и сам маршрут, по которому путешественник движется. Композиция произведения продумана с особой тщательностью. Главы связывает не только внешний, поверхностный мотив путешествия, но и особая внутренняя логика. Каждая глава — новая ступень в развитии основной авторской идеи. При этом ее раскрытие идет от частного к общему — от конкретных, ярких и запоминающихся примеров к глобальному обобщению. Читатель постепенно, вслед за автором, переосмысливает каждый из фактов, узнающихся по ходу движения из одной станции в другую, а окончательные выводы рождаются в финале как бы одновременно: автор подводит читателя к тем мыслям, которые постепенно оформляет в течение всего произведения и окончательно озвучивает их только в конце. Каждая глава книги, в связи с такой композицией, должна рассматриваться только совместно с остальными, а не изолировано.
Главные герои произведения равноправны. Это сам путешественник, ведущий свои записи и высказывающий свои соображения в ходе путешествия, и великий русский народ. Образ путешественника, передового дворянина того времени, очень важен для понимания основного смысла самого произведения, так как в нем сосредоточился авторский идеал человека, способного вид страданиями народа. Он открыто и для своего времени слишком смело становится на защиту крестьянства и так же смело выступает против самодержавия, которое для него «чудище обло, огромно, стозевно и лаяй».
Центральные события в книге — встречи путешественника с народом. Каждая встреча, вернее, само воспоминание о встрече, открывает новые стороны в русском характере, в результате чего постепенно вырисовывается обобщенный образ народной России. Одновременно растет и ширится круг народных врагов и притеснителей.
В ходе путешествия всплывает наружу весь ужас жизни простого крестьянина, его беспомощность и полное социальное бесправие, беззащитность перед сильными мира сего. Становится виден и непосильный крестьянский труд на полях, и безрадостность и нищета быта крестьян, и издевательства со стороны помещика и барина. «Звери алчные, пиявцы ненасытные, крепостники оставляют крестьянину лишь то, чего отнять не могут — один воздух».
Автор видит связь крепостного права и помещичьих привилегий, поблажек. Он осуждает бесчеловечность подобного строя в смелой и грубой для своей эпохи форме.
Данное произведение на десятилетия вперед стало маяком для русского освободительного движения. Радищев — первый в отечественной истории писатель-революционер, действительно много сделавший для своего народа. Недаром после Октябрьской социалистической революции в Петрограде под обломками ограды Зимнего дворца рабоче-крестьянская власть установила свой первый памятник: высеченное из грубого камня, обращенное к Неве лицо революционного пророка, писателя А. Н. Радищева.
lit-helper.com