Орден госпитальеров история – Блог Юрия Ретромана.Рыцарские Ордена. Орден Тамлиеров. Орден Госпитальеров. Тевтонский Орден.Рыцарские Ордена

Содержание

Госпитальеры — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 июня 2017; проверки требуют 22 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 июня 2017; проверки требуют 22 правки. Перейти к навигации Перейти к поиску У этого термина существуют и другие значения, см. Иоанниты.
Госпитальеры
Иерусалимский, Родосский и Мальтийский Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна
Ordre souverain militaire hospitalier de Saint-Jean, de Jérusalem, de Rhodes et de Malte,

Sovrano militare ordine ospedaliero di San Giovanni, di Gerusalemme, di Rodi e di Malta

Ordre des Hospitaliers, Ordni ta’ San Ġwann

Годы существования ок. 1099–настоящее время
Подчинение Папский престол
Тип Христианский военный орден
Включает в себя
Функция забота о паломниках, защита паломников и т.д.
Прозвища Мальтийские рыцари

ru.wikipedia.org

История ордена госпитальеров — Кафедра меланхолии

Я заинтересовалась историей ордена госпитальеров, когда собиралась отдыхать на острове Родос. Эти рыцари базировались на острове несколько веков и были известны как родосские рыцари. Но сейчас орден госпитальеров больше известен как Мальтийский орден.

Изначально он объединял монахов, которые при этом еще и являлись воинами — рыцарями. Этот рыцарский орден, который считается старейшим, был основан во время первого крестового похода в 1113 году. В том году папа Пасхалий II выдал папскую буллу.

Символом членов ордена является белый восьмиконечный крест.

Внутренее убранство Мальтийской капеллы (Сантк-Петербург)

Первоначально задачей ордена госпитальеров был прием пилигримов на святой земле. Орден предоставлял паломникам ночлег и медицинскую помощь.  Латинское слово «gospital» переводится, как «гость». В 1107 году король Иерусалима Болдуин I выделил ордену Ионитов (так еще назывался орден) землю в Иерусалиме.

Сначала орден госпитальеров не занимался военными операциями, однако со временем монахи стали охранять паломников. Для этого они строили укрепленные пункты и госпитали по всей Европе.

Однако христиане на ближнем востоке хозяйничали не долго. В 1187 году Саладин вторгается в Иерусалимское королевство и захватывает Иерусалим. Когда пал Иерусалим госпитальеры перенесли свою резиденцию в Акру.

Рыцари ордена госпитальеров покинули  Акру в 1291 году, сначала они перебрались на остров Кипр, затем в 1307 году на Родос, который отвоевали у Византии.

На Родосе рыцарский орден достиг своего расцвета. Здесь во дворце великого магистра располагалось руководство ордером госпитальеров: Магистр, Приор и администрация Ордена.

Администрация Ордена Святого Иоанна состояла из восьми  Бейлифов: Главный Командор (управлял общим имуществом), Маршал (начальник военного штабаl), Главный Госпитальер (управлял больницами), Драпиер (отвечал за снабжение вооруженных сил), Главный Адмирал (управлял флотом), Туркопольер (управлял наемниками), Главный Канцлер (управлял канцелярией), Главный Бейлиф (ответственный на Родосе за защиту защиты замка святого Петра). Каждый из руководителей управлял отделениями в Европе.

Все члены Ордена делились на три основных класса: рыцари, священники и боевые сержанты. Позже появился четвертый класс — сестры.

Рыцари в зависимости от происхождения делились на: полноправных рыцарей, повинующихся, преданных и льготных. Конечно чтобы занять высокое положение в ордене, необходимо было происходить из хорошей семьи, но при таланте и упорстве рыцарь мог сделать карьеру.

Улица рыцарей г. Родос

После того, как орден госпитальеров покинул Святую Землю и обосновался на Родосе, он стал не просто военным, а военно-морским орденом. Именно благодаря наличию флота орден Святого Иоанна пережил все остальные. Госпитальеры совершали набеги на мусульманские порты и корабли, захватывали богатую добычу, среди которых были заложники. Сейчас бы это назвали пиратством.

В 1480 году турки, предприняли попытку захватить Родос, тогда рыцари отбились. Однако в 1522 году Османская империя захватывает остров.

Условия сдачи были очень мягкими. Султан пообещал, что на острове будет сохранена католическая вера, церкви не будут осквернены, а Орден сможет покинуть остров со всеми своими кораблями, реликвиями, оружием и богатствами.

Рыцари, оставшись без крова, начали скитаться, а Великий магистр вел переговоры с европейскими монархами о месте дислокации.

В конце концов Орден согласился на остров Мальта, которую им пожаловал король Сицилии Карл V 24 марта 1530 года.

Условиями владения являлись ежегодная дань в виде 1 сокола (платилась аккуратно вплоть до 1798 года), не использование гавани Мальты кораблями Ордена, конфликтующими с Сицилией и признание вассальной зависимости от короля Испании. Хотя на самом деле предполагалось, что орденский флот будет бороться с алжирскими пиратами.

картинка с сайта: http://ru-malta.livejournal.com/193546.html

Госпитальеры также занимались торговлей «черным деревом», то есть вывозили рабов из Африки в Америку.

Постепенно Мальтийский орден попадал во все большую зависимость от императора и Римского Папы. В 1628 году Папа принимает декрет о том, что в период между смертью одного гроссмейстера и выборами другого Орденом управляет непосредственно Папа. Это давало возможность Ватикану кардинально влиять на выборы нового гроссмейстера.

Через своих представителей Ватикан постепенно забирал имущество Ордена. Орден приходит в упадок.

Когда в  XVII-XVIII веках Средиземноморские государства создали свои собственные военно-морские силы, Мальтийский стал не нужен. В конце концов Мальту завоевал Наполеон и орден лишился своего суверенитета.

К концу  восемнадцатого столетия Российский флот стал главной угрозой флоту Оттоманской империи. Это привело к сближению Мальтийского ордена с русским царем. В 1797 году Павел I организовал на территории  Российской империи новое главное приорство и готовил поход кораблей в защиту Мальтийского Ордена.

Однако, после убийства его в Михайловском  (Инженерном)  Замке  в ночь на 13 марта 1801 года, Мальтийский орден покидает Россию.

Римский Папа 9 февраля 1803 года назначает гроссмейтером Ордена Джиованни Батиста Томасси (Giovanni-Battista Tommasi), который временно разместил резиденцию Ордена сначала в Катании (Catania), затем в Мессине (Messina) на острове Сицилия.

По окончании наполеоновских войн Парижским Соглашением держав победительниц 30.3.1814 года Мальта окончательно была признана владением британской короны

После  смерти в 1805 году Томасси Орден влачит жалкое существование. В Резиденции Ордена живет не более тридцати человек, имеющих титул рыцаря и небольшое количество обслуживающего персонала. Никакой военной силы после ухода с Мальты Орден более не имеет и никогда больше иметь не будет. Глава ордена утверждается  Папой и носит титул лейтенанта магистра. Орден не имеет возможности даже пригласить на выборы членов Ордена, живущих в приорствах. Собственно, Орден существует только номинально.

В 1831 году резиденция Ордена Перемещается в Рим в здание Главного Приорства  Ордена в Риме палаццо Мальта (Palazzo Malta) на улице Хилл (Aventine Hill), а затем в здание бывшей резиденции посла Ордена при Папском Престоле палаццо Мальта на виа Кондотти (Palazzo Malta on the via Condotti) возле Пиацца ди Спага (Piazza di Spagna).

В 1910 году  Орден организует полевой госпиталь, который спасет много человеческих жизней в период итало-ливийской войны 1912 года. Орденское госпитальное судно «Реджина Маргарита» вывезет из района боевых действий более 12 тыс. раненных.

В период Первой Мировой войны в Германии, Австрии, Франции действовала целая сеть полевых госпиталей Ордена.

В послевоенный период Орден продолжал заниматься и занимается поныне только гуманитарной и медицинской деятельностью, в основном в странах, исповедующих католицизм.

Сегодня Орден насчитывает около 10 тыс. членов и по численности среди католических организаций занимает второе место после Ордена иезуитов (чисто монашеская религиозная невоенная организация).

В настоящее время в составе Ордена насчитывается 6 Главных Приорств (Рим, Венеция, Сицилия, Австрия, Чехия, Англия) и 54 национальных командорий, одна из которых имеется и в России.

http://army.armor.kiev.ua/hist/orden-gospital-3.shtml

По теме:

yourwo.com

История появления ордена госпитальеров | Железный век

Орден Госпитальеров

Орден госпитальеров — самый знаменитый и прославленный из духовно-рыцарских орденов. Полное его наименование — Суверенный Военный Орден Госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты. Резиденция Ордена, начиная с 1834 г., находится в Риме на виа Кондотти. Ордену также принадлежит Дворец Великих Магистров на Авентинском холме.

История Иерусалимского, Родосского и Мальтийского державного военного Ордена госпитальеров Св. Иоанна, называемого также Орденом иоаннитов, или госпитальеров, уходит своими корнями в глубокую древность.

Известный историк Г. Шиклуна, долгое время работавший директором Национальной библиотеки Валлетты, пишет, что первое упоминание о монашеском братстве госпитальеров относится к IV веку н. э., когда христианские пилигримы устремились к Святым местам.

Свое название братство получило от госпиталя, или странноприимного дома, основанного им в Иерусалиме. Госпиталь в Иерусалиме продолжил свое существование и после захвата Святых мест христианства мусульманами. Монахи давали приют паломникам, лечили больных.

Между 1023 и 1040 годами несколько купцов из Амальфи, города на южном побережье Италии, являвшегося вплоть до конца XVI века одним из центров левантийской торговли, основали новый госпиталь либо же, что вероятнее, восстановили старый, уничтоженный по приказу египетского халифа Хакима. Госпиталь находился в Иерусалиме, недалеко от храма Гроба Господня, и состоял из двух отдельных зданий — для мужчин и женщин. При нем была сооружена церковь Марии Латинской, богослужения в которой отправляли монахи — бенедиктинцы. День поминовения Иоанна Крестителя в церковном календаре стал самым торжественным праздником иоаннитов.

Братство и крестовые походы

Значение братства госпитальеров особенно возросло в эпоху крестовых походов (1096-1291 гг.). Когда 15 июля 1099 г., во время первого крестового похода, крестоносцы под предводительством Готфрида Бульонского вступили в Иерусалим, они нашли госпиталь действующим. В знак благодарности за помощь при взятии города Готфрид Бульонский щедро наградил госпитальеров. Однако, в чем конкретно состояла эта помощь, достоверно не известно.

До наших дней дошла лишь легенда о том, что Жерар, глава монашеского братства, самоотверженно пытался помочь своим единоверцам во время осады. Зная о том, что в стане осаждающих начался голод, он с брасывал со стены города на головы воинов Готфрида Бульонского не камни, а свежевыпеченный хлеб. Жерара схватили, ему угрожала смерть, от которой он был избавлен чудесным образом: на глазах судей, перед которыми он предстал, хлеб превратился в камни. Многие рыцари вступили в братство; вскоре оно взяло на себя защиту паломников в их путешествиях к Святым местам. Госпитальеры не только строили больницы, но и укрепляли крепости по дорогам пилигримов.

Братство становиться орденом

Глава братства госпитальеров (в дни первого крестового похода его называли ректором) брат Жерар был выходцем из Прованса или Амальфи. Судя по всему, Жерар обладал не только замечательным благочестием, позволившим госпитальерам причислить его к лику святых, но был, как это нередко случалось со святыми, дельным организатором. Его усилиями братство было преобразовано в монашеский орден. Когда члены его явились к храму Гроба Господня и в присутствии Иерусалимского Латинского патриарха произнесли три монашеских обета — послушания, благочестия и нестяжания, они вряд ли могли предполагать, что новому Ордену было суждено пережить все остальные средневековые рыцарские ордена и просуществовать до конца XX века.


Order Of Malta 
Выложил — Мэлфис К. Выложил — Мэлфис К.

ageiron.ru

Орден госпитальеров — это… Что такое Орден госпитальеров?

Флаг Мальтийского ордена

Герб Мальтийского ордена

Мальти́йский о́рден («Иерусалимский орден госпитальеров»), официальное полное название — Суверенный военный гостеприимный орден Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты, — итал. Sovrano militare ordine ospedaliero di San Giovanni, di Gerusalemme, di Rodi e di Malta, — фр. Ordre souverain militaire hospitalier de Saint-Jean, de Jérusalem, de Rhodes et de Malte, — рыцарский монашеский орден.

Иерусалимский, Родосский и Мальтийский орден Святого Иоанна ошибочно называют Орденом святого Иоанна Иерусалимского. Это неверно: Иерусалимским называется самый Орден, но никак не святой Иоанн. Среди святых есть, например, такие: Иоанн Креститель — Предтеча Господа, Иоанн Богослов — апостол Господа и Евангелист, автор Евангелия, Апокалипсиса и трех Посланий апостолов, Иоанн Элеймон (Милостивый) — патриарх Александрийский, но такого святого как Иоанн Иерусалимский не существует. Небесным покровителем, патроном Ордена является Иоанн Креститель.

Относительно названия «Орден госпитальеров» следует иметь в виду, что это название является жаргонным или фамильярным. В официальном названии Ордена нет такого слова «госпитальеры» («des hospitaliers»). В действительности, официальным названием Ордена является Гостеприимный орден (l’Ordre hospitalier), а отнюдь не «Орден госпитальеров». Первоначально главной задачей Военного гостеприимного ордена Святого Иоанна была защита пилигримов, совершающих паломничество в Святую Землю. В настоящее время, когда военные задачи отошли на второй план, Орден ведет активную гуманитарную и благотворительную деятельность. Таким образом, в новых исторических условиях, название «Гостеприимный орден» приобретает новое, особое звучание.

С точки зрения международного права, Мальтийский орден является не государством, а государствоподобным образованием.[1][2]

Иногда рассматривается как карликовое государство-анклав, самое маленькое государство мира (на территории Рима, но независимое от Италии), иногда — как экстерриториальное государственное образование, иногда — просто как рыцарский орден. В международном праве суверенитет Ордена рассматривается на уровне дипломатических отношений (дипломатических миссий), но не как суверенитет государства.

История

Мусульманско-Палестинский период (1048—1099 гг.)

Рождение Ордена восходит к 1048 году, когда богатые купцы из древней республики — портового города Амальфи получили у Халифа Египта разрешение построить в Иерусалиме церковь, монастырь и странноприимный дом для того, чтобы оказывать помощь паломникам всех рас и религий. В 1050 году, незадолго до Первого крестового похода (1096—1099 гг.), религиозно-благотворительное братство при госпитале Святого Иоанна Милостивого в Иерусалиме уже существовало и успешно осуществляло свою деятельность под руководством Блаженного Жерара.

Христианско-Палестинский период (1099—1291 гг.)

После создания Иерусалимского королевства для ордена начинается период расцвета. В этот период, 15 февраля 1113 года, Папа Пасхалий II принял госпиталь Иоанна под покровительство Святого Престола, учредив тем самым Орден госпитальеров. При этом небесным патроном Ордена стал Иоанн Креститель. В своей булле Папа Пасхалий II даровал Блаженному Жерару право возглавить Орден и санкционировал все прошлые и будущие имущественные приобретения Ордена. По смерти Блаженного Жерара в сентябре 1120 года, ректором был избран Раймон дю Пюи. Он превратил религиозно-благотворительное братство в военный монашеский орден, а сам был наречен магистром (начальником, наставником) Ордена Святого Иоанна.

Кипрский период (1291—1308 гг.)

Когда крестоносцы были изгнаны из Святой Земли, орден госпитальеров некоторое время пребывал на Кипре.

Родосский период (1308—1523 гг.)

После завоевания острова Родоса, госпитальеры создали здесь свое орденское государство. В 1522 году Орден был вынужден покинуть Родос, когда после многомесячной осады Родоса турецкой армией отрова Додеканесс были захвачены Османской империей.

Итальянско-Триполитанский период (1523—1553 гг.)

В 1523—1530 годах Орден пребывал в Италии. В это же время Ордену принадлежали земли в Триполитании. В 1553 году Триполитания была захвачена Османской империей.

Мальтийский период (1553—1798 гг.)

Еще в 1530 году император Карл V передал госпитальерам остров Мальту, а после утраты Триполитании его территория окончательно прибежием орденского государства, где оно находилось до 1798 года, когда Мальту захватили французские войска Наполеона Бонапарта. В 1800 году французы в свою очередь были изгнаны англичанами, которые оккупировали остров.

Российский период(1798—1817 гг.)

В течение 1798—1817 гг. Орден располагался в России, в Санкт-Петербурге, а великим магистром Ордена с декабря 1798 по март 1801 года был император Павел I.

Итальянский период (1817 г. — по настоящее время)

После изгнания с Мальты и отказа российского императора Александра I от патронажа на Орденом в его суверенном владении осталась лишь территория посольства в Риме. С этого времени начинается современный период истории Мальтийского ордена.

География

После оставления Мальты и островов Средиземноморья Орден обладает только комплексом особняков в Риме (Мальтийский дворец на Via del Condotti, 68, резиденция) и на Мальте (Fort Saint Angel), территория которых иногда рассматривается как территория самого маленького государства мира.

Интересный факт

В Риме, в воротах резиденции мальтийских рыцарей на Авентине по проекту Пиранези проделана специальная дырка. Оттуда виден купол собора Святого Петра и целых три государства: Мальтийский орден (которому принадлежит резиденция Ордена), Ватикан (к которому приписан собор Святого Петра) и Италия (к которой относится всё, что в промежутке). Отличить отверстие с видами от простой замочной скважины очень просто: возле него всегда дежурит пара карабинеров.

Население

Имеется около 10,5 тысяч подданных Ордена, имеющих его паспорт. Паспорт Мальтийского ордена признаётся многими странами, его обладатель имеет право безвизового въезда в 32 страны[3]. Получить его непросто. Официальные языки — латинский, итальянский.

Правительство

В настоящее время резиденция Ордена находится в Риме. Итальянская Республика признаёт существование Мальтийского ордена на своей территории в качестве суверенного государства. Глава Ордена — Князь и Великий магистр (итал. Principe e Gran Maestro, фр. Prince et Grand maître, — Матью Фестинг, англ. Matthew Festing, с 2008 г.), глава исполнительной власти — Великий канцлер (итал. Gran Cancelliere, фр. Grand Chancelier, — Жан-Пьер Мазери, фр. Jean-Pierre Mazery, с 2005 г.).

Таким образом, Орден формально имеет территорию, над которой осуществляет собственную юрисдикцию, однако вопрос о фактическом статусе этой территории (собственная территория Ордена или территория дипломатического представительства, временно переданная под его нужды) является предметом для абстрактных юридических дискуссий. Фактически Орден является крайне влиятельной структурой и его политические позиции таковы, что вопрос об уточнении статуса его штаб-квартиры вряд ли встанет в ближайшее время.

Документы

Согласно 5 статье Конституции Мальтийского Ордена основными правовыми документами являются:

«1. Конституция, Кодекс Ордена и в качестве приложения Каноническое Право;

2. Законодательные акты Великого Магистра согласно статье 15, второму параграфу, пункту 1 настоящей Конституции;

3. Международные соглашения, одобренные согласно принципам, изложенным в статье 15, во втором параграфе, пункте 8 настоящей Конституции;

4. Традиции и привилегии Ордена;

5. Кодекс Ордена, в тех случаях, когда его положения не противоречат существующим нормам»[1].

Один из самых древних манускриптов с правилами и Кодексом Ордена датируется 1253 г.[2]

На протяжении истории непрерывно шёл процесс развитие трех основных документов . Следует отметить, что на протяжении всего своего существования документы, как и все источники базировались на Каноническом Праве Римской Католической Церкви. Его принципы закладывались в основу всех правовых актов Ордена. Таким образом, изменения в главном документе Церкви влекли за собой соответствующие последствия документов Ордена. В качестве примера можно привести изменения Кодекса Канонического права 1917, 1983 гг. Также в 1969 г. Орденские Уставы отреагировали на предписания декрета Второго Ватиканского Собора об обновлении монашеской жизни применительно к современным условиям» «Perfectae Caritatis» и апостольского письма «Ecclesiae Sanctae». Помимо документов перечисленных в Конституции также действуют «обычаи Ордена, все привилегии, дарованные и признанные папами. <…> Следует особенно выделить Конституцию Папы Бенедикта XIV „Inter illustria“ 1753 г. Права, обычаи и привилегии действительны, пока они остаются в силе в соответствии с нормами канонического права, Конституции Ордена и Кодекса».Захаров В.А., Мальтийский Орден: история и современность. Книга 2. – М., 2003 г

17 сентября 1919 г. великий Магистр совместно с Орденским Советом утвердил «Органические нормы Суверенного рыцарского Ордена Мальты» (Norme organiche del sovrano Ordine militare di Malta). Затем их заменил Временный Устав или Временные Статуты, после 1921 г.они обрели законную силу. По настоянию Ватикана, 5 мая 1936 г. был принят обновленный Устав Мальтийского Ордена, в котором подчеркивалось подчинение Орденского права новому общецерковному праву. Папскому престолу это было необходимо, чтобы остановить тенденцию превращения Мальтийский Орден в чисто светскую организацию. «Таким образом, именно с этого момента можно уже однозначно говорить о превращении Мальтийского Ордена в чисто „папский“, и окончательном закреплении власти Ватикана над Орденом».Захаров В.А., Мальтийский Орден: история и современность. Книга 2. – М., 2003 г В 1961 г. Святой Престол утвердил Конституцию Ордена, а в 1966 г. — Устав и Кодекс Ордена.

Что касается последних изменений в Конституции, то они были внесены решениями Чрезвычайного заседания Генерального Капитула, проходившего в Италии в 1997 г. Новый текст был одобрен Ватиканом и опубликован в «Официальном Бюллетене» Ордена 12 января 1998 г. Так отозвался о Конституции Иоанн Павел II : «Она основывается на фундаментальных ценностях милосердия и благотворительности, что беспрестанно вдохновляли Орден сквозь века».[3]

Экономика

Орден имеет некоммерческую плановую экономику. Источники доходов — в первую очередь пожертвования, продажа почтовых марок (См. Почтовые марки и история почты Мальтийского ордена).

Международные отношения

Орден имеет дипломатические отношения с 81 государством. Имеет статус наблюдателя при ООН.

Отношения Мальтийского ордена с Россией неоднократно изменялись. Император Павел I установил с ним тесное сотрудничество, приняв статус великого магистра и протектора Ордена. Орденская система России и самого Мальтийского ордена были частично интегрированы.

Однако, после убийства Павла I довольно быстро отношения с Орденом были разорваны и отсутствовали до конца существования Российской империи. Российские приорства Ордена были ликвидированы в период 1803—1817 гг.

Якобы осуществлявшееся закулисное взаимодействие Ордена и СССР в период правления Горбачева стали предметом многочисленных спекуляций, однако достоверных документов на этот счёт так и не было опубликовано.

Дипломатические отношения с Россией были восстановлены в 1992 Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина и ныне осуществляются на уровне Чрезвычайных и Полномочных Послов. Дипломатические отношения осуществляются дипломатическими миссиями с аккредитацией в государствах — местах представительств. Интересы России представляет Представитель Российской Федерации при Ватикане.

Мальтийский орден имеет свои представительства в России:

  • 119019, Москва, улица Волхонка, 6, строение 1, офис 18. Канцелярия, тел.:+7-495-787-2412. Email: [email protected]
  • 127412, Москва, Клязьминская улица, 6, строение 1. Тел.:+7-495-905-5410, факс:+7-495-905-5366.
  • 191014, Санкт-Петербург, улица Жуковского, 20, кв.3. Тел.:+7-812-272-2774, факс:+7-812-272-7838. Email: [email protected]

Примечания

См. также

Ссылки

Католические религиозные ордены

 

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Рождение империи.Сайт писателя Сергея Шведова

РОЖДЕНИЕ ОРДЕНА ГОСПИТАЛЬЕРОВ

Госпиталь Святого Иоанна Иерусалимского существовал задолго до начала 1-го крестового похода. Госпиталь был создан группой итальянских наемников из Амалфи в средине 11 века для оказания помощи пилигримам. К 80-м годам 11 века госпиталь имел превосходную Господня. В госпитале миряне могли вести религиозную жизнь и одновременно лечить свои болезни организацию под эгидой церкви Латинской Божьей Матери, расположенной к югу от Гроба. В конце 11 века его возглавлял Жерар де Торн. В составе госпиталя имелись два отделения: мужское и женское.
В 1099 г. братство иоаннитов было преобразовано в орден, не без участия первого правителя Иерусалима Готфрида Бульонского. Готфрид не только посетил госпиталь, но и подарил иоаннитам деревню Сальсола, расположенную вблизи Иерусалима. Четверо рыцарей-крестоносцев из свиты короля — Раймонд де Пюи, Дюдон де Компс, Конон де Монтегю, Гастус — добровольно остались у Жерара де Торна, приняв монашеские обеты бенедиктинцев. Тогда же вошла в обиход для членов ордена черная длинная одежда с нашитым на ней восьмиконечным крестом.
Сначала члены ордена ухаживали за больными и ранеными, потом к их обязанностям добавилась охрана паломников, прибывавших в Палестину двумя путями – по суше через Малую Азию и Византию или по Средиземному морю. Для защиты паломников в орден стали принимать рыцарей.

После завершения Первого Крестового похода большинство крестоносцев возвратились домой. В результате возникшие в Палестине и Сирии христианские государства стали испытывать острую нехватку в солдатах. Разбой на дорогах и в Палестине и Сирии был весьма распространенным явлением. В 1118 году в Иерусалиме был создан орден Тамплиеров с целью защиты поломников. Поначалу орден иоаннитов продолжал оставаться чисто медицинским учреждением, однако постепенно он брал на себя и охранные функции. К 1120 году орден сумел освободиться от опеки бенедиктинцев и превратился в самостоятельную религиозную организацию, которая взяла под контроль большинство госпиталей в Палестине. Первый орденский госпиталь в Европе был создан в 1122 году. Госпитальеры развивали в Европе и сеть снабжения, которой руководили командоры и байлифы. В их задачу входили сбор денег и вербовка солдат для Святой Земли. Исследователь средневекового монашества Л.П.Карсавин отмечал:

«Аскетический идеал оказывал влияние не только на церковные слои. Он воздействовал и на мирян, и от слияния его с идеалом рыцарства получилась своеобразная форма — рыцарские ордена. Не будучи еще аскетическим, и не сливаясь еще с монашеским, рыцарский идеал был уже идеалом христианским. Рыцари были, по мысли идеологов, защитниками слабых и безоружных, вдов и сирот, защитниками христианства против неверных и еретиков. Миссия защиты паломников в Святую Землю, помощи тем из них, которые, больные или бедные, в ней нуждались, защита Гроба Господня от неверных вытекала из идеала христианского рыцарства. Благодаря господству аскетического миросозерцания, она сочеталась с принесением монашеских обетов, и так возникли рыцарские ордена… Первые рыцарские ордена — три наиболее известных ордена Святой Земли и три испанских ордена -возникли как чистейшее воплощение средневекового духа в соединении монашеского и рыцарского идеалов, во времена, когда битва с исламом становилась… реальностью»

В 1104 г. король Иерусалима Балдуин I, наследовавший Годфриду Бульонскому, еще раз признал и подтвердил привилегии «Братства госпитальеров» как военно-духовного ордена. А в 1107 году выделил ордену участок земли (с этого времени рыцари-госпитальеры стали приобретать земли в других европейских странах). В 1113 году папа Пасхалий II своей буллой утвердил братство Госпиталя св. Иоанна, взял их под свое покровительство и обеспечил право свободно избирать своих предстоятелей, без вмешательства каких-либо светских или церковных властей. Папа также дал право обращаться по вопросам, касающимся ордена, непосредственно к нему.

Военно-духовные (или духовно-рыцарские) ордена отличались от монашеских орденов, таких как августинцы, бенедиктинцы, францисканцы и пр. тем, что помимо обычных монашеских обетов — бедности, послушания и целомудрия, принимали еще обет борьбы с неверными. Орден госпитальеров пошел именно по этому пути. В 1120 г. Жерар де Торн умер, на его место был избран герой штурма Иерусалима Раймонд де Пюи из дворянского рода Дофинеи. С этого времени глава Ордена стал называться великим магистром.
Сохраняя знаменитый госпиталь, не менее важной для себя иоанниты считали военную защиту паломников на дорогах Святой Земли, ведущих к Иерусалиму. Для этой цели члены Ордена были разделены на три класса: рыцарей, которые должны были иметь благородное происхождение и выполнять как воинские, так и сидельские обязанности; капелланов, которые отвечали за религиозную деятельность Ордена и оруженосцев (служащих, которые должны были обслуживать представителей первых двух групп). Рыцарем мог стать только потомственный дворянин. Также поощрялось включение в члены Ордена сестер-послушниц. Все члены братства госпитальеров должны были верно служить своим религиозным и духовным идеалам. Не принимали в Орден тех людей, родители которых занимались торговлей или банковской деятельностью.
Во время обряда принятия в Орден, новые члены давали присягу на верность Великому Магистру, обеты целомудрия, личной бедности, повиновения, милосердия и благочестивых деяний.
На знамени Ордена, утвержденном в 1130 г. римским папой Инокентием II, был вышит белый восьмиконечный крест на красном фоне. Для выполнения орденских задач Великим Магистром Раймондом де Пюи был составлен первый Устав Ордена — Правила Ордена святого Иоанна Иерусалимского.

«Я, Раймонд де Пюи, слуга нищих Христовых и страж Странноприимницы Иерусалимской, с предварительно рассужденным согласием братьев моих и всего Капитула, утвердил следующие правила в странноприимном доме св. Иоанна Крестителя в Иерусалиме.
I. Каждый брат, который приемлется и вписывается в сей Орден, свято хранит три обета: обет целомудрия, послушания и добровольной нищеты без собственного стяжания.
II. И да не приемлет он большего, чем требуется ему для существования; и да будут одежды его скромны, подобно скромности Господа нашего, слугами коего называем мы себя. Ибо недостойно слуги пребывать в роскоши и гордыне, когда Господин пребывает в скромности и смирении.
III. И да будут его речи достойны; и пусть служат священники в церкви службы в белых одеждах, и да будет в церкви постоянно свет, как ночью, так и днем, и должно священникам посещать больных, неся им плоть Господню.
IV. И ежели вынуждены братья по делам ехать в город или замок, то не должно им путешествовать в одиночестве, а только вдвоем или втроем, и не с теми, с кем они сами пожелают, но с теми, кого им назначат; и по прибытии должно оставаться им вместе. И пусть не творят они ничего, что смутит окружающих, а только то, что доказывает их святость. И когда они будут в церкви, или доме, или каком еще месте, где есть женщины, пусть они сохраняют скромность. И не должно женщинам омывать им головы, ноги или застилать постель. И пусть Господь хранит их от этого.
V. И должно братьям, как духовным, так и военным, собирать пожертвования в пользу бедных. И будучи в поисках крова и пищи, должно им обратиться в церковь, а иначе приобретать ровно столько, сколько им требуется, и ничего боле.
VI. И должно им в кратчайшие сроки передавать собранные пожертвования главе обители, коему вменяется в обязанность также взимать треть доходов с обителей, и все это вкупе передавать бедным.
VII. И не должно братьям, к какой бы обители они не принадлежали, выступать с проповедями или собирать пожертвования, ежели не получили они на то прямого указания. Но пусть получают посланцы кров, и пищу, и свет в любой обители.
VIII. И не должно братьям носить яркие одежды и меха животных. И не должно им потреблять пищу более двух раз вдень, а по средам и субботам — вкушать мясо, кроме тех, кто слаб или болен. И не дозволяется им также спать обнаженными.
IX. Но если один из братьев (да не случится такого никогда) впадет в греховное прелюбодейство, позже сохранив сие в секрете, то пусть это так и останется тайной; на него же должна быть наложена соответствующая епитимья. Однако, если об этом станет известно и будут представлены неопровержимые доказательства, то в городе, где это свершилось, после воскресной мессы, когда люди будут покидать церковь, должно высечь виновного розгами или ремнями пред лицом других братьев. И должен он быть изгнан из нашего братства. И ежели затем Господь просветлит душу этого человека, и он вернется в Братство, признав себя виновным и раскаявшись во грехе, он должен быть принят обратно, но в течении последующего года с ним будут обращаться, словно с чужаком, и наблюдать за ним.
X. И ежели один из братьев вступит в спор с другим, и до прокуратора обители дойдет жалоба по этому поводу, епитимья должна быть следующей: он должен поститься в течение недели, в среду и пятницу лишь на хлебе и воде, и есть без стола, прямо на земле. А ежели один брат ударит другого, то он должен поститься в течение сорока дней. Если же брат покинет обитель самовольно и после вернется, то он должен в течение сорока дней есть на голой земле и поститься по средам и пятницам, питаясь лишь хлебом и водой; и пусть в течении срока, равного времени его отсутствия, обращаются с ним, равно как с чужаком.
XI. И должно во время трапезы соблюдать тишину, и не дозволяется пить после повечерия. И также должно соблюдать тишину в постелях.
XII. И ежели брат не будет вести себя должным образом, и будут ему сделаны два и более замечаний, а он, искушенный Дьяволом, не исправится, должно послать его пешком с письменным докладом о его прегрешении в магистрат, где он будет наставлен на путь истинный. И для этого должно выдать ему сумму денег, достаточную для того, чтобы он пришел сюда. И также не дозволяется рыцарю бить оруженосцев за любые провинности, которые те могут совершить; но то должны решать все братья. И пусть правосудие всегда свершается в полной мере.
XIII. И ежели один из братьев сокроет от главы обители деньги, а после они будут найдены, должно повязать ему этот кошель на шею и прогнать обнаженным через Иерусалимский Госпиталь или то место, где он обитает. Затем должен он быть несильно побит одним из братьев и поститься в течение сорока дней, по средам и пятницам на хлебе и воде.
XIV. И по всем братьям, умершим в обители, должно отслужить тридцать литургий за душу каждого. И на первой из них каждый из братьев должен поставить по свече. И если службу будет вести священник не из ордена, то должно предоставить ему кров и пищу. И пусть все одежды умершего будут отданы бедным. И пусть каждый из священников прочтет Псалтырь, а каждый из братьев — 150 раз Отче Наш.
XV. И пусть все, сказанное выше, соблюдается с должной строгостью, во имя Господа нашего, и Девы Марии, и Святого Иоанна.
XVI. И пусть в обители, куда обратиться больной, исповедуется он сперва в своих грехах священнику; после же пусть уложат его в кровать, и кормят так же, как и братьев ордена, и ухаживают за ним подобно лорду.
XVII. И если кто-либо из братьев из другой обители будет уговаривать взбунтоваться против главы обители, да буден изгнан он из нашего братства.
XVIII. И если окажутся вместе двое братьев, и один из них сойдет с пути истинного, предавшись злу и порокам, то другой не должен рассказывать об этом людям или Приору; сперва следует дать грешнику шанс искупить свою вину; и ежели он этого не сделает, то должно наказать его. И только если и после этого грешник не исправится, должно записать его прегрешения и с этой бумагой отправить его к главе обители, коий и выберет должное наказание.
XIX. И не следует одному брату обвинять другого, не будучи способным это доказать; И если один брат обвиняет другого бездоказательно, то он — лжец.
XX. И пусть все братья всех обителей, служащие Госпиталю Святого Иоанна Иерусалимского, отныне и впредь носят на своей груди и также на плащах своих крест в честь Господа нашего и Святого Распятия; и пусть преданностью, трудолюбием и послушанием, как душой, так и телом защищают правоверных христиан от сил Дьявола. Аминь.»

На печати ордена госпитальеров св. Иоанна был изображен лежащий больной с крестом в изголовье и со свечой в ногах. Черная суконная одежда иоаннитов была сделана по примеру одежды Иоанна Крестителя, сделанной из верблюжьей шерсти, узкие рукава которой символизировали отречение от светской жизни, а полотняный белый восьмиконечный крест на груди — их целомудрие. Четыре направления креста говорили о главных христианских добродетелях — благоразумии, справедливости, силе духа и воздержании, а восемь концов означали восемь благ; которые были обещаны Христом всем праведникам в раю в Нагорной проповеди.
В первые десятилетия своего существования молодой орден подобно большинству монашеских орденов Западной Церкви был составной частью строгой церковной иерархии. И, хотя по своей правовой природе орден был религиозной корпорацией, он, тем не менее, отличался от других орденов, поскольку располагался не в христианской стране, а за ее пределами, находясь на территории господства мусульманских правителей.

Уже в 1124 г. с помощью иоаннитских рыцарей была снята осада арабов с главного порта Иерусалимского королевства — Яффы, и взят Тир — богатейший город в Восточном Средиземноморье. Превратившись в мощный военный союз, орден стал именоваться: «Рыцари Госпитальеры Ордена святого Иоанна Иерусалимского». По мере роста славы и заслуг ордена в него вступало все больше благородных аристократов и рыцарей со всей Европы. За 30-летнее управление орденом великим магистром Раймондом де Пюи задачи этого братства намного переросли чисто местные масштабы деятельности.
Задачей ордена стала самоотверженная и кровопролитная вооруженная защита Святой Земли от сарацинов и османов, которые на протяжении нескольких веков пытались расширить свои границы и выйти в европейское Средиземноморье. Отметим также независимость ордена с самого начала от всех других государств, основанную на папских установлениях, а также общепризнанное право иметь армию и вести военные действия.
Римские папы постоянно давали привилегии иоаннитам, исключив их из подчинения местной светской и духовной власти и дав им право собирать церковную десятину в свою пользу. Священники ордена отчитывались только перед капитулом и великим магистром. В1143 г. папа Иннокентий II издал специальную буллу, по которой орден иоаннитов не подчинялся ни духовным ни светским властям — только непосредственно самому римскому папе.
В 1153 г. папа Анастасий IV буллой разделил членов ордена на рыцарей, одевавшихся в красную полумонашескую-полувоенную одежду с черным плащем-накидкой, и оруженосцев. Дальнейшие привилегии предоставили ордену папы Адриан IV, Александр III, Иннокентий III, а папа Климент IV присвоил главе ордена титул: «Великого Магистра». «Мальтийскими» рыцари Суверенного ордена святого Иоанна Иерусалимского стали называться лишь со времени их появления на острове Мальта, это пребывание длилось недолго — всего 268 лет из почти 900-летней истории ордена госпитальеров.

Уже со времен Великого Магистра Раймонда де Пюи (ХII век) рыцарское братство госпитальеров стало известно под названием ордена святого Иоанна Иерусалимского, поскольку местом основания ордена был святой град Иерусалим, а небесным заступником и покровителем ордена — святой Пророк и Предтеча Господа Иисуса Христа Иоанн Креститель. 900 лет не сменялся девиз Ордена — «PRO FIDE» («За веру»).

В 12 веке в ордене получила широкое распространение практика приема молодых людей (новициев) для обучения, а также усыновления орденом подкидышей. В отличие от детей благородного происхождения, сироты не были обязаны вступать в орден по достижению совершеннолетия. Правила требовали, чтобы кандидат в члены ордена имел чистое прошлое. Все кандидаты должны быть свободными, законнорожденными, здоровыми, нравственно крепкими и не иметь долгов. Женатые принимались в орден только с согласия супруги/супруга. Часто муж и жена одновременно вступали в орден. Мужчина должен быть достаточно крепок, чтобы держать в руках оружие. Членство в ордене госпитальеров было пожизненным.
Число новобранцев изменялось от года к году и было ограничено финансовыми возможностями ордена. В первые годы существования ордена командоры имели право принимать рыцарей, тогда как сержантов мог принимать в орден только магистр. Положение братьев-сержантов и братьев-рыцарей существенно различалось. Однако в первые годы существования ордена этого разделения не было — все были просто братьями. В начале 13 века сержанты начали выделяться в отдельную группу, при этом по численности они уступали рыцарям. Братья-сержанты подразделялись на солдат и чиновников. Чиновники вели такой же образ жизни, что и остальные братья, но имели многочисленные обязанности. Не следует путать братьев-сержантов с простыми сержантами, которые были не членами, а слугами ордена. Братья-сержанты как правило имели простое происхождение — из крестьян и ремесленников. Случалось, что братьями-сержантами были выходцы из благородного сословия, но только в том случае, если они не имели рыцарского достоинства.
При ордене госпитальеров состояло еще несколько групп, в том числе донаты. Донаты были рыцарями-кандидатами в члены ордена. В качестве кандидатского задания донаты обязывались совершить паломничество в Святую Землю за свой счет. Другой подобной группой были конфратеры. Это были знатные люди, которые по какой-то причине не вступали в орден, хотя и были с ним тесно связаны.
Конфратеры привлекались к решению боевых задач ордена. Главным источником могущества госпитальеров были деньги, а не солдаты. К концу 12 века орден контролировал обширные территории в Святой Земле и в Европе. Частенько госпитальеры использовал палестинских и западно-европейских наемников, не имевших однако статуса братьев ордена.

Звания членов ордена отражали их статус и должность. В плане военной экипировки рыцари и сержанты ордена мало отличались друг от друга, разве что сержанты в среднем были экипированы попроще. Первое время в ордене не наблюдалось четкого разделения на боевую и управленческую часть. Но уже к 13 веку наметилось четкое разделение на четыре главные группы братьев: боевых рыцарей, боевых сержантов, сержантов управляющих и священников. Главой ордена госпитальеров был магистр, который избирался пожизненно и имел право иметь личное хозяйство и слуг. Следом за магистром шел великий командор, который отвечал за снабжение, хозяйство, имущество ордена, а также возглавлял в Палестине центральный совет ордена, замещавший собой магистра в случае отсутствия последнего.
Самым главным воинским званием ордена был маршал. По мере милитаризации ордена маршал брал в свои руки командование всеми вооруженными силами госпитальеров. Кроме того, маршал отвечал за распределение военного имущества и коней, следил за работой кузнецов и шорников, а также за распределением пайков и одежды. В походах маршал командовал силами ордена, находившихся в его непосредственном распоряжении. Маршал располагал собственным служебным аппаратом.
Главным боевым командиром ордена был коннетабль. До 1169 года коннетабль подчинялся маршалу, позднее обрел самостоятельность. В 1206 году появилась должность главного конюшего. В его обязанности входило наблюдение за конюшнями и сбруей. Обычно эту должность занимал один из братьев-сержантов.
Должность гонфоньера — знаменосца ордена- занимал тот из братьев, кто умел поднимать боевой дух воинов. Гонфоньер мог командовать войсками, если отсутствовал магистр, лейтенант магистра или маршал. Командор рыцарей возглавлял отряд в случае отсутствия маршала или лейтенанта маршала. Другие руководящие должности назывались командор-казначей (ведал складами), субмаршал и туркопольер (командовал наемниками-туркополами). Гарнизонами замков командовали кастеляны, подчинявшиеся маршалу.
В число управленцев входили также драпье (заведовал пошивом одежды и ее распределением), казначей(следил за казной), госпиталлер (организовывал уход за больными братьями)

Костюм госпитальеров представлял собой настоящую униформу, правда приспособленную для образа жизни монашествующих рыцарей. Стандартная черная каппа представляла собой монашескую рясу достаточно облегающего покроя, что позволяло надевать поверх нее доспехи. Такая ряса сковывала движения рыцаря в бою, поэтому в 1248 году папа Иннокентий Четвертый позволил госпитальерам носить просторное сюрко с изображением креста на груди. Впрочем разрешение ограничивалось зоной боевых действий. Гардероб госпитальера состоял из трех рубах, трех штанов, одной котты, одного гарнаша (плащ с капюшоном), двух мантий или плащей, одной пары льняных и одной пары шерстяных чулок, трех простыней и сумки, в которой все это хранилось.
На голове братья носили белый пошлемник. Поверх подшлемника надевалась большая шапка без полей (биретта), доходившая до ушей. В 80-е годы 13 века появилось правило, согласно которому брат должен был ходить с покрытой головой даже если ему очень жарко. В 1262 году появился статут, согласно которому в походах братья имели право носить только белый тюрбан, свисающий до пояса.
Братьям давали определенные деньги на экипировку плюс некоторую сумму на карманные расходы. Разумеется эти деньги уходили на приобретение более дорогой и красивой одежды и даже драгоценностей.

Госпитальеры использовали такое же оружие и доспехи, что и прочие рыцари и сержанты. Единственная особенность заключалась в отсутствии украшений. На протяжении 12 века вооружение состояло из щита, меча, иногда кинжала, а также длинного конного и короткого пешего копья. Доспехи включали в себя сюрко, кольчугу, стеганную куртку(афетреур), надеваемую под кольчугу, стеганные панталоны, иногда кольчужные шосы, шлем. Булава считалась мусульманским оружием и в крайнем случае допускалась как оружие наблагородных воинов.

Орден продолжал обеспечивать паломников из Европы охраной, лечением, жильем и едой в многочисленных гостеприимных домах и госпиталях. Вторая главная задача иоаннитов-рыцарей — борьба с неверными — предполагала также участие ордена во всех военных походах и защиту государств крестоносцев, образованных на Востоке. Легендарными стали замки иоаннитов в Палестине и их беспримерная оборона.
В 1136 г. граф Раймунд Триполийский поручил рыцарям-иоаннитам оборону крепости Бет Джибелин, прикрывавшей подступы к портовому городу Аскалон на юге Палестины. Рыцари успешно выдержали испытание и граф передал иоаннитам еще несколько своих крепостей. Уже через несколько лет в Ордене иоаннитов было около полутысячи членов, которые успешно обороняли только в Леванте более пятидесяти крепостей.
Во многих приморских городах Востока, Византии и Западной Европы иоанниты открыли странноприимные дома-госпитали. Иоаннитские крепости располагались почти на всех дорогах паломников — в Акре, Сайде, Тортозе, Антиохии — от Эдессы до Синая. Главными крепостями Ордена иоаннитов на севере Палестины были Крак де Шевалье и Маргат, а на юге — замки Бельвер и Бет Джибелин.
Свои крепости иоанниты строили на возвышенных местах, и они доминировали над всей прилегающей местностью, позволяя контролировать всю территорию в радиусе нескольких километров. Арабский автор, описывая крепость Бельвер, сравнивал ее с орлиным гнездом. В крепостях и замках иоанниты, как правило, всегда строили вторую линию укреплений.
Крепость Крак де Шевалье, находившаяся на склоне ливанских гор, в 1144 г. была передана иоаннитам графом Раймундом II Триполийским и имела построенные рыцарями мощные двойные стены с высокими башнями и рвом, пробитым в скалах. Внутри крепости (общей площадью около трех гектаров) находились жилые здания, казармы, палата великого магистра, амбары для зерна, мельница, пекарня, маслобойня, конюшни. В крепость был проложен акведук, по которому постоянно поступала питьевая вода, достаточная для двухтысячного гарнизона. Ни одна из крепостей иоаннитов не была сдана без боя. Замок Бет Джибелин пал в 1187 г., замок Бельвер — в 1189 г. после осады войсками Саладина. Крак де Шевалье с 1110 по 1271 гг. выдержал двенадцать осад, и только в 1271 г. был взят войсками мамелюкского султана Египта Бейбарса. Крепость Маргат была передана госпитальерам графом Раймундом III Триполийским в 1186 г. Эта крепость располагалась к югу от Антиохии, в 35 километрах от моря, и была построена из скального базальта с двойными стенами и большими башнями. Внутри находилось большое подземное водохранилище. Запасы крепости позволяли тысячному гарнизону выдержать пятилетнюю осаду. Долгое время крепость Маргат была одной из главных резиденцией ордена. Известны принятые в ней Маргатские Уставы (в которых впервые рыцари стали подразделяться по национальному признаку на «Языки» или «Нации»). Маргат пал после жесточайшей осады мамелюками в 1285 г.

Назад Вперед

schvedov.ru

​Мальтийский орден, рыцари, госпитальеры, орден госпитальеров

История — наука недостоверная, а потому не стоит воспринимать все прочитанное ниже за чистую монету. Следует понимать, что коль уж события прошлого века вызывают многочисленные споры и предполагают различные версии происходящего, то в изложении событий тысячелетней давности установить историческую достоверность и вовсе не представляется возможным, по крайней мере, орудуя теми инструментами и источниками, что доступны «простым смертным».

В то же время, именно это создает вокруг истории с многовековой выдержкой ореол мифической легендарности, что делает изучение древней историей невероятно занимательным процессом. И в первую очередь, это касается всевозможных сект, общество, культов и прочих организаций, подробности деятельности которых не предавались широкой огласке. И среди прочих, отдельный интерес вызывают религиозные рыцарские ордена, подчиняющиеся непосредственно Папскому престолу.

Один из таких орденов — Госпитальеры, они же Иоанниты, организация которых существует и ныне, нося название Суверенный Военный Орден Госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты. Или просто — Мальтийский орден.
Тут стоит заметить, что Орден возник отнюдь не на Мальте, да и к современной Республике Мальта имеет посредственное отношение, но наивысшей воинской славы рыцари-госпитальеры достигли в то время, когда главная их база находилась на Мальте, современная столица которой, город Валетта, названа в честь Жана Паризо де ла Валлетта, магистра Ордена и основателя города. Именно под его руководством рыцари выстояли в сражении, названном позже Великой осадой Мальты. Впрочем, обо всем по порядку.

В начале VI века, когда Иерусалим еще находился во владении Византийской империи, по инициативе папы Григория Великого в этом крупнейшем месте паломничества христианских пилигримов был организован госпиталь, где они могли подлечиться и отдохнуть. Спустя два века госпиталь получит «инвестиции» от Карла Великого, а еще два века спустя будет основательно разрушен «египетским» халифом Аль-Хакимом, ведшим войны с христианской Византией.

Однако, уже в 1023 году, халиф Али Аль-Заир позволил восстановить в Иерусалиме христианский госпиталь, доверив это дело купцам из богатой итальянской общины Амальфи. Госпиталь разместился на месте бывшего монастыря Св. Иоанна Крестителя и продолжил свою деятельность. Изначально в нем «работали» монахи из ордена Св. Бенедикта. Но, сразу после окончания Первого Крестового похода, в результате которого Иерусалим попал во владения христианского воинства, на базе госпиталя был основан монашеский орден Госпитальеров, известных также как иоанниты — по имени Иоанна Крестителя, небесного покровителя Ордена.

Основатель Ордена, Жерар Благословенный, начал активно скупать земли и основывать орденские лазареты-представительства в городах Малой Азии, что продолжил его последователь, Раймон де Пюи, учредив лазарет госпитальеров у Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Впрочем, организация быстро приобрела характерные черты военизированного формирования, начав не только заботиться о христианских паломниках, но и предоставлять им вооруженный эскорт, а со временем и принимать участие в военных действиях между христианами и мусульманами.

К середине XII века в иоанниты окончательно разделились на братьев-воинов и братьев-лекарей. Орден пользовался существенными правами, подчиняясь непосредственно папе. В то время, в пределах христианских владений в Малой Азии госпитальеры владели 7-ю крупными крепостями и 140-ка прочими поселениями.

Но, период расцвета был не долгим. Менее, чем за два столетия христиане утратили все завоеванные земли — последний крупный оплот крестоносцев, город Акра, был взят войсками молодого мамлюкского султана аль-Ашраф Халиля в 1291 году. Оставшиеся в живых рыцари вынуждены были покинуть Святую землю.

Оставаясь весьма весомой военной силой и не желая принимать участие во внутренней политике Кипрского королевства, приютившего иоаннитов, рыцари захватили остров Родос, который формально принадлежал Генуе, но на нем был расквартирован византийский гарнизон. Причем у генуэзцев рыцари остров купили, а вот византийцы, которых поддерживало местное население, сопротивлялись госпитальерам в течении еще нескольких лет. В 1309 году Родос таки покорился рыцарям и стал их основной базой вплоть до 1522 года.

В 1312 году был ликвидирован орден тамплиеров, богатства которого поделили французский король и римский папа, а земли, по большей части, перешли во владение иоаннитов. На основе этих владений были сформированы восемь лангов (административных единиц), но основная деятельность Ордена продолжалась в Средиземном море.

В течении двух веков родосские рыцари, превратившись, по большей части, в милитаризированную структуру, с переменным успехом сражались с африканскими пиратами и пресекали попытки организаций морских вторжений в Европу арабами и османами. В 1453 года пал Константинополь. Иоанниты остались единственной боеспособной силой, на регулярной основе противостоящей постоянно растущей мощи мусульманского мира.

Конец пребыванию госпитальеров на Родосе положил Сулейман Великолепный, организовавший против Ордена военный поход. В 1522 году, после полугодичной осады, в условиях тотального численного превосходства османов, Родос был захвачен. Выжившим рыцарям великодушный султан позволил покинуть остров.


Осада Родоса


В 1530 году, король Испании Карл V, отдал во владения госпитальеров остров Мальту. Рыцари продолжили свою деятельность и в 1565 году постаревший уже Сулейман вновь организовал поход на орден иоаннитов. Однако, в героической обороне Мальты рыцари выстояли, и турецкая армия, по ряду обстоятельств, была, в итоге, вынуждена отступать, понеся большие потери.


Осада Мальты


Победа в этом противостоянии, известном сегодня как Великая осада Мальты, разлетелась благой вестью по Европе, с ужасом в то время относящейся к Османской империи, чьи войска еще недавно осаждающей Вену. Практически сразу после победы мальтийцев был основан город Валетта. На щедрые пожертвования со стороны европейских государей, потекшие после славной победы, Валетта очень быстро разрослась в прекрасный современный город.

Тут можно заметить, что Валетта стала первым европейским городом, выстроенным по заранее разработанному генеральному плану в соответствии с нормами и правилами архитектуры. Работами руководил итальянский архитектор Франческо Лапарелли. В городе была обустроена канализационная система, а планировку улиц разработали с учетом потоков морского бриза, который свободно везде проникал, очищая воздух и способствуя эффекту кондиционирования.


План Валетты


В Валетте располагался один из лучших госпиталей того времени, где не только проводилось лечение, но еще и велись исследования в областях анатомии, хирургии и фармацевтики. В начале XVIII века на Мальте появилась общественная библиотека, а после — Университет, Школы Математики и Естественных Наук.

Один из главных архитектурных памятников Валетты — храм Святого Иоанна Крестителя, украшенный работами Караваджо и многих других выдающихся авторов.

До сих пор действует созданный вместе с самой Валеттой Департамент городского планирования, жестко регламентирующий все, что касается застройки, так что современная Валетта сохранила многие элементы исторической застройки, которые тщательно реставрируются и поддерживаются, ежегодно привлекая на остров множество туристов.

Но вот госпитальеры, одержав победу в своем главном сражении, постепенно начали вырождаться. Основные цели их организации, ради которых она создавалась, были недостижимы — заботиться о паломниках в Святую землю они не могли. Монашеские устои, на которых зиждился устав Ордена, в силу материального благополучия стали повсеместно нарушаться. Ну а постепенно прекращающиеся пожертвования вынудили мальтийцев зарабатывать, контролируя морские перевозки в Средиземноморье.

Со временем стало практиковаться занятие каперством, а иногда и откровенным пиратством, особенно по отношению к арабским судам. Активно использовалось т. н. «право висты» — полномочие подниматься на борт любого корабля, подозреваемого в перевозке турецких товаров, с последующей конфискацией этих товаров, которые перепродавались в Валлетте, где, под шумок, вполне спокойно действовал рынок рабов.

Моральное разложение большей части Ордена привело к бесславной капитуляции Мальты в 1798 году перед войсками Наполеона, который путем несложной хитрости занял Валетту и разогнал Орден. В прочем, не все члены Ордена окончательно пали морально, смирившись со столь бесславным концом и организация, хоть и оказавшись в изгнании, но продолжила существовать. На какое-то время их приютил в Санкт-Петербурге Павел I, удостоившийся в итоге титула великого магистра. Впрочем, после убийства императора деятельность Ордена в Российской империи была быстро свернута.

Орден неумолимо нищал и приходил в упадок, не имея постоянной базы. Так, большую часть XIX века у Ордена даже не было великих магистров, а управлением занимались лейтенанты. В 1879 году папа Лев XIII восстановил должность великого магистра, что явилось свидетельством частичного возрождения Ордена. Медицинская, гуманитарная и религиозная деятельность стали главными направлениями работы обновленной организации.

В течении XX века члены Ордена помогали гражданскому населению в периоды мировых войн, но деятельность их не носила масштабный характер, что, впрочем, не помешало им утвердится к концу века в качестве суверенного государства, на подобии Ватикана. И хотя споры по поводу правового статуса Мальтийского Ордена продолжаются, его дипломатические контакты все-таки дают право говорить о нем, как о карликовом, но все-таки государстве.


Тут видны территории сразу трех государств


Сегодня руководство Итальянской Республики относится к Мальтийскому ордену, как к суверенному государству на своей территории и признает экстерриториальность его резиденции в Риме. А с 1998 года правительство Мальты передало Ордену во владение форт Сант-Анджело, сроком на 99 лет. Именно этот форт, некогда, сыграл решающую роль в Великой осаде Мальты.

В итоге, Мальтийский орден нельзя назвать тайной организацией. С первого взгляда. Потому как ежели присмотреться повнимательнее, станет очевидным, что о роде деятельности членов ордена, коих насчитывается около 13,5 тысяч (не считая целой армии волонтеров и медиков) — доподлинно ничего не известно, равно как и о причинах, по которым каждая третья страна мира поддерживает с этой организацией официальные дипломатические отношения.

Можно лишь предположить, что оккультные мистерии, практиковавшиеся во всех рыцарских орденах, несмотря на всю их внешнюю «религиозность», никуда не подевались — их адепты бережно передавали сокровенные знания из поколения в поколение, старательно оберегая их от нечестивых представителей рода людского, пусть даже и являвшихся членами того же ордена. Ну а мудрость и знания, накопленные за многовековую, практически тысячелетнюю историю — и есть тот самый инструмент, позволяющий столь небольшой, в масштабах целого мира, организации заставлять считаться со своим мнением даже сильнейших мира сего.

estetico.me

Средневековая Европа. Кто такие госпитальеры? Рыцари-монахи Ордена Иоаннитов | Культура

Орден основывался для помощи паломникам в Святую Землю, для чего госпитальеры открывали так называемые «госпитали» — лечебницы, где странник мог получить медицинскую помощь, кров, еду и по необходимости вооруженное сопровождение.

Госпитали-приюты существовали намного ранее и находились в ведении монахов бенедиктинцев, однако госпитальеры отделились от монахов ордена св. Бенедикта и основали свой орден, основанный на обетах целомудрия, бедности и послушания.

5 февраля 1113 г. Папа Пасхалий II одобрил устав госпитальеров, но сначала это был не орден, а Братство. Когда стало ясно, что помощь пилигримам, подвергавшимся нападениям мусульман и просто грабителей, невозможна без военного вмешательства, организация стала военно-религиозной.

В помощи рыцарей-монахов нуждались короли Иерусалима и доверяли им, как и тамплиерам, охрану важных форпостов: в 1136 г. иоанниты получили крепость Бертгемлин, прикрывающий Аскалон, а уже к 1144 г. в руках госпитальеров находилось около 50-ти крепостей, включая Крак де Шевалье и Маргат (графство Триполи).

Участвуя почти во всех крестовых походах и битвах с сарацинами, госпитальеры вносят ощутимый вклад в те, которые закончились победами. Вместе с тем, успех не всегда сопутствовал госпитальерам: в битве при Хаттине рыцари-монахи в составе войска христиан терпят сокрушительное поражение Саладдину; в 1244 г. под Газой Великий Магистр и многие рыцари попали в плен. Постоянная вражда госпитальеров и тамплиеров не способствовала укреплению положения крестоносцев в Палестине.

Надо отдать им должное: госпитальеры поступали почти всегда взвешенно и обдуманно, не руководствуясь спесью и гордыней, как этим часто грешили храмовники, что стало одной из причин падения королевства крестоносцев, как и самого Ордена Тамплиеров. Если верить историческим источникам, иоанниты, несмотря на заметное влияние на политику, все же не забывали, зачем их орден создан: при осаде Акры мусульманами в 1291 г., куда была перенесена резиденция ордена после падения Иерусалима, рыцари мужественно прикрывали отход горожан из города, а раненый магистр взошел на борт спасительного корабля последним.

После полного изгнания крестоносцев с Востока, госпитальеры перенесли свою резиденцию на остров Родос, где им не раз пришлось отражать атаки мусульман. В 1522 г. султан Османской империи Сулейман Великолепный осадил Родос, с ним прибыло около 200 тыс. воинов, в то время как на острове было всего несколько тысяч рыцарей-монахов. Оставшимся в живых после шестимесячной осады иоаннитам султан великодушно разрешил уйти на Сицилию.

Пробыв несколько лет на острове Кипр, в 1530 г. госпитальеры обосновались на Мальте. Остров был подарен рыцарям императором Священной Римской империи Карлом V. Сулейман послал и туда войско в 40 000 чел., однако османы не смогли овладеть крепостью. Госпитальеры ценой нечеловеческих усилий, численностью меньше десятка тысяч человек сумели выдержать осаду. К тому времени как турки сняли осаду и ушли, госпитальеров насчитывалось всего несколько сотен. Знай об этом турецкие военачальники — вряд ли они бы сняли осаду.

Примерно в начале XIV в., в связи с тем, что желающие вступить в орден стали прибывать из разных стран, в ордене формируются семь языковых групп — Лангов, позже их стало восемь.

После роспуска Ордена Тамплиеров госпитальерам была передана в собственность некоторая часть их владений, что укрепило их влияние, но не улучшило финансового положения. Госпитальеры после ухода из Палестины постоянно нуждались в средствах. Встал вопрос о целесообразности их существования: первоначальная причина создания ордена исчезла, пилигримов они не могли охранять, так как мусульмане окончательно изгнали крестоносцев с Востока.

Пираты, хозяйничающие в Средиземном море с молчаливого одобрения османского султана, причиняли много бед христианским мореплавателям, торговцам и просто путешественникам. Рыцари Святого Иоанна Крестителя решили бороться с ними, определив для себя новый смысл существования ордена.

Тем не менее, несмотря на некоторые успехи на море, в частности — в битве при Лепанто, в ордене заметно стал падать боевой, а главное, религиозный настрой. Страдала и нравственная сторона. Некоторые госпитальеры даже женились, презрев один из главных обетов.

Многие рыцари и вовсе стали наемниками, некоторые — даже пиратами. Сохранилось много жалоб на противозаконные действия госпитальеров, якобы от имени властей проверявших суда, а на деле они частенько просто конфисковывали разный товар. Все — от нехватки денег и общей идеологии. Спад религиозных настроений в Европе в конце XVII в. тому сильно поспособствовал.

Обустроив на Мальте столицу — Валлетту, названную в честь Великого Магистра Ла Валлетта, госпитальеры стали все чаще именоваться мальтийскими рыцарями, позже уже все знали их как Мальтийский Орден. Постепенно мальтийские рыцари теряли свои владения в Европе, в Англии — из-за протестантского направления, после Великой Французской революции орден упразднили и во Франции.

В 1798 г. Мальта была захвачена войсками Наполеона. Российский император Павел I предоставил убежище многим рыцарям и впоследствии стал даже Великим Магистром ордена, тем самым открыв вход в ряды госпитальеров всем христианам, а не только католикам, как было изначально, при создании ордена.

Во время I и II Мировых войн рыцари совершали крупномасштабные медицинские и благотворительные операции. За последние годы гуманитарная деятельность была проведена мальтийскими рыцарями в Косово и Македонии, Юго-Восточной Азии, Пакистане и Индии, Афганистане, Мексике, Конго, Грузии и др. странах.

В настоящее время Мальтийский Орден обосновался в Риме. Их деятельность сводится в основном к историческим реконструкциям и восстановлению разных традиций и обрядов ордена в прошлом. Члены Мальтийского Ордена и сегодня являются рыцарями, хотя вступить в него может человек и незнатного происхождения. И по-прежнему во главе ордена — Великий Магистр.

Рыцари считают свою организацию государством, но скорее это государствоподобное образование, имеющее дипломатические отношения с 104 странами, имеет статус постоянного наблюдателя в ООН. На их территории орден выдает паспорта и печатает собственную валюту, что само по себе является признаками, присущими государству. Но суверенитет ордена рассматривается как дипломатическая миссия. В некоторых официальных источниках указывается, что Мальтийский орден — самое маленькое государство. Полное название сегодня — Суверенный Военный Орден Госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты.

shkolazhizni.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *