Определение племя по истории – помогите пожалуйста. вопрос по 5 классу что такое племя?, история

Содержание

ПЛЕМЯ это что такое ПЛЕМЯ: определение — История.НЭС

Племя

этническая общность эпохи первобытнообщинного строя. На смену племени пришла новая форма этнической общности — народность и новая организация общества — государство.

Оцените определение:

Источник: Краткий толковый словарь по этнографии Крыма

ПЛЕМЯ

(англ. tribe, от лат. tribus), тип этнической общности и социально-потестарной структуры, вплоть до недавнего времени теоретически связываемый преимущественно с ранними этапами социальной эволюции.

Оцените определение:

Источник: Общие понятия и термины этнологии

Племя

тип этнической общности эпохи первобытно-общинного строя. Характерны кровнородственные связи между его членами, деление на роды и фратрии, общность территории и некоторых видов хозяйствования, самосознания и самоназвания, обычаев, культов. На поздних этапах развития племенное самоуправление, племенной совет, племенные вожди.

Оцените определение:

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий

Племя

этническая и социальная общность людей, находящихся на первобытном уровне развития. Обычно состоит из нескольких родов, объединенных единой территорией, общим языком, обычаями, культом. Во главе племени находится выборный племенной совет, военные и гражданские вожди. Позже образуются союзы племен, которые в период завоеваний и перемещений ведут к смешению племен и возникновению более крупных народностей.

 

Оцените определение:

Источник: Краткий исторический словарь

ПЛЕМЯ

тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытно-общинного строя. Характерны: кровнородственная связь между его членами, деление на роды и фратрии, общность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и культов, для позднего этапа — самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образование союзов П., завоевания и переселения вели к смешению П. и возникновению более крупных общностей — народностей.

Оцените определение:

Источник: Словарь исторических терминов

Племя

высшая форма социальной организации доисторич. общества. В П. объединялось некоторое число родов или общин. Причиной образования П. была экзогамия (т. е. установление брачных отношений между разными родами), а также разделение наиболее крупных родов. Кроме того, особенно в период неолита образованию П. способствовал рост численности и плотности населения (необходимость организации больших человеч. объединений для совместной жизни и обороны). Для П. характерно единство терр., языка, культуры и культа.

Оцените определение:

Источник: Словарь античности. Перевод с немецкого Прогресс 1989 г.

ПЛЕМЯ

тип этнич. общности и социальной организации доклас. общества. Отличит. чертой этого типа этнич. общности служит существование кровнородственных связей между ее членами, деление на роды и фратрии. Другими признаками П. являются: наличие племенной терр., определенная экономич. общность соплеменников, выражающаяся, напр., в коллективных охотах и обычаях взаимопомощи, единый племенной язык, племенное самосознание и самоназвание, а у племен эпохи развитого родового строя также племенное самоуправление, состоящее из племенного совета, воен. и гражд. вождей. Для этого этапа характерно наличие племенных культов и праздников. По наиболее общепринятой точке зрения, П. в зачаточном виде возникает одновременно с родом (по другой — несколько позже него), т. к. экзогамность последнего предполагает наличие постоянных связей (хоз., культурных, идеологич. и в первую очередь — брачных) как минимум между двумя родовыми коллективами. П. обычно существует до перехода к клас. обществу. Разложению П. предшествуют развитие имуществ. расслоения, появление племенной знати, увеличение роли воен. предводителей, появление союзов племен. В пережиточных формах П. может сохраняться и в клас. обществе, переплетаясь с рабовладельч., феод. и капиталистич. отношениями (племена кочевников-арабов, туарегов, курдов, афганцев и др.).

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 21; Морган Л. Г., Древнее общество, пер. с англ.. Л., 1934; Бутинов Н. A., О первобытной лингвистич. непрерывности в Австралии, «СЭ», 1951, No 2; Косвен М. О., Об историч. соотношении рода и племени, там же; Формозов A. A., О времени и историч. условиях сложения племенной организации, «CA», 1957, No l; Першиц А. И., Племя, народность и нация в Саудовской Аравии, «СЭ», 1961, No 5; Токарев С. A., Проблема типов этнич. общностей, «ВФ», 1964, No 11. Л. А. Фейнберг. Москва.

Оцените определение:

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

interpretive.ru

Что такое племя? Древние и современные племена

Отвечая на вопрос: «Что такое племя?» — ученые расходятся во мнении. С одной стороны, племена – это пережиток прошлого, а современные этнические объединения не считаются племенами в историческом понимании. Однако в современном мире еще сохранилось некоторое число политических союзов, которые соответствуют основным критериям племени.

Трактовка термина

Нет единого понимания того, что такое племя. Исследователями даются несколько определений.

  1. Племя – это общность, которая определяется едиными чертами, характерными для всех членов, такими как язык, религиозное мировоззрение, происхождение, традиции, обычаи.
  2. Племя – политические союзы с верой в общую связь, объединение нескольких групп народов разного происхождения. Как правило, имеют свою историю, некую легенду появления племени.
  3. Племя – это тип этнической общности, особой социальной организации общества до разделения по классам. В первоначальном виде племена возникают одновременно с родами.

Характерные черты сформировавшегося племени

Понять, что такое племя, во многом помогают критерии, по которым этническое объединение считается таковым:

  • наличие отдельной территории, отграниченной от территории других племен естественным рубежом;
  • определенная экономика;
  • взаимопомощь соплеменников, общность выполнения действий, например коллективные охоты, собирательство;
  • единый язык племени;
  • племенное самоназвание;
  • самосознание себя как коллективной единицы;
  • наличие общих ритуалов, традиций, соблюдаемых племенем.

История возникновения

Что такое племя и когда оно было сформировано?

Археологически возникновение племен зафиксировано только в мезолите, в период окончания их формирований как социальных и этнических общностей.

В отличие от следующих типов этнических общностей (таких как народность и нация), племя основано на едином происхождении родов, входящих в него, на связях кровного родства между всеми его членами. Именно связь кровного родства, которая объединяет два и более рода, делает их племенем.

Развитые племена в конце эпохи первобытно-общинного строя уже имели племенное самоуправление, которое состояло из племенного совета и двух вождей – гражданского и военного. Со временем в племени развивается расслоение по имуществу, появляются богатые и бедные роды, племенная знать, растет роль военных предводителей. В более поздних формах племенные организации сохраняются и в классовом обществе, где переплетаются рабовладельческими, а порой и капиталистическими отношениями (к примеру, кочевые племена Аравийского п-ова, бедуинов Северной Африки, и пр.).

Древние племена

Понятие «древние племена» весьма сложное и многогранное. С одной стороны, это народы, жившие в прошлом, а с другой – народы, сохранившие уклад жизни, сформировавшийся много столетий назад.

Уклад быта древних племен формировался постепенно. В ранний период неолита появляются ремёсла, что стало предпосылкой к появлению города. Люди, которые объединяли общину, назывались жрецами. Во главе племени стоял военный вождь. Длительное время древнее племя сохраняло свой традиционный уклад, защищая его даже при столкновении с развитыми цивилизациями.

Современные племена

В современном обществе до сих пор живут племена, которые сохранили древний уклад. Большинство из них находится в Африке, Южной Америке, на Индонезийских островах, а также на островах Филиппинского архипелага и в сельве Амазонки. Общение с такими племенами требует особенного поведения в определенной культуре. Следует учитывать тот факт, что в среде данных народностей вы можете поплатиться жизнью за любую ошибку в поведении. Необходимо запомнить, что в этих культурах превыше всего следующие ценности: порядочность в личной жизни, скромность, мужество, бесстрашие, умение достойно переносить физические страдания, целомудрие и стыдливость.

Самые знаменитые племена

Самыми известными древними племенами считаются:

  • славяне;
  • древляне;
  • анты;
  • скифы;
  • варяги;
  • готы;
  • готтентоты;
  • кельты;
  • тевтоны;
  • хазары;
  • печенеги;
  • половцы;
  • гунны;
  • кочевники;
  • номады;
  • романцы;
  • финикяне;
  • мавры.

А вот некоторые современные племена, существующие в наше время:

  • Народ Сурма.
  • Первийское племя.
  • Рамапо.
  • Рук.
  • Бразильские.
  • Племена Новой Гавайи.
  • Сентинельцы.
  • Африканские племена.

Как мы видим, племя (определение его неоднозначно) как древняя форма существования почти не сохранилось. А те союзы, которые обнаруживают туристы, — скорее, этнические общности, нежели племена с исторической точки зрения.

fb.ru

Словарь исторических терминов — племя

Племя

племя

— тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытно-общинного строя. Характерны: кровнородственная связь между его членами, деление на роды и фратрии, общность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и культов, для позднего этапа — самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образование союзов П., завоевания и переселения вели к смешению П. и возникновению более крупных общностей — народностей.

См. в других словарях

1.

  тип этнической общности эпохи первобытно-общинного строя. Характерны кровнородственные связи между его членами, деление на роды и фратрии, общность территории и некоторых видов хозяйствования, самосознания и самоназвания, обычаев, культов. На поздних этапах развития племенное самоуправление, племенной совет, племенные вожди. …

История мировых цивилизаций

2.

  этническая и социальная общность людей, находящихся на первобытном уровне развития. Обычно состоит из нескольких родов, объединенных единой территорией, общим языком, обычаями, культом. Во главе племени находится выборный племенной совет, военные и гражданские вожди. Позже образуются союзы племен, которые в период завоеваний и перемещений ведут к смешению племен и возникновению более крупных народностей.   …

История России с древнейших времен до 1917 года

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai

Племя — это… Что такое Племя?

Проверить нейтральность.

На странице обсуждения должны быть подробности.

Пле́мя может обозначать форму как этнической, так и политической организации[1]. Племя не обязательно обладает территорией компактного проживания и его претензии на какую-либо территорию не обязательно признаны другими группами. Племя можно считать группой.

Определения понятия

Также, как и у понятия народ, существуют два основных определения, что такое племя. По одному из них племя определяется общими чертами, свойственными всем членам племени и объективно отличаемыми: язык, религия, происхождение, обычаи и традиции.

По другому определению считается, что сама по себе «вера» в общую связь уже является достаточным критерием. Как показывают этнографические исследования, генеалогия у племён, не знающих письменности, весьма гибка и довольно быстро приспосабливается к политическим обстоятельствам. По этому определению племена являются прежде всего политическими союзами. Как пример приводятся объединения во время Великого переселения народов групп различного происхождения в племена. Центром кристаллизации нередко являлся один-единственный предводитель или его потомки, считавшийся позже родоначальником всего племени. Охотно использовалась и вера в происхождение от какого-либо божества, так, например, считали германские племена алеманнов и лангобардов. Зачастую племена располагали легендой собственного этногенеза, повествующей, как и почему возник их племенной союз и как сложились признаки, отличающие их от иных племён. Нередко существовали и легенды, как собственное племя, ведомое божеством, попало на свою землю.

Разграничение с понятиями «народ» и «государство»

Точное разграничение между понятиями «племя» и «народ» проблематично, так как границы часто размыты. Племя может быть составной частью народа, а может быть и его предварительной стадией. Потомки племени американских ирокезов рассматривают себя сегодня как народ и как нация.

Отличительными признаками между племенами и государствами часто являются наличие регулярного войска. Племенные общины, существующие даже в наши дни в отдалённых и малоосвоенных регионах Земли, рассматриваются многими как начальная форма политического образования. Эту точку зрения разделяли и эволюционисты — Льюис Генри Морган и Фридрих Энгельс. По их мнению, существует естественная цепочка развития политических единиц от семьи к роду, от рода к племени, от племени к государству.[2]

Племя как форма политической организации

В политической антропологии племя рассматривается как форма политической организации (полития), одноуровневая вождеству, но отличающаяся от последнего консенсуальным типом политического лидерства, в то время как вождество характеризуется авторитарным типом политического лидерства[3]. Процесс перехода этнической общности на уровень племени называется трибализацией.

Критика понятия «племя» в африканистике

Одним из дискуссионных вопросов в современной африканистике является применимость понятия «племя» к этническим объединениям Тропической и Южной Африки. Во многом это связано с развитием социальной антропологии и исторической науки в независимых странах Африки во второй половине XX в. Для нового поколения африканских исследователей слово «племя» ассоциируется прежде всего с колониальной эпохой и навязыванием африканцам представлений о неразвитости и изначальном варварстве африканских обществ. Восточноафриканский исследователь Окот п’Битек писал по этому поводу:

…дело в том, что он [термин «племя»] звучит уничижительно, так как обозначает людей, живущих в первобытных или варварских условиях… А когда западные исследователи пишут о «племенном праве», «племенной экономике», «племенной религии» и т. д., они тем самым дают понять, что речь идёт о законах, хозяйстве и верованиях первобытных или варварских народов.

— Окот п’Битек. Африканские традиционные религии. М., 1979. С. 31.

Однако критическое отношение к правомерности применения понятия «племя» к африканским реалиям свойственно не только африканским учёным, но и современным западным и российским исследователям. Например, И. Копытов, профессор антропологии университета Пенсильвании, отмечает, что понятие племя обретает своё современное значение в XIX в., оно стало частью эволюционной модели, по которой современная Европа строила историю человечества: «Быть племенем означало пребывать на определённой стадии социальной эволюции; отсюда линия велась к более высоким формам организации, таким, как народы, нации и государства. Эта модель использовалась для обоснования притязаний европейского национализма, процветавшего в XIX в., и подведения под него историко-этнологической базы»[4] Отечественный африканист А. С. Балезин также выступает за отказ от употребления термина «племя» в отношении этносоциальной организации африканских народов. По его мнению, главными надобщинными структурами в Африке в доколониальный период являлись «конический клан» (или «рэмидж» клан) и вождество [5].

Однако консенсус среди отечественных и зарубежных африканистов по данной проблеме до сих пор не достигнут. В научных работах наряду с термином вождество продолжает также достаточно широко использоваться термин племя. О том, что дискуссия по данному вопросу ещё не закрыта свидетельствует выход в свет в 1991 году книги ленинградского/санкт-петербургского африканиста Н. М. Гиренко «Социология племени. Становление социологической теории и основные компоненты социальной динамики» и её переиздание в 2004 году.

См. также

Примечания

  1. Коротаев А. В. Политическая организация сабейского культурного ареала во II — III вв.н.э.: к соотношению племени и государства // Попов, В.А., ред., Племя и государство в Африке. М.: Институт Африки АН СССР, 1991, с.101-119.
  2. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 97-99.
  3. См., например: Коротаев А.В. «Апология трайбализма»: Племя как форма социально-политической организации сложных непервобытных обществ // Социологический журнал. 1995, N 4, с.68-86.
  4. Копытов И. Процесс этногенеза в Юго-Западном Конго-Заире: возникновение этноса суку // Ethnologica Africana. Памяти Дмитрия Алексеевича Ольдерогге. М., 2002. С.239.
  5. Балезин А. С. Тропическая и Южная Африка в Новое и Новейшее время: люди, проблемы, события: учебное пособие. М., 2008. С. 51-52

Литература

dic.academic.ru

Племя — Википедия

Пле́мя может обозначать форму как этнической, так и политической организации[1].

Племя не обязательно обладает территорией проживания и его претензии на какую-либо территорию не обязательно признаны другими группами. Племя можно считать группой.

Определения понятия

Так же как и у понятия народ, существуют два основных определения, что такое племя. По одному из них племя определяется общими чертами, свойственными всем членам племени и объективно отличаемыми: язык, религия, происхождение, обычаи и традиции.

По другому определению считается, что сама по себе «вера» в общую связь уже является достаточным критерием. Как показывают этнографические исследования, генеалогия у племён, не знающих письменности, весьма гибка и довольно быстро приспосабливается к политическим обстоятельствам. По этому определению племена являются прежде всего политическими союзами. Как пример приводятся объединения во время Великого переселения народов групп различного происхождения в племена. Центром кристаллизации нередко являлся один-единственный предводитель или его потомки, считавшийся позже родоначальником всего племени. Охотно использовалась и вера в происхождение от какого-либо божества, так, например, считали германские племена алеманнов и лангобардов. Зачастую племена располагали легендой собственного этногенеза, повествующей, как и почему возник их племенной союз и как сложились признаки, отличающие их от иных племён. Нередко существовали и легенды, как собственное племя, ведомое божеством, попало на свою землю.

Видео по теме

Разграничение с понятиями «народ» и «государство»

Точное разграничение между понятиями «племя» и «народ» проблематично, так как границы часто размыты. Племя может быть составной частью народа, а может быть и его предварительной стадией. Потомки племени американских ирокезов рассматривают себя сегодня как народ и как нация.

Отличительным критерием между племенами и государствами часто является наличие регулярного войска. Племенные общины, существующие даже в наши дни в отдалённых и малоосвоенных регионах Земли, рассматриваются многими как начальная форма политического образования. Эту точку зрения разделяли и эволюционисты — Льюис Генри Морган и Фридрих Энгельс. По их мнению, существует естественная цепочка развития политических единиц от рода к фратрии(не всегда), от фратрии(рода) к племени, от племени к союзу племен(не всегда), от союза племен(племени) к государству.[2]

Племя как форма политической организации

В политической антропологии племя рассматривается как форма политической организации (полития), одноуровневая вождеству, но отличающаяся от последнего консенсуальным типом политического лидерства, в то время как вождество характеризуется авторитарным типом политического лидерства[3]. Процесс перехода этнической общности на уровень племени называется трибализацией.

Критика понятия «племя» в африканистике

Одним из дискуссионных вопросов в современной африканистике является применимость понятия «племя» к этническим объединениям Тропической и Южной Африки. Во многом это связано с развитием социальной антропологии и исторической науки в независимых странах Африки во второй половине XX в. Для нового поколения африканских исследователей слово «племя» ассоциируется прежде всего с колониальной эпохой и навязыванием африканцам представлений о неразвитости и изначальном варварстве африканских обществ. Восточноафриканский исследователь Окот п’Битек писал по этому поводу:

…дело в том, что он [термин «племя»] звучит уничижительно, так как обозначает людей, живущих в первобытных или варварских условиях… А когда западные исследователи пишут о «племенном праве», «племенной экономике», «племенной религии» и т. д., они тем самым дают понять, что речь идёт о законах, хозяйстве и верованиях первобытных или варварских народов.

— Окот п’Битек. Африканские традиционные религии. — М., 1979. — С. 31.

Однако критическое отношение к правомерности применения понятия «племя» к африканским реалиям свойственно не только африканским учёным, но и современным западным и российским исследователям. Например, И. Копытов, профессор антропологии университета Пенсильвании, отмечает, что понятие племя обретает своё современное значение в XIX в., оно стало частью эволюционной модели, по которой современная Европа строила историю человечества: «Быть племенем означало пребывать на определённой стадии социальной эволюции; отсюда линия велась к более высоким формам организации, таким, как народы, нации и государства. Эта модель использовалась для обоснования притязаний европейского национализма, процветавшего в XIX в., и подведения под него историко-этнологической базы»[4]
Отечественный африканист А. С. Балезин также выступает за отказ от употребления термина «племя» в отношении этносоциальной организации африканских народов. По его мнению, главными надобщинными структурами в Африке в доколониальный период являлись «конический клан» (или «рэмидж» клан) и вождество[5].

Однако консенсус среди отечественных и зарубежных африканистов по данной проблеме до сих пор не достигнут. В научных работах наряду с термином вождество продолжает также достаточно широко использоваться термин племя. О том, что дискуссия по данному вопросу ещё не закрыта свидетельствует выход в свет в 1991 году книги ленинградского/санкт-петербургского африканиста Н. М. Гиренко «Социология племени. Становление социологической теории и основные компоненты социальной динамики» и её переиздание в 2004 году.

См. также

Примечания

  1. Коротаев А. В. Политическая организация сабейского культурного ареала во II—III вв.н. э.: к соотношению племени и государства // Племя и государство в Африке./ Ред. В. А. Попов. — М.: Институт Африки АН СССР, 1991. — С. 101—119.
  2. ↑ Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 97-99.
  3. Коротаев А. В. «Апология трайбализма»: Племя как форма социально-политической организации сложных непервобытных обществ // Социологический журнал. — 1995. — № 4. — С. 68-86.
  4. Копытов И. Процесс этногенеза в Юго-Западном Конго-Заире: возникновение этноса суку // Ethnologica Africana. Памяти Дмитрия Алексеевича Ольдерогге. — М., 2002. — С. 239.
  5. Балезин А. С. Тропическая и Южная Африка в Новое и Новейшее время: люди, проблемы, события: учебное пособие. — М., 2008. — С. 51-52

Литература

wiki2.red

Племя | Наука | FANDOM powered by Wikia

Пле́мя — группа людей, ощущающая между собой родовую близость. Племя не обязательно обладает территорией компактного проживания и его претензии на какую-либо территорию не обязательно признаны другими группами.

Определения понятия Править

Также, как и у понятия народ, существуют два основных определения, что такое племя. По одному из них племя определяется общими чертами, свойственными всем членам племени и объективно отличаемыми: язык, религия, происхождение, обычаи и традиции.

По другому определению считается, что сама по себе «вера» в общую связь уже является достаточным критерием. Как показывают этнографические исследования, генеалогия у племён, не знающих письменности, весьма гибка и довольно быстро приспосабливается к политическим обстоятельствам. По этому определению племена являются прежде всего политическими союзами. Как пример приводятся объединения во время Великого переселения народов групп различного происхождения в племена. Центром кристаллизации нередко являлся один-единственный предводитель или его потомки, считавшийся позже родоначальником всего племени. Охотно использовалась и вера в происхождение от какого-либо божества, так, например, считали германские племена алеманнов и лангобардов. Зачастую племена располагали легендой собственного этногенеза, повествующей, как и почему возник их племенной союз и как сложились признаки, отличающие их от иных племён. Нередко существовали и легенды, как собственное племя, ведомое божеством, попало на свою землю.

Разграничение с понятиями «народ» и «государство» Править

Точное разграничение между понятиями «племя» и «народ» проблематично, так как границы часто размыты. Племя может быть составной частью народа, а может быть и его предварительной стадией. Потомки племени американских ирокезов рассматривают себя сегодня как народ и как нация.

Отличительными признаками между племенами и государствами часто являются наличие налоговой системы и регулярного войска. Племенные общины, существующие даже в наши дни в отдалённых и малоосвоенных регионах Земли, рассматриваются многими как начальная форма политического образования. Эту точку зрения разделяли и эволюционисты как Льюис Генри Морган и Фридрих Энгельс. По их мнению, существует естественная цепочка развития политических единиц от семьи к роду, от рода к племени, от племени к государству.[источник?]ar:قبيلة
bg:Племе
bs:Pleme
de:Volksstamm
en:Tribe
eo:Tribo
es:Tribu
eu:Tribu
fi:Heimo (kansatiede)
fr:Tribu (ethnologie)
he:שבט
hr:Pleme
it:Tribù
ja:部族
nl:Stam (antropologie)
pl:Plemię
pt:Tribo
sh:Pleme
simple:Tribe
sl:Pleme
sv:Stam (samhällsvetenskap)
tr:Boy
zh:部落

ru.science.wikia.com

Племя — WiKi

Определения понятия

Так же как и у понятия народ, существуют два основных определения, что такое племя. По одному из них племя определяется общими чертами, свойственными всем членам племени и объективно отличаемыми: язык, религия, происхождение, обычаи и традиции.

По другому определению считается, что сама по себе «вера» в общую связь уже является достаточным критерием. Как показывают этнографические исследования, генеалогия у племён, не знающих письменности, весьма гибка и довольно быстро приспосабливается к политическим обстоятельствам. По этому определению племена являются прежде всего политическими союзами. Как пример приводятся объединения во время Великого переселения народов групп различного происхождения в племена. Центром кристаллизации нередко являлся один-единственный предводитель или его потомки, считавшийся позже родоначальником всего племени. Охотно использовалась и вера в происхождение от какого-либо божества, так, например, считали германские племена алеманнов и лангобардов. Зачастую племена располагали легендой собственного этногенеза, повествующей, как и почему возник их племенной союз и как сложились признаки, отличающие их от иных племён. Нередко существовали и легенды, как собственное племя, ведомое божеством, попало на свою землю.

Разграничение с понятиями «народ» и «государство»

Точное разграничение между понятиями «племя» и «народ» проблематично, так как границы часто размыты. Племя может быть составной частью народа, а может быть и его предварительной стадией. Потомки племени американских ирокезов рассматривают себя сегодня как народ и как нация.

Отличительным критерием между племенами и государствами часто является наличие регулярного войска. Племенные общины, существующие даже в наши дни в отдалённых и малоосвоенных регионах Земли, рассматриваются многими как начальная форма политического образования. Эту точку зрения разделяли и эволюционисты — Льюис Генри Морган и Фридрих Энгельс. По их мнению, существует естественная цепочка развития политических единиц от рода к фратрии(не всегда), от фратрии(рода) к племени, от племени к союзу племен(не всегда), от союза племен(племени) к государству.[2]

Племя как форма политической организации

В политической антропологии племя рассматривается как форма политической организации (полития), одноуровневая вождеству, но отличающаяся от последнего консенсуальным типом политического лидерства, в то время как вождество характеризуется авторитарным типом политического лидерства[3]. Процесс перехода этнической общности на уровень племени называется трибализацией.

Критика понятия «племя» в африканистике

Одним из дискуссионных вопросов в современной африканистике является применимость понятия «племя» к этническим объединениям Тропической и Южной Африки. Во многом это связано с развитием социальной антропологии и исторической науки в независимых странах Африки во второй половине XX в. Для нового поколения африканских исследователей слово «племя» ассоциируется прежде всего с колониальной эпохой и навязыванием африканцам представлений о неразвитости и изначальном варварстве африканских обществ. Восточноафриканский исследователь Окот п’Битек писал по этому поводу:

…дело в том, что он [термин «племя»] звучит уничижительно, так как обозначает людей, живущих в первобытных или варварских условиях… А когда западные исследователи пишут о «племенном праве», «племенной экономике», «племенной религии» и т. д., они тем самым дают понять, что речь идёт о законах, хозяйстве и верованиях первобытных или варварских народов.

— Окот п’Битек. Африканские традиционные религии. — М., 1979. — С. 31.

Однако критическое отношение к правомерности применения понятия «племя» к африканским реалиям свойственно не только африканским учёным, но и современным западным и российским исследователям. Например, И. Копытов, профессор антропологии университета Пенсильвании, отмечает, что понятие племя обретает своё современное значение в XIX в., оно стало частью эволюционной модели, по которой современная Европа строила историю человечества: «Быть племенем означало пребывать на определённой стадии социальной эволюции; отсюда линия велась к более высоким формам организации, таким, как народы, нации и государства. Эта модель использовалась для обоснования притязаний европейского национализма, процветавшего в XIX в., и подведения под него историко-этнологической базы»[4]
Отечественный африканист А. С. Балезин также выступает за отказ от употребления термина «племя» в отношении этносоциальной организации африканских народов. По его мнению, главными надобщинными структурами в Африке в доколониальный период являлись «конический клан» (или «рэмидж» клан) и вождество[5].

Однако консенсус среди отечественных и зарубежных африканистов по данной проблеме до сих пор не достигнут. В научных работах наряду с термином вождество продолжает также достаточно широко использоваться термин племя. О том, что дискуссия по данному вопросу ещё не закрыта свидетельствует выход в свет в 1991 году книги ленинградского/санкт-петербургского африканиста Н. М. Гиренко «Социология племени. Становление социологической теории и основные компоненты социальной динамики» и её переиздание в 2004 году.

См. также

Примечания

  1. Коротаев А. В. Политическая организация сабейского культурного ареала во II—III вв.н. э.: к соотношению племени и государства // Племя и государство в Африке./ Ред. В. А. Попов. — М.: Институт Африки АН СССР, 1991. — С. 101—119.
  2. ↑ Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 97-99.
  3. Коротаев А. В. «Апология трайбализма»: Племя как форма социально-политической организации сложных непервобытных обществ // Социологический журнал. — 1995. — № 4. — С. 68-86.
  4. Копытов И. Процесс этногенеза в Юго-Западном Конго-Заире: возникновение этноса суку // Ethnologica Africana. Памяти Дмитрия Алексеевича Ольдерогге. — М., 2002. — С. 239.
  5. Балезин А. С. Тропическая и Южная Африка в Новое и Новейшее время: люди, проблемы, события: учебное пособие. — М., 2008. — С. 51-52

Литература

ru-wiki.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о