Описание черткова гоголь портрет – Краткое содержание повести «Портрет» Гоголя по частям: краткий пересказ (повесть в сокращении для читательского дневника) |LITERATURUS: Мир русской литературы

Содержание

Сопоставительная характеристика трех художников в «Портрете». Портрет Гоголь Н.В. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Портрет / Сопоставительная характеристика трех художников в «Портрете».

    «Портрет» – повесть о судьбе художника и борьбе добра и зла в душе человека. В этом произведении мы встречаемся с тремя живописцами: это молодой Чартков, иконописец и его сын.
    О Чарткове рассказано в первой части. Он предстает перед нами довольно талантливым, но бедным и ропочущим на свою судьбу. Молодой художник обижается на то, что модные живописцы рисуют несколько «картинок» и получают большие деньги, а он вынужден жить в бедности и безызвестности. И вдруг он попадает в небывалую ситуацию: он получает все, о чем мечтает через таинственный портрет. Он не сразу поддается искушению, а сначала решает купить манекенов и гравюр и серьезно заняться искусством. Но в нем заговорили 22 года и юность. Внутренний голос и желания художника противостоят его рассудку. Он бросается покупать ненужные вещи, тратит деньги на недоступные ранее удовольствия. Почему же деньги оказались сильнее таланта художника? Вот слова учителя Чарткова: «У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Тебя что-нибудь одно заманит, оно что-нибудь полюбится — ты им занят… Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец… Рисунок у тебя не строг, линия не видна; ты уж гоняешься за модным освещением… Берегись, тебя уж начинает свет тянуть… Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится талант…». Слово «модный» встречается в его речи три раза и звучит как упрек. То есть у Чарткова есть талант и желание учиться, но другая часть его души жаждет мгновенного успеха и славы. И именно эта часть пересиливает первую. Поводом для этого стали дьявольские деньги, которые толкали Чарткова к славе, но за которые ему пришлось заплатить своим талантом. В итоге человек морально падает. В начале повести о Чарткове Гоголь сказал как о «молодом художнике с талантом», а в конце первой части этот художник покупал лучшие картины и, принеся их домой, с бешенством тигра кидался на них, рвал, разрывал, изрезал на кусочки и топтал их ногами.

    Художник, отец рассказчика второй части совершил грех, написав портрет ростовщика. Он уходит в монастырь и становится отшельником. Здесь человек проходит путь не от таланта к гибели, а от совершения греха до восхождения к добру. Проведя долгие годы в молитвах и постах, он наконец берется за кисть и пишет рождество Иисуса. Недаром настоятель, пораженный «необыкновенной святостью фигур» в картине рождества Иисуса, говорит художнику: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоем». Иконописец дает наставление двадцатилетнему сыну, тоже художнику, который собирается в путешествие в Италию. Этот художник Б. такой же молодой как и Чартков, но как мы видим из описания его на аукционе, это был немодно одетый молодой человек, которому чужды все светские потрясения и которого не волновала мода. Он, получив от отца просьбу найти и уничтожить портрет, приходит на аукцион.
    В повести судьбы трех художников объединяет портрет ростовщика, который в конце таинственным образом исчезает с аукциона.


Добавил: nukalka

31185 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Портрет / Сопоставительная характеристика трех художников в «Портрете».


Смотрите также по произведению «Портрет»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Два художника(по повести Н.В.Гоголя Портрет) Портрет Гоголь Н.В. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Портрет / Два художника(по повести Н.В.Гоголя Портрет)

    Повесть «Портрет» была написана Николаем Васильевичем Гоголем в 1842 году. Автор использует традиционный мотив: деньги, Богатство в обмен на душу. Она затрагивает многие проблемы: борьба добра и зла в душе человека, власть денег над человеком, но самая главная – проблема назначения искусства (искусство истинное и мнимое). Повесть состоит из двух частей, в каждой из которых присутствует художник.

    В первой части рассказывается о молодом живописце Чарткове. Это очень талантливый, но в тоже время бедный человек. Он восхищается талантом великих художников; его обижает то, что модные художники, рисующие свои картинки, получают огромные деньги, а он должен сидеть в нищете. Но тут с ним приключается странная история. Однажды он зашел в картинную лавку и увидел необычный портрет. Портрет был очень старый, на нем был изображен старик в азиатском костюме. Портрет сильно заворожил Чарткова. Старик притягивал его к себе; глаза его были особенно выразительны – они глядели на него, как настоящее. Молодой художник, сам не ожидая того, купил эту картину. После этого с Чартковым приключилась странная ситуация: ночью ему приснился сон, что старик вылез из картины и показал ему мешок с деньгами. Это говорит о том, что наш молодой художник жаждет богатство и славы, что-то уже в нем есть демоническое в душе. Тут проснувшись, он на иву обнаруживает деньги, которых бы хватило ему на три года. Чартков решает, что лучше потратить их на холсты и краски, то есть на благо своему таланту. Но его притягивает искушение: он срывается и начинает покупать множество не нужных ему вещей, снимает квартиру в городе и покупает себе славу в виде похвальной статьи в газете. Он изменил себе, своему таланту, зазнался; он не обращает никакого внимания на людей, которые когда-то занимали важное место в его жизни, включая учителя, который давал ему совет: «У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец…». Статья в газете произвела фурор: люди так и бежали к нему, прося нарисовать их портрет, требуя то того, то другое. Чартков изменил своей душе и сердцу. Теперь он рисовал не так естественно, более схоже с портретируемым человеком, а так как просили его клиенты: «один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс…». После этого мнение художника полностью изменяется, он удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом: «Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро…, утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства, что все они до Рафаэля писали не фигуры, а селедки… Микель-Анжел хвастун…». Чартков становится модным и известным богачом. Секрет его успеха прост – угождение самолюбивым заказам и отход от подлинного искусства. Однажды его попросили высказать свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирался раскритиковать его картины, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. И тут тот он понимает, что обменял свой талант на деньги. Тогда-то им овладевает зависть ко всем художникам – он скупает и портит их картины. Вскоре он сходит с ума и умирает.
    Во второй части повести рассказывается о совершенно другом художнике. На аукцион приходит молодой человек и говорит, что он хочет забрать портрет старика, который по праву должен принадлежать ему. Тут этот молодой бедный художник рассказывает историю о неком ростовщике. Он был необыкновенно богат и мог любому занять денег. Но каждый человек, бравший у него в займы, заканчивал свою жизнь печально. Однажды этот ростовщик попросил нарисовать его портрет. Портрет принялся рисовать отец художника, рассказывающего историю. Но с каждым днем он испытывал отвращение к ростовщику, ибо его глаза на картине были очень выразительны, словно живые. Вскоре ростовщик умер. Художник понял, что совершил большой грех, нарисовав портрет ростовщика, ведь с каждым, кому он попадался в руки, случалось несчастье. Он становится отшельником, уходит в монастырь. Вскоре он нарисовал икону Рождество Иисуса, пробыв многие годы здесь. Таким способом он исцелил свою душу: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью, и благословенье небес почило на труде твоем». После этого он завещает своему сыну – молодому художнику уничтожить портрет, который он когда-то нарисовал, портрет самого дьявола.
    Таким образом, мы видим в поэме двух совершенно разных художников, судьбы которых связаны одним портретом. Но в первом случае художник проходит путь от таланта к гибели, а во втором — путь от совершения греха к добру. Гоголь говорит об ответственности художника за свое творение; главная цель живописца – «пробуждать чувства добрые». Автор показывает читателю, каким должен быть настоящий художник: «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».


Добавил: NastyaLitle

94238 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Портрет / Два художника(по повести Н.В.Гоголя Портрет)


Смотрите также по произведению «Портрет»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Характеристика и образ Художника в рассказе Портрет Гоголя сочинение

Мнимое и истинное искусство — главный вопрос и проблема, которая возникает при выборе у разных ценителей искусства. Этот вопрос очень хорошо освещается в произведении Гоголя «Портрет». Для того, чтобы найти ответ на этот сложный вопрос, писатель в своей повести использовал два различных образа. Это образы художников, которые характеризуют обе стороны этого вопроса.

Первый образ — молодой художник Чартаков. Знакомство с ним проходит ещё в самом начале рассказа, когда он находился рядом с картинной лавкой. В тот момент он был очень заинтересован продаваемым портретом. Герою картина показалась незавершенной, однако он был заворожен взглядом пожилого человека изображенного на портрете. В итоге, Чартаков приобрел эту картину, отдав за неё последнее.

Чартаков обладал поразительным талантом, его работы были не просто картины, в них была заложена частица души. Он старался делать работы наиболее реалистичными, прорабатывая все мелкие детали. Он негодовал от того, что некоторые художники за посредственные работы зарабатывали целые состояния

Купленный портрет очень сильно изменил его взгляды. Во сне, где этот старик, живой, сидел рядом с ним и помогал считать свертки. Один из таких свертков содержал надпись»1000 червонных». Здесь у героя сразу же проявилась жажда богатства. Проснувшись он обнаружил эти деньги.  Половина денег была потрачена на приспособления для рисования: полотна, краски, а остальная часть на шикарную квартиру, которая располагалась на Невском проспекте. Затем герой стал привлекать все большее количество клиентов. Однако, талант героя со временем стал использоваться всё меньше и меньше. Ведь идеально проработанные картины не всегда нравились заказчику, а Чартаков старался делать всё, чтобы угодить своему клиенту.

Деньги и слава очень сильно изменили героя. Он стал уважаемым человеком, соответственно более высокомерным. Работы, которые делались месяцами, считал он бездарными.

В его жизни произошел ещё один переломный момент. Это произошло, когда его попросили оценить работу молодого талантливого художника. Он осознав великолепие нарисованной картины и поняв, что предал своё предназначение начинает уничтожать работы других известных художников. Чартаков сходит с ума и умирает.

В этих образах Гоголь доносит до читателей то, насколько опасна и губительная жажда богатства. Искусство должно быть истинным и включать в себя частицу души создателя.

Другие сочинения:

Характеристика и образ Художника в Портрете

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Котенок и клубок ниток

    Самым замечательным подарком для меня был маленький пушистый котенок. Я сразу дал ему кличку Кузя. Пушистый черный комочек без устали носился по комнатам и играл со всеми предметами, что нас очень веселило

  • Сочинение Как я однажды удил рыбу 5 класс

    Люди привыкли на рыбалке видеть мужчин. А в моей семье все рыбаки: отец, мать, брат и я. И ловим мы в любое время года. Я знаю, что в разное время года рыба клюёт по-разному: летом самый хороший клёв рано утром или поздно вечером

  • Сочинение на тему Детство рассуждение

    Детство — самая великолепная и беззаботная пора! Это время наполнено волшебством и искренней радостью, смелыми мечтами, которые без сомнения сбываются

  • Анализ произведения Твена Приключения Гекльберри Финна

    Описывая приключения мальчика из низов общества и беглого негра, Марк Твен в сатирической форме представил живую картину жизни рабовладельческого Юга США. В произведении широко используется разговорный язы

  • Сочинение на тему Приключения Тома Сойера 5 класс

    Том Сойер — двенадцатилетний жизнерадостный мальчик. Он очень находчив, хитер, иногда бывает шаловлив. Все окружающие страдают от его проказ. Прогуливание уроков, купание без разрешения тёти, постоянные драки с мальчишками, опустошение

sochinite.ru

Характеристика героя Ростовщик, Портрет, Гоголь. Образ персонажа Ростовщик

Ростовщик

Ростовщик — персонаж повести Гоголя «Портрет»; человек, чей портрет приносил наряду с деньгами несчастья его владельцам. Ростовщик был пожилым человеком крупных размеров с азиатской внешностью. Он жил по соседству с талантливым художником-самоучкой, которого попросил нарисовать свой портрет. Слава о старике-азиате ходила не лучшая. Все, кто брали у него в долг деньги, обязательно переживали какие-то трагедии.

Так, например, один молодой, блистательный вельможа настолько обезумел, что навлек на себя гнев императрицы. Вскоре он умер от безумия. История повторялась, так как все должники зловещего ростовщика либо сходили с ума, либо заканчивали жизнь самоубийством, либо становились ужасными ревнивцами и завистниками. Избранник одной неписанной красавицы после займа у ростовщика стал настолько ревнивым, что чуть было не убил свою любимую, но вовремя одумавшись, убил сам себя.

Художник, согласившийся рисовать его портрет, так и не смог довести свое дело до конца, так как ему казалось, чем лучше он рисует внешность старика, тем живее получаются его глаза на полотне. В конце концов, им овладевает тягостное ощущение вперемешку с отвращением к работе. Ростовщик умоляет его дорисовать портрет, потому как хочет остаться жить в этом портрете сверхъестественной силой. Это в конец пугает художника, и он просто сбегает в монастырь.

Сам ростовщик на следующий день умирает, но как он и планировал его душа остается жить в портрете и продолжает приносить вред людям. Поначалу он одаривает ничего не подозревающих бедняг деньгами, а затем своим «живым» взглядом и необъяснимым влиянием сводит с ума, что и произошло с главным героем повести — молодым петербуржским художником А. П. Чартковым.

см. также:
Характеристики главных героев произведения Портрет, Гоголь

Краткое содержание Портрет, Гоголь

Сочинения по произведению Портрет, Гоголь

Краткая биография Николая Гоголя

­

www.sdamna5.ru

Рассказ о жизненной истории Чарткова в повести «Портрет»

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Рассказ о жизненной истории Чарткова в повести «Портрет»!!! =>>>

Сделавший своим «призванием» накопление богатств, угодливое служение «верхам» общества, Чартков мог создавать лишь стандартные, лишенные всякой живой мысли, живого чувства портреты знатных сановников, аристократических Дам, но он потерял Дар передать в искусстве большую жизненную правду, Талантливый художник превратился в жалкого ремесленника, не способного создавать подлинные идейные и художественные ценности. Трагедия Чарткова в том и состоит, что он сам загубил свой талант, поставив дешевую славу, материальный успех выше искусства. Это трагедия человека, изменившего своему призванию, высоким творческим принципам ради расчетливого преуспевания.

Жажда денег у Чарткова неотделима от его желания войти в круг людей, принадлежащих к «высшему» обществу. Во второй редакции «Портрета» выпукло рисуется социальный облик тех, кому стал служить художник. «Аристократическая дама совершенно очаровала его (Чарткова). До сих пор он глядел на подобные существа как па что-то недоступное, которые рождены только для того, чтобы пронестись в великолепной коляске с ливрейными лакеями и щегольским кучером и бросить равнодушный взгляд па бредущего пешком, в небогатом плащишке человека. И вдруг теперь одно из этих существ вошло к нему в комнату: он пишет портрет, приглашен на обед в аристократический дом. Довольство овладело им необыкновенное: он был упоен совершенно».

Рассказ о жизненной истории Чарткова раскрывает крупные социальные и художественные проблемы. Скромным и незаметным художником начинает свою деятельность герой «Портрета». Это был человек, глубоко любивший искусство, отдававший ему все свои силы. Он «с самоотвержением предай был своему труду», своему призванию. Бескорыстный труженик, Чартков не расставался с нуждой и лишениями. Приютившийся в маленькой комнатке в доме на Пятнадцатой линии Васильевского острова, он находился под постоянной угрозой оказаться на улице. Подобно Пискареву, молодой художник Чартков живет в мире высоких идей. В творческом труде его вдохновляют великие создания мастеров искусства прошлого, в произведениях которых является «человек вольный, свободный, таков, каким он создан природою».

Деньги, которые неожиданно достались Чарткову, оказали губительное влияние па всю его дальнейшую судьбу. Они открыли ему возможность беззаботного существования, возбудили в нем жажду новых богатств. «Все чувства и порывы его обратились к золоту.

Жизнь и искусство, творчество и труд в практике Чарткова оказались разделенными глубокой пропастью. Отступив от тех высоких идейных, художественных требований, которые должен предъявлять к себе подлинный художник, Чартков быстро освоил те незатейливые приемы живописного письма, которые позволяли ему удовлетворять запросы «высшего» общества. «Даже из двух, трех слов смекал вперед, кто, чем хотел изобразить себя. Кто хотел Марса, он в лицо совал Марса; кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положенье и поворот». Это забвение правды в искусстве жестоко мстит за себя. «Кисть его хладела и тупела, и он нечувствительно заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы. Однообразные, холодные, вечно прибранные и, так сказать, застегнутые лица чиновников, военных и штатских не много представляли поля для кисти: она позабывала и великолепные драпировки, и сильные движения, и страсти… Пред ним были только мундир да корсет, да фрак, пред которыми чувствует холод художник и падает всякое воображение».

В своем внутреннем строении «Портрет» отчетливо делится на две части; в первой из них Гоголь рассказывает жизненную историю художника Чарткова и его падения; вторая повествует о происхождении страшного портрета, о ростовщике Петромихали и художнике-монахе, искупающем свои грехи. Деление это Гоголь сохранил неизменным в обеих редакциях повести. Существенное различие между ними состоит в том, что «таинственность», занимающая большое место и первой редакции «Портрета», во второй в значительное! мере преодолена. Реалистические черты в этой редакции повести усилены. Вместе с тем некоторые идеи, свидетельствовавшие о противоречиях мировоззрения Гоголя, сохранились и здесь.

Во второй редакции повести в распространении славы Чарткова немалая роль отведена продажному журналисту, который за десять червонцев, врученных ему художником, опубликовал в газете шумную, рекламную статью под названием «О необыкновенных талантах Чарткова». Вводя в повесть сцену с продажным журналистом, Гоголь, несомненно, имел ввиду Булгарина, который монопольно пользовался правом издавать политическую газету. И это указание па связь успехов художника с выступлением продажного журналиста подчеркивало всю опасность пути Чарткова.

Следование и в жизни, и в искусстве моде, ее нелепым причудам, служение пошлым вкусам заказчиков, «избранной» публики стало для Чарткова непреложным законом. И это с катастрофической быстротой сказывается на его творчестве. «Ценители» таланта Чарткова были весьма далеки от понимания истинного искусства. Меньше всего они хотели правдивого воссоздания жизни. Дания заказ художнику написать портрет, они требовали идеализированного изображения натуры. Всяческое приукрашивание это то главное, что определяло успех художника у «избранной» публики. Дамы требовали, чтобы преимущественно только душа и характер изображались в портретах, чтобы остального иногда вовсе не придерживаться, округлить все углы, облегчить все изъянцы и даже, если можно, избежать их вовсе».

Пристальное внимание Гоголя на разных этапах творческого развития привлекал вопрос о взаимоотношении искусства и действительности. Художник и общество, искусство и жизнь, идейно-творческие задачи художника – все эти проблемы глубоко волновали его в период работы над «Миргородом» и «Арабесками». Решению этих, вопросов и посвящена повесть «Портрет».

Неожиданные перемены в жизни Чарткова оказались связанными со странным портретом, привлекшим внимание художника па аукционе. В первой редакции повести портрет, который Чартков только собирался купить, фантастическим образом появляется в его комнате; во второй редакции Гоголь «снимает» фантастику, описывая покупку портрета за двугривенный и доставку его самим художником к себе на квартиру. Сцену фантастического «оживления» портрета, которая дана в первой редакции, Гоголь также затем видоизменил, введя мотив сна, дающий реалистическое объяснение «видениям» художника.

Сочинение опубликовано: 24.07.2012 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Рассказ о жизненной истории Чарткова в повести «Портрет»

www.getsoch.net

краткое содержание. «Портрет» (Гоголь): герои :: SYL.ru

Повесть Гоголя «Портрет» – это произведение, написанное им под впечатлением от жизни в Петербурге. Сумрачный северный город вдохновил писателя на создание выдающихся творений, многие из которых продолжают восхищать современных читателей. В мистической истории о дьявольском изображении старого ростовщика заключен глубокий смысл. К сожалению, в этой статье будет изложено лишь ее краткое содержание. «Портрет» (Гоголь назвал это произведение в честь необыкновенного предмета, фигурирующего в повести) поражает своим завораживающим сюжетом. Ниже будут переданы только основные моменты его развития.

Покупка портрета

С покупки старинного полотна начинается эта захватывающая история. Не может передать всех ее нюансов краткое содержание. «Портрет» (Гоголь Н. В.) повествует о молодом художнике Черткове, который неожиданно для себя самого приобретает в лавке работу неизвестного живописца. На ней изображен старик, одетый в азиатский наряд, с бронзовым от загара лицом и необыкновенно живыми глазами. Юноша живет очень бедно, вечно должен за квартиру, но не стремится к легким заработкам, а хочет упорным и кропотливым трудом раскрыть свой талант. Однако странный портрет тревожит его душу, всю ночь юный художник видит кошмары: ему мерещится страшный старик, покидающий раму и пересчитывающий на его глазах золотые червонцы.

Новая жизнь

Повесть Гоголя «Портрет» носит мистический характер. Утром юноша неожиданно обнаруживает у себя сверток с золотыми монетами, после чего возвращает все долги, переезжает с Васильевского острова на Невский проспект и начинает новую жизнь. Сначала он хочет полностью посвятить себя искусству, но, увлеченный всевозможными соблазнами, быстро забывает об этом. Чертков приобретает модные наряды, заказывает о себе статью в газете и находит богатых заказчиков. Они ничего не смыслят в творчестве, зато щедро платят, поэтому юноша принимается рисовать красивые безделушки и быстро богатеет.

Расплата за отступничество

О неминуемой расплате за отказ от своего предназначения повествует Н. В. Гоголь. «Портрет» – это история человека, предавшего высокое искусство. Разбогатев, Чертков быстро утрачивает былую юношескую живость. Он становится модным живописцем, приобретает вес в обществе, но вместе с тем окончательно утрачивает свой талант. Однажды Академия искусств приглашает его оценить работу живописца, долгие годы стажировавшегося в Италии. Увидев это произведение, Чертков поражается его гармонии и совершенству. Он возвращается домой и пытается сам написать что-нибудь подобное. Однако огрубевшая рука уже не слушается художника, и вскоре он убеждается, что его талант иссяк. Тогда Чертковым овладевает безумная зависть и злоба. Остаток жизни он посвящает тому, что скупает на аукционах все выдающиеся полотна и беспощадно их уничтожает. Художник умирает в припадке очередного безумия, а в предсмертном бреду ему повсюду мерещатся живые глаза загадочного старика.

Ростовщик

Теперь вы знаете, о чем идет речь в первой части своей повести. О судьбе безумного художника повествует ее краткое содержание. «Портрет» (Гоголь Н. В. умеет захватить читателя) имеет и вторую часть. В ней описывается история создания загадочного изображения.

Портрет старика продают с аукциона. Покупатели долго спорят о цене, и в финале остается только два богатых претендента. Неожиданно скромно одетый человек лет тридцати пяти прерывает торги и начинает рассказывать об истории этого портрета. Много лет назад в Коломне (предместье Петербурга) жил странный ростовщик. Он обладал выдающейся внешностью: высоким ростом, бронзовым цветом кожи и резкими чертами лица. Кроме того, он был необыкновенно богат и давал деньги взаймы самым известным жителям столицы. Однако его золото никому не приносило счастья. Молодой человек, стремившийся посвятить себя служению обществу, после совместных дел с ростовщиком превратился в бесчеловечного чиновника. Страстно влюбленный юноша, взяв заем у странного старика, стал безумным ревнивцем и чуть не убил свою супругу. Жители Коломны боялись ростовщика и никогда не брали у него в долг…

Великий художник

Был страстным поклонником изобразительного искусства Н. В. Гоголь. «Портрет» – это плод размышлений писателя о роли творчества в жизни каждого человека. Далее в произведении речь идет о простом и честном живописце, который сумел своим упорным трудом и выдающимся талантом добиться признания окружающих. Однажды ростовщик обратился к нему с просьбой написать его портрет. Художник с радостью откликнулся на это предложение, но во время работы над полотном почувствовал сильное отвращение к происходящему. Он попытался остановиться, тогда старик упал перед ним на колени и раскрыл свою тайну: он готовится к смерти и хочет, чтобы его сущность воплотилась в портрете. Художник в ужасе покидает дом ростовщика, а на следующий день узнает, что тот умер. Изображение старика с тех пор хранилось в доме живописца.

Дьявольское наущение

Удивительные события описываются в произведении. О порочном влиянии мистического изображения на окружающих повествует его краткое содержание. «Портрет» (Гоголь создал эту повесть в двух редакциях) рассказывает о том, что все, кто хранил у себя это плотно, подвергались дьявольским искушениям. Честный художник внезапно начал завидовать своему ученику и попытался обойти его в конкурсе на оформление новой церкви. Только долгим монашеским служением он сумел потом искупить свою вину перед Богом и создать действительно великое произведение – картину «Рождество Иисуса». Остальные обладатели портрета также испытали на себе силу его негативного воздействия. В финале повести раскаявшийся художник завещал своему сыну найти изображение ростовщика и уничтожить его. Потомком великого живописца и был рассказчик этой захватывающей истории. Увлеченные его повествованием слушатели не заметили, как со стены исчез предмет отчаянного торга. На этом заканчивается история, написанная Н. В. Гоголем. Портрет загадочным образом исчез, возможно, был украден.

Герои повести

Так кого же можно назвать главным героем повести, которую написал Гоголь («Портрет»)? Сюжет произведения позволяет назначить на эту роль художника Черткова. Ведь в центре повествования находится история его отступничества и морального крушения. Но относительно роли, которую играют персонажи в построении произведения как единого целого, его главным героем является ростовщик. Именно о стремлении дьявольской силы с помощью золота подчинить себе искусство размышляет в своей повести Гоголь. «Портрет», смысл которого заключен автором в яркую и выразительную форму, повествует и о тайной власти денег над человеческой душой, и о высоком творчестве, способном сделаться орудием зла в порочных руках.

И, конечно, нельзя забывать о роли города Петербурга в произведении. Только здесь, по Гоголю, оживают старинные полотна, плетут свои сети демонические ростовщики и внезапно пропадают опасные портреты. Искушающий и величественный, бедный и богатый, прекрасный и обманчивый город Петербург можно также считать полноправным героем повести.

www.syl.ru

Сравнительная характеристика трех образов художников в произведении «Портрет»

Готовые Домашние Задания

«Портрет» – повесть о судьбе художника и борьбе добра и зла в душе человека. В этом произведении мы встречаемся с тремя живописцами: это молодой Чартков, иконописец и его сын.

О Чарткове рассказано в первой части. Он предстает перед нами довольно талантливым, но бедным и ропочущим на свою судьбу. Молодой художник обижается на то, что модные живописцы рисуют несколько «картинок» и получают большие деньги, а он вынужден жить в бедности и безызвестности. И вдруг он попадает в небывалую ситуацию: он получает все, о чем мечтает через таинственный портрет. Он не сразу поддается искушению, а сначала решает купить манекенов и гравюр и серьезно заняться искусством. Но в нем заговорили 22 года и юность. Внутренний голос и желания художника противостоят его рассудку. Он бросается покупать ненужные вещи, тратит деньги на недоступные ранее удовольствия. Почему же деньги оказались сильнее таланта художника? Вот слова учителя Чарткова: «У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Тебя что-нибудь одно заманит, оно что-нибудь полюбится — ты им занят… Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец… Рисунок у тебя не строг, линия не видна; ты уж гоняешься за модным освещением… Берегись, тебя уж начинает свет тянуть… Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки, портретики за деньги. Да ведь на этом губится талант…». Слово «модный» встречается в его речи три раза и звучит как упрек. То есть у Чарткова есть талант и желание учиться, но другая часть его души жаждет мгновенного успеха и славы. И именно эта часть пересиливает первую. Поводом для этого стали дьявольские деньги, которые толкали Чарткова к славе, но за которые ему пришлось заплатить своим талантом. В итоге человек морально падает. В начале повести о Чарткове Гоголь сказал как о «молодом художнике с талантом», а в конце первой части этот художник покупал лучшие картины и, принеся их домой, с бешенством тигра кидался на них, рвал, разрывал, изрезал на кусочки и топтал их ногами.

Художник, отец рассказчика второй части совершил грех, написав портрет ростовщика. Он уходит в монастырь и становится отшельником. Здесь человек проходит путь не от таланта к гибели, а от совершения греха до восхождения к добру. Проведя долгие годы в молитвах и постах, он наконец берется за кисть и пишет рождество Иисуса. Недаром настоятель, пораженный «необыкновенной святостью фигур» в картине рождества Иисуса, говорит художнику: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью и благословенье небес почило на труде твоем». Иконописец дает наставление двадцатилетнему сыну, тоже художнику, который собирается в путешествие в Италию. Этот художник Б. такой же молодой как и Чартков, но как мы видим из описания его на аукционе, это был немодно одетый молодой человек, которому чужды все светские потрясения и которого не волновала мода. Он, получив от отца просьбу найти и уничтожить портрет, приходит на аукцион.

В повести судьбы трех художников объединяет портрет ростовщика, который в конце таинственным образом исчезает с аукциона.

Сочинения по теме:

  • Две жизни, два творца, два художника — две сюжетные линии в повести Н. В. Гоголя «Портрет» сочинение
  • Каким является изображение гоголевской абсурдности, бездуховности и враждебности к искусству, в петербургских повестях «Невский проспект» и «Портрет» сочинение

1soch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *