Ольга годы правление – Исторический портрет великой русской княгини Ольги: биография, правление и политика.

Княгиня Ольга — биография

Древние летописи дают противоречивую информацию о месте и дате рождения Ольги, из княжеской ли семьи происходит или она незнатного рода, и споры об этом идут до сих пор. Кто-то называет ее дочерью князя Олега Вещего, другие источники считают, что ее род идет из Болгарии от князя Бориса. Знаменитый Нестор в «Повести временных лет» родиной Ольги указывает деревню под Псковом, и что она из простого народа.

Также и в биографии княгини Ольги сохранились только краткие сведения.

По одной из легенд князь Игорь Рюрикович познакомился с Ольгой в лесу, когда тот развлекался охотой. Решив переправиться через реку, он попросил проходящую мимо на лодке Ольгу перевезти его, приняв ее за юношу. Девушка оказалась очень красивой, умной и чистой помыслами. Позднее князь Игорь женился на Ольге.

Киевская княгиня Ольга проявила себя очень мудрой правительницей на Руси. Во время боевых походов князя Игоря она занималась политическими вопросами, принимала послов, управлялась с жалобщиками, наместниками, дружинниками. Князь Игорь и княгиня Ольга были не только счастливой супружеской парой, но и вместе управляли страной, разделив управленческие обязанности.

Игорь предводительствовал на войне и решал межплеменные вопросы, а Ольга занималась внутренней жизнью страны.

В 945 г. князь Игорь был убит древлянами за повторный сбор дани. Княгиня Ольга жестоко отомстила мятежникам, проявив хитрость и сильную волю.

Чтобы уладить дело с Ольгой, древляне отправили к ней 20 мужей с предложением выйти замуж за их князя Мала. По Ольгиному приказу их встретили и с честью понесли прямо в лодках, а на месте прибытия бросили в заранее приготовленную яму и закопали живьем.

Затем княгиня Ольга отправила своих послов в древлянскую землю с требованием прислать за ней лучших мужей, чтобы прийти к ним с великой честью. Новым послам была затоплена баня, куда их заперли, а потом сожгли.

И вновь Ольга отправила послов и потребовала приготовить мед, чтобы справить тризну на могиле мужа. Княгиня прибыла с небольшой дружиной. Во время тризны древляне опьянели, и Ольгина дружина перерубила их мечами.

Но на этом месть княгини Ольги древлянам не закончилась. Она собрала войско и на следующий год пошла на древлянскую землю. Древляне были разбиты, но их главный город Коростень не был взят.

Тогда Ольга потребовала с них дань в размере трех голубей и трех воробьев с каждого двора. Осажденные жители города обрадовались столь малой платой и исполнили ее желание. Ольга приказала воинам привязать к ногам птиц куски трута (трут – легковоспламеняющийся материал, такой как трава, опилки, кора, бумага) и выпустить их на волю. Птицы полетели к своим гнездам, и вскоре Коростень охватил пожар. Бежавшие из города люди были убиты или обращены в рабство, а на остальных наложена тяжелая дань.

Усмирив древлян, великая княгиня Ольга активно занялась налоговой реформой. Она отменила полюдья, поделила земли на «погосты» (области) и для каждого погоста установила «уроки» (фиксированный размер подати). Смысл реформ княгини Ольги заключался в создании упорядоченной системы сбора дани, ослаблении племенной власти и укреплении авторитета Киевского князя.

Сын княгини Ольги Святослав был еще мал после смерти князя Игоря, поэтому власть сосредоточилась в руках Ольги. Да и потом правление Ольги на Руси продолжалось, т.к. Святослав очень часто уходил в военные походы.

При княгине Ольге в Киеве стали строиться первые каменные сооружения, появились новые города, окруженные прочными каменными стенами.

Внешняя политика княгини Ольги осуществлялась не военными методами, а при помощи дипломатии. Она укрепила международные связи с Германией и Византией.

Отношения с Грецией открыли Ольге, насколько христианская вера выше языческой. В 957 г. она предприняла поездку в Царьград, чтобы принять крещение от самого императора Константина VII (хотя в некоторых источниках говорится о его соправителе Романе II) и патриарха Феофилакта. При крещении киевская княгиня получила имя Елена.

Византийский император, очарованный красотой и умом русской княгини, решил взять ее в жены. Ольга же, верная своей памяти о муже, сумела отклонить предложение, не обидев императора.

Попытки Ольги обратить своего сына Святослава в православие не увенчались успехом, видимо потому, что Святослав боялся потерять авторитет и уважение своей дружины, хотя он и не препятствовал обращению в христианство других.

Крещение княгини Ольги не привело к установлению христианства на Руси, но она оказала большое влияние на внука Владимира, который продолжил ее дело.

Княгиня Ольга умерла в 969 году в Киеве. И лишь в 1547 г. она была признана святой.

historykratko.com

Княгиня Ольга краткая биография самое главное

Приблизительной датой рождения Ольги считается 894 год. Различные летописи не дают однозначного ответа о ее происхождении. Одни источники говорят о том, что Ольга (Хельга) происходит из семьи скандинавских князей, другие о том, что Ольга – это дочь Вещего Олега. Летописец Нестор, написавший «Повесть временных лет» считает, что Ольга родилась в простой деревенской семье под Псковом.

По некоторым источникам, князь Игорь, будущий супруг Ольги, познакомился с ней во время похода, она помогала ему переплывать реку. Игорь увидел всю красоту и мудрость будущей княгини и привез ее в Киев. Позже Игорь взял в жены девушку. Летописи отмечают, что на момент замужества Ольге только-только исполнилось 12 лет.

Ольга проявила себя не только как заботливая жена, но и как прекрасный правитель. В отсутствие Игоря, пока тот был в походах, Ольга решала политические вопросы государства Киевского.

В 945 году Игорь был убит, а княгиня Ольга стала регентом для их малолетнего сына Святослава.  Чтобы урегулировать конфликт и захватить Киевскую Русь древляне послали к Ольге 20 мужей, с предложением выйти замуж за князя Мала. По летописи все они были живьем погребены.

Позже Ольга сама обратилась к древлянам с просьбой послать к ней 20 мужей, чтобы ее встретили с честью на древлянской земле. Однако прибывших мужей закрыли в бане и сожгли. Это была вторая месть Ольги древлянам за смерть супруга.

Военный поход княгини на древлян не увенчался успехом. Несмотря на то, что многие города были захвачены, город Коростень осадить не удалось. Однако потребовав дань с каждого двора по тройке голубей и воробьев, привязала к их лапам трут и  город охватил пожар.

После мести Ольга занялась внутренней политикой государства. При ней была преобразована налоговая реформа, заключающаяся в том, что теперь «погосты» (области) должны были платить «уроки» (фиксированную дань).

Внешняя политика Ольги также показывала ее мудрость. Дела с другими государствами велись не посредствам военных походов, а при помощи дипломатии. Были заключены дружеские отношения с Византией и Германией.

Отношения с другими государствами, в частности с Византией показали Ольге, что есть другая истинная религия, в отличие от язычества – христианство. В 957 году Ольга приняла христианство и получила имя Елена.  Очарованный красотой Ольги император Византии хотел взять ее в жены, но княгине Киевской удалось отказать, не задев чувства императора.

Ольга пыталась обратить своего сына в православие, но ее попытки были напрасны, Святослав оставался язычником. По мнению историков, Святослав опасался негодования своей дружины и именно поэтому отказывался принимать христианство.

Несмотря на это, крещение Ольги произвело неизгладимое впечатление на ее внука Владимира, который в 988 году не только сам окрестился, но и крестил всю Киевскую Русь.

Однако Ольга не дожила до этого события, она скончалась, в 969 году. И только в середине XVI века княгиня Ольга Киевская была признана святой.

3, 4, 6 класс для детей и школьников с интерешными фактами

Интересные факты и даты из жизни

uchim-klass.ru

Княгиня Ольга — это… Что такое Княгиня Ольга?

Княги́ня О́льга, в крещении Еле́на († 11 июля 969) — великая княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 примерно до 960 года. Святая Русской православной церкви, первая из русских правителей приняла христианство ещё до Крещения Руси.

Спустя примерно 140 лет после её смерти древнерусский летописец так выразил отношение русских людей к первому правителю Киевской Руси, принявшему крещение:[1]

Была она предвозвестницей христианской земле, как денница перед солнцем, как заря перед рассветом. Она ведь сияла, как луна в ночи; так и она светилась среди язычников, как жемчуг в грязи.

Биография

Происхождение

Согласно самой ранней древнерусской летописи, «Повести Временных Лет», Ольга была родом из Пскова. Житие святой великой княгини Ольги уточняет, что родилась она в деревне Выбуты Псковской земли, в 12 км от Пскова выше по реке Великой[2]. Имена родителей Ольги не сохранились, по Житию они были не знатного рода, «от языка варяжска». Варяжское происхождение подтверждается её именем, имеющим соответствие в древнескандинавском как Helga[3]. Присутствие скандинавов в тех местах отмечено рядом археологических находок, датируемых 1-й половиной X века.[4]

Типографская летопись (конец XV века) и более поздний Пискаревский летописец передают слух, будто Ольга была дочерью Вещего Олега, который стал править Киевской Русью как опекун малолетнего Игоря, сына Рюрика: «Нецыи же глаголют, яко Ольгова дщери бе Ольга»[5]. Олег же поженил Игоря и Ольгу.

Так называемая Иоакимовская летопись, достоверность которой ставится историками под сомнение, сообщает о знатном славянском происхождении Ольги:

«Когда Игорь возмужал, оженил его Олег, выдал за него жену от Изборска, рода Гостомыслова, которая Прекраса звалась, а Олег переименовал её и нарек в своё имя Ольга. Были у Игоря потом другие жены, но Ольгу из-за мудрости её более других чтил».

Болгарские историки выдвигали также версию о болгарских корнях княгини Ольги, опираясь в основном на сообщение Нового Владимирского Летописца[6] («Игоря же ожени [Олег] въ Болгарехъ, поятъ же за него княжну Ольгу»[7].) и переводя летописное название Плесков не как Псков, но как Плиска — болгарская столица того времени. Названия обоих городов действительно совпадают в древнеславянской транскрипции некоторых текстов, что и послужило основанием для автора Нового Владимирского Летописца перевести сообщение «Повести временных лет» об Ольге из Пскова как об Ольге из болгар, так как написание Плесков для обозначения Пскова давно вышло из употребления.

Брак и начало правления

По «Повести временных лет» Вещий Олег женил Игоря Рюриковича, начавшего самостоятельно править с 912 года, на Ольге в 903 году. Дата эта подвергается сомнению, так как, согласно Ипатьевскому списку той же «Повести», их сын Святослав родился только в 942 году.

Возможно, чтобы разрешить это противоречие, поздние Устюжская летопись[8] и Новгородская летопись[9] по списку П. П. Дубровского сообщают о 10-летнем возрасте Ольги на момент свадьбы. Данное сообщение противоречит легенде, изложенной в Степенной книге (2-я половина XVI века), о случайной встрече с Игорем на переправе под Псковом. Князь охотился в тамошних местах. Переправляясь через реку на лодке, он заметил, что перевозчиком была юная девушка, переодетая в мужскую одежду. Игорь тотчас же «разгореся желанием» и стал приставать к ней, однако получил в ответ достойную отповедь: «Зачем смущаешь меня, княже, нескромными словами? Пусть я молода и незнатна, и одна здесь, но знай: лучше для меня броситься в реку, чем стерпеть поругание». О случайном знакомстве Игорь вспомнил, когда пришло время искать себе невесту, и послал Олега за полюбившейся девушкой, не желая никакой другой жены.

Новгородская Первая летопись младшего извода, которая содержит в наиболее неизменном виде сведения из Начального свода[10]XI века, оставляет сообщение о женитьбе Игоря на Ольге недатированным, то есть самые ранние древнерусские летописцы не имели сведений о дате свадьбы. Вполне вероятно, что 903 год в тексте ПВЛ возник в более позднее время, когда монах Нестор пытался привести начальную древнерусскую историю в хронологический порядок. После свадьбы имя Ольги упоминается в очередной раз только через 40 лет, в русско-византийском договоре 944 года.

Согласно летописи, в 945 году князь Игорь погибает от рук древлян после неоднократного взимания с них дани. Наследнику престола Святославу тогда было только 3 года, поэтому фактическим правителем Киевской Руси в 945 году стала Ольга. Дружина Игоря подчинилась ей, признав Ольгу представителем законного наследника престола. Решительный образ действий княгини в отношении древлян также мог склонить дружинников в её пользу.

Месть древлянам

Древляне после убийства Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:

  • 1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.
Ольга посмотрела на них из терема и спросила: «Довольны ли честью?» А они закричали: «Ох! Хуже нам Игоревой смерти».
  • 2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
  • 3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.
  • 4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском в поход на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. В ПВЛ летописец сделал врезку в текст Начального свода об осаде древлянской столицы Искоростеня. По ПВЛ после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к которым велела привязать зажигательные средства. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились. Схожая легенда о сожжении города с помощью птиц излагается также Саксоном Грамматиком (XII век) в его компиляции устных датских преданий о подвигах викингов и скальдом Снорри Стурлусоном[11].

После расправы с древлянами Ольга стала править Киевской Русью до совершеннолетия Святослава, но и после этого она оставалась фактическим правителем, так как её сын большую часть времени отсутствовал в военных походах.

Правление Ольги

Архонтисса Ольга. Рисунок из старой книги.

Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась в новгородские и псковские земли, устанавливая там оброки и дани, после чего вернулась к сыну Святославу в Киев. Ольга установила систему «погостов» — центров торговли и обмена, в которых более упорядоченно происходил сбор податей; затем по погостам стали строить храмы. Княгиня Ольга положила начало каменному градостроительству на Руси (первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги), со вниманием относилась к благоустройству подвластных Киеву земель — новгородских, псковских, расположенных вдоль реки Десна и др.

В 945 г. Ольга осуществила серьёзные преобразования в управлении княжеством — установила точный размер взимаемой в пользу Киева дани («полюдья») — «уроков» (или «оброков») и периодичность их сбора («уставы»). Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор («тиун»).

На реке Пскове, где она родилась, благоверная Ольга, по преданию, основала город Псков. На месте видения трех светоносных лучей с неба, которого в тех краях сподобилась великая княгиня, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.

Константин Багрянородный в сочинении «Об управлении империей» (гл. 9), написанном в 949 году, упоминает, что «приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии». Из этого короткого сообщения следует, что к 949 году власть в Киеве держал Игорь, либо, что выглядит маловероятным, Ольга оставила сына представлять власть в северной части своей державы. Также возможно, что Константин имел сведения из ненадёжных или устаревших источников.

Следующим деянием Ольги, отмеченным в ПВЛ, является её крещение в 955 году в византийском Константинополе. По возвращении в Киев Ольга, принявшая в крещении имя Елена, пробовала приобщить Святослава к христианству, однако «он и не думал прислушаться к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем»[12]. Более того, Святослав гневался на мать за её уговоры, опасаясь потерять уважение дружины.

В 957 году Ольга с большим посольством нанесла официальный визит в Константинополь, известный по описанию придворных церемоний императором Константином Багрянородным в сочинении «Церемонии». Император именует Ольгу правителем (архонтиссой) Руси, имя Святослава (в перечислении свиты указаны «люди Святослава») упоминается без титула. Видимо, визит в Византию не принёс желаемых результатов, так как ПВЛ сообщает о холодном отношении Ольги к византийским послам в Киеве вскоре после визита. С другой стороны, Продолжатель Феофана в рассказе об отвоевании Крита у арабов при императоре Романе II (959—963 гг.) упомянул в составе византийского войска русов.

Точно неизвестно, когда именно Святослав начал самостоятельно править. ПВЛ сообщает о его первом военном походе в 964 году.

Западноевропейская хроника Продолжателя Регинона сообщает под 959 годом:

«Пришли к королю [ Оттону I ], — как потом оказалось, лживым образом — послы Елены королевы Ругов [Helenas reginae Rugorum], которая при константинопольском императоре Романе крещена в Константинополе, и просили посвятить для своего народа епископа и священников».

Таким образом, в 959 году Ольга (в крещении Елена) официально рассматривалась как правитель Киевской Руси.

Убеждённому язычнику Святославу исполнилось 18 лет в 960 году, и миссия, посланная Оттоном I в Киев, потерпела неудачу, как о том сообщает Продолжатель Регинона:

«962 год. В сем году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы Ругам, ибо не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся».

Дата начала самостоятельного правления Святослава достаточно условна, русские летописи считают его преемником на русском престоле сразу же после смерти Игоря.

Святослав находился всё время в военных походах на соседей Киевской Руси, передоверяя матери внутреннее управление государством. Когда в 968 году печенеги впервые совершили набег на Русскую землю, Ольга с детьми Святослава заперлась в Киеве. Вернувшийся из Болгарии Святослав снял осаду, но не пожелал оставаться надолго в Киеве. Когда он в следующем году собрался уйти обратно в Переяславец, Ольга удержала его:

«Видишь — я больна; куда хочешь уйти от меня?» — ибо она уже разболелась. И сказала: «Когда похоронишь меня, — отправляйся куда захочешь». Через три дня Ольга умерла, и плакали по ней плачем великим сын её, и внуки её, и все люди, и понесли, и похоронили её на выбранном месте, Ольга же завещала не совершать по ней тризны, так как имела при себе священника — тот и похоронил блаженную Ольгу»[1].

Монах Иаков в сочинении XI века «Память и похвала князю рускому Володимеру» сообщает точную дату смерти княгини Ольги: 11 июля 969 года.

Крещение Ольги и церковное почитание

Святая княгиня Ольга. Эскиз росписи собора Св. Владимира в Киеве. М. В. Нестеров, 1892.

Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем крещение, и, таким образом, предопределила принятие православия всем древнерусским народом.

Дата и обстоятельства крещения остаются неясными. Согласно ПВЛ это произошло в 955 году в Константинополе, Ольгу лично крестили император Константин с патриархом (Феофилакт до 956 г.): «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице — матери Константина Великого». ПВЛ и Житие украшают обстоятельства крещения историей о том, как мудрая Ольга перехитрила византийского царя. Тот, подивившись её разуму и красоте, захотел взять Ольгу замуж, но княгиня отвергла притязания, заметив, что не подобает христианам за язычников свататься. Тогда-то и крестили её царь с патриархом. Когда царь снова стал домогаться княгини, та указала на то, что она теперь приходится крёстной дочерью царю. Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.

Из византийских источников известно только об одном визите Ольги в Константинополь. Константин Багрянородный описал его подробно в сочинении «Церемонии», не указав года события. Зато он указал даты официальных приёмов: среда 9 сентября (по случаю прибытия Ольги) и воскресенье 18 октября. Такое сочетание соответствует 957 и 946 годам. Обращает на себя внимание длительное пребывание Ольги в Константинополе. При описании приёма называются василевс (сам Константин) и Роман — багрянородный василевс. Известно, что Роман, сын Константина, стал формальным соправителем отца в 945 году. По версии историка Г. Г. Литаврина визит, описанный Константином, состоялся на самом деле в 946 году, а крещение состоялось во время 2-го визита в Константинополь в 954 или 955 годах[13]. Упоминание на приёме детей Романа свидетельствует в пользу 957 года, который считается общепринятой датой визита Ольги и её крещения.

Однако Константин нигде не упомянул о крещении Ольги (как и о целях её визита), и более того, в свите княгини был назван некий священник Григорий[14], на основании чего некоторые историки предполагают, что Ольга посетила Константинополь уже крещённой. В таком случае возникает вопрос, почему Константин именует княгиню её языческим именем, а не Еленой, как это делал Продолжатель Регинона. Другой, более поздний византийский источник (XI века) сообщает о крещении именно в Константинополе в 950-х годах:

«И жена некогда отправившегося в плаванье против ромеев русского архонта, по имени Эльга, когда умер её муж, прибыла в Константинополь. Крещеная и открыто сделавшая выбор в пользу истинной веры, она, удостоившись великой чести по этому выбору, вернулась домой»[15].

О крещении в Константинополе говорит и процитированный выше Продолжатель Регинона, причём упоминание имени императора Романа свидетельствует в пользу крещения именно в 957 году. Свидетельство Продолжателя Регинона может считаться достоверным, поскольку под этим именем, как полагают историки, писал епископ Адальберт, возглавивший неудачную миссию в Киев в 961 году и имевший сведения из первых рук.

Согласно большинству источников княгиня Ольга приняла крещение в Константинополе осенью 957 года, и крестили её, вероятно, Роман II (сын и соправитель императора Константина), и патриарх Полиевкт. Решение о принятии веры Ольга приняла заранее, хотя летописная легенда представляет это как спонтанное решение. Ничего не известно о тех людях, кто распространял христианство на Руси. Скорее всего, это были болгарские славяне (Болгария приняла крещение в 865 году), так как в ранних древнерусских летописных текстах прослеживается влияние болгарской лексики. О проникновении христианства в Киевскую Русь свидетельствует упоминание соборной церкви Св. Ильи в Киеве в русско-византийском договоре 944 года.

В 969 году Ольга была похоронена в земле по христианскому обряду. В 1007 году её внук князь Владимир Креститель перенес мощи святых, включая Ольгу, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. По Житию и монаху Иакову тело блаженной княгини сохранилось от тлена. Её «светящееся яко солнце» тело можно было наблюдать через окошко в каменном гробу, которое приоткрывалось для любого истинно верующего христианина, и многие находили там исцеление. Все же прочие видели только гроб.

Скорее всего, в княжение Владимира княгиня Ольга начала почитаться как святая. Об этом свидетельствует перенесение её мощей в церковь и описание чудес, данное монахом Иаковом в XI веке. С того времени день памяти святой Ольги (Елены) стал отмечаться 11 июля, по крайней мере, в самой Десятинной церкви. Однако официальная канонизация (общецерковное прославление) произошла, видимо, позднее — до середины XIII века[16]. Её имя рано становится крестильным, в частности, у чехов.

В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились ещё только 5 святых женщин в христианской истории (Мария Магдалина, первомученица Фекла, мученица Апфия, царица Елена и просветительница Грузии Нина).

Память равноапостольной Ольги празднуется Православными Церквами русской традиции 11 июля по юлианскому календарю; католическими и др. западными церквами — 11 июля.

Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.

Историография по Ольге

Основные сведения по жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степенной книги, агиографической работе монаха Иакова «Память и похвала князю рускому Володимеру» и сочинении Константина Багрянородного «O церемониях византийского двора». Другие источники сообщают дополнительные сведения об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена.

Иоакимовская летопись сообщает о казни Святославом за христианские убеждения своего единственного брата Глеба во время русско-византийской войны 968—971 годов. Глеб мог быть сыном Игоря как от Ольги, так и от другой жены, поскольку та же летопись сообщает о наличии у Игоря других жён. Православная вера Глеба свидетельствует в пользу того, что он был младшим сыном Ольги.

Средневековый чешский историк Томаш Пешина в сочинении на латинском «Mars Moravicus» (1677) рассказал о неком русском князе Олеге, ставшим в 940 году последним королём Моравии и изгнанным оттуда венграми в 949 году. Согласно Томашу Пешине, этот Олег Моравский был братом Ольги.

О существовании кровного родственника Ольги, назвав его анепсием, упомянул Константин Багрянородный в перечислении её свиты во время визита в 957 году в Константинополь. Анепсий означал, чаще всего, племянника, но также и двоюродного брата.

Память о Святой Ольге

  • Житие называет Ольгу основательницей города Пскова. В Пскове есть Ольгинская набережная, Ольгинский мост, Ольгинская часовня.
  • Ордена:
  • В Киеве, Пскове и городе Коростень поставлены памятники княгине Ольге.

Литература

Княгиня Ольга на современной украинской монете

  • Антонов Александр. Роман «Княгиня Ольга».
  • Борис Васильев «Ольга, королева русов»
  • Виктор Грецков. «Княгиня Ольга — болгарская принцесса».
  • Михаил Казовский «Дочка императрицы».
  • Кайдаш-Лакшина С. Н. «Княгиня Ольга».

Кинематограф

  • «Легенда о княгине Ольге», СССР, 1983.
  • «Сага древних булгар. Сказание Ольги Святой», Россия, 2005.

Первоисточники

Примечания

  1. 1 2 «Повесть временных лет», год 969.
  2. На месте деревни Выбуты осталось селище (культурный слой) и многочисленные местные топонимы, связанные с именем Ольги. Один из них, Ольгина Гора в районе Выбут, упоминается в 1394 году в связи с конфликтом псковичей и новгородцев.
  3. Византийский император Константин Багрянородный, лично принимавший княгиню Ольгу, именует её Элга.
  4. Погребальные камеры выбутских сопок, напоминающие гробницы Бирки. Обнаружены скандинавские ланцетовидные копья и фибулы. А. А. Александров. Ольгинская топонимика, выбутские сопки и руссы в Псковской земле // Памятники средневековой культуры. Открытия и версии. СПб., 1994. С. 22-31.: [1]
    Статья «О княгине Ольге и основании Пскова».: датировка псковских фибул.
  5. Пискаревский летописец, Полное собрание русских летописей, т. 34, М., 1978, стр. 31
  6. Рукописный сборник «Новый Владимирский Летописец» относят к XV веку. Обнаружен архимандритом Леонидом, настоятелем Троице-Сергиевой лавры, в 1887. Является одним из поздних списков «Повести временных лет» с изменениями, внесёнными переписчиком.
  7. [2]
  8. Современные историки считают сведения Устюжской летописи, отличные от ПВЛ, следами литературного творчества XV—XVI вв. См. [3].
  9. Новгородский летописный свод XVI века. Принадлежала П. П. Дубровскому (1754—1816): [4]
  10. Начальный свод сохранился в виде фрагментов в более поздних летописях. На его основе составлялась, в том числе, «Повесть временных лет».
  11. Снорри Стурлусон, «Круг Земной», Сага о Харальде Суровом
  12. ПВЛ, год 955.
  13. Литаврин Г. Г., К вопросу об обстоятельствах, месте и времени крещения княгини Ольги
  14. Историки считают Григория выходцем из Болгарии. Как правило, в свите людей, принявших решение о крещении, присутствовало духовное лицо, которое способствовало принятию такого решения.
  15. Иоанн Скилица, 240.
  16. Память указана в Прологах XIII—XIV вв. — РГБ. Рум. № 319; РГАДА. Син. тип. № 168 : См. [5].

Ссылки

 

 

Wikimedia Foundation.
2010.

dic.academic.ru

Княгиня Ольга

Княгиня Ольга (~890-969) – Великая Княжна,
вдова убитого древлянами Великого Князя
Игоря Рюриковича, что правила Русью за
малолетством их сына Святослава. Имя
Княгини Ольги находится в истоке русской
истории, и связано с величайшими событиями
основания первой династии, с первым
утверждением на Руси христианства и
ярких черт западной цивилизации. После
смерти простой народ назвал ее хитрой,
церковь – святой, история — мудрой.

Святая равноапостольная великая княгиня
Ольга, во святом крещении Елена,
происходила из рода Гостомысла, по
совету которого призваны были варяги
княжить в Новгороде, родилась в Псковской
земле, в селе Выбуты, в языческой семье
из династии князей Изборских.

В 903 году она стала супругой великого
князя Киевского Игоря. После его убийства
в 945 году восставшими древлянами не
пожелавшая выйти замуж вдова возложила
на себя бремя государственного служения
при трехлетнем сыне Святославе. Великая
княгиня вошла в историю как великая
созидательница государственной жизни
и культуры Киевской Руси.

В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного
паломничества и дипломатической миссии
отправилась в Царьград, где с почетом
была принята императором Константином
VII Багрянородным. Ее поразило величие
христианских храмов и собранных в них
святынь.

Таинство крещения над нею совершил
Патриарх Константинопольский Феофилакт,
а восприемником стал сам император. Имя
русской княгине наречено было в честь
святой царицы Елены, обретшей Крест
Господень. Патриарх благословил
новокрещенную княгиню крестом, вырезанным
из цельного куска Животворящего древа
Господня с надписью: «Обновися Русская
земля Святым Крестом, его же приняла
Ольга, благоверная княгиня».

По возвращении из Византии Ольга
ревностно несла христианское благовестие
язычникам, стала воздвигать первые
христианские храмы: во имя святого
Николая над могилой первого киевского
князя-христианина Аскольда и Святой
Софии в Киеве над могилой князя Дира,
храм Благовещения в Витебске, храм во
имя Святой и Живоначальной Троицы в
Пскове, место для которого, по свидетельству
летописца, было ей указано свыше «Лучем
Трисиятельного Божества» — на берегу
реки Великой она увидела сходящие с
неба «три пресветлых луча».

Преставилась святая княгиня Ольга в
969 году 11 июля (ст. стиль), завещав открыто
совершить погребение ее по-христиански.
Ее нетленные мощи покоились в десятинной
церкви в Киеве.

Брак с князем Игорем и начало правления

Ольги, княгини Киевской

Предание называет родиной Ольги село
Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по
реке Великой. Житие святой Ольги
повествует, что здесь впервые состоялась
встреча ее с будущим супругом. Молодой
князь охотился «в области Псковской»
и, желая перебраться через реку Великую,
увидел «некоего плывущего в лодке» и
подозвал его к берегу. Отплыв от берега
в лодке, князь обнаружил, что его везет
девушка удивительной красоты. Блаженная
же Ольга, уразумев помыслы Игоря,
разжигаемого похотью, пресекла беседу
его, обратившись к нему, точно мудрый
старец, с таким увещанием:«Зачем
смущаешься, князь, замышляя дело
неисполнимое? Слова твои обнаруживают
твое бесстыдное желание надругаться
надо мною, чего да не будет! Я об этом и
слышать не хочу. Прошу тебя, послушайся
меня и подави в себе эти нелепые и
позорные помышления, которых нужно
стыдиться: вспомни и подумай, что ты
князь, а князю для людей должно быть,
как правителю и судье, светлым примером
добрых дел; ты же теперь близок к какому
беззаконию?! Если сам ты, побежденный
нечистою похотью, будешь совершать
злодеяния, то как же ты будешь удерживать
от них других и судить справедливо своих
подданных? Оставь такое бесстыдное
вожделение, которого гнушаются честные
люди; и тебя, хотя ты и князь, последние
могут возненавидеть за это и предать
позорному осмеянию. Да и то знай, что,
хотя я и одна здесь и бессильна по
сравнению с тобой, ты все-таки не одолеешь
меня. Но если бы даже ты мог и одолеть
меня, то глубина этой реки мне тотчас
же будет защитой: лучше мне умереть в
чистоте, похоронив себя в сих водах, чем
быть поруганным моему девству». Она
устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском
достоинстве правителя и судии, который
должен быть «светлым примером добрых
дел» для своих подданных.

Игорь расстался с ней, храня в памяти
ее слова и прекрасный образ. Когда пришло
время выбирать невесту, в Киев собрали
самых красивых девушек княжества. Но
ни одна из них не пришлась ему по сердцу.
И тогда он вспомнил «дивную в девицах»
Ольгу и послал за ней сродника своего
князя Олега. Так Ольга стала женой князя
Игоря, великой русской княгиней.

После женитьбы Игорь отправился в поход
на греков, а вернулся из него уже отцом:
родился сын Святослав. Вскоре Игорь был
убит древлянами. Боясь мести за убийство
Киевского князя, древляне отправили
послов к княгине Ольге, предлагая ей
вступить в брак со своим правителем
Малом.

Месть княгини Ольги древлянам

Древляне после убийства Игоря прислали
к его вдове Ольге сватов звать её замуж
за своего князя Мала. Княгиня последовательно
расправилась со старейшинами древлян,
а затем привела к покорности народ
древлян. Древнерусский летописец
подробно излагает месть Ольги за смерть
мужа:

1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян,
прибыли в ладье, которую киевляне отнесли
и бросили в глубокую яму на дворе терема
Ольги. Сватов-послов закопали живьем
вместе с ладьёй.

И, склонившись к яме, спросила их Ольга:
„Хороша ли вам честь?». Они же ответили:
„Горше нам Игоревой смерти». И повелела
засыпать их живыми; и засыпали их..

2-я месть: Ольга попросила для уважения
прислать к ней новых послов из лучших
мужей, что и было с охотой исполнено
древлянами. Посольство из знатных
древлян сожгли в бане, пока те мылись,
готовясь к встрече с княгиней.

3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной
приехала в земли древлян, чтобы по обычаю
справить тризну на могиле мужа. Опоив
во время тризны древлян, Ольга велела
рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах
перебитых древлян.

4-я месть: В 946 году Ольга вышла с войском
в поход на древлян. По Новгородской
Первой летописи киевская дружина
победила древлян в бою. Ольга прошлась
по Древлянской земле, установила дани
и налоги, после чего вернулась в Киев.
В ПВЛ летописец сделал врезку в текст
Начального свода об осаде древлянской
столицы Искоростеня. По ПВЛ после
безуспешной осады в течение лета Ольга
сожгла город с помощью птиц, к ногам
которых велела привязать зажжённую
паклю с серой. Часть защитников Искоростеня
были перебиты, остальные покорились.
Схожая легенда о сожжении города с
помощью птиц излагается также Саксоном
Грамматиком (XII век) в его компиляции
устных датских преданий о подвигах
викингов и скальдом Снорри Стурлусоном.

После расправы с древлянами Ольга стала
править Киевской Русью до совершеннолетия
Святослава, но и после этого она оставалась
фактическим правителем, так как её сын
большую часть времени отсутствовал в
военных походах.

Правление княгини Ольги

Покорив древлян, Ольга в 947 году отправилась
в новгородские и псковские земли,
назначая там уроки (своеобразная мера
дани), после чего вернулась к сыну
Святославу в Киев. Ольга установила
систему «погостов» — центров торговли
и обмена, в которых более упорядоченно
происходил сбор податей; затем по
погостам стали строить храмы. Княгиня
Ольга положила начало каменному
градостроительству на Руси (первые
каменные здания Киева — городской дворец
и загородный терем Ольги), со вниманием
относилась к благоустройству подвластных
Киеву земель — новгородских, псковских,
расположенных вдоль реки Десна и др.

В 945 Ольга установила размеры «полюдья»
— податей в пользу Киева, сроки и
периодичность их уплаты — «оброки» и
«уставы». Подвластные Киеву земли
оказались поделены на административные
единицы, в каждой из которых был поставлен
княжеский администратор — «тиун».

На реке Пскове, где она родилась, Ольга,
по преданию, основала город Псков. На
месте видения трех светоносных лучей
с неба, которого в тех краях сподобилась
великая княгиня, был воздвигнут храм
Святой Живоначальной Троицы.

Константин Багрянородный в сочинении
«Об управлении империей» (гл. 9), написанном
в 949 году, упоминает, что «приходящие из
внешней Росии в Константинополь моноксилы
являются одни из Немогарда, в котором
сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта
Росии».

Из этого короткого сообщения следует,
что к 949 году власть в Киеве держал Игорь,
либо, что выглядит маловероятным, Ольга
оставила сына представлять власть в
северной части своей державы. Также
возможно, что Константин имел сведения
из ненадёжных или устаревших источников.

Житие так повествует о трудах Ольги: «И
управляла княгиня Ольга подвластными
ей областями Русской земли не как
женщина, но как сильный и разумный муж,
твердо держа в своих руках власть и
мужественно обороняясь от врагов. И
была она для последних страшна, своими
же людьми любима, как правительница
милостивая и благочестивая, как судия
праведный и никого не обидящий, налагающий
наказание с милосердием, и награждающий
добрых; она внушала всем злым страх,
воздавая каждому соразмерно достоинству
его поступков, но всех делах управления
она обнаруживала дальновидность и
мудрость.

При этом Ольга, милосердная по душе,
была щедродательна нищим, убогим и
малоимущим; до ее сердца скоро доходили
справедливые просьбы, и она быстро их
исполняла … Со всем этим Ольга соединяла
воздержанную и целомудренную жизнь,
она не хотела выходить вторично замуж,
но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая
сыну своему до дней возраста его княжескую
власть. Когда же последний возмужал,
она передала ему все дела правления, а
сама, устранившись от молвы и попечении,
жила вне забот управления, предаваясь
делам благотворения».

Как мудрая правительница, Ольга видела
на примере Византийской империи, что
недостаточно забот лишь о государственной
и хозяйственной жизни. Необходимо было
заняться устроением религиозной,
духовной жизни народа.

Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг
ее (Ольги) в том был, что узнала она
истинного Бога. Не зная закона
христианского, она жила чистой и
целомудренной жизнью, и желала она быть
христианкой по свободной воле, сердечными
очами путь познания Бога обрела и пошла
по нему без колебания». Преподобный
Нестор летописец повествует: «Блаженная
Ольга с малых лет искала мудрости, что
есть самое лучшее в свете этом, и нашла
многоценный жемчуг — Христа».

Молитва первая

О святая равноапостольная великая
княгине Ольго, первоугоднице русская,
теплая о нас пред Богом ходатаице и
молитвеннице. К тебе прибегаем с верою
и молимся с любовию: буди нам во всем ко
благу помощница и споспешница и, якоже
во временней жизни тщалася еси просветити
праотцы наша светом святыя веры и
наставити я творити волю Господню, тако
и ныне, в небесней пребывая светлости,
благоприятными твоими к Богу молитвами,
вспомоществуй нам в просвещении ума и
сердца нашего светом Евангелия Христова,
да преспеваем в вере, благочестии и
любви Христове. В нищете и скорби сущия
утеши, бедствующим подаждь руку помощи,
обидимыя и напаствуемыя заступи,
заблудшия от правыя веры и ересьми
ослепленныя вразуми, и испроси нам у
всещедраго Бога вся благая и полезная
в жизни временней и вечней, да тако
благоугодне зде поживше, сподобимся
наследия благ вечных в безконечнем
Царствии Христа Бога нашего, Емуже со
Отцем и Святым Духом подобает всякая
слава, честь и поклонение всегда, ныне
и присно и во веки веков. Аминь

Молитва вторая

О святая равноапостольная княгине
Ольго, приими убо похвалу от нас,
недостойных раб Божиих (имена), пред
честною твоею иконою молящихся и смиренно
просящих: огради нас твоими молитвами
и заступлением от напастей и бед, и
печалей, и лютых грехов; еще же и от
будущих мук избави ны, честно творящия
святую память твою и славящия прославльшаго
тя Бога, во Святей Троице прославляемаго,
Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно
и во веки веков. Аминь

Молитва вторая

О великая угоднице Божия, богоизбранная
и богопрославленная, равноапостольная
великая княгине Ольго! Ты отринула еси
зловерие и нечестие языческое, уверовала
еси во Единаго Истиннаго Триипостаснаго
Бога и восприяла еси святое крещение и
положила еси начало просвещения земли
Российския светом веры и благочестия.
Ты еси духовная родоначальнице наша,
ты по Христе Спасителе нашем первая
виновница просвещения и спасения рода
нашего. Ты еси теплая молитвенница и
ходатаица о царстве всероссийстем, о
царех его, народоправителех, воинстве
и о всех людех. Сего ради смиренно молим
тя: призри на немощи наша и умоли
премилосердаго Царя Небеснаго, да не
прогневается на ны зело, яко по немощем
нашим по вся дни согрешаем, да не погубит
нас со беззаконьми нашими, но да помилует
и спасет нас по милости Своей, да всадит
в сердца наша спасительный страх Свой,
да просветит Своею благодатию ум наш,
во еже разумети нам пути Господни,
оставити стези нечестия и заблуждений,
тщатися же во стезях спасения и истины,
неуклоннаго исполнения заповедей Божиих
и уставов Святыя Церкве. Моли, блаженная
Ольго, Человеколюбца Бога, да пробавит
нам великую милость Свою: да избавит
нас от нашествия иноплеменных, от
внутренних нестроений, мятежей и
раздоров, от глада, смертоносных болезней
и от всякаго зла; да подаст нам
благорастворение воздуха и плодоносие
земли, да даст пастырем ревность о
спасении пасомых, всем же людем споспешение
о еже усердно службы своя исправляти,
любовь между собою и единомыслие имети,
на благо Отечества и Святыя Церкве верне
подвизатися, да возсияет свет спасительныя
веры в Отечестве нашем, во всех концех
его; да обратятся к вере неверующии, да
упразднятся вся ереси и расколы; да тако
поживше в мире на земли, сподобимся с
тобою вечнаго блаженства на небеси,
хваляще и превозносяще Бога во веки
веков. Аминь

Крещение святой равноапостольной
княгини Ольги

«Блаженная Ольга с малых лет искала
мудрости, что есть самое лучшее в свете
этом,

и нашла многоценный жемчуг — Христа»

Сделав свой выбор, великая княгиня
Ольга, поручив Киев подросшему сыну,
отправляется с большим флотом в
Константинополь. Древнерусские летописцы
назовут это деяние Ольги «хождением»,
оно соединяло в себе и религиозное
паломничество, и дипломатическую миссию,
и демонстрацию военного могущества
Руси. «Ольга захотела сама сходить к
грекам, чтобы своими глазами посмотреть
на службу христианскую и вполне убедиться
в их учении об истинном Боге», — повествует
житии святой Ольги. По свидетельству
летописи, в Константинополе Ольга
принимает решение стать христианкой.
Таинство Крещения совершил над ней
патриарх Константинопольский Феофилакт
(933 — 956), а восприемником был император
Константин Багрянородный (912 — 959),
оставивший в своем сочинении «О церемониях
византийского двора» подробное описание
церемоний во время пребывания Ольги в
Константинополе. На одном из приемов
русской Княгине было поднесено золотое,
украшенное драгоценными камнями блюдо.
Ольга пожертвовала его в ризницу собора
Святой Софии, где его видел и описал в
начале XIII века русский дипломат Добрыня
Ядрейкович, впоследствии архиепископ
Новгородский Антоний: «Блюдо велико
злато служебное Ольги Русской, когда
взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде
же Ольгине камень драгий, на том же камни
написан Христос».

Летописное сказание о предшествовавших
крещению Ольги событиях весьма
своеобразно. Вот Ольга ждет, ждет долго,
месяцами, когда ее примет император. Ее
достоинство великой княгини получает
тяжкое испытание, как и испытывается
ее стремление получить истинную веру,
стать сопричастной вере через Святое
Крещение. Главное испытание – перед
самим крещением. Это знаменитое
«предложение руки и сердца» восхищенного
русской княгиней византийского
императора. И летописная версия, думается,
не точна. По ней, по летописи Ольга
укоряет императора, как, мол, можно
думать о браке до крещения, а вот после
крещения – посмотрим. И просит императора
быть ее восприемником, т.е. крестным
отцом. Когда же после крещения император
возвращается к своему брачному
предложению, Ольга напоминает ему, что
брака между «кумовьями» быть не может.
И восхищенный император восклицает:
«Перехитрила ты меня, Ольга!»

В этом сообщении есть безусловная
историческая основа, но есть и искажение,
возможно, «по разуму» сохранивших
предание. Историческая правда угадывается
в следующем. На троне «всемирной»
Византийской империи был тогда Константин
Порфирогенет (т. е. «Багрянородный»).
Это был человек более чем незаурядного
ума (он автор знаменитой книги «Об
управлении империи», в которой содержится
и известие о начале Российской Церкви).
Константин Порфирогенет был прожженный
политик и политик удачливый. И уж,
конечно, он был достаточно образован,
чтобы помнить о невозможности брака
между крестным отцом и крестной дочерью.
В этом эпизоде видна «натяжка»
летописателя. Но, правда в том, что
«предложение руки и сердца» скорее
всего, было. И было оно, вероятно, вполне
в духе знаменитого византийского
коварства, а не простодушного восхищения
«варварской», в восприятии византийца,
княгиней далекой Руссии. Поставило же
это предложение русскую княгиню в весьма
неприятное положение.

Вот какова должна была быть подлинно
«византийская» по хитрости суть
императорского «предложения руки и
сердца», его подтекст.

«Ты, пришелица, княгиня далекого, но
мощного государства, которое населяют
честолюбивые воители, не раз уже
потрясавшие стены «столицы мира»
Царьграда, где сейчас ты ищешь истинной
Веры. О том, каков воин твой сын, Святослав,
слава гремит по всем странам и нам
известна. И о тебе мы знаем, сколь ты
сильна духом, властная рука твоя держит
в покорности множество племен, населяющих
твою землю. Так зачем же пришла ты,
княгиня из рода завоевателей-честолюбцев?
Действительно ли ты хочешь получить
истинную Веру и только? Вряд ли! И я,
император, и мой двор подозреваем, что,
приобретая крещение и становясь нам
единоверной, ты хочешь приблизиться к
трону византийских императоров.
Посмотрим, как ты обойдешься с моим
предложением! Так ли ты мудра, как об
этом идет слава! Ведь отказать императору
впрямую – это пренебрежение оказанной
«варварке» честью, прямое оскорбление
императорскому трону. А если ты, княгиня,
несмотря на свой солидный возраст,
согласишься стать императрицей Византии,
то тогда ясно, зачем ты к нам пришла.
Ясно, почему ты, несмотря на уязвленную
гордость, месяцами ждала императорского
приема! Ты такая же честолюбивая и
коварная, как и все твои предки варяги.
Но мы не допустим, чтобы вы, варвары,
были на троне благородных ромеев. Ваше
место – место наемных воинов -служить
ромейской империи».

Ответ Ольги прост и мудр. Ольга не только
мудра, но и находчива. Благодаря своему
ответу, она сразу получает искомое –
Крещение в Православную Веру. Ее ответ
– это ответ и политика, и христианки:
«За честь породниться с великим
Македонским (так называлась правящая
тогда династия) императорским домом
благодарю. Давай, император, породнимся.
Но родство наше будет не по плоти, а
духовное. Будь моим восприемником,
крестным отцем!»

«Мне, княгине, и нам, русским христианам,
нужна истинная, спасительная Вера,
которой вы, византийцы, богаты. И только.
А ваш залитый кровью, опозоренный всеми
пороками и преступлениями трон нам не
нужен. Мы будем созидать свою страну на
основании общей с вами Веры, а остальное
ваше (и трон тоже) пусть остается у вас,
как данное Богом на ваше попечение».
Такова суть ответа святой Ольги, который
открыл ей и России путь к Крещению.

Патриарх благословил новокрещенную
русскую княгиню крестом, вырезанным из
цельного куска Животворящего Древа
Господня. На кресте была надпись:
«Обновися Русская земля Святым Крестом,
его же приняла Ольга, благоверная
княгиня».

В Киев Ольга вернулась с иконами,
богослужебными книгами — началось ее
апостольское служение. Она воздвигла
храм во имя святителя Николая над могилой
Аскольда — первого Киевского
князя-христианина и многих киевлян
обратила ко Христу. С проповедью веры
отправилась княгиня на север. В Киевских
и Псковских землях, в отдаленных весях,
на перекрестках дорог воздвигала кресты,
уничтожая языческие идолы.

Святая Ольга положила начало особенного
почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из
века в век передавалось повествование
о видении, бывшем ей около реки Великой,
неподалеку от родного села. Она увидела,
что с востока сходят с неба «три пресветлых
луча». Обращаясь к своим спутникам,
бывшим свидетелями видения, Ольга
сказала пророчески: «Да будет вам ведомо,
что изволением Божиим на этом месте
будет церковь во имя Пресвятой и
Животворящей Троицы и будет здесь
великий и славный град, изобилующий
всем». На этом место Ольга воздвигла
крест и основала храм во имя Святой
Троицы. Он стал главным собором Пскова
— славного града русского, именовавшегося
с тех пор «Домом Святой Троицы».
Таинственными путями духовного преемства
через четыре столетия это почитание
передано было преподобному Сергию
Радонежскому.

11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой
Софии — Премудрости Божией. Этот день
отмечался в Русской Церкви как особый
праздник. Главной святыней храма стал
крест, полученный Ольгой при крещении
в Константинополе. Храм, построенный
Ольгой, сгорел в 1017 году, и на его место
Ярослав Мудрый воздвиг церковь святой
великомученицы Ирины, а святыни Софийского
Ольгина храма перенес в доныне стоящий
каменный храм Святой Софии Киевской,
заложенный в 1017 году и освященный около
1030 года. В Прологе XIII века об Ольгином
кресте сказано: «Иже ныне стоит в Киеве
во Святой Софии в алтаре на правой
стороне». После завоевания Киева
литовцами Ольгин крест был похищен из
Софийского собора и вывезен католиками
в Люблин. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Апостольские труды княгини встречали
тайное и открытое сопротивление
язычников.

Равноапостольной Княгине Ольге

Богомудрая княгиня, православных
берегиня,

Со апостолами вкупе прославляешь ты
Творца.

Пусть, как раньше, так и ныне, по мольбам
твоим, княгине,

Своим светом невечерним просветит нам
Бог сердца.

Многих жен ты, Ольго, краше и к тебе,
княгине нашей,

Мы молитвы обращаем, чтоб в тебе Творца
прославить.

Не отрини нас, княгине, и услышь, как все
мы ныне

Тебя слезно умоляем нас во веки не
оставить!

Оле

Среди мирских кумиров и знамен,

Живой родник – питает имя «Оля»,

Суровость древних княжеских времен,

И звон копыт по утреннему полю…

По вечности, как Родина, как Русь,

Как шум реки, как шелест листопада,

В нем есть весны задумчивая грусть

И легкий шепот утреннего сада.

В нем жизнь, и свет, и слезы, и любовь,

И роскошь разгулявшегося лета,

Из глубины веков идущий зов,

И песня, что пока еще не спета.

В нем буйство ветра, полноводье чувств,

Восход зари задумчивый и строгий,

Надежды свет, потерь щемящий груз,

И чьих-то грез зовущая дорога.

Роман Маневич

Княгиня

Рыдала Ольга на могиле мужа.

В земле древлянской княже погребён,

Где вороньё в померкшем небе кружит,

И подступает лес со всех сторон.

Пронёсся плач сквозь тёмные дубравы,

Через тропу зверей и бурелом…

А мнилась ей речная переправа

И любый сердцу, добрый отчий дом…

Оттуда Ольгу, скромную девицу,

Когда упал на землю первый снег,

Забрали в терем, в Киев — град, столицу:

Так повелел Великий князь Олег.

Простолюдинку Игорю сосватав,

Он в Ольге стать и гордость усмотрел:

«Ей место только в княжеских палатах,

Княгиней быть назначен ей удел!»

Нет Игоря… Убийцы мужа — смерды —

Жизнь загубили, отняли любовь…

Отправив тризну мужу, Ольга смертью

Жестокой покарала: «Кровь за кровь!»

Пылали жалкие лачуги непокорных,

Валялись трупы на земле древлян

Как пища псов, и в наготе позорной

Являли ужас для мирских селян.

Суров закон язычников. А местью

И смертью можно только устрашать.

Но из народа выбрал князь невесту,

И ей — народом этим управлять.

Вокруг — враги. И злобные наветы.

Непослушание и происки князьков…

Прослышала княгиня: в мире где-то

Есть вера не в языческих богов

И поклонение не идолам, а Богу.

Признание Единого Творца!

Отправилась княгиня в путь-дорогу,

Чтоб на Руси оттаяли сердца.

И веру, милосердную, святую,

Одна из первых Ольга приняла.

Благословенье в вотчину родную

Как светлый, добрый разум принесла.

Спокон веков сильна была Россия

Не сказочным убранством городов —

В священной вере Русь питала силы,

Канон которой: К БЛИЖНЕМУ ЛЮБОВЬ.

Валентина Кайль

[Начало страницы]

Последние годы жизни

святой княгини Ольги

Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось
немало людей, которые, по словам летописцев
«возненавидели Премудрость», как и
святую Ольгу, строившую Ей храмы.
Ревнители языческой старины все смелее
поднимали голову, с надеждой взирая на
подрастающего Святослава, решительно
отклонившего уговоры матери принять
христианство. «Повесть временных лет»
так повествует об этом: «Жила Ольга с
сыном своим Святославом, и уговаривала
его мать креститься, но пренебрегал он
этим и уши затыкал; однако если кто хотел
креститься, не возбранял тому, ни
издевался над ним … Ольга часто говорила:
«Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот
и ты, если познаешь, тоже начнешь
радоваться». Он же, не слушая сего,
говорил: «Как я могу захотеть один веру
переменить? Мои дружинники этому смеяться
будут!» Она же говорила ему: «Если ты
крестишься, все так же сделают». Он же,
не слушая матери, жил по языческим
обычаям.

Много скорбей пришлось пережить святой
Ольге в конце жизни. Сын окончательно
переселился в Переяславец на Дунае.
Пребывая в Киеве, она учила своих внуков,
детей Святослава, христианской вере,
но не решалась крестить их, опасаясь
гнева сына. Кроме того, он препятствовал
ее попыткам утверждения христианства
на Руси. Последние годы, среди торжества
язычества, ей, когда-то всеми почитаемой
владычице державы, крестившейся от
Вселенского патриарха в столице
Православия, приходилось тайно держать
при себе священника, чтобы не вызвать
новой вспышки антихристианских
настроений. В 968 г. Киев осадили печенеги.
Святая княгиня с внуками, среди которых
был и князь Владимир, оказались в
смертельной опасности. Когда весть об
осаде достигла Святослава, он поспешил
на помощь, и печенеги были обращены в
бегство. Святая Ольга, будучи уже тяжело
больной, просила сына не уезжать до ее
кончины.

studfiles.net

Княгиня Ольга, биография и правление

В этой статье вы узнаете, кем же была княгиня Ольга в нашей истории, вам будет детально и подробно изложена биография Княгини Ольги, ведь история не должна забываться, а Великие Князья — тем более. Эта рубрика будет полностью посвящена всем правителям России, от Киевских князей, до тандема Путина и Медведева.

Великая княгиня Ольга

Княгиня Ольга — одна из великих женщин Руси. По поводу даты и места рождения древние летописи дают весьма противоречивые сведения. Возможно, что княгиня Ольга — дочь князя Олега, называемого Вещим, а может быть её родословная идёт из Болгарии от князя Бориса или она родилась в деревушке под Псковом, причём имеется опять же два варианта: незнатный род и древняя княжеская семья Изборских.

Первое упоминание об Ольге относиться к 903 году, когда она была отдана замуж за будущего Великого князя Киевского Игоря. Имеет место в истории и легенда о знакомстве Игоря с Ольгой. Князь заблудился на охоте и переправлялся через реку Великую на лодке, которой, с завидной ловкостью, управляла красивая девушка. Девушка была умна и чиста помыслами. Игорь запомнил её чудесный образ и, когда пришло время, взял в жёны.

В 945 году, во время сбора дани, древляне убили князя Игоря за неумеренность. Княгиня Ольга жестоко отомстила убийцами мужа:

  • Древляне решили, что оставшаяся одна, княгиня Ольга согласиться выйти замуж за их князя и заслали сватов. Крайне странная попытка замены мёртвого Игоря на живого князя Мала, к тому же руководившего убийством князя. Ольга предложила послам сесть в свою ладью и велеть принести их поутру к её терему на руках, якобы оказывая им честь. На самом деле это оказалось настоящей похоронной процессией: ночью у терема была вырыта яма, куда сбросили сватов и закопали живьём.
  • Древляне послали вторую делегацию, которая была заживо сожжена в бане.
  • Затем княгиня Ольга с дружиной отправилась на место гибели мужа справить тризну и приказала напасть на древлян. Убито было 5000 человек.
  • В 946 году княгиня Ольга вышла с войсками в поход, взяв с собой 3-х летнего сына Святослава, осадила Искоростень — столицу древлян и затем, опять же хитростью, притворившись, что простила, уничтожила её.

Все эти коварные и жестокие деяния не являлись в те времена, чем-то из ряда вон выходящим, а рассматривались как праведная месть за смерть мужа и князя Руси Киевской.

Княгиня Ольга правила Русью, пока Святослав не достиг совершеннолетия, да и потом оставалась полновластной правительницей, так как сын часто находился в военных походах.  Это была крайне умная и строгая правительница.  Княгиня Ольга много проводила времени в «хождениях» по Руси с целью реформирования существовавшей хозяйственной системы. Она организовала упорядоченную систему сбора податей, установив «уроки», то есть определённое количество дани на каждый «погост» — определённый район.

Ольга вела дела государства не военным методом, а дипломатическим, что особенно привело к рассвету Киевской Руси. Княгиня строила города, окружённые надёжными стенами, внимательно относилась к устройству земельного хозяйства. Первые каменные здания в Киеве были построены при Великой княгине Ольге. Так же княгиня укрепляла международные связи с Византией и Германией.

Очень важным моментом является крещение княгини Ольги в христианскую веру в 957 году. С этого поступка началось принятие на Руси православной веры.

Умерла Великая княгиня в июле 969 года, завещав похоронить себя по христианскому обычаю. В 1547 году была причислена к лику святых.

Правители,
23.01.2012


Комментарии




ahuman.ru

Княгиня Ольга

Княгиня Ольга родилась в нынешней области Псковской, в семье простых людей. Была она супругой князя Игоря. Согласно одним сведениям, замуж Ольга вышла в неполные пятнадцать лет. Со своей будущей супругой Игорь встретился на охоте и был пленен ее красотой и умом. В летописях указывается, что княгиня Ольга была единственной женой князя, несмотря на разрешенное тогда многоженство.

Согласно некоторым сведениям, будущая правительница Руси носила до замужества имя Прекраса. Впоследствии от Олега она приняла имя Ольга.

Как известно, в 945 году от рук древлян Игорь погиб. На престол взошла его жена. В летописях можно найти достаточно подробное описание мести правительницы за смерть мужа.

Вскоре после вокняжения Ольги древляне прислали к ней сватов звать ее замуж за князя Мала. Прибыли послы в ладье. Жители Киева отнесли ее вместе со сватами в огромную яму во дворе терема Ольги и закопали их живьем.

Следующих послов древлян, прибывших по просьбе правительницы, сожгли в бане.

По обычаю, княгиня Ольга приехала в земли древлян справить тризну по мужу. Во время тризны по ее приказу древлян опоили, а потом перерубили на могиле Игоря.

В 946 году Ольга, княгиня Киевская, выступила с войском против древлян. После безуспешной осады на протяжении лета города Искоростеня (древлянской столицы) княгиня Ольга приказала сжечь его при помощи птиц, к которым были привязаны зажигательные смеси.

После победы правительница установила на всей Новгородской и Псковской земле налоги и дани.

После покорения древлян правительница вернулась в Киев. Правила княгиня Ольга до совершеннолетия Святослава (сына ее и Игоря). Однако и после она оставалась у руля  государства, так как сын постоянно был в походах.

Крещение княгини Ольги (в 955 году) отмечено в летописях как «великое деяние». Приняла христианство и получила имя Елена правительница в Константинополе. После возвращения в Киев, Ольга попыталась приобщить к вере и Святослава. Но сын был непреклонен и не поддался на уговоры.

Ольга была первой правительницей Руси, принявшей христианство. По мнению многих исследователей, именно этот факт предопределил принятие православия во всем государстве.

Согласно одним легендам, крещение Ольга приняла лично от Константина. Еленой нарекли ее в честь матери императора – святой царицы Елены. По некоторым данным, Константин сватался к Ольге до крещения. Однако мудрая правительница указала, что христианам к язычникам свататься не следует. После чего Ольгу крестили. Император снова позвал ее замуж. Но Ольга и на этот раз отказала царю, так как брак был невозможен, – она стала ему крестной дочерью.

В других источниках указано, что крестил княгиню Роман Второй (соправитель Константина), а также патриарх Полиевкт.

Так как Святослав практически все время находился в походах, править государством приходилось его матери. В 968 году на Русскую землю свой первый набег совершили печенеги. Ольга с детьми Святослава укрылась в Киеве. Вскоре сын снял осаду. Однако Святослав не предполагал оставаться в Киеве долго. В 969 году он собрался в новый поход, но Ольга остановила его. К тому времени она была серьезно больна. Спустя трое суток Ольга скончалась.

Завещала правительница похоронить себя по христианскому обычаю и не служить тризну.

По мнению историков, в качестве святой княгиню Ольгу начали почитать во время правления Владимира Крестителя. Согласно сведениям, в 1007 году князь перенес мощи всех святых (в том числе и Ольги) в церковь Святой Богородицы, сооруженную им в Киеве.

Приблизительно с того времени стали отмечать день памяти правительницы 11/24 июля. При этом официальная канонизация (прославление общецерковное) случилась, по всей видимости, несколько позднее – в середине 13 столетия. В 1547 году Ольга (Елена) была причислена к лику святых равноапостольных.

fb.ru

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ КНЯГИНИ ОЛЬГИ. Княгиня Ольга

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ КНЯГИНИ ОЛЬГИ

903 — летописная дата брака Игоря и Ольги[249].

944, осень — первое достоверное упоминание Ольги и ее сына Святослава в источниках (в тексте договора Игоря с греками).

945 (?)**[250], поздняя осень зима — гибель Игоря в Древлянской земле.

946** — поход на древлян, взятие Искоростеня.

947** — поездка на север, к Новгороду и Пскову, установление даней по Мете и Луге; установления по Днепру и Десне.

957, лето — осень — путешествие в Константинополь (Царьград)[251].

9 сентября — первый прием Ольги у императора Константина VII Багрянородного.

Между 9 сентября и 18 октября (14 сентября??) — крещение княгини Ольги[252].

18 октября — второй прием Ольги у императора Константина.

959, осень — посольство Ольги к германскому королю Отгону I.

961/62 — прибытие в Киев рукоположенного в епископы «ругов» немца Адальберта и изгнание его вместе со спутниками из Руси. Начало языческой реакции (политический переворот?) в Киеве; вероятное отстранение Ольги от реального управления страной.

964** — летописная дата «возмужания» Святослава; начало его военных походов.

969, весна — осада Киева печенегами. Ольга пребывает в городе со своими внуками Ярополком, Олегом и Владимиром.

11 июля — смерть Ольги.

Ок. 999 — перенесение мощей княгини Ольги ее внуком, князем Владимиром Святославичем, в киевскую Десятинную церковь Пресвятой Богородицы.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о