Ода фелица урок – Урок по классицизму

Урок по классицизму

Урок по классицизму

Урок 12

Новая эра русской поэзии. Творчество Г.Р. Державина.

Цель урока:
биография Державина; Державин в оценке деятелей русской культуры; ода «Фелица».


Словарная работа:
максимализм, категоричность, изящество, будничность.

Заслуги в гробе созревают,

Герои в вечности сияют.

Г. Державин.


Ход урока.


I.
Вступительное слово
учителя.

В 1779 г. читатели журнала «Санкт-Петербургский вестник» прочли стихи
неизвестного поэта, в том числе и такие строчки: Глагол времен! Металла звон!
Твой страшный глас меня смущает, Зовет меня, зовет твой стон, Зовет – и к гробу
приближает.

Едва увидел я сей свет,

Уже зубами смерть скрежещет,

Как молнией, косою блещет

И дни мои, как злак сечет …

Это была ода «На смерть князя Мещерского» Г.Р. Державина.


О чем нас заставляют задуматься эти строчки?

Чем могли удивить, покорить своих современников?

Замечаем, что одописцу полагалось прятать свою личность от читателя, а в этих
строчках яркое проявление «я» поэта (то, что мы и называем лирикой), рискнувшего
рассуждать о скоропостижности жизни и неминуемости смерти (то, что мы назовем
философской лирикой).

Таков поэт, заканчивающий XVIII
и начинающий XIX
век и получивший особую оценку своих именитых потомков.


II.
Реализация домашнего
задания.

Знакомство с высказываниями о Г.Р. Державине (в том числе представленными в
учебнике), подготовленными учеником


Сообщение о судьбе Г.Р. Державина, сделанное учителем или заранее подготовленным
учеником (в учебнике-хрестоматии материал по Г.П. Макогоненко).

Г. Р. Державин, поэт, драматург, переводчик, родился в провинциальной глуши
Казанской губернии, в семье обедневшего дворянина. Учился в Казанской гимназии
(1758—1762) и проявил большие способности, но, поскольку родители забыли
зачислить его с малолетства на воинскую службу, ему пришлось начать свое
служение Отечеству рядовым Преображенского полка. Только двадцати восьми лет он
получил первый офицерский чин, а в следующем году (1773) опубликовал первые
литературные опыты.

Неумение льстить и подлаживаться к начальству, чувство собственного достоинства,
прямота и решительность — все эти качества не давали возможности талантливому
человеку сделать карьеру ни на военной, ни на гражданской службе. Он участвовал
в войне против Пугачева. Его наградили тремястами крепостных душ в Белоруссии и
тут же уволили из
армии.

Современник блистательных побед русских войск под командованием полководцев
Румянцева и Суворова Державин вдохновенно воспел в своих стихотворениях успехи
русского оружия: «На взятие Исмаила», «На
победы в Италии», «Снегирь» и др. Настоящая литературная слава пришла к
Державину в 1782 году, когда была опубликована ода «Фелица» — гимн просвещенному
монарху, Екатерине II.

Дальнейшая судьба Державина полна взлетов, падений, неожиданных поворотов. Ода
«Фелица» особенно понравилась императрице. Державина назначают губернатором
Олонецкой губернии, затем переводят в Тамбов. И на административных постах
(1786—1788) Державин видел себя представителем просвещенной монархии, то есть
блюстителем закона и защитником «всенародной льготы». Но именно это вызывает
недовольство чиновников. В Петербург шлют доносы; он уезжает в Москву, затем в
Петербург, где на некоторое время назначается кабинет-секретарем Екатерины
II.

Политическая позиция Державина достаточно ясна. Участник подавления крестьянской
войны — пугачевщины, он убедился, что народ темен, безграмотен и ненавидит
дворян. Освободи его — он снова поднимет восстание и уничтожит дворянское
сословие. Только монарх с помощью просвещения, исполнения справедливых законов
может предотвратить народный бунт. Просвещенный абсолютизм — вот что нужно
России.

Увы, административная деятельность не принесла удовлетворения Державину, который
обладал обостренным чувством справедливости и не мог примириться с беззаконием и
лицемерием. В октябре 1803 года он ушел в отставку, поселился в своем имении
Званка на реке Волхов. Здесь были созданы знаменитое послание «Евгению. Жизнь
званская» и многие другие стихиВ последние годы жизни Державин увлекся театром:
написал несколько стихотворных трагедий, опер, комедий и т. д.


Задание учащимся.

Письменно в тетради сформулируйте ответ на вопрос: какие черты определяют
личность Г.Р. Державина.

Отвечая на этот вопрос, учащиеся размышляют о максимализме, категоричности,
прямолинейности, независимости, принципиальности Державина. Идет словарная
работа над синонимичными понятиями.


III.
Ода «Фелица». Работа со
схемой.

 

Своеобразие оды эпохи классицизма.


Высокий стиль

Старославянизмы, эпитеты, риторические вопросы, восклицания


ОДА


Лирическое начало


Эпическое начало

Главное в оде – выражение поэтом чувств, вызванных грандиозным
событием. Государственные, национальные, общие интересы совпадают с
личными.

Лирический герой выражает общие чувства, в монологах говорит не «я», а
«мы».

Повество- вание о событии и его описание

Пейзаж – риторические условно- поэтические описания прекрасной природы
(вспомогательная роль)

Композиция: введение, рассуждение, приближение к ораторской речи.

Положительные обраps –
монархи, полководцы. Гиперболизация, мифологизация, обезличенность
образов, выделение ведущей черты характера.


Информация для учащихся.

Ода была написана в 1783 г. и была обращена к Екатерине. Незадолго перед тем
Екатерина в одной нравоучительной сказке вывела под именем царевны Фелицы себя.
К царевне Фелице, а не к императрице обращается поэт.


Чтение оды.
Учитель объясняет непонятные слова: Фелица, мурза, пред налоем, не
донкишошствуешъ, химеры, цугом, в шинки, понт, стезя, льзя, вежды, свайка, хаос,
калиф, десница, парнаский конь.

Рассуждение учащихся по вопросу: следует ли своенравный и независимый Державин
канонам жанра оды в материале и форме его подачи.
Анализ строится на
сопоставлении с изученными одами Ломоносова, как образцами классической оды. При
рассуждении использовать таблицу -Своеобразие оды классицизма.


Определите тему оды.
Воспевание
просвещенного монарха.


В чем отличие от оды Ломоносова?

Ода Державина строится как диалог с Фелицей, в то время как Ломоносов
использовал монолог. Фелица предстает в движении, в действии, в ее
характеристике много глаголов. В отличие от Ломоносова, ничего не сказавшего о
поведении Елизаветы Петровны, Державин раскрывает человеческие качества Фелицы,
описывает ее привычки, занятия.



С кем еще сравнивается
Фелица в оде? Какие качества героини раскрываются в этом сравнении?

Фелица противопоставляется своим предшественникам на российском троне, причем их
имена не названы, но яркие, меткие характеристики позволяют предположить, о ком
идет речь. В сопоставлении с мурзами поэт выявлял личные «добродетели» Фелицы;
сравнивая героиню с царями, Державин подчеркивал достоинства просвещенной
правительницы. Здесь поэт использует частицу «не», чтобы подчеркнуть, что не
делает Фелица и что, напротив, совершали ее предшественники: «свадеб шутовских
не парят, в ледовых банях их не жарят, не щелкают в усы вельмож, князья
наседками не квохчут» и т. д.

Поэт, восхваляя Фелицу, «проговаривается» в сравнениях: «как волк овец, людей не
давишь; стыдишься слыть ты тем великой, чтоб страшной, нелюдимой быть; медведице
прилично дикой животных рвать и кровь их пить». Державин приводит примеры
злоупотребления царями данной им властью. Подобное было невозможно в
классицистической похвальной оде.



Есть ли в оде положительная
программа для идеального просвещенного правителя?

Ученики цитируют строфы оды, где поэт представляет как действительное свои мечты
о справедливом и просвещенном монархе – «Когда ты просвещаешь нравы, // Ты не
дурачишь так людей»; «И праведным свой свет дарит, // Равно всех смертных
просвещает…»; царица создает «из разногласия согласье и из страстей свирепых
счастье». По мнению Державина, императрица должна так же умело управлять
государством, как и кормщик кораблем.



Какова роль бытоописаний в
оде Державина?

Описания обеденного стола, домашних занятий мурзы, с одной стороны, служат
средством разоблачения мурзы, но, с другой — в них выражены чувства лирического
героя, его вкусовые и зрительные восприятия, его способность восхищаться и
наслаждаться жизнью. Подобные описания имеют новаторский характер. В «Фелице»
сделано важное поэтическое открытие: для поэзии нет низких, недостойных для
изображения предметов.
Конкретность бытовых картин; прозаическая лексика, соседствующая рядом с
высокой; элементы автобиографизма (поэт описывал свои домашние занятия и
пристрастия) преобразовывали классицистическую оду.

Делаем вывод, что Державин в этой оде традиционно хвалит монарха, но не так, как
положено, и не за то, что традиционно принято хвалить. Поэт увлекается
повествованием о себе. Особенностью стиля является сочетание классицистической
торжественности и будничности, грубоватого просторечия и легкости, изящности
стиха. Домашнее задание.

Прочитать, осмыслить и выполнить одно задание (по вариантам или на выбор),
представленное в материалах, помещенных в учебнике под заголовком «В
творческой лаборатории».

Задуматься над вопросом: в чем ода Державина соответствует, а в чем отходит
от строгих канонов жанра классицизма?

Дп. Чтение оды «На смерть князя Мещерского». Работа с заданиями на стр. 40.

sch4.clan.su

Анализ оды Г. Р. Державина “К Фелице”. Поурочные планы

Дополнительные сочинения

В 1782 году еще не очень известный поэт Державин написал оду, посвященную “киргиз-кайсацкой царевне Фелице”. Ода так и называлась “К Фелице”. Трудная жизнь многому научила поэта, он умел быть осторожным. Ода прославляла простоту и гуманность обхождения с людьми императрицы Екатерины II и мудрость ее правления. Но одновременно обычным, а то и грубоватым разговорным языком она повествовала о роскошных забавах, о праздности слуг и придворных Фелицы, о “мурзах”, которые отнюдь не достойны своей правительницы. В мурзах прозрачно угадывались фавориты Екатерины, и Державин, желая, чтобы ода в руки императрицы поскорее попала, одновременно этого и опасался. Как самодержица посмотрит на его смелую выходку: насмешку над ее любимцами! Но в конце концов ода оказалась на столе Екатерины, и та пришла от нее в восторг. Дальновидная и умная, она понимала, что придворных следует время от времени ставить на место и намеки оды – прекрасный для этого повод. Сама Екатерина II была писательницей (Фелица – один из ее литературных псевдонимов), оттого сразу оценила и художественные достоинства произведения. Мемуаристы пишут, что, призвав к себе поэта, императрица щедро его наградила: подарила золотую табакерку, наполненную золотыми червонцами.

К Державину пришла известность. Новый литературный журнал “Собеседник Любителей Российского Слова”, который редактировала подруга императрицы княгиня Дашкова, а печаталась в нем сама Екатерина, открывался одой “К Фелице”. О Державине заговорили, он стал знаменитостью. Только ли в удачном и смелом посвящении оды императрице было дело? Конечно же, нет! Читающую публику и собратьев по перу поразила сама форма произведения. Поэтическая речь “высокого” одического жанра звучала без экзальтации и напряженности. Живая, образная, насмешливая речь человека, хорошо понимающего, как устроена реальная жизнь. Об императрице, конечно же, говорилось похвально, но тоже не высокопарно. И, пожалуй, впервые в истории русской поэзии как о простой женщине, не небожителе:

Мурзам твоим не подражая,

Почасту ходишь ты пешком,

И пища самая простая

Бывает за твоим столом.

Усиливая впечатление простоты и естественности, Державин отваживается на смелые сопоставления:

Подобно в карты не играешь,

Как я, от утра до утра.

И, больше того, фривольничает, вводя в оду неприличные по светским нормам того времени детали и сценки. Вот как, например, проводит свой день придворный-мурза, празднолюбец и безбожник:

&nbs p; Иль, сидя дома, я прокажу,

Играя в дураки с женой;

То с ней на голубятню лажу,

То в жмурки резвимся порой,


       

То в свайку с нею веселюся,

То ею в голове ищуся;

То в книгах рыться я люблю,

Мой ум и сердце просвещаю:

Полкана и Бову читаю,

Над Библией, зевая, сплю.

Произведение было наполнено веселыми, а нередко и язвительными намеками. На любящего плотно поесть и хорошо выпить Потемкина (“Шампанским вафли запиваю / И все на свете забываю”). На кичащегося пышными выездами Орлова (“великолепным цугом в карете англинской, златой”). На готового бросить все дела ради охоты Нарышкина (“о всех делах заботу / Оставя, езжу на охоту / И забавляюсь лаем псов”) и т. д. В жанре торжественной похвальной оды так еще никогда не писали. Поэт Е. И. Костров выразил общее мнение и одновременно легкую досаду по поводу удачливого соперника. В его стихотворном “Письме к творцу оды, сочиненной в похвалу Фелицы, царевны Киргизкайсацкой” есть строки:

Признаться, видно, что из моды

Уж вывелись парящи оды;

Ты простотой умел себя средь нас вознесть.

Императрица приблизила к себе Державина. Помня о “бойцовских” свойствах его натуры и неподкупной честности, отправляла на различные ревизии, заканчивающиеся, как правило, шумным возмущением проверяемых. Поэт назначался губернатором Олонецкой, затем Тамбовской губернии. Но долго не удерживался: слишком рьяно и властно расправлялся с местными чиновниками. В Тамбове дело зашло так далеко, что наместник края Гудович подал в 1789 году жалобу императрице на “самоуправство” не считающегося ни с кем и ни с чем губернатора. Дело было передано в Сенатский суд. Державина отставили от должности и до окончания судебного разбирательства обязали жить в Москве, как сказали бы сейчас, под подпиской о невыезде.

И хотя поэта оправдали, он остался без должности и без расположения государыни. Рассчитывать можно было вновь лишь на себя самого: на предприимчивость, даровитость и удачу. И не падать духом. В составленных уже в конце жизни автобиографических “Записках”, в которых поэт говорит о себе в третьем лице, он признается: “Не оставалось другого средства, как прибегнуть к своему таланту; вследствие чего написал он оду “Изображение Фелицы” и к 22-му числу сентября, то есть ко дню коронования императрицы, передал ее ко двору <…> Императрица, прочетши оную, приказала любимцу своему (имеется в виду Зубов, фаворит Екатерины, – Л. Д.) на другой день пригласить автора к нему ужинать и всегда принимать его в свою беседу”.

dp-adilet.kz

“Фелица”

 История создания

     Ода «Фелица» (1782) – первое стихотворение, сделавшее имя Гаврии­ла Романовича Державина знаменитым. Оно стало ярким образцом но­вого стиля в русской поэзии. В подзаголовке стихотворения уточняется: “Ода к премудрой Киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная Татар­ским Мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по делам сво­им в Санкт-Петербурге. Переведена с арабского языка». Свое необыч­ное название это произведение получило от имени героини «Сказки о царевиче Хлоре», автором которой была сама Екатерина II. Этим име­нем, которое в переводе с латинского значит счастье, она названа и в оде Державина, прославляющей императрицу и сатирически характе­ризующей ее окружение.

     Известно, что сначала Державин не хотел печатать это стихотворение и даже скрывал авторство, опасаясь мести влиятельных вельмож, сатири­чески изображенных в нем. Но в 1783 году оно получило широкое рас­пространение и при содействии княгини Дашковой, приближенной им­ператрицы, было напечатано в журнале «Собеседник любителей русского слова», в котором сотрудничала сама Екатерина II. Впоследствии Держа­вин вспоминал, что это стихотворение так растрогало императрицу, что Дашкова застала ее в слезах. Екатерина IIпожелала узнать, кто написал стихотворение, в котором так точно ее изобразил. В благодарность авто­ру она послала ему золотую табакерку с пятьюстами червонцами и выразительной надписью на пакете: «Из Оренбурга от Киргизской Царевны мурзе Державину». С того дня к Державину пришла литературная слава, которой до того не знал ни один русский поэт.

 Основные темы и идеи

     Стихотворение «Фелица», написанное как шутливая зарисовка из жизни императрицы и ее окружения, вместе с тем поднимает очень важные проблемы. С одной стороны, в оде «Фелица» создается вполне традиционный образ «богоподобной царевны», в котором воплощено представление поэта об идеале просвещенного монарха. Явно идеали­зируя реальную Екатерину II, Державин в то же время верит в нарисо­ванный им образ:

Подай, Фелица! наставленье:
Как пышно и правдиво жить,
Как укрощать страстей волненье
И счастливым на свете быть?

     С другой стороны, в стихах поэта звучит мысль не только о мудрости власти, но и о нерадивости исполнителей, озабоченных своей выгодой:

Везде соблазн и лесть живет,
Пашей всех роскошь угнетает. –
Где ж добродетель обитает?
Где роза без шипов растет?

     Сама по себе эта мысль не была новой, но за образами вельмож, на­рисованных в оде, явно проступали черты реальных людей:

Кружу в химерах мысль мою:
То плен от персов похищаю,
То стрелы к туркам обращаю;
То, возмечтав, что я султан,
Вселенну устрашаю взглядом;

То вдруг, прельщаяся нарядом,
Скачу к портному по кафтан.

      В этих образах современники поэта без труда узнавали фаворита императрицы Потемкина, ее приближенных Алексея Орлова, Панина, Нарышкина. Рисуя их ярко сатирические портреты, Державин проявил большую смелость – ведь любой из задетых им вельмож мог разделать­ся за это с автором. Только благосклонное отношение Екатерины спас­ло Державина.

      Но даже императрице он осмеливается дать совет: следовать за­кону, которому подвластны как цари, так и их подданные:

Тебе единой лишь пристойно,
Царевна! свет из тьмы творить;
Деля Хаос на сферы стройно,
Союзом целость их крепить;

Из разногласия согласье
И из страстей свирепых счастье
Ты можешь только созидать.

      Эта любимая мысль Державина звучала смело, и высказана она была простым и понятным языком.

     Заканчивается стихотворение традиционной хвалой императрице и пожеланием ей всех благ:

Небесные прошу я силы,

Да, их простря сапфирны крылы,

Невидимо тебя хранят

От всех болезней, зол и скуки;

Да дел твоих в потомстве звуки,

Как в небе звезды, возблестят.

 Художественное своеобразие

     Классицизм запрещал соединять в одном произведении высокую оду и сатиру, относящуюся к низким жанрам. Но Державин даже не просто их сочетает в характеристике разных лиц, выведенных в оде, он делает нечто совсем небывалое для того времени. Нарушая традиции жанра хвалебной оды, Державин широко вводит в нее разговорную лексику и даже просторечия, но самое главное – рисует не парадный портрет императрицы, а изображает ее человеческий облик. Вот почему в оде оказываются бытовые сцены, натюрморт:

Мурзам твоим не подражая,

Почасту ходишь ты пешком,

И пища самая простая

Бывает за твоим столом.

      «Богоподобная» Фелица, как и другие персонажи в его оде, тоже по­казана обытовленно («Не дорожа свои покоем, / Читаешь, пишешь под налоем…»). Вместе с тем такие подробности не снижают ее образ,а делают более реальным, человечным, как будто точно списанным снатуры. Читая стихотворение «Фелица», убеждаешься, что Державину действительно удалось внести в поэзию смело взятые из жизни или созданные воображением индивидуальные характеры реальных лю­дей, показанных на фоне колоритно изображенной бытовой обста­новки. Это делает его стихи яркими, запоминающимися и понятными. Таким образом, в «Фелице» Державин выступил как смелый новатор, сочетающий стиль хвалебной оды с индивидуализацией персонажей и сатирой, внося в высокий жанр оды элементы низких стилей. Впослед­ствии сам поэт определил жанр «Фелицы» как смешанную оду. Держа­вин утверждал, что, в отличие от традиционной для классицизма оды, где восхвалялись государственные лица, военачальники, воспевались торжественные события, в «смешанной оде» «стихотворец может гово­рить обо всем». Разрушая жанровые каноны классицизма, он открывает этим стихотворением путь для новой поэзии – «поэзии действительно­сти», которая получила блестящее развитие в творчестве Пушкина.

 Значение произведения

     Сам Державин впоследствии отмечал, что одна из основных его заслуг в том, что он «дерзнул в забавном русском слоге о добродетелях Фелицы возгласить». Как справедливо указывает исследователь творчества поэта В.Ф. Ходасевич, Державин гордился «не тем, что открыл добродетели Ека­терины, а тем, что первый заговорил «забавным русским слогом». Он по­нимал, что его ода – первое художественное воплощение русского быта, что она – зародыш нашего романа. И, быть может, – развивает свою мысль Ходасевич, – доживи «старик Державин» хотя бы до первой главы «Онегина», – он услыхал бы в ней отзвуки своей оды».

cabinet305.umi.ru

Г.Р.Державин. Своеобразие решения основных проблем оды «Фелица».

Литература

8 класс

Г.Р. Державин. Своеобразие решения основных проблем оды «Фелица».

Цель урока: 1. познакомить уч-ся с творчеством Г.Державина;

2. развивать умение анализировать оду, определять

основную мысль;

3. воспитывать умение работать в группах.

Методы обучения: частично – поисковый, словарный

Тип урока: комбинированный

Форма работы: групповая

Ход урока.

1.Организационный момент.

Деление класса на 5 групп.

На столах размещены таблички с названием групп.

2.Сообщение темы урока.

Г. Державин – поэт, драматург, переводчик, стал подлинным новатором в литературе 18 века, сделав поэзию классицистов эмоциональным, отказавшись от традиционных рифм, смешал в пределах одного произведения разные стихотворные размеры.

О времени и о судьбе этого удивительного поэта, расскажут.

3.Основная часть урока.

1 группа. Историки. Расскажут об исторических условиях развития литературы и культуры во 2 половине18 столетия (сообщение группы).

Выводы:

-Во второй половине 18 в. встал вопрос о форме правления государством, который занял важное место в литературе;

-встал вопрос о судьбе народа;

-была высказана мысль об ограничении власти монарха, предлагали ввести дворянскую конституцию;

-в литературе впервые появилась важная тема крепостного права.

2 группа. Библиографы. Основные этапы жизненного и творческого пути.

Выводы:

-участник Пугачевский войны, он убедился, что народ темен, безграмотен и ненавидит дворян;

-освободи его-он снова поднимет восстание и уничтожит дворян;

-только монарх, по его мнению, с помощью просвещения, исполняя справедливо законы, может предотвратить народный бунт;

-для России нужен просвещенный монарх;

1803г. – окончательно оставил службу, пройдя путь от простого солдата до министра Российской империи.

3 группа. Литературоведы. История создания оды «Фелица». Тема, новаторство.

Выводы:

-Впервые появилась в литературе тема просвещенного монарха;

-использовал монолог, сравнение (антитеза)

-дана положительная программа просвещенного монарха;

-впервые в оде описан быт, элементы автобиографии самого поэта.

4 группа. Лингвисты. Значение слов, встречающихся в оде.

Фелица-богиня счастья

мурза-аристократический титул в тюркских странах

налое– высокий столик, употребляемый при богослужении,

химера– чудище с головой льва, телом козы, хвостом змеи

цуг– запряжка лошадей гуськом

шинок– ресторан

брюзга– выражать недовольство

невежда– необразованный в чем-то человек

хаос- беспорядок

вежды– глазные веки

кормщик– рулевой на судне

понт плывучий– место остановки корабля

бешмет– стеганный полукафтан у тюркских народов.

5 группа.Аналитики. Значение творчества Г .Державина, заслуги поэта.

Выводы:

-Державин в этой оде традиционно хвалит монарха;

-но не так, как положено(только хорошо) и не за то ,что обычно принято хвалить;

-поэт увлекается, много говорит о себе, чего не было раньше в оде;

-впервые соединил сатиру с одой, что никогда не было до него; использовал просторечные слова, нарушил законы «штиля»;

-использовал просторечные слова, сделав оду звучной;

-заслуги Державина в том, что в своей поэзии проповедовал мир, счастье на Земле;

-творчество Державина было звеном между поэзией Ломоносова и Пушкина.

3.Творческое задание группам.

Задание: напишите оду самому Г.Державину, используя слова, данные учителем.

О, Державин, бесподобный поэт; Российской, сын, письменности; Который ,своего, мудростью; Прославил, стих, нежный, русский; Тебе , мы, хвалу ,воспеваем ;За ,и, за , дерзкий, смелость, ум; За, в, русском, то, что, Первый, слоге; О,Фелицы, возгласил, добродетели; В, простоте ,беседовал, сердечной, о боге; И говорил, царям, с, истину, царям, с улыбкой

-О Бесподобный поэт Державин!

-Российской письменности сын!

-Который мудростью своею.

-Прославил русский нежный стих,

-Тебе хвалу мы воспеваем,

-За смелость и за дерзкий ум.

-За то, что первый в русском слоге

-О добродетели Фелицы возгласил

-В сердечной простоте беседовал о Боге

-И истину царям с улыбкой говорил.

4.Домашнее задание: стихотворение Г.Державина «Памятник», анализ стихотворение, выучить.

infourok.ru

Новая эра русской поэзии. Творчество Г.Р. Державина – Поурочные разработки по литературе, 9 класс, Золотарёва И.В., Егорова Н.В., 2016 – Произведения школьной программы

Урок 12. Новая эра русской поэзии. Творчество Г.Р. Державина

Цель урока: биография Державина; Державин в оценке деятелей русской культуры; ода «Фелица».

Словарная работа: максимализм, категоричность, изящество, будничность.

Заслуги в гробе созревают, Герои в вечности сияют.

Г. Державин

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

В 1779 г. читатели журнала «Санкт-Петербургский вестник» прочли стихи неизвестного поэта, в том числе и такие строчки:

Глагол времен! Металла звон!

Твой страшный глас меня смущает,

Зовет меня, зовет твой стон,

Зовет — и к гробу приближает.

Едва увидел я сей свет,

Уже зубами смерть скрежещет,

Как молнией, косою блещет И дни мои, как злак сечет …

Это была ода «На смерть князя Мещерского» Г.Р. Державина.

— О чем нас заставляют задуматься эти строчки?

— Чем могли удивить, покорить своих современников?

Замечаем, что одописцу полагалось прятать свою личность от читателя, а в этих строчках ярко проявляется «я» поэта (то, что мы и называем лирикой), рискнувшего рассуждать о скоропостижности жизни и неминуемости смерти (то, что мы назовем философской лирикой).

Таков поэт, заканчивающий XVIII и начинающий XIX в. и получивший особую оценку своих именитых потомков.

II. Реализация домашнего задания

1. Знакомство с высказываниями о Г.Р. Державине (в том числе представленными в учебнике), подготовленными учеником.

2. Сообщение о судьбе Г.Р. Державина, сделанное учителем или заранее подготовленным учеником (в учебнике-хрестоматии материал по Г.П. Макогоненко).

Г. Р. Державин, поэт, драматург, переводчик, родился в провинциальной глуши Казанской губернии, в семье обедневшего дворянина. Учился в Казанской гимназии (1758-1762) и проявил большие способности, но, поскольку родители забыли зачислить его с малолетства на воинскую службу, ему пришлось начать свое служение Отечеству рядовым Преображенского полка. Только двадцати восьми лет он получил первый офицерский чин, а в следующем году (1773) опубликовал первые литературные опыты.

Неумение льстить и подлаживаться к начальству, чувство собственного достоинства, прямота и решительность – все эти качества не давали возможности талантливому человеку сделать карьеру ни на военной, ни на гражданской службе. Он участвовал в войне против Пугачева. Его наградили тремястами крепостных душ в Белоруссии и тут же уволили из армии.

Современник блистательных побед русских войск под командованием полководцев Румянцева и Суворова Державин вдохновенно воспел в своих стихотворениях успехи русского оружия: «На взятие Исмаила», «На победы в Италии», «Снегирь» и др. Настоящая литературная слава пришла к Державину в 1782 г., когда была опубликована ода «Фелица» – гимн просвещенному монарху, Екатерине II.

Дальнейшая судьба Державина полна взлетов, падений, неожиданных поворотов. Ода «Фелица» особенно понравилась императрице. Державина назначают губернатором Олонецкой губернии, затем переводят в Тамбов. И на административных постах (1786-1788) Державин видел себя представителем просвещенной монархии, т.е. блюстителем закона и защитником «всенародной льготы». Но именно это вызывает недовольство чиновников. В Петербург шлют доносы; он уезжает в Москву, затем в Петербург, где на некоторое время назначается кабинет-секретарем Екатерины II.

Политическая позиция Державина достаточно ясна. Участник подавления крестьянской войны – пугачевщины, он убедился, что народ темен, безграмотен и ненавидит дворян. Освободи его – он снова поднимет восстание и уничтожит дворянское сословие. Только монарх с помощью просвещения, исполнения справедливых законов может предотвратить народный бунт. Просвещенный абсолютизм – вот что нужно России.

Увы, административная деятельность не принесла удовлетворения Державину, который обладал обостренным чувством справедливости и не мог примириться с беззаконием и лицемерием. В октябре 1803 г. он ушел в отставку, поселился в своем имении Званка на реке Волхов. Здесь были созданы знаменитое послание «Евгению. Жизнь званская» и многие другие стихи.

В последние годы жизни Державин увлекся театром: написал несколько стихотворных трагедий, опер, комедий и т. д.

Задание учащимся:

Письменно в тетради сформулируйте ответ на вопрос: какие черты определяют личность Г.Р. Державина?

Отвечая на этот вопрос, учащиеся размышляют о максимализме, категоричности, прямолинейности, независимости, принципиальности Державина. Идет словарная работа над синонимичными понятиями.

III. Ода «Фелица». Работа со схемой

Своеобразие оды эпохи классицизма

Информация для учащихся

Ода была написана в 1783 г. и была обращена к Екатерине. Незадолго перед тем Екатерина в одной нравоучительной сказке вывела под именем царевны Фелицы себя. К царевне Фелице, а не к императрице обращается поэт.

IV. Чтение оды

Учитель объясняет непонятные слова: Фелица, мурза, пред налоем, не донкишонствуешь, химеры, цугом, в шинки, понт, стезя, льзя, вежды, свайка, хаос, калиф, десница, парнаский конь.

Рассуждение учащихся по вопросу: следует ли своенравный и независимый Державин канонам жанра оды в материале и форме его подачи? Анализ строится на сопоставлении с изученными одами Ломоносова, как образцами классической оды. При рассуждении использовать таблицу «Своеобразие оды классицизма».

— Определите тему оды. (Воспевание просвещенного монарха.)

— В чем отличие от оды Ломоносова?

(Ода Державина строится как диалог с Фелицей, в то время как Ломоносов использовал монолог. Фелица предстает в движении, в действии, в ее характеристике много глаголов. В отличие от Ломоносова, ничего не сказавшего о поведении Елизаветы Петровны, Державин раскрывает человеческие качества Фелицы, описывает ее привычки, занятия.)

— С кем еще сравнивается Фелица в оде? Какие качества героини раскрываются в этом сравнении?

(Фелица противопоставляется своим предшественникам на российском троне, причем их имена не названы, но яркие, меткие характеристики позволяют предположить, о ком идет речь. В сопоставлении с Мурзами поэт выявлял личные «добродетели» Фелицы; сравнивая героиню с царями, Державин подчеркивал достоинства просвещенной правительницы. Здесь поэт использует частицу «не», чтобы подчеркнуть, что не делает Фелица и что, напротив, совершали ее предшественники: «свадеб шутовских не парят, в ледовых банях их не жарят, не щелкают в усы вельмож, князья наседками не квохчут» и т. д.)

Поэт, восхваляя Фелицу, «проговаривается» в сравнениях: «как волк овец, людей не давишь; стадишься слыть ты тем великой, чтоб страшной, нелюдимой быть; медведице прилично дикой животных рвать и кровь их пить». Державин приводит примеры злоупотребления царями данной им властью. Подобное было невозможно в классицистической похвальной оде.

— Есть ли в оде положительная программа для идеального просвещенного правителя?

(Строфы оды, где поэт представляет как действительное свои мечты о справедливом и просвещенном монархе — «Когда ты просвещаешь нравы, // Ты не дурачишь так людей»; «Иправедным свой свет дарит, // Равно всех смертных просвещает…»; царица создает «из разногласия согласье и из страстей свирепых счастье». По мнению Державина, императрица должна так же умело управлять государством, как и кормщик кораблем.)

— Какова роль описаний быта в оде Державина?

(Описания обеденного стола, домашних занятий мурзы, с одной стороны, служат средством разоблачения мурзы, но, с другой — в них выражены чувства лирического героя, его вкусовые и зрительные восприятия, его способность восхищаться и наслаждаться жизнью. Подобные описания имеют новаторский характер. В «Фелице» сделано важное поэтическое открытие: для поэзии нет низких, недостойных для изображения предметов. Конкретность бытовых картин; прозаическая лексика, соседствующая рядом с высокой; элементы автобиографизма (поэт описывал свои домашние занятия и пристрастия) преобразовывали классицистическую оду.)

Вывод: Державин в этой оде традиционно хвалит монарха, но не так, как положено, и не зато, что традиционно принято хвалить. Поэт увле

кается повествованием о себе. Особенностью стиля является сочетание классицистической торжественности и будничности, грубоватого просторечия и легкости, изящности стиха.

Домашнее задание

1. Прочитать, осмыслить и выполнить одно задание (по вариантам или на выбор), представленное в материалах, помещенных в учебнике под заголовком «В творческой лаборатории».

2. Задуматься над вопросом: в чем ода Державина соответствует, а в чем отходит от строгих канонов жанра классицизма?

scribble.su

Конспект урока по Литературе “Г.Р.Державин. Страницы из жизни. «Фелица»” 9 класс – VEKOR.RU

Тема: Г.Р.Державин. Страницы из жизни. «Фелица»

Цели: познакомить с трудной, полной взлетов и падений судьбой Державина, с оценкой деятелями русской культуры заслуг поэта.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

В 1779 г. читатели журнала «Санкт-Петербургский вестник» прочли стихи неизвестного поэта, в том числе и такие строки:

Глагол времен! Металла звон! Твой страшный глас меня смущает, Зовет меня, зовет твой стон, Зовет — и к гробу приближает.

Едва увидел я сей свет, Уже зубами смерть скрежещет, Как молнией, косою блещет И дни мои, как злак, сечет…

Это была ода «На смерть князя Мещерского» Г. Р. Державина.

— Как вы считаете, чем могла она удивить, покорить современ­ников? (Одописцу полагалось прятать свою личность от читате­ля, а в этих строках — яркое проявление личности поэта, рискнув­шего рассуждать о скоротечности жизни и неминуемости смер­ти. Это направление в поэзиивпоследствии назовут философской лирикой.)

— Каким же он был, поэт, заканчивающий XVIII в. и начинаю­щий век XIX, получивший особую оценку своих именитых потомков?

II. Реализация домашнего задания.

1. Выступление учащегося, подготовившего подборку высказываний о Г. Р. Державине .

2. Рассказ учителя.

Трудной, полной взлетов и падений была жизнь Гаврилы Рома­новича Державина.

Вы уже прочитали о бедном детстве в семье захудалого казан­ского дворянина, рано умершего, о старательном учении в только

что открывшейся гимназии, о внезапном вызове на военную служ­бу в Петербург, о 10-летней солдатчине. Державин принимал уча­стие в подавлении пугачевского восстания, но, рассердив главно­командующего Петра Панина, свежеиспеченный офицер чуть не был повешен и вышел в отставку. «В сей-то академии нужд и тер­пения научился я и образовал себя», — писал позднее поэт.

Не более гладкой была и гражданская служба Державина, хотя завершил он ее в должности министра юстиции при Александре I (1803 г.), оставшись, по собственным словам, на всю жизнь «горяч и в правде черт». Его современник Д. Д. Благой так характеризует Державина как человека: «…неукротимая энергия и активность, …пылкость и нетерпеливость, смелость и решительность, прямота, отсутствие необходимой для карьериста ловкости, умения подла­живаться и потворствовать слабостям и капризам высшего началь­ства и, наоборот, несокрушимое чувство собственного достоинства, личной чести».

Именно эти качества и были причиной того, что он не ужился ни при дворе Екатерины II, хотя после написания оды «Фелица» и был назначен одним из ее личных секретарей (при принятии про­шений), ни при Павле, ни при Александре I.

По своим убеждениям Державин был верным слугой самодер­жавия, но самодержавия просвещенного, «разумного». Поэтому всевозможные нарушения законности, неправосудие, лихоимство, притеснение слабых и обиженных вызывали в нем негодование и стремление восстановить справедливость. Он не боялся высказы­вать свое мнение не только всевластным вельможам, но и царям. И это были не только письма, прошения, заметки служебного харак­тера, но и его поэзия, о которой мы будем говорить ниже.

3. Сообщение учащегося о судьбе и личности Г. Р. Державина.

III. Изучение нового материала.

1. Чтение оды «Фелица»

В начале 1780-х гг. начинается новый важный этап творчества Державина. В 1783 г. в журнале «Собеседник любителей российского слова» поэт опубликовал оду «Фелица».

Под именем Фелицы (от латинского felicitas — сча­стье) Державин изобразил Екатерину II. Имя Фелицы было упомянуто в сочиненной императрицей для своего внука Александра «Сказке о царевиче Хлоре». В этой сказке говорилось о том, как киргизский хан похитил русского царевича Хлора. Желая испытать его способ­ности, хан дает царевичу задание: найти розу без ши­пов, символ добродетели. Благодаря помощи ханской дочери Фелицы и ее сына Рассудка, Хлор отыскивает розу без шипов на вершине высокой горы. За это хан отпускает его домой. Образ татарского дворянина мур­зы имеет двойственное звучание: там, где ода зву­чит торжественно, — это авторское я; в сатирических местах мурза — собирательный образ екатерининского вельможи.

В жанре оды Державин продолжал традицию Ломо­носова: утверждение идеала путем показа положитель­ного примера. И идеал он видел там же, где и его великий предшественник, — в просвещенном монархе. Однако образ просвещенного монарха трактуется по-иному. Если в Петровскую эпоху главным было укрепле­ние государства и речь шла прежде всего о долге граж­дан перед государством, то ода «Фелица», написанная в конце XVIII в., отражает новый этап просветительства, когда в идеальном монархе видели прежде всего чело­века, обязанного заботиться о благе граждан.

vekor.ru

Г. Р. Державин “Фелица” – литература, уроки

Разработка урока по литературе  для 8 класса с (казахским языком обучения)


Просмотр содержимого документа

«Г. Р. Державин “Фелица”»

8 класс Русская литература

Тема урока: Г.Р. Державин «Фелица»

Цели урока:

1.познакомить учащихся с «отцом русских поэтов» Г.Р. Державиным и его одой «Фелица»;

2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;

3.воспитывать у учащихся интерес к творчеству Державина.

Тип урока: изучение нового материала

Дидактическое обеспечение урока: учебное пособие, портреты

Г.Р. Державина и Екатерины ІІ.

Работа со словами: рассудок, благодетель, пленять, вельможа, сильные мира сего, волынка, ода

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Опрос домашнего задания

стр.22-26, пересказ «Хождения за три моря» А. Никитина

3.Изучение нового материала

*Комментированное чтение фрагмента из статьи Е. Винокурова «Отец русских поэтов» и краткий рассказ о поэте.

*Введение термина «ода»

*Ответы на вопросы и выполнение заданий по учебнику, стр.28

*Комментированное чтение фрагментов оды «Фелица».

4.Закрепление изученного материала.

*Анализ оды по вопросам, стр.31

*Подготовка к выразительному чтению.

*Знакомство с отрывком из статьи Л. Варшавского «Державин и Казахстан».

5. Домашнее задание: стр.28-30,выразительное чтение оды «Фелица»

Г.Р. Державина

6. Подведение итогов занятий

kopilkaurokov.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о