Образ главного героя, Арбенина на фоне реальных бытовых картин
Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Образ главного героя, Арбенина на фоне реальных бытовых картин!!! =>>>
Драма «Маскарад» отражает это душевное состояние. В ней много автобиографического и автопортретного, но образ главного героя, Арбенина, развертывается на фоне реальных бытовых картин.
Подобно автору, Арбенин тоже человек гордый, смелый, с непреклонной волей, тоже мученик своих страстей, жертва внутренних противоречий. Ему, как демону, кажется, что его возродила к новой чистой жизни любовь «слабого создания, ангела красоты». Без нее «нет у него ни счастья, ни души, ни чувства, ни существования»; он уже давно успел разгадать «шараду жизни, где первое – рождение, где второе – ужасный ряд забот и муки тайных ран, где смерть последнее, а целое – обман». Но мыслимо ли возрождение для такого человека? Ведь его бури не временные, легкоодолимые, а бури рока, заранее и раз навсегда определившего ему быть «меж двух жизней, в страшном промежутке». Какой-нибудь случай – и все шаткое счастье, основанное на таком неестественном союзе, как его с ангелом красоты, весь душевный временный покой сейчас же рушится. Арбенин лишь внешне возродился.
Он не сумел проникнуться до конца началами чистоты и совершенства: для этого в его душе было слишком мало веры. Он убил ее, свою любовь, свое возрождение, и вновь остался один со своими прежними муками. Демонская концепция, разыгранная среди смертных, из аллегории стала символом: ведь Арбенин, как и демон, отверженец Неба – только богоотступник, а не богоотрицатель, ибо он верит, что есть мир прекрасный: он ей «откроется, и ангелы возьмут её в небесный свой приют». Земля осуждена, но не надолго. Вскоре появляются уже те новые элементы в его мироощущении, которые и определяют основную тенденцию второго периода его творчества. В следующем произведении, «Боярине Орша», Лермонтов опять берет землю под свою защиту, снова борется за её равноправность с Небом. Арсений, преданный в руки монастырских судей, поднимает бунт против законов святой обители. Он хочет воли, хочет узнать, «прекрасна ли земля», «для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы».
Это – веление сердца, в котором есть другой закон, «ему не менее святой». И он настолько сын земли, поклонник её здоровых стихийных сил, что он и от рая готов отказаться, если не найдет там своего земного идеала. «Что без нее земля и рай? Одни лишь звучные слова, блестящий храм без божества». И тут уже ясно намечаются основные тона главного мотива «Мцыри», и яснее всего эти новые элементы в творчестве Лермонтова. Это – признание самоценности языческого начала, возможность не только оправдать землю, но и принять её целиком за её красоту, за те покоряющие восторги, которые дарит человеку природа. Арсений убежал из стен святых, укрылся в лоне природы, слился с нею и сразу «забыл печали бытия».
То же делает и Мцыри, который всю свою жизнь лелеял одну мечту: вырваться из этих «душных келий и молитв в чудный мир тревог и битв». Лермонтов пользуется здесь всем богатством своих красок и пленительно рисует грешную землю. Перед нами совсем иное, новое, просветленное отношение к ней. Поэту открылись в ней какие-то иные ценности, иной смысл, и он всецело держит сторону Мцыри даже тогда, когда тот чувствует себя братом барса и, подобно ему, жаждет крови. «Мцыри» написаны позже (в 1840 г.), но уже теперь, в самом начале этого периода, эта новая струя в творчестве Лермонтова, эта близость к земле чувствуется достаточно сильно. Поэт и на небо начинает смотреть другими глазами, говорить о нем с какой-то чудесной простотой, именно словами земли. Таковы лучшие его небесные гимны: «Ветка Палестины», молитва: «Я, Матерь Божия», «Когда волнуется желтеющая нива». В особенности характерно «Когда волнуется желтеющая нива»; здесь уже ясное предчувствие примирения обоих начал: неба и земли. Не синие горы Кавказа пленяют его, не в грозных завываниях диких бурь улавливает он родственные душе звуки; в нем вызывает чувство умиления свежий лес, шумящий при звуке ветерка, и сагу таинственную ему лепечет «студеный ключ, играя по оврагу».
И когда он воспринимает все эти простые, естественные звуки, тогда он может «счастье постигнуть на земле и в небесах увидеть Бога». Земля стала ему совсем близкой и родной, и позднее – в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» (1841), поэт уже знает, что ему нужны земные грезы; ему нужно, чтобы во время векового сна «в груди дремали жизни силы, чтобы, дыша, вздымалась тихо грудь, и сладкий голос пел про любовь, и темный дуб, вечно зеленея, над ним склонялся и шумел». Он чувствует, что его отчизна уже не только могучий Кавказ, но и скромная, простая деревенская Русь, и он любит её «странною любовью», любит «ее полей холодное молчанье, лесов дремучих колыханье, дрожащие огни печальных деревень, дымок спаленной жнивы и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез» («Отчизна»).
Похожие записи
Сочинение опубликовано: 28.10.2014 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!Образ главного героя, Арбенина на фоне реальных бытовых картин
www.getsoch.net
Произведения: | Маскарад пьеса, Арбенин пьеса |
---|
И я нашел жену, покорное созданье, Как агнец божий на закланье… |
Все, что осталось мне от жизни, это ты: |
В пределах драмы «Маскарад» Нина превращается из «созданья слабого» в гордую женщину, не прощающую ни дерзостей светского волокиты Звездича, ни ревности мужа, оскорбляющей её достоинство1 В конце драмы Нина съедает, отравленное Арбениным из-за уверенности в измене, мороженое и умирает
В драме «Арбенин» Лермонтов кардинально меняет образ Нины и превращает её в виновную в измене женщину Арбенин так характеризует её:
В вас сердце низкого разряда |
В конце драмы «Арбенин» Арбенин узнает, что жена ему верна Неизвестный заявляет:«Ты убил свою жену»
Интересные фактыправить
- Имя Нина в драме «Маскарад» является такой же «маскарадной маской», как и имена других персонажей драмы, например, князя Звездича Настоящее имя Нины — Настасья Павловна, его произносит на балу в драме «Маскарад» герой с провинциальным именем Петков, чуждый светскому обществу Двуименность героини является предвестником отравления Нины2
- В драме меняется лексика и тон разговора Нины: в первом акте драмы Нина говорит просторечными словами, без иронии «час какой-нибудь на дню», но с развитием драматического конфликта в речи Нины появляется ирония например, в разговоре с князем Звездичем: «какое странное участье» В конце первого действия Нина дает мужу отпор: «Так вот какое подозренье! // И этому всему виной один браслет; // Поверьте, ваше поведенье // Не я одна, но осмеет весь свет!» Это подчеркивает «взросление» героини1
Исполнители роли Нины3править
- Вальберхова, Мария Ивановна 1789—1867 — Александринский театр
- Позднякова — Малый театр
- Владимирова 1-я — Александринский театр
- Савина, Мария Гавриловна 1854—1915 — Александринский театр
- Федотова, Гликерия Николаевна 1846—1925 — 1862 г
- Глама-Мещерская Александра Яковлевна — Театр Корша 1883, 1888, 1912
Примечанияправить
- ↑ 1 2 А А Литвиненко Романс Нины в структуре драмы // Лермонтов М Ю Маскарад: Текст, комментарии, исследования, материалы для самостоятельной работы, моделирование уроков: Науч-метод пособие для вуза и школы — М: Гуманит изд центр ВЛАДОС — 2000 — С 214—215
- ↑ Л А Капитанова «Замкнутая судьба» Евгения Арбенина // Лермонтов М Ю Маскарад: Текст, комментарии, исследования, материалы для самостоятельной работы, моделирование уроков: Науч-метод пособие для вуза и школы — М: Гуманит изд центр ВЛАДОС — 2000 — С 157
- ↑ К Н Ломунов «Маскарад» Лермонтова как социальная трагедия
Персонажи драмы МЮ Лермонтова «Маскарад» | |
---|---|
Арбенин | Нина | Баронесса Штраль | Князь Звездич | Второстепенные персонажи |
нина арбенина диана, нина арбенина морячок, нина арбенина разбуди, нина арбенина слушать
Нина Арбенина Информацию О
Нина Арбенина Комментарии
Нина Арбенина
Нина Арбенина
Нина Арбенина Вы просматриваете субъект
Нина Арбенина что, Нина Арбенина кто, Нина Арбенина описание
There are excerpts from wikipedia on this article and video
www.turkaramamotoru.com
Евгений Арбенин — это… Что такое Евгений Арбенин?
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Арбенин.Евгений Александрович Арбенин — персонаж драм М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и «Арбенин». Фамилию своего героя Лермонтов взял из своей юношеской драмы «Странный человек». Имя героя заставляло читателя вспомнить Евгения Онегина[1].
Биография
Арбенин «все перечувствовал, все понял, все узнал», «был ветрен и трудился». Встретив однажды прекрасную Нину, он «воскрес для жизни и добра» и полюбил ее. Однако, будучи неразрывно связанным с окружающим его обществом, Арбенин легко верит сплетням Шприха и отравляет невинную жену, после чего, не выдержав превращения из высокой натуры в заурядного убийцу[2] сходит с ума.
Описание в драме
Арбенин так описывает себя в драме «Маскарад»:
|
|
|
|
Описание Арбенина словами Казарина (Действие 2, сцена 2, выход 2):
|
Критика о Арбенине
Взволнованный воспоминаниями Казарина о молодости, которая проходила не только за вином и картами, а и в «беседах шумных», Арбенин восклицает: «О! кто мне возвратит… вас, буйные надежды, вас, нестерпимые, но пламенные дни?». Было бы наивно эти слова Арбенина, этот из глубины сердца вырвавшийся «вопль страдания» отнести… к карточной игре.Кое-кто из критиков видел здесь только «рыцаря червонного туза», стосковавшегося по «зеленому полю». Но ведь к картам дорога для Арбенина никогда не была закрыта! К картам у него давно пропал интерес: «все тонкости их знаю, и вот зачем я ныне не играю» — говорит он князю.
О другом тоскует Арбенин. Он вспоминает «нестерпимые, но пламенные» дни своей юности, полной «буйными надеждами».— К. Ломунов.Маскарад» Лермонтова как социальная трагедия
Роль Арбенина — одна из сложнейших, труднейших ролей в мировом репертуаре. На первый взгляд, она полна всевозможных противоречий. Надо найти корни этих противоречий, найти им оправдание, чтобы кажущиеся противоречия вытекали вполне логично и естественно из внутреннего мира этой сложнейшей и бунтарской натуры, какой, по моему мнению, обладал Арбенин, постоянно протестующий против нравов своей среды и уклада окружающей его жизни. «Все презирать: закон людей, закон природы», — говорит он в своем нравоучении князю Звездичу. В этот момент он как бы приоткрывает завесу, обнаруживающую на мгновение боль души человека, изверившегося в людях и потерявшего смысл жизни.
— Ю. М. Юрьев. Моя работа над образом Арбенина
Интересные факты
- В первой редакции драмы Арбенин не сходил с ума. Лермонтов добавил наказание Арбенину по требованию цензуры.
- В конце первой постановки драмы «Маскарад» в Александринском театре Арбенин закалывал себя кинжалом.[3]
Исполнители роли Арбенина
Примечания
dic.academic.ru
Тема социального и психологического конфликта в драме «Маскарад» М.Ю. Лермонтова
Тема социального и психологического конфликта в драме «Маскарад» М.Ю. Лермонтова
Оглавление
Введение
Основная часть
Природа драматического конфликта и своеобразие «Маскарада»
Финал драмы
Заключение
Список литературы
Введение
«Маскарад» (1835-1836 гг.) — одна из знаменитых драм Лермонтова. Вершина его драматургии. Эта единственная драма, которую он мечтал увидеть на сцене театра.
Художественное содержание драмы многослойно: оно представляет собой совмещение разных планов — от бытового, конкретно-социального и до философского. Также в драме задействовано несколько тем, которые объединены Петербургом 30-х годов XIX в. Лицемерие, эгоизм, фальшь к которым склонны люди светского общества того времени. Увлечение различными видами деятельности , которые вносят в социум только раздор и шутовство — таких например, как карточные игры, балы, маскарады. Но самая главная тема этой пьесы — это проблема личности. Поиски себя, своего духовного освобождения из под границ общества, свободы мысли и чувства.
«Маскарад» — романтическая драма, основанная на конфликтах трагических судеб героев. Жизнь людей превращается в блестящий, но бессмысленный пустой маскарад. Общество разучилось жить «без масок», только в масках, они могут представить себя миру, такими, какие они есть.
Переплетение социального и психологического конфликта пьесы, позволяет увидеть художественную картину со всех сторон.
Тема «маскарада» в обществе, до сих пор имеет место быть, лицемерие и эгоцентризм никогда не исчезнет с подмостков людских пороков. Передавая свою основную идею в «Маскараде», Лермонтов тем самым выражал и свою позицию, против фальшивого общества, всепоглощающей ненависти и жестокости людей. Но со временем общество имеет свойство развиваться, а значит, развиваются и его пороки.
Выбирая эту тему, я считаю нужным определиться с подходами к ней: какие стороны драмы я хочу затронуть и раскрыть, и как я буду это делать. А так же мотивировать свой выбор. Начну с мотивации: я считаю, как я уже написала выше, что это тема остается актуальной и в наше время, и будет актуальна еще долгие годы; эта тема социального конфликта, который будет существовать, пока, соответственно, существует общество; это тема психологического конфликта, она же будет существовать, пока будет существовать человек как личность, как индивид.
Что же касается заинтересованности меня именно в этой теме, и почему, например, я не выбрала конфликт личности и общества, в том же самом Гоголевском Акакии Акакиевиче («Шинель» Н.В. Гоголь), или в каких-либо других литературных произведениях, содержащие эти проблемы, то я могу это объяснить тем, что ближе всего мне поэт, драматург и прозаик золотого века — Лермонтов М.Ю. Ближе по духу, мироощущению, по представлению жизни.
Изучая «Маскарад» Лермонтова, я не могла обойти стороной и другие произведения выдающихся литераторов, изучая различные реминисценции, как Пушкинские, так и авторов давних времен, различных стран, таких как Шекспир, Шиллер и др. Тем самым, Лермонтов умел, высказать не только свою точку зрения в тексте, но и использовать свой накопленный опыт — а это, в доказательство, еще раз подтверждает многовековую актуальность нашей проблемы.
Маскарад — если можно так выразиться, многофункциональная драма, которая заставляет читателя задуматься, прежде всего, о морали, и о состоянии его в этом обществе. Я же постараюсь, как можно более подробно, широко и точно передать конфликты этой пьесы, её своеобразие, образы её героев, а также её символико-философский смысл.
Основная часть
Анализируя текст «Маскарада», нужно начать с творческой истории пьесы. Известно, что Лермонтов несколько раз переписывал сюжет, так как, несколько раз «Маскарад» не проходил драматическую цензуру и не был допустим к сцене. Цензоры видели в ней прославление порока (Арбенин отравляет свою жену Нину, и при этом остается безнаказанный) и требовали, чтобы пьеса заканчивалась примирением между супругами, то есть они фактически хотели изменить весь идейный смысл драмы. Но Лермонтов долгое время не выполнял нужных требований. И каждый раз пытался обойтись малыми изменениями. Введениями нового героя (образ неизвестного), постоянное изменение количественного состава пьесы (4 акта, 3 акта). Позже изменяется даже название:
«Маскарад» превращается в «Арбенина», там появляется еще и 5-ый акт. Образы героев меняются. Маскарад превращается в бал. Баронесса Штраль заменяется воспитанницей Оленькой, интрига с браслетом любовным письмом.
Идейный замысел «Арбенина» противоречит замыслу «Маскарада».
Концовка приобретает совершенно иные события: Арбенин не убивает свою жену, а просто уезжает. Покинув навсегда «свет». Но и эта пятиактная редакция не допущена была к постановке. И только после смерти поэта, драма была разрешена к печати. Правда публикация её вызвала неодобрительные отзывы критики, которым противостояла оценка Белинского: «нельзя не увидеть следы его мощного, крепкого таланта; так везде видны следы льва, где бы ни прошел он». Белинский видел в «Маскараде» произведение достойное.
Итак, год опубликования драмы был 1842 (с цензурными искажениями), а в 1873 мы встречаем «Маскарад» без цензурной правки.
Природа драматического конфликта и своеобразие «Маскарада»
художественный драма маскарад лермонтов
Конфликт в драматургии, является главной силой, пружиной, движущей развитие драматического действия и основным средством раскрытия характеров.
В произведениях драматургии нередко наблюдается взаимодействия «внешнего» конфликта — борьбы героя с противостоящим ему обществом — с «внутренним» психологическим конфликтом — борьба героя с самим собой.
Что же касается драмы М.Ю. Лермонтова, то и здесь мы можем выделить социальный конфликт, конфликт главного героя Арбенина с дворянским, лицемерным обществом. И психологический конфликт, касающийся самого героя, его сознания, Так как образ героя, достаточно сложен, то и конфликты между собой переплетаются очень тесно, очень сложно.
Арбенин в произведение выступает как «высокое зло», все же люди, надевшие на себя маски, и играющие в добродетель, представляют собой «низкое зло», только лишь замаскированное под «добро».
Сам Лермонтов не терпел этого пустого, светского общества, но он умело его описывал, и описывал не для того, чтобы избавить его от пороков. Как писал он еще в предисловии к «Герою нашего времени»: «Но не думайте, однако, после этого, чтоб автор этой книги имел когда-нибудь гордую мечту сделаться исправителем людских пороков. Боже его избави от такого невежества! Ему просто было весело рисовать современного человека, каким он его понимает, и к его и вашему несчастью, слишком часто встречал ».
Рассматривая конфликты этой пьесы, ее названия оказывается символично, и имеет свою философскую идейность, ведь Лермонтов назвал «Маскарадом» не просто сцену, а всю пьесу, передав тем самым всю картину лицемерного, фальшивого общества Петербурга 30-х годов. Вся жизнь этого общества предстает перед нами под маской благочестия, внутри которого кипят пороки, безнравственность, интриги и обманы, которые показывают нам всю пустоту, всю бессмысленность блеска, всю утомительность маскарадного общества. Маскарад и жизнь для людей не разделимы. Они прячутся и играют везде.
Образ Арбенина же противопоставлен всему этому обществу. Арбенин бросает ему вызов, но в то же время имеет свои нравственные слабости. Арбенин двойственен: он выступает перед читателем как жертва и как преступник. Автор ему и сочувствует и осуждает. Это сложный психологический тип героя. Когда он бросает вызов обществу, он бросает вызов и себе, он не в состоянии сжиться с тем, что он сам же, когда-то, принадлежал этому обществу.
И, несмотря на свое «возрождение» благодаря любви Нины, ему все равно не дает покоя его положение. Он не может забыть прошлого, и не может жить настоящим. Он пытается измениться, спасая князя Звездича, но позже об этом сильно жалеет:
Раз в жизни человека мне чужого,
Рискуя честию, от гибели я спас,
А он, смеясь, шутя, не говоря ни слова,
Он отнял у меня все, все — и через час.
«Высокое злодейство» героя, все-таки снижено до обычного преступления. Он карает свою жену не за что, из-за ненависти на самого себя, ведь причины его страданий- те же законы морали, которые он сам исповедовал и которым следовал до того, как, встретил Нину, «снова воскрес для жизни и добра». Но теперь эти законы обращаются против него, и он, быть может, впервые на самом себе почувствовал всю их губительную силу. После убийства жены, когда он узнает о её невинности, он не может пережить того что из романтической жертвы, он превращается в жестокого убийцу, и мстителя. Ошибка его была в том , что он не мог поверить Нининой чистоте, ангельскому выражению лица, он не мог представить себе, что существует человек без пороков. Её добрая душа, светлый ум, жизнь не по правилам, а по любви и зову сердца — этот образ создает контраст на фоне Арбенина.
По воле обстоятельств Арбенин подозревает свою жену в измене. Состояние дисгармонии порождает отношения, которые не могут существовать длительно, они нуждаются в преобразовании. Через любовную коллизию проясняется двойственность Арбенина. Это и проверка Арбенина. На чьей он стороне — добродетели или зла.
Выбрав месть, тем самым Арбенин возвращается к своей прежней жизни. С Ниной он воскрес для жизни и добра, без неё же — вернулся снова к отчуждению от всего светлого в этом мире. Он возвращается к карточной игре и снова становится на путь «нескрываемого зла». Он воскрес в любви, но ненадолго, прошлые Арбеневские привычки дали о себе знать, он как и Алеко ( «Цыганы» А.С Пушкин) не видит жизнь дальше без мести, но мстит в первую очередь себе, потому что это женщина, была единственным смыслом в его жизни, она была его спасением:
Созданье слабое, но ангел красоты:
Твоя любовь, улыбка, взор, дыханье…
Я человек: пока они мои,
Без них нет у меня ни счастья, ни души,
Ни чувства, ни существованья!
Нина любила Арбенина чисто, невинно, в то время как Арбенин любил её любовью эгоиста, любил её демоническою любовью — лишь бы она была с ним. Уже в этом проглядывается параллель Арбенина с образом Демона, из поэмы Лермонтова. Лермонтов буквально отсылает нас на образ Демона и Тамары . Поэма «Демон» — это вариант той же идейно-философской и психологической коллизии. Арбенин и Демон подвергаются одному и тому же пути : пути от горького разочарования в мире людей — через возрождающую и примиряющую любовь — к новому, еще более страшному разочарованию — падению.
Любовь для этих героев была единственным шансом на пути к спасению от жестокости , грубости, равнодушия , но они оба теряют её, даже не успев постигнуть истинное наслаждение этой любви.
Помимо ссылок на собственные более ранние произведения, Лермонтов использовал литературное наследие и других писателей. Это различные Пушкинские реминисценции, Схожие сюжеты с драмами Шекспира( «Отелло ») и Шиллера («Коварство и любовь» ). Стиль и в особенности стих «Маскарада» правильно сближался со стилем и стихом «Горя от ума».
Что касается Пушкинских реминисценций, то их в тексте больше всего. Мы встречаем явные параллели из Пушкинской поэмы «Цыгане», её психологическая ситуация вполне аналогична (Земфира — Алеко, Нина — Арбенин). Тема любви и мести тесно переплетается с Лермонтовским «Маскарадом». Оба: Арбенин и Алеко стремятся найти в любви исцеление, нанесенное им светом. Оба не терпят измены, и оба решаются на ужасный поступок против своей любви, против себя.
Контраст между любовью Арбенина к Нине и ее чувством к нему строится совершенно по аналогии с любовью Алеко и Земфиры. Арбенин, как и Алеко, «любит горестно и трудно», Нина — «шутя». О последнем так и заявляется в первой редакции «Маскарада», причем заявляется в порядке прямой реминисценции из «Цыган»:
Лермонтов:Пушкин:…Напрасно Подозревали вы — она дитя, Она еще не любит страстно И будет век любить шутя….она дитя, Твое унынье безрассудно: Ты любишь горестно и трудно, А сердце женское шутя.
Но в «Маскараде» вместо цыганского табора, действие происходит в светском обществе, а психологическая драма Алеко и Земфиры рассказывается стихом «Горе от ума». Но мало того, от Арбенина нити художественных ассоциаций тянутся к Евгению Онегину, что объясняет, почему Лермонтов придает Арбенину имя Евгений.
Фамилия Арбенин, вообще, часто встречается в творчестве М.Ю. Лермонтова. Так, например Арбенин встречается в еще одной пьесе: «Странный человек», только там Арбенина зовут не Евгением, а Владимиром, как Ленского, опять же из романа Пушкина. Причем это сближение имен здесь вполне соответствует характеристике и судьбе героя, восторженного поэта, преданного другом, отбившим у него возлюбленную, и умирающего от любви. На этом Пушкинские реминисценции не заканчиваются, и, Вацуро В.Э. предлагает сопоставление идейной мысли «Маскарада» с Пушкинской мини-трагедией «Моцарт и Сальери» . Здесь уже раскрывается, не тема личности, и не любовная линия героя, здесь сравнение лежит не на поверхности, а глубоко внутри этих двух произведений. Вацуро находит в обоих одну и ту же тематику двойного убийства. Переплетая её с отложенным убийством, или по-другому выстрелом ( «Выстрел»// «Повести Белкина» Пушкин А.С. ). Оба произведения: «Выстрел» и «Моцарт и Сальери» создавались почти в одно и то же время. В «Маскараде» некоторые мотивы восходят к двум этим произведениям. Так, например, с фигурой Неизвестного, мы можем сравнить главного героя «Выстрела» Сильвио, который много лет ожидал своей мести. Неизвестный тоже, долго готовился отомстить Арбенину, тая обиду долгое время. Обоих этих героев томит ожидание «сладкой» расправы. Оба они были оскорблены, и готовятся нанести ответный удар обидчику. В то время, как Арбенин вместе с Сальери, таят у себя смертельное оружие: яд-талисман, приготовленный когда-то для самоубийства, но пригодившейся совсем для иной цели. Они оба убивают людей, по сути, ни в чем невиновных, ничего им плохого не сделавших. Они убивают их, потому что не могут справиться с собой, не могут поверить в самих себя, они подавлены ненавистью. Но этот яд, прежде всего, является опасным именно для них, нравственно и духовно они умирают вместе со своими жертвами, недаром и тот, и другой надеются, что им оставят хоть капельку яда, чтобы испить его вместе:
«Постой . постой… ты выпил!… Без меня?…» Сальери
«Ни капли не оставить мне! жестоко!» Арбенин
Что Сальери, что Арбенин убийство считают их миссией, несмотря на то, что в жертве сосредотачивается самое ценное для них. У Сальери-это искусство, у Арбенина — это любовь. Именно поэтому убийство жертвы, есть в первую очередь самоубийство. Без своих жертв, они потеряют смысл жизни и утонут в угрызениях совести, ведь уже после совершения преступления оба они начинают сомневаться в их виновности :
. . но ужель он прав,
И я не гений? Гений и злодейство
Две вещи несовместные. Неправда:
А Бонаротти? или это сказка и т. д.
У Лермонтова:
Бледна (содрогается), но все черты спокойны.
Не видать
В них ни раскаянья, ни угрызений.
Ужель?
В обоих произведениях осуществляется наказание — не смертью, а жизнью, в которой мститель и философ должны сами осознать свою миссию как иллюзию, ошибку, а свой жертвенный акт как кощунственное преступление. Еще одну важную параллель нужно провести между «Маскарадом» и «Пиковой дамой» Пушкина. Здесь будет задета другая сторона «Маскарада» , одна из её важнейших тем, которая переплетается с другими сюжетными линиями- это тема карточной игры.
Карты, вообще, становятся довольно популярны в России в конце 18 — начале 19 века. Карточные игры превращаются в своеобразную модель той эпохи, без них некоторые не смыслят своей жизни. Для кого-то — это легкая нажива, кому-то — развлечение, а кто-то видит в картах своё существование :
Что ни толкуй Вольтер или Декарт —
Мир для меня — колода карт,
Жизнь-банк; рок мечет, я играю,
И правила игры я к людям применяю.
Карточная игра, уже изначально, используется как конфликтная ситуация. Пьеса начинается именно с игроков, уже показывая этим, что тема карт, в этой драме будет далеко не последняя. Она будет очень тесно переплетаться с жизнью светского общества, то есть с самим маскарадом. На это Манн Ю.В. как раз замечает:
«Игра — это разрыв установленных связей, естественных и социальных («всё презирать: закон людей, закон природы»). И удача игрока все время под угрозой, она уязвима с точки зрения общепринятых законов и морали («…каждый миг постыдный ждать конец»). Игроки — общество в обществе, точнее, это обществом отвергнутые люди, Игра — преисподняя света, и поскольку светская борьба в пьесе олицетворена маскарадом, игра — нижний этаж этого маскарада, преисподняя маскарада, И вступление в круг игроков равносильно падению, отпадению.»
У игры и маскарада есть одно общее -это неизвестность. Этот элемент проходит сквозь всю пьесу. Для Арбенина игра являлась отчуждением, прежде чем он нашел себя в романтической любви. Но мы знакомимся с главным героям в момент его «возрождения» и не можем точно знать, что происходило с ним до этого. Однако, по монологам Арбенина понятно, что он был несчастлив, и женился именно для того чтобы изменить свою жизнь к лучшему. С появлением мысли об убийстве Нины, он совершает роковой шаг к этому самому отчуждению, он возвращается обратно к картам, к тому фальшивому обществу, к своей грубости и жестокости. Замыкается круг, который превратился бы в кольцевую композицию, но финал заканчивается еще более печально.
Тема карточной игры — завязка этого произведения. Если бы не было карт, ничего бы не случилось. Арбенин не спас бы Звездича от проигрыша, не познакомился бы с ним, Звездич, в свою очередь, не стал бы ему рассказывать о браслете и прекрасной незнакомке, значит, Арбенин бы, просто напросто, не обратил внимания на потерянный браслет своей супруги. Всё. Без карт не случилось бы конфликта. Карты -это самый главный символ этого произведения. На картах строятся многие образы героев. Именно карты переплетают все события.
И это тема достаточно обширна для литературы начала 19 века. Так мы встречаем множество произведений известных нам авторов, таких как Гоголь «Игроки», Пушкин «Пиковая дама»
И многих других, которые просто упоминают тему карт.
Тема карт очень обширна, карты -это многофункциональная фигура того времени, её можно рассматривать с разных сторон. Так Лотман разбирает тему карт на примере «Пиковой дамы», где карты имеют не только игральный характер, но и гадательный. Так же он пишет о том, что, карты могут образовывать даже внеигровую семантику. Так например в воображении Германна семерка казалась ему готическими воротами, туз огромным пауком.
Именно в связи с этим развивается двуплановость карт, различное и обширное их употребление. Появляются азартные (игроки играют не с игроками, а со случаем) и коммерческие (умеренная карточная игра, которая рекомендует не азарт, а расчет) игры : «Карточная игра» -моделирование двух типов конфликтной ситуации: коммерческой и азартной. Многие карточные игры забываются, в связи с тем что они остались «в своей первородной чистоте».
В связи с таким разграничением, появляются и разные образы героев, таких как Звездич (азартный игрок), и таких как Арбенин (игрок коммерческий). Проглядывается и становление образа, от азарта к расчету: Арбенин не сразу стал таким, он сам когда-то проигрывался и не видел границ своей игре, но он очень бы хотел, чтобы тогда его остановили, и только из этих побуждений он помогает Звездичу.
Карты подталкивают все основные конфликты этой пьесы: конфликт Звездича с игроками, конфликт Арбенина с Ниной, конфликт Звездича и Неизвестного с Арбениным.
Карты являются основным звеном завязки и развязки этой пьесы.
Финал драмы
Финал драмы заканчивается трагедией. Мечты о нормальной жизни центрального героя, рушатся о реальность. Он приходит к тому, от чего ушел. Злой рок, наказывает его. Это своего рода «трагедия судьбы» ведь Неизвестный не приложил никаких усилий к мести. Он не участвовал в самой интриги, он выступал активным действием только дважды — когда, предостерегал Арбенина и в конце, кода просто подводил итог. Жизнь сама карает главного героя. Когда Арбенин узнает, что наказал безвинно, он даже не может осознать вины, он впадает в сумасшествие и обвиняет во всем Неизвестного, перед которым так же является виноватым. Финал не оставляет ни одного светлого проблеска: Арбенин сходит с ума, Звездич остается неотомщенным, Неизвестный не станет от этой мести судьбы счастливее. Финал драмы — антиутопия.
Заключение
Маскарад был написан на взаимопроникновение романтического и реалистического планов изображения. Драмы Лермонтова были связующими между Лермонтовской поэзией и последующей его прозой. Постепенно, от романтического стиля поэзии он переходит к реалистическому стилю прозы. «Маскарад» является толчком от романтизма к реализму.
Драматургия Лермонтова, взятая внутри его творческой эволюции, была как бы мостом от юношеских поэм к зрелой прозе. На драматургической работе Лермонтов развил метод психологического анализа и технику мотивировки, использованные потом в «Герое нашего времени». Но и независимо от этого драматургия Лермонтова, и, прежде всего, конечно, «Маскарад», сохраняет свое значение. По своим принципам она была новаторской, опиравшейся на Байрона, Шиллера, Шекспира на французскую романтическую драму и мелодраму. В то же время «Маскарад» был своего рода итогом русской драматургии 20-30-х годов, выросшей на основе новых, боевых идейных и художественных принципов и оставшейся за пределами тогдашней сцены. Характерен в этом смысле самый жанр «Маскарада», совмещающий в себе элементы высокой трагедии, мелодрамы и комедии. Родство «Маскарада» с «Горем от ума» отмечалось неоднократно — и в стихе, и в стиле. Борьба с нравоучительностью объединяет драматургию Лермонтова с пушкинской. Указанные связи обнаруживают родство драматургии Лермонтова с декабристской драматической литературой, как в тематике, так и в драматических принципах. Гениальный создатель «Маскарада» двадцатидвухлетним юношей бросил путь драматурга. Его драматургическое наследие не велико. Но глубоки его раздумья о жизни в этих немногочисленных пьесах, в особенности в «Маскараде».
Список литературы
1)М.Ю.Лермонтов Маскарад, Т.II М., 1990. — С. 126-239
)М.Ю.Лермонтов Герой нашего времени, Т.II. М., 1990.- С. 456
)Белинский В. Г. Полное собрание сочинений, т.VI. М., 1955. — С. 548
)Благой Д. Д. Лермонтов и Пушкин: (Проблема историко-литературной преемственности) // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова: Исследования и материалы: Сборник первый. — М.: ОГИЗ; Гос. изд-во худож. лит., 1941. — С. 356-421.
)Вацуро В.Э. «Моцарт и Сальери» в «Маскараде» Лермонтова // Рус. лит. 1987. №1 С. 78-88
)Лотман Ю.М. «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе XIX в. // Избр. Ст. : В 3т. Таллин , 1992. Т.2. С. 392
)Макогоненко Г.П. Пушкинское начало в драме Лермонтова «Маскарад» // Макогоненко Г.П. Лермонтов и Пушкин. Л., 1987.
)Манн Ю.В. Игровые моменты в «Маскараде» Лермонтова // Изв. АН СССР. Сер. Лит. И яз. 1977. Т. 36, №1 С. 293
)Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.; Л., 1961. — С. 197 — 210.
diplomba.ru
Нина Арбенина — это… Что такое Нина Арбенина?
Нина Арбенина — один из ключевых персонажей драм М. Ю. Лермонтова «Маскарад» и «Арбенин».
Биография
В начале драмы «Маскарад» Арбенин характеризует Нину следующим образом:
|
|
В пределах драмы «Маскарад» Нина превращается из «созданья слабого» в гордую женщину, не прощающую ни дерзостей светского волокиты Звездича, ни ревности мужа, оскорбляющей ее достоинство.[1] В конце драмы Нина съедает отравленное Арбениным из-за уверенности в измене мороженое и умирает.
В драме «Арбенин» Лермонтов кардинально меняет образ Нины и превращает ее в виновную в измене женщину. Арбенин так характеризует ее:
|
В конце драмы «Арбенин» Арбенин узнает, что жена ему верна. Неизвестный заявляет:«Ты убил свою жену».
Интересные факты
- Имя Нина в драме «Маскарад» является такой же «маскарадной маской», как и имена других персонажей драмы, например, князя Звездича. Настоящее имя Нины — Настасья Павловна, его произносит на балу в драме «Маскарад» герой с провинциальным именем Петков, чуждый светскому обществу. Двуименность героини является предвестником отравления Нины[2].
- В драме меняется лексика и тон разговора Нины: в первом акте драмы Нина говорит просторечными словами, без иронии («час какой-нибудь на дню»), но с развитием драматического конфликта в речи Нины появляется ирония (например, в разговоре с князем Звездичем: «какое странное участье»). В конце первого действия Нина дает мужу отпор: «Так вот какое подозренье! // И этому всему виной один браслет; // Поверьте, ваше поведенье // Не я одна, но осмеет весь свет!». Это подчеркивает «взросление» героини[1].
Исполнители роли Нины[3]
Примечания
- ↑ 1 2 А. А. Литвиненко. Романс Нины в структуре драмы // Лермонтов М. Ю. Маскарад: Текст, комментарии, исследования, материалы для самостоятельной работы, моделирование уроков: Науч.-метод. пособие для вуза и школы — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. — 2000. — С. 214—215.
- ↑ Л. А. Капитанова. «Замкнутая судьба» Евгения Арбенина // Лермонтов М. Ю. Маскарад: Текст, комментарии, исследования, материалы для самостоятельной работы, моделирование уроков: Науч.-метод. пособие для вуза и школы — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. — 2000. — С. 157.
- ↑ К. Ломунов. «Маскарад» Лермонтова как социальная трагедия
dic.academic.ru
Арбенин, Евгений Александрович («Маскарад») — это… Что такое Арбенин, Евгений Александрович («Маскарад»)?
Смотри также Литературные типы произведений Лермонтова— «Человек солидный, глядит ягненочком». Игрок и шулер; «зверь» и «черт». Имел три тысячи душ и «покровительство y знати». «Чинов он не хотел, a славы не добился». По собственному признанью, «рожден с душой кипучею, как лава: покуда не растопится, тверда, как камень… но плоха забава с ее потоком встретиться». По словам Неизвестного (см. [Далее сносок нигде не делается, т. к. в «Указателе» даны более или менее подробные характеристики всех действующих и упоминаемых в произведениях Лермонтова лиц.]), у А. «гордый ум»; душа его «мрачна и глубока, как двери гроба — чему хоть раз отворится она, то в ней погребено навеки», «подозренья ей стоят доказательств…» — Подозревая свою жену в обмане, Арбенин сам берется «свершить над ней свой страшный суд». Он поручает «любимую» Нину Богу «всевидящему» и «незримому» и подсыпает в мороженое жены «порошок», который десять лет «хранил на черный день» «среди волнений жизни трудной, как талисман таинственный и чудный». Он холодно смотрит на мучения Нины. «А мало ли мучений, которые сильней, ужаснее твоих»? «Жизнь вечность и смерть — лишь миг», — говорит он; в ответ на просьбу послать за доктором замечает холодно: «не пошлю». — «Что ж? разве умереть вам невозможно без доктора?» «Он рад ее страданьям».
Плачь! Плачь! Но что такое, Нина,
Что слезы женские? — вода…
Я ж плакал — я, мужчина!
«Когда мужчина плачет» — «смерть у него в руках и ад в груди». Еще в юности, «не зная цену жизни, он знал уж цену злата». Он был тогда «заносчив, опрометчив и рано испытал все сладости порока и злодейства и перед их лицом ни разу не дрожал». В кругу «обманщиц милых» Арбенин «напрасно и глупо юность погубил», «любим был часто пламенно и страстно, и ни одну из них он не любил». «Романа не начав», он «знал уже развязку, и для других сердец твердил слова любви, как няня сказку». Арбенин любил одну игру. Она приводила «кровь в волненье, тревогой наполняла грудь». За картами он «смотрел с волнением немым, как колесо вертелось счастья», и скоро он узнал, что «счастья нет», но есть игра наверняка. Из простого картежника Арбенин стал шулером. Для этого, по его словам,
…нужно испытать, ощупать беспристрастно
Свои способности и душу; по частям
Их разобрать; привыкнуть ясно
Читать на лицах чуть знакомых вам
Все побужденья, мысли; — годы
Употребить на упражненье рук;
Все презирать: закон людей, закон природы;
День думать, ночь играть, от мук не знать свободы,
И чтоб никто не понял ваших мук!
Не трепетать, когда близ вас искусством равный;
Удачи каждый миг постыдный ждать конец
И не краснеть, когда вам скажут явно:
«Подлец!»
Он бросил играть, потому что понял все «насквозь», все «тонкости» игры. Он был богат, но «тяжко стало жить» и «скучно жить». — Жизнь для Арбенина — «вещь пустая». Жизнь, «давно известная шарада для упражнения детей, где первое рожденье, где второе ужасный ряд забот и муки тайных ран, где смерть — последнее, а целое обман». — «Вы жизнь мою спасли», — сказал князь Звездич, благодаря за Арбенина за отыгрыш. — «И деньги ваши тоже, — ответил Арбенин и прибавил: — А право трудно разрешить, которое из двух дороже». — «Богат и без гроша, он скукою томился», в груди его «уж крылся холод, то адское презренье ко всему», «которым» он «гордился». «Везде» он «видел зло» «и, гордый, перед ним нигде не преклонился. Постиг друзей, коварную любовь», все видел, все перечувствовал, все понял, все узнал; «любил» он часто — чаще ненавидел и более всего страдал; сначала все хотел, потом все «презирал»; то сам себя не понимал, «то мир его не понимал». На своей жизни он «узнал печать проклятья, и холодно закрыл объятья для чувств и счастия земли…» Люди были ему «чужды», и он «им всем чужой». — «Совет лукавый» кто-то подал Арбенину: жениться, и он женился, «стал барин и позабыл товарищей своих». Он женился, чтобы «иметь святое право уж ровно никого на свете не любить»; уже женатый, глубже заглянув «в душу мертвую свою», А. «вдруг» увидел, что любит Нину и… «ужаснулся». «Опять мечты, опять любовь в пустой груди бушуют на просторе», — говорит он сам себе. — «Изломанный челнок — я снова брошен в море! Вернусь ли к пристани я вновь?» Он занят «любовью, не делами». Наедине с любимой женщиной А. с глубоким отвращением «мыслит» о «тяжелой черной старине», «о днях, отравленных волненьем порочной юности». Он говорит Нине:
Так, прежде я тебе цены не знал, несчастный;
Но скоро черствая кора
С моей души слетела — мир прекрасный
Моим глазам открылся не напрасно;
И я воскрес для жизни и добра.
Но иногда опять какой-то дух враждебный
Меня уносит в бурю прежних дней,
Стирает в памяти моей
Твой светлый взор и голос твой волшебный.
В борьбе с собой, под грузом тяжких дум,
Я молчалив, суров, угрюм.
Боюся осквернить тебя прикосновеньем;
Боюсь, чтобы тебя не испугал ни стон,
Ни звук, исторгнутый мученьем, —
Тогда ты говоришь: меня не любит он!
Арбенин любит жену «так сильно, бесконечно, как только может человек любить». Он верит, что «Творец в вознагражденье с своих небес послал к нему Нину. «Все, что осталось мне от жизни — это ты: созданье слабое, но ангел красоты! Твоя любовь, улыбка, взор, дыханье… Я человек — пока они мои; без них — нет у меня ни счастья, ни души, ни чувства, ни существованья!» Но Арбенин не уверен в чувстве жены:
«Ты молода летами и душою,
В огромной книге жизни ты прочла
Один заглавный лист, и пред тобою
Открыто море счастия и зла.
Иди любой дорогой,
Надейся и мечтай — вдали надежды много,
А в прошлом жизнь твоя бела!
Ни сердца своего, ни моего не зная,
Ты отдалася мне и любишь — верю я —
Но безотчетно чувствами играя
И резвясь, как дитя».
«Я жить привык беспечно и ревновать смешно», — прибавляет Арбенин. Но он сознает разницу между собственным чувством и чувством Нины: «я сердцем слишком стар — ты слишком молода». «Гордый ум» Арбенина видит всюду обман. На женщину у Арбенина свой взгляд: «победы новые ей нужны ежедневно»; «глупец, кто в женщине одной мечтал найти свой рай земной». — После маскарада и потери женою браслета, «точь-в-точь такого, который он видел в руках у Звездича, страшное подозрение» волнует Арбенина. «Ужель то было только сон? А это пробужденье?» — задает он вопрос и «маску чувств снимает смело». На смех Нины над поднятой тревогой «из пустяков» он бросает ей в лицо страшную угрозу: «Дай Бог, чтоб это был твой не последний смех!» И тут же клянется ей в любви «бесконечной» и местью за обман: «закона я на месть не призову, но сам без слез и сожаленья две наши жизни оборву». Ревнуя, он испытывает «почти все муки ада». Смех Нины, смех «глупцов земных, обманутых мужей», преследуют Арбенина. «Ни прощенья, ни жалости не знает он, когда обижен, — мщенье, мщенье — вот цель его тогда и вот его закон». «Оскорбленье, в его душе запав, приносит плод». Он готовится убить Звездича, крадется в его спальню, и — не может. «Да, это свыше сил и воли… Я изменил себе, я задрожал впервые во всю жизнь», — признается Арбенин и сам себя зовет «трусом» и презренным человеком, изнемогшим «под гнетом просвещенья». Но он находит иной выход: «убийство уж не в моде, убийц на площадях казнят. Язык и золото, вот наш кинжал и яд!» Арбенин придумывает иную месть: приглашает Звездича на вечер в карты и среди игры наносит ему оскорбленье «против правил». Он уличает Звездича в подмене карты: «конец игре… Приличий тут уж нет, вы шулер и подлец!» — и бросает карты в лицо Звездича. На вызов князя Арбенин отвечает: «стреляться? с вами? мне? вы в заблужденьи!» Он издевается над Звездичем, советует убить его и на вопрос князя, кто он, Арбенин, «человек иль демон», отвечает кратко: «Я игрок». — Он отомщен. Он лишил навеки Звездича «чести». Арбенин убежден, «что преграда рушена между добром и злом», от Звездича «теперь весь свет с презреньем отвратится». — «Намеки колкие со всех сторон» решают участь Нины и самого Арбенина. «Нет, людям я ее (Нину) не уступлю… И нас судить они не станут. Она умрет; жить вместе с нею доле я не могу…»
«…Решено:
Она умрет — я прежней твердой воле
Не изменю…….
Он уверен, что его и Нину «рассудит только Божий суд». — Но «есть граница мщенью», и Арбенин признается жене, что он «ее убийца», клянется в своей любви, рыдает над нею. — В ответ на проклятие Нины отвечает: «Что пользы проклинать? Я проклят Богом». Он не верит в невинность жены. «Я все ж невинна перед Богом», — последние слова умирающей Нины. «Ложь!» — восклицает Арбенин. — Арбенин уверен, что он «был страстный муж, но был судья холодный». Неизвестный и князь Звездич раскрывают Арбенину тайну: Нина была невинна.
Она невинна? Разве вы тут были?
Смотрели в душу вы мою?
Как я теперь прошу, так и она молила.
Ошибка… Я ошибся… Что ж,
Она мне то же говорила…
Но я сказал, что это ложь.
Я это ей сказал. Вот что я вам открою:
Не я ее убийца…
«Ты скорей!» — обращается Арбенин к Неизвестному и прощает его…
Критика: 1) Арбенин (или все равно: «Мцыри», «Арсений» и т. д.) — это необузданная страстность, рвущаяся на широкий простор, почти что безумная сила, воспитавшаяся в диких понятиях (припомните воспитание Арбенина или Арбеньева, как названо это лицо в известном лермонтовском отрывке, ниже «Указатель»), вопиющая против всяких общественных понятий и исполненная к ним ненависти или презрения, сила, которая сознает на себе «печать проклятья» и гордо носит эту печать, сила отчасти зверская и которая сама в лице «Мцыри» радуется братству с барсами и волками. Пояснить возможность такого настроения души поэта не может, кажется мне, одно влияние музы Байрона. Положим, что Лара, Манфред обаянием своей поэзии, так сказать, подкрепили, оправдали тревожные требования души поэта — но самые элементы такого настройства могли зародиться только или под гнетом обстановки, сдавливающей страстные порывы Мцыри и Арсения, или на диком просторе разгула и неистового произвола страстей, на котором взросли впечатления Арбенина. Представьте же подобного рода, под гнетом ли, на просторе ли развившиеся, стремления — в столкновении с общежитием и притом с условнейшею из условных сфер его, с сферою светскою! Если эти стремления — точно то, за что они выдают себя, или, лучше сказать, чем они сами себе кажутся, — то они суть совсем противообщественные стремления, не только что противообщественные в смысле условном; и — падение или казнь ждут их неминуемо. Мрачные, зловещие предчувствия такого страшного исхода отражаются во многих из лирических стихотворений поэта и особенно ясно в стихотворении «Не смейся над моей пророческой тоскою». Если же в этих стремлениях есть известная натяжка, известная напряженность — выросшие опять-таки под гнетом или на диком просторе, среди своевольных беззаконий обстановки, то первое, что закрадется в душу человека, тревожимого ими или встретившего отпор им в общежитии, будет конечно, сомнение, но еще не истинно разумное сомнение в законности произвола личности, а только сомнение в силе личности, в средствах ее [Ап. Григорьев [Заглавия сочинений критической литературы приводятся в тексте в сокращении; подробнее «Перечень произведений», где под рубрикой «Лермонтов» дан свод источников для изучения произведений поэта.]. Соч. т. I].
2) По мнению Плаксина, Арбенин списан не с действительного мира, а с даровитого актера в разных ролях: то вы видите в нем Чацкого, то Кина, то Гамлета, то Отелло. Арбенин сначала является холодным резонером; он с холодною проницательностью замечает пороки общества; с спокойной стойкостью обыгрывает он шулеров, возвращает князю Звездичу все деньги, которые тот проиграл этим игрокам-ремесленникам; уклоняется от всякой благодарности, зато потом, по подозрениям в волокитстве князя за его женою, хочет убить его сонного и только потому не исполняет этого намерения, что считает такую смерть слишком легким мщением; коварно затащив Звездича в игорный дом, обыгрывает его, вдобавок дает пощечину и отказывается от поединка; отравляет ядом свою жену, подозреваемую в измене; жестоко издевается над ее предсмертными муками и с каким-то адским спокойствием дает ей так умереть, не трогаясь ни простодушными жалобами, ни мольбами, ни угрозами суда Божия. Рядом с той комнатой, где лежит прах несчастной жертвы людского безумия, разврата и злобы, происходит самая оскорбительная комическая сцена. Наконец является князь с каким-то неизвестным, который некогда был обыгран Арбениным и который какими-то тайными, ему только известными средствами устроил всю эту трагедию. Если бы их сложить обоих, то они бы составили нечто в роде «Сильвио» Пушкина, только пониже. — Они обличают Арбенина в отравлении жены, открывают искренность и чистоту ее; и — он сходит с ума! Впрочем, надо признаться, что образ Арбенина, несмотря на всю преувеличенность и неестественное сочетание несогласных черт в лице его, есть самый полный из всех лиц». «Не ясно ли после этого, что все произведения Лермонтова составляют развитие личной его думы? Эта дума более или менее отражается почти во всем, что он создал или произвел. Нам скажут: поэт изображал людей своего века, изображал для того, чтоб дать живой интерес своим произведениям и вместе с тем резкий урок современному обществу; но, к сожалению, он достиг первой цели чисто на счет второй; потому-то поэт, действуя под влиянием века или, по крайней мере, под влиянием той идеи, которую он создал себе о своем веке, дал этим представителям страстей, эгоизма, холодного презрения к добру и равнодушия к злу и бедствиям людей какую-то нравственную силу и очарование; а те лица, которые должны бы проливать в душу теплоту утешительную или оставлять трогательное воспоминание, всегда остаются у него на дальнем плане, в тени, и трогаются только на минуту; оттого, что в них нет нравственной силы, они гибнут без борьбы; так Леила в «Хаджи Абреке», Зара в «Измаил-Бее», Нина в «Маскараде».
3) Арбенин «игрок и плут», но только образумившийся и нашедший в семейном счастье еще нетронутый уголок, где может прожить остаток своих дней спокойно и внешним образом честно». А. «полюбил свою жену со страстью дикого человека. Он, действительно, дикий человек, но не в смысле непосредственного дикаря, а дикаря цивилизованного, который способен на все гадости не по наивности, а по равнодушию или презрению ко всему, что его окружает. А. игрок, кутила, но, конечно, не низкого пошиба. Он «зверь» и настоящий «черт», как его аттестует один из его приятелей по игре. Он изверг и холодный мучитель, с этим и сам А. согласен…» «…Перед нами какая-то загадочная личность, стоящая, впрочем, не одиноко в ряду других лермонтовских типов. Тип А. логически выведен из тех посылок, какие даны Лермонтовым в его прежних поэмах, повестях и драмах». «Лермонтов постепенно разочаровывал своих героев во всем: Волина — в семье, Арбенина [«Странный человек»] — в семье и дружбе, Радина — в семье дружбе и любви; у Вадима он отнял свободу, у Измаила — родину и веру. Таким образом, тип, который лег в основание всех этих разочарованных и обманутых людей, естественно должен был дойти до тех степеней отрицания всех чувств в мире, до каких дошел Арбенин, герой «Маскарада». Он должен был выродиться в самого страшного и индифферентного эгоиста. — Поставленный вне всяких духовных связей с обществом, человек с бурными страстями, А. должен был все же хоть куда-нибудь приложить тот запас сил физических и духовных, какими его одарила природа». «Он должен был искать какого-нибудь поля деятельности и нашел его в игре, т. е. в постоянном риске, который щекотал его нервы. Волнение ему было необходимо, и ему было все равно, где и при каких условиях он мог найти его. Но прошло и это время: «те дни блаженные прошли! Я вижу все насквозь, все тонкости их знаю, и вот зачем я нынче не играю». А. мог сказать это не только об одной игре. Такое состояние душевного «безочарования» почти не поддается анализу — так оно туманно». — «Как в «Демоне» Л. создал символический тип, так и в «Маскараде» он незаметно для самого себя перешел за границы действительного мира и вместо живого человека создал снова какой-то полуфантастический образ; одел своего Демона в модный фрак и заменил сказочную обстановку игорными домами и балом. В своих желаниях А. туманен, как Демон. Злоба приводит его к преступлению; дружба и любовь сведены либо к расчету, либо к праздной забаве. Он испытал «все сладости порока и злодейства», и не осталось ни одного чувства, за которое этот человек мог бы ухватиться, которое могло бы убедить его, что еще стоит жить на свете. Как видим, настроение совсем сходное с настроением Демона до его встречи с Тамарой. В этой любви заключено все эгоистическое счастие Арбенина. С ее исчезновением исчезает и последняя нить, привязывавшая этого человека к жизни». — «Лермонтов, верный своей привычке отнимать у своих героев одно за другим все чувства, за которые душа цепляется в борьбе с жизнью, отнял и у Арбенина последний смысл его существования, а именно — его любовь». — «Тип Арбенина должен был показать Лермонтову, что идти дальше в этом направлении некуда, что, несмотря на реальную обстановку, какой поэт начал окружать своего героя, сам герой стал кристаллизоваться и застывать в нереальных очертаниях». В Арбенине, по мнению критика-биографа Л., «век не отразился, отразился только сам Лермонтов с его тогдашним неясным состоянием духа, с его творческой усталостью». [Н. Котляревский. Лермонтов].
Словарь литературных типов. — Пг.: Издание редакции журнала «Всходы». Под редакцией Н. Д. Носкова. 1908-1914.
literary_types.academic.ru
«Маскарад», анализ пьесы Лермонтова, сочинение
«Маскарад» — драматическая пьеса М. Ю. Лермонтова в стихах — произведение, которое поэт создал непосредственно для постановки на сцене, чего при жизни увидеть ему так и не удалось. Пьеса была написана в 1835 году, изначально в трёх действиях, и заканчивалась смертью главной героини. Однако, драматическая цензура во главе с шефом жандармерии Бенкендорфом, пьесу к постановке не допустила. Причиной сему было посягательство поэта на костюмированные балы в доме влиятельных в ту пору Энгельгардтов, расцененное как вызов всему петербургскому великосветскому сообществу. История повторялась ещё дважды, и так же дважды Лермонтов переделывал сюжет. В итоге свет поэма увидела уже после смерти поэта, в 1842 году, в весьма сокращённом варианте, и только через 30 лет была напечатана полностью.
«Маскарад» не зря вызвал такую реакцию у чиновников от цензуры. Лермонтов хорошо знал сущность жизни русской аристократии и тематику театральных безлико-патриотичных постановок. Он создал произведение-вызов, обнажающее все те пороки, которые были присущи великосветскому обществу Петербурга начала 19 века. Назвав пьесу «Маскарад», Лермонтов имел в виду не только момент костюмированного бала в доме у Энгельгардтов. Всё происходящее в жизни общества он считал клубком завуалированных интриг, скрытых преступлений и замаскированных пороков, неприемля такой образ существования. Своё отношение к происходящему в кругах петербургской знати, он вложил в образ главного героя, Евгения Арбенина.
Арбенин, будучи частью этого общества, — один из участников «маскерада» жизни с его лицемерием и эгоизмом, интригами и фальшью, карточными играми и костюмированными балами. Арбенина нельзя назвать положительным героем. Он — карточный шулер, разбогатевший на этом. Но сила его духа и ума позволяют вырваться из порочного круга, чтобы начать новую жизнь.
…я все видел,
Все перечувствовал, все понял, все узнал,
Любил я часто, чаще ненавидел,
И более всего страдал!
Сначала все хотел, потом все презирал я,
То сам себя не понимал я,
То мир меня не понимал.
Тем не менее, он реально ощущает невозможность достижения спокойствия и свободы души в мире, где смещены понятия чёрного и белого, и в этом его трагизм. Опыт предыдущей жизни навсегда поселяет в его душе неверие людям и недоверие ко всем, его окружающим, и жизни в целом. Он не любит общество «масок», и оно пытается ответить ему тем же.
Под маской все чины равны,
У маски ни души, ни званья нет, — есть тело.
И если маскою черты утаены,
То маску с чувств снимают смело.
Евгений хочет уйти от реальности, забыв о карточных играх и пристав к тихой семейной гавани. После долгого соприкосновения с обществом порока и разгула, он боготворит свою юную жену, чистую и целомудренную Нину, он «воскрес для жизни и добра». Ныне он живёт только одним — любовью к своей жене.
Ты молода летами и душою,
В огромной книге жизни ты прочла
Один заглавный лист, и пред тобою
Открыто море счастия и зла.
Нина ангельски непосредственна, она по-детски обожает праздники, «и блеск, и шум, и говор балов», и часто проводит время на них допоздна. Неудивительно, что именно бесхитростная Нина становится жертвой интриг и маскарадных сплетений судьбы.
Общество мстит Арбенину в лице окружающих его «масок», выискав его самое больное место и ударив по нему расчётливо и хладнокровно. Лицемерная баронесса Штраль, закрутившая трагическую интригу, пытаясь спасти своё положение в обществе, подставляет под удар Нину. Шприх, сущность которого Арбенин понял сразу
Улыбка злобная, глаза… стеклярус точно,
Взглянуть — не человек, — а с чертом не похож.
мстит за помощь Евгения князю Звездичу. Бывший сокартёжник Казарин, пытаясь вернуть Арбенина в карточные игры, как хорошего партнёра, подливает масла в огонь, после чего Евгений окончательно разочаровывается в Нине:
Прочь, добродетель: я тебя не знаю,
Я был обманут и тобой…
Чёрным демоном вьётся вокруг Арбенина Незнакомец. Когда-то Евгений лишил его всех средств, выиграв по-крупному в карты и не простив долга. Много лет тот вынашивает план мести, который наконец-то претворён в жизнь. Именно он открывает Евгению глаза на то, что Нина невиновна.
Арбенин пытается освободиться от нравственных устоев окружающего его общества, но всё же идёт на поводу у него, поверив в измену Нины. Отравив её, он не просто расплачивается с ней за якобы неверность, он мстит за крушение того единственного светлого в его жизни, что у него оставалось…
Мысли и действия Арбенина и других персонажей говорят о том, что автор своей пьесой не только пытался раскритиковать существующее светское общество, он предостерегал от нарастающего безраздельного царствования зла и самых низменных качеств и поступков.
«Маскарад» — самая зрелая драматическая пьеса Лермонтова, в ней прослеживается отточенное мастерство автора: богатый язык, меткие фразы, фактурные диалоги, глубина образов, конкретность проблематики, что заслуженно ставит пьесу в ряд лучших произведений русской драматургии.
- «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
- «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
- «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
- «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
- «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
- «Демон», анализ поэмы Лермонтова
- «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
- «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
- «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
- «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
- «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
- «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
- «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
- «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
- «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова
По произведению: «Маскарад»
По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич
goldlit.ru