О сказка пушкина – Сказки Пушкина — Википедия

Содержание

Сказки Пушкина

Сказки Пушкина читать интересно, их список невелик, но героев знают все: золотой петушок, поп и его работник Балда, рыбак, поймавший золотую рыбку, царь Салтан, богатыри и, конечно, ученый кот.

О сказках Пушкина

Пушкин писал сказки в духе русских народных, с выражением чувств народа, его интересов. Автор всегда использует сказочный сюжет в стихотворной форме, имена героев многозначительны, а литературный язык передает все нюансы русской души. Сказки Пушкина можно условно разделить на два периода: ранний и поздний. Представленный на сайте список сказок Пушкина относится к позднему периоду, который был наиболее плодотворным для автора.

Народная поэзия в виде устного творчества сопровождала и сопровождает людей на протяжении всей жизни, начинается знакомство с колыбельной, затем сказки и продолжается вплоть до смерти. Поются песни в праздники: на свадьбах и других застольях, вечерних посиделках с друзьями. Наш быт, воспоминания счастья или страданий отражаются в преданиях, сказках и передаются из поколения в поколение. Особенно яркими моментами становятся авторские произведения талантливых писателей, отражающие национальную красоту. Сказки Пушкина – именно такие произведения.

Стихийная поэзия народа отражалась в творчестве многих писателей, глубоко проникая в их произведения. Из множества видов народного творчества особенно часто записывались волшебные сказки, отражающие одновременно трудолюбие и лень, радости и горести русского народа. Пушкин, любивший историю и своих предков, в склонной ему лирической манере довольно реалистично и с юмором описывал настроения близкого ему народа. Такому проникновению в душу содействовала ссылка писателя в Михайловское, где он жил в тесной связи с крестьянами, их сетованиями на жизнь и маленькими радостями. Пушкин в то время не просто проникся культурой народа, но и старался изложить его мысли и идеи в своем поэтическом творчестве.

Сказки Пушкина список

Читая сказки Пушкина, невольно понимаешь, что автор не ограничился простым изучением жизни обычного человека, он подошел к вопросу творчески, оставив современникам наследие из сказок, каждая из которых является жизненным уроком. Список сказок Пушкина можно разделить логически на две группы:

  • Сказка о попе и о работнике его Балде, сказка о рыбаке и рыбке: написаны в народном стиле, используя образы и дух народа, стиль речи, выглядят действительно как народные сказки.
  • Сказка о царе Салтане, сказка о мёртвой царевне и семи богатырях, сказка о золотом петушке, сказка об ученом коте: написаны с использованием литературных оборотов пушкинского поэтического языка, при этом сохранив характер народности.

Сказки Пушкина читать нужно очень внимательно, кроме необычных авторских героев (таких как золотая рыбка, исполняющая желания или нежная царевна-лебедь), встречаются живописные описания природы и магии. Примечательно, как Пушкин использовал народное творчество в своих сказках: кроме характерного написания встречаются также поговорки, различные чудесные причитания. Королевич Елисей общается с солнцем, месяцем и ветром, Гвидон обращается с заклинанием к волне.

deti-online.com

Сказки Александра Сергеевича Пушкина. Список произведений — Сказки. Рассказы. Стихи.

Александр Сергеевич Пушкин внес неоценимый вклад в развитие русской литературы. Это величайший поэт всех времен. Произведения А.С.Пушкина – золотой фонд русской литературы, богатство и гордость русского народа. Название сказок Пушкина, поэм, стихов хорошо известны не только в России. Весь мир знаком с творчеством великого поэта, драматурга, писателя.
 

Пушкин Александр Сергеевич

/1799, Москва — 1837, Петербург/
 


 
Читаем сказки Пушкина. Полный список произведений

 
Руслан и Людмила
Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о попе и о работнике его Балде
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях
Сказка о золотом петушке
Песнь о Вещем Олеге
У лукоморья дуб зелёный
Сказка о царе Салтане
Сказка о медведихе
Царь Никита и сорок его дочерей
 

Читать краткое содержание сказок Пушкина
Перейти в раздел «Народные сказки»
 
Пушкин. Жизнь

 
Александр Сергеевич родился в 1799 году. Обучение будущего поэта началось в домашних условиях, благодаря французским гувернерам Пушкин с юных лет отлично говорил по-французски и полюбил книги. Основное обучение проходило в Царскосельском лицее. Именно там начинается творчество великого Пушкина. Товарищи и учителя первыми знакомятся с его работами. В лицее Александр Сергеевич написал первые строки к поэме «Руслан и Людмила», а закончил её лишь спустя три года.
 
Несмотря на колкости юного Пушкина, которые испытывали на себе его товарищи, они хорошо отзывались нем. Самым близким другом с вступительных экзаменов и до конца жизни был Иван Иванович Пущин.
Все жизненные этапы, путешествия, мысли и эмоции поэт и драматург отразил в своих трудах. У Александра Сергеевича с его супругой было четверо детей. Потомки величайшего писателя сегодня живут в разных уголках мира.
 
Зимой 1837 года писатель был смертельно ранен. Поводом для дуэли стала жена Пушкина Наталья Николаевна, которая, по слухам завистников, имела роман с Ж. Дантесом.
 

Произведения Пушкина – великое наследство русского народа

 
С работами Александра Сергеевича знаком каждый человек нашей необъятной Родины. В школах посвящают занятия и творческие вечера. В педагогических университетах произведениям Пушкина уделяется особое внимание. В театрах ставятся спектакли, актеры часто со сцены читают стихи и цитируют Александра Сергеевича. Кино экранизирует свое видение творчества гения.
 
Герои его произведений стали любимыми для людей разных поколений. И практически каждый может вспомнить строки из поэмы «Руслан и Людмила» или бессмертного романа «Евгений Онегин». Эти огромные произведения в стихах читаются и запоминаются очень легко.
 
Читатели и книголюбы признаются, что перечитывают его произведения, каждый раз открывают что-то новое. Произведения, не вошедшие в обязательную школьную программу, вызывают не меньший интерес и любовь потомков. Название сказок Пушкина, его романов, поэм и стихов близки и знакомы русскому человеку.
 

Пушкин для детей

 
Если иностранцы думают, что творчество Александра Сергеевич входит в сердца русских с прочтением Евгения Онегина, они очень ошибаются. С ранних детских лет родители знакомят своих малышей со сказками Пушкина. Причем не только по книгам. В основу фильмов для детей и мультфильмов советского периода легли сказки Пушкина. Полные названия их оставались такими, какими их задумал автор.
 
И хотя сегодня детям представлен огромный выбор сказок, мультфильмов и книг, родители и педагоги не забывают о проверенных годами произведениях. Хорошо запоминаются, развивают фантазию и учат добру все сказки Пушкина. Список названий любимых произведений каждый определяет самостоятельно.
 

Сказки Пушкина

 
Как и положено автору сказок, Пушкин учит через них самым главным вещам: доброте, терпению и вере в чудеса. Каждая сказка – повод задуматься для взрослого человека.
 
Сказки Александра Сергеевича отличаются не только яркостью образов и характеров. Главная отличительная черта – гармоничность стихотворной формы. Название сказок Пушкина очень понятны и приоткрывают тайну содержания. Не все современные сказки придерживаются этого принципа, название некоторых остается непонятным даже после прочтения текста. Если читатель запамятовал, какие есть сказки Пушкина, названия их с удовольствием напомним:
 
«Жених».
«Сказка о медведихе».
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
«Сказка о попе и работнике его Балде».
«Сказка о рыбаке и рыбке».
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-Лебеди».
«Сказка о золотом петушке».
«Царь Никита и сорок его дочерей».
«Амур и Гимней».
 

Вдохновение и сказки

 
Сказки относятся к расцвету творчества Пушкина. Смысл, закладываемый автором, описание борьбы добра и зла изначально были рассчитаны на взрослых. Но вскоре золотой петушок, золотая рыбка, прекрасная Лебедь, богатыри, белочка и остальные герои и персонажи сказок завоевали детские сердца и прочно обосновались в детской литературе.
 
Александр Сергеевич Пушкин очень точно подмечал быт, культуру, образы народа и переносил их в свои сказки. Фольклором дышит каждое его творение. В те годы основная передача народной мудрости шла по устному каналу, а писатель смог увековечить русский народный фольклор в своих произведениях. Название сказок Пушкина навсегда останется в сердцах русских людей.
———————————————-
Сказки Пушкина.
Читаем бесплатно онлайн

 

Читать краткое содержание сказок Пушкина
Перейти в раздел «Народные сказки»

skazkibasni.com

О сказках А. С. Пушкина


   Перед вами очень интересная картинка. Она нарисована так, что мы с вами разом видим и прошлое, и настоящее, и будущее жадной старухи: вот бедна она, вот она царица, и слуги гонят взашей старика. Но летит слева и справа золотая рыбка. Это намек. Означает он, что мы с вами в сказке и что сказка вся впереди, и погоди, злая старуха, рано радуешься! И непомерная сравнительно с людьми величина рыбки тоже намек: мы ведь имеем дело с волшебной рыбкой, которая все может.

   К сказке Пушкина тянуло всю жизнь. И первая его поэма, которую закончил он двадцатилетним юношей, «Руслан и Людмила», была сказкой. Но при своем появлении она далеко не всеми была встречена с восторгом. В 1820 году, когда в печати появились отрывки из «Руслана и Людмилы», в одном из журналов была напечатана статья под заглавием «Письмо к редактору». Доказывая, что «Руслан и Людмила» – это «грубая», «мужицкая» поэзия, которую не следует пускать в общество «благородных» людей, критик писал: «Но увольте меня от подробностей и позвольте спросить: если бы в Московское Благородное Собрание как-нибудь втерся… гость с бородою, в армяке, и в лаптях, и закричал бы зычным голосом: «Здорово, ребята!», неужели бы стали таким проказником любоваться?» Придирчивого критика раздражало то, что поэма написана языком простым, близким к подлинной народной речи, что в «Руслане и Людмиле» звучат мотивы русских народных сказок, к которым он, как и к самому «простому народу», относился с пренебрежением. И он был не одинок.

   Бедный критик «Руслана и Людмилы»! Сочиняя свое грозное послание про «гостя с бородою, в армяке, в лаптях», он и не подозревал, что ждет «благородную публику» через десять лет после «Руслана и Людмилы». Послушайте только, что сочинил Пушкин в 1830 году:

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда…

   В поэзии действительно появился мужик – и в армяке и в лаптях, да еще по имени Балда! И написано это было таким языком, который раньше и близко-то к поэзии подпускать считалось неприлично, – языком народным, ярким, сочным, выразительным, иногда даже грубоватым:

Идет Балда, покрякивает,
А поп, завидя Балду, вскакивает,
За попадью прячется,
Со страху корячится…

   На гладкий паркет поэзии словно вломилось шумной ватагой русское, цветастое, голосистое. Вломилось в лаптях, в армяках и просто босиком. Вломилось, буйное и лукавое, разудалое и простодушное, размашистое и неудержимое в веселье и в печали. И затрещал паркет, и запахло базаром, и хлебом, и синим морем, и русским духом.
   Так начались сказки Пушкина.
   Правда, в них описывались не только мужики и бабы, а и цари и царевны; но уж очень эти цари и царевны походили на обыкновенных, простых людей. Ведь и для народной сказки что Иван-царевич, что Иванушка-дурачок – все едино; был бы человек хороший… Помните сказку о мертвой царевне и о богатырях? Царевна в ней очень похожа на скромную, работящую деревенскую девушку: попав в дом к богатырям, она не села сложа руки, а принялась готовить и прибирать. А царь Салтан, который подслушал беседу трех девиц, притаясь «позадь забора»? Ведь он обходит свое царство, как мужик осматривает свой дом и двор. А князь Гвидон с его простецкой речью? «Князь Гвидон тогда вскочил, громогласно возопил: «Матушка моя родная! Ты, княгиня молодая! Посмотрите вы туда: едет батюшка сюда… »

   А вот старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке». Обыкновенная, сварливая старуха. Но кто скажет, что из нее не могла бы выйти еще одна глупая и злая, но все же заправская царица? Вон как она распоряжается стариком, как, став царицей, бьет и «за чупрун таскает» своих слуг!
   Сказки вызвали почти всеобщее недовольство. Снова Пушкина не понимали, снова он обогнал своих читателей. Он раньше многих других понял, сколько красоты и правды заключено в народных сказках и песнях. И, взойдя на вершину своей славы, он захотел приблизиться к простой мудрости народной сказки.
   Это было очень трудно. Ведь сказки создавались веками, создавал их весь русский народ. Пушкин должен был как бы вместить в себя века, опыт всего народа.
   И это ему удалось. Не все его сказки так похожи на настоящие народные, как «Сказка о попе и работнике его Балде», но все эти сказки народ принял и полюбил. Их не только все мы читаем и знаем с детских лет; еще до революции, когда деревня была неграмотной, пушкинские сказки – иногда в переиначенном, измененном виде – рассказывали в деревнях, передавали из уст в уста. Народ как бы признал эти сказки своими.
   Да и как было не признать, если все в них так прекрасно и просто – и герои и события, – если каждая строчка просится, чтобы ее запомнили:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Или еще:

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.

   Не правда ли – как будто все это сочинено легко, сразу, без всякого усилия, будто слова сами текли у Пушкина на бумагу? Захотел он – и вот полился щемящий душу напев, как в грустной народной песне:

Ждет-пождет с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи,
Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля…

   Захотел – и раздался неторопливый, обстоятельный говорок, нехитрый рассказ:

Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело…

   Захотел – и строчки, слова, даже слоги начинают играть друг с другом, озорно приплясывать, пристукивая каблуками и лукаво перекликаясь:

Не убила, не связала,
Отпустила и сказала…

Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо…

Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку…

Усадили в уголок,
Подносили пирожок…

   Как красиво и просто!
   На самом деле не так уж просто. Добиться такой красоты и такой простоты было трудно. Но Пушкин был не только великий гений, но и великий труженик. Он часто подолгу работал над каждой строкой. И если бы он решил просто написать сказку, как две капли воды похожую на настоящую народную, то, вполне возможно, никто не стал бы его критиковать и ругать. Все решили бы, что «прославленный певец» решил отдохнуть и поразвлечься – и вот на досуге скопировал народную сказку, пошутил, пошалил… Кто запрещает гению пошалить?

   Но вот чего не могли понять и простить – это того, что Пушкин отнесся к сказкам очень серьезно.
   Настолько серьезно, что не копировать стал народную сказку, а переделывать ее, придавая ей новую глубину или, вернее, вскрывая те глубины, которые в народной сказке есть, но которых поверхностные читатели не могли увидеть.
   Вы сами знаете: сказка никогда не выдает себя за действительность. Она никогда не говорит: вот, мол, все это было на самом деле. Сказочник как бы уславливается со слушателями, что рассказывает небылицу, которая происходит «в некотором царстве, в некотором государстве», да еще, скажем, «при царе Горохе», которого, мы знаем, никогда не было. И люди в сказке вовсе не такие, как в жизни. В характере живого человека очень много самых разных черт и особенностей. А в герое сказки чаще всего одна-две черты, самые главные, нужные для действия. Хозяин, например, – это скупость и тупость. Работник – хитрость, сметливость, сила. Иван-царевич – отвага, готовность помочь слабому. Иванушка-дурачок – чудак, простофиля, которому в жизни везет.
   У Пушкина же люди совсем не такие. Он как будто спрыснул их «живой водой», и они стали совсем как живые.
   Вот, например, старик из «Сказки о рыбаке и рыбке». На первый взгляд он очень похож на Иванушку-дурачка, только невезучего. Его доброта, простодушие, бескорыстие доходят, кажется, до чудачества. В самом деле: рыбка предлагает ему выкуп, а он отказывается! Но, казалось бы, что тут плохого или замысловатого: отпустить рыбку и попросить у нее что-нибудь, ведь это ей ничего не стоит! Так нет, не догадался – «так пустил ее в синее море». И не только пустил, но и своей жадной и сварливой старухе рассказал и нажил себе неприятности. Какое-то обидное головотяпство. И вообще, читая сказку, иногда испытываешь не только жалость к старику, но и какую-то смутную досаду на его безропотное терпение и почти рабскую покорность. Что же это он все ходит и ходит туда-сюда, зачем по первому же требованию старой карги привычно тащится исполнять ее прихоть? Зачем послушно, как эхо, повторяет старухины слова: «…наше-то совсем раскололось»?
   Но вот интересная вещь. Вся сказка написана без рифм, так называемым «белым» стихом. И вдруг:

Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй себе там на просторе.

   Рифма! Почему она здесь появилась?
   А вот почему.
   На фоне нерифмованных стихов – прислушайтесь сами! – рифма звучит особенно красиво и торжественно.

   «Ласковое слово», которое старик сказал рыбке, благодаря красивой рифме «море – просторе» начинает звучать возвышенно, величественно. Пушкин как бы дает нам понять, что, столкнувшись с «великим чудом», старик невольно, сам того не ведая, сказал нечто необычное, высокое, красивое. Он почувствовал, что перед ним не просто странная, говорящая рыба, а таинственная представительница могучей, свободной и прекрасной стихии моря… Если он и побаивается этого чуда, то совсем немного. Он просто разговаривает с рыбкой почтительно, как с сильным и хорошим человеком: «Смилуйся, государыня рыбка! Опять моя старуха бунтует, не дает старику мне покоя…»
   Старик как будто нашел с рыбкой общий язык; между ними существует какое-то взаимопонимание, какая-то близость.
   Вот и смотрите теперь: разве это просто безответный чудак, с которого можно безнаказанно снять последнюю рубаху? Нет, это мудрый и наивный поэт. Там, где черствый, скучный, корыстный человек видит просто воду, песок, рыбу, пусть даже необыкновенную, старик видит величие природы, красоту, чудо. И это для него важнее, чем любой выкуп. С чудес не берут выкупа, как не берут его с красоты и радости.

   Сказка о Золотом петушке мрачна и насмешлива. Гибнут один за другим три сына царя Дадона, а он – вот он: пирует в шатре у коварной Шемаханской царицы. Этот рисунок тоже красив и тоже необычен. Смотрите: на одном листе почти вся сказка! И рассказана она не словами, а вереницею сцен. В этом-то и необычность рисунков: намеки, подчеркнутое выделение главного и множество действий в одном рисунке.

   Вот почему – не от испуга! – «не посмел я взять с нее выкуп», – говорит старик.
   «Не умел ты взять выкупа с рыбки!» – вопит ему старуха.
   Эта – совсем другой человек. Она из тех людей, которые, столкнувшись с чем-то незнакомым, удивительным, не имеют ни времени, ни охоты удивляться или восхищаться. Ведь в удивлении проку, «корысти» нет, нет пользы. А такие, как старуха, во всем ищут прежде всего пользы, от всего, даже от чуда, стремятся поскорей отхватить кусок пожирнее. Они так спешат это сделать, что в спешке даже плохо соображают. Ведь что стоило старухе с самого первого раза пожелать не какого-то несчастного корыта, а сразу царского титула? Так нет, от жадности она даже этого не смекнула. Только потом она постепенно входит во вкус, и чем дальше, тем больше ей хочется хватать и хватать. И в конце концов мы замечаем, что старухе нужно уже не имущество, не богатство, а сила и власть над другими людьми, возможность унижать других и издеваться над ними, наслаждаясь своей властью.
   Вспомним-ка Балду. Пушкин и тут изменил народную сказку. В народных сказках такой вот работник Балда (а чаще Иванушка) мстил скупому хозяину тем, что забирал себе все его добро. Пушкинский Балда бескорыстен: ему от попа ничего не надо, он, бедняк, хочет только наказать его, покуражиться над ним – богатым, сильным, спесивым и жадным. И мы сочувствуем Балде. Но скажите, когда Балда награждает попа своими страшными «щелками» (от которых «лишился поп языка» и «вышибло ум у старика»), неужели вам хоть немного не жалко попа? Ведь этого попа Пушкин сделал совсем живым человеком. Неужели вы не испытываете досады на Балду за его жестокость? Ведь он может так и убить старика (Пушкин не случайно вставляет здесь это слово – «старик»).

   Сделаны эти иллюстрации художником М. Кузнецовым, который любит и хорошо знает Пушкина, а еще он любит и знает русский лубок…
   В старину на ярмарках и других торгах продавались рассказы в картинках. Их охотно раскупали, особенно деревенский люд, вешали в избах для красоты. Рисунки эти сначала резались художником на тонкой лубяной дощечке, а потом с доски оттискивались на листы бумаги, Отсюда и название – лубок. Вместе с безымянными поэтами, сочинявшими песни, сказки, поговорки, которые и ныне в ходу, жили в народе и работали безымянные художники-самоучки, зачастую удивительно талантливые и изобретательные. Они и создали лубок, который давал возможность неграмотному человеку понять и запомнить целую историю, веселую или назидательную. Были и календари лубочные, и сказки, даже путешествия.

   Что-то похожее происходит и со старухой. Когда она была бедна и несчастна, ее можно было и пожалеть. Но как только она получила от рыбки силу и власть, как только поднялась «из грязи в князи», – тут же захотела покуражиться и над стариком и даже над самой рыбкой, давшей ей эту силу. За это она и понесла наказание, оставшись вновь у своего разбитого корыта.
   Она наказана за то, что, ставши царицей, не стала человеком, а осталась жадной, мелочной, сварливой и завистливой (согласитесь, что злобная царица – это гораздо хуже, чем просто злобная и вздорная старуха).
   Больно и жутко видеть в людях такие черты. Но Пушкин понимает, что, несмотря ни на что, в жизни и в людях много прекрасного. Он создает «Сказку о царе Салтане» – веселую, безмятежную, радостную сказку о том, как отец и сын вопреки козням находят друг друга. Он пишет «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» – поэму о чудесном всесилии верности и любви. Он пишет волшебную, таинственную «Сказку о Золотом петушке», в которой беспощадно карает тупого и неблагодарного царя, не выполняющего своих обещаний, не верного своему слову. Он создает сказочный мир – мир добра и справедливости.

   По мере распространения грамотности и печатного дела лубок уступил место книгам и газетам, потом и вовсе его забыли, как нечто ненужное, отжившее и грубое…
   Ведь и к народным сказкам до Пушкина существовало в некоторой части читающей публики весьма пренебрежительное отношение, но Пушкин – об этом вы уже прочли в нашем рассказе – видел дивную красоту в народной сказке, обновил ее, и она заново зажила. То же произошло и с лубком: художники, любящие народное искусство, вернули его из небытия. И вот вы теперь видите, как у нас на страницах сказка снова встретилась с лубком, тоже, конечно, обновленным, потому что М. Кузнецов был художником нашего времени.
   Лубок и сказка, посмотрите, словно нашлись две части одного механизма – так все совпало и заработало, как нужно: весело, лукаво, ярко.

   В самом деле, посмотрите: это и вправду целый мир. В этом мире своя земля, на которой живут цари и мужики, сварливые бабы и туповатые попы, воеводы и богатыри. Да еще зайцы, волки, белки, собаки, серые утки. Да еще неведомые иноземные люди – «сорочины», татары, «пятигорские черкесы». Да еще какое-то загадочное житье «за морем» («Ладно ль за морем иль худо» – «За морем житье не худо»). Здесь и море свое, тоже густо заселенное – рыбами, чертями, богатырями. И оно изменчиво от сказки к сказке, как от погоды к погоде. То оно спокойно, бесцветно и безучастно – его можно даже «морщить» веревкой. То оно радостная синяя стихия, приносящая счастье, соединяющая, а не разделяющая людей, несущая на себе веселые кораблики. И волны его, как живые: они могут послушаться просьбы и выбросить на берег бочку с бедными узниками и «тихонько» отхлынуть… А вот другое море – таинственная, грозная и справедливая держава маленькой и могучей Золотой рыбки…
   Здесь свои небеса, в которых живут солнце и месяц; солнце вежливое и ласковое, месяц тоже довольно доброжелательный и учтивый, хотя несколько холодноватый: «Не видал я девы красной. На стороже я стою только в очередь мою. Без меня царевна, видно, пробежала…»
   Здесь, наконец, своя вселенная:

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

   В одних этих строчках целый мир: небо, море, природа, люди.
   И пусть этот мир, созданный Пушкиным, сказочный, но все в нем полно жизни и правды. Пусть не бывает на свете чертей или говорящих золотых рыбок, но неподдельна красота этого мира, правдивы человеческие чувства, мудры мысли – и радостные и горькие, – которые Пушкин увидел в древней народной поэзии и воплотил в легких и прекрасных стихах.
   Вот почему последнюю свою сказку о том, как наказан был спесивый царь Дадон, он заключает многозначительными словами:

   Сказка – ложь, да в ней намек!
   Добрым молодцам урок.

   Относитесь к сказке серьезно, как бы говорит Пушкин. Она учит понимать жизнь, учит видеть в ней добро и зло, учит отстаивать добро и бороться против злобы и несправедливости.
   Кстати, цензоры вычеркнули из «Сказки о Золотом петушке» эту ехидную народную прибаутку. Они не хотели относиться к сказкам серьезно. А может быть, боялись…

Рисунки М. Кузнецова.

journal-shkolniku.ru

Сказки Пушкина — Сказки Всем

 

1799-1837

А.С.Пушкин один из мой самых любимых русских поэтов и писателей, а уж сказки Пушкина милы сердцу с самого детства всему нашему  русскому народу. Трудно высказать и перечесть всей огромной лепты Александра Сергеевича, которую он внес в нашу культуру. Я же хорошо помню как вначале мама перечитывала мне «Сказку о рыбаке и рыбке» или «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», очень хорошо запомнилась мне сказка Пушкина о попе.

 

Особенно, будучи ребенком, я любила рассматривать иллюстрации к сказкам Пушкина. Слушать сказки Пушкина из уст мамы было так увлекательно, я живо представляла себе картины сказочных персонажей и переживала вместе с ними их радость, беды и победы. Спасибо огромное нашим прекрасным художникам, сделавшим детские сказки и наши детские книги такими интересными и увлекательными, что мы их перечитывали и пересматривали по многу-многу раз из года в год.

 

Сказка Пушкина о золотом петушке была очень поучительна и картинка из книжки навсегда врезалась в мою память, как петушок сел на голову царя и начал его клевать. Названия сказок Пушкина очень говорящие и даже если кто не знает о чем в них речь, уже многое можно сказать из названия сказок. Образ царевны в сказках Пушкина тоже многообразный и многогранный. Есть и злые, завистливые и коварные царевны, а есть и добрые, милые, красивые и ласковые, которым хочется подражать и на кого хочется быть похожей. Так мы и учимся с детства прекрасным, добрым качествам.

 

Каждый герой сказок Пушкина помогает детям учиться и набираться жизненного опыта наглядно на образах и характере героев, их поступках, в этом в общем-то, по моему мнению, и есть самая главная сила и задача сказок, — научиться на примере других.

 

Так как я люблю все красивое, то я решила оформить наши любимые сказки Пушкина красочно, со множеством иллюстраций, чтобы вы, дорогие родители, могли посадить вашего малыша рядом с вами у компьютера и почитать сказку с монитора. Здесь вы найдете сказки Пушкина в картинках, сможете сказки Пушкина смотреть и устроить чуть ли не урок чтения сказки Пушкина на страничках моего сайта.

 

Сказки Пушкина:

 

 

Я желаю вам приятного чтения и просмотра!

 

skazkivcem.com

Сказки Пушкина. Кратко | ЧТО ОЗНАЧАЕТ

А. С. Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин не был детским писателем или поэтом. Он даже обижался, если его просили написать что-то для детей: «Батюшка, Ваше сиятельство! побойтесь Бога: я ни Львову, ни Очкину*, ни детям — ни сват, ни брат. Зачем же мне содействовать «Детском у журналу» уж и так говорят, что я в детство впадаю…»** Тем не менее любому русскому или русскоязычному читателю сказки Пушкина знакомы и любимы с детства и обязательны для чтения своим детям. С. Я. Маршак:
«Для каждого возраста свой Пушкин. В юношеские годы — «Онегин» и лирика, в двенадцать-тринадцать лет — «Полтава», «Медный всадник», пушкинская проза, для десятилетних «Руслан», для маленьких читателей — сказки»

Сказки Пушкина

  • Сказка о попе и его работнике Балде
  • Сказка о царе Солтане
  • Сказка о рыбаке и рыбке
  • Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
  • Сказка о золотом петушке
  • Сказка о медведихе

Сказка о попе и его работнике Балде

Написана 13 сентября 1830 года в Болдино. Впервые напечатана Василием Жуковским в 1840 году. Но, чтобы не обидеть духовенство и русскую православную церковь, Жуковский заменил попа на купца Кузьму Остолопа, «попадья» — на «хозяйку», «поповна» — на «дочку», а «попёнок» — на «сыночка». В авторском варианте сказка была впервые опубликована только в 1882 году.

Сюжет
На базаре поп нанял в работники мужика по имени Балда. Об их взаимоотношениях и сказка

Крылатые фразы из сказки о попе и Балде

  • Жил-был поп, Толоконный лоб
  • Нужен мне работник повар, конь и плотник
  • Ест за четверых, работает за семерых
  • Не гонялся бы ты, поп. за дешевизной

Сказка о царе Солтане

Создана в 1831 году, напечатана в 1832-м. Представляет собой обработку народной сказки, записанной Пушкиным в двух вариантах, но ни одному он полностью не следовал, многое добавил от себя.

Сюжет
Семейная драма царя Солтана, когда он выбрал для женитьбы из трёх сестер одну, но оказался жертвой зависти двух других. А так же рассказ Пушкина об идеальном государстве, каким оно ему виделось

Крылатые фразы из сказки о царе Солтане

  • Три девицы под окном пряли поздно вечерком
  • Кабы я была царица…
  • А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой
  • Родила царица в ночь не то сына, не то дочь

Сказка о рыбаке и рыбке

Написна осенью 1833 года, напечатана в 1835 году. Сказка — пушкинский вариант распространенной в поэзии разных стран сказки о старухе, наказанной за стремление к богатству и власти. В русских сказках на эту тему старики живут в лесу, а желания старухи выполнняет то чудесное дерево. то птичка. то святой

Сюжет
Старик-рыбак выловил рыбку-волшебницу. Жена старика решила воспользоваться волшебной силой рыбки и стать богатой и могущественной…

Крылатые фразы из сказки о рыбаке и рыбке

  • Жил старик со старухой у самого синего моря
  • Бог с тобой, золотая рыбка…
  • Смилуйся, государня-рыбка
  • Что тебе надобно, старче
  • Дурачина ты, простофиля

Сказка о мёртвой царевне

Написана осенью 1833 года, опубликована в 1834 году. Представляет собой свободную обработку в народном духе русской сказки с введением мотивом из немецкого фольклора

Сюжет
Конфликт между второй женой царя и его дочерью, падчерицей царицы. О зависти и злобе, о любви и преданности

Крылатые фразы из сказки о мёртвой царевне и семи богатырях

  • Царь с царицею простился, в путь-дорогу снарядился
  • Уж и впрямь была царица…
  • Чёрт ли сладит с бабой гневной?
  • Помолясь усердно богу, отправляется в дорогу

Сказка о Золотом петушке

Написана в 1834 году, напечатана в 1835 году. В основу положена новелла американского писателя Вашингтона Ирвинг «Легенда об арабском звездочёте». При этом сложный сюжет новеллы Пушкин заменил на простой и четкий, близкий к подлинно народному творчеству

Сюжет
Рассказ о царе Додоне, его сложных взаимоотношениях с соседями, об умении держать обещание и наказании за неисполнение его

Крылатые фразы из сказки о Золотом петушке

  • Волю первую твою я исполню, как мою
  • Год, другой проходит мирно
  • Шамаханская царица
  • И с девицей молодой царь отправился домой

Сказка о медведихе

Неоконченная сказка. Начал её создавать Пушкин в 1830 году. Напечатана была в 1855. Фабула сказки полностью принадлежит Пушкину

Сюжет
Описание гибели медведицы и трех её медвежат

Великие строки из сказок Пушкина

  • Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок
  • В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут
  • Жил старик со своею старухой У самого моря
  • На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто
  • Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?
  • Ты прекрасна, спору нет…
  • Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые
  • В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря
  • Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч!
  • Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит…
  • Я там был, мёд, пиво пил — …и усы лишь обмочил
  • Мы объехали весь свет. Торговали соболями, Чернобурыми лисами
  • Перед ним, во мгле печальной, Гроб качается хрустальный

*Львов В. В. и Очкин А. Н. — издатели журнала «Детская библиотека»
** из письма от декабря 1836 года В. Ф. Одоевскому

Ещё статьи

chtooznachaet.ru

Сказки А.С. Пушкина (полный список всех сказок)

Время, которое А.С. Пушкин провел в селе Михайловское (1824-1825), не случайно считают расцветом в его творчестве. Этот период ознаменован переходом от романтизма, присущего более ранней его лирике, к реализму и интересу к жизни и быту народа. Именно в Михайловском Пушкин смог собрать ценнейший фольклорный материал, который лег затем в основу его знаменитых сказок. Парадоксально, но именно реалистическое мировосприятие породило впоследствии наименее реалистичные произведения.

В Михайловском Пушкин начинает исследовать природу русского фольклора. Он наблюдает за бытом крестьян, слушает их речь, записывает пословицы и поговорки, а также небывалые истории народных сказителей. Обладая идеальным языковым чутьем, он прекрасно понимает, что именно в простой, живой речи русский язык раскрывается во всем своем великолепии, достигает пика выразительности и точности. И именно она является ключом к самой душе русского народа.

По-настоящему восхищенный крестьянской манерой разговора и повествования, Пушкин старается ей подражать. Первыми опытами написания произведений в манере и стилистике русского фольклора стали баллады «Жених» (1825) и «Утопленник» (1828).

В сказках Пушкин экспериментирует как с формами, так и со стилем. В одних сказках поэт максимально старается приблизиться к стихотворным народным жанрам (прибауткам, песням) – это «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке». Он сам как бы становится народным сказителем – в текстах широко используется просторечная лексика и простые синтаксические конструкции, а используемая Пушкиным форма стиха по звучанию очень напоминает манеру исполнения сказителей. Другие сказки больше тяготеют к понятию литературной сказки – это «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке». Для их написания поэт выбрал форму четырехстопного хорея – это более сложный и поэтичный размер. Пушкин экспериментирует с формой, но стремится к одной цели – к выражению русского характера и народного духа.

За основу «Сказки о попе и о работнике его Балде» (1830) Пушкин взял сюжет народной сказки, записанной в Болдино. В ее центре – острый социальный конфликт между представителями привилегированного (поп) и низшего (Балда) сословий. Смекалка и предприимчивость крестьянина, способного обвести вокруг пальца даже черта, противопоставлена скупости и узколобости барина – вся сказка проникнута ироничным тоном и напоминает народную прибаутку.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» (1832) – это вольная обработка народного сюжета, в результате которой появилась самобытная история о молодом князе, волей судьбы оказавшегося вдали от отца и восстановившего семью, разрушенную злыми и завистливыми людьми.

За основу «Сказки о рыбаке и рыбке» (1833) Пушкин брал не только русские, но и иностранные источники – сюжет о жадной без меры жене, требующей от мужа исполнения самых ее невероятных капризов, а в итоге остающейся «у разбитого корыта», распространен в фольклоре разных народов.

В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» (1833) Пушкин также экспериментирует с несколькими источниками, в том числе зарубежными – прослеживается явная связь этого произведения с текстом «Белоснежка и семь гномов» тех же братьев Гримм. Это тоже история о самовлюбленной и завистливой мачехе, пытающейся изжить падчерицу. Но главную героиню Пушкина – добрую, отзывчивую и смиренную девушку, – как и в сказке Гримм, спасает в итоге истинная Любовь.

Последняя сказка – «Сказка о золотом петушке» (1834) – уникальна тем, что в основу сюжета русской сказки поэт положил литературный авторский материал – произведение Вашингтона Ирвина «Легенда об арабском звездочете». Здесь максимально раскрылось мастерство поэта – фантастическую западную новеллу с литературными персонажами Пушкин превратил в образец русской народной поэзии.

Неоконченная «Сказка о медведихе» повествует о горюющем медведе, жену-медведицу и трех детишек-медвежат убил мужик с рогатиной. Название сказки условное, у Пушкина его не было.

Будучи не только поэтом, но и исследователем, Александр Сергеевич провел огромную работу по сбору материала и его переработке. Мастерски подбирая мотивы и сюжеты, поэт перерабатывал их, придавая текстам сказок истинно русский колорит и мелодичное звучание.

 

 

poetpushkin.ru

Лучшие сказки Пушкина. Название сказок Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин внес неоценимый вклад в развитие русской литературы. Это величайший поэт всех времен, его произведения – золотой фонд русской литературы, богатство и гордость русского народа. Название сказок Пушкина, поэм, стихов хорошо известны не только в России и странах СНГ. Весь мир знаком с творчеством великого поэта, драматурга, писателя.

Пушкин. Жизнь

Александр Сергеевич родился в 1799 году. Обучение будущего поэта началось в домашних условиях, благодаря французским гувернерам Пушкин с юных лет отлично говорил по-французски и полюбил книги. Основное обучение проходило в Царскосельском лицее. Именно там начинается творчество великого Пушкина. Товарищи и учителя первыми знакомятся с его работами. В лицее Александр Сергеевич написал первые строки к поэме «Руслан и Людмила», а закончил её лишь спустя три года.

Несмотря на колкости юного Пушкина, которые испытывали на себе его товарищи, они хорошо отзывались нем. Самым близким другом с вступительных экзаменов и до конца жизни был Иван Иванович Пущин.

Все жизненные этапы, путешествия, мысли и эмоции поэт и драматург отразил в своих трудах. У Александра Сергеевича с его супругой было четверо детей. Потомки величайшего писателя сегодня живут в разных уголках мира.

Зимой 1837 года писатель был смертельно ранен. Поводом для дуэли стала жена Пушкина Наталья Николаевна, которая, по слухам завистников, имела роман с Ж. Дантесом.

Работы Пушкина – великое наследство русского народа

С работами Александра Сергеевича знаком каждый человек нашей необъятной Родины. В школах посвящают занятия и творческие вечера. В педагогических университетах произведениям Пушкина уделяется особое внимание. В театрах ставятся спектакли, актеры часто со сцены читают стихи и цитируют Александра Сергеевича. Кино экранизирует свое видение творчества гения.

Герои его произведений стали любимыми для людей разных поколений. И практически каждый может вспомнить строки из поэмы «Руслан и Людмила» или бессмертного романа «Евгений Онегин». Эти огромные произведения в стихах читаются и запоминаются очень легко.

Читатели и книголюбы признаются, что перечитывают его произведения, каждый раз открывают что-то новое. Произведения, не вошедшие в обязательную школьную программу, вызывают не меньший интерес и любовь потомков. Название сказок Пушкина, его романов, поэм и стихов близки и знакомы русскому человеку.

Пушкин для детей

Если иностранцы думают, что творчество Александра Сергеевич входит в сердца русских с прочтением Евгения Онегина, они очень ошибаются. С ранних детских лет родители знакомят своих малышей со сказками Пушкина. Причем не только по книгам. В основу фильмов для детей и мультфильмов советского периода легли сказки Пушкина. Полные названия их оставались такими, какими их задумал автор.

И хотя сегодня детям представлен огромный выбор сказок, мультфильмов и книг, родители и педагоги не забывают о проверенных годами произведениях. Хорошо запоминаются, развивают фантазию и учат добру все сказки Пушкина. Список названий любимых произведений каждый определяет самостоятельно.

Сказки Пушкина

Как и положено автору сказок, Пушкин учит через них самым главным вещам: доброте, терпению и вере в чудеса. Каждая сказка – повод задуматься для взрослого человека.

Сказки Александра Сергеевича отличаются не только яркостью образов и характеров. Главная отличительная черта – гармоничность стихотворной формы. Название сказок Пушкина очень понятны и приоткрывают тайну содержания. Не все современные сказки придерживаются этого принципа, название некоторых остается непонятным даже после прочтения текста.

Если читатель запамятовал, какие есть сказки Пушкина, названия их с удовольствием напомним:

  • «Жених».

  • «Сказка о медведихе».

  • «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

  • «Сказка о попе и работнике его Балде».

  • «Сказка о рыбаке и рыбке».

  • «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-Лебеди».

  • «Сказка о золотом петушке».

  • «Царь Никита и сорок его дочерей».

  • «Амур и Гимней».

Вдохновение и сказки

Сказки относятся к расцвету творчества Пушкина. Смысл, закладываемый автором, описание борьбы добра и зла изначально были рассчитаны на взрослых. Но вскоре золотой петушок, золотая рыбка, прекрасная Лебедь, богатыри, белочка и остальные герои и персонажи сказок завоевали детские сердца и прочно обосновались в детской литературе.

Александр Сергеевич очень точно подмечал быт, культуру, образы народа и переносил их в свои сказки. Фольклором дышит каждое его творение. В те годы основная передача народной мудрости шла по устному каналу, а писатель смог увековечить русский народный фольклор в своих произведениях. Название сказок Пушкина навсегда останется в сердцах русских людей.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *