Новиковым н и – Курс: Возникновение и развитие российской журналистики в XVIII веке — НОВИКОВ Н.И. — ВЫДАЮЩИЙСЯ ПИСАТЕЛЬ, ПУБЛИЦИСТ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ XVIII ВЕКА

Николай Новиков — писатель, журналист и просветитель. Основные вехи жизненного пути Николая Новикова

Восемнадцатое столетие в истории нашей страны было богато на имена талантливых людей, которые заставили историю двигаться в просветительском гуманистическом направлении. Одним из таких людей был яркий и самобытный журналист, писатель и педагог Николай Новиков.

Рассмотрим биографию и основные работы этого человека более подробно.

Вехи биографии: детство, юность, годы учебы и службы

Новиков Николай Иванович родился в Подмосковье, в имении своих родителей Тихвинском-Авдотьине, в 1744 году. Семья его принадлежала к дворянскому роду.

Детство Николая прошло в тихой домашней обстановке, его первым учителем был деревенский дьячок. Позже мальчик поступил в Московскую дворянскую гимназию, из которой был исключен в 1760 году «за леность».

После исключения из учебного заведения Николай Новиков не стал предаваться грусти, а посвятил свое свободное время чтению литературы. Спустя пару лет, в 1762 году, он поступил на военную службу в престижный Измайловский полк. Став случайным участником дворцового переворота, в результате которого к власти в стране пришла Екатерина Великая, Новиков был произведен в офицеры указом новой императрицы.

Екатерина нашла занятие образованному и начитанному юноше. Николай Новиков был включен в число депутатов, которым было поручено сочинение проекта будущего государственного уложения. Известно, что Николай Иванович очень добросовестно относился к своим новым обязанностям и всеми силами стремился принести пользу Отечеству.

Журналистика

Николай Новиков вошел в русскую историю как талантливый журналист и издатель. В 1769 году он оставил военную службу и приступил к осуществлению своей мечты: писатель (как и многие просветители) считал, что путем сообщения людям правильных знаний можно изменить общество в лучшую сторону. Орудием своей борьбы он выбрал сатиру.

Новиков стал издавать несколько журналов. Назывались они «Трутень», «Кошелек», «Живописец», «Пустомеля». В этих изданиях Новиков пытался высмеивать нравы своего времени: он выступал за реформы системы образования и воспитания, указывал на недостатки крепостного права, невежество и социальную несправедливость. Часто он в мягкой форме критиковал и действия властей.

Его журналы заняли позицию оппонентов по отношению к официальному изданию «Всякая всячина», которое активно поддерживалось Екатериной Великой.

Естественно, что журналы, издаваемые Новиковым, закрывались властями из-за их независимой и смелой позиции.

Педагогические сочинения

Многое за свою жизнь успел сделать Николай Новиков, биография этого человека — яркое тому подтверждение.

Известен Николай Иванович и как яркий педагог. Его перу принадлежат многочисленные произведения, обращенные к родителям и учителям. Это, как правило, журналистские работы и специальные авторские труды по педагогике.

Фактически Новиков создает свою педагогическую теорию, основанную на идеях просветительства и гуманизма. Он отрицает воспитательную силу физических наказаний детей, указывает на необходимость для родителей уделять большое вниманию делу воспитания подрастающего поколения, любить своих отпрысков, просвещать их разум знаниями, а душу – добродетельными примерами.

Особо ратует Новиков за нравственное образование и воспитание подрастающего поколения в семье и в учебных заведениях. Он говорит о необходимости отказа от передачи детей на попечение нанятых гувернеров и слуг, а также о необходимости одинаковой доступности образования для мальчиков и девочек.

Масонская ложа

Новиков Николай Иванович был членом масонской ложи – влиятельной тайной организации, распространенной в те годы в Европе и в России.

Впервые на заседании вольных каменщиков Новиков оказался в 1775 году — его привлекли идеи просветительства, уважение к нравственности, стремление к созиданию нового социального устройства.

Предполагается, что свою типографию на базе Московского университета Новиков создал благодаря поддержке друзей-масонов. Идеи масонства и протестантизма прослеживаются во многих сочинениях писателя.

Заточение и годы забвения

Именно за свои идеи Новиков и пострадал.

В 1792 году по приказу императрицы он был арестован и помещен в Шлиссельбургскую крепость. В обвинении, предъявленном писателю, указывалось, что он распространял мистико-протестантскую и масонскую литературу, чем смущал умы своих современников.

Существует предположение историков, согласно которому наследник престола — сын императрицы Павел — сочувствовал идеям масонов и благосклонно относился к Новикову, поэтому его царственная мать и была так строга в отношении писателя.

К слову сказать, сразу же после смерти матушки Павел освободил Новикова из крепости. Однако тот, по собственному признанию, утратил в заточении все здоровье. На волю он вышел немощным стариком, который мечтал только об одном — покое и забвении.

Николай Иванович Новиков, биография которого полна и взлетов, и падений, прожил остаток своих лет в доме родителей, заботясь о крестьянах и ведя тихий образ жизни. Умер он в 1818 году и был похоронен у себя в имении.

fb.ru

Новиков Николай Иванович

Николай Иванович Новиков родился в 1744 году в семье богатого помещика, проживающего в подмосковном имении. В 1755 году Николай начал посещать французский класс, который был открыт в этом же году при Московском университете, правда, в 1760 году Новиков был отчислен.

Службу Николай Иванович начал в 1762 году в Измайловском полку. Он лично участвовал в событиях 28 июня 1762 г., когда на престол вступила Екатерина Великая.

В 1769 году Новиков подал в отставку. В его намерения вошла защита униженных слоев населения России. В этом же году он издал свой первый журнал под названием «Трутень». Помимо этого журнала Николай Иванович выпускал следующие периодические издания: «Пустомеля», «Живописец» и «Кошелек».

В 1775 году Новиков вошел в состав масонов. Николай Иванович вел широкую благотворительную деятельность. Вместе с Шварцем он учредил Дружеское ученое общество, которое после было преобразовано в Типографическую компанию.

В 1792 году издатель был арестован и заключен в Шлиссельбургскую крепость. Освободил Новикова новый царь Павел I в самом начале своего царствования. В 1818 году Н.И. Новиков умер в нищете.

Новиков часто пропускал занятия в гимназии при Московском университете. За это он и был отчислен в 1762 г. Дело в том, что отец Николая был болен, да и преподавание в гимназии было поставлено неважно. Кстати, он покинул гимназию вместе с будущим фаворитом Екатерины Великой — Григорием Потемкиным.

Новиков впервые увидел Екатерину Алексеевну во время совершения дворцового переворота. Тогда он еще не знал, что его судьба тесно переплетется с судьбой будущей императрицы Екатерины II. За участие в событиях 28 июня 1762 года Николай Иванович Новиков был произведен в унтер-офицеры.

Новиков интересовался литературой. Военная служба давала ему возможность самому добывать себе знания из разных наук. Но больше всего Николая Ивановича занимали «словесные науки»: он принимал участие в литературных вечерах императрицы, которые проходили в Эрмитаже. В 1768 году Новиков на сбереженные средства издал первые собственные сочинения. Это были переводы произведений французских авторов и сонет.

Новиков ушел с военной службы, чтобы защищать униженные слои общества. В 1766 году Николая Ивановича включили в состав Комиссии по разработке нового Уложения. Новикова назначили письмоводителем. Тем самым, способности и образованность Новикова были отмечены в высших слоях. Именно выполняя свою новую работу, Николай Иванович открыл для себя все тяготы жизни среднего слоя — мелких торговцев и ремесленников, и конечно, самого непривилегированного сословия — российского крестьянства. Тогда Николай Иванович подал в отставку с военной службы (1769 год). Это произошло сразу после завершения работы Комиссии. С этого момента основной жизненной целью Новикова становится защита униженных сословий и порицание пороков знатных людей.

Новиков — издатель журнала «Трутень». В 1769 году Николай Иванович издал свой первый журнал. Его название — «Трутень». Это было сатирическое издание. Основную идею этого журнала Новиков видел в том, что гораздо лучше быть бедным человеком, честно зарабатывать себе на жизнь, чем слыть знатным тунеядцем, о котором все знают лишь благодаря дорогим декорациям. Издатель высмеивал жестоких помещиков, льстецов, судей, которые руководствуются только собственной выгодой. Николай Иванович оказался в силах критиковать и государственную политику, например, если дело касалось внешней торговли. Новиков не мог понять, зачем Российская империя меняет товары первой необходимости на предметы роскоши. Через этот журнал Н.И. Новиков вел полемику с самой Екатериной Второй, которая, в свою очередь, отвечала ему в издаваемом ею журнале «Всякая всячина». Кстати, по сравнению с Николаем Ивановичем, императрице жизнь в Российской империи представлялась весьма благополучной. Содержание издаваемого Новиковым журнала не нравилось императрице и ее окружению — уже в 1770 году «Трутень» был закрыт.

Новиков — издатель журнала «Пустомеля». По своему содержанию это был еще более смелое издание, которое Новиков начал выпускать всего через 3 месяца после закрытия его первого журнала — «Трутня», в том же 1770 году. Однако история этого журнала оказалась еще короче предыдущего. На его издательство был наложен запрет после выхода на свет второго номера.

Новиков — издатель журнала «Живописец». Предшествующий опыт привел Николая Ивановича к мысли о том, что действовать надо намного дипломатичнее и осмотрительнее. Это правило Новиков постарался воплотить в журнале «Живописец» — первые его номера включали в себя только тонкую сатиру на нравы людей. В каждом номере обязательными были восхваления императрицы и приближенных к ней людей. Только начиная с пятого номера, автор разрешил себе позволить критику на жестокость помещиков и самого государства. Он опять коснулся запретных в то время тем. Следует учесть, что помимо самого Новикова в работе над журналам участвовали знаменитые просветители XVIII века: А. П. Сумароков, Д.И. Фонвизин. Кроме сатиры в содержание журнала входили серьезные переводы мыслителей Европы, рассуждения на общественную тематику. Журнал стал довольно-таки популярным изданием, «Живописец» считался самым лучшим периодическим изданием того времени в Российской империи. Однако в 1773 году он был закрыт по причине, сходной с закрытием предыдущих журналов.

Новиков — издатель журнала «Кошелек». Это был последний журнал, издаваемый Н.И. Новиковым. Судьба ему отмерила всего два месяца существования — на свет вышло только девять номеров этого журнала. Основной темой «Кошелька» стала критика подражания всему французскому. Тема не менее неприятная для высших слоев российского общества.

Новиков работал над архивными материалами. Николай Иванович всегда с удовольствием думал о развитии в Российской империи книжного дела. В 1772 году он издал труд, в который входили жизнеописания около трехсот русских мыслителей. Вскоре он восстанавливает забытые и не использующиеся архивные материалы и посвящает свой труд императрице Екатерине Великой. В состав двадцати восьми книг входили сочинения предшествующих времен на темы политические, географические или исторические. Также не были забыты стихи и проза русских авторов. Императрица была довольна деятельностью Н.И. Новикова и даже сама распорядилась предоставлять Николаю Ивановичу древние рукописи.

Новиков — член масонской ложи. Николай Иванович находился в поисках единомышленников по своим воззрениям. В 1775 году Новиков вошел в состав провинциальной масонской ложи. Ему сразу дали наивысший титул. Но самого Новикова вовсе не привлекали всякие обряды, мистическая составляющая масонства — здесь он нашел поддержку своей просветительской деятельности. Уже в 1778 году члены этого масонского общества предложили Николаю Ивановичу арендовать типографию Московского университета. Срок оговаривался на десять лет. Естественно, Новиков согласился.

Новиков обладал организаторскими способностями. Сразу после подписания контракта с масонами Николай Иванович переехал в Москву, где занялся работой в типографии. Его организаторские способности сделали эту типографию одной из самых лучших во всей Европе. К 1788 году в ней печаталось около половины всей книжной продукции Российской империи. Новиков открыл для читателей многие классические произведения как отечественных, так и европейских авторов. Также Новиков сделал довольно интересным изданием газету «Московские ведомости», которая существовала и ранее; при Николае Ивановиче ее тираж заметно увеличился.

Новиков учредил Дружеское ученое общества. Правда, сделал он это вместе со своим товарищем И. Г. Шварцем (1779 год). Целью работы этого общества было издание разнообразных полезных для общества книг, которые должны были печататься в четырех типографиях. Уже в 1783 году с помощью их усилий появились 79 книг. Они были выставлены на продажу в книжных лавках и Московском университете. В этом же году Новиков создал первую московскую публичную библиотеку, пользование которой было абсолютно бесплатным. Благотворительным деянием данного общества стало открытие педагогических и переводческих курсов. Они предназначались для пятидесяти одаренных, но бедных студентов московского университета. На этих курсах их готовили к просветительской работе — подготовка шла на должном уровне. В 1784 году указанное общество переименовалось в Типографическую компанию. Она издала огромное количество книг. Среди них были философские книги, труды экономистов Англии, а также сочинения российских авторов XI — XVIII веков. На этом деятельность Типографической компании отнюдь не закончилась. На ее средства были куплены несколько домов для размещения типографий и обеспечения сотрудников собственным жильем, а также открыта аптека, где небогатые люди могли совершенно бесплатно получать лекарства.

Новиков занимался благотворительностью. Особо больших масштабов она достигла в голод ном 1787 году. Новиков и его соратники организовали следующую акцию: они устроили специальные магазины, в которых каждый нуждающийся мог бесплатно получить зерно и хлеб. После окончания голодного года эти магазины продолжали работать. Народ был благодарен Новикову, а вот власти — нет: императрицу раздражали масоны, хотя главная причина была все-таки в растущей популярности Николая Ивановича. В 1785 году императрица учинила грандиозную проверку книжной продукции Н.И. Новикова. Типографической компании был нанесен огромнейший ущерб: значительная часть выпущенных книг была уничтожена.

После инцидента 1785 года Новиков продолжил издательскую деятельность. В 1786 году императрица снова разрешила Николаю Ивановичу вести торговлю книжной продукцией. Известно, что за период 1779 — 1792 годы Новиков издал 944 книги разной тематики. Однако в 1791 году контракт с московским университетом продлен не был. Типографическая компания прекратила свою деятельность.

В 1792 году Новиков был арестован. Это случилось после потерей Николаем Ивановичем своей жены, которую он переживал очень сильно, и краха дела всей жизни, который ознаменовало закрытие Типографической компании. Допрос вел лично начальник Тайной экспедиции, известный современникам за принятие участия в пытках над арестованными. Обвиняли Новикова в членстве в масонском обществе и издании противоречащих закону книг. После более чем четырехлетнего заточения в Шлиссельбургской крепости Николай Иванович Новиков был освобожден Павлом I. Остаток жизни он провел в нищете, чему способствовали утрата здоровья, падучая болезнь сына и дочери, а также многочисленные долги. Умер он в 1818 году. Имение Новикова было выставлено на аукцион.

Популярные мифы.

Популярные факты.

Популярные советы.

Популярные сленг.

www.molomo.ru

Николай Иванович Новиков — гражданин и писатель


(1744 – 1818)

Николай Иванович родился 27 апреля (7 мая по новому стилю) 1744 года в селе Авдотьино, под Москвой. Отец его – обедневший дворянин, воевода в Алатыре в чине статского советника. Грамоте Николая учил дьячок, а затем ему посчастливилось несколько лет учиться в гимназии при Московском Университете. Именно там складывалось мировоззрение юноши, окрепло желание прожить свою жизнь с пользой для отчизны. В гимназии Николай Новиков впервые понял значение книги и просвещения. Исполняя долг службы в армии, Новиков в 1762 году стал солдатом Измайловского полка, но будучи хорошо образованным, работал в комиссии по составлению нового военного уложения, вёл протоколы заседаний. Эта работа ввела юношу в атмосферу общественно-политической борьбы эпохи. Это и бесправное положение крестьян, и жестокость помещиков, то есть все пороки крепостничества. У Новикова зрела потребность собственного протеста против насилий, чинимых над русским народом. В 1768 году, в связи с окончанием работы комиссии, Новиков ушёл с военной службы. В 1770 году он поступил в Коллегию иностранных дел переводчиком, где прослужил всего три года, ушёл в отставку и более на государственной службе не состоял. С 1763 года началась издательская деятельность Новикова. Он выпускает журналы «Трутень» (1769–1770 гг.), «Пустомеля» (1770 г.), «Живописец» (1772–1773 гг.), «Кошелёк» (1774 г.). Здесь его главное кредо – активная деятельная помощь людям по их просвещению. Он находит переводчиков для знакомства широкого круга читателей с лучшими произведениями западных авторов. Новиков мечтает, чтобы люди устремились к совершенствованию. Помогли друзья, единомышленники по Московскому Университету: братья Фонвизины, Херасков, Богданович, Домашнев, Карин, братья Нарышкины и другие. В издательском деле Новиков проявил незаурядное мужество, смелость и находчивость, ведь надо было умело обходить препоны цензуры. В 1779 году Новиков переехал в Москву и развернул поистине небывалое, по тем временам, издание книг и журналов, привлекая к сотрудничеству известных писателей, переводчиков, издателей и книготорговцев. Он полагал, что печатное слово больше всего содействует просвещению. Его влекла активная деятельность, возможность помогать ближнему, просвещать, учить добру, справедливости, любви и милосердию. Николай Иванович был отличным рассказчиком, добрым, душевным человеком, легко сходился с людьми. Это был человек больших духовных накоплений, умелый и находчивый, внимательный и наблюдательный. Там, где других подстерегали неудачи, он с честью выходил из затруднений. Так один за другим выходили в печать его сатирические журналы с 1769 по 1774 год. Он обличал в них крепостничество, пошлость окружающей жизни, призывая людей быть самоотверженными патриотами, пробуждал в них гражданский дух и совесть, т.е. взывал к самым лучшим качествам, стараясь разбудить их сердца.

Новиков основал книжную торговлю в 16-ти городах России, создал две школы для детей ремесленников, крестьян и мелких торговцев. Организовал бесплатную аптеку, библиотеку – читальню. В 1787 году занимался организацией помощи голодающим крестьянам

Очень многогранна деятельность Н. И. Новикова, до сих пор она мало изучена. Он был и писателем, и историком, критиком и философом, сатириком, драматургом и книгоиздателем. При жизни и после его ухода было много клеветы, но сохранились свидетельства лучших людей того времени: Белинский, Герцен, Чернышевский и Добролюбов неоднократно выступали в защиту Новикова, указывая на его большое значение в истории русской литературы и общественной мысли, призывая к изучению его творчества. И только в советское время, в 1951 году вышло первое собрание избранных сочинений Новикова.

Выступая против крепостничества, Новиков настроил против себя Екатерину II. По её приказу за Новиковым была установлена слежка, она считала его «умным и опасным» человеком. В 1792 году по указу Екатерины II Новиков был заточён в Шлиссельбургскую крепость, где провёл целых 15 лет, но, вступив на престол, Павел I-ый освободил Новикова в 1796 году, запретив при этом заниматься издательской деятельностью, также не удалось возобновить её и при Александре I. Тяжело больной, без средств к существованию, в последние годы жизни Николай Иванович не мог уже заниматься литературным творчеством, но до конца земной жизни оставался верен своим убеждениям. Он ушёл с земного плана 31 июля 1818 года в возрасте 73 лет после перенесённого инсульта.

Основные мысли Н. И. Новикова

В своей публицистике, в частности в статье «О высоком человеческом достоянии» в сатирических журналах основная тема: пороки крепостничества. Он писал: «Рабство аморально, бесчеловечно и ведёт к разорению… Оно обрекает крестьян на скотское существование, а помещиков ведёт к моральному растлению. В России процветают тунеядство и паразитизм среди помещиков, это их «родовой признак». «Им присуща ненависть к труду», – писал Новиков. Он считал, что у этих «невежественных, корыстолюбивых, жадных до денег тунеядцев какая- то дикая, без тени человечности, воистину скотская мораль». Жизнь трутней, по мысли Новикова, лишала дворян их человеческого достоинства, уничтожала все индивидуальные черты их личности и растлевала их души. Утрачивая связи с Родиной, со своей национальностью, они становились космополитами, ненавистниками России, русской культуры, русского языка. Новиков восклицает: «Нет, не русские все эти Трифоны Панкратьевичи, Худовоспитанники, Скупягины, Ермолаи! Это какие-то башибузуки, рассматривающие Россию как неприятельскую землю, жадно терзающие ее для того, чтобы жрать, спать и развратничать. Это какие-то изверги без роду и племени, утратившие достоинство, честь, совесть, превратившиеся в скотоподобных завоевателей». Новиков верил в силу просвещения и воспитания, он не выступал против самодержавия вообще, так как монархия представлялась ему единственно законной формой правления.

Большое значение имеют работы Новикова по истории. Он явился достойным продолжателем дела Ломоносова. Новиков был членом масонской ложи, последователем Бёме и Сен-Мартэна, он верил в братство всех людей, которые встали на путь совершенствования под влиянием нравственно-философских учений, «полезных книг и полезных дел». Масонство пришло в Россию в 30-х годах 18 века из Англии. Масонские ложи образовались сначала в Москве, затем в Санкт-Петербурге. В 70–80-ые годы в стране насчитывалось около 100 масонских лож с 2500 членов. Новиков вступил в масонскую ложу в 1775 г. в Петербурге, где была «Белая ложа» мартинистов. Это была школа истинного гуманизма, которая развивала творческие способности. Книга Сен-Мартена «Об ошибках и истине» была опубликована на русском языке в 1785 г. Многие переводы сочинений Якоба Бёме распространялись в рукописях и лишь некоторые из них были напечатаны. Под истинным христианством масоны понимали развитие духовной жизни, нравственное самоусовершенствование и проявление действенной любви к ближним. Е. И. Рерих так писала о масонах того времени: «Все достойнейшие представители и лучшие умы ее, как Новиков, кн. Кудашев, Суворов, Голенищев-Кутузов, светлейший кн. Смоленский, Грибоедов, Пушкин, Херасков, Бакунин и др., – были масонами», – Письмо от 12.12.1934 г. В том же письме Елена Ивановна писала, что следует изучать масонство – чем оно было и чем стало сейчас. Речь идёт о затемнении масонства уже с 19 века. «Ознакомившись с первоосновами масонства, мы изумимся высоконравственному кодексу его. Нужно бороться с косностью и невежеством, с тёмным сознанием, с ограниченным мышлением. Это самое неотложное и светлое задание. Ведь жизнь питается только высокой мыслью, потому удушение мысли неминуемо приведёт к разложению… Мысль ограниченная является проводом для тёмных проявлений. Потому мысль может развиться в великое напряжённое начинание или может разрушить каждое начало».

Новиков особенно активно участвовал в распространении идей Сен-Мартэна, издавал книги, редактировал масонские периодические издания, организовывал библиотеки. Новиков в своём мировоззрении приближался к идеалам масонства, взяв из них самое лучшее. Н. И. Новиков выражал лучшие идеи белой масонской ложи. Так из прошлого он протягивал нам руку помощи – тем, кто ещё не понял, что человек создан для того, чтобы «добродетель являть». Государство – это большое сообщество людей, где всё должно быть во благо, богатый должен помогать бедному. Новиков проповедовал необходимость нравственного и духовного совершенствования человека, осуждал злоупотребления в области светской и духовной жизни.

Основные его взгляды:
1. Добропорядочен тот, кто воспринимает 10 заповедей Христа по сути и применяет их в жизни.
2. Новиков выступал против схоластической школы, против догматизма. Он писал: «Разум дан человеку, чтобы служить людям».
3. Просветительство должно быть главным делом и должна быть добрая воля людей воспринять и осознать полученные знания. Человек должен «являть добродетель».
4. Нравоучение – есть полезнейшая наука, это учение о нравах. Нрав – отражение нашего характера, а характер – отражение нашего духа. Таким образом, нравоучение – есть наука о полноте выражения духа. Новиков пишет о том, что настоящий труд – для высокого, среднего и общего нравоучения, то есть по разной степени выражения духа. Он старался дать знания по сознанию.

Из всего выше сказанного, мы видим, что Новиков – истинный последователь Христа, Бёме, то есть он исполнял волю Великих Учителей, идеи Братства. Он знал о бессмертии духа, поэтому так самоотверженно и беззаветно служил людям, являл добродетель на деле. Он понимал, чтобы претворять в жизнь 10 заповедей Христа, нужно овладеть определённой системой знаний, необходимо знать общие законы развития и общества. Поэтому он и занимался просветительством, старался донести до людей лучшие книги. Большое значение Новиков придавал издательской деятельности и публицистике. Он выпускал журнал «Утренний Свет», который выражал лучшие взгляды масонов того времени. Журнал выходил ежемесячно с сентября 1777 года по август 1780 года – сначала в Санкт-Петербурге, а с мая 1779 года и параллельно в Москве. Это было нравственно-религиозное издание с философским уклоном, где читателям предлагалось на только верить, но и размышлять об основаниях своей веры. Впервые в русской журналистике «Утренний Свет» провозгласил самым важным и необходимым делом – внимание к человеку, к отдельной личности, к её развитию и совершенствованию. «Своим предметом авторы видели добродетель, благоденствие и счастье человека».

Таким предстаёт перед нами Николай Иванович Новиков – великий просветитель, истинный гражданин России, писатель-сатирик и учёный-философ, публицист и книгоиздатель, он постоянно и самоотверженно трудился на общее благо, для ускорения роста сознания человечества, он исполнял волю Братства на Земле.

Ирина Турыгина, 2013 г.

Использованная литература:
1. Билевич. Н. Николай Иванович Новиков, М., 1948
2. Вернадский, Г.В. Николай Иванович Новиков, М., Наука и школа, 1918
3. Новиков Н. И. «Избранные произведения»
4. Рерих Е. И. Письма в 2-х тт.

 

© На сайте выложены оригинальные материалы. Просим помещать ссылку на сайт при их использовании.

Внимание: комментарии публикуются после утверждения.

culture-into-life.ru

Новиков Николай Иванович — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Новико́в Николай Иванович(27 апреля (8 мая) 1744, Тихвинское-Авдотьино, Московская губерния — 31 июля (12 августа) 1818, там же) — русский просветитель, писатель, журналист, издатель. Издавал сатирический журнал «Трутень», «Живописец», «Кошелек», выступал против крепостного права. Организатор типографий, библиотек, школ в Москве, книжных магазинов в 16 городах. Издавал книги по всем отраслям знаний. В 1770-х годах примкнул к масонам. По приказу императрицы Екатерины II заключен в Шлиссельбургскую крепость (1792-1796). Николай Новиков родился в 1744 году близ села Бронницы Московской губернии в дворянской семье. Отец — Иван Васильевич Новиков, служил во флоте, был воеводой в Алатыре. Мать — Анна Ивановна Новикова (в девичестве Павлова).

В одиннадцать лет Николай поступил в Московскую университетскую дворянскую гимназию при Московском университете, однако в шестнадцать он был исключен из-за лени и пропусков занятий.

В 1762 году Новиков поступил на службу в лейб-гвардии Измайловский полк. Во время службы он увлекся литературой, в 1768 году были изданы его переводы с французского языка и стихотворение. В 1766 году он начал заниматься издательской деятельностью и выпустил «Реестр российским книгам, продаваемым в Большой Морской, в Кнутсоновом доме».

С 1767 года Новиков входил в состав комиссии, работавшей над проектом «Нового Уложения».

В 1769 году Новиков вышел в отставку и начал издавать еженедельный сатирический журнал «Трутень», где критиковались крепостное право, злоупотребления помещичьей властью, пороки судебной системы. Деятельность Новикова вызывала недовольство придворных, и уже в 1770 году он перестал издавать «Трутень».

В 1772 году стал выходить новый сатирический журнал Новикова — «Живописец».

Одновременно с журналами Новиков издавал исторические материалы: «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772), «Древняя Российская Вивлиофика…» (1773—1776), «Древняя Российская Идрография», «Родословная книга князей и дворян российских и выезжих» (1787).

В 1779 году Новиков переехал в Москву и начал руководить типографией Московского университета. При Новикове за несколько лет в типографии было напечатано больше книг, чем за всю ее предыдущую историю (двадцать четыре года). Кроме того, Новиков издавал «Московские ведомости», популярность которых резко возросла. Среди изданий, выходивших под руководством Новикова, был также первый русский детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» (1785—1789).

В 1782 году Новиков основал Дружеское ученое общество из сторонников идей Просвещения, которое в 1784 году учредило книгоиздательство «Типографическая компания».

За свою деятельность Новиков подвергался критике, а затем и прямым преследованиям со стороны власти. Некоторые из изданий Новикова были признаны зловредными, их изымали из лавок и сжигали.

В 1789 году Новикова заболел и уехал из Москвы, «Типографическая компания» была ликвидирована. В 1792 году Новиков был арестован и помещен в Шлиссельбургскую крепость. 1 августа того же года императрица подписала указ о заключении Новикова на пятнадцать лет из-за надуманных подозрений (доказательств его вины не было, как и его признаний).Новиков провел в крепости четыре с половиной года. После смерти Екатерины II новый император Павел I приказал освободить Новикова.

Выйдя из заключения, Новиков провел оставшиеся годы жизни в родовом имении Авдотьино, где занимался хозяйством и заботился о нуждах крестьян.

  • «Трутень» (1769—1770)
  • «Пустомеля» (июнь и июль 1770)
  • «Живописец» (1772—1773)
  • «Кошелек» (1774)
  • «Санкт-Петербургские ученые ведомости» (1777)
  • «Утренний свет» (1777—1780)
  • «Модное ежемесячное издание, или Библиотека для дамского туалета» (1779)
  • Билевич Н. Н. И. Новиков. М., 1848.
  • Незеленов А. И. Н. И. Новиков, издатель журналов 1769-1785 гг. СПб., 1875.
  • Лонгинов М. Н. Новиков и московские мартинисты. М., 1867.
  • Вернадский Г. В. Н. И. Новиков. Пг., 1918.
  • Макогоненко Г. П. Николай Новиков и русское просвещение XVIII века. М., Л., 1952.
  • Западов А. В. Новиков. М., 1968.
  • Шкуринов П. С. Философия России XVIII века. М., 1992. С. 202-220.
  • Избр. педагогические соч. М., 1959.
  • Избр. соч. М., 1951.

megabook.ru

Николай И. Новиков — краткая биография.

Николай Иванович Новиков — русский журналист, издатель, просветитель, философ — родился 8 мая (27 апреля по ст. ст.) 1744 г. в Московской губернии, родовом имении Тихвинское-Авдотьино, находившемся неподалеку от с. Бронницы, в семье дворянина средней руки. В детские годы он проходил обучение у местного дьяка, на протяжении 1755-1760 гг. получал образование в Московской университетской дворянской гимназии при университете, но его оттуда исключили за отсутствия рвения к учебе.

Поступив на службу в Измайловский полк в начале 1762 г., Новиков вскоре становится унтер-офицером. Уже тогда проявились наклонности к книгоизданию и увлечение словесностью: Новиков опубликовал две переведенные с французского повести и сонет.

В 1767 г. молодого человека избирают в комиссию депутатов, которые должны были составить проект императорского «Нового Уложения». Пропустив через свои руки сотню документов, он приобрел немало познаний о русских реалиях, что существенно повлияло на формирование его взглядов как просветителя.

Уйдя в отставку, в 1769 г. Новиков приступает к выпуску сатирического журнала «Трутень», публикуя обличительные материалы и вступая в полемику с журналом «Всякая всячина», который издавала сама Екатерина II. В итоге он вынужден был в апреле 1770 г. закрыть «Трутень». Но уже в 1772 г. под его началом выходит сатирический журнал «Живописец», который удостоился звания лучшего периодического издания XVIII ст.

Еще одним важным направлением деятельности Новикова было отстаивание национальных основ культуры, противостояние слепому поклонению дворян перед всем иностранным. Поэтому параллельно с журналами он выпускал исторические издания. Так, в 1772 г. выходит его «Опыт исторического словаря о российских писателях», на протяжении 1773-1775 гг. – 10-томный свод исторических документов «Древняя российская Вивлиофика». На протяжении 1777 г. Новиков издает 22 номера еженедельника «Санкт-Петербургские ученые ведомости», которые считаются первым русским журналом критической библиографии. После его закрытия в сентябре 1777 г. Новиков приступает к изданию первого в стране философского журнала «Утренний свет». Издание было благотворительным, прибыль с него шла на создание и содержание первоначальных народных училищ в Санкт-Петербурге.

В 1779 г. в биографии Новикова начинается новый этап, связанный с его переездом в Москву. Здесь куратор Московского университета Херасков предложил ему арендовать типографию (посодействовало этому то обстоятельство, что оба они были членами масонского ордена). При Новикове типография заметно увеличилась, за три неполных года в ней было напечатано изданий больше, чем за все 24 года существования. Николай Иванович публиковал журналы и книги, учебники, труды Руссо, Лессинга и других авторов в переводе. За счет прибыли в Москве им были открыты читальня, две школы, аптека, он оказывал большую помощь беднейшим горожанам и крестьянам.

В самом расцвете издательской деятельности Новикову пришлось ее оборвать. Тучи над ним начали сгущаться еще в 1784 г., когда ему предъявили претензии за перепечатку ряда учебников, которую он предпринял по приказу Московского главнокомандующего для пополнения резерва недорогой учебной литературы. В 1785 г. издания Новикова были включены в опись, их рассматривал на предмет благонадежности архиепископ.

Назначенный главнокомандующим Москвы в 1790 г. князь Прозоровский написал на Новикова немало доносов, по его же приказу издателя арестовали. Следствие еще не было закончено, когда 10 мая 1792 г. Екатерина II издала указ отправить Н.И. Новикова в Шлиссельбургскую крепость, а в августе ею был подписан указ о его заключении там на 15 лет. Обвинения, предъявленные Новикову, с тем же успехом могли бы быть предъявлены очень многим, поэтому на самом деле, скорее всего, он пострадал за слишком ретивую и самостоятельную общественную деятельность.

Николаю Ивановичу довелось провести в крепости 4,5 года, претерпевая огромные лишения. В первый же день восшествия на престол император Павел I дал Новикову волю с условием, что он не будет заниматься прежней деятельностью. Несколько лет заточения превратили энергичного мужчину в морально и физически сломленного. Перестав заниматься какой-либо общественной деятельностью, он до 12 августа (31 июля по ст. ст.) 1818 г., т.е. до самой смерти, жил в своем поместье.

www.wisdoms.ru

Новиков Николай Иванович

Новиков Николай Иванович

НОВИКОВ Николай Иванович [27. IV (8.V). 1744, родовое имение Тихвинское- Авдотьино Московской губернии]— писатель-сатирик, журналист, книгоиздатель, просветитель.

С 1755 учился в дворянской гимназии при Московском университете, в 1760 ушел из нее.

В 1762 поступил па службу в Измайлов­ский гвардейский полк, принимал уча­стие в дворцовом перевороте.

В 1767—68 работал секретарем Комиссии по состав­лению проекта «Нового уложения». На заседаниях вел дневниковые записи дис­куссий, увидел нищету, бесправие кре­стьянства, жестокость крепостников и убедился в лицемерии Екатерины II. Работа в комиссии имела большое значе­ние для формирования антикрепостничес­ких и просветительских убеждений Новикова.

В январе 1769 был уволен в чине поручика в связи с роспуском комиссии, вскоре по­ступил на службу в Коллегию иностран­ных дел, где более пяти лет работал переводчиком.

В то время Екатерина II, разрешила частным лицам издавать сатирические журналы.

В январе 1769 появился первый журнал «Всякая всячина», фактическим руководителем ко­торого была сама царица. «Всякая вся­чина», отстаивая «улыбательную» сатиру, рекомендовала «не целить на особ, а един­ственно на пороки», не связанные с кон­кретными лицами и русской социальной действительностью. Вместо сатиры Ека­терина, по существу, требовала гимнов и песнопений своему царствованию.

В мае 1769 воспользовавшись разрешением Екате­рины, Николай Иванович Новиков. стал издавать журнал «Трутень». От имени Правдулюбова он вступил в полемику с «госпожой» «Всякой всячиной» и отстаивал боевую, социаль­ную сатиру, направленную на обличение не пороков вообще, а конкретных носи­телей этих пороков. Идейное направление журнала определял эпиграф, взятый из басни Сумарокова: «Они работают, а вы их труд ядите». В журнале контрастно изображалась жизнь дворянских трут­ней и трудового крепостного крестьян­ства. Основными темами журнала были события и факты русской крепостничес­кой действительности, неразумность, не­справедливость которой он доказывал из номера в номер. Под пером Новикова сатира приобрела остро социальный, откровенно антикрепостнический характер. Разобла­чая дворянство, писатель создал яркие обобщенно-сатирические образы. Безрассуд рассуждает: «Я господин, они мои рабы, они для того и сотворены, чтобы… и день и ночь работать и исполнять мою волю исправным платежом оброка». Змеян «кричит и увещает, чтоб всякий поме­щик… был тираном своим служителям… и чтоб одна жестокость содержала сих зверей в порядке и послушании». Вместо славословия в честь царствования Екате­рины Новиков Н.И. нарисовал неприглядную кар­тину произвола и деспотизма чиновно-бюрократического аппарата. Писатель по­казал, что в России нет ни законности, ни справедливости; государственные учреж­дения и суды отданы на откуп взяточни­кам, казнокрадам. «Трутень» сообщал, что некоему судье «потребно самой свежей и чистой совести», а воевода в связи с отъ­ездом па новое место назначения «за не­надобностью продает совесть». Развер­нутая картина судейского самоуправства и взяточничества представлена в «Письме, дяди к любезному племяннику» и в исто­рии о пропавших часах судьи. Эти произ­ведения разоблачали лживость лицемер­ных заявлений Екатерины о торжестве правосудия во время ее царствования.

Большое значение придавал писатель борьбе за русскую национальную культу­ру, решительно выступал против рабского преклонения дворянства перед иностран­щиной. В одном из журналов он сообщал о молодом поросенке, отправившемся за границу, откуда вернулся «совершенной свиньей». На страницах журнала беспо­щадно высмеивались щеголи и щеголихи, придворные бездельники и паразиты, презирающие народ и свою страну, убежденные, что «русские ничего хорошего делать не могут, как иностран­ные». Основным социальным злом, против которого была направлена сатира, для Новикова было крепостное право, поддерживае­мое самодержавием. Особенно резко и яр­ко сатирический удар по крепостничеству был нанесен в знаменитых «Копиях с от­писок» крестьянских и «Копиях с помещичьего указа» по крестьянам. Неотрази­мым языком документа и сухих цифр писа­тель создал картину бедственного положе­ния крестьян, помещичьего произвола и деспотизма. Староста Андрюшка сообщает своему барину, что указ господский вы­полнен: деньги подушные, оброчные соб­раны, а «больше собрать не могли: кре­стьяне скудны, взять негде». Драматична судьба крестьянина Филатки, который ничего не может заплатить, потому что «сам все лето прохворал, а сын большой помер, остались маленькие ребятишки, и он нынешним летом хлеба не сеял, не­кому было землю пахать, во всем дворе была одна сноха, а старуха его и с печи не сходит». За недоимки у него уже взяли две клети, корову, больше продавать не­чего. В то время как помещик отбирает у мужика все до последней нитки, кресть­яне проявляют к бедному Филату сочувствие, оказывают помощь: платят за него подушные, дают корову, чтобы прокор­мить ребятишек и больную старуху. В по­лемике со «Всякой всячиной» писатель остро­умен, беспощаден, находчив и неуязвим, а его острая сатира так метко била в цель, что разгневанная Екатерина, не в силах вести с ним спор, вынуждена была применить власть и в апреле 1770 за­крыла «Трутень».

В 1770-е гг. Николай Иванович издавал журналы «Пусто­меля» (1770), «Живописец» (1772—73), «Кошелек» (1774) и другие. Хотя в них писа­тель был более осторожным, они носили по-прежнему оппозиционный характер.

В «Пустомеле» был помещен целый ряд ярких сатирических статей («Послание к слугам моим» Фонвизина, «Ведомость», «Истинное приключение»), направленных против дворянства и крепостного права. В «Завещании Юнджена, китайского ха­на к оппозиционных дворянских кругов поса­дить на русский престол законного на­следника Павла I, и через два месяца новый журнал также был закрыт.

Журнал «Живописец», который пользовался большим успехом и при жизни писателя выдержал пять изданий. Соблюдая осторожность, издатель из так­тических соображений ставит новый жур­нал под покровительство царицы, посвя­тив его сочинителю комедии «О время!».

Продолжая идейно-тематическое направ­ление «Трутня», писатель по-прежнему обличает дворянство, утратившее связи с родиной, национальной почвой, наро­дом, русской культурой. Он создает яр­кие карикатуры щеголей и щеголих, вы­смеивает их язык, засоренный иностран­ными словами. Журнал, издававшийся накануне Пугачевского восстания, смело и решительно выступал не только против отдельных злоупотреблений помещиков-деспотов, но в ряде произведений поднял­ся до глубокого обличения крепостного права как системы угнетения народа, хо­тя и не дошел до революционных выводов, оставшись на позициях дворянского ли­берализма.

Наиболее значительными и яркими про­изведениями «Живописца» были «Письма к Фалалею» и «Отрывок путешествия в ***И***Т***». В первом из них отец, мать и дядя пишут письма юноше Фалалею, уехавшему служить в Петербург. В пись­мах дается яркая сатирическая картина быта и нравов, повседневной крепостни­ческой практики невежественных и жесто­ких помещиков в деревне, названной иро­нически Благополучной. Трифон Панкратьевич служил в армии, потом по граж­данской части, он был уволен «от дел за взятки». Теперь он живет в своем имении и жалуется на новые порядки, которые стали несравненно хуже «благословен­ного» прошлого. «Эх! — вспоминает он былое,—перевелись старые паши боль­шие бояре: то-то были люди, не толь­ко что со своих, да и с чужих кожи дра­ли. То-то пожили да поцарствовали, как сыр в масле катались: и царское, и дво­рянское, и купецкое — все было их; у всех, кроме бога, отнимали; да и у того чуть тако не отни…» Отлично усвоив нау­ку «отнимания и обирания», он жалуется на то, что его доходы с разоренных мужи­ков уменьшаются. Верной помощницей выступает и его супруга: «Я за то ее и люблю, что уж коли примется сечь, так отделает, перемен двенадцать подадут». Не отставал от родителей и Фалалеюшка. «Куда какой ты был проказник смолоду! — умиляется отец. — Как, бывало, примешься пороть людей, так пойдет крик такой и хлопанье, как будто за уголовье в за­стенке секут; так, бывало, животики надорвем со смеха». По политической заост­ренности, яркости картины крепостничес­кого быта, язвительности и тонкости иронии, меткости и выразительности язы­ка «Письма к Фалалею» принадлежат к самым ярким страницам сатирической литературы XVIII в., которые будут продолжены Фонвизиным в «Недоросле».

В противоположность дворянским писателям, которые идиллически рисовали крестьян в виде добродетельных пастухов и пастушек, блаженству которых завиду­ют даже цари, Новиков в «Отрывке путешествия в…» обнажил ужасы русской крепостни­ческой действительности. Писатель пока­зывает жизнь крестьян деревни Разорен­ной, «сего обиталища плача», страдающей и изнемогающей под невыносимым гнетом «жестокосердного тирана». За три дня путешествия рассказчик нигде не нашел ничего, «похвалы достойного». «Бедность и рабство повсюду встречалися со мной в образе крестьян». В деревне Разорен­ной все, начиная с внешнего вида улицы и кончая внутренностью избы, свидетель­ствовало о безграничной бедности и край­ней степени разорения. Особенно тяжело и безрадостно положение крестьянских детей, всегда голодных и смертельно за­пуганных помещиком. Несмотря на ряд тактических оговорок о «премудрости, сидящей на троне», Писатель публикацией этого произведения проявил политическую сме­лость и гражданское мужество. «Отрывок путешествия в…»—первое самое сильное и негодующее изображение крепостного раб­ства вплоть до выхода «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева. «Отрывок путешествия в…» вызвал величайшее воз­мущение помещиков-крепостников, при­дворных, справедливо усмотревших в нем дерзостные нападки на «целый дворян­ский корпус».

Новиковские журналы ознаменовали новый этап в развитии русской и европей­ской журналистики в период подготовки буржуазной революции в Европе и кре­стьянского восстания в России. Сатира Николая Ивановича принципиально отличалась от сатиры классицизма. Вместо рационалистическо­го протеста против абстрактного челове­ческого зла, выраженного в условно- схематических образах, писатель принес в литературу новые приемы изображения действительности. Протестуя против идеа­лизации, прикрас действительности, свой­ственных «Всякой всячине», писатель стремился правдиво показать русскую крепостни­ческую действительность, какой бы горь­кой и жестокой она ни была. «Удалитесь от меня, ласкательство и пристрастие, низкие свойства подлых душ: истина пером моим руководствует!» — заявлял автор в «Отрывке путешествия в…». Отстаи­вая необходимость сатиры на социальные явления и «на лица», писатель оперировал точ­ными фактами, реальными событиями, добиваясь конкретизации и типизации изображаемых явлений. Для новиковской сатиры характерно исключитель­ное разнообразие сатирических жанров, связанных с жизнью, практической дея­тельностью человека: путешествие, но­велла, послания и письма, диалог, па­родия на деловой документ, «ведомо­сти» и объявления, рецепты, письма к издателю, редакционные примечания. Хо­тя в сатире Новиков еще сохраняются тра­диционные схемы, прямолинейность и односторонность образов, свойственные классицизму (Чужехват, Криводушии, Чистосердов, Любомудров и др.), в лучших своих произведениях писатель подходит к созданию живых типических образов-характеров («Письма к Фалалею» и др.). На смену торжественно-деклама­ционному языку классицизма в сатиру Новикова Н.И. пришла живая, повседневная речь, свой­ственная изображаемому герою: каждый заговорил по-своему. Все это отдаляло его сатиру от поэтики классицизма и зна­меновало зарождение реалистических приемов изображения действительности.

Рожденная на основе социальных про­тиворечий русского общества XVIII в., его сатира носила социальный, острополи­тический характер. Обличая паразитичес­кий образ жизни представителей господ­ствующих классов и защищая интересы крепостного крестьянства, писатель вос­стал против утраты в современных усло­виях человечности, вел борьбу против крепостничества, превращающего русско­го крестьянина в раба, ослабляющего силу русского народа, возможности его прогресса. Писатель объективно способ­ствовал нарастанию в России сил проте­ста против крепостничества и самодержавия. Добролюбов справедливо писал: «Но­виков, как известно, был первый и, может быть, единственный из русских журналистов, умевший взяться за сатиру смелую и благородную, поражающую по­рок сильный и господствующий. Он за­трагивал такие вопросы и интересы, ко­торые только еще в настоящее время на­ходят свое разрешение…»

В годы реакции после Пугачевского восстания Новиков отказывается от политичес­кой сатиры и все свои силы отдает просве­тительской деятельности. «Патриотичес­кая ревность к возлюбленному Отечест­ву» в новых условиях заставляет его искать новые формы борьбы, чтобы «при­общить что-либо к пользе и благостоянию своих сограждан». Писатель приходит к убеждению, что в современных усло­виях только распространение знаний яв­ляется единственным способом уничтоже­ния зла и воспитания истинных граждан. Он разрабатывает программу воспитания нового поколения «единоземцев» в духе патриотических и гражданских добле­стей.

В 1774 Новиков ушел в отставку и всецело отдался литературной и книго- издательской деятельности.

С 1775 становится масоном.

В сентябре 1777 Николай Иванович начинает издавать пер­вый в России философский журнал «Утрен­ний свет». Рационалистическая философия просветителей XVIII в. нашла наиболее полное выражение в разрешении нрав­ственных проблем общественного бытия человека, его отношения к государству, окружающим людям, самому себе. В новом журнале главное внимание было сосре­доточено не на обличении, а на нравоуче­нии, изложении взглядов на поведение человека в обществе.

Журнал провозгла­шал человека центром мироздания: «Чело­век — истинное средоточие сотворенной земли и всех вещей, и главное для него заключается в познании самого себя». Нравоучение для Новикова было средством вос­питания добродетельного человека-граж­данина, который должен проявлять себя не в разгуле собственных страстей, а в практической деятельности на благо отечества. Став одним из влиятельных руководителей масонов, он использовал «братьев по ордену» в своих просвети­тельских и издательских целях.

В 1779 Новиков Н.И. переезжает из Петербурга в Москву. Начинается новый период в жизни писателя. Это было время нового подъема в развитии русского обществен­ного движения и расцвета литературы. Новиков развивает бурную просветительскую и из­дательскую деятельность. Он на десять лет арендует университетскую типогра­фию, на средства масонского ордена соз­дает «Типографскую компанию», имевшую еще две типографии.

Газета «Московские ведомости» (1779—89) издававшаяся Новиковым стала первой русской газетой европейско­го типа, где помещались не только офи­циальные материалы, но и политические статьи о современных, особенно американ­ских, событиях, внутренней жизни стра­ны.

В 1781 вместо «Утреннего света» стал выхо­дить журнал «Московское ежемесячное из­дание».

С 1783-84 выходило «Приложение к «Московским ведомостям» , за­ключавшие «в себе собрание разных луч­ших статей, касающихся до философичес­ких и словесных наук и других полезных знаний».

С 1782-86 выходили периодические издания, как «Городская и деревенская библиотека».

С 1785—89 первый русский детский журнал «Детское чтение», «Экономический мага­зин», посвященный вопросам сельского хозяйства.

Во всех этих периодических изданиях писатель осуществлял свою просветительскую программу, доказывая, что «причина всех заблуждений человека есть невежество, а совершенства — знания». Иногда он, возвращался к острым социальным и по­литическим проблемам.

В статье «Рас­суждение о войнах» автор размышлял «о справедливых и несправедливых» (по терминологии журнала) войнах. Осуждая несправедливые войны, он утверждал, что к справедливым следует отнести не только оборонительные от внешних захватчиков но и освободительные против поработите­лей, примеры которых он видел в Гол­ландии и в Америке. Воспитывая патрио­тические чувства, Новиков Н.И. писал: «Любовь к отечеству, любовь к благу обществен­ному обязуют нас посвятить с удоволь­ствием имения и жизнь нашу к подкреп­лению государства и к благополучию со­граждан».

В статье «Философ» высказы­валась актуальная для России мысль, что только свобода способствует расцвету наук, художеств и только народ является истинным хранителем завоеваний науки.

А в статье «Государь» решительно осуж­дался фаворитизм, деспотизм самодержца.

Помимо журнально-издательской дея­тельности, Новиков выступал в эти годы и как автор художественных, философских, экономических сочинений: цикл сатири­ческих рассказов «Пословицы россий­ские» (1782), цикл статей на философские темы. Особенно большое значение имела его статья «О воспитании и наставлении детей» (1783). В ней он обосновывал си­стему умственного, нравственного и фи­зического воспитания молодого поколе­ния. Уделяя особое внимание воспитанию патриотических и гражданских чувств, ав­тор подчеркивал необходимость развития у детей самостоятельности мышления, человеческого достоинства, уважения к людям без различия национальности и имущественного состояния.

Главным жизненным делом этих лет была книгоиздательская деятельность, которая определялась не коммерческими, а просветительскими целями. Самой на­сущной задачей для России было распро­странение грамотности, поэтому в первую очередь он издавал большое количество учебных пособий: азбуки, буквари, грам­матики, арифметики, учебники по исто­рии, географии, книги для первого чте­ния и т. д. Выпускал Новиков и общеобразова­тельные книги по таким прикладным нау­кам, как сельское хозяйство, агрономия, медицина. Много уделялось внимания изданию переводных философских сочине­ний Вольтера, Руссо, Дидро, Локка, Монтескье.

Большое значение придавал просвети­тель пропаганде художественной литера­туры. Еще в 1772 вышел «Опыт историчес­кого словаря о российских писателях», являющийся первым опытом библиогра­фического словаря.

В 70-е гг. издава­лась «Древняя российская Вивлиофика» (1773—75), в которой публиковались ста­ринные документы, повести, драмы. Впер­вые широко познакомил книгоиздатель русского чи­тателя с классиками западноевропейской литературы, опубликовав переводы сочи­нений Мольера, Корнеля, Расина, Бо­марше, Свифта, Шеридана, Фильдинга, Стерна, Лессинга и многих других. Около трети всех книг, изданных в эти годы в России, приходилось на долю новиковских типо­графий. Для широкого распространения книг среди населения Николай Иванович в 16 городах организовал книжную торговлю, в Моск­ве открыл библиотеку-читальню. На сред­ства «Типографской компании» основал две школы для детей разночинцев, от­крыл бесплатную аптеку.

Во время голо­да в 1787—89 он оказал большую, по тогдашним масштабам помощь голодаю­щим крестьянам.

Имя Николая Ивановича становилось очень популярным, а его деятельность казалась Екатерине опасной и подозрительной, и она начала его преследовать. Царица приказала мит­рополиту Платону проверить все издавав­шиеся им книги для отыскания ереси и крамолы («испытать в вере», вызывать к губернатору для допроса), запретила продолжать аренду университетской ти­пографии.

В 1792 13 апреля по указу Екате­рины Новиков был арестован, и заключен на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. После смерти Екатерины Павел I в 1796 освободил его, но не разрешил издатель­скую и общественную деятельность. Не улучшилось положение опального писате­ля и при Александре I. Для писателя наступила гражданская смерть.

Больной, одинокий и разоренный, оторванный от всего, в чем он видел жизненное призвание,писатель про­жил последние годы в родовом имении Тихвинское-Авдотьино под Москвой.

Гражданский и просветительский под­виг Новикова Н.И. высоко оценили революционные демократы Белинский, Добролюбов, Чер­нышевский. В. И. Ленин подписал Поста­новление Совета Народных Комиссаров о сооружении памятников деятелям рево­люции, писателям и поэтам, среди кото­рых было и имя Новикова Николая Ивановича.

Умер — [31. VII. (12.VIII). 1818], в имение Тихвинское-Авдотьино Московской губернии.

www.znaniy.com

биография и фото :: SYL.ru

Новиков Николай Иванович – знаменитый деятель русского просвещения. Его вклад в просветительскую деятельность огромен. Самодержавие, крепостной режим и все его порождения были Новикову отвратительны. Но выход из произвола и деспотизма он видел в просвещении. Главное средство для решения социальных вопросов и человеческих заблуждений кроется в знании, был уверен Николай Новиков.

Биография

Журналист и просветитель Николай Иванович Новиков (1744-1818) родился в родовом имении близ села Бронницы. Некоторое время проучился в гимназии при Московском университете, откуда вскоре был исключен за лень и пропуски занятий. Вместе с ним из гимназии с такой же формулировкой отчислили и будущего фаворита императрицы — Григория Потемкина.

Оставив учебу, Новиков идет на военную службу в Измайловский гвардейский полк. Тот самый, при поддержке которого Екатерина II пришла к власти. Императрица не забыла заслуг верного полка и щедро раздавала награды и чины. Новиков получает первое повышение и тут же выходит в отставку в чине поручика. Больше на государственную службу Новиков не идет.

Журналистская деятельность

Основным занятием Новикова становится журналистика. Новиков издает сатирические журналы, в которых горячо обличает взяточничество и злоупотребление помещичьей властью. Но критика не касается действий императрицы. Журналы имели небывалый успех. Они казались глотком свободы и верхом смелости.

«Трутень», «Кошелек», «Живописец», «Пустомеля» — издания выходили один за другим, сменяя друг друга. Куратором и редактором был Николай Новиков (биография и фото выше). Но от авторства отказался по причине своей малообразованности, в чем не стеснялся открыто признаваться. Говорил, к сочинительству он не способен и может принести пользу, лишь издавая чужие сочинения.

Журнальное дело Новикова процветало, в них смело иронизировали по поводу необразованности, высмеивали нравы общества и щегольство. Платой за смелую критику служили щедрые комплименты в адрес Екатерины. Успех сатирических журналов ушел вместе с окончанием войны. Екатерина, потеряв всяческий интерес к острословам, разом закрыла все сатирические журналы.

Исторические документы

После запрета на издание сатирических журналов, Николай Новиков издает первую литературную российскую энциклопедию – «Опыт исторического словаря о российских писателях». Книга эта наделала много шума. Ее восприняли как литературную критику и попытку расставить писателей по «чину». Многие почувствовали себя обойденными.

В это же время Новиков издает исторические материалы. Его опыт был замечен императрицей, и она распорядилась, чтобы все государственные учреждения предоставляли ему беспрепятственно исторические документы. Его предприятие приобрело официальный статус. В результате этого проекта появилась «Древняя российская вифлиофика» (библиотека).

Таким образом, Новиков положил начало трем направлениям издательского дела — энциклопедическим словарям, публикациям исторических источников и сатирической периодике.

Университетская типография

В 1777 году Николай Иванович Новиков (фото выше) начинает выпуск ежемесячного журнала «Утренний свет», доходы от которого идут на поддержание училищ для детей-сирот и детей из бедных семей. В это же время Новиков сблизился с масонами, они-то и были основателями Александровского и Екатерининского училищ.

Журнал публиковал подробные отчеты о пожертвованиях, которые сам же и пропагандировал. В одном из номеров содержится статья о том, как дети добровольно отказались от завтраков и ужинов в течение месяца для того, чтобы передать сэкономленные средства более нуждающимся. Масонские связи помогли Новикову совместить благотворительность и журналистику.

Николай Новиков переселяется в Москву в 1779 году. Арендует университетскую типографию, а заодно и «Московские ведомости». Извлечение прибыли не было самоцелью Новикова, для него важно было воспитание деятельных и образованных людей. Именно для этого Новиков основал «ученое сообщество» и занялся книгоизданием. Они переводили иностранные издания и оплачивали обучение в университете талантливой молодежи.

Николай Новиков распространял свои издания в огромных количествах и создал читающую публику. Их издания отличались большим разнообразием – от немецкой грамматики до христианской литературы. Стараниями новиковского окружения свет увидели сочинения отцов Церкви на русском языке.

К 1784 году «ученое сообщество» во главе с Новиковым открыло еще две типографии в Москве. Целью этих людей было воспитать поколение людей, которые смогут в будущем преобразить страну. Николай Новиков собрал вокруг себя единомышленников и спонсоров, так незаметно сформировалось неформальное дружеское сообщество.

Наказание за просвещение

Деятельность, развернутая Новиковым, привлекла немало завистников. Императрице время от времени жаловались по поводу того или иного происшествия в отношении типографии. Она стала относиться к этому проекту с растущим подозрением. Прежде всего, Екатерина презирала масонов. Во-вторых, ее стала раздражать какая-то новая общественная жизнь, которая явно отличается от того, что было прежде.

Первая общественная организация казалась Екатерине подозрительной. Императрица лишилась покоя и жаловалась градоначальнику, что знает, как справиться со шведами или турками, но ума не приложит, что делать с поручиком. И хотя никакой политической подоплеки в деятельности Новикова не было, его просветительская деятельность и масонство навлекли на него подозрения в вольнодумстве.

В 1792 году над ним и его друзьями было произведено судебное следствие, которое ничего не обнаружило. Однако Новикова приговорили к пятнадцати годам и заключили в Шлиссельбургской крепости. Его современники были в ужасе от расправы, учиненной над книгоиздателем, в его заговорщицкую деятельность никто не верил.

Новикова освободил сменивший Екатерину Павел I. Из заключения вышел совершенно разбитым Николай Новиков, биография этого благородного человека сложилась таким образом, что больше он не занимался общественной деятельностью. Двадцать два года провел в своем поместье и избегал контактов с представителями власти.

Педагогические советы Новикова

Новиков уделял много внимания и проблемам образования. Он считал, что обучение должно вестись таким образом, чтобы в результате дети были счастливы, образованы и полезны. Он подчеркивал важность всестороннего развития ребенка. Не ограничиваясь только книгопечатанием, Новиков открыл бесплатную библиотеку и две школы.

В своей статье о воспитании детей Новиков обращает внимание, что нельзя заглушать любопытство ребенка. Необходимо передавать детям только проверенные, хорошо зарекомендовавшие себя знания. Предметы обучения подбирать по возрасту ребенка, только те, которые он сможет понять.

Подводя итог, без преувеличения можно сказать, что деятельность Николая Новикова сыграла важную роль в становлении российской педагогики, в образовании и издательском деле.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *