Никольская р а государственное устройство афинской демократии – Лекции и задания УрГЮА / История(ИГПЗС и ИОГП) / Заруба краткий курс / 07. Общественный и государственный строй Афин в период расцвета рабовладельческой демократии (V—IV вв. до н. э.)

Тема 4. Государственное устройство Афин в период расцвета демократии

1. Характеристика источников

2. Политическая борьба в Афинах в первой половине V в. до н. э.

3. Государственный строй Афин

а) народное собрание и Совет пятисот

б) должностные лица, система их замещения и их функции в) гелиэя. Состав суда и формы его деятельности

4. Права и обязанности граждан

а) государственная помощь свободной бедноте

б) литургии

5. Перикл — вождь афинской демократии (доклад)

6. Ограниченность афинской демократии а) эксплуатация союзников (доклад)

б) оценка афинской политической системы древними и современными историками

Источники

Аристотель. Афинская полития. Ч. П. М., 1937. С. 222-235

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Перикл (любое издание)

Хрестоматия по истории древней Греции. М., 1964. С. 210-239

Литература

Андреев В.Н. Афинская рабовладельческая демократия в западной историографии // ВДИ. 1960. № 4

Арский Ф.Н. Перикл. М., 1971

Бергер А. К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М., 1966

Годер Г.И. Изучение афинской рабовладельческой демократии // ПИШ. 1970. № 5. С. 74-87

Доватур А.И. Вопросы истории афинской демократии в новейшей за­рубежной литературе // Критика новейшей буржуазной историографии. М., 1961

Древняя Греция. М., 1956. С. 220-228

История государства и права зарубежных стран. Ч. 1. М., 1988

Кондратюк М.В. Архэ и афинская демократия // Античная Греция. Т. 1. М., 1983. С. 327-365

Лурье С.Л. Эксплуатация афинских союзников // ВДИ. 1947. № 2

Никольская Р.А. Социально-политическая борьба в Афинах в конце V в. до н. э. // УЗ Белорусского ун-та. Вып. 23. 1955

Она же. Государственное устройство Афинской демократии // УЗ Белорусского ун-та. Вып. 30. 1956

Сергеев B.C. История древней Греции. М., 1963. С. 243-247

Фролов Э.Д. Греция в эпоху поздней классики. Общество. Личность. Власть. СПб., 2001

Шуллер В. Афинская демократия и афинский морской союз // ВДИ. 1984. № 3. С. 49-59

Ярхо В.Н. Американские фальсификаторы истории афинской демокра­тии // ВДИ. 1949. № 2

Методические указания

Основным источником по теме является «Афинская политúя» Аристотеля. Необходимо выяснить политический идеал знаменитого фи­лософа, его отношение к демократии и к её вождям Эфиальту и Периклу.

Для правильного освещения афинской конституции надо выяснить положение различных слоев населения, показать характер политичес­кой борьбы в Афинах в период греко-персидских войн, особенно вы­делив деятельность Эфиальта и Фемистокла.

По третьему пунктуплана следует использовать 2-ю часть «Афинс­кой политии». Рассмотрите, как протекала деятельность народного собрания, кто мог в нем участвовать, а кто был лишен этого права, какие вопросы ставились на его рассмотрение. Полезно сравнить роль этого органа в Афинах и Спарте, установить, какие общие чер­ты характерны для них и в чем их различие. Выясните, какова была система замещения должностных лиц, кто мог избирать и быть избран­ным, каким образом контролировалась деятельность избранных лиц. Объясните функции и значение совета 500, его взаимоотношения с на­родным собранием. Подумайте, почему стратегов выбирали открытым голосованием, и почему их можно было переизбирать на следующий срок. Определите положительные и отрицательные стороны в деятельности судов (гелиэи). Почему гелиэя имела значение не только судебно­го, но и политического органа?

Подберите материал о том, какими правами и льготами пользова­лись афинские граждане и какие обязанности налагало на них госу­дарство (в филах и демах). Говоря о помощи бедным гражданам, сле­дует подумать, почему возникла необходимость и возможность такой системы, какие последствия она имела. Определите, какие виды литургий существовали, кто и как часто привлекался к их выполнению, какие из них считались наиболее обременительными. Подумайте, когда и поче­му появилась такая форма использования частных средств на госу­дарственные нужды.

Определите, в чём заключалась ограниченность афинской демокра­тии, какие категории населения были ограничены в правах или вовсе их лишены. Подумайте, откуда афиняне брали средства для широкого строительства в своем городе, на оплату должностей и т.д. Какие черты политической организации Афин подвергались нападкам уже в древности? И, напротив, чем гордились сторонники демократического строя? В заключение следует дать четкую оценку афинской демократии, показать ее положительные стороны и «классовую» ограниченность. Во всех учебниках афинскую демократию именуют «рабовладельческой» – справедливо и корректно ли это?

studfiles.net

Тема 4. Государственное устройство Афин в период расцвета демократии

1. Характеристика источников

2. Политическая борьба в Афинах в первой половине V в. до н. э.

3. Государственный строй Афин

а) народное собрание и Совет пятисот

б) должностные лица, система их замещения и их функции
     в) гелиэя. Состав суда и формы его деятельности

4. Права и обязанности граждан

а) государственная помощь свободной бедноте

б) литургии

5. Перикл — вождь афинской демократии (доклад)

6. Ограниченность афинской демократии
     а) эксплуатация союзников (доклад)

б) оценка афинской политической системы древними и современными историками

 

Источники

 

Аристотель. Афинская полития. Ч. П. М., 1937. С. 222-235

Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Перикл (любое издание)

Хрестоматия по истории древней Греции. М., 1964. С. 210-239

 

Литература

 

Андреев В.Н. Афинская рабовладельческая демократия в западной историографии // ВДИ. 1960. № 4

Арский Ф.Н. Перикл. М., 1971

Бергер А. К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М., 1966

Годер Г.И. Изучение афинской рабовладельческой демократии // ПИШ. 1970. № 5. С. 74-87

Доватур А.И. Вопросы истории афинской демократии в новейшей за­рубежной литературе // Критика новейшей буржуазной историографии. М., 1961

Древняя Греция. М., 1956. С. 220-228

История государства и права зарубежных стран. Ч. 1. М., 1988

Кондратюк М.В. Архэ и афинская демократия // Античная Греция. Т. 1. М., 1983. С. 327-365

Лурье С.Л. Эксплуатация афинских союзников // ВДИ. 1947. № 2

Никольская Р.А. Социально-политическая борьба в Афинах в конце V в. до н. э. // УЗ Белорусского ун-та. Вып. 23. 1955

Она же. Государственное устройство Афинской демократии // УЗ Белорусского ун-та. Вып. 30. 1956

Сергеев B.C. История древней Греции. М., 1963. С. 243-247

Фролов Э.Д. Греция в эпоху поздней классики. Общество. Личность. Власть. СПб., 2001

Шуллер В. Афинская демократия и афинский морской союз // ВДИ. 1984. № 3. С. 49-59

Ярхо В.Н. Американские фальсификаторы истории афинской демокра­тии // ВДИ. 1949. № 2

 

Методические указания

 

Основным источником по теме является «Афинская политúя» Аристотеля. Необходимо выяснить политический идеал знаменитого фи­лософа, его отношение к демократии и к её вождям Эфиальту и Периклу.

Для правильного освещения афинской конституции надо выяснить положение различных слоев населения, показать характер политичес­кой борьбы в Афинах в период греко-персидских войн, особенно вы­делив деятельность Эфиальта и Фемистокла.

По третьему пункту плана следует использовать 2-ю часть «Афинс­кой политии». Рассмотрите, как протекала деятельность народного собрания, кто мог в нем участвовать, а кто был лишен этого права, какие вопросы ставились на его рассмотрение. Полезно сравнить роль этого органа в Афинах и Спарте, установить, какие общие чер­ты характерны для них и в чем их различие. Выясните, какова была система замещения должностных лиц, кто мог избирать и быть избран­ным, каким образом контролировалась деятельность избранных лиц. Объясните функции и значение совета 500, его взаимоотношения с на­родным собранием. Подумайте, почему стратегов выбирали открытым голосованием, и почему их можно было переизбирать на следующий срок. Определите положительные и отрицательные стороны в деятельности судов (гелиэи). Почему гелиэя имела значение не только судебно­го, но и политического органа?

Подберите материал о том, какими правами и льготами пользова­лись афинские граждане и какие обязанности налагало на них госу­дарство (в филах и демах). Говоря о помощи бедным гражданам, сле­дует подумать, почему возникла необходимость и возможность такой системы, какие последствия она имела. Определите, какие виды литургий существовали, кто и как часто привлекался к их выполнению, какие из них считались наиболее обременительными. Подумайте, когда и поче­му появилась такая форма использования частных средств на госу­дарственные нужды.

Определите, в чём заключалась ограниченность афинской демокра­тии, какие категории населения были ограничены в правах или вовсе их лишены. Подумайте, откуда афиняне брали средства для широкого строительства в своем городе, на оплату должностей и т.д. Какие черты политической организации Афин подвергались нападкам уже в древности? И, напротив, чем гордились сторонники демократического строя? В заключение следует дать четкую оценку афинской демократии, показать ее положительные стороны и «классовую» ограниченность. Во всех учебниках афинскую демократию именуют «рабовладельческой» – справедливо и корректно ли это?

 

studopedia.net

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА ЧАСТЬ II — Учебно-методическое пособие

22

23

Аристотель. Афинская полития. / Пер. СИ. Радцига. М., 1937.

Аристотель. Политика. V 4.4; 9.21 — 23 / Пер. С.А. Жебелева // Аристотель. Соч. М., 1983. Т. 4.

Геродот. История. 1.59 — 64; 111.39. — 43; У.92: VI. 123 / Пер. Г.А. Стратановского. Л., 1972.

Фукидид. История. 1.20.2; У1.54 — 60. М., 1981.

II Основная литература Зельин К. К Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до

н. э.

Колобова К. М., Глускииа Л. М. Очерки истории древней Греции.

Л., 1958.

Соловьев С. С. Раннегреческая тирания. М., 1964.

Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988. С. 158 — 162

остановиться на обострении социальной борьбы в Афинах во второй половине VI в. до н. э., характеристики политических группировок, установить, кто поддерживал Писистрата в период борьбы за власть и в интересах каких групп населения проводились те или иные мероприятия.

Необходимо проследить, как функционировала при Писистрате созданная Солоном политическая система, какие предпосылки создава-при нем для развития рабовладельческой демократии; установит, родовые отношения еще сохранились в Аттике. На материале ис­точников следует проследить роль Писистрата в укреплении централиза­ции Аттики, строительной деятельности в Афинах и афинской внешней политики. Можно ли считать ее падение результатом внешнего вмеша­тельства или для этого были внутренние причины? Какие слои населения и почему не устраивала тираническая форма правления? В чем состояло * значение тирании Писистрата и его сыновей?


III.

я литература

Виппер. Р. Ю. История Греции в классическую эпоху. М., 1916.

Дюрант В. Жизнь Греции. М., 1997. С. 127 — 130.

История древней Греции. М., 1996.

Кыйв М. Три «партии» в Аттике VI в. до н. э. в контексте соци-юлитической истории архаических Афин // Античный полис. СП.б., 1995.

Лурье С. Я. История Греции. СП.б., 1993.

Скржинская М.В. Устная традиция о Писистрате // ВДИ. 1969. № 4.

Фролов Э. Д. Греческие тираны. Л., 1972. С. 3 — 6.

Яйленко В. П. Архаическая Греция // Античная Греция. М., 1983. Т. 1.С. 180-184.

— завершающий этап становле-

Тема 11.

Вопросы дл

реформ Клисфена. Борьба поли-

1. Положение в Аттике
группировок.

2. Новое территориальное деление Аттики и его значение.
3.Изменение в области государственного управления

I. Источники

Аристотель. Афинская полития. / Пер. С. И. Радцига. М., 1937. Аристотель. Политика. Ш.2.10 / Пер. С. А. Жебелева // Аристо­тель. Соч. М., 1983. Т. 4.

Геродот. История. У.66 / Пер. Г. А. Стратановского. Л., 1972. Плутарх. Аристид. 7 / Пер. С. П. Маркиша // Плутарх. Сравни-! жизнеописания. М., 1961. Т. 1.


1956

а Афинах не была случайным явлением, через тиранию форму государственной власти прошли многие государства Греции, выяснить на каком этапе развития общества возникла тирания, какие условия способствовали ее появлению, какие черты присущи раннегрече-ской тирании, какое место оно занимает в развитии греческих полисов и в I причины ее)

II Основная литература

Греция. / Под ред. В.В. Струве и Д.П. Каллистова. М., Зельин К. К. Борьба политических группировок в Аттике в VI в.

| Н. Э.

Карпюк С. Г. Клисфеновские реформы и их роль в

[ борьбе в позднеархаических Афинах // ВДИ. 1986. 3 1. Колобова К. М. К вопросу о возникновении Афинского государст­ва//ВДИ. 1968. №4.

24

25

III. Дополнительная литература

Дюрант В. Жизнь Греции. М., 1997. С. 127 — 130.

История древней Греции. М., 1996.

Колобова К. М., Глускина Л. М. Очерки истории древней Греции. Л., 1958.

Лурье С. Я. Клисфен и Писистратиды // ВДИ. 1940. № 2.

Лурье С. Я. История Греции. СП.б., 1993.

Неронова В. Д. Введение в историю древнего мира. Пермь, 1973. С. 241-246.

Строгецкий В. М. Клисфен и Алкмеониды // ВДИ. 1972. № 2.

Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. Л., 1988. С. 162 — 166.

Фролов Э.Д. Социальная революция, тирания, демократия в ан­тичной Греции / Вестник ЛГУ. 1990. Сер.2. Вып. 2. (№9)

Методические рекомендации

Прежде всего следует показать характер политической борьбы, развернувшейся в Аттике после свержения тирании. Каковы причины этой борьбы? Какие социальные силы в ней участвовали и почему? В чем свое­образие политической борьбы того периода? Какова в ней роль Клисфена? ИМожно ли считать, что цели Клисфена и Исагора были принципиально различны? Чем объясняется победа Клисфена в этой борьбе?

Необходимо доказать, что в результате реформ окончательно оформилась государственная организация Афин. Эти реформы связаны с установлением территориального деления населения. Следует рассматри­вать каждую из реформ. Создание территориальных фил — один из основ­ных моментов в законодательстве Клисфена, с этим связаны остальные преобразования. Надо выяснить, как изменилось управление в Афинах в результате реформ, доказать, что оно стало более демократичным, и пока­зать, интересы какой части демоса в наибольшей степени были удовле­творены в результате клисфеновских мероприятий.

Аристотель. Афинская полития. / Пер. СИ. Радцига. М., 1937.

Диодор Сицилийский. Историческая библиотека / Пер. В. М. Стро-гецкого. XI. 39 — 47, 54 — 59 // Из истории античного общества. Горький. 1979. С. 3-29.

Псевдо-Ксенофонт. Афинская полития // Аристотель Афинская полития / Пер. С. И. Радцига. М., 1937

Постановление афинского народного собрания об Эрифрах / Пер. А. Я. Гуревича // Хрестоматия по истории древнего мира. Саратов, 1989.

Плутарх. Аристид. / Пер. С. П. Маркиша; Фемистокл I Пер. С. И. Соболевского; Кимон / Пер. В. В. Петуховой // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1963. Т. I — II.

II Основная литература

Кондратюк М. В. Архэ и афинская демократия // Античная Гре­ция. М., 1983. Т.1. С. 327 — 365.

Паршиков А. Е. Аристотель и организация Первого Афинского морского союза ВДИ. 1971. № 1

Строгецкий В. М. Полис и империя в классической Греции. Н. Новгород, 1991. С. 77-89.

Шулер В. Афинская демократия и Афинский морской союз // ВДИ. 1984. № 3.

III. Дополнительная литература

Доватур А. И. Вопросы истории афинской демократии в новей­шей зарубежной литературе // Критика новейшей зарубежной историо­графии. М., 1961.

Лурье С. Я. Эксплуатация Афинских союзников // ВДИ. 1947. № 2.

Лурье С. Я. История Греции. СП.б., 1993.

Паршиков А. Е. О статусе афинских колоний // ВДИ. 1969. № 2.

Паршиков А. Е. Организация суда в афинской деревне // ВДИ. 1974. №2

Тема 12. Образование Афинской морской державы.

Вопросы для обсуждения.

1. Причины образования Первого Афинского морского союза.

2.Структура союза

3. Перерождение Афинского морского союза в Афинскую архэ.

I. Источники

Методические рекомендации

При изучении источников необходимо учитывать время их воз­никновения, проследить развитие политических взглядов античных авито-ров и их отношение к Первому Афинскому союзу, сравнить точки зрения

26

27

Аристотеля, Плутарха, с одной стороны, и Псевдоксенофонта с другой.

Надо выяснить причины и цели образования Первого Афинского морского союза, изучить по карте расположение и размеры союзных госу­дарств, определить их военно-экономический потенциал, установить принципы организации союза, права и обязанности союзных политиче­ских государств и их взаимоотношения с Афинами, показать экономиче­ские и социально-политические последствия геко-персидских войн, выяс­нить причины перерождения Афинского морского союза в Афинскую

Тема 13. Государственное устройство Афинской

Вопросы для обсуждения.

  1. Социальная база афинского полиса в V в. до н. э.

  2. Роль народного собрания и совета пятисот в Афинском госу-

  3. Судебные органы власти и другие административные

I. Источники

Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996

Аристотель. Афинская полития. /Пер. СИ. Радцига. М., 1937.

Ксенофонт. Защита на суде Пер. С. И. Соболевского // Ксено-фонт. Сократические сочинения. СПб., 1993.

Платон. Анталогия Сократа / Пер. М. С. Соловьева // Платон Собр. соч. в 4-х т. М., 1990. Т. 1.

Плутарх. Перикл / Пер. С. И. Соболевского // Плутарх. Сравни­тельные жизнеописания. М., 1962. Т. 1.

Фукидид. История. II. 34 — 46 / Пер. Г. А. Стратановского. М., 1981.

II Основная литература

Маринович Л. П., Кошеленко Г. А. Уроки античной демократии // Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996. С.319 -330.

Никольская Р. А. Государственное устройство Афинской демокра­тии // Учен. Зап. Белорусского ун-та. 1956. Вып. 30

Роде П. Док. Кому принадлежала власть в демократических Афи­нах //ВДИ. 1998. №3.

III. Дополнительная литература

Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1958. Т. 1.

Доватур А. И. Вопросы истории афинской демократии в новей­шей зарубежной литературе // Критика новейшей зарубежной историо­графии. М., 1961.

Дюрант А. И. Жизнь Греции. М., 1997. С. 255 — 275.

Зайцев А. И. Перикл и его преемники // Политические деятели ан­тичности, средневековья и нового времени. Л., 1983. С. 23 -28.

Кондратюк М. В. Архэ и афинская демократия // Античная Гре­ция. М., 1983. Т. 1.

Лурье С. Я. История Греции. СП.б., 1993.

Маринович Л. П., Кошеленко Г. А. Становление афинской демо­кратии // Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996. С. 19-25.

Сахненко Л. А. Демагог Клеон / ВДИ. 1991. № 4.

Суриков И.Е. Афинский ареопаг в первой половине V в. до н. э. //

ВДИ. 1995. №1.

Фролов Э. Д. Политические лидеры афинской демократии // По­литические деятели античности, средневековья и нового времени. Л., 1983. С. 6-22.

Шулер В. Афинская демократия и Афинский морской союз //

1 1984. №3.

Для того, что бы правильно осветить афинскую конституцию эпо­хи расцвета демократии, надо выяснить положение различных слоев афинского населения, показать в какой исторической обстановке развива­лась афинская демократия, почему в Афинах установилась демократиче-форма рабовладельческого государства, выяснить правовое деление Аттики, присущее полису, определить права и обязанности афинских граждан.

Надо рассмотреть, как протекала деятельность народного собра­ния, какие вопросы ставились на рассмотрение, кто мог участвовать в со­брании, выяснить, какая система избрания должностных лиц существова­ла в Афинском государстве, и кто мог быть избран, чем обеспечивалось реальное участие демоса в политической жизни Афин. Полезно сравнить роль народного собрания в Афинах и Спарте, установить, какие черты сходства и различия характерны для народных собраний этих полисов.

Необходимо выяснить функции совета пятисот, его взаимоотно­шения с народным собранием, определить роль афинского суда не только как судебного, но и политического органа. Следует так же дать оценку афинской демократии, показать ее положительные стороны и ность.

28

29

Тема 14. Социальная структура и политический строй й Спарты

Вопросы для обсуждения.

  1. Особенности образования спартанского государства и его этапы

  2. Классовая и сословная структура спартанского общества.

  1. Свободное население Спарты. Спартиаты и периэки.

  2. Илоты. Их происхождение, экономическое и правовое

3. Организация государственной власти

  1. Герусия и басилеи.

  2. Народное собрание.

  3. Эфорат

I. Источники

Геродот. История. VI. 56 — 60,80; VII. 149; 1Х.8 — 10, 28, 29 / Пер. Стратановского. Л., 1972.

Ксенофонт. Лаке демонская полития / Пер. М.Н. Ботвинника // Хрестоматия по истории древнего мира. Саратов, 1989.

Плутарх. Ликург; Кимон / Пер. В. В. Петуховой // Плутарх. Срав­нительные жизнеописания. М., 1961 — 1963. Т. 1 —II/

Страбон. География. VIII.8.4 — 5 / Пер. Г. а. Стратановского. М, 1994.

II Основная литература

Андреев Ю. В. Спарта как тип полиса // Античная Греция. М., 1983.Т.1.С.194-216.

Андреев Ю. В. Архаическая Спарта: культура и политика // ВДИ. 1987. №4.

III.

И. М. Рабы, илоты и крепостные в ранней древности //

[ литература

Андреев Ю. В. К проблеме «Ликургового законодательства» // Проблемы античной государственности. Л., 1982.

Андреев Ю. В. Мужские союзы в структуре дорийского полиса // Проблемы социально-политической организации и идеологии античного общества. Л., 1984.

Андреев Ю. В. Спартанские «всадники» // ВДИ. 1969. № 4.

Дюрант В. Жизнь Греции. М., 1997. С. 82 — 96.

Колобова К. М., Глускина Л. М. Очерки истории древней Л., 1958.

Печатнова Л. Г. Гипомейоны и мофаки // ВДИ. 1993. № 3. Строгецкий В. М. Истоки конфликта эфората и царской власти в Спарте //Античный полис. Л., 1979.

Своеобразие Спартанского государства заключается в том, что оно образовалось, не успев еще полностью изжить родовой строй. Работая над темой, следует, уяснить, какую роль в возникновении классового об­щества и государства в Спарте сыграло дорийско завоевание.

При исследовании социального строя Спарты особенно сложным представляется вопрос об илотах: существуют самые различные мнения относительно их происхождения и положения. Источники по истории [ Спарты обширны и довольно разнообразны. Это сочинения Геро-‘укидида, Аристотеля, Плутарха, Ксенофонта, Страбона. Жили эти ры в разное время, различна и степень достоверности сообщенных ими сведений. Особенно осторожно надо подходить к свидетельствам ав­тора IV в. до н. э. Ксенофонта, известного своей приверженностью к спар­танским порядкам.

Работая с биографиями Плутарха, надо вспомнить, что этот автор ставил перед собой задачу не исторического, а скорее психологического плана, что не могло не отразиться на выяснении причинности событий. В данном случае, за Плутархом следовать нельзя: надо искать иные мотиви­ровки.

Рассматривая, как образовалось Спартанское государство, надо попытаться определить, почему были сохранены пережитки родового строя в Спарте, как они использовались в интересах господствующего слоя, в чем причины замедленного развития спартанского общества. Про­следить, какие перемены происходили в государственном аппарате Спар­ты и с чем они были связаны.

Тема 15. Реформы Агиса и Клеомена в Спарте.

Вопросы для обсуждения.

  1. Обострение социальных противоречий в Спарте в III в. до н. э.

  2. Реформы Агиса, их цель и причины неудачи.

  3. Реформы Клеомена.

I. Источники

Плутарх. Агид и Клеомен / Пер. С. П. Маркиша // Плутарх. Срав­ню жизнеописания. М., 1964. Т. III.

Полибий. Всеобщая история. IV. 22 — 24, 81; VI. 48 — 50 / Пер. Ф. Г. Мищенко. СПб., 1994 — 12995. Т. I — П.

30

31

II Основная литература

Бергер А. К. Социальные движения в древней Спарте. М., 1936. Кошеленко Г. А. Греция в эллинистическую эпоху //Эллинизм: экономика, политика, культура. М., 1990. С. 160 — 185.

III. Дополнительная литература

Бенгтсон Г. Правители эпохи эллинизма. М., 1982. С. 199-218.

Василевский В. Г. Политические реформы и социальные движения в древней Спарте в период ее упадка // История Греции со времени Пело­поннесской войны. М, 1896. Вып. 2. С. 285 — 379.

Всемирная история. М., 1955. Т. И.

Печатнова Л. Г. Социально-экономическая ситуация в Спарте на рубеже V — IV вв. до н. э. // Проблемы социально-политической организа­ции и идеологии античного общества. Л., 1984.

Печатнова Л. Г. Гипомейоны и мофаки // ВДИ. 1993. № 3.

Ранович А. Б. Эллинизм и его историческая роль. М.; л., С. 243 — 250.

Сергеев В. С. История древней Греции. М., 1963. Методические

по данной теме являются написанные Плутархом

биографии Агиса и Клеомена, критический анализ которых и следует дать. При этом надо помнить, что Плутарх не историк, а писатель-моралист, у которого видное место занимает преклонение перед сильными личностями, воля которых, по его мнению, определяет ход процесса.

Специальная историческая литература по данной теме довольно ограниченна. Труд В. Г. Василевского следует считать хотя и устаревшим, но интересным с историографической точки зрения. Анализ социальных движений в Спарте, целесообразно начать с характеристики ее внутренне­го положения. Необходимо учесть, что изменения в экономической и по­литической жизни Спарты разлагали старую общину спартиатов, способ­ствовали ее расслоению.

Реформы Агиса и Клеомена следует рассматривать, прежде всего, как результат обострения социальной борьбы в Спарте. Следует так же учитывать, что рост имущественной дифференциации, разорение и со­кращение числа свободных спартиатов значительно ослабили военную мощь Спарты, привели к появлению наемной армии, а это не могло не вызвать попыток социальных реформ со стороны наиболее дальновидных политических деятелей. Надо попытаться выяснить, в чьих интересах про­водились реформы в Спарте? Каков был их результат? Полезно сравнить

32

программу Агиса и Клеомена и выяснить общее и отличное в их , ности. Следует дать общую оценку деятельности реформаторов, опреде-> причины 1

ЭЛЛИНИЗМ

textarchive.ru

Государственное устройство демократических афин

В связи с неукоснительным соблюдением одного из основных принципов античной демократии – принципа суверенитета демоса – верховным и ничем не ограниченным органом власти в Афинах классической эпохи была экклесия– народное собрание. Афинскоенародное собраниевключало всех взрослых совершеннолетних граждан мужского пола16

. Оно созывалось часто и регулярно, как правило, 40 раз в год, т. е. приблизительно один раз в девять дней. Именно на нем рассматривались и решались все сколько‑нибудь важные вопросы жизни государства, как принципиального характера, так и относящиеся к сфере повседневности. Экклесия определяла в деталях внешнюю и внутреннюю политику государства, принимала иностранных послов, объявляла войну и ратифицировала международные договоры, в том числе и мирные, контролировала финансы полиса, избирала должностных лиц и рассматривала их отчеты о своей деятельности, принимала законы, выносила постановления об остракизме, надзирала за религиозной жизнью, проведением празднеств, учреждением новых культов. Словом, практически ни один вопрос, имевший хоть какое‑то значение для полиса, не мог миновать обсуждения членами народного собрания.

Местом проведения народных собраний изначально была Агора – главная городская площадь Афин, а с середины V в. до н. э. – холм Пникс, где стояли скамьи для участников собрания и трибуна для ораторов. Перенести работу экклесии в другое место оказалось необходимо в связи с тем, что в условиях демократизации жизни полиса частые заседания народного собрания стали создавать неудобства для других видов деятельности на Агоре, в первую очередь для торговли. В некоторых случаях экклесия могла собираться и в каком‑нибудь другом месте, например в театре, а если рассматривались вопросы, имевшие отношение к флоту, – даже в пирейском морском порту.

Обсуждение любого вопроса в народном собрании зачастую сопровождалось бурными дебатами; после того как дискуссия заканчивалась, решение принималось путем общего голосования. В большинстве случаев оно было открытое – поднятием рук (такое голосование называлось хиротонией).Лишь по отдельным вопросам, считавшимся особенно важными (например, о даровании гражданских прав лицу, ранее не являвшемуся афинским гражданином), использовалось тайное голосование. В таких случаях афиняне опускали в урныпсефы– вначале это были простые камешки, а впоследствии для голосования стали использовать небольшие металлические диски с трубочкой посередине. Постановления экклесии называлисьпсефисмами(вне зависимости от того, каким способом голосования они были приняты). Псефисма, за которую проголосовало большинство участников народного собрания, немедленно обретала силу закона и, как правило, записывалась на мраморной стеле.

В античном государстве не существовало разделения властей на ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Поскольку экклесия имела абсолютную власть в полисе, она сосредоточивала в своих руках самые различные государственные функции. Так, ей принадлежала вся полнота законодательной власти, она же осуществляла верховный контроль над исполнительной властью. Более того, на некоторых заседаниях экклесии устраивались судебные процессы (обычно политического характера), причем народное собрание могло взять на себя принятие решения по любому судебному делу.

Между заседаниями народного собрания ежедневно собирался буле,или Совет пятисот, – орган власти, который был создан в ходе реформ Клисфена. Являясь одним из важнейших властных институтов, он обладал правом законодательной инициативы, рядом функций исполнительной и судебной власти. Члены Совета пятисот(булевты)избирались по жребию сроком на один год из числа граждан не моложе 30 лет (вне зависимости от имущественного положения) – по 50 человек от каждой из десяти фил. Перед вступлением в должность они проходилидокимасию– проверку, которую проводил предыдущий состав булевтов, и приносили присягу. Со времен Перикла члены Совета за исполнение обязанностей получали небольшую заработную плату.

Заседания Совета пятисот проходили ежедневно, кроме праздничных дней, в специальном здании на Агоре. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение повестки дня экклесии и подготовка проектов решений. Кроме того, буле принимал отчеты у некоторых должностных лиц и при необходимости направлял дело на рассмотрение в суд, вынося предварительный приговор. Совет пятисот играл важную роль во внешней политике государства, в частности представлял народному собранию иностранных послов. В компетенции Совета пятисот находились также многие текущие вопросы: в частности, этот орган вел списки граждан, служивших в кавалерийских подразделениях, контролировал состояние флота, организовывал военное обучение эфебов– афинских юношей, только что достигших совершеннолетия, надзирал над финансовой администрацией, за использованием государственных доходов, следил за поддержанием порядка в городе. Таким образом, полномочия Совета пятисот были весьма обширны, однако демократический характер государственного устройства Афин предусматривал полную подотчетность Совета экклесии, которая могла утвердить или отменить любое решение булевтов.

Для большей эффективности своей работы Совет пятисот был разбит на десять отделений (по количеству фил), которые поочередно дежурили в течение года. Члены дежурного отделения Совета назывались пританами.Пританы председательствовали на заседаниях буле и экклесии, а часть их несла круглосуточное дежурство в Толосе – круглом здании на Агоре. Из числа пританов по жребию избирался их глава –эпист ат.Он находился в этой должности лишь одни сутки (а затем сменялся следующим), но на этот краткий срок становился как бы временным главой государства.

Кроме Совета пятисот, в Афинах продолжал существовать и древний Совет ареопага. Но после того, как реформой Эфиальта его полномочия были значительно урезаны, он превратился в чисто судебный орган, рассматривающий сложные дела об убийствах, о преступлениях против религии. Тем не менее авторитет ареопага по традиции оставался высоким, а судебные процессы в нем проходили очень торжественно.

Однако основой афинской судебной системы классической эпохи являлась созданная еще Солоном гелиэя– суд присяжных. В V в. до н. э. она превратилась в один из важнейших элементов демократической политической системы и рассматривала подавляющее большинство судебных дел. В гелиэю входили 6000дикастов– судей, которые при вступлении в должность приносили присягу. Столь большая численность суда присяжных при относительно небольшом населении афинского полиса была установлена для того, чтобы гарантировать демократический характер судопроизводства, а также во избежание подкупа судей со стороны тяжущихся сторон. Дикасты избирались по жребию сроком на один год из числа афинских граждан не моложе 30 лет, при этом количество избраний не ограничивалось. За исполнение должностных обязанностей дикасты получали жалованье. Судя по сообщениям античных авторов, среди дикастов большинство составляли пожилые небогатые граждане. Для них участие в разбирательстве судебных дел подчас становилось едва ли не основным видом общественной деятельности и заработка.

Для разбора судебных дел гелиэя разбивалась на дикастерии– коллегии. Чаще всего в состав одной коллегии входили 500 человек; впоследствии, во избежание «ничейного» результата при голосовании, судей стало 501. Впрочем, была возможна и меньшая (200–300 человек), и большая (1000–1500 человек) численность членов коллегии. В полном составе гелиэя заседала лишь в исключительных обстоятельствах. Следует отметить, что гелиэя являлась также высшим государственным судом: любой гражданин мог подать в нее жалобу‑протест на какое‑либо решение, принятое народным собранием, если считал эту псефисму противоречащей законодательству. В этом случае в одной из судебных коллегий возбуждался особый судебный процесс – «обвинение в противозаконии». Если присяжные признавали претензии обвинителя правомерными, псефисма аннулировалась, а тот политик, который инициировал ее принятие, подвергался суровому наказанию, вплоть до смертной казни. Таким образом, гелиэя была единственным органом, который мог ограничивать полновластие афинской экклесии.

Судопроизводство в демократических Афинах имело публичный и состязательный характер,но ни прокуроров, ни адвокатов античность не знала. Истец и ответчик самостоятельно отстаивали перед судьями свою правоту. Заслушав их речи, присяжные выносили приговор путем тайного голосования, опуская псефы в специальные урны. По результатам подсчета голосов оглашался приговор, который обычно тут же приводился в исполнение. Приговор гелиэи был окончательным и опротестованию не подлежал. Не существовало никакой высшей судебной инстанции, в которую гражданин, считающий себя осужденным несправедливо, мог бы подать апелляцию.

Как правило, члены суда присяжных не очень хорошо знали законы. Ведь дикастами избирались по жребию самые обычные граждане, не имевшие юридических знаний. При принятии решений присяжные руководствовались своей «гражданской совестью», в основном обращая внимание на то, доводы какой из тяжущихся сторон кажутся им более убедительными.

Одним из важных элементов политической системы афинской демократии были коллегии магистратов– должностных лиц, осуществлявших исполнительную административную власть. Количество должностных лиц в Афинах V в. до н. э. было весьма велико. По оценке Аристотеля, их насчитывалось до 700 человек, а круг обязанностей каждого был весьма узок. Такое рассредоточение полномочий предпринималось в целях предотвращения концентрации власти в руках одного человека, чтобы не допустить установления тирании. В Афинах, как и во всех полисах, магистрат занимал свою должность обычно в течение года; при этом на большинство должностей нельзя было быть избранным дважды в течение жизни (исключение делалось для военных магистратур). Выборная система занятия постов и исполнение должностных обязанностей в свое личное время, причем частично за свой счет, привели к тому, что античный полис – единственный тип государства, которыйне знал бюрократии.

При избрании на многие должности активно применялась жеребьевка.Считалось, что жребий являет собой выражение воли богов, он исключает проявление личных пристрастий, к тому же имеет наиболее демократический характер. Однако на те магистратуры, которые требовали специальных знаний (речь идет о должностях, связанных с ведением войн и расходованием финансов), во избежание занятия их случайными людьми, избирали все же не жребием, а открытым голосованием в экклесии.

В Афинах классической эпохи высшими должностными лицами были девять архонтов. Но в V в. до н. э., утратив значительную часть своих полномочий, архонты сохраняли лишь номинальный авторитет, выполняя в основном представительские, церемониальные функции. В частности, в обязанности архонтов входили надзор над религиозной жизнью полиса, организация государственных праздников, председательство в судебных процессах, проходивших в коллегиях гелиэи (впрочем, без права голоса при вынесении приговора).

Фактически наиболее влиятельными должностными лицами в демократических Афинах стали десять стратегов.На эту должность можно было переизбираться неограниченное количество раз (так, Перикл был стратегом 15 лет подряд, а в IV в. до н. э. полководец Фоки он находился на этом посту около 50 лет). Главной обязанностью стратегов было обеспечение обороны государства, командование войском и руководство всеми военными мероприятиями. Однако, поскольку войны постоянно вторгались в жизнь любого полиса и военная организация была неразрывно связана с гражданской, стратеги играли чрезвычайно большую роль в политике государства. Можно сказать, что именно они отвечали за решение большинства важнейших проблем, встававших перед полисом. Именно стратеги очень часто вносили в Совет пятисот и народное собрание проекты постановлений, затем обретавших силу закона.

Назовем некоторые из многочисленных коллегий магистратов, действовавших в демократических Афинах (все перечислить невозможно). Финансами государства управляло несколько коллегий казначеев, каждая из которых имела свои обязанности. Так, в ведении десяти «казначеев богини Афины» находилась казна полиса, хранившаяся в храме Афины на Акрополе; десять эллинотамиевимели под своим надзором казну Афинской архе; десятьполетовзанимались продажей и сдачей в аренду государственного имущества.

Ряд коллегий отвечал за поддержание общественного порядка. Десять астинОмовнаблюдали за чистотой на городских улицах, десятьагораномов– за то, чтобы торговля на Агоре велась без нарушений. В связи с тем что одним из важнейших предметов импорта в Афинах был хлеб, важную роль играла коллегия из десятиситофилаков,следивших за тем, чтобы хлебные торговцы не завышали установленные государством цены. В компетенцию «коллегии одиннадцати» (по числу членов) входило приведение в исполнение приговоров суда, в том числе смертной казни. Афиняне направляли своих магистратов и во многие союзные полисы. Должности самого низшего ранга, считавшиеся недостойными свободного гражданина, занимали государственные рабы. Так, отряд рабов‑скифов нес в Афинах полицейскую службу.

Все должностные лица были полностью подконтрольны афинскому народному собранию. Каждое сколько‑нибудь серьезное их действие должно было получить утверждение на одном из заседаний экклесии. После окончания годичного срока пребывания в должности магистрат давал полнейший отчет о своей деятельности народному собранию или уполномоченным им органам: Совету пятисот, коллегиям гелиэи. Если отчет по какой‑либо причине признавался неудовлетворительным, проштрафившегося магистрата отдавали под суд. Впрочем, любое должностное лицо могло быть смещено и привлечено к судебной ответственности и в период исполнения им своих обязанностей.

Государственное устройство демократических Афин в V–IV вв. до н. э. схематично можно представить так

Афинская демократия являлась политической системой, обеспечивавшей наиболее широкое вовлечение граждан в реальное управление государством.Практически каждый гражданин хотя бы раз в жизни (а обычно гораздо чаще) успевал либо поработать в одной из коллегий, либо быть избранным дикастом или членом Совета пятисот, а кроме того, более или менее регулярно участвовал в работе экклесии. В условиях полиса политическая активность граждан представлялась не только их правом, но и в какой‑то мере обязанностью. Уклонение от участия в государственных мероприятиях, демонстративный уход в частную жизнь порицались.

В тесной связи с политической организацией демократических Афин находилась военная организация,представленная ополчением граждан призывного возраста (в возрасте 20–60 лет). Юноши, только что достигшие совершеннолетия (эфебы в возрасте 18–20 лет), проходили военное обучение под руководством специальных наставников и несли сторожевую службу на границах Аттики. После этого они становились полноценными воинами, вносились в призывные списки и в случае необходимости могли быть мобилизованы, чтобы принять участие в военном походе за пределы государства.

Все войско делилось на десять таксисов– крупных отрядов (по одному от каждой филы), а каждый таксис, в свою очередь, налохи ‑отряды меньшей численности. Общее руководство всеми военными действиями как на суше, так и на море принадлежало стратегам, осуществлявшим командование коллегиально. Стратегам подчинялись другие военные должностные лица, избиравшиеся голосованием: десятьтаксиархов(командиров таксисов), двагиппарха(командира кавалерийских отрядов),триерархи(капитаны триер) и др.

studfiles.net

Особенности античной (афинской) демократии

В Афинах с середины V в. до н.э. до середина IV в. до н.э. существовала демократическая республика — форма правления, при которой участие в управлении принимали все граждане, как богатые, так и бедные.

Античная демократия (от греческого demos (дéмос) — народ и cratos (крáтос) — власть; народовластие, господство народа) имела следующие особенности:

1. Это была демократия меньшинства, так как политическими правами обладали только полноправные граждане. Граждане, по Аристотелю, — это те, кто участвует в суде и народном собрании, то есть те, кто наделён политическими правами и обязанностями и участвует наравне с другими в управлении полисом. Верховная власть в полисе принадлежала коллективу граждан. Значительные группы населения отстранялись от участия в управлении.

В эпоху Перикла, по различным приблизительным подсчётам, насчитывалось от 35 до 45 тысяч взрослых полноправных мужчин. Вместе с членами семей (жёнами и детьми) их было 110–172 тысячи. Метэков имелось, по примерным подсчётам, 25–35 тысяч вместе с членами семей. Рабов было примерно 80-115 тысяч. Фактически из 250–350 тысяч жителей Аттики времён Перикла всей полнотой гражданских и политических прав пользовались лишь афинские граждане — взрослые свободные мужчины, принадлежавшие к урождённым афинянам. Их насчитывалось 35-45 тысяч, не более одной восьмой населения.

Афинские граждане считали, что они жили в условиях свободы («элевтéрия») и равенства («исономия»). Формами проявления свободы в условиях демократического государства считались два основополагающих принципа: исономия (принцип политического равенства граждан, возможность для всех их использовать свои политические права) и исегория (равенство слова, равное право на свободу речи, выражение своего мнения; что в рамках народного собрания любой гражданин мог выступить с любым предложением, критиковать любое должностное лицо, высказывать своё мнение по любому обсуждаемому вопросу).

«Афинянин (во времена Перикла — Р. Н.) никогда не путал свободу со вседозволенностью, анархией. Свобода — это не возможность делать все, что душе угодно: ведь такая «свобода» нарушает свободу окружающих людей. Свобода в античном понимании — это независимость от произвола любого другого лица, подвластность только закону. Гражданин обладает четко очерченными правами, и права эти неотъемлемы, лишиться их можно опять же только по предписанию закона (например, в качестве наказания за какое-нибудь преступление). Таким образом, свобода и закон неотделимы друг от друга; свобода возможна только в рамках закона. Соответственно, свобода человека предполагает и его ответственность за свои действия». (Суриков И. Е. Солнце Эллады: История афинской демократии. — СПб., 2008. С. 24-25).

Исономия означала равенство в политических правах, равноправие. Все граждане, независимо от своего имущественного положения, в равной мере и богатые, и бедные обладали одинаковыми политическими правами. Полис воспринимался афинскими гражданами прежде всего как объединение граждан, созданное для обеспечения им благой жизни.

2. Демократия носила прямой, непосредственный характер. Граждане обязывались лично участвовать в деятельности народного собрания для принятия законов и решения государственных дел. Они не избирали депутатов, уполномоченных гражданами действовать от своего имени. Древность не знала представительного органа — парламента. Это непосредственное участие граждан в управлении возможно только тогда, когда все граждане знают друг друга и способны непосредственно обсуждать общие проблемы. Это возможно только в государствах с небольшими территориями, в пределах одного города и незначительным количеством граждан.

Прямая демократия по своей природе не может признавать принципа разделения властей. Народное собрание, совет пятисот, гелиэя сочетали законодательную, исполнительную и судебную власть. Это приводило к неустойчивости демократического строя, так как ошибки в принятии решений почти невозможно было блокировать.

Так, в 406 г. до н. э. афиняне одержали последнюю крупную морскую победу над спартанцами — в сражении при Аргинусских островах, недалеко от берегов Малой Азии. Однако стратегов, выигравших бой и возвратившихся на родину, ожидали не слава и почести, а скорый суд и казнь. Они обвинялись в том, что не подобрали тела погибших афинских воинов для подобающего погребения. Это считалось тяжким религиозным преступлением. Тщетно стратеги доказывали, что сделать это не удалось из-за бури, которая разыгралась сразу после сражения. Народное собрание, не вникая в суть дела, единым приговором осудило их на смерть. Афинский демос собственными руками лишал себя тех военачальников, обезглавливал вооружённые силы полиса, что не могло ни привести к поражению в войне со Спартой.

3. Афинская демократия строилась на эксплуатации рабов и союзников. Демократический строй возможен только в обществе с достаточно высоким уровнем развития экономики. Демократия — удовольствие для богатых. Бедному государству и обществу она просто не под силу. Граждан следовало избавить от тяжёлого физического труда, от необходимости тратить все силы на добывание пропитания. Это давало бы им свободное время для участия в управлении государством. Афинская демократическая республика обладала большими государственными доходами, которые делились между неимущими гражданами. Это позволяло значительной части горожан — граждан жить без работы, участвовать в деятельности народного собрания, совета пятисот, гелиэи.

Афинские граждане неодобрительно относились к принудительным личным налогам, считая их унизительными для полноправного гражданина. Вследствие этого налогообложению подвергались обычно не граждане, а метэки-иностранцы. Граждане платили лишь прямой налог на имущество. Богатые граждане обязывались нести литургúи, то есть натуральные повинности, преимущественно заключавшиеся в снаряжении военных кораблей за свой счёт.

При таком нерасположении афинян к налогам государственные доходы афинской республики складывались из доходов от государственных земель, горных промыслов, таможенных пошлин — сборов с товаров, привозимых и вывозимых морем и сушей, судебных пошлин (за оказание правосудия истец и ответчик платили суду сбор соразмерно сумме иска; такие же пошлины существовали при переносе дела из одной инстанции в другую, при апелляции), денежных штрафов, конфискации имуществ частных лиц (она служила наказанием за уголовные преступления и применялась при остракизме) и особенно за счёт дани с союзников. Основные доходы приносила эксплуатация государственных имуществ и дань с союзников.

Государственные имущества, особенно серебряные рудники, сдавались частным лицам на откуп под условием определённых платежей или обрабатывались государством при помощи рабов. В Афинах имелось большое количество рабов. Труд рабов широко использовался в земледелии, ремесле, горном деле, домашнем хозяйстве. Раб выступал своего рода заменителем машины, выполняя непривлекательную, тяжёлую физическую работу.

Самый обильный источник составляла дань с союзников. Афинскому государству подчинялось более 200 союзных греческих городов. Они платили денежные взносы, дань взамен поставки кораблей, ибо афинский флот защищал союзников от нападения персов. Эта дань стала следствием политического преобладания афинского государства над другими разрозненными греческими полисами. Когда отдельные города, тяготясь таким положением, делали попытки освободиться от уплаты дани, афиняне объявляли их изменниками и усмиряли силой. Во многих городах стояли афинские гарнизоны-войска, наблюдавшие за спокойствием и верностью союзников. Афинская демократия тем самым проводила агрессивную внешнюю политику в своих интересах. Демократия применялась во внутренних делах, к собственным гражданам, а агрессия, тираническое навязывание своей воли, своих интересов более слабым греческим полисам — во внешних делах.

Таким образом, важнейшие источники доходов в Афинах являлись следствием политического господства Афин над другими греческими городами, то есть в большинстве случаев основывались не на труде граждан, а на случайных, произвольных источниках.

В Афинской демократической республике существовал правящий класс. В реальной политической жизни принимало участие только меньшинство граждан в качестве ораторов, стратегов, финансовых магистратов: они выступали с речами в экклесии, вносили предложения, занимали выборные должности. У демоса были предводители, профессиональные политики. Формально равные остальным гражданам, они тем не менее оказывали на политику полиса гораздо большее влияние, чем массы рядовых граждан.

studfiles.net

10.2. Афинская демократия

10.2. Афинская демократия

Классическим образцом античной демократии является древнегреческий город-государство Афины. Там в VII–VI вв. до н.э. были проведены реформы, которые оказали существенное влияние на становление и развитие афинской демократии: кодификация (упорядочение и запись) права; разделение граждан на классы по имущественному признаку, что нарушило замкнутость родовой знати; предоставление низшему классу гражданских прав; учреждение народного суда; ликвидация долгового рабства.

Существование афинской демократии стало возможным благодаря следующим предпосылкам:

? небольшая территория города-государства. Она не должна была расширяться, т.к. невозможно бы было личное участие граждан в народном собрании;

? рабская экономика, создающая «свободное время» для свободных граждан;

? домашняя прислуга, женский труд, освобождающий мужчин для выполнения государственных обязанностей;

? ограничение гражданства относительно небольшим количеством . Каждый гражданин имел право на пользование земельным участком, находящимся в собственности общины. Количество наделов было ограничено, поэтому число полноправных граждан не могло увеличиваться свыше некоторого предела.

Античный демос состоял только из свободнорожденных в Афинах мужчин. Женщины, дети, рабы, метеки , даже если они были знатными и богатыми (рабовладельцы, торговцы и т.п.) людьми, гражданскими правами не обладали.

Основным совещательным и законодательным органом было народное собрание (экклесия), в работе которого принимало 5–6 тыс. граждан (рис. 10.1). Простое большинство путем поднятия рук принимало важнейшие решения по вопросам законодательства, внутренней и внешней политики: выбирало должностных лиц, определяло размер налогов и порядок расходования государственных средств, объявляло войну и заключало мир. Принятым законам подчинялось и народное собрание. Существовал сложный порядок пересмотра принятых законов, что в определенной степени гарантировало независимость закона от колебаний общественных настроений.

Исполнительная власть была в руках избранных должностных лиц – магистратов. Они входили в Совет пятисот и решали вопросы текущего управления, в том числе готовили дела к рассмотрению в народном собрании.

Высшая судебная власть находилась в руках народного суда (гелиэя). Суд олицетворял власть закона, которая была выше власти народного собрания. Судьи были объединены в 10 секций по 500 человек в каждой. Только в день суда определяли путем жеребьевки, в какой секции будет рассматриваться дело. Тем самым афиняне пытались свести к минимуму возможность подкупа судей.

Военная власть была в руках 10 генералов (избирались сроком на 1 год, но могли переизбираться).

Рис. 10.1. Афинская демократия

Признаки афинской демократии:

1) Афинская демократия – модель прямой демократии. Для нее характерен высокий уровень политического участия.

2) Выборность, многоступенчатые методы отбора (жребий , прямые выборы , ротация ).

3) Верховенство закона и равенство всех перед законом. Афинские граждане считали себя свободными, потому что повиновались только закону.

4) Политическое равенство граждан. Слитность прав и обязанностей гражданина участвовать в управлении государством. Гражданин не только имел право, но и был обязан участвовать в политической жизни, даже если его интересы находились вне сферы политики. За уклонение от служения государству гражданина могли изгнать из полиса.

5) Единство прав государства и прав гражданина. Государство – политическая общность. Нет разделения гражданского общества и государства.

6) Решение вопросов по большинству.

7) Одна и та же должность (за исключением военных) не могла быть занята одним и тем же человеком дважды. Короткие сроки службы для всех.

Эпоха расцвета афинской демократии приходится на время правления Перикла (ок. 500–429 до н.э.). При нем за государственную службу ввели вознаграждение, что сделало ее общедоступной и для малоимущих граждан. Ранее государственная служба считалась почетной обязанностью и, следовательно, не оплачивалась. Позже была введена плата и за посещение народного собрания. Для многих неимущих граждан это было единственным источником дохода.

С IV в. до н.э. афинская демократия начинает клониться к упадку. В это время увеличивается имущественное неравенство, появляется большое количество бедных и разорившихся граждан. Городская казна пополняется, прежде всего, за счет конфискации имущества состоятельных граждан. Обычными стали доносы, падает уважение к закону, распространяется падение нравов и т.п.

Ограниченность афинской демократии проявилась в том, что такая форма правления была неприемлема для больших в территориальном плане государств, гражданскими правами пользовались немногие, была высокая степень контроля государства за частной жизнью индивида, его убеждениями и верованиями.

В то же время ее значение трудно переоценить. Это была первая в истории человеческой цивилизации форма демократической организации общества, которая прошла длительный путь развития – более 250 лет. Многие символы античной демократии вошли в современные демократические модели общественного устройства: верховенство закона, равенство всех граждан перед законом, равенство политических прав, решение вопросов по большинству.

  Вперед >
Содержание

uchebnik-online.com

Развитие афинской демократии.

Политическое устройство любого государства в значительной мере зависит от положения и роли в обществе основных социальных групп. Это в полной мере относится и к афинскому полису. Афинская демократия, появившаяся на свет в результате реформ Клисфена на рубеже архаической и классической эпох, на протяжении последующих десятилетий постоянно развивалась и модифицировалась.

Важную роль в укреплении демократии строя сыграла реализованная в 80-х годах V в. до н. э. морская программа Фемистокла, предусматривавшая создание мощного военного флота. В качестве гребцов на афинские триеры были привлечены прежде всего беднейшие граждане, доходы которых не позволяли им приобрести гоплитские доспехи и сражаться в рядах фаланги. В результате военные моряки стали той силой, которая сыграла решающую роль в освобождении всего греческого мира от угрозы порабощения. Соответственно возросла и политическая роль этой части гражданского коллектива. Поскольку отныне флот, а не сухопутная армия стал основой афинских вооруженных сил, то и голос фетов (самых бедных афинян) в общественной жизни стал несравненно более весомым. В итоге демократия оказалась ориентированной скорее не на средние, а на наименее обеспеченные слои населения. В 487 г. до н. э. по инициативе Фемистокла была осуществлена реформа власти (архонтата): если ранее архонтов избирали голосованием в народном собрании, то теперь их стали назначать по жребию. Это привело к тому, что пост, считавшийся высшим в полисе, все чаще стали занимать не умудренные политические лидеры, а совершенно случайные люди, что снижало значение архонтской магистратуры.

Однако после отражения нашествия Ксеркса в 480—479 II. до н. э. радикализация афинской демократии примерно на два десятилетия приостановилась, даже более того, процесс временно приобрел обратное направление. Аристократ Кимон, в 70—60-х годах V в. до н. э. фактически стоявший у руля государства и пользовавшийся огромным влиянием после своих славных побед в греко-персидских войнах, был противником широкого участия демоса в управлении жизнью полиса. Ему больше импонировало жесткое государственное устройство Спарты, основывавшееся на дисциплине и безоговорочном подчинении рядовых граждан властям. При нем демократические реформы в Афинах были приостановлены. Кимона поддерживал Совет ареопага.

Этот древний аристократический орган, чей «золотой век», казалось бы, остался в далеком прошлом, сумел укрепить свое положение, достойно проявив себя в тяжелую годину войны с персами. В частности, именно ареопагиты пресекли панику и организовали эвакуацию жителей, когда войска Ксеркса в 480 г. до н. э. приближались к Афинам. После этого, воспользовавшись своим возросшим авторитетом, ареопаг присвоил себе ряд важных политических функций: стал проводить проверки граждан, избранных на государственные должности, принимать отчеты у магистратов по истечении срока их полномочий, судить тех должностных лиц, отчеты которых признавались неудовлетворительными. Происшедшие в общественной жизни изменения, бесспорно, следует определить как «шаг назад» в эволюции афинской демократии, как расширение участия аристократии в руководстве государством.

Следующий этап демократизации афинского полиса начался в конце 40-х годов V в. до н. э. и продолжался приблизительно десятилетие. Политические противники Кимона, сторонники увеличения роли демоса в управлении государством, сумели одержать верх: в 461 г. до н. э. Кимон был подвергнут остракизму и изгнан из Афин. Пришедшую к власти демократическую группировку возглавили Эфиальт и еще молодой, но уже пользовавшийся известностью благодаря выдающемуся ораторскому таланту Перикл. В 462/461 г. до н. э. по предложению Эфиальта была осуществлена чрезвычайно важная реформа ареопага. Древний совет лишился незаконно присвоенных им полномочий, которые были теперь распределены между демократическими органами управления – народным собранием, гелиэей и Советом пятисот.

Вскоре после этого Эфиальт был убит при загадочных обстоятельствах, но демократические реформы продолжил Перикл. Они совершались на всем протяжении 50-х годов V в. до н. э. Чрезвычайно важное значение имело введение мистофории – оплаты труда должностных лиц. Вначале плату за исполнение своих обязанностей стали получать судьи-присяжные; вскоре мистофория была распространена на членов Совета пятисот, а затем и на многие другие магистратуры, что позволило небогатым гражданам более активно, чем ранее, участвовать в политической жизни. И этой возможностью они сразу воспользовались, понемногу лишая аристократию монополии на большинство государственных постов. Так, в 457 г. до н. э. на должности архонтов, ранее доступные лишь пентакосиомедимнам и всадникам (представители двух первых сословных разрядов), было позволено избирать зевгитов. Феты этого права формально не получили, но фактически и они тоже могли становиться архонтами: выставляя свою кандидатуру на жеребьевку, фет просто умалчивал о своей принадлежности к низшему разряду граждан, и власти делали вид, что не замечают обмана.

Тогда же происходили демократические изменения в системе судопроизводства. Был осуществлен переход от открытого к тайному голосованию в гелиэе, что уменьшило возможности аристократии реально влиять на вынесение приговоров, воздействуя разными способами на рядовых граждан. Члены судебных коллегий стали избираться по жребию, что считалось в те времена сугубо демократическим методом. Вообще применение в политической системе разного рода жеребьевок, особенно при избрании должностных лиц, значительно возросло.

На рубеже 60—50-х годов V в. до н. э. значительно активизируется деятельность народного собрания. Оно стало собираться чаще, чем прежде. На Пниксе, холме в центральной части Афин, было построено специальное сооружение для работы народного собрания, в нем стояли ряды скамей для граждан и трибуна для выступающих. В 453 г. до н. э. были возрождены введенные еще Писистратом, но впоследствии отмененные разъездные судебные коллегии, разбиравшие на местах, в сельских демах, тяжбы между земледельцами. При этом преследовалась цель ограничения власти местной аристократии.

Неоднозначное впечатление производит принятый в 451 г. до н. э. по инициативе Перикла закон о гражданстве. Согласно этому закону, полноправными гражданами Афин стали считаться лишь те лица, которые могли подтвердить свою принадлежность к гражданскому коллективу и по отцовской, и по материнской линии. Это консолидировало граждан полиса. Но этот закон был очень неудобен знати, поскольку многие афинские аристократы издревле заключали браки с женщинами из других государств, в том числе негреческих. Так, женой Мильтиада и матерью Кимона была фракийская царевна. Теперь дети от «смешанных» браков не могли стать афинскими гражданами. В результате принятия этого закона гражданский коллектив Афин как бы превратился в привилегированное сословие «избранных», которым только и дозволялось пользоваться всеми благами демократии.

Реформы Эфиальта и Перикла привели к тому, что к середине V в. до н. э. демократическое устройство афинского полиса приобрело классический облик. Демос реально взял власть в свои руки, постепенно избавляясь от «опеки» аристократов.

В течение 50-х годов V в. до н. э. в политической жизни Афин непрерывно растет авторитет Перикла. С его именем связана эпоха высшего расцвета Афин – «Периклов век». Перикл (494—429 до н.э.) по своему происхождению относился к самой верхушке старинной аристократии. Его отцом был Ксантипп, один из героев греко-персидских войн, а мать принадлежала к знаменитому роду Алкмеонидов. Тем не менее Перикл, в отличие от многих других представителей знати, решительно встал на сторону народа, стремясь выражать интересы не какой-либо одной сословной группы, а всего гражданского коллектива, и стал лидером афинской демократии.

После того как в 444 г. до н. э. был изгнан остракизмом последний серьезный противник Перикла – Фукидид, Перикл в течение полутора десятилетий являлся практически единовластным правителем не только Афин, но и всей огромной Афинской морской державы, однако все демократические учреждения при нем успешно функционировали. Сограждане ежегодно избирали его на должность стратега.

Внутренняя политика Перикла характеризовалась заботой об укреплении демократии в Афинах. Он стремился обеспечить средствами существования афинскую бедноту. Именно Перикл ввел мистофорию – плату за исполнение должности. Еще одной интересной мерой, принятой по предложению Перикла, была ежегодно производившаяся выдача беднейшим афинянам «театральных денег», чтобы они могли без ущерба для своего бюджета посещать театральные постановки, считавшиеся делом государственной важности. Чтобы обеспечить безземельных и малоземельных граждан достойными земельными наделами, при Перикле основывались клерухии – военно-земледельческие поселения афинян за пределами Аттики, на территориях союзных полисов (например, на полуострове Херсонес Фракийский, на островах Самос, Наксос, Андрос и др.).

Используя огромные суммы фороса, вносимого союзниками, Перикл начал в Афинах грандиозное строительство, в ходе которого беднота была обеспечена стабильной и высокооплачиваемой работой, а на афинском Акрополе был воздвигнут неповторимый архитектурный ансамбль, увенчанный Парфеноном – храмом богини Афины. Это служило возвеличению родного полиса Перикла.

Внешнеполитическая деятельность Перикла была посвящена одной, но великой цели – укреплению славы, величия и могущества Афин. Афинский полис должен был стать гегемоном (т. е. вождем) всего греческого мира.

В 448 г. до н. э., сразу после завершения греко-персидских войн, Перикл выступил инициатором созыва в Афинах общегреческого конгресса по вопросам послевоенного мироустройства. Однако конгресс не состоялся из-за противодействия Спарты, которая отказалась прислать своих представителей и запретила делать это полисам – членам Пелопоннесского союза, где она главенствовала.

После неудачной попытки созвать панэллинский конгресс Перикл решил обеспечить господство Афин в греческом мире другими способами. Он начал интенсивно расширять Афинскую морскую державу, включая в нее все новые и новые города (так, в 437 г. до н. э. в Афинскую архе вошли многие черноморские полисы). Уже находящиеся в составе Афинской морской державы полисы он крепко удерживал в ней, пресекая с помощью военной силы любые попытки их отделения. В 440 г. до н. э. на острове Самос Перикл лично возглавил жестокое подавление восстания против афинского засилья.

По планам Перикла главный геополитический противник Афин – Пелопоннесский союз – должен был быть постепенно изолирован. С этой целью афиняне более энергично начали проникать в Великую Грецию, которая традиционно считалась сферой влияния Пелопоннесского союза и, в частности, его крупнейшего экономического центра – Коринфа. В 443 г. до н. э. Перикл приступил к реализации невиданного до того в истории Греции мероприятия. В Южной Италии была основана колония панэллинского типа – город Фурии. В ее основании приняли участие выходцы из многих греческих полисов. Перикл надеялся, что афиняне, заняв лидирующее положение в новом государстве, сделают Фурии форпостом влияния Афин на западном направлении.

Но его ожиданиям не суждено было сбыться, так как политическая ситуация начала резко обостряться. Активная западная политика афинян вызывала все большее беспокойство Коринфа, недовольного появлением конкурента. Отношения между Афинами и Коринфом стали откровенно враждебными. Недовольство усилением Афин начинала проявлять и Спарта. Назревал вооруженный конфликт между двумя крупнейшими военно-политическими блоками Греции ? в. до н. э. – Пелопоннесским союзом и Афинской архе.

students-library.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *