Ницше фридрих основные идеи – Основные идеи «философии жизни» (Фридрих Ницше). Предмет философии и его становление

Основные идеи Ницше | Kratkoe.com

Основные идеи Ф. Ницше, основоположника философии жизни, кратко изложенные в этой статье.

Основные идеи Ницше

Фридрих Ницше (1844-1900 годы) – это европейский философ. Имя мыслителя известно каждому. Его мировоззрение развивалось под влиянием трудов Шопенгауэра и теории Дарвина. Фридрих Ницше основал философию о жизни, провозгласив ценностью ту реальность, которую необходимо постичь.

Ницше основные идеи изложил в трудах:

  • Смерть бога
  • Воля к власти
  • Переоценка ценностей
  • Нигилизм
  • Сверхчеловек

Рассмотрим самые распространенные идеи великого мыслителя.

Ницше стремился к господству и власти. Это его главная жизненная цель и смысл существования. Для философа воля представляла основу мира, состоящую из множества случайностей и наполненная беспорядком и хаосом. Воля к власти привела Ницше к идее создания «сверхчеловека».

  • Философия жизни

Жизнь, согласно философу, является уникальной и отдельной реальностью для каждого человека. Она жестко критикует учения и выражения, которые касаются мыслей как показателя человеческого существования. Также жизнь не стоит отождествлять с понятием разума. Ницше считает, что жизнь – это постоянная борьба, главным качеством которой выступает воля.

Ницше философия основные идеи коснулись и мыслей касательно идеального человека. Он крушит все правила, идеи и нормы, предписанные людьми. Ницше как бы напоминает, что все это фикция, которую навязало нам христианство.  Кстати, философ рассматривал христианство как инструмент, навязающий  людям качества, которые создают рабское мышление, из сильных личностей делают слабых. Религия при этом слишком идеализирует слабого человека.

  • Истинное бытие

Проблемы бытия Ницше освещает вкратце. Философ уверен, что противопоставить эмпирическое и истинное не можно. Отрицание реальности способствует отрицанию декадансу и человеческой жизни. Мыслитель уверен, что абсолютного бытия не существует. Есть всего лишь круговорот жизни, в котором постоянно повторяется то, что когда-то уже было.

Кроме того, Фридрих Ницше критикует религию, нравственность, науку, разум. Он уверен, что большая часть людей на планете неразумные, жалкие и неполноценные личности. Единственный способ управления ими – это военные действия.

Мыслитель также агрессивен по отношению к женщинам. Он отождествлял их с коровами, кошками и птицами. Единственная роль женщины – это вдохновлять мужчину, а он, в свою очередь должен ее держать в строгости и применять физические наказания.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие основные идеи Ницше.

kratkoe.com

основные понятия и специфические черты

Имя немецкого философа Фридриха Ницше является одним из самых известных в мире. Его основные идеи проникнуты духом нигилизма и жесткой отрезвляющей критики современного положения в науке и мировоззрении. Краткая философия Ницше включает в себя несколько основных пунктов. Начать следует с упоминания источников воззрений мыслителя, а именно с метафизики Шопенгауэра и закона Дарвина о борьбе за существование. Хотя эти теории и оказали влияние на идеи Ницше, он подверг их серьезной критике в своих работах. Тем не менее идея борьбы сильнейших и слабейших за существование в этом мире привела к тому, что он проникся стремлением создать некий идеал человека — так называемого «сверхчеловека». Философия жизни Ницше, кратко говоря, включает положения, которые описаны далее.

Философия жизни

С точки зрения философа, жизнь дается познающему субъекту в виде единственной реальности, которая существует для определенного человека. Если выделить основную идею, краткая философия Ницше отрицает отождествление разума и жизни. Всем известное утверждение «мыслю, следовательно существую» подвергается жесткой критике. Жизнь понимается в первую очередь как постоянная борьба противостоящих сил. Здесь на первый план выходит понятие воли, а именно воли к ней.

Воля к власти

По сути, к описанию этого явления сводится вся зрелая философия Ницше. Краткое содержание этой идеи можно изложить в следующем. Воля к власти представляет собой не банальное стремление к господству, к командованию. Это сущность жизни. Это творческая, активная, деятельная природа составляющих существование сил. Ницше утверждал волю как основу мира. Поскольку все мироздание представляет собой хаос, череду случайностей и беспорядок, именно она (а не разум) является причиной всего. В связи с идеями о воле к власти, в трудах Ницше появляется «сверхчеловек».

Сверхчеловек

Он предстает как некий идеал, отправная точка, вокруг которой центрируется краткая философия Ницше. Поскольку все нормы, идеалы и правила — это не более чем фикция, созданная христианством (насаждающим рабскую мораль и идеализацию слабости и страдания), сверхчеловек сокрушает их на своем пути. С этой точки зрения, отвергается идея бога как порождения трусливых и слабых. Вообще, краткая философия Ницше рассматривает идею христианства как насаждение рабского мировоззрения с целью сделать сильных слабыми, а слабых возвести в идеал. Сверхчеловек, олицетворяющий волю к власти, призван уничтожить всю эту ложь и болезненность мира. Христианские идеи рассматриваются как враждебные жизни, как отрицающие ее.

Истинное бытие

Фридрих Ницше яростно критиковал противопоставление некоего «истинного» эмпирическому. Якобы должен существовать некий лучший мир, противоположный тому, в котором живет человек. Согласно Ницше, отрицание правильности реальности приводит к отрицанию жизни, к декадансу. Сюда же следует отнести понятие абсолютного бытия. Его нет, есть лишь вечный круговорот жизни, бесчисленное повторение всего того, что уже имело место быть.

fb.ru

Анализ философских идей Фридриха Ницше

Фридрих Ницше – немецкий философ и литератор. Он – явление исключительное во всех отношениях. Его труды при жизни не были восприняты современниками, а после смерти подверглись фальсификации. Его философия сразу же стала вызывать яростные споры, не утихающие по сей день. Его считали идеологом нацизма, но это совершенно не так.

Очень многие считают, что идеи Ницше – это следствие болезни, по нашему же мнению, они оказались предвестниками того массового безумия, которое творилось в Европе первой половины XX века и которое угрожает нам и сегодня. Подлинная философия Ницше настолько непревзойденна, убедительна и проницательна, как никакая другая существовавшая до нее или возникшая после. Читая его, вы понимаете, что философия действительно воздействует на умы. Насколько мы можем судить после прочтения его произведений «Так говорил Заратустра», а также посмертно изданной «Воли к власти» позиция Ницше является достаточно устойчивой, но его мысль постоянно развивалась в разных направлениях. Это значит, что он часто противоречит сам себе или оставляет вопрос открытым для противоречивых толкований. Однако некоторые понятия вновь и вновь встречаются в его работах, в чем можно обнаружить элемент систематичности. Нас заинтересовали такие концепты как сверхчеловек, вечное возвращение и воля к власти. В данной работе мы попытаемся проанализировать данные понятия. Все эти комплексы взаимосвязаны, но в то же время представляют собой вполне самостоятельные учения. Мы заметили, что понятия вечное возвращение и сверхчеловек служат для раскрытия смысла воли к власти. Невозможно описать последний концепт, не обращаясь к первым двум и не зная их значения в философии Ницше.

Вечное возвращение разбивает идеалистическую веру, согласно которой развитие мира покоится на плане провидцев, стремящихся к тому, чтобы установить господство Морали. «Длительность существования без цели и без смысла – вот наиболее парализующая мысль особенно тогда, когда человек понимает, что над ним издеваются и все же не имеет силы оградить себя от этого. Продумаем эту мысль в самой страшной форме: жизнь, как она есть, без смысла, без цели, но возвращающаяся неизбежно, без заключительного «ничто»: «вечное возвращение».[1]
Ницше пытается доказать учение о всеобщем возвращении. Он видит в нем необходимое последствие закона сохранения энергии. Закон этот заключается в том, что энергия или сила вообще не возникает и не уничтожается. Мировая энергия не убывает и не увеличивается. Она – навеки определенная, неизменная и, значит, ограниченная величина. Но раз мировая энергия – величина количественно определенная, то само количество ее проявлений не может быть беспредельным. Количество это может быть огромным, но в бесконечном времени все возможные комбинации должны быть исчерпаны; следовательно, в течение бесконечного времени всякая из возможных комбинаций должна повторяться; мало того, она должна повторяться бесконечное число раз. А так как в каждый данный момент существования мироздания бесконечное время уже протекло, то, стало быть, все возможные комбинации мировых сил уже бесконечное число раз повторялись и столь же бесконечно будут повторяться. Но так как между каждой данной комбинацией и ближайшим ее возвращением в будущем должны пройти все вообще возможные комбинации мировых сил, то мировой процесс представляется в виде круговорота, в котором вечно возвращаются абсолютно тождественные ряды событий. Ницше подчеркивает ту мысль, что его понимание мирового процесса составляет необходимое последствие атеистической точки зрения: если над миром нет иной высшей силы, направляющей его к цели, если над ним нет божественного произвола, то мировое движение не может быть чем-либо иным кроме процесса круговращения… Прежде всего, для человека всеобщее возвращение означает своего рода бессмертие, вечную жизнь. Но эта вечная жизнь не в каком-то ином мире, а именно в этом, в котором мы находимся сейчас. Ницше справедливо видит в этом бессмертии новое испытание и новую муку. «Вечное Возвращение – это не только избирательная мысль, но и избирательное бытие. Возвращается одно утверждение, … только радость возвращается назад. Все, что можно отрицать и что может отрицать, — все это отрицается в самом движении Вечного Возвращения. (…)

Вечное Возвращение есть повторение; именно повтор производит отбор, именно повторение приносит спасение. Изумительный секрет освободительного и избирательного повторения. Преобразование ценностей обретает, таким образом, четвертый и последний облик: оно подразумевает и порождает сверхчеловека. Ибо по сути своей человек существо реактивное, он соединяет свои силы с нигилизмом. Вечное Возвращение отвергает и гонит прочь такого человека».[2]
То есть, по Ницше мы должны жить так, как если бы наша жизнь повторялась вновь и вновь. Каждый момент мы должны прожить так, чтобы нам хотелось прожить его снова и снова, то есть переживать его вечно. По сути, это действия, направленные на моральное совершенствование человека. Ницше выступает с призывом прожить наши жизни полнокровно. И в этом утверждении есть два момента, один из которых делает идею Ницше в каком-то смысле бессмысленной. Во-первых, мы справедливо задаемся вопросом, а помним ли мы каждую из возвращающихся жизней? Если, да, мы, безусловно, можем в ней что-то изменить. А если нет, то нет и смысла в вечном возвращении. Очевидно, что Ницше хотел, чтобы эта идея стала жизненным принципом, только тогда человек может прийти к сверхчеловеку. Но этот образ вечного возвращения не совсем ясен нам, чтобы стать таковым.

Нет ничего более ошибочного при оценке ницшеанской идеи «сверхчеловека», чем трактовать ее как основу своеобразной эволюционной доктрины, аналогичной доктрине Дарвина. Наоборот, он полемизирует с ними. Ницше противопоставляет дарвинизму два соображения: низшие формы не способны создать высшие формы, и – еще более досадное – в большей части одни лишь слабые и посредственные люди выигрывают в борьбе за жизнь. Правила требуют того, чтобы сильные личности с элитарными душами погибали или терпели бедствие. Нет никакой возможности проникнуться идеей Ницше о сверхчеловеке, если не признать доктрину селекции, которая выступает гарантом обязательного появления сверхчеловека; в первую очередь, это воспитание воли к власти самой по себе, воспитание, предназначенное для того, чтобы создать независимую сущность, делом жизни которой будет вечное возвращение.

Отбор по мысли Ницше, — это не чисто биологический процесс, направляемый природой, и не диалектика истории, а специальный метод обучения, направленный на воспитание воли к власти у компетентного меньшинства. Селекция по Ницше ориентирована на создание сверхчеловека, противостоя идеалистическому одомашниванию, ориентированному на создание «низшего» человека. Одомашнивание человека – это священническое изобретение, техникой которого является заглушение инстинктов в сочетании с формированием чувства вины и боязни греха. Отбор, по Ницше, напротив, старается облагородить инстинкты, а также придать им смысловое значение. Предлог «сверх» в слове «сверхчеловек» подразумевает выражение наиболее полного его значения: подчеркивается, что сверхчеловек появится лишь в результате преодоления самого себя, где воля к власти человека выполняет свое настоящее предназначение. Заратустра объявляет об этом: «Я учу вас познавать сверхчеловека. Человек есть нечто, что должно быть побеждено».[3]
В этом случае необходимо четко разграничить: изменяется первым человек, а не окружающий его мир, который затем вынужден быстро приспосабливаться к нему. Ницше утверждает это, показывая, как человек, находящийся в упадке, трансформируется в сверхчеловека: «В человеке великое то, что он – мост, а не цель; что можно любить в человеке, так это то, что он есть переход и падение»;[4]
и далее: «Я люблю тех, кто не знает, как надо жить, они – погибающие, потому что переходят на ту сторону».[5]
«Сверхчеловек» есть нечто доселе не бывшее, это надо твердо помнить для ясного понимания всей концепции Ницше: Заратустра, а тем более сам Ницше, не типы «сверхчеловека», но лишь пророки и провозвестники его».[6]
Таким образом, мы можем сказать, что учение о сверхчеловеке очень глубоко. Сверхчеловек – это не лучший человек, а вообще нечто иное, вот почему эту идею нельзя считать основой для идеологии нацизма. Ницше в этом понятии утверждает основной принцип поведения человека: каждый должен нести абсолютную ответственность за свои действия, совершенные им в этом мире. Каждый, будучи абсолютно свободным должен сам создавать себе ценности.

Это понятие является главным в философии Ницше. Он пришел к выводу, что человечество движимо волей к власти. Основополагающим импульсом всех наших действия следует признать только этот источник. Этому понятию предназначалась роль конструктивной идеи, с помощью которой он намеревался заменить все то, что до сих пор считалось философией, и большинство из того, что котировалось как наука. Ницше истолковывает мир, исходя из его философии воли к власти. Власть Ницше понимал как волю к власти, воля к власти — сущность власти. Власть – это не политический феномен по Ницше. Ницше находит, что там, где есть жизнь, всегда также есть и воля к власти. Понять что такое бытие, мы можем лишь через жизнь и волю к власти. Воля к власти ищет то, что есть жизнь на самом деле. Присущая жизни воля к власти – это не воля к жизни как просто жизни. Бытие, которое есть воля к власти, имеет под собой жизнь как нечто, от чего следует оказаться ради подлинного бытия. Воля к власти – это жажда свободы в тех, кто оказался в рабстве, это стремлении господствовать и превосходить других в тех, кто является более сильным и более свободным.

mirznanii.com

Основные идеи Ницше

         «Мир, по
Ницше,- это жизнь, которая не тождественна
органическим процессам: ее признак –
становление. Не случайно Гераклит,
с его образом мира как огня, был самым
почитаемым им философом.

         У мира есть
и другой признак – воля к власти. В
мире существует «иерархия царств»:
неорганическое, органическое, общество,
где проявляет себя воля». (26, с.125) 
Как отмечает Ж. Делез, «воля к власти
есть неискоренимая, связанная с самым
глубоким основанием  человеческой
личности, потребность бытьабсолютным
творческим центром бытия».
(8, с.113)

         «Для Ницше
познание – это интерпретации, истолкования,
органически связанные с внутренней
жизнью человека, он справедливо отмечает,
что один и тот же текст допускает
многочисленные интерпретации, так как
мысль — это знак со множеством смыслов.
Чтобы понять вещь, надо человеческое
перевести в природное, поэтому важнейшим
средством познания и выступает перевод
человеческого в природное. Но истолкование
– это низшая ступень познания по
сравнению с делом. Он отвергает
традиционную трактовку истины в смысле
адекватности образа объекту, считает,
что надо к истине подойти с точки зрения
субъекта, а он разный: толпа, герой,
«людское стадо», «сверхчеловек»
и др., значит, у каждого из них свое
понимание мира, своя истина». (26, с.126)
«Задача: видеть вещи, как они
есть!
Средство: смотреть на них
сотней глаз, из
многих лиц»(19, с.28)

         «Ницше
полагал, что люди не смогли осуществить
свое жизненное предназначение, т. к. они
приняли то, что он расценивал как
совершенно ложные философские посылки;
поэтому-то он и придавал такое большое
значение философской критике. В этом
он чувствовал настоятельную необходимость,
что удивительно для философов, которые,
как правило, не склонны полагать, что
их откровения будут оказывать прямое
воздействие на поведение людей,  так
как ему казалось, что только через
адекватное философское понимание люди
смогут избавиться от смирения перед
недостойным их положением, в которое
их заключили обычай и дурные привычки
мышления». (7, с.235)

         «Обращаясь
к генезису человеческого общества и
культуры, Ницше выделяет интеллект и
фантазию как главные свойства физически
слабого «зоологического вида» (т.
е. человека), развивая которые он может
успешно справляться с практическими
задачами, связанными в первую очередь
с выживанием. Создание «средств
культуры» (языка и логики) приводит,
по Ницше, к принципиальному искажению
действительности, основанному на
допущении тождественных случаев. По
мере развития средств культуры происходит
полная подмена жизни, как она есть
сама по себе,сущим, т. е. неким
устойчивым и регулярно повторяющимся
началом. Этой кропотливой работой
подмены, утверждает Ницше, главным
образом и занимается наука. Вместе с
тем существует и другой важный компонент
человеческой культуры – искусство.
Являясь «добровольным стремлением
к иллюзии», оно заключает в себе
конструктивное начало культуры, поскольку
гораздо ближе стоит к «жизни». (21,
с.292)

         Образец
подлинной культуры Ницше видит в
досократовской Греции. По его мнению,
она связана «с признанием равноправия
двух начал: дионисийского (титанизм,
свободная игра жизненных сил) и  
аполлоновского
(размеренность, оформленность). Однако
европейская культура, считает Ницше,
пошла в своем развитии по пути подавления
дионисийского начала «разумом»,
«истиной», «Богом» – иными
словами, гипертрофированным аполлинизмом.
Вполне согласуясь с интенциями
христианства как религии, наука, считает
Ницше, стремится превратить мир в
сплошную и обозримую упорядоченность.
Обыденная жизнь строго регламентируется,
в ней остается все меньше места для
героизма и самостояния, все более
торжествует посредственность.
Спиритуалистическая философия,
христианская религия и аскетическая
мораль отрывают, по Ницше, человека от
истоков самого существования – от
«жизни», заставляя его«зарывать
голову в песок небесных дел»
. Однако
время этих учений, констатирует Ницше,
прошло; нужны новые идеи». (21, с.292)

         В скобках
заметим, что «это понимание двух
элементов искусства Ницше вывел из
глубины своего собственного существа;
оно же  объясняет постоянные перемены
его философских идей. Эти идеи по его
собственным словам – маски, аполлоновские
образы, за которыми скрывается его
дионисовское [орфография автора – В.
Д.] «я». (4, с.205)

         Не забудем
и о том, что «не кто иной, как Ницше
первым из европейских мыслителей путем
вивисекции собственного философского
сознания пытается реконструировать
метафизику в ее первозданном досократическом
виде. <…> С одной стороны, ему решительно
хочется преодолеть метафизику как
таковую, поскольку все его философское
миросозерцание своим основанием имеет
позитивные установки; с другой, преодоление
метафизики для Ницше есть не что иное,
как возврат метафизики к самой себе, ее
освобождение от платонических и
христианских напластований». (6, с.122)

         «Ницше
связывает критику метафизики с критикой
языка. Он убежден, что мышление неотделимо
от языка, но язык с необходимостью
искажает реальность. С помощью слов-метафор
люди изначально упорядочивают хаос
являемых в сыром опыте впечатлений.
Случайные метафоры постепенно «твердеют»,
т. к. забывается источник их появления,
и от частого употребления они превращаются
в «понятия».  Деиндивидуализация
и универсальная применимость понятий
– залог существования общества, члены
которого должны иметь возможность
«договориться». В свою очередь
жизнь в обществе является условием
выживания человека. Рассматривая
реальность как неупорядоченный поток
становления, Ницше подчеркивает
несоизмеримость создаваемого
категориальной схемой языка  образа
мира с подлинным положением дел,
неспособность языка, а следовательно,
и мышления представить знание независимо
от самого языка и мышления». (21,
с.293-294)

         Большое
внимание Ницше уделяет такому явлению
своего времени, как нигилизм.Его
Ницше называет«до конца продуманной
логикой  наших великих ценностей и
идеалов»
, ибо он есть «оборотная
сторона долгой и никогда не прекращающейся
борьбы европейского человека за
освобождение от власти духовных и
социальных авторитетов. В этом смысле
он добровольно принимает нигилизм как
свою личную  судьбу и стремится
преодолеть его как«философ будущего».(21, с.293)  Как пишет Альбер Камю, «у
Ницше впервые нигилизм становится
осознанным», более того, «с Ницше
нигилизм становится пророческим».
(10, с.168)

         «Вместо
методического сомнения Ницше использовал
методическое отрицание, усердное
разрушение всего, что еще маскирует
нигилизм, как таковой, идолов, скрывающих
смерть Бога. <…> Атеизм для него нечто
само собой разумеющееся; он «радикален
и конструктивен».
<…> Лишенный
божественной воли, мир в равной мере
оказался лишенным единства и цели. По
этой причине мир не подлежит суду. Всякое
ценностное суждение, применяемое к
нему, в конечном счете оборачивается
клеветой на жизнь. В таком случае о том,
что есть, судят в сопоставлении с тем,
что должно быть,- с царством небесным,
с вечными идеями или с моральным
императивом, но того, что должно быть,
не существует; этот мир нельзя осуждать
от имени «Ничто». (10, с.169)

          Камю также
отмечает, что «Ницше присваивает в
пользу нигилизма ценности, которые
традиционно рассматривались как
сдерживающие нигилизм. В первую очередь
мораль. Нравственное поведение <…>
хочет заменить человека из плоти и крови
отраженным человеком. <…> Мораль
лишена веры в мир. Для Ницше подлинная
мораль неотделима от ясности ума. Философ
суров ко всякого рода «клеветникам
на мир»
, поскольку он видит в этой
клевете позорную склонность к бегству.
Для него традиционная мораль – это лишь
особый случай имморализма». (10, с.170)

         Альбер Камю
обращает наше внимание и на то, что
«вопреки мнению его христианских
критиков, Ницше не вынашивал планов
убийства Бога. Он нашел его мертвым в
душе своей эпохи. <…> Если Ницше
нападает на христианство, то это в первую
очередь относится к его морали, он
никогда не затрагивает личности Христа,
с одной стороны, и цинизма церкви – с
другой. <…> По Ницше, не вера, а
творчество в широком смысле является
заветом Христа. В таком случае история
христианства представляет собой лишь
долгий путь предательства этого
Евангелия. <…> Тогда как суждение
Христа состоит только лишь в том, что
природный грех не имеет значения,
историческое христианство сделает всю
природу источником греха. «Что
отрицает Христос? Все то, что носит ныне
имя христианина».
Христианство
полагает, что борется с нигилизмом,
давая миру руководящее начало. В
действительности же оно само нигилистично
постольку, поскольку, навязывая жизни
воображаемый смысл, мешает выявить ее
подлинный смысл». (10, с.170-171)

  «То же самое обвинение Ницше
предъявляет социализму и всем формам
гуманизма. Социализм – это не более чем
выродившееся христианство. <…>
Социализм нигилистичен в том отныне
точном смысле, который Ницше вкладывает
в это слово. Нигилизм – это не безверие
вообще, а неверие в то, что есть». (10,
с.171) Для Ницше же » смерть Бога,
сколь бы смущающей она не была,- это
повод для жизнеутверждения. Она несет 
освобождение, новое сознание свободы
и ответственности, шанс на творческий
поступок». (5, с.592)

         Данная тема
после смерти философа стала только еще
более актуальной. В одной из своих статей
В.К. Кантор подчеркивает, что «одно
из глобальных потрясений ХХ в. – это не
только всеевропейский ужас тоталитарных
и террористических структур и режимов
<…>, но и кризис христианства, с
небывалой силой проявившийся в фашизме
и коммунизме. Хайдеггер заметил (в своей
работе о Ницше), что слова «Бог мертв»– это не тезис атеизма, а сущностный
событийный опыт западной истории».
(12, с.54) Современное христианство В.К.
Кантор называет«христианством
после Освенцима»
[курсив автора –
В. Д.]

         Весьма
интересна и проблема отношения Ницше
к буддизму.  Философ «осуждает и
христианство, и буддизм за принадлежность
к нигилистическим религиям. При этом
он видит в них серьезные различия. <…>
Он находит буддизм «в сто раз реальнее
христианства», «в сто раз холоднее,
правдивее и объективнее»,
и даже
называет его «единственно истинной
позитивной религией, встречающейся в
истории».
Что же так импонирует
Ницше в буддизме по сравнению с
христианством?

         Во-первых,
отказ от понятия «Бог». Мыслителю,
провозгласившему в своих работах, что
«Бог мертв»,это должно было
особенно понравиться. Во- вторых, замена«борьбы против греха» на«борьбу против страдания». <…>
В-третьих, отказ от аскетического идеала
и, в то же время, умеренность в потребностях;«доброта и доброжелательное
настроение как требование здоровья»
(Ницше находил характер буддизма более
радостным по сравнению с христианством).
В-четвертых, отказ от принуждения,
возможность выхода из монастырской
общины; немстительный характер буддийского
учения(«он не требует никакой борьбыстеми, кто думает иначе»).(9, с.351-352) При этом не следует забывать,
что «вопрос о преимуществах одной
религии перед другой весьма спорен, и
вряд ли может быть решен вообще. И если
Ницше – западный человек, христианин
по воспитанию – решает его в пользу
восточной религии, то делает это, скорее
всего, в пылу полемики. Ницше пытается
таким образом разоблачить христианство,
причем христианство позднейшее, и, по
его мнению, неподлинное, а также делает
попытку восстановить подлинный смысл
первоначального христианства». (9,
с.353)

         «Но все же
буддизм для Ницше – не случайно
подобранная хворостина [выражение
Андрея Белого – В. Д.]. Говоря об
«удивительном фамильном сходствевсего индийского, греческого, германского
философствования»
, он находил
причину сходства в родстве языков, в
общей философии грамматики, которые
неизбежно приготовляют всё«для
однородного развития и последовательности
философских систем».
(9, с.356) При
этом «в самом духе ницшеанства есть
некоторые предпосылки к тому, чтобы
Ницше мог стать Буддой Европы, хотя сам
он и не хотел походить на исторического
Будду. <…> Но если оставить позицию
здравого смысла и рассмотреть практику
сознательного схождения с ума Ницше
как особый реализованный им (и пригодный,
в отличие от буддизма, только для него)
путь освобождения, приведший не к
безумию, но к Безумию, то слова Ницше о
том, что он мог бы стать Буддой Европы,
получают свое оправдание». (9, с.356-357)

         «У Ницше,
тем самым, складывается стройная
трехчленная композиция: христианство
– низшая ступень, индийская мораль или
буддизм <…> — средняя, и ницшеанство
с его аристократизмом и любовью к жизни
– как высшая ступень». При этом «Ницше
видит только одно оправдание любой
религии: ее способность дать обыкновенным
людям, большинству, чувство довольства
своим положением. <…> В вину буддизму
ставятся, главным образом, пессимизм и
жизнеотрицание». (9, с.354-355)  Ницше
создает иной идеал: «идеал человека,
полного крайней
жизнерадостности и
мироутверждения, человека, который не
только научилсядовольствоваться и
мириться с тем, что было и есть, но хочет
повторения всего этого так, как оно уже
было и есть, во веки веков…».
(9,
с.355) Однако «освобождение от оков
ложного Я в буддизме, и тот идеал
«постоянного самотрансцендирования,
гиперболизированно развитая способность
вечного выхода за собственные пределы»,
которая лежит в основе образа сверхчеловека
Ницше, в своей направленности сходны
между собой». (9, с.356-357)

 

 

studfiles.net

Ф. Ницше и основные философские идеи





ТОП 10:







Фридрих Ницше(1844–1900) — немецкий философ и филолог, ярчайший пропагандист индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.

сверхчеловек

.Переоценка всех ценностей, критическая идея ломки и уничтожения устаревших моральных (в основном христианских) ценностей и замена их новыми, провозглашаемыми в учении Ницше. Мораль — «сумма условий сохранения бедных, полуудачных или полностью неудачных видов человека». Критикует всю философию, начиная с Сократа, а присущий ей рационализм, идеализм и моральное происхождение всех философских суждений. Вводит в Европ ф-фию категорию «ценность». Саму ф-фию он считает ценностным мышлением, причем вопрос о ценности для него важнее вопроса об истинности познания. Н ввел понятие нигилизм – высшие ценности теряют свою ценность. Как это происходит? Постепенно, говорит Ницше, возникает осознание того, что в мире нет некой “цели”, достижением которой озабочен весь мир, в мире нет “единства”, нет истины. С помощью этих понятий человек полагал себя смыслом и мерой ценностей всех вещей, “он создал такое целое, чтобы иметь возможность веровать в свою собственную ценность”. И вот этот мир зашатался. Нет истины, нет морали, нет Бога. Нигилизм “слабых” — это упадок и разложение. Радикальный нигилизм, нигилизм “сильных” — это путь абсолютного авторства – создание новой морали, нового человека. Переоценка ценностей предполагает переход от любви к ближнему к любви к “дальнему”. Любовь к “дальнему” — это любовь творческая, это не смягчение текущих проявлений зла, а изменение самих принципов жизни. Эта любовь принимает форму борьбы с людьми сегодняшними, любовь сопровождается презрением, отчуждением ближнего. Это любовь к “идее” человека, к человеку, каким он может быть. В программу “переоценки ” входит и пересмотр человеческого счастья. Человек не обязан быть счастливым, он обязан быть свободным. Имморализм, это отрицание не морали, это повышение ответственности человека за самого себя и за все человечество.



2.«Воля к власти» — фундаментальное онтологическое понятие, разрабатываемое на основе учении Ш и вместе с тем несущее новый смысл. «Воля» для Н есть конкретная. Индивидуальная воля человека, сущность любого сущ-я и бытия заключается в повышении и росте этой конкретной «воли к власти». Волю считает первичной по отношению к сознанию и мышлению и связывает ее с человеческой деят-тью. «Я обладаю волей и действую, а, следовательно, я живу». Н понимает жизнь как слепое иррациональное начало мира, слитое в «волей к власти». Человек, ставший господином природы, господиномсвоей собственной дикости представляет колоссальное количество власти. “Жизнь только средство к чему-то: она есть выражение форм роста власти”. Самодовольная человеческая субъективность возомнила себя господином мира, нигде не встречая сопротивления в ей же самой созданном мире. Нет двух миров – мира в себе и мира для нас, есть один мир – мир жизни, борьбы и поражения. Жизнь для Ницше находится между природой и культурой. Жить – это значит быть иным, нежели природа, не подчинятся ни природной, ни человеческой необходимости. Жизнь как реализация человеком “воли к власти” — это сфера творения смысла, это сверхжизнь, лишенная нормативности.

3.Идея сверхчеловека, вытекающая из концепции роста воли к власти, теория преодоления всех отрицательных качеств человека и приближение его к идеалу Сверхчеловека – создателю и носителю новых ценностей и новой морали. Новые ценности – способность к переоценке ценностей, духовное творчество, полная концентрация воли к власти, самосовершенствование

4.Идея «вечного возвращения». Нравственный смысл вечного возращения заключается в непрекращающейся ответственности человека за содеянное, вечное возращение – это символ вечности, неотделимый от символа свободы – сверхчеловека.

Пессимистический миф о вечном возвращении одного и того же в мире, идея, фактически ставящая всю предыдущую философию Н на грань бессмыслицы (?).

Противник противопоставления истинному миру мира эмпирического.

В основе морали он видит желание (зачастую, бессознательное) физиологически слабых индивидов господствовать над сильными и здоровыми. Апелляция к разуму и правде есть замена физического насилия, способ одной воли доминировать над другой.




Увязывает критику метафизики с критикой ее языка. Подчеркивает несоизмеримость категориальной схемы описания мира реальному положению дел, отсюда неспособность языка, следовательно, и мышления представить какие-либо знания независимо от языка или мышления. Убеждения в фальсифицирующей природе языка и мышления приводит его к мысли о доминирующей роли действия и воли. Все всеобщие и необходимые истины и т.д. всего лишь удачные находки в борьбе за жизнь и власть. Всякие понятия определены полезностью в рамках трансцендентального жизненного процесса.

Вводится понятие “родового субъекта”, интересы и цели, которого скрыты от отдельного индивидуума. Для него предрассудки разума и формы жизни являются априорными и принудительными, он не может не следовать им. Отсюда фаталистическая идея о вечном возвращении одних и тех же заблуждений, войн, иллюзий. Противостоит этому идея сверхчеловека, необходимость (в том числе и через воспитание, и через селекцию) преодоления свойств человеческой природы, например, структуры чувственности.

Ницше выбирает объектом критики разум, науку, нравственность, христианскую религию. Он выступает как воинствующий антидемократ, с его точки зрения элита это сильные и воинствующие люди. Большая часть населения – это низшие, неполноценные, которых можно доделать при помощи войны.

Ницше говорит, что разум возомнил себя господином мира, природы, смысл имеет только жажда жизни, которая должна сочетаться с волей власти. Ницше отрицательно относиться к христианской религии, т.к. она проповедовала равенство всех перед богом, сострадание, терпимость, следование заповедям И.Х., что сделало Европу слабой не противостоящую Азии и Африке. Идеал у Ницше – деспот художник.

Ницше враждебно относится к женщинам. “Женщины – это кошки и птицы, в лучшем случае коровы. Мужчина должен воспитываться как воин, а женщина для его вдохновения, причем мужчина должен идти к женщине с плеткой”.

Но у Ницше есть и интересные положения, которые касаются пересмотра обществом ценностей нравственности, он стоит за честность, здоровье и т.п., за стремление людей к искусству.

 











infopedia.su

Философия Ницше

Ницше был
многосторонним, его труды можно разделить
на несколько идей:

1) Воля к власти.

2) Смерть бог.

3) Нигилизм.

4) Переоценка
ценностей.

5) Сверхчеловек.

Философия Ницше
кратко упоминает теории, являющиеся
почвой для его размышлений, таких как
теория эволюции и естественного отбора
Дарвина и метафизика Шопенгауэра. Не
смотря на огромное влияние этих теорий
на труды Ницше, в своих размышлениях он
безжалостно критикует их. Тем не менее,
естественный отбор и борьба за выживание,
в которой выживают сильнейшие, привела
к желанию философа создать некий идеал
человека.

Основные идеи
работ Ницше:

Зрелую философию
Ницше кратко можно изложить в его
стремлении к власти и господству. Это
было его главной жизненной целью, смыслом
существования. Воля для философа являлась
основой мира, который состоит из
случайностей и наполненный хаосом и
беспорядком. Воля к власти привела к
мысли о создании «сверхчеловека».

Философ считает,
что жизнь является отдельной и уникальной
для каждого человека реальностью. Он
не отождествляет понятия разума и жизни
и жестко критикует выражения и учения,
касающиеся мыслей как показателя к
существованию человека. Ницше представляет
жизнь как постоянную борьбу, и поэтому
главным качеством человека в ней
выступает воля.

Философия Ницше
кратко освещает проблемы бытия. Он
считает, что нельзя противопоставить
истинное и эмпирическое. Отрицание
реальности мира способствует отрицанию
реальности человеческой жизни и
декадансу. Он утверждает, что абсолютного
бытия нет, и не могло быть. Существует
лишь круговорот жизни, постоянный повтор
того, что уже когда-то было.

Ницше яростно
критикует абсолютно все: науку, религию,
нравственность, разум. Он считает, что
большая часть человечества жалкие,
неразумные, неполноценные, люди,
единственным способом управления
которыми является война.

Смыслом жизни
должна являться только воля к власти,
а разум не имеет такого значительного
места в мире. Также он агрессивно настроен
в отношении к женщинам. Философ их
отождествлял с кошками и птицами, а
также с коровами. Женщина должна
вдохновлять мужчину, а мужчина при этом
держать женщину в строгости, порой с
помощью физических наказаний. Не смотря
на это, у философа имеются множество
положительных работ об искусстве и
здоровье.

Кто такой
сверхчеловек, по мнению Ницше? Конечно
же, это человек, обладающий огромной
волей. Это человек, управляющий не только
своей судьбой, но и судьбами других.
Сверхчеловек это носитель, новых
ценностей, норм, моральных установок.
Сверхчеловек должен быть лишён:
общепринятых моральных норм, милосердия,
у него свой, новый взгляд на мир.
Сверхчеловеком можно назвать только,
того, кто будет лишён совести, ведь
именно она управляет внутренним миром
человека. У совести нет срока давности,
она может свести с ума, довести до
самоубийства. Сверхчеловек должен быть
свободен от её оков. 

Рассмотрим
подробнее теорию сверхчеловека.

Идея сверхчеловека в произведении «Так говорил Заратустра»

«Так говорил
Заратустра. Книга для всех и ни для кого»
— впервые изданная в 1885 году, одна из
самых спорных и известных философских
книг. Изначально книга состояла из трёх
отдельных частей, написанных в течение
нескольких лет. Ницше намеревался
написать ещё три части, но закончил
только одну — четвёртую. После смерти
Ницше книга «Так говорил Заратустра»
была опубликована в одном томе.

В книге повествуется
о судьбе и учении бродячего философа,
взявшего себе имя Заратустра в честь
древнеперсидского пророка Зороастра
(Заратуштры). Через его речи и действия
Ницше высказывает свои мысли. Одной из
центральных идей романа является мысль
о том, что человек — промежуточная
ступень в превращении обезьяны в
сверхчеловека: «Человек — это канат,
натянутый между животным и сверхчеловеком.
Канат над бездной». Философ, важной
темой которого является декаданс, также
подчеркивает то, что человечество пришло
в упадок, исчерпало себя: «Человек есть
то, что должно превзойти».

В противовес
сверхчеловеку автор создает образ
Последнего человека, о котором в своей
речи к толпе Заратустра рассказывает
на площади. Он соединяет в себе все
негативные, по мнению писателя черты:
он не знает что такое любовь, творение
устремление, он приспособленец, живет
дольше всех, неистребим, но «делает все
маленьким». Забыв о высших идеалах, он,
остановившись в развитии, думает что
нашел уже счастье. Для него труд не
средство достижения цели, а лишь
развлечение, да и то в меру, чтоб не
утомиться. Он объединяется в стадо,
желая равенства и презирая чувствующих
иначе. Толпа радуется словам Заратустры
и просит сделать их похожими на последнего
человека, что дает нам понять, что, по
мнению Ницше, весь мир стремится к
неверным целям, руководствуется ложными
идеалами. Заратустра в своих речах
называет своих противников лишними
людьми, посредственностью. Еще одной
их ложной добродетелью является крепкий
сон, которому подчиняется все их жизнь.
Именно из него происходит их умеренность
и ровность в желаниях, а не из соображений
долга.

Сверхчеловек,
напротив, должен гармонично сочетать
в себе физическое совершенство, высокие
интеллектуальные качества ради того
чтобы обновить человечество, воплотив идею
вечного возвращения Ницше,
которая выражается в цикличности бытия.
Сверхчеловек должен обладать, прежде
всего, несокрушимой волей. С ее помощью
он преодолеет все трудности и построит
новый мир. Но сверхчеловек скорее гений
или бунтарь, чем правитель или герой.
Он разрушитель старых ценностей.
Заратустра призывает «разбить старые
скрижали, ибо Бог мертв». Ради достижения
своей цели сверхчеловек может пренебречь
общепринятой моралью («Нет истины, все
позволено»), поскольку его разум не
должен быть ничем задурманен. Придерживаясь
прагматического подхода, Ницше дал ему
право быть «по ту сторону добра и зла».
Но афоризм «падающего подтолкни»
происходит не отсюда. Его не следует
понимать в том упрощенном смысле, что
не стоит помогать ближним. Так как автор
испытал на себе влияние дарвинизма, он
уверен, что самая действенная помощь
ближнему — дать ему возможность достигнуть
крайности, в которой можно будет
положиться только на свои инстинкты
выживания, чтобы оттуда возродиться,
или погибнуть. В этом проявляется вера
Ницше в жизнь, в ее способность
самовозрождения и сопротивления всему
роковому («То, что не убивает нас, делает
нас сильнее»).

Сравнивая великого
человека и последнего, автор проводит
параллель к разнице алмаза и древесного
угля. Они ведь суть одно и то же, состоят
из углерода, но алмаз тверд и несгибаем,
как воля стремящихся к пришествию
сверхчеловека, а уголь мягкий и
рассыпчатый, так как последний человек
слаб и безволен. Завершая сравнение,
Ницше горюет о том, что даже великие
люди все еще слишком похожи на людей,
то есть человек стоит в самом начале
своего пути к обновлению.

Обновление должно
произойти с помощью трех превращений.
Первое превращение Верблюд. Он символ
стойкости и выносливости. Человек должен
противопоставить эти качества духу
времени, выдержать все испытания, не
сдавшись, не превратившись в маленького
человека. Второе превращение Лев. Своей
силой и яростью человек должен разрушить
старые устои и традиции, а не разрушив
старого, не получить нового. («Беззаботными,
насмешливыми, сильными — такими хочет
нас видеть мудрость, она женщина и всегда
любит только воина»). Последнее превращение
Ребенок. Он символ невинности, забвения,
нового начинания, начального движения,
так как Лев разрушитель не способен
созидать, ему на смену приходит Ребенок.

Ницше провозглашает
свободу смерти, лозунгом которой является
слоган «Умри вовремя». Это подразумевает
то, что смерть, как часть жизни, тоже
должна быть подчинена цели. Человек
должен ей управлять, он имеет на это
право. То есть для Ницше Бог уже не
владеет монополией на жизнь, ибо Бог
умер. А человек подчиняя смерть идее
сверхчеловека, на одре благословит
клятвы больших людей быть верными своей
цели.

Сверхчеловек
освобождается не только от морали и
религии, но и от авторитетов. Даже таких
сильных как пророк сверхчеловека —
Заратустра, который учит своих
последователей: потеряйте меня и найдите
самого себя. То есть каждый человек
должен найти самого себя, принять себя.

Поиску себя мешают
традиции, институты общества… Автор
объявляет священников врагами
сверхчеловека, ибо они проповедники
медленной смерти, они служат мертвому
Богу и они лживы («Когда заповеди были
особенно священны — на свете было больше
всего грабежей и убийств»). С ними рядом
стоят добрые и праведные. Это довольные
и сострадательные горожане, «чья тетива
разучилась дрожать и им не стать стрелами
тоски». Они никогда не смогут стать
мостом над пропастью, так как они довольны
тем, что имеют. Аристократия тоже
подвергается жесткой критике, поскольку
кто как не они должны вести людей в
светлое будущее, а они погрязли в пороках,
в блуде и лжи, в корысти и лени.

В отличие от
аристократии, Ницше возвышает простого
крестьянина, который способен на
перемены. У него есть воля и этим он
силен. В подтверждение этой мысли, автор
рассказывает нам о пастухе, в рот к
которому заползла змея пока он спал, он
откусил ей голову и отбросил прочь по
подсказке Заратустры, таким образом,
выжив. Этим Ницше обозначает главную
свою идею: слушай Заратустру и будешь
жить.

studfiles.net

Иррациональная философия Фридриха Ницше

Фридрих Ницше – немецкий философ-иррационалист, родился в Германии, изучал классическую филологию в Бонне и Лейпциге, работал в Базельском университете. С 1879 года он прекращает преподавание и странствует по Швейцарии, Италии, Франции, создав в эти годы свои лучшие произведения. Последние десять лет ХIХ века он живет, утратив душевное равновесие, и умирает в Германии, так и не узнав об успехе своих книг.

Творчество Ницше знаменует собой переход от философии ХIХ века к философии ХХ века, когда философская проблематика обращается к человеческой индивидуальности, проблеме человеческого существования, смыслу человеческой жизни, проблеме переоценки ценностей в связи с новыми историческими реалиями. Согласно Ницше, ни мораль, построенная на рационалистической основе, ни христианская мораль, которые до сих пор господствовали в Европе, не оправдали себя, поэтому необходимо исследовать саму проблему морали и подвергнуть пересмотру существующие нравственные ценности.

Ницше выражает свои идеи в оригинальной литературной форме, не давая строгих определений, не создавая законченной рациональной системы; его философия пронизана нигилизмом – отрицанием всего, часто ради самого отрицания, а также не лишена противоречий.

Главные сочинения Фридриха Ницше

  • «Человеческое, слишком человеческое» (1878)
  • «Веселая наука» (1882)
  • «Так говорил Заратустра» (1885)
  • «По ту сторону добра и зла» (1886)
  • «Генеалогия морали» (1887)
  • «Сумерки богов» (1888)
  • «Антихрист» (1888)
  • «Воля к власти» (1989)

Философия Ницше

Дионисийское и аполлоновское начала в культуре

Следует отметить, что огромное влияние на творчество Ницше, особенно на ранних его этапах, оказала книга Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представление». Вслед за ним Ницше воспринимает жизнь как жестокую и слепую иррациональность. Противостоять этому и идти по пути утверждения жизни, по его мнению, можно только посредством искусства. В этой связи Ницше обращается к анализу греческой цивилизации и противопоставляет ее современному немецкому обществу. Именно греки, осознавая опасность и необъяснимость жизни, преобразовывали мир и человеческую жизнь с помощью искусства, в котором смешивались две тенденции: дионисийская и аполлоновская.

Первая из них связана с богом Дионисом, который символизирует инстинкт, страсть, гармонию с природой, буйство творческой энергии. По мнению Ницше, сначала в древнегреческой жизни преобладал «дионисийский» дух, но постепенно к нему присоединились «аполлоновские» черты – самообладание, умеренность, рациональность, связанные с богом Аполлоном. Величие Греции, ее подлинная культура состояли в гармоничном сочетании этих двух начал, но когда начинает преобладать «аполлоновский» дух, нарастают разрушительные тенденции в культуре, и это совпадает с распространением христианства в Европе.

Отталкиваясь от этих идей, Ницше весьма критично оценивает современную немецкую культуру, в которой преобладают знания и науки. По мнению философа, она нуждается в притоке жизненных сил, которые могут преодолеть диктат благоразумия и христианской морали, овладевшие Западной цивилизацией.

Критика современной морали и провозглашение «смерти Бога»

Ницше считает, что европейский человек знает и признает только известные ему христианские ценности, не подозревая о существовании других. Но, как он пишет, это – «только один вид человеческой морали, кроме которого, до которого и после которого возможны многие другие, прежде всего высшие «морали». В работе «По ту сторону добра и зла» философ подчеркивает, что существуют разные виды морали, но самое главное их различие заключается в подразделении на «мораль рабов» и «мораль господ». Следует отметить, что понятия рабов и господ у Ницше не отражают принадлежности к определенному социальному слою, это – тип человека, состояние его духа.

По мнению Ницше, «мораль рабов» сформировалась, прежде всего, под воздействием христианской религии и обладает следующими чертами: — претендует на единую, всеобщую и абсолютную моральную систему; — отражает мораль стада, толпы, общества; — направлена на усреднение всех людей и нивелировку личности; — поддерживает слабых, больных, неудачников; — превозносит культ посредственности, слабости и серости; — является лживой и лицемерной.

Эти «моральные ценности», по мнению философа, исчерпали себя, и он предлагает выход, обращаясь к идее «смерти Бога». Устами героя «Веселой науки» он провозглашает: «Бог умер! Он останется мертвым! И мы его убили!». Тем самым Ницше хочет показать, что человек отказывается от мира сверхъестественного и связанных с ним идеалов, а также от тех моральных ценностей, которые всегда были в основе западной цивилизации. При этом Ницше не старается доказать или опровергнуть бытие Бога, но хочет освободить людей от мысли, что они полностью зависят от Бога. Вера – это самообман, и от нее надо отказаться, так как она является признаком слабости и трусости.

Несмотря на это, Христа Ницше называет «самым благородным человеком», «символом креста, самым возвышенным из существовавших». Философ проводит различие между Христом и христианством, которое исказило его учение. Он пишет: «Христианская церковь ничего не оставила нетронутым, всякую ценность обесценила, любую истину превратила в ложь, а честь – в позор». Поэтому, по мнению Ницше, и настало время для переоценки ценностей и замены коллективной морали на индивидуальную.

Идея переоценки ценностей и появление сверхчеловека

Два типа морали одновременно всегда существовали в развитых цивилизациях, их элементы можно обнаружить даже в одном человеке. Они могли бы сосуществовать и дальше, если бы «рабы» не навязывали свои нравственные установки всем, и пример тому – христианство.

В традиционной морали Ницше видит «мораль рабов и побежденных слабаков, восставших против всего благородно красивого и аристократического». Поэтому, согласно Ницше, настало время переоценки ценностей, и пришла пора вернуться к аристократической традиции, которую в человеческой истории символизировал лишь один господствующий класс – воинов-аристократов. Такую мораль философ называет «моралью господ», носителем которой является господин, аристократ — это определенный тип высокого и благородного человека. Хотя Ницше не дает четкого определения «морали господ», но в своих произведениях он определяет черты человека, по которым ее можно распознать. Это – благородство, ответственность, правдивость, бесстрашие, «…благосклонное охранение и защита того, чего не понимают и на что клевещут, – будь это Бог, будь это дьявол, – склонность и привычка к великой справедливости, искусство повелевания, широта воли, спокойное око, которое редко удивляется, редко устремляет свой взор к небу, редко любит…».

Следовать этой высшей морали может новый тип человека – сверхчеловек, появление которого и связано с переоценкой ценностей. В работе «Так говорил Заратустра» Ницше подробно развивает идею сверхчеловека. Он пишет: «Я учу вас о сверхчеловеке. Человек – это то, что дóлжно преодолеть… Сверхчеловек – соль земли». «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью». Но сверхчеловек еще не родился, а процесс превращения человека в сверхчеловека не может произойти путем естественного отбора. Для этого необходима смелость отдельных индивидов, которые смогут разломать старые скрижали, переоценить все старые ценности и создать новые. Они-то и укажут направление и цель для высшего человека, станут стимулом, побуждением для возможного рождения сверхчеловека.

Воля к власти

В основе всех стремлений человека, согласно Ницше, лежит воля к власти, жизнь есть борьба за собственное господство, за вершины власти. Философ пишет: «жизнь есть просто воля к власти». Если перед богом уравниваются и выдающиеся, и посредственные люди, то в реальной жизни индивиды всегда будут различаться, в том числе и по своим способностям и талантам, и каждый из них будет стремиться утвердить свою власть, так как воля к власти пронизывает все существо человека и вообще всего живого на земле.

Поэтому, по мнению Ницше, посредственности также всегда будут стремиться к власти, но для общества это необходимо, так как «высокая культура может существовать только на широкой основе, на крепко и здраво консолидированной посредственности». Это означает, что задачей масс является создание условий, основы для возможного появления нового типа человека – сверхчеловека. Но он не может появиться, если высшие индивиды не наберутся смелости сломать старые скрижали, чтобы переоценить все ценности, и создать новые на основе собственной воли к власти. Эти новые нравственные ценности будут целью для высшего человека и смогут реализоваться в будущем в сверхчеловеке.

Итак, Ницше в своих произведениях дает критический, во многом глубокий анализ западной культуры и считает, что ей присущи такие черты, как самообман людей и следование их христианству в его современном истолковании как единственной и абсолютной системе ценностей. Он считает, что возрождение лучших черт европейской цивилизации может быть связано с переоценкой ценностей и созданием новой индивидуальной морали, носителями которой могут быть благородные, аристократические люди, которые и откроют эру человеческого творчества.

Такая позиция Ницше была обусловлена положением человека в европейском обществе, когда движение масс определяло историю – отсюда потеря человека, его слова, его силы. Ницше как художественная натура болезненно реагировал на действительность и полагал, что массы уничтожают позицию отдельной личности. Он считал необходимым спасение человека, выдвигая идею сильной личности – сверхчеловека. В этом привлекательность и необычайная популярность идей Ницше и в прошлом, и в настоящем – всегда, когда «толпа» или любые общественные формы довлеют над личностью. При этом философ совершенно не принимал современную ему действительность, и абсолютизация отрицания пороков окружающего его мира доходила у него до глобального отрицания всего существующего.

 

  • < Назад
  • Вперёд >

www.solecity.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о