Негласный комитет при александре 1 – Негласный комитет — Википедия

Негласный комитет — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Негла́сный комите́т — неофициальный государственный совещательный орган, работавший в начале правления Александра I. В него входили ближайшие приближенные царя, знакомые ему с юности: граф П. А. Строганов, князь В. П. Кочубей, князь А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев.

Задачей этого комитета было помогать «в систематической работе над реформою безобразного здания государственной администрации»[1]. Положено было предварительно изучить реальное положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением, установленным на основании истинного народного духа»[1].

Первое заседание Негласного комитета состоялось 24 июня 1801 г. в присутствии Александра I[2].

Будучи в доверительных отношениях с Александром I (могли являться к столу императора без предварительного приглашения)[3], члены Негласного комитета два-три раза в неделю, иногда реже[3], обсуждали с ним планы преобразований, высказывали свои пожелания и советы. С их непосредственным участием осуществлялись первые шаги нового царствования: была объявлена амнистия для 12 тыс. человек, пострадавших при Павле I; вновь открывались границы; разрешалось свободно ввозить западноевропейские книги и товары

[4].

  • Князь В. П. Кочубей

  • Князь А. Е. Чарторыйский

  • Граф Н. Н. Новосильцев

  • Граф П. А. Строганов

ru.wikipedia.org

Негласный комитет при Александре 1: создание, роль, значение

Чем больше человек способен откликаться на историческое и общечеловеческое, тем шире его природа, тем богаче его жизнь и тем способнее такой человек к прогрессу и развитию.

Ф. М. Достоевский

В годы правления императора Александра I (1801-1825) была создана тайная организация – Негласный Комитет, состоящая из четырех людей (Кочубей, Новосильцев, Чарторыйский и Строганов), которых сам император называл «молодые друзья». Главная задача тайного совещательного органа заключалась в подготовке, в первую очередь, административных реформ, по выражению самого Александра, «безобразного государственного здания». Эта объединение приближенных к императору людей не имело статуса официального государственного органа, поэтому его и называли «негласным комитетом». Данная статья посвящена обзору обстоятельств и целей создания комитета, описанию его основных участников, а также характеристике основных направлений деятельности.

Обстоятельства создания Комитета

Историю создания негласного комитета следует начать с 1792 года. Это еще период правления Екатерины II. Ее внуку Александру всего 15 лет, однако, получая свое образование, он знакомится с молодыми государственными чиновниками. Одним из них был Виктор Кочубей, которого в конце 1792 года назначили послом в Стамбул. Ему было всего 24, то есть он был на 9 лет старше Александра. Находясь на службе Кочубей часто переписывался с молодым Романовым, а в письмах затрагивали тему реформ в России. Именно с этого знакомства возникла идея будущей организации.

Когда императором стал отец Александра Павел I, наследник престола уже был знаком со всеми участниками будущего комитета. С 1796 года сам Александр использует название «молодые друзья». В планах будущего императора было «вести государство от деспотизма к конституции». Поэтому участников будущего негласного комитета он подбирал по взглядам и интеллекту, то есть выбор падал на тех людей, которые поддерживали взгляды Александра. А взгляды эти были просты – вести реформы и менять коренным образом все, что делалось до нер, и что делалось его отцом. Именно поэтому молодому Александру очень импонировали демократические взгляды «молодых друзей». В 1801 году власть перешла к Алекснадру.  К этому моменту Негласный комитет был уже полностью сформирован.

Главное назначение негласного комитета

Создавая Негласный комитет будущий император ставил следующие задачи:

  • Модернизация государственного аппарата, в первую очередь создание эффективной административной системы.
  • Расширение прав и свобод подданных империи.
  • Ограничение власти императора с помощью принятия Конституции.

Некоторые из участников комитета находились под большим влиянием Французской революции, поэтому ее лозунг «свобода, равенство, братство» стал для них главным направлением для проведения реформ. Александр I совместно со своими «молодыми друзьями» характеризовали собственную родину, как империя, которая значительно отстает от ведущих стан мира и чтобы Россия стала развитой империей мира, ей необходимы были реформы.

Интересный факт: каждый из участников Негласного комитета имел уникальное право: в любой момент зайти к императору в кабинет и поделится своими идеями. Этим император показывал приоритет реформ для его политики.

Участник комитета

Первое свое заседание в качестве Негласного комитета при императоре Российской империи участники провели 24 июня 1801 года, через три месяца после того, как новым монархом стал Александр. Открывал заседание сам император, однако в будущем он не так часто посещал собрание комитета. Всего в состав Негласного комитета входило четыре человека:

  1. Виктор Павлович Кочубей.
  2. Павел Александрович Строганов.
  3. Адам Ежи Чарторыйский.
  4. Николай Николаевич Новосильцев.

Некоторые историки также участником комитета называют детского учителя Александра Лагарпа. Однако на заседаниях он не присутствовал, поэтому если он и был участником, то только формальным.

Кочубей В.П.

Теперь стоит более подробно остановиться на описание участников комитета. Первым из них был В.Кочубей, уже ранее упомянутый. В 1798 году он вернулся из Стамбула, набравшись там опыта и знаний, а также обрел еще большую решительность в необходимости реформ России. В 1798 году кружок «молодых друзей» был сформирован, поэтому В.Кочубей был приглашен Александром на одну из встреч, где познакомился со всеми участниками.

Строганов П.А.

Еще одним участником был П.Строганов. Был на четыре года старше Александра, проходил обучение и стажировку во Франции (родился, кстати, в Париже), а самое интересное то, что он был в Париже как раз момент начала легендарной Французской революции в 1789 году, был знаком с трудами Просветителей (Руссо, Вольтера и других). После возвращения в Россию в 1791 году он поступает на государственную службу. В 1795 году знакомится с Александром. Последнего очень впечатлила эрудированность Строганова, а также его политические взгляды. Позже именно П.Строганову принадлежала идея создания консультативного тайного комитета при императоре. Также Строганов был ярким противником крепостного права в Российской империи. Кстати, Строганов оставил воспоминания о Негласном комитете, которые служат для историков неоценимым источником.

Новосильцев Н.Н.

В том же 1795 году, когда Александр познакомился с Строгановым, произошла встреча будущего императора и Николая Новосильцева, дворянина находящегося на государственной службе. Их познакомил именно П.Строганов. Н.Новосельцев был известным на тот момент в России политиком, он даже принимал участие в подавлении польского восстания Т.Костюшко в 1794-1795 годах. В 1796году произошло знакомство Александра с последним участником будущего комитета поляком Адамом Чарторыйским. После разделов Речи Посполитой с 1772 по 1795 годами, России досталась часть Польши, следовательно, количество поляков в столице и на государственной службе увеличилось. Такими гражданами бывшей Речи Посполитой были Адам и Константин Чарторыйские. Адам получил европейское образование, был во Франции, Англии и Швейцарии, после чего разработал собственный план реформ в Российской империи.

Результаты деятельности

Учитывая, что не все проекты Негласного комитета были реализованы, поэтому приводим краткий список идей и вкладов участников:

  • П.Строганов разработал план реформы Сената, а также написал проект Конституции России.
  • Н.Новосильцев написал проект закона, запрещающий индивидуальную продажу крепостных, предлагал исключать дворян из Дворянского Собрания за неграмотность и негуманное отношение к крепостным. Кроме того, в 1802 году написал проект министерской реформы.
  • А.Чарторыйский начал свою деятельность как участник комитета с детального анализа проблем Российской империи. Примечательно то, что многие проблемы, указанные Чарторыйским, так и не были решены в XIX столетии и стали причиной революций начала ХХ.
  • В.Кочубей совместно с Новосельцевым разработал проект создания министерств в России.

Как видим, идея Негласного комитета беспрецедентна в истории России. Это был первый случай создания консультативного коллегиального органа для подготовки проектов законов. Это была своеобразная «лаборатория» разработки реформ. Однако внешнеполитическая ситуация, а особенно обострение отношение с Францией и как следствие дальнейшие войны с Наполеоном внесли коррективы в работу комитета «молодых друзей». После победы России в войне, а также подписание решений Венского конгресса привели к ограничению работы Негласного комитета.

istoriarusi.ru

Россия при Александре I | История Российской империи

Император Александр I

Начало правления Александра I ознаменовалось широкой амнистией и отменой ряда законов, введенных его отцом, Павлом I.

Была упразднена тайная канцелярия, все политические дела были переданы в ведение судов, были запрещены пытки, возвращены привилегии дворянству, была ослаблена цензура.

В первых либеральных преобразованиях Александра I большую роль сыграл Негласный комитет (неофициальный совещательный орган), созданный в 1801 г., в который входили друзья юности Александра I: П.А. Строганов, В.П. Кочубей, А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев. В течение 1801-1804 гг. они собирались у императора и совместно с ним  продумывали ход преобразований и реформ. Негласный комитет рассмотрел вопросы сенатской и министерской реформы, деятельности «Непременного совета» (бывшего Государственного совета, который в 1810 г. снова стал называться Государственным), крестьянский вопрос, коронационные проекты 1801 г. и ряд внешнеполитических мероприятий. Все члены Негласного комитета были приверженцами освобождения крестьян и сторонниками конституционного строя.

Состав Негласного комитета

Негласный комитет

Князь Адам Чарторыйский, польский магнат с европейским образованием, его родина была присоединена к России после раздела Польши. Он желал помочь Польше обрести свободу и открыто выражал свои взгляды.

Виктор Кочубей, бывший посол в Константинополе, давний друг Александра, с которым он переписывался и которому раскрывал самые сокровенные свои мысли, стремился ввести справедливые законы и установить порядок в стране.

Павел Строганов. Из семьи самых крупных богачей России, владевший огромной коллекцией картин. В разгар Французской революции был в Париже и разгуливал в красном колпаке в знак солидарности с революционерами. Екатерина II срочно возвратила его в Россию, где он несколько лет жил в деревне. Позже Строганов вновь появился при дворе, женившись на умнейшей и образованнейшей женщине Петербурга княжне Софье Голицыной и стал вести жизнь просвещенного вельможи.

Николай Новосильцев – родственник Строганова – специалист по законоведению, политической экономии и всеобщей истории.

Тайком друзья составляли записки с проектами преобразований, предусматривавших введение гражданских свобод, равенство всех перед законом и создание общества на принципах справедливости и братства.

Александр, самый молодой из них, одобрял взгляды своих единомышленников.

Павла I насторожила дружба сына с либерально настроенными молодыми людьми, и он разогнал кружок: Чарторыйского отправил посланником в Сардинию, Кочубея —  в ссылку в Дрезден, Новосильцев сам уехал в Англию, Строганов был удален от двора — кружок распался. Но как только Александр I взошел на трон, кружок возродился, но уже в виде Негласного комитета.

П.А. Строганов

Непременный совет и Сенат должны были олицетворять преемственность екатерининского и нового царствований, а Негласный комитет стал ответом на вызовы времени — прежде всего, на изменения в Европе под влиянием идей Французской революции.

Формально Негласный комитет не входил в систему государственного управления, но в регулярных беседах его участников, «молодых друзей» императора, обсуждались планы преобразований. Однако ни император, ни его сотрудники не имели ясного представления о последовательности необходимых реформ.

Кружок просуществовал примерно до 1804 г. Император всё больше входил в детали правления, и советчики теперь ему были не очень нужны. Затем члены бывшего Негласного комитета заняли высокие посты во вновь образованных министерствах.

Деятельность Негласного комитета

Первыми законами, созданными ими, были следующие:

Закон, предоставлявший купцам, мещана

www.rosimperija.info

Правление Александра Первого. Негласный комитет :: SYL.ru

В начале своего правления Александр Ι высказал мысль о том, что государству срочно требуются радикальные преобразования. Личный друг императора граф Строганов выдвинул по этому поводу предложение, что первоначально следует реформировать администрацию. В результате в 1801 году, в мае, он представил императору проект, в котором рекомендовал создать негласный комитет для разработки и обсуждения плана преобразований. В конечном итоге Александр Ι утвердил создание данного органа. По факту негласный комитет - это государственное совещательное учреждение, носящее неофициальный характер. По указанию самодержца в состав органа вошли сам граф Строганов, а также особо приближенные к императору Кочубей, Чарторыйский и Новосильцев.

Задачи комитета

Стоит первоначально развеять один миф, касающийся некоторых распоряжений негласного комитета. Когда царь утвердил его состав, в Петербурге находился только граф Строганов. Ввиду этого начало работы органа было временно перенесено. Поэтому говорить, что Александр Ι утвердил ряд распоряжений того времени с помощью вновь сформированного комитета, было бы ошибочно. Все новые указания того периода, а также отмену некоторых распоряжений он провел совместно с графом, без участия вновь созданного органа. Когда было проведено первое заседание комитета, был сразу же определен план его работы, а также поставлены задачи, которые он должен был выполнять. Данный план включал в себя следующие пункты:

- определение действительного положения дел;

- проведение реформ в правительственном механизме;

- обеспечение независимости обновленных государственных учреждений.

Стоит отметить, что данные задачи считал приоритетными именно Строганов. Императора же в это время беспокоил вопрос создания некой демонстративной декларации (к примеру, такой как Декларация прав человека и гражданина).

План Новосильцева

Новосильцев, в свою очередь, предложил другую программу реформ. Она включала в себя следующие вопросы:

1. О защите государства, как со стороны моря, так и со стороны суши.

2. О формировании возможных отношений с другими странами.

3. Решение вопроса о внутреннем статистическом и административном состоянии страны. Причем под статистическим состоянием подразумевалось не изучение проблем народа, а налаживание промышленности, установление торговых путей и вопрос земледелия. К административному же он отнес решение финансовых и законодательных вопросов, а также проблем правосудия. Причем именно этим вопросам он отводил первостепенное значение.

Обсуждение плана Новосильцева

Для реализации первого пункта плана была создана специальная комиссия, в состав которой вошли компетентные люди в военно-морской сфере. С реализацией второго раздела возникли некоторые трудности. Это было связано с тем, что выявилась абсолютная неосведомленность Александра в делах внешней политики государства. Однако компетентные в таких вопросах Чарторыйский и Кочубей имели на этот счет определенные взгляды. Однако и здесь возникли трудности, поскольку император высказал мысль, что требуется уделить особое внимание составлению коалиции против Англии. Причем такое предложение вызвало бурю недоумения у членов комитета, так как незадолго до этого Александр подписал дружественную конвенцию с этой страной. Это позволило крайне удачно разрешить самые спорные вопросы относительно морских прав. Чтобы немного остудить пыл самодержца, члены комитета посоветовали ему проконсультироваться по данному вопросу со старыми опытными дипломатами. Причем настойчиво рекомендовали кандидатуру А. Р. Воронцова.

Внутренние реформы

Негласный комитет во время проведения следующих собраний уделил особое внимание внутренним отношениям страны. Это было обусловлено тем, что решение именно этих вопросов считалось самым приоритетным. Что касается императора, то его в первую очередь волновали два основных момента. Это, как уже говорилось выше, создание особой декларации по защите прав, а также вопрос о реформировании Сената. Именно в его лице император видел защитника неприкосновенности граждан.

Проект "Жалованной грамоты народу"

Еще одна разработка, которой Александр уделил особое внимание, была составлена Воронцовым и не имела отношения к преобразованиям в Сенате. Однако этот проект касался внутренних изменений и отвечал пожеланию императора о создании особой декларации. Были разработаны специальные акты, внешне крайне схожие с жалованными грамотами Екатерины, но с одним существенным отличием. Из содержания следовало, что серьезные гарантии свободы граждан распространялись на все слои населения.

Решение крестьянского вопроса

В первый раз комитет по благоустройству затронул данный вопрос еще при обсуждении "жалованной грамоты народу". Причем поднята эта проблема была неспроста. В вопросе "грамоты" был особо отмечен пункт о возможности владения крестьянами собственной недвижимостью. Стоит отметить, что на тот момент, по мнению самодержца, это было довольно опасное право. Однако после коронации (которая прошла в ноябре 1801 года) под влиянием Лагарпа и адмирала Мордвинова (они заявили о необходимости предпринять какие-либо действия в пользу крестьян) Александр немного отступил от своих убеждений. К примеру, Мордвинов предложил распространить право владения недвижимым имуществом на казенных крестьян, мещан и купцов. Члены комитета не исключали возможности, что со временем они смогут прийти к единому мнению по поводу упразднения крепостного права. Однако с оговоркой, что решение данного вопроса должно проходить постепенно и медленно, поскольку пути действий оставались до конца неясными. Решение вопросов, относящихся к торговле, земледелию и промышленности, негласный комитет по факту так и не исследовал. Хотя следует отметить, что их состояние на то время требовало к себе особого внимания.

Реформы центральных органов управления

Негласный комитет самой главной своей задачей ставил решение вопросов по преобразованию центральных органов власти. Причем данные изменения начались еще в период правления Екатерины - она успела преобразовать местные учреждения. Однако до центральных очередь так и не дошла. Единственное, что она успела сделать, это упразднить основную часть коллегий. Как видно из истории, уже при ее правлении отмечалась большая путаница при проведении данных реформ. Именно поэтому члены комитета приняли решение, что преобразование центральных органов управления является первостепенным вопросом. Уже начиная с февраля 1802 года, все работы комитета были направлены именно на воплощение данной идеи.

Министерства

Примерно через шесть месяцев члены комитета разработали и утвердили проект по формированию этих органов. В рамках данного предложения были созданы министерства иностранных, внутренних дел и народного просвещения, юстиции, военное и морское министерство. По предложению Александра в этот список также вошло управление по коммерции, которое было создано специально для Н. П. Румянцева. Стоит отметить, что единственной до конца выполненной работой негласного комитета как раз и стало учреждение министерств.

www.syl.ru

Негласный комитет

Вступивший на трон, вскоре после смерти отца, Александр Первый со своими ближайшими друзьями и соратниками создает так называемый Негласный комитет. Членами этой тайной организации, кроме самого императора, становятся граф Строганов, участвующий во французской революции и являющийся членом якобинского клуба, а также члены различных масонских организаций граф В. Кочубей, поляк Чарторыйский и Николай Новосильцев.

Негласный комитет составил программу, направленную на реформирование. На его заседаниях неоднократно обсуждалось введение в России конституции, в которой говорилось бы о правах русских гражданин и мероприятиях в духе французской революции. Проект конституции был написан графом Строгановым, который называл ее "законным признанием прав народа, а также тех форм, по которым он имеет право их осуществлять".

В Негласный Комитет включился и недавно вернувшийся в Россию учитель Александра I, член масонской ложи Лагарп.

Историки, однако, считают, что именно Лагарп убеждал Александра, стремящегося к конституционной монархии, немного подождать с принятием конституции, считая, что такому большому государству, как Россия, просто необходима непоколебимая и твердая власть.

Такие масоны, как Завадовский, граф А. Р. Варенцов, а также Трощинский, ставшие впоследствии министрами, тоже вступили в Негласный Комитет, это сообщество тех людей, которых волновала судьба России.

Уже летом 1801 года началось обсуждение Грамоты российскому народу, в создании которой принимали участие «отец» для российской интеллигенции А. Радищев, считающийся заядлым врагом монархии, его же покровитель граф Воронцов, а также масон Сперанский.

Император Александр Павлович, являющийся душой этой организации, наиболее пылко и наиболее решительно клеймил русские порядки, вынося на обсуждение все новые проекты реформ для России. По глубокому убеждению самодержца, как рассказывает в своих мемуарах Строганов, в центре всех реформ должны были находиться свобода личности и свобода собственности, защита человека с помощью законов, «не дающих шансов изменять по любому произволу уже существующие установления».

Считающийся радикальным, этот комитет по благоустройству жизни в России изучал и проблемы, связанные с крепостным правом, понимая экономическую необходимость его ликвидации.

Разрабатывался также указ, запрещавший продавать просто крестьян без земли. Однако высшие сановники, узнав об этом, начали выражать резкое недовольство, считая, что тем самым подорвутся основы крепостничества. Император не решился настаивать на своем.

Члены Негласного Комитета отлично понимали ту огромную дистанцию, которая пролегала между их планами и сложившейся действительностью. Они не сомневались, что любое покушение с их стороны на реальную систему ценностей и в первую очередь на крестьянский вопрос, поднимет волну недовольства среди помещиков, что может привести и власть и самолично императора к столкновению с интересами высшего сословия в стране. А тогда может начаться гражданская война, опасная для всех.

И поэтому император Александр I действовал осмотрительно и очень осторожно. Хотя даже такие робкие шажки откликались в обществе недовольством.

В аристократических и придворных кругах Негласный Комитет прозвали «якобинской шайкой».

Все его учредители, во главе с самим императором Александром, были молоды, полны жизненных сил и исполнены благих намерений, однако, при этом они были и очень неопытны, что и стало причиной разногласий.

Негласный Комитет развивал свою деятельность, занимаясь обсуждением самых различных реформ, весь 1801 год, вплоть до мая месяца 1802 года.

Однако потом он почему-то не собирался года полтора. И хотя в 1803 году члены «якобинской шайки» собирались несколько раз, Негласный Комитет постепенно распался и перестал существовать. Нужно сказать, что по существу в то время необходимость в нем как-то отпала.

fb.ru

«Негласный комитет» при Александре Первом - История - Наука - Каталог статей

«Негласный комитет» при Александре Первом

Еще будучи наследником, Александр I но прочь был покрасоваться либеральной фразой. Он высказывал сочувствие идеям французских просветителей, вздыхал о жестокости крепостного права, о несовершенстве существующего образа правления. Такие разговоры Александр вел со своим воспитателем Лагарпом, швейцарским республиканцем, этим, по выражению В. О. Ключевского, «восторженным, хотя и осторожным поклонником отвлеченных идей французской просветительной философии, ходячей и очень говорливой либеральной книжкой». Позднее участниками подобных бесед стали сверстники Александра — представители дворянской знати: П. А. Строганов, Адам Чарторыйский, Н. Н. Но-восильцов, В. П. Кочубей.

 

После вступления Александра на престол эти его «молодые друзья» составили тесный кружок, который получил название «интимного», или Негласного комитета. Этот комитет никогда не был официально оформленным органом, задачи его не были определены, протоколов заседаний не велось. Единственным более или менее достоверным свидетельством деятельности комитета служат дневниковые записи Строганова. Негласный комитет собирался сравнительно регулярно: с 24 июня 1801 г. но 12 мая 1802 г. «молодые друзья» нового императора встречались с ним 35 раз при закрытых дверях за чашкой чая. Как видно из записей Строганова, никакой программы действий у Александра не было, он лишь вообще разглагольствовал о «правах граждан», о «свободе и собственности».

 

Но из написанного Строгановым «Наброска Конституции» можно судить о том, что члены Негласного комитета отнюдь не предполагали в ближайшем будущем ни освобождать крестьян, ни вводить гражданские свободы. Они считали это делом далекого будущего, а пока разговоры о реформах сводились к некоторым незначительным административным преобразованиям.

 

Немало заседаний Негласного комитета было посвящено вопросу реорганизации Сената. Однако, когда этот вопрос встал на практическую почву, «молодые друзья» дружно восстали против превращения Сената в орган, обладающий действительной исполнительной властью.

 

Доклад о реформе Сената был составлен гр. П. В. Завадов-ским. Смысл его — предоставить Сенату право контролировать все учреждения империи, избирать кандидатов в президенты коллегий, делать представления царю по поводу законов, противоречащих прежде изданным. Некоторые сановники (С. Р. Воронцов, Н. С. Мордвинов, Г. Р. Державин) предлагали преобразовать Сенат в подобие конституционного учреждения. Они настаивали даже на выборности членов Сената. Эти аристократы надеялись, что Сенат сможет оградить дворянство от произвола царя — после деспотического правления Павла I они, естественно, испытывали беспокойство по этому поводу.

 

При активной поддержке «молодых друзей» Александру удалось свести на нет все разговоры о преобразовании Сената. Сенат получил лишь право делать представления императору по поводу указов, «не согласных с прочими узаконениями». Но и эта уступка оказалась демагогической. Очень скоро сановная оппозиция, пытавшаяся воспользоваться правом представления, услышала окрик царя, который дал понять, что право Сената обсуждать законы не касается тех, которые изданы ныне здравствующим императором.

 

В результате прочих разговоров о преобразовании «безобразного здания Российской империи» родился лишь указ о замене старых петровских коллегий министерствами, что способствовало дальнейшей политической централизации. Впрочем, министерский порядок управления установился еще ранее, при Павле, а указом от 8 сентября 1802 г. ему была лишь придана юридическая форма. В России учреждалось восемь министерств: военное, морское, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Министры имели право личного доклада государю, который утверждал их мероприятия. «Молодые друзья» Александра были назначены на видные посты во вновь образованных министерствах. Сановники, добивавшиеся власти, также получили ее в тех же министерствах, но не за счет власти царя, а из его рук и на непродолжительное время. Многие из них, подобно гр. П. В. Завидовскому, были введены в состав министерств, по словам Александра, «только для того, чтобы не кричали, что отстранены». Устанавливался также контроль над министрами со стороны Сената, но так как Сенат не избирался, а назначался по личному выбору царя, такой контроль не мог быть действенным.

 

Несмотря на негласный характер совещаний царя с его «молодыми друзьями», о них знали многие, о них говорили в придворных кругах и в аристократических салонах. Император и не делал из этого тайну. Он советовался по отдельным вопросам с С. Р. Воронцовым, П. В. Завадовским, Н. С. Мордвиновым, Д. П. Трошинским, М- М. Сперанским. Разговоры о необходимости преобразований, обсуждение различных проектов и записок, составление «Наказа» Непременному совету — все это создавало впечатление, что под руководством и покровительством царя готовятся какие-то реформы, призванные изменить существующее положение и способствовать смягчению противоречий, раздиравших крепостническую империю. Казалось бы, в Негласном комитете, члены которого не раз высказывали свое сочувствие идеям французских просветителей, должен был найти решение вопрос о крепостном праве. Однако как только члены Негласного комитета поняли, что угроза всеобщей крестьянской войны в России не так уж сильна, разговоры об отмене крепостного права прекратились. Даже единственный указ 1803 г. о «свободных хлебопашцах», затрагивавший положение крестьянства, вышел не из недр Негласного комитета. Он был принят по проекту гр. С. П. Румянцева и рассматривался на заседании Непременного совета.

 

К 1803 г. курс Александра I на укрепление самодержавия стал вырисовываться уже более отчетливо. Теперь новый император гораздо прочнее чувствовал себя на троне, чем в первые дни царствования, и перестал утруждать себя либеральными разговорами. В 1803 г. Негласный комитет заседал всего четыре раза. В ноябре этого года заседания окончательно прекратились.

 

К тому времени в окружении царя на первый план снова выдвинулся гр. А. А. Аракчеев. В 1803 г. Аракчеев был вызван в столицу из своего имения Грузино (где жил после смерти Павла I), обласкан и приближен к царскому двору. Вскоре он стал самым близким лицом нового императора. Этот всегда угрюмый и молчаливый человек сумел завоевать расположение Александра. Ему он льстил и угождал, как раньше его отцу. Волю императора Аракчеев всегда был готов проводить в жизнь беспрекословно и жестоко. И награды следовали одна за другой. Этот плац-парадный генерал, ни разу не бывавший на поле брани и не нюхавший пороха, возглавил Военное министерство, в 1810 г. был назначен председателем департамента военных дел Государственного совета.

 

«Самым могущественным человеком после императора,— писал декабрист Н. И. Тургенев,—был граф Аракчеев», который соединял «хорошо известную любовь к насилию» с качествами «ловкого придворного».

 

Выдвижение Аракчеева, по замыслу Александра I, должно было способствовать подавлению оппозиционных настроений. Однако память о печальном опыте отца была еще свежа, поэтому Александр I пытался сочетать основанные на грубом насилии аракчеевские методы с либеральными жестами и демагогическими обещаниями.

 

Здесь уместно напомнить замечание В. И. Ленина, который писал: «Всемирный опыт буржуазных и помещичьих правительств выработал два способа удержания народа в угнетении. Первый — насилие». Другой способ, это — «способ обмана, лести, фразы, миллиона обещаний, грошовых подачек, уступок неважного, сохранения важного» Учитывая это, нетрудно попять, почему наряду с Аракчеевым одним из главных советников царя оказался либерально настроенный статс-секретарь М. М. Сперанский.

www.winstein.org

Негласный комитет — История России до 1917 года

М. Я. Геллер "История Российской империи"

Дней Александровых прекрасные начала.

Александр Пушкин

Русским государям, вступавшим на трон, было очень легко начинать: достаточно было отменить, простить, реабилитировать — исправить сделанное предшественником. Пушкин вспоминал с тоской в 1822 г. прекрасные дни начала царствования Александра. В 1801 г. все были счастливы. 15 марта, через 4 дня после убийства Павла, новый царь простил 156 человек, в том числе Радищева. Последовавшими указами были помилованы другие жертвы свергнутого императора — всего 12 тыс. человек. Принимая во внимание немногочисленность правящего слоя, на который в первую очередь обрушивался гнев Павла I, это цифра очень внушительная. В марте были восстановлены дворянские выборы по губерниям; амнистированы бежавшие за границу; объявлен свободный въезд и выезд за границу; разрешены частные типографии и ввоз всяких книг из-за границы. 2 апреля восстановлена жалованная грамота дворянству и городам, данная Екатериной. Уничтожена тайная экспедиция — секретная полиция императора. 27 сентября были запрещены пытки и «пристрастные допросы». Само слово «пытка» было запрещено употреблять в делах.

В манифестах, указах, частных разговорах Александр I выражает свое горячее желание водворить на место произвола законность. Для подготовки и осуществления необходимых реформ Александр собирает вокруг себя друзей, молодых людей, которые в мае 1801 г. становятся членами особого Негласного комитета.

Состав комитета, собиравшегося на тайные заседания до сентября 1804 г., вызывал надежды у сторонников реформ и опасения у противников. Членами комитета Александр назначил четырех представителей нового поколения, воспитанных на самых передовых идеях XVIII в., отлично знавших Западную Европу. Лагарпа, приехавшего в Петербург по приглашению императора, Александр в комитет не назначил, хотя много с ним говорил.

Во второй половине XIX в. были опубликованы протоколы заседаний Негласного комитета, все его члены написали воспоминания. Первое столкновение мечтаний и реальности, пережитое Александром I, отлично документировано. Записку о необходимости создать особый Негласный комитет для обсуждения плана преобразований России представил царю граф Павел Строганов (1772—1817), единственный сын самого богатого из екатерининских вельмож, личный друг Александра. В 1790 г., вместе со своим воспитателем, французом-республиканцем, математиком Жильбером Роммом, Павел Строганов оказался в Париже. Вступил в якобинский клуб, стал любовником неистовой революционерки Теруань де Мерикур. Вызванный Екатериной в Петербург и отосланный в деревню, Павел Строганов был вскоре возвращен ко двору. С великим князем Александром его познакомил князь Адам Чарторыйский (1770—1861). Александр, метавшийся между двором Екатерины и гатчинским двором отца, выбрал себе в друзья князя Чарторыйского, находившегося в Петербурге в качестве заложника после разгрома восстания Костюшко. Дружба сохранилась и после того, как наследник стал императором. Близким отношениям не помешали даже слухи об увлечении молодой супруги наследника польским князем. Рассказывали, что когда у великой княгини Елизаветы родилась в мае 1799 г. дочь, ее показали Павлу. Император спросил у статс-дамы Ливен: «Сударыня, возможно ли, чтобы у мужа-блондина и жены-блондинки родился черненький младенец?» Статс-дама совершенно справедливо возразила: «Государь! Бог всемогущ». Адам Чарторыйский был «сослан» послом ко двору короля Сардинии, находившегося в изгнании, но остался близок Александру — и был вызван в Петербург после убийства Павла.

Третьим членом комитета был назначен двоюродный брат Павла Строганова Николай Новосильцев (1761—1836). Четвертым стал Виктор Кочубей (1768—1834), племянник канцлера Безбородко, воспитанный в Англии, в 24 года занимавший пост посла в Константинополе.

Талантливые, образованные друзья императора на первом же заседании Негласного комитета сформулировали задачи и план его работы: узнать действительное положение дел в России; реформировать правительственный механизм и, в заключение, обеспечить существование и независимость государственных учреждений конституцией, дарованной самодержавной властью и соответствующей духу русского народа. Две коренные, неизменные проблемы стояли на повестке дня: самодержавие и крепостное право. Александр понимал необходимость реформ, соглашался с Лагарпом, говорившим, что «закон выше монарха». Дилемма была квадратурой круга: как ограничить самодержавие, не ограничивая власти государя? Державин рассказывает, что, будучи министром, настаивал в разговоре с Александром на каком-то своем предложении: «Ты меня всегда хочешь учить, — государь с гневом сказал. — Я самодержавный государь и так хочу»11. Разговор имел место в самую либеральную эпоху царствования.

Не менее трудным был и крестьянский вопрос. При его обсуждении в Негласном комитете были высказаны различные мнения. Чарторыйский высказался против крепостного права, ибо держать людей в рабстве неморально. Новосильцев и Строганов говорили об опасности раздражать дворянство. Единственными мерами для решения крестьянского вопроса было принятие проекта адмирала Мордвинова (долгие годы проведшего в Англии, где, как пишет его биограф, «он проникся духом английской науки и уважением к учреждениям этой страны»12) и проекта графа Румянцева о вольных хлебопашцах. Мордвинов подошел к крестьянскому вопросу с неожиданной стороны. Почитатель Адама Смита и Бентама, он считал, что необходимо создать такой экономический строй, при котором дворянство само признало бы невыгодность подневольного труда крепостных и само отказалось бы от своих прав. Мордвинов предложил дать право владеть недвижимым имуществом купцам, мещанам и казенным крестьянам, лишив таким образом дворянство монополии на владение землей. В результате, по его мнению, возникнут фермы с наемными работниками, которые явятся конкурентами крепостному хозяйству и побудят помещиков согласиться на освобождение крестьян. В 1801 г. этот проект стал законом.

В 1803 г. был принят по проекту Румянцева закон о «вольных хлебопашцах». Помещикам было разрешено отпускать крестьян на волю с земельным участком за выкуй. Крестьяне, не записываясь в другое состояние, становились «вольными хлебопашцами». Для заключения сделки было, следовательно, необходимо согласие помещика и наличие денег у крестьянина. На основании этого указа в царствование Александра I освободилось 47153 семьи, а в царствование Николая I — 67149 семей.

Закон о «вольных хлебопашцах», как и лишение дворянства монополии на владение землей, свидетельствовали о желании найти решение крестьянского вопроса и одновременно об отсутствии как плана, так и воли к его реализации. Лагарп, которого считали якобинцем и демократом, также не знал, что делать. Он считал главной нуждой России просвещение, без которого ничего сделать нельзя, но признавал одновременно, что в условиях крепостного права просвещение распространяется очень трудно. Выхода из заколдованного круга не находил даже швейцарский республиканец.

Вполне довели до конца члены Негласного комитета только одну работу — преобразование центральных органов управления. 8 сентября 1802 г. были учреждены министерства, заменившие прежние коллегии: иностранных дел, военное и морское, и новые министерства — внутренних дел, финансов, народного просвещения, юстиции и коммерции. Новый регламент Сената определял его функции как органа государственного надзора над администрацией и высшей судебной инстанции.

Деятельность Негласного комитета вызывала страхи, недовольство, сопротивление. Державин, назначенный министром юстиции, резко критиковал идею министерств, подчеркивая, что проект сочинили «князь Чарторыйский и Кочубей, люди, ни государства, ни дел гражданских основательно не знающие»13. Поэту-министру не нравились не только новые коллеги (Адам Чарторыйский был назначен товарищем министра иностранных дел графа Воронцова, а Виктор Кочубей — министром внутренних дел), но также неподготовленность закона, неопределенность прав и обязанностей министра.

Больше всего раздражал Гаврилу Державина «конституционный французский и польский дух», которым было «набито» окружение императора. Автор «Записок» называет полностью имя Чарторыйского, но ограничивается буквами, говоря о других «якобинцах»: Н[овосильцев], К[очубей], С[троганов]14. Князь Чарторыйский, ставший при Александре Воронцове, которого считали глубоким стариком (ему исполнился 61 год), практически руководителем внешней политики России, был особенно неприятен Державину, как наиболее влиятельный из «окружавших государя поляков и полек»15. Намек на «полек» был очевиден для современников, знавших, что любовницей императора была Мария Нарышкина, урожденная княжна Четвертинская, полька, следовательно, «красавица и кокетка», как о ней говорили.

Мнение Гаврилы Державина о деятельности Негласного комитета и о его членах было общепринятым в высших кругах общества.

Не только это мешало работе Комитета. Была причина, которую можно назвать административной. Мечтая о конституции, о правовом государстве, Комитет был органом бесправным, рожденным волей монарха. «Тем временем, — писал Адам Чарторыйский, — настоящее правительство — сенат и министры — продолжало управлять и вести дела по-своему, потому что стоило лишь императору покинуть туалетную комнату, в которой происходили наши собрания, как он снова поддавался влиянию старых министров и не мог осуществить ни одного из тех решений, которые принимались нами в неофициальном комитете»16. Князь Чарторыйский, писавший свои мемуары много лет спустя после своей деятельности в Негласном комитете, возлагает вину за незначительность результатов на императора, на его колебания и уступки «старым министрам». Современный историк согласен с тем, что Александр I не был готов пойти на решающие шаги в области реформ, что он «лишь чувствами воспринимал неодолимость грядущих перемен, но умом, как сын времени и представитель своей среды, он понимал, что их наступление будет означать прежде всего перемену в его собственном положении неограниченного монарха»17.

Александр Кизеветтер, автор психологического портрета Александра I, спорит с взглядом о слабости и нерешительности сына Павла. Наоборот, он подчеркивает его решительность и умение настаивать на своей точке зрения. В то же время историк признает, что среди членов Негласного комитета «Александр был наименее расположен к каким-либо решительным шагам по пути политических нововведений». И объясняет это двумя причинами. Первая — сочетание восторженного отношения к прекрасному призраку политической свободы и нежелания реального воплощения этого призрака. «Здесь не было ни неискренности, ни слабоволия; здесь была только холодная любовь к отвлеченной мечте, соединенная с боязнью, что мечта улетучится при попытках реализовать ее»18. Кроме опасений психологического порядка, жил в Александре страх совершенно реальный: его дед и его отец были убиты ближайшим окружением, недовольным их политикой.

Колебания, нерешительность, опасения и страхи Александра имели реальные основания. Трезвый Лагарп, некоторое время бывший членом Гельветской директории, что дало ему государственный опыт, вернувшись в Россию по приглашению императора, составил для своего бывшего ученика анализ социальных сил в зависимости от их отношения к реформам. Против — по мнению Лагарпа — будет почти все дворянство, чиновничество, большая часть купечества (мечтают превратиться в дворян, владеть крепостными). Особенно воспротивятся реформам те, кого напугал «французский пример: почти все люди в зрелом возрасте; почти все иностранцы». Лагарп предостерегает от привлечения народа к участию в преобразованиях. Русские «обладают волей, смелостью, добродушием, веселостью», но их держали в рабстве, они не просвещены. Поэтому, хотя «народ желает перемен… он пойдет не туда, куда следует». Силы, на которые царь-реформатор может опереться, невелики: образованное меньшинство дворян (в особенности «молодые офицеры»), некоторая часть буржуа, несколько литераторов. Поэтому швейцарский республиканец не рекомендует ограничивать самодержавие (традиционный авторитет царского имени представляет собой огромную силу) и предлагает как можно энергичнее действовать в области просвещения19.

Историки и современники-консерваторы, в первую очередь Карамзин (сочетавший оба качества), упрекали Александра I в излишней склонности к реформам, в слабовольном следовании недобрым советникам. Либеральные историки критиковали Александра I за нерешительность в проведении реформ. Карамзин в «Записке», адресованной монарху, напоминал о «правиле мудрых», знавших, что «всякая новость в государственном порядке есть зло»20. Ключевский говорил об Александре: «прекрасный цветок, но тепличный», «он был убежден, что свобода и благоденствие водворятся сразу, сами собой, без труда и препятствий, каким-то волшебным «вдруг»21.

Во второй половине 80-х годов XX в., в первые годы «перестройки», посеявшей множество иллюзий, советские историки обратились в прошлое в поисках аналогий. Натан Эйдельман наиболее ясно изложил теорию «революции сверху», единственно возможной (не кровавой) в России. Анализируя деятельность Александра I, он пришел к выводу, что «в России «сверху виднее». Неразвитость общественно-политической жизни, многовековая практика самодержавного правления привела к тому, что «на самом верху, среди министров и царей естественно появление людей, которым виднее интересы их класса, сословия, государства в целом». Используя шахматный термин, Натан Эйдельман говорит, что те, кому «виднее», умеют считать «на два хода вперед», в то время как крепостники и большинство бюрократов — исключительно «на один ход»22.

Незначительные результаты деятельности Негласного комитета, неумение найти ответ на два главных вопроса — политический и социальный: как ограничить самодержавие, не ограничивая самодержца и как освободить крестьян, не обижая их владельцев, — не означали, что общество оставалось неподвижным. И этим движением оно было, несомненно, обязано инициативам и взглядам Александра I в это время.

Внук Екатерины, получивший в наследство империю, расширение которой будет продолжаться при нем, Александр I очень хорошо ощущал имперский характер России. Это выражалось в его интересе к проблеме управления огромной территорией. В молодости Александр проявлял интерес к федерализму, что легко объяснить влиянием Лагарпа. Вступив на престол, он делал попытки завязать отношения с Томасом Джефферсоном, избранным в 1801 г. президентом США. Отражением этого интереса была реформа губернского управления. Губернатор отдавал отчет непосредственно государю, но губернские управления были подчинены не Сенату, как раньше, а министерствам. «Становилась возможной некоторая административная децентрализация, оставлялось больше свободы местной инициативе и автономии; это было необходимо для смазки механизма и сообщения большей гибкости управлению»23.

Чувство империи выражалось в ощущении различия между ее отдельными частями. Продолжая политику Екатерины, Александр заботится о быстрой колонизации юга России. С 1803 по 1805 г. в Новороссии поселилось более 5 тыс. колонистов (немцев, чехов, южных славян). Новым поселенцам предоставлялись значительные льготы. Одесса, губернатором которой был в это время французский эмигрант герцог Ришелье (памятник Дюку до сих пор украшает город), получила статут порто-франко, т.е. право беспошлинного ввоза и вывоза товаров, и превратилась в крупный торговый порт. Освоение южных плодородных земель идет очень быстро, и Новороссия становится важным источником хлебного экспорта, прежде всего пшеницы.

После 1805 г. колонизация южных степей развивается прежде всего за счет русских крестьян: государственные крестьяне из сравнительно густо заселенных губерний (Тульской, Курской) переводятся в Новороссию, массовый вывоз иностранцев прекращается. Делая некоторые шаги в сторону децентрализации, Петербург не хотел отказаться от контроля. Дополнительным примером этой политики может быть американская эпопея. В XVIII в. русские моряки вели торговлю в сравнительно ограниченной зоне Тихого океана: у берегов Охотского моря и Камчатки, доходя до Алеутских островов и северо-американского побережья. Петербург не отзывался на просьбы моряков-торговцев оказать им поддержку. Только в 1799 г. проект Григория Шелехова (1747—1795), наиболее динамичного из русских купцов-мореходов, через 15 лет после его смерти был утвержден императором Павлом I. Была создана контролируемая государством Русско-Американская компания, получившая монопольное право торговли в Тихом океане. Образцом для статута Русско-Американской компании были хартии, данные в XVIII в. голландским, английским и французским компаниям, торговавшим с Индией и другими колониями. Александр I, продолжая дело отца, перевел правление Русско-Американской компании из Иркутска в Петербург.

Первые годы правления Александра, время мечтаний и разговоров о реформах, были периодом религиозной терпимости, широта которой становится особенно очевидной при сравнении с политикой Николая I. В числе причин было равнодушие императора к религии, в которой он видел одну из форм просвещения народа, интерес к эзотеризму и мистике. Все члены Негласного комитета были, как считали современники, масонами. В масонстве подозревали, имея серьезные основания, князя Александра Голицина, которого Александр назначил обер-прокурором Синода, руководившего православной церковью. В 1803 г. молодого императора посетил И.В. Бебер, один из виднейших масонов своего времени. «То, что вы мне говорите об этом обществе, — сказал якобы Александр, убежденный собеседником, — меня вынуждает не только оказать ему покровительство, но даже просить о принятии меня в число масонов». По существующим разноречивым версиям, Александр I был принят в масонский орден в 1808 г. в Эрфурте, в 1812 г. в Петербурге, в 1813 г. в Париже одновременно с прусским королем Фридрихом Вильгельмом III.

Запретительные меры против «раскольников» были прекращены Екатериной II в 1783—1785 гг. При Александре, хотя и с колебаниями, старообрядцы начали получать разрешения на строительство церквей, часовен, на богослужения и кладбища. Историки называют время Александра «золотым веком» русского сектантства. Возникавшие со второй половины XVII в. многочисленные секты, отражавшие интенсивный характер духовных поисков русского народа и напряженность религиозных настроений, преследовались еще активнее, чем старообрядцы. Александр I, вступив на престол, немедленно прекратил их преследование, из тюрем были освобождены все узники-сектанты, вернулись ссыльные. Сектанты — хлысты, скопцы, духоборы, молокане и т.д. — получили возможность переселения из внутренних губерний, где их преследовали местные власти и вражда населения, на окраины: в Таврическую, Астраханскую, Самарскую губернии.

Терпимость властей способствовала пробуждению интереса к русскому «духовному христианству», к сектам в столичном высшем обществе. Особое внимание привлекали мистическая секта хлыстов и выделившиеся из них скопцы, учившие, что женская красота «весь свет поедает и к Богу идти не пущает, а поскольку никакие средства не действительны против женщин, остается лишить мужчин возможности грешить». Основатель скопческой секты Кондратий Селиванов после возвращения из ссылки в Сибири (1775— 1796) жил в Петербурге (умер в 1832 г.), где пользовался неизменным вниманием высшего общества и купечества. В 1805 г. Александр I, отъезжая в армию, нанес визит основателю скопчества. Рассказывают, что Кондратий Селиванов предсказал императору поражение под Аустерлицем.

Взгляд на религию как инструмент просвещения определял в значительной мере отношение императора к лютеранству и католицизму. «Вот почему, — пишет биограф Александра I, — лютеранские пастыри и католические ксендзы, как люди светски образованные, пользовались в глазах Александра большими правами на уважение, чем наше православное духовенство. Польские ксендзы и остзейские пастыри легко добились тогда таких привилегий, о коих не смели и мечтать русские священники»24.

Возродились планы обращения России б католицизм, казалось бы, прерванные убийством Павла I. Одним из активнейших пропагандистов католицизма был Жозеф де Местр, считавший, что следует начать с обращения в католичество дюжины аристократок. В этом направлении были достигнуты значительные успехи: духовными дочерями иезуитов были М. Нарышкина (Четвертинская), фаворитка императора, знатные дамы — Бутурлина, Голицина, Толстая, Ростопчина, Шувалова, Гагарина, Куракина.

Либеральный воздух эпохи побуждал к мечтам. Алексей Еленский, камергер последнего польского короля, поселившись в Петербурге, стал последователем скопчества и послал в 1804 г. Новосильцеву проект создания корпуса государственных пророков. Они придавались бы всем важнейшим правительственным деятелям и умилоствляли Бога своими молитвами, а также возвещали волю Духа Божьего. Место главного представителя Святого Духа при императоре Еленский предназначал «Богу» скопцов Кондратию Селиванову. Проект остался в бумагах Новосильцева, автор был сослан в монастырь. Александр посетил Селиванова год спустя.

Расширение империи за счет территорий, входивших в состав Речи Посполитой, окончательно ликвидированной после третьего раздела, привело к включению в состав России миллионного (в конце XVIII в.) еврейского населения. Возник еврейский вопрос, который не перестанет занимать государственных и политических деятелей, идеологов и публицистов и в конце XX в.

Екатерина II, вступив на престол, вынуждена была, как она рассказывает в своих «Записках», немедленно решить вопрос (пришла его очередь в Сенате) о проекте, разрешавшем евреям въезд в Россию. Выяснив, что Елизавета отвергла подобное предложение резолюцией: «Я не желаю выгоды от врагов Иисуса Христа», молодая императрица приказала отложить дело «до другого времени». По мере увеличения имперской территории и еврейского населения вопрос принимает иной характер. Проблема въезда евреев в Россию становится проблемой их жизни в империи. В 1791 г. была введена черта оседлости — территория, вне которой евреи не имели права жительства. В черту оседлости входили Малороссия, Новороссия, Крым и провинции, присоединенные в результате раздела Польши. Но и на этой территории евреи имели право жить только в городах, но не в сельской местности. В 1794 г. Екатерина обложила евреев двойной податью по сравнению с христианами.

В 1798 г. сенатор Гаврила Державин был отправлен в Белоруссию, чтобы «исследовать поведение евреев, не изнуряют ли они поселян в пропитании их обманами, и искать средств, чтобы они, без отягощения последних, сами трудом своим пропитывать себя могли»25. Державин, как он рассказывает в мемуарах, собрал сведения «от благоразумнейших обывателей, от езуитской академии в Плоцке, всех присутственных мест, дворянства и купечества и самих казаков, относительно образа жизни жидов…»

Сенатор Державин представил свое «мнение о евреях» Павлу I, но император оставил его без внимания. Записка Державина «пришла в движение» при Александре I. Был создан комитет. Состав его свидетельствовал о значении, которое придавалось вопросу. Членами комитета были граф Чарторыжский, граф Потоцкий, граф Валериан Зубов и Гаврила Державин26. Первым решением комитета было приглашение представителей еврейского населения для того, чтобы выслушать их мнение о выводах, сделанных Державиным. В 1804 г. было выработано «положение о евреях». Черта оседлости была сохранена, но ее территория расширена, включив Астраханскую и Кавказскую губернии. В пределах черты оседлости евреи должны были пользоваться «покровительством законов наравне со всеми другими русскими подданными». Сохранялось запрещение проживать в сельских местностях и строжайше запрещалось торговать вином. На первом месте в положении 1804 г. стоят статьи, поощряющие просвещение. Детям евреев предоставлялось право обучения во всех российских народных училищах, гимназиях и университетах. Одновременно разрешалось для желающих создание еврейских «особенных школ».

Положение 1804 г. было первым актом, регулировавшим положение евреев Российской империи. Его либеральность, терпимость — знак времени — становятся очевидными при сравнении с последующим законодательством, которое непрерывно ужесточалось.

Похожие материалы

russiahistory.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о