Моцарт австриец или немец – У австрийцев есть два самых важных достижения. 1. Они убедили весь мир, что Моцарт был австрийцем. 2. Они убедили весь мир, что Гитлер был немцем.

Германия ворует у соседа гениев :: Культура

В Германии составлен список величайших немцев всех времен и народов, в который вошли 300 имен. В их числе – Вольфганг Моцарт и Зигмунд Фрейд. Австрия протестует, но почему-то только против включения в список Моцарта

Моцарт – немец, полагают историки Второго канала немецкого телевидения (ZDF). Телекомпания совместно с газетой «Бильд» составила список, в который вошли 300 величайших представителей германской нации. Среди них – и гений из Зальцбурга. Составлением списка заведовал главный историк ZDF Гидо Кнопп (автор книги «Женщины Гитлера»).

«Моцарт, конечно, австриец, это понятно», – заявил историк в «Дневном журнале» канала O-1. И тут же опроверг свои слова, ибо на самом деле Моцарт все-таки немец… Почему? Да потому, что сам считал себя таковым. Историк цитирует письмо композитора, в котором тот написал: «Если Германия, моя любимая родина, не захочет меня принять, тогда Англия или Франция приобретут себе искусного немца».

Кнопп поясняет, что, возможно, речь идет о двойной идентификации. «Человек мог рассматривать себя в качестве немца – и быть при этом австрийцем, баварцем, пфальцем или баденцем». Моцарт родился в независимом архиепископстве Зальцбург, умер в Вене. Но считал себя немцем, потому что был подданным Священной Римской империи. Во времена Моцарта этой империей управляли Габсбурги – династия, которая в ходе Венского конгресса рассматривалась в качестве австрийского (!) королевского дома.

Австрийцы возмущены покушением на свое национальное достояние и требуют исключения прославленного имени из чужого списка. Их совершенно не устраивает расплывчатая формулировка герра Кноппа: мол, Моцарт – «австрийский композитор в немецком культурном пространстве» и вообще «всемирный композитор». Скандал приобрел политическую окраску: о том, что Моцарт не может быть включен в список самых знаменитых немцев, в резкой форме заявил посол Австрийской Республики в ФРГ Кристиан Просл. Возможно, немцы считают Австрию семнадцатой федеральной землей, а понятия «немецкий» и «немецкоязычный» для них идентичны? – саркастически вопрошает австрийская телекомпания ORF…

Интересно, что Австрия при этом не ломает копья по поводу украденного у нее другого «великого немца». Дело в том, что в список попал и Зигмунд Фрейд – еврей, родившийся во Фрейберге (Австро-Венгрия), долго работавший в Вене и умерший в Англии (куда эмигрировал после захвата Австрии фашистской Германией).

utro.ru

​Вольфганг Амадей Моцарт – великий австрийский композитор, дирижер — Общенет

Он был великим композитором и музыкантом, представителем Венской классической школы музыки, автором более 600 музыкальных произведений. Моцарт Вольфганг Амадей — музыкальный гений. Второго такого гения, которого можно сравнить с Моцартом, найти в истории очень трудно. Ни у кого нет сомнений в том, что он является одним из величайших музыкантов на планете Земля. Поистине — Моцарт — человек мирового масштаба.

Краткая биография Моцарта :

Моцарт (Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил (Готтлиб) Моцарт) родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург. Будущий композитор появился на свет в многодетной семье. Однако не все дети остались в живых. Из семерых – только двое, Амадей и его старшая сестра.

Любовь к музыке была у него с рождения. Ведь Амадей родился в музыкальной семье. Отец, Леопольд Моцарт, был непревзойденным виртуозом игры на органе и скрипке, руководителем церковного хора и композитором при дворе архиепископа Зальцбургского. Старшая сестра, Мария Анна Вальбург Игнатия, с раннего детства овладела игрой на фортепиано и клавесине.

Конечно же, первым учителем музыки стал для мальчика его отец Леопольд Моцарт. У Вольфганга музыкальный талант обнаружился еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине. С самого раннего детства Вольфганг Амадей был «чудо-ребёнком»: уже в четырёхлетнем возрасте пробовал написать концерт для клавесина, а с шести лет блестяще выступал с концертами по странам Европы. Моцарт обладал необыкновенной музыкальной памятью: ему достаточно было только раз услышать любое музыкальное произведение, для того чтобы совершенно точно записать его.

В 1762 году семейство едет в Вену, Мюнхен. Там даются концерты Моцарта, его сестры Марии Анны. Затем, во время путешествий по городам Германии, Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражает слушателей удивительной красотой. Впервые сочинения композитора издаются в Париже.

Слава пришла к Моцарту очень рано. В 1765 г. были опубликованы и исполнены в концертах его первые симфонии. Всего композитором написано 49 симфоний. В 1769 г. он получил место концертмейстера при дворе архиепископа в Зальцбурге.

Следующие несколько лет (1770-1774) Амадей Моцарт проживал в Италии. Уже в 1770 г. Моцарт стал членом Филармонической академии в Болонье (Италия), а Папа Римский Климент XIV возвёл его в рыцари Золотой шпоры. В том же году в Милане была поставлена первая опера Моцарта «Митридат, царь понтийский». В 1772 г. там же поставлена вторая опера — «Луций Сулла», а в 1775 г. в Мюнхене — опера «Мнимая садовница». Оперы Моцарта получают большой успех публики. Начинается расцвет творчества Моцарта. Симфонии Моцарта, его оперы содержат все больше новых приемов.

С 1775 по 1780 годы плодотворная работа Вольфганга Амадея Моцарта пополнила когорту его сочинений рядом выдающихся композиций. В 1777 г. архиепископ разрешил композитору отправиться в большое путешествие по Франции и Германии, где Моцарт концертировал с неизменным успехом. К 17 годам широкий репертуар композитора включал более 40 крупных произведений.

В 1779 г. он получил должность органиста при архиепископе Зальцбургском, но в 1781 г. отказался от неё и переехал в Вену. Здесь Моцарт закончил оперы «Идоменей» (1781 г.) и «Похищение из сераля» (1782 г.). Женитьба Вольфганга Моцарта на Констанции Вебер отразилась также на его творчестве. Именно опера «Похищение из Сераля» пропитана романтикой тех времен.

Творчество Моцарта следующих лет поражает плодотворностью наряду с мастерством. Это уже был пик славы композитора. В 1786—1787 годах были написаны оперы: «Свадьба Фигаро», поставленная в Вене, и «Дон Жуан», который был впервые поставлен в Праге. Потом эти самые известные, знаменитейшие оперы «Свадьба Фигаро» и «Дон-Жуан» (обе оперы написаны совместно с поэтом Лоренцо да Понте) композитора Моцарта ставятся в нескольких городах.

Некоторые оперы Моцарта так и остались неоконченными, поскольку трудное материальное положение семьи заставляло композитора посвящать много времени различным подработкам. В аристократических кругах проводились фортепианные концерты Моцарта, сам музыкант был вынужден писать пьесы, вальсы на заказ, преподавать.

В 1789 году Моцартом было получено весьма выгодное предложение возглавить придворную капеллу в Берлине. Однако отказ композитора еще более усугубил материальный недостаток.

В 1790 г. снова в Вене поставлена опера «Так поступают все». А в 1791 г. написаны сразу две оперы — «Милосердие Тита» и «Волшебная флейта». Для Моцарта произведения того времени оказались чрезвычайно успешными. «Волшебная флейта», «Милосердие Тита» – эти оперы были написаны быстро, однако весьма качественно, выразительно, с красивейшими оттенками.

Последним произведением Моцарта стал знаменитый «Реквием», который композитор не успел завершить. Эта известная месса «Реквием» была закончена Ф. К. Зюсмайером, учеником Моцарта и А. Сальери.

С ноября 1791 года Моцарт много болел и совсем не вставал с кровати. Умер знаменитый композитор 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Похоронили Моцарта на кладбище Святого Марка в Вене.

Памятник Моцарту в Зальцбурге, на родине великого композитора

25 интересных фактов о жизни и творчестве В. А. Моцарта:

1. Моцарт обладал невероятной работоспособностью, абсолютным музыкальным слухом и исключительной памятью.

2.Полное имя «солнечного гения» – Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт. Откуда же появилось имя Амадей? Дело в том, что Теофил, буквальный перевод которого означал «любимый Богом», ещё при жизни виртуоза имел несколько вариаций. Амадей это итальянский вариант. Сам композитор всем остальным предпочитал имя Вольфганг.

3.Композитор проявил свои способности в музыке, будучи совсем ребенком. В возрасте 4 лет написал концерт для клавесина, в 7 лет – свою первую симфонию, а в 12 лет – первую оперу.

4.Моцарт считался ребенком-вундеркиндом. В Лондоне маленький Моцарт был объектом для научных исследований.

5.Вольфган Амадей в возрасте восьми лет играл с сыном Баха.

6. Когда юному дарованию исполнилось всего 12 лет, ему последовал заказ на оперу «Мнимая простушка». И он прекрасно справился с этим заданием. Потребовалось ему немного времени – всего несколько недель.

7.Однажды во Франкфурте к Моцарту подбежал юноша с восторгами от музыки композитора. Этим юношей был Иоганн Вольфганг Гёте.

8.Детство Моцарта прошло в бесконечных гастролях по городам Европы. Их инициатором был отец композитора.

9.Вольфган Амадей очень любил играть в бильярд и не жалел на него денег.

10.Доподлинно известно, что Моцарт был масоном. В это закрытое общество со множеством тайн и загадок композитор вступил в 1784 году. А позже в ту же ложу вступил его отец, Леопольд. Официальной целью вступления была исключительно благотворительность. Для их ритуалов он писал музыку, и неоднократно тема масонств поднималась в его музыкальных произведениях.

11.Вольфган Амадей являлся самым молодым членом Болонской Филармонической академии.

12.Первое собственное произведение Моцарт написал в шесть лет.

13.За один гонорар после выступлений Моцарта можно было прокормить семью из пяти человек на протяжении месяца.

14.Сыну Моцарта — Францу Ксаверу Моцарту довелось около 30 лет прожить во Львове.

15.Композитор был нежадным человеком, и всегда давал деньги тем, кто их у него просил.

16.Даже в малолетнем возрасте Моцарт умел играть на клавире с завязанными глазами.

17.Сословный театр в Праге – это единственное место, оставшееся в первозданном виде, в котором выступал Моцарт.

18.Вольфган Амадей любил юмор и был ироническим человеком.

19.Моцарт был неплохим танцором, а особенно хорошо у него получалось танцевать менуэт.

20.Великий композитор хорошо относился к животным, а особенно он любил птиц — канареек и скворцов.

21.Весной 1791 года Моцарт дал свой последний публичный концерт.

22.В честь Моцарта в Зальцбурге был основан университет.

23.В Зальцбурге есть музеи Моцарта: а именно в доме, где он родился и в квартире, где он проживал позже.

24.Самый известный памятник великому композитору построили в Севилье из бронзы.

25.В 1842 году был возведен первый памятник в честь Моцарта.

Мифы и легенды о Моцарте:

1.Необычайная личность Моцарта породила множество мифов и легенд. К примеру, существует весьма распространённое мнение, что музыкант был похоронен в общей погребальной яме как бедняк. Он, действительно, в конце жизни испытывал крайнюю нужду. Однако с покупкой гроба помог меценат Готфрид ванн Свитен, и его похоронили в простой неприметной, но отдельной могиле, как и многих в то время горожан, принадлежащих к венскому среднему классу.

2.Еще один миф – преждевременная смерть Моцарта и возможное отравление виртуоза его завистником Сальери. Если говорить кратко, то история эта достаточно сомнительная, потому как не существует каких-либо достоверных данных об этом. В посмертном заключении говорилось, что единственная причина смерти – ревматическая лихорадка. Спустя 200 лет после смерти Моцарта суд признал Антонио Сальери невиновным в смерти великого творца.

Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы Моцарта Вольфганга Амадея:

*Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна оставаться музыкой.

*Чтобы сорвать аплодисменты, нужно либо писать вещи настолько простые, чтобы их мог напеть всякий возница, либо такое непонятное, чтобы только потому и нравилось, что ни один нормальный человек этого не понимает.

* Симфония, это очень сложная музыкальная форма. Начинайте с каких-нибудь простых частушек, и постепенно усложняя, двигайтесь к симфонии.

*Я не уделяю внимания к чьей-то похвале или вине. Я просто следую за своими собственными чувствами.

*Когда я путешествую в карете, или прогуливаюсь после хорошей еды, или ночью, когда я не могу заснуть, именно в таких случаях идеи текут лучше всего и наиболее в изобилии.

*Я не слышу в своем воображении части музыки последовательно, я слышу ее всю сразу. И это наслаждение!

*Работа — мое первое наслаждение.

*Ни высокой степенью интеллекта, ни воображения не удастся достичь гения. Любовь, любовь, любовь, вот душа гения.

*Невелика честь быть императором.

*Сразу после бога идет отец.

*Никто не в состоянии делать всё: балагурить и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё одинаково хорошо, как это умеет Гайдн.

*Я не обращаю внимания на похвальбу. Я просто следую своим чувствам.

*Говорить красноречиво, очень большое искусство, но надо знать момент, когда следует остановиться.

*Только смерть, когда мы приближаемся, чтобы рассмотреть ее вблизи, является истинной целью нашего существования.

*Это большое утешение для меня помнить, что Бог, к которому я приблизился в скромной и искренней вере, пострадал и умер для меня, и что он будет смотреть на меня в любви и сострадании.

Творческое наследие Моцарта, несмотря на его короткую жизнь, огромно: по тематическому каталогу Л. фон Кёхеля (почитателя творчества Моцарта и составителя наиболее полного и общепринятого указателя его сочинений), композитор создал 626 произведений, среди которых 55 концертов, 22 клавирные сонаты, 32 струнных квартета.

фото из интернета

obshe.net

Вольфганг Амадей Моцарт. Биографическая справка

На период с 1762 по 1766 гг. приходится множество концертных выступлений Вольфганга и Наннерль в разных городах и странах Европы, организованных их отцом. Зимой 1763-1764 гг. в Париже были изданы первые сочинения Моцарта.

В апреле 1764 г. семья приехала в Лондон, где дети, как и в других городах, давали публичные концерты, пользовавшиеся большой популярностью. На одном из таких концертов Вольфганга заметил композитор Иоганн Кристиан Бах (сын Иоганна Себастьяна Баха), которого Моцарт впоследствии считал своим учителем. В Лондоне Вольфганг сочинил свои первые симфонии.

В сентябре 1767 г. началась новая поездка в Вену. Там в 1768 г. Моцарт написал оперу «Мнимая простушка», премьера которой, однако, не состоялась. В начале 1769 г. семья Моцартов вернулась в Зальцбург, где по распоряжению архиепископа опера все же была поставлена. Опера понравилась архиепископу, и он присвоил Вольфгангу титул придворного концертмейстера.

В декабре 1769 г. началась большая концертная поездка в Италию, куда поехали только Вольфганг с отцом. В Болонье Моцарт занимался у знаменитого в то время педагога падре Мартини, по настоянию которого он впоследствии сдал экзамены в Болонскую филармоническую академию и был принят в ее члены.

В декабре 1771 г. отец и сын вернулись в Зальцбург. В это время там скончался прежний князь-архиепископ Сигизмунд, и его место занял граф Иероним Коллоредо. Он принял молодого композитора на службу с годовым жалованьем в 150 гульденов.

В 1777 г. композитор уволился со службы у архиепископа и отправился с матерью через Германию в Париж в поисках нового места. По дороге они остановились в Мангейме, где Моцарт влюбился в певицу Алоизию Вебер.

Композитор безуспешно пытался найти службу в Париже. 3 июля 1778 г. скончалась его мать. Моцарт вернулся в Зальцбург через Мангейм, где узнал, что Алоизия Вебер к нему равнодушна.

В 1779 г. Моцарт вернулся на службу к архиепископу. Он стал органистом при архиепископском дворе. В этот период он сочинял в основном церковную музыку, однако были и исключения — в 1781 г. в Мюнхене была поставлена опера «Идоменей, царь критский», написанная Моцартом по заказу курфюрста Карла Теодора. В том же году он снова ушел со службы, поссорившись с архиепископом.

В 1782 г. в Вене Вольфганг Амадей Моцарт женился на Констанции Вебер, сестре Алоизии Вебер. В этом браке родилось шестеро детей, из которых выжило двое: сыновья Карл Томас и Франц Ксавьер.

В июле 1782 г. в одном из венских театров была поставлена опера Моцарта «Похищение из сераля». Она имела большой успех. Историки музыки полагают, что этим произведением композитор положил начало немецкой национальной опере.

1782-1787 гг. принято считать периодом расцвета творчества композитора. К этому времени относится знакомство и начало дружбы Моцарта с Йозефом Гайдном. Они оказали значительное влияние на творчество друг друга. Моцарт посвятил Гайдну шесть струнных квартетов.

1 мая 1786 г. состоялась премьера оперы «Свадьба Фигаро», написанной в соавторстве с Лоренцо да Понта, который писал либретто и добился разрешения на постановку, поскольку в то время постановка «Свадьбы» в Австрии была запрещена цензурой. Опера имела большой успех в Вене и в Праге.

В мае 1787 г. скончался отец композитора.

29 октября 1787 г. в Праге состоялась премьера оперы «Дон Жуан», которая имела огромный успех. Премьера «Дон Жуана» в Вене в 1788 г. закончилась провалом. В том же году Моцарт получил должность придворного композитора и капельмейстера императора Иосифа II.

Несмотря на место при дворе, в семье композитора начались проблемы с деньгами: его жалование было небольшим, а его произведения перестали пользоваться большим успехом у публики. Поездка в Берлин в 1789 г. с целью заработать денег и получить новое место результатов не принесла.

В 1791 г. Моцарт получил заказ на две оперы: «Волшебную флейту» и «Милосердие Тита». Изначально ни одна из них успеха не имела, хотя впоследствии «Волшебная флейта» завоевала популярность.

В этом же году заболели жена композитора и он сам. Уже будучи больным, Моцарт получил заказ на реквием. Моцарт продолжал работать над «Реквиемом» даже после того, как его болезнь приняла тяжелый характер. Однако закончить его он так и не успел.

5 декабря 1791 г. Вольфганг Амадей Моцарт скончался в Вене. Денег у его вдовы и детей было очень мало, поэтому композитор был похоронен в могиле для бедняков на кладбище св. Марка. Впоследствии могилу пытались найти, но безрезультатно.

Высказывались различные догадки о причинах смерти Моцарта. Одна из самых популярных — версия об отравлении, в качестве подозреваемого называли конкурента Моцарта, композитора Сальери, однако убедительно подтвердить или опровергнуть ту или иную точку зрения никому не удалось.

Жизни Моцарта посвящено множество произведений искусства: драмы («Маленькие трагедии. Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина), фильмы («Амадей» Милоша Формана), мюзиклы и рок-оперы («Mozart l’Opera Rock» Альберта Коэна и Дова Аттиа).

Памятники Моцарту установлены в разных городах и странах: в Зальцбурге, Вене, Севилье и других.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

Немцы, австрийцы и швейцарцы смеются друг над другом

В Европе несколько стран официально считают немецкий язык государственным, и в трёх из них он доминирующий — Германия, Австрия и Швейцария. Несмотря на определённое сходство культуры, традиций и историческое прошлое, коренные жители этох стран гордятся своей национальной принадлежностью. Иногда эта гордость болезненна и поэтому попытка сказать жителю Тироля, что он немец с большой вероятностью будет оскорбительна для этого человека.

Мой приятель Манфред — немец. Его дом находится в Баварии в двадцати метрах от австрийской границы. Когда я пришёл к нему впервые, то покуривая сигаретку около входных дверей в дом и смотря на похожие домики в непосредственной близости, но уже в Австрии, у меня вырвалось:
— Манфред. Так ты почти австриец.
Манфред простой человек, живущий в горах. И он не скупится на ругательства. В этих краях на них не скупятся многие. Сказанное им звучало намного жёстче, но я поберегу глаза и уши читателей.
— Пошёл ты куда подальше !
В его словах звучала обида и мне пришлось извиняться перед ним.

Нельзя сказать, что жители этих стран друг друга за людей не считают. Но, зачастую — за полных дебилов. При этом сарказм может принимать формы, непонятные для прибывшего из другой страны человека, несмотря на общий язык. Однажды по радио прозвучала следующая история: немецкий журналист начал работу в одной из венских газет. Он встретился с отзывчивым коллективом. С первого дня к нему прилипла кличка «Шаппи». Журналист привык к ней так, что даже свою девушку, с которой он познакомлся в Вене, попросил называть себя этим прозвищем. На День Рожденья коллеги, на собранные деньги купили подарок к которому была приложена открытка в которой красовалось: «Нашему дорогому Шаппи !». Прошло два года и немецкому журналисту пришла пора покидать Вену. В самый последний день он узнал значение слова, которым его называли. Это сокращение от Scheiß Pifke — «Шайс Пифке». Пифке — историческая личность. Он маршировал во главе колонны «Музыкального корпуса» на параде прусской армии в окресностях Вены, после поражения Австрии в 1866-ом году. Это слово стало нарицательным для всех немцев как символ спеси и высокомерия. Мило звучащее «Шаппи» буквально означало: «поганый немец».

Другой мой австрийский приятель, прекрасно понимая моё русское происхождение и не стесняясь говорить о том, что он думает о немецком правительстве, поведал мне следующее: «В Австрии есть масштаб! Венский Бундестаг придумывает мало новых законов. Зачем изобретать велосипед, ведь есть немцы? Они мучаются с опросами общественного мнения, научными исследованиями и прочей соопутствующей бюрократией. А мы смотрим, как у них это получается. Если всё в порядке, то доработанное полезное немецкое нововведение появляется у нас.» Он говорил это с явной надсмешкой, а мне было немножко обидно за Германию.

Потомки империи Карла Великого смотрят друг на друга сквозь призму войн и традиций. Они любят и ненавидят, рождаются и гибнут. Строят и жгут города. Смеются друг над другом. Они дали миру великую поэзию, музыку и литературу. Создали банки, придумали первый автомобиль и дали возможность испытать лыжи на прочность миллионам туристов. И каждый крестьянин, каждый подручный рабочий, даже каждый бездомный где-то в груди, чуть слева… там где бьётся сердце, знает, что они вскормлены одним молоком, которое рождается на берегу Боденского озера — месту соприкосновения этих трёх стран.

Ниже парочка анекдотов немецко-австрийско-швейцаркого происхождения. Пошлостей нет. Они приведены лишь в качестве примера, как народы Европы смеются друг над другом.

Немец, поляк и швейцарец попали на небо. Святой Пётр им говорит: «Ворота на землю сломаны. Кто починит, тот может вернуться назад. Жду предложений.»
Немец: «Я починю ворота за 1000 швейцарских франков.»
Поляк: «Я сделаю тоже самое за 200 франков.»
Швейцарец: «2200 франков.»
Святой Пётр спрашивает его: «Почему так дорого ?»
Швейцарец отвечает: «1000 франков тебе. 1000 франков мне. А поляк пускай работает.»

Немец из северной Германии приехал в Тироль и гуляет. По дороге он встречает старика-тирольца.
Немец: «Сегодня прекрасный день.»
Тиролец: «Угу.»
Немец: «Красивые горы тут у Вас.»
Тиролец: «Угу.»
Немец: «И воздух чистый.»
Тиролец: «Угу.»
Немец: «Но много дураков.»
Тиролец: «Угу. Но закочутся каникулы и они все уедут домой.»

Швейцарец спрашивает австрийца: «Отгадай. Коричневого цвета, стоит в поле и круглый дурак ?» Австриец подумал и отвечает: «Я не знаю.» Швейцарец говорит отгадку: «Это ты и твой брат.» Австрийцу понравилась шутка и он решил рассказать её немцу. Подходит к нему и спрашивает: «Отгадай. Коричневого цвета, стоит в поле и круглый дурак ?» Немец отвечает: «Наверное, это корова.» Австриец мотает головой и говорит: «Нет. Это я и мой брат.»

Австриец идёт по тропинке и видит, что метрах в десяти лежит банановая кожура. Что думает австриец ? Оххх… проклятье. Снова поскользнусь и упаду.

pipokipp.livejournal.com

Вольфганг Амадей Моцарт: краткая биография, причина смерти

Оригинал взят у madam57 в Вольфганг Амадей Моцарт: краткая биография, причина смерти

Приветствую моих постоянных и новых читателей! В статье «Вольфганг Амадей Моцарт: краткая биография, причина смерти» — о главных жизненных этапах австрийского композитора и музыканта-виртуоза, создавшего за свою недолгую жизнь более 600 музыкальных произведений.

Вольфганг Амадей Моцарт: краткая биография и творчество

Детство и юность гения

Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в городе Зальцбурге, который только со временем вошел в состав Австрии, а ранее был столицей Зальцбургского архиепископства.

Его музыкальные способности проявились уже в 3-летнем возрасте. Отец Вольфганга — Леопольд  был скрипачом и композитором в придворной капелле.  Он преподавал сыну уроки игры на скрипке, органе и клавесине. Уже в 5 лет маленький композитор сочинял небольшие пьесы. Вскоре высшее общество заинтересовалось юным гением.

Портрет шестилетнего Вольфганга в костюме, подаренном императрицей.

Моцарт-отец с 6-ти летним сыном Вольфгангом и со старшей дочерью Анной (Наннерль) давали концерты по всей Австрии, Германии, Голландии, Швейцарии, бывали в Париже, Лондоне.

Талантливый малыш не только поражал публику своими музыкальными способностями, но и делал из выступления целое представление, например, играл без ошибок с завязанными глазами или играл по клавишам, закрытых тканью.

Начало творческого пути

Свой первый концерт вундеркинд сочинил в 4 года. Писал малыш его не только пером, но и макая пальцы в чернила. Отец думал, что сын просто рисует, но когда посмотрел на итог рисования, заплакал. Ведь это было сложнейшее произведение, которое сыграть было не под силу даже взрослым музыкантам.

К 17-ти годам юный виртуоз  уже создал целый ряд музыкальных произведений: 13 симфоний, 4 оперы («Митридат, царь Понтийский», «Lucio Sulla», «La bella finta Giardiniera», «Сон Сципиона»),  24 сонета и множество небольших сочинений.

Семья Моцартов. На стене портрет матери. Художник Иоганн Непомук де ла Кроче, ок. 1780 г.

В 1779 Вольфганга пригласили на пост придворного органиста в родном городе Зальцбурге.

В 1781 музыкант переехал в Вену. Ему пришлось бедствовать, даже имея покровителей, но это ему не помешало создавать великие произведения – «Женитьба Фигаро», «Милосердие Тита», «Дон Жуан», «Реквием». А  некоторые фрагменты оперы «Волшебная флейта» были написаны специально для некоторых ритуалов масонской ложи.

Личная жизнь

Как и большинство творческих личностей, Вольфганг был довольно любвеобилен. Каждой новой пассии-вдохновительнице он посвящал новые музыкальные творения.

Моцарт и Констанция во время своего медового месяца. Открытка XIX века

Его женой стала дочь хозяйки квартиры в Вене, в которой жил композитор. У Моцарта и Констанции Вебер родилось шестеро детей, но выжили только двое.

Вольфганг часто посещал балы, приемы, маскарады. Умел красиво танцевать, блестяще играл в бильярд, любил животных и птиц. Его рост составлял 1,63 м,

slavikap.livejournal.com

Вольфганг Моцарт — биография, фото, произведения, творчество, личная жизнь, отравление

Вольфганг Моцарт: биография

Вольфганг Амадей Моцарт появился на свет в Зальцбурге 27 января 1756 года. Его отцом стал композитор и скрипач Леопольд Моцарт, работавший в придворной капелле графа Сигизмунда фон Штраттенбаха (князя-архиепископа зальцбургского). Матерью прославленного музыканта стала Анна Мария Моцарт (в девичестве Пертль), происходившая из семьи комиссара-попечителя богадельни небольшой коммуны Санкт-Гильген.

В общей сложности в семье Моцартов родились семь детей, однако большинство из них, к сожалению, скончались еще в юном возрасте. Первым ребенком Леопольда и Анны, которым удалось выжить, стала старшая сестра будущего музыканта Мария Анна (родные и близкие с детства называли девочку Наннерль). Примерно через четыре года на свет появился Вольфганг. Роды были крайне тяжелыми, и врачи долго опасались, что для матери мальчика они окажутся фатальными. Но через некоторое время Анна пошла на поправку.

Семья Вольфганга Амадея Моцарта

Оба ребенка Моцартов с ранних лет демонстрировали любовь к музыке и прекрасные к ней способности. Когда отец начал учить Наннерль играть на клавесине, ее младшему братику было всего около трех лет. Однако доносившиеся во время уроков звуки так взволновали маленького мальчика, что с тех пор он нередко подходил к инструменту, нажимал на клавиши и подбирал приятно звучащие созвучия. Более того, он даже мог проиграть фрагменты музыкальных произведений, которые слышал до этого.

Поэтому уже в четырехлетнем возрасте Вольфганг начал получать от отца свои собственные уроки игры на клавесине. Впрочем, разучивание менуэтов и пьес, написанных другими композиторами, достаточно скоро наскучило ребенку, и в возрасте пяти лет к этому виду занятий добавилось сочинение юным Моцартом своих собственных небольших пьес. А в шесть лет Вольфганг освоил скрипку, причем практически без посторонней помощи.

Вольфганг Амадей Моцарт с сестрой

Наннерль и Вольфганг никогда не ходили в школу: Леопольд дал им отличное домашнее образование. При этом юный Моцарт всегда с большим рвением погружался в изучение любого предмета. К примеру, если речь шла о математике, то после нескольких усердных занятий мальчика буквально все поверхности в комнате: от стен и пола до полов и стульев – быстро покрывались меловыми надписями с цифрами, задачами и уравнениями.

Путешествие по Европе

Уже в шестилетнем возрасте «чудо-ребенок» играл настолько хорошо, что мог давать концерты. Прекрасным дополнением к его вдохновенной игре стал голос Наннерль: пела девочка просто прекрасно. Леопольд Моцарт был настолько впечатлен музыкальными способностями своих детей, что решил отправиться с ними в продолжительные гастроли по различным европейским городам и странам. Он надеялся, что это путешествие принесет им большой успех и немалую прибыль.

Семейство побывало в Мюнхене, Брюсселе, Кельне, Маннгейме, Париже, Лондоне, Гааге, нескольких городах Швейцарии. Поездка затянулась на многие месяцы, а после непродолжительного возвращения в Зальцбург – и на годы. В течение этого времени Вольфганг и Наннель давали концерты ошеломленной публике, а также посещали оперные театры и выступления прославленных музыкантов вместе со своими родителями.

Юный Вольфганг Моцарт за инструментом

В 1764 году в Париже были изданы первые четыре сонаты юного Вольфганга, предназначенные для скрипки и клавира. В Лондоне мальчику повезло некоторое время поучиться у Иоганна Христиана Баха(младшего сына Иоганна Себастьяна Баха), который моментально отметил гениальность ребенка и, будучи виртуозным музыкантом, дал Вольфгангу множество полезных уроков.

За годы скитаний «чудо-дети», у которых и без того от природы было далеко не самое крепкое здоровье, достаточно сильно устали. Утомились и их родители: к примеру, во время пребывания семьи Моцартов в Лондоне Леопольд сильно заболел. Поэтому в 1766 году вундеркинды вместе со своими родителями вернулись обратно в родной город.

Творческое становление

В четырнадцатилетнем возрасте Вольфганг Моцарт стараниями отца отправился в Италию, которая была поражена талантом юного виртуоза. Приехав в Болонью, он успешно принимал участие в своеобразных музыкальных соревнованиях филармонической академии наряду с музыкантами, многие из которых годились ему в отцы.

Мастерство молодого гения настолько впечатлило Боденскую академию, что его избрали академиком, хотя обычно этот почетный статус присваивали только самым успешным композиторам, возраст которых составлял не менее 20 лет.

После возвращения в Зальцбург композитор с головой ушел в сочинение разноплановых сонат, опер, квартетов, симфоний. Чем старше он становился – тем более смелыми и оригинальными были его произведения, они все меньше походили на творения музыкантов, которыми Вольфганг восторгался в детстве. В 1772 году судьба свела Моцарта с Йозефом Гайдном, который стал его главным учителем и самым близким другом.

Вскоре Вольфганг получил работу при дворе архиепископа, как и его отец. У него появилось большое количество заказов, но после смерти старого епископа и приезда нового обстановка при дворе стала гораздо менее приятной. Глотком свежего воздуха для молодого композитора стала поездка в Париж и крупные немецкие города в 1777 году, которую у архиепископа выпросил для своего одаренного сына Леопольд Моцарт.

Вольфганг Моцарт за работой

В то время семья столкнулась с достаточно сильными финансовыми трудностями, и потому поехать с Вольфгангом смогла только мать. Подросший композитор снова давал концерты, но его смелые сочинения не были похожи на классическую музыку тех времен, да и подросший мальчик больше не вызывал восторга одним своим видом. Поэтому на этот раз публика приняла музыканта с гораздо меньшим радушием. А в Париже скончалась мать Моцарта, изнуренная продолжительной и безуспешной поездкой. Композитор вернулся в Зальцбург.

Расцвет карьеры

Несмотря на проблемы с деньгами, Вольфганг Моцарт уже давно был недоволен тем, как с ним обращался архиепископ. Не сомневаясь в своем музыкальном гении, композитор негодовал по поводу того, что работодатель расценивает его, как слугу. Поэтому в 1781 году он, наплевав на все законы приличия и уговоры родных, принял решение оставить службу у архиепископа и переехать в Вену.

Там композитор познакомился с бароном Готтфридом ван Стивеном, который в те времена был покровителем музыкантов и располагал большой коллекцией творений Генделя и Баха. По его совету Моцарт попробовал создавать музыку в стиле барокко, дабы обогатить свое творчество. Тогда же Моцарт попытался получить должность преподавателя музыки для принцессы Вюртембергской Элизабет, однако император предпочел ему учителя пения Антонио Сальери.

Пик творческой карьеры Вольфганга Моцарта пришелся на 1780-ые годы. Именно тогда она написал свои самые известные оперы: «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», «Дон Жуан». Тогда же была написана и популярная «Маленькая ночная серенада» в четырех частях. В то время музыка композитора была крайне востребована, и он получал за свою работу самые большие гонорары в жизни.

Вольфганг Моцарт

К сожалению, период небывалого творческого подъема и признания для Моцарта продлился не слишком долго. В 1787 году умер его горячо любимый отец, а вскоре его жена Констанция Вебер заболела язвой голени, и на лечение супруги понадобились немалые деньги.

Ухудшила ситуацию и смерть императора Иосифа II, после которой на престол взошел император Леопольд II. Он, в отличие от своего брата, не был поклонником музыки, потому рассчитывать на расположение нового монарха композиторам того времени не приходилось.

Личная жизнь

Единственной супругой Моцарта стала Констанция Вебер, с которой он познакомился в Вене (в первое время после переезда в город Вольфганг снимал жилье у семейства Веберов).

Вольфганг Моцарт и его жена

Леопольд Моцарт был против женитьбы своего сына на девушке, так как видел в этом стремление ее семьи найти для Констанции «выгодную партию». Тем не менее, свадьба состоялась в 1782 году.

Жена композитора шесть раз была беременна, но немногие дети этой четы пережили младенческий возраст: выжили только Карл Томас и Франц Ксавер Вольфганг.

Смерть

В 1790 году, когда Констанция вновь отправилась на лечение, а финансовое состояние Вольфганга Моцарта стало еще более невыносимым, композитор решил дать несколько концертов во Франкфурте. Прославленного музыканта, чей портрет на тот момент стал олицетворением прогрессивной и безмерно красивой музыки, приветствовали на «ура», однако сборы от концертов оказались слишком малы и не оправдали надежд Вольфганга.

В 1791 году у композитора случился небывалый творческий подъем. В это время из-под его пера вышла «Симфония 40», а незадолго до смерти – незавершенный «Реквием».

В том же году Моцарт сильно заболел: его мучила слабость, ноги и руки композитора распухли, а вскоре он стал изнемогать и от внезапных приступов рвоты. Смерть Вольфганга наступила 5 декабря 1791 года, ее официальная причина – ревматическая воспалительная лихорадка.

Впрочем, и по сей день некоторые полагают, что причиной смерти Моцарта стало отравление известным в те времена композитором Антонио Сальери, который, увы, был вовсе не так гениален, как Вольфганг. Отчасти популярность этой версии продиктована соответствующей «маленькой трагедией», написанной Александром Сергеевичем Пушкиным. Однако никакого подтверждения этой версии на настоящий момент найдено не было.

Интересные факты

  • Настоящее имя композитора звучит как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart, однако он сам всегда требовал, чтобы его называли Вольфганг.

Вольфганг Моцарт. Последний прижизненный портрет

  • Во время большого гастрольного путешествия юных Моцартов по Европе семейство оказалось в Голландии. Тогда в стране шел пост, и музыка была запрещена. Исключение сделали только для Вольфганга, посчитав его талант божьим даром.
  • Моцарт был похоронен в общей могиле, где располагалось еще несколько гробов: настолько тяжелым было финансовое положение семьи в то время. Поэтому точное место захоронения великого композитора неизвестно до сих пор.

Фото

24smi.org

260 лет назад в австрийском городе Зальцбурге родился Вольфганг Амадей Моцарт

Моцарт — это универсальный гений. Говорить о Моцарте — это все равно, что говорить о боге…

Эдвард Григ

Ох, как трудно осилить легкость Моцарта!

Натан Перельман

Я не вполне уверен в том, что ангелы, намереваясь воздать хвалу Господу, играют именно Баха, но я уверен вполне, что друг для друга они играют Моцарта, и господь радуется, слушая их

Карл Барт

Если человеку плохо, надо, пожалуй, слушать Моцарта. Потому что грусть у него очень специфическая. Она всегда с отблеском надежды, а человек не должен ее терять, пока жив.

Владимир Спиваков

Нет ничего более совершенного, чем Моцарт. Высшая точка красоты.

Сергей Танеев

Цитаты из книги: Моцарт в квадрате. — М.: Классика-XXI, 2008.

Моцарта часто называют композитором «чистой музыки», как бы профильтрованной с точки зрения формы, ясности изложения, определённости во всём, в том числе и в воплощении эмоций. Примеряя к нему выверенные оценочные критерии классицизма (такие, как квадратность, симметрия построений, обязательное чередование контрастов, гладкость мелодики и голосоведения), музыковеды прошлых веков в прямом смысле засушили представление о его музыке. Они никак не решались признать за личностью Моцарта романтическую натуру, склонную к крайним проявлениям эмоциональности — экспрессии, демонизму, налётам импрессионизма, сюрреализма, мистицизма. Любые намёки на личностную исповедальность, на связь с жизненными событиями или на программный характер музыки тут же отвергались, как необоснованные. Музыку Моцарта отделили от всех «страданий молодого Вертера»: дескать, он создавал свои творения, ориентируясь лишь на отвлечённые музыкальные образцы, устремлённые к гедонистическому идеалу.
Лишь в конце XX века представление о первоосновах музыкального мышления Моцарта в корне изменилось, что связано с глобальным изменением «музыкального мышления» самих слушателей. Начался новый этап постижения феномена Моцарта, теперь он коснулся и тех сочинений (особенно ранних), которым в прошлом почти не уделяли внимания.

Ирина Якушина,
«Вселенная Моцарта»

В.А. Моцарт — письмо к сестре, Милан, 24 августа 1771 года:
«Над нами живет скрипач, под нами еще один, рядом с нами — учитель пения, который дает уроки, в последней комнате напротив нас гобоист. Это весело, когда сочиняешь! Подает много идей».

Когда бы все так чувствовали силу / Гармонии! Но нет: тогда б не мог / И мир существовать; никто б не стал / Заботиться о нуждах низкой жизни;/ Все предались бы вольному искусству. / Нас мало избранных, счастливцев праздных, / Пренебрегающих презренной пользой, / Единого прекрасного жрецов. / Не правда ль?..

А.С.Пушкин,
«Моцарт и Сальери»,
1830г.

О Моцарте нам известны две вещи: во-первых — его убил Сальери, и во-вторых -он написал потрясающие мелодии для мобильных телефонов.

Б.Тарасенко
«Тот самый Моцарт»,
наши дни.

Имя Моцарта вошло в духовную жизнь человечества как «символ самой музыки»

Б. Асафьев

Последний концерт для клавира — тоже бесспорное порождение гениального мастерства и творческой фантазии, фантазии, отмеченной чертами уже знакомой нам «вторичной наивности». Богатейшие и глубочайшие связи между solo и tutti, прозрачность звучания, полное слияние галантности и учености — все это столь совершенно, что вопрос о стиле здесь несуществен. Таково прощальное утверждение бессмертия.

А. Эйнштейн

Самый трудный композитор? —
Моцарт!

Святослав Рихтер

«Музыка господина Моцарта уже на первом представлении восхитила знатоков. Исключение составили разве что те, кто из любви к себе и тщеславия никогда не признает достоинств за чужими творениями. Музыка Моцарта <…> содержит так много красот и настолько богата разнообразными мыслями, что подобное могло бы быть создано только прирожденным гением.»

Из газеты «Винер реалцайтунг»
от 11 июля 1786 года

Конечно, есть некоторые вещи из ранних 1780-х или поздних 1770-х, которые я выношу – такие произведения как «Сераль», например, – они влетают в одно ухо и вылетают из другого, но как музыку заднего плана я вполне могу ее терпеть.<…> Ну конечно, меня заставляли, и если быть до конца честным, в некоторых случаях мне даже нравилось их играть для своего собственного удовольствия. Они дают некое удовольствие от исполнения, немного более сильное, чем Клементи, и немного более слабое, чем Скарлатти. Но всегда, когда приходило время составлять программу для какого-нибудь выступления, я успешно заменял Моцарта чем-нибудь из позднего Гайдна или раннего Бетховена, и реально я ни разу не исполнял Моцарта публично до двадцати пяти лет.

Гленн Гульд

«Мои дети покорили почти всех»
Леопольд Моцарт,
частное письмо. Декабрь 1763,
Версаль

ru-mozart.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о