Медный всадник пересказ – Краткое содержание «Медного всадника» Пушкина

Краткое содержание книги Медный всадник (изложение произведения), автор А. С. Пушкин

«На берегу пустынных волн» Невы стоит Петр и думает о городе, который будет здесь построен и который станет окном России в Европу. Прошло сто лет, и город «из тьмы лесов, из топи блат/Вознесся пышно, горделиво». Творенье Петра прекрасно, это торжество гармонии и света, пришедшее на смену хаосу и тьме.

Ноябрь в Петербурге дышал холодом, Нева плескалась и шумела. Поздним вечером возвращается домой в свою каморку в бедном районе Петербурга, называемом Коломной, мелкий чиновник по имени Евгений. Когда-то род его был знатен, но сейчас даже воспоминание об этом стерлось, а сам Евгений дичится знатных людей. Он ложится, но не может заснуть, развлеченный мыслями о своем положении, о том, что с прибывающей реки сняли мосты и что это на два-три дня разлучит его с возлюбленной, Парашей, живущей на другом берегу. Мысль о Параше рождает мечты о женитьбе и о будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Наконец, убаюканный сладкими мыслями, Евгений засыпает.

«Редеет мгла ненастной ночи/И бледный день уж настает…» Наставший день приносит страшное несчастье. Нева, не одолев силы ветра, преградившего ей путь в залив, хлынула на город и затопила его. Погода свирепела все больше, и скоро весь Петербург оказался под водой. Разбушевавшиеся волны ведут себя, как солдаты неприятельской армии, которая взяла город штурмом. Народ видит в этом Божий гнев и ждет казни. Царь, правивший в тот год Россией, выходит на балкон дворца и говорит, что «с Божией стихией/Царям не совладеть».

В это время на Петровой площади верхом на мраморном изваянии льва у крыльца нового роскошного дома сидит недвижный Евгений, не чувствуя, как ветер сорвал с него шляпу, как поднимающаяся вода мочит его подошвы, как дождь хлещет ему в лицо. Он смотрит на противоположный берег Невы, где совсем близко от воды живут в своем бедном домишке его возлюбленная со своей матерью. Как будто околдованный мрачными мыслями, Евгений не может сдвинуться с места, а спиной к нему, возвышаясь над стихией, «стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне».

Но вот наконец Нева вошла в берега, вода спала, и Евгений, замирая душой, спешит к реке, находит лодочника и переправляется на другой берег. Он бежит по улице и не может узнать знакомых мест. Все разрушено наводнением, кругом все напоминает поле сражения, валяются тела. Евгений спешит туда, где стоял знакомый домик, но не находит его. Он видит иву, росшую у ворот, но нет самих ворот. Не в силах перенести потрясения, Евгений захохотал, лишившись рассудка.

Новый день, встающий над Петербургом, уже не находит следов давешних разрушений, все приведено в порядок, город зажил привычной жизнью. Лишь Евгений не устоял против потрясений. Он скитается по городу, полный мрачных дум, и в ушах его все время раздается шум бури. Так в скитаниях проводит он неделю, месяц, бродит, питается подаянием, спит на пристани. Злые дети бросают ему камни вслед, а кучера хлещут плетьми, но, кажется, он ничего этого не замечает. Его все еще оглушает внутренняя тревога. Однажды ближе к осени, в ненастную погоду, Евгений просыпается и живо вспоминает прошлогодний ужас. Он встает, торопливо бродит и внезапно видит дом, перед крыльцом которого стоят мраморные изваяния львов с поднятыми лапами, и «над огражденною скалою» на бронзовом коне сидит всадник с простертою рукой. Мысли Евгения внезапно проясняются, он узнает это место и того, «чьей волей роковой/Под морем город основался…». Евгений обходит вокруг подножия памятника, дико глядя на изваяние, он чувствует необычайное волнение и гнев и в гневе грозит памятнику, но вдруг ему показалось, что лицо грозного царя обращается к нему, а в глазах его сверкает гнев, и Евгений бросается прочь, слыша за собой тяжелый топот медных копыт. И всю ночь несчастный мечется по городу и ему кажется, что всадник с тяжелым топотом скачет за ним повсюду. И с этой поры, если случалось ему проходить по площади, на которой стоит изваяние, он смущенно снимал перед ним картуз и прижимал руку к сердцу, как бы прося прощения у грозного истукана.

На взморье виден малый пустынный остров, куда иногда причаливают рыбаки. Наводненье занесло сюда пустой ветхий домишко, у порога которого нашли труп бедного Евгения и тут же «похоронили ради Бога».

pereskaz.com

Медный всадник читать краткое содержание, пересказ

Медный всадник

Краткое содержание поэмы

«На берегу пустынных волн» Невы стоит Петр и думает о городе, который будет здесь построен и который станет окном России в Европу. Прошло сто лет, и город «из тьмы лесов, из топи блат/Вознесся пышно, горделиво». Творенье Петра прекрасно, это торжество гармонии и света, пришедшее на смену хаосу и тьме.

Ноябрь в Петербурге дышал холодом, Нева плескалась и шумела. Поздним вечером возвращается домой в свою каморку в бедном районе Петербурга, называемом Коломной, мелкий чиновник по имени Евгений. Когда-то род его был знатен, но сейчас даже воспоминание об этом стерлось, а сам Евгений дичится знатных людей. Он ложится, но не может заснуть, развлеченный мыслями о своем положении, о том, что с прибывающей реки сняли мосты и что это на два-три дня разлучит его с возлюбленной, Парашей, живущей на другом берегу.

Мысль о Параше рождает мечты о женитьбе и о будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Наконец, убаюканный сладкими мыслями, Евгений засыпает.

«Редеет мгла ненастной ночи/И бледный день уж настает…» Наставший день приносит страшное несчастье. Нева, не одолев силы ветра, преградившего ей путь в залив, хлынула на город и затопила его. Погода свирепела все больше, и скоро весь Петербург оказался под водой. Разбушевавшиеся волны ведут себя, как солдаты неприятельской армии, которая взяла город штурмом. Народ видит в этом Божий гнев и ждет казни. Царь, правивший в тот год Россией, выходит на балкон дворца и говорит, что «с Божией стихией/Царям не совладеть».

В это время на Петровой площади верхом на мраморном изваянии льва у крыл…..

[ 1 ] — [ 2 ]

К-ть переглядів: 9140

Медный всадник читать краткое содержание, пересказ

pidruchnik.net

А. С. Пушкин: Медный всадник

  1. Главная
  2. Краткие содержания
  3. А. С. Пушкин
  4. Медный всадник

Краткое содержание рассказа
Читается за 5 минут(ы)

«На берегу пустынных волн» Невы стоит Петр и думает о городе, который будет здесь построен и который станет окном России в Европу. Прошло сто лет, и город «из тьмы лесов, из топи блат / Вознесся пышно, горде­ливо». Творенье Петра прекрасно, это торже­ство гармонии и света, пришедшее на смену хаосу и тьме.

Ноябрь в Петер­бурге дышал холодом, Нева плес­ка­лась и шумела. Поздним вечером возвра­ща­ется домой в свою каморку в бедном районе Петер­бурга, назы­ва­емом Коломной, мелкий чиновник по имени Евгений. Когда-то род его был знатен, но сейчас даже воспо­ми­нание об этом стер­лось, а сам Евгений дичится знатных людей. Он ложится, но не может заснуть, развле­ченный мыслями о своем поло­жении, о том, что с прибы­ва­ющей реки сняли мосты и что это на два-три дня разлучит его с возлюб­ленной, Парашей, живущей на другом берегу. Мысль о Параше рождает мечты о женитьбе и о будущей счаст­ливой и скромной жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Наконец, убаю­канный слад­кими мыслями, Евгений засы­пает.

«Редеет мгла ненастной ночи / И бледный день уж настает…» Наставший день приносит страшное несча­стье. Нева, не одолев силы ветра, прегра­див­шего ей путь в залив, хлынула на город и зато­пила его. Погода свире­пела все больше, и скоро весь Петер­бург оказался под водой. Разбу­ше­вав­шиеся волны ведут себя, как солдаты непри­я­тель­ской армии, которая взяла город штурмом. Народ видит в этом Божий гнев и ждет казни. Царь, правивший в тот год Россией, выходит на балкон дворца и говорит, что «с Божией стихией / Царям не совла­деть».

В это время на Петровой площади верхом на мраморном изва­янии льва у крыльца нового роскош­ного дома сидит недвижный Евгений, не чувствуя, как ветер сорвал с него шляпу, как подни­ма­ю­щаяся вода мочит его подошвы, как дождь хлещет ему в лицо. Он смотрит на проти­во­по­ложный берег Невы, где совсем близко от воды живут в своем бедном домишке его возлюб­ленная со своей матерью. Как будто окол­до­ванный мрач­ными мыслями, Евгений не может сдви­нуться с места, а спиной к нему, возвы­шаясь над стихией, «стоит с простертою рукою кумир на брон­зовом коне».

Но вот наконец Нева вошла в берега, вода спала, и Евгений, замирая душой, спешит к реке, находит лодоч­ника и пере­прав­ля­ется на другой берег. Он бежит по улице и не может узнать знакомых мест. Все разру­шено навод­не­нием, кругом все напо­ми­нает поле сражения, валя­ются тела. Евгений спешит туда, где стоял знакомый домик, но не находит его. Он видит иву, росшую у ворот, но нет самих ворот. Не в силах пере­нести потря­сения, Евгений захо­хотал, лишив­шись рассудка.

Новый день, вста­ющий над Петер­бургом, уже не находит следов давешних разру­шений, все приве­дено в порядок, город зажил привычной жизнью. Лишь Евгений не устоял против потря­сений. Он скита­ется по городу, полный мрачных дум, и в ушах его все время разда­ется шум бури. Так в скита­ниях проводит он неделю, месяц, бродит, пита­ется пода­я­нием, спит на пристани. Злые дети бросают ему камни вслед, а кучера хлещут плетьми, но, кажется, он ничего этого не заме­чает. Его все еще оглу­шает внут­ренняя тревога. Однажды ближе к осени, в ненастную погоду, Евгений просы­па­ется и живо вспо­ми­нает прошло­годний ужас. Он встает, тороп­ливо бродит и внезапно видит дом, перед крыльцом кото­рого стоят мраморные изва­яния львов с подня­тыми лапами, и «над ограж­денною скалою» на брон­зовом коне сидит всадник с простертою рукой. Мысли Евгения внезапно прояс­ня­ются, он узнает это место и того, «чьей волей роковой / Под морем город осно­вался…». Евгений обходит вокруг подножия памят­ника, дико глядя на изва­яние, он чувствует необы­чайное волнение и гнев и в гневе грозит памят­нику, но вдруг ему пока­за­лось, что лицо гроз­ного царя обра­ща­ется к нему, а в глазах его свер­кает гнев, и Евгений броса­ется прочь, слыша за собой тяжелый топот медных копыт. И всю ночь несчастный мечется по городу и ему кажется, что всадник с тяжелым топотом скачет за ним повсюду. И с этой поры, если случа­лось ему прохо­дить по площади, на которой стоит изва­яние, он смущенно снимал перед ним картуз и прижимал руку к сердцу, как бы прося прощения у гроз­ного исту­кана.

На взморье виден малый пустынный остров, куда иногда прича­ли­вают рыбаки. Навод­ненье занесло сюда пустой ветхий домишко, у порога кото­рого нашли труп бедного Евгения и тут же «похо­ро­нили ради Бога».

Источник:Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XX века / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1997. — 896 с.

shkole.net

Краткое содержание: Медный всадник А.Пушкин

Короткое содержание «Медный наездник» – поэмы Александра Сергеевича Пушкина – позволяет осознать, какой сильной была любовь поэта к городку. Это произведение стало эмблемой Петербурга, а поэтические строчки поэмы известны хоть какому его жителю.

Короткое содержание «Медный наездник», А.С.Пушкин

Действие начинается с символичной картины: на берегу Невы стоит Петр Величавый и грезит, что тут через пару лет будет выситься новый европейский город, что это будет столица Русской империи. Проходит 100 лет, и вот уже этот город – творенье Петра – знак Рф. Короткое содержание “Медного наездника” позволяет выяснить сжатый сюжет поэмы, помогает погрузиться в атмосферу осеннего городка. На дворе стоит ноябрь. По улицам идет юноша по имени Евгений. Он – маленький бюрократ, который побаивается авторитетных людей и смущяется собственного положения. Евгений идет и грезит о собственной благополучной жизни, он задумывается о том, что заскучал по собственной возлюбленной девице Параше, которую не лицезрел уже некоторое количество дней. Эта идея порождает размеренные мечты о семье и счастье. Юноша приходит домой и под «звук» этих мыслей засыпает. Последующий денек приносит ужасную известие: в городке разразилась ужасная буря, и сильное наводнение унесло жизни многих людей. Природная сила не жалела никого: буйный ветер, лютая Нева – все это пугало Евгения. Он посиживает спиной к “бронзовому кумиру”. Это монумент Медный наездник. Он замечает, что на обратном берегу, где жила его возлюбленная Параша, нет ничего.

Он сломя голову направляется туда и обнаруживает, что стихия не пощадила его, бедного маленького бюрократа, он лицезреет, что вчерашним мечтам не судьба будет реализоваться. Евгений, не понимая, что делает, не разбирая, куда ведут его ноги, идет туда, к собственному «бронзовому кумиру». Медный наездник гордо высится на Сенатской площади. Кажется, что вот она – непоколебимость российского нрава, но с природой не поспоришь… Юноша винит Петра Величавого во всех собственных неудачах, он ставит ему в укор даже то, что он выстроил этот город, воздвиг его на буйной Неве. Но здесь происходит озарение: юноша будто бы пробуждается и глядит со ужасом на Медного наездника. Он бежит, бежит со всех ног неясно куда, непонятно для чего. Он слышит за собой стук копыт и ржание жеребцов, он оборачивается и лицезреет, что «бронзовый кумир» несется за ним.

Короткое содержание (Медный наездник, кстати, в этой повести не только лишь заглавие, да и знак Петра Величавого) помогает сделать поверхностный анализ произведения. После чего Евгений уходит с работы, уходит из дома. Он живет на набережной. Но повсевременно, проходя мимо монумента, снимает шапку, вроде бы извиняясь…

Короткое содержание «Медный наездник» – повести А.С.Пушкина – помогает выяснить сюжет, оценить последовательность действий. Невзирая на всю нахмуренную палитру описываемых событий, это произведение символично для городка на Неве. Недаром строчки «Красуйся, град Петров…» надолго стали эпиграфом к городку. Произведение возвышает Петра Величавого и историю, с которой бедный Евгений не сумел смириться…

tipsboard.ru

Медный всадник краткое содержание

Новые рефераты:

  • Повышение пенсионного возраста.

  • Безработица и её социально-экономические последствия.

  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.

  • Колебательные реакции.

  • Предмет формальной логики.

  • Роль и значение времени в управлении.

  • Античная философия.

  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).

  • Рыночные структуры.

  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.

  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.

    Главная » Лучшие произведения мировой и отечественной литературы 19 века в кратком изложении » 15. Медный всадник краткое содержание

    Медный всадник

    Петербургская повесть Поэма (1833)

    «На берегу пустынных волн» Невы стоит Петр и думает о городе, который будет здесь построен и который станет окном России в Европу. Прошло сто лет, и город «из тьмы лесов, из топи блат/Вознесся пышно, горделиво». Творенье Петра прекрасно, это торжество гармонии и света, пришедшее на смену хаосу и тьме.

    Ноябрь в Петербурге дышал холодом, Нева плескалась и шумела. Поздним вечером возвращается домой в свою каморку в бедном районе Петербурга, называемом Коломной, мелкий чиновник по имени Евгений. Когда-то род его был знатен, но сейчас даже воспоминание об этом стерлось, а сам Евгений дичится знатных людей. Он ложится, но не может заснуть, развлеченный мыслями о своем положении, о том, что с прибывающей реки сняли мосты и что это на два-три дня разлучит его с возлюбленной, Парашей, живущей на другом берегу. Мысль о Параше рождает мечты о женитьбе и о будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Наконец, убаюканный сладкими мыслями, Евгений засыпает.

    «Редеет мгла ненастной ночи/И бледный день уж настает…» Наставший день приносит страшное несчастье. Нева, не одолев силы ветра, преградившего ей путь в залив, хлынула на город и затопила его. Погода свирепела все больше, и скоро весь Петербург оказался под водой. Разбушевавшиеся волны ведут себя, как солдаты неприятельской армии, которая взяла город штурмом. Народ видит в этом Божий гнев и ждет казни. Царь, правивший в тот год Россией, выходит на балкон дворца и говорит, что «с Божией стихией/Царям не совладеть».

    В это время на Петровой площади верхом на мраморном изваянии льва у крыльца нового роскошного дома сидит недвижный Евгений, не чувствуя, как ветер сорвал с него шляпу, как поднимающаяся вода мочит его подошвы, как дождь хлещет ему в лицо. Он смотрит на противоположный берег Невы, где совсем близко от воды живут в своем бедном домишке его возлюбленная со своей матерью. Как будто околдованный мрачными мыслями, Евгений не может сдвинуться с места, а спиной к нему, возвышаясь над стихией, «стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне».

    Но вот наконец Нева вошла в берега, вода спала, и Евгений, замирая душой, спешит к реке, находит лодочника и переправляется на другой берег. Он бежит по улице и не может узнать знакомых мест. Все разрушено наводнением, кругом все напоминает поле сражения, валяются тела. Евгений спешит туда, где стоял знакомый домик, но не находит его. Он видит иву, росшую у ворот, но нет самих ворот. Не в силах перенести потрясения, Евгений захохотал, лишившись рассудка.

    Новый день, встающий над Петербургом, уже не находит следов давешних разрушений, все приведено в порядок, город зажил привычной жизнью. Лишь Евгений не устоял против потрясений. Он скитается по городу, полный мрачных дум, и в ушах его все время раздается шум бури. Так в скитаниях проводит он неделю, месяц, бродит, питается подаянием, спит на пристани. Злые дети бросают ему камни вслед, а кучера хлещут плетьми, но, кажется, он ничего этого не замечает. Его все еще оглушает внутренняя тревога. Однажды ближе к осени, в ненастную погоду, Евгений просыпается и живо вспоминает прошлогодний ужас. Он встает, торопливо бродит и внезапно видит дом, перед крыльцом которого стоят мраморные изваяния львов с поднятыми лапами, и «над огражденною скалою» на бронзовом коне сидит всадник с простертою рукой. Мысли Евгения внезапно проясняются, он узнает это место и того, «чьей волей роковой/Под морем город основался…». Евгений обходит вокруг подножия памятника, дико глядя на изваяние, он чувствует необычайное волнение и гнев и в гневе грозит памятнику, но вдруг ему показалось, что лицо грозного царя обращается к нему, а в глазах его сверкает гаев, и Евгений бросается прочь, слыша за собой тяжелый топот медных копыт. И всю ночь несчастный мечется по городу и ему кажется, что всадник с тяжелым топотом скачет за ним повсюду. И с этой поры, если случалось ему проходить по площади, на которой стоит изваяние, он смущенно снимал перед ним картуз и прижимал руку к сердцу, как бы прося прощения у грозного истукана.

    На взморье виден малый пустынный остров, куда иногда причаливают рыбаки. Наводненье занесло сюда пустой ветхий домишко, у порога которого нашли труп бедного Евгения и тут же «похоронили ради Бога».

    Э. Л. Безносов


    Лекция, реферат. Медный всадник — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги
    открыть
    закрыть










     

     

referatwork.ru

Краткое содержание Медный всадник Александр Сергеевич Пушкин

«На берегу пустынных волн» Невы стоит Петр и думает о городе, который будет здесь построен и который станет окном России в Европу. Прошло сто лет, и город «из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво». Творенье Петра прекрасно, это торжество гармонии и света, пришедшее на смену хаосу и тьме.

Ноябрь в Петербурге дышал холодом, Нева плескалась и шумела. Поздним вечером возвращается домой в свою каморку в бедном районе Петербурга, называемом Коломной, мелкий чиновник по имени Евгений. Когда-то род его был знатен, но сейчас даже воспоминание об этом стерлось, а сам Евгений дичится знатных людей. Он ложится, но не может заснуть, развлеченный мыслями о своем положении, о том, что с прибывающей реки сняли мосты и что это на два-три дня разлучит его с возлюбленной, Парашей, живущей на другом берегу. Мысль о Параше рождает мечты о женитьбе и о будущей счастливой и скромной жизни в кругу семьи, вместе с любящей и любимой женой и детьми. Наконец, убаюканный сладкими мыслями, Евгений засыпает.

«Редеет мгла ненастной ночи И бледный день уж настает…» Наставший день приносит страшное несчастье. Нева, не одолев силы ветра, преградившего ей путь в залив, хлынула на город и затопила его. Погода свирепела все больше, и скоро весь Петербург оказался под водой. Разбушевавшиеся волны ведут себя, как солдаты неприятельской армии, которая взяла город штурмом. Народ видит в этом Божий гнев и ждет казни. Царь, правивший в тот год Россией, выходит на балкон дворца и говорит, что «с Божией стихией Царям не совладеть».

В это время на Петровой площади верхом на мраморном изваянии льва у крыльца нового роскошного дома сидит недвижный Евгений, не чувствуя, как ветер сорвал с него шляпу, как поднимающаяся вода мочит его подошвы, как дождь хлещет ему в лицо. Он смотрит на противоположный берег Невы, где совсем близко от воды живут в своем бедном домишке его возлюбленная со своей матерью. Как будто околдованный мрачными мыслями, Евгений не может сдвинуться с места, а спиной к нему, возвышаясь над стихией, «стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне».

Но вот наконец Нева вошла в берега, вода спала, и Евгений, замирая душой, спешит к реке, находит лодочника и переправляется на другой берег. Он бежит по улице и не может узнать знакомых мест. Все разрушено наводнением, кругом все напоминает поле сражения, валяются тела. Евгений спешит туда, где стоял знакомый домик, но не находит его. Он видит иву, росшую у ворот, но нет самих ворот. Не в силах перенести потрясения, Евгений захохотал, лишившись рассудка.

Новый день, встающий над Петербургом, уже не находит следов давешних разрушений, все приведено в порядок, город зажил привычной жизнью. Лишь Евгений не устоял против потрясений. Он скитается по городу, полный мрачных дум, и в ушах его все время раздается шум бури.

Так в скитаниях проводит он неделю, месяц, бродит, питается подаянием, спит на пристани. Злые дети бросают ему камни вслед, а кучера хлещут плетьми, но, кажется, он ничего этого не замечает. Его все еще оглушает внутренняя тревога. Однажды ближе к осени, в ненастную погоду, Евгений просыпается и живо вспоминает прошлогодний ужас. Он встает, торопливо бродит и внезапно видит дом, перед крыльцом которого стоят мраморные изваяния львов с поднятыми лапами, и «над огражденною скалою» на бронзовом коне сидит всадник с простертою рукой. Мысли Евгения внезапно проясняются, он узнает это место и того, «чьей волей роковой Под морем город основался…». Евгений обходит вокруг подножия памятника, дико глядя на изваяние, он чувствует необычайное волнение и гнев и в гневе грозит памятнику, но вдруг ему показалось, что лицо грозного царя обращается к нему, а в глазах его сверкает гнев, и Евгений бросается прочь, слыша за собой тяжелый топот медных копыт. И всю ночь несчастный мечется по городу и ему кажется, что всадник с тяжелым топотом скачет за ним повсюду. И с этой поры, если случалось ему проходить по площади, на которой стоит изваяние, он смущенно снимал перед ним картуз и прижимал руку к сердцу, как бы прося прощения у грозного истукана.

На взморье виден малый пустынный остров, куда иногда причаливают рыбаки. Наводнение занесло сюда пустой ветхий домишко, у порога которого нашли труп бедного Евгения и тут же «похоронили ради Бога».

Всадник — один из двух полярных персонажей стихотворной повести. Появляется во Вступлении в образе безымянного государя, замышляющего на высоком берегу реки близ Финского залива основать великий город, столицу «державы полумира», «в Европу прорубить окно». В финале 1-й части предстает в образе неподвижно-величественной статуи, Медного всадника, «кумира», который в «неколебимой вышине» стоит спиною к бедному чиновнику — дворянину Евгению и с той же самой точки смотрит вдаль, поверх «возмущенной Невы», не обращая внимания на стихию, которая словно бунтует против своего покорителя. Во 2-й части статуя (как это часто у Пушкина случается) оживает и, сойдя с постамента, в свете луны на «звонко-скачущем коне» преследует обезумевшего Евгения, который во время наводнения потерял невесту и бросил вызов «кумиру»: «Ужо тебе!»

Если антагонист В. бедный Евгений не имеет фамилии, то В. — не имеет даже имени. В первых же строках Вступления имя заменяется местоимением «он» («Стоял он, дум великих полн…»). Во 2-й части поэмы эта местоименная конструкция будет повторена («…того, чьей волей роковой Под морем город основался»). Безымянность героя тем более труднообъяснима, чем привычнее сюжет зачина — Петр I стоит у Финского залива и сквозь убогую природу прозревает будущее великолепие Петербурга. (Непосредственным источником Пушкину послужил тут образ Петра-строителя из очерка «Прогулка в Академию Художеств» К. Н. Батюшкова; но и Батюшков, в свою очередь, опирался на давнюю традицию имперской культуры.) Но Пушкину и этого мало; он последовательно обыгрывает отзвук петровского имени в названии города («петербургская повесть», «Петра творенье», «град Петров», «сон Петра», «Петроград», «Петрополь», «площадь Петрова»). И столь же последовательно уклоняется от прямого именования своего героя. Условно приходится называть его В., поскольку центральным символом поэмы стал именно скульптурный памятник Петру I работы М. Фальконе, установленный на Дворцовой площади Санкт-Петербурга и изображающий императора верхом на вздыбленном коне; правой рукой он указует путь России. Но, как было сказано, в пространство поэмы он вступает задолго до того, как превращается во В.; с тем же успехом можно было бы назвать его Основателем Города.

Безымянность героя принципиальна; не случайно и раздвоение его образа. Во Вступлении он олицетворяет творческое начало истории; в основном тексте — ее окаменевшее, мертвенное, мстительное состояние. Примирить два эти полюса невозможно; бросать вызов В. — бессмысленно.

Пушкинская мысль погружается в темные глубины исторического процесса, где невозможно однозначное решение. Особенно это заметно на фоне других обращений Пушкина к теме Петра I, как правило беспримесно-сочувственных. А также на фоне образа «идеального правителя» Дука, созданного в стихотворной повести «Анджело». («Анджело» был завершен перед самым началом работы над «Медным всадником».) Если слабоволие Дука куда предпочтительней суровости Анджело, то в «петербургской повести» все смысловые акценты расставлены принципиально иначе.

С одной стороны, В. не только мертвенно-суров, но и (во Вступлении) могуч и даже по-своему прекрасен, хотя именно его волей основан «город под морем», что в конце концов приведет к катастрофе. С другой — он не случайно назван «кумиром», что отсылает читателя к библейскому запрету на сотворение себе кумира (Исх. 20, 4). С третьей — в языке 1-й половины XIX в. эпитет «медный» не нес в себе отрицательной окраски. С четвертой — рядом с В., который олицетворяет безличие государственного могущества, в «Медном всаднике» возникает образ современного государя, который «со славой» правит Россией в год страшного наводнения. Этот государь, подобно В., безымянный и опять же, подобно В., прозрачно связанный со своим историческим «прототипом», Александром!, — безволен, мягок. Он выходит на авансцену сюжета в светло-печальной дымке исторической элегии. «…На балкон Печален, смутен вышел он И молвил: с Божией стихией Царям не совладеть. Он сел И в думе скорбными очами На злое бедствие глядел». Но эти строки взяты в кольцо из жестких, подробных, детальных картин наводнения. «Гроба с размытого кладбища Плывут по улицам», тут же «На звере мраморном верхом» сидит несчастный Евгений. А посередине этого «антипейзажа» — неприступный дворец, лишенный государственной силы, деятельной энергии, власти. Образ Печального Царя (имя — условно) — не антитеза В.; это его бледная тень. То, что в «Анджело» с его полусказочной-полуигровой атмосферой могло казаться выходом из противоречий, в «Медном всаднике» оборачивается очередной трагедией.

Эта принципиальная смысловая многомерность образа В., равно как сложность авторского отношения к бедному Евгению, не могла не породить многочисленные его истолкования.

Евгений — один из двух равновеликих персонажей, вокруг которых организованы два сюжетных полюса «петербургской повести» Пушкина. Именно равновеликих, хотя действительно великим, «героическим» предстает лишь один из них, всадник. Второй, Е., — «беден» в прямом и переносном смысле; он не годится в герои традиционной поэмы — такому персонажу самое место в прозаической бытовой повести 1830-х гг. Но именно он вступает в столкновение со всесильным «кумиром на бронзовом коне», ибо олицетворяет частное начало человеческой жизни, как всадник олицетворяет начало — общее.

Е. — чиновник; живет он на окраине Петербурга, в Коломне, мечтает о будущем семейном счастье со своей возлюбленной Парашей и словно не замечает, что Нева, перегражденная при строительстве державного Петербурга, готова выйти из берегов. И стало быть, будущность его под угрозой. Так завязывается сюжетная линия, «замкнутая» на Е. Наутро после катастрофического наводнения 7 ноября 1824 г. он переправляется через бурные воды взбунтовавшейся реки на остров, где жила «его Параша, его мечта». Увы! она погибла, ветхий домик снесен; происходит ложная кульминация. Разум Е. не выдерживает; обезумев, он покидает квартиру (которую хозяин тут же сдает «бедному поэту» — совпадение эпитетов знаменательное) и бродит, как юродивый, по улицам и площадям столицы «державы полумира». Такова ложная развязка.

Ложная — ибо однажды мысли вдруг страшно «прояснились» в нем, когда, сидя «на звере мраморном верхом» под «столбами большого дома», он увидел статую Медного всадника. Увидел — и узнал облик Того, Кто основал город «под морем» и как бы заранее принес в жертву Истории его, Е., частную жизнь — неназванного Петра I. И маленький, несчастный Евгений грозит «строителю чудотворному»: «Ужо тебе!»

В этой точке сходятся обе сюжетные линии, и замерший было сюжет начинает с лихорадочной скоростью продвигаться к истинной кульминации. Ожившая статуя Основателя Города, сойдя с постамента, преследует Е.; ее «тяжело-звонкое скаканье» разносится по «потрясенной мостовой» великого и страшного города…

Финал Е., развязка его сюжетной линии беспримесно печальны. Войдя в пространство повести в ореоле простодушной мечты о семейном уюте («…и внуки нас похоронят»), он обретает последнее пристанище на пустынном невском острове, где «не взросло» ни былинки и куда наводнение, «играя», занесло «домишко ветхий», где, может статься, жила — и где погибла — Параша; домишко, который был для Е. скромным символом «маленького» человеческого счастья.

Образ Е. связан с трагическими раздумьями позднего Пушкина о «петербургском» периоде русской истории, о невыполненном предназначении дворянства, о непоправимом расхождении российской государственности — и частной человеческой жизни. Ведь Е. не просто чиновник; он — дворянин, и дворянин родовитый. Само имя его в переводе с греческого означает «благородный»; и Пушкин не случайно подчеркивает, что «прозвание» предков Е. «прозвучало» в «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Но произошел разрыв в исторической цепи, бедный коломенский житель не особо тужит о величественной старине, он выпал из цепи прежних поколений и думает только о будущих, причем ближайших («внуки»). Потому-то у него нет фамилии («Прозванья нам его не нужно…»), — как у всадника нет и не может быть имени. Имя выделяет, подчеркивает человеческую индивидуальность, которой лишен Основатель Города, а фамилия связывает человека с его родом, а через род — с историей отечества, которая не занимает Е. Утратив эту связь, дворянин остается как бы беззащитным перед стихией жизни; он обречен.

Сразу после выхода «Медного всадника» в свет, в 1837 г. (подцензурный вариант, без угроз Е. — кумиру), разгорелись споры о том, как понимать образ Е. На чьей, условно говоря, стороне Пушкин? В. Г. Белинский полагал, что поэт смущенно признает право могучей государственности жертвовать малым, частным, личным; позже Д. С. Мережковский (и вослед ему Б. М. Энгельгардт, Г. А. Гуковский) соглашался с ним; В. Я. Брюсов связывал Е. с декабристами; с 1960-х гг., начиная с работ С. М. Бонди, зарождается концепция «трагической неразрешимости конфликта», — согласно ей, Пушкин, как бы самоустранившись, предоставил самой истории сделать выбор между двумя «равнодостойными» правдами всадника и Е., т. е. государства и частной личности… Очевидно, вопрос нужно ставить иначе. Е., чей образ отразился во множестве последующих произведений русской литературы, — не идеал, а жертва; он вызывает не восхищение автора, но его сочувствие, соучастие. Недаром образ «бедного героя» окрашен в сентиментальные тона и как бы овеян дымкой «умилительного», умиротворенного жанра — идиллии. Из этой жанровой традиции пришли в мир Е. и мечты о семейном уюте, и «ветхий домик», и даже остров, на котором варит свой «бедный ужин» запоздалый рыбак… Е. явственно соотнесен с героем древнегреческого мифа о Филемоне и Бавкиде, счастливой бездетной чете, — этот сюжет служил неиссякаемым источником для европейских поэтов, творивших в идиллическом роде. Но время идиллий кончилось; идиллия Е. с самого начала чревата трагедией; она надломлена и обречена.

coolreferat.com

А С Пушкин Медный всадник краткое содержание, читать пересказ онлайн

«Медный Всадник» — поэма сложная и даже загадочная. Пушкин писал ее в Болдине. В этом произведении державная идея сталкивается с интересами человека, которого можно назвать «маленьким». Конфликт этот видится трудноразрешимым. Он из категории вечных. А еще А С Пушкин Медный всадник краткое содержание стал своеобразным гимном северной столицы России. Интересно, что при жизни великого поэта его поэма была запрещена к печати. И запрет этот исходил лично от самого главного цензора России, каковым, как не трудно догадаться, был император Николай 1. Она увидела свет только после гибели автора, да и то в урезанном цензурой варианте. В настоящем виде (без цензурных правок) «Медный всадник» напечатают много позже (в 1904 году). Те, кому не хватает времени, чтобы прочитать поэму полностью, могут познакомиться с ее кратким содержанием.

Главные герои

  1. Евгений — жалкий чиновник, мечтающий о семейном счастье.

Великий город в гиблом месте

Великий Петр, исполненный гордости, задумал на берегах Невы построить город, которому будет уготована величественная судьба. Этим городом император хочет приблизить Россию к Европе. Пройдет 100 лет. Некогда гиблое и пустынное место превращается в великую, огромную и, если хотите, могучую столицу. Торжественно возвышается град над тьмой и беспросветностью места, где его построили.

Наступил ноябрь. Это уже очень холодный месяц. Но как до сих пор прекрасна изящная Нева, как играет она мощной своей волной. Мелкий человек, про таких не принято сочинять поэмы, чиновник по имени Евгений идет домой, возвращаясь со службы. На улице уже глубокий и поздний вечер. Наш герой живет, естественно, не в роскошных апартаментах петербургской знати. Он спешит в свою тихую и более чем скромную каморку. Она находится в районе города, который называют Коломна. Род Евгения в прошлом был знатным и очень богатым. Кто теперь это вспомнит? Мелкий чиновник уже давно не общается с высшим обществом.

Нервно вертится Евгений в своей холодной постели. Никак не получается у него уснуть. Жалким кажется ему его общественное положение. А еще он переживает из-за того, что мосты разведены. Это не позволяет ему навестить свою любимую. Параша живет на другом берегу Невы. И вот уже Евгений погрузился в сладкое мечтание. Будет у них с Парашей свадьба, много детишек, счастливая сытая семейная жизнь. Главу семейства все домочадцы будут ценить и уважать. Покой и благодать ждут нашего героя в этих мечтах. На такой счастливой ноте он засыпает…

Стихия разбушевалась

Наступил новый день. Но не принес он никаких приятных изменений. Река под воздействием силы ветра разбушевалась и большая вода пошла на город. Волны реки напоминают вражескую армию. Она захватывает все по ходу своего движения. Дома, люди, лошади, деревья — все смывается водами Невы. Многие говорят, что это наказание господа. Царь, власть которого над людьми огромна, и тот вынужден смириться перед стихией. Кто может что либо изменить, что находится в воле господней?

Спасаясь от стихии, Евгений оседлал мраморного льва. Порывом ветра сорвало с него шляпу. Вода уже подобралась к подошвам его ботинок. Сверху падают струи дождя. Смотрит несчастный чиновник на противоположный берег. Там живет его любовь. Туда он мысленно улетает, не замечая, что творится вокруг.

И природная стихия не может бушевать вечно. Вот уже Нева стремится войти в пределы своих берегов. Евгений спешит к реке. Нужно успеть договориться с лодочником, чтобы его смогли переправить к его возлюбленной. Переправившись, наш герой не может узнать тех мест, где бывал много раз. Мощная стихия, разгулявшись, разрушила все вокруг. Деревья повалены, дома снесены. И только мертвые люди вокруг. Огромное количество погибших жителей великого города. Душу бедного чиновника охватывает ужас. Стремительными шагами спешит он к тому месту, где должен стоять дом его ненаглядной Параши. Но не может Евгений найти заветного дома.

Евгений сходит с ума от горя

С новым днем приходит к горожанам успокоение. Начинают они потихоньку убирать разрушенное. Наш несчастный Евгений не в силах смириться с тем, что произошло. Бродит он по улицам столицы, печальны и глубоки его переживания и размышления. Буря и наводнение, произошедшие накануне, не выходят у него из головы. Уже не день прошел, а месяц и еще месяц. Так и живет бывший чиновник, блуждая по городу. А существует он теперь на то, что как говорят «Бог подаст». Молодой человек от горя лишился рассудка.

Великий царь в гневе

Ничего Евгений теперь не замечает, что происходит в его несчастной жизни. Дети бросают в него камнями и насмехаются. Извозчики хлещут мужчину нещадно плетями. Спит он и во сне снова переживает тот страшный день наводнения. Проснувшись, бродит он по улицам города. Неожиданно набредает он на тот самый дом, перед которым знакомые львы. Очень волнуется Евгений, огибая львов кругом. Душа его наполняется сильным гневом. В гневе и волнении начинает он грозить памятнику царя. И вот, вдруг, видит он лик великого царя. Как будто тот пытается к нему обратиться. Гнев сверкает в очах Петра. В страхе мужчина убегает прочь от этого места.

Смерть несчастного Евгения

Ночью испуганный мужчина пытается спрятаться во дворах и подвалах огромного города. Кажется ему, что везде его преследует страшный топот копыт. Теперь, когда ему приходится проходить недалеко от памятника великому царю, Евгений снимает картуз и прижимает руки к сердцу. Просит он у большого истукана прощения, что пустил тогда злобу в свою бедную душу.

У порога ветхого и страшного домика было найдено тело несчастного Евгения. Так тихо умер маленький человек в большом городе. Бездыханный труп его был похоронен посторонними людьми.

Тест по поэме Медный всадник

ПОДЕЛИТЕСЬ СВОИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ТЕСТА

vse-kratko.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о