Материализм атомистов древности демокрит эпикур – 6.Античный атомизм в учениях Демокрита, Эпикура, Тита Лукреция Кара.

6.Античный атомизм в учениях Демокрита, Эпикура, Тита Лукреция Кара.

Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемых свойств вещей — их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего, будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и их подвижности должна была считаться с этим. Учение атомизма явилось попыткой разрешения этих трудностей. Атомисты предполагали существование бесконечного множества телесных частиц, они допускали существование пустоты, в которой происходит движение частиц и отрицали за частицами возможность делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы (бытие/небытие).

Согласно этой гипотезе, каждая вещь, будучи суммой весьма большого количества малых частиц, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может рассматриваться как бесконечно большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Таким образом был разрешен кризис, вызванный критикой Зеноном.

Основатель атомизма — Левкипп (рожден в Милете). Все состоит из мельчайших неделимых частиц и пустоты.

Демокрит (около 46О — 370 г.г. до н.э.) — полностью разделял учение Левкиппа об атомах и пустоте. Атомы характеризуются величиной, формой, порядком и положением. Они являются причиной вещей (принцип причинности), которые возникают и гибнут благодаря их соединению и разъединению. К характеристикам атомов Левкиппа он добавляет еще величину и тяжесть. Концепция атомизма Демокрита содержит представление о неустранимости и несотворимости материи (так как атомы сами по себе неизменны). Демокритово материалистическое понимание возникновения и развития мира выливается в атеизм. Материя, по Демокриту, бесконечна. Его понимание бесконечности, неуничтожимости и несотворимости вселенной, убежденность в существовании конечного множества миров, которые возникают и гибнут. Об отношении материи и движения у Демокрита: движение присуще атомам в естественных состояниях и передается через столкновения. Движение в его понимании — основной источник развития. Атомы подчиняются только

случайности, не испытывают никакого давления, принуждения, находятся в абсолютной свободе. Произвольно возникает точка вихря – начало появления космоса. Атомы соединяются друг с другом, образуют предмет (тело). Предмет уловим чувствами человека (в отличие от атома). Так как атомы невозможно увидеть, нужно составить о них умозрительное положение. Как только атомы начинают слипаться, господствовать начинает необходимость (не случайность). Появляется космос. Существует такая необходимость, которая управляет всем развитием точки вихря., космоса, и после его развития, распада, происходит гибель космоса. Ни один атом во Вселенной не теряется, сколько было до катастрофы, столько и останется. Люди, возникающие из атомов, не имеют свободы, их развитие и гибель запрограммированы. Гносеология – вульгарный сенсуализм (грубые чувства).

Ощущения, хотя и недостаточный, но необходимый источник познания. Недостаточные и неточные свидетельства ощущений исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяются основанным на чувствах наблюдениях размышлением.

Понимание мира Демокритом: развитие вселенной, порядок мира, все, в сущности, определено механическим движением атомов. Поэтому в его системе нет существования «случайности» — все возникает по необходимости, то есть свое понимание причинности он обосновывал необходимостью.

Познание, по Демокриту: 1) знание — низкое, темное (при помощи чувственного восприятия) 2) знание — подлинное знание (при помощи рассуждений).

Душа, по Демокриту: совокупность наимельчайших атомов, имеющих идеальную (то есть шаровидную) форму, т.е. идеальное мыслилось наравне с материальным – единой субстанцией. Частью души является разум. Душа смертна — погибает вместе с телом.

Признавал существование Бога, который состоит из атомов, он есть космический разум. В сочетании атомов находится некая живая и духовная сила, а начала разума находятся в мирах, которые он наделяет божественностью: мир создан божественным разумом и боги помогают людям. Совокупность огненных атомов, разлитая во всем Космосе, оживляет все и дает всему и вся Разум.

Эпикур (341-27О гг. до н.э.) — греческий философ, материалист. Вместе с Демокритом он признает, что атомы движутся в пустоте. В отличие от Демокрита, который допускал лишь прямолинейное движение атомов, Эпикур допускал определенное отклонение от прямолинейного движения. Эпикур снимает абсолютную необходимость причинности Демокрита, хотя понимание случайности не исключает причинного объяснения (проблема свободы и необходимости).

Учение о душе, по Эпикуру: это не нечто бестелесное, а структура атомов, тончайшая материя, рассеянная по всему организму, отрицание бессмертия души.

Теория познания Эпикура: сенсуалист; основной предпосылкой для всякого познания является существование объективной реальности и ее познаваемость с помощью чувств.

Критерий счастья — удовольствие. Благо — то, что порождает удовольствие. Зло — то, что порождает страдание. Разработке учения о пути к счастью должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед богами, смертью и загробным миром. Боги не способны вмешиваться в наш мир, а душа смертна.

Эпикур вносит в систему Демокрита изменение, которое в корне меняет картину мира. У него атом способен самопроизвольно отклоняться в своем движении, имеет автономию, некоторую свободу. Это объясняет свободу человека: человек состоит из атомов, некоторые виды атомов имеют свободу.

Тит Лукреций Кар (95-55 гг. до н.э.) — полностью отождествлял свои взгляды с Демокритом и Эпикуром. В своей поэме «О природе вещей» он изображает легкую и тонкую, всегда подвижную картину воздействия, которое на наше сознание оказывают атомы путем истечения особых «эйдолов», в результате чего возникают ощущения и все состояния сознания. При этом он во многих случаях разрабатывает мысли Демокрита и Эпикура. Тит Лукреций Кар единственным сущим считает атомы и пустоту. Он также подчеркивает несотворимость материи как таковой. Атомам, по нему, присуще движение; в решении вопросов движения он стоит на принципах Эпикура. Он считает душу особым материальным соединением воздуха и тепла; она протекает по всему телу и образована тончайшими и наилегчайшими атомами. Атомы у Лукреция – не совсем то, что у Эпикура: они – не предел делимости, а своего рода творческие начала, из которых создается конкретная вещь со всей ее структурой, т.е. атомы – это материал для природы, предполагающей какой-то

творческий принцип, находящийся вне атомов.

В его понимании атомической теории уже можно встретить зачатки эволюционизма. Он считал: все органическое возникло из неорганического, сложные органические виды из простейших.

Атомистов привыкли трактовать как материалистов, однако они не знали материализма в европейском смысле слова (они признавали существование богов). Представления об атоме как неделимой частице господствовали до конца 19 века.

studfiles.net

Атомистический материализм (Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар)

 Предпосылкой возникновения атомизма стала потребность дать материальное объяснение наблюдаемым свойствам вещей

— их множества, движения, изменения. Учение атомизма было гениальной попыткой решения этих трудностей. Атомисты предсказывали существование бесконечного количества телесных частиц, они допускали существование пустоты в которой происходит движение частиц и отрицали возможность их непрерывно делиться, видели в них непроницаемые атомы. Согласно этой гипотезе, каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не безграничной) количества частиц — весьма малых, но в силу своей неделимости, ни во что не превращаясь, уже не может рассматриваться как бесконечно большая и в то же время совсем не иметь величины. Основателем атомизма считается Левкипп (м.Милет). 

Он утверждал, что все состоит из мельчайших неделимых частиц и пустот. Это учение активно развивал философ Демокрит. Труды Демокрита охватывают вопросы философии, логики, этики, политики, педагогики, теории искусств, языкознания, математики, физики, космологии, психологии. Исходным положением атомистической системы является существование атомов и пустот, образующих своими бесконечно разнообразными соединениями все сложные тела. Соответственно, одной из главных предпосылок его учения стало то, что чувство является необходимым источником познания, хотя и недостаточным. Недостаточные и неточные свидетельства ощущения исправляются за счет более тонкого умственного склада. Демокрит считал, что философия изучает не то, что известно всем, а то, что лежит в основе всего.

Положение атомистического учения распространяются на учение Демокрита о жизни и душе. Жизнь и смерть органично объясняются как сообщения и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временным соединением. Душа не смертен. Идеалом Д. жизнь, обеспечено общим законом и порядком, безмятежная, благодушный. Важным условием является разделение труда. Этические воззрения — разумное наслаждение жизнью — заключаются в светлом, спокойном душевном состоянии, обусловленном согласием с природой, исполнением долга, мерой во всем. По Д. такого состояния можно достичь за счет обучения, совмещенного с воспитанием, без которого невозможно постичь искусство и мудрость. Эпикур поддерживал основные положения теории Д. он считал главной задачей философии — создание этики, учения о поведении, которая приходит к счастью.

Но этику можно построить при определении места, которое занимает в мире человек. Поэтому этика должна походить по физике, а физике должна предшествовать разработка теории познания. Эпикур утверждал, что учение о причинной необходимости всех природных явлений, не должно сводиться к невозможности свободы для человека. В рамках необходимости должен указываться путь человека к свободе. Мыслитель считал, что движение обусловлено внутренним свойством атомов — их тяжестью, которая вместе с их формой, положением, порядком становится важным объективным определением атома. Количество форм атомов ограничено, поскольку атом не имеет большой тяжести. Двигаясь атомы способны произвольно переходить из прямолинейной на криволинейное движение. Это является необходимым условием свободы человека. Критерием счастье есть удовольствие. Благо порождает удовольствие. Зло порождает страдание. Разработке учения о пути к счастью должно предшествовать уничтожение страха перед богами, смертью и потусторонним миром. Боги не способны вмешиваться в наш мир, а душа смертна.

Лукреций Кар, выразитель идеологии и интересов демократических слоев римских рабовладельцев, крупнейший материалист и атеист Древнего Рима. (Философская работа — поэма «О природе вещей») Задачу философии Лукреций видел в выяснении природы вещей и природы сознания, т.е. в том, чтобы дать целостную картину мира. Мир, по Лукрецием, состоит из атомов и пустоты. Атомы представляют собой вечные, движущиеся мельчайшие частицы материи, что является пределом делимости вещей. Все вещи природы представляют собой результат различных соотношений движущихся в пустоте атомов. Признание существования пустоты как непременного условия, что делает возможным движение атомов, пустота в отличие от атомов не имеет бремени. Поэтому в природе, указывал Лукреций, встречаются как предметы большого объема и малого веса, потому что в них много пустого пространства, так и предметы малого объема, но тяжелые, потому что в них содержится много атомов, но мало пустого пространства.


worldofscience.ru

5. Античный атомизм (Демокрит, Эпикур).


Атомиз был попыткой примирить крайности логоса элеатов с требованиями опыта. В логику атомистов перекочевала большая часть логики элеатов (первый атомист Левкипп был учеником Мелисса). Ясно, что также это было неизбежным и для Эпикура.

Понимание природы атома Эпикуром отличается от понимания Левкиппа и Демокрита по трем позициям.

1. Древние атомисты выделяли как существенные следующие характеристики атома: фигура, порядок и позиция. У Эпикура – это фигура, вес и величина. Различия атомов по форме чисто количественные; это не качественные формы Платона и Аристотеля.

2. Второе отличие заключается в теории минимумов. Все атомы, от самых больших до самых маленьких, физически неделимы. Однако тот факт, что речь идет о телах, наделенных фигурой, следовательно, объемом, величиной, означает, означает, что они должны иметь части. Здесь идет речь о частях неделимых, а только логически выделяемых, именно потому, что атом структурно неделим. Элеаты в силу этого же мотива говорили о том, что невозможно, чтобы атомы уменьшались до бесконечности, лишь до известного предела, который Эпикур назвал «минимумом» или «единицей меры». При этом Эпикур говорил о «минимуме» не только относительно атомов, но и относительно пространства, времени.

3. Третье отличие касается понятия первоначального толчка. Эпикур понимает движение атомов не так, как первые атомисты – как равное во всех направлениях; для него движение – это падение вниз, в бесконечное пространство, под действием тяжести атомов.

Отвечая на вопрос: «Почему же атомы не падают в бесконечности по параллельным траекториям?», Эпикур вводит теорию «отклонения» атомов, согласно которой атомы в любой момент времени и в любой точке пространства могут отклоняться от прямой линии на минимальный интервал и могут встречаться с другими атомами.

Однако теория «отклонения» была введена не только для физического обоснования, а, прежде всего, для обоснования этики. В системе античного атомизма господствует необходимость: фатум и судьба правят миром для человеческой свободы места нет, а следовательно нет места для мудреца с его опытом жизни. Эпикур говорил, что лучше бы верить в мифических богов, чтобы не быть рабами фатума, о котором говорят физики.

По поводу существования богов у Эпикура не было сомнений, однако он не допускал какой-либо их озабоченности по поводу человеческого мира. Они все блаженствуют своим многочисленным семейством в межмировом пространстве, общаются между собой на языке мудрецов, проводят жизнь в мудром величии.

Душа, как и все прочее, есть агрегат атомов. Атомы воздухообразные и подвижные образуют алогичную часть души. Другие же, без специфического названия, образуют рациональную часть души. Душа как агрегат не вечна и подлежит разрушению и смерти.

ar1inf.blogspot.com

Атомистический материализм Демокрита

В V в. до н. э. возникает новая форма материализма — атомистический материализм, наиболее выдающимся представителем, которого был Демокрит. После Зенона, доказывавшего, что гипотеза о беско­нечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка вновь обосновать реальность множества, раз­дельности вещей и их подвижности должна была счи­таться с этими результатами элейской критики, и при­том не только в целях философии, но и в интересах за­щиты и обоснования математики. Учение Анаксагора о материи отрицало наличие в мире пустоты, но этим не устранялись противоречия, так как, предполагая бес­конечную делимость частиц вещества, Анаксагор не мог преодолеть те трудности, на которые указывал Зенон. Гениальной попыткой преодоления этих трудностей явилось учение атомистов. Так же как и Анаксагор, ато­мисты предполагали существование бесчисленного множества телесных частиц, но в отличие от Анаксагора они 1) допускали существование пустоты, в которой проис­ходит движение частиц, и 2) отрицая за частицами спо­собность делиться до бесконечности, видели в них не­проницаемые «атомы» («неделимые»). Согласно этой гипотезе, каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно большого) числа частиц—чрезвы­чайно малых, но в силу своей неделимости не обраща­ющихся в ничто — уже не может рассматриваться, как это было у Зенона, одновременно и как бесконечно большая, и как вовсе не имеющая величины. Таким об­разом был разрешен опасный для знания кризис, вы­званный критикой Зенона, которая до выступления ато­мистов казалась неотразимой и которая была продолже­на и утрирована софистами. Преодоление тупика, в ко­торый зашла наука, сделало возможным для Демокрита построение материалистического учения, грандиозного по широте охвата философских и научных вопросов.

Основателем древнегреческого атомизма был Левкипп, по-видимому уроженец Милета. Левкипп сформу­лировал основное положение атомистического материа­лизма, согласно которому все в мире состоит из мель­чайших, простых, неделимых частиц (атомов) и пустоты.

Продолжатель учения Левкиппа, крупнейший пред­ставитель древнегреческого материализма был Демокрит (ок. 460 — начало IV в. до н. э.) Он родился во фракийском го­роде Абдерах, который в V в. до н. э. выдвинулся среди демократических городов-государств в значительной ме­ре благодаря своему выгодному положению на торговых путях, ведших из Греции в Персию. Сын богатого абдеритянина, Демокрит рано увлекся научными занятиями и по смерти отца совершил ряд путешествий в страны Востока. Сохранившийся перечень произведений Демо­крита охватывает широкий круг вопросов философии, логики, психологии, этики, политики, педагогики, тео­рии искусств, языкознания, математики, физики, космо­логии.

Исходное положение атомистической системы Демокрита— тезис о существовании пустоты и атомов, обра­зующих своими бесконечно многообразными соединениями все сложные тела. В отличие от элеатов Демокрит не только не отрицает чувственно наблюдаемой картины Явственного многообразия действительности, а, напротив, стремится ее объяснить, исходя из сформулированного им принципа. Для такого объяснения Демокрит допускает, что атомы отличаются друг от друга по фор­ме, порядку и положению. Эти первоначальные различия и лежат в основе всех наблюдаемых различий. Ни одна из них, следовательно, не бывает беспричинным. Таким образом, признание универсальной причинности непо­средственно вытекает из атомистики. Поэтому Демокрит одновременно и отрицает случайность, и признает ее: отрицает в смысле беспричинности — никакое событие не может возникнуть без причины; признает в смысле противоположности целесообразности — никакое собы­тие б природе не возникает и не происходит ради осу­ществления какой-либо цели. В этом смысле всякое со­бытие случайно.

Атомистическое воззрение Демокрит распространил на учение о жизни и душе. Подобно предшествующим ему материалистам Демокрит объясняет происхождение организмов из различных физических условий, целесо­образность при этом отвергается. Жизнь и смерть орга­низмов сводятся к соединению и, разложению атомов, причем основой жизненных отправлений считаются ато­мы особой формы — круглые, гладкие и весьма малые. Тот же принцип положен в основу психологии: душа со­стоит из огненных атомов и есть их временное соедине­ние. Бессмертие души Демокрит отвергает. Учение Де­мокрита о душе подрывало устои обычных религиозных представлений. Из смертности души следовало отрица­ние загробного мира. Греческие боги лишались сверхъестественных свойств и превращались в образы, правда безмерно превосходящие человека величиной, силой, красотой и долголетием, но не сверхъестественные и не вечные.

Материалистическому учению Демокрита о бытии соответствует ма­териалистическое учение о познании. Исходным началом и основанием познания Демо­крит признавал ощущения. В них он видит не только образы материальных вещей, порождаемые действием вещей на чувства, но как бы перенесенные из самих ве­щей их копии, проникающие в тело человека через ор­ганы внешних чувств. Эти копии тоже материальны. Они отделяются от самих вещей, несутся во все стороны в пустом пространстве и, достигая наших органов, прони­кают в них через поры.

Если поры соответствуют величине и форме прони­кающих через них образов вещей, то эти образы в ощу­щении соответствуют самим вещам. Они и составляют основу знания. Однако познание не может быть сведено целиком к ощущению. Ощущения — необходимый источ­ник познания, но недостаточный. Существуют предметы и свойства предметов, которые ввиду своей малой вели­чины недоступны чувствам. Такие свойства вещей по­стигаются только умом, и это познание также может быть достоверным. Так, мы не видим, не слышим и не осязаем непосредственно ни пустоты, ни атомов, из ко­торых состоят все тела. Однако мы убеждаемся в их достоверном существовании посредством ума.

Более тонкое усмотрение ума не только открывает с помощью аналогии невидимое и невоспринимаемое, но и дополняет и исправляет первоначальные недостаточно точные и верные суждения о вещах, полученные на ос­нове ощущений. Однако последняя опора знания все же ощущения, и всему, что дает для познания ум, он в ко­нечном счете обязан чувствам.

Демокрит отличает то, что существует «во мнении», от того, что существует в действительности. Он говорит: «Лишь в общем мнении существует сладкое, в мне­нии— горькое, в мнении — теплое, в мнении — холодное, в мнении — цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота» («Материалисты Древней Греции», стр. 76.).

В тесной связи с гносеологией разрабатывалась Де­мокритом логика. По-видимому, в его логических иссле­дованиях уже рассматривались понятия, состав сужде­ний, а также вопросы обоснования индуктивных выво­дов, опирающихся на исследование природы. Имеются сообщения о возражениях Демокрита против умозри­тельных доказательств, не основывающихся на данных опыта. Сам Демокрит широко применял в своих иссле­дованиях аналогию и гипотезу. Впоследствии в школе Эпикура, продолжившей традицию демокритовского ма­териализма, логика развивалась как логика индукции.

studfiles.net

Античный атомизм (Демокрит, Эпикур)

Атомиз был попыткой примирить крайности логоса элеатов с требованиями опыта. В логику атомистов перекочевала большая часть логики элеатов (первый атомист Левкипп был учеником Мелисса). Ясно, что также это было неизбежным и для Эпикура.

Понимание природы атома Эпикуром отличается от понимания Левкиппа и Демокрита по трем позициям.

1. Древние атомисты выделяли как существенные следующие характеристики атома: фигура, порядок и позиция. У Эпикура – это фигура, вес и величина. Различия атомов по форме чисто количественные; это не качественные формы Платона и Аристотеля.

2. Второе отличие заключается в теории минимумов. Все атомы, от самых больших до самых маленьких, физически неделимы. Однако тот факт, что речь идет о телах, наделенных фигурой, следовательно, объемом, величиной, означает, означает, что они должны иметь части. Здесь идет речь о частях неделимых, а только логически выделяемых, именно потому, что атом структурно неделим. Элеаты в силу этого же мотива говорили о том, что невозможно, чтобы атомы уменьшались до бесконечности, лишь до известного предела, который Эпикур назвал «минимумом» или «единицей меры». При этом Эпикур говорил о «минимуме» не только относительно атомов, но и относительно пространства, времени.

3. Третье отличие касается понятия первоначального толчка. Эпикур понимает движение атомов не так, как первые атомисты – как равное во всех направлениях; для него движение – это падение вниз, в бесконечное пространство, под действием тяжести атомов.

Отвечая на вопрос: «Почему же атомы не падают в бесконечности по параллельным траекториям?», Эпикур вводит теорию «отклонения» атомов, согласно которой атомы в любой момент времени и в любой точке пространства могут отклоняться от прямой линии на минимальный интервал и могут встречаться с другими атомами.

Однако теория «отклонения» была введена не только для физического обоснования, а, прежде всего, для обоснования этики. В системе античного атомизма господствует необходимость: фатум и судьба правят миром для человеческой свободы места нет, а следовательно нет места для мудреца с его опытом жизни. Эпикур говорил, что лучше бы верить в мифических богов, чтобы не быть рабами фатума, о котором говорят физики.

По поводу существования богов у Эпикура не было сомнений, однако он не допускал какой-либо их озабоченности по поводу человеческого мира. Они все блаженствуют своим многочисленным семейством в межмировом пространстве, общаются между собой на языке мудрецов, проводят жизнь в мудром величии.

Душа, как и все прочее, есть агрегат атомов. Атомы воздухообразные и подвижные образуют алогичную часть души. Другие же, без специфического названия, образуют рациональную часть души. Душа как агрегат не вечна и подлежит разрушению и смерти.

filosofedu.ru

5.Античный атомизм. Его эволюция.(Демокрит, Эпикур)

Предпосылкой атомизма (А) была потребность дать матер. объяснение наблюдаемыхсвойств вещей — их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и ихподвижности должна была считаться с этим. Учение А. явилось ген. попыткой разрешения этих трудностей. А. предполагали сущ. беск. мн-ва телесных частиц, они допускали сущ. пустоты в кот. происх. движ. частиц и отрицали за частицами возм. делиться до бесконечности, видели в них нероницаемые атомы.

Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) кол. частиц — весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может расматриваться как беск. большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Таким образом был разрешен кризис, вызванный критикой З.

Основатель А. — Левкип.(рожден в Милете). Все состоит из мельчайших недел. частиц и пустоты.

Продолжатель А. — Демокрит (460 -370 ггднэ). Родился во фракийском городе Абдерах. Побывал в странах востока. Имеются труды Д. охватывающие вопросы ф., логики, психологии, этикт, политики, педагогики, теор. искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Активный приверженец раб. демократии.

Исходное положение а. системы — сущ. атомов и пустоты, образующих своиим бескон. многообр. соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из гл. предпосылок его учения явл. взгляд по которому ощущ. представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания.

Недостаточные и неточные свидетельства ощущ. исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их сущ.удостоверяются основанным на чувств. наблюдениях размышлением. Д. отличает то, что сущ. во мнениии от того, что сущ. в действительности. “лишь в общем мнениии сущ сладкое, в мнениии — горькое, в мнении — теплое, в мнен. — холодное, в м. — цвет, в действительностии же сущ. только атомы и пустота.” Однако Д. не отрицает реальность чувств. воспринимаемого. В данном случае Д. говорит о том,что ф. занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего, образует его причину. По-видимому Д. не согласен с тем, что чувств. восприятия качеств совпадают с самими качествами.

Атомы суть всевозм. мал. тела, не имеющие качеств, пустота же — метсо, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения.

Для объяснения реального многообразия действительности Д. допускает, что атомы различ. по форме порядку и положению. Эти отличия и лежат в основе всех наблюд. отличий. Ни одно из них следов. не явл. беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе.

А. учение расространяется Д. на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть орг. сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.

Основа познания — ощущения. От вещей отделяются “видики” — материальные формы вещей, они несутся во все стороны в пустом пространстве и проникают в органы чевств через поры. Если поры соотв. по величине и форме проникающим в них видикам, то в ощущ. возникает образ предмета, соотв. самому предмету. Т.о. уже в ощущ мы получаем верный образ предмета. Однако сущ. предметы, кот. в силу своей малой величины недоступны чувствам, Такие св-ва вещ. постигаются умом, иэто позн. также м.б. достоверным.

Идеалом Д. явл. жизнь, обеспеченнаяобщим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшее условие — разделение труда. Этические воззрения — разумное наслаждение жизнью сос тоит в светлом и спок. состоянии души, обусловленном согласием с прир., исполнением долга, мерой во всем… Умение доходить до такого сост. дает обучение, кот Д. не отделяет от воспитания без кот. не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость.

ЭПИКУР. (341-270днэ Эпоха эллинизма) Родился на острове Самосе. Переехал в Афины, где основал школу “Сад Эпикура”. Гл. задача ф. — создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика м.б. построена только при условии если будет определено место, кот. человек занимает в мире. Поэтому этика должна опир. на физику, а физике должно предшествоваь разраб. теори познания.

Материалистический сенсуализм. Все, что мы ощущ. истинно. Ошибки возникают от неправ. оценки того, что мы ощущ. На основе ощущ. возможны заклюения о предметах и их причинах. Восприятие — единств. критерий истинности, оно есть крит. и для заключений о таких вещах, кот. непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти не были в лог. противоричии с данными восприятиями.

Э. принял основные положения А. Демокрита. Доказывал, чо учение о причинной необходимости всех явл. природы не должно вести к выводам о невозможности для чел. свободы. Врамках необход. должен быть указан путь к свободе.

У Д. движ. атомов в пуст. вызывается мех. необход. Э. полагает, что дв. обусловлено внутр. св-вом атомов — их тяжестью, кот. наряду с их формой, положением и порядком становится важным объект. определением атома. Кол. форм атомов ограничено, т.к атом не мож. обладать б. тяжесью. При движ. атомы могут самопроизвольно отклон. на небольшой угол и т.о переходить с прямол. путей движ. на криволинейные. Это явл. необход. условием свободы человека.

Критерий счастья — удовольствие. Благо -то, что порождает удовольствие. Зло — то, что порожд. страдание. Разработке учения о пути к счастью должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед богами, смертью и загр. миром. Боги не способны вмешив. в наш мир, а душа смертна.

Освоб. от страхов открыв путь к счастью. 3 типа удовольствия: 1. природные и необходимые для жизни; 2. прир., нодля жизни не необходимые; 3. не необх для жизни и не природные. Он стремится только к первым и воздерж. от остальных. Результат такого воздержания — полная невозмутимость, или безмятежность, кот. и есть счастье фил.

studfiles.net

11. Античный атомизм. Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар.

Предпосылкой А была потребность дать матер. объяснение наблюдаемыхсвойств вещей — их множества, движения и изменения. После Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множества, раздельности вещей и ихподвижности должна была считаться с этим. Учение А. явилось ген. попыткой разрешения этих трудностей. А. предполагали сущ. беск. мн-ва телесных частиц, они допускали сущ. пустоты в кот. происх. движ. частиц и отрицали за частицами возм. делиться до бесконечности, видели в них нероницаемые атомы. Согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) кол. частиц — весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может расматриваться как беск. большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Таким образом был разрешен кризис, вызванный критикой З. Основатель А. — Левкип.(рожден в Милете). Все состоит из мельчайших недел. частиц и пустоты. Продолжатель А. — Демокрит (460 -370 ггднэ). Родился во фракийском городе Абдерах. Побывал в странах востока. Имеются труды Д. охватывающие вопросы ф., логики, психологии, этики, политики, педагогики, теор. искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Активный приверженец раб. демократии. Исходное положение а. системы — сущ. атомов и пустоты, образующих своиим бескон. многообр. соединениями все сложные тела. Следовательно, одной из гл. предпосылок его учения явл. взгляд по которому ощущ. представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания. Недостаточные и неточные свидетельства ощущ. исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их сущ.удостоверяются основанным на чувств. наблюдениях размышлением. Д. отличает то , что сущ. во мнениии от того, что сущ. в действительности. “лишь в общем мнениии сущ сладкое, в мнениии — горькое, в мнении — теплое, в мнен. — холодное, в м. — цвет, в действительностии же сущ. только атомы и пустота.” Однако Д. не отрицает реальность чувств. воспринимаемого. В данном случае Д. говорит о том,что ф. занимается изучением не того, что известно всем, а того , что лежит в основе всего, образует его причину. По-видимому Д. не согласен с тем, что чувств. восприятия качеств совпадают с самими качествами. Атомы суть всевозм. мал. тела, не имеющие качеств, пустота же — метсо, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают, расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения. Для объяснения реального многообразия действительности Д. допускает, что атомы различ. по форме порядку и положению. Эти отличия и лежат в основе всех наблюд. отличий. Ни одно из них следов. не явл. беспричинным. Он отрицает наличие целесообразности в природе. А. учение расространяется Д. на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть орг. сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. Основа познания — ощущения. От вещей отделяются “видики” — материальные формы вещей, они несутся во все стороны в пустом пространстве и проникают в органы чувств через поры. Если поры соотв. по величине и форме проникающим в них видикам, то в ощущ. возникает образ предмета, соотв. самому предмету. Т.о. уже в ощущ мы получаем верный образ предмета. Однако сущ. предметы, кот. в силу своей малой величины недоступны чувствам, Такие св-ва вещ. постигаются умом, иэто позн. также м.б. достоверным. Идеалом Д. явл. жизнь, обеспеченнаяобщим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Важнейшее условие — разделение труда. Этические воззрения — разумное наслаждение жизнью сос тоит в светлом и спок. состоянии души, обусловленном согласием с прир., исполнением долга, мерой во всем… Умение доходить до такого сост. дает обучение, кот Д. не отделяет от воспитания без кот. не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость. Эпикур (341-270днэ Эпоха эллинизма) Родился на острове Самосе. Переехал в Афины, где основал школу “Сад Эпикура”. Гл. задача ф. — создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика м.б. построена только при условии если будет определено место, кот. человек занимает в мире. Поэтому этика должна опир. на физику, а физике должно предшествоваь разраб. теори познания. Материалистический сенсуализм. Все, что мы ощущ. истинно. Ошибки возникают от неправ. оценки того, что мы ощущ. На основе ощущ. возможны заклюения о предметах и их причинах. Восприятие — единств. критерий истинности, оно есть крит. и для заключений о таких вещах, кот. непосредственно нами не воспринимаются, лишь бы заключения эти не были в лог. противоричии с данными восприятиями. Э. принял основные положения А. Демокрита. Доказывал, чо учение о причинной необходимости всех явл. природы не должно вести к выводам о невозможн для чел. свободы. Врамках необход. должен быть указан путь к свободе. У Д. движ. атомов в пуст. вызывается мех. необход. Э. полагает, что дв. обусловлено внутр. св-вом атомов — их тяжестью, кот. наряду с их формой, положением и порядком становится важным объект. определением атома. Кол. форм атомов ограничено, т.к атом не мож. обладать б. тяжесью. При движ. атомы могут самопроизвольно отклон. на небольшой угол и т.о переходить с прямол. путей движ. на криволинейные. Это явл. необход. условием свободы человека. Критерий счастья — удовольствие. Благо -то, что порождает удовольствие. Зло — то, что порожд. страдание. Разработке учения о пути к счастью должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед богами, смертью и загр. миром. Боги не способны вмешив. в наш мир, а душа смертна. Освоб. от страхов открыв путь к счастью. 3 типа удовольствия: 1. природные и необходимые для жизни; 2. прир., нодля жизни не необходимые; 3. не необх для жизни и не природные. Он стремится только к первым и воздерж. от остальных. Результат такого воздержания — полная невозмутимость, или безмятежность, кот. и есть счастье фил.

Лукреци Кар – рим фил – в 17-18 вв н.э.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *