Материалистическая философия это – диалектико-материалистическая философия, представители материалистической философии, материалистическое направление в философии

Содержание

это… Материализм и идеализм :: SYL.ru

Материализм – это философское научное направление. Есть несколько вариантов понимания этого термина: стихийная уверенность в том, что внешний мир – единственная существующая объективная реальность, и философское воззрение, которое представляет собой развитие и углубление стихийной уверенности. Материализм и идеализм как философские течения прямо противоположны друг другу.

Что это за учение?

Материализм – это философия, которая утверждает, что все материальное первично, а духовное – вторично. Сознание считается только продуктом первичной материи. Именно поэтому материализм и идеализм являются конфликтующими между собой системами на почве признания первичных и вторичных начал и следствий. Материалистический подход рассматривает сознание в качестве отражения мира внешнего. Таким образом, природа является познаваемой.

Исторические предпосылки и эффект

Материализм — это достаточно древнее учение. С давних времен это мировоззрение в основном имели представители передовых слоев общества и классов, которые были заинтересованы в познании мироздания, усилении власти человечества над природой. Материализм способствовал развитию научного знания и методов, их совершенствованию. В свою очередь, это оказывало позитивное влияние на человеческую практику, развитие сил производства. Материализм — это учение, которое тесно связанно с развитием специальных прикладных и теоретических наук.

История учения в древнем мире

Впервые подобного рода мысли появились у философов, которые жили в обществах с процветающим рабовладельческим строем. В Индии, Греции и Китае за много веков до нашей эры родились идеи о познаваемости мира материального, о том, что он существует независимо от людей и их сознания. Это характерно для Лао Цзы, Ван Чуна, Гераклита, Демокрита, Эпикура, Эмпедокла, Анаксагора и других. Многие материалисты древности были предшественниками такого направления, как диалектический материализм, который развил Карл Маркс через много столетий. Представители древнего материализма пытались найти общее первозданное начало всего происходящего и существующего во всем природном многообразии. В то же время была сформирована гипотеза атомистического строения материи. Большинство философов того времени не проводили различия между психическим и физическим. Также развитие диалектических и материалистических взглядов сочеталось с сильным влиянием мифологии.

История учения в Средние века и в эпоху Возрождения

Средневековый материализм – это номинализм, то есть учение о «конечной природе бога». К этим же идеям относятся и так называемые ранние пантеитстические ереси. В эпоху Ренессанса материалистическое учение было облечено в форму гилозоизма и пантеизма, что говорит о следовании античным взглядам. Свое развитие данный взгляд получил уже только ближе в концу XVII века благодаря Бэкону, Галилею, Гоббсу, Гассенди, Спинозе и Локку. Ренессансный материализм – это взгляды, основа которых базируется на зарождающемся капитализме, росте науки, техники и производства. Материалисты выступали как идеологии прогрессивной буржуазии, вели борьбу со схоластикой, авторитетом церкви, обращаясь к опыту как к учителю и природе как к философскому объекту.

История учения в эпоху Просвещения

Материализм – это учение, которое во многом связано с прогрессирующими тогда науками — механикой, математикой. В отличие от предшественников-натурфилософов, материалисты в восемнадцатом веке начали рассматривать элементы природы в виде бескачественных и неодушевленных. Особенность учения данной эпохи – стремление к разделению природных явлений на обособленные объекты и области, анализ их развития. Среди известных мыслителей материалистического направления видное место занимают французские философы восемнадцатого века – Дидро, Ламетри, Гольбах. Вершиной развития считается антропологический материализм Фейербаха, в котором виднелась домарксовская созерцательность. В странах Восточной Европы в девятнадцатом веке появилась революционно-демократическая философия (Герцен, Белинский, Вотев, Маркович, Добролюбов, Чернышевский и другие), которая опиралась на традиции Радищева и Ломоносова в ряде проблем метафизических и антропологических.

Дальнейшее развитие

Диалектический материализм (который появился на рубеже девятнадцатого века и двадцатого) является общепризнанно высшей формой этого философского направления. Он был разработан в середине девятнадцатого века Фридрихом Энгельсом и Карлом Марксом. Диалектический материализм преодолел недостатки «классического», а также раскритиковал идеалистическое понимание социума. Одна из особенностей его развития – обогащение новыми идеями. В дальнейшей истории философии просматриваются две основные тенденции. С одной стороны – диалектический и исторический материализм. С другой – упрощенные и вульгаризованные его разновидности. Вульгарный материализм – это так называемая «ревизия марксизма» . Он представляет собой искаженную форму марксистской диалектики. В девятнадцатом веке материализм оказался фактически несовместимым с интересами класса буржуазии. Философы этого класса обвинили его в аморальности, неправильном понимании природы человеческого сознания. Многие отвергали познавательно-теоретический оптимизм и атеизм, однако допускали отдельные элементы мировоззрения материалистического (Карнап, Сартр, Башляр).

Диалектический марксизм

Диалектический материализм – это целая совокупность системообразующих принципов:

— единство и целостность бытия как универсальной развивающейся системы, которая включает в себя все формы и проявления действительности от объективной материи до субъективного мышления;

— материальность мира – утверждение, что материя по отношению к человеческому сознанию первична, определяет его и отражается в нем;

— познаваемость мира – мир познаваем, и только производственно-общественная практика является мерой его познания;

— принцип постоянного, непрерывного развития, источником которого является разрешение и возникновение все новых противоречий;

— преобразование мира, так как цель общества состоит в получении свободы, которая бы обеспечила гармоническое всестороннее развитие личности и общества в целом.

Цель материализма диалектического – это стремление к соединению всех достижений диалектики и материализма как методов познания и преобразований реально объективно существующего мира (действительности). От всех предыдущих форм данного учения эта форма отличается тем, что принципы философии распространяются на понимание функционирования и развития общества. Функции его состоят в обосновании синтеза наук для единой картины мироздания.

www.syl.ru

Материалистическая философия — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Материалистическая философия

Cтраница 1

Материалистическая философия рассматривает окружающий нас мир как объективную реальность, существующую независимо от нашего восприятия ее.
 [1]

Марксистская материалистическая философия считает случайность сложной формой проявления необходимости, многопричинным следствием проявления закономерности. Сказанное нужно понимать в том смысле, что на результат человеческих действий, опытов, экспериментов ( рассматриваемых как следствие) оказывает влияние множество факторов внешнего мира.
 [2]

Это положение материалистической философии подтверждается всем развитием науки.
 [3]

Дальнейшее развитие материалистической философии связано с учением Демокрита ( V в. Согласно этой теории, основой всего сущего являются атомы, которых бесчисленное множество, и пустота, в которой они движутся. Двигаясь в этой пустоте, атомы соединяются между собой и образуют различные тела. Все, что существует, состоит из атомов. Человек отличается от животного особым расположением атомов души, чередующихся с атомами тела.
 [4]

Научной основой механики является материалистическая философия. Марксистский философский материализм исходит из того, что мир по своей природе материален.
 [5]

Мы видим, что материалистическая философия отнюдь не сковывает развития специальных наук какими-либо догмами и требует только одного: признания источником познания внешнего мира. Более того, диалектический материализм дает естествоиспытателю высший критерий для оценки частностей и как раз в тех случаях, в которых сам-то он не редко идет только ощупью, меняя свои представления лишь под весьма сильным давлением новых фактов. Это видно уже из того факта, что Ленин, не будучи физиком, а исходя из общих философских взглядов о сложности любых форм материи, еще на заре открытия электрона предсказал его неисчерпаемость. А ведь сами физики долгое время спустя все еще представляли электрон как бесструктурное точечное образование.
 [6]

Утверждение о том, что материалистическая философия требует обязательного моделирования познаваемых предметов, не имеет никаких оснований.
 [7]

Как следует из основных положений материалистической философии, движение материи вечно, только формы движения материи разнообразны. В природе непрерывно идут процессы, в которых происходит переход из одной формы движения в другую.
 [8]

Огромны заслуги Чернышевского в развитии русской материалистической философии.
 [9]

Конкретное содержание категорий в специальных науках материалистическая философия вовсе не определяет, в частности не определяет конкретные структуры материи, конкретные формы причинности, конкретные системы преобразований и соответствующие им инварианты.
 [10]

Огромны заслуги Чернышевского в области развития русской материалистической философии.
 [11]

Велики заслуги Чернышевского в области развития русской материалистической философии.
 [12]

Стихийно складывающаяся новая, в основе своей материалистическая философия тесно связана с естествознанием и поэтому отличается теми же чертами. Ее важнейшая задача — сознательная разработка методологии науки, а значит, и понятий, включая энергетические.
 [13]

Законы сохранения теснейшим образом связаны с основным положением материалистической философии о не-уничтожимости материи.
 [14]

С его именем неразрывно связано развитие в нашей стране материалистической философии, физики и химии, химической технологии и приборостроения, техники горного дела стекольного и керамического производства, оптики и астрономии, геологии и минералогии, географии и мореплавания, истории и экономики, филологии и поэзии.
 [15]

Страницы:  

   1

   2

   3




www.ngpedia.ru

диалектико-материалистическая философия, представители материалистической философии, материалистическое направление в философии

 

Фотограф Andrea Effulge

Материалистическая философия — это комплекс идей и концепций в науке, которые в основе своей содержат материализм. Сам материализм — широкий термин, одно из двух крупнейших направлений в философии, в который разные исследователи и мыслители включают:

  • Заявление о единственности материи реальности и всего существующего. То есть, только материя существует и является реальной, она же изначальна, единственна и лежит в основе всех процессов. У этого заявления существует два слабо устойчивых к критике нюанса: в-первых, в этом заявлении ничто умственное не существует, в-вторых, ничто трансцендентное не существует;
  • Заявление о причинности материи, которое приводит материалистическую философию к выводу о том, что все исторические процессы в существовании человечества имеют сугубо экономические основы, то есть детерминированы товарно-производственными отношениями. Несложно понять проблему этого заявления в том, что девальвируются все социально-психологические детерминанты и связи;
  • Следующее заявление материалистического направления в философии, разделяемое некоторыми исследователями, заключается в том, что познание материи, как единственно существующей и реальной, полностью возможно материальными же методами, а также все явления объяснимы языком, критериями и категориями материи. Последнее требует, например, чувственное познание, объективность как доступность для всякого, естественность и управляемость процессов и так далее;
  • Оценочное отношение к материи и её формам как единственно ценным, то есть, например, чувственные ощущения, здоровье организма и другое телесное, материальные вещи — это единственные блага.

Материалистическое направление в философии, происходящее от латинского materialis – вещественный, помимо вышеназванных заявлений утверждает о первичности, либо вообще единственности материи (как в первом утверждении из списка). К особенностям такого подхода относится множество интересных следствий, например, время также должно рассматриваться не как относительная умозрительная величина, отражающая движение материи, а как объективное явление или функция материи наряду с ранее упомянутым движением и пространством. А также основы и единство мира заключается в материи, материя в силу своей первичности или вообще единственности исключает разумное начало.

Представители материалистической философии могут быть условно разделены на домарксистский период, охвативший все материалистические взгляды до диалектического материализма (диамат), и сам марксистский, который сформулировал диалектико-материалистическую философию, но о второй я расскажу позже. Существуют также формы упрощённого материализма, где допускаются существенные ошибки, равно как можно разделить материализм на научный и вульгарный, обывательский материализм, основная ошибка последнего, это смешение явлений материи и сознания, в то время как научный материализм чётко разделяет психическое и материальное. К упрощённым формам материализма можно отнести: географический, антропологический, натуралистический и другие.

Материалистическая философия Маркса не только значительно расширила и дополнила направление материализма в науке, но и наделила его новой ролью – изменение мира; то есть если раньше материалистическая философия изучала и созерцала мир, то диалектико-материалистическая философия стремилась его изменить к лучшему, разумеется, в рамках своего мировоззрения.

Зачатки диалектического материализма прослеживались ещё у Гераклита и Демокрита, последний был негласным оппонентом Платона и его идеализма. Саму же диалектико-материалистическую философию часто называют марксистской философией с предметом отношения сознания к объективному миру, то есть предмет этой философии, по сути, само материалистическое мировоззрение и его прикладные возможности. Недаром одним из критериев истинности в этой материалистической философии является общественно-историческая практика, то есть если в истории стран и народов какой-то подход или знание находили практическую пользу, то, по мнению диамата, можно говорить о их достоверности. Можно легко понять сугубо практический подход в определении истинности знания или метода; говоря проще: «То, что действенно на практике – истинно».

Так как в таком материализме не последнюю роль занимала диалектика, как утверждение равенства и борьбы противоположностей, внутреннюю тождественность и противоречивость всего сущего, а также вышеперечисленное как причины явлений, то она же, диалектика, оказывала влияние как на мировоззрение, так и на методологию диалектико-материалистической философии.

Кратко диамат можно выразить — как внутренне противоречивая и тождественная сама себе суть всякого явления в материальном мире сущего (вещественного) является причинами и источником влияния всех исторических и природных событий, которые человек как участник может понять, обобщить и управлять ими. Да, диамат включал в себя исторический материализм и представители материалистической философии диалектики, например, Ф.Энгельс и К.Маркс, открыто о этом писали. Всё-таки обобщённо и кратко невозможно написать о целом направлении в философии в рамках одной статьи, и поэтому рекомендую обратиться к расширенной информации с более детальным обзором, либо к самим источникам. Но я надеюсь, что эта статья способна дать общие знания о материалистической философии кратко.

(с) Algimantas Sargelas

Другие статьи по философии

sargelas.com

Материализм — это… Что такое Материализм?

Материали́зм (от лат. materialis — вещественный) — философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является онтологически первичным началом (причиной, условием, ограничением) в сфере бытия, а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) — вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции бытия — материи; все сущности образованы материей, а идеальные явления (в том числе, сознание) — являются процессами взаимодействия материальных сущностей. Законы материального мира распространяются на весь мир, в том числе, на общество и человека.

Термин «материализм» был введён Готфридом Лейбницем: словом «материалисты» он описывал своих идейных противников[1].

История материализма

Развитие материализма прослеживается в истории мировой философской мысли от её возникновения и до сегодняшнего дня. Материалистические идеи нашли отражение и в истории восточной философии (Китай, Корея, Япония, Индия). Одним из первых представителей материализма в Индии был Аджита Кесакамбала. По мнению некоторых исследователей глубокие исторические корни имеет материалистическая традиция в Китае. Видным представителем этой традиции считается философ Ван Чун. О существовании материалистической традиции в Японии свидетельствует и материал по истории японской философской мысли.

Античный материализм

Представления о материальном начале мира появляются в Древней Греции около VI века до н. э., когда старые родоплеменные отношения были окончательно вытеснены рабовладельческим строем, который способствовал занятиям аристократией различного рода искусствами и философией. Город Милет в то время являлся одним из крупнейших греческих колониальных городов побережья Малой Азии, её политическим и торговым центром.

Первыми крупными философами, предложившими варианты материального первоисточника мира, стали так называемые милетские «физики» — Фалес Милетский (624—548 до н. э.), Анаксимандр (611—547 до н. э.) и Анаксимен (585—528 до н. э.). Они считали, что есть некое первовещество, различные сочетания и изменения форм которого создают все остальные вещества. Итогом для всех вещей является возврат к первовеществу. Милетские философы пришли к разным выводам: у Фалеса этим первоначалом называлась вода, у Анаксимандра — «апейрон» (неопределённая материя), у Анаксимена — воздух, то разрежающийся, то сгущающийся вновь.[2][неавторитетный источник? 51 день] Видимо, этого же положения придерживался и Гиппон (Симпликий. Комм. к «Физике», 23,22).

Анаксимен, Идей Гимерийский и Диоген Аполлонийский полагали, что всё возникает из воздуха. Гераклит и Гиппас из Метапонта считали, что все возникает из огня. По мнению, Энопида Хиосского, младшего современника Анаксагора, все возникает из огня и воздуха.

В то же время не ставился вопрос о первичности материи или духа. Боги считались неотъемлоемой частью мира, душой могли наделяться любые объекты.

Аристотель интерпретировал учения более ранних философов сквозь призму собственного учения как предвосхитивших учение о материальном «архе» (начале) («Метафизика» II 3—9, «Физика» I, 2 слл.). Согласно этому пониманию, термин «архе», используемый перипатетиками и «архе» ионических философов, отличаются по вложенному в него смыслу.[3]

Наиболее последовательно проводили материалистическую линию китайский философ Ван Чун, индийские мыслители школы чарваки, Левкипп, Демокрит, Эпикур и Лукреций Кар. Для античного представления о материальном мире, особенно для Эпикура, характерен упор на личное самосовершенствование человека: освобождение его от страха перед богами, от всех страстей и приобретение способности быть счастливым в любых обстоятельствах.

Средневековье

В эпоху расцвета средневековья, с XI—XII вв. в европейской схоластике разгорается спор между номинализмом и реализмом, который в конце XIII столетия частично выходит за границы собственно схоластики. Так, британский номиналист Дунс Скот (1266—1308) задавался вопросом: «не способна ли материя мыслить?». Уильям Оккам (1285—1349), развивая тенденцию Дунса Скота утверждал, что только индивидуумы и представляют собой подлинную, вне субъекта существующую, реальность. Естествоиспытатель Роджер Бэкон (1214—1292) попытался заменить схоластическую силлогистику опытным исследованием природы. Однако и Роджер Бэкон и номиналисты не являлись подлинными материалистами, оставаясь в рамках идеалистических представлений своего времени, но послужили предтечами для материалистических идей Нового времени.[2]

Материализм Нового времени

В современном смысле материализм зарождается начиная с работ Томаса Гоббса. Бурного расцвета материализм достигает в эпоху французского Просвещения (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро), но он в этот период остаётся механистическим и редукционистским (то есть склонён отрицать специфику сложного, сводя его к простому). Английскую материалистическую мысль в это время представляют такие мыслители как Джон Толанд, Антони Коллинз, Давид Гартли и Джозеф Пристли.

Определяющее влияние на европейскую философию материализм приобретает в XIX веке (К. Маркс, Ф. Энгельс, Л. А. Фейербах, Д. Ф. Штраус, Я. Молешотт, К. Фогт, Л. Бюхнер, Э. Геккель, Е. Дюринг).

Соединение гегелевской диалектики и материализма началось почти одновременно в России (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и другие) и в Западной Европе (Маркс, Энгельс). Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса, в отличие от многих остальных видов материализма, не сводит материю только к веществу. Материя охватывает и физические поля, и происходящие процессы.

С учётом накопленных естествознанием знаний, Ленин дал новое определение: материя — это «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»[4].

Исторический материализм. Долгое время считалось, что ход истории обусловлен лишь субъективной волей и поступками руководителей и не имеет отдельной самостоятельной объективной направленности. Гегель в своей работе «Философия истории» предположил, что в основе исторического процесса лежит саморазвивающееся идеальное начало, высшая идея, которая становится объективной необходимостью для всех остальных. Маркс, развивая диалектику Гегеля считал, что причиной и движущей силой исторического развития являются внутренние противоречия в производственной сфере, которые с развитием общества приобретают форму классовой борьбы. Эта причина объективна и, фактически, не столь сильно зависит от конкретных людей, участвующих в исторических процессах, как считали идеалисты. В соответствии с материалистической диалектикой самого Маркса производственные отношения определяются уровнем развития производительных сил.

Естественнонаучный материализм. Как особый вид материализма выделяют естественнонаучный материализм, получивший распространение в естествознании XIX—XX вв.

Cовременные теории

В XX веке в западной философии материализм развивался в основном как механистический, но у ряда западных философов-материалистов сохранялся и интерес к диалектике.

К материализму часто относят натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественно-научных методов; неопозитивизм, с самого начала отклоняющий объяснение духовно-душевной сущности дел. Однако позитивизм и неопозитивизм материализмом всё же назвать нельзя, потому что он отвергает саму постановку вопроса о самостоятельном существовании какого-либо бытия вне познающего мышления; считает возможным только анализ ощущений и систематизирующего их языка. Отчасти материалистична также философия Б. Рассела и его школы: хотя Рассел и отрицает понятие субстанции, мышление он считает классом событий в мозгу человека.

Материализм конца XX и начала XXI века представлен философским направлением «онтологической философии», лидером которого является американский философ Барри Смит (англ.)[5]. Философский материализм именно потому можно назвать самостоятельным направлением философии, что он разрешает ряд проблем, постановка которых исключена другими направлениями философского познания[6].

Еще одной, в принципе, продолжающей и в какой-то мере расширяющей материалистическое представление концепцией можно назвать принцип семантического экстернализма (англ.), в котором содержание высказывания объясняется как «внешне обусловленное».

Элиминативизм как разновидность материализма критически относится к понятийному аппарату современных научных представлений о психических процессах. Представители элиминативизма считают, что психологические концепции, представления о сознании и соответствующий категориальный аппарат требуют замены подходом, который оперирует понятиями нейронных взаимодействий головного мозга. Категории «желание», «мотив», «вера», «понимание» должны исчезнуть из описаний психических процессов, как исчезли в свое время понятия флогистона, теплорода, витализма. Элиминативизм развивался в работах Пола и Патриции Черчленд[7], Дэниэля Деннета.

См. также

Примечания

  1. «Материализм» — статья в Новой Философской Энциклопедии.
  2. 1 2 «Материализм» // Большая советская энциклопедия, 1 издание, — М.: Советская энциклопедия, 1938, Т. 38, С. 416—
  3. А. В. Лебедев. АРХЕ // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
  4. Ленин В. И. Полное собрание сочинений, том 18, стр. 131.
  5. Страница Барри Смита на сайте университета Баффало.
  6. см.Метод познания современного философского материализма на сайте «Концепция двух продолжений».
  7. Churchland, P.M. (1988). Matter and Consciousness, revised Ed. Cambridge, MA, The MIT Press. ISBN 0-262-53074-0.

Литература

  • Комарова В. Я. Становление философского материализма в Древней Греции. Л., 1975.
  • Ян Хиншун. Материалистическая мысль в древнем Китае. М., 1984. — 181 с.
  • Материалисты Древней Греции. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1955 на сайте Руниверс
  • Аникеев Н. П. О материалистических традициях в индийской философии. М., 1965. — 260 с.
  • Уткина Н. Ф. Естественнонаучный материализм в России XVIII века. М., 1971.
  • Радуль-Затуловский Я. Б. Из истории материалистических идей в Японии. М., 1972. — 290 с.
  • Gupta, Uma. Materialism in the Vedas. New Delhi, 1987. — ISBN 81-7054-038-0
  • Moser, P. K., J. D. Trout. Eds. Contemporary Materialism: A Reader. New York, Routledge, 1995.
  • Vitzthum, Richard C. Materialism: An Affirmative History and Definition. Amhert, New York, Prometheus Books, 1995.

Ссылки

dic.academic.ru

Философский материализм. Глава из учебника 1960 года.

ФИЛОСОФСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

Незыблемой основой всего здания марксизма-ленинизма является его философское учение — диалектический и исторический материализм. Это философское учение берет мир таким, каким он существует в действительности, рассматривает мир в соответствии с данными передовой науки и общественной практики. Марксистский философский материализм — закономерный результат многовекового развития научного познания.

1. Развитие передовой материалистической науки в борьбе против реакции и невежества

История науки представляет собой арену непрерывной борьбы передовых ученых и философов против невежества и суеверия, против политической и идейной реакции. В классовом эксплуататорском обществе всегда были и сейчас есть силы, которым невыгодно распространение передовых научных взглядов. Эти силы — реакционные общественные классы. Представители реакции либо прямо выступали против науки и преследовали прогрессивных ученых и философов, не останавливаясь перед кострами и тюрьмами, либо старались так извратить научные открытия, чтобы удалить их прогрессивное материалистическое содержание.

В древней Греции произведения выдающегося материалиста Демокрита, основателя учения об атомистическом строении материи, отрицавшего вмешательство богов вжизнь природы и в человеческие дела, уничтожались реакционерами-аристократами. Философ-материалист Анаксагор был изгнан из Афин по обвинению в безбожии.

Последователь Демокрита древнегреческий философ-материалист Эпикур, которого в древности прославляли как героя, освободившего людей от страха перед богами и восславившего науку, в течение двух тысячелетий предавался анафеме отцами» церкви, лживо изображался ими как сеятель разврата, враг нравственности.

В 391 г. н. э. христианские монахи сожгли знаменитую библиотеку в Александрии, в которой хранилось около 700 тыс. произведений писателей и ученых древности. Римский папа Григорий I (590 — 604), ярый враг светского образования и науки, уничтожил большое количество ценных произведений античных авторов; в первую очередь уничтожались произведения философов-материалистов.

Инквизиция, созданная папством для борьбы против всех противников католической церкви, обрушилась со свирепыми преследованиями на передовых мыслителей. В 1600 г. инквизиция сожгла на костре Джордано Бруно — выдающегося философа и ученого, защищавшего учение Коперника. В 1619 г. в городе Тулузе, во Франции, по решению инквизиторов палачи вырвали язык у передового мыслителя Лючилио Ванини, а затем сожгли его на костре. Великого итальянского ученого Галилея, который отстаивал учение Коперника, инквизиция угрозами и насилием понуждала отречься от своих взглядов. Знаменитый французский философ-просветитель 18 века Вольтер был заключен в тюрьму Бастилию. Заточению подвергался и его современник — философ-материалист Дидро. .

Ошибочно было бы думать, что борьба реакции против науки велась только в древности и в средневековье. Она не прекратилась и в эпоху капитализма. Класс капиталистов заинтересован в развитии естественных наук — физики, химии, математики и др., — поскольку с ними непосредственно связаны успехи техники. Однако он вовсе не заинтересован в распространении материалистической философии, научного мировоззрения, позволяющего людям правильно осмыслить окружающий их мир, знать, как к нему относиться и как в нем действовать. Поэтому идеологи буржуазии прилагают все усилия к тому, чтобы не допустить материалистических и атеистических выводов из научных открытий, усматривая в этих выводах опасность для своего господства.

Особенно ненавистны реакционной буржуазии учение марксизма-ленинизма и его философия — диалектический и исторический материализм. Сонмы буржуазных профессоров специально занимаются «опровержением» марксизма.

Современная реакционная буржуазия не сжигает передовых ученых и философов на кострах, а применяет другие средства воздействия: удаление из университетов и научных институтов, фактическое лишение возможности печататься, морально-политическую дискредитацию и т. п. В последние годы все эти средства борьбы против «опасных мыслей» широко применяются в США и в ряде других стран. Этими мерами и пропагандой своей реакционной идеологии господствующий класс оказывает давление на сознание людей, внушает им выгодные для него идеи, противодействует распространению передовых материалистических взглядов.

Но, как ни тернист путь науки и материалистической философии, как ни велики жертвы, приносимые ими в эксплуататорском обществе, они в конечном счете преодолевают все препятствия и упорно движутся вперед.

Сила передовой материалистической науки и философии в том, что они дают людям знание законов природы и общества, учат пользоваться этими знаниями в интересах человечества, вырывают людей из мрака невежества и поднимают к свету истинного знания.

2. Материализм и идеализм

Философия рассматривает наиболее общие вопросы мировоззрения.

Материалистическая философия исходит из признания того факта, что существует природа: звезды, Солнце, Земля с ее горами и равнинами, морями и лесами, животными, людьми, одаренными сознанием, способностью мышления. Никаких сверхъестественных, сверхприродных явлений или сил нет и быть не может. В многообразии природы человек есть лишь ее частица, а сознание является свойством, или способностью, человека. Природа существует объективно, т.е. вне сознания человека и независимо от него.

Но есть философы, которые отрицают не зависящее от сознания существование природы. Они утверждают, что первично существует лишь сознание, мышление, дух или идея, а весь физический мир является производным и зависимым от духовного начала.

Вопрос об отношении человеческого сознания к материальному бытию — это основной вопрос всякой философии, в том числе и новейшей. Что первоначально — природа или мышление? Философы разделяются на два больших лагеря соответственно тому, как они отвечают на этот вопрос.

Те, кто первичным считает материальное начало — природу, а мышление, дух рассматривает как свойство материи, принадлежат к лагерю материализма. Те же, кто утверждает, что мышление, дух или идея существовали раньше природы, что природа так или иначе создается духовным началом, зависит от него, составляют лагерь идеализма. Ничего другого не заключают в себе выражения «идеализм» и «материализм» в их философском смысле.

Между сторонниками материалистического и идеалистического взглядов на мир с давних пор ведется острая, незатухающая борьба. Вся история философии представляет собой картину борьбы двух лагерей, двух партий в философии: материализма и идеализма.

Стихийный материализм

Люди в своей практической деятельности не сомневаются в том, что окружающие их предметы и явления природы существуют независимо от них, от их сознания. Это значит, что они стихийно стоят на позициях материализма.

Стихийный материализм «всякого здорового человека, не побывавшего в сумасшедшем доме или в науке у философов-идеалистов, — писал Ленин, — состоит в том, что вещи, среда, мир существуют независимо от нашего ощущения, от нашего сознания, от нашего Я и от человека вообще»

Нельзя жить одними идеями, понятиями, питаться своими собственными ощущениями, продуктами своего воображения. На практике это хорошо знают все люди, в том числе и те философы, которые сочиняют идеалистические учения, выводящие существование материальных вещей из ощущений, понятий, идей. Не раз им приходилось признавать, что живут они вопреки своей философии и что если бы на самом деле в мире не существовало материальных вещей, то люди умерли бы с голоду.

Точка зрения стихийного, неосознанного материализма свойственна подавляющему большинству ученых-естествоиспытателей. Они обычно не вникают в философские вопросы, но стихийно следуют логике того естественнонаучного материала, с которым имеют дело. Природа, которую они исследуют на каждом шагу раскрывает перед ними материальность изучаемых явлений. Исследует ли естествоиспытатель небесные тела или молекулы и атомы, явления электричества и магнетизма или мир растений и животных, он всегда имеет дело с объективными процессами, с материальными телами и их свойствами, с законами природы, существующими независимо от сознания человека.

В условиях буржуазного общества только наиболее сме-лые и последовательные ученые открыто объявляют себя сторонниками философского материализма. Большинство же находится под таким сильным давлением официальной буржуазной идеологии, учения церкви и идеалистической философии, всей обстановки буржуазного общества, что не решается открыто стать на позиции материализма, колеблется и зачастую выступает с идеалистическими заявлениями и оговорками. Однако в своих естественнонаучных работах эти ученые в силу самого характера предмета исследования развивают в основном материалистические взгляды.

Так, например, английский естествоиспытатель второй половины 19 века Томас Гексли не признавал себя материалистом. Но в исследованиях по зоологии, сравнительной анатомии, антропологии и эволюционной теории он защищал материалистические взгляды и говорил, что философский идеализм не ведет ни к чему, кроме путаницы и темноты. Энгельс называл естествоиспытателей такого типа «стыдливыми материалистами», а Ленин говорил, что антиматериалистические отговорки Гексли были лишь фиговым листком, прикрывавшим его стихийный естественнонаучный материализм.

Современные естествоиспытатели, пытаясь философски осмыслить свои научные открытия, нередко делают идеалистические выводы. Однако, пока они остаются на почве естествознания, пока они практически действуют в своих лабораториях, на заводах, на опытных полях, пока они занимаются не философскими размышлениями, а имеют дело с изучаемыми ими предметами природы, — они поступают как стихийные материалисты.

Один из величайших физиков нашего времени, Альберт Эйнштейн в некоторых своих философских рассуждениях находился под влиянием идеалистической философии, но в области науки стал автором материалистической по своему истинному содержанию теории относительности.

Другой знаменитый физик, Макс Планк, основатель современной квантовой физики, также не называл себя материалистом. Однако в своих работах по физике и в своих философских выступлениях он отстаивал идеи «здорового миросозерцания», признающего не зависящее от сознания человека существование природы. Макс Планк боролся против философского идеализма и фактически был материалистом.

Однако влияние идеализма нередко отрицательно сказывается на трактовке учеными самого естественнонаучного материала. Это говорит о том, что стихийный материализм — недостаточная защита от идеализма. Только сознательное принятие философии диалектического материализма надежно предохраняет ученых от идеалистических ошибок.

Материализм — передовая философия

Отличие философского материализма от стихийного, наивного материализма состоит в том, что философский материализм научно обосновывает, разрабатывает и последовательно проводит материалистические положения, исходя из данных передовой науки и общественной практики.

Материалистическая философия — это надежное оружие, защищающее человека от пагубного влияния духовной реакции. Она служит ему руководством в жизни, указывая правильный путь разрешения волнующих его вопросов мировоззрения.

В течение тысячелетий церковь внушала человеку презрение к земной жизни и страх перед богом. Она учила людей, и прежде всего угнетенные массы человечества, что их удел — лишь трудиться да молиться, что счастье недостижимо в этой «юдоли плача» и может быть достигнуто лишь в «будущей жизни» послушанием и смирением. Церковь грозила карой божьей и адскими муками тем, кто осмелится восстать против господства эксплуататоров, якобы установленного богом.

Великая историческая заслуга материалистической философии состоит в том, что она помогает человеку освободиться от суеверий. Она еще в древности выступала против страха смерти, страха перед богами и другими сверхъестественными силами.

Не надеяться на загробную жизнь, а ценить земную жизнь и стремиться к ее улучшению — вот чему учит людей материалистическая философия. Материализм впервые высоко поднял достоинство и разум человека, он провозгласил, что человек — это не червь, ползающий во прахе, а высшее создание природы, которое способно стать господином и повелителем ее сил. Материализм проникнут величайшей верой в силу знания, в разум человека, в его способность раскрыть тайны окружающего нас мира, в способность человека создать разумный и справедливый общественный строй.

Проповедники идеализма часто клевещут на материализм, изображая его как «мрачное, тяжелое, похожее на кошмар мировоззрение» (У. Джемс). В действительности как раз идеалистическая философия, особенно современная, окрашена в мрачные тона. Не материализм, а идеализм отрицает познавательную способность разума и проповедует неверие в науку; не материализм, а идеализм воспевает культ смерти; не материализм, а идеализм был и остается идейной почвой для самых отвратительных порождений антигуманизма: расистских теорий и фашистского мракобесия.

Философский идеализм не хочет признать истинности окружающего нас материального мира, бежит от него, объявляет его неистинным и рисует вместо него вымышленный, нематериальный мир.

Материализм, напротив, дает подлинную картину мира, без всяких посторонних прибавлений в виде духов, бога, творящего мир, и т. п. Материалисты не ожидают помощи сверхъестественных сил, они верят в человека, в его способность преобразовать мир своею собственной рукой и сделать его достойным себя.

Материализм по глубочайшей своей сущности — оптимистическое, жизнеутверждающее, светлое мировоззрение, ему чужды пессимизм, «мировая скорбь». Поэтому материализм, как правило, — мировоззрение передовых общественных групп и классов. Его сторонники — это люди, которые без страха смотрят вперед, не терзаются сомнениями в правоте своего дела.

Проповедники идеализма испокон веков клеветали и клевещут на материализм, утверждая, что моральные ценности и возвышенные идеалы якобы чужды материалистам, что они присущи якобы только сторонникам философского идеализма. На самом деле диалектический и исторический материализм Маркса и Энгельса не только не отрицает, но, напротив, высоко ценит передовые идеи, нравственные принципы и возвышенные идеалы. Он считает, что успешная борьба за прогресс, за передовой общественный строй невозможна без великих идей, вдохновляющих людей на борьбу, на творчество и дерзание.

Борьба рабочего класса, борьба коммунистов является убедительным опровержением глупой выдумки идеалистов насчет равнодушия материалистов к идеалам. Эта борьба ведется за самый высокий и благородный идеал, который знало человечество, — за коммунизм, поэтому она рождает бесчисленное множество отважных борцов, глубоко преданных возвышенному коммунистическому идеалу.

Диалектический и исторический материализм — высшая ступень в развитии философской мысли

Современный материализм — это диалектический и исторический материализм, созданный Марксом и Энгельсом. Он возник не на пустом месте. Философия Маркса и Энгельса была итогом долгого развития философской мысли.

Материализм возник около двух с половиной тысяч лет назад в Китае, Индии, Греции. Материалистическая философская мысль в этих странах была тесно связана с повседневным опытом людей, с начатками знаний о природе. Но, ввиду того что в то время наука еще только зарождалась, представления древних философов-материалистов о мире, хотя и содержали немало гениальных догадок, были лишены прочного естественнонаучного основания и оставались еще очень наивными.

Гораздо более зрелым был материализм, сложившийся в 17 — 18 веках, Успехи естествознания и техники толкали вперед философскую мысль. В то же время материалистическая философия способствовала изучению природы. Так, например, учение английского материалиста начала 17 века Ф. Бэкона об опытном происхождении знания и его мысль о том, что знание — сила, явились мощным стимулом развития наук о природе.

В 17 — 18 веках наибольшего совершенства достигли математика и механика земных и небесных тел. Это наложило печать на философские обобщения материалистов того времени, в том числе на их понимание материи и движения. Огромную роль в развитии новой формы материализма сыграли физика французского философа Р. Декарта, который был материалистом в учении о природе, механистическое учение о человеке английского материалиста Т. Гоббса (17 век) и особенно механика английского ученого Ньютона. Философы-материалисты рассматривали все явления природы и общественной жизни с точки зрения механики и надеялись объяснить их с помощью ее законов. Поэтому их материализм получил название механического материализма. В 18 веке Д. Толанд и Д. Пристли представляли его в Англии; Ж. Ламетри, П. Гольбах, К. Гельвеций, Д. Дидро — во Франции.

Тесная связь материализма 17 — 18 веков с науками о природе была его положительной стороной. Вместе с тем он имел и недостатки. Энгельс указывает на три главные ограниченности этого материализма.

Первая — это механицизм. Механика, служившая для философов-материалистов того времени образцом науки, ограничивала их кругозор. Они пытались сводить все процессы и виды движения к механическому движению. Они не поняли особенностей органической природы и своеобразных черт и законов общественной жизни.

Второй ограниченностью этих материалистов была неспособность понять и объяснить развитие природы, даже когда они замечали факты развития. Материалисты 17 — 18 веков рассматривали природу в целом как неизменную, вечно совершающую один и тот же круговорот. Такой взгляд на природу называется метафизическим. Следовательно, механический материализм был метафизическим.

Наконец, материалисты этого периода, как и вообще все материалисты до Маркса, не умели распространить материализм на понимание общественной жизни. Они не видели материальной основы общественной жизни и учили, что переход общества от менее совершенных к более совершенным формам вызывается прогрессом в знаниях, изменением взглядов и идей, господствующих в обществе. Но такое объяснение является идеалистическим.

Кроме того, домарксовские материалисты не понимали значения практически-критической, революционной деятельности классов, масс в изменении действительности, в изменении общественной жизни. Они проповедовали необходимость замены феодальных порядков буржуазными и в то же время отвергали борьбу масс за новый строй, боялись ее. В этом проявилась их буржуазная классовая ограниченность.

Шаг вперед в развитии материалистической философии сделали немецкий философ первой половины 19 века Л. Фейербах и особенно русские революционные демократы: А. Герцен, В. Белинский, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов. Фейербах в известной степени преодолел механистическую ограниченность материалистов 18 века, но разделял другие их недостатки. К тому же его философия была оторвана от общественно-политической практики. Большим достижением русских материалистов было то, что они стремились сочетать материалистическое понимание природы с диалектикой.

Кроме того, будучи идеологами русского революционного крестьянства, они видели в философии учение не только о том, что существует, но и о том, как это существующее может быть преобразовано, переделано на благо народу.

Новой, высшей ступенью в развитии материализма явился диалектический и исторический материализм, созданный Марксом и Энгельсом — великими учителями и вождями самого передового и революционного класса современного общества — пролетариата. Они совершили подлинный революционный переворот в философии.

Стоя на вершине общественных и естественнонаучных знаний своей эпохи, усвоив и творчески переработав все то ценное, что было достигнуто предшествующим развитием философской мысли, Маркс и Энгельс создали новую форму материализма, свободную от недостатков прежней материалистической философии, — диалектический и исторический материализм.

В марксистском философском учении материализм выступил в органическом единстве с диалектикой. Он опирался при этом на более высокий уровень науки, на новые открытия естествознания, среди которых особое значение имели закон сохранения и превращения энергии, открытие клетки, теория происхождения видов Ч. Дарвина. Успехи естествознания дали строго научное обоснование идеи развития и идеи единства и всеобщей взаимосвязи явлений природы.

На место одностороннего механистического воззрения на природу и человека Маркс и Энгельс поставили учение о развитии, охватывающее все области реальности и в то же время учитывающее своеобразие каждой отдельной области: неорганической природы, органического мира, общественной жизни и сознания людей.

Маркс и Энгельс впервые распространили материализм на понимание общественной жизни и открыли материальные движущие силы и законы общественного развития, превратив тем самым историю общества в науку.

Наконец, основоположники марксизма превратили материалистическое философское учение из отвлеченной теории в действенное средство преобразования общества, в идеологическое оружие рабочего класса в его борьбе за социализм и коммунизм.

Философское учение, созданное Марксом и Энгельсом, получило широчайшее признание трудящихся всех стран мира. Это подлинная философия масс.

3. Что такое материя в философском смысле?

В марксистском философском материализме понятие «материя» употребляется в самом широком смысле — для обозначения всего, что существует объективно, т. е. независимо от сознания, и отражается в ощущениях человека. «Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении» (Ленин).

Очень важно усвоить этот широкий смысл понятия материи.

Представители старого, домарксовского материализма в большинстве случаев под материей понимали мельчайшие. частицы — атомы или корпускулы, составляющие тела. Так, согласно учению древнегреческих материалистов Демокрита и Эпикура, существуют только атомы и пустота, в которой находятся атомы; из их сочетаний образуются различные тела. Физика в дальнейшем подтвердила гениальную догадку материалистов древности об атомистическом строении вещества. Однако, понимая под материей лишь атомы, образующие вещество, они допускали упрощение, обедняли окружающий нас мир. Тем не менее подобный взгляд на материю держался в науке до конца 19 века.

Марксистский философский материализм под материей разумеет объективную реальность во всех ее многообразных проявлениях. Материя — это не только мельчайшие частицы, из которых построены все тела. Это бесконечное множество миров бесконечной вселенной, газовые и пылевые облака, находящиеся в космосе; это наша солнечная система с планетами и Солнцем, это Земля со всем, что на ней существует. Материей являются также излучения, физические поля, передающие действие от одних тел и частиц к другим, связывающие их: электромагнитные, ядерные поля. Все, что существует вне сознания и независимо от него, охватывается понятием материи.

Все науки, изучающие объективную действительность, изучают материю, ее различные свойства и состояния.

Физические науки изучают физическое состояние материи. Современная физика открыла, что атом — сложное образование, а вовсе не простая неделимая неизменная частица, как думали старые атомисты. Ученые установили, что атомы одних элементов могут превращаться в атомы других элементов в результате преобразований в ядрах атомов. Так, например, атомы урана в атомном реакторе превращаются в атомы плутония.

В начале 20 века были открыты новые физические явления (радиоактивность, рентгеновские лучи и др.), была доказана ошибочность представлений о неделимости атома, возникли новые теории строения вещества и в физике началась ломка старых классических понятий. Отсюда многие философы-идеалисты и впавшие в идеалистическое заблуждение физики сделали вывод, что наука будто бы опровергла материалистический взгляд на природу. Они стали говорить, что «материя исчезла». Эти утверждения были глубоко ошибочны. Марксистский философский материализм никогда не связывал себя какими-либо односторонними взглядами на структуру вещества, никогда не сводил материю к тем или иным неизменным «кирпичикам мироздания»; он всегда разумел под материей одно: объективную реальность, существующую вне человеческого сознания и отображаемую им. Материализм противоположен идеализму своим решением вопроса об источнике познания, об отношении сознания к внешнему миру. Материализм утверждает, что мир существует объективно, а сознание есть отражение мира. Материя — философское понятие для обозначения объективного мира. Что касается физического строения мира и его физических свойств, то эти вопросы изучает физика. С развитием физической науки меняются взгляды на физическое строение материи, но, как бы они ни менялись, они не могут поколебать положение философского материализма, что мир существует объективно и что физика, как и многие другие науки, изучает этот объективный мир, мир материи. «Ибо единственное «свойство» материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания», — писал Ленин.

Такое понимание материи является единственно правильным. Оно обнимает все многообразие материального мира, не сводя его к какой-либо одной форме материи. Того, кто усвоит марксистское понятие материи, уже не собьют с толку уверения философских идеалистов, будто новые физические открытия доказали исчезновение материи.

Материя несотворима и неуничтожима. Она бесконечно изменяется, но ни одна ее частица не может превратиться в ничто ни в каких физических, химических или иных процессах.

Наука дала и дает множество подтверждений этому положению философского материализма. Приведем один пример. Современная физика установила, что при определенных обстоятельствах такие частицы вещества, как позитрон и электрон, исчезают, порождая кванты (порции) света — фотоны. Некоторые физики назвали это явление «аннигиляцией материи». Слово «аннигиляция» происходит от латинского слова «нигиль» и буквально означает полное уничтожение, превращение в ничто. Философы-идеалисты приводят указанное явление как новое «доказательство» исчезновения материи. В действительности никакого исчезновения материи здесь не происходит. Превращение позитрона и электрона в фотоны представляет собой переход материи из одного состояния в другое — из вещества в свет. В природе происходит и обратный процесс — превращение фотонов в позитрон и электрон, т. е. переход света в вещество. Во всех этих превращениях действует закон сохранения массы и энергии.

Мир представляет собой картину яркого многообразия: неорганическая природа и органическая, физические явления и химические процессы, явления жизни в растительном и животном мире, общественная жизнь. Наука и материалистическая философия раскрывают в этом многообразии единство. Оно состоит в том, что все бесконечно разнообразные процессы и явления, происходящие в мире, — это разные состояния материи, разные ее свойства и проявления. «Действительное единство мира состоит в его материальности…» — говорит Энгельс. Единство мира состоит и в том, что сознание принадлежит к тому же самому окружающему нас материальному миру, а не к какому-то иному, потустороннему миру, что оно есть особое свойство материи.

Убеждение в материальном единстве мира сложилось и окрепло в борьбе с учением церкви, которая раздваивает мир на земной и небесный, на здешний и потусторонний, в борьбе с дуализмом, разрывающим дух и тело, сознание и материю, с философским идеализмом, усматривающим единство мира в том, что весь мир — это продукт сознания, духа.

4. Всеобщие формы бытия материального мира

 Вечное движение в природе

Природа и общество не знают абсолютной неподвижности, покоя, неизменности. Мир представляет собой картину вечного движения, изменения.

Движение, изменение, развитие есть вечное и неотъемлемое свойство материи. «Движение есть форма бытия материи, — говорит Энгельс. — Нигде и никогда не бывало и не может быть материи без движения»4. Каждое материальное тело, каждая частица материального вещества — молекула, атом и его составные элементы — подвижны, изменчивы по своей внутренней природе.

Движение в философском смысле — это не только перемена предметом своего места в пространстве. Движение, понимаемое как форма существования материи, охватывает собою все происходящие во вселенной процессы и изменения. Среди этих изменений особо важную роль играют процессы, представляющие собой развитие материи, переход ее из одних состояний в другие, высшие, с новыми особенностями и свойствами.

В мире нет раз навсегда данных, застывших вещей, а есть изменяющиеся вещи, процессы. Это значит, что нигде нет абсолютного покоя, который совершенно исключал бы движение. Существует только относительный покой. Какое-нибудь тело на Земле может находиться в состоянии покоя лишь относительно определенной точки земной поверхности. Но это же тело участвует в движении Земли и в движении всей солнечной системы. Кроме того, находятся в движении составляющие это тело молекулы и атомы, внутри этих тел происходят сложные процессы. Так что всякий покой относителен, только движение абсолютно, не знает исключений.

Виды движения материи

Многообразию материи соответствует многообразие форм ее движения. Простейший вид движения материи — механическое перемещение тела в пространстве. Более сложный вид движения — тепловые процессы, беспорядочное движение молекул, образующих физическое тело. Наукой установлено, что свет, электромагнитное излучение, физические поля — это также своеобразные состояния движущейся материи. Движение материи проявляется и в химических процессах превращения вещества, связанных с соединением и разъединением атомов и молекул. Жизнь органической природы, физиологические процессы в растениях и животных, эволюция видов — все это также своеобразная форма проявления всеобщего свойства материи — движения.

Особенно сложную форму движения материи мы наблюдаем в общественной жизни людей: развитие материального производства, экономическая жизнь и т. д.

Наука с конца 19 века открыла и успешно изучает ряд новых; неизвестных ранее видов движения материй: движение внутриатомных частиц вокруг ядра, сложные процессы превращения внутри ядра атома и др. Нет сомнения, что открытие все новых форм движения материи будет происходить и в дальнейшем.

Различные формы движения материи существуют не сами по себе, не изолированно друг от друга, они взаимно связаны и превращаются одна в другую. Так, хаотическое движение молекул порождает тепловые процессы. Тепловые процессы могут вызывать химические превращения и световые явления. Химические процессы на определенной ступени развития привели к образованию белковых тел и связанных с ними ферментативных систем и на этой основе к возникновению жизни, т. е. биологической формы движения материи.

Формы движения материи способны переходить одна в другую, и это находит, в частности, свое выражение в фундаментальном законе естествознания — законе превращения и сохранения энергии.

Различным ступеням развития и усложнения материи соответствуют различные формы движения. Низшие, более простые формы движения материи входят в высшие, более сложные формы движения, участвуют в них. Тем не менее между разными формами движения существует качественная разница, высшие формы движения не сводятся к низшим. Так, например, в физиологических процессах налицо и механическое движение — пространственное перемещение элементов, участвующих в этих процессах; однако физиологические процессы не сводятся к механическому перемещению этих элементов, не исчерпываются им.

Старые, домарксовские, механистические материалисты считали, что вся жизнь природы и человеческого общества может быть сведена к механическим перемещениям в пространстве частичек вещества и тел. Своим широким взглядом на движение как на изменение вообще марксистский философский материализм преодолевает узкое, упрощенное понимание движения материи, свойственное механическому материализму.

Пространство и время

Материя может двигаться не иначе как в пространстве и во времени. Все тела природы, включая и самого человека, все материальные процессы, протекающие в объективном мире, занимают место в пространстве. Они расположены близко или далеко друг от друга; между ними существует некоторое расстояние; движущееся тело проходит определенный путь. Во всем этом выражается такое свойство материальных вещей и процессов, как их пространственность.

Пространство — всеобщая форма существования материи. Нет и не может быть материи вне пространства. И наоборот — нет пространства без материи. Различие между пространственностью отдельного тела и пространственностью всего материального мира состоит в том, что пространственность отдельного тела ограничена, конечна, т. е. имеет начало и конец, а весь материальный мир безграничен, бесконечен.

Пространственные расстояния во вселенной огромны и не идут ни в какое сравнение с тем, к чему мы привыкли на Земле. Современные телескопы дали возможность обнаруживать такие звездные системы, свет от которых доходит до нас в течение сотен миллионов лет! А ведь луч света за одну секунду пробегает 300 тыс. км. Однако и эти величины не могут дать истинного представления о пространственных размерах вселенной, потому что эти величины конечны, а вселенная бесконечна. Бесконечность вселенной выходит за рамки наглядного представления, ее нельзя себе представить, ее можно выразить только в форме научного понятия.

Существование физических тел и самого человека длится минута за минутой, час за часом, сутки за сутками и т. д.
Все в мире изменяется. Каждая вещь, каждое явление природы имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это — время. Время, как и пространство, есть всеобщая форма существования материи. Каждая отдельная вещь, каждый процесс, материальный мир в целом существуют во времени.

Но есть различие между временной длительностью существования отдельной вещи и всей природы в целом. Оно состоит в том, что существование отдельной вещи ограничено во времени, а природа в целом существует вечно. Каждая вещь возникает, претерпевает изменения, а затем прекращает свое существование. Природа же никогда не имела начала и никогда не будет иметь конца. Каждая отдельная вещь преходяща, но из связи конечных вещей слагается вечная, не знающая ни начала, ни конца природа.

Наше воображение поражают цифры, говорящие о возрасте Земли и о развитии жизни на ней. Человек в его современном виде сформировался 50 — 70 тыс. лет назад. Около миллиона лет назад возникли переходные формы от обезьян к человеку. Больше миллиарда лет назад на поверхности Земли появились первоначальные, примитивные формы растительной и животной жизни. Несколько миллиардов лет прошло с того времени, как образовалась сама Земля. Таковы огромные промежутки времени, относящиеся к истории нашей Земли! Однако ни эти, ни много большие промежутки времени не могут дать истинного представления о вечности природы, ибо ее вечность означает бесконечность существования во времени, означает, что природа всегда существовала и всегда будет существовать.

Пространство и время, связанные между собою как формы существования объективного мира, неразрывно связаны с движущейся материей.

Эта неразрывная связь убедительно доказана одной из величайших научных теорий нашего времени — теорией относительности Эйнштейна. Теория относительности опровергла ранее господствовавший в физике взгляд, будто пространство — это независимое от материи и неизменное пустое вместилище, в которое как бы извне вложены материальные тела, а время течет всегда одинаково и течение его не зависит от движения материи.

Являясь всеобщими формами существования материи, пространство и время абсолютны: ничто не может существовать вне времени и пространства. Вместе с тем свойства пространства и времени изменчивы: пространственные и временные отношения зависят от скорости движения материи; свойства пространства и времени в различных частях вселенной изменяются в зависимости от распределения и движения материальных масс. В этом смысле пространство и время относительны.

О тех, кто отрицает объективное существование пространства и времени

Повседневный многовековой опыт человечества, а также данные науки свидетельствуют о том, что пространство и время существуют объективно. Тем не менее многочисленные философы-идеалисты отрицают объективность пространства и времени.

Немецкий философ-идеалист Кант говорил, что объективного, не зависящего от сознания пространства и времени не существует, что пространство и время — это лишь человеческие способы созерцания явлений. Такова особенность человеческого познания — воспринимать все явления расположенными в пространстве и следующими во времени. Не будет человеческого сознания — не будет пространства и времени.

Взгляд на пространство и время как на субъективные способы рассмотрения явлений распространен и в современной идеалистической философии.

Этот надуманный, идеалистический взгляд стоит в разительном противоречии с наукой, опытом, практикой и опровергается ими.

Например, человек, которому надо ехать от Парижа до Москвы, знает, что ему предстоит преодолеть 2500 км не воображаемого, а реального пространства. Для этого нужно время, продолжительность которого зависит не от воображаемого, а от объективно существующего расстояния между этими городами, а также от техники передвижения. Если ехать на поезде, потребуется не менее двух суток. На современном реактивном самолете это расстояние можно преодолеть за 3 — 4 часа.

Наука установила, что мир существовал и тогда, когда человек еще не существовал. Но если мир был и тогда, когда не было человека с его сознанием, то значит были пространство и время, независимые от сознания человека, потому что материальный мир не может существовать иначе как в пространстве и времени.

В наши дни, когда не только научная теория, но и созданная людьми техника вторгаются в космические пространства, нан

maxpark.com

МАТЕРИАЛИЗМ — это… Что такое МАТЕРИАЛИЗМ?

  • МАТЕРИАЛИЗМ — (от лат. materialis вещественный) многозначная идея, которой чаще всего придается один или некоторые из следующих смыслов. 1. Утверждение относительно существования или реальности: только материя существует или является реальной; материя является …   Философская энциклопедия

  • МАТЕРИАЛИЗМ — МАТЕРИАЛИЗМ, мн. нет, муж. 1. Философское учение, признающее, в противоп. идеализму, первичность материи по отношению к духу. Материализм берет природу за первичное, дух за вторичное, на первое место ставит бытие, на второе мышление. «Идеализм… …   Толковый словарь Ушакова

  • МАТЕРИАЛИЗМ — (от лат. materialis вещественный) философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Материализм —  Материализм  ♦ Matérialisme    Всякое учение или система взглядов, тем или иным образом отдающая приоритет материи.    Обычно слово «материализм» употребляется в двух значениях, широком и философском. Но и в том и в другом случае он противостоит …   Философский словарь Спонвиля

  • МАТЕРИАЛИЗМ — (от лат. materia вещество). Отрицание существования духа в природе, всякой духовнов. силы, безверие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАТЕРИАЛИЗМ 1) система философии, отрицающая в природе все… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Материализм — (от латинского materialis вещественный), философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • МАТЕРИАЛИЗМ — (materialism) В расхожем понимании слова – это убеждение, согласно которому смысл имеет только материальное благополучие (как противоположность духовным и иным идеалам). Но существует и научная трактовка. В ответ на идеализм философов XIX в., в… …   Политология. Словарь.

  • материализм — а, м. matérialisme m. 1. Научное направление в философии, признающее первичность материи, природы, объективной реальности по отношению к сознанию, мышлению (противопол. идеализм). БАС 1. Галева Система основывается на самом отчаянном материализме …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Материализм — (лат. materialis заттық) философиядағы негізгі бағыттардың бірі. Ол сонау антикалық заманнан бастау алады. Бұл көзқарас бойынша, болмыстың барлық формаларының негізі және субстанциясы ретінде материалдық бастаманы есептейді. Материя, табиғат,… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • материализм —         МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis вещественный) философское мировоззрение, утверждающее первичность материи и вторичность человеческого сознания. Никакого др. сознания, согласно М., не существует. М. признает, в отличие от субъективного… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • dic.academic.ru

    Материализм — Маоистская Википедия

    Материализм—одно из двух главных направлений в философии, дающее единственно правильный, научный ответ на основной вопрос философии — об отношении мышления к бытию. Материализм в противоположность идеализму признаёт материю первичной, а сознание, мышление — вторичным. Высшей формой материализма является марксистский философский материализм, который преодолел все недостатки и слабости прежних материалистических учений.

    Материализм в своём развитии опирается на науку, на естествознание. Во всей истории философии философский материализм являлся мировоззрением передовых общественных классов, боровшихся за прогресс и заинтересованных в развитии наук.
    Материализм зародился в странах древнего Востока — в Вавилоне и Египте, в Индии и Китае — и развивался далее в ионийских колониях древней Греции в конце VII и начале VI в. до н. э., в эпоху становления древнегреческих городов-государств, усиленного развития в них ремёсел и торговли. Материалистическое мировоззрение древнегреческих мыслителей тесным образом связано с первыми шагами науки. Древнегреческие философы одновременно были и естествоиспытателями. Представители так называемой ионийской философии с её основным ядром — милетской школой (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) — развивали стихийно-материалистическое и наивно-диалектическое мировоззрение.

    Основной проблемой их философии была проблема первоначала, первоматерии. Фалес первоначалом всех вещей считал воду, Анаксимандр — неопределённую материю — апейрон, Анаксимен — воздух. Позднее Гераклит учил, что мир был, есть и будет вечно живым огнём, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Энгельс, характеризуя философию ионийцев, писал: «…Здесь перед нами уже полностью вырисовывается первоначальный стихийный материализм, который на первой стадии своего развития весьма естественно считает само собою разумеющимся единство в бесконечном многообразии явлений природы и ищет его в чем-то определенно-телесном, в чем-то особенном, как Фалес в воде». Беря за основу мира различные материальные начала, древнегреческие философы рассматривали мир как единое целое, как бесконечный процесс изменения и превращения этих первовеществ. Все эти философы были, по выражению Энгельса, прирождёнными диалектиками, представление о связи явлений было у них результатом непосредственного созерцания.

    Этот наивный, но по существу правильный диалектический взгляд на мир ярче всех выразил Гераклит. Дальнейшее развитие материализма связано главным образом с именами Анаксагора, Эмпедокла, Демокрита, Эпикура и Лукреция Кара. Демокрит, Эпикур и Лукреций были представителями атомистического материализма древности. За основу всего они брали атомы — неделимые, непроницаемые, мельчайшие материальные частицы, которые движутся в бесконечной пустоте. Из всевозможных сочетаний этих частиц, различных по форме, образуется, по их мнению, всё разнообразие явлений природы. Миров существует бесконечное множество. Они произошли из вихреобразного движения атомов. Одни миры возникают, другие уничтожаются. Атомистический материализм Демокрита, Эпикура и Лукреция был направлен против идеи вмешательства богов в судьбы мира и вообще против суеверий. Эти философы отрицали бессмертие души, считали, что душа материальна и состоит из легчайших атомов.

    В средние века господствовали идеализм и схоластика. Философия была превращена в служанку богословия. Некоторые материалистические тенденции в схоластике проявились у номиналистов. Номиналисты утверждали, что общие понятия не существуют до вещей, как учили крайние реалисты, а являются лишь обозначениями единичных конкретных вещей. Развитие наук и возрождение материализма связаны с разложением феодального общества и формированием нового, капиталистического способа производства. Великие географические открытия конца XV и начала XVI в. (открытие Америки, морского пути в Индию, кругосветные путешествия) доказали шарообразность земли. Польский учёный Коперник отверг защищавшееся церковью представление о неподвижности земли, якобы находящейся в центре вселенной. Он развил гелиоцентрическую систему мира и нанёс этим сокрушительный удар церковному мировоззрению средневековья. Работы Кеплера (1571— 1630) и Галилея развивали в противоположность птоломеевской системе гелиоцентрическую систему как научную, несмотря на запрет этого учения церковью и жестокую расправу с его защитниками.

    Новая, материалистическая философия, обобщающая завоевания научной мысли, ведёт борьбу со схоластикой, с церковными авторитетами, обращается к опыту, как к истинному учителю, «и к природе, как к подлинному объекту философии. Эта материалистическая философия выражала идеологию нового, буржуазного класса, пришедшего на место феодалов. Родоначальником материализма нового времени был английский философ Ф. Бэкон. Бэкон выступил против схоластики, в защиту опытного знания; он считал ощущения, опыт источником наших знаний. Материализм Бэкона хотя и заключал в себе механистические тенденции, однако не принял ещё односторонне механистического характера. У Гоббса, который является систематизатором бэконовского материализма, материализм принял ярко выраженный механистический характер. Маркс писал, что у Гоббса чувственность «превращается в абстрактную чувственность геометра. Физическое движение приносится в жертву механическому, или математическому, движению, геометрия провозглашается главной наукой».

    Французский философ Декарт, в своей физике развивает механистический материализм, оставаясь в философии на позициях дуализма. Философ Гассенди возрождает атомистический материализм Эпикура и борется с идеалистической метафизикой Декарта. Выдающийся голландский философ Спиноза преодолевает дуализм Декарта. Спиноза берёт за основу единую субстанцию — природу. Протяжение и мышление он рассматривает как необходимые и неотъемлемые свойства (атрибуты) этой единой субстанции. Стремление понять единство мира и объяснить мир из него самого нашло у Спинозы выражение в учении о субстанции как самопричине, причине самой себя. Несмотря па целый ряд слабых сторон и недостатков, философия Спинозы представляла большой шаг в развитии материализма того времени. На развитие материалистической теории познания XVIII в. оказала влияние философия Локка, не свободная от уступок идеализму и агностицизму, но развивавшая материалистическое положение о том, что восприятия, получаемые органами чувств от внешнего мира, являются источником познания.

    Значительной влияние на развитие материализма оказал и английский философ Толанд, рассматривавший движение как основной атрибут материи. Французский материализм (Ламеттри; Гольбах; Дидро; Гельвеций и др.) обобщил успехи естествознания XVII и XVIII вв. и явился накануне французской буржуазной революции 1789 г. теоретическим оружием борьбы революционной буржуазии против феодальной идеологии, носил боевой, прогрессивный характер. Французские материалисты выступали борцами за научный прогресс, против религиозного мракобесия, против идеалистической метафизики. Французский материализм не выходил, однако, за рамки метафизического материализма, механистического понимания движения. Все изменения в природе французские материалисты рассматривали как чисто количественный рост. Французские материалисты, как и все предыдущие материалисты, в объяснении общественных явлений были идеалистами.

    Огромную историческую роль в развитии философского материализма и материалистической науки в XVIII в. сыграли великий русский учёный Ломоносов и выдающийся русский философ Радищев. Закон сохранения материи в движения, открытый Ломоносовым, и другие его открытия в области физики, химии и других наук имели строго материалистическое направление и подрывали основы идеализма. В положениях, развитых великим русским учёным, содержались существенные элементы диалектического взгляда на мир. Серьёзное поражение нанёс идеализму борец против крепостничества Радищев, развивавший. в своей книге «О человеке, о его смертности и бессмертии» материалистические идеи, несмотря на некоторые уступки идеализму (признание бессмертия души).

    Крупным представителем домарксовского материализма был немецкий философ Людвиг Фейербах. Борясь с идеализмом Гегеля, Фейербах утверждал, что природа существует независимо от сознания, что человек—продукт природы. Однако Фейербах рассматривал человека абстрактно, как человека вообще, но не как конкретного общественно-исторического человека, изменяющего окружающий его мир. Не поднявшись до понимания значения общественной практики, Фейербах остался на позициях созерцательного материализма, а в объяснении общественных явлений — идеалистом. Фейербах выступил с резкой критикой религии. Однако он не был в состоянии вскрыть социальные корни религии и пришёл к утверждению новой религии — религии сердца, религии любви. Отбрасывая идеализм Гегеля, он отбросил и его диалектику.

    Высшей ступенью и высшей формой всего домарксовского материализма был материализм великих русских мыслителей XIX в. — Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова. Эти мыслители, отразившие в своих идеях лучшие революционные качества, героическое прошлое и великие возможности русского народа, были борцами против крепостнической и буржуазной эксплуатации. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в своих философских взглядах они сумели преодолеть многие недостатки и ограниченности предшествующего им материализма. Материализм Чернышевского, Добролюбова был не пассивным, созерцательным, а воинствующим материализмом, Teopетическим знаменем революционной борьбы против угнетения народа, идеологией крестьянской революции.

    Русские материалисты не выбрасывали подобно Фейербаху гегелевскую диалектику, а, используя ценные её стороны, стремились переработать её в материалистическом духе. Они были последовательными борцами против религии. Им принадлежит крупная заслуга создания материалистической эстетики, революционной этики и т. д. Однако в силу объективных обстоятельств и эти мыслители не сумели полностью преодолеть метафизическую ограниченность старого материализма, распространить философский материализм на объяснение общественной жизни и подняться до диалектического материализма. Только Маркс и Энгельс — идеологи единственного последовательно революционного класса — пролетариата, критически переработав всё то ценное, что дала предшествующая научная и философская мысль, создали высшую и единственно научную форму материализма — диалектический материализм.

    Возникновение марксистского философского материализма не было простым продолжением старого материализма. Это был скачок в развитии человеческой мысли из старого качественного состояния в новое качественное состояние. Материализм Маркса и Энгельса, усвоив всё ценное, что содержалось в старом материализме, преодолел его ограниченность.

    Марксистский материализм органически связан с диалектической теорией развития. Это материализм диалектический. После Маркса и Энгельса буржуазные философы и учёные делали отдельные слабые попытки воскресить прежние, механистические, метафизические формы материализма, придавая им упрощённый, вульгарный характер (вульгарные материалисты — Бюхнер, Фохт, Молешотт, выступившие в Германии в 50-х годах XIX в.). Маркс и Энгельс боролись против такого плоского, вульгарного материализма. Сокрушительной критике подвергли эти виды материализма Ленин и Сталин. Маркс и Энгельс впервые распространили материализм на познание общества, создав исторический материализм (см.). Сущность марксистского материализма как идеологии революционного пролетариата ярко выражена в одном из тезисов Маркса о Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» . Из сущности марксистского философского материализма вытекает его революционная действенность, его воинственность, партийность, его органическая связь с пролетарским социализмом.

    wiki.maoism.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о