Манифест об усовершенствовании государственного порядка николая 2 – Манифест 17 октября 1905 года — Википедия

Подписан манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»

17 (30) октября 1905 г. император Николай II подписал Высочайший Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», даровавший свободы гражданам России. Это была первая победа революции 1905-1907 гг. Текст манифеста вошедшего в историю под названием Манифеста 17 октября 1905 г. был подготовлен А. Д. Оболенским и Н. И. Вуичем под руководством С. Ю. Витте.

Манифест провозглашал «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Расширялись избирательные права граждан, учреждался новый представительный орган  власти с законодательными правами — Государственная Дума. Документ завершался призывом «ко всем верным сынам России помочь прекращению... неслыханной смуты» и вместе с государем «напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле».

Прямым следствием выхода манифеста 17 (30) октября 1905 г. стало появление легальных политических партий, профсоюзов и других общественных организаций, а также легальной оппозиционной печати.

С самого первого дня, как содержание Манифеста, так и сам факт его появления оценивались самым различным образом. Одни полагали, что принятие Манифеста стало началом ограничения самодержавия в России, другие, напротив, считали, что основы самодержавия этим актом не затрагивались.

Из числа тех, кто расценил Манифест как победу революции, сформировались две правые политические партии — партия либерально-монархической буржуазии (конституционные демократы, или кадеты) и партия чиновников, помещиков и крупной буржуазии — «Союз 17 октября» (или октябристы). Но многомиллионные массы крестьян и рабочих продолжали революционные выступления разной степени интенсивности до середины 1907 г.

Лит.: 17 октября 1905 г. Манифест об усовершенствовании государственного порядка. [Электронный ресурс] // Российское законодательство X-XX вв. Т. 9. М., 1994; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/oct1905.htm; Мелешкин И. Манифест 17 октября 1905 г. // Коридоры власти. 2005. 24 нояб. (№ 11).

См. также в Президентской библиотеке:

Лазаревский Н. И. Законодательные акты переходного времени: 1904-1908 гг. СПб., 1909;

Обнинский В. П. Новый строй. Ч. 1: Манифесты 17 октября 1905 г. — 8 июля 1906 г. М., 1911;

Струве П. Б. Граф С. Ю. Витте. М., 1915.

www.prlib.ru

Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и российский конституционализм

Библиографическое описание:

Гаврищук С. В. Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и российский конституционализм [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 10-13. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/297/13804/ (дата обращения: 30.12.2018).



Одной из весьма важных исследовательских проблем в современных политических условиях, несомненно, является проблема российского конституционализма. Российский конституционный процесс с трудом укладывается в линейную перспективу развития. Он имеет свои взлеты и падения, свои периоды прогрессивной эволюции и регресса, свои реформаторские планы и неудачные попытки их воплощения на практике. Современное конституционное развитие России является составной частью политико-правовых реформ и модернизации российского общества и государства на протяжении XIX–XX веков. Становится особенно актуальным анализ политико-правовых проблем формирования российского конституционализма.

Конфликт общества и государства, развиваясь в русском историческом процессе, порождал стремление разрешить его путем установления общественного контроля над властью. В этом смысле основные этапы становления российского конституционализма, в принципе, схожи с теми, которые имели место в Западной Европе, в значительной степени воспроизводят их основные руководящие идеи либеральных ценностей прав личности, правового государства и гражданского общества. Однако основная цель этой политической философии состояла в том, чтобы учесть особенности русского исторического процесса, специфику политического строя и политической культуры России и на этой основе наметить пути достижения социального идеала [10, с.5].

Реально проблема ограничения самодержавия и перехода к конституции была поставлена в политико-правовую плоскость в ходе первой русской революции 1905–1907 годов. Именно в этот период проблема политико-правовой модернизации России получила возможность практического осуществления. Однако реализовать удалось только октроированный вариант дуалистической монархии, важнейший шаг к которой был сделан Николаем II путем принятия 17 октября 1905 г. Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка».

Император Николай II принял Манифест в результате срыва выборов и созыва «булыгинской» законосовещательной Государственной Думы, под воздействием Всероссийской политической стачки, а также под сильным давлением некоторых членов царской семьи и ряда сановников, среди которых особо необходимо отметить С. Ю. Витте.

«Можно без всякого преувеличения сказать, что вся Россия пришла в смуту, — писал в те дни С. Ю. Витте, — и что общий лозунг заключался в крике души: «Так дальше жить нельзя», другими словами с существующим режимом нужно покончить» [4, с.557].

По просьбе Николая II, лихорадочно искавшего выход из создавшейся ситуации, Сергей Юльевич Витте, незадолго до этого вернувшийся с Портсмутских переговоров, проанализировал ситуацию и пришел к выводу, что существовала альтернатива: военная диктатура или конституция. Оставаясь убежденным монархистом, он, тем не менее, вынужден был признать неизбежность модернизации государственного строя, понимая ее как приспособление самодержавия к современному этапу общественного развития. «В конце концов, — писал он, — я убежден, что Россия сделается конституционным государством де-факто, и в ней, как и в других цивилизованных государствах водворятся основы гражданской свободы... Вопрос лишь в том, совершится это спокойно и разумно или вытечет из потоков крови. Как искренний монархист, как верноподданный слуга царствующего дома Романовых, как преданный деятель Николая II, к нему в глубине души привязанный и его жалеющий, я молю бога, чтобы оно совершилось бескровно и мирно» [5, с. 323].

13 октября, император поручил Витте подготовить проект манифеста. По поручению Витте этот проект был написан А. Оболенским. В этом варианте проекта говорилось, в частности, о незамедлительном предоставлении русским гражданам политических свобод, содержались прозрачные намеки о введении всеобщего избирательного права. Речь шла о том, чтобы «составить предположения, по которым не могло бы найтись в отечестве нашем таких разрядов лиц, кои вовсе устранены бы были от выборов» [2, с.86]. Не остались без внимания и социальные вопросы — в проекте говорилось о необходимости удовлетворения нужд железнодорожных рабочих. Этот проект показался Витте чересчур радикальным, и из него были вычеркнуты пункты, касавшиеся рабочих, изъято предложение о всеобщих выборах.

15 октября состоялось продолжительное совещание. Витте еще раз выдвигал выбор — диктатура или конституция. Великий Князь Николай Николаевич, только что приехавший из своего имения под Тулой через охваченную забастовкой страну, решительно стал на сторону Витте. Уже обсуждался проект манифеста, написанный Оболенским, обещавший свободы и законодательные права для Государственной Думы. Но после многочасовой беседы государь в заключении только сказал: «Я подумаю» [12, с. 287].

Император находился в мучительных сомнениях и медлил с принятием решения, выбирая наиболее безболезненный вариант разрешения кризиса.

17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» в редакции Витте. Он вынужден был согласиться на введение народного представительства иного образца, чем предполагалось по манифесту 6 августа 1905 г. «Об Учреждении Государственной Думы».

В этот же день Николай II сделал запись в своем дневнике: «Подписал манифест в 5 часов. После такого дня голова стала тяжелой и мысли стали путаться. Господи, помоги нам, усмири Россию» [8, с.285]. Спустя год, когда в российских храмах служили торжественный молебен по случаю счастливого спасения монархии, император записал в дневнике: «Годовщина крушения и мучительных часов прошлого года! Слава Богу, что оно уже пережито» [8, с.338].

Позднее С. Ю. Витте также написал: «Этот акт, конечно, не был добровольным в том смысле, что царь никогда не согласился бы осуществить «напрасные мечтания», если он не видел бы, что в данный момент у него нет другого выхода, обещающего успокоение» [6, с.595].

В письме к матери 19 октября 1905 г. он так прокомментировал это решение: «Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного военного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу; затем была бы передышка и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силою; но это стоило бы потоков крови и в конце концов привело бы неминуемо к теперешнему положению, т. е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперед не могли осуществляться бы.

Другой путь — предоставление гражданских прав населению — свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенности личности; кроме того, обязательство, проводить всякий законопроект через Государственную думу — это, в сущности, и есть конституция. Витте горячо отстаивал этот путь, говоря, что он хоть и рискованный, тем не менее, единственный в настоящий момент. Почти все, к кому я ни обращался с вопросом, отвечали мне так же, как Витте, и находили, что другого выхода, кроме этого нет» [3, с. 166].

В соответствии с манифестом 17 октября в государственное устройство страны были внесены принципиальные изменения. Так, самодержавная, власть ограничивалась отныне представительными учреждениями, дарованные политические свободы красноречиво свидетельствовали о начале эволюции феодальной монархии в буржуазную. Манифест утверждал основы гражданской свободы и избирательного права. Провозглашалась неприкосновенность личности, свобода совести, слова, союзов и собраний. Те классы населения, которые ранее были совсем лишены избирательных прав, получили право участия в выборах. Было установлено «…незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы, и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия за закономерностью действий, поставленных от нас властей» [1].

После подписания Манифеста издается ряд нормативно-правовых актов, которые влияют на изменение государственного строя Российской империи. 11 декабря 1905 г. издается указ «Об изменении положения о выборах в Государственную Думу», который значительно расширяет число избирателей.

20 февраля 1906 г. были обнародованы два весьма важных указа: «Учреждение Государственной думы» и «О переустройстве учреждения Государственного совета» и высочайший манифест «Об изменении учреждения Государственного совета и пересмотре Учреждения Государственной думы». В соответствии с манифестом Государственный совет преобразовывался в верхнюю палату парламента.

Чтобы понять правовое значение манифеста, необходимо обратиться к оценкам, данным ему учеными-юристами. Правовая литература начала ХХ века единодушно связывала с его появлением переход к конституционному строю.

В исторической и юридической литературе советского периода признавалось, что манифест провозглашал начала буржуазного конституционализма. Это полностью соответствовало ленинским оценкам манифеста 17 октября 1905 г.: «Царский манифест обещает прямую конституцию: Дума получает законодательные права, ни один закон не может войти в силу без одобрения народными представителями, дарована ответственность министров, дарованы гражданские свободы, неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и союзов» [9.30].

А. М. Давидович считал установившийся строй конституционным самодержавием [7, с.291].

У советских ученых не было единства мнений о реальном влиянии этого документа на российскую государственно-правовую действительность. Так, С. М. Сидельников утверждал, что «манифест не внес никаких изменений ни в организацию государственной власти, ни в юридические отношения между властью и населением», а следовательно, «конституционный по форме и содержанию манифест не ограничивал самодержавия» [13, с 43]. Иной точки зрения придерживался Е. Д. Черменский. Не соглашаясь с теми, кто считал формальным ограничение власти монарха после принятия манифеста, он писал: «В действительности после опубликования Основных законов 1906 г. царь не только формально, но и практически отказался от двух важных прерогатив — неограниченного права законодательствования и автономного распоряжения государственным бюджетом... Вот почему на вопрос, сохранился ли абсолютизм в России и после 1905 г. или она перешла к конституционной форме правления, нельзя дать однозначный ответ. Нам представляется, что после 1905 г. в России была конституция, но узкоцензовая, более или менее призрачная, более или менее фиктивная» [14, с.178].

Был ли манифест 17 октября 1905 г. первой российской конституцией? С момента подписания Николаем II манифеста 17 октября 1905 г. и вплоть до подписания им же акта об отречении от престола в марте 1917 г. Россия уже не была абсолютной монархией. Прежде не ограниченная ничем власть императора ограничивалась народным представительством, наделенным законодательными полномочиями. Однако Россия не стала и конституционной монархией в классическом виде, где народ реально принимал участие в законодательстве и управлении. Весь недолгий период думской монархии (1906 — февраль 1917гг.) представительство народа носило иллюзорный характер вследствие неразвитости демократических институтов, соглашательской позиции буржуазии, предпочитавшей не бороться с абсолютизмом, а договариваться с ним о все новых уступках.

В этой связи можно согласиться с оценками А. Н. Медушевского — исследователя российского конституционализма начала ХХ века. Рассуждая об «особом типе монархического конституционализма», возникшем на переломном этапе перехода от абсолютизма к тоталитарному государству, он все же считает, что «говорить о введении в России конституционной монархии как законченной формы правления было не вполне правомерно ввиду большого числа изъятий из законодательства в пользу монархического компонента политической системы. В лучшем случае, речь могла идти только о первых элементах дуалистического порядка правления в России» [11, с.42].

Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что несмотря на упорное противодействие каким-либо изменениям в государственном устройстве со стороны самодержавия, историческая неизбежность этих перемен к 1905 г. была совершенно очевидной. Неудачная русско-японская война, первая русская революция, позиция либерально настроенной части общества, в том числе и некоторых представителей правящей верхушки, все более настойчиво говоривших о необходимости введения в той или иной форме народного представительства, необходимость укрепления международного авторитета России — все это вынудило самодержавие пойти на уступки.

Манифест 17 октября 1905 г., стал не только важным этапом, но и своего рода итогом развития общественной мысли и попыток реформировать государственное устройство «сверху». Вместе с тем манифест 17 октября оказал огромное влияние на внутреннюю политику последнего царствования. И хотя основные положения манифеста подвергались антидемократическим поправкам, отменить его уже было нельзя. Россия вступила в новый этап своего конституционного развития.

Литература:
  1. Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 окт. 1905 г. // Полное собрание законов Российской империи. III. Т. XXV, № 26803 [Электронный ресурс] URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/content.html
  2. Проект манифеста, составленный князем А. Д. Оболенским и привезенный им с собою на пароход. //Крассный архив. 1925. Т.4–5. С.86
  3. Переписка Николая II с Марией Федоровной. //Красный архив. 1927., Т.22. С. 166
  4. Витте С. Ю. Воспоминания. Т.2. М.: Соцэкгиз, 1960. — 639 с.
  5. Витте С. Ю. Воспоминания. Т.3. М.: Соцэкгиз, 1960. — 723 с.
  6. Витте С. Ю. Избранные воспоминания, 1849–1911 гг. / Коммент. и указ. имен сост. Б. В. Ананьичем и др. — М.: Мысль, 1991. — 719 с.
  7. Давидович А. М. Самодержавие в эпоху империализма. М.: Наука, 1975–338 с.
  8. Дневники императора Николая II. / общая редакция и предисловие К. Ф. Шацилло — М.: Орбита, 1991–736 с.
  9. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т.12., М.: Издательство политической литературы, 1968–576 с.
  10. Медушевский А. Н. Конституционные проекты в России XVIII- начала ХХ века. М.: РОССПЭН, 2010–640 с.
  11. Медушевский А. Н. Конституционная монархия в России. // Вопросы истории, 1994. № 8. С.30–46
  12. Ольденбург С. С. Царствование Императора Николая II. М.: ТЕРРА, 1992–640 с.
  13. Сидельников С. М. Образование и деятельность первой Государственной Думы. М.: Издательство Московского университета, 1962–320 с.
  14. Черменский Е. Д. История СССР. Период империализма. М.:Просвещение, 1974–446 с.

Основные термины (генерируются автоматически): россия, Государственная дума, манифест, октябрь, Государственный совет, неприкосновенность личности, российский конституционализм, народное представительство, государственный порядок, государственное устройство.

moluch.ru

Манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» (17 октября 1905 г.)

Вопросы и задания к документу № 16:

5. Какие события обусловили появление Манифеста 17 октября 1905 г.? Как в документе объясняются причины его принятия?

6. В чем суть главных положений Манифеста?

7. Какие изменения вносил Манифест в политический строй России? В чем значение этого документа?

 

Божией милостью Мы, Николай Вторый, Император и Самодержец Всероссийский, царь Польский, великий князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая.

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо Российского государя неразрывно с благом народным и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы нашей.

Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешнейшего выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной воли нашей:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действия постановленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению сей неслыханной смуты вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Дан в Петергофе, в 17-й день октября, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое, царствования же нашего одиннадцатое.

 

Документы № 17-18

О Государственной думе

Вопросы и задания к документам № 17-18:

4. Привлекая знания по истории, укажите, когда была учреждена Государственная дума? С какой целью?

5. Назовите права и полномочия членов Думы. Охарактеризуйте порядок ее работы.

6. В. И. Ленин призвал партию большевиков бойкотировать выборы в I Думу. Позднее он признал это ошибкой. Можно ли на основании приведенных документов обосновать ошибочность бойкота Думы?

7. О чем свидетельствует статья 86 документа? Какие изменения в политическом устройстве России она отражает?

 

Из Высочайшего Указа от 20 февраля 1906 г. о Государственной думе

1. Государственная дума учреждается для обсуждения законодательных предположений.

2. Государственная дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на 5 лет.

3. Государственная дума может быть, до истечения 5-летнего срока полномочий ее членов, распущена указом Императорского Величества. Тем же указом назначаются новые выборы и время ее созыва.

4. Продолжительность ежегодных занятий и сроки перерыва в течение года определяются указами Императорского Величества.

7. Для законного состава заседаний Думы требуется присутствие не менее одной трети всего числа данного состава членов Думы.<...>

32. Государственная дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов.

33. Государственная дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями с запросами по поводу установлений, кои представляются незакономерными.

О членах Государственной думы

<...>14. Члены Думы пользуются полной свободой суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями.

 

Из Основных государственных законов (23 апреля 1906 г.)

86. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Думы и воспринять силу без утверждения Государя Императора.

106. Государственный Совет и Дума пользуются равными в делах законодательства правами.

 

Документы № 19-22

Обсуждение аграрного вопроса в I Государственной думе

Вопросы и задания к документу № 19:

4. В чем, по мнению кадетов, состояла необходимость решения аграрного вопроса?

5. Каким образом кадеты предлагали решить аграрный вопрос?

6. Почему царское правительство отвергло эти предложения?

 

Предложения фракции кадетов

(Проект 42-х) (8 мая 1906 г.)

Считая неотложно необходимым приступить теперь же к решению земельного вопроса, мы находим, что будущий законопроект должен взять за основу следующие положения:

1. Увеличение площади землепользования населения, обрабатывающего землю личным трудом, как-то: безземельных и малоземельных крестьян и других разрядов земледельцев — государственными, удельными, кабинетскими, монастырскими, церковными землями и путем обязательного отчуждения за счет государства частновладельческих земель с вознаграждением нынешних владельцев по справедливой оценке, то есть сообразно с нормальной для данной местности доходности.

2. Отчуждаемые земли поступают в государственный земельный запас. Признавая руководящим началом земельной политики передачу земли в руки трудящихся, мы считаем:

I. Там, где существует особый класс безземельных сельскохозяйственных рабочих, последние подлежат обеспечению землей на тех же основаниях. Особыми правилами также должен быть определен отвод земли семьям, прекратившим хозяйство вследствие малоземелья, если они пожелают восстановить собственное хозяйство.

II. Для каждой местности должен быть установлен нормальный размер земельного обеспечения, до которого должно быть доводимо количество земли у земледельческого населения. <...>

V. При отчуждении частновладельческих земель надлежит установить следующие правила:

а) без всяких ограничений подлежат отчуждению все земли, обычно сдававшиеся 1 января 1906 г. в аренду, и земли впусте лежащие, но признанные годными для обработки. Кроме того, для каждой местности закон должен определить высший размер землевладения при условии ведения собственного хозяйства, то есть определить, больше чего никто не может владеть землей, и все, что окажутся больше этого размера, также подлежит отчуждению без каких-либо ограничений <...>

Не подлежат отчуждению:

1) небольшие участки, не превышающие трудовой нормы;

2) городские выгонные земли, а равно земли, принадлежащие городам, местечкам, земствам, учебным и благотворительным учреждениям, поскольку они непосредственно служат для общественно - санитарных, учебных и т. д. целей; <...>

4) земли, на которых расположены фабрично-заводские или сельскохозяйственные промышленные заведения.

VI. Земли из государственного земельного запаса передаются в долгосрочное пользование на срок, установленный подлежащими учреждениями, без права переуступки. <...>

VIII. В местностях, изобилующих лесами, под земельное обеспечение землевладельцев могут быть обращены леса, не имеющие защитного и водоохранного значения.

 

Вопросы и задания к документам № 20—22:

5. Чем была обусловлена острота аграрного вопроса в России начала XX в.? Какие пути его решения предлагались?

6. Почему П. А. Столыпин выступил против проекта, предложенного кадетами?

7. Какой вариант решения аграрного вопроса предложил П. А*.. Столыпин?

8. В чем смысл предложений трудовика С. В. Аникина? Какше требования крестьян отражены в его выступлении?

9. Чьи предложения, по вашему мнению, наиболее отвечали интересам крестьян?

 




infopedia.su

Манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» (17 октября 1905 г.)

17 октября 1905 г. Манифест об усовершенствовании государственного порядка // Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. М., 1994. С.41.

Божией милостью Мы, Николай Второй,

Император и Самодержец Всероссийский, царь Польский, великий князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая.

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо Российского государя неразрывно с благом народным и печаль народная – его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы нашей.

Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешнейшего выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной воли нашей:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действия постановленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению сей неслыханной смуты вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Дан в Петергофе, в 17-й день октября, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое, царствования же нашего одиннадцатое.

1. Какие события обусловили появление Манифеста 17 октября



1905 г.? Как в документе объясняются причины его принятия?

2. В чем суть главных положений Манифеста?

3. Какие изменения вносил Манифест в политический строй России?

4. В чем заключается значение данного документа?

 

Контрольные вопросы и проблемные задания

1. Определите особенности развития различных сторон жизни российского общества на рубеже XIX – XX вв.: политической системы, социальной структуры, развития экономики, национального вопроса.

2. Определите противоречивость личности Николая II и дайте его характеристику как главы государства: политические взгляды и мировоззрение, какое место в его жизни занимала семья и окружение, отношение к религии.

3. Кто из окружения императора оказывал наибольшее влияние на проводимую политику на разных этапах его правления?

4. Какие реформы были проведены С.Ю. Витте?

5. Чем была вызвана активизация дальневосточной политики России, и какие последствия она имела?

6. Какие причины привели к Русско-японской войне, и чем было обусловлено поражение России?

7. Определите, какие противоречия существовали в то время в российском обществе

8. Проследите основные этапы и события Первой русской революции, определите основные движущие силы, интересы и требования различных слоев общества.

9. Какое значение имел манифест 17 октября 1905 г.?

10. Интересы каких социальных и политических групп были представлены в Государственной Думе и насколько эффективно они были реализованы?

 

Литература

Обязательная литература

Деревянко А.П. История России: учеб. пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова. 3-е изд. М.: Проспект, 2012. 567 [1] с.

Деревянко А.Н., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие 2-е изд. перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

История Отечества. Учебное пособие для студентов вузов. Отв. ред. проф. В.Н. Шевелев. Изд-е 3 перераб. и доп. Ростов-н/Д. Феникс, 2006.

Дополнительная

Куликов С.В. Император Николай II как реформатор: к постановке проблемы // Российская история. 2009. № 4. С. 45-59.

Государственный совет Российской империи: 1906-1917: энциклопедия. М.: РОССПЭН, 2008.

 

 

cyberpedia.su

Манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» (17 октября 1905 г.)

Вопросы и задания к документу № 16:

5. Какие события обусловили появление Манифеста 17 октября 1905 г.? Как в документе объясняются причины его принятия?

6. В чем суть главных положений Манифеста?

7. Какие изменения вносил Манифест в политический строй России? В чем значение этого документа?

 

Божией милостью Мы, Николай Вторый, Император и Самодержец Всероссийский, царь Польский, великий князь Финляндский и прочая, и прочая, и прочая.

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо Российского государя неразрывно с благом народным и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству державы нашей.

Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы, для успешнейшего выполнения общих преднамечаемых нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной воли нашей:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действия постановленных от нас властей.



Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению сей неслыханной смуты вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Дан в Петергофе, в 17-й день октября, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое, царствования же нашего одиннадцатое.

 

Документы № 17-18

О Государственной думе

Вопросы и задания к документам № 17-18:

4. Привлекая знания по истории, укажите, когда была учреждена Государственная дума? С какой целью?

5. Назовите права и полномочия членов Думы. Охарактеризуйте порядок ее работы.

6. В. И. Ленин призвал партию большевиков бойкотировать выборы в I Думу. Позднее он признал это ошибкой. Можно ли на основании приведенных документов обосновать ошибочность бойкота Думы?

7. О чем свидетельствует статья 86 документа? Какие изменения в политическом устройстве России она отражает?

 

Из Высочайшего Указа от 20 февраля 1906 г. о Государственной думе

1. Государственная дума учреждается для обсуждения законодательных предположений.

2. Государственная дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на 5 лет.

3. Государственная дума может быть, до истечения 5-летнего срока полномочий ее членов, распущена указом Императорского Величества. Тем же указом назначаются новые выборы и время ее созыва.

4. Продолжительность ежегодных занятий и сроки перерыва в течение года определяются указами Императорского Величества.

7. Для законного состава заседаний Думы требуется присутствие не менее одной трети всего числа данного состава членов Думы.<...>

32. Государственная дума может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов.

33. Государственная дума может обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями с запросами по поводу установлений, кои представляются незакономерными.

О членах Государственной думы

<...>14. Члены Думы пользуются полной свободой суждений и мнений по делам, подлежащим ведению Думы, и не обязаны отчетом перед своими избирателями.

 

Из Основных государственных законов (23 апреля 1906 г.)

86. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Думы и воспринять силу без утверждения Государя Императора.

106. Государственный Совет и Дума пользуются равными в делах законодательства правами.

 

Документы № 19-22

Обсуждение аграрного вопроса в I Государственной думе

Вопросы и задания к документу № 19:

4. В чем, по мнению кадетов, состояла необходимость решения аграрного вопроса?

5. Каким образом кадеты предлагали решить аграрный вопрос?

6. Почему царское правительство отвергло эти предложения?

 

megaobuchalka.ru

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» 17 октября 1905 г

 

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях империи великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо Российского государя неразрывно с благом народным, и печаль народная его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое настроенье народное и угроза целости и единству державы нашей.

Великий обет царского служения повелевает нам всеми силами разума и власти нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, мы… признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.

На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе… те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

3. Установить, как незыблемое право, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Как вы думаете, добровольно дарованы или завоёваны в борьбе перечисленные в Манифесте гражданские свободы?

 

§ 7. От Всероссийской политической стачки до Основных законов 1906 г

 

Всероссийская политическая стачка. Манифест 17 октября.В ночь на 7 октября 1905 г. Центральный комитет Всероссийского железнодорожного союза отправил на все железнодорожные станции России телеграммы с призывом прекратить с 12 часов движение поездов, работу на магистралях и в депо. Железнодорожников поддержали фабрично-заводские рабочие, служащие, студенты. В Московском, Петербургском университетах, других высших учебных заведениях собирались демократически настроенные представители разных социальных слоёв населения. Не работал городской транспорт, закрывались магазины, банки и даже театры, бездействовали различные службы. Стачка приобрела всероссийский характер.

Под лозунгами «Долой самодержавие!» и «Да здравствует Учредительное собрание!» проходили многотысячные митинги. Свобода слова, собраний, шествий осуществлялась явочным порядком. На предприятиях таким же образом вводился 8-часовой рабочий день. Происходили столкновения с полицией и войсками. В общей сложности во Всероссийской политической стачке участвовало около 2 млн человек.

В ходе стачки была создана общая выборная организация бастующих предприятий Петербурга – Совет рабочих депутатов. Совет образовал стачечный фонд и организовал выпуск газеты «Известия Советов рабочих депутатов». Позже подобные Советы появились и в других городах, в том числе в Москве, Твери, Одессе. Они действовали как органы власти.

Под влиянием стачки некоторые представители правящей элиты (дядя царя Николай Николаевич, С. Ю. Витте и ряд других сановников) выступили за проведение политических реформ. 17 октября Николай II был вынужден подписать манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором провозглашались гражданские свободы и был обещан созыв Государственной думы.

Восстания в ноябре – декабре 1905 г. Манифест 17 октября не привёл к прекращению революционных выступлений. В ноябре в Севастополе произошло самое крупное в период первой российской революции военное восстание. В нём приняли участие матросы крейсера «Очаков», броненосца «Пантелеймон» (бывший броненосец «Князь Потемкин Таврический»), 10 других военных кораблей, флотской дивизии и часть солдат. Остальные 22 корабля севастопольской эскадры в восстании не участвовали.

Был избран Совет матросских, солдатских и рабочих депутатов. Командовать восставшим флотом было предложено лейтенанту П. П. Шмидту. Считавший себя беспартийным социалистом, Шмидт приобрёл известность страстной речью на похоронах жертв, погибших в октябре при расстреле демонстрации.

Командованию Черноморского флота удалось сосредоточить против восставших верные правительству войска. Когда матросы отклонили ультиматум о сдаче, по восставшим кораблям был открыт артиллерийский огонь. Шмидт и ещё несколько руководителей восстания по приговору военного суда были расстреляны.

7 декабря в Москве началась всеобщая политическая стачка, переросшая в восстание. Главную его силу составили около 1700 вооруженных дружинников. Им противостояли 2 тыс. полицейских и 15 тыс. солдат. Декабрьское вооружённое восстание не имело централизованного руководства и распалось на несколько очагов.

То в одном месте, то в другом появлялись небольшие группы боевиков, которые обстреливали войска и исчезали. Строились баррикады: железные решётки и рельсы, бочки и деревянные балки обливали водой, и они скреплялись на морозе ледяной коркой. Сопротивление боевых дружин продолжалось 10 дней. Многие боевики отличались личным мужеством и презрением к смерти (и своей, и чужой). Особенно упорные бои шли в районе Пресни. Она подверглась мощному артиллерийскому обстрелу. Вспыхнули пожары. Штаб боевых дружин принял решение о прекращении вооружённой борьбы с 18 декабря.

 

Шмидт Петр Петрович (1867 – 1906)

 

В конце 1905 г. вооружённые восстания происходили также в Харькове, Горловке (Донбасс), Ростове-наДону, Новороссийске, Сормове, Чите, Красноярске и других городах.

Национальные движения.Наиболее организованными национально-освободительные силы были в автономной Финляндии и стремившихся к независимости польских землях. Прибалтику охватили волнения батраков, прибегавших как к массовым стачкам, так и к вооружённым выступлениям. Сжигались судебные архивы, списки призывников. Аналогичным образом действовали крестьяне Западной Грузии. Управление в восставших районах перешло в руки крестьянских комитетов. Рабочее движение активно развивалось на Украине.

 

Баррикады на Пресне. Москва. Декабрь 1905 г.

 

Пропагандистскую деятельность на Украине и в Белоруссии, в Прибалтике и Закавказье вели и общероссийские, и местные национальные партии разной ориентации – социал-демократической, народнической, либеральной. Самостоятельные социалистические партии существовали в польских и литовских землях, на Украине, в Латвии и Армении. В программах и декларациях большинства этих партий выдвигались требования установления в России демократической федеративной республики с предоставлением национально-территориальной или национально-культурной автономии, с гражданским и языковым равноправием всех народов.

Позиции меньшевиков были очень сильны в Грузии. Среди армян наиболее влиятельной партией являлась Дашнакцутюн (Союз ), действовавшая с 1890 г. По своим взглядам, включая признание индивидуального террора как орудия революционной борьбы, дашнаки были близки к эсерам.

Значительную роль в социал-демократическом движении играла самая крупная еврейская социалистическая партия – Всеобщий еврейский рабочий союз, в Литве, Польше и России известный под названием Бунд (Союз). Бундовцы в вопросах партийной стратегии и тактики всегда были близки к меньшевикам.

В 1905 г. состоялся Всероссийский съезд мусульман (их в России к тому времени насчитывалось свыше 15 млн), на котором был образован «Союз мусульман». Он выступал за парламентскую монархию, за широкое местное самоуправление и автономию в делах религии, за право мусульманских народов на возврат их земель.

Основные законы.Подписывая Манифест 17 октября, Николай II заявил: «России даруется конституция». Однако на деле манифест конституцией не являлся. Фактически это была декларация о намерениях. Обещания, данные в ней, требовали законодательного закрепления. В апреле 1906 г. Николай II утвердил новую редакцию «Основных законов» Российской империи. По ней императору принадлежала инициатива по всем вопросам законодательства, никакой закон не мог иметь силу без его утверждения, в соответствии с законами издавались императорские указы. Император объявлялся верховным руководителем всей внешней политики и «Державным Вождём российской армии и флота», имел право объявлять войну и заключать мир, назначать и отправлять в отставку председателя Совета министров. Особа государя провозглашалась священной и неприкосновенной. В то же время власть императора уже перестала быть неограниченной.

Созданный в 1810 г. законосовещательный Государственный совет был преобразован в верхнюю зако-нодательную палату. Одна половина членов Государственного совета назначалась императором, другая – избиралась на губернских земских собраниях (по одному от каждого) губернскими дворянскими обществами, торговыми и промышленными объединениями, Синодом, университетами и Петербургской академией наук. Государственный совет должен был стать противовесом новому органу власти – Государственной думе.

Дума принимала закон (после прохождения через Государственный совет их утверждал император), имела право законодательной инициативы, утверждала государственный бюджет, штаты и сметы ведомств, заслушивала отчёт органов государственного контроля об их исполнении, могла обращаться с запросами к министрам.

 

Таврический дворец в Санкт-Петербурге. Начало XX в.

 

В перерывах между сессиями Думы или в случае её роспуска законодательные акты принимал император. Однако он не имел права вносить изменения в «Основные законы», в положения о Государственном совете и Государственной думе, в постановления о выборах в Совет или Думу.

Таким образом, «Основные законы» отразили начало политической модернизации российской монархии, её сближения с западноевропейскими государственными институтами.

?

!

1. Что позволило рабочим организовать Всероссийскую политическую стачку? 2. Почему подписание Манифеста 17 октября 1905 г. одни политические силы восприняли как победу, а другие как слабость власти и необходимость продолжения борьбы? 3. Почему рабочих Москвы в ходе Декабрьского вооруженного восстания 1905 г. не поддержали рабочие столицы? 4. Как «Основные законы» 1906 г. изменяли государственное устройство России? 5. Покажите на карте основные районы национально-освободительного движения. Какие требования и лозунги выдвигались?

Исследуем документы

 

studopedya.ru

Манифест Российского императора Николая II от 17 октября 1905 года

Заметил то, что в последние дни начался нездоровый интерес и попутно охаивание Манифеста от 17 октября 1905 года. В этой связи, следует заметить то, что этот манифест был от последнего легитимного правителя России, как бы Вы не относились к самой личности Н.А.Романова. И именно этот Манифест даровал Русскому Народу знаменитые 17 СЛОВ О РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ:

"Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собрания и союзов."


Божиею милостью, Мы, Николай Вторый, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский и прочая и прочая, и прочая.

Смуты и волнения в столице и во многих местностях Империи Нашей великою и тяжкою скорбью преисполняют сердце Наше. Благо Российского Государя неразрывно с благом народным, и печаль народная -- Его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству Державы Нашей.

Великий обет Царского служения повелевает Нам всеми силами разума и власти Нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для Государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, Мы, для успешнейшего выполнения общих преднамечаемых Нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего Правительства.


На обязанность Правительства возлагаем Мы выполнение непреклонной Нашей воли:

1) Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собрания и союзов.

2) Не устанавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку; и

3) установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий, поставленных от Нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиной, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Дан в Петергофе, в 17-й день октября, в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое, Царствования же Нашего одиннадцатое.

На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою подписано: Николай.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА:

Высочайший Манифест об усовершенствовании государственного порядка (Октябрьский манифест) — законодательный акт Верховной Власти Российской империи, обнародованный 17 (30) октября 1905. Был разработан Сергеем Витте по поручению Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутою».

Историческое значение Манифеста заключалось в распределении прежде единоличного права Российского Императора законодательствовать между собственно монархом и законодательным (представительным) органом —Государственной Думой.

Манифест, вкупе с Манифестом Николая II от 6 августа 1905 «Об учреждении Государственной Думы»,

учреждал парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за Императором сохранялось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето. Впоследствии Николай II не раз пользовался этими правами.

Также Манифест провозглашал и предоставлял политические права и свободы, такие как: свобода совести, свобода слова, свобода собраний, свобода союзов и неприкосновенность личности. В результате принятия манифеста Императором были внесены изменения в Основные государственные законы Российской империи, которые фактически стали первой российской конституцией.

radota-indrin.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *