М робеспьер краткая биография – Краткая биография Максимельена Робеспьера

Содержание

Краткая биография Максимельена Робеспьера

Робеспьер Максимильен Мари Изидор, (1758—1794), один из лидеров Великой французской революции, организатор якобинского террора (июнь 1793 — июль 1794 г.).

Родился 6 мая 1758 г. в Аррасе. Наследственный адвокат, выросший без родителей (мать умерла, отец эмигрировал), Робеспьер окончил государственный коллеж Людовика Великого и получил степень бакалавра права в Сорбонне (1780 г.). В родном городе молодой адвокат слыл образцом добродетели: аккуратный, расчётливый и бережливый, полный прогрессивных идей и почтительный к власти.

Жители единодушно избрали его депутатом Генеральных штатов (1789 г.). Сентиментальный юноша, влюблённый в Руссо, обладал прекрасными манерами и сочинял стихи, которые подписывал «де Робеспьер» (вместо простонародного «Деробеспьер»).

В начале революции Робеспьер примкнул к якобинцам. В их клубе он произносил пламенные речи против республики — «этой самой невыносимой из всех аристократии богатых». Замыслы Робеспьера простирались гораздо дальше — к диктатуре избранной горстки революционеров.

21 сентября 1792 г. Конвент провозгласил Францию республикой. Как депутат этого органа, Робеспьер выделился требованием казнить короля. Ему удалось объединить радикальных депутатов верхних скамей — монтаньяров. Они в прямом смысле перекричали составлявших большинство умеренных депутатов — жирондистов, и король Людовик XVI был осуждён. 21 января 1793 г. нож гильотины отсёк голову монарху.

Весной поражения французской армии заставили Конвент передать вопросы обороны Комитету общественного спасения под началом Дантона. 27 июля 1793 г. не любивший бумажной работы Дантон ввёл Робеспьера в Комитет общественного спасения. Оттеснив Дантона, Робеспьер 10 августа превратил Комитет в высший правительственный орган с диктаторскими полномочиями — «революционное правительство». Главной целью нового режима стал террор. Революционный трибунал и 12 правительственных комиссий на местах начали работу по уничтожению «врагов революции». Диктатура Робеспьера опиралась также на Якобинский клуб и тысячи его отделений в провинции, на избиравшиеся в городах и в сельской местности революционные комитеты, которые следили за осуществлением декретов Конвента, издавали приказы об аресте контрреволюционеров, проводили мобилизации.

С особым рвением исполнялся декрет о «подозрительных» — к ним относились все, «кто своим поведением или связями, речами или произведениями проявили себя врагами свободы». Население помогало обнаруживать «врагов народа», которых трибунал посылал на гильотину.

Робеспьер, прозванный Неподкупным, трудился день и ночь, организуя массовое убийство своих врагов. Диктатура была установлена в условиях, когда 60 из 83 департаментов были охвачены мятежами. Почти вся Европа объявила войну Франции, народ голодал, торговцы не хотели брать бумажные деньги, и товары уходили на чёрный рынок.

Чрезвычайными мерами Робеспьеру удалось мобилизовать и вооружить 642 тыс. бойцов, создать 14 армий, в которых солдатам был открыт путь к высшим чинам, разгромить мятежников и перейти в наступление на внешних фронтах. Они передали значительную часть земли крестьянам и буржуазии. Были закрыты церкви и введены гражданские обряды.

Дважды избиравший Робеспьера президентом Конвент ввёл новый революционный календарь. 9 термидора, а по обычному летосчислению 27 июля 1794 г. Робеспьер взошёл на трибуну, чтобы объявить о «заговоре» и потребовать новых казней. Однако к этому времени широкий террор в стране настолько измучил граждан, что депутаты Конвента вышли из повиновения. Обычно молчаливое большинство зашумело, Робеспьер не смог его перекричать и был схвачен сотрудниками Комитета общественной безопасности.

На следующее утро вождь и многие якобинцы были казнены.


citaty.su

Робеспьер, Максимилиан – краткая биография

Максимилиан Мари Исидор Робеспьер – один из главных деятелей

французской революции, род. 1758, ум. 1794, в молодости был адвокатом в Аррасе. В революционные годы Робеспьер, как депутат Арраса в Национальном собрании сначала не пользовался влиянием, однако мало-помалу прямолинейность, с которою он излагал свои принципы, и репутация неподкупности доставили ему большую известность. Но его подозрительный характер выказался в речах, произносимых им как президентом якобинского клуба. Короля он, со времени его бегства, считал изменником. Решение относительно того, чтобы члены Учредительного собрания не могли избираться в Законодательное собрание, было его первым успехом в парламенте.

Максимилиан Робеспьер

 

После падения Законодательного собрания и прихода к власти Конвента Робеспьер сделался самым популярным деятелем революции, он царил в клубе якобинцев. Робеспьер стоял во главе тех, которые произнесли смертный приговор Людовику XVI. Затем он воспользовался своим влиянием, чтобы свергнуть жирондистов (1793) и как руководящий член

Комитета общественного спасения взял в свои руки диктатуру. Теперь Робеспьер мог беспрепятственно осуществлять то, что он со своей точки зрения считал идеалом государства. Для достижения этой цели он решил не останавливаться ни перед какими средствами. По мнению этого узкого, бездушного фанатика, для того, чтобы наступил золотой век, должны были пролиться реки крови, вследствие чего насилие и террор должны сделаться законами дня.

 

 

Кровь тех, кого Робеспьер считал изменниками, действительно вскоре полилась потоком. Затем он обратился против своих же помощников и привел на эшафот ЭбераШометта, Дантона и кордельеров. Теперь, казалось, никто не стоял на пути его власти. В 1794, противодействуя откровенным атеистам, он заявил, что французский народ верит в

Верховное существо и произнес торжественную речь в честь этого существа.

 

Максимилиан Робеспьер — поэт террора. Историк Наталия Басовская

 

Свой террор Робеспьер прекращать не думал. Он стал готовить новые казни в ближайшем окружении. Страх придал мужество его противникам и Робеспьер на сей раз встретил серьезное сопротивление в Комитете общественного спасения. 9 термидора (27 июля) 1794 Тальен сказал против Робеспьера пламенную речь. Робеспьер был арестован и заключен в тюрьму Консьержери. При аресте он пытался убить себя из пистолета, но только размозжил себе челюсть. 10 термидора его голова пала под ножом гильотины.

Младший брат Робеспьера, Огюстен, бывший комиссар итальянской армии, был арестован вместе с ним. Спасаясь от ареста, он выпрыгнул в окно, сломал себе ногу и полумертвый был казнен вместе с братом.

Сестра их Шарлота де Робеспьер, противница идей своих братьев, была любовницей Фуше и получила от Директории пенсию в 6000 франков.

Более подробное описание личности и деятельности Максимилиана – см. в статье Робеспьер.

 

rushist.com

краткая биография и интересные факты из жизни, дата и причина смерти

Краткая биография Максимилиана Робеспьера наглядно иллюстрирует судьбу одного из самых ярких участников и активистов Великой Французской революции. Это был влиятельный и известный политический деятель того периода.

Биография революционера

Максимилиан Робеспьер, краткая биография которого приведена в этой статье, родился в 1758 году. Он появился на свет в небольшом городке Аррас, в департаменте Па-де-Кале. Это был административный центр.

Его отец был потомственным адвокатом, состоял при Высшем совете провинции Артуа. Мать, которую звали Жаклин Маргарита Карроль, родила еще четверых детей, при этом Максимилиан оказался старшим. Вместе с ним рос брат Огюстен и сестры Шарлотта и Анриетта-Улали-Франсуаза. В 1764 году еще один ребенок умер совсем скоро после рождения, а вскоре скончалась и мать героя нашей статьи. В тот момент ему было всего шесть лет.

Даже в краткой биографии Максимилиана Робеспьера нужно отметить тот факт, что, спустя непродолжительное время, отец покинул его. Франсуа покинул Францию, оставив всех своих детей на воспитание у близких родственников. Огюстен и Максимилиан воспитывались у дедушки по материнской линии, а сестры росли в семьях сестер своего отца.

В начале пути

Рассказывая кратко о Максимилиане Робеспьере, нужно упомянуть, какое образование он получил. В 1765 году он стал студентом колледжа в Аррасе. После этого до 1781 года изучал право в колледже Людовика Великого, который был расположен в Париже. Таким образом, он выбрал для себя путь юриста, отправившись по стопам отца.

Окончив учебу, Максимилиан Робеспьер (в краткой биографии этот факт находит отражение) возвращается в Аррас, чтобы начать работать адвокатом. В 1789 году во Франции проходят выборы в Генеральные штаты, за него голосуют, выдвигая в депутаты от третьего сословия. В Генеральных штатах, а затем в Национальном собрании Робеспьер стоит на крайне левых позициях.

Взгляды

Максимилиан Робеспьер, биографию которого вы сейчас читаете, был сторонником идей Руссо. Большинство членов Собрания, которые придерживались либеральных взглядов, он критиковал на недостаточный радикализм тех реформ, которые они проводили.

С подобными идеями он выступал и в Якобинском клубе, очень скоро став одним из его главных лидеров. Многие выступления Максимилиана де Робеспьера были насыщены демократической риторикой, но, как отмечают очевидцы, хватало в них и откровенной демагогии. Все это принесло ему большую известность в обществе, и даже оригинальное прозвище — Неподкупный.

Когда Национальное собрание было распущено, Робеспьер оказался в парижском уголовном суде в роли общественного обвинителя. Это случилось в октябре 1791 года. Таким образом, он продолжил свою активную политическую деятельность во французской столице. С декабря того же года по апрель 1792 года Робеспьер участвует в острой дискуссии в Якобинском клубе со сторонниками «экспорта» революции. Он всячески призывает их бороться и противостоять «врагам свободы», которые действуют внутри страны. Он искренне считал, что необходимо дальнейшее углубление революции, о чем писал в еженедельнике под названием «Защитник конституции» вплоть до лета 1792 года.

Противостояние жирондистам

В годы Великой французской революции Максимилиан Робеспьер был одним из самых заметных ее участников. В результате мятежа 10 августа 1792 года он становится членом самопровозглашенной Коммуны Парижа.

В сентябре его выбирают в Конвент, вместе с Дантоном и Маратоми они становятся во главе левого крыла, начиная вести ожесточенную борьбу против захвативших власть жирондистов. Это противостояние фактически продолжается до мая 1793 года.

Робеспьер и его сторонники всерьез подозревают жирондистов в попытках реставрировать монархию. Чтобы этого избежать, Робеспьер 3 декабря 1792 года выступает с предложением казнить без суда короля Людовика XVI. Суд все-таки организуют, на нем герой нашей статьи голосует за смерть короля. 21 января король взошел на эшафот.

Тотальный террор

31 мая-2 июня 1793 года в Конвенте было устроено восстание, в результате которого жирондисты были изгнаны. Робеспьер входит в так называемый Комитет общественного спасения. При помощи соратников — в первую очередь это Кутономон и Сен-Жюстоми — он определяет генеральную общеполитическую линию революции. Важной становится тема предательства.

В конце года он добивается прекращения «дехристианизации», которую проводили ультралевые, осуждая насаждаемый ими атеизм. В то же время он всячески отвергает требования, выдвигаемые сторонниками Дантона. Последние уверены, что революционный террор можно уже прекратить.

Сам Робеспьер так не считает. В феврале 1794 года он произносит свою программную речь, в которой провозглашает конечной целью революции строительство нового общества. Оно должно базироваться на руссоистских принципах, на «республиканской морали», опираться на религию, спроецированную самим государством. Это, по его мнению, должен быть некий культ. Например, Верховного существа, которому все будут поклоняться. После официальной победы «республиканской добродетели» Робеспьер предполагал, что социальные неурядицы отступят. При этом ключевым средством для достижения своих идей он называл террор, который и проводил.

Смерть Робеспьера

Весной 1794 года Робеспьер выступил за казнь дантонистов и эберистов. Вскоре после этого инициировал масштабную акцию по продвижению того самого культа Верховного существа.

10 июня был введен закон, устанавливающий высшую меру наказания за противодействие республиканской морали. Подозреваемые фактически были лишены адекватных адвокатов. Так начался «Большой террор», который коснулся всех без исключения социальных слоев, подорвав популярность Робеспьера.

Его утопические идеалы не нашли поддержки в обществе, а диктаторские замашки настроили против него депутатов Конвента. 27 июля Робеспьер со своими сторонниками был отдан под суд. Попытка инициировать сопротивление в парижской Ратуше провалилась. На суде мятежников опознают и объявляют вне закона.

Уже на следующий день их привозят к месту казни. Робеспьер был казнен на гильотине вместе с несколькими верными сторонниками. Их отрубленные головы народ приветствовал аплодисментами.

fb.ru

1. Краткая биография М. Робеспьера. Политические и правовые взгляды М. Робеспьера

Похожие главы из других работ:

«Государство» Платона

1. Краткая биография

Интерес к древнегреческому философу Платону [427 — 347 до н.э. (предположительно)], к его творчеству не ослабевает, быть может, даже усиливается в наше время. Во-первых, мнение даже самого обыкновенного человека…

Имидж политического лидера

2.1 Биография

Рикардо Мартинелли родился в столице страны 11 марта 1952 года, детство его прошло в панамской провинции Верагуас. Его родители — итальянские эмигранты. Высшее образование он получил в США…

Мондиалистская концепция Жака Аттали

Сущность и краткая история возникновения мондиализма

Становление США сверхдержавой и выход на последний этап, предшествующий окончательной «планетарной гегемонии талассократии», заставил американских геополитиков рассматривать совершенно новую геополитическую модель…

Монография «Политика как призвание и профессия» (автор: Макс Вебер)

1. Краткая биография Макса Вебера

Известный факт, что жизненная биография, переживания из детства, юношества и отрочества откладывают заметный отпечаток на всем мышлении человека, на его судьбе и волнующих темах уже взрослой жизни…

Политико-правовые воззрения Макса Штирнера

Краткая биография Макса Штирнера

Немецкий философ Макс Штирнер (настоящее имя — Иоганн Каспар Шмидт) появился на свет 25 октября 1806 года в семье мастера духовых инструментов Генриха Шмидта. В связи с неблагоприятным материальным положением, а также продолжительной болезнью…

Политическая концепция Бенедикта Спинозы

2. Краткая биография Спинозы

Бенедикт Спиноза (1632-1677) был самым значительным философом ХVII века. Он родился в Амстердаме, в еврейской семье, которая поселилась здесь спасаясь от испанской инквизиции…

Политическая система современной Сербии

1. Краткая политическая история

В период раннего средневековья на территориях, которые в 1918 г. стали республиками Югославии, существовали отдельные, в общем, независимые государства. (До этого эти территории входили в Римскую империю.) Королевство Сербия…

Политические и правовые взгляды М. Робеспьера

2. Политические и правовые взгляды М. Робеспьера

Объектом моей работы являются политико-правовые воззрения М. Робеспьера, его теория государственности, методы водворения его идей в жизнь. Мне не менее интересны и способы достижения цели в условиях революции. Можно ли через террор, как метод…

Политические и правовые взгляды М. Робеспьера

3. Социальная политика М. Робеспьера

Социальный идеал Робеспьера не оригинален. Он таков: общество мелких производителей, где каждый владеет землей, маленькой мастерской, лавкой, способными прокормить его семью…

Политический лидер современности В.В. Путин

1. Биография

В.В. Путин родился 7 октября 1952г. в Ленинграде. Отец Владимир Спиридонович Путин (1911 — 02.08.1999) — ветеран Великой Отечественной войны, участник обороны Ленинграда, инвалид войны, был простым рабочим, отличался властным характером…

Политическое и правовое учение Томаса Гоббса

I. Краткая биография Томаса Гоббса

Томас Гоббс (1588-1679), английский философ и литератор, известный, прежде всего своим трактатом о государстве — «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651г.) (далее по тексту «Левиафан»)…

Советы государю Н. Макиавелли

1.1 Биография

Никколо родился в деревне Сан-Кашано, рядом с городом-государством Флоренция, в 1469 году, и был вторым сыном Бернардо ди Никколо Макиавелли (1426-1500), адвоката, и Бартоломмеи ди Стефано Нели (1441-1496). Биографы не могут установить точно…

Социально-политические взгляды итальянского философа Никколо Макиавелли

1. Краткая биография Н.Макиавелли и общие идеи

Никколо Макиавелли (1469-1526) — один из выдающихся итальянских философов. Он родился во Флоренции во второй половине 15 века — во времена позднего возрождения…

Харизматические лидеры России

1.1 Краткая биография

Владимир Ильич Ульянов (псевдоним Ленин; 10 (22) апреля 1870, Симбирск — 21 января 1924, усадьба Горки, Московская губерния) — российский и советский политический, и государственный деятель мирового масштаба, революционер…

Харизматические лидеры России

2.1 Краткая биография

Иосиф Виссарионович Сталин (настоящая фамилия-Джугашвили; 6 (18) декабря 1878 (по официальной версии 9 (21) декабря 1879), Гори — 5 марта 1953, Волынское, Кунцевский район, Московская область) — российский революционер, советский политический…

polit.bobrodobro.ru

Робеспьер Максимильен биография

Робеспьер Максимильен Мари Изидор, (1758—1794), один из лидеров Великой французской революции, организатор якобинского террора (июнь 1793 — июль 1794 г.).

Родился 6 мая 1758 г. в Аррасе. Наследственный адвокат, выросший без родителей (мать умерла, отец эмигрировал), Робеспьер окончил государственный коллеж Людовика Великого и получил степень бакалавра права в Сорбонне (1780 г.). В родном городе молодой адвокат слыл образцом добродетели: аккуратный, расчётливый и бережливый, полный прогрессивных идей и почтительный к власти.

Жители единодушно избрали его депутатом Генеральных штатов (1789 г.). Сентиментальный юноша, влюблённый в Руссо, обладал прекрасными манерами и сочинял стихи, которые подписывал «де Робеспьер» (вместо простонародного «Деробеспьер»).

В начале революции Робеспьер примкнул к якобинцам. В их клубе он произносил пламенные речи против республики — «этой самой невыносимой из всех аристократии богатых». Замыслы Робеспьера простирались гораздо дальше — к диктатуре избранной горстки революционеров.

21 сентября 1792 г. Конвент провозгласил Францию республикой. Как депутат этого органа, Робеспьер выделился требованием казнить короля. Ему удалось объединить радикальных депутатов верхних скамей — монтаньяров. Они в прямом смысле перекричали составлявших большинство умеренных депутатов — жирондистов, и король Людовик XVI был осуждён. 21 января 1793 г. нож гильотины отсёк голову монарху.

Весной поражения французской армии заставили Конвент передать вопросы обороны Комитету общественного спасения под началом Дантона. 27 июля 1793 г. не любивший бумажной работы Дантон ввёл Робеспьера в Комитет общественного спасения. Оттеснив Дантона, Робеспьер 10 августа превратил Комитет в высший правительственный орган с диктаторскими полномочиями — «революционное правительство». Главной целью нового режима стал террор. Революционный трибунал и 12 правительственных комиссий на местах начали работу по уничтожению «врагов революции». Диктатура Робеспьера опиралась также на Якобинский клуб и тысячи его отделений в провинции, на избиравшиеся в городах и в сельской местности революционные комитеты, которые следили за осуществлением декретов Конвента, издавали приказы об аресте контрреволюционеров, проводили мобилизации.

С особым рвением исполнялся декрет о «подозрительных» — к ним относились все, «кто своим поведением или связями, речами или произведениями проявили себя врагами свободы». Население помогало обнаруживать «врагов народа», которых трибунал посылал на гильотину.

Робеспьер, прозванный Неподкупным, трудился день и ночь, организуя массовое убийство своих врагов. Диктатура была установлена в условиях, когда 60 из 83 департаментов были охвачены мятежами. Почти вся Европа объявила войну Франции, народ голодал, торговцы не хотели брать бумажные деньги, и товары уходили на чёрный рынок.

Чрезвычайными мерами Робеспьеру удалось мобилизовать и вооружить 642 тыс. бойцов, создать 14 армий, в которых солдатам был открыт путь к высшим чинам, разгромить мятежников и перейти в наступление на внешних фронтах. Они передали значительную часть земли крестьянам и буржуазии. Были закрыты церкви и введены гражданские обряды.

Дважды избиравший Робеспьера президентом Конвент ввёл новый революционный календарь. 9 термидора, а по обычному летосчислению 27 июля 1794 г. Робеспьер взошёл на трибуну, чтобы объявить о «заговоре» и потребовать новых казней. Однако к этому времени широкий террор в стране настолько измучил граждан, что депутаты Конвента вышли из повиновения. Обычно молчаливое большинство зашумело, Робеспьер не смог его перекричать и был схвачен сотрудниками Комитета общественной безопасности.

На следующее утро вождь и многие якобинцы были казнены.

Похожие материалы:

tvory.info

Политические и правовые взгляды М. Робеспьера

Политические и правовые взгляды М. Робеспьера

План:

1. Краткая биография М. Робеспьера

. Политические и правовые взгляды М. Робеспьера

. Социальная политика М. Робеспьера

Заключение

Список использованной литературы

1. Краткая биография М. Робеспьера

Робеспьер Максимилиан Мари Изидор (6 мая 1758, Аррас — 28 июля 1794, Париж) — один из ведущих деятелей Великой французской революции. В 1793-1794 гг. фактически возглавлял правительство республики, являясь идеологом и руководителем революционной диктатуры. Родился в семье адвоката. Мать умерла, когда Максимилиану было шесть лет, после чего отец уехал за границу, оставив детей на попеченье родственников. В 1769-1781 гг. Робеспьер изучал право в парижском коллеже Людовика Великого. По окончании учебы работал адвокатом в Аррасе. В апреле 1789 избран в Генеральные штаты Франции депутатом от третьего сословия. В Генеральных штатах, а затем в Национальном собрании (1789-1791) занимал крайне левые позиции. Будучи сторонником Руссо, критиковал либеральное большинство Собрания за недостаточный радикализм проводимых реформ. Эти же идеи он развивал с трибуны Якобинского клуба, лидером которого стал. Насыщенные демократической (а порой и демагогической) риторикой выступления принесли Робеспьеру широкую популярность в народе и прозвище «Неподкупный». После роспуска Национального собрания Робеспьер получил должность общественного обвинителя в уголовном суде Парижа (октябрь 1791 г.) и продолжил активную политическую деятельность в столице. В декабре 1791 — апреле 1792 гг. он вел в Якобинском клубе острую дискуссию со сторонниками «экспорта» революции, призывая бороться с «врагами свободы» внутри страны. О необходимости дальнейшего углубления революции он писал в еженедельнике «Защитник конституции» (Le defenseur de la Constitution) весной-летом 1792 г. В ходе восстания 10 августа 1792 г. самопровозглашенная Коммуна Парижа включила Робеспьера в число своих членов. В сентябре он был избран в Конвент, где вместе с Ж. П. Маратом и Ж. Дантоном возглавил левое крыло («Гору»), повел ожесточенную борьбу против находившихся у власти жирондистов (сентябрь 1792 — май 1793 гг.). Подозревая последних в стремлении реставрировать монархию, Робеспьер 3 декабря 1792 г. предложил без суда казнить Людовика XVI, а когда суд все-таки состоялся, проголосовал за смерть короля (15 января 1793 г.). После изгнания жирондистов из Конвента в результате восстания 31 мая — 2 июня 1793 г. Робеспьер 26 июля вошел в Комитет общественного спасения. Вместе со своими приверженцами Л.А. Сен-Жюстом и Ж. Кутоном он определял общеполитическую линию революционного правительства и фактически руководил им. В ноябре-декабре он добился прекращения «дехристианизации», проводившейся ультра-левыми (эбертистами), и осудил насаждавшийся ими атеизм. Одновременно он отверг требования сторонников Дантона о прекращении революционного террора. В программной речи 5 февраля 1794 г. и в последующих выступлениях Робеспьер провозгласил конечной целью революции построение нового общества на основе руссоистских принципов «республиканской морали», опирающейся на искусственно созданную государственную религию культ Верховного существа. С победой «республиканской добродетели», считал Робеспьер, будут решены все социальные проблемы. Основным средством реализации своей этической утопии он считал террор. В марте-апреле 1794 г. по инициативе Робеспьера и Сен-Жюста были казнены эбертисты и дантонисты. В мае-июне Робеспьер инспирировал общенациональную кампанию по распространению культа Верховного существа. 10 июня он и Кутон добились принятия закона, которым вводилась смертная казнь за преступления против республиканской морали, а обвиняемые фактически лишались права на защиту. Начавшийся сразу после этого «Большой террор» затронул все социальные слои и подорвал былую популярность «Неподкупного». Утопические идеалы Робеспьера не встречали поддержки в обществе, а его диктаторские устремления настроили против него подавляющее большинство депутатов Конвента. 27 июля (по революционному календарю 9 термидора) Конвент принял декрет об аресте Робеспьера и его сторонников. Те попытались организовать сопротивление в Парижской Ратуше, но были захвачены верными Конвенту войсками и день спустя казнены.

2. Политические и правовые взгляды М. Робеспьера

Объектом моей работы являются политико-правовые воззрения М. Робеспьера, его теория государственности, методы водворения его идей в жизнь. Мне не менее интересны и способы достижения цели в условиях революции. Можно ли через террор, как метод, придти к всеобщему благу, можно ли таким способом построить крепкое государство?

Взгляд М. Робеспьера на государственную власть

Смысловым ядром совокупности политико-юридических воззрений Робеспьера являются положения о государственной власти, об аппарате государства, о принципах его построения и функционирования. Согласно Робеспьеру, три начала должны лежать в фундаменте политического союза. Первое из них — охрана и обеспечение естественных прав гражданина, развитие всех его способностей. Второе — право каждого гражданина на участие в законодательстве и управлении, обусловленное естественным равенством и прирожденной свободой людей. Третье — верховенство власти народа в государстве. Народ в любой ситуации правомочен сам решать свою судьбу. «Если один из членов общества подвергается угнетению, то налицо угнетение всего общества. Если общество подвергается угнетению, то налицо угнетение каждого члена общества. Право на сопротивление угнетению есть следствие из других прав человека». Тезисы о суверенности народа и о том, что не может быть свободным общество, не освободившееся от угнетения и произвола буквально каждого своего члена, стали ценным приобретением прогрессивной политической мысли. Поначалу Робеспьер полагал, что возможность народа, всех граждан пользоваться свободой и уважением не обусловлена напрямую той или иной комбинацией правительственных учреждений и законов. Но по мере развертывания и углубления революции он сильнее ощущает неодинаковость социально-политического содержания различных форм правления. Теперь уже однозначно негативно, как порочный, характеризуется им монархический принцип организации государственной власти и отстаивается необходимость последовательно республиканского устройства страны. Фактически до конца 1793 г. Робеспьер резко возражает и против диктаторских средств и методов осуществления публичной власти. Убеждение его таково: «выносить смертный приговор всякому, кто предложит диктатуру, триумвират или любую другую форму власти, наносящую вред режиму свободы, установленному Французской республикой».

В тот период Робеспьер видит гарантию режима свободы не столько в ужесточении репрессий против его недругов, сколько в надежном функционировании самих республиканских государственно-правовых механизмов обеспечения общественной и индивидуальной свободы. В речи «О Конституции» он призывает Конвент осуществить разделение власти, четко отделить законодательные учреждения от административного аппарата, предусмотреть сокращение сроков полномочий всех должностных лиц (особенно тех, кто обладает широкими прерогативами), поставить этих лиц в действительную зависимость от суверена, т.е. народа (а не от отдельных персон).

Решительная критика Робеспьером феодально-монархических устоев, боевой демократизм развитых им республиканских взглядов делают вождя якобинцев заметной фигурой в истории учений о политике и власти, праве и государстве Нового времени.

Концепция конституционного и революционного правительства М. Робеспьера

робеспьер революция террор власть

Самостоятельность и своеобразие Робеспьера как политического мыслителя базируется в значительной степени на разработанной им концепции конституционного и революционного правительства.

С выдвижением этой концепции существенно преображается весь комплекс робеспьеровских политико-правовых идей. Более очевидным становится в них тяготение к авторитарным формам властвования. Явственно ощущается теперь уклон в сторону правового нигилизма .

Он выделяет два типа правительства:

. Конституционное правительство — цель которого сохранять уже утвердившуюся республику, заниматься гражданской свободой.

. Революционное правительство — действует в бурных обстоятельствах. Правда, он уточняет, что террор — это симбиоз либерально-демократических и авторитарных идей.

Разграничение двух типов правительства дано в речи «О принципах революционного правительства». Робеспьер высказывает в ней ту точку зрения, что «конституционный корабль» строится с расчетом на плавание исключительно в «спокойном море», в атмосфере, где ему не надо идти «навстречу противному ветру». Цель конституционного правительства- сохранять уже утвердившуюся республику, заниматься главным образом гражданской свободой, сберегать индивидов от злоупотреблений, допускаемых публичной властью . «Конституция — это режим победоносной и мирной свободы».

Совсем другим представляется Робеспьеру правительство революционное. Оно предназначено для того, чтобы действовать в бурных обстоятельствах: когда на море не штиль, а шторм, когда в стране бушует революция. Собственно говоря, такое правительство есть непосредственный продукт и вместе с тем прямое орудие совершаемой революции. Тут очень важно зафиксировать и постоянно иметь в виду понимание Робеспьером самой сути революции. По Робеспьеру, она означает в первую очередь состояние войны в обществе. «Революция — это война свободы против ее врагов».

Отождествление революции с войной сильно повлияло на характер робеспьеровского видения лагеря «врагов свободы», а также на трактовку Робеспьером задач и методов борьбы с теми, кого сочтут находящимися в этом лагере. Кто же они? Понятно, что всякого рода заговорщики, нападающие на свободу и пытающиеся ее уничтожить, лица, противящиеся мероприятиям революции. Но не только они одни. Контрреволюционерами объявляются все носители «безнравственного», «неблагоразумного» «растленного». «Врагам свободы», контрреволюционерам революционное правительство должно нести только смерть.

Обстановка войны диктует, по Робеспьеру, правительству необходимость действовать чрезвычайно активно и — главное — «быть более свободным в своих движениях», чем бывают институты власти в обычное время. Здесь нетрудно распознать оправдание сверхконцентрации властных полномочий в центре, жесткой государственной регламентации общественных процессов и совет отложить в сторону провозглашенные в Конституции республиканские принципы политической жизни, прав человека, народный суверенитет, которые стесняют правительство, не позволяют ему «быть более свободным в своих движениях». Призыв же предоставить правительству возможность на период революции (т.е. войны) руководствоваться «менее единообразными и менее строгими правилами» воспринимается как санкция на несвязанность центральной власти законами суверена (либо на превращение официальных предписаний, норм в простые инструменты политики правящей группировки).

Конечно, Робеспьер сознает, чем чревата власть революционного правительства. Посему следуют его успокоительно-обнадеживающие слова о том, что данное правительство избегнет произвола, станет заботиться лишь о благе народа, справедливости и т.п. Залогом служения революционной власти интересам общества, правам человека, свободе будут… «честность», «чистота», добродетели тех, кто держит в своих руках бразды государственного управления.

Место террора в политической деятельности М. Робеспьера

Чтобы «честность», добродетели революционного правительства победили в войне, надо, согласно Робеспьеру (занявшему с лета 1793 г. руководящее положение в Комитете общественного спасения), дополнить и подкрепить их террором. Именно благодаря террору эти добродетели станут, так думает Робеспьер, по-настоящему всесильными, позволят в конце концов умиротворить и спасти страну, ввести республиканско-конституционные порядки. В робеспьеровских рассуждениях о принципах политической морали содержится следующая легитимация террористического режима: «То, что деспот управляет своими забитыми подданными террором, он прав как деспот. Подавите врагов свободы террором — и Вы будете правы как основатели республики. Революционное правление — это деспотизм свободы против тирании».

Родившаяся в то время «черная легенда» Робеспьера представляла собой первую, тогда еще примитивную и эмоциональную попытку, истолковать одновременно и террор, и личность Робеспьера: «чудовищная система» была неотделима от «тирана», а сам он представлялся «монстром», управлявшим страной по колено в крови. Это обвинение его в агрессивности свидетельствует о тяжести травмы, нанесенной террором; данная легенда демонстрировала растерянность современников перед лицом неслыханной репрессивной системы, которая, в одно и то же время, была частью Революции и противоречила ее основным принципам. Имея в своей основе ненависть и игру воображения, эта легенда отражала в себе и некоторую зачарованность загадочной фигурой Робеспьера. В самом деле, как объяснить, что тот, кого называли посредственностью, не обладающей ни талантом, ни совестью, смог захватить власть и повлиять на ход Революции?

С тех пор многое, если не все, было сказано о связи между Робеспьером и Террором. Это — классическая тема для историографии Революции, которая, так или иначе, звучала на каждом этапе ее развития. Тем не менее, уже довольно давно не появлялось новых документов, касающихся Робеспьера. Как это происходит и с другими великими историческими деятелями, поводом для научных дискуссий, связанных с постановкой новых проблем или изменением исторической перспективы, служит комплексный анализ этой фигуры. Очевидно, что немало проблем возникает и при изучении Террора. Вне всякого сомнения, Революция не сводится к этому трагическому событию, точно также, как и роль Робеспьера в истории Революции не сводится к роли «террориста», творца Террора. Тем не менее, Террор и Робеспьер неразделимы: размышлять по поводу одного неминуемо означает анализировать и другое.

Робеспьер, кажется, не замечает, что «деспотичная свобода» есть такой же нонсенс, как «свободолюбивая деспотия». Вероятно, он идеологически и психологически «закрыт» для восприятия мысли о неминуемости завершения всякой террористической политики (проводится ли она от имени деспота или от какого-то другого имени) смертью свободы и прав человека, уничтожением безвинных людей. Апология террора, в особенности его якобинская практика, опрокидывает проповедовавшийся Робеспьером конституционно-республиканский идеал.

Мотивы, побудившие Робеспьера защищать тезис об обязательности обращения к мерам насилия, применения террора в борьбе со старым порядком ради установления республиканско-демократического строя, «подсказаны» ему определенными мировоззренческими и идеологическими представлениями. Среди них — стойкая убежденность в том, что война потребна не только для уничтожения контрреволюционеров (открытых и тайных), но и для искоренения слабостей человеческой натуры, пороков, предрассудков, ибо также они прокладывают путь королевской власти. Робеспьер уподобляет террор справедливости. Почитая террор за добродетельное средство, он, кроме того, усматривает в нем «следствие общего принципа демократии». Правда, он уточняет, что террор — это симбиоз либерально-демократических и авторитарных идей, его надобно пускать в ход «при наиболее неотложных нуждах отечества». Но кто и по каким конкретно критериям будет определять, когда и на какой срок возникают эти «наиболее неотложные нужды»? Ясного ответа на такие вопросы нет. В сознании Робеспьера и его сторонников, спасателей Отечества, подспудно присутствует мысль о возможности мерами насилия заставить нацию построить свободное, справедливое общество.

3. Социальная политика М. Робеспьера

Социальный идеал Робеспьера не оригинален. Он таков: общество мелких производителей, где каждый владеет землей, маленькой мастерской, лавкой, способными прокормить его семью, и где человек прямо обменивается произведенными им продуктами с другими равными ему людьми.

Первоначально собственность не входила в число естественных и неотъемлимых прав человека, однако в принятой Конвентом Декларации прав собственность(наряду с равенством, свободой и безопасностью)отнесена к числу естественных и неотъемлемых прав человека, для их обеспечения установлено правительство.

Заветная цель Робеспьера- образцовый мелкобуржуазный строй. У него нет намерения выйти за пределы мира частной собственности.

Содержание соответствующего пробуржуазного государственно-правового идеала Робеспьера почти не менялось на протяжении всей его революционной деятельности. Робеспьеровская концепция идеальной республики не есть порождение непосредственного опыта, она — плод интеллектуальной доктрины, проистекающей в основном из сочинений Руссо и Монтескье. Особенно велико влияние на эту концепцию политического учения Руссо. Робеспьер раскрыл, развил и обогатил ряд узловых положений своего идейного предтечи: о естественных правах человека, форме правления, представительной системе, границах частной собственности и др. Господство силы над правом, правовой нигилизм разрушают свободу, делают ее беззащитной перед лицом тирании, заводят народную революцию в тупик. Трагедия Робеспьера, трагедия якобинской диктатуры — закономерный итог стечения многих обстоятельств. Не самое последнее среди них — как раз проявленное якобинцами в теории и на практике «величайшее пренебрежение» правовыми началами социальной жизни.

Заключение

«Желчный темперамент, узкий кругозор, завистливая душа, упрямый характер предназначали Робеспьера для великих преступлений. Его четырехлетний успех, на первый взгляд, без сомнения, удивительный, если исходить лишь из его посредственных способностей, был естественным следствием питавшей его смертельной ненависти, глубинной и неистовой зависти. Он в высшей степени обладал талантом ненавидеть и желанием подчинять себе… В своих мечтах о мести он был полон решимости покарать смертью всякую рану, нанесенную его чувствительному самолюбию; и чтобы тайное ощущение неполноценности перестало разрушать иллюзии, созданные его самолюбием, он хотел бы остаться лишь с теми, кого считал неспособными себя унизить. С давних пор он изменил значение слова народ, приписав наименее образованной части общества свойства и права общества в целом. Вот в каких словах он без конца превозносил справедливость и просвещенность народа: никто не имеет права быть более мудрым, чем народ; богачи, философы, писатели, общественные деятели были врагами народа; революция могла окончиться лишь тогда, когда больше не станет посредников между народом и его истинными друзьями. Робеспьер сделал из этого народа божество, из патриотизма — религию, из революции — предмет фанатичного поклонения, верховным понтификом которого стал он сам; тон жреца был наиболее отличительной чертой его убогих писаний; это тон все громче звучал в них на протяжении четырех лет; в конце он [Робеспьер] говорил уже на одном лишь на мистическом жаргоне самозваного прорицателя. Одним из его последних деяний была попытка соединить культ Бога с культом народа и стать жрецом обоих божеств» — так в августе 1794 г., под влиянием пришедших из Парижа новостей, написал про Робеспьера Дону, заключённый в тюрьме.

Народ, противопоставляемый аристократам, был политической конструкцией и символическим образом с туманными и расплывчатыми контурами, но он не мог иметь более чем одну волю и более чем одну точку зрения. Утвердить свою тождественность с народом означало присвоить себе право высказывать эту точку зрения: Робеспьер пользовался тем самым непререкаемым авторитетом истинного мнения, непримиримого и категоричного, которое устанавливало, кто принадлежит к народу, а кто — нет. Отсюда другая очевидная характерная черта его дискурса: стирание частного перед лицом общего, личного перед лицом принципов, и так вплоть до их полного смешения. Робеспьер обладал секретом неповторимой риторики, в которой лирические порывы, когда речь шла только о нем самом, соединялись со своего рода деперсонализированной речью, когда дело касалось принципов, добродетели и народа. Отсюда удивительная сила убеждения, которой обладали его слова, но отсюда же и ловушки, расставляемые его выступлениями. В механизме революционного правительства Робеспьер занимал ведущее и уникальное в стратегическом плане место, находящееся на стыке Комитета общественного спасения, Якобинского клуба и Конвента. Удерживать это место означало символизировать единство народа и якобинской диктатуры. Это место не было институциональным, но благодаря Робеспьеру оно стало институтом, и, соответственно, сам Робеспьер оказался главной деталью машины, подлинным идеологическим и моральным органом, органом добродетели.

Робеспьер обладал глубинным убеждением, что существует некая изначально установленная и непосредственная связь между ним и народом. Между тем, его выступления происходили в закрытых помещениях и перед избранной публикой. Робеспьер легитимизировал и систематизировал политику террора. Террор обогатил Робеспьера конкретным опытом пребывания у власти, навыком принятия политических решений большого масштаба. Это был содержательный и многообразный опыт: опыт Комитета общественного спасения, где Робеспьер взял на себя, как известно, ведущую роль, но также и опыт Бюро общей полиции, которым он очень тщательно руководил на протяжении последних трех месяцев своей жизни.

После смерти Робеспьера не осталось крупных литературных произведений и больших научных трудов, но его деятельность в качестве политического лидера и идеолога якобинского движения протекала необычайно интенсивно. Одних только речей за период с 1789 по 1794 г. он произнес свыше 600. Собственно теоретико-аналитическое рассмотрение проблем политики, права, государства, законодательства представлено у Робеспьера сравнительно скромно. В этом плане выделяются прежде всего его знаменитые речи «О Конституции» (10.V. 1793 г.), «О принципах революционного правления» (25.XIL1793 г.), «О принципах политической морали» (5.IL1794 г.) и др.

Список использованной литературы:

1. История политических и правовых учений.Учебник для вузов\Под общ. Ред.акад.РАН,д.ю.н.,проф.В.С.Нерсисянца.2003г.

. История политико -правовых учений.Под ред.проф.А.Н. Хорошилова.2002г

. Борисов Л.П.История плитических и правовых учений.2000г.

4. Лейст О. Э. История политических и правовых учений. — М.: Юридическая литературы, 1997. — 576 с.

Бачко Б. Робеспьер и террор. Пер. с фр. Д.Ю. Бовыкина. // Исторические этюды о французской революции (Памяти В.М. Далина). — М.: ИВИ РАН, 1998. — 390 с.

. Арканян М.Ц. История Франции. — М.: Дрофа, 2007. — 474 с.

. Ревуненков В.Г. Очерки истории великой французской революции 1789-1814 гг. — СПб.: Издательство СПбГУ, 1996. — 516 с.


diplomba.ru

Робеспьер, Максимилиан Мариисидор, подробная биография

(1758-1794) деятель Великой французской революции

Максимилиан Мариисидор Робеспьер родился в семье адвоката в г. Аррас па севере Франции, но образование он получил в Париже — сначала в колледже, а затем в Сорбонне.

После учебы в Париже Максимилиан Робеспьер вернулся в свой родной город Аррас, где работал адвокатом, пока ему не исполнилось 30. В 1789 г. он снова поехал в Париж, но теперь уже в качестве депутата от своей провинции в Генеральных штатах.

Робеспьер внешне ничем не выделялся среди других депутатов, но был чрезвычайно активен и постоянно выступал с речами. В 1789 году он выступил в Генеральных штатах 125 раз, а в 1790 — 328 раз. Его речи казались современникам длинными и малопонятными. Максимилиан Робеспьер предлагал свою модель общественного устройства Франции, но никогда не выступал за республику или против королевской власти.

Благодаря речам к нему пришла популярность. В отличие от других депутатов, он никогда не менял однажды занятой позиции. За это его и прозвали «Неподкупным». Мирабо так заметил о нем в одном из писем: «Этот человек верит каждому слову, которое произносит».

В 1789 году произошла революция, и  Максимилиан Мариисидор Робеспьер активно поддержал ее. Чтобы понять его позицию, надо знать его отношение к народу. Он считал, что любое движение народа священно, а воля народа — закон. Когда в сентябре 1792 года в Париже собрался новоизбранный законодательный орган Франции — Конвент, то Робеспьер стал в нем лидером якобинского меньшинства. Когда судили французского короля, то Максимилиан Робеспьер сразу же потребовал его смерти и сказал, что Конвент не выносит приговор, а лишь приводит его в исполнение.

В июне 1793 года Конвент по требованию вооруженных парижан исключил из своего состава вожаков жирондистов, и власть перешла к Робеспьеру. В это время продолжалась война Франции с монархическими державами Европы, и в стране начался голод. Максимилиан Робеспьер и его сторонники-якобинцы поняли, что для борьбы с голодом нужна сильная армия, способная победить врагов революции. Они организовали Комитет общественной безопасности, вокруг которого и собрались их сторонники. В это время Конвент принял знаменитый «закон о подозрительных», который давал право арестовать любого человека.

Это было время террора, когда всех и каждого могли обвинить в измене и немедленно казнить. Максимилиан Робеспьер думал, что это необходимо, поскольку террор ведет к торжеству добродетели. По всей стране действовали комиссары Конвента, отправлявшие на смерть ни в чем не повинных людей. Не удивительно, что многие сочли это жестокой тиранией.

Подобная жестокость не могла пройти бесследно. Каплей, которая переполнила чашу, стала казнь депутатов Конвента — Дантона, Демулена и их сторонников. В суде Дантон защищался с необычайным красноречием, но ему не дали закончить речь и приговорили к смерти. На эшафоте он сказал: «Робеспьер, ты скоро последуешь за мной».

Его слова оказались пророческими. 26 июня 1794 года Максимилиан Робеспьер произнес в Конвенте свою последнюю речь. Она была полна предостережений и угроз. На следующее утро он был арестован и вместе со своими сторонниками отправлен в тюрьму. По дороге его освободила толпа, но Конвент уже объявил арестованных вне закона. Поэтому освободившие Робеспьера граждане поспешно разошлись. Он пытался покончить с собой, но лишь повредил себе челюсть. Наутро арестованных привезли к эшафоту. 28 июля 1794 года Максимилиан Мариисидор Робеспьер был казнен. На его могиле были высечены слова:

«Прохожий! Не печалься над моей судьбой.

Ты был бы мертв, когда б я был живой».

biografiivsem.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *