М н катков краткая биография – КАТКОВ МИХАИЛ НИКИФОРОВИЧ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Содержание

Михаил Катков — биография и семья

Биография

Катков — либерал-западник и англоман — выступил против Н.Г. Чернышевского и А.И. Герцена с их надеждами на революционное развитие событий. В 1863 возглавил «Московские ведомости».

КАТКОВ Михаил Никифорович (1818, Москва — 1887, с. Знаменское Моск. губ.) — журналист.

Родился в семье мелкого канцелярского чиновника, детство и юность прошли в бедности. Катков учился в Преображенском сиротском училище 1-й Московской гимназии и в частном пансионе. В 1834 — 1838 Катков столь успешно занимался на словесном отделении Московского университета, что слушать его ответы приходили студенты, а курс он окончил кандидатом с отличием.

Он вошел в кружки Н.В. Станкевича и В. Г. Белинского, был знаком с А.И. Герценом, близко сошелся с М.А. Бакуниным, печатался в журнале «Отечественные записки» и «Московский наблюдатель». Живя уроками и не вылезая из долгов, в 1839 поступил в Берлинский университет, где слушал лекции Шеллинга. В 1842 Катков вернулся в Россию, но совершенно разошелся с былыми товарищами.

В 1845 защитил диссертацию «Об элементах и формах славяно-русского языка» и стал адъюнктом на кафедре философии, занимаясь до 1850 исключительно наукой. В 1850 вышло распоряжение, по которому философию могли преподавать только профессора богословия. В 1850 — 1855 он заведовал редакцией газеты «Московские ведомости».

В 1856 Катков стал издателем-редактором умеренно-либерального журнала «Русский вестник», где он выступал в защиту конституционно-монархических принципов государственного устройства, безусловно поддерживая готовящиеся правительством реформы.

Он считал правильным освобождение крестьян с землей за выкуп для создания «надежного класса» средних землевладельцев, считал необходимым введение местного самоуправления. Благодаря умелому подбору сотрудников и хорошей постановке беллетристического отдела журнал стал пользоваться большим успехом.

Катков — либерал-западник и англоман — выступил против Н.Г. Чернышевского и А.И. Герцена с их надеждами на революционное развитие событий. В 1863 возглавил «Московские ведомости».

В это же время началось восстание в Польше. Катков заявил, что держать Польшу «вооруженной рукой» — историческая необходимость. Для сохранения единства империи считал допустимыми любые средства. Находясь вне правительства, но будучи влиятельным публицистом, пользующимся поддержкой большей части российского общества, Катков побуждал власти к решительным действиям. В 1866, не оставляя газету, он стал чиновником особых поручений при министре народного просвещения. Чем ощутимее была революционная атмосфера, тем все более «правым» становился Катков.

Он много писал об экономических проблемах, пропагандируя усиленное промышленное развитие, полагая, что таким образом Россия сможет укрепить военную мощь, утвердиться на мировом рынке и сохранить целостность империи. Но это не значило, по его мнению, что страна перестанет быть аграрной, а дворянство не останется опорой престолу.

Большую роль он отводил образованию, полагая, что правильная воспитательная система сможет противодействовать развивающемуся «нигилизму». После убийства Александра II Катков стал сторонником жесткого курса Александра III, сблизившись с К.П. Победоносцевым.

Ненависть Каткова к новым пореформенным порядкам и учреждениям (судам, земству и т.д.) была тем сильнее, чем больше когда-то он сам за них ратовал. Катков умер в своей великолепной усадьбе. Его смерть была воспринята как государственное событие и в церквах всей России служили панихиды по усопшему.


facecollection.ru

КАТКОВ МИХАИЛ НИКИФОРОВИЧ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

КАТКОВ МИХАИЛ НИКИФОРОВИЧ — один из наи­бо­лее влия­тель­ных российских пуб­ли­ци­стов 2-й половины XIX века, об­щественный и по­ли­тический дея­тель, тайный советник (1882 год). 

Из се­мьи мел­ко­го чи­нов­ни­ка, вы­слу­жив­ше­го­ся в лич­ные дво­ря­не. По­томственный дво­ря­нин (1863 год). Окон­чил сло­вес­ное от­де­ле­ние Московского университета (1838 год). С 1837 года член круж­ка Н.В. Стан­ке­ви­ча. Ав­тор сти­хотв. пе­ре­во­дов про­из­ве­де­ний Г. Гей­не, У. Шек­спи­ра и других, а так­же кри­тических ста­тей. Ис­пы­тал влия­ние немецкой клас­сической фи­ло­со­фии, осо­бен­но «фи­ло­со­фии от­кро­ве­ния» Ф.В. Шел­лин­га, чьи лек­ции Катков слу­шал в 1840-1842 годах в Бер­лин­ском университете. Стерж­нем ми­ро­воз­зре­ния Каткова ста­ли пра­во­слав­ная ре­ли­ги­оз­ность и идея слу­же­ния ин­те­ре­сам го­су­дар­ст­ва. Адъ­юнкт по ка­фед­ре фи­ло­со­фии Московского университета (1845-1850 годы).

Ре­дак­тор газеты «Мо­с­ков­ские ве­до­мо­сти» (в 1851-1856 и 1863-1887 годах; с 1863 года Катков вме­сте со сво­им дру­гом и еди­но­мыш­лен­ни­ком П.М. Ле­он­ть­е­вым арен­до­вал эту га­зе­ту у Московского унивесритета). В 1850-е годы Катков из­ме­нил об­лик га­зе­ты, рас­ши­рил её объ­ём и те­ма­ти­ку, ак­тив­но при­вле­кая к со­труд­ни­че­ст­ву про­фес­со­ров уни­вер­си­те­та. Ос­но­ва­тель (1856 год) и, вплоть до сво­ей смер­ти, ре­дак­тор-из­да­тель (совместно с Ле­он­ть­е­вым) журнала «Рус­ский вест­ник». Не­од­но­крат­ные объ­яс­не­ния Каткова с цен­зу­рой спо­соб­ст­во­ва­ли рас­ши­ре­нию кру­га во­про­сов, доз­во­лен­ных к об­су­ж­де­нию в пе­ча­ти. Катков от­ли­чал­ся ав­то­ри­тар­ной ма­не­рой ре­дак­ти­ро­ва­ния жур­на­ла; в ча­стно­сти, не­од­но­крат­но пуб­ли­ко­вал литературные про­из­ве­де­ния, вно­ся в них собственную прав­ку без ве­до­ма ав­то­ров. Многие пи­са­те­ли край­не не­га­тив­но от­зы­ва­лись о со­труд­ни­че­ст­ве с из­да­те­лем «Рус­ско­го вест­ни­ка». Вме­сте с тем имен­но в жур­на­ле Каткова впер­вые уви­де­ли свет важ­ней­шие про­из­ве­де­ния многих ве­ли­ких русских пи­са­те­лей 2-й половины XIX века — Ф.М. Дос­то­ев­ско­го, Л.Н. Тол­сто­го, М.Е. Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на, И.С. Тур­ге­не­ва и других.

Пер­во­на­чаль­но по­ли­тические взгля­ды Каткова бы­ли уме­рен­но ли­бе­раль­ны­ми, он был сто­рон­ни­ком британской по­ли­тической мо­де­ли. Сквоз­ной иде­ей в его пуб­ли­ци­сти­ке бы­ла идея о пер­во­сте­пен­но­сти государственных ин­те­ре­сов, вы­ра­зи­те­лем ко­то­рых яв­ля­ет­ся мо­нар­хия как един­ст­вен­но воз­мож­ная, по мне­нию Каткова, вер­хов­ная власть в Рос­сии. Бу­ду­чи убе­ж­дён в су­ще­ст­во­ва­нии бо­же­ст­вен­но­го пла­на и выс­шей це­ли раз­ви­тия всех на­ро­дов, Катков пред­став­лял ис­то­рию Рос­сии це­пью за­ко­но­мер­ных яв­ле­ний, це­лью ко­то­рых бы­ло соз­да­ние мо­гу­ще­ст­вен­но­го государства. Катков осу­ж­дал тай­ные ор­га­ни­за­ции, раз­ру­шаю­щие го­су­дар­ст­во, вне за­ви­си­мо­сти от то­го, ка­кие идеи они ис­по­ве­ду­ют, и ви­дел един­ст­вен­ный путь раз­ви­тия об­ще­ст­ва в сою­зе про­све­ще­ния и силь­ной государственной вла­сти. С середины 1850-х годов его взгля­ды по­сте­пен­но эво­лю­цио­ни­ро­ва­ли. К концу 1850-х годов лейт­мо­ти­вом ста­тей Каткова стал те­зис о том, что «ис­тин­ное раз­ви­тие со­вер­ша­ет­ся не лом­кою и унич­тоже­ни­ем, а пре­об­ра­зо­ва­ни­ем, ко­то­рое поль­зу­ет­ся бе­реж­но все­ми эле­мен­та­ми, на­хо­ди­мы­ми в дей­ст­ви­тель­но­сти». Куль­ми­на­ци­ей раз­ви­тия этих идей ста­ла статья «К ка­кой при­над­ле­жим мы пар­тии» («Рус­ский вест­ник», 1862 год, № 2), спро­во­ци­ро­вав­шая дис­кус­сию ме­ж­ду К.атковым и А.И. Гер­це­ном, в хо­де ко­то­рой Катков до­бил­ся пра­ва от­кры­то по­ле­ми­зи­ро­вать с газетой Гер­це­на «Ко­ло­кол» в российской пе­ча­ти. Од­но­вре­мен­но Катков вёл борь­бу с ре­дак­ци­ей журнала «Со­вре­мен­ник».

В пе­ри­од Поль­ско­го вос­ста­ния 1863-1864 годов Катков рез­ко осу­дил дей­ст­вия пов­стан­цев с национально-государственной по­зи­ций, до­ка­зы­вал, что так называемый поль­ский во­прос не яв­лял­ся ис­клю­чи­тель­но во­про­сом са­мо­оп­ре­де­ле­ния по­ля­ков, но и за­тра­ги­вал ин­те­ре­сы рус­ско­го, бе­ло­русского, украинского, ли­товского и ев­рей­ско­го на­ро­дов, жив­ших на тер­ри­то­ри­ях, ко­то­рые вхо­ди­ли в сфе­ру при­тя­за­ний пов­стан­цев. При­чи­ны вос­ста­ния Катков ви­дел не столь­ко в по­ли­тическом и со­ци­аль­но-эко­но­мическом по­ло­же­нии Цар­ст­ва Поль­ско­го, сколь­ко в про­ис­ках при­двор­ной груп­пи­ров­ки во гла­ве с великим князем Кон­стан­ти­ном Ни­ко­лае­ви­чем — на­ме­ст­ни­ком Его Императорского Величества в Цар­ст­ве Поль­ском. Катков вы­сту­пал за ре­ши­тель­ные ме­ры при по­дав­ле­нии вос­ста­ния, под­дер­жи­вая дей­ст­вия ге­не­рал-гу­бер­на­то­ра Северо-Западного края М.Н. Му­равь­ё­ва.

В 1860-е годы Катков под­дер­жи­вал ре­фор­мы императора Алек­сан­д­ра II, од­на­ко к 1870-м годам ох­ла­дел к ним, а по­сле убий­ст­ва им­пе­ра­то­ра на­ро­до­воль­ца­ми (1881 год) пе­ре­шёл на по­зи­ции край­не­го кон­сер­ва­тиз­ма и вы­сту­пил за про­ве­де­ние ря­да контр­пре­об­ра­зо­ва­ний, ко­то­рые, как он по­ла­гал, бы­ли не­об­хо­ди­мы для со­хра­не­ния ста­биль­но­сти в го­су­дар­ст­ве и для его бла­го­по­луч­но­го раз­ви­тия.

В пе­ри­од под­го­тов­ки зем­ской ре­фор­мы 1864 года Катков вы­сту­пал за вве­де­ние ор­га­нов са­мо­управ­ле­ния с ши­ро­ки­ми пол­но­мо­чия­ми, в том числе с пра­вом об­су­ж­дать по­ли­тические во­про­сы. Счи­тал, что ре­шаю­щий го­лос в этих ор­га­нах дол­жен при­над­ле­жать круп­ным зем­ле­вла­дель­цам, спо­соб­ным про­ти­во­сто­ять про­из­во­лу бю­ро­кра­тии. В 1870-е годы Катков на­чал рас­смат­ри­вать зем­ст­ва как ор­га­ны с ис­клю­чи­тель­но хо­зяйственной ком­пе­тен­ци­ей; в 1880-е годы при­шёл к за­клю­че­нию, что «зем­ский пар­ла­мент» ока­зал­ся не­со­вмес­ти­мым с са­мо­дер­жа­ви­ем и дол­жен быть уп­разд­нён.

С начала 1860-х годов Катков вы­сту­пал за не­об­хо­ди­мость раз­ви­тия в Рос­сии клас­сического сред­не­го об­ра­зо­ва­ния по прусскому об­раз­цу: со­сре­до­то­че­ние вни­ма­ния уча­щих­ся на не­сколь­ких основных пред­ме­тах — та­ки­ми Катков счи­тал латинский и древне-греческий язы­ки, а так­же ма­те­ма­ти­ку, со­став­ляв­шие, по его пред­став­ле­нию, «об­щий ко­рень всех ум­ст­вен­ных спе­ци­аль­но­стей». В 1867 году, с це­лью по­ка­зать на прак­ти­ке пре­иму­ще­ст­ва «клас­си­циз­ма», Катков совместно с П.М. Ле­он­ть­е­вым ос­но­вал Кат­ков­ский ли­цей (от­крыт в 1868 году), воз­глав­лял его в 1879-1887 годах. Имея боль­шое влия­ние на министерство народного про­све­ще­ния Д.А. Тол­сто­го, Катков в 1871 году до­бил­ся пе­ре­смот­ра ре­фор­мы гим­на­зий 1864 года в со­от­вет­ст­вии с прин­ци­па­ми, ко­то­рые он от­стаи­вал. В об­лас­ти уни­вер­си­тет­ско­го об­ра­зо­ва­ния Катков пер­во­на­чаль­но под­дер­жал ши­ро­кую ав­то­но­мию со­ве­тов уни­вер­си­те­тов, ус­та­нов­лен­ную Об­щим ус­та­вом российских университетов 1863 года. Од­на­ко с начала 1870-х годов стал счи­тать её фак­то­ром раз­ви­тия ни­ги­лиз­ма и многих других осу­ж­дав­ших­ся им яв­ле­ний 1860-1870-х годов. Главной це­лью пред­ла­гав­ших­ся Катковым пре­об­ра­зо­ва­ний выс­шей шко­лы бы­ло ус­та­нов­ле­ние бо­лее стро­го­го государственного кон­тро­ля над сту­ден­че­ст­вом и про­фес­су­рой. Вы­сту­пал так­же за то, что­бы про­во­дить прак­тические за­ня­тия, вве­сти ин­сти­тут при­ват-до­цен­тов и со­рев­но­ва­тель­ность в чте­нии лек­ци­он­ных кур­сов, за­ме­нить кур­со­вые эк­за­ме­ны вы­пу­ск­ны­ми государственными эк­за­ме­на­ми по об­щим для всех уни­вер­си­те­тов про­грам­мам (пла­ны Каткова с не­зна­чительными из­ме­не­ния­ми реа­ли­зо­ва­ны Об­щим ус­та­вом императорских российских университетов 1884 года).

С начала 1870-х годов Катков вы­сту­пал с кри­ти­кой су­деб­ной ре­фор­мы 1864 года, осо­бен­но су­да при­сяж­ных, к ко­то­ро­му, по его мне­нию, российское об­ще­ст­во не бы­ло го­то­во. По­сле вы­не­се­ния су­дом при­сяж­ных оп­рав­дательного при­го­во­ра В.И. За­су­лич (1878 год) Катков по­вёл в пе­ча­ти кам­па­нию про­тив ли­бе­раль­ной об­ще­ст­вен­но­сти («ин­тел­ли­ген­ции»). В 1884 году кри­ти­ка Каткова су­деб­ной сис­те­мы «как осо­бо­го са­мо­прав­но­го го­су­дар­ст­ва» при­об­ре­ла сис­те­ма­тический ха­рак­тер.

Катков рез­ко осу­ж­дал по­ли­ти­ку Министерства фи­нан­сов по «при­ви­ва­нию» в Рос­сии западного «бир­же­во­го ка­пи­та­лиз­ма», под­чёр­ки­вал са­мо­быт­ный ха­рак­тер российского народного хо­зяй­ст­ва. Вы­дви­нул про­грам­му раз­ви­тия ав­тар­ки­че­ской «на­цио­наль­ной» эко­но­ми­ки, от­го­ро­жен­ной от западно-ев­ропейских стран та­мо­жен­ны­ми барь­е­ра­ми. Сто­рон­ник про­тек­цио­низ­ма, на­стаи­вал на рас­ши­ре­нии государственного вме­ша­тель­ст­ва в эко­но­ми­ку, уси­ле­нии кон­тро­ля над ча­ст­ным пред­при­ни­ма­тель­ст­вом, пред­ла­гал вы­ку­пить все ча­ст­ные же­лез­ные до­ро­ги в каз­ну, вве­сти вин­ную и та­бач­ную мо­но­по­лии и др. С це­лью изо­ля­ции Рос­сии от ми­ро­во­го рын­ка ре­ко­мен­до­вал от­ка­зать­ся от вос­ста­нов­ле­ния ме­тал­лического де­неж­но­го об­ра­ще­ния и со­хра­нить бу­маж­ный кре­дит­ный рубль как национальную де­неж­ную еди­ни­цу.

В во­про­сах внеш­ней по­ли­ти­ки Катков ино­гда всту­пал в пря­мую кон­фрон­та­цию с МИДом, не­од­но­крат­но вы­зы­вая не­до­воль­ст­во мо­нар­ха. По­ла­гал, что в ус­ло­ви­ях из­мен­чи­вой ме­ж­ду­народной об­ста­нов­ки у Рос­сии не мо­жет быть по­сто­ян­ных со­юз­ни­ков или про­тив­ни­ков. Эта праг­ма­тическая по­зи­ция ве­ла к из­ме­не­ни­ям его внеш­не­по­ли­тических сим­па­тий. Так, во вре­мя Поль­ско­го вос­ста­ния 1863-1864 годов Катков вы­сту­пал про­тив Фран­ции как со­юз­ни­ка пов­стан­цев, од­на­ко за­тем на­стаи­вал на сбли­же­нии Рос­сии с Фран­ци­ей в про­ти­во­вес Ве­ли­ко­бри­та­нии. Во вре­мя фран­ко-прусской вой­ны 1870-1871 годов Катков вы­сту­пил в под­держ­ку Прус­сии, рас­смат­ри­вая её как но­вую си­лу, спо­соб­ную стать со­юз­ни­ком Рос­сии в борь­бе с Ав­ст­ро-Венг­ри­ей и Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей. По­сле Бер­лин­ско­го кон­грес­са 1878 года Катков вновь вы­сту­пал за со­юз с Фран­ци­ей, од­на­ко в 1882 году, по­сле сбли­же­ния Фран­ции и Ве­ли­ко­бри­та­нии, вер­нул­ся к убе­ж­де­нию о не­об­хо­ди­мо­сти сою­за с Гер­ма­ни­ей. В 1886 году Катков на­чал кам­па­нию про­тив неё, пы­та­ясь убе­дить пра­ви­тель­ст­во в вы­год­но­сти сбли­же­ния с Фран­ци­ей. В Вос­точ­ном во­про­се Катков пер­во­на­чаль­но был про­тив­ни­ком рас­чле­не­ния Ос­ман­ской им­пе­рии и во­енного вме­ша­тель­ст­ва Рос­сии в её де­ла, од­на­ко по ме­ре обо­ст­ре­ния вос­точ­но­го кри­зи­са в середине 1870-х годов вы­сту­пил за са­мые ре­ши­тель­ные дей­ст­вия.

Катков был од­ним из главных ав­то­ри­те­тов в русской по­ли­тической жур­на­ли­сти­ке. Си­ла его пуб­ли­ци­сти­ки во мно­гом бы­ла вы­зва­на уме­ни­ем со­че­тать ох­ра­ни­тель­ные идеи с вы­сту­п­ле­ния­ми про­тив дей­ст­вий отдельных выс­ших чи­нов­ни­ков, что при­да­ва­ло из­да­ни­ям Каткова оп­ре­де­лён­ную оп­по­зи­ци­он­ность. К его дея­тель­но­сти в це­лом бла­го­склон­но от­но­си­лись им­пе­ра­то­ры Алек­сандр II и осо­бен­но Алек­сандр III. В пе­ри­од «Контр­ре­форм» 1880-1890-х годов во мно­гом по на­стоя­нию Каткова бы­ли уво­ле­ны со сво­их по­стов и за­ме­не­ны став­лен­ни­ка­ми кон­сер­ва­тив­ных кру­гов по­след­ние пред­ста­ви­те­ли ли­бе­раль­ной «пар­тии» в пра­ви­тель­ст­ве: министр народного про­све­ще­ния ба­рон А.П. Ни­ко­лаи (в 1882 году за­ме­нён И.Д. Де­ля­но­вым), министр юс­ти­ции Д.Н. На­бо­ков (в 1885 году за­ме­нён Н.А. Ма­на­сеи­ным) и министр фи­нан­сов Н.Х. Бун­ге (в 1887 году за­ме­нён И.А. Выш­не­град­ским). По сло­вам Е.М. Фе­ок­ти­сто­ва, по­ло­же­ние Каткова — это «пер­вый при­мер в Рос­сии, что­бы че­ло­век без свя­зей и по­кро­ви­тель­ст­ва, един­ст­вен­но си­лой сво­его та­лан­та и го­ря­че­го убе­ж­де­ния, при­об­рёл не­слы­хан­ную дик­та­ту­ру над ума­ми… Пра­ви­тель­ст­во боя­лось его и вме­сте с тем за­ис­ки­ва­ло в нём».

Сочинения: 

Об эле­мен­тах и фор­мах сла­вя­но-рус­ско­го язы­ка. М., 1845; 

Со­б­ра­ние ста­тей по поль­ско­му во­про­су, по­ме­щав­ших­ся в Мо­с­ков­ских ве­до­мо­стях, Рус­ском вест­ни­ке и Со­вре­мен­ной ле­то­пи­си. 1863-1864: В 3 вып. М., 1887; 

На­ша учеб­ная ре­фор­ма / Пре­дисл. и прим. Л. По­ли­ва­но­ва. М., 1890; 

О жен­ском об­ра­зо­ва­нии. Ста­тьи, свя­зан­ные с воз­ник­но­ве­ни­ем и по­сте­пен­ным рос­том жен­ской клас­си­че­ской гим­на­зии. М., 1897; 

Со­б­ра­ние пе­ре­до­вых ста­тей Мо­с­ков­ских ве­до­мо­стей [1863-1887]: В 25 т. М., 1897-1898; 

О Пуш­ки­не. М., 1900; О церк­ви. [Ста­тьи]. М., 1905; 

О дво­рян­ст­ве. М., 1905; 

О са­мо­дер­жа­вии и кон­сти­ту­ции. М., 1905; 

Им­пер­ское сло­во. М., 2002.

 

w.histrf.ru

Всё кратко.ру — Катков М.Н. — Биография кратко. Катков Михаил Никифорович



(1818 — 1887)

Катков Михаил Никифорович (1818, Москва — 1887, с. Знаменское Моск. губ.) — журналист. Род. в семье мелкого канцелярского чиновника, детство и юность прошли в бедности. Катков учился в Преображенском сиротском уч-ще 1-й Моск. гимназии и в частном пансионе. В 1834 — 1838 Катков столь успешно занимался на словесном отделении Моск. ун-та, что слушать его ответы приходили студенты, а курс он окончил кандидатом с отличием. Катков вошел в кружки Н.В. Станкевича и В. Г. Белинского, был знаком с А.И. Герценом, близко сошелся с М.А. Бакуниным, печатался в журн. «Отечественные записки» и «Московский наблюдатель». Живя уроками и не вылезая из долгов, Катков в 1839 поступил в Берлинский ун-т, где слушал лекции Шеллинга. В 1842 Катков вернулся в Россию, но совершенно разошелся с былыми товарищами, что Белинский предвидел, сообщая о Каткове: «В нем бездна самолюбия и эгоизма… Этот человек как-то не вошел в наш круг, а пристал к нему». В 1845 Катков защитил диссертацию «Об элементах и формах славяно-русского языка» и стал адъюнктом на кафедре философии, занимаясь до 1850 исключительно наукой. В 1850 вышло распоряжение, по к-рому философию могли преподавать только профессора богословия. В 1850 — 1855 Катков заведовал редакцией газ. «Московские ведомости». В 1856 Катков стал издателем-редактором умеренно-либерального журн. «Русский вестник», где он выступал в защиту конституционно-монархических принципов гос. устройства, безусловно поддерживая готовящиеся правительством реформы. Катков считал правильным освобождение крестьян с землей за выкуп для создания «надежного класса» средних землевладельцев, считал необходимым введение местного самоуправления. Благодаря умелому подбору сотрудников и хорошей постановке беллетристического отдела журн. стад пользоваться большим успехом. Катков — либерал-западник и англоман — выступил против Н.Г. Чернышевского и А.И. Герцена с их надеждами на рев. развитие событий. В 1863 Катков возглавил «Московские ведомости». В это же время началось восстание в Польше. Катков заявил, что держать Польшу «вооруженной рукой» — историческая необходимость. Для сохранения единства империи Катков считал допустимыми любые средства. Находясь вне правительства, но будучи влиятельным публицистом, пользующимся поддержкой большей части росс. общества, Катков побуждал власти к решительным действиям. Герцен писал о Каткове: «Либеральный публицист… бросил за борт либерализм, конституционализм, поклонение Европе… внезапно почувствовав себя неистовым патриотом». В 1866, не оставляя газ., Катков стал чиновником особых поручений при министре народного просвещения. Чем ощутимее была рев. атмосфера, тем все более «правым» становился Катков. Он много писал об экономических проблемах, пропагандируя усиленное промышленное развитие, полагая, что таким образом Россия сможет укрепить военную мощь, утвердиться на мировом рынке и сохранить целостность империи. Но это не значило, по мнению Каткова, что страна перестанет быть аграрной, а дворянство не останется опорой престолу. Большую роль Катков отводил образованию, полагая, что правильная воспитательная система сможет противодействовать развивающемуся «нигилизму». После убийства Александра II Катков стал сторонником жесткого курса Александра III, сблизившись с К.П. Победоносцевым. «Не парламентаризму ли должны мы завидовать, этой пошлой доктрине, везде потерявшей кредит, которая может быть годна только как средство постепенного ослабления власти и перемещения ее из рук в другие», — писал Катков, центральной идеей публицистики к-рого стало обоснование самодержавия как власти, единственно возможной в России. Ненависть Каткова к новым пореформенным порядкам и учреждениям (судам, земству и т.д.) была тем сильнее, чем больше когда-то он сам за них ратовал. Катков умер в своей великолепной усадьбе. Его смерть была воспринята как гос. событие и в церквах всей России служили панихиды по усопшему.
Краткая биография из книги: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.




vsekratko.ru

Катков Михаил Никифорович краткая биография

Катков, Михаил Никифорович

[1818—1887] — известный журналист и публицист. Род. в Москве, в семье мелкого чиновника. Учился на словесном отделении Московского университета, где увлекался философией, изучал Гегеля и на этой почве сблизился с кружком Белинского. Лит-ую деятельность начинает в 1839 сотрудничеством в «Московском наблюдателе» и «Отечественных записках» рядом переводов из Гейне и Шекспира и несколькими статьями о русской поэзии, написанными в национально-романтическом духе. С 1845 по 1850 К. — адъюнкт Московского университета по кафедре философии.

Известность К. приобретает с 1856, когда совместно с К. М. Леонтьевым начинает издавать «Русский вестник» (см.). Первоначально этот журнал выражает взгляды правого крыла либерально-монархической партии, выдвигает идею местного самоуправления под руководством землевладельческой аристократии наподобие английской «джентри» и поддерживает подготовлявшиеся в 50-х гг. реформы (крестьянскую, судебную, цензурную и др.) с тем однако, чтобы они не нарушали общих начал монархического государства. Но при весьма скромном либерализме Катков с самого начала ведет борьбу с социалистическими «разрушительными» течениями, борьбу, доставившую ему впоследствии громкую славу вождя «национально-охранительного» лагеря.

Уже в 1856 в статье о Пушкине он ополчается против Чернышевского. В начале 60-х гг. поднимает резкую полемику против «Современника» и «Русского слова» — органов радикальной мелкой буржуазии, разражается статьями против Герцена, обвиняя его в провокации молодежи на революционные выступления. В период польского восстания [1863] К. открывает в «Русском вестнике» и в газ. «Московские ведомости» яростную кампанию за беспощадное подавление «мятежа» и выступает в защиту известного усмирителя повстанцев Муравьева-«вешателя». Статьи по польскому вопросу снискали К. необычайную популярность в среде реакционного дворянства и сделали его официальным выразителем шовинистической политики великодержавного государства.

К. требует усиления репрессий против революционного движения, берет под обстрел земство, суд присяжных и т. д. Наряду с «польской интригой» мелкобуржуазная интеллигенция становится для К. одним из жупелов, в котором перепуганное призраком революции реакционное дворянство видело угрозу своему существованию. К систематическим нападкам на печать радикального лагеря присоединяется поход против университетского самоуправления и наконец внедрение в среднюю школу пресловутой «толстовской системы классического образования», главным инициатором и вдохновителем которой был К. В последние годы царствования Александра II, в период лорис-меликовской «диктатуры сердца», К. становится в некоторую реакционную оппозицию правительству, возлагая на «либерализм» последнего ответственность за размах революционного движения. Зато после 1 марта он приобретает руководящее влияние на черносотенную политику Александра III.

Катков оставил заметный след в истории русской публицистики, сумев объединить вокруг себя все темные силы дворянско-помещичьей реакции.

moitvoru.ru

Катков М. Н. — это… Что такое Катков М. Н.?

Михаи́л Ники́форович Катко́в (1 (13) февраля 1818, по другим сведениям 6 (18) февраля 1817, Москва — 20 июля (1 августа) 1887, село Знаменское Подольского уезда Московской губернии) — русский публицист, издатель, литературный критик.

Биография

Отец — чиновник, выслуживший личное дворянство; мать — дворянка грузинского происхождения, урождённая Тулаева.

Окончил словесное отделение философского факультета Московского университета с отличием (1838). В 1837 примкнул к кружку Н. В. Станкевича.

Дебютировал в печати в 1838, опубликовав в журнале «Московский наблюдатель» перевод статьи Г. Т. Рётшера «О философской критике художественного произведения» со своей вступительной статьей и стихотворный перевод сцен из трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта».

В 1839 переехал в Санкт-Петербург. Сотрудничал в журнале «Отечественные записки». В 1840 расходится во взглядах с В. Г. Белинским, ссорится с М. А. Бакуниным; назначенная дуэль была перенесена в Берлин, но стараниями П. В. Анненкова конфликт был улажен.

Совершил поездку в Бельгию и Францию. Слушал лекции в Берлинском университете. Был увлечён философией Ф. Шеллинга и был принят в доме немецкого философа. По возвращении в Россию (1843) сблизился с кругами славянофилов. Защитил магистерскую диссертацию «Об элементах и формах славяно-русского языка» (1845). Был определён адъюнктом на кафедре философии Московского университета. В связи с новыми правилами, по которым философию должны были преподавать профессора богословии, в 1849 был вынужден оставить университет. В 1851 получил место редактора университетской газеты «Московские ведомости» и должность чиновника особых поручений при Министерстве народного просвещения. Издал «Очерки древнейшего периода греческой философии» (1851, 1853; отдельное издание 1853).

Оставив «Московские ведомости» (1856), стал редактором журнала «Русский вестник». Во время поездки в Англию (1859) встречался с А. И. Герценом. Вначале Катков занимался только редакторской организаторской работой и не собирался лично участвовать в обсуждении политических вопросов на страницах журнала «Русский вестник», но наступившая эпоха «великих реформ» побудила его лично ответить на вызов времени в специальном разделе журнала, который назывался «Современная летопись».[1] С началом преобразований Александра II даже самый характер Каткова решительно переменился. Многие из его друзей и знакомых его просто не могли узнать:

«В шестидесятые годы Катков был уже не тот человек, каким мы его знали прежде, задумчивый, привыкший более слушать, чем говорить, лишь изредка принимавший горячее участие в беседе; теперь охватил его пламенный интерес к перевороту, совершавшемуся в России…»

( Евгений Феоктистов, «За кулисами политики и литературы»)

В результате таких перемен в характере и стиле деятельности, в 1860-е годы Михаил Катков стал чрезвычайно влиятельным публицистом и политиком. Был инициатором реформ в сфере просвещения, в частности, нацеленных на утверждение так называемого «классического» образования (с преподаванием древних языков и главным образом гуманитарных предметов).

С 1863 года, вместе с П. М. Леонтьевым редактор-арендатель газеты «Московские ведомости»; с 1875 года — единолично, определяя консервативно-оппозиционную ориентацию газеты по отношению к реформам Александра II. Год от года катковские «Московские ведомости» прибавляли известности, влияния и одновременно — тиража, пока не сделались (к концу царствования Александра II) едва ли не самой тиражной из частных российских газет. Одновременно это привело и коммерческому успеху издания. Широкую известность катковской газеты саркастически изобразил её непримиримый оппонент, Салтыков-Щедрин, который в своей знаменитой сказке о двух генералах рисует необитаемый остров, где, однако, под кустом почти сразу обнаружился «старый нумер «Московских ведомостей».[1]

Не состоя на государственной службе, тем не менее с 1856 года Катков получает чин статского советника, а с 1882 — тайного советника.

В 1880-х годах, после прихода к власти Александра III и группы консерваторов, близких ему по духу, Катков получает в руки довольно серьёзные рычаги влияния на государственную политику. Он лично и руководимые им «Московские ведомости» постоянно ведут критику действий правительства «справа» и проводят рад националистических акций по устранению «инородцев» из состава кабинета министров. Первейшими врагами Каткова в середине 1880-х годов становятся министр иностранных дел Николай Гирс и министр финансов Николай Бунге. При всякой личной встрече с государем, и тем более в печати Катков постоянно обвинял Гирса в западничестве, чрезмерной уступчивости перед нажимом Германии и Австро-Венгрии, и говорил, что благодаря усилиям Гирса существует не русское Министерство иностранных дел, а «Министерство иностранных дел в России». Это было равно острое и остроумное обвинение.

Всякая неудача российской внешней политики немедленно обращалась Катковым «в пользу» борьбы за отставку «иностранного министра». После очевидной неудачи балканской политики страны в 1885-1886 годах требования отставки Гирса и назначения подлинно «русского министра» (на эту роль тогда предполагался глава Азиатского департамента Иван Зиновьев) стали особенно непримиримыми. Однако если в наступлении на Министерство финансов консерваторам удалось добиться успеха (и под их давлением Николай Бунге был заменён их выдвиженцем Иваном Вышнеградским), то попытка повлиять на руководство внешней политикой в конце концов вызвала раздражение и гнев Александра III. В марте 1887 года, выведенный из себя очередной разгромной статьёй «Московских ведомостей», он распорядился (через того же Феоктистова) сделать им официальное предостережение. Впрочем, благодаря влиятельным сторонникам Каткова в правящих кругах конфликт с государем был приглушён, но и кампания против Николая Гирса также не достигла своей цели.[1] В результате своей агрессивностью, жёсткостью и нетерпимостью в любых вопросах, будь то гимназическая реформа или судебная система, Катков нажил себе гораздо больше врагов, чем друзей, хотя и те, и другие признавали его силу.

«Своими великими заслугами в польском вопросе он завоевал себе положение государственного деятелся без государственной должности; недостаточно было бы сказать, что он являлся выразителем общественного мнения, нет, он создавал общественное мнение, которому приходилось следовать за ним. О Каткове можно сказать, что он был, как выражаются французы, неудобный сожитель. Обладал он натурою деспотическою и в высшей степени страстною, не допускал никаких компромиссов и уступок в ущерб делу, которое близко принимал к сердцу».

( Евгений Феоктистов, «За кулисами политики и литературы»)

И ещё более резко, чем Феоктистов, главный цензор России, писал о Михаиле Каткове А.В.Станкевич, близкий товарищ его юности: «Он был самолюбив и прочно мог терпеть вокруг себя только людей, вполне признававших его авторитет, делавшихся безответными его орудиями и покорными его слугами.. Целью его стремлений было удовлетворение его себялюбия и властолюбия».

По логике вопроса, вполне могло показаться, что с гибелью Александра II и воцарением Александра III для Каткова настала эпоха торжества. Взгляды, пропагандируемые «Московскими ведомостями» были вполне созвучны настроению и характеру нового императора и его окружения. Однако, стремление Каткова по всякому поводу вмешиваться и поучать правительство, вмешиваясь в дела, которые царь считал своей исключительной прерогативой – особенно в сфере внешней политики, где Катков с середины 1880-х годов развернул активную антигерманскую кампанию, — вело к периодическим кризисам и конфликтам между властью и её самым ревностным защитником. Сама по себе ситуация волею характера Каткова получала весьма парадоксальный оборот.

Многолетний его конкурент во влиянии на государя, князь Владимир Мещерский со своей стороны сокрушался о таком положении вещей: «Каткову дали отвоевать себе слишком много от власти в свою пользу… Выходила нелепость: в награду за преданность порядку и государственным идеалам предоставить публицисту право – менее уважать эти самые идеалы, воплощённые в правительственные лица и формы и поступать с ними бесцеремоннее других подданных русского государства!»

Парадоксальность роли Каткова заключалась именно в том, что он фактически стал создателем правой, но при этом независимой от власти печати – причём создателем успешным, в отличие от изданий противоположного лагеря.

Сам Александр III, ценя Каткова как публициста, явно его не любил, а многие публикации «Московских ведомостей» вызывали у него откровенное раздражение. Не случайно во время последней размолвки в мае 1887 года, накануне смерти Каткова, раздосадованный император бросил Д.А.Толстому: «Газета его дошла до того, что теперь никто ей не верит!» [1] Когда же 2 (20) июля 1887 года Каткова не стало, Александр III откликнулся на это событие только сухой записью в своём дневнике.

Литературная деятельность

Михаил Катков, 1870-е годы

Дебютировав в печати переводами 1838, в «Отечественных записках» помещал переводы Генриха Гейне, И. В. Гёте, Ф. Рюккерта, Ф. Купера (1839—1840) и вёл в журнале библиографический отдел. Позднее из Берлина посылал статьи о немецкой литературе и лекциях Шеллинга (1841). Привлёк к участию в газете «Московские ведомости» Т. Н. Грановского, С. М. Соловьёва и помещал в ней свои статьи. Редактируемый им «Русский вестник» был одним из ведущих литературных и общественно-политических журналов второй половины 1850-х — 1860-х годов. Программное значение имела статья Каткова «Пушкин» (1856). К другим важным выступлениям относят статьи о русской сельской общине (обнаружившие расхождения с славянофилами; 1857—1858), также статьи о «выборном начале», опирающиеся на знакомство с общественным строем Англии (1860), серия полемических выступлений против журнала «Современник» (1861).

В «Русском вестнике» публиковались «Губернские очерки» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1856—1857), произведения П. И. Мельникова-Печерского, Марко Вовчок, С. Т. Аксакова, И. А. Гончарова, В. С. Курочкина, А. Н. Майкова, М. Л. Михайлова, А. Н. Плещеева, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, исследования Ф. И. Буслаева, Я. К. Грота, И. Е. Забелина, И. К. Бабста, М. Н. Лонгинова, С. М. Соловьёва и других историков и филологов. И. С. Тургенев публиковал в журнале Каткова романы «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867) и другие произведения. В журнале печатались «Казаки» (1863), «Война и мир» (1865—1869), «Анна Каренина» (1875—1877) Л. Н. Толстого и почти все романы Ф. М. Достоевского. Н. С. Лесков опубликовал в «Русском вестнике» повести «Запечатленный ангел», «Соборяне», часть семейной хроники «Захудалый род» (1874).

Общественно-политический отдел «Русского вестника» под названием «Современная летопись» был преобразован в самостоятельное еженедельное издание, также руководимым Катковым: в 1862 Каткову в аренду была передана газета «Московские ведомости», «Современная летопись» в 1863—1871 выходила как воскресное приложение к газете. В «Московских ведомостях» ежедневно печатались передовые статьи Каткова, имевшие значительный резонанс.

Особенно широким резонанс публицистики Каткова был во время польского восстания 1863—1864 годов: Катков настаивал на самом решительном и бескомпромиссном решении «польского вопроса» и сыграл значительную роль в национально-патриотической антипольской мобилизации русской общественности. В критике и публицистике Каткова 1870—1880-х годов отражаются его всё более консервативные воззрения, с решительным неприятием заигрываний с демократическими и либеральными кругами. Философские, общественно-политические и эстетические воззрения Каткова обычно характеризуются как идеалистические, консервативные и реакционные.

Оценки общественно-политической деятельности Каткова

ЭСБЕ давал такую храктеристику его политическим взглядам и линии как редактора: «В отличие от других известных русских публицистов, всю свою жизнь остававшихся верными своим взглядам на общественные и государственные вопросы (Иван Аксаков, Кавелин, Чичерин и др.), Катков много раз изменял свои мнения. В общем он постепенно, на протяжении с лишком 30-летней публицистической деятельности, из умеренного либерала превратился в крайнего консерватора; но и тут последовательности у него не наблюдается.»[2]

В. И. Ленин в 1912 году писал о нём: «Либеральный, сочувствующий английской буржуазии и английской конституции, помещик Катков во время первого демократического подъема в России (начало 60-х годов XIX века) повернул к национализму, шовинизму и бешеному черносотенству. <…> Катков — Суворин — „веховцы“, это всё исторические этапы поворота русской либеральной буржуазии от демократии к защите реакции, к шовинизму и антисемитизму.»[3]

Семья

Жена — княжна Софья Сергеевна Шаликова, дочь известного литератора. Сын Катков Андрей Михайлович — консул в Лозанне, женат на княжне Щербатовой Марии Владимировне (1864—1921). 2 сына — Михаил и Андрей Катковы — погибли на фронте в 1914. Внук — Катков Петр Андреевич — имел пять детей. Старший — Катков Яков Петрович. Потомки его до сих пор проживают в Пензенской и Саратовской областях.

По делу о дворянству рода Катковых по фонду департамента герольдии Сената (фонд 1343 опись 23 дело 2251), в котором храниться формулярный список Михаила Никифоровича Каткова и копии метрик о рождении его детей от дочери поэта Софьи Петровны Шаликовой следует, что у него были следующие дочери:

Варвара, родилась 8 апреля 1855 г. Софья, родилась 4 февраля 1858 г. Наталья, родилась 12 марта 1859 г. Ольга, родилась 22 июня 1865 г. Александра, родилась 22 июня 1865 г. Мария, родилась 16 декабря 1869 г.

Из них совершенно точно Варвара была фрейлиной выс. двора, в затем состояла в браке за дипломатом и литератором князем Львом Владимировичем Шаховским (1849—1897). Кроме этого в книге «Мемуары графа С. Д. Шереметева», Москва. 2001. С.387 сказано, что помимо упомянутой Варвары другие дочери М. Н. Каткова состояли в браке за камергером Иваненко, бароном Энгельгардтом, графом Толстым, и Роговичем.

Литература

  • Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь. Т. 2: Г — К. Москва: Большая российская энциклопедия, 1992. С. 506—513.

Ссылки

Источники

  1. 1 2 3 4 Коллектив авторов СПбГУ под ред. акад.Фурсенко. Управленческая элита Российской Империи (1802-1917). — С-Петербург.: Лики России, 2008. — С. 100-101.
  2. Статья «Катков» в ЭСБЕ, подписанная „И. А.“
  3. В.И. Ленин. «Карьера» // ПСС (5-е издание), Т. 22, стр. 43—44.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Катков, Михаил Никифорович


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Михаил Никифорович Катков

Катков Михаил Никифирович (1(13). 02.1818 (по др. данным, 6(18). 11.1817), Москва — 20.07 (1.08).1887, с. Знаменское Подольского у. Московской губ.) — публицист, философ, общественный деятель. Родился в семье чиновника Московского губернского правления. После ранней смерти отца был отдан в Преображенское сиротское училище. Среднее образование завершил в 1-й Московской гимназии и пансионе проф. М. Г. Павлова. В 1834 году был зачислен на словесное отделение Московского университета, который окончил в 1838 году со степенью кандидата. Во время учебы примкнул к кружку Станкевича, сблизился с М. А. Бакуниным и Белинским. Сотрудничал в «Московском наблюдателе» (1838-1839) и «Отечественных записках» (1839-1840). В 1840-1841 гг. прослушал в Берлинском университете курс философии у Ф. Шеллинга. Возвратившись в Россию, работал домашним учителем в семействах Голицыных, Римских-Корсаковых, Талызиных. В 1845 году, после защиты магистерской диссертации «Об элементах и формах славяно-русского языка», назначается адъюнктом (помощником профессора) вновь созданной в Московском университете кафедры философии. Преподавал философию истории, логику, психологию. После правительственного распоряжения 1850 году о прекращении преподавания философии Катков занял должность редактора университетской газ. «Московские ведомости», которой руководил почти 30 лет (1850-1855, 1863-1887). В 1856 году Ученый совет Московского университета утвердил его в звании и. о. профессора истории русской и всеобщей литературы, но он отказался от кафедры, предпочитая редакторскую деятельность в новом общественно-политическом журнале «Русский вестник» В начало 60-х годов Катков вводит в обиход термин «нигилизм» для обозначения полного отрицания, проповеди разрушения ради разрушения, отсутствия положительных взглядов адептов «теорий, создаваемых из ничего» (причисляя к ним Чернышевского и других «шестидесятников»). Все это изменило отношение правительства к Каткову, который сам числился в списках неблагонадежных литераторов, и он в 1863 году получает вместе с профессором Московского университета П. М. Леонтьевым в аренду газету «Московские ведомости». В своей публицистике Катков развернул аргументацию в пользу консерватизма и монархии. Он следует положениям так называемой органической теории: на определенном этапе развития культурно-исторического организма формируется духовный организм, складываются общественные отношения, из которых развивается государство, в народе пробуждается «самосознательный» и свободный дух.

Катков считает, что свобода возможна только там, где присутствует власть, способная защитить личную свободу людей, и, таким образом, пытается включить «свободу» как конструктивный элемент в основы государственности и общественности. С его точки зрения, ослабление власти неизбежно порождает смуту, в результате — начинается разложение, «совершаются насилия», «колеблются основы всякой нравственности», «дух растления овладевает умами», и вместо явного правительства появляются тайные, действующие тем сильнее, чем слабее действие государственной власти. Кроме того, надает общественная и государственная дисциплина. Избежать такого состояния Катков предлагает с помощью «страха», утверждая, что страх побеждается только страхом, а «пагубный страх перед темными силами может быть побежден только спасительным страхом перед законной властью». В середине 60-х годов Катков вырабатывает свою теорию российской государственности, получившую вскоре широкое распространение. Согласно этой теории, основу государства составляет его целостность, которая базируется на единстве государственной национальности. Национальность, по Каткову, понятие исключительно государственное; племенное происхождение, язык, исторически сложившиеся особенности характера, нравов и обычаев, религия здесь никакой роли не играют. Одно исторически выдвинувшееся племя закладывает основу государства, объединяет вокруг себя и подчиняет себе др. племена во имя государственного единства. Это племя получает значение государственной нации, и государство, собственно, держится на нем. Таким образом, Катков формулирует принцип государственной национальности как основы единства страны. Принцип этот требует единых законов, единой системы управления, единого государственного языка — русского, единого «русского патриотизма»; при этом он не подразумевает отказа других «племен», вошедших в состав государства, от своего языка, обычаев, религии, племенных особенностей и т. п. Многие статьи Каткова в «Московских ведомостях» и «Русском вестнике» в 70-80-е годы посвящены критике земской и судебной реформ, национального сепаратизма, особенно польского, который трактуется им как «заговор против России» нигилистов, социалистов, националистов и даже некоторых министров и высших сановников. Монархическая идея, обеспечивающая единство и силу власти, по Каткову, сводилась к следующим основным положениям. Монарх стоит вне частных интересов, он связывает «воедино все сословия народа». Монархия, владея сильной центральной властью для подавления всякой крамолы, наилучшим образом обеспечивает порядок и разрешает все социальные противоречия. Она, упраздняя всякую другую власть и претензии на посредничество между народом и государем различных социальных сил и институтов, дает возможность развиваться народному самоуправлению и обеспечивает «народную свободу» больше, чем любой «конституционализм», «представительство» и т. п.

Монархия, «органически связанная с национальной почвой страны», с ее историей в с ее будущим, — единственно возможная форма правления в России. Создание русского самодержавия — исторически заслуга русского народа, «политической национальности», ассимилировавшей в одно государственное целое множество других «неполитических народностей», более того, русские — «мировая национальность», несущая миссию объединения всех славянских народов. Если ослабить монархическое начало, считал Катков, оно выродится в деспотизм диктатуры, а если уничтожить аристократический элемент в обществе, его место будет занято бюрократами или демагогами, олигархией самого дурного свойства. Более 30 лет ни один значимый вопрос социально-политической или культурной жизни России не оставался без внимания Каткова, оказывавшего подчас существенное воздействие на ход событий. В. С. Соловьев писал о Каткове: «Он был увлечен политическою страстью до ослепления и под конец потерял духовное равновесие. Но своекорыстным и дурным человеком он не был никогда». 

А. А. Ширинянц

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 271-272.

Сочинения: Очерки древнейшего периода греческой философии. М., 1854; 1863 г.: Собр. ст. по польскому вопросу, помещавшихся в «Московских ведомостях», «Русском вестнике» и в «Современной летописи». М., 1887. Выл. 1-3; Собр. передовых ст. «Московских ведомостей» (с 1863 но 1887). М., 1897-1898. Т. 1-25; О дворянстве. М., 1905; О самодержавии и конституции. М.. 1905; О церкви. М., 1905; Имперское слово. М.. 2002; Идеология охранительства. М., 2009; Избр. труды. М., 2010; Собр. соч.: В 6 т. Спб., 2010-2012.

Литература: Брутян А. Л. М. Н.Катков: социально-политические взгляды. М., 2001; Китаец В. А. От фронды к охранительству. Из истории русской либеральной мысли 50-60-х гг. XIX в. М., 1972; Любимов Н. А. М. Н. Катков и его историческая заслуга: По документам и личным воспоминаниям. Спб., 1889; Макарова Г И. Охранитель, жизнь и исторические заслуги М. Н. Каткова // Славянин. Спб., 1996. № 1; Неведенский С. Катков и его время. Снб., 1888; Попов А. А. М. Н. Катков: К вопросу о его социально-политических взглядах // Вестник МГУ. Сер. 12. Социально-политические науки. 1992. № 9; Сементковский Р. И. М. Н. Катков. Его жизнь и литературная деятельность: Биографический очерк. Спб., 1892; Твардовская В. А. Идеология пореформенного самодержавия. (Катков и его издания). М.. 1978; Ширинянц А. А. «Установитель русского просвещения» // Роман-журнал XXI век. М., 2004. № 9; Кантор В. К О судьбе имперского либерализма в России (М. Н. Катков) // Философские науки. 2007, № 2; Санькова С. М. Государственный деятель без государственной должности: М. Н. Катков как идеолог государственного национализма. Спб., 2007; Она же. Михаил Никифорович Катков. В поисках места (1818-1856). М., 2008; Катковский вестник. Религиозно-философские чтения. К 190-летия рождения М. Н. Каткова. М., 2008.


Вернуться на главную страницу Каткова

 

 

 

www.hrono.info

Катков Михаил Никифорович — «Энциклопедия»

КАТКОВ Михаил Никифорович [1(13).11.1818, по другим сведениям, 6(18).11.1817, Москва — 20.7(1.8).1887, село Знаменское Подольского уезда Московской губернии; похоронен в Москве], один из наиболее влиятельных российских публицистов 2-й половины 19 века, общественный и политический деятель, тайный советник (1882). Из семьи мелкого чиновника, выслужившегося в личные дворяне. Потомственный дворянин (1863). Окончил словесное отделение Московского университета (1838). С 1837 член кружка Н. В. Станкевича. Автор стихотворных переводов произведений Г. Гейне, У. Шекспира и др., а также критических статей. Испытал влияние немецкой классической философии, особенно «философии откровения» Ф. В. Шеллинга, чьи лекции Катков слушал в 1840-1842 в Берлинском университете. Стержнем мировоззрения Каткова стали православная религиозность и идея служения интересам государства. Адъюнкт по кафедре философии Московского университета (1845-50).

Редактор газеты «Московские ведомости» (в 1851-56 и 1863-87; с 1863 Катков вместе со своим другом и единомышленником П. М. Леонтьевым арендовал эту газету у Московского университета). В 1850-е годы Катков изменил облик газеты, расширил её объём и тематику, активно привлекая к сотрудничеству профессоров университета. Основатель (1856) и, вплоть до своей смерти, редактор-издатель (совместно с Леонтьевым) журнала «Русский вестник». Неоднократные объяснения Каткова с цензурой способствовали расширению круга вопросов, дозволенных к обсуждению в печати. Катков отличался авторитарной манерой редактирования журнала; в частности, неоднократно публиковал литературные произведения, внося в них собственную правку без ведома авторов. Многие писатели крайне негативно отзывались о сотрудничестве с издателем «Русского вестника». Вместе с тем именно в журнале Каткова впервые увидели свет важнейшие произведения многих великих русских писателей 2-й половины 19 века — Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. С. Тургенева и др.

Реклама

Первоначально политические взгляды Каткова были умеренно либеральными, он был сторонником британской политической модели. Сквозной идеей в его публицистике была идея о первостепенности государственных интересов, выразителем которых является монархия как единственно возможная, по мнению Каткова, верховная власть в России. Будучи убеждён в существовании божественного плана и высшей цели развития всех народов, Катков представлял историю России цепью закономерных явлений, целью которых было создание могущественного государства. Катков осуждал тайные организации, разрушающие государство, вне зависимости от того, какие идеи они исповедуют, и видел единственный путь развития общества в союзе просвещения и сильной государственной власти. С середины 1850-х годов его взгляды постепенно эволюционировали. К концу 1850-х годов лейтмотивом статей Каткова стал тезис о том, что «истинное развитие совершается не ломкою и уничтожением, а преобразованием, которое пользуется бережно всеми элементами, находимыми в действительности». Кульминацией развития этих идей стала статья «К какой принадлежим мы партии» («Русский вестник», 1862, № 2), спровоцировавшая дискуссию между Катковым и А. И. Герценом, в ходе которой Катков добился права открыто полемизировать с газетой Герцена «Колокол» в российский печати. Одновременно Катков вёл борьбу с редакцией журнала «Современник».

В период Польского восстания 1863-64 Катков резко осудил действия повстанцев с национально-государственных позиций, доказывал, что так называемый польский вопрос не являлся исключительно вопросом самоопределения поляков, но и затрагивал интересы русского, белорусского, украинского, литовского и еврейского народов, живших на территориях, которые входили в сферу притязаний повстанцев. Причины восстания Катков видел не столько в политическом и социально-экономическом положении Царства Польского, сколько в происках придворной группировки во главе с великим князем Константином Николаевичем — наместником Его Императорского Величества  в Царстве Польском. Катков выступал за решительные меры при подавлении восстания, поддерживая действия генерал-губернатора Северо-Западного края М. Н. Муравьёва.

В 1860-е годы Катков поддерживал реформы императора Александра II, однако к 1870-м годам охладел к ним, а после убийства императора народовольцами (1881) перешёл на позиции крайнего консерватизма и выступил за проведение ряда контрпреобразований, которые, как он полагал, были необходимы для сохранения стабильности в государстве и для его благополучного развития.

В период подготовки земской реформы 1864 года Катков выступал за введение органов самоуправления с широкими полномочиями, в том числе с правом обсуждать политические вопросы. Считал, что решающий голос в этих органах должен принадлежать крупным землевладельцам, способным противостоять произволу бюрократии. В 1870-е годы Катков начал рассматривать земства как органы с исключительно хозяйственной компетенцией; в 1880-е годы пришёл к заключению, что «земский парламент» оказался несовместимым с самодержавием и должен быть упразднён.

С начала 1860-х годов Катков выступал за необходимость развития в России классического среднего образования по прусскому образцу: сосредоточение внимания учащихся на нескольких основных предметах — такими Катков считал латинский и древнегреческий языки, а также математику, составлявшие, по его представлению, «общий корень всех умственных специальностей». В 1867, с целью показать на практике преимущества «классицизма», Катков совместно с П. М. Леонтьевым основал Катковский лицей (открыт в 1868), возглавлял его в 1879-87. Имея большое влияние на министра народного просвещения Д. А. Толстого, Катков в 1871 году добился пересмотра реформы гимназий 1864 года в соответствии с принципами, которые он отстаивал. В области университетского образования Катков первоначально поддержал широкую автономию советов университетов, установленную Общим уставом российских университетов 1863. Однако с начала 1870-х годов стал считать её фактором развития нигилизма и многих других осуждавшихся им явлений 1860-70-х годов. Главной целью предлагавшихся Катковым преобразований высшей школы было установление более строгого государственного контроля над студенчеством и профессурой. Выступал также за то, чтобы проводить практические занятия, ввести институт приват-доцентов и соревновательность в чтении лекционных курсов, заменить курсовые экзамены выпускными государственными экзаменами по общим для всех университетов программам (планы Каткова с незначительными изменениями реализованы Общим уставом императорских российских университетов 1884).

С начала 1870-х годов Катков выступал с критикой судебной реформы 1864, особенно суда присяжных, к которому, по его мнению, российское общество не было готово. После вынесения судом присяжных оправдательного приговора В. И. Засулич (1878) Катков повёл в печати кампанию против либеральной общественности («интеллигенции»). В 1884 критика Катковым судебной системы «как особого самоправного государства» приобрела систематический характер.

Катков резко осуждал политику Министерства финансов по «прививанию» в России западного «биржевого капитализма», подчёркивал самобытный характер российского народного хозяйства. Выдвинул программу развития автаркической «национальной» экономики, отгороженной от западноевропейских стран таможенными барьерами. Сторонник протекционизма, настаивал на расширении государственного вмешательства в экономику, усилении контроля над частным предпринимательством, предлагал выкупить все частные железные дороги в казну, ввести винную и табачную монополии и др. С целью изоляции России от мирового рынка рекомендовал отказаться от восстановления металлического денежного обращения и сохранить бумажный кредитный рубль как национальную денежную единицу.

В вопросах внешней политики Катков иногда вступал в прямую конфронтацию с МИДом, неоднократно вызывая недовольство монарха. Полагал, что в условиях изменчивой международной обстановки у России не может быть постоянных союзников или противников. Эта прагматическая позиция вела к изменениям его внешнеполитических симпатий. Так, во время Польского восстания 1863-64 Катков выступал против Франции как союзника повстанцев, однако затем настаивал на сближении России с Францией в противовес Великобритании. Во время франко-прусской войны 1870-71 Катков выступил в поддержку Пруссии, рассматривая её как новую силу, способную стать союзником России в борьбе с Австро-Венгрией и Великобританией. После Берлинского конгресса 1878 Катков вновь выступал за союз с Францией, однако в 1882, после сближения Франции и Великобритании, вернулся к убеждению о необходимости союза с Германией. В 1886 Катков начал кампанию против неё, пытаясь убедить правительство в выгодности сближения с Францией. В Восточном вопросе Катков первоначально был противником расчленения Османской империи и военного вмешательства России в её дела, однако по мере обострения восточного кризиса в середине 1870-х годов выступил за самые решительные действия.

Катков был одним из главных авторитетов в русской политической журналистике. Сила его публицистики во многом была вызвана умением сочетать охранительные идеи с выступлениями против действий отдельных высших чиновников, что придавало изданиям Каткова определённую оппозиционность. К его деятельности в целом благосклонно относились императоры Александр II и особенно Александр III. В период «Контрреформ» 1880-90-х годов во многом по настоянию Каткова были уволены со своих постов и заменены ставленниками консервативных кругов последние представители либеральной «партии» в правительстве: министр народного просвещения барон А. П. Николаи (в 1882 заменён И. Д. Деляновым), министр юстиции Д. Н. Набоков (в 1885 заменён Н. А. Манасеиным) и министр финансов Н. Х. Бунге (в 1887 заменён И. А. Вышнеградским). По словам Е. М. Феоктистова, положение Каткова — это «первый пример в России, чтобы человек без связей и покровительства, единственно силой своего таланта и горячего убеждения, приобрёл неслыханную диктатуру над умами… Правительство боялось его и вместе с тем заискивало в нём».

Соч.: Об элементах и формах славяно-русского языка. М., 1845; Собрание статей по польскому вопросу, помещавшихся в Московских ведомостях, Русском вестнике и Современной летописи. 1863-1864: В 3 вып. М., 1887; Наша учебная реформа / Предисл. и прим. Л. Поливанова. М., 1890; О женском образовании. Статьи, связанные с возникновением и постепенным ростом женской классической гимназии. М., 1897; Собрание передовых статей Московских ведомостей [1863-1887]: В 25 т. М., 1897-1898; О Пушкине. М., 1900; О церкви. [Статьи]. М., 1905; О дворянстве. М., 1905; О самодержавии и конституции. М., 1905; Имперское слово. М., 2002.

Лит.: Щегловитов С. Г. [Неведенский С.]. Катков и его время. СПб., 1888; Любимов Н.А. М. Н. Катков и его историческая заслуга. СПб., 1889; Сементковский Р. И. М. Н. Катков. Его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1892; Thaden Е.С. Conservative nationalism in nineteenth century Russia. Seattle, 1964; Katz М. М.N. Katkov. А political biography, 1818-1887. The Hague; Р., 1966; Китаев В. А. От фронды к охранительству. Из истории русской либеральной мысли 50- 60-х гг. XIX в. М., 1972; Твардовская В. А. Идеология пореформенного самодержавия: (М. Н. Катков и его издания). М., 1978; Брутян А. Л. М. Н. Катков: социально-политические взгляды. М., 2001; Санькова С. М. Государственный деятель без государственной должности. М. Н. Катков как идеолог государственного национализма. Историографический аспект. СПб., 2007.       

С. М. Санькова.

knowledge.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *