биография, факты из жизни, даты
Ломоносов, Михаил Васильевич – русский химик и физик, энциклопедист, первый отечественный ученый-естествоиспытатель, труды которого стали известны всему миру. Приборостроитель, астроном, геолог, металлург, писатель и поэт, историк, художник. Профессор химии, действительный член Академии наук и художеств.
Биография
Михаил Васильевич Ломоносов появился на свет 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской, которая сейчас находится в Архангельской области. Отец – Василий Дорофеевич. Мать – Елена Ивановна. Семья была довольно зажиточной, занималась ловлей рыбы, торговлей. Детство Михаила проходило довольно спокойно, он часто ходил с отцом в море, осваивал грамоту, читал книги. Спокойное детство закончилось после смерти матери. Отец женился во второй раз, а мачеха относилась к Михаилу вовсе не ласково. Кроме того, отец решил женить сына. Пришлось Михаилу пойти на хитрость – сказаться больным, чтобы свадьбу отложили.
В 1730 году молодой Ломоносов принял решение, которое навсегда изменило его жизнь. Ночью он сбежал из дому, чтобы присоединиться к идущему в Москву каравану с рыбой. С собой у будущего светила науки было лишь несколько книг, немного еды и тулуп. Он нагнал караван только на третий день и присоединился к нему. Уже тогда Михаил проявил ясность ума: он заранее обдумал, куда отправится, тщательно выбрал город. Он хорошо знал, что образование можно было получить в Москве, Петербурге и Киеве, и после долгих взвешиваний «за» и «против» выбрал Москву. Обоз шел в город три недели.
В начале 1731 года Ломоносов прибыл в Москву. Здесь он никого не знал, но его приняли в Славяно-греко-латинскую академию. Его одноклассниками были маленькие дети, а он – уже взрослый человек. Насмешки по этому поводу Михаил переносил стоически. Пока другие ученики в свободное время развлекались, он сидел в библиотеке над книгами. Жил всего на 3 копейки в день – крайне бедно. Отец постоянно присылал письма с укорами. Несмотря на все это, Михаил упорно учился и за один год закончил три класса. Учителя были просто поражены его выдающимися способностями.
В 1734 году Ломоносов отправился в Киево-Могилянскую академию. Он рассчитывал обогатить свои знания в области математики и физики, но нашел лишь множество материалов по богословию. Прилежно штудировал и их.
В 1735 году Ломоносова и еще 12 учеников отправили в Петербургский университет при Академии Наук.
Петербургская Российская Императорская Академия Наук задержала Ломоносова всего на полгода. Уже в сентябре 1736 года он отправляется в Германию. Тогда России катастрофически не хватало химиков, которые разбирались в горном деле. Немцы отказывались ехать в Сибирь, поэтому было принято решение отправить на обучение способных российских студентов. В их число попал и Михаил.
Прибыв в Марбург, студенты посетили математика Христиана Вольфа с рекомендательным письмом от президента Петербургской Академии Наук. В ноябре Ломоносов и другие приехавшие стали студентами Марбургского университета. Михаил тщательно изучает гидростатику, механику, гидравлику, аэрометрию, теоретическую физику. Берет уроки немецкого, французского языков, фехтования, танцев, рисования. Здесь же начинает собирать книги, тратя на них практически все деньги.
В 1739 году русские студенты отправились во Фрайберг, чтобы осваивать горное дело и металлургию. Обучение здесь было строгим, преподаватель Генкель тщательно следил за тем, чтобы порученные ему студенты усваивали практические знания. К концу года отношения между Ломоносовым и Генкелем накаляются и в конечном итоге Михаил покидает Фрайберг. Он уезжает в Лейпциг, чтобы попросить русского посланника Кайзерлинга вернуть его в Россию. Посланника в городе не оказалось, и Ломоносову пришлось около года вести жизнь скитальца. Только в 1741 году он смог приехать в Санкт-Петербург.
В июне Михаила направляют на кафедру естествознания Академии. Под руководством профессора Аммана Ломоносов занимается сбором окаменелостей и минералов для Кунсткамеры. Затем издает ряд трактатов на латыни, занимается обустройством библиотеки Академии. В 1745 году становится профессором химии.
В 1749 году Ломоносов представляет сочинение «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне». Владычице оно пришлось по душе, Ломоносов начинает пользоваться все большим расположением при дворе. В 1753 году императрица подарила Михаилу Васильевичу мызу Усть-Рудица и несколько деревень.
В 1757 году Ломоносова принимают в члены Академической канцелярии. Тогда же он публикует одну из своих самых известных работ – «Слово о рождении металлов от трясения Земли».
В этот период Михаил Васильевич работает очень много. Он представляет научные труды «Рассуждения о большой точности морского пути», «О сохранении и размножении российского народа», «О слоях земных», «Первые основания металлургии или рудных дел». К концу жизни дописывает «Древнюю Российскую историю» — поистине фундаментальный исторический труд. Много работает и над обустройством Академии, заботится о том, чтобы в нее могли быть приняты и представители низшего сословия.
Основные достижения Ломоносова
- Внес значительный вклад в развитие учений о теплоте, оптике, электричестве, метеорологии, геологии, астрономии. Основные достижения касаются физики, химии и астрономии. Западноевропейские ученые смогли повторить успехи Ломоносова в этих областях лишь спустя несколько десятков лет. Развитие Ломоносовым науки о стекле позволило создать известную сейчас знаменитую русскую мозаику.
- Открыл закон сохранения материи.
- Сформулировал принципы кинетической теории газов.
- Обнаружил электрическое происхождение северных сияний. Разработал теорию цветов. Развил теорию вертикальных атмосферных течений.
- Открыл атмосферу Венеры. Создал уникальный на то время отражательный телескоп-рефлектор. Высказывал предположение, что поверхность Солнца «кипит», а хвосты комет образованы под воздействием солнечной энергии.
- Существенно развил русский научный язык, который появился незадолго до Ломоносова. Упорядочил иностранную терминологию, сделал ее более понятной, адаптировал под русский язык.
- Выпустил целый ряд стихотворных произведений, а также поэтических переводов.
Важные даты биографии Ломоносова
- 19 ноября 1711 года – рождение в деревне Мишанинской.
- 1730 год – получение паспорта в Холмогорске. Путешествие пешком в Москву.
- 1731 год – становится учеником Московской Славяно-греко-латинской академии.
- 1734 год – поступление в Киево-Могилянскую академию.
- 1736 год – поступление в Санкт-Петербургский академический университет. Октябрь – поездка в Германию.
- 1739 год – женитьба на Елизавете-Христине Цильх. Рождение дочери.
- 1740 год – сбежал в Россию.
- 1741 год – возвращение в Петербург. Рождение сына.
- 1742 год – адъюнкт физического класса Академии.
- 1745 год – профессор химии в Академии.
- 1746 год – читает лекции по физике на русском.
- 1748 год – создал первую в стране химическую лабораторию.
- 1749 год – рождение второй дочери.
- 1752 год – начинает читать лекции по физической химии на русском.
- 1753 год – основал стекольную фабрику.
- 1755 год – разработал проект Московского университета.
- 1757 год – советник Академической канцелярии.
- 1758 год – руководитель Исторического собрания, академической гимназии, академического университета, Географического департамента.
- 1760 год – почетный член Шведской королевской академии наук.
- 1763 год – член Академии трех знатнейших художеств.
- 1764 год – почетный член Академии наук Болонского института.
- 4 апреля 1765 года – умер в своем доме от воспаления легких. Тело было погребено на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Интересные факты из жизни Ломоносова
- Быстро менял настроение с добродушного на яростное, мог побить палкой коллег, когда был чем-то недоволен.
- Однажды избил трех грабителей, которые хотели поживиться содержимым его карманов.
- В Марбурге быстро овладел искусством фехтования и заслужил уважение у задиристых немецких студентов.
- Признан одним из самых выдающихся ученых 18 века.
- В 1753 году пообещал сотню золотых тому, кто объяснит природу электричества.
- Научно обосновал существование Антаркиды.
- Очень любил рыбу в разных видах.
- Во время спора сломал одному немецкому академику нос.
- Некоторые историки считают, что Ломоносов на самом деле был сыном Петра I.
Источник: http://god-sobaki.com
biografix.ru
Заслуги Ломоносова в науках (кратко). Главная заслуга Ломоносова. Заслуги Ломоносова в физике, химии, литературе и русском языке
Михаил Васильевич Ломоносов — уникальная фигура в истории нашей страны. Он многое сделал для России, проявив себя в самых разных областях. Заслуги Ломоносова во многих науках велики. Безусловно, Михаил Васильевич Ломоносов (годы жизни — 1711-1765) — человек разносторонних интересов и энциклопедических знаний. Это первый ученый-естествоиспытатель в нашей стране, достижения которого имеют мировое значение. Михаил Васильевич является историком, поэтом, художником, одним из основоположников такой области знания, как физическая химия. Представляем вашему вниманию основные заслуги Ломоносова в различных областях знания.
Химия и физика
Михаил Васильевич считал химию основной своей профессией. Главная заслуга Ломоносова в том, что он разработал фундаментальные положения современного атомно-молекулярного учения. В 1748 году ученый впервые сформулировал закон сохранения массы веществ, наблюдаемый в химических реакциях.
Заслуги Ломоносова в химии связаны не только с открытием законов. Он говорил о необходимости объединить усилия различных ученых для совместного решения задач. В 1751 году Михаил Васильевич создал «Слово о пользе химии». В нем он требовал применения достижений таких наук, как физика и математика, для исследования различных химических явлений.
Заслуги Ломоносова в физике также велики, однако главное достижение его в этой области — атомно-корпускулярная теория, описывающая строение материи и вещества. Ученый объяснил, по каким причинам вещества принимают агрегатные состояния, а также создал теорию теплоты.
География
Под руководством Михаила Васильевича был подготовлен к изданию «Атлас России», который превосходил аналогичные европейские атласы. В нем были уточнены географические сведения, а также было представлено описание империи в экономическом и политическом ракурсе.
Ломоносов, по сути, провел полную инвентаризацию государства. Михаил Васильевич разработал план экономического и статистического изучения России. Экспедиции по всей стране были снаряжены благодаря ему. Кроме того, в каждую губернию были отправлены опросные листы. Обширнейшая информация была собрана для атласа. В нем были представлены физико-географические характеристики различных местностей страны (информация о строении берегов рек, о крупных возвышенностях), а также экономические показатели, соотносимые с природными условиями (где находится город, расположен ли он на берегу реки, какие в нем заводы и фабрики, ремесла и промыслы, звериные и рыбные ловли, ярмарки, площади).
Но это еще не все заслуги Ломоносова в данной науке. Михаил Васильевич считается основоположником такой области знания, как экономическая география. Ломоносов в 1758 году стал главой Географического департамента, принадлежащего Академии наук. Михаил Ломоносов был учителем для множества русских картографов, географов, океанографов и геодезистов.
С детства Михаил Васильевич любил море. Он заботился о развитии в стране мореплавания, интересовался изучением полярных стран. Ломоносов писал о неизученных землях, находящихся в Ледовитом океане. Первая отечественная научная экспедиция под руководством Чичагова и Челюскина осуществилась благодаря стараниям Михаила Васильевича. Именно он был ее организатором, а также создал подробную инструкцию для членов этой экспедиции.
Геология
Ломоносов в 1763 году создал работу под названием «О слоях земных». В ней было дано изложение современной геологии, которое считается первым в истории. Самой науки тогда еще не существовало. Ломоносов отметил, что минеральные жилы различаются по возрасту, объяснил происхождение окаменелостей, металлоносных россыпей, чернозема, землетрясений.
Филология
Весьма обширны круг интересов и заслуги Ломоносова и в области лингвистики. Поражает разнообразием даже перечень трудов этого великого ученого. Перечислим основные заслуги Ломоносова в русском языке. Именно он создал первую в нашей стране большую грамматику. В ней были изложены нормы и правила нового литературного языка, представленные системно. Ломоносов является автором работ по русской диалектологии, по сравнительно-историческому исследованию языков, по поэтике художественной литературы и стилистике языка, по ораторскому искусству, а также по теории стихосложения и прозы. Кроме того, в его наследии имеются и труды, связанные с общими вопросами развития языка.
Литература
Ломоносов является отцом русской поэзии. Он утвердил в отечественной поэзии современную систему стихосложения — силлабо-тоническую. В 1739 году Ломоносов написал «Оду на взятие Хотина». Она была создана с использованием четырехстопного ямба, который впервые был представлен в русском стихе. Эта ода положила начало новой эпохе отечественной поэзии.
Отметим, что Ломоносов особенно любил этот жанр. Торжественный язык оды, наполненный ораторскими обращениями и восклицаниями, гражданский пафос, развернутые сравнения и метафоры, библейские образы и славянизмы — все это привлекало его. Ломоносов считал, что в этом заключены «высокость и великолепие». Созданные им оды взяли за образец практически все русские поэты, создававшие свои произведения в 18-м веке. Ломоносов в своих творениях пропагандировал просвещение и науку. Он воспевал мирный труд, славил русский народ. Кроме того, Ломоносов поучал царей, создавая идеал императрицы в своих произведениях.
История
Многие заслуги Ломоносова в науках, в частности в области истории, не так просто оценить, основываясь на оригинальных текстах. Чаще всего трудность прочтения и понимания созданных им трудов объясняется тем, что язык Ломоносова является архаичным. Однако по нравственно-художественным характеристикам он очень высок, а по стилю, структуре и форме гармоничен и отточен. Именно Михаил Васильевич представил историю России в исключительной чистоте и целостной реалистичности. Он избегал высказывать личное мнение, а свою «Историю Российскую» создал на основании тщательно проработанных и разнообразных источников, прочитанных им за годы.
Ломоносов пытался «очистить исторические корни» нашей страны. Он доказал, что славяне не являются шведами, поэтому «норманнскую» версию следует считать ошибочной. Михаил Васильевич открыто выступил, хотя и с большой осторожностью и чуткостью, против церковного догмата. По этому догмату считалось, что славяне ведут свое происхождение от внука библейского Ноя, Мосоха.
Фарфоровые пробы
Михаил Васильевич внес большой вклад в развитие производства фарфора. К сожалению, для суждения об открытиях, сделанных им в этой области, сохранились довольно скудные материалы. В созданных им «Лабораторных записях» (раздел «Фарфоровые пробы») представлены некоторые рецепты фарфоровых масс. Другая их часть находится в «Лабораторном журнале».
Ломоносов начал работы по фарфору, скорее всего, в 1750 году. Рецепты, описанные им, относятся либо к 1751-му, либо к началу 1752 г. Нельзя точно сказать, осуществлял ли он позже фарфоровые пробы. Однако ясно, что Ломоносов вел исследования самостоятельно. Он пошел иным путем, нежели Виноградов, его друг. Такой вывод можно сделать, сравнив фарфоровые массы, созданные двумя этими исследователями. У Ломоносова они были двухкомпонентными, состоящими из кварцсодержащего компонента и глины. Массы различались лишь кварцевыми материалами, сортами глин, предварительной подготовкой — степенью измельчения, прокаливанием, промыванием. Кроме того, количественное соотношение входящих в их состав компонентов было различным. Виноградов же использовал третий компонент в качестве плавня — алебастр (гипс).
Работа с мозаикой
Михаил Васильевич работал с мозаикой — видом монументальной живописи. Почему же его заинтересовала именно она? Ученый писал, что живописцы используют основные цвета, а все остальные составляют с помощью смешения. Ему же хотелось найти короткие и простые пути передачи изображения.
Михаилу Васильевичу было тесно и душно в стенах Академии наук. Он стремился уйти из-под опеки канцелярии, найти деятельность, где могла бы реализовать себя его кипучая натура.
Ломоносов заинтересовался мозаикой еще задолго до того, как он обзавелся собственной химической лабораторией. Его очень привлекало древнее искусство создавать из смальт (стеклянных сплавов разных цветов) немеркнущие портреты и картины. В 1746 году граф М.И. Воронцов привез из Рима несколько мозаичных работ. В доме этого графа часто бывал Михаил Ломоносов.
Теория «трех цветов»
Михаил Васильевич принялся разрабатывать теорию «трех цветов». Безусловно, она имела большое значение для дальнейшего развития цветоведения. Ученый установил, что все многообразие цветов обладает трехмерностью. Михаил Васильевич нашел пути решения различных практических задач, которые сегодня применяются в кино, печати, цветной фотографии. Ломоносов пытался создать приборы, с помощью которых можно было бы получить любой цвет путем вычитания или сложения трех основных.
«Полтавская баталия»
Наиболее известная мозаичная работа Михаила Васильевича — «Полтавская баталия». Эта картина сложена из кусочков смальты. Длина столбиков составляет 5 см, а толщина — всего 1-6 мм. Это настенное полотно было задумано Ломоносовым для Петропавловского собора как часть серии мозаик, помещенных внутри здания. По размерам эта работа огромна — более 300 кв. м. В левой части ее изображен Петр I на коне. Он представлен смелым полководцем, который ведет в бой русские войска. Взгляд Петра решителен и смел, его поза величественна. За ним следуют его соратники, среди которых узнается А. Д. Меншиков и Б. П. Шереметев. В центре композиции представлен простой солдат, который преграждает путь царю. Этот солдат с мушкетом как будто сдерживает Петра I от порыва пробиться вглубь схватки и опасности погибнуть. Эта фигура олицетворяет простой народ. По мысли автора, роль его не менее значительна, чем роль Петра I.
Итак, мы изложили основные заслуги Ломоносова кратко. Конечно, мы рассказали не обо всех достижениях этого ученого. Всю его обширную деятельность в одной статье охватить просто невозможно. Выдающиеся заслуги Ломоносова в литературе и русском языке, химии, географии, физике и других областях знания делают его одной из самых значимых фигур в отечественной истории.
fb.ru
Биография Михаила Ломоносова — биография Ломоносова М.В.
Дата рождения: 19 ноября 1711 годаДата смерти: 15 апреля 1765 года
Место рождения: Деревня Мишанинская, Архангельская губерния, Российская империя
Михаил Ломоносов – русский ученый, естествоиспытатель. Ломоносов Михаил Васильевич известен не только как ученый, но как писатель и поэт.
Гениальный ученый увидел свет в 1711 г. в одной из русских деревень, в благополучной семье. Родители занимались ловлей рыбы и торговлей. Беззаботное детство мальчика проходило за выходами в море с отцом, освоением грамоты, чтением разной литературы.
Однако безоблачное детство вскоре закончилось со смертью матери. Вторая супруга отца относилась к Михаилу довольно холодно. Когда отец решил насильно женить сына, будущему гению пришлось прикинуться больным, чтобы избежать этого.
Поворотным моментом в жизни Ломоносова оказался случай, который изменил его судьбу. Из дома он убежал под покровом ночи и присоединился к каравану с рыбой, державшему путь на Москву.
Нагнал караван он только лишь через несколько дней, имея при себе всего несколько необходимых вещей.
Будущий ученый отдал предпочтение именно этому городу после долгих раздумий, выбирая еще между Киевом и Петербургом, поскольку это были самые перспективные города в плане развития во всех областях знаний.
После изнурительной трехнедельной дороги Ломоносов, наконец, достиг столицы. Вскоре он поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Возрастная разница с другими детьми была довольно велика, не раз приходилось терпеть всяческие насмешки.
Однако Михаил полностью посвятил себя учебе. Выживал всего на пару копеек в день, не обращая внимания на регулярные письма отца с нареканиями. Столь беззаветное посвящение себя в гранит науки не прошло бесследно – за один год учебы он усвоил программу трех лет, восхищая всех педагогов своими способностями.
Намереваясь умножить свои знания в точных науках, в 1734 г. будущий ученый подался в Киево-Могилянскую академию. Через год его и еще нескольких учеников отправили учиться в Петербург. Но задержавшись там ненадолго, Михаил уже через полгода отправляется на немецкую землю. В тот период в России не хватало химиков, понимающих горне дело, и Михаил попал в список немногих студентов, кого отправили постигать эту науку в Германию.
Поступив в немецкий университет, Ломоносов начинает досконально изучать такие науки как гидравлику, гидростатику, механику, теоретическую физику, аэрометрию. Немало времени посвящал изучению иностранных языков. А также занимался танцами, фехтованием, интересовался живописью.
Через несколько лет будущий профессор и еще несколько студентов обосновались во Фрайберге для изучения металлургии. Однако из-за конфликта со строгим преподавателем Михаил оставляет это учебное заведение с намерением вернуться на родину, что удается ему не сразу. В 1741 году Ломоносов возвращается в Петербург. Через четыре года он получает степень профессором химии.
В 1757 году гениальный ученый вступает в членство Академической канцелярии. Тогда же выпускается его наиболее знаменитая работа о металлах. Ломоносов начинает посвящать много времени своим научным трудам.
Последней и самой выдающейся его работой стала «Древняя Российская история». Михаил Васильевич много энергии вкладывал в совершенствование Академии, стремился сделать доступным обучение для низших слоев общества.
Основные достижения Михаила Ломоносова:
• Главные достижения Ломоносова коснулись физики, химии и астрономии.
• Открыл закон сохранения материи
• Обосновал теорию цветов.
• Занимался развитием русского научного языка
• Создал рефлекторный телескоп
• Доказал, что на Венере есть атмосфера
Важные даты биографии Михаила Ломоносова:
• 1730 г. – Путешествие в Москву
• 1748 г. – Создание химическую лабораторию, первую в России
• 1753 г. – Обоснование стекольный завод
• 1755 г. – Завершение проектирования Московский университет
Интересные факты из жизни Михаила Ломоносова:
• Ученый отличался вспыльчивым характером
• Увлекался фехтованием
• Имел почетный титул звание величайшего ученого своего времени
• Любил есть рыбу
• В споре сломал нос немецкому ученому
the-biografii.ru
Заслуги Ломоносова в науках — описание и интересные факты :: SYL.ru
19 ноября 1711 года в небольшой деревеньке Архангельской области на свет появился человек, которому суждено было стать одним из величайших ученых за всю историю человечества. Звали его Михаил Васильевич Ломоносов. Родился он в семье, глава которой на протяжении многих лет занимался ловлей рыбы. Людей, обученных грамоте, среди Ломоносовых было немного. Однако Михаил рыбаком не стал. В возрасте девятнадцати лет он отправился в Москву.
Заслуги Ломоносова в науке и литературе переоценить невозможно. Он провел обширные по тем временам физико-химические исследования, заложил основу науке о стекле, внес огромный вклад в развитие астрономии, географии, приборостроения, металлургии. Немало сделал и для литературы. Как так случилось, что сыну рыбака удалось прославить на весь мир русскую науку, положить начало созданию русской словесности?
Детство гения
Отец, дед, прадед учёного были крестьянами-поморами. Кто такие поморы? Представители этой небольшой этнографической группы не находились в прямой зависимости от помещиков. Они трудились на землях, принадлежавших государству. Таким образом, можно сказать, что поморы представляли собой крестьян, обладавших большей свободой, нежели те, что проживали в центральной части России.
В селе, где провел детские годы Ломоносов, школ не было. Однако, как ни странно, люди, которые ценят книжную культуру, здесь встречались чаще. В условиях свободы и независимости человек трудится более плодотворно, что не раз доказано. Отец будущего ученого, например, сам построил судно, на котором плавал на промыслы. Сын нередко сопровождал его в этих поездках.
Любовь к прекрасному у Михаила проявилась довольно рано. Во время путешествий он наблюдал за полярными льдами, таинственным северным сиянием. Возможно, в один из таких дней и проснулся поэт в крестьянском сыне Михаиле Ломоносове. Заслуги в литературе этого человека значительны, хотя его произведения сегодня читают чаще филологи.
Обучение грамоте
Ещё в детстве будущий учёный раздобыл где-то грамматику церковнославянского языка, по ней и учился читать. Затем в руки ему попала «Арифметика», в которой содержались основы не только математики, но и географии, физики, астрономии, навигации. Эта книга вызвала у героя нашей статьи жажду знаний. Удовлетворить ее регулярное перечитывание книг, конечно, не могло.
В 1731 году Михаил Ломоносов совершил первый в своей жизни подвиг. Он отправился в Москву. Не на поезде, которого тогда и в помине не было, и не на лошадях, а пешком. Ломоносов не только добрался до столицы, но и поступил в единственную имеющуюся в то время высшую школу.
В Москве
Система образования XIX века современному человеку показалась бы нелепой. Например, учащиеся Славяно-греко-латинской академии, среди которых числился и Михаил Ломоносов, могли услышать от преподавателя рассуждения о весе ангела. Всё же, наряду с такими странными теориями, молодые люди получали немало ценных знаний.
Ломоносов изучал латинский, греческий. Без этого в те времена получить глубокое образование было невозможно. Все научные труды печатались именно на латыни. Жалование студента составляло один алтын. На пропитании приходилось сильно экономить. Порою в день Ломоносов съедал кусок хлеба да выпивал стакан кваса. Остальные деньги тратил на бумагу, обувь и прочие нужды. Так ему приходилось существовать на протяжении пяти лет.
Несмотря на невыносимо трудные условия науку, он не оставил. Более того, с каждым днём понимал, что знаний, полученных в академии, недостаточно. Его непреодолимо тянуло к настоящей науке — не схоластической, а той, что связана с земной жизнью.
В Германии
В 1736 году Михаил Ломоносов в числе лучших студентов академии был отправлен за границу. В Германии он провел пять лет. Христиан Вольф стал первым учителем Ломоносова. Заслуги немецкого ученого относились преимущественно к области философии. Вольф — один из самых заметных мыслителей того времени.
Ломоносов довольно быстро превзошел своего учителя. В 1739 году он отправился в Фрейберг. В немецком городе студент из России изучал металлургию и горное дело. Тогда его учителем было Генкель — ученый, который придерживался схоластических взглядов и на природу, и на науку. Однако выходец из русских крестьян шел к высокой цели своей дорогой. При изучении горного дела он, например, не ограничивался теоретическими знаниями. Не раз спускался в шахты, часто беседовал с рудокопами.
В годы пребывания в Германии наш герой проявил необыкновенную широту интересов и устремлений. Он изучал точные науки, занимался вопросами литературы, языка, философии. Весной 1740 года началось странствие Ломоносова по Голландии и Германии. Во время этого путешествия он познакомился с наукой о добывании торфа. В 1741 году Ломоносов, наконец, вернулся в Петербург.
Главные заслуги Ломоносова
Плодотворная работа ученого продолжалась около четверти века. Вплоть до преждевременной смерти. По возвращении в Петербург жизнь его была тесным образом связана с наукой. Что можно сказать кратко о заслугах Ломоносова? Этот человек много лет посвятил математике, металлургии, геологии, астрономии, географии, горному делу, истории. Ни в одной из перечисленных сфер он не был дилетантом. В каждой он проявил себя как талантливый исследователь.
Заслуги Ломоносова перед Отечеством прежде всего в том, что он создал первую в стране химическую лабораторию, где совершил открытия мирового масштаба. Этот человек является основателем физической химии. Он разработал основы атомно-молекулярного учения. Ломоносов-астроном наблюдал прохождение Венеры по солнечному диску, он также совершил ряд открытий, имеющих отношение к атмосферному электричеству.
Теория и практика
Если б Ломоносов полагался лишь на теоретические исследования, ему бы не удалось достигнуть столь высоких результатов. Однажды он задумал создать на своей родине мозаичное искусство. Ломоносов организовал фабрику, на которой изготавливались цветные стекла и бисера. Затем обучил этому делу рабочих. Сам же работал художником. До наших дней сохранилась «Полтавская баталия» — замечательная работа Ломоносова. В этой области он проявил себя как ученый, художник, химик.
История
Немало Ломоносов сделал и для развития гуманитарных наук. В 1753 году он приступил к написанию исторического труда. Ему удалось создать только первый том. Но и то, что тогда написал Ломоносов, представляет большой интерес для исследователей. В своем сочинении ученый высказал прогрессивные идеи о судьбе славянских народов, вступил в полемику с иностранными историками относительно «норманнской теории».
Филология
Заслуги Ломоносова в русском языке современный человек едва ли может оценить. Произведения его, как уже было сказано, читают сегодня немногие. Эти сочинения отличаются прежде всего стилем от тех, что созданы Грибоедовым или великим Пушкиным. Однако и у Ломоносова есть сроки, поэтичность которых может прочувствовать сегодняшний читатель.
Патриотизм
Главным источником вдохновения для Ломоносова служили патриотические чувства. Он мечтал о русской науке, но в те времена исследовательской деятельностью ведали преимущественно иностранцы. Многие из них довольно подозрительно относились к соотечественникам Ломоносова.
Зарубежные исследователи, как правило, не верили в идею о создании русской науки. С ними-то Ломоносов большую часть своей жизни и вел жестокую борьбу. Однако в этой вражде не было слепой ненависти. С иностранцами, которые были готовы содействовать развитию русской науки, у ученого складывались иные отношения.
Не всё, что сделал этот великий человек для науки, получило мировое признание при его жизни. По заслугам Ломоносова оценили, быть может, только в наши дни.
www.syl.ru
Универсальный гений. 10 достижений Михаила Ломоносова | Наука | Общество
В истории русской науки Михаил Васильевич Ломоносов стал первопроходцем в целом ряде отраслей знания. Гений выходца из семьи рыбаков с берегов Белого моря не знал границ. Чтобы охватить все его научные достижения, не хватит и нескольких томов. Ниже приведены всего лишь несколько заметных достижений человека, заложившего основы великого будущего отечественной науки.
Объяснение природы полярных сияний
«Весьма вероятно, что северные сияния рождаются от происшедшей на воздухе электрической силы. Подтверждается сие подобием явления и исчезания, движения, цвету и виду, которые в северном сиянии и в электрическом свете третьего рода показываются», — писал Ломоносов.
Ломоносов, наблюдавший полярные сияния в детстве, стал первым серьезным ученым, исследовавшим данное явление, и давшим ему достоверное объяснение.
Сегодня полярное сияние определяется как «свечение (люминесценция) верхних слоев атмосфер планет, обладающих магнитосферой, вследствие их взаимодействия с заряженными частицами солнечного ветра».
Открытие атмосферы у Венеры
6 июня 1761 Михаил Ломоносов наблюдал за редчайшим явлением: прохождением Венеры по диску Солнца. В результате преломления солнечного света в верхних слоях атмосферы возникает тонкий светящийся ореол вокруг планеты. Ломоносов первым интерпретировал явление как доказательство существования атмосферы у Венеры. Впоследствии открытие Ломоносова было подтверждено, а оптический эффект получил название «явление Ломоносова».
Разработка корпускулярно-кинетической теории
После серии научных опытов Ломоносов утверждает, что все вещества состоят из корпускул — молекул, которые являются «собраниями» элементов — атомов. Концепция русского учёного предвосхитила формирование и принципы современной молекулярно-кинетической теории.
Получение твёрдой ртути
В декабре 1759 года Михаил Ломоносов вместе с Иосифом Брауном в ходе опытов получили ртуть в твёрдом состоянии. До этого подобного результата не удавалось получить ни одному учёному в мире. В 1760 году Ломоносов доказал электропроводность и «ковкость» ртути, что стало основанием для отнесения этого вещества к металлам.
Разработка принципов физической химии
Михаилом Ломоносовым были заложены основы новой науки: физической химии. Как писал учёный, «физическая химия есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях». Ныне физическая химия определяется как наука об общих законах строения, структуры и превращения химических веществ, исследующая химические явления с помощью теоретических и экспериментальных методов физики.
Разработка принципов экономической географии
Ломоносов, возглавлявший географический департамент Академии Наук, ввёл термин «экономическая география», определив её как дисциплину, изучающую хозяйство, природные и трудовые ресурсы страны. Учёным были заложены основы изучения России в рамках экономической географии.
Наука о стекле и создание мозаик
Наука о стекле возникла на стыке физики и химии, став областью физико-химических исследований в рамках физической химии.
Ломоносов разрабатывал не только теорию, но и технологии производства, в частности, основы производства цветных стекол и методику варки смальт. В основанной им мастерской создавались уникальные мозаичные картины, в том числе знаменитая мозаика «Полтавская битва».
Создание «Российской грамматики»
В 1755 году была издана «Российская грамматика» Михаила Ломоносова, одна из первых русских грамматик, выдержавшая 14 переизданий. Ломоносов выделял в российской азбуке 30 букв, определял восемь частей речи, шесть падежей, десять временных форм глагола, три наклонения и шесть залогов.
«Грамматика» Ломоносова стала базой для дальнейшего развития русской филологии.
Реформа русского стихосложения
Вместе с Василием Тредиаковским Михаил Ломоносов стоял у истоков силлабо-тонического стихосложения в России. Силлабо-тоническое стихосложение — это способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. В XIX веке силлабо-тоническое стихосложение безраздельно господствовало в русской поэзии, при его помощи были написаны лучшие произведения так называемого «золотого века» русской поэзии.
Введение новых слов в русский язык
Научная деятельность Михаила Ломоносова сопровождалась выработкой новых слов и терминов, которые с лёгкой руки учёного входили не только в научную практику, но и в повседневную жизнь.
Некоторые из слов, появившихся в русском языке благодаря Ломоносову: «атмосфера», «микроскоп», «минус», «полюс», «формула», «периферия», «горизонт», «диаметр», «радиус», «пропорция», «барометр», «манометр», «эклиптика», «метеорология», «оптика», «вязкость», «кристаллизация», «материя», «эфир», «селитра», «сулема», «поташ».
www.aif.ru
Биография Михаила Ломоносова
Михаил Васильевич Ломоносов – русский ученый, первый отечественный академик, литератор и реформатор русского языка. Это достаточно выдающаяся личность, за свою жизнь он сделал массу важнейших открытий в физике, химии, астрономии и других областях.
Рождение и образование
Купель, в которой крестили М. В. Ломоносова
Появился на свет Ломоносов 19 ноября 1771 году в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии. Современное село названо в честь ученого – Ломоносово. Его отец был крестьянином, отличным купцом, который занимался морским промыслом.
Пруд у восстановленной усадьбы Ломоносовых в селе Ломоносово
Михаил был единственным ребенком в семье. В возрасте 9 лет умерла его мать, после чего отец еще дважды женился. С 10 лет мальчик начинает работать вместе с отцом на его собственных судах помощником. В ходе частых путешествий, мальчик много думает об устройстве природы. Благодаря местному дьяку Михаил научился читать, обучился алгебре, грамматике и открыл для себя литературу.
Чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию Ломоносов подделал документы о своем происхождении. Он проучился в учебном заведении 5 лет, выучил латинский язык, изучил богословские и современные научные книги.
Образцы почерка М. В. Ломоносова: сверху 14-летнего и снизу 19-летнего
В 1735 году поступает в Санкт-Петербургский университет при Академии наук. Здесь юноша изучает физику, математику, делает первые попытки писать стихи. Уже через год отличной учебы получает возможность поехать на обучение в Европу. В Германии Ломоносов прожил 5 лет. В 1740 году покинул город по причине разногласия со своим наставником Генкелем.
26 мая 1740 году женится на дочери хозяйки квартиры, которую Ломоносов арендовал несколько лет. Первая дочь умерла в раннем возрасте. Второй раз ученый стал отцом сына Ивана в 1741 году, который также скончался в годовалом возрасте. В 1749 году родилась единственная выжившая дочь Ломоносовых Елена.
Успехи в науке
Дом, в котором Ломоносов жил в Марбурге
Всерьез заниматься наукой Ломоносов начал в 1737-1738 годах. В период обучения за границей он пишет свои первые работы. Дебютная работа начинающего ученого называлась «О превращении твердого тела в жидкое, в зависимости от движения предшествующей жидкости» и была посвящена различным агрегатным состояниям.
Следующим исследованием стала диссертация в 1745 году на тему «О металлическом блеске», которая принесла ему профессорское звание и титул дворянина. Все научные работы Ломоносова отличаются точностью. В своих исследованиях и расчетах он практически никогда не ошибался.
Основные открытия ученого в области естествознания:
- изготавливал цветные стекла и краски;
- подверг химическому анализу руды;
- сформулировал основы кинетической теории газов;
- открыл закон сохранения энергии;
- объяснил тайну грозовых явлений и северного сияния;
- придумал основы физической химии.
Ломоносов поддерживал труды Коперника, поэтому занимался и изучением астрономии. Он открыл атмосферу на Венере, усовершенствовал механизм светоотражающего телескопа (современное название – система Ломоносова-Гершеля) и организовал множество научных экспедиций. Также именно он первым догадался, что звезда Солнце, — это огромный огненный шар.
Много новаторских идей ученый предложил и в области грамматики русского языка, сделав его более научным. Так, он ввел целый ряд новых понятий, например, горизонт, атом, молекула, температура. Ум и идеи ученого очень опережали время, поэтому многие работы были обнародованы уже после его смерти.
Ломоносов подготовил и издал множество учебников по химии, физике, металлургии, организовал многие химические производства. Также высоко были оценены и его творческие способности. Ученый известен также как поэт и художник.
Звания и награды
Диплом профессора химии Ломоносова 1745 год
В 1745 году Ломоносов стал первым академиком Петербургской АН. В 1760 году его делает почетным членом Стокгольмская академия наук, а в 1764 году – Болонская АН.
В феврале 1757 года императрица Екатерина возвела ученого в чин коллежского советника.
Посмертное признание
Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре
Михаил Васильевич Ломоносов скончался в возрасте 53 лет 15 апреля 1765 года. Умер ученый из-за тяжелого воспаления легких. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Сразу после кончины по приказу Екатерины все его научные труды были изъяты и бесследно исчезли.
В честь ученого названо:
- Город в Ленинградской области;
- Многочисленные улицы, аллеи и площади по всей стране;
- Московский институт тонкой химической технологии;
- Столичный университет;
- Горный хребет на Новой Земле;
- Возвышенность на острове Западный Шпицберген;
- Течение в Атлантическом океане и подводный хребет в Северном Ледовитом океане.
В 1956 года Академия наук Советского союза учредила Золотую медаль имени Ломоносова, которая вручалась ученым за выдающиеся достижения в области химии.
comments powered by HyperComments
Понравилась запись? Расскажи о ней друзьям!
Просмотров записи: 635
spacegid.com
Краткая биография Ломоносова Михаила Васильевича История России.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера.
Михаил Васильевич Ломоносов, великий русский учёный-энциклопедист, родился 19 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской Холмогорского уезда Архангельской губернии в семье свободного зажиточного крестьянина-помора Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых.
Начало начал: детство и юность
Отец М. В. Ломоносова хотел видеть в сыне надежного помощника и единомышленника и с малых лет привлекал мальчика к участию в морском промысле. С десяти лет он вместе с отцом ходил на промысел трески и палтуса к берегам Мурмана, Соловецким островам, Шпицбергену и Новой Земле. Скромная и суровая природа русского севера пробуждала в пытливой голове мальчика сотни вопросов, на которые он пока не находил ответа.
Первыми его учителями стали дьячок Дмитровской церкви Сабельников и крестьянин И. Шубной. Всё свое свободное время юноша проводил с книгами, полученными в дар от сыновей соседа Х. Дудина. Всего несколько книг, «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, очаровали мальчика и открыли ему мир науки. Тяга к знаниям юного помора часто сталкивалась с непониманием со стороны отца и враждебным отношением мачехи И. С. Корельской. Тем не менее к четырнадцати годам Михаил полностью овладел грамотой и мог свободно разъяснять старшим непонятные для них тексты.
Впечатленный успехами своего ученика дьячок Сабельников не раз говорил Михаилу, что продолжить обучение он может только в больших городах: Москве, Киеве и Санкт-Петербурге. Уставший от бесконечных конфликтов с отцом, нападок мачехи и чтобы избежать нежеланной свадьбы, М. В. Ломоносов 15 декабря 1730 г. тайком уходит с рыбным обозом в Москву.
Азы учёности: странствие по России
Тяжелое путешествие в Москву продолжалось три недели. Выдав себя за «сына холмогорского дворянина», М. В. Ломоносов поступает в Славяно-Греко-Латинскую академию (Спасские школы). В её стенах он изучал древние языки и гуманитарные науки. Быстро оказавшись в числе самых прилежных студентов, молодой помор за один год освоил два курса обучения.
В 1734 г. желание совершенствовать своё знание древнегреческого языка, философии, физики и математике подвигло обратиться прилежного студента с просьбой к архимандриту Стефану о переводе в Киево-Могилянскую академию на один год. Получив согласие руководства и финансовую помощь, М. В. Ломоносов отправляется в Киев. Однако здесь его ожидания оправдались только частично. Его мало привлекали богословские вопросы, которым отводилась львиная доля в программе обучения, зато он получил возможность самостоятельно работать с литературой в обширной библиотеке академии. Несколько разочарованный, он вернулся в Москву раньше срока.
Вполне вероятно, что в итоге М. В. Ломоносова ждала карьера священнослужителя, если бы не счастливое для него стечение обстоятельств. В 1735 г. президент Академии наук барон И. А. Корф, обеспокоенный сокращением числа студентов, обратился в Сенат с просьбой прислать для обучения в университет при академии самых одарённых учеников из других учебных заведений страны. Получил такое письмо и архимандрит Стефан. В числе отобранных им двенадцати учеников оказался и М. В. Ломоносов.
В начале 1736 г. он уже был зачислен студентом Санкт-Петербургского академического университета. В петербургской академии он изучал немецкий язык у Х. Германа, физику и математику у профессора Крафта. К первому петербургскому периоду относятся и начальные опыты в стихосложении. Особую склонность молодой помор проявил к изучению химии и минералогии.
Германские университеты
Весной 1736 г. Академия наук направила своих лучших учеников в Марбург к знаменитому учёному-энциклопедисту Х. Вульфу для дальнейшего изучения естественных наук, горного дела и металлургии. Годы учёбы в Марбурге Михаил Васильевич впоследствии всегда вспоминал с теплотой и постоянно добрым словом отзывался о своём учителе, Х Вульфе. Здесь же он познакомился со своей будущей женой, Елизаветой Цильх, дочерью домохозяйки. В 1740 г. в этом городе он обвенчался с ней по лютеранскому обряду.
Изучение естественных наук М. В. Ломоносов вполне успешно сочетал с литературными занятиями. К этому периоду относится его первое крупное произведение, «Оду на взятие Хотина», посвящённое победе русской армии в войне с Турцией в 1739 г.
В 1739 г. время пребывания в Марбурге подошло к концу. Вместе с ним завершился и период относительно независимой и свободной жизни в Германии. Продолжить учёбу предстояло во Фрайбурге, у педантичного и сурового Й. Ф. Генкеля. Обучение строилось в основном на практических занятиях по горному делу и металлургии. Рутинные и малосодержательные занятия раздражали М. В. Ломоносова, что выливалось в бесконечные конфликты с преподавателем. Весной 1740 г. он решает прервать обучение и вернуться в Россию.
Снова в Санкт-Петербурге: в стенах Академии
По возвращению в столицу М. В. Ломоносов первоначально занимался систематизацией коллекции минералов и окаменелостей Кунсткамеры под руководством профессора естественной истории И. Аммана. В 1742 г. молодой учёный получил должность адъюнкта Физического класса, что позволило ему перейти к самостоятельным научным исследованиям. Несмотря на свои разносторонние интересы М. В. Ломоносов, всегда считал для себя приоритетным направлением изучение химических процессов. Вскоре он представил проект о создании химической лаборатории при Академии, но осуществить его удалось только через шесть лет.
В начале научной деятельности в российской Академии наук М. В. Ломоносову не раз пришлось противостоять посредственным учёным, сплотившимся вокруг библиотекаря И. Д. Шумахера. В 1743 г. из-за интриг недоброжелателей он даже был заключен на 8 месяцев в тюрьму за дерзкое поведение».
В 1745 г. особым указом по материалам диссертации «О металлическом блеске» учёному было присвоено звание профессора химии. Вместе с ним он получил и дворянский статус.
К 1752 г. финансовое положение настолько улучшилось, что Михаил Васильевич смог позволить себе приобрести собственное жильё и построить химическую лабораторию (1757), а также небольшую астрономическую обсерваторию. Наблюдение за «небесными телами» позволило ему сделать ещё одного громкое открытие. В 1761 г. он опубликовал труд «Явление Венеры на Солнце», в котором высказал предположение о существовании у Венеры собственной атмосферы.
В подаренной императрицей Елизаветой в 1753 г. деревне Усть-Рудица М. В. Ломоносов создал фабрику цветного художественного стекла, проявив себя незаурядным предпринимателем. Начав производство с простейших бисера, смальты и стекляруса через несколько лет его фабрика выпускала подвески, броши, столовые сервизы, письменные и туалетные приборы. Однако главной его целью было изучение свойств стекла, света и цвета, а также создание разнообразных красителей.
«Побочным» результатом экспериментов М. В. Ломоносова с цветом и стеклом стало возрождение монументального мозаичного искусства. Он не ограничился созданием материала для художников, а опробовал его в собственном творчестве. Совершенно не умея рисовать, учёный использовал картоны специально приглашенного художника Л. З. Кристинека, а также других живописцев и на их основе создал свои мозаичные картины. Среди наиболее интересных мозаичных работ учёного «Полтавская баталия» (Академия наук, 1762–1764) и «Портрет Петра I» (Эрмитаж, 1754).
В 1758–1764 гг. М. В. Ломоносов возглавлял Географический департамент, Историческое собрание, университет и академическую гимназию при Академии наук. В эти годы одним из основных направлений его научной деятельности было составление «Атласа Российского» и демографические проблемы страны. В своей работе «О сохранении и размножении российского народа» (1761) учёный предлагал пути повышения рождаемости и привлечения иностранных граждан в русское подданство.
Многолетняя научная деятельность М. В. Ломоносова получила в 60-х годах XVIII в. признание коллег. В 1760 г. он был избран почётным членом Шведской академии наук, а в 1764 г. получил такой же статус Болонской академии наук.
Несмотря на выдающийся вклад в российскую науку и культуру, и международное признание, положение Михаила Васильевича в Академии наук оставалось очень сложным. Его инициативность по многим вопросам часто сталкивалась с непониманием или враждебным отношением коллег и вельмож. В 1762 г. из-за обострившейся болезни и противоречий в Академии он подаёт прошение об отставке, которая сначала была принята, но вскоре это решение было отменено. М. В. Ломоносов до последних дней принимал деятельное участие в научной и общественной жизни страны.
Выдающийся русский ученый-энциклопедист с мировым именем скончался в своем доме в Санкт-Петербурге от воспаления лёгких 4 апреля 1765 г. Похоронен М. В. Ломоносов в Александро-Невской лавре.
Педагогическая и общественная деятельность
Будучи ещё только адъюнктом Академии наук, М. В. Ломоносов активно выступал в 1742–1746 гг. с публичными лекциями по химии, естественной истории и физике, предпочитая говорить со слушателями на русском языке.
При поддержке графа И. И. Шувалова, М. В. Ломоносов предложил создать в России классический университет. Он тщательно разработал структуру нового учебного заведения, доступного для всех сословий. В проекте было предусмотрена организация трёх факультетов: философского, медицинского и юридического. Он считал крайне важным сделать образование свободным от влияния церковных властей. Первый российский университет был открыт 5 мая 1755 г. в Москве.
Другим заветным его желанием было создание независимого университета в Санкт-Петербурге. Им был разработан полный перечень документов для его организации, пересмотрена и расширена образовательная программа, но все предпринятые усилия оказались недостаточными. В столице университет открылся только спустя 54 г. после смерти ученого.
Вклад М. В. Ломоносова в развитие российской науки
К выдающимся достижениям научной мысли М. В. Ломоносова относится его молекулярно-кинетическая теория тепла. В свое работе «Элементы математической химии» (1741) он обосновывал взаимосвязь температуры материи с внутренним «коловратным» движением мельчайших частиц материи – элементов (атомов), образующих корпускулы (молекулы). В этой и более поздней работе 1748 г. он предвосхитил многие научные гипотезы, касающиеся атомистики и теории развития материи.
Учёный заложил основы физической химии, сделав попытку объяснения химических явлений на основе законов физики в работах «Начала физической химии» и «Введение в истинную физическую химию» (1752).
В 1752–1753 гг. М. В. Ломоносов детально занимается проблемой атмосферного электричества. В работах, посвящённых этому явлению, он заложил основы теории электричества, соответствующей и современным взглядам. Результат своих исследований он изложил в докладе «Слово о явлениях воздушных, от электрических сил происходящих» (1753).
Началом отечественной геологии принято называть труд «О слоях земных». В нём научному миру была предложена гипотеза о существовании зон с различной скоростью вертикального перемещения земных слоёв в зависимости от силы «внутреннего огня» и их значении при формировании гор.
М. В. Ломоносов был талантливым изобретателем, стремящимся использовать теоретические знания в практических целях. Хорошо знакомый с законами оптики он предложил ряд совершенно новых оптических приборов: ночезрительную трубу и батоскоп, «которым можно видеть дно в реках и морях». Значительный интерес представляет созданная учёным конструкция горизонтоскопа — своеобразного перископа для горизонтального наблюдения за местностью. Усовершенствовал он и телескопы И. Ньютона и Д. Грегори.
В 1754 г. он предложил использовать в метеорологических исследованиях сконструированный им летательный аппарат вертикального взлёта – аэродромическую машину. Летать на ней не предполагалось, только поднимать метеоприборы для отслеживания состояния воздуха на заданной высоте.
Научная деятельность М. В. Ломоносова в Академии не ограничивалась только занятиями естественными науками. В меньшей степени, но и состояние гуманитарных наук не оставляло энциклопедически образованного ученого равнодушным. В 1748 г. он вступил в полемику с историком Г. Ф. Миллером, сторонником норманнской теории в русской истории. Ломоносов придерживался сарматской теории образования русского государства и считал глубоко ошибочным мнение о решающей роли скандинавов в процессе становления Руси.
Своими работами «Краткое руководство к риторике» (1743) и «Риторика» (1748) великий учёный заложил основы научно обоснованного обучения красноречию. В структуре науки владения словом он выделил три основных раздела: об изобретении, украшении и расположении текста.
Новый, современный ему взгляд на нормы и основы русского языка ученый изложил в своих работах по грамматике. Свой вклад он внёс и в развитие стилистики родного языка, разработав теорию «трёх штилей». Из научных трудов М. В. Ломоносова в повседневную современную русскую речь прочно вошли такие слова, как горизонт, эфир, оптика, полюс, атмосфера и многие другие.
Вместе с литератором В. К. Тредиаковским талантливый учёный осуществил силлабо-тоническую реформу стихосложения. Результатом его литературного творчества стало создание классического четырёхстопного ямба. М. В. Ломоносов внёс вклад в развитие русской сатиры, написав «Гимн бороде», его перу принадлежит множество произведений в жанре торжественной и философской оды.
Не обошел своим вниманием М. В. Ломоносов и проблемы педагогической теории и практики. Всю свою жизнь он оставался ярым сторонником бессословного общедоступного образования и соблюдения принципов природосообразности в воспитании детей.
Значение научных изысканий, предпринятых великим русским учёным-энциклопедистом, для развития отечественной науки и культуры переоценить совершенно невозможно. Кажется, что вся жизнь М. В. Ломоносова была посвящена одной-единственной утопической задаче: объять необъятное. И, тем не менее, это ему удалось.
Просмотров: 87796
statehistory.ru в ЖЖ:
statehistory.ru