Анализ стихотворения Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою) Лермонтова
Хотя бы раз в жизни каждый из нас напрямую или косвенно сталкивался с молитвой. В тяжёлых жизненных ситуациях человек всегда ищет помощи, используя при этом все возможные пути. Несмотря на то, верующий человек или не очень, в моменты необходимости он обращается чаще всего с просьбой к молитве. Иногда даже не зная полностью слов молитвы, человек обращается конкретно к кому-то из святых образов, выражая просьбу своими словами. Самое распространённое у людей обращение — это к Николаю Чудотворцу или к Матери Божьей. Молитва – это как песня, которая идёт из уст человека, под воздействием сильных эмоций и желаний.
Свои просьбы Михаил Юрьевич Лермонтов выразил в виде молитвы в стихотворной форме. Обращается он к Матери Божьей от имени странника с мольбой о защите какой-то девушки, которую он называет «дева невинная».
В этом стихотворении автор отразил часть своей личной жизни, а в роли странника выступает он сам. В образе «девы невинной» поэт показывает девушку, которую он любил всю свою жизнь, но по воле судьбы они так никогда и не были вместе. Страдая от расставания и потери любимой, герой не находит себе места в жизни, ему нет ни где пристанища, поэтому он называет свою душу пустынной. Ему кажется, что жизнь для него остановилась, потеряла всякий смысл, интерес и стремление к развитию. Единственное чего хочет, это чтобы та девушка была счастлива. И желая хоть как-то помочь своей любимой на расстоянии, ведь она тоже страдала, поэт просит Матерь Божью оберегать душу этой девицы. Для него будет успокоением даже то, если он будет знать, что у этой девушки всё хорошо.
Святой образ в тексте автор представляет как яркое сияние. Это говорит о том, что герой сильно верит в силу этого святого образа, он для него самый яркий и могучий. Поэт просит окружить душу любимой счастьем, ведь, по его мнению, она достойна этого. Он хочет, чтобы рядом с ней всегда были внимательные спутники, чтобы у неё была молодость светлая, а старость спокойная. Чтобы в своей жизни она не знала боли, обмана, огорчений, разочарований и потери. Сердце у девушки незлобное, поэтому автор просит окружить её такими же добрыми людьми, как она сама. Как ни больно это осознавать, но герой думает и про час прощальный, ведь он понимает, рано или поздно он наступит. Автор волнуется, чтобы и в этот момент его любимая сильно не страдала. Для этого он просит матерь Божью послать к её ложу печальному самого лучшего ангела.
Из текста этого стихотворения можно сделать вывод, что у автора тоже доброе и искреннее сердце. Ведь не каждый желал бы своей любимой счастья, если она не с ним. Не каждый молился бы о защите её души. Ведь в данной молитве поэт ни одного слова не упомянул с просьбой для себя. Он, словно оправдываясь перед образом Матери Божьей, в начале стихотворения говорит, что не для себя молится, «…не о спасении, не перед битвою, не с благодарностью…». Вся молитва, её содержание направлено на другого человека, а это говорит о чистоте и бескорыстности его души. И мы должны молиться, чтобы таких людей было как можно больше, тогда и мир станет добрее и чище.
Анализ 2
Лирика повествование в произведениях Лермонтова отличаются содержанием и живописностью, это особый и уникальный жанр принадлежавший поэту. Также у поэта присутствует лирические монологи содержащие все наличия обычного жанра, но при этом сохранив романтизм. В своих поздних произведениях автор приобрёл черту философского мышления которая является главной формы высказывания переживаний героя. Это и есть стихотворение Молитва.
Произведение «Молитва» олицетворяет непревзойденную любовь к женщине, нравственную духовность. В этом стихотворении отображается несколько образов, божьей Матери, любящей женщиной и самого Лермонтова. Это стихотворение можно отнести к лирическому монологу, который просит богородицу за невинную девушку.
Отсутствие наличия в тексте местоимений глаголов говорят нам о том что нет определенного или женского пола молящегося.
Картины стихотворения является в виде девушки чистые души которая оказалось в незнакомом для неё месте, и не знает как найти дорогу чтобы выбраться. В этом стихотворении она обращается к молитве, где показана Святая душа которая поможет встать на истинный путь.
Происходит сражения главного героя самим с собой, и в какой-то момент находит успокоение. Присутствуют разные формы а где он молила спокойствие души. Страх помолиться перед открытым небом, вынуждала смотреть на мир по-другому.
Автор возносит свои искренние эмоции к возлюбленной. Все строки в произведении «молитва» передают особенный непревзойденный эмоциональный фон. Герой стоящие перед чудом это есть Божья Матерь, святость из всех покровителей мира. Ее цель показать истинно праведный путь.
Можно сказать что всё содержание произведения молитва Поэта приводит к смиренности и понятному покаянию, которое своего рода особое Покаяние, покаяние через стихотворение, иначе герой не может признать свои промашки который допустил. Крик души-вот что представляет стихотворение самого поэта. Это борьба поэта с слабостями, трудности с которыми ему приходится жить. Он вынужден скрывать свой внутренний мир и мысли под маской, которую вплоть до самой смерти он не снимет.
Произведения Лермонтова можно разделить на поздние и начальные периоды. Начальные имеют оттенок заимствования, а у поздних произведений есть свой стиль, черта, которую позже назовут Лермонтовскими. Поэт основал свою тематику (смерть и любовь, гражданская лирика, природа). Также присутствует другие жанры- дума, элегия.
Анализ стихотворения Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою) по плану
Молитва (Я, матерь божия, ныне с молитвою)
Возможно вам будет интересно
sochinite.ruАнализ стихотворения «Молитва (Я, матерь божия…)» Михаила Лермонтова
- Анализ стихотворений русских поэтов
- Михаил Лермонтов
- Молитва (Я, матерь божия…)
Стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году, относится к позднему периоду творчества Михаила Лермонтова. Автору всего 25 лет, однако он уже успел побывать в ссылке и переосмыслить собственную жизнь, в которой ему попеременно доводилось играть роль светского льва и дебошира.
Вернувшись с Кавказа в чине корнета лейб-гвардии, поэт осознал, что не в состоянии что-либо изменить в мире, который его окружает. И чувство собственного бессилия заставило его обратиться к Богу, которого, несмотря на классическое религиозное воспитание, Михаил Лермонтов никогда не воспринимал всерьез.
Современники поэта и, в частности, Виссарион Белинский, отмечают, что бурная и деятельная натура Михаила Лермонтова очень часто заставляя его сперва совершать поступки, а после их осмыслять. Бунтарь по жизни, он даже не пытался скрывать свои политические взгляды. Однако несколько месяцев, проведенных на Кавказе, произвели на поэта неизгладимое впечатление. Он был не только поражен восточной мудростью, но и проникся идеями некоего высшего начала, которому подчиняется судьба каждого человека. Оставаясь по-прежнему бунтарем, Михаил Лермонтов, по-видимому, решил для себя, что попытки доказать окружающим их глупость и никчемность – совсем не та миссия, которая предначертана ему свыше. По возвращении в Москву он снова блистает на светских раутах и даже испытывает некоторое удовольствие от внимания к своей персоне со стороны представительниц слабого пола, которых прельщает его слава героя, бунтаря и сорвиголовы. Однако из всех барышень Михаил Лермонтов выделяет юную Марию Щербакову, которая однажды заявляет ему, что только молитва, обращенная к Богу, дает душевное равновесие и помогает в самые трудные минуты жизни.
Конечно, было бы весьма наивно полагать, что человек с задатками атеиста пойдет в храм или же сделает «Псалтырь» своей настольной книгой. Тем не менее, Михаил Лермонтов нашел в словах юной особы некую истину, которая была недоступна его пониманию. И – написал собственную «Молитву», которая стала одним из наиболее светлых и лирических произведений поэта.
В этом стихотворении нет слов, обращенных к Богу, нет просьб, самобичевания и покаяния. Однако поэт признает, что обычные слова могут обладать целебной силой, очищая душу от скорби, тоски и тяжкого бремени, вызванного осознанием собственного бессилия. Но, самое главное, что Михаил Лермонтов действительно следует совету Марии Щербаковой и начинает молиться тогда, когда ощущает себя в ловушке собственных мыслей и переживании. Не менее страшным врагом поэта являются сомнения, которые, впрочем, свойственны всем молодым людям. Однако для Михаила Лермонтова они являются чем-то вроде наказания, так как ставят под сомнение не только образ жизни поэта, но и его цели, желания и стремления. Что, если увлечение литературой является пустым самообманом, а светлые идеалы, отождествляющие равноправие и взаимное уважение людей – лишь вымысел, порожденный богатым воображением? Но ведь есть Пушкин и Вяземский, Белинский и Краевский, которые придерживались подобных мировоззрений. И тогда, чтобы развеять сомнения и найти духовную опору Лермонтов начинает молиться, горячо, со слезами и с чувством раскаянья за то, что допускает даже мысль о том, что его судьба может быть другой.
Стихотворение «Молитва» — это, в какой-то степени, попытка смириться с тем путем, который предначертан поэту. Но, в то же время, это укрепление его веры в собственные силы и, что не исключено, предчувствие скорой гибели. Это – покаяние в стихах, смысл которого заключается в борьбе с собственными слабостями, которые вынуждают Лермонтова постоянно скрывать под маской благопристойности свои истинные чувства и мысли.
Анализы других стихотворений
Молитва (Я, матерь божия…)
Я, матерь божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в мире безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную –
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
1837
- Анализ стихотворений русских поэтов
- Михаил Лермонтов
- Молитва (Я, матерь божия…)
45parallel.net
помогите сделать анализ стиха М. Ю Лермонтов «Я матерь Божия, ныне с молитвою»
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою… «)Главная тема стихотворения — тема любви, лирический герой молится не за себя («Не за свою молю душу пустынную») , а за возлюбленную. «Молитва» — шедевр любовной лирики Лермонтова. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они но праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте.
Стихотворение начинает сбивчивая, с нагнетанием все новых обращений и пояснений, почти исступленная речь. И только после того как лирический герой высказывает свою заветную просьбу («Но я вручить хочу деву невинную / Теплой заступнице мира холодного») , тон стихотворения становится более спокойным и умиротворенным. Строка «Теплой заступнице мира холодного» является кульминационной. В ней поэту удалось сконцентрировать одну из главных идей своего творчества, к восприятию которой читатель подготовлен чтением предшествующих стихов. «Холодный мир» для Лермонтова не абстракция, а совершенно определенное понятие, знакомое и по другим стихам поэта. В соединении с «теплой заступницей» — другим впечатляющим образом они создают поразительную антитезу (противопоставление) .
В этой своей молитве Лермонтов — глубоко народен, поскольку давно замечено, что русская молитва — это в основном молитва к Богоматери и только через Нее ко Христу.
—————————————-
Или это —
Стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» ) создано в 1837 году. Поэт написал это произведение, когда находился под арестом за стихотворение «Смерть поэта». В 1838 году он пишет письмо Марии Лопухиной, а в конверт вкладывает стихи, обращённые к её младшей сестре В. А. Лопухиной.
Произведение состоит из четырёх строф, написанных катреном. Автор использует перекрёстную рифмовку и только дактилические рифмы, что придаёт стихотворению мелодичность.
Лермонтов говорит о тайнах человеческого бытия, о любви. В начале своего поэтического творения он с любовью и доверием обращается к Матери Божией:
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием…
Лирический герой молится о душе «чужой» :
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Обратим внимание на то, каким размером написан шедевр. Безусловно, перед нами дактиль, который придаёт стиху некоторую величественность и позволяет в форме молитвы высказать «теплой заступнице» самое заветное своё желание Лирический герой просит заступницу дать «деве невинной» «спутников, полных внимания, молодость светлую, старость покойную…» .
Лермонтовские строки поражают своей музыкальностью. Стихотворение делают похожим на молитву повторяющиеся гласные «о» , «а» , «у» и сонорные согласные «р» , «л» , «м» , «н» .
Чувства, высказанные в этом обращении к Матери Божией, поражают искренностью, чистотой и благородством. Он молится о послании душе любимой «лучшего ангела» в «час прощальный» :
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную.
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
И в этой молитве за другого человека душа самого поэта умиротворяется и просветляется, обретает желанное утешение. Укрепляется вера Лермонтова в благодатное участие небесных заступников в судьбах смертных людей на земле.
otvet.mail.ru
Беседа о стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…») | педагогика | методическое объединение
Беседа о стихотворении М.Ю.Лермонтова «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»)
Во многих произведениях Лермонтова главным героем является человек- бунтарь: его ум настроен критически, подмечает недостатки, осуждает, сомневается. Но вот перед нами вторая из трех лермонтовских «Молитв» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…», 1837), лирический герой которой открывается совсем с иной стороны. Он обращается с горячей молитвой к Пресвятой Богородице – Матери Иисуса Христа. Это молитва сердца, которое умеет просто любить.
Прочтите ее сначала про себя, а потом вслух. Не торопитесь, почувствуйте всю ее нежность и напевность. Когда будете читать первую строку, обратите особое внимание на интонацию: здесь слово я относится к лирическому герою, который обращается к Матери Божией, молится перед Ее образом (то есть перед иконой с изображением Пресвятой Девы Марии).
МОЛИТВА
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред Твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.
М.Ю. Лермонтов. Мадонна с младенцем. (1831)
Лермонтов в своем творчестве крайне редко обращается к Богу так доверительно, с такой глубокой нежностью и любовью, как он обращается в этом стихотворении к Богоматери. И бывают дни, когда он может роптать и бороться с Богом, но зато сейчас – ныне – он весь отдается вере и молитве, уповая (то есть надеясь) на материнскую всепрощающую любовь Богородицы.
Известный русский писатель Д.С. Мережковский даже писал, что Лермонтов, поэзию которого он рассматривает как «вечный спор с христианством», «к Матери пришел … помимо Сына. Непокорный Сыну, покорился Матери».
Какие православные иконы Богородицы вам известны?
«Владимирская», «Казанская», «Иверская», «Нечаянная радость», «Утоли моя печали»… и еще много-много других чтимых образов Пресвятой Богородицы с Младенцем Христом есть в Православной Церкви. Богоматерь почитается как небесная Заступница людей, Заступница земли русской.
Эту лермонтовскую «Молитву» обычно относят к любовной лирике. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с этим?
Стихотворение посвящено Варваре Александровне Лопухиной (в замужестве Бахметевой), – Вареньке, как ее называли друзья и родные. Она – самая глубокая сердечная привязанность поэта и, что немаловажно, девушка отвечала ему взаимностью. Но в 1832 году Лермонтов оставляет Московский университет и любимую девушку, переезжает в Петербург, решив пойти на военную службу. Молчание Лермонтова озадачило Вареньку, и, вероятно, под давлением родителей, в 1835 году она выходит замуж за Николая Федоровича Бахметева, который был на 17 лет ее старше. Возможно, это решение было связано со слуха- ми о романе Михаила Лермонтова с Екатериной Сушковой.
Лермонтов тяжело пережил эту, по его мнению, измену любимой девушки, и горечью утраченной любви надолго окрашивается его творчество.
В стихотворении «Молитва» лирический герой молится о счастье любимой. Прежде чем рассказать о том, что сейчас для него важно, он перечисляет другие возможные молитвы: о спасении перед битвой, с благодарностью или покаянием о своей душе – и о том, о чем чаще всего молятся, о чем он мог бы молиться и, на- верное, когда-то уже молился. После этого легче проникнуть в содержание последней молитвы и почувствовать, насколько она искренна и важна для него.
В этом стихотворении содержится не только обращение к Богородице и раскрывается образ любимой женщины, здесь важен и образ лирического героя. Ведь и начинается молитва с личного местоимения я. Самохарактеристика героя(безродность, пустынность, странничество) соответствует тому, как он определяет мир: холодный. С чем это связано?
Он чувствует, что и в нем есть этот холод, что мир заразил и его, – и всеми силами души хочет уберечь от этого холода теплую, нежную душу любимой. Он хочет, чтобы сохранилась и она сама, и лучшее, что было в нем и что кажется ему теперь безнадежно утраченным («не за свою молю душу пустынную…»).
Надо отметить, что, несмотря на собственную внутреннюю драму, на то, что герой, сам одинокий и безродный, нуждается в теплом, материнском заступничестве Матери Божией, он полон глубокого участия и заинтересованности в судьбе дорогого ему человека. Лирический герой воплощает в этой молитве самые нежные фантазии о тихой, мирной жизни и желает легкого прощания с ней. Он желает любимой всего, что уже недостижимо для него.
А почему герой просит прислать в смертный час именно лучшего ангела? Получается, что он даже не каждого ангела считает достойным восприять дорогую ему прекрасную душу.
К сожалению, молитвам поэта о долгой и счаст ливой земной жизни любимой им Вареньки не суждено было сбыться: она умерла в воздасте 36 лет, ровно через 10 лет после трагической гибели Лермонтова.
Любопытно, что в датах жизни и смерти Лермонтова последние две цифры поменялись местами (1814–1841), так произошло и с годами жизни и смерти Варвары Александровны (1815–1851).
Обратите внимание, что в стихотворении «Молитва» четыре раза употреблено слово душа (причем в одном и том же падеже) и два раза – слово мир. Заметили ли вы при первом чтении этот повтор? Как вы считаете, оправдано ли такое частое повторение слов в сравнительно небольшом стихотворении? Можно ли их было заменить другими словами?
А что делает эту молитву такой поэтичной, неж ной и воздушной?
Этому способствует и то, что в ней изменен привычный порядок слов (поэт использует инверсию). Например, в русском языке принято, чтобы прилагательное стояло перед существительным, к которому относится, а тут наоборот: душу пустынную, деву невинную, мира холодного (продолжите ряд). Как вы считаете, на какое слово в этих случаях падает логическое ударение: на существительное или на прилагательное?
Молясь о любимой, вспоминая о тихом пристанище мира упования, то есть надежды, герой сам умиротворяется, просветляется его грусть. Он теперь вверяет деву невинную Деве Марии, и думы о собственном бесприютном жизненном скитании сменяются надеждами на тихую, счастливую, ведомую любовью, дружбой и справедливостью жизнь достойной обладательницы прекрасной души.
Лирический герой обращается к Божией Матери как сын. Богородица – олицетворение материнского начала, лучшего проявления в человеке, существом своим причастного Божественному. Герой прибегает к Ее заступничеству, прося за родную душу.
Как пишет Ю.И. Айхенвальд, «если вообще молитва и благословение, посылаемые миру, составляют одно из прекрасных зрелищ, то особенно высока молитва духа бунтующего, который много бродил в краях чужого склада, искал бури, судился с Творцом, вел пламенную тяжбу с женщиной, но потом нашел свою родину, и родину вообще, и родину русскую, то есть понял и принял жизнь в ее земной сущности».
В стихотворении «Молитва» герой открывает для себя высшую форму диалога – молитву. В ней он обращается к Той, Которая не предаст, доброта Которой безгранична. Здесь нет прямого ответа, есть лишь смирение, любовь, вера и надежда. Но это самое глубокое общение, которое только может быть, в нем участвует все существо человека, здесь вся тайна жизни.
Молясь за другого человека, он просто и легко раскрывается Высшему. Благодаря этому он обретает тихое умиротворение, покой, который так просто позволяет называть самое сокровенное, наполняет душу добром и делает ее «доступной утешенью».
Литература
1. Мережковский Д.С. М.Ю. Лермонтов – Поэт сверхчеловечества. // Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. М., 1991. С. 412–413.
2. Айхенвальд Ю.И. Лермонтов // Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей: В 2 т. М., 1998. Т. 1. С. 95.
По материалам журнала «Русский язык»
rus-gmo.at.ua
помогите сделать анализ стиха М. Ю Лермонтов «Я матерь Божия, ныне с молитвою»
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою… «) Главная тема стихотворения — тема любви, лирический герой молится не за себя («Не за свою молю душу пустынную») , а за возлюбленную. «Молитва» — шедевр любовной лирики Лермонтова. В стихах дышит такая благоговейная любовь, что они но праву могут быть названы гимном чистоте, нежности, душевной красоте. Стихотворение начинает сбивчивая, с нагнетанием все новых обращений и пояснений, почти исступленная речь. И только после того как лирический герой высказывает свою заветную просьбу («Но я вручить хочу деву невинную / Теплой заступнице мира холодного») , тон стихотворения становится более спокойным и умиротворенным. Строка «Теплой заступнице мира холодного» является кульминационной. В ней поэту удалось сконцентрировать одну из главных идей своего творчества, к восприятию которой читатель подготовлен чтением предшествующих стихов. «Холодный мир» для Лермонтова не абстракция, а совершенно определенное понятие, знакомое и по другим стихам поэта. В соединении с «теплой заступницей» — другим впечатляющим образом они создают поразительную антитезу (противопоставление) . В этой своей молитве Лермонтов — глубоко народен, поскольку давно замечено, что русская молитва — это в основном молитва к Богоматери и только через Нее ко Христу. —————————————- Или это — Стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» ) создано в 1837 году. Поэт написал это произведение, когда находился под арестом за стихотворение «Смерть поэта». В 1838 году он пишет письмо Марии Лопухиной, а в конверт вкладывает стихи, обращённые к её младшей сестре В. А. Лопухиной. Произведение состоит из четырёх строф, написанных катреном. Автор использует перекрёстную рифмовку и только дактилические рифмы, что придаёт стихотворению мелодичность. Лермонтов говорит о тайнах человеческого бытия, о любви. В начале своего поэтического творения он с любовью и доверием обращается к Матери Божией: Я, Матерь Божия, ныне с молитвою Пред твоим образом, ярким сиянием, Не о спасении, не перед битвою, Не с благодарностью иль покаянием… Лирический герой молится о душе «чужой» : Не за свою молю душу пустынную, За душу странника в свете безродного; Но я вручить хочу деву невинную Теплой заступнице мира холодного. Обратим внимание на то, каким размером написан шедевр. Безусловно, перед нами дактиль, который придаёт стиху некоторую величественность и позволяет в форме молитвы высказать «теплой заступнице» самое заветное своё желание Лирический герой просит заступницу дать «деве невинной» «спутников, полных внимания, молодость светлую, старость покойную…» . Лермонтовские строки поражают своей музыкальностью. Стихотворение делают похожим на молитву повторяющиеся гласные «о» , «а» , «у» и сонорные согласные «р» , «л» , «м» , «н» . Чувства, высказанные в этом обращении к Матери Божией, поражают искренностью, чистотой и благородством. Он молится о послании душе любимой «лучшего ангела» в «час прощальный» : Срок ли приблизится часу прощальному В утро ли шумное, в ночь ли безгласную. Ты восприять пошли к ложу печальному Лучшего ангела душу прекрасную. И в этой молитве за другого человека душа самого поэта умиротворяется и просветляется, обретает желанное утешение. Укрепляется вера Лермонтова в благодатное участие небесных заступников в судьбах смертных людей на земле.
touch.otvet.mail.ru
Анализ стихотворения Лермонтова Молитва я матерь божия
Стихотворение было написано в 1839 году, автор написал его, когда ему исполнилось двадцать пять лет. В своей жизни он был веселым и общительным парнем. Творчество начал в позднем периоде и всегда хотел, чтоб его заметили люди. Бога он никогда не воспринимал и не молился ему. Но когда он понял, что мир останется таким, какой он есть, и ничего в нем не изменить, он поменял свои взгляды.
Лирику знаменитого стихотворца символически возможно разделить на начальный и поздний этапы. И в случае если ранние работы обладают элементами воспроизведения, то, к примеру, наиболее запоздалая лирика имеет ранее присущую стилевую особенность.
Стихотворение «Молитва» отображает духовность и любовь к женщине. Когда писатель создает свое творение, то он отображает в нем три образа. Образы осуществляются божьей матерью, любящей женщиной и самого поэта. Он описывает свою внутреннюю тревогу и болезнь, показывает и выворачивает свою душу наизнанку. После этого оговаривается чистая душа, девушка, которая одинокая в чужом для нее мире, которая заблудилась и не знает где ей найти дорогу. Он придает часть стихотворения молитве, в нем отображает святую душу, которая может помочь стать на истинный путь. Главный герой борется с самим собой и в какой-то части находит успокоение. Автор молил о спокойствии души, но он это проявлял в разных формах. Боязнь помолится перед открытым небом, заставляла его смотреть на мир по-другому.
Никто не понимает, как эта чистая душа может относиться к герою. Сколько им лет и как они связаны друг с другом. Последние строки передают большую разницу в возрасте.
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника, в свете безродного…
Автор описывает нежные чувства к своей избраннице. Когда читаются эти строки можно увидеть некий эмоциональный фон. Чудо, перед которым стоит герой, это Божья матерь, это святая душа из всех покровителей мира. Она должна ему показать праведный путь.
В стихотворении имеется вся суть, автор положил много силы в его написание. Здесь открывается суть сюжета и своеобразные образы.
Анализ стихотворения Молитва я матерь божия Лермонтова
В этом произведении, которое попало под очень большую критику, поэт выразил весь свой бунтарский дух, которого у него было предостаточно, так как он был очень молод и амбициозен, что и приводило к различного рода конфликтов с властями, которые очень жестоко довили все проявления вольнодумства.
Стихотворение, можно отнести к позднему циклу стихов, которые были написаны после ссылки на Кавказ, где поэт провел достаточно большое время. Именно там, к поэту пришла вера, но вера не в том смысле, который понимает православный человек, так как он был настоящим атеистом, который не мог просто так обращаться к Богу, но в этой соей роботе, он начинает осмысливать все происходящее с другой точки.
Поэт не обращается на прямую к Богу, так как он не может себе этого позволить, но он четко понимает и признает, что слово, имеет огромную силу, а это для него играет очень сильный, сакральный смысл, смысл всей его молодой жизни, жизни, которая очень скоро может закончится.
Вся суть этого произведения заключается в том, что наш герой уже давно смирился со своей участью и не собирается ни чего менять, так как очень четко представляет свое предназначение, предназначение нести людям поэзию, которая бунтует молодые умы.
Весь сюжет сводится к покаянию и смиренности, но это своеобразное покаяние, покаяние через стихи, так как по-другому, наш герой не может признать свои промахи и ошибки, которые допускал раньше. Он признает свою великую слабость, которой он обладает, которая мешает ему быть как все.
Полное переосмысление ценностей, которые наш юный герой не замечал раньше, но теперь, все будет по-иному, так как он познал великий смысл бытия и вечности, которые скрываются на небесах и в его молодой, бунтарской душе, душа, которая рвется на свободу, словно парус корабля, которому уготовано очень длинное плавание.
Анализ стиха №3
В момент написания данного стихотворения, автору всего лишь 25 лет, но за столь юный возраст он уже успел побывать в ссылке. Вернувшись с Кавказа, Михаил Васильевич Лермонтов решает обратиться к Богу, хотя в целом, никогда его не признавал и считал, что его нет.
Многие считали, что Михаил Лермонтов, не способен на осмысление поступков, он начинает думать о них только после того, как уже совершил какой-то поступок. После прибытия из ссылки, он был проникнут восточной мудростью и невероятным умом народа. Лермонтов оставался все тем же «бунтарем», но смысл своих стихотворений он решил в целом изменить, он перестал доказывать людям их ошибки и глупости. В Москве, одна молодая девушка Мария Щербакова заставляет задуматься писателю о том, что только молитва, обращённая к Богу, способна исправить все грехи и помочь в самые трудные секунды жизни.
В этом стихотворении Лермонтов не обращался к Богу, он лишь возвышает обычные слова, которые обладают магической и волшебной силой, они способны вылечить человека от душевной тоски. Он молится о молодой девушке, она либо дочь, либо возлюбленная, это остаётся загадкой. Понятно лишь то, что лирический герой испытывает нежнейшие чувства к этой девушке. Молитва содержит просьбу, «окружить счастьем» ту героиню, о которой так сильно переливает лирический герой. Михаил Юрьевич прислушался к совету Марии и обращался к Богу тогда, когда в его душе была тяжесть. Одна из сложнейших преград в его жизни — собственные страхи и комплексы.
В последнем четверостишии, поэт говорит нам о следующем: «Срок ли приблизиться часу прощальному». Под этими словами, безусловно, подразумевается смерть. Лирический герой, как бы не в силах выговорить это слово, поэтому выражает его целым предложением. Это предаёт стихотворению нежность. По эмоциональным чувствам, пережитыми во время прочтения этого стихотворения, данное четверостишие является кульминацией.
Стихотворение «Молитва», написанное в 1839 году, это в какой-то степени смирение поэта с его судьбой, которая была ему предназначена. Но в то же время, это чувство в собственную душу, силу и вера в то, что он справиться со всеми трудностями, встречающимися в его жизни. Данное стихотворение — крик души Лермонтова. Он кричит о борьбе с собственными слабостями с которыми ему сложно справиться. Они вынуждают его прятать своё нутро и характер, чувства и мысли под маской, которую поэт так и не снимет к своей кончине.
По плану
Картинка к стихотворению Молитва я матерь божия
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Брюсова Родной язык
Валерий Яковлевич Брюсов – это один из самых ярких представителей символизма в России. Несмотря на то, что он любил затрагивать философские вопросы в своих произведениях, Брюсов всегда предпочитал выражаться как можно более
- Анализ стихотворения Баратынского Элегия 9 класс
Данное стихотворение было написано Евгением Абрамовичем Баратынским. Этот человек родился в семье с большим достатком. Казалось, что ему все будет даваться в этой жизни легко. Он получит какую-нибудь высокую должность,
- Анализ стихотворения Блока Вхожу я в темные храмы
А.А. Блок написал знаменитое произведение «Вхожу я в тёмные храмы…» в 1902 году. Оно вошло в его первый том лирики. Эта книга была создана поэт после его ознакомления с идеями философии Владимира Соловьева.
- Анализ стихотворения Блока Девушка пела в церковном хоре
Александр Блок в 1905 году написал данное произведение. В то время происходила 1 русская революция, тяжелое было время. В данном стихотворении идет противопоставление веры в хорошее будущее и суровой реальности.
- Анализ стихотворения Есенина Голубая кофта синие глаза
Под конец своей жизни Есенин начал писать маленькие стихотворения. Насчитывается больше десятка таких маленьких произведений, одним из них является стихотворение «Голубая кофта…».
analiz-stihov.ru