Леонтьев н л – ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич это кто такой ЛЕОНТЬЕВ Алексей Николаевич — Психология.НЭС

Содержание

Леонтьев А. Н. — основатель теории деятельности

Алексей Николаевич Леонтьев — советский психолог, философ, педагог и организатор науки. Занимался проблемами общей психологии (эволюционное развитие психики; память, внимание, личность и др.) и методологией психологического исследования. Доктор педагогических наук (1940), действительный член АПН РСФСР (1950), первый декан факультета психологии Московского государственного университета. Лауреат медали К. Д. Ушинского (1953), Ленинской премии (1963), Ломоносовской премии I степени (1976), почётный доктор Парижского и Будапештского университетов. Почётный член Венгерской АН.

Ученик и редактор работ Л. С. Выготского, один из лидеров Харьковской психологической школы, создатель теории деятельности.

Биографический очерк
Родился в семье мещан. Окончив Первое реальное училище (точнее, «единую трудовую школу»), поступил на факультет общественных наук МГУ, который окончил в 1923[источник не указан 648 дней] либо 1924 году. Среди его учителей того времени: Г. И. Челпанов и Г. Г. Шпет. По окончании университета был оставлен при Психологическом институте для подготовки к профессорской деятельности, на это время пришлось смещение с поста директора основателя Института Г. И. Челпанова. По приводимым А. А. Леонтьевым воспоминаниям отца, сам Челпанов, принявший Леонтьева в «аспирантуру», посоветовал ему оставаться там после этой смены. Среди коллег Леонтьева в Институте в этот период: Н. А. Бернштейн, А. Р. Лурия, в соавторстве с которым было выполнено несколько ранних исследований, П. П. Блонский, позднее — Л. С. Выготский.

С 1925 года А. Н. Леонтьев работал под руководством Выготского над культурно-исторической теорией, конкретнее — над проблемами культурного развития памяти. Отражающая эти исследования книга «Развитие памяти» издана около 1931 года.

С конца 1931 года — заведующий отделом в секторе психологии Украинской психоневрологической академии (до 1932 года — Украинский психоневрологический институт) в Харькове.

1933—1938 годы — заведующий кафедрой Харьковского педагогического института.

С 1941 года — на правах сотрудника Института психологии — профессор МГУ (с декабря 1941 г. в эвакуации в Ашхабаде).

1943 год — заведовал научной частью в восстановительном госпитале (с. Коуровка, Свердловская область), с конца 1943 г. — в Москве.

1947 год — кандидат на вступление в ВКП(б), член-корреспондент АПН РСФСР.

1948 год — член ВКП(б) (с 1952 года — КПСС).

1950 год — действительный член АПН РСФСР (c 1968 года — АПН СССР). Академик-секретарь Отделения психологии (1950—1957), вице-президент академии (1959—1961).

С 1951 года — заведующий кафедрой психологии философского факультета МГУ.

1966 год — основывает факультет психологии МГУ и руководит им более 12 лет.

В 1976 году открыта лаборатория психологии восприятия, которая действует и по сей день.

21 января 1979 года — умер в Москве.

Научная деятельность
Научный вклад А. Н. Леонтьева связан с программой построения культурно-исторической психологии, которая стала сквозной темой его научного творчества. Первые этапы научной биографии связаны с исследованиями по демонстрации принципов этого подхода на материале памяти и волевой регуляции. При этом с 1930-х годов его версия решения поставленных Л. С. Выготским задач оформилась как относительно самостоятельное направление — общепсихологическая теория деятельности.

Леонтьев известен как экспериментатор и теоретик, работавший в широком круге проблемных полей — от восстановления движений, педагогики и зоопсихологии до проблем формирования личности и философских аспектов психологии.

Докторская диссертация 1940 года была посвящена развитию психики в филогенезе (книга «Проблемы развития психики»). А. Н. Леонтьев предложил свою классификацию стадий этого развития (элементарная сенсорная психика, перцептивная психика и стадия интеллекта) и обосновал критерии анализа психики и сознания.

Харьковская психологическая группа под его руководством известна плеядой исследований детского развития, игры, саморегуляции на основе анализа становления психических процессов ребёнка как субъекта деятельности.

С 1960-х годов А. Н. Леонтьев обращается к проблеме личности, обобщив свои идеи в монографии 1975 года «Деятельность. Сознание. Личность». В это же десятилетие он активно занимается проблемами восприятия. В частности, Леонтьев обосновывал систему категорий для анализа сознания: чувственная ткань, предметное значение и личностный смысл. Среди его учеников, разрабатывающих проблемы личности и сознания: А. Г. Асмолов, В. Ф. Петренко, Ф. Е. Василюк, Ю. Б. Гиппенрейтер, Б. М. Величковский, В. В. Столин, С. Б. Новосёлова, Б. С. Братусь и др.

Критики обсуждают тот факт, что Леонтьев участвовал в типичных для своего времени дискуссиях об идеологических основаниях советской психологии. При его активном участии прошёл ряд психологических дискуссий, в которых отстаивалась точка зрения, что психика формируется в основном внешними факторами. В своих работах, в том числе в программной книге «Деятельность, сознание, личность» (1975), учёный последовательно приводил тезис: «В современном мире психология выполняет идеологическую функцию и служит классовым интересам; не считаться с этим невозможно».

В 1950 году на «Павловской» сессии двух академий Б. М. Теплов упрекнул в том числе и А. Н. Леонтьева в том, что «…нельзя найти достаточно последовательной и развернутой работы по перестройке психологии на основе учения Павлова»:

В книге А. Н. Леонтьева «Очерк развития психики» (1947), посвящённой развитию психики от её возникновения у низших животных до сознания человека социалистического общества, имя Павлова упоминается лишь два раза, и притом по частным поводам. Хотя по сути некоторые из идей А. Н. Леонтьева ведут своё начало от Павлова, но об этом в данной книге ни слова не говорится, так как раздел, посвящённый учению Павлова, имевшийся в докторской диссертации автора (защищена в 1941 г.), не попал в книгу, о которой идёт речь, хотя она излагает эту диссертацию.
Научная сессия, посвященная проблемам физиологического учения академика И. П. Павлова. Вступительное слово. Доклады. Постановление. М.; Л.. 1950, с. 155

psychojournal.ru

Леонтьев а.Н. Лекции по общей психологии м., 2000

Библиотека http://www.koob.ru

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) — выдающийся советский психолог, действительный член АПН РСФСР, доктор педагогических наук, профессор.

Разрабатывал совместно с Л. С. Выготским и А. Р. Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание, память) как процесс «вращивания», интериоризации внешних форм орудийно опосредованных действий во внутренние психические процессы. Экспериментальные и теоретические работы посвящены проблемам развития психики, проблемам инженерной психологии, а также психологии восприятия, мышления и др.

Выдвинул общепсихологическую теорию деятельности — новое направление в психологической науке. На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности изучался широкий круг психических функций (восприятие, мышление, память, внимание).

СОДЕРЖАНИЕ

От редакторов.

ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Лекция 1. Психические явления и жизненные процессы.

Лекция 2. История развития взглядов на психические явления.

Лекция 3. Становление психологии как самостоятельной науки.

Лекция 4. Кризис в психологии. Предпосылки возникновения объективной психологии.

Лекция 5. Проекты создания марксистски ориентированной психологии: К.Н.Корнилов и Л.С.Выготский.

Лекция 6. Проблема возникновения психики. Раздражимость и чувствительность.

Лекция 7. Предметная деятельность как основание психики.

Лекция 8. Возможности изучения психики животных.

Лекция 9. Видовое и индивидуально приобретенное поведение. Стадия сенсорной психики.

Лекция 10. Развитие деятельности животных. Перцептивная психика и интеллект.

Лекция 11. Формы психического отражения у человека.

Лекция 12. Особенности строения человеческой деятельности.

Лекция 13. Язык и сознание.

Лекция 14. Структура сознания: чувственная ткань, значение, личностный смысл.

ВОСПРИЯТИЕ

Лекция 15. Общее представление о восприятии.

Лекция 16. Ощущения и реальность. Органы чувств.

Лекция 17. Развитие и функционирование сенсорных систем.

Лекция 18. Образ мира.

Лекция 19. Восприятие как деятельность.

Лекция 20. Тактильное восприятие.

Лекция 21. Зрительное восприятие.

Лекция 22. Движения глаз и зрительное восприятие.

Лекция 23. Категориальность и предметность восприятия.

Лекция 24. Слуховое восприятие.

Лекция 25. Звуковысотный слух.

ВНИМАНИЕ И ПАМЯТЬ

Лекция 26. Феноменология внимания.

Лекция 27. Непроизвольное и произвольное внимание.

Лекция 28. Механизмы внимания.

Лекция 29. Теория внимания Н.Н.Ланге.

Лекция 30. Виды и явления памяти.

Лекция 31. Ответы на вопросы.

Лекция 32. Исследования произвольного запоминания.

Лекция 33. Опосредствованное запоминание.

Лекция 34. Память и деятельность.

МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ

Лекция 35. Виды мышления. Мышление и чувственное познание.

Лекция 36. Мышление и деятельность.

Лекция 37. Генезис человеческого мышления.

Лекция 38. Мышление и речь.

Лекция 39. Виды и трансформации речи.

Лекция 40. Понятие. Развитие обобщений в онтогенезе.

Лекция 41. Проблема целеобразования.

Лекция 42. Творческое мышление.

МОТИВАЦИЯ И ЛИЧНОСТЬ

Лекция 43. Потребности: биологический аспект.

Лекция 44. Фундаментальные потребности. Производство потребностей.

Лекция 45. Проблема классификации потребностей. Мотивы.

Лекция 46. Мотивация и целеобразование.

Лекция 47. Смыслообразуюшая функция мотива.

Лекция 48. Эмоциональные явления. Аффекты.

Лекция 49. Выражение эмоций. Эмоции, настроения, чувства.

Лекция 50. Проблема воли.

Лекция 51. Индивид и личность.

Лекция 52. Некоторые вопросы формирования личности.

Примечания.

   

   

 

О Т   Р Е Д А К Т О Р О В

 

        Предлагаемая вниманию читателя книга содержит уникальный материал — не публиковавшийся ранее текст устных лекций по общей психологии, прочитанных крупнейшим отечественным психологом XX века Алексеем Николаевичем Леонтьевым (1903—1979). Лекции читались на факультете психологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова в 1973—1975 гг. В них представлены все основные разделы традиционного курса общей психологии для студентов психологических факультетов и отделений: «Введение в психологию» (лекции 1 — 14), «Психология познавательных процессов» (лекции 15—42), «Психология личности» (лекции 43—52).

        При подготовке лекций к публикации мы столкнулись с рядом трудностей. Одни лекции сохранились только в машинописном варианте с некоторыми пропусками, которые не всегда могли быть восполнены по контексту, другие существовали только в виде магнитофонных записей, и не всегда качество этих записей позволяло полностью идентифицировать текст. Если же текст лекций сохранился в двух вариантах — магнитофонном и машинописном — эти варианты могли настолько отличаться друг от друга, что требовалась специальная работа по согласованию обоих текстов. Мы стояли перед сложным выбором меры редактирования текстов, колеблясь между необходимостью, с одной стороны, максимально сохранить аутентичное авторское слово, и, с другой стороны, сделать текст лекций максимально четким и доступным для понимания. Учитывая, что данная книга ценна не только и не столько как исторический документ, сколько как учебное пособие для сегодняшних студентов (и не только студентов), мы прояснили содержание высказываний (там, где это содержание для нас очевидно), устранили повторы и некоторые отклонения в сторону, добавили ссылки на некоторые литературные источники. В остальном текст при публикации был подвергнут минимальной правке, и особенности устной речи А.Н.Леонтьева намеренно сохранены. Необходимые редакторские комментарии по тексту даны в угловых скобках (< >). Мы также дали краткое заглавие каждой лекции в соответствии с ее основным содержанием, чтобы облегчить читателю ориентировку в книге.

        В результате нам удалось собрать практически все лекции А.Н.Леонтьева по курсу общей психологии. Они, на наш взгляд, представляют интерес для читателей потому, что дают возможность ознакомиться с деятельностной трактовкой проблем и закономерностей общей психологии, как говорится, «из первых рук». А своеобразное построение устной речи, диалоги с аудиторией и прочие «шероховатости» придают тексту особую убедительность.

        Основная техническая работа по расшифровке магнитофонных записей была выполнена Д.Г.Половневым и А.И.Чекалиной, которым редакторы выражают свою благодарность. Отдельной благодарности заслуживает институт «Открытое общество», без финансовой поддержки которого подготовка издания растянулась бы на многие годы.

Д.А.Леонтьев,

Е.Е.Соколова

studfiles.net

Леонтьев А. Н., «Теория деятельности»: кратко о главном

А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн являются создателями советской школы психологии, которая базируется на абстрактной концепции личности. Она была основана на работах Л. С. Выготского, посвященных культурно-историческому подходу. Данная теория раскрывает термин «деятельность» и другие взаимосвязанные с ним понятия.

История создания и основные положения концепции

С. Л. Рубинштейном и А. Н. Леонтьевым теория деятельности была создана в 30-е годы двадцатого века. Они разработали данную концепцию параллельно, не обсуждая и не советуясь друг с другом. Тем не менее в их работах оказалось много общего, так как ученые использовали одинаковые источники при разработке психологической теории. Основатели опирались на труд талантливого советского мыслителя Л. С. Выготского, также при создании концепции была использована философская теория Карла Маркса.

Главный тезис теории деятельности А. Н. Леонтьева кратко звучит так: не сознание формирует деятельность, а деятельность формирует сознание.

В 30-е годы на основе этого положения Сергей Леонидович определяет главное положение концепции, которое основывается на тесной взаимосвязи сознания и деятельности. Это значит, что психика человека формируется во время активности и в процессе работы, и в них же она проявляется. Ученые указывали, что важно понимать следующее: сознание и деятельность образуют единство, имеющее органическую основу. Алексей Николаевич подчеркивал, что данную связь ни в коем случае не стоит путать с тождеством, иначе все положения, имеющие место в теории, теряют свою силу.

Итак, по мнению А. Н. Леонтьева, «деятельность — сознание личности» — это главная логическая взаимосвязь всей концепции.

Основные психологические феномены теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна

Каждый человек неосознанно реагирует на внешний стимул совокупностью рефлекторных реакций, но деятельность не входит в число данных раздражителей, так как она регулируется умственной работой индивида. Философы в своей представленной теории рассматривают сознание как определенную реальность, которая не предназначается для самонаблюдения человеком. Оно может проявляться только благодаря системе субъективных отношений, в частности, через деятельность индивида, в процессе которой ему удается развиваться.

Алексей Николаевич Леонтьев уточняет положения, озвученные его коллегой. Он говорит, что психика человека встроена в его деятельность, она формируется благодаря ей и проявляется в активности, что, в итоге приводит к тесной связи двух понятий.

Личность в теории деятельности А. Н. Леонтьева рассматривается в единстве с действием, работой, мотивом, целью, задачей, операцией, потребностью и эмоциями.

Концепция деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна — это целая система, которая включает в себя методологические и теоретические принципы, позволяющие изучать психологические феномены человека. Концепция деятельности А. Н. Леонтьева содержит такое положение, что основным предметом, помогающим изучать процессы сознания, является деятельность. Этот подход исследования начал формироваться в психологии Советского Союза в 20-е годы двадцатого века. В 1930-ом уже было предложено две трактовки активности. Первое положение принадлежит Сергею Леонидовичу, который сформулировал приведенный выше в статье принцип единства. Вторая формулировка была описана Алексеем Николаевичем совместно с представителями Харьковской психологической школы, которые определили общность строения, затрагивающую внешнюю и внутреннюю деятельность.

Основное понятие в теории деятельности А. Н. Леонтьева

Деятельность — это система, которая строится на основе различных форм реализации, выражающейся в отношение субъекта к материальным объектам и миру в целом. Данное понятие сформулировал Алексей Николаевич, а Сергей Леонидович Рубинштейн определил деятельность как совокупность любых действий, которые направлены на достижение поставленных целей. По мнению А. Н. Леонтьева, деятельность в сознании личности играет первостепенную роль.

Структура деятельности

В 30-е годы двадцатого века в психологической школе А. Н. Леонтьев выдвинул идею о необходимости построения структуры деятельности, чтобы сделать определение данного понятия законченным.

Структура деятельности:

НомерНачало цепочкиКонец цепочки
1 / 3ДеятельностьМотив (обычно является предметом потребности)
2 / 2ДействиеЦель
3 / 1ОперацияЗадача (в определенных условиях становится целью)

Данная схема является действительной при чтение как сверху вниз, так и наоборот.

Существуют две формы деятельности:

  • внешняя;
  • внутренняя.

Внешняя деятельность

Внешняя деятельность включает в себя различные формы, которые выражаются в предметно-практической активности. При данном виде происходит взаимодействие субъектов и объектов, последние открыто представлены для внешнего наблюдения. Примерами этой формы деятельности являются:

  • работа механиков с помощью инструментов — это могут быть забивание гвоздей молотком или закручивание болтов отверткой;
  • изготовление материальных предметов специалистами на станках;
  • игры детей, для осуществления которых требуются посторонние вещи;
  • уборка помещения: подметание полов веником, протирание окон тряпкой, манипуляции с предметами мебели;
  • строительство домов рабочими: выкладка кирпичей, прокладывание фундамента, вставка окон и дверей и т. д.

Внутренняя деятельность

Внутренняя деятельность отличается тем, что взаимодействия субъекта с любыми образами объектов являются скрытыми от прямого наблюдения. Примерами этого вида являются:

  • решение математической задачи ученым при использовании недоступной глазу умственной деятельности;
  • внутренняя работа актера над ролью, которая включает обдумывания, переживания, тревогу и т. д.;
  • процесс создания произведения поэтами или писателями;
  • придумывание сценария для школьной пьесы;
  • мысленное отгадывание загадки ребенком;
  • эмоции, вызванные у человека при просмотре трогательного фильма или прослушивании им душевной музыки.

Мотив

Общая психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна определяют мотив как предмет человеческой потребности, получается, чтобы охарактеризовать данный термин, необходимо обратиться к нуждам субъекта.

В психологии же мотив является двигателем любой существующей деятельности, то есть это толчок, приводящий субъект в активное состояние, или цель, ради которой человек готов что-либо совершать.

Потребности

Потребность в общей теории деятельности А.Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна имеет две расшифровки:

  1. Потребность — это своеобразное «внутреннее условие», которое является обязательной предпосылкой любой совершаемой субъектом деятельности. Но Алексей Николаевич указывает, что данный вид нужды не способен ни в каком случае вызвать направленную деятельность, потому что его главной целью становится ориентировочно-исследовательская активность, которая, как правило, направляется на поиск таких предметов, какие были бы в состоянии избавить человека от испытываемого желания. Сергей Леонидович добавляет, что это понятие является «виртуальной потребностью», которая выражается лишь внутри себя, поэтому человек испытывает ее в своем состоянии или ощущении «незавершенности».
  2. Потребность — это двигатель любой деятельности субъекта, который направляет и регулирует ее в материальном мире после встречи человека с предметом. Характеризуется данный термин как «актуальная потребность», то есть нужда в конкретной вещи в определенный момент времени.

«Опредмеченная» потребность

Данное понятие можно отследить на примере только что родившегося гусенка, который еще не встречался с каким-либо конкретным предметом, но свойства его уже зафиксированы в сознании птенца — они передались ему от матери в самом общем виде на генетическом уровне, поэтому у него не возникает желания следовать за любой вещью, которая окажется перед его глазами на момент вылупления из яйца. Это происходит только во время встречи гусенка, имеющего свою потребность, с предметом, потому что у него еще нет сформированного представления об облике своего желания в материальном мире. Данная вещь у птенца подходит на подсознании под схему генетически зафиксированного примерного образа, поэтому она в состоянии удовлетворить нужду гусенка. Так происходит запечатление данного предмета, подходящего под искомые характеристики, как предмет, удовлетворяющий соответственные потребности, а нужда приобретает «предметный» вид. Именно так подходящая вещь становится мотивом для определенной деятельности субъекта: в данном случае в последующее время птенец будет повсюду следовать за своей «опредмеченной» потребностью.

Таким образом, Алексей Николаевич и Сергей Леонидович имеют в виду, что потребность на самом первом этапе своего формирования не является таковой, она является в начале своего развития нуждой организма в чем-либо, которая находится вне тела субъекта, несмотря на то, что она отражена на его психическом уровне.

Цель

В данной концепции описывается, что цель является направлениями, на достижение которых человеком реализуется определенная деятельность в форме соответствующих действий, которые побуждаются мотивом субъекта.

Различия цели и мотива

Алексей Николаевич вводит понятие «цель» как желаемый результат, возникающий в процессе планирования человеком какой-либо деятельности. Он подчеркивает, что мотив отличается от данного термина, потому что он является тем, для чего совершаются какие-либо действия. Цель же — это то, что планируется сделать для реализации мотива.

Как показывает действительность, в повседневной жизни приведенные выше в статье термины никогда не совпадают, а являются дополнением друг друга. Также, следует понимать, что между мотивом и целью существует определенная связь, поэтому они являются зависимыми между собой.

Человек всегда понимает какова цель совершаемых или предполагаемых им действий, то есть его задача является осознанной. Получается, человек всегда точно знает, что он собирается делать. Пример: подача документов в университет, сдача заранее выбранных вступительных экзаменов и т. д.

Мотив почти во всех случаях является для субъекта неосознанным или бессознательным. То есть человек может и не догадываться о главных причинах совершения им какой-либо деятельности. Пример: абитуриент очень сильно хочет подать документы в какой-то конкретный институт — он это объясняет тем, что профиль данного учебного заведения совпадает с его интересами и желаемой будущей профессией, на самом деле основной причиной выбора данного университета является желание быть рядом с любимой девушкой, которая учится в этом ВУЗе.

Эмоции

Анализ эмоциональной жизни субъекта — направление, которое считается ведущим в теории деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна.

Эмоции — это непосредственное переживание человеком смысла цели ( также предметом эмоций можно считать мотив, ведь на подсознательном уровне он определен как субъективная форма существующей цели, за которой он внутренне проявляется в психике индивида).

Эмоции позволяют человеку понять, какие на самом деле являются истинные мотивы его поведения и совершаемой деятельности. Если человек достигает поставленной цели, но не испытывает желаемого удовлетворения от этого, то есть, напротив, возникают отрицательные эмоции, это значит, что мотив не был реализован. Следовательно, успех, которого добился индивид, на самом деле мнимый, потому что то, ради чего вся деятельность была предпринята, не было достигнуто. Пример: абитуриент поступил в институт, в котором учится его возлюбленная, но она за неделю до этого была отчислена, что обесценивает успех, которого добился молодой человек.

fb.ru

Леонтьев, Алексей Николаевич — это… Что такое Леонтьев, Алексей Николаевич?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Леонтьев.

Алексе́й Никола́евич Лео́нтьев (5 (18) февраля 1903, Москва — 21 января 1979, Москва) — советский психолог, занимавшийся проблемами общей психологии и методологией психологического исследования. Ученик Льва Семёновича Выготского, издавал его работы. Был одним из создателей факультета психологии Московского государственного университета.

Биография

Семья

Сын — А. А. Леонтьев.

Внук — Д. А. Леонтьев.

Научный вклад

При активном участии Леонтьева прошёл ряд психологических дискуссий, в которых он отстаивал точку зрения, что психика формируется в основном внешними факторами.

Критики отмечают тот факт, что Леонтьев был одним из наиболее последовательных сторонников идеологизации советской психологии. Во всех своих работах, в том числе в программной книге «Деятельность, сознание, личность» (1975), он последовательно проводил тезис: «В современном мире психология выполняет идеологическую функцию и служит классовым интересам; не считаться с этим невозможно». В 1976 году открыл лабораторию психологии восприятия, которая действует и по сей день.

Основные публикации

  • Список печатных работ А. Н. Леонтьева
  • Развитие памяти., М., 1931
  • Восстановление движения. -М., 1945 (соавт.)
  • К вопросу о сознательности учения, 1947
  • Психологические вопросы сознательности учения
    idem
    // Известия АПН РСФСР.- М., 1947.- Вып. 7.
  • Очерк развития психики. — М., 1947
  • Анализ системного строения восприятия: Сообщение V: О механизме звуковысотного анализа слуховых раздражителей // Доклады АПН РСФСР, 1958, № 3, с. 43—48 (совмест но с О. В. Овчинниковой).
  • Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. — М.-Л., 1948
  • Ощущение, восприятие и внимание детей младшего школьного возраста // Очерки психологии детей (мл. шк. возраст). — М.,1950
  • Умственное развитие ребенка. — М., 1950
  • О формировании способностей // Вопросы психологии, 1960, № 1, с. 7—17.
  • Биологическое и социальное в психике человека // Вопросы психологии, 1960, № 6, с. 23—38.
  • Психология человека и технический прогресс. — М., 1962 (соавт.)
  • Потребности, мотивы и эмоции. — М., 1971
  • Деятельность. Сознание. Личность (idem
    ), 1977
  • Воля, 1978
  • Категория деятельности в современной психологии// Вопр. психологии, 1979, № 3
  • Проблемы развития психики. — М., 1981 (Предисловие, оглавление, комментарии)
  • Избранные психологические произведения (idem — Оглавление, От составителей, Ввведение, Аннотация & Комментарии: т. 1, т. 2), 1983; В 2-х т. Том 1 и 2.
  • Проблема деятельности в истории советской психологии, Вопросы психологии, 1986, N 4
  • Дискуссия о проблемах деятельности // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы. Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.,1990 (соавт.).
  • Лекции по общей психологии, 2000
  • In English: Alexei Leont’ev archive @ marxists.org.uk: Activity, Consciousness, and Personality, 1978 & Activity and Consciousness, 1977

Публикации об А. Н. Леонтьеве

Ссылки

Примечания

dic.academic.ru

Леонтьев, Алексей Николаевич — Психологос

Советский психолог — (1903-1979).

​Разрабатывая в 20-х гг. совместно с Л.С.Выготским и А.Р.Лурия культурно-историческую теорию, провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций (произвольное внимание и память) как процесс “вращивания”, интериоризации внешних форм орудийно-опосредованных действий во внутренние психические процессы (“Развитие памяти”, 1931). Опираясь на идеи культурно-исторической теории, выдвинул и детально разработал общепсихологическую концепцию деятельности, являющуюся одним из влиятельных теоретических направлений в советской и мировой психологии. Содержание этой концепции тесно связано с проведенным Леонтьевым анализом развития психики в фило- и онтогенезе, раскрывающим механизмы происхождения сознания и его роли в регуляции деятельности человека (“Проблемы развития психики”, 1959). На основе предложенной Леонтьевым схемы структуры деятельности (деятельность — действие — операция — психофизиологические функции), соотнесенной со структурой мотивационной сферы (мотив — цель — условие), изучался широкий круг психических явлений (восприятие, мышление, память, внимание и др.), среди которых особое внимание уделялось анализу сознания (выделение значения, смысла и “чувственной ткани” в качестве главных его компонентов) и личности (трактовка ее базовой структуры как иерархии мотивационно-смысловых образований). Концепция деятельности Леонтьева стимулировала рост многочисленных исследований в различных отраслях психологии (общей, детской, педагогической, медицинской, социальной и др.), в свою очередь обогащавших ее новыми данными. Дальнейшее развитие этой концепции, согласно Леонтьеву, ориентировано на создание целостной системы психологии как “науки о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности в процессах деятельности” (“Деятельность. Сознание. Личность”, 1975).

www.psychologos.ru

А. А. Леонтьев — российский психолог и лингвист: биография, основные труды

Многим известен знаменитый психолог и специалист по психолингвистике, автор многочисленных работ, в значительной мере повлиявших на развитие отечественной науки, Алексей Алексеевич Леонтьев. Биография этого выдающегося ученого довольно насыщенная, как и его профессиональная деятельность. Он прошел длинный научный путь от филологии к психологии и педагогике.

Получив основное филологическое образование, А. А. Леонтьев тяготел к междисциплинарному пространству в области гуманитарных знаний. Со временем центральной проблематикой его исследований стала тема общения, рассматриваемая им как общетеоретическая и имеющая влияние на другие смежные с психологией дисциплины.

Леонтьев является одним из первых российских исследователей из числа занимавшихся разработкой теории «Педагогического общения» в дидактике. Несмотря на огромное количество собственных известных науке трудов (около 900 работ и 30 книг), Алексей Алексеевич стал первопубликатором некоторых работ таких известных ученых, как И. А. Бодуэн де Куртенэ, Л. С. Выготский, Е. Д. Поливанов, А. Н. Леонтьев и Л. П. Якубинский.

Семья Леонтьевых

14 января 1936 у Леонтьевых родился сын Алексей. Его семья – мать Маргарита Петровна (1905-1985), отец Алексей Николаевич (1903-1979) и его родители, Александра Алексеевна и Николай Владимирович, тогда жили в Москве.

По словам их друзей, отношения в семье были очень теплыми. Это касалось как отношений с родителями Алексея Николаевича, так и супругов между собой. Маргарита Петровна посвятила свою жизнь семье и поддержке своего великого супруга, являлась для него надежным тылом и опорой до последнего дня его жизни.

Отец. Профессиональная деятельность

Отец – выдающийся российский психолог Алексей Николаевич Леонтьев. Биография А. Н. Леонтьева чрезвычайно насыщена научной деятельностью. Под руководством Льва Семеновича Выготского (1896-1934) совместно с Александром Романовичем Лурия (1902-1977), с которыми Леонтьев познакомился в Институте психологии, придя на работу после окончания МГУ, они разработали известную культурно-историческую теорию и проводили многочисленные экспериментальные исследования, направленные на изучение механизмов формирования психологических процессов.

В совместной работе с ними, а также с рядом других коллег он детально прорабатывал проблематику взаимосвязи практической деятельности и сознания, понимания, общения через деятельность. Таким образом, в 30-е годы он сформировал общепсихологическую концепцию деятельности, которая и по сей день оказывает большое влияние на развитие теоретических направлений в психологии как отечественных, так и зарубежных исследователей.

Таким образом, А. Н. Леонтьев по праву считается создателем обширной научной психологической школы и многочисленных трудов, оказавших влияние не только на развитие психологии, но и педагогики, философии, культурологи, других гуманитарных наук. Знаменитая научная работа, которую опубликовал в 1975 старший Алексей Леонтьев, «Деятельность. Сознание. Личность», является обобщающим трудом по теории деятельности.

Детство

Учитывая то, что детство Алексея Алексеевича пришлось на предвоенные годы, его детские воспоминания так или иначе связаны с войной, бомбоубежищами и поездкой в Ашхабад (в конце 1941-го) и Свердловск (в середине 1942-го), куда был эвакуирован МГУ. В свой дом семья смогла вернуться лишь в 1943 году.

Еще до того как А. А. Леонтьев начал учиться в школе, он занимался в детской группе по изучению немецкого языка. Подготовка была довольно серьезной, а задания сложными (например, перевод текстов). При поступлении в школу № 110 Алексей Алексеевич был определен не в первый класс, а сразу во второй. Более того, по результатам исследований, проводимых среди учеников, он был зачислен в список вундеркиндов. Результатом обучения в школе стала золотая медаль.

Институтские годы

По словам самого Алексея Алексеевича, еще в 1953-м, когда он окончил школу, было абсолютно понятно, что заниматься наукой – его истинное призвание. Среди всевозможных вариантов для поступления он рассматривал разные гуманитарные науки и даже органическую химию.

Как вспоминает Леонтьев А. А., психология, несомненно, была среди тех наук, которые его привлекали. Но поступать на этот факультет он не стал. Конечно, одной из основных причин послужило то, что его отец заведовал кафедрой психологии в МГУ им. Ломоносова. Как специальность в прочих учебных заведениях психология либо отсутствовала, либо только начинала появляться. Поэтому А. А. Леонтьев выбрал факультет филологии.

Начало профессиональной работы

Алексей Алексеевич успешно окончил университет по специальности «языковедение» в 1958 г. Его выпускная дипломная работа была высоко оценена преподавателями и стала основой для 2 публикаций. Результатом такой работы послужило предложение должности преподавателя в Институте языковедения Академии наук СССР.

За время работы стал автором и соавтором публикаций, которые отличались разнообразием направлений. Кроме того, к 1963 г. защитил кандидатскую по общелингвистическим взглядам Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ.

Психолингвистика

Помимо выдающихся филологических способностей и знаний, Алексея Алексеевича привлекали и другие гуманитарные науки. Его работы подтвердили, что Алексей Леонтьев – психолог, психолингвист и педагог. Его основной темой того периода научной работы стала психолингвистика (книга вышла в 1967-м). Тогда же был основан психологический факультет в МГУ, где был введен одноименный предмет. Помимо этого курса, который Алексей Алексеевич преподавал всю оставшуюся жизнь, он разрабатывал и читал также другие дисциплины психологической, социально-психологической, психолингвистической, педагогической, криминалистической и прочих направленностей.

Алексей Алексеевич стал доктором философских наук в 1968-м. Следует также отметить, что выходу данной докторской диссертации по психолингвистическому моделированию речи предшествовали 9 монографий разных тематических направлений, которые не теряют своей актуальности и в наше время. Докторская степень позволила Алексею Алексеевичу в 1969 г. организовать психолингвистическую исследовательскую группу на базе Института языкознания.

Область интересов этого выдающегося ученого довольно велика, однако объединяющей проблематикой для него стала проблема общения. А. А. Леонтьев видел в ней общетеоретический аспект, который проявляется во многих гуманитарных науках. Результатом его многочисленных трудов и исследований стало выдвижение многоуровневой междисциплинарной теории общения человека и книга по психологии общения, опубликованная в 1974 году.

Переход от лингвистики к педагогике

Со временем для Алексея Алексеевича лингвистика стала отходить на второй план, и свое внимание он обратил на образование. Подтверждением стала докторская по психологии речевого общения (1975). После этого он перешел работать в созданный тогда Институт русского языка им. А. С. Пушкина, а в 1976-м стал профессором.

Также в определенные периоды жизни он работал в методическом центре русского языка МГУ, возглавлял различные советы. В 1986-м он — профессор МГПИ. В 1988-1991 гг. – руководитель Лаборатории языкового образования, в 1990-м – генеральный секретарь Международной ассоциации коллективного содействия изучению языков. В 1992 г. Леонтьева избрали действительным членом РАО.

В 1994-м он возглавил Институт языков и культур им. Л. Н. Толстого, который сам и создал. С 1995 года стал членом Совета по русскому языку. С 1997-го руководил «Школой 2000». Параллельно с другой работой в 1998-м стал профессором в МГУ. В 2000 г. начал сотрудничество с Центром при РАО.

Достойная смена

У Алексея Алексеевича есть сын Дмитрий (1960 г. р.), который также стал продолжателем дела семьи. Сейчас он довольно известный психолог, доктор наук, профессор МГУ, директор Института экзистенциальной психологии и жизнетворчества.

Также у А. А. Леонтьева есть дочь, но о ней, к сожалению, ничего не известно, кроме того, что она тоже училась в МГУ.

fb.ru

Деятельностная теория Леонтьева: суть и основные элементы

Деятельность — это неотъемлемая часть жизни человека. С самого рождения он учиться взаимодействовать с окружающим его миром. Все люди проходят сложный путь обучения и развития, который является активной деятельностью. Вряд ли каждый задумывается об этом, ведь деятельность для человека настолько естественна и автоматизирована, что на ней просто не фиксируется внимание. А ведь на самом деле деятельность — это довольно сложный и интересный процесс, обладающий своей структурой и логикой.

Теория деятельности Леонтьева: основные теоретические положения

Проблема деятельности была подробно изучена и отечественным ученым и психологом А. Н. Леонтьевым еще в середине прошлого века. В то время не было четких представлений о функционировании психики человека, и Леонтьев обратил свое пристальное внимание на процесс жизнедеятельности человека. Его заинтересовало, как происходит процесс отражения реальности в психике человека, и как этот процесс связан с конкретной деятельностью человека. Теория деятельности Леонтьева кратко и понятно может быть сформулирована так: деятельность определяет сознание.

В процессе своих теоретических и практических изысканий Леонтьев затрагивает важнейшие теоретические вопросы психологии, которые касаются возникновения и строения психики человека, а также вопросы, связанные с изучением психики. В результате он пришел к следующим выводам:

  • изучение практической деятельности человека позволяет постигнуть закономерности его психической деятельности, и наоборот;
  • управление организацией практической деятельности человека позволяет управлять организацией психической деятельности людей.

Основные положения теории Леонтьева:

  • Психология — это наука, изучающая возникновение, работу и структуру психического отражения реальности, которое опосредует жизнедеятельность людей.
  • Независящим от субъективного мнения человека критерием психики является способность организма реагировать на биологически нейтральные воздействия, которые сигнализируют о биологически значимых раздражителях (раздражимости и чувствительности).
  • В эволюционном развитии психика проходит три стадии изменений: стадия элементарной (сенсорной) психики, стадия перцептивной психики, стадия интеллекта.
  • Психика животных развивается в процессе деятельности. К характерным особенностям жизнедеятельности животных относятся: привязанность активности животных к биологическим моделями; ограниченность действий рамками наглядных ситуаций; поведение животных регулируется наследственными видовыми программами; обучаемость — лишь результат приспособления особи к конкретным условиям существования; для животного мира не характерно закрепление, накопление и передача опыта в материальной форме, т. е. отсутствует материальная культура.
  • Деятельность представляет собой процесс взаимодействия живого существа с окружающим миром, с целью удовлетворения жизненно необходимых потребностей.
  • Активность субъекта характеризуется осуществлением реальных связей с предметным миром. В свою очередь, предметный мир опосредует субъект-объектные связи.
  • Жизнедеятельность человека предметна и имеет социальную обусловленность. Действия человека неразрывно связаны с системой общественных отношений и социальных условий. Основные их характеристики: предметность, активность, целенаправленность.
  • Сознание включено в деятельность субъекта, само по себе оно не может рассматриваться. Суть теории Леонтьева заключается в значительном влиянии деятельности на формирование и развитие психики на разных этапах человеческого развития. Поэтому действия и поведение рассматриваются включенными в сознание человека.

Структура деятельностной теории

Деятельностная теория А. Н. Леонтьева рассматривает мотивы и потребности человека в контексте деятельности. Леонтьев разделил ее на несколько уровней:

  • Первый уровень — деятельность. Она характеризуется определенными потребностями и мотивами, исходя из которых формируется определенная цель или задача.
  • Второй уровень — действия, которые подчиняются достижению цели.
  • Третий уровень — операции. Это способы осуществления действий, зависят от условий достижения конкретной цели.
  • Четвертый уровень — психофизиологические функции. Является самым низким уровнем в структуре деятельности, характеризуется физиологическим обеспечением психических процессов, то есть способность человека мыслить, чувствовать, двигаться и запоминать.

Теория Леонтьева дает подробное описание структуры деятельности и определяет ее связь с потребностями и мотивами, побуждающими человека к разного рода активности.

Таким образом Леонтьев показал связь внешних практических действий и поведения человека — с внутренними процессами психических действий и сознанием человека. В теории деятельности Леонтьева, основными ее видами являются: трудовая, познавательная, игровая.

Концепция теории деятельности

Леонтьев выявил, способность человека объективно отражать окружающий мир, не подчиняясь факторам непосредственно влияющими на жизнедеятельность организма. Теория психической деятельности А. Н. Леонтьева освещает проблему возникновения сознания. Он назвал это свойство чувствительностью, в отличие от раздражимости, присущей животному миру. Именно чувствительность, по его мнению, является критерием психического уровня отражения реальности, который способствует наиболее эффективной адаптации к окружающему миру.

К факторам возникновения сознания ученый относит коллективный труд и речевое общение человека. Участвуя в коллективном труде, люди выполняют разные операции, которые не имеют отношения к непосредственному удовлетворению их потребностей, но соотносятся с результатом, необходимым в контексте коллективной деятельности. Речевое общение позволяет человеку быть включенным и пользоваться общественным опытом, через овладение человеком системой языковых значений.

Принципы психологической теории А. Н. Леонтьева

Ключевые принципы теории Леонтьева:

  • принцип предметности — предмет подчиняет и преобразует деятельность субъекта;
  • принцип активности — жизнедеятельность субъекта зависит от активности психического отражения реальности, включающей потребности, мотивы, установки человека;
  • принцип интериоризации и экстериоризации — внутренние действия формируются в процессе перехода внешних, практических действий во внутренний план сознания;
  • принцип неадаптивной природы предметной деятельности — психическое отражение реальности порождается не внешними воздействиями, а процессами с помощью которых субъект вступает в контакт с предметным миром.

Внутренние и внешние действия

Теория деятельности Леонтьева — психологический феномен, освещающий два аспекта жизнедеятельности: объяснительный принцип и предмет исследований. Объяснительный принцип изучает связь индивидуальной жизни человека с общественно-исторической и духовной жизнью общества. В результате были выделены такие категории как: совместная и индивидуальная деятельность. А также были выделены целенаправленная, преобразующая, чувственно-предметная и духовная характеристики деятельности.

Теория Леонтьева характеризует внешнюю деятельность как материальную, а внутреннюю как оперирование образами и представлениями о предметах. Внутренняя деятельность имеет то же строение что и внешняя, отличие только в форме протекания. Внутренние действия производятся с образами предметов, в итоге получая мысленный результат.

В результате интериоризации внешней деятельности ее строение не меняется, но сильно трансформируется и сокращается для более быстрого ее осуществления во внутреннем плане. Это позволяет человеку значительно экономить свои усилия и быстрее выбирать нужные действия. Однако для успешного воспроизведения действия в уме, сначала его нужно освоить в материальном плане, получив реальный результат. Что очень хорошо наблюдается в процессе развития детей: сначала они учатся оперировать и производить необходимые действия с реальными предметами, постепенно обучаясь мысленно просчитывать свои действия и добиваться нужного результата значительно быстрее.

Теория речевой деятельности А. А. Леонтьева

В своей теории А. Н. Леонтьев частично касается вопроса речевой деятельности человека и ее важности для развития психических функций. Более подробно эту тему изучал его сын А. А. Леонтьев. В своих трудах он сформулировал основы речевой деятельности.

А. А. Леонтьев говорит о большом влиянии, которое оказывает речь на жизнь человека. В своих исследованиях он доказывает, что развитие речевой деятельности связано с развитием личности человека. Развитие интеллекта невозможно без речевой деятельности, так как она непосредственно влияет на познавательные способности человека, его мышление и творческое самовыражение.

Речевая деятельность имеет два варианта реализации: речевое общение и внутреннее речемыслительное функционирование. В теории речевой деятельности А. А. Леонтьева разделяются понятия: общение и речевое общение. Общение — это процесс передачи сообщения, при котором реализуются речевые акты. Речевое общение подразумевает целенаправленное взаимодействие, в котором можно выделить цели и задачи говорящих. По Леонтьеву речевые действия обслуживают трудовую, познавательную и игровую деятельность, входя в их состав.

Структура речевой деятельности

Речевая деятельность представляет собой комплекс актов говорения и понимания. Выражается в форме отдельных речевых действий, каждое из которых целенаправленно, структурно и мотивированно.

Этапы речевой деятельности:

  • ориентировка;
  • планирование;
  • реализация;
  • контроль.

Речевое действие осуществляется соответственно этим этапам. Стимулирует его — речевая ситуация, побуждающая к высказыванию. У речевого действия выделяют следующие фазы:

  • подготовка высказывания;
  • структурирование высказывания;
  • переход к внешней речи.

Деятельностная теория в трудах Рубинштейна

Помимо Леонтьева, деятельностную теорию разрабатывал советский ученый С. Л. Рубинштейн. Они разрабатывали теорию независимо друг от друга, но в их работах много общего, так как они опирались на труды Л. С. Выготского и философию К. Маркса. Поэтому теория деятельности Леонтьева и Рубинштейна является одним из важнейших методологических положений в российской психологии.

С. Л. Рубинштейн сформулировал основной принцип деятельностной теории — «единство сознания и деятельности». Деятельность регулируется сознанием субъекта, в свою очередь сознание познается через систему субъективных отношений и через действия субъекта, способствующих его развитию.

Также ученый выявил общие характеристики деятельности: выделил субъект действия (человек), субъекты в совместных действиях (действия людей осуществляющих совместную деятельность), взаимодействие субъекта с объектом в деятельности (отражает предметный и содержательный характер жизнедеятельности), выявил влияние творческих действий на формирование и развитие психики людей.

Рубинштейн обращает внимание на такое понятие как навыки, которое он характеризует как автоматизированный способ выполнения действия. Благодаря навыкам, сознание человека освобождается от регулирования элементарных актов и может сосредоточится на выполнении более сложных задач. Навыки он приравнивает к операциям, с помощью которых осуществляется действие.

Теория Рубинштейна и Леонтьева объясняет структуру и содержание психологической деятельности, указывает на взаимосвязь жизнедеятельности с потребностями человека. А также приводит к важному пониманию: через исследование внешних действий и поведение можно исследовать внутреннее состояние психики.

Деятельностный подход в трудах Л. С. Выготского

Выдающийся советский ученый и психолог Л. С. Выготский в своих трудах заложил основы деятельностного подхода, который впоследствии был исследован и разработан в трудах его ученика А. Н. Леонтьева. Теория деятельности Леонтьева и Выготского глубоко затрагивает взаимовлияние деятельности и сознания человека.

Основные идеи Выготского касающиеся деятельностного похода:

  • указал на важность анализа действий людей для изучения психики и сознания;
  • рассматривал сознание в связи с трудовой деятельностью;
  • разрабатывал теоретическое положение о влиянии трудовой деятельности на психические процессы;
  • рассматривал знаковые и коммуникационные системы как психологические орудия для развития психики.

Влияние теории А. Н. Леонтьева на развитие отечественной психологии

Отечественная теория Леонтьева затрагивает широкий круг теоретических и практических проблем в психологии. Предложенная Леонтьевым структура деятельности стала основой для изучения практически всех психических явлений, благодаря чему возникли и получили развитие новые психологические отрасли. В его трудах освещены такие теоретические вопросы психологии, как: личность человека, развитие его психики, возникновение сознания людей, формирование высших психических функций человека. Совместно с другими учеными, он разработал культурно-историческую теорию деятельности, а также повлиял на развитие инженерной психологии.

В контексте деятельностной теории, совместно с П. Я. Гальпериным, была разработана теория поэтапного формирования умственных действий. Предложенное Леонтьевым понятие «ведущая деятельность» позволило Д. Б. Эльконину, соединив его с рядом представлений Л. С. Выготского, построить одну из основных периодизаций психического развития. Без сомнений, А. Н. Леонтьев является выдающимся ученым своего времени, теоретиком и практиком внесшим огромный вклад в развитие отечественной психологии.

Жизнь человека немыслима без деятельности (человек действует — значит существует). Она неразрывно связана с физическим, психическим и духовным развитием человека. Действия человека распространяются как на самого человека и окружающих его людей, так и на весь мир в целом.

Совершая действия человек влияет на окружающий мир и изменяет действительность. Человек влияет на реальность в которой живет, он может повышать свой материальный достаток, приобрести статус и влияние в обществе, развивать свои способности и возможности. Все это возможно осуществить через деятельность.

Более того, человеческая цивилизация — это результат действий всех людей, в общемировом масштабе. Она постоянно развивается и видоизменяется вместе с людьми, создающими ее.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *