Куликовская битва стенгазета 4 класс – «Куликовская битва Урок в 4 классе. Цели урока Сформировать представление учащихся о подвигах защитников Руси. Развивать интерес к истории. Воспитывать.». Скачать бесплатно и без регистрации.

НАШИ ПРОЕКТЫ. Сергий Радонежский и Куликовская битва. Создание газеты к памятной дате, с. 18

Ответы к стр. 18

  • Сбор материала по теме: работа в библиотеке, составление списка книг, которые можно использовать; поиск информации в Интернете и энциклопедии.
    Подготовка к Куликовской битве
    Встреча Дмитрия Донского и Сергия Радонежского.
    Благословление Сергия Радонежского.
    Пересвет и Ослябя — монахи Свято-Троицкого монастыря.
    Участники Куликовской битвы.
    Поединок Пересвета с Челубеем.

13 марта 1995 года был принят Федеральный закон № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях России)», согласно которому одним из таких дней стал день Рождества  Богородицы (21 сентября) — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год).

Битва русских войск на Куликовом поле под предводительством великого князя Дмитрия Ивановича Донского с войском хана Мамая — не просто славная страница нашей истории. Это важная веха в формировании единой русской нации.

8 сентября 1380 г. на Куликовом поле, в верхнем течении реки Дон, произошло сражение русских войск под предводительством владимирского и московского великого князя Дмитрия Донского с татарским войском во главе с темником Мамаем. Битва завершилась разгромом татарского войска и положила начало освобождению русского народа от золотоордынского ига.

Продвижение и построение войск перед битвой.
Войска Дмитрия Донского:
1 — сторожевой полк,
2 — передовой полк,
3 — большой полк,
4 — ставка Дмитрия Донского,
5 — полк правой руки,
6 — полк левой руки,
7 — резерв,
8 — засадный полк,
9 — место переправы,
10 — лагерь.
Войска Мамая:
1 — сторожевые отряды,
2 — наёмная пехота,
3 — полк левой руки,
4 — полк правой руки (2,3,4 — 1-й эшелон построения),
5 — большой полк,
6 — 2-й эшелон полка левой руки,
7 — 2-й эшелон полка правой руки,
8 — 2-й эшелон большого полка,
9 — ставка Мамая,
10 — резерв ставки,
11 — лагерь

В 1373 г. ордынцы вторглись в Рязанское княжество, но перейти московские границы не решились, так как Дмитрий с войском вышел на берег Оки. В 1377 г. московские рати пришли на помощь Нижегородскому княжеству, на которое напал по приказу Мамая царевич Арапша (Араб-шах). Однако битва на реке Пьяне окончилась поражением русских, не ожидавших внезапного нападения ордынцев. Зато в 1378 г. в сражении на реке Воже московские войска разгромили ордынские войска под командованием мурзы Бегича. Битва на Воже — первая победа русских над ордынцами в сражении в открытом поле.
Поражение на Воже заставило Мамая серьёзно готовиться к новому походу. На подготовку потребовалось два года. Мамай собрал огромное войско, нанял в генуэзских колониях в Крыму тяжёлую фряжскую (итальянскую) пехоту, заключил союз с литовским князем Ягайло и рязанским князем Олегом. Вступление Олега в союз с Ордой было вызвано безвыходным положением: Москва, как правило, встречала ордынцев на рубеже реки Оки, а рязанские земли оставались беззащитными. Мамай предполагал разграбить Северо-Восточную Русь и принудить её вновь платить тяжелую дань.

Москва тоже готовилась к схватке: увеличивалось постоянное войско — княжеский «двор», наращивалась численность набираемой из горожан пехоты, заключались соглашения с другими русскими князьями.
Под предводительством Дмитрия собрались все князья Северо-Востока, кроме тверских и суздальских. Не прислали войск Новгород Великий, Смоленск и, естественно, Рязань.
Численность русских войск, собранных Дмитрием, историки оценивают в 50 — 150 тысяч. Столь же неопределённо оценивается и численность войск Мамая. Традиционно считается, что ордынцев было больше, чем русских.

Сбор русских войск происходил в Коломне. Отсюда в конце августа войско выступило в поход, обошло рязанские владения и подошло к Дону близ впадения в него реки Непрядвы. Рязань осталась за спиной русских войск, что сделало невозможным совместное выступление ордынских и рязанских войск.

Образ Куликовской битвы остаётся неполным без легенды-истории о встрече Дмитрия Донского с Сергием Радонежским и полученном благословении на ратный подвиг. Не утихают споры о том, была ли эта встреча именно перед этой битвой, да и была ли вообще… Из неё же, кстати, произрастает и легенда о Пересвете и Ослябле.

Дмитрий Донской у Сергия Радонежского. Миниатюра лицевого «Жития Сергия Радонежского». XVI в.

Сергий Радонежский (в мире Варфоломей) — святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собою князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому, благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение.

Отец Сергий Радонежский сыграл важную роль в исходе Куликовской битвы. Он убе­дил русских князей, объединившись, подчиниться великому князю московскому. Сер­гий Радонежский помогал князю Дмитрию Ивановичу своими советами и молитвой. Когда, отправляясь на Куликовскую битву, князь заехал к Сергию, чтобы преподобный помолился с ним и дал ему благословение, тот предрёк Дмитрию победу и спасение от смерти. Приблизившись к Дону, Дмитрий Иванович колебался, переходить ему реку или нет, и только по получении от преподобного Сергия ободрительной грамоты, увеще­вавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. В 1389 году князь Дмитрий Иванович пригласил отца Сергия скрепить духовное заве­щание, узаконивавшее новый порядок престолонаследия — от отца к старшему сыну. Заслуги Сергия Радонежского Русская православная церковь оценила очень высоко: в 1452 году он был канонизирован.

Посещение великим князем Дмитрием Сергия Радонежского перед выступлением в поход на татар.
Художник А.Д. Кившенко

Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Андрей (имя в иноческом постриге) Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую Схиму (высший ангельский чин).

Они были весьма немолоды, но сильные, зрелые и умудрённые духовно и в воинском искусстве. Известна была эта двоица как великие и знаменитые наездники в ратные времена: Андрей сотню гнал, а Александр двести гнал, когда сражались. Были они в миру известными витязями в сражениях. 

Сергий послал на битву двух иноков-богатырей: Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Поединком Пересвета с ордынским богатырём Челубеем и началась, по преданию, Куликовская битва.

Многие тысячи воинов вошли в отряд, командование над которым принял сам Дмитрий, а также другие князья: Дмитрий Боброк-Волыниц, Владимир Серпуховский, Андрей Ольгердович, Дмитрий Ольгердович…

Михаил Иванович Авилов
Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле.

По наиболее распространённой версии, перед началом битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей». Со стороны татар ему противостоял богатырь Челубей (по другим версиям — Темир-Мирза либо Таврул). Оба противника были на конях, вооружение составляли копья. После первого же столкновения копья обоих переломались, после чего оба поединщика рухнули на землю и скончались.

Существует также другая версия поединка, в соответствии с которой Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями. В соответствии с этой версией, копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла.

Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой Схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.

Есть история, что в ходе битвы Дмитрий Донской получил ранение и упал с коня. Ослябя перенёс его в безопасное место, переоделся в его доспехи, и вновь повёл войско вперёд, таким образом, повлияв на ход битвы. По наиболее распространённой версии, Андрей Ослябя, как и Пересвет, погиб в Куликовской битве. Однако некоторые источники позволяют предположить, что не позднее 1398 года Ослябя ездил в Царьград в составе посольства московского Дмитрия Донского для оказания помощи Византии, пережившей опустошительные набеги турок.

Куликовская битва имела историческое значение в борьбе русского и других народов с татаро-монгольским игом. Хотя она не привела к ликвидации монголо-татарского ига на Руси, однако на Куликовом поле был нанесён сильнейший удар по господству Золотой Орды.

  • Обсуждение в группе значения Куликовской битвы для Русского государства. Роль Сергия Радонежского в ней. Написание статьи.
  • Сбор иллюстрированного материала (репродукции картин, фотографий памятников и исторических мест).
  • Оформление газеты.

Ответы по литературному чтению. 4 класс. Рабочая тетрадь.

 Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

НАШИ ПРОЕКТЫ. Сергий Радонежский и Куликовская битва. Создание газеты к памятной дате, с. 18

4.6 (91.43%) 7 votes

volzsky-klass.ru

Наши проекты Сергий Радонежский и Куликовская битва. Создание газеты к памятной дате стр 18 / Рабочая тетрадь по литературному чтению

Проект создания газеты «Сергий Радонежский и Куликовская битва» 

Чтобы сделать газету для проекта «Сергий Радонежский и Куликовская битва». нужно подобрать материалы о жизни Сергия Радонежского, особенно выделив материал о благословлении святым старцем Дмитрия Донского.

Каждый материал можно распечатать или написать вручную на листке бумаги. 

Как статью для газеты.

На листе нужно отставить место для иллюстрации к статье. 

Иллюстрацией может быть рисунок, либо же можно распечатать картинки из интернета и наклеить их в статью.

После взять ватман и разложить статьи в порядке хронологии жизни Сергия Радонежского до момента Куликовской битвы.

Если все хорошо смотрится, то нужно их приклеить и написать заголовок газеты.

Пример заголовка к газете:

1. Житие Сергия Радонежского

2. Благословление на победу Дмитрия Донского

3. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с Мамаем

4. Встреча Дмитрия Донского и Сергия Радонежского

5. Благословение Сергия Радонежского

Название статей для газеты и краткое содержание:

1. Детство святого Сергия Радонежского

Сергий Радонежский родился в богатой семье бояр из Ростова.

В детстве его звали Варфоломей. 

У Варфоломея было два старших брата.

Когда он пошел учиться в школу, ему очень тяжело давались все науки, особенно грамота.

2. Молитва к Богу и встреча со старцем

Как-то раз маленький Варфоломей встретил в поле необычного старца.

Старец увидел духовным зрением, что мальчик отмечен Богом.

Тогда он обратился к нему, видя, что Варфоломей чем-то расстроен.

Узнав беду Варфоломея, старец повел его в церковь и научил молиться.

С этого дня мальчик стал хорошо учиться и освоил Грамоту.

3. Основание церкви Святой Троицы.

Когда Варфоломею исполнилось 23 года, он совершил подвиг пустынножительства.

Вместе с братом они пошли жить в дремучий лес и там основали Троицкий монастырь.

Варфоломей постригся в монахи и стал отцом Сергием.

С течением времени люди узнали о чудесах, которые происходили с Сергием и стали жертвовать на строительство храма.

Так и построили всем миром Свято Троицкий монастырь под Москвой.

4. Ручной медведь монаха.

В пору строительства храма к Сергию пришел голодный медведь.

Свирепое животное не испугало монаха.

Сергий понял, что медведь голоден и покормил его.

Медведь не понимал человеческой речи, но почувствовал Божье благословение, исходящее от монаха.

Так Сергий Радонежский обзавелся ручным медведем.

5. Благословление для князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем.

Больше двух столетий русские земли находились под властью Золотой Орды.

Пришло время и русские князья объединились под властью Дмитрия Донского для освобождения свой земли от захватчиков.

Дмитрий Донской не захотел больше платить дань Золотой Орде.

Тогда Мамай объявил войну, которую мы знаем под названием Куликовская битва.

Князь попросил благословение святого старца Сергия на битву, и оно было получено.

Преподобный Сергий Радонежский напутствовал Великого князя словами: «Господь Бог да будет твой помощник и заступник: Он победит и низложит супостатов твоих и прославит тебя!».

Русское войско выиграло Куликовскую битву, Мамай и его ханы были повержены.

Русский народ получил свободу, а Дмитрий Донской обрел славу победителя и освободителя русской земли.

Также эти статьи можно оформить в виде электронной газеты — презентации.

Ответы на вопросы рабочей тетради литературное чтение Бойкина, Виноградская 4 класс. Наши проекты Сергий Радонежский и Куликовская битва. Создание газеты к памятной дате стр. 18

gdz-gramota.ru

Презентация «Куликовская битва»

Прошло более 100 лет после нашествия Батыя. В Москве княжил внук Ивана Калиты – Дмитрий Иванович . При нём Московское княжество ещё больше укрепилось и возвысилось над другими. Он возвёл надёжный Кремль из белого камня вместо дубового.

Толщина стен была 2-3 метра. И когда очередной враг напал на Москву, то Кремль блестяще выдержал осаду. Более 100 лет служили надёжной защитой Москве белокаменные стены и башни Кремля. К середине XV века стены сильно обветшали и в некоторых местах были заделаны брёвнами. Вот тогда и был возведён тот Кремль, который мы знаем.

Между тем, некогда могущественная Золотая Орда приходила в упадок. Видя её слабость, московский князь перестал считаться с волей хана и посылал ему всё меньше и меньше дани.

Разгневанный правитель Орды Мамай решил проучить непокорного князя и снарядил против него большое войско.

Князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы.

Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей , а также ополчения разных городов .

На битву князя благословил Сергий Радонежский – основатель Троицкого монастыря под Москвой.

Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю .

Князь Дмитрий стремительно повёл свою рать на юг – навстречу монгольскому правителю Мамаю. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непряда впадает в Дон. 8 сентября 1380 года разгорелась битва .

Русские войска вышли из Московского княжества и направились на Куликово поле.

Войска монголо-татар вышли из Астраханского ханства, перешли Волгу и Дон, после битвы на Куликовом поле вернулись обратно.

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Татарский воин Челубей и русский ратник Пересвет с копьями наперевес помчались друг на друга и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.

И сразу же началась жестокая сеча. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми. Звон оружия, стоны раненых, ржанье коней – всё слилось в один гул. Тучи пыли поднялись над полем брани и закрыли солнце.

Начали враги теснить русских ратников. И тогда внезапно из леса вылетела и ударила по врагу русская конница , находившаяся в засаде. Растерялся неприятель и вскоре обратился в бегство.

Мамай стоял на высоком холме и в смятении наблюдал разгром своих полчищ.

С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды.

Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя.

Но лишь 100 лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был ещё силён и многочислен.

Куликовская битва имеет великое значение в истории русского народа:

  • Русь впервые почувствовала свою силу, ободрилась и поняла, что окончательное свержение ига недалеко.
  • Русский народ наглядно убедился в том, что его главная сила должна заключаться в соединении его разрозненных частей.

Спустя 100 лет правнук Дмитрия Донского Иван III окончательно избавился от монголо-татарского ига . А внук Ивана III Иван Грозный завоевал 3 татарских княжества: Казанское, Астраханское и Сибирское.

Подведём итоги:

  • Какое событие произошло 8 сентября 1380 года?
  • В чём значение победы русского войска на поле Куликовом?

videouroki.net

Сергий Радонежский и Куликовская битва. Создание газеты к памятной дате.

23 сентября в нашем классе на уроке литературного чтения ребята показали результат своего труда после прохождения темы «Летописи. Былины. Жития.» Им надо было собрать материал по выбранной теме, обсудить в группе значение Куликовской битвы и роль Сергия Радонежского в ней, собрать иллюстративный материал и оформить газету.
Посмотрите, как проходила презентация газет.

Беляев Кирилл

Тема «Участники Куликовской битвы»

Буйновская Рената

Лена Ефимова

 Денис Данилов

 Групповая работа Алисы и Фатимы.

 Максим Зудинов

Лиза Гайдышева

 Коллективная работа Никиты, Дани и Глеба.

Получили высший балл!!!


 Крымов Артем

 Полина Лысенко

 Друзья Никита и Саша.

 Алина Тихонова

 Маша вместе с Алиной.

 Маша работала вместе с Алиной.


 Тюрина Соня.


 Полина Науменко

Святая троица: Настя, Ульяна и Ирина

И заканчивала нашу работу Полина Ярмоленко.
Хочется сказать большое спасибо за помощь в работе нашим взрослым друзьям!

dyakova-natalia.blogspot.com

Презентация «Куликовская битва» — Начальные классы

Прошло более 100 лет после нашествия Батыя. В Москве княжил внук Ивана Калиты – Дмитрий Иванович . При нём Московское княжество ещё больше укрепилось и возвысилось над другими. Он возвёл надёжный Кремль из белого камня вместо дубового.

Толщина стен была 2-3 метра. И когда очередной враг напал на Москву, то Кремль блестяще выдержал осаду. Более 100 лет служили надёжной защитой Москве белокаменные стены и башни Кремля. К середине XV века стены сильно обветшали и в некоторых местах были заделаны брёвнами. Вот тогда и был возведён тот Кремль, который мы знаем.

Между тем, некогда могущественная Золотая Орда приходила в упадок. Видя её слабость, московский князь перестал считаться с волей хана и посылал ему всё меньше и меньше дани.

Разгневанный правитель Орды Мамай решил проучить непокорного князя и снарядил против него большое войско.

Князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы.

Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей , а также ополчения разных городов .

На битву князя благословил Сергий Радонежский – основатель Троицкого монастыря под Москвой.

Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю .

Князь Дмитрий стремительно повёл свою рать на юг – навстречу монгольскому правителю Мамаю. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непряда впадает в Дон. 8 сентября 1380 года разгорелась битва .

Русские войска вышли из Московского княжества и направились на Куликово поле.

Войска монголо-татар вышли из Астраханского ханства, перешли Волгу и Дон, после битвы на Куликовом поле вернулись обратно.

Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Татарский воин Челубей и русский ратник Пересвет с копьями наперевес помчались друг на друга и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.

И сразу же началась жестокая сеча. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми. Звон оружия, стоны раненых, ржанье коней – всё слилось в один гул. Тучи пыли поднялись над полем брани и закрыли солнце.

Начали враги теснить русских ратников. И тогда внезапно из леса вылетела и ударила по врагу русская конница , находившаяся в засаде. Растерялся неприятель и вскоре обратился в бегство.

Мамай стоял на высоком холме и в смятении наблюдал разгром своих полчищ.

С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды.

Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя.

Но лишь 100 лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был ещё силён и многочислен.

Куликовская битва имеет великое значение в истории русского народа:

  • Русь впервые почувствовала свою силу, ободрилась и поняла, что окончательное свержение ига недалеко.
  • Русский народ наглядно убедился в том, что его главная сила должна заключаться в соединении его разрозненных частей.

Спустя 100 лет правнук Дмитрия Донского Иван III окончательно избавился от монголо-татарского ига . А внук Ивана III Иван Грозный завоевал 3 татарских княжества: Казанское, Астраханское и Сибирское.

Подведём итоги:

  • Какое событие произошло 8 сентября 1380 года?
  • В чём значение победы русского войска на поле Куликовом?

multiurok.ru

Урок № 46. «Куликовская битва», 4 класс

Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс

Тип урока: комбинированный

Цель

формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск, составлять план пересказа о Куликовской битве. Отмечать на «ленте времени» дату Куликовской битвы. Обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского, рассказывать о поединках богатырей. Заполнять «Героическую летопись России» в рабочей тетради. Осознать роль Куликовской битвы в истории России. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

Планируемые результаты

Предметные

Знать понятия: Дмитрий Донской, Куликовская битва.

В чём значение победы русского войска на поле Куликовом?

Уметь подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества.

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. — осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.

Р. — вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.

К. — договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные результаты

Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

Основные понятия и определения

понятия: Дмитрий Донской, Куликовская битва

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем, как Русь боролась за независимость. По карте определим место Куликовской битвы. Попробуем осознать, какую роль сыграла Кули­ковская битва в истории России.

Вспомни, какие ратные подвиги защитников нашего Отечества ты знаешь

Изучение нового материала

 Куликовская битва

Не раз поднимались русские люди против Золотой Орды. Внук князя Ивана Калиты Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов — пере-
стал платить ненавистную дань. Готовясь к борьбе с Ордой, князь Дмитрий приказал возвести вокруг Кремля белокаменные стены.

В ту пору в Орде было неспокойно. Многочисленные соперники вели ожесточённую борьбуза власть. Одним из наиболее сильных правителей оказался Мамай. Он-то и решил наказать. Русь за неповиновение. Спор должен был ре-
шиться на поле боя.

Летом 1380 года стало известно, что на Русь с огромным войском идёт сам Мамай. Тотчас по приказу великого князя Дмитрия Ивановича помчались гонцы в разные стороны. Русской земли с призывом собирать силы для отпора врагу. И потянулись
к Москве княжеские полки и дружины. Шли и те, кто никогда не держал в руках оружия, — крестьяне и горожане

Всколыхнулась вся Русь. Повсюду люди молились о даровании победы русскому
оружию, просили Бога о защите Русской земли. А сам князь Дмитрий отправился
в Троицкий монастырь.

Шлем, кольчуга и вооружение русского воина

Е. И. Данилевский. К полю Куликову

По преданию, основатель Троицкого монасты­ря Сергий благословил князя Дмитрия Иванови­ча на борьбу с врагом. В помощь князю он отправил двух богатырей — Пересвета и Ослябю.

В начале сентября русское войско вышло к До­ну. На Куликовом поле, расположенном между Доном и его притоком — рекой Непрядвой, 8 сентября 1380 года разгорелась битва.

Ранний утренний туман стлался над полем бу­дущей битвы, когда здесь выстроились русские полки. Над рядами копий, готовых к бою, вете­рок слегка колыхал знамёна. Над главным пол­ком развевалось великокняжеское знамя с ликом Иисуса Христа.

Перед началом битвы в единоборстве срази­лись богатыри — ордынский воин Челубёй и рус­ский ратник Пересвет. Пронзив друг друга копь­ями, оба храбреца пали замертво. И сразу же началась жестокая сеча

Страшны были удары копий и мечей. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми. Звон ору­жия, стоны раненых, ржание коней — всё сли­лось в один гул. Тучи пыли поднялись над по­лем брани и закрыли солнце.

Начали враги теснить русских ратников. И тог­да внезапно из леса вылетела и ударила по врагу русская конница, находившаяся в засаде. Растерялся неприятель и вскоре обратился в бегство

Мамай, стоя на высоком холме, в смятении наблюдал разгром своих полчищ.

Весть о победе разнеслась по всей Руси. Узна­ли о ней и в других странах. Ликовали русские люди, но и печалились. Славили воинов-победи- телей и оплакивали погибших. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским.

Возросло значение Москвы и её князя в гла­зах русских людей.

Однако Орда была всё ещё не сломлена. Но победа на поле Куликовом дала народу веру в то, что зависимость Руси не будет вечной.

Осмысление и понимание полученных знаний

 Работа с исторической картой

Найдите на карте (с. 73) место Куликовской битвы. Проследите по карте передвижение рус­ских и ордынских войск

 

Обсудим!

1.Почему для Дмитрия Донского была так важна поддержка Сергия Радонежского?

2.Какие поединки богатырей вам известны? В чём смысл поединка богатырей перед битвой?

Проверь себя

1.Расскажи, как проходила Куликовская бит­ва. 2. В чём значение победы русского войска на поле Куликовом? 3. Выскажи своё отношение к Дмитрию Донскому

8 сентября 1380 года на Куликовом поле во главе с Дмитрием Донским русские войска одержали победу над войском ордынцев. Это был важный шаг к освобождению Руси.

Задания для домашней работы

1.По тексту учебника составь план рассказа о Куликовской битве.

2.Нарисуй один из эпизодов Куликовской битвы. Можно изготовить макет битвы.

Куликовская битва-1

 

 

 

Битва на Куликовом поле. Учебный фильм

 

 

 

Куликовская битва -2

 

 

 

Куликовская битваанимация схема сражения

 

 

 

Усиление московского княжества Куликовская битва

 

 

 

Дмитрий Донской -1

 

 

 

Правители Руси 13 Дмитрий Донской

 

 

 

Княжение Дмитрия Донского

Источники информации:

ШКОЛА РОССИИ ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва

«Просвещение» 2014

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций окружающий мир

— http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Куликовская битва

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  1. Образовательная. Показать борьбу русского народа за независимость. Выявить понимание факторов, определяющих
    победу или поражение в битве.
  2. Коррекционно-развивающая. Продолжать развивать умения самостоятельно делать выводы, устанавливать
    причинно-следственные связи, представлять условия того времени.
  3. Воспитательная. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, вызвать чувство восхищения мужеством русских людей,
    поднявшихся на борьбу с могущественным врагом и одержавших блестящую победу. [2]

Основные знания. 8 сентября 1380 г. – Куликовская битва, Мамаево побоище.

Основные термины и понятия. Полк, пехота.

Оборудование и материалы. Презентация “Куликовская битва”, карточки с заданиями, карточки с изображением оружия и
доспехов русского и монгольского воинов, Лента времени, карточки с датами, плакаты с наброском поля битвы, аппликации,
кроссворд, контурные карты, цветные карандаши, тетради учащихся, папки по истории с планами.

Тип урока: Комбинированный.

1. Организационный момент.

Настрой на работу.

2. Повторение.

1. Биографическая игра “Кто это?”

Учащимся предлагаются карточки с биографическими задачами. (Приложение 1)

Дифференцированный подход – учащиеся получают карточки по степени сложности и объему напечатанного текста.

Развитие коммуникативных умений – учащиеся, самостоятельно поработав с карточкой, задают биографическую задачу любому своему однокласснику, помогая ему при затруднении вспомогательными вопросами. Проверка – фото на слайдах. Слайды 2, 3, 4, 5.

2. Игра “Четвертый лишний”.

– Как вы думаете, кто из этих людей лишний? Слайд 6.

(Учащиеся должны выбрать историческую личность, обосновать свой выбор. Возможно, возникнет дискуссия между учащимися. Задача педагога направить дискуссию к нужному ответу – Мамай.) Слайд 7.

– Как связаны между собой эти люди?

(При ответе на этот вопрос учащимся можно подсказать, показав репродукцию картины “Благословение”.) Слайд 8.

3. Работа с картиной “Благословение”.

Необходимо выделить главные фигуры на картине и рассказать о моменте, изображенном на ней.

– Почему именно сейчас Дмитрий Иванович решил сразиться с монголо-татарами.

(Учащиеся вспоминают об обособлении власти монгольских ханов, об утраченных позициях на Руси. Учитель обращает внимание на взаимоотношения монгольского хана и московского князя.)

4. Игра “Одень воина”. (Приложение 2)

Работа в парах – учащиеся распределяют карточки, на которых изображены доспехи и оружие воинов, на две группы – для монгольского воина и для русского воина. Затем каждая пара проверяет работу другой пары. Учащимся для проверки демонстрируется слайд 9.

5. Работа с Лентой времени. (Приложение 3)

Учащимся предлагается найти точку отсчета, когда началось монгольское иго на Руси (1237 г. – нашествие Батыя на Русь), отметить, сколько времени прошло до 1380 г. Определить век, когда началось монгольское иго, и к какому веку относится 1380 г. Даты поместить на Ленте времени.

Сочетание коллективной и индивидуальной форм работы – один учащийся вычисляет, сколько времени прошло от 1237 г. до 1380 г. (связь с математикой). Другие выставляют на Ленте времени даты, определяют век.

Мини-вывод по данному этапу урока: Сергий Радонежский благословил Дмитрия Ивановича на битву с монголо-татарами. Эта битва вошла в историю, как …

3. Введение в тему.

Отгадывание ребуса. Слайд 10.

Ч = К

 

М = В

   


Кулич

+


Омск

 

Куликовская битва

4. Сообщение темы урока, целеполагание. Слайд 11, 12.

Работа в тетрадях – учащиеся записывают в тетрадь тему урока и дату.

– Почему русский народ победил в Куликовской битве? (Учащиеся высказывают свои предположения, но снова возвращаются к этому вопросу в конце урока.)

5. Изучение нового материала.

Изучение материала проходит по плану “План изучения исторического события”. (Приложение 4) Эти планы есть у каждого учащегося, которые хранятся в индивидуальных папках учащихся. Слайд 13нажать слово дата.

1) Работа с учебником. Учащиеся в учебнике на странице 290 находят дату Куликовской битвы.

8 сентября 1380 г. – Куликовская битва, Мамаево побоище (записывают в тетрадь). Слайд 14. ( – возврат к слайду 13 (план) – нажать слово место).

2) Рассказ учителя о месте, где происходила битва: карта – слайд 15; схема поля – слайд 16.

Учитель совместно с учащимися при помощи наводящих вопросов объясняет, почему именно это поле выбрал Дмитрий Иванович, на что были готовы русские воины. Определяют, в чем проявился талант полководца.

Учитель может рассказать дополнительный материал о названии поля, о его площади, о воеводе Дмитрии Боброке, который тоже повлиял на исход битвы, выбирая место для этого. (Приложение 5)

Работа с контурными картами – отметить место битвы.

( – возврат к слайду 13 (план) – нажать слово причины начала).

3) Причины начала Куликовской битвы. Слайд 17.

Самостоятельная работа – учащиеся из предложенного перечня причин, выбирают только те, которые и являются причинами начала битвы. (На карточках напротив слов “причины начала битвы” учащиеся выписывают лишь номера подходящих фраз. Данная карточка будет вклеена в тетрадь учащихся по истории, чтобы они могли на следующем уроке воспользоваться при составлении рассказа о Куликовской битве.)

Дифференцированный подход – некоторым учащимся дается карточка с напечатанными и перефразированными причинами (плохое зрение и медленность чтения текста). (Приложение 6)

Самопроверка слайд 18. (– возврат к слайду 13 (план) – нажать слово участники).

4) Участники битвы.

Об участниках битвы продолжает рассказывать учитель, сообщает о численности и составе войск. Вместе с учащимися предполагают исход битвы. Слайд 19.

Самостоятельная работа с учебником – найти в 1-м абзаце стр. 289 название городов, воины которых также присоединились к войску Дмитрия Ивановича.

Работа с картиной в учебнике “Утро на Куликовом поле”.

Рассказ учителя о начале битвы.

Показать визуально численность монгольских войск и русских войск на картине – слайд 20. (– возврат к слайду 13 (план) – нажать слово ход).

5) Ход битвы.

Учитель рассказывает о расположении русских и монгольских войск с помощью анимированной карты – слайд 21. Учащимся демонстрируется портрет Дмитрия Боброка, который внес свой вклад и в победу – слайд 22. Учитель вместе с учащимися снова рассуждают на тему – почему именно так расставил свои войска Дмитрий Иванович? К чему это могло привести? Какой будет исход битвы?

Учащимся сообщается о стяге, под которым воевали воины, об иконе, которую Дмитрий Иванович взял с собой. Слайд 23, 24. Сообщается также о том, что Дмитрий Иванович сражался вместе со всеми, несмотря на то, что он полководец. Вспоминают учащиеся произведение О.Тихомирова “На поле Куликовом” (связь с чтением) о том, как по традициям того времени начинаются бои.

Рассказ учителя о поединке, как некотором жребии, кто начнет первый. Рассказ сопровождается показом картин, содержащих описываемые события – слайды 25, 26, 27.

Сам ход битвы показывается учащимся с помощью анимированной карты – слайд 28.

Для более точного представления битвы учащимся демонстрируются картины “Во время битвы”, “Атака засадного отряда” – слайды 29, 30.

Дополняются знания учащихся, что сразу не был найден князь Дмитрий Иванович, так как вся земля была покрыта телами убитых. Но вскоре его нашли раненым. Учащиеся сами отвечают на вопрос – за что прозвали Дмитрия Донским? (За эту блестящую победу Дмитрий Иванович стал именоваться Дмитрием Донским.) Возможна работа с текстом учебника в поисках ответа на данный вопрос.

6. Физкультминутка. (Приложение 7)

Работа в парах – учащиеся встают со своих мест, подходят к столам, на которых они с помощью аппликаций воссоздают схему Куликовской битвы. Взаимопроверка – пары проверяют работу друг друга, сравнивают с учебником или слайдом 21.

6) Продолжение работы по плану.

После слайда 30 – возврат к слайду 13 (план) – нажать слово причины результата).

Причины победы русских войск в Куликовом сражении учащиеся пытаются назвать сами, вспоминая весь ход урока.

Самостоятельная работа – учащиеся продолжают работать с карточками, полученными в начале урока. (Приложение 6, слайд 17.) Напротив слов “причины победы” выписывают номера подходящих причин.

Самопроверканажать слово борьба и переход к слайду 31. ( – возврат к слайду 13 (план) – нажать на слово значение).

7) Значение Куликовской битвы.

Самостоятельная работа – продолжается работа с карточками, учащиеся выбирают оставшиеся фразы из предложенного перечня. (Приложение 6, слайд 17).

Проверканажать слово освободительная и переход к слайду 32.

7. Закрепление.

Игра “ДА-НЕТ”. Слайд 33.

Учащиеся читают утверждения, соглашаются с ними или нет, отмечая напротив вопроса “+” или “–”.

Дифференцированный подход – одному учащемуся дается лист с напечатанными утверждениями из-за плохого зрения. (Приложение 8)

Взаимопроверка слайд 34.

Учащиеся также высчитывают, сколько лет прошло с той великой победы? (Связь с математикой.)

Дополнительная информация – 8 сентября – старый стиль, 21 сентября – по новому стилю отмечают этот день. Как это происходит, и где узнаете на следующем уроке (вызвать интерес к следующему уроку).

8. Итог, оценивание.

Учащиеся после взаимопроверки оценивают работу друг друга. Проводится итог урока, отвечая на вопрос, поставленный в начале урока – слайд 12. (На слайде 33 нажать на + в ответе 5 и перейдете на слайд 12).

Учитель сообщает о том, что Русь окончательно освободиться от монголо-татар еще не смогла, несмотря на блестящую победу. У монголо-татар пришел к власти другой хан – Тохтамыш, который разорил Москву. Сколько будет продолжаться иго и когда же, наконец, Русь освободиться от господства монголо-татар, узнаете на следующем уроке. Комментарии учителя по уроку. Закончить урок можно стихотворением – слайд 35 (на слайде 12 нажать кнопку и перейти к слайду 35 (стихотворение).

9. Домашнее задание.

Учащиеся получают кроссворды, которые могут отгадывать, пользуясь учебником или без него (в зависимости от уровня усвоения материала по истории). (Приложение 9)

Список литературы

  1. Пузанов Б.П. История России: учеб. для 7 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида/ [Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – с. : ил. – (Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида).
  2. Пузанов Б.П., Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 7-м классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: учеб. метод. пособие – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 215 с. – (Коррекционная педагогика).
  3. Интернет-ресурсы.

29.03.2011

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *