Куликовская битва даты – Куликовская битва — Википедия

Куликовская битва – День воинской славы России. Справка

Усиление Московского княжества встревожило Мамая. В 1378 году он послал на Русь войско под командованием мурзы Бегича. Войско князя Московского Дмитрия Ивановича встретило ордынцев на реке Воже и разбило их. Мамай, узнав о поражении Бегича, стал готовиться к большому походу на Русь. Он вступил в союз с великим князем литовским Ягайло и рязанским князем Олегом. Летом 1380 года Мамай начал поход.

Князь Московский Дмитрий Иванович, узнав в конце июля о движении монголо-татар, обратился с призывом о сборе русских военных сил в Москве и Коломне. Под стяги великого князя московского Дмитрия Ивановича собрались дружины 27 русских городов и княжеств. Общая численность войска превышала 100 тысяч человек.

План похода состоял в том, чтобы, не ожидая соединения на Оке Мамая со своими союзниками, переправиться через Оку и двинуться навстречу противнику к верховьям Дона. Поход войска происходил в августе – начале сентября.

19 (6 сентября по старому стилю) по Старой Данковской дороге русские полки достигли реки Дон. На военном совете было решено переправляться через реку и встретить врага за Доном и Непрядвой. В ночь с 20 (7) на 21 (8) сентября войска переправились через Дон и ранним утром 21 сентября начали разворачиваться в боевой порядок между балкой Рыбий верх и рекой Смолкой на фронте около 1 км лицом на юго-восток, к водоразделу, откуда двигались силы Мамая.

В авангарде русского войска были отряды Сторожевого полка. В передней линии находился Передовой полк. Основная линия русского боевого построения имела трехчленное деление. В центре располагался Большой полк, его фланги прикрывали полки Правой и Левой руки, которые упирались краями в заросшие лесом отроги балки и речки. За большим полком располагался резерв.

Предугадывая ход битвы, русские полководцы разместили восточнее полка Левой руки в большом лесном урочище «Зеленая Дубрава» Засадный полк, состоявший из отборных конных дружин. Мамай также расположил свою конницу и наемников в линейном порядке.

Битва началась поединком русского воина инока Пересвета с монгольским богатырем Челубеем. В этом поединке оба воина погибли. Затем татарская конница, смяв передовой полк, начала теснить большой полк; русские полки несли значительные потери; был убит сражавшийся в большом полку в доспехах великого князя и под его знаменем боярин Михаил Бренок. Великий князь Дмитрий в доспехах рядового воина бился среди воинов того же полка.

Однако русские выстояли, и тогда, создавая численный перевес, Мамай бросил последние свежие силы на полк Левой руки. Понесший значительные потери полк Левой руки начал отступать. Не спас положение и выдвинутый на помощь резерв. Огибая фланг Большого полка, золотоордынская конница стала выходить в тыл московской рати. Создалась реальная угроза окружения и уничтожения русских сил. Наступила кульминация сражения. В этот момент в спину прорвавшимся ордынцам ударил Засадный полк.

Внезапное введение в бой свежих русских сил коренным образом изменило ситуацию. Вступление в бой Засадного полка послужило сигналом к всеобщему наступлению московской рати. Началось массовое бегство войска Мамая. Преследование велось русской конницей до наступления темноты.

Победа была полной, был захвачен весь лагерь и обоз ордынцев. Однако русская рать в ходе сражения понесла большие потери. Семь дней собирали и хоронили в братских могилах павших воинов.

Куликовская битва имела большое историческое значение в борьбе русского и других народов с монголо-татарским гнетом. Важным следствием Куликовской битвы было усиление роли Москвы в образовании Русского государства.

В 1848 году на Красном Холме, где была ставка Мамая, был установлен памятник.

В 1996 году Постановлением Правительства РФ на месте легендарного сражения был создан Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле».

Территория музея-заповедника занимает юго-восток Тульской области, географически – это участок ландшафта северной лесостепи Русской равнины в бассейне верхнего течения Дона и Непрядвы. Она включает историческое место битвы с прилегающими участками, а также комплекс уникальных археологических, мемориальных, архитектурных, природно-ландшафтных памятников.

С 1996 года по инициативе музея на берегу реки Дон вблизи деревни Татинки ежегодно проводится международный военно-исторический фестиваль «Поле Куликово». В нем принимают участие клубы военно-исторической реконструкции из России, Украины, Белоруссии, Прибалтики. Победители конкурсной программы фестиваля принимают участие в большом театрализованном представлении во время праздничных мероприятий, посвященных годовщине Куликовской битвы.

В 2002 году в селе Монастырщина, где по преданию захоронены русские воины, павшие в Куликовской битве, была заложена Аллея памяти. Здесь представлены памятные знаки от различных земель России.

ria.ru

День памяти Куликовской битвы – 21 сентября

Прошлое России большое и славное. Как благодарность предкам за формирование единого народа 21 сентября вся страна празднует победу Дмитрия Донского над Мамаем.

Причины нарастания конфликта

Большая роль в истории России отводится противостоянию Дмитрия Донского и Мамая. День памяти Куликовской битвы ежегодно отмечают непосредственно на месте боя. Эта дата важна, ведь привела к освобождению от ига орды, объединила русские земли и сформировала единую нацию.

Поводом для войны стало увеличение влияния и могущества Московского княжества. Это сломало систему, которая годами работала на руку татарам. Для начала боевых действий нужен был весомый повод. Вскоре такой нашелся.

Поняв свою мощь, Дмитрий І Иванович (впоследствии Донской) в 1374 году разрывает договоренности с Ордой и отказывается увеличить дань.

День памяти Куликовской битвы в Российской Федерации – это осознание себя как единого русского народа.

Поиск союзников

Далее события развивались очень стремительно. Противники приобретали новых друзей. Так, на сторону Орды стало Литовское королевство. Но сила врага не испугала россиян. Было собрано войско, возглавляли которое отличные полководцы и стратеги.

Мамай готовился к нападению, но незначительные битвы, такие как на реке Вожа в 1378 году, ослабили его армию. Полномасштабное наступление постоянно приходилось откладывать.

Проблемы возникли не только у хана. Московский князь упорно искал поддержки. В помощи ему отказала Тверь. Двоякую роль играла Рязань. Князь Олег поддерживал Мамая, но рассказывал о планах татар другим князьям.

На стороне Донского стояли Нижегородско-Суздальское и Смоленское княжества. Под руководством отважных военачальников в бой смело шли тысячи мужчин из разных земель. Именно поэтому день памяти Куликовской битвы в России – это праздник каждого патриота, который готов защищать свою родину от захватчиков.

Ход знаменитой битвы

7 сентября 1380 года войска приблизились к реке Дон. Места, где проходили боевые действия, имели как плюсы, так и минусы. Преимущество в том, что монголы потеряли бы много сил, переплывая реку. Недостаток – то, что тыл был открыт для сторонников Мамая, которые могли появиться в любую минуту. Молниеносное решение было принято: дружина переправилась через Дон и разбила за собой мосты.

Все знаки предвещали победу. Это вдохновляло солдат. Много значил для них и отважный поступок князя. Он надел простые латы и стал плечом к плечу с собратьями в большом полку.

Схватка началась на следующее утро. Именно 8 сентября – день памяти Куликовской битвы. Кратко описать ход маневров можно так: силы были построены по классической системе. Возглавлял войско большой полк, где сосредоточивалась главная сила. По левую и правую руки стояли еще по одной группе войск. Четвертая часть армии сидела в засаде.

Орда пыталась пробить левый полк, но на помощь вышли солдаты, которые до сих пор прятались в лесу. Разбитые и напуганные татары (атаки их отражали каждый раз с большей силой) считали, что бог отвернулся от них. Полная победа принадлежала Москве.

Ошибка, которая завуалировала настоящую дату

Долго царила Золотая Орда на русских землях. Но в середине ХІV века сила ханов начала угасать. Пиком стало поражение на Куликовом поле. События, изменившие историю, происходили 1380 году. Еще с лета Мамай готовился к войне. 8 сентября две стороны встретились. Победу одержал Донской. Позже эти события были описаны в летописях. Но если баталия началась 8 сентября, почему сегодня мы отмечаем День памяти Куликовской битвы 21 сентября?

Ответ прост. Летописцы отметили, что поединок состоялся в Рождество Богородицы (сегодня это 21.09), что по старому стилю приходилось на 8 сентября (по Юлианскому календарю). Тогда логично заметить, что чествовать воинскую славу нужно было бы 16 числа. Ведь именно 8 дней добавляется при переводе дат на старый стиль. Но исследователями была допущена ошибка. Они добавили 13 суток, руководствуясь правилами православной церкви. Из этого понятно, что настоящая дата победы – 16 сентября.

Основатель музея

Одна из достопримечательностей российской культуры – государственный музей заповедник “Куликово поле”, который находится в с. Монастырщино Тульской области. Расположен он под открытым небом. Максимум гостей принимает в сентябре. Тогда поле превращается на арену боевых действий. Его главная особенность – театрализованные выступления.

Условная история музея началась еще с досоветских времен. Коллекцию начал собирать Степан Нечаев, которого впоследствии стали называть первым историком и археологом поля. Этот человек, ссылаясь на летописи, определил место, которое описывали хронологии. Поле находилось в его собственности. Можно сказать, что Нечаев был отцом музея и основателем такого праздника, как День памяти Куликовской битвы. Фото инициатора, который поднял проблему поиска Мамаева побоища, можно увидеть во всех учебниках истории.

Сейчас музей объединяет несколько экспозиций. Одна из них – церковь Сергия Радонежского, которая характеризуется традиционным архитектурным ансамблем. Этот чудотворец и мудрец благословил Донского на войну. Еще одно звено – комплекс в селе Монастырщина, где якобы похоронены погибшие воины.

Возвращение на поле битвы

Россияне гордятся своей историей. Поэтому ежегодно на поле, где проходила схватка между Дмитрием Донским и Мамаем, проводятся массовые собрания, известные как фестиваль «Поле Куликово». Приветствует фанатов истории Тульская область. Действо пытается полностью отразить времена Золотой орды и Московской Руси. В День памяти Куликовской битвы эта часть современной России превращается в средневековые земли.

Ежегодно план фестиваля обновляется. Но традиционно празднование начинается с богослужения в храме Сергия Радонежского.

Стартовал фестиваль в 1997 году и с тех пор проводится без перерывов.

Где отпраздновать победу над Мамаем?

Очень важно, что музей не только развлекает, но и учит. Дом Куликовской битвы организовывает фестиваль таким образом, чтобы донести до гостей максимум информации из великого прошлого. Мероприятие отличается широкой программой. Сотни мужчин, которые изучали военное искусство, соревнуются в ловкости. Проводятся различные конкурсы на лучшие доспехи, костюмы и оружие тех времен. Показывают свои умения лучники, фехтовальщики. Происходят рыцарские турниры.

Помогут окунуться в атмосферу ХІV века конные поединки, пехотные столкновения и парные бои русских дружинников и ордынцев. Для зрителей постоянно открыты ярмарки, которые удивляют избытком сувенирной продукции. Кроме этого, можно посетить десятки мастер-классов. Работает полевая кухня.

Фестиваль – это лучшее место, чтобы провести День памяти Куликовской битвы. Положительные впечатления и приятное настроение гарантированы.

Миф Тульской области

Многие источники говорят о том, что встреча двух войск произошла между реками Дон и Непрядва. Но кроме обелиска-современника там ничего нет. Обычно на таких местах сводили курганы, храмы, монастыри. Работа археологов также не увенчалась успехом. За десятки лет раскопок нашли только несколько подтверждений теории того, что именно в этом районе проходила знаменитая битва. Но и они не стали стопроцентными доказательствами. Наконечники стрел могли принадлежать охотникам, а кольчуга старше на два века от этих событий. Не найдено захоронений врагов.

Когда День памяти Куликовской битвы отмечается, знают все, но мало кому известно, что есть документы, доказывающие, что Кимовский район Тульской области далек от побоища Мамая.

Мемориал на Кулишках

Ученые нашли много объяснений аномалиям. Например, отсутствие оружия и лат толкуют так: все вооружение было убрано с места боя из-за того, что было дорогое и редкое. Но есть десятки фактов, которые невозможно объяснить.

Появилось много кричащих идей. Так, по одной из версий, битва происходила на территории современной Москвы. Столица имеет район Кулишки, который полтысячелетия назад был обширным полем. Доном раньше называли все крупные реки, в том числе и Москву-реку. Также в этом районе было село Напрудное, откуда вытекала река, которой могли дать имя Непрядва. Там стоит церковь Всех Святых на Кулишках, основанная Донским в ​​память воинам, погибшим 8 сентября 1380 года. Поэтому именно в том месте можно отмечать День памяти Куликовской битвы.

fb.ru

Staroverec – Куликовская битва

Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко.
Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима.
Факты. Статистика. Гипотезы.
1995
(отдельная глава в сокращении, полная версия здесь: http://lib.ru/FOMENKOAT/):

   Смута в Орде в конце XIV века.
   После образования большой империи в первой половине XIV века в результате завоеваний Батыя = Ивана Калиты, государство разделилось на три части:
  Волжское Царство (Золотая Орда),
  Белая Русь (Белая Орда) и
  Северская Земля (Украина).
   К концу XIV века в Золотой Орде (Волжском Царстве) началась большая смута. За 20 лет (с 1359 по 1380 гг.) сменилось примерно 25 ханов. Смута заканчивается знаменитой Куликовской битвой. В ней русский князь Дмитрий Донской (он же – хан Золотой Орды Тохтамыш) разбил темника Мамая – фактического правителя Орды. В результате битвы на территории империи образовалось княжество, которое впоследствии превратилось в Московское государство (в XVI веке).
   Сейчас мы перейдем к знаменитой Куликовской битве. Предварительно отметим, что описание летописей дает основание утверждать, что причиной битвы послужил ПОГРАНИЧНЫЙ СПОР между князем Великого Новгорода Дмитрием Донским и рязанским и литовским князьями (соответственно, Олегом и Ольгердом). Рязанский и литовский князья договорились выгнать Дмитрия из Москвы, Коломны, Владимира и Мурома, считая, что Москва по праву принадлежит Литве, а Коломна, Владимир и Муром – рязанскому княжеству. Для осуществления этого плана они пригласили царя Мамая. См.”Сказание о Мамаевом побоище” ([49],с.136-137).
   Таким образом, Куликовская битва была сражением за обладание СПОРНЫМИ ГОРОДАМИ Москвой, Коломной, Муромом и Владимиром. При этом они собирались отогнать Дмитрия Донского “либо в Новгород Великий, или на Белоозеро, или на Двину” ([49],с.134-135). В этой связи отметим, что в нашей реконструкции столица Дмитрия – Кострома, город рядом с Ярославлем (см. ниже). Поэтому картина становится совершенно естественной: два князя хотят выгнать Дмитрия обратно в его столицу.
   Где находится Куликово поле?
   Обратимся к истории знаменитой битвы на Куликовом поле (1380 год). Сегодня считается, будто Куликово поле расположено между реками Непрядва и Дон, ныне – Куркинский район Тульской области (см.Советский Энциклопедический Словарь,М.,1984,с.667). Это – примерно в 300 километрах к югу от Москвы. Якобы, именно в этом месте и произошла самая знаменитая в русской истории битва между русскими войсками под предводительством Дмитрия Донского с татаро-монгольскими войсками под предводительством Мамая.
   Однако известно, что никаких следов знаменитой битвы на этом Тульском “Куликовом поле” почему-то не обнаружено. Нет ни старого оружия, ни следов захоронений погибших воинов и т.п.
   Кроме того, размер этого поля ЯВНО МАЛ для такой крупной битвы. На это обращали внимание многие историки, см., например ([3],с.111). Стоило ли ехать вдаль на такое маленькое поле и тому и другому громадному войску? Вопрос: там ли мы ищем Куликово Поле?
   Кулишки в Москве и церковь Всех Святых в честь воинов Куликовской битвы на Славянской площади 
  
Начнем с того, что некоторые летописи ПРЯМО ГОВОРЯТ о том, что КУЛИКОВО ПОЛЕ НАХОДИЛОСЬ В МОСКВЕ.
   Например, известный Архангелогородский летописец, описывая встречу иконы Владимирской Божьей Матери в МОСКВЕ во время нашествия Тимура в 1402 году, сообщает, что икону встретили В МОСКВЕ “НА ПОЛЕ НА КУЛИЧКОВЕ”. Вот полная цитата: “И принесоша икону и сретоша Киприян митрополит со множеством народу, НА ПОЛЕ НА КУЛИЧКОВЕ, иде же ныне церкви каменна стоит во имя Сретенья Пречистыя, месяца августа, в 26 день” ([18],с.81).
   Упомянутая церковь стоит, как известно, на Сретенке. А недалеко от Сретенки в Москве есть место, до сих пор известное под своим древним названием – КУЛИШКИ.
   Мнение о том, что московское название Кулишки является синонимом Куликова поля, бытовало в Москва еще и в XIX веке! Например, в сборнике “Старая Москва”, изданном Комиссией по изучению старой Москвы при Императорском Московском Археологическом Обществе (см.[16]), упоминается о якобы “неправильном предположении”, существовавшем в Москве, будто московские “Кулишки произошли от Куликов или Куликова поля” ([16],с.69). Там отмечено, кстати, что “КУЛИШКИ СУЩЕСТВОВАЛИ ПРЕЖДЕ МОСКВЫ” ([16],с.69).
   ИМЕННО НА КУЛИШКАХ до сих пор стоит церковь Всех святых, которая “по старому преданию, была построена Дмитрием Донским в память воинов, убитых на КУЛИКОВОМ ПОЛЕ” ([8],c.143). “Каменная церковь Всех Святых на Кулишках, упомянутая в известии 1488 года. В переделанном виде церковь сохранилась до нашего времени” ([8],c.143). До сих пор она так и называется: “Церковь Всех Святых на Кулишках”. Сегодня прямо около нее – нижний выход из станции метро “Китай-город”. Чуть ниже – Москва-река. Здесь же -улица Солянка, называвшаяся раньше также КУЛИЖКИ, т.е. Кулишки ([51],с.53).
  Московские Кулишки захватывали также площадь Покровских ворот, имевших три-четыре столетия назад и второе название – КУЛИШСКИЕ.
   Согласно нашей гипотезе, именно в этом большом районе Москвы и произошла знаменитая Куликовская битва, в результате которой костромской князь Дмитрий Донской = Тохтамыш победил западнорусские, рязанские и польские войска Мамая и присоединил к своим владениям область, в которой впоследствии возник большой город – Москва. Возможно, присутствие ПОЛЬСКИХ ВОЙСК в “монгольском” войске Мамая вызовет удивление. Но об этом прямо говорит русская летопись: ПСРЛ,т.25, М.-Л,1949, с.201. А также см. [40],т.5,с.462.
   Кстати (малоизвестный факт), Мамай – это ХРИСТИАНСКОЕ ИМЯ, до сих пор присутствующее в наших святцах в форме Мамий. По-видимому, что это – слегка искаженное “мама”, “мамин”, т.е. “сын мате-ри”. Видимо, раньше на Руси бытовала пара имен сходного происхождения: Батый – от “батька”, “отец”, а Мамий (Мамай) – от “мамы”, “матери”.
   Итак, Дмитрий Донской воюет с полководцем, имя которого – христианское!
   Как и в каком виде дошли до нас сведения о Куликовской битве?
   Основным первоисточником по истории Куликовской битвы считается “Задонщина”. Считается, что: “Есть все основания полагать, что “Задонщина” была написана в восьмидесятые годы XIV века, вскоре после Куликовской битвы и, во всяком случае, еще при жизни Дмитрия Донского” ([49],с.544).
   БОЛЕЕ ПОЗДНИМ источником считается “Сказание о Мамаевом побоище”, которое “вероятнее всего было написано в первой четверти XV века” ([49],с.552).
   В фундаментальном издании [49] “Задонщины” сразу обращает на себя внимание тот факт, что значительная часть географических названий выделена в тексте курсивом. Это означает (как сказано в [49],с.545), что эти фрагменты были ВОССТАНОВЛЕНЫ, РЕКОНСТРУИРОВАНЫ позднейшими историками (на основе сравнения нескольких версий текста). При этом, довольно часто, исходные географические названия, присутствовавшие в основном списке, почему-то ЗАМЕНЯЛИСЬ ДРУГИМИ. 
   Ставка Мамая на Красном Холме у Куликова поля. Московский Красный Холм, Московская Красная Площадь
   Полезно взять карту Москвы, положить ее перед собой и следить по ней за нашим рассказом.
   Согласно русским источникам, ставка Мамая во время Куликовской битвы была расположена “на Красном Холме”. За несколько дней перед началом битвы русские “сторожа Мелика отошли постепенно под нажимом татар к Непрядве, к КРАСНОМУ ХОЛМУ, С ВЕРШИНЫ КОТОРОГО БЫЛА ВИДНА ВСЯ ОКРЕСТНОСТЬ” ([3],с.98). Во время сражения “Мамай с тремя князьями находился на Красном Холме, откуда руководил войсками” ([3],т.2,с.101). “Царь же Мамай с тремя темными Князи взыде на место высоко на шоломя, и ту сташа, хотя видети кровопролитие” ([19], комментарий 76 к т.5, гл.1,с.29). Таким образом, рядом с Куликовым полем находился Красный Холм. Есть ли в Москве на Кулишках такой Холм? Да, есть.
   Прямо к Кулишкам (к Яузским воротам) спускается очень высокий крутой холм, который назывался Красным Холмом. На его вершине – известная Таганская площадь. Вспомните крутой спуск к высотному зданию у Яузских ворот. Не на этом ли Красном Холме, т.е. на Таганской площади, была ставка Мамая? Более того, рядом с этим местом до сих пор находится КРАСНОХОЛМСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ (Москвы-реки) и известный КРАСНОХОЛМСКИЙ МОСТ. Сегодня на карте Москвы сам КРАСНЫЙ ХОЛМ формально не обозначен. Впрочем, рядом с Кремлем есть хорошо известная КРАСНАЯ ГОРКА, где до сих пор стоит старое здание Московского университета ([51],с.52).
   Московское поле Кулишки окружено несколькими холмами. На одном из них – известная Красная Площадь (и Кремль). Поэтому этот холм тоже мог называться Красным. 
   Кузьмина гать Куликовской битвы и Кузьминки в Москве
   Перед началом Куликовской битвы войска Мамая остановились на “Кузьмине гати” ([49],с.163). Любой москвич тут же воскликнет – так это же московские Кузьминки! Известный район Кузьминки.
   Итак, наша гипотеза звучит так: Мамай подходил к Кулишкам (в центр современной Москвы) с восточной стороны Москвы, находясь на левом берегу Москвы-реки. То есть – на том берегу, где сейчас произойдет Куликовская битва.
   А Дмитрий шел ему навстречу с южной стороны Москвы, находясь на правом берегу Москвы-реки. Перед битвой Дмитрий форсировал реку (по-видимому, – Москву-реку недалеко от Новодевичьего монастыря).
   Войска сошлись в центре современной Москвы – на Кулишках (в районе Славянской площади и Сретенки). Для полноты картины сообщим, что в то время как Мамай стоит на “Кузьминой гати”, Дмитрий стоит “на Березуе” ([49],с.160-161). То есть – на берегу, “на брезе” реки (по нашей реконструкции – Москвы-реки).
   Из какой Коломны выступил Дмитрий Донской на Куликовскую битву?
   Согласно летописи, Дмитрий выступил на Куликовскую битву из Коломны, где он соединился со своими союзниками. Сегодня считается, что Дмитрий вышел из города Коломна под Москвой (примерно 100 километров от Москвы). Возможно. Но нельзя не обратить внимание на другой весьма вероятный вариант: Дмитрий Донской выступил на битву из ЗНАМЕНИТОГО СЕЛА КОЛОМЕНСКОГО, находящегося сегодня внутри Москвы (метро “Коломенская”). Напомним, что именно в этом Коломенском находился огромный деревянный царский дворец.
   Итак, мы считаем, что Дмитрий Донской выступил именно отсюда – из района Коломенского, расположенного на правом берегу Москвы-реки, недалеко от центра Москвы.
     Котлы Куликовской битвы и Котлы в Москве
   Как говорит летопись, Дмитрий движется по направлению “на Котел” ([49],с.150-151). Если это – в Москве, то где? Посмотрите на карту. Вы сразу увидите реку КОТЛОВКУ недалеко от Коломенского (в Москве), железнодорожную станцию НИЖНИЕ КОТЛЫ (находящуюся недалеко от Коломенского, в Москве). Следовательно, выступив из Коломенского, Дмитрий направляется вверх по течению Москвы-реки в сторону речки Котловки. Между прочим, двигаясь в этом направлении, Дмитрий должен был бы вскоре оказаться в районе Новодевичьего монастыря (правда, по другую сторону Москвы-реки). Давайте проверим по летописи – оправдается ли наш прогноз?
    Смотр перед битвой войску Дмитрия Донского на Девичьем поле с Девичьим монастырем. 
   По дороге на поле битвы, Дмитрий устроил своему войску смотр “на поле Девичьем”. “Более 150 тысяч всадников и пеших стало в ряды, и Дмитрий, выехав на ОБШИРНОЕ ПОЛЕ ДЕВИЧЬЕ, с душевной радостью видел ополчение столь многочисленное” ([19],т.5, гл.1,ст.37; [49],с.154-155). Более того, “Сказание о Мамаевом побоище” ПРЯМЫМ ТЕКСТОМ говорит следующее: “Наутро же князь великий повелел выехать всем воинам на ПОЛЕ К ДЕВИЧЬЕМУ МОНАСТЫРЮ” ([49],с.155), “на поле к Дивичю”.
   В рамках нашей реконструкции мы обязаны указать Девичье поле и Девичий монастырь в Москве. Долго искать не надо. Это – знаменитое поле в излучине Москвы-реки, на котором сегодня стоит Новодевичий монастырь. Это огромное поле и называлось ДЕВИЧЬИМ ПОЛЕМ ([53],с.246). До сих пор здесь остались названия: “Проезд Девичьего поля” (ранее просто “ДЕВИЧЬЕ ПОЛЕ”), Новодевичья набережная, Новодевичий переулок.
   Таким образом, как мы видим, Дмитрий, выступив из Коломенского, перешел Москву-реку и попал на Девичье поле, где устроил военный смотр. В летописи этот переход реки непосредственно перед битвой, назван “переходом через Дон”. Возникает естественная мысль, что здесь Доном была названа будущая Москва-река. Напомним, что по нашей реконструкции Москва – фактически еще не заложена, а потому названия Москва-река могло еще и не быть. Если это так, то прежнее название Москвы-реки – это ДОН, то есть просто РЕКА. По поводу ДОН = РЕКА см. ниже.
   Поразительно, что “Задонщина” явно имеет в виду Москву-реку, когда говорит о реке ДОН. В самом деле, княжна “Марья рано поутру плакала на забралах стен МОСКОВСКИХ, так причитая: “О ДОН, ДОН, быстрая река принеси на своих волнах моего господина Микулу Васильевича ко мне” ([49],с.105). Итак, река ДОН ТЕЧЕТ ЧЕРЕЗ МОСКВУ. Какая река течет через Москву? Правильно. Москва-река. Таким образом, гипотеза, что в древности Москва-река называлась ДОНОМ, получает прямое летописное подтверждение.
   “Трубные гласы” на Куликовом поле и Трубная Площадь в Москве.
   Перед началом Куликовской битвы был густой туман. Известно, что “русские полки поддерживали между собою связь “ТРУБНЫМИ ГЛАСАМИ” ” ([3], т.2,с.100). “Туманное утро было, начали христианские стяги развеваться и ТРУБЫ БОЕВЫЕ ВО МНОЖЕСТВЕ ЗВУЧАТЬ. Русские кони взбодрились от ЗВУКА ТРУБНОГО” ([49],с.171).
   По-видимому, воспоминание об этом звучании боевых русских труб на Куликовом поле и хранит сегодня хорошо известная московская ТРУБНАЯ ПЛОЩАДЬ.
   “Дон” Куликовской битвы и Подонское подворье в Москве.
  
Согласно летописям, русские войска, двигаясь на Куликово поле, перешли через реку ДОН (см.ПСРЛ, т.37,с.76). Да и победитель Дмитрий, и даже его брат, назывались Донскими.
   Сегодня считается, что речь идет об известной реке Дон к югу от Москвы. Но эта современная река Дон в средние века чаще называлась ТАНАИС. Именно так она называется во многих описаниях Московии, составленных иностранцами, посещавшими Русь в XV-XVII веках (см. книгу “Иностранцы о древней Москве. Москва XV-XVII веков” [59]). 
   Сегодня название ДОН обычно связывается лишь с одной рекой – современным ДОНОМ. Но оказывается, что слово ДОН означало, – и во многих языках означает до сих пор, – просто “РЕКА”. Это – известный факт. Этимологический Словарь М. Фасмера [75], том 1,с.553, сообщает, что слова ДОН и ДУНАЙ во многих древних языках означали “РЕКУ” вообще.
   Итак, ДОН = “РЕКА”. А, следовательно, ДОНОМ ДОЛЖНЫ БЫЛИ НАЗЫВАТЬСЯ МНОГИЕ РЕКИ.
   Поскольку мы выдвигаем гипотезу, что Куликово поле было на территории нынешней Москвы, то возникает вопрос: а где же в Москве “река Дон”? Видимо, сама Москва-река ранее называлась ДОНОМ.
   Следы названия “Дон” в Москве сохраняются до сих пор. Недалеко от старого Симонова монастыря (сегодня он рядом с метро “Автозаводская”), который, как мы вскоре увидим, непосредственно связан именно с Куликовской битвой, находилось подворье хорошо известной Сарской и ПОДОНСКОЙ епархии, с кафедрой этой епархии, архиерейским домом и соборной церковью. Считается, что здесь в Москву-реку впадала речка Сара, что и дало этому месту имя Сарский. Видимо и название ПОДОНСКАЯ было связано с чем-то местным, московским. Может быть – с Москвой-рекой.
   Возможно и еще одно объяснение. Слово ДОН может означать в русском языке ДОННЫЙ, НИЖНИЙ, от слова ДНО. Поэтому “Донской” могло означать “низовой” – хорошо известный термин в русской истории (Карамзин, [19], указатель географических имен). Вспомните, например, “низовые полки (войска)”. Вероятно, здесь имелись в виду Ордынские войска, расположенные НИЖЕ по течению Волги. Отсюда – и ДОН, ДОНСКАЯ, т.е. НИЗОВАЯ область. 
   В связи с именем “Дон” в Москве, вспомним также знаменитый ДОНСКОЙ монастырь – не очень далеко от центра Москвы. Он был основан в XVI веке.
   Река Меча на поле Куликовом и Москва-река, 
  
Согласно летописи, Куликовская битва продолжалась в течение дня, после чего, войска Мамая побежали и были прижаты к реке Меча (ПСРЛ, т.37,с.76), “где многие татары потонули”. А сам Мамай спасся с немногими воинами. Таким образом, Меча – довольно большая река (в ней можно утонуть), находящаяся РЯДОМ с полем битвы, так как все события произошли в один день. Где находится река Меча? Конечно, сегодня вы можете найти небольшую речку Красивая Меча в Тульской области, где, якобы, была битва. Но, повторим, следов битвы там нет. Да и само название “Меча” могло появиться здесь уже значительно позже, когда историки перенесли сюда Куликовскую битву. Ведь, следуя указаниям всезнающих историков, именно здесь (в Тульской области) в 1848-1850 годах был воздвигнут памятник героям Куликовской битвы и основан музей (Сов.Энц.Словарь,с.667). Возможно, только поэтому и появилась здесь на карте “Красивая Меча”.
   Но если Куликовская битва была на территории Москвы, то где же здесь “река Меча”? Наш ответ прост: это либо сама Москва-река, либо ее приток МОЧА (длиной в 52 километра). См. [8],с.8. Слова “Меча” и “Моча” практически тождественны! Впрочем, отмеченная на современной карте речка Моча впадает сначала в реку Пахру, а затем Пахра – в Москву-реку. Таким образом, сегодняшняя Моча находится за пределами Москвы.
   Но, скорее всего, летопись имеет здесь в виду саму Москву-реку. Большая река, на берегу которой и находится поле Кулишки. Разгромленные войска Мамая были прижаты к Москве-реке, где вполне могли потонуть много воинов. Да и само название “Меча” может быть легким искажением имени Москвы-реки. Дело в том, что имя Москва происходит (как считали в XVII веке, см. выше) от имени Мосох, или Мешех, т.е. (без огласовок) – МСХ или Mosh – Moch – Moscow. Ясно, что из всех этих вариантов вполне могло родиться слово “Меча”. 
   Река Непрядва на поле Куликовом и река Напрудная в Москве на поле Кулишки. А также московская река Неглинка
   Куликовская битва происходила на реке Непрядве (ПСРЛ, т.37,с.76). Эта знаменитая речка упоминается МНОГО РАЗ во всех летописях, говорящих о Куликовской битве. Река Непрядва, по описанию летописи, протекала ПРЯМО ПО ПОЛЮ БИТВЫ и также, судя по описанию битвы, была маленькой речкой (бились, в том числе, прямо на ней).
   Может ли мы указать реку Непрядву в Москве? Поразительно, что эта речка действительно есть, причем – там, где ей и следует быть – на московских Кулишках. Это река НАПРУДНАЯ (Самотека) в центре Москвы ([51],с.54). Трудно отделаться от впечатления, что НЕПРЯДВА – это просто вариант имени НАПРУДНАЯ, от слов “на пруду”, “на прудах”.
   Более того, река Напрудная расположена на московских Кулишках, т.е. прямо на Куликовом поле. В самом деле: “Главная, так сказать, становая возвышенность направляется сначала по течению РЕЧКИ НАПРУДНОЙ (Самотека), а потом НЕГЛИННОЙ прямо в Кремль; идет по СРЕТЕНКЕ и Лубянке (ДРЕВНИМ КУЧКОВЫМ ПОЛЕМ) и вступает в Китай-город” ([51,с.54). Все это – район большого Куликова поля в Москве.
   Возникновение имени Непрядва-Напрудная совершенно естественно, поскольку в Москве было (да и есть) много прудов. Сегодня хорошо известны улицы Напрудные (1-я и 2-я), Напрудный переулок, Прудовая улица, Прудовой проезд и т.д. См.[63]. Более того, к северу от Кремля на Яузе было село НАПРУДСКОЕ! См.[8],с.125. Имена НЕПРЯДВА и НАПРУДНАЯ практически тождественны. Легкая трансформация Напрудной в Непрядву также может быть понята из сохранившегося до сих пор в Москве имени ПРУДОВАЯ. Напрудную речку вполне могли называть также НАПРУДОВОЙ, или Непрядвой.
   Напомним, что название Непрядва в некоторых местах современных изданий “Задонщины” выделено курсивом (хотя имеются, конечно, “Непрядвы” и без курсива). Это означает (см. выше), что в этих местах текста “Задонщины” имя “Непрядва” было “реконструировано”.
   По московским Кулишкам протекала раньше река НЕГЛИНКА. Она впадала в Москву-реку. Это – маленькая речка. Кулишки назывались также “КУЧКОВЫМ полем у НЕГЛИННОЙ” ([8],с.51). Приставка “не” в названии реки – довольно редкое явление. Возможно, преобразование приставки “НА” в “НЕ” в имени “НАпрудова-НЕпрядва” возникло из-за близости реки “НЕглинки”. Названия рек Напрудной и Неглинки могли тесно переплетаться в сознании людей еще и потому, что на Неглинке ранее была запруда, в результате чего перед Кремлем в древности образовался ПРУД. 
  Засада Владимира Андреевича на Куликовом поле и Владимирская церковь в Москве
   Исход Куликовской битвы решила засада, во главе которой был князь ВЛАДИМИР Андреевич с воеводой Дмитрием Боброком. Именно его удар решил судьбу сражения. Этому важному, переломному событию в “Сказании о Мамаевом побоище” уделяется довольно много места ([49],с.177-179). Естественно ожидать, что на месте битвы должны были бы сохраниться какие-то воспоминания об этом засадном полке. И действительно, на одном из холмов, совсем рядом с Кулишками, до сих пор стоит известная церковь “Святого ВЛАДИМИРА в Садах” (Старосадский переулок). Здесь, по-видимому, и стоял засадный полк Владимира Андреевича
   Мы перебрали все основные географические названия, упомянутые летописью при описании Куликовской битвы.
   Кто с кем сражался на Куликовом поле
   Сегодня нам объясняют, что на Куликовом поле сражались РУССКИЕ с ТАТАРАМИ. Русские победили. Татары проиграли.
    Первоисточники почему-то придерживаются другого мнения. Мы просто процитируем их краткий пересказ, сделанный Гумилевым.
   Сначала посмотрим, кто сражался на стороне татар и Мамая.
   Оказывается, “волжские татары неохотно служили Мамаю, и в его войске их было немного” ([52],с.160). Войска Мамая состояли из ПОЛЯКОВ, крымцев, ГЕНУЭЗЦЕВ (фрягов), ясов, касогов. Финансовую помощь Мамай получал от ГЕНУЭЗЦЕВ!
   А теперь посмотрим – кто же сражался в русских войсках? “Москва продемонстрировала верность союзу с законным наследником ханов Золотой Орды – Тохтамышем, стоявшим во главе ВОЛЖСКИХ И СИБИРСКИХ ТАТАР” ([52],с.160).
   Совершенно ясно, что описывается МЕЖДОУСОБНАЯ БОРЬБА В ОРДЕ. Волжские и сибирские татары в составе “русских войск” воюют с крымцами, поляками и генуэзцами в составе войск Мамая! Русское войско “состояло из княжеских конных и пеших дружин, а также ополчения. Конница была сформирована ИЗ КРЕЩЕНЫХ ТАТАР, перебежавших литовцев и обученных бою в ТАТАРСКОМ КОННОМ СТРОЮ РУССКИХ” ([52],с.163). 
   Сегодня никого, конечно, не удивляет, что войска Мамая называются в летописях Ордой. Но, оказывается, И РУССКИЕ ВОЙСКА ТАКЖЕ НАЗЫВАЮТСЯ ОРДОЙ! Причем, не где-нибудь, а в знаменитой “Задонщине”. Вот, например, что говорят Мамаю после его поражения на Куликовом поле: “Чему ты, поганый Мамай, посягаешь на Рускую землю? То тя била ОРДА Залеская” ([49],с.108).
   Напомним, что Залеская Земля – это Владимиро-Суздальская Русь. Таким образом, здесь русские войска Владимиро-Суздальской Руси прямо названы ОРДОЙ, как и монголо-татарские. Это в точности отвечает нашей реконструкции.
   Так что даже с традиционной точки зрения нельзя считать, что Куликовская битва была сражением между РУССКИМИ и пришельцами-ТАТАРАМИ. “Русские” и “татары” перемешаны так, что отделить их друг от друга невозможно. По нашей гипотезе, слово “татары” в летописях означало КОННЫЕ РУССКИЕ войска и совсем не обязательно означало НАЦИОНАЛЬНОСТЬ. Здесь слово татары попросту заменяет слово КАЗАКИ.
   Итак, Куликовская битва – это было сражение волжских и сибирских казаков во главе с Дмитрием Донским с войском польских и литовских казаков, возглавляемых Мамаем.
   Братская могила героев Куликовской битвы в старом Симонове в Москве. 
   Согласно летописям и “Сказанию о Мамаевом побоище”, в Куликовской битве полегло около 250 тысяч человек (с обеих сторон). Скорее всего, это число сильно преувеличено. Тем не менее, число погибших должно быть очень велико, так как после окончания битвы, “стоял князь Великий за Доном НА ПОЛЕ БОЯ ВОСЕМЬ ДНЕЙ, пока не отделили христиан от нечестивых. Тела христиан в землю погребли, нечестивые тела брошены были зверям и птицам на растерзание” ([49],с.186-187).
   Читатель, воспитанный на традиционной версии нашей истории, наверное, думает, что все это происходило в современной Тульской области в верховьях Дона, куда помещают сегодня место Куликовской битвы.
   Оказывается, однако, что русские воины, павшие в Куликовской битве, захоронены почему-то не в Тульской области, а в МОСКВЕ – в Симоновом монастыре! Здесь были похоронены, во всяком случае, знаменитые герои Куликовской битвы русские воины-иноки Пересвет и Ослябя (см. [54], [55]). “Похоронили Пересвета и Ослябю у церкви Рождества Богородицы. Героев-иноков, павших на поле брани, не повезли в Троицкую обитель, а предали земле у стен именно этой церкви” ([55],с.136). См. также [62].
   Но позвольте, если допустить (как нас уверяют сегодня), что тела героев везли из Тульской области до Москвы на расстояние около 300 (трехсот!) километров, то неужели же их “не смогли” довести небольшой остаток пути до Троице-Сергиевой обители? Осталось ведь совсем немного!
   Другой недоуменный вопрос. ВОСЕМЬ ДНЕЙ Дмитрий стоял на поле боя и хоронил убитых. Только затем тронулись в путь. Надо думать, не один день шли от Тульской области до Москвы (триста километров). Сколько же дней в итоге трупы Пересвета и Осляби были без погребения? Неужели их не хоронили несколько недель?
   Поскольку битва произошла в день праздника Рождества Богородицы, то естественно, что при погребении на поле брани должны были построить церковь, посвященную Рождеству Богородицы. Именно это мы и видим – эта церковь ДО СИХ ПОР СТОИТ В СИМОНОВОМ МОНАСТЫРЕ В МОСКВЕ (см. выше), который основан практически одновременно с Куликовской битвой.
   Наша гипотеза: Симонов монастырь в Москве был основан и построен прямо на московском поле Куликовской битвы (или непосредственно около него) как усыпальница павших здесь русских воинов.
   “Симонов монастырь, основанный в 1379 году, был одним из важных форпостов обороны Москвы. Основная часть памятников была разобрана в начале 30-х годов (! – Авт.) в связи со строительством Дворца культуры Завода имени Лихачева (ЗИЛ). Сохранилась южная стена с тремя башнями” ([53],с.295, коммент. 269). 
   Таким образом, и традиционная история согласна с тем, что Симонов монастырь основан практически одновременно с Куликовской битвой.
   Этот монастырь находится на берегу Москвы-реки, рядом с Краснохолмской набережной, о которой мы уже говорили. Таким образом, все обнаруженные нами выше места и названия, связанные с Куликовской битвой, расположены в Москве очень близко друг к другу, между двумя крайними точками, каковыми являются: церковь Всех Святых (построенная Дмитрием в честь Куликовской битвы) и Симоновым монастырем (где павшие в битве были захоронены). Таким образом, получается естественная картина: павших воинов хоронили на месте битвы, а не везли их за сотни километров в Москву.
   Нельзя не отметить следующее любопытное обстоятельство. Мы с большим трудом нашли в литературе указание на место захоронения героев Куликовской битвы. Это место должно быть (как нам казалось) – весьма знаменитым. Как-никак, здесь лежат герои одной из величайших битв русской истории! И что же? Пересмотрев несколько современных фундаментальных исторических исследований, монографий, обзоров и т.п. по истории Куликовской битвы, мы НИГДЕ НЕ НАШЛИ даже смутного упоминания о месте захоронения. Современные историки хранят странное молчание на эту тему. Более того, руководитель сектора археологии Москвы института археологии РАН Л.А.Беляев пишет о Старо-Симоновом монастыре: “АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАБОТЫ В ШИРОКИХ МАСШТАБАХ ЗДЕСЬ НЕ ВЕЛИСЬ. Нам известно ЛИШЬ О НЕКОТОРЫХ ПОВЕРХНОСТНЫХ НАБЛЮДЕНИЯХ Б.Л.ХВОРОСТОВОЙ при реконструкции храма в 1980 годах. Исследовавший вопрос захоронения Пересвета и Осляби В.Л.Егоров, полагал даже полную разрушенность слоя в трапезной храма и БЕСПЕРСПЕКТИВНОСТЬ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ ЗДЕСЬ (! – Авт.) “. См. книгу “Древние монастыри Москвы по данным археологии”, Материалы исследований по археологии Москвы, том 6. Институт археологии РАН. Москва, 1995,с.185.
   И только благодаря счастливой случайности, нам удалось, наконец, найти нужную информацию только в книге 1806 года (!), на которую сослался М.Поспелов (см. журнал “Москва” за 1990 год) в связи со скандалом, вспыхнувшем из-за отказа завода “Динамо” освободить церковные здания Симонова монастыря на своей территории. И лишь затем, уже побывав в самом монастыре, мы в нем обнаружили ксерокопию очень редкой книги [62], изданной в 1870 году и также рассказывающей и захоронении Пересвета и Осляби. Отметим, что обе эти книги 1806 и 1870 годов посвящены истории именно Симонова монастыря. 
   В чем же дело? Почему хранится молчание о том – где же захоронены герои, павшие на поле Куликовом?
   Мы считаем, что ответ ясен. Потому, что захоронение это оказывается расположенным не в Тульской области (куда сместили Куликовскую битву, стремясь удревнить город Москву), а в самой МОСКВЕ! Поэтому о нем предпочитают молчать. Ведь любой здравомыслящий человек тут же задаст естественный вопрос: неужели тела погибших везли более трехсот километров из Тульской области в Москву? Если захоронение – в Москве, то и битва была в Москве. Это же совершенно естественный вывод. Еще раз повторим, что в Тульской области никаких следов захоронений не найдено. Даже если число погибших сильно преувеличено (что, скорее всего, – так), после такой крупной битвы как Куликовская, должны были остаться большие захоронения. И их следы должны быть видны до сих пор.
   В Москве они есть. В Тульской области их нет.
   Впрочем, надо понять позицию историков. Дело в том, что согласно их “теории” в год Куликовской битвы Москва уже давно существовала как крупный город. Кулишки в Москве, по их мнению, были давно застроены ко времени Куликовского сражения. Какая же битва “на огромном поле” может быть в тесном городе?!
   По нашей же версии, в эпоху Куликовской битвы Москва еще только-только создается, она – небольшое селение, а на месте Кулишек – незастроенное большое поле. Лишь ПОСЛЕ Куликовской битвы (т.е. лишь в конце XIV века!) Дмитрий стал отстраивать Москву, что и говорит летописец: “Князь великий Дмитрий Иванович заложи град Москву камену и начаша делати безпрестани” ([51]с.89).
   Старый Симонов монастырь сегодня (в 1994 году) -древняя братская могила воинов Куликовской битвы
   В этом пункте мы расскажем о нашем посещении Старого Симонова монастыря 15 июня 1994 года, предпринятом нами в связи с исследованием географических обстоятельств Куликовской битвы. Совершенно естественно, что, высказав гипотезу о том, что битва произошла на территории Москвы, нам захотелось лично посетить Симонов монастырь – как место захоронения героев битвы, чтобы проверить нашу реконструкцию на месте.
   Начнем с того, что сегодня Старый Симонов монастырь расположен на территории завода “Динамо” и чтобы попасть в него, нужно долго петлять по узким проходам, углубляющимся внутрь завода. На маленьком пятачке, окруженном заводскими строениями, стоит церковь Рождества Богородицы. Церковь вновь открыта лишь несколько лет тому назад: до этого в ней находился заводской склад.
   Мы знали, что здесь захоронены, по крайней мере, два наиболее известных героя Куликовской битвы – Пересвет и Ослябя. Нас чрезвычайно волновал вопрос – нет ли здесь еще и массового захоронения других участников битвы? Ведь если битва произошла действительно в Москве, и, как пишут летописи, Дмитрий ВОСЕМЬ ДНЕЙ стоял на поле и хоронил убитых, то где-то здесь должны были остаться МАССОВЫЕ ЗАХОРОНЕНИЯ павших воинов.
   Так оно и оказалось!
   Не успели мы войти на площадку перед церковью, наше внимание привлек огромный дощатый ящик, уже опущенный в свежую могилу и приготовленный к погребению. На наших глазах рабочий начал засыпать могилу землей. На вопрос: кого он хоронит, присутствовавшие при этом церковный староста и рабочие охотно рассказали нам следующее. Оказывается, ВСЯ ЗЕМЛЯ ВОКРУГ ЦЕРКВИ В РАДИУСЕ ОКОЛО СТА МЕТРОВ И НА ГЛУБИНУ В НЕСКОЛЬКО МЕТРОВ БУКВАЛЬНО ЗАБИТА ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ЧЕРЕПАМИ И КОСТЯМИ. Как нам сообщили, еще при постройке завода был обнаружен целый СЛОЙ ИЗ КОСТЕЙ. Эти древние кости тогда ВЫКАПЫВАЛИСЬ В ОГРОМНОМ КОЛИЧЕСТВЕ И ПРОСТО ВЫБРАСЫВАЛИСЬ.
   Недавно, в десяти метрах от церкви начали копать погреб. Только с этой небольшой площадки было выкопано столько черепов и костей, что хватило заполнить тот самый ящик объемом в два-три кубометра, который мы увидели, войдя на территорию церкви. Его-то как раз и хоронили. По нашей просьбе рабочий любезно поднял крышку. Ящик был заполнен человеческими костьми и черепами. 
   Рабочие, откапывавшие все эти кости, рассказали нам о нескольких поразивших их вещах.
  Во-первых, останки были расположены в земле в полном беспорядке. Один из скелетов был даже расположен ВЕРТИКАЛЬНО ВНИЗ ГОЛОВОЙ! Совершенно ясно, что это – не обычное кладбище, а массовое захоронение. Мертвые тела складывали в беспорядке в ямы. Именно поэтому, выкопав ВСЕГО ЛИШЬ ОДИН ПОГРЕБ, рабочие набрали БОЛЬШЕ КУБОМЕТРА ЧЕРЕПОВ И КОСТЕЙ!
   Во-вторых, копавших поразило, что ПОЧТИ У ВСЕХ ЧЕРЕПОВ БЫЛИ ЗДОРОВЫЕ, МОЛОДЫЕ, ЦЕЛЫЕ ЗУБЫ. Складывается впечатление, что все похороненные были молодыми, здоровыми людьми. Это были воины. Не немощные старики.
   В-третьих, кроме черепов и костей в земле были найдены каменные надгробные доски (плиты) одного и того же образца и размера, без каких-либо надписей. На всех этих досках изображен ОДИН И ТОТ ЖЕ узор. Этот рисунок чрезвычайно напоминает воинский щит.
   В-четвертых, в захоронении полностью отсутствуют какие-либо остатки гробов, металлических предметов, одежды и т.п. Сохранились только кости. Это говорит о том, что захоронение очень старое: дерево, железо, медь, одежда ПОЛНОСТЬЮ ИСТЛЕЛИ, рассыпались. На это нужны столетия. Впрочем, доказывать древность этого захоронения видимо излишне, поскольку археологи, специально вызванные сюда, датировали захоронение XIV веком, т.е. временем Куликовской битвы.
    В “Истории церкви Рождества Богородицы на Старом Симонове в Москве” сказано, что сразу после Куликовской битвы Дмитрий Донской передал этой церкви село Рожествено, находившееся НА КУЛИКОВОМ ПОЛЕ.

www.staroverec.lv

Куликовская битва

Куликовская битва

  КУЛИКОВСКАЯ БИТВА — битва объединенного русского войска во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Ивановичем и ордынским войском под командованием темника Мамая 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле — на правом берегу Дона, у впадения в него р. Непрядва.

  На протяжении 70-х гг. XIV в. великий князь Дмитрий Иванович собирал силы для борьбы с Ордой. Этому благоприятствовала и ситуация в Орде — там шла междоусобная борьба, “великая замятия”, во время которой за 20 лет сменилось более двух десятков ханов, а сама Орда разделилась на две части. Наибольшим влиянием пользовался темник Мамай, возглавлявший т.н. Мамаеву Орду, кочевавшую между Волгой и Доном.

  К кон. 70-х гг. Дмитрию Ивановичу удалось преодолеть противоречия между русскими князьями и сплотить их для совместных действий против Орды. В 1378 г. в битве на р. Вожа объединенные русские войска разбили татарское войско под командованием Бегича. Разгневанный Мамай собрал новую огромную армию. В ее состав, кроме конных полков различных степных народов, вошла и генуэзская пехота. Кроме того, Мамай заключил союз с литовским князем Ягайло. Летом 1380 г. войско Мамая, численностью до 100 тыс. человек, двинулось в поход.

  По призыву Дмитрия Ивановича к Москве стали собираться воинские отряды практически из всех княжеств. 23 князя со своими отрядами влились в состав объединенного русского войска, в том числе полки братьев Ягайло, Андрея и Дмитрия Ольгердовичей, а также псковское ополчение. Отсутствовали тверские, смоленские и новгородские князья. Рязанский князь Олег Иванович занял выжидательную позицию, но и он предупредил Дмитрия Ивановича о приближении ордынского войска.

  В августе 1380 г. в Коломне был проведен смотр русского войска. 20 августа войско вышло из Коломны, а 30 августа переправилось через Оку. Узнав о движении русских полков, Ягайло не решился выдвинуться на помощь Мамаю и не принял участие в битве.

  В ночь с 7 на 8 сентября Дмитрий Иванович переправился через Дон у впадения в него реки Непрядва и поставил полки на Куликовом поле. В центре встал большой полк, по флангам — полки правой и левой руки, впереди — передовой, чуть сзади, за левым флангом большого полка — запасной полк. С востока, скрытый в Зеленой дубраве, стоял засадный полк численностью 10-16 тыс. человек, под командованием волынского князя Дмитрия Михайловича Боброка и серпуховского князя Владимира Андреевича. Общая численность русского войска достигала 70 тыс. человек.

  Утром 8 сентября 1380 г. началась битва. В “Сказании о Мамаевом побоище”, которое было написано в кон. XV в., сохранилось предание: героями Куликовской битвы стали воины-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которых благословил на бой Сергий Радонежский. Александр Пересвет начал сражение поединком с богатырем-печенегом, в котором оба погибли. Позднее богатыря-печенега именовали Темир-мурзой или Челубеем. Андрей Ослябя первым ринулся в бой и первым пал на поле брани.

  Основные силы татар устремились на Передовой полк, разбили его и ударили в центр Большого полка. Бой продолжался три часа. Татары рвались к знамени великого князя, под которым стоял боярин Михаил Бренок в доспехах Дмитрия. Боярин погиб, но полк устоял. Великий князь в это время в доспехах простого воина сражался в самой гуще битвы. Два раза его сбивали с коня, израненный, он еле добрался до дерева, где после битвы его нашли два простых воина-костромича.

  Не добившись успеха в центре, татары ударили по полку Правой руки, но потерпели неудачу. Тогда они обрушились на полк Левой руки, в тяжелом бою оттеснили его и стали обходить с тыла главные силы. Но они не знали о существовании Засадного полка и, начав окружение Большого полка, подставили под удар свои тылы. В этот момент свежая русская конница из засады нанесла разгромный удар в тыл и фланг противнику. Немногим удалось в панике бежать. В наступление перешли и остальные русские полки, которые гнали остатки Мамаева войска на протяжении 30-40 км до реки Красивая Меча, захватили обоз и богатые трофеи. Фактически войско Мамая перестало существовать. Малое число татар добралось до Орды, а сам Мамай бежал в Крым и был там убит.

  Русские войска потеряли ок. 20 тыс. убитыми и ранеными. Восемь дней собирали и хоронили убитых воинов, а затем войско двинулось к Коломне. 28 сентября войско победителей вступило в Москву, где его ожидало все население города.

  Победа русского воинства стала переломным моментом в истории Руси. Она вызвала национальный подъем, была воспета во многих литературных памятниках, самые знаменитые из которых — “Задонщина” и “Сказание о Мамаевом побоище”. Великий князь Дмитрий Иванович получил почетное прозвание Донской, а его двоюродный брат, князь Владимир Андреевич — прозвание Храбрый. В честь воинов, павших на Куликовом поле, в Москве была заложена церковь Всех Святых на Кулишках.

автор статьи C. Перевезенцев

      

      

war1380.ru

День воинской славы России. Куликовская битва. Версии от официальных до смелых

В принятом в 1995 году Федеральном законе № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» среди дней воинской славы нескольких эпох выделяется день, в котором русские полки нанесли поражение монголо-татарским войскам на Куликовом поле в 1380 году. Официально в календаре отечественных памятных дат праздник носит название «День воинской славы России — День победы русских полков в Куликовской битве (1380 год).

Несмотря на то, что история монголо-татарского ига и борьбы с ним (в частности, история Куликовской битвы) – неотъемлемый атрибут большинства учебников истории России всех последних десятилетий, трудно найти в истории нашей страны период, который бы столь неоднозначно оценивался различными специалистами в области истории и историками-«любителями». Если даже попытаться в этой теме абстрагироваться от полной истории монголо-татарского ига, которое само по себе оспаривается некоторыми учёными и псевдоучёными, то даже в отношении Куликовской битвы в нашей стране можно выделить несколько по-настоящему далёких друг от друга версий.

Первый круг версий исходит из того, что в течение двух с лишним веков Русь находилась под азиатским игом, которое, как говорит официальная трактовка, не позволило нашей стране «развиваться вровень с европейскими державами». Как в то время «развивались» сами европейские державы – вопрос отдельный…

В этом кругу хватает как патриотических, так и либеральных версий. Причём первые спорят со вторыми, вторые с первыми – весьма рьяно. Порой так, что уже не совсем понятно, где либерализм, а где патриотизм.

Одна версия заключается в том, что русские князья стали задумываться о консолидации земель и усилий для борьбы с ханом, преодолевая междоусобные разногласия, а потом дали бой монголам на Куликовом поле, развеявший, как принято говорить в определённых кругах, миф о непобедимости монгольского войска. Сторонники этой версии в качестве аргументации своей правоты приводят факты о том, что после сражения в течение определённого времени Русь не платила в Сарай (центр Орды) дань.

По другой версии, Куликовская битва – это не битва Дмитрия Донского против Мамая как битва русских против ордынцев, а совсем наоборот – открытая поддержка «легитимной» (династической) власти Орды в период так называемой «Большой Замятни». Сторонники именно этой точки зрения утверждают, что Дмитрий Донской собрал полки, чтобы бороться с ордынским темником Мамаем в завершающий период внутриордынской смуты с целью поддержать на престоле в Сарае Тохтамыша из династии чингизидов. В качестве своеобразного «доказательства» своей правоты сторонники версии с «поддержкой Дмитрием Донским хана Тохтамыша» приводят тот факт, что менее чем через два года Тохтамыш пришёл в Москву и восстановил уплату дани Орде. Ещё приводятся факты того, как ещё по пути войска хана к Москве к Тохтамышу выдвигались послы от ряда князей и заявляли тому о своей покорности. В отдельных хрониках утверждается, что москвичи сами открыли двери Тохтамышу, поверив на слово сыновьям нижегородского князя, заявившим, что в беседе с ханом выяснили его “лояльное” отношение к Москве. Что было дальше и какой оказалась лояльность? – Хроники сходятся в том, что Тохтамыш разграбил и сжёг Москву, казнив «без числа» её жителей. Лояльно?..

Второй круг версий исходит из того, что Куликовская битва – и вовсе исторический вымысел, который впервые появился в трудах западных и прозападных историков с той якобы целью, чтобы создать некий миф о существовании самого монголо-татарского ига. По этой версии, никакого многовекового ига вообще не было, монгольские ханы – это и вовсе частично русские князья, управлявшие огромными территориями.

Последователи этой версии заявляют о том, что активно версия о монголо-татарском иге стала культивироваться в России после «прорубания окна в Европу» Петром I. Аргумент примерно таков: необходимо было подчеркнуть общность российской и европейской цивилизаций, противопоставив некую третью сторону, которой и решено было «назначить» монголо-татар. При этом в той же версии оспаривается и факт существования такого этнического конгломерата как монголо-татары.

Понятно, что этот круг версий выглядит более чем сенсационно, ведь есть же учебники… причём советские… Они как бы традиционного говорят о полной ереси этих высказываний. Но насколько правдивы “монгольские” главы в тех учебниках и на кого они опираются в качестве источника? В общем, при всей “еретичности” такой круг версий находит немалое число последователей. И, как говорят на Украине, всё сложнее определить, зрада это чи перемога?..

Увеличение числа сторонников этой версии можно объяснить многими факторами, один из которых – современное желание «забить досками» петровское «окно в Европу» в связи с тем, как европейцы относятся к самому понятию российских интересов. Это, если можно так выразиться, и своеобразная антисанкционная реакция, согласно которой появляется тезис о том, что русские в самом широком смысле слова – это и собственно русские, и те же татары с монголами, но никак не европейцы, чинившие и продолжающие чинить всем нам козни…

Но если есть такие заявления, то нужно же их авторам предоставлять свои аргументы. В качестве главного аргумента избран следующий: до сих пор специалисты не могут определиться с тем, где находится реальное Куликово поле. Ранее считалось, что это где-то под Рязанью, потом место было некоторым образом «перенесено». И у сторонников версии о том, что не было ни ига, ни Куликовской битвы, всё последнее время тезис таков: если Куликово поле там, где оно указано в нынешних туристических буклетах, то почему археологами в течение многих лет не обнаружено сколько-нибудь весомого количества археологических находок-подтверждений, почему не обнаружено воинских захоронений, фрагментов оружия и т.п.

Тот факт, что дело было всё-таки даже не в 1780, а в 1380 году, и что реальное поле может действительно быть не совсем там, где оно обозначено сегодня, авторы этой версии не рассматривают как достойный внимания и обсуждения. Не было – и всё тут…

Учитывая то, что всё чаще на экранах появляются диаметрально противоположные программы, «документальные» фильмы, издания с одной стороны о явной исторической подлинности Куликовской битвы, с другой стороны о полной невозможности такого события, – можно констатировать, что истины в этом вопросе мы, похоже, не узнаем никогда. Хотя в качестве истины можно констатировать очевидный факт: при учёте всех нынешних копьеломаний историографического и псевдоисториографического толка Русь в средние века и выстояла, и со временем перешла к новому своему пути – консолидации земель вокруг единого центра, что со временем вылилось в образование государства, территориальные, ратные и духовные масштабы которого по сей день вызывают истерику у «партнёров». И потому 21 сентября 1380 года – полноценный день воинской славы, поспособствовавший развитию огромной русской (в самом широком понимании этого слова) державы, предками переданной нам для сохранения и созидания во благо.

topwar.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о