Куликовская битва и Дмитрий Донской. Сообщение 3-4 класс
Задание найти информацию о куликовской битве в энциклопедии есть и в третьем, и в четвертом классе на уроках окружающий мир и литература. Мы подготовили для вас краткое сообщение о Куликовской битве для детей, а значит простыми словами расскажем о самом главном, самом важном, другими словами: найдем суть произошедшего.
Куликовская битва
Не раз поднимались русские люди против Золотой Орды. Медленно собирала Русь силы. Внук князя Ивана Калиты Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов — перестал платить ненавистную дань. В ту пору в Орде было неспокойно. Многочисленные соперники вели ожесточенную борьбу за власть. Одним из наиболее сильных правителей оказался Мамай. Он-то и решил наказать Русь за неповиновение. Спор должен был решиться на поле боя.
Летом 1380 года стало известно, что на Русь с огромным войском идет сам Мамай. Тотчас по приказу великого князя Дмитрия Ивановича помчались гонцы в разные стороны Русской земли с призывом собирать силы для отпора врагу. Потянулись к Москве княжеские полки и дружины. Шли и те, кто никогда не держал в руках оружия, — крестьяне и горожане. Повсюду люди молились о даровании победы, просили Бога о защите Русской земли. Перед битвой и сам Дмитрий Иванович получил благословение у Сергия Радонежского, который дал ему в помощь монахов-богатырей Пересвета и Ослябю.
В начале сентября русское войско во главе с князем Дмитрием вышло к реке Дон и уничтожило за собой перправу, чтобы отрезать пути к отступлению. Дмитрий построил войско так:
— в центре большой полк (во главе сам князь Дмитрий),
— впереди передовой полк,
— по флангам – полки левой и правой руки,
— в лесу засадный полк (во главе воевода Дмитрий Боброк и Серпуховской князь Владимир Андреевич).
На Куликовом поле, расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой, 8 сентября 1380 года разгорелась битва.
Перед началом битвы в единоборстве сразились богатыри – татарский воин Челубей и русский воин Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво.
И сразу же началась жестокая сеча. Когда уже сложно было сдерживать натиск неприятеля, подошло время вступать в бой засадному полку. Из леса вылетела и ударила по врагу русская конница, находившаяся в засаде. Растерялся враг и вскоре обратился в бегство. Русские воины преследовали остатки армии Мамая до реки Красивая Меча 50 вёрст. Сам Мамай успел сбежать.
Весть о победе разнеслась по всей Руси. Ликовали русские люди, но и печалились, потому что много русских погибло в битве. Потери обеих сторон в Куликовской битве были огромными. Убитых (и русских, и ордынцев) хоронили 8 дней. В сражении пали 12 русских князей, 483 боярина — более половины командного состава русского войска.
Князь Дмитрий Иванович, который участвовал в битве на передовой, был ранен в ходе сражения, но выжил и получил в дальнейшем прозвище «Донской».
Однако, Орда была все еще не сломлена. Но победа на поле Куликовом дала народу веру в то, что зависимость Руси от чужеземцев не будет вечной.
Вопросы по теме Куликовская битва:
- Каково значение Куликовской битвы?
Россия впервые за долгие годы проявила себя как единое государство, способное постоять за свою независимость. В военном отношении она показала, что русская армия может сражаться на равных и даже побеждать Орду. Окончательно рухнул миф о непобедимости монголов. Была восстановлена вера народа в свои силы.
- От кого князь Дмитрий получил благословение на битву:
У Сергия Радонежского.
7gy.ru
Куликовская битва — Начальные классы
План – конспект урока в 4 классе «Куликовская битва»
Предмет : Окружающий мир.
Тема: Куликовская битва.Урок проведён в 4 классе по учебнику «Окружающий мир» авторы –А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Данный урок является частью раздела «Страницы истории России».
Тип урока – комбинированный, так как происходит как повторение, обобщение ранее пройденного, так и изучение нового материала.
Исходя из этого, целью урока стало: познакомить с важным историческим событием в жизни российского народа – Куликовской битвой.
Задачи, которые ставились для данного урока:
учащиеся ознакомятся с основными сведениями по теме Куликовская битва;
учащиеся научатся извлекать информацию нужного содержания из фильма и текста;
научатся вступать в коммуникации в группе и в паре;
на материале урока будет сформировано чувство уважения и гордости за свой народ.
Формируемые УУД:
Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Личностные: проявлять внимание, желание больше узнать.
Оборудование урока: презентация, фрагмент из мультфильма, анимированная карта “Куликовская битва”, карточка-тест, кроссворд с заданиями, задания для групповой работы.
Ход урока
. I. Организационный момент. (1-2 мин.) Слайд 1
— Здравствуйте, ребята! Я узнала, что в вашем классе учатся самые умные, самые воспитанные ученики. Мне очень захотелось с вами познакомиться и поработать. Я попросила вашу замечательную учительницу____________________________, чтобы она разрешила провести в вашем классе урок окружающего мира.-Вы мне будете помогать на уроке? Вот спасибо!
-Вы покажите мне свои знания. И я думаю, что мы с вами подружимся!
Культурный человеком считают того человека, который знает историю своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”
Важно лишь правильно воспринять уроки истории.
Слайд № 2 Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.
II. Мотивация учебной деятельности. (4 мин.)
– Начнём урок с проверки домашнего задания.
А) Индивидуальная работа (2 человека будут работать у доски)
1. Соотнеси даты и события, военачальников.
1237г – нашествие монголо-татар на Русь хан Батый
15 июля 1240г – Невская битва князь Александр
5 апреля 1242г – Ледовое побоище Александр Невский
8 сентября 1380г — ?
2. Найди пару
Золотая Орда – государство монголо-татар
Невская битва – шведские захватчики
Ледовое побоище – битва с рыцарями-крестоносцами на Чудском озере
Б) Фронтальная работа.
( Работа в парах Карточка- тест)1.В какой группе перечислены города, наиболее удалённые от Орды
а) Москва, Тверь, Ярославль;
б) Владимир, Киев, Переславль;
в) Рязань, Козельск, Смоленск.
2. Что в переводе с древнерусского означает слово «Калита»?
с) дверь, калитка;
т) сумка;
у) кошель.
3. Какой город при Иване Калите стал центром русского княжества?
э) Киев;
ю) Владимир;
я) Москва.
4. Какие территории Руси стали центром её возрождения после нападения захватчиков?
и) южные;
к) юго-западные;
л) северо-восточные.
5. Менялась ли территория княжества при Иване Калите?
к) стала больше, чем была;
л) стала меньше, чем была;
м) не менялась.
6. В каком веке возник Троицкий монастырь?
з) в XII веке;
и) в XIV веке;
к) в XIX веке.
7. Из чего при Иване Калите стали возводить соборы?
и) из гранита;
к) из известняка;
л) из кирпича.
8. В какой группе перечислены ремесленники, изготавливающие вооружение и доспехи?
с) охотники, лучники, бортники;
т) камнерезы, кузнецы, кожевники;
о) бронники, кольчужники, щитники.
9. Из какого материала была выстроена стена Московского Кремля при Иване Калите?
к) из дуба;
л) из известняка;
м) из кирпича.
10. Как называлось место торговли возле Кремля?
а) базар;
б) рынок;
в) торжище.
11. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?
п) соболью шубу;
р) Золотой перстень;
с) Шапку Мономаха.
III. Целеполагание. (4 минуты)
Проверка индивидуальной работы
1380г- В этот год произошло очень важное для России событие. А какое событие — ответим после проверки теста
Проверка фронтальной работы Слайд №3
1- А, 2- У, 3-Я, 4-Л, 5-К, 6-И, 7-К, 8-О, 9-К, 10-В, 11-С
— Итак, какое важное событие произошло в 1380 году?
8 сентября 1380г Куликовская битва
— Сколько лет прошло от начала монгольского ига до данной даты? (143 года) 1237 – 1380 = 143г
-Речь на уроке пойдёт о внуке Ивана Калиты — Дмитрии Ивановиче.
Физкультминутка для глаз.
IV. Изучение новой темы. (20 минут)
Слайд №4
— Прочитайте части предложений из первого столбика и найдите их продолжение во втором.
1.В первые десятилетия после похода хана Батыя на Русь… | 2…русские уже сами собирали дань со своих земель. |
2.Со времён Ивана Калиты… | 3…стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду. |
3.Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича… | 1..дань собирали монгольские баскаки. |
— Таким образом, Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов.
— Почему князь осмелился не платить дань? (Найдите ответ в книге. Учебник А.А. Плешакова Окружающий мир 4 класс, страница70)
— В Орде шла борьба за власть, в Орде было неспокойно.
— Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? (Мнения детей)
Слайд № 5
— Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле.
Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.
— Летом 1380г стало известно, что на Русь с огромным войском идёт сам Мамай.
Отрывок из мультфильма (Мамай)
Слайд №6
— Что предпринял московский князь Дмитрий Иванович? У.с.70
— Кто откликнулся на этот призыв? (Вспыхнула вся Русь. К Москве потянулись княжеские полки и дружины)
— За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.
А как же были вооружены в то время войска Дмитрия Ивановича и Мамая
Слайд №7
(сообщение)
Вооружение того времени было очень тяжёлое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: кольчуги, панцири и др. Чаще всего использовали кольчуги – рубахи до колен, составленные из плотно сплетенных мелких железных колец. Кроме кольчатых доспехов, были еще дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата, с нашитыми на них маленькими железными или медными дощечками. Для защиты ног многие надевали так же кольчужные панталоны. На голове носили разного рода шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых шлемов сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и носили его всегда на правой стороне пристегнутым к поясу, а слева – лук, в особом чехле – налуче. Колчан и налуч делались из кожи или сафьяна и украшались шитьем и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий использовались мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.
— Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к КОМУ?
Слайд №8 (Сообщение)
-Патриотическое настроение народа поддержал авторитетный церковный деятель Сергий Радонежский.
Приехав в монастырь, князь застал Сергия в церкви. Он дождался, пока святой закончит молитвы, и подошел к нему один без свиты. Сергий выслушал князя.
– Если враги хотят чести и славы, – дадим им это, если хотят золота и серебра – дадим и это, но если хан хочет погубить землю русскую и саму веру православную, то надо биться с ним и кровь свою пролить, – молвил старец Дмитрию.
Князь ответил, что жадному хану мало злата и серебра, и идет он с огромным войском к границам русских княжеств.
– И пропадет он, – сказал снова старец.
– А ты, Дмитрий, будешь жив, хотя многие твои воеводы погибнут в бою. Ждет тебя Божья помощь и милость Его. Иди на битву, иди и не бойся.
Он перекрестил князя, велел ему наклониться и прошептал на ухо: «Ты победишь».
Сергий дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.
V. Физминутка Слайд 9
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Вот мы руки развели
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки
Поклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Сражение на Куликовом поле. Слайд №10
— Не желая подпустить ордынцев к стенам Москвы, Дмитрий двинул свои войска навстречу противнику к реке Дону.
Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения. У.с. 73
Русская армия подошла к реке — в ночь с 7 на 8 сентября 1380 году переправилась через неё на широкое поле Куликово, расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой. Поле называлось Куликовым.
— Почему так называлось это поле? по названию птиц, которые там водились.
— После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь все мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано? (Дети высказывают свои мнения.)
Слайд №11
— Выберите возможный вариант ответа на вопрос: “Почему Дмитрий Иванович после переправы русских войск через реку приказал сжечь мосты?”
1. Чтобы никто и не думал о возможности отступления.
2. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.
— Закройте глаза. Представьте себе ночь накануне сражения.
“Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали. От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие”
Слайд №12 Работа по картине Александра Павловича Бубнова “Утро на Куликовом поле”.
— Откройте глаза. Настало утро 8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.
— Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют? (Страх перед неизвестностью.)
— Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что…
“Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться”.
Слайд №13
– А сам князь как поступает? Зачем он встал в строй с простыми воинами?
Дмитрий объехал ряды воинов, призывая их постоять за Русь со словами:
“Где вы, там и я. Скрываясь позади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”.
Слайд 14
По обычаю перед началом битвы сразились между собой два самых сильных богатыря: из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Этот вызов принял русский ратник- богатырь Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво.
Отрывок из мультфильма (Поединок)
И сразу же началась жестокая битва. Звуки боя были слышны далеко вокруг. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми.
В сражение ринулись огромные силы. Задыхаясь от тесноты, многие воины гибли под копытами коней.
Слайд 15
И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилась, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи”.
— Сейчас вы просмотрите ход Куликовской битвы.
Анимированная карта “Куликовская битва”.
— Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.
— Как вы думаете, как стали называть Дмитрия Ивановича? Почему?
Слайд 16
— Но омрачена была радость победы. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле.
Слайд 17
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.
Русские воины заплатили большую цену за эту победу. Неделю они “стояли на костях”, погребая погибших.
С 9 по 16 сентября русские хоронили убитых. Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую “Дмитриевскую родительскую субботу”.
Слайд 18 Песня «Куликово поле» Жанна Бичевская
— В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен этот памятник-музей.
— Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским. За мужество и героизм, а также за то, что он отстоял со своим войском Русскую землю и русскую веру, князь Дмитрий был причислен к лику святых.
VI. Первичное закрепление нового материала. (5 мин.)
— Какое значение имела Куликовская битва? 1 гр.
— Что дала победа русскому народу? 2гр.
Ответите на эти вопросы после работы в группе. Сформулируйте значение битвы, поработав с текстом учебника на с. 72 – последние 2 абзаца и с дополнительной литературой.
VII. Итог урока (8 мин.)
Слайд 19
— А теперь давайте подведём итог:
1 значение – группа: Выросло значение Москвы и московского князя.
2 значение – группа: Дала народу веру, что зависимость не будет вечной. Появилась надежда освободиться от власти Орды.
Продолжите пословицу: «Залог победы — …..» Прочитать пословицу Залог победы — ..! до конца нам поможет кроссворд. Объясните, как понимаете её.
Продолжите пословицу: “Залог победы — единство”
Сформулируйте 3 значение битвы: С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли русской.
— Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.
VIII. Рефлексия (2-3 мин.)
— Сегодняшний урок, на какие мысли, чувства вас натолкнул? Выскажитесь письменно на оценочном листе:
-На уроке я испытал чувство_________________.
— Я хотел бы узнать ___________________.
— Мне было_____________ понять новый материал.
(Спросить 2-3 учащихся)
Слайд №20
-Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.
Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе – сила!
Никто не справится с тобой!
На этом наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу на уроке.
IX. Инструктаж домашнего задания.
С. 70–74. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание 1,2.
Самоанализ
Открытого урока «Окружающий мир» 4 класс.
Тема урока: Куликовская битва
Урок был дан в 4 классе, учебное пособие «Окружающий мир» авт. А.А.Плешаков в соответствии с тематическим планированием.
Для проведения урока были поставлены цели и задачи, которые учитывают программные требования, содержание материала, необходимый уровень знаний и умений учащихся, требования ФГОС.
Цель урока: познакомить с важным историческим событием в жизни российского народа – Куликовской битвой.
Задачи урока, направленны на формирование метапредметных и предметных результатов:
Формируемые УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Считаю, что цели урока диагностичны и прогнозируемы, соответствуют имеющемуся уровню знаний и развитию учащихся.
По итогу проведённого урока я планировала получить следующие результаты:
Планируемые результаты:
Обучающиеся смогут:
Обучающиеся научатся:
начальным навыкам работы с исторической картой;
активно использовать речевые, информационные технологии;
начальным формам познавательной и личностной рефлексии.
Реализация цели и задач прослеживалась через весь урок. Построение урока соответствует содержанию поставленных задач.
Тип урока: комбинированный, так как происходит как повторение, обобщение ранее пройденного, так и изучение нового материала.
Для организации учебной деятельности учащихся на уроке я использовала определённые формы и методы работы:
Формы работы:
-индивидуальная (работа с учебником, работа возле доски)
-фронтальная (коллективная познавательная и деятельность),
-групповая (выполнение заданий).
Технологии, используемые на уроке:
— проблемно-диалогическая;
— личностно-ориентированная;
— технология сотрудничества;
— ИКТ
— здоровьесберегающая;
— групповая
Данный урок имеет место в разделе программы «Страницы истории Отечества». Соответствует требованиям ФГОС.
Этапы урока выдержаны. Материал носил научный характер. Соответствовал возрастным нормам и требованиям рабочей программы. Осуществлялась тесная связь теории с практикой.. На уроке развивалась познавательная активность, связная речь, память, внимание и воображение. Подводились итоги деятельности.
Актуализация знаний была представлена через систему вопросов по домашнему заданию. Этот приём помог выявить ранее имеющиеся знания при обсуждении вопросов.
Постановка познавательных задач перед обучающимися прошла в виде проблемного диалога. Дети смогли сформулировать тему и цели урока. Отвечали на поставленные вопросы. Использовала репродуктивный метод (скажите пожалуйста, вспомни), задание поискового характера (найди). Была организована работа по учебнику.
На уроке использовался мультимедийный проектор с презентацией, картой.
Практическая работа в группах организована с целью проверки усвоения учебного материала учащимися. Этот приём позволил включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так слабоуспевающим детям. Осуществлялся контроль и самоконтроль при выполнении всех заданий.
Здоровьесберегающая направленность урока выразилась в процессе проведения физминутки.
Порядок и дисциплина обучающихся поддерживались чёткой организацией урока, интересным и доступным материалом.
Приветствовалась активность детей в практической работе и диалоге. Царила атмосфера сотрудничества.
Итог урока был подведен с помощью диалога . На этапе рефлексии использован приём оценочного листа.
Считаю, что урок получился результативным, цели достигнуты. Дети освоили новый материал и с нетерпением ждут продолжения событий.
multiurok.ru
Куликовская битва — Начальные классы
План – конспект урока в 4 классе «Куликовская битва»
Предмет : Окружающий мир.
Тема: Куликовская битва.
Урок проведён в 4 классе по учебнику «Окружающий мир» авторы –А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Данный урок является частью раздела «Страницы истории России».
Тип урока – комбинированный, так как происходит как повторение, обобщение ранее пройденного, так и изучение нового материала.
Исходя из этого, целью урока стало: познакомить с важным историческим событием в жизни российского народа – Куликовской битвой.
Задачи, которые ставились для данного урока:
учащиеся ознакомятся с основными сведениями по теме Куликовская битва;
учащиеся научатся извлекать информацию нужного содержания из фильма и текста;
научатся вступать в коммуникации в группе и в паре;
на материале урока будет сформировано чувство уважения и гордости за свой народ.
Формируемые УУД:
Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;
Личностные: проявлять внимание, желание больше узнать.
Оборудование урока: презентация, фрагмент из мультфильма, анимированная карта “Куликовская битва”, карточка-тест, кроссворд с заданиями, задания для групповой работы.
Ход урока
. I. Организационный момент. (1-2 мин.) Слайд 1
— Здравствуйте, ребята! Я узнала, что в вашем классе учатся самые умные, самые воспитанные ученики. Мне очень захотелось с вами познакомиться и поработать. Я попросила вашу замечательную учительницу____________________________, чтобы она разрешила провести в вашем классе урок окружающего мира.
-Вы мне будете помогать на уроке? Вот спасибо!
-Вы покажите мне свои знания. И я думаю, что мы с вами подружимся!
Культурный человеком считают того человека, который знает историю своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”
Важно лишь правильно воспринять уроки истории.
Слайд № 2 Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.
А сейчас обратимся к прошлому и вспомним главные события, с которыми вы уже знакомы.
II. Мотивация учебной деятельности. (4 мин.)
– Начнём урок с проверки домашнего задания.
А) Индивидуальная работа (2 человека будут работать у доски)
1. Соотнеси даты и события, военачальников.
1237г – нашествие монголо-татар на Русь хан Батый
15 июля 1240г – Невская битва князь Александр
5 апреля 1242г – Ледовое побоище Александр Невский
8 сентября 1380г — ?
2. Найди пару
Золотая Орда – государство монголо-татар
Невская битва – шведские захватчики
Ледовое побоище – битва с рыцарями-крестоносцами на Чудском озере
Б) Фронтальная работа. ( Работа в парах Карточка- тест)
1.В какой группе перечислены города, наиболее удалённые от Орды
а) Москва, Тверь, Ярославль;
б) Владимир, Киев, Переславль;
в) Рязань, Козельск, Смоленск.
2. Что в переводе с древнерусского означает слово «Калита»?
с) дверь, калитка;
т) сумка;
у) кошель.
3. Какой город при Иване Калите стал центром русского княжества?
э) Киев;
ю) Владимир;
я) Москва.
4. Какие территории Руси стали центром её возрождения после нападения захватчиков?
и) южные;
к) юго-западные;
л) северо-восточные.
5. Менялась ли территория княжества при Иване Калите?
к) стала больше, чем была;
л) стала меньше, чем была;
м) не менялась.
6. В каком веке возник Троицкий монастырь?
з) в XII веке;
и) в XIV веке;
к) в XIX веке.
7. Из чего при Иване Калите стали возводить соборы?
и) из гранита;
к) из известняка;
л) из кирпича.
8. В какой группе перечислены ремесленники, изготавливающие вооружение и доспехи?
с) охотники, лучники, бортники;
т) камнерезы, кузнецы, кожевники;
о) бронники, кольчужники, щитники.
9. Из какого материала была выстроена стена Московского Кремля при Иване Калите?
к) из дуба;
л) из известняка;
м) из кирпича.
10. Как называлось место торговли возле Кремля?
а) базар;
б) рынок;
в) торжище.
11. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?
п) соболью шубу;
р) Золотой перстень;
с) Шапку Мономаха.
III. Целеполагание. (4 минуты)
Проверка индивидуальной работы
1380г- В этот год произошло очень важное для России событие. А какое событие — ответим после проверки теста
Проверка фронтальной работы Слайд №3
1- А, 2- У, 3-Я, 4-Л, 5-К, 6-И, 7-К, 8-О, 9-К, 10-В, 11-С
— Итак, какое важное событие произошло в 1380 году?
8 сентября 1380г Куликовская битва
— Сколько лет прошло от начала монгольского ига до данной даты? (143 года) 1237 – 1380 = 143г
-Речь на уроке пойдёт о внуке Ивана Калиты — Дмитрии Ивановиче.
Физкультминутка для глаз.
IV. Изучение новой темы. (20 минут)
Слайд №4
— Прочитайте части предложений из первого столбика и найдите их продолжение во втором.
1.В первые десятилетия после похода хана Батыя на Русь… | 2…русские уже сами собирали дань со своих земель. |
2.Со времён Ивана Калиты… | 3…стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду. |
3.Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича… | 1..дань собирали монгольские баскаки. |
— Таким образом, Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов.
— Почему князь осмелился не платить дань? (Найдите ответ в книге. Учебник А.А. Плешакова Окружающий мир 4 класс, страница70)
— В Орде шла борьба за власть, в Орде было неспокойно.
— Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? (Мнения детей)
Слайд № 5
— Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле.
Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.
— Летом 1380г стало известно, что на Русь с огромным войском идёт сам Мамай.
Отрывок из мультфильма (Мамай)
Слайд №6
— Что предпринял московский князь Дмитрий Иванович? У.с.70
— Кто откликнулся на этот призыв? (Вспыхнула вся Русь. К Москве потянулись княжеские полки и дружины)
— За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.
А как же были вооружены в то время войска Дмитрия Ивановича и Мамая
Слайд №7
(сообщение)
Вооружение того времени было очень тяжёлое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: кольчуги, панцири и др. Чаще всего использовали кольчуги – рубахи до колен, составленные из плотно сплетенных мелких железных колец. Кроме кольчатых доспехов, были еще дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата, с нашитыми на них маленькими железными или медными дощечками. Для защиты ног многие надевали так же кольчужные панталоны. На голове носили разного рода шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых шлемов сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и носили его всегда на правой стороне пристегнутым к поясу, а слева – лук, в особом чехле – налуче. Колчан и налуч делались из кожи или сафьяна и украшались шитьем и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий использовались мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.
— Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к КОМУ?
Слайд №8 (Сообщение)
-Патриотическое настроение народа поддержал авторитетный церковный деятель Сергий Радонежский.
Приехав в монастырь, князь застал Сергия в церкви. Он дождался, пока святой закончит молитвы, и подошел к нему один без свиты. Сергий выслушал князя.
– Если враги хотят чести и славы, – дадим им это, если хотят золота и серебра – дадим и это, но если хан хочет погубить землю русскую и саму веру православную, то надо биться с ним и кровь свою пролить, – молвил старец Дмитрию.
Князь ответил, что жадному хану мало злата и серебра, и идет он с огромным войском к границам русских княжеств.
– И пропадет он, – сказал снова старец.
– А ты, Дмитрий, будешь жив, хотя многие твои воеводы погибнут в бою. Ждет тебя Божья помощь и милость Его. Иди на битву, иди и не бойся.
Он перекрестил князя, велел ему наклониться и прошептал на ухо: «Ты победишь».
Сергий дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.
V. Физминутка Слайд 9
Дружно встали. Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри!
Вот мы руки развели
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги.
Точно в танце – руки в боки
Поклонились влево, вправо.
Получается на славу!
Сражение на Куликовом поле. Слайд №10
— Не желая подпустить ордынцев к стенам Москвы, Дмитрий двинул свои войска навстречу противнику к реке Дону.
Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения. У.с. 73
Русская армия подошла к реке — в ночь с 7 на 8 сентября 1380 году переправилась через неё на широкое поле Куликово, расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой. Поле называлось Куликовым.
— Почему так называлось это поле? по названию птиц, которые там водились.
— После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь все мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано? (Дети высказывают свои мнения.)
Слайд №11
— Выберите возможный вариант ответа на вопрос: “Почему Дмитрий Иванович после переправы русских войск через реку приказал сжечь мосты?”
1. Чтобы никто и не думал о возможности отступления.
2. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.
— Закройте глаза. Представьте себе ночь накануне сражения.
“Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали. От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие”
Слайд №12 Работа по картине Александра Павловича Бубнова “Утро на Куликовом поле”.
— Откройте глаза. Настало утро 8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.
— Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют? (Страх перед неизвестностью.)
— Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что…
“Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться”.
Слайд №13
– А сам князь как поступает? Зачем он встал в строй с простыми воинами?
Дмитрий объехал ряды воинов, призывая их постоять за Русь со словами:
“Где вы, там и я. Скрываясь позади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”.
Слайд 14
По обычаю перед началом битвы сразились между собой два самых сильных богатыря: из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Этот вызов принял русский ратник- богатырь Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво.
Отрывок из мультфильма (Поединок)
И сразу же началась жестокая битва. Звуки боя были слышны далеко вокруг. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми.
В сражение ринулись огромные силы. Задыхаясь от тесноты, многие воины гибли под копытами коней.
Слайд 15
И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилась, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи”.
— Сейчас вы просмотрите ход Куликовской битвы.
Анимированная карта “Куликовская битва”.
— Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.
— Как вы думаете, как стали называть Дмитрия Ивановича? Почему?
Слайд 16
— Но омрачена была радость победы. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле.
Слайд 17
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.
Русские воины заплатили большую цену за эту победу. Неделю они “стояли на костях”, погребая погибших.
С 9 по 16 сентября русские хоронили убитых. Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую “Дмитриевскую родительскую субботу”.
Слайд 18 Песня «Куликово поле» Жанна Бичевская
— В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен этот памятник-музей.
— Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским. За мужество и героизм, а также за то, что он отстоял со своим войском Русскую землю и русскую веру, князь Дмитрий был причислен к лику святых.
VI. Первичное закрепление нового материала. (5 мин.)
— Какое значение имела Куликовская битва? 1 гр.
— Что дала победа русскому народу? 2гр.
Ответите на эти вопросы после работы в группе. Сформулируйте значение битвы, поработав с текстом учебника на с. 72 – последние 2 абзаца и с дополнительной литературой.
VII. Итог урока (8 мин.)
Слайд 19
— А теперь давайте подведём итог:
1 значение – группа: Выросло значение Москвы и московского князя.
2 значение – группа: Дала народу веру, что зависимость не будет вечной. Появилась надежда освободиться от власти Орды.
Продолжите пословицу: «Залог победы — …..» Прочитать пословицу Залог победы — ..! до конца нам поможет кроссворд. Объясните, как понимаете её.
Продолжите пословицу: “Залог победы — единство”
Сформулируйте 3 значение битвы: С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли русской.
— Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.
VIII. Рефлексия (2-3 мин.)
— Сегодняшний урок, на какие мысли, чувства вас натолкнул? Выскажитесь письменно на оценочном листе:
-На уроке я испытал чувство_________________.
— Я хотел бы узнать ___________________.
— Мне было_____________ понять новый материал.
(Спросить 2-3 учащихся)
Слайд №20
-Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.
Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе – сила!
Никто не справится с тобой!
На этом наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу на уроке.
IX. Инструктаж домашнего задания.
С. 70–74. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание 1,2.
Самоанализ
Открытого урока «Окружающий мир» 4 класс.
Тема урока: Куликовская битва
Урок был дан в 4 классе, учебное пособие «Окружающий мир» авт. А.А.Плешаков в соответствии с тематическим планированием.
Для проведения урока были поставлены цели и задачи, которые учитывают программные требования, содержание материала, необходимый уровень знаний и умений учащихся, требования ФГОС.
Цель урока: познакомить с важным историческим событием в жизни российского народа – Куликовской битвой.
Задачи урока, направленны на формирование метапредметных и предметных результатов:
Формируемые УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Считаю, что цели урока диагностичны и прогнозируемы, соответствуют имеющемуся уровню знаний и развитию учащихся.
По итогу проведённого урока я планировала получить следующие результаты:
Планируемые результаты:
Обучающиеся смогут:
Обучающиеся научатся:
начальным навыкам работы с исторической картой;
активно использовать речевые, информационные технологии;
начальным формам познавательной и личностной рефлексии.
Реализация цели и задач прослеживалась через весь урок. Построение урока соответствует содержанию поставленных задач.
Тип урока: комбинированный, так как происходит как повторение, обобщение ранее пройденного, так и изучение нового материала.
Для организации учебной деятельности учащихся на уроке я использовала определённые формы и методы работы:
Формы работы:
-индивидуальная (работа с учебником, работа возле доски)
-фронтальная (коллективная познавательная и деятельность),
-групповая (выполнение заданий).
Технологии, используемые на уроке:
— проблемно-диалогическая;
— личностно-ориентированная;
— технология сотрудничества;
— ИКТ
— здоровьесберегающая;
— групповая
Данный урок имеет место в разделе программы «Страницы истории Отечества». Соответствует требованиям ФГОС.
Этапы урока выдержаны. Материал носил научный характер. Соответствовал возрастным нормам и требованиям рабочей программы. Осуществлялась тесная связь теории с практикой.. На уроке развивалась познавательная активность, связная речь, память, внимание и воображение. Подводились итоги деятельности.
Актуализация знаний была представлена через систему вопросов по домашнему заданию. Этот приём помог выявить ранее имеющиеся знания при обсуждении вопросов.
Постановка познавательных задач перед обучающимися прошла в виде проблемного диалога. Дети смогли сформулировать тему и цели урока. Отвечали на поставленные вопросы. Использовала репродуктивный метод (скажите пожалуйста, вспомни), задание поискового характера (найди). Была организована работа по учебнику.
На уроке использовался мультимедийный проектор с презентацией, картой.
Практическая работа в группах организована с целью проверки усвоения учебного материала учащимися. Этот приём позволил включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так слабоуспевающим детям. Осуществлялся контроль и самоконтроль при выполнении всех заданий.
Здоровьесберегающая направленность урока выразилась в процессе проведения физминутки.
Порядок и дисциплина обучающихся поддерживались чёткой организацией урока, интересным и доступным материалом.
Приветствовалась активность детей в практической работе и диалоге. Царила атмосфера сотрудничества.
Итог урока был подведен с помощью диалога . На этапе рефлексии использован приём оценочного листа.
Считаю, что урок получился результативным, цели достигнуты. Дети освоили новый материал и с нетерпением ждут продолжения событий.
multiurok.ru
У р о к 47. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА | Поурочные планы по окружающему миру 4 класс
У р о к 47. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА
22.08.2014 2971 0Цели:
1. Сформировать представления учащихся о подвигах защитников Руси.
2. Познакомить с деятельностью князя Дмитрия Ивановича.
3. Развивать умение учащихся работать с исторической картой.
4. Развивать интерес к истории.
О б о р у д о в а н и е: историческая карта, иллюстрации с изображением вооружения русских воинов, карта-схема расположения русских полков перед боем.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Летописцы в толстых книгах
Записали в этот год:
«Нет над нами больше ига,
Сбросил иго наш народ!»
Славно поле Куликово,
Наше войско вышло к Дону.
Много войн и много бед,
Много радостных побед!
Учитель. Сегодня на уроке мы окажемся на Куликовом поле с князем Дмитрием Донским и его войском.
На доске и в тетрадях тема: «Куликовская битва».
II. Проверка домашнего задания.
Учитель проводит опрос учащихся:
– Что свидетельствует о возрождении Северо-Восточной Руси?
– Чем известен в истории Иван Калита?
– Расскажите о Москве времен Ивана Калиты.
Далее учитель проводит игру «Найди свою пару». Учащиеся с помощью стрелок устанавливают связь слов 1-го и 2-го столбика:
III. Работа над новым материалом.
Учитель. Сегодня мы узнаем, как впервые, спустя 140 лет, Русь нанесла монголо-татарам сокрушительный удар. Это произошло при внуке Ивана Калиты – Дмитрии Ивановиче.
При нем Московское княжество укрепилось и возвысилось над другими княжествами. Пытались было соперничать с Дмитрием Ивановичем князья Суздальский и Тверской, но в конце концов признали верх и силу московского князя и стали действовать с ним заодно. Дмитрий Иванович возвел надежный Кремль из белого камня вместо дубового. В 1365 году в один из засушливых дней случился пожар. Москва вся сгорела, в том числе и деревянные стены Кремля. Дмитрий Иванович возвел стены Кремля из белого камня. Толщина стен была 2–3 метра. С тех пор прозвали Москву белокаменной.
Между тем со времен похода хана Батыя на Русь зависимость ее от Золотой Орды ослабла. Князья к хану ездили редко, дань выплачивали нерегулярно.
Орда в это время ослабела и распалась на части. Так же, как между русскими князьями, между ханами начались смуты и распри. После долгих смут в Золотой Орде овладел властью воевода Мамай. Сердился он на Дмитрия Ивановича, московского князя, что тот не обращал особого внимания на его требования, не хотел платить ему той дани, которую платили прежде московские князья ханам.
К тому же в это время в Нижнем Новгороде была избита татарская дружина, творившая всякие насилия. Убит был и ханский посол. Никто не поехал в Золотую Орду на поклон за милостью.
Мамай пришел в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придет конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.
Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами все русские княжества должны объединить свои силы. Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.
Заранее подготовленный ученик рассказывает о вооружении русских дружин. Учитель демонстрирует иллюстрации с изображением доспехов оружия.
Ученик. Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: кольчуги, панцири и др. Чаще всего использовали кольчуги – рубахи до колен, составленные из плотно сплетенных мелких железных колец. Кроме кольчатых доспехов, употреблялись еще дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата, с нашитыми на них маленькими железными или медными дощечками. Для защиты ног многие надевали также кольчужные панталоны. На голове носили разного рода шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых шлемов сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и по своему достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и носили его всегда на правой стороне пристегнутым к поясу, а слева – лук в особом чехле – налуче. Колчан и налуч делались из кожи или сафьяна и украшались шитьем и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий употреблялись мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.
Учитель предлагает прочитать текст на с. 70 учебника.
И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.
И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.
И уж есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.
И. С. Никитин
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
Учитель. На битву князя благословил Сергий Радонежский – основатель Троицкого монастыря под Москвой. Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.
Князь Дмитрий стремительно повел свою рать на юг – навстречу монгольскому правителю Мамаю. Сошлись войска на Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон. Наступило утро 8 сентября 1380 года. Скрытая густым туманом отборная русская рать под командованием князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводы Дмитрия Боброка-Волынца засела в лесу в засаде, а остальные силы русских, состоявшие из передового и большого полков, выстроились на Куликовом поле. Когда туман рассеялся, русское и ордынское войска стали сближаться и вскоре встали друг против друга.
Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Потрясая копьем, он громовым голосом вызвал на поединок любого русского воина, который не побоится помериться с ним силой. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьем наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всем скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.
И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи. Ордынцы всей своей силой стали наступать на передовой полк. Все меньше и меньше воинов оставалось в этом полку. Им на помощь двинулся большой полк. Теснят ордынцы русских, того и гляди, их окружат. Но устоял большой полк. Тогда Мамай перенес главный удар на левый фланг. Страшен был набег ордынской конницы, и полк левой руки начал отступать. Но тут вышли из засады дружины Дмитрия Боброка и Владимира Серпуховского. Это произошло столь стремительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить, обратили в бегство и овладели их лагерем. Среди врага царила такая паника и неразбериха, что его беспорядочно отступавшая конница опрокинула и растоптала собственную пехоту.
Войско Мамая было разгромлено, победа русских – полной. Но к чувству торжества и ликования примешались горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона, как потом рассказывали, три дня были красны. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля. В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко. Восемь дней хоронили погибших воинов.
С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя. Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был еще силен и многочислен. Набеги ордынцев на Русь совершались. Продолжалась и выплата дани. Но враги уже избегали мириться с Русью силами в больших сражениях.
Учитель предлагает прочитать текст с последнего абзаца с. 70 до с. 72 учебника. Найти на карте место Куликовской битвы. Рассказать по карте о передвижении русских и монголо-татарских войск.
Ученики. Русские войска вышли из Московского княжества и направились на Куликово поле. Войска монголо-татар вышли из Астраханского ханства, перешли Волгу и Дон, после битвы на Куликовом поле вернулись обратно.
IV. Закрепление изученного.
Учитель проводит беседу по вопросам:
– Кто из русских князей бросил вызов Золотой Орде?
– Что происходило в ту пору в Орде?
– Почему Мамай выступил против Руси?
– Что предпринял Дмитрий Иванович?
– Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом?
– Где произошла битва?
– Посмотрите внимательно на карту и попробуйте объяснить, что помогло князю Дмитрию выиграть Куликовскую битву.
– В чем проявился его талант как полководца?
Ученики. По центру поставил передовой полк и большой полк, а отборная русская рать стояла в засаде.
– Как после битвы стали называть Дмитрия Ивановича?
V. Итог урока. Выставление оценок.
Учащиеся читают вывод на с. 74 учебника.
Домашнее задание.
С. 70–74. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание 2.
tak-to-ent.net
Сообщение на тему: «Страницы истории России. Куликовская битва.» |
Куликовская битва
План.
1. Положение русских земель к концу XIV века.
2. Положение Золотой Орды.
3. Вооружение русских и монгольских воинов перед Куликовской битвы.
4. Куликовская битва.
5. Итоги Куликовской битвы.
1.Положение русских земель к концу XIV века.
Могущество Московского княжества росло. Русские люди пытались противостоять Золотой Орде. При Иване Калите дань собирали и сами отвозили в Одру. А его внук — Дмитрий Иванович — отказался платить дань. В целях обороны от Золотой Орды князь велел возвести вокруг Кремля белокаменные стены.
2. Положение Золотой Орды.
В Одре в то время тоже были разногласия. Велась борьба за власть. Темник Мамай захватил власть в Золотой Орде. Он оказался наиболее сильным правителем. Мамай повел свое войско на Русь, чтобы наказать ее за неповиновение.
3. Вооружение русских и монгольских воинов перед Куликовской битвы.
Мамай выдвинул свое войско на Русь летом 1380 года. Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо-татарами русские княжества должны объединить свои силы. Он разослал по всей Русской земле скорых гонцов со своими грамотами. Потянулись к Москве княжеские дружины. Шли и простые крестьяне и горожане, кто ни когда не держал в руках оружия. За 30 дней собралось такое войско, какое еще никогда не собиралось на Руси.
Шлем, кольчуга и вооружение русского воина.
Люди молились и просили Бога о защите Русской земли. Дмитрий Иванович отправился в Троицкий монастырь за благословением на борьбу с врагом к Сергию Радонежскому. Сергий его благословил.
Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря – прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.
4. Куликовская битва.
Битва началась 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, расположенном между Доном и его притоком — рекой Неприядвой.
Ранним туманным утром русские полки выстроились на Куликовом поле. Над главным полком развивалось великокняжеское знамя с ликом Иисуса Христа.
Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьем наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всем скаку. Кони их едва устояли. А оба воина насмерть поразили друг друга. После чего началась жестокая сеча.
Русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи. Враги начали теснить русских ратников. И тогда внезапно из леса вылетела и ударила по врагу русская конница, находившаяся в засаде. Это произошло столь стремительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить. Беспорядочно отступавшая конница татаро-монгол, опрокинула и растоптала собственную пехоту. Растерялся неприятель и вскоре обратился в бегство.
Хан Мамай стоял на высоком холме и в смятении наблюдал разгром своих полчищ.
5. Итоги Куликовской битвы.
Весь о победе разнеслась по всей Руси. Узнали о ней и в других странах. Победа русских была полной. Русские люди ликовали. Но к чувству торжества примешалась горечь и скорбь по убитым. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона три дня были красными. Со славой возвращались русские полки с Куликова поля. А тридцатилетнего князя Дмитрия народ в память победы на Дону стал называть Донским.
В честь всех погибших на Куликовском поле поставлен памятник-музей.
К 625-летию Куликовской битвы выпущена медаль.
Значение Москвы возросло. Однако Золотая Орда еще не была сломлена. Но победа на Куликовском поле дала народу веру в то, что зависимость Руси не будет вечной.
Просмотры: 8 379
Вам может быть интересно
informic-doam.ru
Тема нашего сегодняшнего урока – “Куликовская битва”.
Она произошла 8 сентября 1380 года и была первым серьезным испытанием
для объединяющейся Руси. Русское войско под предводительством князя
Дмитрия Ивановича одержало победу над монгольскими полчищами Мамая.
Эти строки Евгения Евтушенко выражают то огромное значение, которое оказала битва на дальнейший ход русской истории и которое предстоит определить вам. Но наша главная задача сегодня на уроке – Определить, что позволило Дмитрию Донскому одержать убедительную победу на Куликовом поле? А для этого давайте вспомним предшествующие события. – Когда монголо-татары вторглись в пределы Русского государства?
(1237 г.) – Что изменилось на Руси к 14 веку? (Развивалось ремесло и
торговля – мед, воск, меха, осваивались новые земли, совершенствовалось
земледелие – унавоживание почвы, трехполье, строятся города и монастыри
– центры обороны, хозяйства.) План рассказа о битве:
23 июля в Москву примчался гонец с вестью о том, что Мамай выступает в поход на Русь. Тотчас ко всем русским князьям, а также в Новгород и Псков поскакали гонцы с призывом высылать отряды на помощь великому князю Дмитрию Ивановичу. Перед вами отрывок из “Сказания о Мамаевом побоище” 1-й вариант: – На основе документа определите цели похода Мамая на Русь. 2-й вариант: – Каковы действия князя Дмитрия в преддверии битвы с Мамаем? – Что означает слово “игумен”? И у толпы притихшей на глазах – Какова роль Сергия Радонежского в разгроме врага? (придал характер битвы за веру, святой битвы, правой, вселил веру в победу) Нравственное возрождение народа, по словам Ключевского, самый драгоценный вклад Преподобного Сергия в живую душу народа. – Вспомнив документ, ответьте, какой город был назначен местом сбора
войск? – Зная это, предположите, зачем Дмитрий Иванович сделал такую петлю,
идя на бой. Рассказ учителя о расстановке войск: передовой, сторожевой, большой, правой руки, левой руки, резерв и засадный полки. – Почему так много сил поставил Дмитрий в центр поля? Тогда всю ночь выли волки. Вороны и орлы каркали и клекотали, ожидая
кровопролитного часа. И страшно было думать воинам о возможной смерти на
утро, но еще нестерпимее ярилось сердце отвагой при думе о “великой туге”
под игом монголо-татар. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала
бесстрашие. – Как вы понимаете смысл слова “поединок”? Поединок – не просто единоборство двух воинов. По поверью, в поединке решалась судьба, т.е. суд Божий, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне Бог. И вот разомкнулся передовой полк русичей, и навстречу ордынцу выехал инок Сергия Радонежского – Пересвет. И съехались, и ударили друг друга копьями, и упал замертво непобедимый ордынец, а Пересвет, пронзенный насквозь, удержался на коне, будто живой. Мужество Пересвета так описал Иван Савельев: Шумит ковыль, И начался бой и страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие. Монголы атаковали сторожевой полк. Вскоре сторожевой и передовой полки были уничтожены. Монголы атаковали большой полк. Но он стойко отражал атаки противника. И тогда монголо-татары направили свой удар на полки право и левой руки. Полк левой руки стал отступать к реке Непрядве, что угрожало русским полкам полным окружением, а засадный полк Дмитрия Боброка в это время ждал удобного момента… Вы видели, как в решающий момент атака засадного полка Дмитрия Боброка-Волынского обратили войска Мамая вспять. Цена, которую заплатили русичи за победу, исключительно высока. Автор “Задонщины” пишет: “Страшно и горестно, братья, было в то время смотреть: лежат трупы христианские словно сенные стога у Дона великого на берегу, а Дон-река три дня кровью текла”. Неделю русские “стояли на костях”, погребая погибших. В память об этой победе спустя годы будет воздвигнут монумент на месте боя. – Подумайте, благодаря чему была одержана победа? Выделите 3 главные причины.
Современник Сергия Радонежского говорил: !В единстве сила Руси!” эти слова актуальны и в наши дни. Русь не раз переживала трудные времена, но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть невзгоды и сохранял веру на лучшее будущее. “А русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны, подобной ей”. – Каково, по-вашему, значение этой победы?
Современники прекрасно понимали, как значима эта битва для истории Руси, а потому уже в древности создали множество памятников в честь этой победы. Найдите на с. 93 учебника: 1-й вариант – литературные памятники, А теперь проверим, как запомнились рассмотренные нами сегодня
события. – Кто выполнил все задания правильно? – получите награду – памятные медали в честь Куликовской битвы. (Медали можно давать и в ходе урока за правильные ответы, а потом по их количеству выставлять оценки за урок.) Вы молодцы! Домашнее задание параграф 13, контурная карта с.5, задание 1,4,5. Как связана история битвы с историей нашего края? |
Тему и дату записываем в тетрадь.
Показ по карте на слайде.
Показ по карте на слайде.
Запись в тетрадь.
Рассказ учителя.
Работа с документом по вариантам.
Индивидуальное задание. Работа с толковым словарем. Рассказ учителя.
Разбор индивидуального задания. Рассказ учителя.
Опрос учащихся
Рассказ учителя.
Опрос учащихся.
Рассказ учителя. Опрос учащихся.
Рассказ учителя.
Просмотр мультипликационного ролика
Запись в тетрадь.
Запись в тетрадь.
Работа с учебником.
Учитель зачитывает текст, показывает подсказки, говорит правильный ответ. |
1
2
3
4
5
6
7
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16 |
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Урок на тему «Куликовская битва». 4-й класс
Разделы: Начальная школа
Цель урока: уточнить и расширить знания учащихся о Куликовской битве, героизме российского народа.
Задачи урока: развивать логическое мышление, формировать умение сравнивать, анализировать и оценивать исторические события; воспитывать чувство гордости и любви к Родине.
Формирование УУД.
- Личностные: самоопределение, оценивание усваиваемого материала, нравственно- этическая оценка усваиваемого содержания
- Коммуникативные: определение способов взаимодействия с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли
- Познавательные: поиск и выделение информации, смысловое чтение, осуществление анализа и синтеза в процессе учебной деятельности
- Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, саморегуляция
- Оборудование:
- Презентация “Куликовская битва”.
- Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С.
- Окружающий мир: учебник. 4 класс. — М.: Вентана-Граф, 2013.
- Выставка рисунков детей по материалам домашнего задания.
- Карточки с названиями битв, вошедших в историю Руси.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Выступление творческих групп. (Дети находят материал в учебнике, Интернете, книгах; готовят наглядный материал)
1 группа. Причины возникновения войн. Какие битвы стали героическими страницами истории нашей Родины (даты и названия фиксируются на доске с помощью карточек)
2 группа. Нападение половцев на Русь. Причины быстрых побед кочевников. Сообщение учеников о Владимире Мономахе и его славных делах.
3 группа. Победа над шведскими захватчиками (13 век).
4 группа. Битва на Чудском озере. (Представление рисунков “Немецкие рыцари”)
3. Объяснение нового материала.
- Определение учителем цели и задач урока.
Учитель: Еще одним знаменательным событием в истории нашей страны стала Куликовская битва. Выскажите свои предположения, почему битву назвали Куликовской? (Предположения детей) Сегодня мы раскроем величие подвига русского народа, сокрушившего на Куликовом поле могучее ордынское войско, объясним причины победы в Куликовской битве и ее значение и определим, чьё предположение о названии битвы было наиболее точным.
Учитель: А теперь давайте представим себе Русь XIV века и окунемся в исторические события того времени.
- После объяснения ставятся проблемные вопросы:
— Почему битва называется Куликовской?
— Каково лексическое значение слова битва?
— Какие близкие слова по смыслу вы можете подобрать?
- Вооруженное столкновение войск; бой, сражение.
- Крупное, решающее сражение; длительный, тяжелый бой.
— Почему Русь смогла собрать большое и хорошо вооруженное войско?
— Почему это войско одержало победу в Куликовской битве 1380 г.?
— Почему великого князя Дмитрия Иоанновича назвали Донским.
— Каково значение Куликовской битвы? (Куликовская битва подняла значение Москвы как центра объединения русских земель; вернула народу веру в свои силы, сплотила его для дальнейшей борьбы; впервые русские войска одержали победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды; разгром татар означал серьезное ослабление поработителей Руси)
-
Работа с учебником (дети читают материал
по учебнику и готовятся к викторине)
-
Викторина для 3-х команд “Счастливый случай”
Что вы можете рассказать о государстве Золотая Орда?
В каком веке произошла жестокая битва на Куликовом поле?
На берегах какой реки произошла битва?
Почему Русь платила дань Золотой Орде?
По какой причине русские и татарские войска вступили в бой?
Как звали военачальника и правителя Золотой Орды?
Какая хитрость помогла решить судьбу Куликовского сражения?
Каково значение Куликовского сражения в истории России?
Какое событие произошло 2 года спустя?
Почему Дмитрия Иоанновича прозвали Донским?
4. Итог урока.
(Подведение итогов соревнования и выставление оценок за работу на уроке)
Учитель: Много раз земля русская подвергалась вражеским нападениям за всю историю своего существования. Много горя, слез, унижений пришлось испытать нашим предкам. Это навевает грусть, печаль в сердцах каждого гражданина Отечества. Но в тоже время оптимизмом наполняются сердца от других воспоминаний и уроков истории, которыми восславили защитники свое Отечество, — это героические победы, выкованные храбростью, любовью к своей Родине, к своему народу.
5. Рефлексия.
Выбери любое начало для ответа и закончи предложение:
На этом уроке я узнал…
На этом уроке мне понравилось…
Я хочу подробнее узнать о…
6. Домашнее задание.
(Учащиеся по желанию выбирают одно из двух заданий для домашней работы)
1. Подготовить сообщение о Дмитрии Донском.
2. Подготовить ответ на вопрос: “Как вы понимаете слова Карамзина о том, что Московское государство родилось на Куликовом поле?”.
17.03.2014
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai