Куликовская битва 4 класс текст – КУЛИКОВСКАЯ БИТВА — ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 КЛАСС — ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ — ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ — разработки уроков — авторские уроки — план-конспект урока

Куликовская битва и Дмитрий Донской. Сообщение 3-4 класс

 Задание найти информацию о куликовской битве в энциклопедии есть и в третьем, и в четвертом классе на уроках окружающий мир и литература. Мы подготовили для вас краткое сообщение о Куликовской битве для детей, а значит простыми словами расскажем о самом главном, самом важном, другими словами: найдем суть произошедшего.

Куликовская битва

Не раз поднимались русские люди против Золотой Орды. Медленно собирала Русь силы. Внук князя Ивана Калиты Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов — перестал платить ненавистную дань. В ту пору в Орде было неспокойно. Многочисленные соперники вели ожесточенную борьбу за власть. Одним из наиболее сильных правителей оказался Мамай. Он-то и решил наказать Русь за неповиновение. Спор должен был решиться на поле боя.

Летом 1380 года стало известно, что на Русь с огромным войском идет сам Мамай. Тотчас по приказу великого князя Дмитрия Ивановича помчались гонцы в разные стороны Русской земли с призывом собирать силы для отпора врагу. Потянулись к Москве княжеские полки и дружины. Шли и те, кто никогда не держал в руках оружия, — крестьяне и горожане. Повсюду люди молились о даровании победы, просили Бога о защите Русской земли. Перед битвой и сам Дмитрий Иванович получил благословение у Сергия Радонежского, который дал ему в помощь монахов-богатырей Пересвета и Ослябю.

В начале сентября русское войско во главе с князем Дмитрием вышло к реке Дон и уничтожило за собой перправу, чтобы отрезать пути к отступлению. Дмитрий построил войско так:

— в центре большой полк (во главе сам князь Дмитрий),
— впереди передовой полк,
— по флангам  – полки левой и правой руки,
— в лесу засадный полк (во главе воевода Дмитрий Боброк и Серпуховской князь Владимир Андреевич).

На Куликовом поле, расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой, 8 сентября 1380 года разгорелась битва.

Перед началом битвы в единоборстве сразились богатыри – татарский воин Челубей и русский воин Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво.

И сразу же началась жестокая сеча. Когда уже сложно было сдерживать натиск неприятеля, подошло время вступать в бой засадному полку. Из леса вылетела и ударила по врагу русская конница, находившаяся в засаде. Растерялся враг и вскоре обратился в бегство. Русские воины преследовали остатки армии Мамая до реки Красивая Меча 50 вёрст. Сам Мамай успел сбежать.

Весть о победе разнеслась по всей Руси. Ликовали русские люди, но и печалились, потому что много русских погибло в битве. Потери обеих сторон в Куликовской битве были огромными. Убитых (и русских, и ордынцев) хоронили 8 дней. В сражении пали 12 русских князей, 483 боярина — более половины командного состава русского войска.

Князь Дмитрий Иванович, который участвовал в битве на передовой, был ранен в ходе сражения, но выжил и получил в дальнейшем прозвище «Донской».

Однако, Орда была все еще не сломлена. Но победа на поле Куликовом дала народу веру в то, что зависимость Руси от чужеземцев не будет вечной.

 

Вопросы по теме Куликовская битва:

  • Каково значение Куликовской битвы?

Россия впервые за долгие годы проявила себя как единое государство, способное постоять за свою независимость. В военном отношении она показала, что русская армия может сражаться на равных и даже побеждать Орду. Окончательно рухнул миф о непобедимости монголов. Была восстановлена вера народа в свои силы.

  • От кого князь Дмитрий получил благословение на битву:

У Сергия Радонежского.

7gy.ru

Куликовская битва — Начальные классы

План – конспект урока в 4 классе «Куликовская битва»

Предмет : Окружающий мир.

Тема: Куликовская битва.

Урок проведён в 4 классе по учебнику «Окружающий мир» авторы –А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Данный урок является частью раздела «Страницы истории России».

Тип урока – комбинированный, так как происходит как повторение, обобщение ранее пройденного, так и изучение нового материала.

Исходя из этого, целью урока стало: познакомить с важным историческим событием в жизни российского народа – Куликовской битвой.

Задачи, которые ставились для данного урока:

  • учащиеся ознакомятся с основными сведениями по теме Куликовская битва;

  • учащиеся научатся извлекать информацию нужного содержания из фильма и текста;

  • научатся вступать в коммуникации в группе и в паре;

  • на материале урока будет сформировано чувство уважения и гордости за свой народ.

Формируемые УУД:

  • Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • Регулятивные: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

  • Личностные: проявлять внимание, желание больше узнать.

Оборудование урока:  презентация, фрагмент из мультфильма, анимированная карта “Куликовская битва”, карточка-тест, кроссворд с заданиями, задания для групповой работы.

Ход урока

. I. Организационный момент. (1-2 мин.) Слайд 1

— Здравствуйте, ребята! Я узнала, что в вашем классе учатся самые умные, самые воспитанные ученики. Мне очень захотелось с вами познакомиться и поработать. Я попросила вашу замечательную учительницу____________________________, чтобы она разрешила провести в вашем классе урок окружающего мира.

-Вы мне будете помогать на уроке? Вот спасибо!

-Вы покажите мне свои знания. И я думаю, что мы с вами подружимся!

Культурный человеком считают того человека, который знает историю своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”

Важно лишь правильно воспринять уроки истории. 

Слайд № 2 Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

А сейчас обратимся к прошлому и вспомним главные события, с которыми вы уже знакомы.

II. Мотивация учебной деятельности. (4 мин.)

– Начнём урок с проверки домашнего задания.

А) Индивидуальная работа (2 человека будут работать у доски)

1. Соотнеси даты и события, военачальников.

1237г – нашествие монголо-татар на Русь хан Батый

15 июля 1240г – Невская битва князь Александр

5 апреля 1242г – Ледовое побоище Александр Невский

8 сентября 1380г — ?

2. Найди пару

Золотая Орда – государство монголо-татар

Невская битва – шведские захватчики

Ледовое побоище – битва с рыцарями-крестоносцами на Чудском озере

Б) Фронтальная работа.

 ( Работа в парах  Карточка- тест)

1.В какой группе перечислены города, наиболее удалённые от Орды

а) Москва, Тверь, Ярославль;

б) Владимир, Киев, Переславль;

в) Рязань, Козельск, Смоленск.

2. Что в переводе с древнерусского означает слово «Калита»?

с) дверь, калитка;

т) сумка;

у) кошель.

3. Какой город при Иване Калите стал центром русского княжества?

э) Киев;

ю) Владимир;

я) Москва.

4. Какие территории Руси стали центром её возрождения после нападения захватчиков?

и) южные;

к) юго-западные;

л) северо-восточные.

5. Менялась ли территория княжества при Иване Калите?

к) стала больше, чем была;

л) стала меньше, чем была;

м) не менялась.

6. В каком веке возник Троицкий монастырь?

з) в XII веке;

и) в XIV веке;

к) в XIX веке.

7. Из чего при Иване Калите стали возводить соборы?

и) из гранита;

к) из известняка;

л) из кирпича.

8. В какой группе перечислены ремесленники, изготавливающие вооружение и доспехи?

с) охотники, лучники, бортники;

т) камнерезы, кузнецы, кожевники;

о) бронники, кольчужники, щитники.

9. Из какого материала была выстроена стена Московского Кремля при Иване Калите?

к) из дуба;

л) из известняка;

м) из кирпича.

10. Как называлось место торговли возле Кремля?

а) базар;

б) рынок;

в) торжище.

11. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?

п) соболью шубу;

р) Золотой перстень;

с) Шапку Мономаха.

III. Целеполагание. (4 минуты)

Проверка индивидуальной работы

1380г- В этот год произошло очень важное для России событие. А какое событие — ответим после проверки теста

Проверка фронтальной работы  Слайд №3

1- А, 2- У, 3-Я, 4-Л, 5-К, 6-И, 7-К, 8-О, 9-К, 10-В, 11-С

— Итак, какое важное событие произошло в 1380 году?

8 сентября 1380г Куликовская битва

— Сколько лет прошло от начала монгольского ига до данной даты? (143 года) 1237 – 1380 = 143г

-Речь на уроке пойдёт о внуке Ивана Калиты — Дмитрии Ивановиче.

Физкультминутка для глаз.

IV. Изучение новой темы. (20 минут)

Слайд №4

— Прочитайте части предложений из первого столбика и найдите их продолжение во втором.

1.В первые десятилетия после похода хана Батыя на Русь…

2…русские уже сами собирали дань со своих земель.

2.Со времён Ивана Калиты…

3…стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду.

3.Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича…

1..дань собирали монгольские баскаки.

— Таким образом, Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов.

— Почему князь осмелился не платить дань? (Найдите ответ в книге. Учебник А.А. Плешакова Окружающий мир 4 класс, страница70)

— В Орде шла борьба за власть, в Орде было неспокойно.

— Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? (Мнения детей)

Слайд № 5

— Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле.

Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

— Летом 1380г стало известно, что на Русь с огромным войском идёт сам Мамай.

Отрывок из мультфильма (Мамай)

Слайд №6

— Что предпринял московский князь Дмитрий Иванович? У.с.70

— Кто откликнулся на этот призыв? (Вспыхнула вся Русь. К Москве потянулись княжеские полки и дружины)

— За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.

А как же были вооружены в то время войска Дмитрия Ивановича и Мамая

Слайд №7

(сообщение)

Вооружение того времени было очень тяжёлое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: кольчуги, панцири и др. Чаще всего использовали кольчуги – рубахи до колен, составленные из плотно сплетенных мелких железных колец. Кроме кольчатых доспехов, были еще дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата, с нашитыми на них маленькими железными или медными дощечками. Для защиты ног многие надевали так же кольчужные панталоны. На голове носили разного рода шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых шлемов сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и носили его всегда на правой стороне пристегнутым к поясу, а слева – лук, в особом чехле – налуче. Колчан и налуч делались из кожи или сафьяна и украшались шитьем и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий использовались мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.

— Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к КОМУ?

Слайд №8 (Сообщение)

-Патриотическое настроение народа поддержал авторитетный церковный деятель Сергий Радонежский.

Приехав в монастырь, князь застал Сергия в церкви. Он дождался, пока святой закончит молитвы, и подошел к нему один без свиты. Сергий выслушал князя.

Если враги хотят чести и славы, – дадим им это, если хотят золота и серебра – дадим и это, но если хан хочет погубить землю русскую и саму веру православную, то надо биться с ним и кровь свою пролить, – молвил старец Дмитрию.

Князь ответил, что жадному хану мало злата и серебра, и идет он с огромным войском к границам русских княжеств.

И пропадет он, – сказал снова старец.

А ты, Дмитрий, будешь жив, хотя многие твои воеводы погибнут в бою. Ждет тебя Божья помощь и милость Его. Иди на битву, иди и не бойся.

Он перекрестил князя, велел ему наклониться и прошептал на ухо: «Ты победишь».

Сергий дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.

V. Физминутка Слайд 9

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Вот мы руки развели

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки

Поклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Сражение на Куликовом поле. Слайд №10

— Не желая подпустить ордынцев к стенам Москвы, Дмитрий двинул свои войска навстречу противнику к реке Дону.

Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения. У.с. 73

Русская армия подошла к реке — в ночь с 7 на 8 сентября 1380 году переправилась через неё на широкое поле Куликово, расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой. Поле называлось Куликовым.

— Почему так называлось это поле? по названию птиц, которые там водились.

— После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь все мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано? (Дети высказывают свои мнения.)

Слайд №11

— Выберите возможный вариант ответа на вопрос: “Почему Дмитрий Иванович после переправы русских войск через реку приказал сжечь мосты?”

1. Чтобы никто и не думал о возможности отступления.

2. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.

— Закройте глаза. Представьте себе ночь накануне сражения.

“Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали. От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие”

Слайд №12 Работа по картине Александра Павловича Бубнова “Утро на Куликовом поле”.

— Откройте глаза. Настало утро 8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.

— Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют? (Страх перед неизвестностью.)

— Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что…

Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться”.

Слайд №13

– А сам князь как поступает? Зачем он встал в строй с простыми воинами?

Дмитрий объехал ряды воинов, призывая их постоять за Русь со словами:

Где вы, там и я. Скрываясь позади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”.

Слайд 14

По обычаю перед началом битвы сразились между собой два самых сильных богатыря: из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Этот вызов принял русский ратник- богатырь Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво.

Отрывок из мультфильма (Поединок)

И сразу же началась жестокая битва. Звуки боя были слышны далеко вокруг. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми.

В сражение ринулись огромные силы. Задыхаясь от тесноты, многие воины гибли под копытами коней.

Слайд 15

И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилась, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи”.

— Сейчас вы просмотрите ход Куликовской битвы.

Анимированная карта “Куликовская битва”.

— Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.

— Как вы думаете, как стали называть Дмитрия Ивановича? Почему?

Слайд 16

— Но омрачена была радость победы. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле.

Слайд 17

Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.

Русские воины заплатили большую цену за эту победу. Неделю они “стояли на костях”, погребая погибших.

С 9 по 16 сентября русские хоронили убитых. Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую “Дмитриевскую родительскую субботу”.

Слайд 18 Песня «Куликово поле» Жанна Бичевская

— В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен этот памятник-музей.

— Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским. За мужество и героизм, а также за то, что он отстоял со своим войском Русскую землю и русскую веру, князь Дмитрий был причислен к лику святых.

VI. Первичное закрепление нового материала. (5 мин.)

— Какое значение имела Куликовская битва? 1 гр.

— Что дала победа русскому народу? 2гр.

Ответите на эти вопросы после работы в группе. Сформулируйте значение битвы, поработав с текстом учебника на с. 72 – последние 2 абзаца и с дополнительной литературой.

VII. Итог урока (8 мин.)

Слайд 19

— А теперь давайте подведём итог:

1 значение – группа: Выросло значение Москвы и московского князя.

2 значение – группа: Дала народу веру, что зависимость не будет вечной. Появилась надежда освободиться от власти Орды.

Продолжите пословицу: «Залог победы — …..» Прочитать пословицу Залог победы — ..! до конца нам поможет кроссворд. Объясните, как понимаете её.

Продолжите пословицу: “Залог победы — единство”

Сформулируйте 3 значение битвы: С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли русской.

— Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.

VIII. Рефлексия (2-3 мин.)

— Сегодняшний урок, на какие мысли, чувства вас натолкнул? Выскажитесь письменно на оценочном листе:

-На уроке я испытал чувство_________________.

— Я хотел бы узнать ___________________.

— Мне было_____________ понять новый материал.

(Спросить 2-3 учащихся)

Слайд №20

-Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.

Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе – сила!

Никто не справится с тобой!

На этом наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу на уроке.

IX. Инструктаж домашнего задания.

С. 70–74. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание 1,2.

Самоанализ

Открытого урока «Окружающий мир» 4 класс.

Тема урока: Куликовская битва

Урок был дан в 4 классе, учебное пособие «Окружающий мир» авт. А.А.Плешаков в соответствии с тематическим планированием.

Для проведения урока были поставлены цели и задачи, которые учитывают программные требования, содержание материала, необходимый уровень знаний и умений учащихся, требования ФГОС.

Цель урока: познакомить с важным историческим событием в жизни российского народа – Куликовской битвой.

Задачи урока, направленны на формирование метапредметных и предметных результатов:

Формируемые УУД:

  1. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

  2. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  3. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  4. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  5. Считаю, что цели урока диагностичны и прогнозируемы, соответствуют имеющемуся уровню знаний и развитию учащихся.

По итогу проведённого урока я планировала получить следующие результаты:

Планируемые результаты:

Обучающиеся смогут:

Обучающиеся научатся:

  • начальным навыкам работы с исторической картой;

  • активно использовать речевые, информационные технологии;

  • начальным формам познавательной и личностной рефлексии.

Реализация цели и задач прослеживалась через весь урок. Построение урока соответствует содержанию поставленных задач.

Тип урока:  комбинированный, так как происходит как повторение, обобщение ранее пройденного, так и изучение нового материала.

Для организации учебной деятельности учащихся на уроке я использовала определённые формы и методы работы:

Формы работы:

-индивидуальная (работа с учебником, работа возле доски)

-фронтальная (коллективная познавательная и деятельность),

-групповая (выполнение заданий).

Технологии, используемые на уроке:

— проблемно-диалогическая;

— личностно-ориентированная;

— технология сотрудничества;

— ИКТ

— здоровьесберегающая;

— групповая

Данный урок имеет место в разделе программы «Страницы истории Отечества». Соответствует требованиям ФГОС.

Этапы урока выдержаны. Материал носил научный характер. Соответствовал возрастным нормам и требованиям рабочей программы. Осуществлялась тесная связь теории с практикой.. На уроке развивалась познавательная активность, связная речь, память, внимание и воображение. Подводились итоги деятельности.

Актуализация знаний была представлена через систему вопросов по домашнему заданию. Этот приём помог выявить ранее имеющиеся знания при обсуждении вопросов.

Постановка познавательных задач перед обучающимися прошла в виде проблемного диалога. Дети смогли сформулировать тему и цели урока. Отвечали на поставленные вопросы. Использовала репродуктивный метод (скажите пожалуйста, вспомни), задание поискового характера (найди). Была организована работа по учебнику.

На уроке использовался мультимедийный проектор с презентацией, картой.

Практическая работа в группах организована с целью проверки усвоения учебного материала учащимися. Этот приём позволил включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так слабоуспевающим детям. Осуществлялся контроль и самоконтроль при выполнении всех заданий.

Здоровьесберегающая направленность урока выразилась в процессе проведения физминутки.

Порядок и дисциплина обучающихся поддерживались чёткой организацией урока, интересным и доступным материалом.

Приветствовалась активность детей в практической работе и диалоге. Царила атмосфера сотрудничества.

Итог урока был подведен с помощью диалога . На этапе рефлексии использован приём оценочного листа.

Считаю, что урок получился результативным, цели достигнуты. Дети освоили новый материал и с нетерпением ждут продолжения событий.

multiurok.ru

Куликовская битва — Начальные классы

План – конспект урока в 4 классе «Куликовская битва»

Предмет : Окружающий мир.

Тема: Куликовская битва.

Урок проведён в 4 классе по учебнику «Окружающий мир» авторы –А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Данный урок является частью раздела «Страницы истории России».

Тип урока – комбинированный, так как происходит как повторение, обобщение ранее пройденного, так и изучение нового материала.

Исходя из этого, целью урока стало: познакомить с важным историческим событием в жизни российского народа – Куликовской битвой.

Задачи, которые ставились для данного урока:

  • учащиеся ознакомятся с основными сведениями по теме Куликовская битва;

  • учащиеся научатся извлекать информацию нужного содержания из фильма и текста;

  • научатся вступать в коммуникации в группе и в паре;

  • на материале урока будет сформировано чувство уважения и гордости за свой народ.

Формируемые УУД:

  • Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • Регулятивные: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, оценивать качество и уровень усвоения материала;

  • Личностные: проявлять внимание, желание больше узнать.

Оборудование урока:  презентация, фрагмент из мультфильма, анимированная карта “Куликовская битва”, карточка-тест, кроссворд с заданиями, задания для групповой работы.

Ход урока

. I. Организационный момент. (1-2 мин.) Слайд 1

— Здравствуйте, ребята! Я узнала, что в вашем классе учатся самые умные, самые воспитанные ученики. Мне очень захотелось с вами познакомиться и поработать. Я попросила вашу замечательную учительницу____________________________, чтобы она разрешила провести в вашем классе урок окружающего мира.

-Вы мне будете помогать на уроке? Вот спасибо!

-Вы покажите мне свои знания. И я думаю, что мы с вами подружимся!

Культурный человеком считают того человека, который знает историю своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было всё: и взлёты, и падения, и триумф, и поражения. И только история должна и может дать нам честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость на жизненном пути народа, а что – бесчестие и позор?”

Важно лишь правильно воспринять уроки истории. 

Слайд № 2 Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

А сейчас обратимся к прошлому и вспомним главные события, с которыми вы уже знакомы.

II. Мотивация учебной деятельности. (4 мин.)

– Начнём урок с проверки домашнего задания.

А) Индивидуальная работа (2 человека будут работать у доски)

1. Соотнеси даты и события, военачальников.

1237г – нашествие монголо-татар на Русь хан Батый

15 июля 1240г – Невская битва князь Александр

5 апреля 1242г – Ледовое побоище Александр Невский

8 сентября 1380г — ?

2. Найди пару

Золотая Орда – государство монголо-татар

Невская битва – шведские захватчики

Ледовое побоище – битва с рыцарями-крестоносцами на Чудском озере

Б) Фронтальная работа. ( Работа в парах  Карточка- тест)

1.В какой группе перечислены города, наиболее удалённые от Орды

а) Москва, Тверь, Ярославль;

б) Владимир, Киев, Переславль;

в) Рязань, Козельск, Смоленск.

2. Что в переводе с древнерусского означает слово «Калита»?

с) дверь, калитка;

т) сумка;

у) кошель.

3. Какой город при Иване Калите стал центром русского княжества?

э) Киев;

ю) Владимир;

я) Москва.

4. Какие территории Руси стали центром её возрождения после нападения захватчиков?

и) южные;

к) юго-западные;

л) северо-восточные.

5. Менялась ли территория княжества при Иване Калите?

к) стала больше, чем была;

л) стала меньше, чем была;

м) не менялась.

6. В каком веке возник Троицкий монастырь?

з) в XII веке;

и) в XIV веке;

к) в XIX веке.

7. Из чего при Иване Калите стали возводить соборы?

и) из гранита;

к) из известняка;

л) из кирпича.

8. В какой группе перечислены ремесленники, изготавливающие вооружение и доспехи?

с) охотники, лучники, бортники;

т) камнерезы, кузнецы, кожевники;

о) бронники, кольчужники, щитники.

9. Из какого материала была выстроена стена Московского Кремля при Иване Калите?

к) из дуба;

л) из известняка;

м) из кирпича.

10. Как называлось место торговли возле Кремля?

а) базар;

б) рынок;

в) торжище.

11. Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?

п) соболью шубу;

р) Золотой перстень;

с) Шапку Мономаха.

III. Целеполагание. (4 минуты)

Проверка индивидуальной работы

1380г- В этот год произошло очень важное для России событие. А какое событие — ответим после проверки теста

Проверка фронтальной работы  Слайд №3

1- А, 2- У, 3-Я, 4-Л, 5-К, 6-И, 7-К, 8-О, 9-К, 10-В, 11-С

— Итак, какое важное событие произошло в 1380 году?

8 сентября 1380г Куликовская битва

— Сколько лет прошло от начала монгольского ига до данной даты? (143 года) 1237 – 1380 = 143г

-Речь на уроке пойдёт о внуке Ивана Калиты — Дмитрии Ивановиче.

Физкультминутка для глаз.

IV. Изучение новой темы. (20 минут)

Слайд №4

— Прочитайте части предложений из первого столбика и найдите их продолжение во втором.

1.В первые десятилетия после похода хана Батыя на Русь…

2…русские уже сами собирали дань со своих земель.

2.Со времён Ивана Калиты…

3…стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду.

3.Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича…

1..дань собирали монгольские баскаки.

— Таким образом, Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов.

— Почему князь осмелился не платить дань? (Найдите ответ в книге. Учебник А.А. Плешакова Окружающий мир 4 класс, страница70)

— В Орде шла борьба за власть, в Орде было неспокойно.

— Предположите, как отреагировали татары на эту дерзость московского князя? (Мнения детей)

Слайд № 5

— Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле.

Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

— Летом 1380г стало известно, что на Русь с огромным войском идёт сам Мамай.

Отрывок из мультфильма (Мамай)

Слайд №6

— Что предпринял московский князь Дмитрий Иванович? У.с.70

— Кто откликнулся на этот призыв? (Вспыхнула вся Русь. К Москве потянулись княжеские полки и дружины)

— За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.

А как же были вооружены в то время войска Дмитрия Ивановича и Мамая

Слайд №7

(сообщение)

Вооружение того времени было очень тяжёлое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали разного рода броню: кольчуги, панцири и др. Чаще всего использовали кольчуги – рубахи до колен, составленные из плотно сплетенных мелких железных колец. Кроме кольчатых доспехов, были еще дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна или бархата, с нашитыми на них маленькими железными или медными дощечками. Для защиты ног многие надевали так же кольчужные панталоны. На голове носили разного рода шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых шлемов сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч. Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и достатку. Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Стрелы держали в колчане и носили его всегда на правой стороне пристегнутым к поясу, а слева – лук, в особом чехле – налуче. Колчан и налуч делались из кожи или сафьяна и украшались шитьем и драгоценными камнями. Кроме стрел и копий использовались мечи, кинжалы, ножи, сабли, топоры.

— Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к КОМУ?

Слайд №8 (Сообщение)

-Патриотическое настроение народа поддержал авторитетный церковный деятель Сергий Радонежский.

Приехав в монастырь, князь застал Сергия в церкви. Он дождался, пока святой закончит молитвы, и подошел к нему один без свиты. Сергий выслушал князя.

Если враги хотят чести и славы, – дадим им это, если хотят золота и серебра – дадим и это, но если хан хочет погубить землю русскую и саму веру православную, то надо биться с ним и кровь свою пролить, – молвил старец Дмитрию.

Князь ответил, что жадному хану мало злата и серебра, и идет он с огромным войском к границам русских княжеств.

И пропадет он, – сказал снова старец.

А ты, Дмитрий, будешь жив, хотя многие твои воеводы погибнут в бою. Ждет тебя Божья помощь и милость Его. Иди на битву, иди и не бойся.

Он перекрестил князя, велел ему наклониться и прошептал на ухо: «Ты победишь».

Сергий дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.

V. Физминутка Слайд 9

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Вот мы руки развели

Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в боки

Поклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Сражение на Куликовом поле. Слайд №10

— Не желая подпустить ордынцев к стенам Москвы, Дмитрий двинул свои войска навстречу противнику к реке Дону.

Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения. У.с. 73

Русская армия подошла к реке — в ночь с 7 на 8 сентября 1380 году переправилась через неё на широкое поле Куликово, расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой. Поле называлось Куликовым.

— Почему так называлось это поле? по названию птиц, которые там водились.

— После переправы русских войск через реку Дмитрий Иванович приказал сжечь все мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано? (Дети высказывают свои мнения.)

Слайд №11

— Выберите возможный вариант ответа на вопрос: “Почему Дмитрий Иванович после переправы русских войск через реку приказал сжечь мосты?”

1. Чтобы никто и не думал о возможности отступления.

2. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.

— Закройте глаза. Представьте себе ночь накануне сражения.

“Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали. От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие”

Слайд №12 Работа по картине Александра Павловича Бубнова “Утро на Куликовом поле”.

— Откройте глаза. Настало утро 8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.

— Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют? (Страх перед неизвестностью.)

— Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что…

Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться”.

Слайд №13

– А сам князь как поступает? Зачем он встал в строй с простыми воинами?

Дмитрий объехал ряды воинов, призывая их постоять за Русь со словами:

Где вы, там и я. Скрываясь позади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”.

Слайд 14

По обычаю перед началом битвы сразились между собой два самых сильных богатыря: из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Этот вызов принял русский ратник- богатырь Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво.

Отрывок из мультфильма (Поединок)

И сразу же началась жестокая битва. Звуки боя были слышны далеко вокруг. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми.

В сражение ринулись огромные силы. Задыхаясь от тесноты, многие воины гибли под копытами коней.

Слайд 15

И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилась, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи”.

— Сейчас вы просмотрите ход Куликовской битвы.

Анимированная карта “Куликовская битва”.

— Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной.

— Как вы думаете, как стали называть Дмитрия Ивановича? Почему?

Слайд 16

— Но омрачена была радость победы. Многие славные сыны Родины полегли на Куликовом поле.

Слайд 17

Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.

Русские воины заплатили большую цену за эту победу. Неделю они “стояли на костях”, погребая погибших.

С 9 по 16 сентября русские хоронили убитых. Русская православная церковь узаконила в эти дни обычай поминать убитых, так называемую “Дмитриевскую родительскую субботу”.

Слайд 18 Песня «Куликово поле» Жанна Бичевская

— В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен этот памятник-музей.

— Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским. За мужество и героизм, а также за то, что он отстоял со своим войском Русскую землю и русскую веру, князь Дмитрий был причислен к лику святых.

VI. Первичное закрепление нового материала. (5 мин.)

— Какое значение имела Куликовская битва? 1 гр.

— Что дала победа русскому народу? 2гр.

Ответите на эти вопросы после работы в группе. Сформулируйте значение битвы, поработав с текстом учебника на с. 72 – последние 2 абзаца и с дополнительной литературой.

VII. Итог урока (8 мин.)

Слайд 19

— А теперь давайте подведём итог:

1 значение – группа: Выросло значение Москвы и московского князя.

2 значение – группа: Дала народу веру, что зависимость не будет вечной. Появилась надежда освободиться от власти Орды.

Продолжите пословицу: «Залог победы — …..» Прочитать пословицу Залог победы — ..! до конца нам поможет кроссворд. Объясните, как понимаете её.

Продолжите пословицу: “Залог победы — единство”

Сформулируйте 3 значение битвы: С Куликова поля возвращалось уже единое войско земли русской.

— Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.

VIII. Рефлексия (2-3 мин.)

— Сегодняшний урок, на какие мысли, чувства вас натолкнул? Выскажитесь письменно на оценочном листе:

-На уроке я испытал чувство_________________.

— Я хотел бы узнать ___________________.

— Мне было_____________ понять новый материал.

(Спросить 2-3 учащихся)

Слайд №20

-Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.

Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе – сила!

Никто не справится с тобой!

На этом наш урок окончен. Всем спасибо за хорошую работу на уроке.

IX. Инструктаж домашнего задания.

С. 70–74. Ответить на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание 1,2.

Самоанализ

Открытого урока «Окружающий мир» 4 класс.

Тема урока: Куликовская битва

Урок был дан в 4 классе, учебное пособие «Окружающий мир» авт. А.А.Плешаков в соответствии с тематическим планированием.

Для проведения урока были поставлены цели и задачи, которые учитывают программные требования, содержание материала, необходимый уровень знаний и умений учащихся, требования ФГОС.

Цель урока: познакомить с важным историческим событием в жизни российского народа – Куликовской битвой.

Задачи урока, направленны на формирование метапредметных и предметных результатов:

Формируемые УУД:

  1. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

  2. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  3. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  4. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  5. Считаю, что цели урока диагностичны и прогнозируемы, соответствуют имеющемуся уровню знаний и развитию учащихся.

По итогу проведённого урока я планировала получить следующие результаты:

Планируемые результаты:

Обучающиеся смогут:

Обучающиеся научатся:

  • начальным навыкам работы с исторической картой;

  • активно использовать речевые, информационные технологии;

  • начальным формам познавательной и личностной рефлексии.

Реализация цели и задач прослеживалась через весь урок. Построение урока соответствует содержанию поставленных задач.

Тип урока:  комбинированный, так как происходит как повторение, обобщение ранее пройденного, так и изучение нового материала.

Для организации учебной деятельности учащихся на уроке я использовала определённые формы и методы работы:

Формы работы:

-индивидуальная (работа с учебником, работа возле доски)

-фронтальная (коллективная познавательная и деятельность),

-групповая (выполнение заданий).

Технологии, используемые на уроке:

— проблемно-диалогическая;

— личностно-ориентированная;

— технология сотрудничества;

— ИКТ

— здоровьесберегающая;

— групповая

Данный урок имеет место в разделе программы «Страницы истории Отечества». Соответствует требованиям ФГОС.

Этапы урока выдержаны. Материал носил научный характер. Соответствовал возрастным нормам и требованиям рабочей программы. Осуществлялась тесная связь теории с практикой.. На уроке развивалась познавательная активность, связная речь, память, внимание и воображение. Подводились итоги деятельности.

Актуализация знаний была представлена через систему вопросов по домашнему заданию. Этот приём помог выявить ранее имеющиеся знания при обсуждении вопросов.

Постановка познавательных задач перед обучающимися прошла в виде проблемного диалога. Дети смогли сформулировать тему и цели урока. Отвечали на поставленные вопросы. Использовала репродуктивный метод (скажите пожалуйста, вспомни), задание поискового характера (найди). Была организована работа по учебнику.

На уроке использовался мультимедийный проектор с презентацией, картой.

Практическая работа в группах организована с целью проверки усвоения учебного материала учащимися. Этот приём позволил включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так слабоуспевающим детям. Осуществлялся контроль и самоконтроль при выполнении всех заданий.

Здоровьесберегающая направленность урока выразилась в процессе проведения физминутки.

Порядок и дисциплина обучающихся поддерживались чёткой организацией урока, интересным и доступным материалом.

Приветствовалась активность детей в практической работе и диалоге. Царила атмосфера сотрудничества.

Итог урока был подведен с помощью диалога . На этапе рефлексии использован приём оценочного листа.

Считаю, что урок получился результативным, цели достигнуты. Дети освоили новый материал и с нетерпением ждут продолжения событий.

multiurok.ru

У р о к 47. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА | Поурочные планы по окружающему миру 4 класс

У р о к 47. КУЛИКОВСКАЯ БИТВА