ТЕРМИНЫ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Количество просмотров публикации ТЕРМИНЫ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ — 3345
АВТАРКИЯ —(греч. аutarkeia — самостоятельный) — экономическая и политическая независимость полисов, их самостоятельный, самодовлеющий характер.
АВТОКРАТОР —(греч. auto — само, kratos — властный) — звание единоличного предводителя, какого — либо греческого союза. К примеру, стратегами — автократорами Коринфского союза, созданного для борьбы с персами, являлись Филипп и Александр Македонский.
АВТОХТОНЫ-(греч. autos — сам, chthon — земля: родившиеся из самой земли), коренные обитатели данной страны, туземцы.
АГЕЛА —(греч а — стадо) — воспитательные группы полноправных юношей до 17 лет в Спарте Целью агел была подготовка настоящих воинов путем жестких физических упражнении.
АГОН —(греч. аgon — борьба) — античный принцип соревновательности, состязательности, охватывающий все виды человеческой деятельности, начиная от спорта͵ заканчивая агонами в ремесле, пении, поэзии, философии
АКАДЕМИЯ —(греч. akademia) — роща, посвященная мифическому герою Академу на окраине Афин, где находился гимнасий и про ходили встречи молодежи с интересными людьми Академию в начале 4 века до н. э. о для своих занятий философ Платон. Слово стало обозначает место где занимаются наукой.
АКРОПОЛЬ —(греч. akros — верхний, polis — город) — укрепленная часть города, цитадель, занимающая в полисе господствующую высоту. В Афинах, стараниями стратега Перикла, в последней трети 5 века до н. э. Акрополь стал роскошным архитектурным центром города.
АМФИКТИОНИЯ —(греч. amphiktionos — соседи) — религиозно — политический союз племен и полисов, созданный для решения общих проблем и не допущения конфликтов, часто на базе какого — либо уважаемого храма. К примеру, известна Дельфийская амфиктиония при храме бога Аполлона в Дельфах.
АПЕЛЛА —(греч. apella — народное собрание) — собрание полноправных граждан свыше 30 лет в Спарте для решения политических, военных и иных вопросов. Апелла собиралась на берегу реки Эврот. Считалась высшим законодательным органом власти, реально просто утверждала предложенные царями или герусией решения.
АРЕОПАГ —(греч. Areos — Арей, pagos — холм) — первоначально совет родовых старейшин в Афинах. Заседал на холме, посвящен ном богу войны Аресу на Акрополе. По мере развития демократии постепенно терял политической и военное значение. После реформы Эфиальта 462 года до н.э. превратился в верховный уголовный суд по делам об умышленных убийствах и святотатстве.
АРИСТОКРАТ —(греч. aristoi — лучший) — представитель родовой аристократии в полисах.
АРИСТОКРАТИЯ —(греч. aristois — лучшие, kratos — власть) — система правления в полисах, когда высшие государственные должности сконцентрированы в руках представителей родовой знати. Наиболее яркий пример — Спарта.
АРХОНТ —(греч. arhontos — правитель, начальствующий) — член афинского Ареопага, первоначально назначался пожизненно, за тем выбирался из числа наиболее уважаемых граждан полиса.
АРХЭ —(греч. arche — господство, власть) — Второй этап существования Афинского морского союза, возникшего как объединение греч. полисов под предводительством Афин после греко-персидских войн 80- 70 гᴦ. 5 века до н.э. В Архэ входило около 200 полисов, казна союза находилась в Афинах. Архэ распалось после поражения Афин в Пелопоннесской войне в 404 году до н.э.
БАСИЛЕЙ —(греч. basileos — вождь) — в Микенский период Греции правитель небольшого государства, в эпоху Гомера глава племени или общины, обладавший всеми видами власти. В Спарте — титул царя.
БУЛЕ —(греч. bule — совет) — По реформе Солона Совет 400, затем по реформе Клисфена Совет 500 в Афинах. Избирался сроком на один год по 50 человек от 10 территориальных фил. Готовил повестку для Народных Собраний, обладал распорядительной властью.
ВАРВАР —(греч. barbaros — чужеземец) — презрительное название не эллинов, людей говорящих на не понятном языке.
ВСАДНИКИ —(греч.hippeus — класс всадников) — особое сословие богатых граждан полиса, способных содержать боевого коня. Вторая категория афинских граждан по реформам Солона — люди, имевшие годовой доход в 300 медимнов. Обладали всей пол нотой гражданских прав.
ГЕКАТОМБА —(греч. 1iе1а — сто быков) — крупное торжественное жертвоприношение от лица всей общины, посвященное какому — либо празднику или событию.
ГЕЛИЭЯ —(греч. heliaia — суд) — общегражданский суд созданный Солоном в 594 году до н.э. Состоял из 6000 гелиастов из всех сословий, избираемых жребием на Народном Собрании. Занимался разбором уголовных и гражданских дел, принимал отчеты полисных магистратов.
ГЕОМОРЫ —(греч. geomoroi — земледельцы) — в период архаики сельскохозяйственное население Эллады. Обычно простые крестьяне.
ГЕРУСИЯ —(греч. gerusia — собрание стариков) — Совет старейшин-геронтов в Спарте, состоящий из 28 геронтов и двух царей. Обладал исполнительной и законодательной властью. Геронты должны быть не моложе 60-ти лет, избирались на заседании апеллы пожизненно.
ГЕТЕРА —(греч. hetaira — подруга) — образованная не замужняя женщина, находящаяся на содержании состоятельных граждан полисов.
ГЕТЕРИЯ —(греч. hetairia — союз друзей) — первоначально группы молодых аристократов, позже в полисах тайные антидемократические союзы аристократов.
ГЛИПТИКА —(греч. gliphio — вырезаю) — искусство резьбы по камню.
ГОМЕИ —(греч. gomoios — равные) — свободные полноправные спартиаты, граждане Спарты, высшая категория спартанской общины. По преданию их насчитывалось около 10000 человек.
ГОПЛИТ —(греч. hoplon — оружие) — тяжеловооруженные воины, имеющие щит, шлем, панцирь, меч и копье. Сражались обычно в фаланге.
ДЕМ —(греч. Dem – округ) — одна из ста территориальных единиц в Аттике, установленная реформатором Клисфеном в 509 году до н.э.
ДЕМАГОГ —(греч. demegorio — говорящий перед народом) — в эпоху расцвета полисов политический деятель, пользующийся поддержкой демоса. В период кризиса полиса демагог — ловкий беспринципный политик, манипулирующий общественный сознанием.
ДЕМИУРГИ —(греч. demiurgos — ремесленник) — в полисах ремесленники. Позже в переносном смысле слова — творцы, созидатели.
ДЕМОКРАТИЯ —(греч. demos — народ, kratos — власть) — система организации полисной власти, при которой реальными полномочиями обладали Народное собрание и народный суд. Все граждане имели право избираться на должности любых полисных магистратов.
ДЕМОС —(греч. demos — народ) — свободное полноправное население полисов, обладающее всей полнотой прав.
ДИАКРИИ —(греч. Deakria — горная часть Аттики) — одна из трех политических партий, образовавшихся в Афинах после реформ Солона. Лидером являлся Писистрат. Партия выступала за радикальное продолжение реформ.
ДИАЛОГ —(греч. dialogos — разговор двоих) — излюбленная форма раз мышления и рассуждения в Элладе. Она представляла собой как бы возможный спор — обсуждение двумя собеседниками некоего вопроса.
ДОКИМАСИЯ —(греч. docimasia — испытание) — проверка членов гражданской общины на соответствие их общественного статуса или имущественного положения.
ЗЕВГИТЫ —(греч. zevgites — упряжка быков) — граждане — середняки, третья цензовая группа афинских граждан по реформе Солона, имеющие ежегодный доход в размере 200 медимнов. Составляли основу полисного коллектива.
ИЛОТ —(греч. hilot — изгнанные) — покоренное спартанцами население Мессении в Пелопоннессе, низведенное до положёния государственных рабов, обслуживающих свободных спартиатов.
КЛЕР —(греч. kler — надел, жребий) — земельный надел гражданина полиса
КЛЕРУХИЯ —(греч. kleruchia — надел) — военно-земледельческая колония, члены которой не теряли прав граждан материнского полиса.
КОМЕДИЯ —(греч. komos — веселое шествие, ode — песня) — первоначально веселые шуточные, часто скабрезные песни крестьян во время праздника бога вина Диониса. Далее театральный жанр.
Размещено на реф.рф
Наиболее известным античным комедиографом был афинянин Аристофан.
КРИПТИЯ —(греч. kriptos — скрытый, тайный) — особые тайные экспедиции спартанских юношей с целью убийства илотов, носившие характер инициаций.
КСЕН —
ЛИТУРГИЯ —(греч. leiturgia — общественная служба) — специальный налог на богатых граждан в полисах. Как правило, существовал в виде хорегии и триерархии.
ЛОГОГРАФ —(греч. logos- слово, graphe — описание) — название первых греческих историков, описывавших историю своих родных полисов.
МЕТЕК —(греч. metek — чужак) — переселенцы из других полисов, живущий на территории чужой общины без получения гражданских прав.
МЕТРОПОЛИЯ —(греч. meter — мать, polis- город) — материнский полис, выводящий колонию.
МИСТЕРИИ —(греч. mysterion — тайна) — тайные закрытые религиозные священнодействия. Известны вакхические и элевсинские.
МУЗЕЙ, МУСЕЙОН —(греч. Mythoi — Музы) — храм, посвященный Музам, богиням — покровителям различных видов творчества. Известен Александрийский Музей, центр эллинистической науки и культуры.
НЕОДАМОДЫ —(греч. neodamodes — новый гражданин) — новые, недавно введенные в гражданский статус люди в Спарте. Ими могли стать периэки и илоты, доказавшие свою исключительную верность Спарте. Обычно пополнение рядов граждан совершалось после крупных войн, где спартиаты несли большие потери.
НОМОФЕТ —(греч. nomotetes — законодатель) — законодатель в полисах.
ОБЫ —(греч. оbе — часть народа) поселения граждан в Лакедемоне. Столица этого государства, Спарта состояла из пяти об, называемых так же комами.
ОЙКОС —(греч. oikos — дом, жилище) — хозяйство гражданина, его дом, семья.
ОЙКИСТ —(греч. oikistes — основатель колонии) — глава коллектива, создающего колонию, часто инициатор самого выведения колонии.
ОЙКУМЕНА —(греч. oikumena — обитаемая земля) — заселенная, обжитая людьми территория Земли.
ОЛИГАРХИЯ —(греч. oligos- немногий, archer — власть) — система власти в полисах, где реальными управленческими полномочиями обладали наиболее богатые граждане, то есть представители высших цензовых разрядов.
ОРАКУЛ —(греч. oracl — предсказание) — предсказание, выдержанное в стихотворной форме, полученное от пифий по какому — либо поводу или в ответ на запрос. Часто знамение.
ОРХЕСТРА —(греч. orchestra — площадка) — место для хора в античном театре.
ОСТРАКИЗМ —(греч. ostrakon — глиняный черепок) — изгнание потенциальных тиранов из полиса путем тайного голосования надписями на черепках. Остракизм проводился раз в несколько лет на Народном Собрании. Введен в 509 году до н.э. Клисфеном. Подвергнувшиеся остракизму изгонялись из полиса на 10 лет без конфискации имущества.
ОХЛОКРАТИЯ —(греч. ochlos — толпа, kratos — власть) — система власти, когда власть в полисах оказывалась у граждан низших цензовых разрядов. Синоним не управляемой вольницы.
ПАНАФИНЕИ —(греч. Panaphenaina) — ежегодный праздник в Аттике в честь богини Афины.
ПАРАЛЫ —(греч. paralos — прибрежный) — одна из трех политических партий, образовавшихся в Афинах после реформ Солона. Представляла интересы средних слоев населения, связанным с ремеслом, торговлей, мореплаванием. Выступала за укрепление реформ Солона. Лидерами являлся Мегакл Алкмеонид.
ПЕДИЭИ —(греч. pedias — равнина) — одна из трех политических партий, образовавшихся в Афинах после реформ Солона. Представляла интересы аристократов — землевладельцев, выступавших против реформ Солона. Лидерами являлись Гиггпоклид и Ликурᴦ.
ПЕЛЬТАСТ —(греч. pelte — щит) — тип средне вооруженного воина, появившийся в начале 4 века до н.э. после реформы афинского полководца Ификрата.
ПЕНТАКОСИОМЕДИМНЫ —(греч. Pentacos — пятьсот, medimnos — мера зерна) — высший цензовый разряд по реформе Солона, имеющий в год 500 медимнов зерна. Граждане, имеющие право занимать высшие государственные должности.
ПЕПЛОС —(греч. peplos — покрывало) — женская одежда из прямоугольного куска ткани.
ПЕРИЭКИ —(греч. peri — вокруг, oikos — живущий) — не полноправная часть населения Спарты, по своему статусу занимавшие промежуточное положение между спартиатами и илотами. Не имея политических прав, они, тем не менее, имели право на занятие ремеслом и торговлей.
ПЕДОНОМ —(Греч. paideutes — воспитатель) -учитель в древнегреческих школах.
ПИФИЯ —(греч. pyphia — предсказательница) — жрица при храме бога Аполлона в Дельфах, которая, находясь в состоянии наркотического возбуждения, предсказывала будущее в ответ на запросы, то есть давала так называемые оракулы.
ПОЛИС —(греч. polis — город, государство, община) — гражданское сообщество, особая форма общины в эпоху античности, самоуправляющийся раннегосударственный коллектив.
ПРИТАНЕЯ —(греч. pritaneia — председательство) — группа в 50 человек, представляющая в Совете 500 одну из городских фил, получавшая по очереди на месяц властные полномочия.
ПРОСТАТ —(греч. prostates — защитник, покровитель) — политик — за щитник демоса в период социальных преобразований в по лисах.
РИТОРИКА —(греч. rhetor — оратор) — наука о законах красноречия, умение выстраивать свое выступление перед публикой.
СЕЙСАХФИЯ —(греч. seisachteia — стряхивание от бремени) — мероприятие, проведенное в Афинах реформатором Солоном. Ее суть заключалась в списании всех долгов земледельцев. Внешне это производилось в виде выбрасывания с земель крестьян закладных камней, на которых писались суммы долгов.
СИММАХИЯ —(греч. syn — вместе, machomai — сражаюсь) — военный союз греческих полисов направленный против общего врага. Существовала Делосская симмахия, основанная в 479 году до н.э. под эгидой Афин, для продолжения борьбы против персов. Считалась союзом равных, но из-за чрезмерной гегемонии Афин позже переродилась в Архэ — Первый Афинский морской союз.
СИССИТИЯ —(греч. syssytos — сотрапезник) — обязательные общественные обеды в Спарте, введенные по реформам Ликурга Одновременно сиссития была общественной и военной единицей, ʼʼсоюзом палаткиʼʼ, в которую входило до 20 человек, связанных между собой отношениями дружбы и родства.
СОФИСТ —(греч. sophistes — мудрец) — профессиональный платный учитель философии и риторики в полисах Эллады, для которого не существовало моральных или религиозных ценностей. На рубеже 5 — 4 веков до н.э. в Афинах наиболее прославились Протагор и Горгий.
СТРАТЕГ —(греч. strategos — ведущий войска) — член коллегии 10 стратегов в Афинах по реформе Клисфена. Обладали всей полно той власти, избирались на один год, командовали по очереди. Позже в более широком смысле слова — командующий армией.
ТЕАТР —(греч. teates — зритель) — место, где осуществлялись постановки трагедий, драм и комедий. Возникновение театра связано с праздником Великих дионисий, утвержденным тираном Афин Писистратом в середине б века до н.э.
ТИРАН —(греч. tyrannos — властитель) — не легитимный правитель, узурпатор власти в полисах.
ТИРАНИЯ —(греч. tyrannis — неограниченная власть) — форма единоличного господства в полисах, установленная обычно насильственным путем. Различают раннюю, или Старшую тиранию, способствовавшую ослаблению власти родовой аристократии и позднюю, или Младшую, откровенно эгоистическую и лишенную прогрессивного значения.
ТРАГЕДИЯ —(греч. tragos — козел, ode- песнь) — изначально гимны на религиозные и мифологические темы, исполнявшиеся на полисных праздниках людьми, наряжавшимися сатирами, мифическими козлоногими существами. Далее после появления особых актеров, отвечающих хору, трагедии привели к появлению греческого театра, где они играли ведущую роль как особый род выступления.
ТРАПЕЗИТЫ —(греч. trapedza — стол менялы) — менялы, банкиры и ростовщики в полисах. Так же члены торгово-банковских сообществ.
ТРИЕРА —(греч. trieres — три ряда гребцов) — основной тип гребного боевого корабля эллинов, принимавший на борт до 400 человек, часто использовавший в качестве средства боя укреп ленный на носу судна таран.
ТРИЕРАРХИЯ —(греч. trierarchia — командование кораблем) — специальная полисная повинность для богатых граждан, которые были обязаны в период войны на свои средства строить для полиса боевые корабли и оплачивать службу экипажа. Одна из разновидностей литургии.
ТРИТТИЯ —(греч. trittys — треть) — третья часть территориальной филы, введенная афинским реформатором Клисфеном в 509 году до н.э.
ФАЛАНГА —(греч. phalanx- ствол) — боевое построение и сам принцип ведения боя, когда воины действуют плотными колоннами гоплитов, состоящих из 8 — 30 шеренг, ощетинившихся копьями.
ФЕТЫ —(греч. pheticos — поденщики) — название низшей четвертой цензовой категории афинских граждан по реформе Солона в 394 году до н.э. до реформ Перикла феты не имели право занимать высшие государственные посты.
ФИЛА —(греч. phyle — племя) — родоплеменное объединение в Элладе на первых этапах греческой истории. К примеру, в Аттике насчитывалось четыре родовые филы. Затем, после реформ Клисфена филы стали территориальными единицами. В Аттике их стало 10.
ФОРОС —(греч. phoros — сбор) — специальный денежный или натуральный налог на членов делосской симмахии — афинской Архэ.
ФРАТРИЯ —(греч. phratria — братство) — в раннее время объединение братских родов (старших и младших). Позднее, родовое религиозное объединение.
ХОРА —(греч. chora — район) — сельская округа полиса, место проживания земле владельцев.
ХОРЕГИЯ —(греч. сhоrе — опека об артистах) — специальная полисная повинность для богатых граждан, которые были обязаны в период подготовки к театральным представлениям оплачивать постановку какой-либо драмs, трагедии или комедии, и работу актеров. Одна из разновидностей литургии.
ЭВПАТРИДЫ —(греч. еuраtridеs — родовитый) — афинская родовая знать, крупнейшие землевладельцы Аттики.
ЭККЛЕСИЯ —(греч. ессlеsia — сходка) — народное собрание в полисах, высший законодательный орган власти, контролирующий при этом деятельность всей властной системы и полисных магистратов.
ЭЛЛИН —(греч.) — самоназвание греков, представлявших себя в виде потомков мифического прародителя Эллина. У него, в свою очередь, были сыновья Ион, Эол и Дор, от которых произошли основные эллинские племена.
ЭПИГОНЫ —(греч. ерigones — родившиеся после) — дети диадохов, то есть сподвижников Александра Македонского, так же участвовавшие в борьбе за власть после его смерти.
ЭПИСТАТ —(греч. ерistasia — глава) — глава Совета 500 в Афинах, заново избираемый каждый день.
ЭПОНИМ —(греч. ерiоnоmа — дающий имя) — тот, чье имя давалось году, городу, местности и т. д. Особый эпитет первого из 9 афинских архонтов, по имени которого именовался год.
ЭПОС —(греч. ероs — слово, рассказ) — литературный поэтический жанр, которым писали авторы (аэды и рапсоды) на героические и нравственные темы.
ЭСИМНЕТ —(греч. аisymnetes — судья) — общественный посредник, при миритель враждующих групп населения в период реформ. К примеру, Солон. Так же должностные лица и судьи в полисах.
ЭФЕБИЯ —(греч. ерfiеbо — юноша) — государственное воспитательное объединение в полисах, где проходили двухлетнюю военную службу юноши, достигшие 18 лет.
ЭФОР —(греч. ерhoros — наблюдатели) — члены коллегии пяти в Спарте. Высший контрольный орган власти, имевший право собирать апеллу, герусию и лишать власти царей.
ЭФОРАТ —(греч. еphoros — наблюдатели) — коллегия Пяти в Спарте. Орган власти присматривающий за царями и контролирующий выполнение законов Ликурга и других постановлений гражданами Спарты.
referatwork.ru
Ответы@Mail.Ru: что такое аристократ
Знать, аристократия — наследственный привилегированный слой общества. Представители знати называются аристократами или знатными людьми. Слово «знатный» славянского происхождения и означает «знаменитый» , «известный» . Либо этимология от слова от «знание» , «знающий» .В большинстве государств знать оказывала существенное влияние на политику, даже если формально вся власть принадлежала монарху или народному собранию. Строй, при котором власть принадлежит знати, носит название аристократия. По имени этого строя и сама знать нередко называется «аристократией» .
Знать формировалась различными путями. В одних странах знать составилась из коренных жителей главного города (римские патриции) . В других — из племени, завоевавшего страну (франки в Галлии) . Нередко в аристократию превращаются начальники войска и чиновники государства. Во многих государствах можно было войти в состав аристократии за особые заслуги или за очень большую сумму денег.
Знать чаще всего является военной прослойкой, однако в городах-государствах Италии к знати относились не только воины, но и купцы. А в древней Индии было две привилегированные варны — жрецов и воинов. В эпоху абсолютной монархии к прежней аристократии присоединились служилые дворяне, образовав новое сословие знати — дворянство.
Свои претензии на исключительность знать обосновывала, в частности, тем, что знатные люди наследуют лучшие свойства людей — нравственные (смелость, правдивость, щедрость) и физические (высокий рост, гладкую незагорелую кожу, тонкие аристократические пальцы) .
Буржуазные революции Нового времени привели к исчезновению знати как привилегированного слоя. В России наследственные привилегии были отменены Февральской революцией (1917).
Аристократия (греч. aristokratia): 1) высший слой эксплуататорских классов, богатая или родовая знать; 2) господство знати — одна из форм государственной власти в древней Греции; 3) привилегированная верхушка какого-либо класса или социальной группы.
otvet.mail.ru
Древнегреческая аристократия | История культуры
Второй аспект архаического периода – это формирование гражданского общества в течение VIII — VI веков. И это формирование происходило за счёт устранения пережитков родоплеменных отношений.
В начале эпохи архаики в VIII веке, когда начинает формироваться греческий полис, фактически все население каждого греческого полиса делилось как бы на две части. Первая часть населения называлась аристократия, а вот вторая часть называлась демос. Демос – значит народ, то есть демос – это все, что не аристократия. И в начале, и позже архаики политическая власть в греческих полисах принадлежала аристократам. Аристократы были наиболее экономически мощным социальным слоем, и аристократы контролировали также сферу религиозную. Именно на базе крупной земельной собственности, на базе того, что аристократы имели в руках политическую власть, контролировали сакральную сферу, и базировалось их особое положение. Они, естественно, в каждом полисе были меньшинством, очень незначительным процентом населения, но, повторяю, их значение в каждом полисе было огромное.
Итак, что есть аристократия? Вот в принципе мы дважды в истории будем встречаться на европейской почве с понятием аристократии. Вот есть аристократия античная, греческая аристократия, римская аристократия, и в следующем году мы будем говорить об аристократии западноевропейских феодальных обществ.
Итак, здесь важно следующее для понятия аристократ. Во-первых, аристократ – есть понятие наследственное, с точки зрения исторического развития – это потомки родоплеменной знати. Когда же у греков сформировалось представление об аристократии, то представитель аристократического рода – это есть представитель рода, который ведет свое происхождение от какого-либо греческого героя, то есть каждый аристократической род имеет своего мифологического первопредка. Это может быть Геракл, Ясон, Тесей, Беллерофонт и масса других всяких героев. Причем важно отметить, что все греческие герои, которых вы знаете по греческой мифологии, в свою очередь являются сыновьями божества. Это либо чаще всего Зевс, либо Аполлон, либо там еще кто-то, в редких случаях, например, Афродита, как род Юлиев в Риме.
То есть, понимаете ли, для греков мифологическое время — это было реальное время, но которое безвозвратно ушло. И еще раз хочу подчеркнуть, что статус аристократа передается только по наследству, аристократом стать нельзя, аристократом можно только родиться, будучи потомком аристократического рода. Поэтому всякие вот эти бредни и игры в наши дни во всякие дворянские собрания и так далее… Они могут кого угодно назначить (Пугачеву, например) представителем русской аристократии – все это глупости. Аристократом либо ты родился, либо не родился, это уж так пришлось. Ну, а поскольку мифологические времена ушли, и боги у нас не спускаются теперь на землю, то пополнение аристократических родов в принципе невозможно.
Причем хочу подчеркнуть, что греки, несмотря на весь их рационализм мышления, свято верили в этот самый статус. Во времена перикловых Афин вы вполне могли увидеть потомка Геракла, который идёт по улице. Понимаете ли, ни у кого не вызывало сомнения, что это действительно потомок того легендарного героя. Это мало что уже в V веке давало, но это действительно потомок этого самого героя, о котором знают буквально все. Итак, первое – это происхождение.
Далее — Качества аристократа — этос и арете
www.culturhistory.ru
Приход аристократии к власти в Древней Греции и Риме
Такой же переворот как и свержение царей, только в несколько измененной форме, совершился в Афинах, в Спарте, в Риме, во всех, наконец, гражданских общинах, история которых нам известна. Всюду он был делом аристократии, всюду следствием его было уничтожение политической власти царей, за которыми была оставлена только власть религиозная. Начиная с этой эпохи и в течение известного периода времени, продолжительность которого весьма неодинакова для различных городов, управление гражданской общиной находится в руках аристократии. Эта аристократия основывалась одновременно и на рождении, и на религии. Ее начало лежало в религиозном строе семьи. Источником ее происхождения были те же самые законы, которые мы видели выше в домашнем культе и в частном праве, т. е. закон наследственной передачи очага, преимущество старшего совершать молитву, соединенное с рождением. Наследственная религия была правом аристократии на неограниченное господство; она давала права, казавшиеся священными. По древним верованиям, только тот мог быть собственником земли, у кого был домашний культ; только тот был членом гражданской общины, кто был облечен священным характером, делавшим человека гражданином; только тот мог быть священником, кто происходил из семьи, имевшей культ; только тот мог быть должностным лицом гражданской общины, кто имел право совершать жертвоприношения. Человек, у которого не было наследственного культа, должен был стать клиентом другого человека или же, если он этого не хотел, должен был оставаться вне общества. В течение многих поколений людям не приходило в голову, что подобное неравенство несправедливо; у них не являлось мысли построить человеческое общество на иных законах.
В Афинах от смерти Кодра и до Солона вся власть находилась в руках эвпатридов. Они были единственными жрецами и единственными архонтами; они одни творили суд и знали законы, которые тогда не были еще записаны, а передавались в виде священных формул от отца к сыну.
Эти семьи сохраняли, насколько это было в их силах, древние формы патриархального строя. Они не селились вместе в городах, но продолжали жить в различных областях Аттики, каждая в своем обширном владении, окруженная многочисленными слугами, под управлением своего главы эвпатрида, исполняя в полной независимости свой наследственный культ. Афинская гражданская община была в течение четырех веков только союзом, федерацией этих могущественных глав семей, которые собирались в известные дни для торжественного совершения обрядов культа гражданской общины или для обсуждения общих дел.
Часто обращали внимание на то, как мало имеем мы сведений об этом долгом периоде существования Афин, а также вообще о существовании других греческих гражданских общин. Удивлялись тому, что, сохранив воспоминания о многих событиях из времен древних царей, история не отметила почти ни одного из времен правления аристократии. Это объясняется, без сомнения, тем, что в это время совершилось мало событий, имеющих общий интерес. Возвращение к патриархальному строю приостановило почти повсюду национальную жизнь. Люди жили отдельно, и у них было мало общих интересов. Кругозор каждого из них замыкался той тесной группой, тем маленьким местечком, где он жил на положении эвпатрида или же в качестве слуги.
В Риме также каждая патрицианская семья жила в своих владениях, окруженная своими клиентами. В город являлись только на празднества общественного культа или же на собрания. В годы, последовавшие за изгнанием царей, власть аристократии была неограниченна. Никто иной кроме патриция не мог исполнять обязанности жреца в гражданской общине; исключительно только лишь в этой священной касте нужно было выбирать весталок, понтифексов, салиев, фламинов, авгуров. Только одни патриции могли быть консулами, из них одних состоял сенат. Если собрания по центуриям, куда имели доступ и плебеи, не были уничтожены, то собрания по куриям считались зато единственными законными и священными. Центуриям было предоставлено, по-видимому, избрание консулов, но мы видели, что они могли подавать голос только за те имена, которые представляли им патриции, и сверх того решение центурий подвергалось еще тройному утверждению: сената, курий и авгуров. Только одни патриции могли отправлять правосудие, и только одни они знали формулы законов.
Этот политический строй существовал в Риме не долго. В Греции, напротив того, аристократия господствовала в течение очень долгого времени.
Одиссей представляет нам верную картину этого социального строя в западной части Греции. Мы видим там, действительно, патриархальный быт, весьма аналогичный тому, какой мы уже видели в Аттике. Несколько знатных и богатых семей владели страной; многочисленные слуги возделывали землю и заботились о стадах. Жизнь там очень проста; за одним и тем же столом собираются глава семьи и его слуги. Имя, которым называются эти главы, сделалось в других обществах торжественным титулом,^акте<;, PaoiXsT^. Точно так же, как афиняне первобытной эпохи называли PaoiXsU^; главу рода (y£vo<;), клиенты в Риме сохранили обычай называть главу рода — rex. Главы семей носят священный характер; поэт называет их божественными царями. Итака очень мала, но тем не менее в ней большое количество царей. Среди них есть один высший верховный царь, но он не имеет никакого значения, и его единственным преимуществом является, как кажется, председательство в совете семейных вождей. По некоторым признакам кажется даже, что этот царь был выборный: так мы видим, что Телемак не может сделаться царем острова иначе, как если другие цари, равные ему по значению и власти, захотят избрать его. Одиссей, возвращаясь в свое отечество, не имеет, по-видимому, других подданных кроме слуг, принадлежащих ему как собственность. Когда он убил некоторых из вождей, то слуги этих вождей берутся за оружие, и начинается война, которую поэт отнюдь не порицает. У феаков верховная власть принадлежит Алкиною; мы видим его являющимся в собрание вождей, но мы замечаем, что не он созвал этот совет, но что собравшийся совет призвал к себе царя. Поэт описывает народное собрание феакской гражданской общины, но оно очень далеко от того, чтобы быть собранием всей массы народа; здесь собрались только главы семей, лично приглашенные через вестников, как это делалось и в Риме для comitia calata; они восседают на каменных седалищах, царь открывает собрание речью, в которой называет членов собрания царями скипетроносцами.
В родном городе Гезиода, в каменистой Аскре, мы находим класс людей, которых поэт называет вождями или царями, — они именно и творят суд над народом. Пиндар указывает нам еще на существование класса вождей у кадмейцев; в Фивах он восхваляет священный род Спартов, от которого впоследствии Эпаминонд выводил свое происхождение. Читая Пиндара,
поражаешься невольно тем аристократическим духом, который царит еще в греческих обществах во времена персидских войн, и по этому можно себе представить, как могущественна была эта аристократия один или два века раньше. Поэт восхваляет в своих героях более всего их род, происхождение, и мы должны предположить, что такого рода похвала имела в то время большую цену, и что знатное происхождение казалось высшим благом. Пиндар показывает нам знатные семьи, блиставшие тогда в каждой гражданской общине; в одной только гражданской общине Эгины он называет Мидилидов, Теандридов, Эвксенидов, Блепсиадов, Хориадов, Балихидов. В Сиракузах он восхваляет жреческую семью Иамидов, в Арминте — семью Эмменидов, и то же оказывается в каждом городе, о котором он имеет только случай говорить.
В Эпидавре все сословие граждан, т. е. тех, кто имел политические права, состояло долгое время только из ста восьмидесяти членов; все же остальные «были вне гражданской общины». В Гераклее число настоящих граждан было еще меньше; там младшие члены знатных родов не имели политических прав. Точно так же было долгое время и в Книде, в Истре, в Марсели. На Фере вся власть была сосредоточена в руках нескольких семей, которые почитались священными. То же самое было и в Аполлонии. В Эрифрах существовал аристократический класс, называвшийся Басилидами. В городах острова Эвбеи господствующий класс назывался всадниками. Можно заметить по этому поводу, что в древности точно так же, как и в средние века, сражаться на лошади считалось привилегией.
В Коринфе не существовало уже более монархии, когда оттуда вышла колония для основания Сиракуз. Поэтому и новая гражданская община не знала царской власти и управлялась с самого начала аристократией. Этот господствующий класс назывался геоморами, т. е. землевладельцами. Он состоял только из тех семей, между которыми в день основания города были распределены священные участки земли с соблюдением всех религиозных обрядов. Эта аристократия в течение многих поколений держала в своих руках неограниченную власть правления и сохраняла название землевладельцев; это указывает, по-видимому, на то, что низшие классы не имели права собственности на землю. Подобная же аристократия господствовала долгое время в Милете и в Самосе.
biofile.ru
Аристократ – это кто такой? :: SYL.ru
Аристократ – это кто такой? Как правило, это понятие связывают с человеком из знатной и богатой семьи. И такое понимание является верным, однако лишь отчасти, так как значение слова «аристократ» гораздо шире и связано оно не только с семьей, но и с особенностями характера человека, с его воспитанием, а также с отношением к власти. Более подробно о том, кто это – аристократ, будет рассказано в статье.
Что сказано в словаре?
Узнать о том, что означает слово «аристократ», поможет толковый словарь. Там указывается на два варианта толкования.
Первый повествует о том, что это лицо, являющее представителем аристократии; человек, который принадлежит к наивысшему слою общества, состоящему из родовой знати. Пример: «В период революционных событий в Европе в середине 19-го века настоящие аристократы были вынуждены принять неприязненный вид, направленный против притязаний, выдвинутых низшими классами: им было необходимо своей надменностью осадить самонадеянность людей со средним состоянием».
Во втором значении аристократ – это такой человек, который отличается от других своим аристократизмом. Пример: «У Ф. М. Достоевского в романе «Идиот» о «товарище» Ипполита Терентьева по школе сказано, что Бахмутова считали аристократом, так как он приезжал на собственных лошадях, прекрасно одевался, постоянно был весел, остер, хотя при этом ума был недалекого».
Пониманию изучаемого объекта поможет рассмотрение близких по значению слов.
1-й вид синонимов
Как видно из сказанного, два указанных толкования значительно отличаются друг от друга. Первое из них говорит о принадлежности человека к конкретному социальному слою, который в определенные эпохи находился на первых позициях в общественной жизни, тогда как второе характеризует отдельного человека. Исходя из этого и синонимы к слову «аристократ» делятся на два вида.
К первому значению относятся такие, как:
- знатный;
- высокородный;
- джентльмен;
- титулованный;
- великосветский;
- родовитый;
- влиятельный;
- вельможа;
- дворянин;
- благородный;
- нобиль;
- гранд;
- патриций;
- сановный;
- барин;
- господин;
- именитый;
- боярин;
- важный;
- элита;
- туз;
- герцог;
- граф;
- барон;
- шишка;
- голубая кровь;
- оптимат;
- белая кость;
- эвпатрид.
Как видно, количество их довольно велико, но при желании можно подобрать и некоторые другие.
Синонимы, часть 2
Ко второму значению существуют, например, следующие близкие по смыслу слова:
- изящный;
- тонкий;
- утонченный;
- воспитанный;
- изощренный;
- рафинированный;
- вальяжный;
- изысканный;
- элегантный;
- возвышенный;
- достойный;
- галантный;
- эстет;
- сноб.
Далее целесообразным будет рассмотреть этимологию слова «аристократ».
Происхождение
Как считают ученые-этимологи, изучаемое слово происходит от греческого существительного ἀριστοκρατία, которое означает «господство знати». Оно образовано от двух других греческих слов – прилагательного ά̓ριστος (лучший) и существительного κράτος (сила, могущество, власть).
Существуют два мнения о том, каким образом слово попало в русский язык. Согласно первому из них, оно пришло к нам из французского, образовавшись от aristocrate. Второе мнение говорит о том, что оно заимствовано из немецкого языка, где есть слово Aristokrat.
Аристократы духа
Ознакомившись с происхождением слова, можно заметить, что его дословный перевод «власть лучших» больше соответствует первому значению, указанному выше. Тогда как второе значение включает в себя только первую часть перевода – «лучший». И касается оно, скорее всего, так называемых аристократов духа. Каков смысл этого довольно часто употребляющегося выражения?
Его автором является Генрих Стеффенс, немецкий писатель и философ, живший в 18-19-м веках. Теодор Мундт, другой немецкий литератор, писал о Стеффенсе, что он является главой аристократии духа, название которой однажды сам и дал столь метко.
Аристократами духа Г. Стеффенс называл соратников и единомышленников Августа Вильгельма Шлегеля, который был одним из основоположников немецкого романтизма. Последний представляет собой основное движение в культуре, искусстве и философии, существовавшее в конце 18-го – первой половине 19-го века.
Немецкие романтики стремились к созданию новых типов искусства, философии, науки путем обращения к Средневековью. Развиваясь таким образом, романтизм достиг позднего периода, который, по словам Генриха Гейне, отличался своей значимостью, напряженностью и более сложным формированием творческого гения.
Популярности выражения способствовало издание в 1819 году С. Ашером памфлета «О немецкой аристократии духа». Под этим фразеологизмом подразумеваются люди, которые объективно принадлежат к элите общества, что обусловлено их высокими интеллектуальными и моральными достоинствами.
Древнегреческая трактовка
В заключение рассмотрения вопроса о том, как понять слово «аристократ», стоит обратиться к пониманию его философами древности. Изначально тема аристократии была рассмотрена Платоном и Аристотелем. По их мнению, аристократ – это человек грамотный, одаренный, который способен нести ответственность не только за свои поступки, но и за действия других людей. Философы считали, что именно такие люди должны править государством.
С течением времени данная трактовка подверглась изменениям, и определяющим фактором стали не личные достоинства, а происхождение. Истинный аристократ обязательно должен быть выходцем из знаменитой, богатой и успешной семьи. Таким образом, сущность аристократического принципа сводилась к тому, что господствующее положение в обществе должны занимать «лучшие люди по наследству». Из данного принципа вытекают три вывода:
- Аристократические элементы всегда участвуют в обладании верховной властью, например в виде членов парламента в верхних палатах.
- Даже демократия терпит внутри себя аристократические элементы.
- Аристократический принцип присутствует во всех видах общественных союзов – в социальных, политических, церковных, международных.
www.syl.ru