Кто совершал набеги на русь – Какие племена совершали набеги на Русь с юга

Набеги половцев на русские земли

Половцы (11-13-й вв.) — кочевой народ тюркского происхождения, ставший одним из основных серьезных политических противников князей Древней Руси.

В начале 11-го в. половцы выдвинулись из Заволжья, где проживали до этого, в сторону причерноморских степей, вытесняя по пути племена печенегов и торков. После пересечения Днепра они дошли до низовьев Дуная, заняв обширнейшие территории Великой степи — от Дуная до Иртыша. В этот же период степи, занятые половцами, стали именоваться Половецкими степями (в русских хрониках) и Дешт-и-Кыпчак (в хрониках других народов).

Название народа

Народ также имеет названия «кипчаки» и «куманы». Каждый термин имеет свое значение и появился в особых условиях. Так, общепринятое на территории Древней Руси название «половцы» пошло от слова «полос», что означает «желтый», и вошло в обиход из-за того, что ранние представители этого народа имели светлые («желтые») волосы.

Понятие «кипчак» было впервые употреблено после серьезной междоусобной войны в 7-м в. среди тюркских племен, когда проигравшая знать стала именовать себя «кипчак» («злосчастная»). «Куманами» половцев называли в византийских и западноевропейских хрониках.

История народа

Половцы представляли собой самостоятельный народ на протяжении нескольких веков, однако к середине 13-го в. вошли в состав Золотой Орды и ассимилировали татаро-монгольских завоевателей, передав им часть своей культуры и свой язык. Позднее на основе кыпчанского языка (на котором говорили половцы) образовались татарский, казахский, кумыкский и многие другие языки.

Половцы вели быт, типичный для многих кочевых народов. Их основным занятием оставалось скотоводство. Кроме того, они занимались торговлей. Чуть позднее половцы сменили кочевой образ жизни на более оседлый, за отдельными частями племени закреплялись определенные земельные наделы, где люди могли вести свое хозяйство.

Половцы были язычниками, исповедовали тангерианство (поклонение Тенгри-хану, вечному сиянию неба), поклонялись животным (в частности, волк был в понимании половцев их предком-тотемом). В племенах жили шаманы, которые проводили различные ритуалы поклонения природе и земле.

Киевская Русь и половцы

Половцы очень часто упоминаются в древнерусских хрониках, и это связано прежде всего с их непростыми отношениями с русичами. Начиная с 1061 г. и вплоть до 1210 г. племена половцев постоянно совершали жестокие набеги на русские земли, грабили деревни и пытались захватить местные территории. Помимо множества небольших набегов, можно насчитать порядка 46 крупных набегов половцев на Киевскую Русь.

Первое крупное сражение между половцами и русскими состоялось 2 февраля 1061 г. под Переяславлем, когда половецкое племя совершило набег на русские территории, спалило несколько полей и ограбило находящиеся там деревни. Половцам довольно часто удавалось одерживать победу над русской армией. Так, в 1068 г. они разбили русское войско Ярославичей, а в 1078 г. во время очередного сражения с половецкими племенами погиб князь Изяслав Ярославич.

От руки этих кочевников пали также войска Святополка, Владимира Мономаха (который позднее возглавил общерусские походы Руси против половцев) и Ростислава во время битвы в 1093 г. В 1094 г. половцы дошли до того, что силой заставили Владимира Мономаха покинуть Чернигов. Однако русские князья постоянно собирали ответные походы против половцев, которые иногда заканчивались вполне успешно. В 1096 г. половцы потерпели свое первое поражение в борьбе с Киевской Русью. В 1103 г. они снова были разгромлены русским войском под предводительством Святополка и Владимира и вынуждены были покинуть ранее захваченные территории и отправиться в услужение на Кавказ к местному царю.

Окончательно половцы были разгромлены в 1111 г. Владимиром Мономахом и многотысячной русской армией, которая предприняла крестовый поход против своих давних противников и захватчиков русских территорий. Чтобы избежать окончательного разорения, половецкие племена вынуждены были уйти обратно за Дунай и в Грузию (племя разделилось). Однако после смерти Владимира Мономаха половцы снова смогли вернуться и стали повторять свои ранние набеги, но очень быстро перешли на сторону воюющих между собой русских князей и стали принимать участие в постоянных междоусобных войнах на территории Руси, поддерживая того или иного князя. Участвовали в набегах на Киев.

Еще один крупный поход русской армии на половцев, о котором сообщалось в летописях, состоялся в 1185 г. В известном произведении «Слово о полку Игореве» это событие именуется побоищем Игоря Святославовича с половцами. Поход Игоря, к сожалению, оказался неудачным. Разгромить половцев ему не удалось, однако эта битва вошла в летописи. Спустя некоторое время после этого события набеги стали сходить на нет, половцы разделились, часть из них приняла христианство и смешалась с местным населением.

Конец племени половцев

Некогда сильное племя, доставившее массу неудобств русским князьям, прекратило свое существование в качестве самостоятельного и независимого народа примерно в середине 13-го в. Походы татаро-монгольского хана Батыя привели к тому, что половцы фактически стали частью Золотой Орды и (хоть и не утратили свою культуру, а, наоборот, передали ее) перестали быть самостоятельными.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

 

historynotes.ru

Какие племена совершали набеги на русь во времена ярослава мудрого

37. Какие племена совершали набеги на Русь во времена Ярослава Мудрого?

а) половцы

б) печенеги

в) монголо-татары

г) варяги

д) сарматы

38. Этими промысловыми товарами славяне обычно платили дань:

а) шерсть, мясо, кожа

б) металлы

в) мед, воск, пушнина

г) льняное полотно и сукна

39. Основное орудие труда земледельцев у восточнославянских племен, обитавших в лесной полосе:

а) плуг

б) соха

в) мотыга

г) палка-копалка

40. Во времена родовой общины власть у славян была сосредоточена в руках:

а) совета старейшин

б) князя и дружины

в) великого князя киевского

г) византийского наместника

41. Древнейшими письменами славян в языческие времена были:

а) иероглифы

б) черты и резы

в) руны

г) клинопись

42.Возвышение князей и дружинников, складывание племенных союзов совпадает с периодом:

а) формирование родовой общины

б) формирование соседской общины

в) складывание единого Древнерусского государства

г) распада Руси на отдельные княжества

43. Служителями языческого культа древние славяне именовали:

а) авгурами

б) понтификами

в) друидами

г) волхвами

44. Началом древнерусской государственности считается:

а) поход Олега на Византию

б) объединение Олегом под своей властью Новгорода и Киева

в) приход Рюрика на княжение в Новгородскую землю

г) налоговые реформы Ольги

45. Новгородский староста, инициатор отправки посольства варягам для призвания князя:

а) Госнятин

б) Коснячко

в) Гостомысл

г) Твердила

46. «Вещим» прозвали князя:

а) Рюрика

б) Олега

в) Игоря

г) Святослава

47. Святослав был сыном:

а) Игоря

б) Владимира Красное Солнышко

в) Рюрика

г) Владимира Мономаха

48. Одним из авторов норманнской теории образования Древнерусского государства был

а) М.В.Ломоносов

б) Шлецер

в) Нестор

г) Рюрик

49. Главная цель походов Олега на Византию:

а) завоевание новых земель

б) демонстрация силы своего государства

в) защита своей земли от византийской агрессии

г) обеспечение наиболее выгодных условий сбыта в Византие собираемой дани

50. Первый договор Олега с Византией был заключен в:

а) 882 г.

б) 890 г.

в) 907 г.

г) 911 г.

51. Варяги, викинги, свеи, скандинавы, норманны, русь – это:

а) названия воинов – скандинавов, совершавших набеги и морские походы

б) племена восточных славян

в) воинские звания в Древней Руси

г) финно-угорские племена

52. Бояре, мужи, гриди, вои, отроки, детские – это:

а) название воинов, входящих в состав княжеской дружины

б) название денежных единиц в Древней Руси

в) название мер веса в Древней Руси

г) названия зависимых категорий населения в Древней Руси

53. Киевский князь Владимир принял обряд крещения в:

а) Константинополе

б) Корсуни

в) Киеве

г) Новгороде

54. Слова «Да будет Киев матерью городов русских» были произнесены в 882 году князем:

а) Рюриком

б) Аскольдом

в) Олегом

г) Игорем

55. Первая правящая на Руси династия берет свое начало от:

а) Рюрика

б) Олега

в) Игоря

г) Святослава

56. Отметьте положение норманнской теории о происхождении государства на Руси:

а) Рюрик был приглашен уже на готовое княжение

б) варяги были на Руси только воинами – наемниками и не участвовали в управлении государством

в) центром складывания древнерусской народности был Киев

г) варяги явились создателями государственности на Руси

57. Вече – это:

а) собрание дружинников

б) народное собрание в древнерусском городе

в) совет старейшин

г) орган, состоящий из иерархов церкви

58. Князь в Древней Руси:

а) военный вождь, глава государства

б) выборный судья

в) глава церкви

г) богатый купец

59. Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич и Даниил Романович были князьями:

а) Владимиро-Суздальской земли

б) Турово-Пинской

в) Смоленской земли

г) Галицкой и Волынской земли

60. Первый общерусский съезд князей в Любече состоялся в:

а) 999 г.

б) 1036 г.

в) 1097 г.

г) 1111 г.

61. После крещения Руси князь Владимир ввел новый налог:

а) пятинные деньги

б) десятину

в) ямские деньги

г) почестное

62. Вервь – это:

а) название соседской общины у славян

б) льняная веревка, которой перепоясывалась одежда

в) круговая порука у крестьян

г) название общинной земли

63. Первый свод законов появился при:

а) Владимире

б) Ярославе

в) Святославе Ярославиче

г) Олеге

64. Назовите события, произошедшие в 965 году:

а) поход Святослава на печенегов

б) основание русской Тмутаракани

в) поход Святослава на вятичей и Волжскую Булгарию

г) первый дунайский поход Святослава

65. Основным занятием населения Новгородской земли являлось:

а) возделывание зерновых культур

б) льноводство, промыслы и ремесла, солеварение

в) исключительно торговля

г) военные походы

66. Укажите дату изгнания из Новгорода князя Всеволода Мстиславича и окончательного установления новгородского типа власти – боярской республики:

а) 1102г.

б) 1136г.

в) 1156г.

г) 1205г.

67. Территориальные единицы Монгольской державы:

а) уделы

б) области

в) уезды

г) улусы

68. Битва на Калке – это столкновение объединенных русских и половецких войск с войсками:

а) Чингисхана

б) Субедея и Джебе

в) Батыя

г) Тимура

69. Курултай – съезд монгольской знати, принявшей решение о большом походе в западные страны, состоялся:

а) 1206г.

б) 1223г.

в) 1227г.

г) 1235г.

70. Укажите причину прекращения Батыем похода на Запад:

а) угроза со стороны германских рыцарей

б) договоренность с папой Римским

в) Батый не решился оставить в тылу разоренную, но сопротивляющуюся Русь, где он потерял много воинов

г) эпидемия чумы в монгольском войске

71. Ордынский полководец, потерпевший поражение от русских войск в битве на реке Вожже:

а) Чингисхан

б) Бегич

в) Субедей

г) Джебе

72. Монгольский тумен включал в себя:

а) 1000 воинов

б) 10 000 воинов

в) 100 000 воинов

г) 1000 000 воинов

73. Укажите год упразднения Новгородской республики:

а) 1380 г.

б) 1456 г.

в) 1471 г.

г) 1478 г.

74. Новые атрибуты власти великого князя московского – шапка Мономаха, бармы, скипетр, держава – появились при:

а) Дмитрии Донском

б) Василии I Дмитриевиче

в) Иване III

г) Василии III

75. Полководец, принимавший участие в битве на Куликовом поле:

а) Иван Руно

б) Александр Невский

в) Дмитрий Боброк-Волынский

г) Андрей Курбский

76. «Великое стояние на Угре» привело к:

а) свержению монголо-тататрского ига на Руси

б) продлению монголо-татарского ига на Руси

в) установлению границы по р. Угре между Литвой и Москвой

г) поражению войск Д. Шемяки и прекращению усобицы в московском государстве

77. К какому году относится первое упоминание о Москве?

а) 1147 г.

б) 1047 г.

в) 1247 г.

г) 947 г.

78. Где произошло первое вооруженное столкновение русских и монголо-татарских дружин?

а) река Сить

б) река Вожа

в) река Калка

г) река Шелонь

д) река Угра

79. Когда Русь была покорена монголо-татарами?

а) 1237-1241 гг.

б) 1223-1237 гг.

в) 1337-1341 гг.

г) 1137-1141 гг.

80. Когда было образовано государство Золотая Орда?

а) 1241 г.

б) 1242 г.

в) 1243 г.

г) 1041 г.

д) 1042 г.

81. Какой крупный русский город первым подвергся нападению монголов?

а) Чернигов

б) Рязань

в) Владимир

г) Киев

д) Новгород

82. В ходе, какой битвы русским дружинам удалось предотвратить шведскую агрессию на территорию Руси?

а) Ледовое побоище

б) Битва на реке Калке

в) Невская битва

г) Куликовская битва

83. Кого называли баскаками в Золотой Орде?

а) монголо-татарских наместников, руководителей военных отрядов монголо-татар, назначаемых ханом Золотой Орды для контроля за деятельностью русских князей

б) сборщиков дани для Золотой Орды

в) воинов в дружине монголо-татар

г) русских князей, собиравших дань с русской земель в пользу монголо-татар

84. Одним из последствий политической раздробленности Руси был (-о) …

— рост городов

— снижение количества усобиц между князьями

— усиление военно-политической мощи Руси

— расширение торговли между княжествами

85. Как звали, согласно данным летописи, братьев Рюрика, пришедших вместе с ним на Русь:

а) Синеус и Трувор

б) Олав и Харальд

в) Хельг и Инегельд

г) Тур и Рогвольд

д) Аскольд и Дир

86. Общерусские походы против половцев возглавил князь:

а) Святослав

б) Владимир Святой

в) Владимир Мономах

г) Ярополк

д) Ярослав Мудрый

87. Вся исполнительная и распорядительная власть в Новгородской феодальной республике принадлежала:

а) вече

б) князю

в) посаднику

г) тысяцкому

д) архиепископу

88. Назовите имена древнерусских князей, которые после смерти своего отца совместно управляли Киевской Русью в 60-70-е годы XI века:

а) Изяслав, Святослав, Всеволод

б) Святослав, Ольга

в) Святослав, Игорь

г) Владимир, Ярослав

89. Назовите имя древнерусского князя, совершившего в XII в. неудачный поход на половцев и ставшего героем известного поэтического произведения:

а) Новгород-Северский князь Игорь Святославович

б) киевский князь Владимир Красное Солнышко

в) Всеволод Ольгович Черниговский

г) Галицкий князь Ярослав Владимирович Осмомысл

90. Назовите имя великого князя, который первый передал Великое княжение Владимирское по завещанию своему старшему сыну, не ставя это в зависимость от воли хана Золотой Орды:

а) Иван Калита

б) Дмитрий Донской

в) Иван III

г) Симеон Гордый

91. Назовите имя тверского купца, который описал свое путешествие в Индию в книге «Хождение за три моря»:

а) Иван Пересветов

б) Ермолай Еразм

в) Феодосий Косой

г) Афанасий Никитин

92. Назовите имя первого автокефального митрополита Русской православной церкви:

а) Иона

б) Алексий

в) Петр

г) Макарий

93. Какое наказание «Русская Правда» назначала за самые тяжкие преступления?

а) вира

б) поток и разграбление

в) смертная казньI

г) продажа в холопы

94. Кто из князей укреплял международное положение Руси с помощью династических браков?

а) Иван Калита

б) Ярослав Мудрый

в) Андрей Боголюбский

г) Дмитрий Донской

д) Василий Темный

  1. Политическое развитие Древней Руси со второй трети ХII века характеризует понятие…

— раздробленность

— сословно – представительная монархия

— самодержавие

— «просвещённый абсолютизм»

  1. Первое упоминание о Москве в летописи связано с правлением князя …

— Юрия Долгорукого

— Андрея Боголюбского

— Всеволода Большое Гнездо

— Ярослава Осмомысла

  1. В период политической раздробленности объединяющим началом для русских княжеств был(-а,-и)…

— общий язык и культура

— необходимость борьбы с крестоносцами

— путь «из варяг в греки»

— общие торговые интересы и натуральное хозяйство

98. Правитель Древнерусского государства, первый принявший христианство:

а) Игорь

б) Ольга

в) Свенельд

г) Владимир

д) Рюрик

99. Берестяные грамоты содержат в основном сведения по истории:

а) искусства

б) религии

в) политики

г) быта

100. Князь Святослав Игоревич совершил военный поход:

а) на древлян

б) на Новгород

в) на половцев

г) на Болгарию

д) в польские земли

101. «Повесть временных лет» была написана:

а) 1113-1117 г.

б) 1213-1217 г.

в) 1013-1017 г.

г) 1213-1217 г.

102. Автором «Повести временных лет» является:

а) Ярослав Мудрый

б) Нестор

в) Владимир Мономах

г) Митрополит Илларион

д) Владимир Красное Солнышко

103. Монголо-татарское иго длилось почти … лет:

а) 100

б) 250

в) 300

г) 350

д) 150

104. Источник по истории древнерусского права «Русская Правда» составлен при:

а) Рюрике

б) Святославе

в) Ярославе Мудром

г) Владимире Святом

д) Юрий Долгоруком

105. Конец монголо-татарскому ига ознаменован:

а) «стоянием на реке Угре»

б) Куликовской битвой

в) битвой на реке

106. Какое из событий произошло в 1242 г.?

а) битва на р. Калке

б) начало похода хана Батыя на Русь

в) взятие монголами г. Киева

г) Невская битва

д) Ледовое побоище

107. Союзником Ивана III в борьбе с ордынским ханом Ахматом стало:

а) Крымское ханство

б) Украина

в) Литва

г) Польша

д) Казанское ханство

108. Согласно летописному рассказу, в 862 г. варяги были приглашены на княжение в:

а) Новгород

б) Киев

в) Константинополь

г) Псков

д) Корсунь

109. Монголо — татары овладели Киевом в:

а) 1238 г.

б) 1240 г.

в) 1241 г.

г) 1223 г.

д) 1380 г.

110. Определите основную цель внутренней и внешней политики великого князя Александра Невского:

а) открытое вооруженное сопротивление монголо-татарскому гнету

б) восстановление и подъем экономики русских земель

в) ликвидация раздробленности на Руси

г) консолидация Новгородской республики

111. Поместье как форма феодального землевладения окончательного сформировалось:

а) в X веке

б) в XII веке

в) в XIV веке

г) в XVI веке

д) в XVIII веке

112. Грамота «На великое княжение Владимирское», получаемая русскими князями от татар, называлось:

а) нукер

б) нойон

в) ярлык

г) таньга

д) ям

113. Какой киевский князь был убит древлянами при внеочередном сборе дани в 945 г.:

а) Святослав

б) Рюрик

в) Игорь

г) Владимир

д) Всеволод

114. Событие, происшедшее позже других перечисленных, – это…

— «стояние» на р. Угре

— Куликовская битва

— набег хана Тохтамыша на Москву

— сражение на р. Калке

115. Окончание «стояния» на Угре обозначало…

— конец ордынского ига

— поражение Московии

— распад Большой Орды

— ослабление Крымского ханства

116. К последствиям ордынского нашествия не относилось…

— бурное экономическое развитие Руси

— сокращение численности населения

— падение роли городов

— усиление разобщения русских земель

  1. Ледовом побоище в 1242 г. русские войска сражались с …

— крестоносцами

— византийцами

— монголами

— варягами

  1. 1240 г. произошло сражение новгородцев со шведами, вошедшее в историю как …

— Невская битва

— Ледовое побоище

— Куликовская битва

— битва на Калке

119. Преобладающий тип земледелия у славянских племен, проживающих в лесной полосе:

а) перелог

б) подсека

в) двуполье

г) трехполье

120.Торговый путь «из варяг в греки» начинался в:

а) Ботническом заливе

б) Бискайском заливе

в) Гибралтарском заливе

г) Финском заливе

121. Торговый путь «из варяг в греки» связывал народы:

а) Прибалтики и Прикаспия

б) Прикаспия и Причерноморья

в) Беломорья и Причерноморья

г) Прибалтики и Причерноморья

122. Племя радимичей расселялось по берегам реки:

а) Припяти

б) Днестра

в) Березины

г) Сожи

123. Племя вятичей жило по берегам реки:

а) Оки и Верхней Волги

б) Суллы и Семи

в) Сожи

г) Волхова

124. Племя дреговичей жило:

а) по реке Припять

б) по болотам в районе реки Березина

в) по рекам Суле и Семи

г) по реке Южный Буг

125. Верно ли утверждение о том, что монгольский удар превратил Русь из «страны городов» в «страну деревень». Верно ли это?

а) Да, верно. Во время нашествия города пострадали сильнее деревень: там было больше соблазнов для грабежа, пришла в упадок торговля

б) Нет, не верно. Русь никогда не являлась «страной городов». Основным занятием ее населения было земледелие

в) Нет, не верно. Русь интересовала татар как источник продовольствия, поэтому деревни подверглись более сильному разграблению, чем города

г) Нет, не верно. Так как и города, и деревни подверглись разорению в равной мере

126. Причиной упадка торговли по днепровскому пути «из варяг в греки» в конце XI века стало

а) ослабление Византии ввиду нападений турок-сельджуков

б) нашествие монголо-татар

refdb.ru

Набеги половцев — Российская Империя

О них под 1152 г. вполне определенно говорит Ипатьевская летопись: «Вся половецкая земля, что иже межи Волгою и Днепром». Автор «Слова о полку Игореве» упоминает почти все пограничные половецкие земли: Волга, Поморье, Посулье, Крым (Сурож и Корсунь), Тмутаракань (Северо-Западное Предкавказье). Картографирование находок половецких статуй подтверждает сведения письменных источников.

Появившись в восточноевропейских степях, новые пришельцы неоднократно нарушали границы Руси и опустошали ее земли. Будучи на первой (таборной) стадии кочевания, кипчаки проявляли особую агрессивность. По летописным источникам насчитывается 46 походов половцев на Русь, не считая мелких набегов. В 1061 году половцы впервые пришли воевать Русскую землю. Всеволод Ярославич вышел к ним навстречу, половцы победили его, повоевали землю и ушли.

В 1068 году опять множество половцев пришло на Русскую землю, в результате чего в Киеве сел князь Всеслав Брячиславович. Половцы опустошали Русскую землю, дошли до Чернигова. Святослав Черниговский собрал войско, ударил и одолел половцев, хотя у него было только 3 тысячи, а половцев — 12 тысяч.

Половцы многократно делали набеги на Русь в связи с княжескими усобицами и без всякого повода (1071, 1078, 1092 и т.д.) В удачных битвах с ними начал славится и приобретать народную любовь князь Владимир Мономах (1053-1125+). 12 удачных битв с половцами выдержал он в одно княжение отца своего Всеволода. В 1103 году Владимир Мономах и Святополк Изяславич нанесли западной половецкой группировке сильное поражение на реке Сутени (Молочной). В этой битве погибло 20 половецких князей. Мощь приднепровских половцев была подорвана. Последующие успехи русских вынудили их оставить свои кочевья в Побужье.

В 1109, 1111 и 1116 годах русские князья совершили серию победоносных походов на донских половцев, взяли город Шарухань, Сугров и Балин, где под властью половцев проживало алано-болгарское население, появившееся здесь еще со времен Хазарского каганата. Не выдержав ударов русских дружин, часть половцев во главе с ханом Отроком откочевала в северокавказские степи. На Дону остался хан Сырчан. По пути в Предкавказье половцы в 1117 году разрушили Саркел-Белую Вежу и вынудили его жителей уйти на Русь. Вместе с ними на Руси оказались печенеги и торки, кочевавшие у Белой Вежи.

После смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого (1132) донские и приднепровские половцы редко совершали самостоятельные набеги на Русь. 30-е -50-е годы XII века характеризуются их активнейшим участием в междоусобных войнах русских князей. Русские, только что разгромившие кочевников, вновь сами же помогали им набираться сил. До 60 — 70-х годов XII века половцы были раздроблены на отдельные орды, которые активно участвовали в набегах на русские земли в составе дружин того или иного русского князя. Некоторые племенные наименования их весьма устойчивы, и сведения о них доходили в восточные страны. Так, арабские авторы аль-Мансури и ан-Нувайри упоминают объединения «Бурджоглы» (Бурчевичей) и «Токсоба» (Токсобичей).

Во второй половине XII века половецкие орды стали сплачиваться в новые объединения на основе прежних, разбитых еще Мономахом союзов. Наиболее сильными из них являлись Приднепровское и Донское. Приднепровское объединение орд консолидировалось с Лукоморскими половцами, обитавшими на западном берегу Азовского моря, а Донское — с Приморскими, кочевавшими у Таганрогского залива, и Предкавказскими. Таким образом, в южнорусских степях образовались два союза племен, по территории равные наиболее крупным русским княжествам и западным королевствам. Среди ханов, возглавлявших Приднестровско-Лукоморских половцев, известны Тоглый, Изай, Осолук, Кобяк и другие. Донские половцы в конце концов объединились под властью сына Отрака — Кончака, который в дальнейшем претендовал на власть над всеми южнорусскими степями.

Усилившись, половцы стали препятствовать походу караванов на Русь по торговому пути из «Варяг в Греки», по «Соляному» и «Залозному» путям. Вновь начались их самостоятельные набеги на Русь. В ответ на это русские организовали серию походов в степь. Наиболее известен поход 1184 года, когда русские дружины победили половцев и взяли в плен хана Кобяка. Длительную борьбу русские князья вели и против Донского объединения Кончака. Одним из эпизодов этой борьбы был неудачный поход 1185 года князя Игоря Святославича Северского, послуживший темой «Слова о полку Игореве». Однако к середине 90-х годов XII века всплеск внешней активности половцев прекращается и в дальнейшем они участвуют лишь в междоусобицах русских князей в качестве наемников.

Половцы разгромлены и покорены монголо-татарами в XIII веке (часть их перешла в Венгрию).

«От Руси Древней до Империи Российской». Шишкин Сергей Петрович, г. Уфа.

www.rusempire.ru

Борьба Руси с набегами кочевников в X — XII вв. — Российская Империя

В IX в. в степях стали появляться отдельные орды печенегов, пришедшие с берегов Волги и Урала. В X в. печенеги заполонили все южнорусские степи, дойдя на западе до Дуная. Расселение славян-земледельцев по степи было приостановлено, юго-восточные славянские поселения на Дону, в Приазовье и Причерноморье оказались отрезанными от основных русских земель, и сама Русь на огромном тысячеверстном пространстве попала под удар печенегов. В середине X в. печенегам удалось оттеснить русские владения к северу. Византия умело использовала эту новую силу и нередко натравливала печенегов на усилившееся древнерусское государство.

Строительство городов на степной окраине Руси

Правительству Владимира Святославича пришлось принимать энергичные меры для того, чтобы обезопасить Русь от ежегодных стремительных и опустошительных набегов печенежских ханов, уводивших в плен русских людей и оставлявших после себя дым пожарищ сожженных сел и городов. Владимир предпринял постройку городов на южной степной окраине. Для несения гарнизонной службы в эти новые города переселялись «лучшие мужи» из северных отдаленных областей Руси. Так феодальному государству удалось организовать оборону, привлекши к
выполнению общегосударственных задач дружинников тех русских земель, которым набеги печенегов непосредственно не грозили.
Значение борьбы с кочевниками заключалось в том, что она ограждала земледельческую культуру от разорения и сокращала область экстенсивного кочевого хозяйства в плодородных степях, давая дорогу более совершенному пашенному земледелию.

Чёрные болгары. Торки. Берендеи. Половцы

Кроме печенегов в южнорусских степях жили черные болгары (в Приазовье), торки и берендеи (по р. Роси). Русские князья стремились привлечь их на свою сторону и использовать в качестве наемного войска. Легкая конница торков принимала участие в походах русских князей.
В середине XI в. в степях произошли новые перемещения и на запад двинулись из-за Дона и Волги кипчаки, которых русские называли половцами, а византийцы— куманами. Одновременно с ними из Средней Азии двинулись турки-сельджуки, отвоевавшие почти все азиатские владения у Византии. Половцы оказались очень сильным и опасным врагом. Они оттеснили печенегов к Дунаю, заняли Северный Кавказ, все южнорусские степи, часть Крыма и совершали походы на Русь и на Византию.

Борьба русского народа с половецкими набегами

Особенно страшен был половецкий натиск на Русь в 90-х годах XI в., когда в результате грабительских набегов отдельным ханам удавалось «постучать саблей в Золотые ворота Киева». Князь Владимир Всеволодич Мономах сумел организовать ряд походов в глубь степей, разбить половецкие войска и отвоевать города, захваченные половцами.
Важное значение имел поход 1111 г., в результате которого русскими войсками была взята столица одного из ханов — город Шарукань (в окрестностях современного Харькова). По поводу этого похода было сложено сказание, автор которого писал, что слава о победе Мономаха над половцами дойдет до Византии, Венгрии, Польши, Чехии и Италии.
Разгромленная часть половцев была вынуждена после этого покинуть донецкие степи и откочевать на Северный Кавказ. Оттуда 40 тыс. половецких воинов ушли в Грузию.

Во второй половине XII в. наблюдается начало феодализации половецких племен. В южнорусских степях образовались два воинственных, но непрочных половецких государства. Одно из них охватывало племена Поднепровья и Поднестровья (династия потомков хана Боняка). Другое, более сильное, объединяло племена по Северскому Дониу. .Приазовью, Дону и Кубани; здесь властвовала династия Шарукана, внук которого Кончак явился наиболее энергичным объединителем отдельных орд и племен. Кипчакские ханства складывались и на месте их древних азиатских кочевий — в степях западного Казахстана.
В половецком быту сохранялось много пережитков первобытнообщинного строя. В Крыму в XIII в. был составлен половецко-ла-тинско-персидский словарь, из которого- мы узнаем как о характере языка половцев (тюркского), так и о некоторых сторонах их быта.
Соединенные силы русских князей по-прежнему успешно боролись с половцами, но сепаратные, плохо подготовленные выступления отдельных князей (как, например, поход Игоря Святославича против Кончака в 1185 г.) оканчивались неудачей.
В XII — начале XIII в. половцы находились под сильным воздействием русской культуры. Половецкие ханы нередко носили русские христианские имена. Позднее, после татаро-монгольского нашествия, половцы сме-шались с татаро-монголами.

Культура Руси в IX—XII вв.

Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества.
Знакомство с культурой Киевской Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности убеждает нас в ошибочности существовавшего некогда мнения об исконной отсталости Руси.
Русская средневековая культура X —XII вв. заслужила высокую оценку как современников, так и потомков.
Если мы сопоставим два полюса русской культуры IX —XI вв.—деревню и феодальный замок, — то увидим резкую контрастность их внешнего облика. Деревня, хранительница народной культуры, с ее домоткаными одеждами, ручной вышивкой и резьбой по дереву устойчиво Сохраняла традиции тысячелетней давности. Она пронесла архаичный орнамент через всю Феодальную эпоху и только с развитием фабричной промышленности в XIX в. рассталась со своим традиционным искусством.
Русские феодалы, как и их европейские, византийские и восточные собратья, стремились прежде всего к представительности, репрезентативности. Одежда, оружие, сбруя должны были быть украшены как можно пышнее и богаче. Золото, позолота, броские и яркие самоцветы, обилие драгоценного металла должны были громко заявлять о богатстве,  а  следовательно,   и о силе данного феодала.
Репрезентативность пронизывала весь быт, охватывая и архитектуру, особенно наглядно противопоставляющую знать простым людям. С каждым столетием контраст между народной и феодальной материальной культурой все возрастал, являясь наглядным показателем наличия двух культур в феодальном обществе Киевской Руси.
Прогрессивность народной культуры в эпоху становления и укрепления государства особенно проявилась в создании в X в. нового эпического жанра — героического былинного эпоса.
Былины резко отличаются от придворных славословий, выраженных или княжескими певцами, или летописцами. Ни Святослав, ни Ярослав Мудрый, ни Юрий Долгорукий не стали героями народного эпоса, хотя им посвящено много хвалебных страниц в исторических и богословских сочинениях.
Народ воспел в конце X в. борьбу с варягами, и первым эпическим героем стал Микула Селянинович, пахарь-богатырь, олицетворение самого народа в событиях 970-х годов.
Народ воспел подвиги крестьянского сына Ильи Муромца, боровшегося с Соловьем-Разбойником — символом родового старейшины, чуждающегося новой государственности и «залегающего дорогу прямоезжую». Народ поставил во главе всего киевского цикла былин князя Владимира Красное Солнышко, в образе которого слились два реальные Владимира, два государственных деятеля, прославившихся активной защитой русских земель от печенегов и половцев — Владимир Святославич и Владимир Мономах.
Былины создавались не при княжеских дворах, но и не в глухих медвежьих углах деревенского захолустья. Ратники сельских ополчений, горожане, «отроки»- вот та среда, которая в соответствии со своими симпатиями создавала эпических героев.
Горожане были передовой частью народных масс; их руками, умом и художественным вкусом создавалась вся бытовая часть феодальной культуры: крепости и дворцы, белокаменная резьба храмов и многокрасочная финифть на коронах и бармах, корабли с носами «по-звериному» и серебряные браслеты с изображением русальных игрищ. Мастера гордились своими изделиями и подписывали их своими именами.
Кругозор горожан был несравненно шире, чем у сельских пахарей, привязанных к своему узенькому «миру» в несколько деревень.
Горожане общались с иноземными купцами, ездили в другие земли, были грамотны, умели считать.
Именно они, горожане, — мастера и купцы, воины и мореплаватели — видоизменили древнее понятие крошечного сельского мира (в один день пути!), раздвинув его рамки до понятия «весь мир».
Именно здесь, в городах, посадские люди увлекались веселыми языческими игрищами поощряли скоморохов, пренебрегая запретами церкви. Здесь создавалась сатирическая поэзия, острое оружие социальной борьбы, рождались свободолюбивые идеи еретиков, поднимавших свой голос против монастырей, церкви, а порою и против самого бога. Это посадские «черные люди» исписывали в XI — XII вв. стены киевских и новгородских церквей веселыми, насмешливыми надписями, разрушая легенду о повсеместной религиозности средневековья.
Исключительно важным было открытие в Новгороде берестяных грамот XI — XV вв. Целый новый мир открылся исследователям при изучении этих грамот. Торговые сделки, частные письма, торопливые записки, посланные с нарочным, отчеты о выполнении хозяйственных работ, донесение о походе, приглашение на поминки, загадки, стихи и многое, многое другое раскрывают нам эти замечательные документы, снова подтверждающие широкое развитие грамотности среди русских горожан.
Древнерусские люди не только любили читать и переписывать книги, но и глубоко понимали значение их, говоря, что «книги суть реки,  напояющие  вселенную мудростью».
Вскоре после крещения Руси, которое сыграло известную положительную роль в деле сближения с византийской культурой, в Киеве и других городах началась большая работа по переводу и переписке книг. В короткий срок русская церковь получила богослужебные книги, а княжеско-боярская среда — перевод хроники Георгия Амартола (сделан в первой половине XI в.), «изборники» истерических и философских сочинений, а также византийский рыцарский роман и другие жанры тогдашней мировой литературы, рассчитанной на аристократическую среду. Русским книжникам была известна литература на старославянском, греческом, еврей-ском, латинском языках. О сыне Ярослава Мудрого Всеволоде летописец с уважением говорит, что он «седя дома изумеяше пять язык».
Существенным отличием русской культуры от культуры большинства стран Востока и Запада является применение родного языка.
Русская литература XI — XIII вв. дошла до нас, разумеется, не полностью. Средневековая церковь, ревниво истреблявшая апокрифы и сочинения, упоминавшие языческих богов, вероятно, приложила руку к уничтожению рукописей, подобных «Слову о полку Игореве», где о церкви сказано мимоходом, а вся поэма полна русскими языческими божествами.
Крупнейшими произведениями русской литературы, созданными в этот период, но продолжавшими свою литературную жизнь еще много столетий, являются: «Слово о законе и благодати» митрополита Иплариона. «Поучение» Владимира Мономаха, «Киево-Печерский патерик» и, конечно, летописи, среди которых видное место занимает «Повесть временных лет» Нестора (начала XI I века).
Для большинства из них характерен широкий общерусский взгляд на события и явления, гордость созданным государством, сознание необходимости постоянной совместной борьбы против кочевнических орд, стремление прекратить разорительные для народа войны русских князей между собой.
Русские писатели XI — XIII вв. заставляли своих читателей и слушателей (многое было рассчитано на чтение вслух) думать о судьбах Русской земли, знать положительных и отрицательных героев родной истории, чувствовать и укреплять единство всей древней русской народности. Почетное место в этой литературе занимают исторические труды.
Географический кругозор летописца очень широк — он знает и Британию на западе Старого Света, отмечая некоторые этнографические пережитки у англичан, и Китай на востоке Старого Света, где люди живут «на краю земли».
Используя русские архивы, народные сказания и иностранную литературу, летописцы создавали широкую и интересную картину исторического развития Русского государства .
При всем патриотизме русской литературы, мы не найдем в ней и следа проповеди агрессивных действий. Борьба с половцами рассматривается лишь как оборона русского народа от неожиданных грабительских набегов. Характерной чертой является и отсутствие шовинизма, гуманное Отношение к людям различных национальностей: «Милуй не токмо своея веры, но и чужия аще то буде жидовин, или сарацин, или болгарин, или еретик, или латинянин, или ото всех поганях- всякого помилуй и от беды избави» (Послание Феодора Печерского к князю Изяславу—XI в.).
Серьезным вкладом в историю мировой культуры является русская средневековая архитектура. Имевшие опыт в строительстве крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы с поразительной быстротой освоили новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными сооружениями.
Русская живопись и рисунок дошли до нас в виде фресок, икон, книжных миниатюр. Реставрационные работы, промывка и расчистка памятников живописи раскрыли перед нами по-новому и этот раздел русской культуры.
В живописи, как и в архитектуре, русские на первых порах, в X — XI вв., были учениками византийцев.
Основная масса уцелевших до нашего времени произведений живописи и скульптуры относится, к сожалению, только к одному разряду — к церковному искусству. Светское искусство известно нам лишь частично.
Классовая сущность феодальной церкви во всей полноте раскрылась в отношении к искусству, которое церковь стремилась монополизировать, чтобы посредством его притягательной силы воздействовать на умы русских людей.
Русские средневековые соборы, как и соборы западноевропейских стран, были образцами очень умелого и тонкого использования всех видов искусства в целях утверждения идей феодальной церкви. До наших дней сохранились такие здания, как Софийский собор в Киеве (1037 г.), Спасский собор в Чернигове (1036 г.) и Софийский собор в Новгороде (1045 г.).
Русская средневековая культура рождалась без античного наследства, в суровых условиях непрерывной борьбы со степью, наступавшей на земледельческие племена, при постоянной опасности порабощения Византией. Русское феодальное государство окрепло в этой оборонительной борьбе. Русская культура развивалась очень быстро, используя богатые потенциальные возможности славян-земледельцев. Развитие феодальных отношений, появление городов ускорило процесс роста культуры древнерусской народности.
Широкие мирные связи с Востоком и Западом сделали Русь активной участницей той общей культуры Старого Света, которая складывалась в средние века, пренебрегая феодальными рубежами.

Б.А. Рыбаков — «История СССР с древнейших времен до конца XVIII века». — М., «Высшая школа», 1975.

www.rusempire.ru

западных славян и шведов начиная с 850 г. Кто мы, русские, и когда мы возникли?

Глава 6

Набеги морских дружин варягов: западных славян и шведов начиная с 850 г

Эти набеги затрагивали лишь северную часть Руси, а на юге русских купцов притесняли греки.

В 860 г., в ответ на притеснение русских купцов, Киевское войско осадило Константинополь. Город спас константинопольский патриарх Фотий. Под его влиянием киевский князь ОСКОЛОТ КИЕВИЧ принял христианство и крестил войско и купцов. Так, в 860 г. произошло первое крещение Руси – Фотиево крещение.

По примеру Руси в 862 г. у того же патриарха Фотия болгарский царь Борис крестил Болгарию.

Князь Осколот из династии Киевичей, крестившись под именем Николая, построил в Киеве первую каменную церковь святого Николая и начал распространение христианства во всей Руси, во всех объединенных вассальных княжествах: древлян со столицей Коростен у династии Нискиничей; уличей и тиверцев со столицей Пресечен; радимичей со столицей Чернигов; полочан со столицей Полоцк; северян со столицей Курск; кривичей со столицей Смоленск.

В Новгороде Осколота поддержал князь Вадим Храбрый. Языческие жрецы, несогласные с крещением, из Киева и других городов массами бежали в Новгород. Там они, возглавляемые новгородским князем-наместником ГОСТОМЫСЛОМ, горой стояли за веру предков, язычество, многобожие.

Для борьбы с наступающим с юга христианством Гостомысл пригласил своего внука Бодрического князя – варяга Рерика (сокола) – Рюрика с его объединенной славянской и шведской, во главе с Олегом, дружиной.

Рюрик-Рерик – сын дочери Гостомысла и князя западных славян бодричей Годслава.

В результате нашествия германцев и захвата ими земель бодричей часть бодричей погибла, в том числе и князь Годслав; часть бодричей покорилась; часть бодричей отошла на восток и на острова Балтийского моря и организовала морские дружины славян-варягов.

Во главе одной из таких славянско-варяжских дружин стал Рюрик. К нему присоединилась дружина варягов-шведов во главе с Олегом. Рюрик совершал постоянные набеги на север Германии, мстя за убийство своего отца Годслава.

Одной из Основных морских баз варяги-славяне сделали ЛАДОГУ, которую врагам очень трудно было найти. Удобное расположение Ладоги давало возможность варягам на реке Волхов спускаться до озера Ильмень, где они встречались с потоком восточных, шедших с юга и построивших в 362 г. город Славянск, а после пожара на его месте новый город НОВГОРОД.

Приглашение в 862 г. Гостомыслом в Новгород Рюрика было следствием борьбы язычества с наступающим с юга христианством. В Новгороде язычники одолели, когда на ВЕЧЕ в 872 г. Рюрик дал клятву народу бороться за веру отцов и убил Вадима Храброго. Христиане массами бежали из Новгорода в Киев. Рюрик пытался развить свой успех, захватывая северные княжества, везде сжигая церкви, вешая и топя христиан.

В 873 г. Рюрик раздает города: Полоцк, Ростов, Белоозеро (Никоновская летопись). Так на Руси началась первая религиозная война и смута.

Захватить Киев новгородскими язычниками долго не удавалось. Просто у них не было достаточно сил, чтобы справиться с победоносным войском князя Осколота. Более того, князь Осколот наступал на язычников-варягов и новгородцев. В 873 г. он совершил поход на Полоцк, выбив оттуда язычников и обеспечив себе выход на Балтику и перекрыв путь варягам.

«Того же лета (873 г.) воеваша Аскольд и Дир Полочан и много зла сотвориша». То есть обе стороны не отличались гуманизмом.

Вслед за тем в 875 г. он совершил поход на Рюрика в Смоленск и обезопасил себя с севера. Новгородских язычников спасло нашествие на Киев из степей новой кочевой Орды-печенегов (киргизов). В 875 г. Осколот был вынужден повернуть на юг и разбил печенегов.

Тем временем Рюрик умер в 879 г. Вот тогда друг Рюрика Олег пошел на подлость. Он ограбил и перебил караван купцов и переодел своих воинов в их одежды. С купеческими товарами варяги приехали в Киев и открыли торговлю и ТОРЖИЩЕ.

По закону первую покупку делает великий князь. Осколот пришел на ТОРЖИЩЕ со всей семьей – женой, детьми и внуками. Варяги Олега выхватили топоры и убили и Осколота, и всю его семью, т. е. в 882 г. уничтожили династию Киевичей и захватили княжеский дворец.

Жрецы и население, недовольные быстрым неподготовленным введением христианства, поддержали Олега и провозгласили князем Игоря, сына Рюрика.

Таким образом, «убрать» первокрестителя Руси князя Осколота-Киевича язычнику Олегу удалось только в 882 г., вернув язычество на Руси еще на 100 лет до второго крещения в 989 г. князем Владимиром.

Итак, в 882 г. обманным бандитским путем с убийством законного правителя Осколота Киевича и его династии РЮРИКОВИЧИ воцарились на общерусском Киевском престоле, уничтожив христианство и вернув язычество.

Интересно, почему столь различно преподносят нашему обществу два абсолютно аналогичных убийства: убийство императора Николая II и его семьи в 1918 г. трактуется как величайшее преступление, а аналогичное убийство династии Киевичей – как завершение создания Русского государства?!?

Набеги варягов, как славян, так и викингов шведов, на Русь принципиально отличались от их нашествий на Англию, север Франции – Нормандию и Германию.

В этом втором, после готов, нашествии скандинавов шло переселение норвежцев и датчан прежде всего на север Франции. Так варяги-викинги сменили часть населения, перебив его и превратив север Франции в Нормандию.

На Руси дружины варягов попадали в страну городов – Гардарику и, как Рюрик, предпочитали поступать на службу князьям и городам, помогая руссам в борьбе с кочевниками, греками и в освоении восточных пространств.

Конечно, такие наемники, выполнив свою роль в битвах и военных конфликтах, становились весьма неприятными приживальцами, и князья старались отделаться от них, выпроваживая на юг, в степь, на путь к Константинополю, где те и гибли.

Так, последнюю «дружественную» дружину варягов войско князя Владимира и его дяди Добрыни Нискинича выпроводило из Киева в 980 г.

Даже Александра Невского с его дружиной Новгородцы сначала пригласили, а потом, после победоносной Невской битвы, «выпроводили» из Новгорода.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

ПОЛОВЕЦКИЕ НАБЕГИ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

ПОЛОВЕЦКИЕ НАБЕГИ — на­па­де­ние от­ря­дов по­лов­цев (смотреть Кип­ча­ки) на тер­ри­торию Древнерусского государства, русских кня­жеств в середине XI — начале XIII веков.

По­лов­цы поя­ви­лись в южно-русских сте­пях в 1030-1040-е годы. Основными объ­ек­та­ми их аг­рес­сии ста­ли Ви­зантийская им­пе­рия и Древнерусское государство.

Сис­те­ма по­гра­нич­ной обо­ро­ны на южных гра­ни­цах Древнерусского государства, ос­но­ву ко­то­рой со­ста­ви­ли це­поч­ки ук­ре­п­лён­ных пунк­тов, свя­зан­ных ме­ж­ду со­бой в еди­ную во­ен­ную и ком­му­ни­ка­ци­он­ную сеть, сло­жи­лась в окон­чательном ви­де при ки­ев­ском князе Вла­ди­ми­ре Свя­то­сла­ви­че, а за­тем по­сто­ян­но ук­ре­п­ля­лась и ус­лож­ня­лась. Древнерусская обо­ро­нительная ар­хи­тек­ту­ра XI века яв­ля­лась га­ран­ти­ей безо­пас­но­сти от ко­чев­нических ар­мий, од­на­ко бло­ки­ро­вать на­бе­ги по­лов­цев, ата­ко­вав­ших различные уча­ст­ки южно-русских гра­ниц, не по­зво­ля­ла. В хо­де на­бе­гов по­лов­цы, как пра­ви­ло, не штур­мо­ва­ли и ред­ко оса­ж­да­ли круп­ные го­ро­да (Ки­ев, Чер­ни­гов и другие), ра­зо­ряя сель­скую ме­ст­ность и не­боль­шие го­ро­да. Главные эко­но­мические фак­то­ры половецких набегов: ра­бо­тор­гов­ля, угон ко­ней для про­да­жи, за­хват плен­ных для об­ме­на за вы­куп и гра­бёж. Ха­ны и, ви­ди­мо, по­ло­вец­кая знать до­би­ва­лись от русских кня­зей по­дар­ков.

Пер­вым упо­мя­ну­тым в ис­точ­ни­ках половецким набегом на тер­ри­то­рию Древнерусского государства яв­ля­ет­ся при­ход в январе — феврале 1062 года по­лов­цев под руководством ха­на Ис­ка­ла. Пе­ре­яс­лав­ский князь Все­во­лод Яро­сла­вич 2 февраля вы­сту­пил про­тив них, но был раз­бит про­тив­ни­ком, ко­то­рый по­сле ус­пеш­но­го на­бе­га ото­шёл в сте­пи. В 1068 году по­лов­цы пред­при­ня­ли но­вый на­бег и раз­гро­ми­ли в бит­ве на реке Аль­та объ­е­ди­нён­ное вой­ско ки­ев­ско­го князя Изя­сла­ва Яро­сла­ви­ча, чер­ни­гов­ско­го князя Свя­то­сла­ва Яро­сла­ви­ча и пе­ре­яс­лав­ско­го князя Все­во­ло­да Яро­сла­ви­ча. Это по­ра­же­ние при­ве­ло к Ки­ев­ско­му вос­ста­нию 1068 года, по­влёк­ше­му за со­бой пер­вое свер­же­ние с ки­ев­ско­го сто­ла Изя­сла­ва Яро­сла­ви­ча. Вер­нув­ший­ся в Чер­ни­гов Свя­то­слав Яро­сла­вич со­брал вой­ско (около 3 тысяч человек) и 1 но­ября на­нёс по­лов­цам (около 12 тысяч человек) по­ра­же­ние близ города Сновск. В 1071 году половецкий набег ока­зал­ся на­прав­лен на зем­ли у Рас­тов­ца и Не­яти­на — го­род­ков к юго-за­па­ду от Кие­ва. В 1079 году — началу 1090-х годов основные си­лы по­лов­цев бы­ли при­вле­че­ны ви­зан­тий­ца­ми для борь­бы с пе­че­не­га­ми, в свя­зи с чем половецкие набеги пре­рва­лись.

Но­вый этап половецких набегов при­шёл­ся на 1093-1107 годы, ко­гда чис­ло на­бе­гов и их раз­ру­шительная си­ла рез­ко воз­рос­ли. В это вре­мя русские кня­зья на­чи­на­ют пред­при­ни­мать специальные по­ло­вец­кие по­хо­ды для пре­ду­пре­ж­де­ния во­енной ак­тив­но­сти по­лов­цев. В 1093 году, по­сле аре­ста ки­ев­ским князем Свя­то­пол­ком Изя­сла­ви­чем по­ло­вец­ких по­слов, при­быв­ших с пред­ло­же­ни­ем о ми­ре, по­лов­цы со­вер­ши­ли но­вый боль­шой на­бег. Они оса­ди­ли и взя­ли город Тор­ческ, раз­би­ли 26 мая на реке Стуг­на вой­ска ки­ев­ско­го князя Свя­то­пол­ка Изя­сла­ви­ча, чер­ни­гов­ско­го князя Вла­ди­ми­ра Все­во­ло­до­ви­ча Мо­но­ма­ха и его бра­та, пе­ре­яс­лав­ско­го князя Рос­ти­сла­ва Все­во­ло­до­ви­ча (уто­нул), раз­би­ли 23 ию­ля на Же­ля­ни у Кие­ва вой­ска Свя­то­пол­ка Изя­сла­ви­ча, ра­зо­ри­ли зем­ли во­круг Кие­ва и Вы­шго­ро­да. В 1094 году ки­ев­ский князь был вы­ну­ж­ден за­клю­чить с по­лов­ца­ми мир, ко­то­рый был скре­п­лён его бра­ком с до­черью ха­на Ту­гор­ка­на.

В 1095 году в от­вет на по­ход русских кня­зей по­лов­цы два­ж­ды со­вер­ша­ли на­бе­ги на город Юрь­ев, оса­ж­дая его, и в ито­ге за­ста­ви­ли жи­те­лей по­ки­нуть го­род. Вес­ной 1096 года ха­ны Бо­няк и Ку­ря со­вер­ши­ли половецкие набеги на Ки­ев и Пе­ре­яс­лавль. В кон­це мая к Пе­ре­яс­лав­лю по­до­шли военные си­лы ха­на Ту­гор­ка­на, ко­то­рые в ию­не бы­ли раз­биты вой­ском Свя­то­пол­ка Изя­сла­ви­ча и Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха, при этом хан Ту­гор­кан и его сын бы­ли уби­ты. 20.6.1096 года на Ки­ев вто­рич­но на­пал хан Бо­няк, бы­ли раз­граб­ле­ны и ра­зо­ре­ны все ок­ре­ст­но­сти, раз­граб­ле­нию и по­жа­ру под­верг­ся Кие­во-Пе­чер­ский монастырь, а так­же за­го­род­ные дво­ры кня­зей. Вла­ди­мир Мо­но­мах в сво­ём «По­уче­нии» так­же упо­ми­на­ет вой­ны с ха­на­ми Аса­ду­ком, Сау­ком, Бел­кат­ги­ном и другие, ко­то­рые при­шлись при­мер­но на это же вре­мя. В мае 1107 года хан Бо­няк со­вер­шил на­бег на ок­ре­ст­но­сти Пе­ре­яс­лав­ля и уг­нал ко­ней. Ле­том то­го же го­да ха­ны Бо­няк и Ша­ру­кан по­до­шли к южной гра­ни­це Древнерусского государства и ос­та­но­ви­лись близ города Лу­бен, од­на­ко бы­строе вы­сту­п­ле­ние войск ки­ев­ско­го князя Свя­то­пол­ка Изя­сла­ви­ча, пе­ре­яс­лав­ско­го князя Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха и его сы­но­вей (Мсти­сла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча, Яро­пол­ка Вла­ди­ми­ро­ви­ча и Вя­че­сла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча), а так­же нов­го­род-се­вер­ско­го князя Оле­га Свя­то­сла­ви­ча за­ста­ви­ло их об­ра­тить­ся в бег­ст­во; в сра­же­нии был убит брат ха­на Бо­ня­ка — Таз. В 1113 году ха­ны Бо­няк и Ае­па пред­при­ня­ли половецкие набеги на город Вырь (на реке Сейм), но бе­жа­ли, по­лу­чив ин­фор­ма­цию о при­бли­же­нии войск ки­ев­ско­го князя Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха и нов­го­род-се­вер­ско­го князя Оле­га Свя­то­сла­ви­ча. Ус­пе­хи по­ло­вец­ких по­хо­дов русских кня­зей в 1103-1116 годы при­ве­ли к то­му, что половецкие набеги пе­ре­ста­ли быть стра­те­гической уг­ро­зой для Древнерусского государства, а по­лов­цы ста­ли уча­ст­во­вать главным образом в ме­ж­ду­кня­же­ских усо­би­цах по при­гла­ше­нию русских кня­зей, от­ка­зав­шись от соб­ст­вен­но на­бе­гов. В ре­зуль­та­те на про­тя­же­нии 1113-1169 годов половецкие набеги прак­ти­че­ски не бес­по­кои­ли Южную Русь. Лишь в 1125 году, по­сле смер­ти ки­ев­ско­го князя Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха, по­лов­цы в мае пред­при­ня­ли на­бег на по­гра­нич­ный город Ба­руч, но бы­ли раз­би­ты пе­ре­яс­лав­ским князем Яро­пол­ком Вла­ди­ми­ро­ви­чем.

Но­вый этап ак­ти­ви­за­ции половецких набегов при­шёл­ся на 1169 — середину 1190-х годов. В 1169 году, по­сле во­кня­же­ния в Кие­ве князя Гле­ба Юрь­е­ви­ча, днеп­ров­ские по­лов­цы по уже сло­жив­шей­ся тра­ди­ции при­шли на «съезд» к ки­ев­скому кня­зю, при­чём и ле­во­бе­реж­ные (дви­ну­лись к городу Пе­со­чен в Пе­ре­яс­лав­ском княжестве) и пра­во­бе­реж­ные (по­до­шли к городу Кор­сунь в Ки­ев­ском княжестве) од­но­вре­мен­но. По­ка Глеб Юрь­е­вич ула­жи­вал де­ла с ле­во­бе­реж­ны­ми по­лов­ца­ми, пра­во­бе­реж­ные со­вер­ши­ли на­бег на город По­лон­ный, за­хва­тив мно­го плен­ных. Про­тив них был от­прав­лен тор­че­ский князь Ми­хал­ко Юрь­е­вич с не­боль­шим от­ря­дом (1650 человек), ко­то­рый су­мел раз­гро­мить по­лов­цев, не­смот­ря на их чис­лен­ное пре­вос­ход­ст­во, по­лу­чив, од­на­ко, тя­жёлые ра­не­ния. Сле­дую­щим круп­ным половецким набегом ста­ло на­па­де­ние по­лов­цев на Ки­ев­ское княжество на «ру­саль­ной не­де­ле» (10-16 мая) 1176 года, ко­гда они взя­ли 6 по­гра­нич­ных го­ро­дов и дви­ну­лись к городу Рас­то­вец, раз­бив близ не­го вой­ска, на­прав­лен­ные про­тив них ки­ев­ским князем Ро­ма­ном Рос­ти­сла­ви­чем. 23.2.1184 года к городу Дмит­ров в Пе­ре­яс­лав­ском княжестве по­до­шли по­лов­цы ха­на Кон­ча­ка, од­на­ко не при­чи­ни­ли значительного ущер­ба.

Один из круп­ней­ших в конце XII века половецких набегов был вы­зван по­ра­же­ни­ем се­вер­ских кня­зей 12.5.1185 года, ко­то­рое по­ста­ви­ло под удар всю обо­ро­ну Южной Ру­си, осо­бен­но на ле­во­бе­ре­жье Днеп­ра. По­ло­вец­кие ха­ны раз­де­ли­ли свои си­лы: Кон­чак дви­нул­ся на Пе­ре­яс­лавль, а Кза (Гзак) — на Пу­тивль. Пе­ре­яс­лав­ский князь Вла­ди­мир Гле­бо­вич су­мел в оди­ноч­ку от­сто­ять го­род, од­на­ко был тя­же­ло ра­нен, а Кон­ча­ку уда­лось взять город Ри­мов. Од­но­вре­мен­но Кза ра­зо­рил ок­ре­ст­но­сти Пу­тив­ля, за­тем его ос­та­но­ви­ли от­прав­лен­ные в По­се­мье для ор­га­ни­за­ции обо­ро­ны сы­но­вья ки­ев­ско­го кня­зя Олег и Вла­ди­мир Свя­то­сла­ви­чи. Зи­мой 1193/1194 годов, сра­зу по­сле ухо­да от Ва­си­лё­ва войск ки­ев­ско­го князя Свя­то­сла­ва Все­во­ло­до­ви­ча и бел­го­род­ско­го князя Рю­ри­ка Рос­ти­сла­ви­ча, по­лов­цы со­вер­ши­ли на­бег, ра­зо­рив зем­ли по реке Убе­реж.

По рас­чё­там П.В. Го­лу­бов­ско­го, ле­то­пи­си за­фик­си­ро­ва­ли 46 са­мо­сто­ятельных круп­ных половецких набегов («без при­гла­ше­ния» со сто­ро­ны русских кня­зей) с 1062 года по 1210 год. Из них 19 бы­ли на­прав­ле­ны на Пе­ре­яс­лав­ское княжество, 16 — на Ки­ев­ское (в том числе 12 — на По­ро­сье), 7 — на Чер­ни­гов­ское и Нов­го­род-Се­вер­ское княжества, 4 — на Ря­зан­ское княжество.

По­след­ние из­вест­ные половецкие набеги со­стоя­лись в 1210 и 1215 годы, ко­гда по­лов­цы ра­зо­ря­ли ок­ре­ст­но­сти Пе­ре­яс­лав­ля (в 1215 году в плен по­пал пе­ре­яс­лав­ский князь Вла­ди­мир Все­во­ло­до­вич). По­сле это­го в свя­зи с из­ме­не­ни­ем си­туа­ции в сте­пи и уси­ле­ни­ем монгольской уг­ро­зы соб­ст­вен­но половецкие набеги пре­кра­ти­лись, хо­тя в во­енных ме­ро­прия­ти­ях русских кня­зей по­лов­цы уча­ст­во­ва­ли вплоть до 2-й половины 1230-х годов.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

 

w.histrf.ru

Древняя Русь

Древняя Русь — обучение

Укажите (арабскими цифрами) год образования Древнерусского государства.

— 882

Укажите имя московского князя, правившего в первой половине XIV в. и сумевшего обезопасить Москву от набегов ордынцев и превратить ее в процветающее княжество.

— Иван Калита

Укажите название собора, построенного Ярославом Мудрым в Киеве.

— Софийский собор

Укажите название татарских сборщиков налогов.

— баскаки

Укажите имя владимирского князя, который в XII в. отказался стать великим Киевским князем и сосредоточил свои силы на развитии Северо-Восточной Руси.

— Андрей Боголюбский

Укажите имя первого московского князя.

— Даниил Александрович

Укажите имя монгольского военачальника — создателя огромной средневековой империи.

— Чингис-хан

Укажите название категории зависимого населения в Киевском государстве, образовавшейся в результате заключения договора с кем-либо.

— рядовичи

Укажите кочевой народ, с XI в. совершавший на Русь постоянные набеги.

— половцы

Укажите (арабскими цифрами) год принятия христианства на Руси.

— 988

После распада Киевской Руси образовалось несколько самостоятельных государственных центров-земель. Назовите княжество, в котором вече играло определяющую роль в политической жизни.

— Новгородское княжество

Укажите год первого столкновения монголов с русскими дружинами на реке Калка.

— 1223

Укажите название дани, выплачиваемой Русь Золотой Орде.

— выход

Укажите год «Ледового побоища»:

— 1242

Основой экономики восточных славян являлось:

— пашенное земледелие

Укажите имя предводителя шведских войск, разбитых князем Александром на берегах Невы в 1240 г.

— Биргер

Укажите год Куликовской битвы.

— 1380

Укажите имя верховного божества восточных славян в языческий период Киевской Руси.

— Перун

Укажите название дани, собираемой князьями со своих княжеств?

— полюдье

Укажите название частной земельной собственности в Киевском государстве.

— вотчина

Укажите государство, правители которого постоянно совершали в XII в. нападения на Владимиро-Суздальскую Русь.

— Волжская Булгария

Укажите название страны, на которую неоднократно совершали военные походы первые киевские князья.

— Византия

Укажите княжество, являвшееся в начале XIV в. основным соперником Москвы за обладание титула великого Владимирского князя.

— Тверское

Князь Ярослав Мудрый в борьбе за власть опирался на вооруженные отряды:

— скандинавские отряды

Укажите место решающей битвы русских дружин во главе с великим князем Юрием Владимирским и монголо-татарами во время Батыева нашествия.

— река Сить

В 1097 г. на съезде южнорусских князей было заключено соглашение, по которому Святополк, Владимир и Олег с братьями Давыдом и Ярославом Святославичами должны были владеть отчинами — областями, переданными их отцам в управление по завещанию Ярослава Мудрого. Таким образом произошел своеобразный раздел Киевского государства. Назовите город, где проходил этот съезд.

— Любич

«Великим переселением народов» историки называют:

— перемещение народов Евразии в первой половине I тыс. н. э.

Возвышению Москвы способствовали:

— продуманная политика московских князей

— выгодное географическое положение Москвы

Укажите название сана главы русской православной церкви в XII в.

— митрополит

Укажите название реки, у которой произошла первая битва между русскими войсками и татарами.

— Калка

Укажите имя киевского князя, крестившего в 988 г. Русь

— Владимир

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *