Кто освободил весь народ из феодального строя в египте – II. . .

Содержание

Строй феодальный: возникновение и особенности

Феодализм был неотъемлемой частью европейского Средневековья. При этом социально-политическом строе крупные землевладельцы пользовались огромными полномочиями и влиянием. Опорой их власти было закрепощенное и бесправное крестьянство.

Зарождение феодализма

В Европе строй феодальный возник после падения Западной Римской империи в конце V века н. э. Вместе с исчезновением прежней античной цивилизации осталась позади эпоха классического рабовладения. На территории молодых варварских королевств, возникших на месте империи, стали складываться новые социальные отношения.

Строй феодальный появился из-за становления крупной земельной собственности. Влиятельные и богатые аристократы, приближенные к королевской власти, получали наделы, которые с каждым поколением только умножались. В то же время основная масса западноевропейского населения (крестьяне) жила в общине. К VII веку внутри них произошло значительное имущественное расслоение. Общинная земля перешла в частные руки. Те крестьяне, которым наделов не хватило, стали бедняками, зависимыми от своего работодателя.

Закрепощение крестьянства

Независимые крестьянские хозяйства раннего Средневековья назывались аллодами. Тогда же сложились условия неравной конкуренции, когда крупные землевладельцы притесняли на рынке своих оппонентов. В итоге крестьяне разорялись и добровольно переходили под покровительства аристократов. Так постепенно возник строй феодальный.

Любопытно, что этот термин появился не в эпоху Средневековья, а гораздо позже. В конце XVIII века в революционной Франции феодализмом назвали «старый порядок» - период существования абсолютной монархии и дворянства. Позже термин стал популярным у ученых. Например, его использовал Карл Маркс. В своей книге «Капитал» он назвал строй феодальный предшественником современного капитализма и рыночных отношений.

Бенефиции

Государство франков стало первым, в котором проявились признаки феодализма. В этой монархии становление новых социальных отношений ускорилось благодаря бенефициям. Так назывались земельные жалования от государства служивым людям – чиновникам или военным. Сначала предполагалось, что эти наделы будут принадлежать человеку пожизненно, а после его смерти власть сможет снова распорядиться собственностью по своему усмотрению (например, передать следующему претенденту).

Однако в IX–X вв. свободный земельный фонд закончился. Из-за этого собственность постепенно перестала быть единоличной и становилась наследственной. То есть владелец теперь мог передать лен (земельный надел) своим детям. Эти перемены, во-первых, усилили зависимость крестьянства от своих сюзеренов. Во-вторых, реформа укрепила значимость средних и мелких феодалов. Они на долгое время стали основой западноевропейской армии.

Крестьяне, которые лишались собственного аллода, брали землю у феодала в обмен на обязанность выполнять регулярные работы на его участках. Такое временное пользование в юрисдикции было названо прекарием. Крупные собственники не были заинтересованы в том, чтобы сгонять крестьян с земли окончательно. Установившийся порядок давал им заметный доход и стал основой благополучия аристократии и дворянства на протяжении нескольких столетий.

Усиление власти феодалов

В Европе особенности феодального строя заключались еще и в том, что крупные землевладельцы со временем получили не только большие угодья, но и реальную власть. Государство передавало им различные функции, в том числе судебные, полицейские, административные и налоговые. Такие королевские грамоты становились знаком того, что земельные магнаты получали иммунитет от какого-либо вмешательства в их полномочия.

Крестьяне на их фоне были беспомощными и бесправными. Землевладельцы могли злоупотреблять своей властью, без опаски государственного вмешательства. Так фактически появился феодально-крепостнический строй, когда крестьян принуждали к трудовым повинностям без оглядки на закон и прежние договоренности.

Барщина и оброк

Со временем обязанности зависимых бедняков менялись. Существовало три вида феодальной ренты – барщина, оброк натуральный и оброк денежный. Даровой и принудительный труд был особенно распространен в эпоху раннего средневековья. В XI веке начался процесс экономического роста городов и развития торговли. Это привело к распространению денежных отношений. До этого на месте валюты могли быть те же самые натуральные продукты. Такой экономический порядок назывался бартером. Когда деньги распространились по всей Западной Европе, феодалы перешли на денежный оброк.

Но даже несмотря на это, крупные поместья аристократов в торговле участвовали довольно вяло. Большая часть продуктов и других товаров, произведенных на их территории, потреблялась внутри хозяйства. При этом важно отметить, что аристократы использовали не только труд крестьянства, но и труд ремесленников. Постепенно доля земли феодала в своем же хозяйстве уменьшалась. Бароны предпочитали отдавать участки зависимым крестьянам и жить за счет их оброка и барщины.

Региональные особенности

В большинстве стран Западной Европы феодализм окончательно сформировался к XI веку. Где-то этот процесс закончился раньше (во Франции и Италии), где-то - позже (В Англии и Германии). Во всех этих странах феодализм был практически одинаковым. Несколько отличались отношения крупных землевладельцев и крестьян в Скандинавии и Византии.

Имела свои особенности и социальная иерархия в средневековых азиатских странах. Например, феодальный строй в Индии характеризовался большим влиянием государства на крупных землевладельцев и крестьян. Кроме того, там отсутствовало классическое европейское крепостное право. Феодальный строй в Японии отличался фактическим двоевластием. При сегунате сегун имел даже больше влияния, чем император. Этот государственный строй держался на прослойке профессиональных воинов, получавших небольшие земельные наделы – самураев.

Наращивание производства

Все исторические социально-политические системы (рабовладельческий строй, феодальный строй и т. д.) менялись постепенно. Так, в конце XI века в Европе начался медленный производственный рост. Он был связан с совершенствованием рабочих инструментов. Вместе с тем происходит разделение специализаций работников. Именно тогда ремесленники окончательно отделились от крестьян. Этот социальный класс стал селиться в городах, которые росли вместе с наращиванием европейского производства.

Увеличение числа товаров привело к распространению торговли. Начала складываться рыночная экономика. Появилось влиятельное купеческое сословие. Торговцы стали объединяться в гильдии для того, чтобы защищать свои интересы. Точно так же ремесленники образовывали городские цехи. До XIV века эти предприятия были передовыми для Западной Европы. Они позволяли ремесленникам оставаться независимыми от феодалов. Однако с началом ускоренного научного прогресса в конце Средневековья цехи стали пережитком прошлого.

Крестьянские восстания

Конечно, феодальный общественный строй не мог не измениться под влиянием всех этих факторов. Бум городов, рост денежных и товарных отношений – все это происходило на фоне усиления народной борьбы против гнета крупных землевладельцев.

Крестьянские восстания стали обыденным событием. Все они жестоко подавлялись феодалами и государством. Зачинщиков казнили, а простых участников наказывали дополнительными обязанностями или пытками. Тем не менее постепенно, благодаря восстаниям, личная зависимость крестьян стала уменьшаться, а города превратились в оплот свободного населения.

Борьба феодалов и монархов

Рабовладельческий, феодальный, капиталистический строй - все они, так или иначе, влияли на государственную власть и ее место в обществе. В Средние века усилившиеся крупные землевладельцы (бароны, графы, герцоги) практически игнорировали своих монархов. Регулярно происходили феодальные войны, в которых аристократы выясняли отношения между собой. При этом королевская власть не вмешивалась в эти конфликты, а если и вмешивалась, то из-за своей слабости не могла остановить кровопролитие.

Феодальный строй (период расцвета которого пришелся на XII век) привел к тому, что, например, во Франции монарх считался лишь «первым среди равных». Положение вещей стало меняться вместе с наращиванием производства, народными восстаниями и т. д. Постепенно в западноевропейских странах сложились национальные государства с твердой королевской властью, которая приобретала все больше признаков абсолютизма. Централизация стала одной из причин, по которым феодальный строй остался в прошлом.

Развитие капитализма

Могильщиком феодализма стал капитализм. В XVI веке в Европе начался стремительный научный прогресс. Он привел к модернизации рабочего оборудования и всей промышленности. Благодаря Великим географическим открытиям в Старом Свете узнали о новых землях, лежащих за океаном. Появление нового флота привело к развитию торговых отношений. На рынке появились невиданные доселе товары.

В это время лидерами промышленного производства стали Нидерланды и Англия. В этих странах возникли мануфактуры – предприятия нового типа. На них применялся наемный труд, который был еще и разделенным. То есть на мануфактурах работали обученные специалисты – в первую очередь ремесленники. Эти люди были независимы от феодалов. Так появились новые виды производства – суконное, чугунное, типографское и т. д.

Разложение феодализма

Вместе с мануфактурами зародилась буржуазия. Этот социальный класс состоял из собственников, владевших средствами производства и крупным капиталом. Поначалу эта прослойка населения была небольшой. Ее доля в экономике была крохотной. На излете Средневековья основная масса производимых товаров появлялась в крестьянских хозяйствах, зависимых от феодалов.

Однако постепенно буржуазия набирала обороты и становилась богаче и влиятельнее. Этот процесс не мог не привести к конфликту со старой элитой. Так в XVII веке в Европе начались социальные буржуазные революции. Новый класс хотел закрепить собственное влияние в обществе. Делалось это с помощью представительства в высших государственных органах (Генеральных штатах, Парламенте) и т. д.

Первой была Нидерландская революция, закончившаяся вместе с Тридцатилетней войной. Это восстание носило еще и национальный характер. Жители Нидерландов избавились от власти могущественной династии Испанских Габсбургов. Следующая революция произошла в Англии. Она также получила название Гражданской войны. Итогом всех этих и последующих подобных переворотов был отказ от феодализма, раскрепощение крестьянства и торжество свободной рыночной экономики.

fb.ru

Арабский халифат

Установление феодального строя в халифате.

В завоёванных странах арабы перенимали у местного населения его занятия, смешивались с ним Чаще и охотнее, чем раньше, занимались земледелием и ремеслом. На арабов сильно повлияла высокая культура покорённых стран. Арабская знать захватила огромные земельные владения. Ещё до арабского завоевания иранские, византийские, североафриканские, испанские феодалы эксплуатировали крепостных крестьян. Арабская знать сочла такой порядок очень удобным для себя и поддержала его, сохранив крепостнические отношения. Местные феодалы переходили в ислам, постепенно смешивались с арабской знатью.

Крестьяне должны были по-прежнему платить своим старым и новым господам, местным и арабским феодалам, большой денежный оброк, выполнять тяжёлую барщину. За пользование оросительными каналами они около половины урожая отдавали в казну халифов. Многих крестьян заставляли носить на шее свинцовые бирки с указанием их места жительства, чтобы они не могли покинуть своих господ. Особенно тяжело приходилось тем, кто не хотел переходить в новую веру.

В странах халифата возникли два класса. Знать, богатые землевладельцы, мусульманские священники и чиновники составляли класс феодалов. Трудившиеся на них крестьяне и ремесленники были зависимыми людьми. В халифате установился феодальный строй.

 

Народные восстания и распад халифата.

В состав халифата входили народы, говорившие Народные на различных языках, имевшие свои обычаи и восстания культуру. Они жестоко страдали от гнёта завоевателей, поднимались на борьбу с арабскими и местными феодалами.

Сильный удар нанесло халифату народное восстание в Средней Азии под предводительством Муканны. Муканна был бедняком, в молодости он занимался стиркой белья. Он поднял восстание против арабов, но был схвачен и посажен в тюрьму. Ему удалось бежать, и он вновь начал борьбу с арабами. По его призыву на борьбу поднялись массы крестьян, «людей в белых одеждах», как их называли. Восставшие истребляли арабские гарнизоны и уничтожали замки феодалов. Это восстание длилось целых 7 лет и с трудом было подавлено феодалами.

Мощные восстания крестьян происходили в Азербайджане, в Армении, в Ираке. Арабские халифы и феодалы топили народные восстания в крови. Однако эти восстания не проходили бесследно. Они подтачивали силы халифата изнутри, ослабляли его.

Как и во Франкской империи, в халифате крупные местные феодалы приобретали всё большую самостоятельность, стремились к полной независимости. Правители отдельных областей не хотели признавать власть халифов и создавали свои государства.

Всё это привело к тому, что уже в VIII веке Арабский халифат распался на ряд феодальных государств. Самым сильным из них был новый халифат со столицей в городе Багдаде. В Испании возникло самостоятельное государство со столицей в городе Кордове. Затем обособились Марокко, Египет, Сирия, Средняя Азия.

Так возникли многочисленные новые государства. Некоторые из них, пройдя длинный путь развития, существуют и в наше время.

 

Культура стран халифата.

Арабы по своему культурному уровню стояли ниже чем завоёванное ими оседлое население Ирана, Средней Азии и восточных областей Византии. Но в истории почти всегда бывает так, что более культурные народы подчиняют своему влиянию менее культурных завоевателей. Так случилось и на сей раз. Хотя в ходе завоевания покоряемые арабами страны были сильно опустошены, они быстро оправились. Вновь высокого развития достигли здесь наука и искусство. Учёные халифата с большим уважением относились к научным достижениям древних греков, усваивали и развивали их. «Чернила учёных,- говорили арабы,- столь же достойны уважения, как кровь мученика». Они разыскивали и переводили на арабский язык сочинения древнегреческих мыслителей: Аристотеля, Евклида, Птолемея.

Переведённые затем с арабского языка на европейские, многие из этих сочинений таким путём впервые стали известны и феодальной Европе.

Арабские путешественники побывали в странах Дальнего Востока, Южной и Центральной Азии, Африки и Европы. Все эти страны были описаны арабскими географами. Многие из них ездили и на Русь. Странствуя по разным местам, меняя профессии, наблюдая жизнь людей, географы-путешественники оставляли ценные сведения, дополненные личным жизненным опытом. Так, самому знаменитому арабскому путешественнику и географу X века Макдиси пришлось побывать за свою жизнь монахом, врачом, лавочником, проповедником, писцом, проводником караванов, переплётчиком, служителем церкви, студентом, послом, адвокатом, учителем, писателем, подмастерьем, князем, придворным, отступником от религии и разбойником. Странствия таких людей отражены в известных арабских «Сказках 1000 и 1 ночи».

Больших успехов достигли в халифате астрономия и математика. Великий узбекский учёный Хорезми составил астрономические таблицы, которыми пользовались многие астрономы. Он же познакомил арабов с индийской десятичной системой цифр. Этими «арабскими» цифрами мы пользуемся и сейчас. Другим великим астрономом и математиком был Аль-Бируни. Он тоже был родом из Узбекистана. Задолго до Коперника он высказывал предположение о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Многие звёзды до сих пор называются так, как их назвали арабы.

Арабы организовывали целые экспедиции врачей на места сражений и, рассекая трупы, изучали строение человеческого тела. В начале XI века в Бухаре прославился великий таджикский мыслитель и учёный Ибн-Сина (его называли в Европе Авиценна). По его медицинским сочинениям долгие века учились европейские врачи. Но мусульманская церковь, как и христианская, противилась развитию науки, опасаясь, что наука подорвёт веру в Коран. Ибн-Сину обвинили в безбожии, предали проклятию, вынудили спасаться бегством.

Культура Арабского халифата оказала большое влияние на Европу. Об этом говорит хотя бы тот факт, что в европейские языки из арабского и других языков халифата перешло много различных слов: алгебра, адмирал, арсенал, базар, барак, гитара, графин, диван, камзол, караван, кафтан, кисет, лак, магазин, маринад, мармелад, матрац, огурец, персик, талисман, тюльпан, тюрбан, софа, черёмуха, цифра и др.

От арабов европейцы узнали, как разводить хлопчатник, лён, коноплю, бобы, апельсины и лимоны, финики и абрикосы, различные цветы (например, жасмин и розы). Арабы научили европейцев изготовлять сахар, конфеты и духи.

Высокого совершенства достигла в странах халифата архитектура. Арабские зодчие усвоили и развили достижения среднеазиатских, византийских, испанских мастеров и создали прекрасные творения строительного искусства. Особенного совершенства достигла архитектура в Кордовском государстве. До сих пор сохранилась, например, замечательная по своей красоте кордовская мечеть. Испания являлась в то время как бы воротами, через которые арабская культура проникала в Европу.

В странах халифата процветало художественное ремесло. В Египте изготовлялись сосуды из горного хрусталя, в Средней

Азии - посуда с узорчатым орнаментом. Сложные красивые узоры до сих пор называются арабесками.

Культурные достижения народов халифата внесли огромный вклад в развитие культуры всего человечества.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ - МУСУЛЬМАНСКИЙ ИСТОРИК О ПОЛОЖЕНИИ ПОКОРЕННЫХ НАРОДОВ В ХАЛИФАТЕ

Следует налагать печати на шеи немусульман во время сбора с них поголовной подати, пока не будет окончен смотр их. И следует приказать, чтобы не допускали ни одного из них походить на мусульман по одежде, способу передвижения и по внешности. Обязать их, чтобы они носили на животе повязку вроде грубого шнурка, которым каждый из них будет подпоясываться; чтобы их шапки были пикейные; чтобы они приделали к сёдлам своим подобие шара из дерева; чтобы"они клали ремни сандалий своих двойными и не выкраивали их, как выкраивают мусульмане; чтобы запретили их женщинам ездить на верблюдах, а им самим строить новые храмы или церкви в городе, кроме тех, которые они выговорили по договору. Немусульманам дозволят жить в городах и на рынках мусульманских продавать и покупать, но они не будут продавать ни вина, ни свиней и не будут в городах выставлять напоказ своих крестов. Прикажи правителям, чтобы они обязали немусульман соблюдать такую внешность, дабы их по внешности можно было отличить от мусульман.

  • < Арабы в VI-VII веках - Возникновение ислама, Образование халифата
  • -> Развитие феодального строя в xi-xv веках - Возникновение феодальных городов >

hist-world.com

Феодальная раздробленность в Западной Европе

 1. Государства  Западной Европы в 9-10 веках.

На месте распавшейся империи Карла Великого к концу IX века образовались три больших государства: Франция, Германия и Италия. В в IX-X веках, результате частых войн их территории непрерывно изменялись.

В X веке германские феодалы во главе со своим королём начали совершать грабительские походы в Италию. Захватив часть Италии с городом Римом, германский король объявил себя римским императором. Новое государство позднее стали называть «Священной Римской империей». Но это было очень слабое государство. Крупные феодалы Германии не подчинялись императору. Население Италии не прекращало борьбы с захватчиками. Каждому новому германскому королю приходилось совершать поход за Альпы, чтобы вновь покорить страну. Несколько столетий подряд германские феодалы грабили и разоряли Италию.

Государства Западной Европы не были едиными. Каждое из них распадалось на большие феодальные владения, которые дробились на множество мелких. В Германии, например, было около 200 мелких государств. Некоторые из них были настолько малы, что в шутку говорили: «Голова правителя, когда он ложится спать, лежит на его земле, а ноги приходится вытягивать во владения соседа».

Это было время феодальной раздробленности в Западной Европе.

 

2. Независимость феодалов. 

Почему государства Западной Европы были раздробленными? При натуральном хозяйстве не было и не могло быть прочных торговых связей между отдельными частями страны, не было связей даже между отдельными поместьями. В каждом поместье население жило своей обособленной жизнью и мало общалось с людьми из других мест. Почти всю жизнь люди проводили в своей деревне. Да им и незачем было куда-нибудь ходить: ведь всё необходимое производилось на месте.

Каждое феодальное владение было почти независимым государством. Феодал имел отряд воинов, собирал налоги с населения, творил над ним суд и расправу. Он мог сам объявлять войну другим феодалам и заключать с ними мир. Кому принадлежала земля, у того была и власть.

Крупные феодалы - герцоги и графы - мало считались с королём. Они утверждали, что король лишь «первый среди равных», то есть считали себя, не менее знатными, чем король. Многие крупные феодалы сами были не прочь захватить королевский трон.

Господство натурального хозяйства приводило к раздроблен-ности государств Западной Европы. Королевская власть в IX - X вв. была очень слабой.

 

3. Междоусобные войны. 

Во времена раздробленности феодалы непрерывно воевали между собой. Эти войны назывались междоусобными воинами.

Из-за чего же вспыхивали междоусобные войны? Феодалы стремились отнять друг у друга землю вместе с жившими на ней крестьянами. Чем больше у феодала было крепостных, тем он был сильнее и богаче, так как за пользование землёй крепостные крестьяне несли повинности.

Желая подорвать силы своего врага, феодал разорял его крестьян: выжигал деревни, угонял скот, вытаптывал посевы.

От междоусобных войн больше всего страдали .крестьяне; феодалы же могли отсидеться за крепкими стенами своих замков.

 

4. Сеньоры  и вассалы.

Чтобы иметь свой военный отряд, каждый феодал часть земель с крепостными крестьянами раздавал более мелким феодалам. Владелец земли был по отношению к этим феодалам сеньором («старшим»), а те, кто получал от него земли, были его вассалами, то есть военными слугами. Вступая во владение феодом, вассал становился перед сеньором на колени и приносил ему клятву верности. В знак  передачи феодал сеньор вручал вассалу горсть земли и ветку дерева.

Главой всех феодалов в стране считался король. Он был сеньором для герцогов и графов.

В их владениях обычно насчитывались сотни деревень, они распоряжались большими отрядами воинов.

Ступенькой ниже стояли бароны - вассалы герцогов и графов. Обычно они владели двумя-тремя десятками деревень и могли выставить отряд воинов.

Бароны были сеньорами мелких феодалов - рыцарей.

Таким образом, один и тот же феодал был сеньором более мелкого феодала и вассалом более крупного. Вассалы должны были подчиняться только своим сеньорам. Если они не были вассалами короля, то не обязаны были выполнять его приказы. Такой порядок закреплялся правилом: «Вассал моего вассала - не мой вассал».

Отношения, между феодалами напоминают лестницу, на верхних ступеньках которой стоят самые крупные феодалы, на нижних - мелкие. Эти отношения и получили название феодальной лестницы.

Крестьяне не входили в феодальную лестницу. И сеньоры, вассалы были феодалами. Все они - от мелкого рыцаря короля - жили трудом крепостных крестьян.

Вассал был обязан по приказу своего сеньора выступать с ним в поход и приводить отряд  воинов. Кроме того, он должен был помогать  сеньору советом и выкупать его из плена.

Сеньор защищал своих вассалов от нападений других феодалов и от восставших крестьян. Если в деревне у рыцаря восставали крестьяне, он отправлял гонца к сеньору, и тот со своим отрядом спешил ему на помощь.

Когда начиналась война с другим государством, вся феодальная лестница как бы приходила в движение. Король призывал в поход герцогов и графов, те обращались к баронам, которые приводили отряды рыцарей. Так создавалось феодальное войско. Но вассалы часто не выполняли распоряжений своих сеньоров. В таких случаях только силой можно было заставить их подчиниться.

В период раздробленности феодальная лестница была организацией класса феодалов. С её помощью феодалы вели войны и помогали друг другу держать в подчинении крестьян.

 

 

 

  • < Жизнь и быт феодалов Европы
  • -> Славяне в VI-X веках >

hist-world.com

Заселение славянами земель Византийской империи 5-11 вв

УСТАНОВЛЕНИЕ ФЕОДАЛЬНОГО СТРОЯ В ВОСТОЧНОЙ РИМСКОЙ (ВИЗАНТИЙСКОЙ) ИМПЕРИИ.

В то время как Западная Римская империя была разрушена восстаниями рабов и колонов и нашествиями «варваров», Восточная Римская империя устояла. Её столица - Константинополь - находилась на Аресте греческой колонии Византии. По древнему названию этого города и всё государство стало называться Византийской империей или просто Византией.

 

 1. Хозяйство Византии 

В Византийскую империю входили очень богатые страны: Египет, Сирия, Малая Азия, Греция.  Здесь было меньше рабов и больше свободных крестьян, чем в Западной Римской империи. Поэтому земля на Востоке была меньше истощена и давала более высокие урожаи. Жители деревень продавали в городах много зерна, масла, мяса и других продуктов. В Западной Европе лишь развалены зданий напоминали о прежних цветущих городах, в Византии же города становились всё более оживлёнными и многолюдными. В Константинополе, Александрии, Антиохии насчитывались сотни тысяч жителей. На улицах и рынках этих городов было множество мастерских и лавок. Ремесленники изготовляли дорогое оружие, красивые шёлковые ткани, ювелирные и стеклянные изделия. Слава об искусных ремесленниках византийской столицы проникла в самые далёкие страны. Современник называл Константинополь «огромной мастерской роскоши».

В Константинополе пересекались два важных торговых пути: сухопутный - из Европы в Азию и морской - из Средиземного моря в Чёрное. В порту постоянно теснились десятки судов. Византийские купцы богатели на торговле с Ираном, Индией, Китаем. Их хорошо знали и в Западной Европе: они привозили сюда изделия своих ремесленников и дорогие восточные товары.

Византийская империя устояла потому, что её хозяйство не переживало такого упадка, как в Западной Римской империи.

 

2. Власть императора и церковь 

В Византии сохранилась императорская власть. От ремесла и торговли император получал большие доходы. С крестьян и ремесленников он собирал огромные налоги, с купцов - пошлины, то есть платежи за продажу и провоз товаров. В императорской казне было много золота и серебра. Поэтому император мог содержать большую наёмную армию и сильный флот. Византии долгое время удавалось защищать свои границы от «варваров» и даже вести завоевательные войны.

Император правил страной с помощью назначаемых им чиновников. Византийские чиновники были известно своей жадностью.

Христианская церковь в Византии, как и на Западе. Главой церкви считался константинопольский патриарх (так назывался высший чин византийской церкви). Императоры дарили церкви земли и освобождали её от налогов. В монастырях жило свыше 100 тысяч монахов.

Императоры с помощью армии, чиновников и церкви старались укрепить власть.

Рабовладельческий строй сохранялся в Византии до VII века.

 

3. Вторжения  славян.  

С VI века в Византийскую империю из-за Дуная начали вторгаться славянские племена. Славяне рыли хорошими воинами. В войнах с Византией они приобрели боевой опыт, стали сражаться строем и вступали в бой на открытой местности. Славяне научились брать штурмом крепости, взбираясь на стены по лестницам; для разрушения стен применяли тараны. Смелые славянские воины наносили поражения наёмным византийским войскам.

Рабы, колоны и свободные бедняки помогали славянам. Целыми племенами селились славяне на землях Византийской империи. Сначала они заняли север Балканского полуострова, затем проникли в Македонию и Грецию. «Славяне взяли многие города и крепости,- сообщает византийский писатель,- завладели страной и поселились в ней совершенно свободно и без страха, как бы в своей собственной». На лёгких гребных и парусных судах, выдолбленных из стволов больших деревьев, они заплывали далеко в Эгейское море. Поселения славян появились даже в Малой Азии.

В VII веке с юга на владения Византии напали арабы. Они отвоевали у империи Сирию и Египет, несколько раз осаждали Константинополь, но взять его не смогли.

Византия сохранила лишь Малую Азию и южную часть Балканского полуострова. В этих областях византийским императорам после долгой и упорной борьбы удалось подчинить славян своей власти. Славяне составляли теперь значительную часть населения империи.

Во время вторжений славяне громили и опустошали имения императора и рабовладельцев. Они поселялись на землях Византии соседскими общинами. Многие рабы и колоны стали свободными людьми и поделили между собой земли своих прежних господ. Большая часть владений рабовладельцев перешла в руки свободных крестьян. Славяне были трудолюбивыми земледельцами; они засевали пустующие земли и выращивали более высокие урожаи, чем рабы и колоны.

Большие поместья с рабами и колонами сохранились ещё в Малой Азии. Но рабы и колоны, убегая от своих господ, находили убежище у славян. Поэтому рабовладельцы не могли угнетать их так жестоко, как прежде. Рабовладельцы стали наделять рабов участками земли и получать с них оброк, а также сдавали землю в аренду свободным крестьянам.

В результате восстаний рабов и колонов и вторжений славян рабовладельческий строй в Византийской империи был уничтожен.

 

4. Образование Болгарского царства

Во время войн с Византией у южных славян образовались союзы племён. В конце VII века  на землях по нижнему течению Дуная возникло первое государство южных славян - Болгарское царство. Северо-западную часть Балканского полуострова заняли племена сербов и хорватов.

В IX веке Болгария завоевала большую часть Балканского полуострова. Войско болгарского царя несколько раз подступало к стенам Константинополя. Империя была вынуждена платить болгарам дань.

 

ДОКУМЕНТ - Отрывок из сочинения византийского писателя о военном деле у славян.

Племена славян никоим образом нельзя склонить к рабству или к подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище.

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и днём и ночью изобретая много разнообразных способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод.

При этом они держат во рту специально изготовленные, большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности реки, а сами дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии.

  • < Что такое феодальный строй?
  • -> Установление феодального строя в Византии. >

hist-world.com

Развитие феодального строя в xi-xv веках

Развитие феодального строя в xi-xv веках, развитие ремесла и торговли, рост городов в Западной Европе.

Развитие хозяйства к XI веку.

Как ни медленно развивалось хозяйство в раннее средневековье (V-X века), за 500 с лишним лет, прошедших со времени завоевания германцами Западной Римской империи, оно сделало некоторые успехи. Крестьяне научились лучше обрабатывать почву. К XI веку в европейских странах появилось гораздо больше плугов с железными ножами. И пользоваться ими научились лучше. Пахать теперь стали уже не два раза в год, а три или четыре. Особенно тщательно вспахивали поле под посевы озимых. Почва размягчалась, сорняки перепахивались и гибли. В землю начали вносить больше удобрений. Повышались урожаи. В IX-X веках урожаи пшеницы и ржи не превышали сам-друг (то есть в два раза больше посеянного), а в XI-XII веках они уже составляли сам - четыре, а иногда и сам - шесть (то есть в шесть раз больше посеянного). Увеличилось количество пахотной земли. Крестьяне вырубили, выжгли и раскорчевали много лесов, распахали пустоши и выращивали теперь больше садов, огородов и виноградников.

Усовершенствовалась и ремесленная техника. Развились трудовые навыки ремесленников, особенно кузнецов: они теперь изготовляли больше металлических орудий труда - ножей и лемехов к плугам, лопат, мотыг, топоров. Эти орудия стали более крепкими, удобными и дольше служили. Особенно много работали кузнецы на феодалов, производя оружие и воинские доспехи. Улучшилась выделка тканей, кожи и глиняных изделий.

Растущее сельское хозяйство требовало с каждым годом всё больше и больше сельскохозяйственных орудий, повозок, прочной и вместительной посуды для напитков и жиров. Крестьяне могли теперь заплатить ремесленникам излишками продуктов; улучшив обработку земли, они начали производить больше сельскохозяйственных продуктов, чем раньше. Крестьянину незачем было теперь самому делать орудия труда, различные вещи и предметы обихода. Он мог уделять больше времени своему хозяйству. Незачем было теперь пахать землю и ремесленнику, который выменивал свои изделия на нужные ему продукты.

Много сырья, излишков хлеба, мяса, масла и вина накапливалось у феодалов. Феодалы уже не довольствовались грубой мебелью, льняными рубахами, овчинными шубами, оружием, выкованным деревенскими кузнецами. Они предпочитали носить одежды из цветных шерстяных тканей, дорогие украшения, приобретать более совершенное оружие. В Европе строилось много замков, дворцов и церквей. Всё это требовало умелых рук ремесленников.

К XI веку в Западной Европе возникли условия для того, чтобы выделилась группа трудящихся, которая занималась бы только ремеслом.

 

Отделение ремесла от сельского хозяйства.

В каждой феодальной усадьбе появились крепостные, которые занимались только ремеслом,- ремесла кузнецы, ткачи, сапожники, столяры, каменщики, от сельского .

хозяйства. В счет оброка феодалу они вносили изделия своего ремесла: ткани, кожу, обувь, мебель, оружие и т. д. Часть изготовленных вещей они выменивали у других крестьян на продукты питания или получали пищу из барских погребов. Появились такие ремесленники, специалисты своего дела, и в деревнях. Ремесло начало отделяться от сельского хозяйства.

Но ремесленных изделий людям требовалось всё больше и больше. Ремесленникам стало невыгодно оставаться в деревне. Их тянуло туда, где собиралось много людей: там можно было и заказов больше получить, и готовую продукцию продать скорее и выгоднее. Где же искать такое место? В те времена народ собирался у замков своих сеньоров, спасаясь от набегов соседних феодалов, а также возле монастырей (на богомолье), у переправ через реки, у стен старинных римских городов. В этих местах и начали селиться крепостные ремесленники. Конечно, феодалы не хотели отпускать из поместий таких прибыльных крепостных. Крепостным ремесленникам нередко приходилось бежать от своих господ.

Поселившись на новых местах, ремесленники привлекали к себе окрестное население. В такие пункты съезжались за товарами и богачи, и бедняки.

 

Появление феодальных городов.

В XI веке в Западной Европе возрождаются города. Оживают развалины заброшенных римских лагерей. Даже там, где никогда не ступала раньше нога римского солдата, также появляются валы городских укреплений. Кто же вдохнул новую жизнь в древние развалины, кто и зачем начал воздвигать новые города? Это сделали убежавшие от феодалов крепостные ремесленники. Осев у феодальных замков, у монастырей, у переправ, в покинутых римских крепостях, обнеся свои поселения крепкими стенами, ремесленники создали множество городов. 

Город Кёльн (Германия) возник на берегу Рейна, на месте римского поселения, которое называлось Колония. Римская Колония тянулась на один километр, в длину и на один в ширину. После германского завоевания римский город почти опустел. В начале XI века к его стенам пришли ремесленники и поселились здесь. ВХП веке Кёльн по своим размерам вдвое превосходил древний город. А в XIV веке площадь Кёльна была уже вчетверо больше площади римской Колонии.

Один из крупнейших средневековых городов - Гент (территория современной Бельгии) вырос на месте маленькой феодальной крепости. За одно столетие площадь Гента увеличилась в восемь раз.

В городе производились ремесленные изделия, на селе - продукты питания и сырьё для ремесла (сырая кожа, сырая шерсть, меха). Крестьяне окрестных сёл приезжали в город, продавали там свои продукты и покупали товары ремесленников. И для ремесленников, и для крестьян такое разделение труда было очень удобным. Ремесленники, занимаясь только своей специальностью, могли улучшить орудия труда, навыки и приёмы работы. Крестьяне, получая в городе более совершенные ремесленные орудия, могли тщательнее обрабатывать землю; не занимаясь ремесленным трудом, они экономили время для разведения скота.

Правда, все эти новые города принадлежали тем сеньорам, на земле которых они были расположены. Жители городов по-прежнему платили феодалам оброк. Но это уже был оброк не продуктами, а ремесленными изделиями или деньгами, вырученными от их продажи.

С возникновением городов ремесло ещё быстрее отделяется от сельского хозяйства. Труд людей стал теперь более производительным.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ - СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ИСТОРИК О ВОЗНИКНОВЕНИИ ГОРОДА БРЮГГЕ (В СОВРЕМЕННОЙ БЕЛЬГИИ)

Для нужд и потребностей обитателей замка начали стекаться к воротам его моста торговцы или продавцы более ценных вещей, затем лавочники, затем содержатели постоялых дворов для прокормления и приюта тех, кто вёл торговые дела в присутствии государя, который часто бывал там же; стали строить дома и устраивать гостиницы, где помещались те, кто не мог обитать внутри замка; и вошло у них в обычай говорить: „идём к мосту14; здесь поселение настолько разрослось, что вскоре образовался большой город, который по сию пору в просторечии называется мостом: ведь на их наречии Брюгге значит „мост".

  • < Арабский халифат
  • -> Жизнь в феодальных городах - Организация ремесленников >

hist-world.com

Установление феодального строя в Восточной Римской (Византийской) империи

Территория и хозяйство Византийской империи.

В 395 году Римская империя распалась на две части - Западную, со столицей в Риме, и Восточную столицей которой стал Константинополь. Этот город прежде именовался Византием, поэтому и всю Восточную Римскую империю стали называть Византийской империей или просто Византией. В её состав вошли наиболее богатые, плодородные и культурные области бывшей Римской империи - Балканский полуостров, Египет, Сирия и Малая Азия. Восточная Римская империя оказалась значительно более прочной, чем Западная. После падения Рима и захвата его германцами она просуществовала ещё 10 веков.

В Византии хозяйство было более развитым, чем в Западной Римской империи. Здесь производилось много различных сельскохозяйственных продуктов. Византия была богата железом, медью, золотом. Здесь издавна процветали обработка металлов, изготовление папируса и особенно выработка полотняных и шерстяных тканей. Византийцы выведали у китайцев секрет изготовления шёлка и первыми в Европе начали заниматься шелководством.

Между отдельными областями Византии шла оживлённая торговля. Крупнейшим центром торговли и ремесла был Константинополь. Здесь вырабатывались прекрасные ткани, оружие, ювелирные изделия. В гавань стекались корабли из многих стран. Этот город был как бы мостом, связывающим Восток и Запад.

Кроме Константинополя, в Византии имелось много других крупных городов:

  • Александрия,
  • Антиохия,
  • Эдесса.

Города платили в императорскую казну высокие налоги. За счёт налогов императоры содержали сильное войско и флот. Византийское войско не раз ходило в походы на Запад, пыталось отвоевать у германцев потерянные римлянами земли. Иногда византийцы добивались успеха. Тогда в захваченных областях императоры восстанавливали ненавистные трудящимся рабовладельческие порядки.

В V-VII веках в Византийской империи ещё продолжал существовать рабовладельческий строй. Но и здесь, как и на Западе, труд рабов становился всё менее выгодным, приносил мало доходов. Большинство земледельцев в Византии состояло из зависимых крестьян-колонов, а меньшинство было даже свободным. Крестьяне жили соседскими общинами наподобие тех, которые существовали у славян и германцев.

Призывая крестьян в войско, императоры всё время находили этим путём нужную силу для обороны государственных границ отбивали нападения соседей, а от особенно опасных врагов откупались золотом.

Вторжения славян.

В VI веке начались массовые вторжения в Византийскую империю её северных соседей - славян. Славянские племена пересекали границу - реку Дунай - и постепенно продвигались всё дальше. Несколько раз они даже осаждали Константинополь, вo время своих вторжений славяне захватывали и громили жилье крупных землевладельцев, императора, церкви. В этом им помогали византийские трудящиеся- рабы и колоны. Славяне говорили рабам и колонам: «Выходите, сейте и жните, мы возьмём с вас только половину подати». Поэтому народ встречал их как освободителей.

Византийской армии становилось всё труднее оттеснять славян обратно за Дунай. Славянские племена оседали на византийских землях, заселяли их. «Ославянилась вся страна!» - жаловался один из византийских императоров. В VI-VII веках славяне отняли у Византии почти весь Балканский полуостров; здесь поселились сербы, хорваты и другие славянские племена. Византии удалось удержать за собой лишь Грецию.

Славянские территории отделили Византию от владений франков и прикрыли её от нападений кочевников, постоянно вторгавшихся в степи к северу от Дуная и Чёрного моря.  

Установление феодального строя в Византии

Вторжения славян, восстания рабов и колонов Установление разрушали рабовладельческий строй Восточной °строл°Т° Римской империи. На отнятых у рабовладель-в Византии. дев землях селились свободные славянские земледельцы. Многие рабы и колоны освобождались от прежней зависимости. В стране возник ряд новых крестьянских общин. Но, как и на Западе, крестьяне-общинники в Византии недолго оставались свободными. Византийская знать захватывала крестьянские земли, а самих общинников превращала в крепостных. Как и в Западной Европе, знать использовала для этого насилие, вымогательство и обман.

Многие земли вместе с жившими на них крестьянами византийские императоры раздавали своим приближённым за службу.

Таким образом, славянские вторжения способствовали тому, что рабовладельческий строй в Византии постепенно сменился феодальным. Феодальный строй в Византии установился в VII-X веках.

Культура Византии.

В Византии были сильно развиты просвещение, наука, искусство. Византия являлась единственной прямой наследницей культуры древнего Рима и древней Греции. В византийских библиотеках сохранялись труды античных учёных и писателей.

Специальные школы готовили для Византийского государства чиновников, дипломатов, юристов, врачей. В IX веке в Константинополе возник первый в Европе университет. Его учёные сохранили для нас достижения античной философии, геометрию Евклида. Византийские географы умели чертить невиданные в то время в Европе планы городов и карты морей, составляли описания соседних стран. Особенно известны были географические сочинения византийского купца Козьмы Индикоплова (то есть «плавателя в Индию»).

Велики заслуги византийских историков. Благодаря их трудам до нас дошли ценные сведения не только об истории их страны, но и о жизни древних славян.

Замечательна византийская архитектура. В VI веке в Константинополе был построен выдающийся по красоте храм святой Софии. Более пяти лет 10 ООО мастеров трудились над его возведением. Художники украшали стены храмов и дворцов красочной росписью (фресками), картинами из цветных камешков (мозаиками).

Храм имеет форму четырёхугольника 77 ж в длину и в ширину. А венчает всю постройку огромный купол диаметром в 31 ж. В те времена, когда строительная техника была неразвита, сделать такой большой каменный купол прочный и красивый, было нелегко. Внутри храм был украшен разноцветным мрамором и яркими мозаиками, изображавшими святых и императоров. Через 40 окон, прорезанных в основании купола, в храм проникал свет, поэтому середина внутренней части храма была ярко освещена, а края были погружены в таинственный полумрак. От этого создавалось впечатление, будто купол расположен ещё выше и не опирается на стены, а как бы парит в воздухе. Вот уже 1400 лет это чудесное сооружение украшает собой Константинополь. Турки, когда они завоевали византийскую столицу, были настолько поражены красотой храма, что не разрушили его, а превратили в свою мечеть (церковь).

Византия была вто время значительно культурнее современных ей стран Европы.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ - ВИЗАНТИЙСКИЙ ИСТОРИК VI ВЕКА О БИТВЕ СЛАВЯН С ВИЗАНТИЙЦАМИ.

Славяне стояли лагерем на горе, которая тут возвышалась, византийцы - на равнине, немного поодаль. Поскольку прошло уже много времени, как они сидели так друг против друга, то византийские воины стали выражать нетерпение и позволять себе недопустимые поступки, упрекая вождей, что вот они как начальники войска имеют для себя продовольствие в изобилии, а не обращают внимания на солдат, мучимых недостатком предметов первой необходимости, и не хотят вступать в бой с врагами. Под их давлением военачальники начали сражение. Произошёл сильный бой, и византийцы были разбиты наголову. Здесь погибло много прекрасных воинов; вожди же, которым грозила близкая опасность попасть с остатками армии в руки врагов, с трудом спаслись бегством, кто куда мог. Иноземцы захватили знамя и, не обращая внимания на византийское войско, двинулись дальше. Им удалось захватить большую добычу. Таким образом, опустошив большую область, варвары подошли к „длинным стенам", которые отстоят от Византии на расстоянии, немного большем, чем в один день пути.

  • < Борьба западных славян с наступлением германских феодалов
  • -> Арабы в VI-VII веках - Возникновение ислама, Образование халифата >

hist-world.com

Возникновение феодализма

Сущность феодализма

Понятие «феодализм» возникло во Франции перед революцией, примерно в конце 18 столетия и обозначало на то время так званый «Старый порядок» (то есть монархия (абсолютная) или же правительство дворянства). Феодализм в то время рассматривался как социальная и экономическая реформация, которая была предшественником всем известного капитализма. В наше время, в истории феодализм считается такой социальной системой. Она была лишь в средневековье, а точнее в Центральной и Западной Европе. Однако также можно найти, что-то похожее в других эпохах и в других частях мира.

В основу феодализма входят отношения, которые называются межличностными, то есть между сеньором и вассалом, сюзереном и подданным, крестьянином и человеком, который имеет много земли. В Феодализме присутствует юридическая несправедливость, другими словами неравенство, которое было закреплено правом, и рыцарская армейская организация. Главной основой феодализма была религия. А именно – христианство. И оно показывало весь характер средневековья, культуру того времени. Феодализм формировался в пятом-девятом столетии, когда варвары завоевали всем известную Римскую империю, которая была очень сильна. Период расцвета, где то двенадцатые-тринадцатые столетия, тогда политически и экономически укреплялись большие города и его все население, оформлялись так званые сословно - представительные общины, например английский парламент, также сословная монархия была вынуждена принимать обращать внимание не только на интересы знати, но и всех других членов общества.

Мирская монархия противостояла так званому папству, и это создавало возможность создания и утверждения всех своих прав и своей свободы, и она со временем так сказать подтачивала феодализм, то есть его строй и главные понятия. Городская экономика довольно быстро развивалась, и это подорвало основу правительства аристократии, а точнее натуральные и хозяйственные основы, ну а ересей перерос в реформацию, которая была в 16 столетии, и была она из-за роста свободы мышления. В связи с обновлённой этикой и новой системой ценностей протестантизма, он помогал развиваться всем предпринимателям с их деятельностью, которая была капиталистического вида. Ну а революция, которая была в 16-18 столетии, помогла завершению феодализма.[1;с25]

Возникновение феодализма

Принято считать, что феодализм как особая общественно-экономическая формация возник в Западной Европе на почве распада рабовладельческой системы античного мира и падения римского рабовладельческого государства в результате революции рабов и завоевания Римской империи германцами. Обычное представление, что рабовладельческий строй непосредственно сменяется феодальным строем, не совсем точно. Чаще феодальный строй заново возникал из первобытнообщинного строя. Народы, которые завоевали Рим, находились на стадии первобытнообщинного строя и не переняли римских рабовладельческих порядков. Лишь через несколько веков у них появилось классовое общество, но уже в форме феодализма.[2;с25]

Элементы феодализма стали складываться ещё в недрах хозяйственной системы позднего периода Римской империи и в обществе древних германцев II—III вв. Но господствующим типом общественных отношений феодализм становится лишь с V— VI вв. как результат взаимодействия общественно-экономических условий, которые имелись в Римской империи, с новыми условиями, которые принесли с собой завоеватели. Феодализм вовсе не был перенесен в готовом виде из Германии. Его происхождение коренится в военной организации варварских войск во время самого завоевания, которая лишь после завоевания, благодаря воздействию найденных в завоеванных странах производительных сил, развилась в настоящий феодализм. Новые формы общественно-экономического строя, возникшие на месте римского рабовладельческого общества, имели глубокие корни как в старом обществе самого Рима, так и у завоевавших его народов. В Римской империи кризис крупного рабовладельческого хозяйства уже к I—II вв. н. э. достиг наибольшей силы. При сохранении крупной земельной собственности в руках небольшого числа римских магнатов последние вследствие крайне низкой производительности рабского труда начинают разбивать свои земли на мелкие парцеллы и сажать на них рабов и свободных земледельцев.

Вместо крупного рабовладельческого хозяйства возникает, таким образом, колонат как одна из наиболее ранних форм новых общественных отношений — отношений мелких земледельческих производителей, ещё сохранявших некоторые элементы личной и хозяйственной свободы сравнительно с рабством, но прикреплённых к владельческой земле и уплачивавших землевладельцу ренту натурой и отработками. Другими словами, колоны «...были предшественниками средневековых крепостных».[3;с25] На почве экономического распада рабовладельческого хозяйства Рима его экономическая и политическая система была окончательно разрушена восстаниями миллионов рабов. Всё это облегчило завоевание империи германцами, положив конец рабовладельческому обществу. Но новые формы общественных отношений не были принесены германцами «готовыми», а, наоборот, их «форма общественности» должна была измениться сообразно уровню производительных сил завоёванной страны. Германцы ещё во времена Тацита (I в. н. э.) сохраняли значительные остатки родового строя. Но, уже ко времени первых их проникновений в Римскую, германские племена теряли родовой быт и переходили к территориальной общине-марке. Военные движения и завоевания приводили у них к выделению военно-племенной аристократии, образованию военных дружин. Происходил захват дружинниками прежних общинных земель, возникала частная земельная собственность, эксплуатация рабов, сажаемых на землю. Эти новые отношения стали усиливаться и переноситься на римскую почву, когда германские племена стали оседать в различных частях прежней империи.

Германцы «...в награду за то, что освободили римлян от их собственного государства...» не только стали занимать свободные земли, но и отняли у прежних римских владельцев две трети их земли — громадные римские латифундии с массой, сидевших на них рабов и колонов. Раздел земель происходил согласно порядкам родового строя. Часть земель оставлялась нераздельно во владении всего рода и племени, остальная часть (пахотная земля, луга) распределялась между отдельными членами рода. Так переносилась в новые условия германская община-марка. Но выделение военно-племенной аристократии и военных дружин, захватывавших большие пространства земли и крупные рабовладельческие римские латифундии, способствовало распаду общинного владения и возникновению крупной частной земельной собственности. В то же время римская земельная знать стала объединяться с военной знатью германских дружинников и вождей.[4;с25]

В некоторых частях бывшей империи, как в Остготском королевстве в Италии, ассимиляция завоевателей с побеждёнными имела наибольшее распространение и привела к усвоению германцами общественно-экономических отношений, зачатков крепостничества и латифундиального назывались обширные поместья, специализирующиеся на экспортных областях сельского хозяйства: выращивании зерновых, производстве оливкового масла и виноделии.) хозяйства бывшей империи. Во Франкском государстве, где римское влияние было слабее и где пришлые франкские племена менее быстро ассимилировались с римским населением, некоторое время оставался обширный слой свободного крестьянства, и до развития феодально-крепостнических отношений «между римским колоном и новым крепостным стоял свободный франкский крестьянин».[5;25] Наиболее полно германские земельные порядки сохранились там, где, как в Британии, германские завоеватели почти полностью уничтожали прежнее кельтское население страны и вводили свои порядки пользования землёй, с быстро растущим, однако, неравенством в нём, с выделением племенной знати (эрлов) и простых свободных земледельцев (керлов). При всём разнообразии развития феодальных отношений в различных местностях и странах дальнейший процесс везде состоял в постепенном закрепощении оставшейся массы свободного сельского населения и в развитии основ феодально-крепостнической хозяйственной системы. С падением рабовладельческого хозяйства и разложением общинно-земельных форм на почве зарождения в земельной общине имущественного и земельного неравенства, а затем личной и экономической зависимости и, наконец, с захватом земли завоевателями — создаётся сложная и развитая система феодально-земельных отношений в королевствах Западной Европы. Всё социальное здание, все общественные отношения и место в них каждого отдельного лица определяются на основе землевладения и земельного «держания». Начиная от сюзерена, короля, его приближённых и более крупных и могущественных владельцев все зависимые от них вассалы получают землю в феод, в лен, т. е. в наследственное условное владение, в пожалование за службу. Сложная система вассалитета и вассальной зависимости, иерархии высших и «благородных» руководящих классов пронизывает всё общество.

Развитие феодальным производственным отношениям обеспечивало, прежде всего, частичное раскрепощение непосредственного производителя: поскольку крепостного уже нельзя убить, хотя можно продать и купить, поскольку у крепостного есть хозяйство и семья, он имеет некоторую заинтересованность в труде, проявляет некоторую инициативу в труде, требуемую новыми производительными силами. Основой феодальных производственных отношений являлась собственность феодалов на главное средство сельскохозяйственного производства, землю, и отсутствие собственности на землю у трудящихся. Наряду с этой главной чертой феодальная форма собственности на средства производства характеризуется также неполной собственностью феодала на работника (внеэкономическое принуждение) и основанной на личном труде собственностью самих работников производства, т. е. крестьян и ремесленников, на некоторую часть орудий и средств. Из феодальной формы собственности вытекало положение в производстве и взаимоотношение основных классов феодального общества: феодалов и крестьян.

Феодалы в той или иной форме наделяли крестьян землёй и заставляли их работать на себя, присваивая часть их труда или продуктов труда в виде феодальной ренты (повинностей). Крестьяне и ремесленники принадлежали в широком смысле слова к одному классу феодального общества, их отношения не являлись антагонистическими. Классы и общественные группы при феодализме имели форму сословий, от положения и взаимоотношения социальных групп в производстве всецело зависела и форма распределения продуктов производства. Для раннего феодализма характерно полное господство натурального хозяйства, с развитием ремесла всё большее значение в городе и деревне приобретает товарное производство. Товарное производство, существовавшее при феодализме и обслуживавшее его, несмотря на то, что оно подготовило некоторые условия для капиталистического производства, нельзя смешивать с капиталистическим товарным производством.[2;с25]

Основной формой эксплуатации при феодализме была феодальная рента, возраставшая путём последовательной смены трёх её форм: отработочной (барщины), продуктовой (натурального оброка) и денежной (денежного оброка). Позднефеодальная барщинно-крепостническая система в странах Восточной Европы не есть простое возвращение к первой форме, но несёт в себе и черты третьей формы: производство для рынка. С возникновением мануфактуры (XVI в.) в недрах феодального общества начинает развиваться всё более глубокое противоречие между новым характером производительных сил и становящимися тормозом их развития феодальными производственными отношениями. Так называемое первоначальное накопление подготавливает возникновение класса наёмных рабочих и класса капиталистов.

В соответствии с классовым, антагонистическим характером феодальной экономики вся жизнь феодального общества была пронизана классовой борьбой. Над феодальным базисом возвышалась соответствующая ему надстройкa - феодальное государство, церковь, феодальная идеология, надстройка, которая активно служила господствующему классу, помогая подавлять борьбу трудящихся против феодальной эксплуатации. Феодальное государство проходит, как правило, через ряд стадий — от политической раздробленности («поместье-государство»), через сословную монархию к абсолютной монархии (самодержавию). Господствующей формой идеологии при феодализме являлась религия [4;с25]

Обострившаяся классовая борьба дала возможность молодой буржуазии, возглавив восстания крестьян и плебейских элементов городов, захватить власть и низвергнуть феодальные производственные отношения. Буржуазные революции в Нидерландах в XVI в., в Англии в XVII в., во Франции в XVIII в. обеспечили господство передового в то время класса буржуазии и привели производственные отношения в соответствие с характером производительных сил.

В настоящее время пережитки феодализма поддерживаются и укрепляются империалистической буржуазией. Пережитки феодализма очень значительны во многих капиталистических странах. В странах народной демократии решительно ликвидированы эти пережитки путём демократических аграрных реформ. В колониальных и зависимых странах народы ведут борьбу с феодализмом и империализмом одновременно; каждый, удар по феодализму является вместе с тем и ударом по империализму.



biofile.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *