Краткое содержание поучение – Основные идеи поучения Владимира Мономаха (краткое содержание главное литература)

Содержание

Краткое содержание Поучение Владимира Мономаха за 2 минуты пересказ сюжета

Владимир Мономах обращается к собственным детям и всем другим, кто будет читать послание. Призыв его основан на добре, почитании Бога. Ведь человеческая жизнь очень скоротечна, а умирать, не совершив раскаяние за свои прегрешения, страшно. Человека красят добрые дела – слезы, покаяние и милостыня.

В Послании Князя звучат призывы к детям не быть ленивыми и постоянно помнить о милости Божьей, которую можно приобрести не только будучи затворником или монахом. Ее можно обрести, благодаря свершению небольших дел, которые сделаны искренне с желанием помочь своему ближнему. Это зачтется человеку Богом, если даже кто-то примет хоть половину из сказанного в послании. Человек будет помилован Богом. Православный человек не должен забывать о слабых и немощных. При любой возможности следует помочь и покормить их. Вдова и сирота не подлежат осуждению, они не должны быть обижены сильными. Еще Князь в своем послании говорит о том, нельзя убить человека, даже если он виновен и заслужил смерти. Не стоит клясться от имени Бога. Поклявшись и поцеловав крест, надо хорошо подумать, дабы не нарушить клятвенное слово и вместе с этим не погубить свою душу.

Призывает Князь в Послании с почтением относиться к епископам, священникам, игуменам монастырей, просит проявлять к ним заботу. В ответ они всегда будут молиться за всех людей. Гордыня – один из страшнейших человеческих пороков, с которой надо вести борьбу. Ее надо изгонять из сердца и ума. Все людей ждет смерть и все, что дается Богом, то это на некоторое время. В Поучениях уделено много внимания о почитании пожилого человека, как своего отца. К молодому нужно относиться как к брату.

Обращаясь к детям, Князь просит их всегда думать о молитве, где бы они не находились и чтобы не делали. Вместе с тем, он просит их заниматься учением и приобретать новые знания. В пример, Князь приводит своего отца, знавшего пять языков. Мономах внушает детям основы нравственности, с которой неразрывна христианская вера. В своих практических советах, Князь говорит о почитании старших. Во время военных действий не полагаться только на воевод, а самим быть дисциплинированными и строго соблюдать установленный порядок. Будучи воинами, всегда быть с оружием и не расставаться с ним, особенно, в неспокойные годы – ведь от беспечности можно погибнуть. Слуги не должны наносить вред простому народу, когда их хозяин объезжает свои владения. Нельзя, чтобы народ потом проклинал.

Писал он и о том, что приехав в новые места, нужно подать бедному на еду. Гостя, пришедшего к вам, необходимо чтить независимо от его статуса и состояния. Если нет возможности одарить подарками гостя, то обязательно его надо накормить и напоить. Ведь гость потом разнесет по всей земле молву о хозяине, скажет, какой он есть на самом деле. Больного родственника или близкого человека нужно чаще проведывать, а умершего — достойно провести в последний путь. Встречая любого человека, вести нужно себя доброжелательно, не стоит стесняться хороших слов при встрече.

Мужчина должен любить жену, при этом не допускать, чтобы она властвовала над мужем. Нельзя никогда забывать все сделанное полезное для человека. Всегда нужно учиться тому, чего не знаешь. Поучения рекомендуют не быть ленивым для того, чтобы всегда быть готовым сделать доброе дело.

Князь в своих Поучениях рекомендует обязательно посещать церковь и проводить время в постоянных молитвах. Так делали предки, самые лучшие люди и потомки. Помолившись утром и воздав хвалу Богу, следует браться за исполнение дел.

Заканчивая свое повествование, автор выражает надежду, что он не будет осужден детьми. Он не хочет хвастаться перед своими людьми необыкновенной удалью и отвагой. Прославление Бога и его Милость — это главная тема Поучений. Бог всегда с автором, пусть грешным, но он и оберегал его от всяческих напастей. Еще Князь просил спокойно относиться к смерти и не бояться ее. Человек умирает только в тот момент, когда наступит на это воля Бога.

Князь просил всегда творить добро и делать дело так это даст Бог.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Поучение Владимира Мономаха. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Чехов Мужики

    Николай Чикильдеев служил лакеем, но сильно заболел и перестал справляться с работой в гостинице. Все материальные средства, которые семья накопила, потратили на лечение ног кормилица, но это ни как не облегчило его жизнь.

  • Краткое содержание Мериме Венера Илльская

    Я направлялся в маленький городок Илль, где намерен был разыскать господина де Пейрорада, большого знатока древностей. Надеюсь, он с удовольствием покажет мне все остатки старины на десять миль в окружности.

  • Краткое содержание Гоголь Ревизор очень кратко

    В уединённом маленьком городке собираются все чиновники. Начальник уездного города объявляет, что к ним с проверкой секретно едет ревизор. Все начинают обеспокоенно обсуждать эту новость, гадая, что же послужило причиной для проверки

  • Краткое содержание Короленко Мгновение

    На одном из Мексиканских островов находился форт, в котором содержалась тюрьма для политических и военных преступников. В одной из камер уже больше 10 лет сидел один из предводителей повстанцев

  • Краткое содержание Волков Семь подземных королей

    Волшебная страна появилась на земле благодаря волшебнику Гурикапу, которому захотелось жить вдали от людей. Он создал прекрасную страну, которая была окружена высокими горами и огромной пустыней. Животные умели разговаривать

2minutki.ru

Краткое содержание Поучение Владимира Мономаха для читательского дневника

В поучении обращается князь Владимир к потомкам, призывая их если и не все взять в пример для себя, то, хотя бы, некоторое. На мысль написать это обращение натолкнула его встреча с послами от  братьев по пути на Волгу. Встречу он эту тоже описывает.

Они призывали его вместе с ними пойти против Ростиславичей и завладеть их землями. Владимир отсылает послов, сказав, что не может идти с ними.

А после открывает он Псалтырь. Читает то, что попадается ему. Мысли его на тот момент и фразы из священного писания и приводят его к решению оставить поучение для будущих поколений.

Первое, о чем просит он – не лениться.  Призывает к труду и добру. Начало всего лучшего – это милосердие и помощь нуждающимся. Подавая милостыню, нужно не скупиться.

Призывает к вере во Всевышнего и упованию на него. Ибо истреблен будет грешник, а сердцем смиренные унаследуют землю и укрепится дух их.

Господь не оставит праведника. Ведь сам князь ни разу за свою жизнь не видел такого человека покинутым. Уклоняться нужно от зла и творить добро. И, можно заслужить прощение не только монашеством и затворничеством, но и малыми добрыми делами.

Заступничество за слабых и убогих – еще одно богоугодное дело. Призывает Владимир к усмирению гнева, гордыни и жажды мести. Душа человека должна быть чиста и непорочна. А с близкими нужно жить в любви, прощая им прегрешения их, как делает это Господь.

Старших нужно почитать и слушать, подчиняясь им. В речах своих нужно сдерживаться от гнева, сквернословия и брани.

Не нужно ценить почет. Суета земной жизни ничтожна. Гордость в характере и дерзость в речах своих – усмирять. Учит он терпению во всем и почитанию заповедей божьих. А греховность свою можно победить  раскаяньем и покаянием.

Рассуждает Владимир в своем поучении о благоустройстве мира. Все создал Господь в нем на благо человечества.

Рассказывает он кратко о своей жизни. О походах военных и сражениях. Начались они для него еще с тринадцатилетнего возраста. Он был отправлен отцом в свой первый поход – к Ростову. Правил Владимир там некоторое время. Позже ездил он заключать мир с Польшей.

Далее идет повествование и о других походах и битвах. О княжении своем в Переяславле рассказывает Владимир. И о любви своей к охоте. Под Черниговым ловил он диких коней. И на всякого другого зверя ходил. Но, всегда делал сам то, что мог, не полагаясь во всем на челядь. Сам князь беспокоился о устройстве дома своего и во всем наводил порядок. Дает он совет учится тому, что не умеешь – все может пригодиться.

В заключении, говорит о том, что не хвалит он себя, свою смелость и способности. Но, призывает, уже умудренный опытом жизни, прислушаться к его словам.

Обращается он и к Олегу, говоря о том, что любить нужно братьев своих. Только мира он хочет для земли Русской.

Пронизанное призванием к вере в Господа и покаянию, учит послание князя Владимира всему лучшему, что может быть в человеке: милосердию, состраданию, добру, почитанию старших. Учит трудиться на благо и себе, и близких своих и жить в мире.

Оцените произведение: Голосов: 95

Читать краткое содержание Поучение Владимира Мономаха. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Картинка или рисунок Поучение Владимира Мономаха

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Лавка древностей Диккенса

    Главной героиней произведения является двенадцатилетняя девочка Нелли. Она вместе с дедушкой живет в антикварной лавке. Выросшая среди необыкновенных вещей, девочка словно впитала в себя их дух.

  • Краткое содержание История крепостного мальчика Алексеева

    Рассказ о маленьком десятилетнем мальчике Мите, который жил в селе Закопанка. И тут барыня решила продать всю его семью. С тех пор он живет один у барыни бедной помещице и овдовевшей Мавры Ермолаевны

  • Краткое содержание Куприн Сапсан

    История начинается с представления рассказчика, которого зовут Сапсан Тридцать Шестой, и, как мы узнаем впоследствии – является собакой. В самом начале пес рассказывает о своих благородных предках

  • Краткое содержание Тургенев Ася кратко и по главам

    Молодой господин Н., будучи родом из России, наслаждается жизнью и путешествием по Европе. В Германии он знакомится с русскими молодыми людьми, представившимися братом и сестрой.

  • Краткое содержание Лупленый бочок Бианки

    Был однажды такой зайчик по кличке «лупленый бочок», довольно странная кличка для такого зверька, но он ее заслужил по праву. В чем мы убедимся в дальнейшем. Жил в деревне один охотник по кличке «Дядя Сережа»

chitatelskij-dnevnik.ru

Шпаргалка — Краткое содержание Поучение Владимира Мономаха

Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтет его послание, князь Владимир Мономах (1053—1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Желание записать свои заветные мысли — плод зрелых размышлений и богатого жизненного опыта — возникает у князя во время его поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними. Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них волость. Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны пусть не рассчитывает на их помощь. Князь, огорченный междоусобицей, сидя в санях, открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ о его жизни.

Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно обрести не только строгим затворничеством, монашеством и постом: достаточно совершить небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь ближнему, оно зачтется человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран». Князь старается внушить своим детям правила нравственности, укорененной в христианской вере, а также дает им чисто практические советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить жену, но не давать ей власти над собой.

Рассказ Мономаха о своей жизни

Князь говорит, что он начал самостоятельную жизнь в тринадцать лет, когда отец послал его к Ростову через землю вятичей. Это был первый поход, а всего он насчитывает восемьдесят три больших похода. Не менее ста раз ездил Мономах из Чернигова в Киев к отцу, девятнадцать раз заключал мир с половецкими князьями — и при отце и без отца, а во время войн он убил в бою около двухсот половецких воинов. Кроме того, князь — страстный охотник. Он рассказывает о том, как в Чернигове «ловил своими руками диких коней», в одиночку охотился на вепря, на медведя, на лося, на тура. При этом Мономах не взваливал все обязанности по содержанию охотничьего хозяйства на одних только слуг: «что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя».

Заканчивая повествование, князь выражает надежду на то, что его дети не судят его, ибо он меньше всего помышлял о том, чтобы похваляться перед ними своей смелостью и удалью, но хотел лишь хвалить Бога и прославлять милость Его за то, что Он оберегал его, грешного, от всех напастей. Князь призывает детей не бояться смерти, ибо только тогда человек умрет, когда будет на то Божье соизволение.

Письмо Мономаха к Олегу Святославичу

Прислушавшись к совету своего старшего сына, который крещен его двоюродным братом, Олегом Святославичем, князь пишет ему письмо в надежде на примирение. Страдая из-за смерти сына, который был убит в битве с Олегом, князь увещевает брата и сожалеет, что тот сразу же не покаялся, когда перед ним убили сына Мономаха, как покаялся царь Давид, сказав: «Грех мой всегда передо мною». Князь советует Олегу прислать к нему сноху, вдову убитого, ибо именно так поступали их отцы и деды, когда хотели примирения. Поскольку мертвых уже не воротишь и суд приходит от Бога, а не от того, кто убил, то и обратиться надо к Богу, чтобы Он вразумил и направил стопы грешного человека. Завершая послание, Мономах говорит брату, что ищет добра всей братии и Русской земле, и заклинает его не стараться добыть насилием то, что можно получить как знак искренней заботы и кровного родства.

Владимир Всеволодович Мономах (1053— 1125)— внук Ярослава Мудрого, князь черниговский, переяславский, а с 1113 г. — великий киевский князь; автор и герой «Поучения».

В. М. начал «Поучение» с обращения к своим детям: если кому-то из них не понравится то, что он написал, то пусть скажут, что перед смертью «безлепицу молвил». В. М. рассказывает, как однажды к нему приходили послы от братьев и предлагали вступить с ними в союз против другого князя. В. М. отказался, а затем взял Псалтырь и начал читать в том месте, где она открылась. Вот и сейчас, приведя много цитат из Псалтыри, В. М. комментирует это, обращаясь к детям. Он призывает их не лениться, верить в Господа Иисуса Христа, говорит, что и малым делом можно получить милость Божию. В числе поучений князя — не забывать об убогих и нищих, не давать сильным погубить человека, не убивать ни правого, ни виноватого, чтить епископов и игуменов, уважать старых и заботиться о молодых. В. М. советует детям не надеяться на воевод, не злоупотреблять в питье и еде, любить жену, но не давать ей волю над собой, постоянно учиться. Превыше всего, по мнению В. М., страх Божий, и о нем надо всегда помнить.

Рассказ В. М. о своей жизни начинается с того, что он вспоминает: в разъездах и на охотах был с тринадцати лет. В. М. подробно рассказывает о военных походах, в которых участвовал, об отношениях с другими князьями: «А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших». Уделяет В. М. место в своем рассказе и охоте. Он ловил своими руками диких коней, его бодал олень, топтал лось, вепрь оторвал меч с бедра, а медведь однажды укусил потник его лошади. В. М. заключает свой рассказ тем, что Бог сохранил его невредимым. Опять возвращаясь к советам, В. М. приводит собственный опыт: он никогда не полагался на посадников, делал все вместе со своими дружинниками, сам устанавливал распорядок для слуг. В этом он видит залог счастливого и разумного правления.

Основой третьей части — письма к Олегу Святославичу — является мысль о любви к ближнему, к «брату» своему. Укоряя Олега за то, что он убил его сына, но не на войне, а предательски, В. М. замечает, что все можно было бы решить миром. В конце «Поучения» В. М. говорит о Страшном суде: «На Страшном суде без обвинителей сам себя обличаю». Таким образом, можно и рассматривать этот памятник как собственно поучение и видеть в нем «отчет» князя о своей земной жизни перед Высшей Властью. Но, несмотря на совмещение покаянной темы с поучением, В. М. — автор создает образ В. М. — главного героя как воплощение идеального князя — идеального христианского правителя.

www.ronl.ru

Краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха и анализ героев :: SYL.ru

Русский князь Владимир Мономах на царский престол вступил в 1113 году, когда ему было уже шестьдесят лет. Однако телом и духом он был очень крепок и здоров. При нем половецкие войска не смели вступать на Русскую землю. Он примирил враждующие княжества и прекратил междоусобные войны. Это был набожный, правдолюбивый, добродетельный, но при этом достаточно воинственный и мудрый правитель.

Приступая к анализу темы «Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха: краткое содержание» окунемся немного с историю Руси XII века.

Великорусский князь

На фоне злобы, насилия и вероломства Мономах был светлым человеком. Князья боялись и в то же время сильно уважали его, для них он был милостивым и справедливым государем. Правление Владимира Мономаха в удельное время было самым счастливым для всего народа. Краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха рассказывает, что с его правлением исполнилась заветная мечта его деда Ярослава Мудрого, который хотел, чтобы на царском престоле человек, который для удельных князей был строгим и в то же время любящим отцом.

Таким стал Владимир Мономах, который всех судил сам на княжеском дворе и никогда не давал сильным обижать слабых. «Русскую правду» он дополнил постановлением, в котором говорилось, чтобы заимодавцы не брали с должников большой лихвы (процентов).

«Поучение» Владимира Мономаха: краткое содержание, 6 класс

Владимир Мономах был сильно проникнут учениями святого Евангелия. Он чтил и любил духовенство. Потомкам осталось некое наследие – «Поучение детям» Владимира Мономаха. Краткое содержание его начинается со слов: «Дети мои или кто иной…». А дальше в послании написано, что тот, кто прочитает эту грамоту, да не посмеется, а примет в самое сердце. Каждому человеку необходимо иметь в сердце страх Божий, и поэтому он должен давать нескудную милостыню, потому как это и есть начало всякому доброму делу.

Три важных добрых дела

Человек тремя добрыми делами – слезами, покаянием и милостынею – может избавиться от своих грехов и не лишиться самого главного – Царствия Божия. Эта заповедь совсем несложная, но очень важная. Ни пост, ни отшельничество, ни монашество так не важны для некоторых благочестивых людей, как эти три дела.

Краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха продолжается тем, что автор как бы предупреждает, что если кто примет хотя бы половину сказанного к сердцу, того Бог помилует, как того мытаря и разбойника. Нужно каяться слезно в своих грехах и постоянно; где бы ни был человек, чем бы он ни занимался, читать Иисусову молитву: «Господи, помилуй». Она лучше всех.

Православному христианину не нужно забывать об убогих, а по возможности кормить их. Вдову и сироту всегда судить по правде и не давать в обиду сильным. Нельзя убивать человека, даже если он это заслужил и виновен в самых страшных делах. Нет никакой нужды в разговорах клясться Богом и при этом креститься. Перед тем как давать клятву и при этом целовать крест, то подумать надо хорошенько, чтобы не погубить клятвы и вместе с тем душу свою.

Вековая мудрость

Епископов, священников и игуменов монастырей всегда необходимо почитать, любить и по мере сил и возможности заботится о них, чтобы они всегда могли молиться за всех нас. Гордость – страшный порок для человека, поэтому с ней надо бороться и избавляться в сердце и в уме, потому что все люди смертны, и все, что нам дается Господом, – это всего лишь на время. Дальше краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха повествует о том, что старого человека почитать надо как отца, а молодого – как брата.

В доме своем не стоит лениться, за всем хозяйством надо присматривать самим, чтобы никто не мог посмеяться над вашим домом и обедом. На войне не стоит надеяться на своих воевод, лениться и расслабляться. Стражу необходимо расставлять самому. Вставать надо рано, а ложиться спать возле воинов. Есть опасность или нет, оружие всегда необходимо иметь при себе. Беспечный человек может внезапно погибнуть. Объезжая свои земли, надо следить за тем, чтобы слуги не вредили и не бесчинствовали ни на своих землях, ни на чужих, чтобы никто потом не проклинал вас.

Евангельские наставления

Когда куда-нибудь приедете, там, где остановитесь, подайте бедному на пропитание. И чтите своего гостя, который к вам зашел, каким бы он ни был – богатым или бедным. Если нет возможности почтить подарком, то хотя бы накормите и напоите его. Такие гости имеют свойство разносить по всем землям молву о человеке, злой он или добрый. Если кто болен из близких, надо его посетить, если кто умер – достойно проводить. При встрече с любым человеком нужно вести себя приветливо и не жалеть добрых слов. Жену надо любить, но власти над собой не давать. Всякое полезное не стоит забывать, а чего не знаешь, тому надо учиться. Нужно торопиться и не лениться делать хорошие дела.

Обязательно следует ходить в церковь и молиться, как делали наши предки и лучшие люди. После утренней молитвы – хвалы Богу, нужно браться за дела.

Краткое содержание «Поучение» Владимира Мономаха: фрагмент

В одном фрагменте Владимир Мономах подробно расписывает, как он начал в тринадцать лет свою самостоятельную жизнь. Он насчитал 83 похода – точное количество не упомнить. Мономах пишет, как 19 раз заключал перемирие с половцами и более сотни вождей выпустил из плена, а убил их около 200. Почти 100 раз он ездил из Чернигова в Киев к отцу. Написал он и о ловле животных: как подстерегал диких коней, охотился на медведя, лося, тура. Он не оставлял все на хозяйстве у слуг, сам всем собственноручно занимался, покоя себе не давал и постоянно был чем-то занят.

В конце своего повествования он хочет надеяться, что дети его не осудят, так как он меньше всего хотел хвастаться перед ними своею удалью и смелостью. Больше всего он хотел прославлять Бога и милость Его, потому что Тот всегда был с ним – грешным, и оберегал от всяких напастей. Князь призывал не бояться смерти, потому что человек умрет тогда, когда будет на то воля Божья.

В самом конце Мономах просил детей всегда творить добрые дела, не бояться ни войны, ни зверя, но делать свое дело, как Бог даст. Человека от смерти ни отец, ни братья спасти не смогут, поэтому молитесь и делайте добрые дела, так как Божья охрана будет лучше человеческой.

Краткое содержания «Поучения» Владимира Мономаха показывает, как правильно и мудро Великий русский князь относился к учению Христову, как он заботился, чтобы все было по правде, по добру и справедливости. Он своим примером показал все это, чтобы его потомкам не было за него стыдно. Свои княжеские обязанности он старался исполнять не на страх, а на совесть.

Шапка Мономаха

Изучая все, о чем хотел сказать князь своим потомкам, можно увидеть, каким был мудрым и поистине великим человеком Владимир Мономах. «Поучение» (краткое содержание представлено в статье) стало лучшим завещанием для нас и для современных людей, которые зачастую не понимают всех Евангельских ценностей, а это может привести к непоправимым последствиям.

Мономах умер в возрасте 74 лет, в 1125 году. Московские цари считали за большую честь называться его потомками. В Оружейной палате столичного музея до сих пор хранится шапка Владимира Мономаха и все царские атрибуты этого божьего помазанника (скипетр, бармы, держава).

Москва – Третий Рим

Можно было на этом и закончить обсуждение темы «Владимир Мономах. «Поучение»: краткое содержание», однако хочется упомянуть еще один важный момент. Существует предание, в котором говорится, что все вышеупомянутые предметы были присланы в дар внуку, Владимиру Всеволодовичу Мономаху, византийским императором Константином IX Мономахом (его дедом по матери). И как это стало символично! Пала блистательная, но уже прогнившая Византия, пал Второй Рим вслед за Первым, и вот появился Третий Рим – Москва – Великая Святая Русь. Шапка Мономаха стала символом преемственности власти и Православия от византийских императоров. Впоследствии московские цари возлагали ее на свои головы во время венчания на царство.

«Поучение » Владимира Мономаха в кратком содержании не может передать всю силу, мощь и правильность его мудрых наставлений. Поэтому прочитать оригинальный текст будет очень полезно.

www.syl.ru

«Поучение» Владимира Мономаха (очень кратко) сокращенно

Владимир Мономах начинает свое произведение объяснением, что, уже сидя на санях» (то есть перед смертью, поскольку покойников по обычаю возили на санях любой поры года), он хочет оставить поучительные наставления своим детям.

Начинается произведение несколькими цитатами из Святого Писания, затем подается молитва к Богородице. Только после этого Мономах переходит собственно к поучение детям. Он дает детям наставление соблюдать заповеди Божьи, не лениться молиться постоянно. Не надо клясться именем Бога, когда говоришь правильные вещи, и тем более, когда говоришь плохие.

Не забывать убогих, уважать старших, заступаться за сирот и вдов, не давать сильным погубить человека.

Князья не должны лениться и полагаться на своих воевод, тивунів, до всего досматривать самим. Не уделять много времени питью, еды, сна на войне, не снимать с себя никогда оружия.

Предостерегает Мономах своих детей от обмана и блуда, которые уничтожают душу и тело.

Когда же они идут за данью, то не должны давать своим подчиненным издеваться над людьми.

Ко всем относиться с уважением независимо от их положения.

Жену свою любить, и не давать ей чрезмерной власти над собой.

Если чего не умеют или не знают, должны учиться.

В следующей части Мономах рассказывает о своей собственной жизни: ничего в жизни не давалось ему без усилия. Часто выходил на охоту и забил много зверей, приручал диких лошадей. Не раз был ранен: два тура диких подбрасывали его с конем, олень бил рогами, лось топтал ногами.

Все дела делал сам — и на войне и на охоте, днем и ночью.

Не давал в обиду бедных людей, следил и за церковным порядком.

Критика, комментарии к произведению, объяснения (кратко)

Строение произведения Владимира Мономаха дихотомическая (делится на две части, каждая из которых распадается еще на две части, и так далее). Так, все произведение делится на наставление словом и собственным примером. Наставление словом делится на цитаты из различных текстов и поучения собственными словами.

Обязанности детей тоже делятся на две части: общечеловеческие обязанности и княжеские. Князья должны придерживаться определенных правил в мирное время и во время войны.

lib4school.ru

Поучения Владимира Мономаха Краткое содержание – avosya.ru

Поучения Владимира Мономаха Краткое содержание для читательского дневника

«Дети мои или кто иной, – пишет Владимир Мономах, – прочитав эту грамотку, не посмейтесь, но примите ее в сердце свое. Прежде всего, ради Бога и души своей страх Божий имейте в сердце своем и милостыню давайте нескудную. Это – начало всякому добру.

Тремя добрыми делами можно от греха избавиться и царствия Божия не лишиться: покаяньем, слезами и милостынею. Не тяжкая эта заповедь, дети мои. Бога ради, не ленитесь; молю вас, не забывайте этих дел. Ни одиночество (отшельничество), ни монашество, ни голод (пост), чему подвергают себя некоторые благочестивые люди, не так важны, как эти три дела…

Послушайте меня, дети мои, – продолжает Мономах. – Если не все поучение мое примете, то примите хоть половину. Пусть Бог смягчит ваше сердце: проливайте слезы о грехах ваших, говоря: «Как разбойника и мытаря помиловал Ты, Господи, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви это делайте, и спать ложася. Когда на коне едете, говорите мысленно: «Господи, помилуй». Эта молитва всех лучше.

Всего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их. Сироту и вдову сами на суде по правде судите; не дайте их сильным в обиду. Ни первого, ни виноватого не убивайте и не позволяйте убивать, хотя бы и заслуживал смерти; не губите никакой христианской души.

Когда речь ведете о чем, не клянитесь Богом, не креститесь; нет в этом никакой нужды. Если же придется вам крест целовать (давать клятву), то подумайте сначала хорошенько, можете ли сдержать клятву; а поклявшись, держитесь клятвы, чтобы, нарушив ее, не погубить своей души.

Епископов, попов и игуменов почитайте, принимайте от них благословение. Любите их и по мере сил заботьтесь о них, чтобы они молились за вас.

Более же всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме: мы все смертны – сегодня живы, а завтра в гробу. Все, что дал нам Бог, не наше, а поручено нам на короткое время. В землю сокровищ не зарывайте: то великий грех. Старика почитайте как отца, молодых как братьев.

В дому своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами; не полагайтесь на тиуна вашего и отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись над домом вашим и над обедом. На войне не ленитесь, не надейтесь на воевод ваших, не предавайтесь ни питью, ни еде, ни спанью. Сами стражу расставляйте. Устроив все, ложитесь спать около воинов, а вставайте рано. Оружия с себя не снимайте, не разглядев, есть ли опасность или нет: от беспечности человек может внезапно погибнуть.

Когда проезжаете по своим землям, не давайте слугам бесчинствовать и причинять вред ни своим, ни чужим, ни в селах, ни на нивах, чтобы не проклинали вас.

Куда приедете, где остановитесь, напойте, накормите бедного. Более всего чтите гостя, откуда ни пришел бы он, простой ли человек, или знатный, или посол. Если не можете почтить подарком, то угостите кушаньем и питьем. Гости этим мимоходом по всем странам разнесут молву о человеке, как о добром или как о злом.

Больного посетите; покойников провожайте и не минуйте никого без привета, скажите всякому доброе слово. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.

Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь. Мой отец, дома сидя, знал пять языков. За это большая честь от других земель. Леность всему худому мать: что знаешь, то забудешь; чего не знаешь, тому не выучишься. Творите добро, не ленитесь ни на что хорошее.

Прежде всего идите в церковь. Пусть не застанет вас солнце на постели. Так делал мой отец блаженный и все лучшие люди. Сотворив утреннюю молитву и воздав Богу хвалу, следует с дружиною думать о делах или творить суд людям, или ехать на охоту (если нет никаких важных дел), а потом лечь спать. В полдень самим Богом присуждено спать и человеку, и зверю, и птице.

avosya.ru

«Поучение Владимира Мономаха» в кратком изложении на Сёзнайке.ру

Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтет его послание, князь Владимир
Мономах (1053–1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить
добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть,
не раскаявшись в своих прегрешениях. Желание записать свои заветные мысли — плод
зрелых размышлений и богатого жизненного опыта — возникает у князя во время его
поездки на Волгу, где он встречается с послами своих братьев и беседует с ними.
Братья предлагают князю выступить вместе с ними против Ростиславичей и отнять у них
волость. Если же князь не захочет присоединиться к их походу, то в случае войны
пусть не рассчитывает на их помощь. Князь, огорченный междоусобицей, сидя в санях,
открывает наугад Псалтырь, и, утешившись мудрыми речениями, задумывает написать книгу поучений
для детей и внуков, к которой будет приложен также правдивый и исчерпывающий рассказ
о его жизни.

Князь призывает своих детей не лениться и всегда помнить о том, что милость Божию можно
обрести не только строгим затворничеством, монашеством и постом: достаточно совершить
небольшое дело, но если оно сделано со страхом Божьим и с искренним желанием помочь
ближнему, оно зачтется человеку. Князь убеждает своих детей не забывать о молитве, чем бы
они ни занимались. Но при этом он призывает их не пренебрегать учением
и приобретением знаний: он ставит им в пример своего отца, который «дома сидя, знал
пять языков, оттого и честь от других стран». Князь старается внушить своим детям правила
нравственности, укорененной в христианской вере, а также дает им чисто практические
советы: всегда почитать старших; на войне не полагаться на воевод, а самим установить
строгий порядок и требовать его соблюдения; в неспокойные времена никогда
не расставаться с оружием; не позволять своим слугам причинять вред крестьянам; любить
жену, но не давать ей власти над собой.

Рассказ Мономаха о своей жизни

Князь говорит, что он начал самостоятельную жизнь в тринадцать лет, когда отец послал его
к Ростову через землю вятичей. Это был первый поход, а всего он насчитывает восемьдесят
три больших похода. Не менее ста раз ездил Мономах из Чернигова в Киев к отцу,
девятнадцать раз заключал мир с половецкими князьями — и при отце и без отца,
а во время войн он убил в бою около двухсот половецких воинов. Кроме того, князь —
страстный охотник. Он рассказывает о том, как в Чернигове «ловил своими руками диких
коней», в одиночку охотился на вепря, на медведя, на лося, на тура. При этом Мономах
не взваливал все обязанности по содержанию охотничьего хозяйства на одних только слуг:
«что надлежало делать отроку моему, то сам делал — на войне и на охотах, ночью
и днем, в жару и стужу, не давая себе покоя».

Заканчивая повествование, князь выражает надежду на то, что его дети не судят его, ибо
он меньше всего помышлял о том, чтобы похваляться перед ними своей смелостью и удалью,
но хотел лишь хвалить Бога и прославлять милость Его за то, что Он оберегал его,
грешного, от всех напастей. Князь призывает детей не бояться смерти, ибо только тогда человек
умрет, когда будет на то Божье соизволение.

Письмо Мономаха к Олегу Святославичу

Прислушавшись к совету своего старшего сына, который крещен его двоюродным братом, Олегом
Святославичем, князь пишет ему письмо в надежде на примирение. Страдая из-за смерти сына,
который был убит в битве с Олегом, князь увещевает брата и сожалеет, что тот сразу же
не покаялся, когда перед ним убили сына Мономаха, как покаялся царь Давид, сказав: «Грех мой
всегда передо мною». Князь советует Олегу прислать к нему сноху, вдову убитого, ибо именно
так поступали их отцы и деды, когда хотели примирения. Поскольку мертвых уже не воротишь
и суд приходит от Бога, а не от того, кто убил, то и обратиться надо к Богу,
чтобы Он вразумил и направил стопы грешного человека. Завершая послание, Мономах говорит
брату, что ищет добра всей братии и Русской земле, и заклинает его не стараться добыть
насилием то, что можно получить как знак искренней заботы и кровного родства.

www.seznaika.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о