Кратко особенности социального строя древней руси – Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама.

Содержание

2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРОЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ. Социальный строй Древней Руси

Похожие главы из других работ:

Восточные славяне в древности

3. Особенности социально-экономического и политического строя Древней Руси

«Повесть временных лет» говорит о том, что главой древнерусского государства был князь. Он возглавлял и владел княжеством, управлял им, как старшина в своем роде, возглавлял земской строй, рать. Возглавлял войско…

Галицко-волынское княжество

1. Местные особенности социального устройства Галицко-Волынского княжества

Местные особенности в процессе феодализации в Галицко-Волынской земле обусловлены моментами общественно-экономического и политического развития этой части Киевской Руси. По началу Галичина и Волынь были вотчиной Киевских князей…

Государственное управление в Древней Руси

3. Особенности развития государственности княжеств Древней Руси

древнерусский власть государственное управление Говоря о системе территориального деления и территориального управления при первых киевских князьях (до начала эпохи феодальной раздробленности) (18)…

Государственный строй России на рубеже XIX-XX веков

1. Особенности государственного и общественного строя в России на рубеже ХIX- XX вв

Период с 70-х годов XIX века и начала XX века был временем относительно мирного развития, когда Запад в основном уже покончил с буржуазными революциями, а Восток до них еще не дозрел…

Евпатория во второй половине XIX века

2.Особенности социального состава

Зависимое население Древней Руси: смерды, закупы, рядовичи

I. Общая характеристика социального строя Древней Руси

Принято считать (на основе археологических исследований) что основное население Древней Руси жило по берегам рек в поселках, обнесенных земляным валом и состоящих из нескольких жилищ — полуземлянок с глиняной или каменной печью…

Контрольная работа № 00 по предмету «Отечественная история» (ИР)

Вопрос 1. Характер социально-экономического развития Древней Руси. В чем Вы видите общее и особенное в социально-экономическом развитии Древней Руси в IX, X и XI вв. ?

Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин…

Крещение Руси и его историческое значение

Глава 1. Особенности христианизации Древней Руси

Интерес к теме Крещения Руси становится определяющим на стыке важнейших проблем духовности, русской культуры и истории российской государственности. Будучи историко-культурным процессом, оно имеет свое место во времени и пространстве…

Общественно-политический строй Древней Руси

Глава 1. Общественный уклад восточных славян в IV-VIII вв. Предпосылки складывания социально-политического строя Древней Руси

В середине I тысячелетия н.э. у славян активно шёл процесс образования государства и одновременно происходил распад племенных отношений. Основной хозяйственной ячейкой общества стала соседская община…

Особенности общественного строя Древней Индии

2. Особенности общественного строя Древней Индии в период формирования, укоренения и развития варновой системы

Несмотря на малый объем доступного фактологического материала о характере развития общества того времени…

Особенности развития России в начале ХХ века

1.Особенности социального развития России в конце XIX — начале XX века

Особенности сословного строя феодальной Германии

1. Особенности сословного строя феодальной Германии

Развитие феодализма происходило в различных германских герцогствах достаточно неравномерно. Устойчивые пережитки родоплеменного строя сохранялись, например, в Саксонии, которая ревностно охраняла свою автономию…

Развитие древнерусского права в XII-XV веках

1. Феодальная раздробленность в Древней Руси XII-XV вв. и основные особенности права того времени

В XIII в. Киевское княжество, серьезно пострадавшее от монгольского нашествия, утрачивает свое значение славянского государственного центра. Но уже в XII в. от него отделяется целый ряд княжеств…

Социализм Ленина

2.1. Характеристика социализма как социального строя

Социализм — социальный строй, возникающий в результате социалистической революции, первая фаза коммунизма. За короткий срок в результате передачи основных средств производства в руки народа, национализации земли, заводов, фабрик, банков…

Этапы развития Древнерусского государства

2.2 Разложение первобытнообщинного строя и возникновение феодальных отношений в древней Руси

Экономической основой славянских племен было земледелие, поэтому разложение первобытнообщинного строя также в первую очередь связано с земледелием. На начальном этапе разложения первобытнообщинного строя…

hist.bobrodobro.ru

Образование древнерусского государства

Предпосылками образование Древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусского государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.

Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей — дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.

Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.

Особенности социального строя Древней Руси. «Русская правда» и «Правда Ярославичей». Смерды, холопы + 5 источников возникновения рабства в Древней Руси

Древняя Русь являлась типичным примеромраннефеодальной монархии, хотя процесс феодализации здесь шел заметно медленнее, чем в странах Западной Европы. В основе социальных отношений лежала собственность феодала на основное средство производства — землю — и неполная собственность на феодально-зависимого работника. В этот период военно-дружинная знать становится собственником земель, а живущие и работающие на ней общинники-земледельцы платят ей за пользование землей налог. Выделяются два основных класса — крестьяне (прежде всего, смерды) и феодалы.

Смердами назывались люди, занимающиеся сельскохозяйственным трудом. Они составляли основную массу населения и делились на свободных общинников, которые вели натуральное хозяйство и платили дань князю, и зависимых людей.

Класс феодалов составляла военно-княжеская знать — представители великокняжеского дома с великим князем во главе, князья племен или земель, бояре, старшие дружинники. Наиболее уважаемые, старшие, дружинники именовались боярами и составляли постоянный совет при князе — Боярскую думу.

Русская Правда содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений Древнерусского государства.

В 1072 г. на княжеском совете была составлена «Правда Ярославичей» . Это была новая редакция «Руськой Правды» . Был изменен закон. Прежде всего, изменения коснулись положений о собственности на землю. Если в «Руськой Правде» владение землей продолжало оставаться коллективным, то в «Правде Ярославичей» вводится индивидуальная собственность на землю, пока что княжеская. В новом кодексе были заложены принципы управления государством тремя братьями, поскольку Ярославичи считали города с землями, завещанные отцом, своей наследственной собственностью — «вотчиной» . Таким образом, развитие феодальных отношений вело к политической раздробленности государства. И Правда Ярославичей вела к разделу Руси.

Русская правда также указывала и другие источники появления рабов на Руси, помимо захвата пленных. Такими источниками являлись: самопродажа в рабство, брак с рабыней, поступление в услужение (в тиуны, ключники), «без ряду» (то есть без всяких оговорок), банкротство. Также рабом мог стать беглый закуп или человек, совершивший тяжкое преступление.

Таким образом, начало рабству было положено необходимостью осуществлять наиболее суровую меру наказания не прибегая к убийству, в рабы изначально попадали наиболее опасные преступники. О рабстве на Руси известно из многих средневековых источников, в частности, из законов «Русской Правды» киевского князя Ярослава Мудрого. Кроме того, некоторые народы (в частности, варяги), по-видимому принятые за славян, имели в качестве основного источника дохода похищение и продажу рабов и потому в отдельные источники вошли упоминания, иногда ошибочно понимаемые как упоминания о славянах как живущих за счёт работорговли. В частности, так арабский путешественник первой половины Х века Ибн Фадлан описывает работорговлю варягов в волжском городе Булгар.

studfiles.net

Проблема особенностей социального строя Древней Руси.

Социология Проблема особенностей социального строя Древней Руси.

просмотров — 428

Особенности социально-политического развития Древнерусского государства.

В период расцвета Древнерусского государства в правление Владимира I (980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054) Русь располага­лась на территории в несколько миллионов квадратных километров. От Балтийского (Варяж­ского) и Белого морей, Ладожского озера на севере до Черного (Русского) моря на юге, от восточных склонов Карпатских гор на западе до верховьев Волги и Оки на востоке. Численность населœения оценивается от 5 до 12 млн. че­ловек.

Верховная власть принадлежала великому князю, старшему среди Рюриковичей. В управлении участвовала

Боярская дума, которую перво­начально составляли старшие дружинники. Во всœех землях важную роль играло народное вече. Управление осуществ­ляли князья, посадники из бояр, воеводы, выборные тысяцкие в городах и др. Вооруженные силы включали в себя профессио­нальную княжескую дружину и ополчение.

После принятия в 988 ᴦ. христианства Русская пра­вославная церковь полностью поддержи­вала государство и зависела от него, так как по Уставу Влади­мира, провозглашенного святым, получала на свое функциониро­вание 10% от всœех доходов в государстве. Великие князья факти­чески назначали высшее духовенство, поощряли развитие мона­стырей. Принцип преобладания светской власти над духовной обычно называют цезарепапизмом.

Древнерусская семья составляла двор, «дым», «десяток». Семьи составляли тер­ри­ториально-сосœедские (уже не кровно-родственные) общины («вервь», «сотня»). Общины тяготели к погостам – торговым и административным центрам, на месте которых вырастали города («полк», «тысяча»). На месте прежних племенных союзов форми­ровались княжества («земли»).

В современной отечественной исторической науке преобладает мнение о том, что в Древнерусском государстве абсолютное большинство населœения составляли свобод­ные кре­стьянеобщинники. Общину (вервь) называли также «сотней», позже — «губой». Полноправные «люди», «мужи» вели хозяйство, участвовали в общественной жизни. Своеобразную общину составляло и населœение городов, среди кото­рых наи­боль­ший интерес представляют Новгород с его вечевым строем.

Зависимые категории – рядовичи, закупы, холопы – обычно работали на князей и бояр. Изгоями на Руси называли людей, утративших свой статус по каким-то причинам.

Дискуссия о характере общественно-экономической формации в отечественной науке. Концепции «государственного феодализма» и «общинного строя».

Академик Л.В. Черепнин предложил концепцию государственного феодализма в Киевской Руси. Он исходил из того, что дань собиралась с крестьянского населœения как феодальная рента. То, что не было феодальных вотчин, компенсировалось распределœением дани среди дружинников, как совокупного господствующего класса.

Концепция общинного строя (И.Я. Фроянов) исходила из того, что в X – начале XI вв. в результате перехода от племенной организации к территориальной произошло складывание городских (городовых) волостей, составленных из главного города с пригородами и сельских окруᴦ. Эти городские волости являлись первыми формами государственности Древней Руси. Οʜᴎ представляли собой союз общин во главе с торгово-ремесленной общиной главного города. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, государство возникло на общинной основе.

Есть всœе основания считать, что Древняя Русь представляла собой раннефеодальную монархию и в этом походила на другие европейские госу­дарства того периода. В правление Ярослава Мудрого (1019-1054) древнерусская политическая система обладала всœеми признаками, которые должны характеризовать государственность: развитый государственный аппарат, писаное право («Русская Правда»), международные договоры, границы, своя монета («златники» Владимира I и «сребреники» Ярослава Мудрого) и т.д.

Степень внутреннего единства, прочности государственного устрой­ства Древней Руси является предметом споров. Немало сторонников имеет позиция современных петербургских исследователœей И.Я. Фроянова, А.Ю. Дворниченко, кото­рые рассматривает Древнюю Русь как объединœение союзов племен, своеоб­разную конфедерацию городов-государств, сложных гражданских общин. Особое внимание обращается на роль городов, ко­торые контролировали территории «волостей» и пригороды.

Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.

По-разному происходило возникновение и развитие феодального зем­ле­вла­дения и связанное с ним закрепощение крестьянства. Во всœех феодальных обществах земля была главной ценностью. Для обработки земли феодалы-землевладельцы применяли различные системы эксплуатации крестьянского труда, без приложения которого земля оставалась мертвой.

Как правило, земля первоначально предоставлялась за военную службу правителю страны, но затем становилась наследственной частной собственностью. Крестьяне не имели земли, работали в хозяйстве землевладельцев (сеньоров), оказывались от них в полной зависимости, становились крепостными, то есть их «привязывали» к земле. Феодальную ренту (плату за пользование землей) составляли продукты, деньги, рабочие руки, которые крестьяне отдавали феодалам. Феодальное землевладение в Англии на­зывали ма­нором, во Франции и мно­гих дру­гих стра­нах – сеньорией, а в России – вотчиной.

В русских землях земли было много, было куда уйти и давление со стороны князя, его администрации имело определœенные пределы. Колониза­ция свободных территорий, их хозяйственное освоение происходили почти непре­рывно. От набегов кочевников спасались в ближайшем лесу. Процесс феодализации, ограничения свободы сельских и городских тружеников проходил медленно.


Читайте также


  • — Проблема особенностей социального строя Древней Руси.

    Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. В период расцвета Древнерусского государства в правление Владимира I (980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054) Русь располага­лась на территории в несколько миллионов квадратных километров. От… [читать подробенее]


  • — Проблема особенностей социального строя Древней Руси.

    Особенности социально-политического развития Древнерусского государства. В период расцвета Древнерусского государства в правление Владимира I (980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054) Русь располага­лась на территории в несколько миллионов квадратных километров. От… [читать подробенее]


  • oplib.ru

    Особенности социального строя Древней Руси

    Традиционно историю Древнерусского государства отечественные историки делят на три периода.

    I период (IX — середина X в.): формирование государства, правление первых киевских князей (Олега, Игоря, Святослава).

    II период (вторая половина X — первая половина XI в.): эпоха расцвета Киевской Руси, ее наивысшего могущества, правление Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого.

    III период (вторая половина XI — начало XII в.): время территориально-политической раздробленности.

    Геополитическое пространство, в котором располагалась Киевская Русь, находилось на стыке разных миров: кочевого и оседлого, христианского и мусульманского, языческого и иудейского. Население Древней Руси испытывало мощное влияние разнонаправленных цивилизационных факторов. Естественно, это сказывалось на истории государства с самого начала его формирования.

    Важнейшая черта создававшегося государства — завоевание славянских племен и подчинение их киевскому политическому центру. При Олеге дань Киеву стали платить древляне, северяне, радимичи. После его смерти процесс присоединения земель к Киеву продолжался: в княжение Игоря (912—945) и Ольги (945—957) были присоединены земли уличей, тиверцев и, окончательно, древлян, отказавшихся при Игоре платить двойную дань. Жена Игоря, Ольга, упорядочила сбор дани, установив «уроки» — размер дани и «погосты» — места сбора дани. Игорь и Ольга, вероятно, укрепили дворы княжеских управителей, превратившиеся затем в опорные центры княжеской власти.

    Становление государства продолжалось при Святославе (964— 972). Исследователи расходятся в оценках его личности: одни считают его талантливым полководцем и видным государственным деятелем, другие — разбойником варяжских кровей, видевшим цель жизни в военных походах. Но, так или иначе, Святослав стремился расширить владения Руси и наладить торговые связи с другими странами. Он нанес поражение Волжской Булгарии, разгромил Хазарский каганат, совершил успешные походы на Северный Кавказ, Азовское побережье, овладев Тмутараканью на Тамани, отразил натиск печенегов, заключил с Византией договор о ненападении. В 972 г. он попал в засаду к печенегам и был убит. По сохранившейся доныне легенде, печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, чтобы пить из нее на пирах в надежде, что к нему перейдет слава князя. Осталась в истории и знаменитая фраза Святослава, которой он предупреждал противников: «Иду на вы».

    При Владимире (980—1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси, а сам князь, окончательно подчинив каганат, принял титул «каган», т.е. царь. Создалось единое русское государство, выступившее субъектом огромного евразийского региона, в котором находились такие мощные государства, как Византия и Арабский халифат.

    Владимир переносит центр тяжести в своей деятельности с организации дальних грабительских походов на упрочение власти Киева над восточнославянскими племенами. Переход к оседлой жизни в столице был серьезным шагом в направлении феодализации государства. Королевские монархи того времени в основном управляли своими странами из столиц. Владимир же, хотя и совершал военные походы, никогда не оставался на завоеванных землях, а возвращался в Киев. Его походы диктовались нуждами государства. Строительство оборонительных сооружений по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне также говорило о том, что он намерен постоянно жить в столице и защищать ее от кочевников. Спокойная обстановка в столице была залогом успешных государственных реформ.

    Киевскую Русь большинство историков рассматривают как раннефеодальное государство. Во главе его стоял наследственный князь, державший «стод» в Киеве. Ему подчинялись князья подвластных земель. Княжеские сыновья и старшие дружинники получали в управление крупнейшие центры, ставшие столицами уделов, на которые была разделена Русь. Удельные князья продолжали оставаться вассалами великого киевского князя. Первоначально насчитывалось шесть уделов, затем число их выросло, но все удельные князья были из рода Рюриковичей. Принцип наследования в те времена был таков: престол передавался от брата к брату, от дяди к племяннику (но он часто нарушался отцом, передававшим престол сыну или другим родственникам). В целом такой принцип наследования не способствовал укреплению политической устойчивости государства.

    Киевский князь выполнял функции законодателя, военного предводителя, верховного судьи, сборщика налогов. По всем вопросам он поначалу советовался с дружиной. В его руках дружина была средством принуждения, управления, сбора дани, защиты собственных интересов и населения страны от врагов. Можно говорить о государственно-образующей деятельности дружины в эпоху становления восточнославянской государственности. Вплоть до конца X в. князь зависел от дружины, считался с нею. Однако Владимир уже в начале своего правления перестал пополнять дружину скандинавами. По словам Р. Г. Скрынникова, он «разорвал пуповину, прочно связывавшую Киевское княжество со Скандинавией». На эпохе Владимира дружинная форма государственности заканчивается. Князья племенных княжений, великие бояре, видимо, составляли верхушку дружины, которая постепенно превратилась в военно-административный спой общества, а позднее — в класс феодалов. Что же касается норманнов, то их полная ассимиляция местным славянским населением завершилась к началу XI в.

    Экономической основой социального строя Древней Руси было феодальное землевладение. Но земля на Руси не представляла собой ценность, воплощенную в стоимостном выражении, она не была предметом купли-продажи, а выступала как вотчина — общая, коллективная собственность рода. Феодальная вотчина («отчина») передавалась по наследству от отца к сыну. Владел вотчиной князь или боярин. Главной функцией князя было «держать отчину». Бояре являлись вассалами князя, обязанными служить в его войске. Они же, как хозяева своей территории, имели в подчинении менее знатных вассалов. Такие же отношения были характерны для Западной Европы, что свидетельствовало о близости тенденций развития Руси и Запада. Бояре формировались из родовой и племенной знати или верхушки княжеской дружины. Жесткое обособление феодальной элиты на Руси отсутствовало, сохранялся патриархальный быт, институт частной собственности был не развит.

    И. Я. Фроянов полагает, что феодализация древнерусского общества осуществлялась па путях формирования вотчинного хозяйства и работающего в нем феодально — зависимого населения. Заметный рост вотчинных владений происходит на протяжении XI—ХII вв. Но господствующее положение в экономике Руси ХР-ХШ вв. занимало общинное землевладение. Древнерусская знать свои представления о богатстве связывала преимущественно с драгоценностями и деньгами, а не с землей.

    Сначала население вотчины состояло из рабов и полусвободных категорий зависимого населения. И только со второй половины XI в. в вотчине появляются феодальные элементы. Современная концепция генезиса феодализма в России основана на идеях академика Л. В. Черепнина, утверждавшего, что феодализм на Руси первоначально устанавливался в форме верховной государственной собственности на землю, персонифицированной в лице князя. Эксплуатация крестьян велась с помощью централизованной феодальной ренты (сначала отработочной, затем натурально-оброчной), а частное феодальное землевладение стало развиваться только в XII в.

    Главное отличие феодализма на Руси от Запада заключалось в огромной роли «государственного сектора» в экономике страны — в наличии территориальных общин свободных крестьян, плативших подать великому князю. В Европе же в X—XIII вв. происходило разрушение общинных структур, шел процесс классообразования на основе выделения частной собственности.

    Скандинавы Русь называли Гардарикой — Страной городов ввиду большого числа городов и оживленной городской жизни. Генезис города начинается с формирования древнерусской государственности. На раннем этапе города возникали на основе племенных и межплеменных центров. Со второй половины X в. городами становятся центры волостей, на которые была разделена территория Древнерусского государства. Типичными чертами города считалось наличие крепости, дворов феодалов, ремесленного посада, торговли, административного управления и церквей.

    В 1980-х гг. специалисты пришли к выводу, что древнерусский город — это постоянный населенный пункт, в котором с обширной сельской округи — волости — собиралась, перерабатывалась и перераспределялась большая часть произведенного там: прибавочного продукта, т.е. город был центром ремесла и торговли. Связь с обширной сельскохозяйственной округой отличала город от замка феодала, погоста или рядового волостного центра. Однако большинство ученых сходятся в том, что города на Руси, в отличие от Европы (где они были центром ремесла, торговли, культуры), В первую очередь играли роль политических центров и опорных военных пунктов.

    Социальная структура Древней Руси

    Социальная структура Древней Руси была сложной. Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они жили и в крестьянских общинах, и в вотчинах. Разорившиеся крестьяне брали у феодалов в долг ссуду — «купу» (деньги, урожай и проч.), отсюда и их название — закупы. Человек, лишившийся своего социального статуса, становился изгоем. На положении рабов находились челядь и холопы, пополнявшиеся из числа пленников и разорившихся соплеменников.

    Зависимому люду противостояло свободное население, называемое людьми (отсюда сбор дани — «полюдье»). Социальную верхушку составляли князья из рода Рюриковичей, окруженные дружиной, которая делилась с XI в. на старшую (бояре) и младшую («детьцкие», отроки, милостники). «Новая дружинная и земская (земские бояре) знать, занявшая место прежней родоплеменной, представляла своеобразную аристократическую прослойку, поставляющую политических лидеров». Свободное население состояло преимущественно из жителей городов и сел, мужей-общинников, которые и создавали значительную часть общественного богатства. Они являлись социальным стержнем общественно-политической и военной организации в Древнерусском государстве. Выражалось это в следующем.

    Свободные общинники имели собственную военную организацию, по боевой мощи намного превосходившую княжескую дружину. Это было народное ополчение во главе с предводителем — тысяцким (само ополчение называлось «тысяча»). Верховным органом власти в русских землях X—ХП вв. было народное собрание «старшего города» — вече, являвшееся высшей формой самоуправления. По мнению Л. И. Семенниковой, в древнерусском обществе господствовал идеал народоправства, коллективного общинного управления: «Князь в Киевской Руси не был в полном смысле слова государем ни в восточном, ни в западном варианте… Приезжая в ту или иную волость, князь должен был заключить «ряд» (договор) с народным собранием — «вече». А это значит, что он тоже был элементом общинной власти, призванной блюсти интересы общества, коллектива; Состав веча был демократичным. Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для его полного подчинения. С помощью веча народ влиял на ход общественно-политической жизни»

    Мнение Л. И. Семенниковой о народном характере веча разделяют многие ученые, в том числе И. Я. Фроянов, А. Ю. Дворниченко. В то же время в науке бытует взгляд на вече как на узкосословный орган власти, куда простой люд не мог попасть (В. Т. Пашуто, В. Л. Янин и др). Иная точка зрения сводится к следующему: вече стало пережитком на Руси уже к XI в. и собиралось в исключительных случаях, а в качестве высшей формы власти оно вплоть до XV в. существовало только в Новгороде, Пскове и отчасти в Полоцке.

    Вече играло заметную роль в политической жизни Древней Руси, поэтому политический строй того времени можно назвать вечевой демократией.

    Анализ социально-политической обстановки в Киевской Руси приводит к выводу о том, что народ являлся активной политической и социальной силой, опиравшейся на традиции свободы и общественные институты, восходящие к древности, но строившиеся на территориальной основе. Посредством веча народ часто решал, кого из князей «посадить на стол», обсуждал вопросы войны и мира, выступал посредником в княжеских конфликтах, решал финансовые и земельные проблемы. Что касается знати, то она еще не выделилась в отдельное замкнутое сословие, не превратилась в социальное целое, противостоящее основной части населения.

    

    biofile.ru

    Социальный строй древней Руси

     
     
     
     
     

    СОДЕРЖАНИЕ 
     
     
     
     

    Введение………………………………………………………………………….3

    §1. Становление русской государственности в  IX — начале ХII веков…4

    §2. Особенности социального строя Древней Руси………………………..8

    Заключение…………………………………………………………………….16

    Список  литературы…………………………………………………………..18 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение 
     

         Русская земля как единое целое, подвластное  киевским князьям, сложилась во второй половине IX-начале X века. Основной формой объединения племен была военная демократия, включавшая в себя наряду с княжеской властью такие институты, как вече, совет старейшин, народное ополчение. По мере роста внешней опасности и разложения родового уклада происходила концентрация власти в руках племенных вождей — князей, объединявшихся в более крупные «союзы союзов».

         Таким образом, началось формирование единой территориальной общности — Русской земли, которая по своему политическому устройству представляла собой федерацию славянских племен.

         О социальной структуре древнерусского общества нам известно из древнейшего юридического памятника – «Русской правды». «Русская правда» — сложный юридический памятник, основанный на нормах обычного права и прежнем княжеском законодательстве, до нас не дошедшем. «Русская правда» регламентирует отношения между свободными людьми, прежде всего в среде княжеской дружины и уделяет большее внимание отношениям внутри княжеской или боярской вотчины с зависимым населением1.

         Источник  дает ценные сведения о развитии феодальных отношений, образовании классов  и классовой борьбе, категориях феодально-зависимого населения, землевладении и земельной собственности, политическом строе Древней Руси.  Из источника мы можем многое почерпнуть и о быте, нравах человека Древней Руси. Одним словом, перед нами срез времени, дающий возможность увидеть сразу несколько аспектов эпохи: историко-правовой, социально-экономический, политический, нравственно-бытовой.

    §1. Становление русской государственности в  IX — начале ХII веков 
     

         Нельзя  говорить о социальном строе не определив  политический строй того времени. В отличие от других стран, как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты:

         1. Пространственная и геополитическая ситуация — Российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных, естественных географических границ в пределах большого равнинного пространства.

         2. В ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований.

         3. Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную власть и иметь народное ополчение.

         Традиционно историю Древнерусского государства  отечественные историки делят на три периода2.

         I период (IX — середина X в.): формирование  государства, правление первых  киевских князей (Олега, Игоря,  Святослава).

         II период (вторая половина X — первая половина XI в.): эпоха расцвета Киевской Руси, ее наивысшего могущества, правление Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого.

         III период (вторая половина XI — начало XII в.): время территориально-политической раздробленности.

         Геополитическое пространство, в котором располагалась  Киевская Русь, находилось на стыке  разных миров: кочевого и оседлого, христианского и мусульманского, языческого и иудейского. Население Древней Руси испытывало мощное влияние разнонаправленных цивилизационных факторов. Естественно, это сказывалось на истории государства с самого начала его формирования.

         Важнейшая черта создававшегося государства — завоевание славянских племен и подчинение их киевскому политическому центру3. При Олеге дань Киеву стали платить древляне, северяне, радимичи. После его смерти процесс присоединения земель к Киеву продолжался: в княжение Игоря (912—945) и Ольги (945-957) были присоединены земли уличей, тиверцев и, окончательно, древлян, отказавшихся при Игоре платить двойную дань. Жена Игоря, Ольга, упорядочила сбор дани, установив «уроки» — размер дани и «погосты» — места сбора дани. Игорь и Ольга, вероятно, укрепили дворы княжеских управителей, превратившиеся затем в опорные центры княжеской власти.

         Становление государства продолжалось при Святославе (964 — 972). Исследователи расходятся в оценках его личности: одни считают его талантливым полководцем и видным государственным деятелем, другие — разбойником варяжских кровей, видевшим цель жизни в военных походах. Но, так или иначе, Святослав стремился расширить владения Руси и наладить торговые связи с другими странами. Он нанес поражение Волжской Булгарии, разгромил Хазарский каганат, совершил успешные походы на Северный Кавказ, Азовское побережье, овладев Тмутараканью на Тамани, отразил натиск печенегов, заключил с Византией договор о ненападении. В 972 г. он попал в засаду к печенегам и был убит. По сохранившейся доныне легенде, печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, чтобы пить из нее на пирах в надежде, что к нему перейдет слава князя. Осталась в истории и знаменитая фраза Святослава, которой он предупреждал противников: «Иду на вы».

         При Владимире (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси, а сам князь, окончательно подчинив каганат, принял титул «каган», т.е. царь. Создалось единое русское государство, выступившее субъектом огромного евразийского региона, в котором находились такие мощные государства, как Византия и Арабский халифат.

         Владимир  переносит центр тяжести в  своей деятельности с организации  дальних грабительских походов  на упрочение власти Киева над  восточнославянскими племенами. Переход к оседлой жизни в столице был серьезным шагом в направлении феодализации государства. Королевские монархи того времени в основном управляли своими странами из столиц. Владимир же, хотя и совершал военные походы, никогда не оставался на завоеванных землях, а возвращался в Киев. Его походы диктовались нуждами государства. Строительство оборонительных сооружений по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне также говорило о том, что он намерен постоянно жить в столице и защищать ее от кочевников. Спокойная обстановка в столице была залогом успешных государственных реформ.

         Киевскую  Русь большинство историков рассматривают  как раннефеодальное государство4. Во главе его стоял наследственный князь, державший «стол» в Киеве. Ему подчинялись князья подвластных земель. Княжеские сыновья и старшие дружинники получали в управление крупнейшие центры, ставшие столицами уделов, на которые была разделена Русь. Удельные князья продолжали оставаться вассалами великого киевского князя. Первоначально насчитывалось шесть уделов, затем число их выросло, но все удельные князья были из рода Рюриковичей. Принцип наследования в те времена был таков: престол передавался от брата к брату, от дяди к племяннику (но он часто нарушался отцом, передававшим престол сыну или другим родственникам). В целом такой принцип наследования не способствовал укреплению политической устойчивости государства.

         Киевский  князь выполнял функции законодателя, военного предводителя, верховного судьи, сборщика налогов. По всем вопросам он поначалу советовался с дружиной. В его руках дружина была средством принуждения, управления, сбора дани, защиты собственных интересов и населения страны от врагов. Можно говорить о государственно-образующей деятельности дружины в эпоху становления восточнославянской государственности.

         Вплоть  до конца X века князь зависел от дружины, считался с нею. Однако Владимир уже в начале своего правления перестал пополнять дружину скандинавами. По словам Р.Г. Скрынникова5, он «разорвал пуповину, прочно связывавшую Киевское княжество со Скандинавией». На эпохе Владимира дружинная форма государственности заканчивается. Князья племенных княжений, великие бояре, видимо, составляли верхушку дружины, которая постепенно превратилась в военно-административный спой общества, а позднее — в класс феодалов.  
     
     
     
     
     
     
     

         §2. Особенности социального строя Древней Руси 

     

         Главным источником, раскрывающим социальную структуру древнерусского общества, является «Русская Правда» — первый в истории Руси писаный свод гражданских  законов6.

         Высшие классы. Высшие классы киевского общества имели гетерогенный источник. Их становой хребет состоял из выдающихся людей (мужей) основных славянских родов и племен.

         С подъемом княжеской власти в Киеве  окружение князя (дружина) стала  основным катализатором для формирования новой аристократии — бояр. При первых киевских князьях ее ядро состояло из шведов племени русь. Социально она состояла из различных элементов. Некоторые из ее членов занимали высокое положение даже до присоединения к ней, другие находились внизу по рождению, а некоторые были даже рабами князя. Для этих служба в дружине не только открывала путь к доходному месту, но также давала возможность вскарабкаться до самого верха социальной лестницы.

         Свита состояла из двух групп, которые могут  быть названы старшей и младшей дружиной соответственно. Среди высших приближенных в одиннадцатом веке упоминаются судебный пристав (огнищанин), занимающийся конюшней (конюший), дворецкий (тиун) и адъютант (подъездной)7 . Все они первоначально были просто служащими князя в деле управления двором и имениями, но позднее также использовались в государственной администрации. Термин огнищанин произведен от огнище, очаг. Итак, огнищанин член княжеского «очага», т.е. хозяйства. Термин тиун — скандинавского происхождения, в старошведском тиун означает «слуга». В России он означал сначала дворецкого, но позднее начал в основном использоваться в значении «судья»8.

         Младшие вассалы были коллективно обозначены как гридь, термин скандинавского происхождения, изначальным значением которого было «жилище», «дом». Отсюда древнерусское слово гридница, «дом» или «большое помещение». Сначала они являлись пажами князя и младшими служилыми людьми в доме, а также слугами дружинных офицеров. Член гриди иногда называется в источниках отроком, детским или пасынком, что видимо, указывает на то, что их воспринимали как членов княжеской семьи, как оно и обстояло на самом деле.

         Не  весь русский высший класс служил в дружине. В дополнение к служилой аристократии в Киевской Руси существовала аристократия по праву. Ее члены называются по-разному в источниках раннего периода, например, «выдающиеся люди» (мужи нарочитые) или лучшие люди, также во многих случаях «городские старейшины» (старейшины градские)9. Некоторые из них были потомками племенной аристократии, другие, в особенности в Новгороде, стали выдающимися вследствие своего богатства, в большинстве случаев полученного от зарубежной торговли.

         В конце концов, княжеская и местная аристократии стали известны как боярство. Княжеские бояре изначально создали свое богатство от содержания и наград, полученных от князя, и от своей доли в военной добыче, с течением времени все бояре стали землевладельцами, а сила и социальный престиж боярства как класса опирались на обширные земельные владения.

         Можно добавить, что к началу тринадцатого века, вследствие расширения дома Рюрика, увеличилось количество князей, и владения каждого князя — за исключением правящих в больших городах — уменьшились до таких размеров, что меньшие князья этого периода более не отличались социально от бояр. Итак, князья к этому времени могут рассматриваться социально и экономически лишь как верхний слой класса бояр.

         Средние классы. Неразвитость средних классов  обычно рассматривается как одна из основных черт русской социальной истории. Процветающие хозяева, имеющие достаточно земли для удовлетворения своих потребностей могут быть охарактеризованы как составляющие сельский средний класс при сопоставлении с владельцами крупных поместий, с одной стороны, и безземельными и малоземельными крестьянами — с другой.

         Люди, организованные в гильдии (вервь), упомянутые в «Русской Правде», составляют такого рода средний класс. Мы знаем из условий «Русской Правды», что людину разрешалось на определенных условиях покинуть гильдию. Но даже в случае роспуска гильдии ее прежние члены могли по праву сохранять свое хозяйство или же создавать меньшие ассоциации по типу сябров10.

    stud24.ru

    Социальный строй Древней Руси

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    1. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В IX — НАЧАЛЕ ХII ВВ.

    1.1 Предпосылки образования Древнерусского государства

    2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРОЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

    2.1 Социальная структура Древней Руси

    3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

    4. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

    ВВЕДЕНИЕ

    Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала в IX—XII вв. Киевская Русь. Под государством обычно понимают механизм политической власти: 1) на определенной территории; 2) с определенной системой органов управления; 3) с необходимым действием законов и 4) формированием органов принуждения (дружина — функции: внешняя — защита от внешних вторжений и внутренняя (полицейская) — подавление сопротивления внутри государства). Возникновение государства — закономерный этап в развитии общества. На него влияет множество факторов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом: социальные, экономические, политические и духовные.

    Русская земля как единое целое, подвластное киевским князьям, сложилась во второй половине IX—начале X в. Основной формой объединения племен была военная демократия, включавшая в себя наряду с княжеской властью такие институты, как вече, совет старейшин, народное ополчение. По мере роста внешней опасности и разложения родового уклада происходила концентрация власти в руках племенных вождей — князей, объединявшихся в более крупные «союзы союзов».

    Таким образом началось формирование единой территориальной общности — Русской земли, которая по своему политическому устройству представляла собой федерацию славянских племен.

    Классики отечественной историографии — Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский — внесли значительный вклад в изучение истории Древней Руси. Заслуженным авторитетом и влиянием пользуются труды других выдающихся российских историков. Это, прежде всего сочинения Н. М. Костомарова, А. А. Корнилова, С. Ф. Платонова, М. Н. Покровского, П. М. Милюкова, В. Н. Татищева.

    1. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В IX — НАЧАЛЕ ХП ВВ.

    1.1 Предпосылки образования Древнерусского государства

    В отличие от других стран, как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты:

    1. Пространственная и геополитическая ситуация — Российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных, естественных географических границ в пределах большого равнинного пространства.

    2. В ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований.

    3. Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную власть и иметь народное ополчение.

    В VII—X вв. славянские племена объединяются в союзы и союзы союзов (суперсоюзы). Возникновение союзов племен — завершающий этап развития родоплеменной политической организации и одновременно подготовительная стадия феодальной государственности. Сосредоточение ростков государственности также происходило в политической организации сверхсоюзов.

    2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРОЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

    Традиционно историю Древнерусского государства отечественные историки делят на три периода.

    I период (IX — середина X в.): формирование государства, правление первых киевских князей (Олега, Игоря, Святослава).

    II период (вторая половина X — первая половина XI в.): эпоха расцвета Киевской Руси, ее наивысшего могущества, правление Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого.

    III период (вторая половина XI — начало XII в.): время территориально-политической раздробленности.

    Геополитическое пространство, в котором располагалась Киевская Русь, находилось на стыке разных миров: кочевого и оседлого, христианского и мусульманского, языческого и иудейского. Население Древней Руси испытывало мощное влияние разнонаправленных цивилизационных факторов. Естественно, это сказывалось на истории государства с самого начала его формирования.

    Важнейшая черта создававшегося государства — завоевание славянских племен и подчинение их киевскому политическому центру. При Олеге дань Киеву стали платить древляне, северяне, радимичи. После его смерти процесс присоединения земель к Киеву продолжался: в княжение Игоря (912—945) и Ольги (945—957) были присоединены земли уличей, тиверцев и, окончательно, древлян, отказавшихся при Игоре платить двойную дань. Жена Игоря, Ольга, упорядочила сбор дани, установив «уроки» — размер дани и «погосты» — места сбора дани. Игорь и Ольга, вероятно, укрепили дворы княжеских управителей, превратившиеся затем в опорные центры княжеской власти.

    Становление государства продолжалось при Святославе (964— 972). Исследователи расходятся в оценках его личности: одни считают его талантливым полководцем и видным государственным деятелем, другие — разбойником варяжских кровей, видевшим цель жизни в военных походах. Но, так или иначе, Святослав стремился расширить владения Руси и наладить торговые связи с другими странами. Он нанес поражение Волжской Булгарии, разгромил Хазарский каганат, совершил успешные походы на Северный Кавказ, Азовское побережье, овладев Тмутараканью на Тамани, отразил натиск печенегов, заключил с Византией договор о ненападении. В 972 г. он попал в засаду к печенегам и был убит. По сохранившейся доныне легенде, печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, чтобы пить из нее на пирах в надежде, что к нему перейдет слава князя. Осталась в истории и знаменитая фраза Святослава, которой он предупреждал противников: «Иду на вы».

    При Владимире (980—1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси, а сам князь, окончательно подчинив каганат, принял титул «каган», т.е. царь. Создалось единое русское государство, выступившее субъектом огромного евразийского региона, в котором находились такие мощные государства, как Византия и Арабский халифат.

    Владимир переносит центр тяжести в своей деятельности с организации дальних грабительских походов на упрочение власти Киева над восточнославянскими племенами. Переход к оседлой жизни в столице был серьезным шагом в направлении феодализации государства. Королевские монархи того времени в основном управляли своими странами из столиц. Владимир же, хотя и совершал военные походы, никогда не оставался на завоеванных землях, а возвращался в Киев. Его походы диктовались нуждами государства. Строительство оборонительных сооружений по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне также говорило о том, что он намерен постоянно жить в столице и защищать ее от кочевников. Спокойная обстановка в столице была залогом успешных государственных реформ.

    Киевскую Русь большинство историков рассматривают как раннефеодальное государство. Во главе его стоял наследственный князь, державший «стод» в Киеве. Ему подчинялись князья подвластных земель. Княжеские сыновья и старшие дружинники получали в управление крупнейшие центры, ставшие столицами уделов, на которые была разделена Русь. Удельные князья продолжали оставаться вассалами великого киевского князя. Первоначально насчитывалось шесть уделов, затем число их выросло, но все удельные князья были из рода Рюриковичей. Принцип наследования в те времена был таков: престол передавался от брата к брату, от дяди к племяннику (но он часто нарушался отцом, передававшим престол сыну или другим родственникам). В целом такой принцип наследования не способствовал укреплению политической устойчивости государства.

    Киевский князь выполнял функции законодателя, военного предводителя, верховного судьи, сборщика налогов. По всем вопросам он поначалу советовался с дружиной. В его руках дружина была средством принуждения, управления, сбора дани, защиты собственных интересов и населения страны от врагов. Можно говорить о государственно-образующей деятельности дружины в эпоху становления восточнославянской государственности. Вплоть до конца X в. князь зависел от дружины, считался с нею. Однако Владимир уже в начале своего правления перестал пополнять дружину скандинавами. По словам Р.Г. Скрынникова, он «разорвал пуповину, прочно связывавшую Киевское княжество со Скандинавией». На эпохе Владимира дружинная форма государственности заканчивается. Князья племенных княжений, великие бояре, видимо, составляли верхушку дружины, которая постепенно превратилась в военно-административный спой общества, а позднее — в класс феодалов. Что же касается норманнов, то их полная ассимиляция местным славянским населением завершилась к началу XI в.

    Экономической основой социального строя Древней Руси было феодальное землевладение. Но земля на Руси не представляла собой ценность, воплощенную в стоимостном выражении, она не была предметом купли-продажи, а выступала как вотчина — общая, коллективная собственность рода. Феодальная вотчина («отчина») передавалась по наследству от отца к сыну. Владел вотчиной князь или боярин. Главной функцией князя было «держать отчину». Бояре являлись вассалами князя, обязанными служить в его войске. Они же, как хозяева своей территории, имели в подчинении менее знатных вассалов. Такие же отношения были характерны для Западной Европы, что свидетельствовало о близости тенденций развития Руси и Запада. Бояре формировались из родовой и племенной знати или верхушки княжеской дружины. Жесткое обособление феодальной элиты на Руси отсутствовало, сохранялся патриархальный быт, институт частной собственности был не развит.

    И.Я. Фроянов полагает, что феодализация древнерусского общества осуществлялась па путях формирования вотчинного хозяйства и работающего в нем феодально — зависимого населения. Заметный рост вотчинных владений происходит на протяжении XI—ХП вв. Но господствующее положение в экономике Руси ХР-ХШ вв. занимало общинное землевладение. Древнерусская знать свои представления о богатстве связывала преимущественно с драгоценностями и деньгами, а не с землей.

    Сначала население вотчины состояло из рабов и полусвободных категорий зависимого населения. И только со второй половины XI в. в вотчине появляются феодальные элементы. Современная концепция генезиса феодализма в России основана на идеях академика Л.В. Черепнина, утверждавшего, что феодализм на Руси первоначально устанавливался в форме верховной государственной собственности на землю, персонифицированной в лице князя. Эксплуатация крестьян велась с помощью централизованной феодальной ренты (сначала отработочной, затем натурально-оброчной), а частное феодальное землевладение стало развиваться только в XII в.

    Главное отличие феодализма на Руси от Запада заключалось в огромной роли «государственного сектора» в экономике страны — в наличии территориальных общин свободных крестьян, плативших подать великому князю. В Европе же в X—XIII вв. происходило разрушение общинных структур, шел процесс классообразования на основе выделения частной собственности.

    Скандинавы Русь называли Гардарикой — Страной городов ввиду большого числа городов и оживленной городской жизни. Генезис города начинается с формирования древнерусской государственности. На раннем этапе города возникали на основе племенных и межплеменных центров. Со второй половины X в. городами становятся центры волостей, на которые была разделена территория Древнерусского государства. Типичными чертами города считалось наличие крепости, дворов феодалов, ремесленного посада, торговли, административного управления и церквей.

    coolreferat.com

    Лекция — ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРОЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

     

    Традиционно историю Древнерусского государства отечественные историки делят на три периода.

    I период (IX — середина X в.): формирование государства, правление первых киевских князей (Олега, Игоря, Святослава).

    II период (вторая половина X — первая половина XI в.): эпоха расцвета Киевской Руси, ее наивысшего могущества, правление Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого.

    III период (вторая половина XI — начало XII в.): время территориально-политической раздробленности.

     

    Геополитическое пространство, в котором располагалась Киевская Русь, находилось на стыке разных миров: кочевого и оседлого, христианского и мусульманского, языческого и иудейского. Население Древней Руси испытывало мощное влияние разнонаправленных цивилизационных факторов. Естественно, это сказывалось на истории государства с самого начала его формирования.

    Важнейшая черта создававшегося государства — завоевание славянских племен и подчинение их киевскому политическому центру. При Олеге дань Киеву стали платить древляне, северяне, радимичи. После его смерти процесс присоединения земель к Киеву продолжался: в княжение Игоря (912—945) и Ольги (945—957) были присоединены земли уличей, тиверцев и, окончательно, древлян, отказавшихся при Игоре платить двойную дань. Жена Игоря, Ольга, упорядочила сбор дани, установив «уроки» — размер дани и «погосты» — места сбора дани. Игорь и Ольга, вероятно, укрепили дворы княжеских управителей, превратившиеся затем в опорные центры княжеской власти.

    Становление государства продолжалось при Святославе (964— 972). Исследователи расходятся в оценках его личности: одни считают его талантливым полководцем и видным государственным деятелем, другие — разбойником варяжских кровей, видевшим цель жизни в военных походах. Но, так или иначе, Святослав стремился расширить владения Руси и наладить торговые связи с другими странами. Он нанес поражение Волжской Булгарии, разгромил Хазарский каганат, совершил успешные походы на Северный Кавказ, Азовское побережье, овладев Тмутараканью на Тамани, отразил натиск печенегов, заключил с Византией договор о ненападении. В 972 г. он попал в засаду к печенегам и был убит. По сохранившейся доныне легенде, печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, чтобы пить из нее на пирах в надежде, что к нему перейдет слава князя. Осталась в истории и знаменитая фраза Святослава, которой он предупреждал противников: «Иду на вы».

    При Владимире (980—1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси, а сам князь, окончательно подчинив каганат, принял титул «каган», т.е. царь. Создалось единое русское государство, выступившее субъектом огромного евразийского региона, в котором находились такие мощные государства, как Византия и Арабский халифат.

    Владимир переносит центр тяжести в своей деятельности с организации дальних грабительских походов на упрочение власти Киева над восточнославянскими племенами. Переход к оседлой жизни в столице был серьезным шагом в направлении феодализации государства. Королевские монархи того времени в основном управляли своими странами из столиц. Владимир же, хотя и совершал военные походы, никогда не оставался на завоеванных землях, а возвращался в Киев. Его походы диктовались нуждами государства. Строительство оборонительных сооружений по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне также говорило о том, что он намерен постоянно жить в столице и защищать ее от кочевников. Спокойная обстановка в столице была залогом успешных государственных реформ.

    Киевскую Русь большинство историков рассматривают как раннефеодальное государство. Во главе его стоял наследственный князь, державший «стод» в Киеве. Ему подчинялись князья подвластных земель. Княжеские сыновья и старшие дружинники получали в управление крупнейшие центры, ставшие столицами уделов, на которые была разделена Русь. Удельные князья продолжали оставаться вассалами великого киевского князя. Первоначально насчитывалось шесть уделов, затем число их выросло, но все удельные князья были из рода Рюриковичей. Принцип наследования в те времена был таков: престол передавался от брата к брату, от дяди к племяннику (но он часто нарушался отцом, передававшим престол сыну или другим родственникам). В целом такой принцип наследования не способствовал укреплению политической устойчивости государства.

    Киевский князь выполнял функции законодателя, военного предводителя, верховного судьи, сборщика налогов. По всем вопросам он поначалу советовался с дружиной. В его руках дружина была средством принуждения, управления, сбора дани, защиты собственных интересов и населения страны от врагов. Можно говорить о государственно-образующей деятельности дружины в эпоху становления восточнославянской государственности. Вплоть до конца X в. князь зависел от дружины, считался с нею. Однако Владимир уже в начале своего правления перестал пополнять дружину скандинавами. По словам Р.Г. Скрынникова, он «разорвал пуповину, прочно связывавшую Киевское княжество со Скандинавией». На эпохе Владимира дружинная форма государственности заканчивается. Князья племенных княжений, великие бояре, видимо, составляли верхушку дружины, которая постепенно превратилась в военно-административный спой общества, а позднее — в класс феодалов. Что же касается норманнов, то их полная ассимиляция местным славянским населением завершилась к началу XI в.

    Экономической основой социального строя Древней Руси было феодальное землевладение. Но земля на Руси не представляла собой ценность, воплощенную в стоимостном выражении, она не была предметом купли-продажи, а выступала как вотчина — общая, коллективная собственность рода. Феодальная вотчина («отчина») передавалась по наследству от отца к сыну. Владел вотчиной князь или боярин. Главной функцией князя было «держать отчину». Бояре являлись вассалами князя, обязанными служить в его войске. Они же, как хозяева своей территории, имели в подчинении менее знатных вассалов. Такие же отношения были характерны для Западной Европы, что свидетельствовало о близости тенденций развития Руси и Запада. Бояре формировались из родовой и племенной знати или верхушки княжеской дружины. Жесткое обособление феодальной элиты на Руси отсутствовало, сохранялся патриархальный быт, институт частной собственности был не развит.

    И.Я. Фроянов полагает, что феодализация древнерусского общества осуществлялась па путях формирования вотчинного хозяйства и работающего в нем феодально — зависимого населения. Заметный рост вотчинных владений происходит на протяжении XI—ХП вв. Но господствующее положение в экономике Руси ХР-ХШ вв. занимало общинное землевладение. Древнерусская знать свои представления о богатстве связывала преимущественно с драгоценностями и деньгами, а не с землей.

    Сначала население вотчины состояло из рабов и полусвободных категорий зависимого населения. И только со второй половины XI в. в вотчине появляются феодальные элементы. Современная концепция генезиса феодализма в России основана на идеях академика Л.В. Черепнина, утверждавшего, что феодализм на Руси первоначально устанавливался в форме верховной государственной собственности на землю, персонифицированной в лице князя. Эксплуатация крестьян велась с помощью централизованной феодальной ренты (сначала отработочной, затем натурально-оброчной), а частное феодальное землевладение стало развиваться только в XII в.

    Главное отличие феодализма на Руси от Запада заключалось в огромной роли «государственного сектора» в экономике страны — в наличии территориальных общин свободных крестьян, плативших подать великому князю. В Европе же в X—XIII вв. происходило разрушение общинных структур, шел процесс классообразования на основе выделения частной собственности.

    Скандинавы Русь называли Гардарикой — Страной городов ввиду большого числа городов и оживленной городской жизни. Генезис города начинается с формирования древнерусской государственности. На раннем этапе города возникали на основе племенных и межплеменных центров. Со второй половины X в. городами становятся центры волостей, на которые была разделена территория Древнерусского государства. Типичными чертами города считалось наличие крепости, дворов феодалов, ремесленного посада, торговли, административного управления и церквей.

    В 1980-х гг. специалисты пришли к выводу, что древнерусский город — это постоянный населенный пункт, в котором с обширной сельской округи — волости — собиралась, перерабатывалась и перераспределялась большая часть произведенного там: прибавочного продукта, т.е. город был центром ремесла и торговли. Связь с обширной сельскохозяйственной округой отличала город от замка феодала, погоста или рядового волостного центра. Однако большинство ученых сходятся в том, что города на Руси, в отличие от Европы (где они были центром ремесла, торговли, культуры), В первую очередь играли роль политических центров и опорных военных пунктов.

    www.ronl.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *