Когда родился и умер шекспир – Шекспир, Уильям — Википедия

Уильям Шекспир (23 апреля 1564

Годы жизни Уильяма Шекспира:

родился 23 апреля 1564, умер 23 апреля 1616

Эпитафия

«В сердцах у нас себе воздвиг ты сам
Нетленный и слепящий взоры храм…»
Из стихотворения Джона Мильтона, посвященного памяти Шекспира

Биография

Сэр Уильям Шекспир — одна из самых загадочных личностей нашей истории. По сей день достоверно неизвестно, кто на самом деле скрывался под «культом Шекспира» — малообразованный сын перчаточника из Стратфорда-на-Эйвоне, влиятельный аристократ, сокрывший свое подлинное имя, или даже группа людей, работавших на единый «бренд». Но кем бы на самом деле ни был великий драматург, важно лишь то, что его творческое наследие до сих пор не утратило своей значимости. А ведь проверка временем — сложнейшее испытание для искусства, и, стало быть, пьесы Шекспира с чистой совестью можно признать эталонными, а самого автора — подлинным гением.

В биографии Шекспира имеется много пробелов. Так, к примеру, дату рождения драматурга вычислили на основе записей приходской книги епископа Вустерского, в которой зафиксирован факт крещения Уильяма Шекспира. Известно, что по тем временам детей крестили на третий день от рождения, но было ли так в случае самого Уильяма — неизвестно. И все же, придерживаясь традиционной теории, можно утверждать, что Шекспир родился в семье зажиточного ремесленника, посещал школу короля Эдуарда в Стратфорде, на восемнадцатом году жизни вступил в брак с богатой горожанкой Энн Хатауэй и вскоре переехал в Лондон. Мотивы переезда трактуют по-разному: одни говорят, что Шекспир попросту увяз в долгах и вынужден был скрываться от кредиторов, другие утверждают, что творческое призвание взяло свое и Уильям отправился покорять театральные трибуны. Впрочем, как бы то ни было, но жизнь Шекспира с переездом в столицу изменилась кардинальным образом.

Памятник Шекспиру в Центральном парке, Нью-Йорк


Поначалу пьесы Шекспира ставились исключительно театральной труппой «Слуги лорда-камергера», в актерском составе которой состоял сам Шекспир. Заметим, что в шестнадцатом веке театральное искусство не почитали за высокое, а потому имя Шекспира, уже бывшее на слуху, особенным уважением в аристократических кругах не пользовалось. И все же дела его шли гладко. Так, к примеру, в 1599 г. — примерно через семь лет после переезда Шекспира в Лондон — на средства партнеров его труппы был построен новый театр «Глобус» и куплен закрытый театр «Блэкфрайерс». В это же время сам Уильям покупает для себя огромное имение Нью-Плэйс в Стратфорде — второй по размерам дом в городе. Исходя из этого можно предположить, что Шекспир все же имел немалый успех еще при жизни.

По сей день Уильяма Шекспира почитают как лучшего драматурга мира, величайшего англоязычного писателя и национального поэта Англии. Его пьесы переведены на десятки языков и ставятся чаще, чем произведения других драматургов. До наших дней дошло более сотни сочинений Шекспира, в составе которых замечательные пьесы, лирические сонеты и поэмы. Известно, что творческая деятельность сэра Уильяма приостановилась лишь в последние годы его жизни, что, скорее всего, было связано с болезнью. Скончался Шекспир на пятьдесят третьем году жизни ровно в день своего рождения. Незадолго перед смертью Уильям Шекспир составил завещание, согласно которому львиная доля его имущества перешла в наследство его старшей дочери. Похороны Шекспира состоялись тремя днями позже в стратфордской церкви Святой Троицы. Немногим позже в этой же церкви установили памятник Шекспиру.

Могила Шекспира в церкви Святой Троицы, Стратфорд

Линия жизни

23 апреля 1564 г. Дата рождения Уильяма Шекспира.
1582 г. Свадьба с Энн Хатауэй.
1585 г. Переезд в Лондон. Начало творческой карьеры.

1594 г. Шекспир становится совладельцем театральной труппы «Слуги лорда-камергера».
1603 г. Труппа получает королевский патент и переименуется в «Слуги короля».
1613 г. Возвращение в Стратфорд.
23 апреля 1616 г. Дата смерти Шекспира.
26 апреля 1616 г. Дата похорон Шекспира.

Памятные места

1. Стратфорд-на-Эйвоне в Англии, где родился Уильям Шекспир.
2. Школа короля Эдуарда, в которой получил образование Шекспир.
3. Театр «Глобус», построенный на средства шекспировской труппы «Слуги лорда-камергера».
4. Нью-Плэйс — дом Шекспира в Стратфорде-на-Эйвоне.
5. Церковь Святой Троицы в Стратфорде, где похоронен Шекспир.
6. Саутваркский собор в Лондоне, где установлен погребальный памятник Шекспиру.
7. Вестминстерское аббатство, где установлен погребальный памятник Шекспиру.
8. Линкольн Парк в Чикаго, где установлен памятник Шекспиру.
9. Дом-музей Шекспира в Стратфорде.

Эпизоды жизни

Когда Шекспир только переехал в Лондон, город был охвачен чумой. Театры были закрыты, и остается только догадываться, для каких театральных компаний Шекспир писал свои ранние пьесы. Лишь спустя годы, когда Уильям уже стал совладельцем театральной труппы, на титульных страницах его изданий стали появляться соответствующие маркировки.

После смерти Уильям Шекспир завещал своей супруге «вторую по качеству кровать». Исследователи так и не разобрались, что же имел в виду Шекспир. Одни считают, что таким способом Шекспир откровенно оскорбил жену (особенно в виду того, что ее имя вообще мало фигурировало в завещании), другие считают, что «вторая по качеству кровать» символизирует супружеское ложе и, собственно, ничего унизительного в этом факте нет.

Завет

«Имей больше, чем показываешь.
Говори меньше, чем знаешь».

«Чем меньше слов, тем больше будет чувства».

Сюжет об Уильяме Шекспире, посвященный 450-летию с даты рождения драматурга

Соболезнования

«Он был человеком не эпохи, но всех времён».
Бен Джонсон, поэт и драматург

«Первая же страница Шекспира, которую я прочитал, покорила меня на всю жизнь, а одолев первую его вещь, я стоял как слепорожденный, которому чудотворная рука вдруг даровала зрение!»
Вольфганг Гете, писатель

«…Но что за человек этот Шекспир! Не могу прийти в себя! Как мелок по сравнению с ним Байрон-трагик!»
Александр Пушкин, поэт

«Для нас Шекспир не одно только громкое, яркое имя, которому поклоняются лишь изредка и издали; он сделался нашим достоянием, он вошел в нашу плоть и кровь».
Иван Тургенев, писатель

«Шекспир всегда будет любимцем поколений, исторически зрелых и много переживших».
Борис Пастернак, поэт

Ссылки

Биография Уильяма Шекспира в «Википедии»
Список произведений Уильяма Шекспира в «Викитеке»

Информационно-исследовательская база данных «Русский Шекспир»
Электронная энциклопедия «Мир Шекспира»
Собрание сочинений Уильяма Шекспира в библиотеке Максима Мошкова

 

Также может быть полезно:

epitafii.ru

Уильям Шекспир родился и умер 23 апреля: bor_odin

Вильям Шекспир – не только величайший из англоязычных поэтов, но и один из самых загадочных персонажей в истории. Уже несколько сот лет идут споры, был ли он истинным автором произведений, опубликованных под его именем. Первое сомнение в этом вопросе принадлежит джентльмену по имени Джон Уилмот, жившему в середине 18 века. Он был страстным почитателем великого барда. И получив предложение написать биографию Шекспира, приступил к делу со всей серьезностью. Больше всего Уилмота смущало, что после смерти Шекспира не осталось ни одной книги или рукописи; не были они также упомянуты в завещании. Уилмот не мог представить себе, что у великого поэта не было ни рукописей, ни книг. Он был уверен, что Шекспир перед смертью подарил книги кому-либо из друзей. И он решил найти их наследников. Очертив вокруг Стратфорда круг радиусом 50 миль, Уилмот решил посетить внутри этого круга все дома, в которых была библиотека. Он посвятил этому 15 лет, обходя дом за домом, беседуя с хозяевами и делая подробные записи всего, что могло бы навести на след пропавших шекспировских книг.

А через 15 лет он вернулся домой в совершеннейшем расстройстве и сжег все свои записи за 15 лет. Затем он отправил заказчику письмо с отказом писать биографию Шекспира, так как убедился в том, что автором был кто-то другой. О причинах своего открытия Уилмот не рассказал никому до самой смерти. В 19 веке появились новые скептики, в числе которых были Марк Твен, Чарльз Диккенс, Уолт Уитмен, Ральф Уолдо Эмерсон. В 20 веке этот список пополнился именами Джона Голсуорси, Бернарда Шоу, Зигмунда Фрейда, Чарльза Чаплина, Владимира Набокова, Джеймса Джойса, Генри Джеймса и Дафны Дюморье. А также множеством имен историков, литераторов и любителей-энтузиастов.
Каковы же причины сомнений в том, что именно Вильям Шекспир написал произведения, опубликованные в 1623 году в первом собрании сочинений, известном как «Первое Фолио»? Вкратце эти причины выразил известный английский историк сэр Хью Тревор Роупер:
«Среди всех бессмертных гениев литературы нет ни одной более смутной и эфемерной личности, чем Вильям Шекспир. Этот факт кажется поразительным и почти невероятным. В конце концов, он жил в ярком свете английского Ренессанса во времена, о которых сохранилось множество документов, – в эпоху царствования Елизаветы I и Иакова I. Со времени его смерти, особенно в прошлом веке, им занималась самая большая когорта исследователей, когда-либо изучавших личность одного человека. Толпы ученых, оснащенных самыми лучшими средствами, скрупулезно проверили все документы, в которых мог содержаться хоть малейший намек на имя Шекспира. Одной сотой этих усилий, посвященных незначительнейшему из его современников, хватило бы для создания подробнейшей биографии».

Что же удалось выяснить этой армии ученых?

Они нашли записи, свидетельствующие, что Шекспир начал свою карьеру в театре как сторож, затем был актером, театральным продюсером, заработавшем целое состояние на своей деятельности, позже став ростовщиком, пивоваром и домовладельцем (лендлордом). Однако не удалось найти ни одного прижизненного свидетельства о том, что он был автором. Не осталось ни одной рукописи или письма, написанных рукой Шекспира, и ни одной записи о получении им какого-либо литературного гонорара. Письмам, адресованным Шекспиру, повезло больше. Одно из них удалось найти. Но оно не имеет отношения к литературе – оно написано не автору, а ростовщику, и содержит просьбу одолжить деньги. Из всего рукописного наследия Шекспира осталось лишь 7 подписей, написанных на редкость грубым и неуклюжим почерком. Две из них сходны, остальные сильно различаются между собой. Похоже, великий поэт с трудом писал собственное имя. Еще одна загадка – где и когда Шекспир получил свои феноменальные и разносторонние знания? Как ему удалось изучить античную философию, медицину, юриспруденцию, навигацию, историю, тонкости международной дипломатии и несколько иностранных языков – латынь, греческий, французский, итальянский, испанский? Известно, что Шекспир никогда не учился в университете. Неизвестно, учился ли он в школе. Однако не только его родители, но и обе дочери были неграмотными. Поразительно: великий гуманист, в своих произведениях горячо ратующий за просвещение женщин, не научил своих дочерей читать и писать! А в завещании, где скрупулезно перечислены все предметы домашнего обихода, вплоть до ложек и вилок, он не оставил ни гроша ни на образование любимой внучки, ни своей родной школе – если, конечно, он в ней учился. Ни один из преподавателей ни разу не упомянул о своем гениальном ученике, и ни один из современников – о своем великом однокласснике. Похоже, поэтический дар Шекспира оставался тайной даже для его родственников – о нем не знали ни его дочери, ни зять, который, в отличие от жены, был образованным человеком и врачом. Единственная запись в его дневнике, сделанная на следующий день после смерти Шекспира, гласит: «Мой тесть преставился» В Лондоне смерть Шекспира осталась столь же незамеченной, как и в Стратфорде. В то время как других, гораздо менее талантливых поэтов и драматургов, хоронили с почестями и славословиями в Вестминстерском аббатстве, в последний путь их провожали толпы учеников, а знатные покровители надевали траур и щедро оплачивали похороны, на смерть Шекспира никто не откликнулся ни единым словом. Лондонские литераторы не приехали попрощаться с ним и проводить его в последний путь. Граф Саутгемптон, которому Шекспир посвящал свои творения, не облачался в траур. Кажется, он даже не заметил смерти того, чьим покровителем был при жизни. Первое упоминание о том, что Шекспир был литератором, появилось спустя 7 лет после его смерти. Оно принадлежало перу Бена Джонсона, в длинной поэме восхвалявшего «лебедя из Эйвона». При жизни Шекспира, однако, Джонсон хранил такое же молчание, как и все прочие современники.

А что же все-таки с книгами? Увы – их так и не удалось найти. Учитывая, что в то время книги были очень дороги, а Шекспир был бережливым и рачительным хозяином, невозможно себе представить, чтобы он их выбросил или уничтожил. Похоже, их у него просто не было.

Все эти факты привели многих скептиков к мысли, что под именем Шекспира скрывался другой автор, который почему-то не мог назвать своего настоящего имени. В настоящее время существует 63 претендента на эту роль, среди которых лидируют Фрэнсис Бекон, граф Оксфорд и Кристофер Марло. В середине 20 века американский журналист и миллионер Калвин Хоффман так увлекся вопросом авторства Шекспира, что посвятил ему много лет. Будучи убежден в том, что подлинным автором был Марло, Хоффман завещал ежегодный приз в 10000 фунтов автору статьи, в которой будет приведено какое-либо доказательство авторства Марло, и миллион фунтов тому, кто докажет, что все произведения Шекспира написаны рукой Марло. Это самая большая литературная премия в истории!
Актеры знаменитого шекспировского театра «Глобус» также придерживаются различных мнений о том, кто написал пьесы, в которых они играют. В театре есть галерея портретов различных претендентов. А пока что загадка остается загадкой. И вряд ли она будет разгадана в обозримом будущем. Хотя – кто знает: руины Трои и развалины Камелота скрывались под землей тысячи лет. Может быть, и среди почитателей великого барда появится новый Шлиман и раскроет миру подлинное имя и облик гения. <<>>

bor-odin.livejournal.com

23 апреля — день рождения и смерти Уильяма Шекспира

Считается, что Уильям Шекспир (англ. William Shakespeare) родился 23 апреля 1564 года в Стратфорд-он-Эйвон, в семье ремесленника. Отец его был перчаточником, пользовавшимся уважением в городе. Один раз отец даже был избран мэром. Уильям учился в грамматической школе, считавшейся одной из лучших; основными предметами в ней были английский, латинский и древнегреческий языки.Уильям Шекспир, драматург и поэт, гуманист и человек Возрождения считается великим англоязычным писателем, национальным поэтом Англии и одним из лучших драматургов мира. Его пьесы переведены на все основные языки и ставят чаще, чем произведения других авторов. А киностудии снимают картины по произведениям Шекспира, которые актуальны сегодня не менее, чем во времена автора.


Источник: http://www.calend.ru/person… © Calend.ru

Предполагается, что Улиям Шекспир выглядел примерно вот так:


У. Шекспир. Портрет работы неизвестного художника. 17 в. фрагмент.

Некоторые англичане уверены, что настоящий Шекспир изображен на этом портрете:

Так как обстоятельства жизни Шекспира мало известны, даю ссылку на очень короткую и внятную https://www.livelib.ru/auth…

В остальном я хочу сегодня сделать этакую видео и аудио программу. Итак, начнем сначала, со знакомства:

https://my.mail.ru/mail/kasiyanenko46/video/1163/1666.html

«Энциклопедия. Литература: Уильям Шекспир (1564-1616)»

Теперь предлагаю посмотреть фильм Михаила Казакова «Играем Шекспира», 2004 год.

https://my.mail.ru/mail/kasiyanenko46/video/1163/1664.html

Сонеты Шекспира — читает Михаил Козаков.

https://my.mail.ru/mail/kasiyanenko46/video/1163/1671.html

Микаэл Таривердиев.Сонеты Шекспира

https://my.mail.ru/mail/kasiyanenko46/video/1163/1667.html

Шекспир Уильям — Отелло

https://my.mail.ru/mail/kasiyanenko46/video/1163/1665.html

Метрополитен-опера «Отелло» (1996)

https://my.mail.ru/mail/kasiyanenko46/video/1163/1680.html

Отелло. 1955 СССР

https://my.mail.ru/mail/kasiyanenko46/video/1163/1678.html

Шекспир. Отелло (телеспектакль, 1981)

https://my.mail.ru/mail/kasiyanenko46/video/1163/1673.html

Уильям Шекспир. Двенадцатая ночь /1955/ (СССР)

https://my.mail.ru/mail/kasiyanenko46/video/1163/1676.html

Уильям Шекспир. Двенадцатая ночь или Как пожелаете.

https://my.mail.ru/mail/kasiyanenko46/video/1163/1682.html

Король Лир. Шекспир

https://my.mail.ru/mail/kasiyanenko46/video/1163/1683.html

Уильям Шекспир. Король Ричард II. Телеспектакль

https://my.mail.ru/mail/kasiyanenko46/video/1163/1672.html

Уильям Шекспир. Венецианский купец

https://my.mail.ru/mail/kasiyanenko46/video/1163/1675.html

Укрощение строптивой

https://my.mail.ru/mail/kasiyanenko46/video/1163/1663.html

Уильям Шекспир. Зимняя сказка/ The Winter’s Tale. Телеспектакль Джейн Хоуэлл (1981)Шекспир.

https://my.mail.ru/mail/kasiyanenko46/video/1163/1674.html

Уильям Шекспир. Гамлет. Александринский театр (2010)

https://my.mail.ru/mail/kasiyanenko46/video/1163/1669.html

Уильям Шекспир. Гамлет. Вологодский драматический

https://my.mail.ru/mail/kasiyanenko46/video/1163/1670.html

С.Шенбаум. Шекспир. Краткая документальная биография:

http://lib.ru/SHAKESPEARE/b…

 

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

vladimir71.mirtesen.ru

У.Шекспир. Основные даты жизни и творчества

1564, 23 апреля – родился в городе Стратфорд-на Эйвоне (графство Уорикшир, Англия) в семье состоятельного ремесленника (перчаточника). С 7 до 15 лет учился в стратфордской «грамматической школе» и получил серьезное образование. По окончании школы некоторое время был помощником учителя.

1590–1594 – ранний период творчества Шекспира. В это время он пишет исторические хроники, ренессансные комедии, трагедию «Тит Андроник», две поэмы.

1591 – впервые поставлена пьеса «Комедия ошибок».

1592 – начало лондонской театральной карьеры.

1593 – поступает в театральную труппу Джеймса Барбеджа, который строит в Лондоне здание для спектаклей, названное им «Театр».
С этого времени под названиями пьес Шекспира появляется его имя. Напечатана поэма «Венера и Адонис»

1594 – пьесы Шекспира ставятся с этого времени труппой «Слуги лорда Чемберлена», в состав которой входит и Шекспир.

1594–1600 – второй период творчества Шекспира. В это время он пишет ренессансные комедии, трагедию «Ромео и Джульетта» (1595), античную трагедию «Юлий Цезарь», сонеты.


1599 – построен сыновьями Барбеджа театр «Глобус»*, пайщиком которого является Шекспир. На сцене «Глобуса» пьесы Шекспира шли в течение 15 лет.
Отцу Шекспира присвоен дворянский герб.

1600 – создана трагедия «Гамлет».

1601–1608 – третий период творчества Шекспира. В это время он пишет великие трагедии, античные трагедии, «мрачные комедии».

1609–1613 – четвертый период творчества Шекспира. В это время он пишет драмы-сказки с трагическим зачином и счастливым финалом.

1609 – впервые напечатаны сонеты Шекспира.

1612 – покинул театр и, прекратив драматургическую деятельность, вернулся в родной Стратфорд.

1613 – театр «Глобус» сгорел, все его архивы погибли.

1616, 23 апреля – умер и похоронен в Стратфорде.

literatura5.narod.ru

Смерть Шекспира: рождение легенды — «Дистопия»

Пока интернет оплакивает очередного умершего артиста и старательно имитирует признаки скорби, чем уже никого не удивить в 2016 году, внимание привлекает другая дата. Не заметить это событие было бы непростительной ошибкой. Впрочем, носиться с ним – все равно, что макать белоснежные сорочки в мертвенно бледную кладбищенскую грязь. Но говорить об этом стоит. Итак, 400 лет назад умер Уильям Шекспир.

Сам факт его существования вызывает вопросы. Как человек из глухой деревни создал современный английский язык, переизобрел законы драмы и, по сути, изменил мир? Но, глядя сквозь сотни лет истории, признаемся сами себе: по большему счету, все равно, кто это был такой или кто скрывался под именем Шекспира.  Еще до изобретения слова «мем» таинственный англичанин уже существовал в пространстве гипертекста и интеллектуального анекдота. Он переплюнул Цоя, Элвиса и других «бессмертных» — Шекспир стал легендой, но не забронзовел, не оброс армией подражателей и не занял место в пантеоне знаменитого Бедлама, который, к слову, не так уж далеко от театра «Глобус».

Почему же, по крайней мере, в нашей стране – не любят читать этого английского Анонимуса, лукаво улыбающегося всегда по-разному со своих немногочисленных портретов? Кто прочитал хотя бы половину канонических пьес, исключая попсовых «Ромео и Джульетту» и программного «Гамлета»?

Феномен Шекспира выпирает маской Гиппократа из корпуса классической литературы. Нельзя смотреть на тени театра Глобус, и не ощутить могильный зов и приятный шепот призраков. В шекспировских пьесах вообще нет архаичности — наоборот, там, на пожелтевших страницах среди мертвых королей и лордов бродят призраки, ведьма, феи, колдуны и могущественные духи – вот вам треклятое фэнтези. А глубокому вероломству Макбета (и его жены) позавидуют многие персонажи «Игры Престолов». Ну, а то, сколько сюжетов построено на Короле Лире, том же Гамлете, Отелло и прочем даже бессмысленно считать. Нет, господа, Шекспир – это не пыль и мрак. Это учебник драмы, сокровищница характеров, чертеж для сюжетного скелета, на который можно нанизывать фактурное мясо.

Шекспир сделал для литературы столько же, сколько Леонардо Да Винчи сделал для науки и техники. Леонардо, впрочем, сегодня скукожился до размера черепашьего панциря. А вот Шекспир смотрит на нас, актеров на той самой сцене, и смотрит все так же – как на говно.

Последние несколько лет своей жизни Шекспир, кажется, не писал. Причин тому много. И эпидемия чумы, и болезни, и надоедливые королевские драматурги, судьи, актеры, лорды и прочие потребители. Но, вероятно, автор уже все сказал. К 1612 году Шекспир подвел такую базу под основы власти, человеческие страсти, политику, экономику, культуру, любовь, смерть, христианство, язычество, комедию и трагедию — что сам стал грудой костей на вершине гигантской пирамиды рабского труда. Как и полагается автору, Шекспир стал заложником текста, маски и репутации. И не придумал ничего лучше, чем полностью отключиться от Матрицы, уйти в медийную аскезу и даже на смертном одре отказаться от какой-либо связи с литературой. Жене драматурга досталась только хлипкая кровать. И ни одной рукописи. К слову сказать, на могиле Шекспира выбита весьма ироничная надпись, где автор буквально троллит своих последователей. В итоге – Шекспир отказался от своей славы, а единственным памятником себе считал построенный театр.

Но все это досужие домысли. Ведь не утихает игра воображения в мозгах шекспироведов, этих эксгуматоров духа, которые не могут успокоиться. Не мог человек с ужасным почерком и никчемным образованием, да еще и никогда не покидавший пределов Англии, владеть словарным запасом богаче любого современника! Откуда было взять достоверные знания об устройстве европейских городов? Средневековые хроники и истории Древнего Мира? К тому же, в пьесах Шекспира заложена идеологическая база, призванная очернить предыдущие династии и дать фундамент правлению Тюдоров! Шекспир – это политический облик королевы Елизаветы и её тайной армии любовников с главным философом двора Френсисом Бэконом и графом Оксфордом!

Смерть Шекспира не поставила точку на его истории. Но и не сделала его небожителем. Не смотря на вопрос авторства, больше напоминающий «игру в бисер» Германа Гессе, первичным всегда оставался сам текст. И мысль, что его сумел написать обычный литератор, по сути, гуманитарий – вот что действительно щекочет нервы. Потому что если бы это был тайный лорд, ученый муж или еще какой-нибудь рептилойд с планеты Нибиру, в чем тогда ценность? Шекспир – не супергерой (а быть дворянином в 16 веке было как быть Тони Старком сейчас). Шекспир – это обычный человек, такой же, как мы с вами.

В фигуре Шекспира какой-то невообразимой гениальности нет. Это кажется странным сегодня, когда умение составлять связный текст делового письма уже стало достижением в реалиях офисной жизни. Вообще, сама концепция гениальности отдает запахом ладана и потными подмышками Фомы Аквинского. Кто такой гений? Это выдающийся талант, наделенный даром свыше. Применить к атеисту Шекспиру концепцию нисходящей благодати рука не поворачивается. Да и размышлять о гениальности как о высшей степени развития навыка слишком уж технократично. Гениальность – это не навык 100 уровня. Это иллюзия восприятия окружающих людей. Это образ, который продают со временем Сальвадора Дали, а может и еще раньше. В любом случае, бегать с линейкой гениальности за людьми, к тому же, мертвыми – невежливо.

Но вернемся на шаг назад. Итак, для гармоничного существования лучше считать: Шекспир был тем, кем он представляется по «официальной версии». Версию эту тоже приходится собирать по судебным документам, обрывочным воспоминаниям его жены с очаровательно омонимичным именем Энн Хеттуей, да по иным запискам и сведениям. Как и полагается биографии легенды, многие годы жизни Уильяма для нас потеряны. Например, о том, получал ли Шекспир высшее образование и чем занимался до появления на сцене. Мы даже не знаем, почему он вообще возник из-за кулис. Социальный статус Шекспира тогда был сомнительным, ведь по законам того времени простолюдин, драматург и «младший актер» (полноценными актерами могли стать только члены гильдии, а туда женатых людей не брали) — считался лицом «второго сорта», а потому «приличные люди» долго игнорировали сам факт существования такого автора.

А теперь внимание, еще раз. Шекспир был низкооплачиваемым работником сферы культуры, который писал пьесы в стол.  Лишь начав свое дело и скопив некую сумму денег, он дал этим пьесам ход. Популярности в современном понимании он не снискал, а в высокой культуре очень долго был персоной «нон грата». Иными словами, в культурный истеблишмент он никак не встраивался, влачил жалкое существование мелкого предпринимателя, а потом – добился нобилитета (статус «джентльмена») да и то за деньги.

Такой вот облик человека плохо вяжется с тем образом гения, который создал бессмертные работы. Но именно такой вот образ человека, по ночам кропающего свои тексты для души — согревает изнутри сердце современного гуманитария. А как иначе? За что-то нужно держаться, когда само это слово стало обидным.

Шекспир – это куда лучший и близкий образец для подражания юного филолога, чем кто бы то ни был. Те, кто выбрал в качестве жизненной стези, путь изучения гуманитарных наук, те, кто на уровне соучастника изучают общественную жизнь и культуру — они ведь мало защищены от зловредного мира. Тем, кто занимает прослойку между менеджером и чиновником, нужны покровители. И одним из них мог бы быть Шекспир. Не выдуманная легенда, а вот такой вот некрасивый и, наверное, не слишком приятный человек, который сложил кусочки самого себя в бумажный кинжал, которым он пробил ткань времени. Не обличенный никакой властью, без баснословного богатства, популярности, красоты и уважения, а только своим трудом, желанием, волей и, конечно, с помощью счастливого случая — Шекспир стал тем, кто 400 лет вызывает вопросы, но, в первую очередь, кто просто хорошо развлекает публику любого достатка и культурного бэкграунда.

Не надо заниматься декодингом и борьбой с невидимыми монстрами. Наносные образы, символы успеха, смысла, экономики, политики, религии —все это ерунда по сравнению с темнотой внутри нас самих. Но темноту можно рассеять светом культуры. Не стоит искать загадку и «глубокий смысл», пора перестать не замечать человека за легендой. Шекспировский вопрос на деле оборачивается ответом. Ответом о том, что делать нам самим. Читать. Открыть старую пожелтевшую книгу и найти там: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось вашим мудрецам»…

dystopia.me

Уильям Шекспир — биография

Будущий драматург родился в городе Стратфорде-на-Эйвоне (Stratford-upon-Avon) в Уорикшире (Warwickshire), графстве в центре Англии. Это был первый сын в семье Джона и Мэри Шекспир (John and Mary Shakespeare), которые заключили брачный союз, по-видимому, между 1556 и 1558 годами. Мэри была младшей и любимой дочерью Роберта Ардена (Robert Arden), состоятельного землевладельца из сословия gentry (провинциального нетитулованного дворянства). Семья Арден происходила из древнего знатного рода, впоследствии утратившего своё влиятельное положение. После смерти отца в 1556 году Мэри получила в наследство имение в Уилмкоуте (Wilmcote), здания и пахотные земли, которые приносили доход. Это обстоятельство сыграло свою роль в повышении социального положения её супруга. Джон Шекспир числился в «городской росписи мистерий» по гильдии перчаточников, кожемяк и воротниковщиков. Кроме торговли шерстью, предание приписывает ему также владение городской скотобойней. Он пользовался уважением своих сограждан и избирался на почётные должности олдермена (1565) и бельифа, т.е. мэра (1568), что определило его принадлежность к социальной элите. Примерно в 1571 году Джон Шекспир подал прошение в геральдический колледж в Лондоне на получение дворянского герба. Правда, соответствующие документы ему удалось получить только в 1596 году, когда драматург Уильям Шекспир смог возобновить запрос и оплатить требуемую сумму.

Уильям стал третьим ребёнком Джона и Мэри, родившиеся до него девочки Джоан и Маргарет прожили недолго. После Уильяма в семье родилось ещё пятеро детей: Гилберт, вторая Джоан, Анна, Ричард и Эдмунд. Анна умерла в возрасте 8 лет. Все три брата ушли из жизни раньше Шекспира. Известно, что младший из них — Эдмунд, проживший только 27 лет, также был актёром. Пережила Уильяма только сестра Джоан, имевшая четверых детей. Благодаря потомкам её сына Томаса всё ещё жива единственная ветвь шекспировского рода.

Маленький Уильям обучался в бесплатной грамматической школе (King’s New School). В 1569-1571 годах он посещал младшую школу, где приобрёл навыки чтения и письма, а затем поступил в среднюю, где главным образом преподавался латинский язык, давалось религиозное образование и элементарные сведения по античной истории и литературе. Полагают, что Шекспир получил также некоторое знание греческого языка, не совсем ясно — в школе или на стороне.  В 1576 году пошатнувшиеся дела отца и финансовые затруднения семьи, вероятно, заставили прервать обучение подростка и занять его по хозяйству. Нельзя сказать точно, удалось ли Шекспиру закончить школу. Согласно преданию он какое-то время работал в должности помощника учителя, (возможно, у частного нанимателя), был работником в типографии и т.д. Часть жизни Шекспира, начиная примерно с 1579 года, принято называть «утерянными годами». Нет точных сведений о том, чем занимался Шекспир до 1588 или 1589 года, когда он начал свою драматическую карьеру в Лондоне. Известен только ряд фактов, относящихся к его семейной жизни.

В возрасте 18-ти лет Уильям женится на Анне Хэтэуэй (Anne Hathaway). Их семьи были знакомы. Анна была старшей дочерью от первого брака Ричарда Хэтэуэя, зажиточного арендатора, имевшего большую ферму в посёлке Шоттери недалеко от Стратфорда. Не сохранилось её достоверных портретов, существует лишь приписываемый ей женский образ на рисунке Кёрзона (Nathaniel Curzon). Когда отец Анны умер, главной его наследницей осталась вторая жена. Анна, как и другие дети, получила от отца некоторую сумму денег. В то время ей было 26 лет, она была на 8 лет старше Уильяма. Неизвестно, как начинались их отношения, но известно, что в сентябре 1582 года была зачата их первая дочь. Такое положение потребовало скорейшего заключения брака, отсрочка которого грозила скандалом и могла привести молодых людей на «суд разврата», осуждающий добрачные отношения. По-видимому, отец Уильяма и друзья семьи Хэтэуэй помогли им с приобретением лицензии у епископа епархии Уорчестера (Worchester), которая обеспечивала ускоренную процедуру вступления в брак. С учётом даты получения лицензии, церемония бракосочетания Анны и Уильяма могла состояться 30 ноября — 1 декабря, вне Стратфорда. 26 мая 1583 года их дочь Сюзанна (Susanna) была крещена в стратфордской церкви св.Троицы, а примерно через два года родились близнецы Хэмнет / Гамнет и Джудит (Hamnet and Judith), крестины которых состоялись 2 февраля 1585 года. Судя по этим событиям, Уильям Шекспир должен был оставаться в Стратфорде всё это время. В 1588 году его имя упоминается вместе с именами его родителей в связи с судебным процессом по земельным делам. А в 1589 году он уже пишет свои первые произведения для театра в Лондоне. Возникает вопрос, каким образом и когда он сумел так преуспеть на театральном поприще, если в Стратфорде у него не было соответствующей базы для совершенствования образования и развития литературного таланта. Такие возможности мог предоставить Лондон.

Согласно распространённой биографической версии Шекспир переселился в Лондон примерно в 1587 году. Некоторые исследователи полагают, что он мог отправиться туда раньше — в 1585 году, очевидно, после крещения Гамнета и Джудит. У других биографов (к примеру, у Обри, у Жана-Мари и Анжелы Маген / Jean-Marie et Angela Maguin ) приводится ещё более ранее датирование его отъезда из Стратфорда. Предполагается, что Шекспир мог отправиться в Лондон и испытать на себе влияние театральной среды уже в возрасте 18-19-ти лет, после крещения Сюзанны (если он не был нанят ещё в Уорикшире одной из проезжавших театральных трупп). Из документов известно, что в период с 1569 по 1587 гг. комедианты побывали в Стратфорде более 20 раз, следовательно Уильям мог познакомиться с театром как таковым ещё будучи мальчиком. В случае, если Шекспир уже с 1583 года работал далеко от дома, он, безусловно, должен был наезжать в Стратфорд, где были зачаты и родились их с Анной дети-двойняшки. Появившийся в сентябре 1592 года желчный памфлет умирающего драматурга Роберта Грина из круга «академиков» (выходцев из университета), даёт знать о том, что Шекспир к тому времени уже успешно писал театральные тексты: «… только что добившийся успеха… писака этот воображает себя единственным в Англии потрясателем сцены (Shakescene), надо ему показать его место». Приступив к писательскому делу предположительно в 1590 году, Шекспир написал / переделал к 1592 году 4 пьесы (или больше, в сотрудничестве с другими драматургами). Но начинал он свою карьеру в театре актёром. Существует легенда, источником которой якобы послужил рассказ Уильяма Давенанта. По этой легенде Шекспир приобщился к театральному опыту благодаря тому, что сначала ловко управлялся с лошадьми, оставленными у входа в театр богатыми посетителями, и вскоре своей живостью и красноречием привлёк к себе внимание со стороны некоторых актёров, порекомендовавших его в театр на небольшие роли. Неизвестно, было ли всё именно так на самом деле, но в труппу он всё-таки попал. Думают, что приобщение к театральной жизни Шекспир, возможно, начинал с выполнения разного рода служебных поручений, среди них называют обязанности билетёра, помощника суфлёра и т.п.

Появление Шекспира в театре в качестве актёра, возможно, не слишком заметное, вскоре переросло в амплуа искусного писателя. На начальном этапе драматургической карьеры Шекспир переписывал, отделывал для театра старые пьесы, как это было принято в то время, не выдавая эти тексты за свои, они принадлежали труппе. Вероятно, он приступал к написанию пьес постепенно и небольшими частями, в сотрудничестве с другими авторами. Такими примерами могут являться пьесы «Тит Андроник» (Titus Andronicus) и три части «Генриха VI» (King Henry the sixth), созданные предположительно в 1592 году, а также «Ричард III» (King Richard The Third, 1592-93), где соавтором мог быть Томас Неш / Thomas Nashe. С 1590 года по 1594 год Шекспир сам или в соавторстве, написал / переделал восемь пьес. «Укрощение строптивой» (The Taming of The Shrew, 1590-91), «Два веронца» (The Two Gentlemen of Verona, 1590-91) — по комедии Грина, «Комедия ошибок» (The Comedy of Errors, 1594), «Бесплодные усилия любви» (Love’s Labour’s Lost, 1953? / 1594-95), «Венецианский купец» (The Merchant of Venice, 1596-97). Для своей версии «Ромео и Джульетты» (Romeo and Juliet, 1594-1596) Шекспир, возможно, использовал оставленную академиками переработку старого текста.

В следующие два года, в разгар эпидемии чумы, когда все театры были закрыты (с небольшим перерывом в зимнее время), Шекспир создал поэмы «Венера и Адонис» (Venus and Adonis, 1593) и «Обесчещенная Лукреция» (The Rape of Lucrece, 1954). Обе поэмы посвящены Генри Райотсли, графу Саутхэмптону (Henry Wriothesley, third Earl of Sauthampton), его покровителю. «Венера и Адонис» стало первым произведением Шекспира, напечатанным под его собственным именем. Возможно (согласно распространённому мнению), что большая часть знаменитых сонетов написана Шекспиром между 1593 и 1598 годами, хотя предлагают и более позднюю датировку, учитывая факт их издания в 1609 году. Эти небольшие поэмы особого стихотворного размера представлены в определённом порядке и развивают темы юности и красоты, женитьбы и отцовства, любви и дружбы, верности и измены, соперничества, старости и смерти, силе поэзии и т.п. Многие стихи посвящены прекрасному молодому человеку, близкому другу поэта (его имя не установлено). Ряд сонетов посвящён так называемой смуглой даме, загадочной любовнице поэта (Mary Fytton / Мэри Фиттон ?, фрейлине королевы). Не исключают, что уже в 1593 году, в период эпидемии, могла появиться пьеса «Бесплодные усилия любви», задуманная для частного представления в аристократическом кружке Саутхэмптона в его поместье Тичфилд (Titchfield). Драматургическая деятельность Шекспира продолжала успешно развиваться. «Комедия ошибок» (моделью для которой послужила пьеса древнеримского комедиографа Тита Макция Плавта / Titus Maccius Plautus), возможно, стала первой пьесой, представленной им к открытию театров по окончании эпидемии чумы в декабре 1594 года.

Имя Уильяма Шекспира обнаруживается среди имён актёров-пайщиков (пайщики имели определённый доход) театральной компании Джеймса Бёрбежда «Слуги лорда-камергера» (Chamberlain’s Men) в 1594 году, но не вполне ясно, где именно он начинал свою работу. Труппа «Слуги Лорда-Камергера» была сформирована в результате реорганизации трёх различных трупп: «Слуги лорда Хансдона», «Слуги лорда Стренджа» и «Слуги Дерби». Шекспир мог принадлежать к одной из них. Также выдвигались предположения, что поначалу он служил в труппах «Слуги Пембрука» или «Слуги Королевы». Принадлежащая Елизавете труппа «Слуги Королевы» (The Queen’s Men) была создана в 1583 году и действовала по 1594 год. Она имела преимущественный статус среди других работающих в Лондоне трупп до появления «Слуг лорда-адмирала» и «Слуг лорда-камергера», которые стали лидирующими соперниками в последние десять лет 16 века. Труппа, прославившаяся под именем «Слуги Лорда-камергера», была создана ещё в 1564 году, но до 1590 года она давала представления в провинции под именем «Слуги Лорда Хансдона». Двойственность названия объясняется тем фактом, что покровителями труппы были Генрих Кэри, первый лорд Хансдон, главный камергер, умерший в 1596 году, а также его сын Джордж Кэри (1547-1603), второй лорд Хансдон, тоже главный камергер. Находясь в составе труппы Бёрбеджа как минимум с 1594 года, Шекспир должен был знать подмостки «Театра» (The Theatre) и «Куртины» (The Curtain, 1577-1627), основанной Генри Лэнманом (Henry Lanman), прежде чем он стал совладельцем «Глобуса» (The Globe).

В начале правления Елизаветы (Elizabeth I of England, 1533-1603), взошедшей на престол в 1558 году, комедианты всё ещё не имели обособленных построек для показа своих спектаклей, в этих целях использовались постоялые дворы, залы учебных заведений и частные дома. Но в 1576 году Джеймс Бёрбедж (James Burbage, 1530-1597) — антрепренёр, начинавший актёром в труппе «Слуги графа Лестера», построил за городской стеной на окраине Шордич (Shoreditch) первое в Лондоне специальное здание для театральных представлений — The Theatre. В 1597 году Джеймс Бёрбедж умер. К этому времени истёк срок аренды участка, на котором располагался The Theatre, и владелец земли отказался продлить контракт. Было решено демонтировать «Театр» и на плоту перевезти его разобранные части на другой берег реки. Там на основе этого материала был возведён театр «Глобус», открывшийся в начале 1599 года. В течение двух лет (с момента закрытия «Театра» и до открытия «Глобуса») представления труппы проходили в расположенном неподалёку театре «Куртина». Земля под строительство нового театра была взята в аренду на 30 лет. Сыновья Бёрбеджа Катберт и Ричард (Cuthbert Burbage and Richard Burbage, 1567-1619) стали главными акционерами предприятия, владельцами половины здания, остальную часть стоимости они предложили разделить между несколькими пайщиками из состава труппы. Так Шекспир стал одним из совладельцев «Глобуса». Первый театр с названием «Глобус» открылся в 1599 году, но в 1613 году он сгорел до основания (во время представления «Генриха VIII» вспыхнула соломенная кровля). Через год на том же месте был построен «второй Глобус» («The second Globe»), на этот раз c черепичной крышей. Половину стоимости работ взяли на себя Бербеджи, остальная сумма была оплачена пайщиками. Неизвестно, участвовал ли Шекспир в финансировании этой реконструкции. Предполагают, что представление в новом театре открылось пьесой «Два благородных кузена». (В 1642 году правительство Кромвеля запретило театральные спектакли, второй «Глобус» был закрыт и к 1644 году разрушен. В 1996 году шекспировский театр «Глобус» был отстроен заново неподалёку от его прежнего местонахождения, что осуществилось во многом благодаря инициативе и многолетним заботам американского актёра, режиссёра и продюсера Сэма Ванамейкера / Sam Wanamaker, 1919-1993, основавшего в 1970 году Трастовый Фонд Шекспировского Глобуса).

В период пребывания в Лондоне Шекспир неоднократно менял место жительства, каждый раз арендуя жильё. В первые годы он, вероятно, проживал где-то в районе Шордич, что было дешевле и удобнее, имея также в виду сосредоточие там нескольких театров. С 1595/1596 года он жил в приходе церкви св. Елены, около Бишопсгейт (Bishopsgate), довольно респектабельном квартале между двумя театральными районами. В 1599 году он снимал жилище на южном берегу Темзы, поблизости от недавно построенного театра «Глобус». Лет через пять Шекспир перебрался с прибрежной территории, известной своей сомнительной атмосферой, ближе к центру Лондона. Известно, что между 1602 и 1604 годами Шекспир нанимал жилое помещение у семьи французского эмигранта гугенота Кристофера Монжуа, мастера дамских шляп, в квартале Криплгейт (Cripplegate) недалеко от собора св. Павла. Квартира располагалась на углу Монквелл-стрит и Силвер-стрит, и дорога до «Глобуса» занимала около получаса. Первой недвижимостью, приобретённой Шекспиром в Лондоне, стал дом привратника бывшего монастыря Доминиканцев (в 1613 году).

Годы с 1595 по 1601 явились периодом активного развития и взлёта писательской карьеры Шекспира, что обеспечило славу его произведениям и труппе. Репертуар «Слуг лорда-камергера» пополнился двенадцатью пьесами Шекспира. В елизаветинскую эпоху в Лондоне работало несколько заметных драматургов и существовало несколько театров, конкурирующих друг с другом. В 1587 году на южном берегу Темзы предприниматель Филипп Хенслоу (Philipp Henslowe, 1550-1616) построил театр «Роза» (The Rose, 1587-1605). В 1595/96 году в той же местности Фрэнсис Лэнгли (Francis Langley, 1548-1602) открыл театр «Лебедь» (The Swan, 1595-1632). Были и другие театральные площадки. В театре «Роза» играли соперничающие с труппой Бёрбеджа «Слуги лорда-адмирала» (Admiral’s Men), звездой которых был выдающийся трагик Эдуард Аллен (Edward Alleyn, 1566-1626). (Уйдя в 1597 году со сцены, Аллен в 1600 году участвовал вместе с Хенслоу в строительстве в Шордиче на северной стороне реки театра «Фортуна», в ответ на успех «Глобуса». Театр сгорел в 1621 году). В Театре «Роза» представляли все пьесы Кристофера Марло (Christopher Marlowe, 1564-1593), одного из самых талантливых поэтов и драматургов — предшественников Шекспира, по-видимому, начинавшего здесь свою драматургическую карьеру. Марло, несомненно, оказал влияние на Шекспира в начале его творчества. Он был из числа драматургов — так называемых «университетских умов», или «академиков», имевших дипломы Оксфорда или Кембриджа. В этот круг входили также Роберт Грин (Robert Greene, 1558-1592), Джон Лили (John Lyly, 1554-1606), Томас Неш (Thomas Nashe, 1567-1601), Джордж Пиль (George Peele, 1556-1596) и Томас Лодж (Thomas Lodge, 1558-1625). Рядом с «академиками» вносили свой вклад в развитие елизаветинской драмы литераторы, которые, по-видимому, не заканчивали университета: Томас Кид (Thomas Kyd, 1558-1594), автор ранней пьесы о Гамлете, Джон Дей (John Day, 1574-1638?), Генри Портер (Henry Porter, died 1599). Под влиянием пьесы Портера «Две мегеры из Абингдона» (The Two Angry Women of Abingdon) Шекспир создавал свою комедию «Виндзорские насмешницы» (The Merry Wives of Windsor, 1597-1602).

В английской театральной среде того времени привычной нормой считалось «одевать старые драмы в новые одежды». Новые пьесы создавали, как правило, переделывая и дополняя тексты предшественников, порой соединяя, переплавляя один источник с другим, перелагая прозу на стихи и т.п. Использовалось всё занимательное и впечатляющее, фабулы и интриги, которые могли быть обнаружены в печатных изданиях, в переводной литературе. Успешность результата зависела в большей степени от чутья и таланта переработчика, чем от оригинальности сюжета. Шекспир в своём творчестве также прибегал к подобным приёмам, мастерски осваивая и совершенствуя материалы из разных источников. При написании римских трагедий он обращался к переводу Томаса Норта (Thomas North) 1579 года «Жизни замечательных людей» Плутарха (Plutarch’s Lives), для драм из английской истории искал материал у в «Союзе двух благородных и знатных семей Ланкастеров и Йорков» Эдуарда Холла (Hall’s Chronicle, 1542) и «Хрониках Англии, Шотландии и Ирландии» Рафаэля Холиншеда (Raphael Holinshed’s Chronicles of England, Scotland and Ireland, 1577). Шекспир также пользовался переводами европейских ренессансных новелл, «Метаморфоз» Овидия (Ovid’s Metamorphoses), «Римской истории» Тита Ливия (Titus Livius’ Roman History), обращался к произведениям Джефри Чосера (Chaucer Geoffrey, 1343-1400) и многим другим источникам, включая Библию. В качестве литературной основы для своих драм Шекспир использовал также предыдущие театральные пьесы: античные и современные, часто анонимные, не дошедшие до нашего времени, среди которых были ранние версии текстов о короле Лире, Ричарде III, Генрихе V, принце Гамлете, и прозу, к примеру, роман «Розалинда» (1590) Томаса Лоджа, переработанный в комедии «Как вам это понравится» (As You Like It, 1599-1600). Кроме этой пьесы, Шекспир написал для открывшегося в 1599 году театра «Глобус» «Юлия Цезаря» (Julius Caesar), «Гамлета» (Hamlet, Prince of Denmark, 1599? 1600-01), «Двенадцатую ночь, или Что угодно» (Twelfth Night; or, What You Will, 1601) — для выступления при дворе в Уайт-холле по случаю праздника Богоявления. Основным ее источником является история об Аполлонии и Силле из «Прощания с военным делом» (Farewell to Military Profession, 1581) Барнаби Рича (Barnabe Rich, 1540-1617).

В 1596-97 годах была создана пьеса «Король Джон» (The Life and Death of King John), затрагивающая историю брата Ричарда Львиное Сердце, которая уже не раз разрабатывалась предшественниками Шекспира. В своей версии он произвёл, скорее, компоновку материалов из нескольких источников. Примерно в те же годы появилась авторская тетралогия из исторических пьес, включающая «Ричарда II» (King Richard The Second, 1596), «Генриха IV» ч.1, 2  (King Henry The Forth, parts 1 and 2, 1597-98) и «Генриха V» (King Henry The Fifth, 1598-99). Елизавета довольно болезненно отнеслась к сопоставлению ее с Ричардом II, и труппа Шекспира вызвала ее неудовольствие, сыграв одноименную пьесу накануне бунта Эссекса в 1601 г. В «Генрихе IV» вышел на сцену один из ярчайших шекспировских персонажей — сэр Джон Фальстаф, история которого продолжена в комедии «Виндзорские насмешницы», написанной, как считается, по заказу королевы Елизаветы. Сцена смерти Фальстафа описана в «Генрихе V».

Живя в Лондоне, Шекспир часто наезжал в Стратфорд, поддерживая связь со своими родными. В 1596 году по неизвестной причине умер его одиннадцатилетний сын Хэмнет. В том же году он, наконец, получил дворянский герб, возобновив давнее прошение своего отца, и стал именоваться Уильямом Шекспиром, джентльменом. В следующем 1597 году Шекспир приобрёл для своей семьи New Place — один из самых больших и красивых домов в Стратфорде (он был разобран в1759 году, но сохранились остатки фундамента и соседнее здание Nash House, принадлежавшее первому мужу Элизабет, внучки Шекспира, Томасу Нэшу /  Thomas Nash). Новая резиденция, состоявшая из многих комнат, была очень просторной для собственного семейства Шекспиров, и через несколько лет Анна Шекспир приняла в дом племянника мужа Томаса Грина, его жену и двоих детей. (В 1602 году Уильям Шекспир присоединил к своим владениям небольшой дом и сад напротив Нью Плэйс, где ныне располагается школа). В 1601 году умер Джон Шекспир, отец Уильяма. В отсутствии завещания родительский дом на Хенли-стрит перешёл к старшему сыну. Мать Уильяма Мэри Шекспир оставалась в этом доме до конца своей жизни (она скончалась в 1608 году.)

В 1602-04 годах Шекспир написал ряд пьес, традиционно называемых комедиями, которые, в отличие от предыдущих воздушных и искрящихся радостью творений, таких как «Сон в летнюю ночь» (1595) или «Много шума из ничего» (1598), окрашены в более мрачные тона. Это «Троил и Крессида» (Troilus and Cressida,1602), черпающая историю любви заглавных героев из одноимённой поэмы Чосера (1385). «Мера за меру» (Measure for Measure, 1603) — в основу комедии легла пьеса в двух частях драматурга Джорджа Уэтстона (George Whetstone, 1544? — 1587?) «Промос и Кассандра» (The Rare Historie of Promos and Cassandra, 1578), использующая сюжет новеллы Чинтио. «Всё хорошо, что хорошо кончается» (All’s Well that Ends Well, 1603-04) — сюжетной основой комедии стала история из «Декамерона» Боккаччо. (Последняя пьеса даже была отнесена издателями «ин-фолио» 1623 года к разделу трагедий.) За этими по сути драмами, последовали три, не считая уже упомянутого «Гамлета», знаменитые трагедии: «Отелло» (Otello, The Moor of Venice 1603-04), «Король Лир» (King Lear, 1605-06) и «Макбет» (Macbeth, 1606). Сюжет «Отелло» был подсказан одной из новелл итальянского литератора Джиральди Чинтио, или Чинцио (Giambattista Giraldi Cinzio, 1504-1573), для разработки своего «Короля Лира» Шекспир, вероятно, использовал текст одноимённой анонимной пьесы, изданной в 1605 году. Названные великие трагедии создавались, когда звезда Елизаветы I уже закатилась, и новая пьеса «Макбет» должна была понравиться новому королю, происходившему из Шотландии.

В начале февраля 1603 года «Слуги лорда-камергера» в последний раз играли перед королевой Елизаветой. После её смерти, последовавшей в конце марта, Лорд Хансдон был отстранён от должности главного камергера, и в мае 1603 года знаменитая лондонская труппа перешла под личное покровительство короля Англии Якова I (Jacob / James I, 1566-1625), получив название «Слуги Короля» (The King’s Men). Полагают, что «лакеи покоев Его Величества» ежегодно давали при дворе примерно 12 представлений, в два раза больше, чем при Елизавете. В августе 1608 года братьям Бёрбеджам удалось осуществить проект, когда-то не удавшийся их отцу, — открыть театральный зал в бывшем Доминиканском монастыре (Blackfriars). Шекспир стал одним из семи партнёров, т.е. владельцем седьмой части здания. В отличие от «Глобуса» это была крытая сценическая площадка, удобная для представлений в холодное время года, а также позволявшая в ходе спектаклей создавать «ночь», для чего закрывали ставни. В зале было предусмотрено только 700 мест, но более комфортабельных, чем в открытом «Глобусе». Представления давали в обоих театральных зданиях. (Театр Blackfriars был разрушен в 1655 году.)

Ближе к концу первого десятилетия 17 века Шекспир снова обратился к Плутарху в переводе Томаса Норта, результатом чего явились три новые пьесы драматурга, развивающие античные сюжеты: «Тимон Афинский» (Timon of Athens, 1605?), «Антоний и Клеопатра» (Antony and Cleopatra, 1606?) и «Кориолан» (Coriolanus, 1608). 

В июне 1607 года 24-летняя дочь Шекспира Сюзанна вышла замуж за доктора Джона Холла (John Hall), супруги поселились в доме недалеко от церкви св. Троицы, а в феврале 1608 года родилась внучка Шекспира Элизабет. В августе 1607 года в 27-летнем возрасте умер младший брат Уильяма — Эдмунд Шекспир, также актёр. Он был похоронен в Лондоне на кладбище церкви св. Эгидия около Криплгейта (Cripplegate).

Начиная с 1607 года драматургическая деятельность Шекспира становилась менее активной: теперь он создавал одно произведение в год вместо двух. В этом году была создана драма «Перикл» (Pericles, Prince of Tyre, 1607). Источниками истории принца из Тира послужили поэтический рассказ «Confessio Amantis» / «The Lover’s Confession» / «Исповедь влюблённого» Джона Говера (John Gover, 1330-1408) и прозаическая версия Лоренса Твайна (Lawrence Twine) The Patterne of Painful Adventures / «Образчик тягостных приключений». В тексте пьесы есть доля участия другого драматурга, возможно, Джорджа Уилкинса (George Wilkins, died in 1618). Пьеса не была включена в первое фолио, и появилась в издании 1663 года. После написания «Зимней сказки» (The Winter’s Tale, 1609, по роману Грина «Пандосто» / Pandosto), «Цимбелина» (Cymbeline, 1610) и «Бури» (The Tempest, 1611) Шекспир сотрудничал с другими драматургами. Совместно с Джоном Флетчером (John Fletcher, 1579-1625) им были созданы пьесы «Карденио» (Cardenio, 1612-1613 — ныне утерянная), «Два благородных родича» (The Two Noble Kinsmen, 1613-1614) — основанная на истории Чосера «Рассказ рыцаря» / The Knight’s Tale — возможно, сыгранная первой по открытии восстановленного «Глобуса», в 1679 году включённая во второе фолио Бомонта и Флетчера (the Beaumont and Fletcher’s Folio), и «Генрих VIII» ( King Henry the Eighth / All is True, 1613), написанный, как полагают, в сотрудничестве с третьим автором — Фрэнсисом Бомонтом (Francis Beaumont, 1581-1616).

Во время представления пьесы «Генрих VIII» случился пожар в «Глобусе». Неизвестно, был ли Шекспир в это время в Лондоне. Предположительно в 1610 году или чуть позже Шекспир вернулся в Стратфорд, но продолжал бывать в Лондоне до начала 1613 года, т.к. всё ещё оставался пайщиком труппы, а также должен был в торжественных случаях находиться при Его Величестве будучи слугой королевских покоев. По дороге в Лондон и обратно Шекспир останавливался в Оксфорде у Давенантов (Jane Shepherd Davenant and John Davenant), хозяев гостиницы «Корона», сына которых Уильяма (в последствии ставшего поэтом-лауреатом и драматургом) он крестил в 1606 году, некоторые считали мальчика его сыном. В 1612 году Шекспир проходил в Лондоне свидетелем по делу Бэллота против Монжуа (владельца квартиры в Криплгейт). В 1613 году он приобрёл дом привратника бывшего монастыря Blackfriars, который сдавал в аренду вплоть до 1616 года. Несомненно, он учитывал удобное расположение этого помещения относительно обоих театральных залов, но случившийся в «Глобусе» пожар мог повлиять на его первоначальные планы, когда он продал свою долю в театре. В этом же году вместе с Ричардом Бёрбеджем он разработал эмблему с девизом графу Ретленду для турнира по поводу восшествия на престол Якова I. Документы следующих лет запечатлели участие Шекспира в разных делах в родном Стратфорде. В 1612 и 1613 годах Шекспир потерял своих братьев Гилберта и Ричарда, прожившего, по-видимому, всю свою жизнь в Стратфорде. Гилберт был владельцем галантерейной лавки в Лондоне. В феврале 1616 года дочь Шекспира Джудит вышла замуж, не совсем удачно — у её мужа Томаса Куини (Thomas Quiney) была сомнительная репутация, к тому же супруги вступили в брак во время Поста, без специального разрешения, и поэтому их отлучили от церкви. Трое родившихся в этом браке детей прожили очень мало. Джудит умерла в 1662 году, семь лет спустя после смерти мужа. В самом начале 1616 года Шекспир составил завещание. Его первоначальный текст был переправлен в марте того же года, в частности в отношении Куини, супруга Джудит, — он был исключён из числа наследников. В середине апреля умер Уильям Харт (William Hart), муж Джоаны, сестры Шекспира, а 23 апреля ушёл из жизни и он сам, по причине тяжёлой болезни. Через два дня Уильям Шекспир был похоронен в алтаре церкви св. Троицы. Анны Шекспир не стало в августе 1623 года, она упокоилась в той же церкви, рядом с супругом. Там же в 1635 и 1649 годах похоронили Джона Холла и Сюзанну, зятя и дочь Шекспира, и в 1647 году — Томаса Неша, первого мужа внучки Шекспира Элизабет (сама она покоится в Эбингтоне / Abington, где жила со своим вторым мужем Джоном Бернардом / John Bernard). Захоронение его другой дочери — Джудит (в 1662 году на стратфордском кладбище) со временем затерялось.

В Троицкой церкви рядом с могилой Уильяма Шекспира был установлен (предположительно в 1621 году) бюст работы голландского скульптора Джерарда Иенсена / Герарта Янсена (Gerard Johnson). Не исключают, что он был создан по посмертной маске Шекспира, хотя черты обоих изображений не идентичны. Подлинное перо было вложено в руку изваяния в 1790 году. В оригинальном исполнении бюст был многоцветным, первоначальные цвета оживили во время реставрации в 1749 году. Но, как говорят, раскрашенный образ Шекспира не пришёлся по вкусу его знаменитому биографу и комментатору Эдмонду Мелону, который находил многоцветность несовместимой с его представлением о великом человеке, поэтому в 1793 году бюст был покрыт светлой краской. Его первоначальный вид был восстановлен в 1861 году и сохраняется таким до наших дней.

В 1623 году в формате фолио было издано первое собрание сочинений драматурга Уильяма Шекспира (за исключением пьес «Перикл» и «Два благородных родича»). Осуществление этого проекта стало возможным благодаря усилиям Джона Хеминджа и Генри Конделла (John Heminge, 1556-1630 and Henry Condell, died in 1627), друзьям и коллегам Шекспира. Книгу предваряет послание к читателям от имени Хеминджа и Конделла, а также поэтическое посвящение Шекспиру — To the memory of my beloved, the Author — со стороны драматурга Бена Джонсона (Benjamin Jonson, 1572-1637), бывшего одновременно его литературным оппонентом, критиком и другом, способствовавшим изданию Первого Фолио, или как его ещё называют, «Великого Фолио» (The Great Folio of 1623).

Последние лучшие фильмы

kino-expert.info

400 лет со дня смерти Уильяма Шекспира: какую тайну хранит драматург (фотообзор)

Английский поэт и драматург Уильям Шекспир родился ровно 400 лет назад 23 апреля 1564 года в британсокм городе Стратфорде-на-Эйвоне. 

Пьесы Шекспира были переведены на все основные языки мира. И спустя 400 лет после смерти великого драматурга, не утихают споры о том, был ли он автором тех знаменитых произведений и может он является женщиной? А его образ лишь выдумка?

В честь 400-той годовщины смерти Уильяма Шекспира podrobnosti.ua подобрали самые интересные и таинственные факты из жизни исторического писателя.

Рождение и смерть Шекспира 

Точная дата рождения поэта и до сегодняшних дней неизвестна. Официальной датой его рождения принято считать 23 апреля 1564 года. В этот же день 1616 года Шекспир ушел из жизни.

В Лондоне был представлен якобы единственный прижизненный портрет драматурга, никто до сих пор точно не знает, как выглядел Шекспир.

Истинная любовь к жене или тайная страсть к другу?

Шекспир женился в 18 лет  на старшей за него женщине Эннм Хэтэуэйей, которой к тому времени уже было 26. Предполагается, что у них было трое совместных детей. Но, несмотря на брак, Шекспира ученые сомневаются в его ориентации. 

В некоторых пьесах прослеживает его влечение к мужчинам. Лучшим другом Шекспира был третий граф Саутгемптон Генри Ризли, который любил использовать косметику и переодеваться в женские наряды.

Последняя рукопись

Завещание английского драматурга является единственным рукописным документом, которое дошло к нам. В последнем письме Шекспира перечислены все детали его быта, даже ложки и вилки. Но о том, кому он передает свое литературное наследие, в завещании не написано ни слова.

Могила Уильяма Шекспира 

Мемориал великого поэта находится в Англии внутри церкви Святой Троицы. Также внутри церкви на стене находится надгробный памятник Шекспиру, установленный приблизительно до 1623.

Интересные факты 

  • Благодаря Шекспиру английский словарь пополнился на 1700 новых слов.
  • Драматург описал в своих пьесах разные города Европы, однако никогда не покидал родную Англию.
  • Две пьесы Шекспира бесследно исчезли из литературного наследия: «Победоносные усилия любви» (Love’s Labour’s Won) и «Карденио» (Cardenio).
  • Поэт вынужден был жениться из-за беременности своей будущей супруги.
  • Шеспир в 1585 году стал отцом двойняшек. Правда один из детей Хемнет умер в 11 лет, и дочь Джудит прожила до 77 лет.

Личность Шекспира не дает спокойно спать многим ученым и исследователям. Кто-то верит в реальное существование литературного гения, а кто-то не собирается принимать такую версию. Еще в конце XVIII века один из исследователей наследия Шекспира, выдвинул интересное мнение, что все произведения и пьесы не могут принадлежать малограмотному и бездарному актеру театра «Глобус».

Современный вид легендарного театра «Глобус»

Позже, к середине XIX века остальные ученые еще больше усомнились в подлинности биографии поэта. Впервые громкое «заявление» о жизни Шекспира сделала в 1857 британка Делия Бэкон, написав книгу «Разоблачённая философия пьес Шекспира». На страницах этой книги она сделала незаурядное предположение, что подлинным автором пьес Шекспира был целый круг единомышленников во главе с Фрэнсисом Бэконом — знаменитым композитором, философом и литератором.

Кем на самом деле был Шекспир? Этот вопрос на многие столетия остается открытым. Может общество имеет бурную фантазию или действительно за историческими пьесами стоит некому неведомый гений?

Напомним, что Уильяму Шекспиру Google посвятил дудл. А в США создали виртуальный театр с Шекспиром.

podrobnosti.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *