Князь печенежский – Печенеги — Википедия

Содержание

Куря (печенежский хан) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Куря (Х в.) — печенежский хан, известный тем, что убил киевского князя Святослава и сделал из его черепа чашу.

После заключения мирного договора между Святославом и византийским императором Иоанном Цимисхием (июль 971 года), князь должен был возвращаться в Киев через враждебные территории, и об этом были оповещены печенеги[1].

В изложении русской летописи, описывающей мир с Византией как победный для Руси, печенеги были предупреждены болгарами (по мнению одних историков, это были византийцы[2][3][1], либо болгары и византийцы действовали совместно[4]), сообщившими, что Святослав идёт с множеством добычи и пленных[5]. Греческие источники описывают события как победу Византии: воины Святослава были выпущены из Доростола и получили по 2 меры хлеба на каждого[6]. Согласно Иоанну Скилице, к печенегам было послано византийское посольство с мирными предложениями, включая беспрепятственный пропуск возвращающегося войска Святослава[7]. Согласно традиционной точке зрения, византийское посольство предупредило печенегов о движении Святослава

[8].

Хан Куря устроил засаду на Святослава у днепровских порогов. Киевский князь не стал сразу идти до порогов, а перезимовал в Белобережье. Ранней весной 972 года среди дружины случился голод и Святослав решил идти дальше. В районе днепровских порогов произошёл бой, в результате которого были перебиты русы и убит сам князь[1]. Согласно Повести временных лет, Куря сделал из черепа Святослава чашу и пил из него вместе со своей женой. Такой обычай делать чаши из костей черепа убитых врагов был популярен у тюркских народов. Кочевое население верило, что таким образом силы и мужество врага переходили на пьющего. Сам хан Куря и его жена пили эту ритуальную чашу, чтобы рождённый у них сын был подобен Святославу[4].

В 1933 году при работах на Днепрострое в реке Днепр в районе порогов

ru.wikipedia.org

Кто такие печенеги и где они проживали

ПЕЧЕ͘ЕГИ, сложный по этническому составу степной народ, в состав которого входили как тюркские, так и, вероятно, угорские племена в 8-9 вв. Наименование «печенеги» встречается в русских летописях; в сочинении византийского императора Константина VII Багрянородного «Об управлении империей» (10 в. ) они называются «патсинокитаи» . Печенеги продвинулись в восточно-европейские степи из области Нижнего Заволжья на рубеже 8-9 вв. Однако трудно определить точную дату именно этого фрагмента текста книги: вероятнее всего, где-то около 950. В стратегических построениях правителей Византии этот народ, занимавший степное пространство от Днепра до Дуная, приобрел большое значение из-за того, что Империя благодаря ему могла сдерживать военную активность варягов-русов и славян, совершавших частые нападения на окраинные византийские земли, особенно в пределах Балканского полуострова и Причерноморья. Для того чтобы безопасно нападать на византийские города, варяжские и древнерусские княжеские войска должны были обычно договориться с печенегами о праве прохода через занятые теми территории. В противном случае всегда была опасность нападения с тыла на движущиеся или сражающиеся армии. Так, в 972 на днепровских порогах погиб киевский князь Святослав Игоревич, которого печенеги ждали в засаде. Печенежский князь Куря изготовил из черепа Святослава чашу, из которой в дальнейшем пил на торжественных пирах. Печенежская кочевая среда достаточно слабо изучена с точки зрения организации и структуры власти. Границы племенных владений часто смещались в зависимости от характера взаимоотношений с соседствующими с ними государствами и племенами — торками, хорватами, аварами и др. В структуре владений существовали определенные принципы. В частности, разделение на четыре основных территориальных группы, каждая из которых подразделялась еще на два. В языковом отношении, определенно, преобладающим наречием было тюркское, в частности, в названиях племен представлен такой тюркский термин как «иртим» — половина, но далеко не вся терминология самоназваний может быть идентифицирована как тюркская. Несомненно наличие угорской лексики. Военная организация связана с широким применением конницы, но очевидно также, что какие-то рейды совершались по воде. Скорее всего, применение транспортных речных судов для ведения военных действий заимствовано печенегами у ближайших славянских соседей. До конца 10 в. печенеги были значительной силой в степной и равнинной Юго-Восточной Европе. В 1036 потерпели значительное поражение от Ярослава Мудрого. Затем их, так же как и аваров, смывает очередная волна тюркских вторжений. Остатки печенегов откочевали в Венгрию.

Они типа джунгар народнрсть такая на Киевскую Русь нападали нападали нападали да не напали затем они слились с другими народностями и впоследствии "растворились"

По мнению многих учёных (в частности, академика Артамонова и его ученика Л. Н. Гумилёва) печенеги представляли собой часть народа канглы. Согласно Константину Багрянородному, часть печенегов называла себя кангарами (греч. Κάγγαρ)[3]. В конце IX века те из них, которые носили название «пацзынак» (печенеги), в результате климатических изменений (засухи) в степной зоне Евразии [4], а также под давлением соседних племён кимаков и огузов [5] форсировали Волгу и оказались в восточноевропейских степях, где ранее кочевали угры [6]. При них эта земля звалась Леведия, а при печенегах она получила имя Падзинакия (греч. Πατζινακία)[3]. Около 882 года печенеги достигли Крыма [7]. Тогда же печенеги вступают в конфликт с князьями Киева Аскольдом (875 год — это столкновение описано в поздних летописях и оспаривается историками), Игорем (915, 920). После краха Хазарского каганата (965 год) власть над степями к западу от Волги перешла к печенежским ордам [8]. В этот период печенеги занимали территории между Русью, Венгрией, Дунайской Болгарией, Аланией, территорией современной Мордовии и населявшими современный Западный Казахстан огузами [3]. Гегемония печенегов привела к упадку оседлой культуры, поскольку земледельческие поселения приднестровских славян (тиверцы: Екимоуцкое городище) и донских алан (Маяцкое городище) были разорены и уничтожены. Между Русью и Византией [править | править вики-текст] Основная статья: Русско-печенежские войны Святослав вторгается в Болгарию с печенежскими союзниками (из Хроники Константина Манасса) В 968 печенеги осадили Киев, но были разбиты. В 970 участвовали в битве под Аркадиополем на стороне киевского князя Святослава Игоревича, но после заключения русско-византийского мира (июль 971) стал назревать новый русско-печенежский конфликт. В 972 печенеги хана Кури у днепровских порогов убили великого князя Святослава Игоревича, а из его черепа сделали чашу

Печенеги занимались скотоводством и постоянно совершали набеги на Русь (ещё с Русью они торговали) и другие окрестные страны. Они совершали набеги и не желали полностью покориться Рюриковичам. Сражались с половцами, огузами и хазарами. Печенеги приняли участие в междоусобной войне между Ярославом мудрым и Святополком Окаянным. В 972 печенеги хана Кури у днепровских порогов убили великого князя Святослава Игоревича, а из его черепа сделали чашу. Группа печенегов поселилась на южных границах Киевского княжества в качестве конфедератов киевских князей.

touch.otvet.mail.ru

КАК ПЕЧЕНЕЖСКИЙ КНЯЗЬ КУРЯ.... - Kraslava

КАК ПЕЧЕНЕЖСКИЙ КНЯЗЬ КУРЯ ИЗ ЧЕРЕПА СВЯТОСЛАВА ВИНО ПИЛ

Обозначенный в заголовке сюжет отечественной истории каждому известен из школьного курса истории за седьмой класс. А также - из бесчисленных художественных книг, методично бьющих в ту же самую пропагандистскую точку. Но официальная норманистская трактовка этой легенды основана на преднамеренном беззастенчивом перевирании смысла слов - обычный для русофобии метод массового оболванивания.

Многие слова с ходом времени (и приходом чего-то нового в жизнь) меняют свой изначальный смысл или приобретают новые смысловые оттенки. Меняют свой смысл также и обозначения частей тела человека. Говорят, что в русской речи существует даже как бы правило, закон «понижения возвышенного смысла». Особенно наглядно это относится к названиям частей нашего тела.

Например, мы привычно говорим о своей нижней конечности «нога», не задумываясь о первоначальном смысле этого слова - «копыто». Для сравнения: близкое слово «ноготь»; исторические «ногаи», то есть «копытные»; сказочный образ «Бабы Яги, Костяной Ноги».

Само же слово «копыто» означало «лопату» или «мотыгу»: копать, копытить, раскапывать, раскоп; отсюда же и название страны царских гробниц «Египет» - Айгюптос - Ай-Коптос, «Лунные Копатели»; отсюда же и имя его жителей копты, «копатели» («Русь-Булгария и Иудеи»).

Вначале назвать «ходило» «ногой» было забавным, уморительным ругательством, но затем это ругательство потеряло свою остроту, пообтерлось в обиходе, стало привычным, вошло в живую речь, стало литературной нормой.

Так же «око» мы теперь называем «глазом». А ведь «глаз» - это округлый цветной камешек-окатыш, вставляемый раньше в глазные впадины деревянных статуй-идолов вместо очей. Иными словами, называть «око» «глазом» есть такое же смешливое ругательство, как «ходило» - «ногой».

Таких примеров можно привести много. Но во всех случаях имеет место упомянутое правило «понижения возвышенного смысла» в живой речи.

Исходя из сказанного, можно ожидать когда-нибудь в будущем применения к «лицу» ныне еще ругательных слов «ряха», «морда», «рожа»; к «ноге» - «грабля», «лопата», «костыль»; к «глазу» - «буркало». И так далее...

Это же относится и к слову «череп», в разные времена обозначавшему разные понятия.

Попробуем разобраться в его значениях. Теперешний смысл этого слова ясен. А что оно значило в прошлом? Можно выстроить ряд родственных слов:

ЧЕРЕП - ЧЕРЕПаха - ЧЕРЕПок - ЧЕРЕПица - ЧЕРПать и заЧЕРПнуть - ЧЕРПак.

ЧЕРЕПаха - «похожая на черепки» или «сложенная из черепков».

ЧЕРПать, заЧЕРПнуть - что дает четкое и недвусмысленное понимание слова «череп» - сосуд, емкость, черпак.

ЧЕРПак («череп») - то, чем наполняют сосуд, или то, чем виноЧЕРПий «черпает», «зачерпывает».

ЧЕРЕПок и ЧЕРЕПица - осколки глиняного сосуда, именно и только глиняного. Это доказывает ту непреложную истину, что черпали не черепом в нашем теперешнем понимании (основной частью скелета головы человека), но неким глиняным сосудом с названием «череп», «черпак».

Значит, называя теперь голову «черепом», мы неосознанно используем (в старом ругательном смысле) обозначение глиняного сосуда-кубка. Опять - пример речевого «понижения возвышенного смысла». Вроде как теперь назвать голову «котелком»...

Становится совершенно понятно, каким образом можно пить из «черепа» человека, не убив и не расчленив его предварительно. Так же можно «копать землю лопатой Святослава», не задумываясь о том, что через триста лет смысл слов изменится, и «лопата» будет означать «ногу». Но ведь это вовсе не означает зверского вырывания из великокняжеского тела ноги и любовного использования оторванной конечности в качестве шанцевого иструмента. «Специалисты официальной истории» нам говорят, что, дескать, времена такие были. Дикость, понимаешь. Пили из человеческих черепов (скелета головы). А землю, значит, копали не лопатой, не мотыгой, а ногой, вырванной из тела человека. Так сподручнее. Не надо далеко в лес ходить за палкой, просто протянул руку к ближнему, хвать - вот она чья-то нога. Ходило то-есть. Сойдет вместо палки-копалки. Времена такие дикие - ничего личного...

На самом же деле - это наши официальные историки-русофобы дикие. Дичее некуда...

Ситуация «Куря пил вино из черепа Святослава» позволяет допустить, как минимум, два варианта, кроме анекдотичного «официально-исторического»:

1) он пил вино из черпака Святослава, захваченного в качестве трофея. Куря мог захватить обоз Святослава, но из этого вовсе не следует, что печенеги убили Святослава. [Кстати, этноним (этноним ли?) «печенеги» (город Печенеги и Печенежское водохранилище под Харьковом) перекликаются с Печенгой в Мурманском регионе, где «народа» печенегов вроде как не было.] Но даже в таком случае в захваченном великокняжеском (по нашему - «императорском») обозе наверняка нашлось бы нечто гораздо более ценное, чем глиняный сосуд. Скажем, документы, драгоценное оружие, дорогая одежда, серебряная и золотая посуда, деньги. И это соображение работает против варианта трофея;

2) Куря получил от великого князя Святослава недорогой, но почетный дар - царский «череп» (черпак), из которого потом он пил С ГОРДОСТЬЮ как из драгоценного кубка.

Второй вариант кажется предпочтительным, так как Куря - воин-«волк» по своему древнерусскому (булгарскому) имени «кур» - до сих пор выглядит благородным и мужественным вождем легкой конницы Святослава. [Печенеги - легкая «армейская» конница, в отличие от царской гвардии - тяжелой конницы гусар - хазар («Сарматия»).]

Куря настолько дорожил и гордился «черепом» (простым походным глиняным черпаком), полученным в каких-то решающих обстоятельствах от великого Святослава, что оправил его в серебро (очень необычный факт, получивший, видимо, широкую огласку и привлекший внимание летописца) и показывал всем с похвальбою. Наверняка доблестный Куря заслужил такую честь и даже гораздо большую. Но редко цари награждают армейских служак по их действительным заслугам.

«Простые» подарки обычно делают в очень сложных, критических обстоятельствах, когда под рукой нет драгоценностей. Потому такие «простые» дары стóят многого. Они «стóят» жизни воина, говорят о смерти, крови и слезах, о чести и преданности. Потому-то Куря и оправил глиняный «череп» в серебро...

То-есть сказание (в привычном нам со школьного курса истории виде) о том, «как печенежский князь Куря из черепа Святослава вино пил» - просто памфлет на исторические темы.

Памфлет этот может выглядеть забавным. Но в действительности мы имеем здесь дело со злонамеренным и сознательным искажением исторических фактов. А в общем - с могучей разветвленной системой искажения и выворачивания наизнанку всей картины прошлого в целом.

Вся система постулатов официальной истории (и Русской, и всей Мировой - в равной степени) выстроена только на подобных русофобских памфлетах, шаржах и анекдотах.

Система искажения прошлого основана на естественном доверии людей к «высшему образованию», к «интеллигенции и интеллигентности», к «профессионализму историков и лингвистов», к их «добросовестности».

«Официальная история» использует это великое доверие и паразитирует на нем.

Действия системы совсем не так уж и безобидны. А результаты совсем не смешны.

Отравляя сознание людей, русофобия отравляет всю жизнь вообще.

Искажая наше прошлое, система «официальной истории» уродует наше настоящее и программирует наше деформированное будущее - так, как желает система.

Этого ли хотим мы? Каждый хочет НАСТОЯЩЕГО в прошлом, НАСТОЯЩЕГО теперь, НАСТОЯЩЕГО в будущем. Добиться этого нам, всем вместе, по силам. Уверен.

Четыреста лет система «официальной истории» бесконтрольно и безответно «самовыражалась», изгаляясь над безропотным, долготерпеливым и великодушным человечеством.

Нельзя позволять не к ночи будь помянутой русофобской системе «официальной истории и лингвистики» и дальше отравлять жизнь людей.

Луг Вран - 2006-09-04 22:32:17

kraslava.livejournal.com

Печенеги - какими были первые враги Руси

Тактика печенегов проста. Они стремительно нападали на селенья, создавали панику, убивали защитников, набивали добычей свои мешки и исчезали. У них никогда не было задачи обживать захваченные территории.

Сначала печенеги наносили атаки по Византии, а потом перешли за Дунай примерно во второй половине 11-го столетия. Это стало великим переходом Печенежской орды, которая оказала существенное влияние на развитие истории.

Печенеги были язычниками. Бон – религия тибетского происхождения была для них родной. Умываться не любили. Волосы не стригли, заплетали их в длинные черные косы. На голову сверху надевали шапку.

Переплавляются через реки с помощью специально сшитых из кожи мешков. Вовнутрь помещается вся необходимая амуниция, а потом все это сшивается так крепко, что не проходит ни одна капля воды. Их лошади славились быстротой. Они с легкостью преодолевали большие пространства. Стрелы, смоченные змеиным ядом, приводили к неминуемой смерти даже при легкой царапине.

Экзотическая пища

Основная еда – просо, рис. Печенеги варят крупу в молоке. Соли - нет. Они доили лошадей и пили вместо воды кобылье молоко, сырое мясо не жарили, а клали под седло, так оно согревалось. Если голод совсем уже невмоготу, не брезговали кошками и степными животными. Лечились настоями разных степных трав. Они знали, какой настой травы нужно выпить, чтобы повысить дальность зрения. Многие из них на лету могли с первого раза подстрелить птицу.

Клятву верности они приносили друг другу, прокалывая палец – по очереди пили капли крови.

Кочевые племена печенегов жили в заволжских степях, потом стали населять территорию за Волгой и Уралом, откуда ушли на запад.

Война с русскими князьями

В Никоновской летописи можно найти рассказ о первом летнем столкновении войск киевских князей Аскольда и Дира с печенегами в Приднестровье.

Игорь Рюриковвич, вступивший на престол, смог заключил мир с печенегами, но они, презирая такие договоры, уже совершили не кратковременный набег, а прошли широким маршем через Русь. Поэтому Игорь Рюрикович снова вступает в схватку с ними. Печенеги уходят в степь.

Разведка печенегов работала хорошо

Они имели хорошо обустроенную разведку. Когда Святослав Игоревич со своим войском уходит в поход на Болгарию, печенежские орды неожиданно осаждают Киев. Горожане защищают свой город из последних сил в отсутствии основных боевых частей. Русский разведчик, хорошо знающий печенежский язык, смог пробраться через их кордоны, переплыть Днепр и позвать на помощь воеводу Претича. Он тут же поспешил на помощь осажденным – печенеги подумали, что это идут главные войска Святослава Игоревича и рванули спасться бегством, но около реки Лыбедь остановились и направили к воеводе посланцев, чтобы узнать, действительно ли это идет Святослав. Воевода им ответил, что это его передовые части идут впереди, а за ними – главные. Печенежский хан тут же сделался другом и предложил подарок – саблю и коня.

Пока шли переговоры, Святослав смог свои войска направить против захватчиков и отогнать их далеко назад.

Печенежского хана Курю победил сын Святослава

Печенеги смогли победить Святослава только того, когда он возвращался из Византийского похода. Около Днепровских порогов печенеги организовали несколько засад, перебили всех русских. Князь погиб тоже. Печенежский хан Куря сделал из его черепа золотой кубок и хвастался этим трофеем перед другими печенегами.

Старший сын Свястослава одиннадцатилетний Ярополк под началом своего регента Свенальда отомстил за погибшего отца в 978 году и наложил на врагов крупную дань.

Русские «Змеиные валы»

Защитой от нападений степных кочевников стали построенные крупные фортификационные сооружения – «Змеиные валы». Русские организуют круглосуточное дежурство не только на валах, но и высылают далеко в степень разведывательные отряды.

В 988 году князь Владимир пытается договориться с печенегами, привлекает некоторых князей на свою сторону. Но через два года другие печенежские князья снова совершают налет на территорию Руси, причинив огромный вред. Ответная реакция последовала незамедлительно - Владимир со своим войском разбил печенегов полностью. Но через два года печенеги снова собрали свое войско и стали около речки Трубеж. Русские войска, предупрежденные разведкой, уже стояли на противоположной стороне реки. Печенежский боец вызвал на поединок русского богатыря Яна. Русский победил. Тогда войска, вдохновленные этой победой, набросились на печенегов и обратили их в бегство.

Последний набег на Русь при Ярославе Мудром

После смерти Владимира, печенеги поддержали Святополка, а Ярославу победу пришлось добывать на двух фронтах. В бою под городом Любечем, печенеги против Ярослава не участвовали, они были отрезаны озером и не захотели его форсировать.

После прихода к власти, Ярослав потратил много времени и сил на укрепление границ и городов.

Наконец, в 1036 году произошла последняя битва. Когда Ярослав находился в Новгороде, они осадили Киев. Но русский князь смог вернуться на поле брани и организовать оборону. Печенеги напали первыми по всему фронту. Контратака русских стала для них неожиданностью. Бой длился целый день, но Ярослав смог победить. Правда, как отмечают историки, с великим трудом.

Куда исчезли печенеги

Остатки печенегов глубоко ушли в степи и больше никогда не предпринимали попыток нападений на Русь. Их предводитель князь Тирах напал на Болгарию, потом на Византию, но был измотан в непрерывных сражениях и постепенно его войско распалось. Часть ушла служить наемниками в византийские, венгерские и русские войска. Другие печенеги подались на юго-восток, где слились с другими народностями.

Современные потомки печенегов

Они стали прародителями карапалкапов, башкиров, гагаузов (тюркский народ, проживающей в Бессарабии, Одесской области Украины, на территории Молдавии в составе автономной территории Гагаузы). Киргизский крупный род Бечен ведут свое происхождение от печенегов.

Рекомендуется к просмотру: 

www.stena.ee

Русь и печенеги - Забытые истории

Оригинал статьи на моём авторском сайте
Забытые истории. Всемирная история в очерках и рассказах

По-тюркски имя этого народа звучало как беченек; византийцы называли их пацинаки/пачинакиты, арабы — баджнак. Некоторые историки полагают, что этноним беченек/печенеги происходит от имени исторического или легендарного вождя Бече. Однако вероятнее другое. Печенежская орда состояла из разных племен и этносов. По свидетельству императора Константина Багрянородного, самоназвание трех ее «колен» или «округов» (малых орд) было кангар — «как более мужественных и благородных, чем прочие, ибо это и означает прозвище кангар». Кангарами, по всей видимости, были тюркские выходцы из распавшегося политического союза, носившего их имя (в государственное объединение Кангюй/Кангар (II в. до н. э. — IV в. н. э.) входили кочевые и оседлые племена на землях Хорезма, в районе среднего и нижнего течения Сырдарьи). В своем движении на запад они влились в угорские племенные группировки Южного Приуралья, которые, вероятно, и назывались собственно печенегами, заняв среди них привилегированное положение.

До начала IX века печенеги обитали между Нижней Волгой и Аральским морем. Затем, в период хазарской смуты, они прорвались в Среднее Подонье. Но здесь они пробыли недолго. Хазары натравили на них огузов (торков), чей удар расколол печенежскую орду. Анонимный персидский автор географического трактата «Границы мира» (конец Х в.) говорит уже о двух ветвях печенегов: тюркской и хазарской. Последняя кочевала в «хазарском» ареале — степном междуречье Нижнего Дона и Нижней Волги. Эта ветвь печенегов быстро захирела и утратила этническую самостоятельность.

Другая, тюркская ветвь (названная так по причине присутствия среди них тюрков-кангар), откатилась на запад. Бежав от огузов, говорит Константин Багрянородный, печенеги «стали бродить по разным странам, нащупывая себе место для поселения». Археологи прослеживают их путь по дотла спаленным поселениям Среднего и Нижнего Подонья (салтовской культуры), развалинам замков и городов на Таманском полуострове. С конца 80-х — начала 90-х гг. IX века византийские и западноевропейские источники отмечают присутствие печенегов в Нижнем Поднепровье и Северном Причерноморье.

Причерноморская орда состояла из 40 родов, которые объединялись в 8 колен. Колена возглавляли ханы, роды — старейшины, «архонты более низкого разряда», по определению Константина Багрянородного, или «лучшие мужи в родах», как называет их наша летопись. Ханы пользовались неограниченной властью только на войне. Византийский император отметил древний обычай престолонаследия в коленах, по которому власть над ордой наследовал не сын или брат умершего хана, а двоюродный брат покойного или один из его сыновей, «чтобы достоинство не оставалось постоянно в одной ветви рода, но чтобы честь наследовали и получали также и родичи по боковой линии».

Днепр делил печенежскую орду надвое. Кочевья четырех колен находились к западу от Днепра (до бассейна Прута), четырех других – к востоку (до донских степей). По подсчетам арабских писателей, путь из конца в конец печенежских земель занимал месяц конной езды. Летом, в поисках пастбищ, печенеги устремлялись в днестровские степи, к берегам Черного моря и на равнины Подунавья, а с наступлением осени возвращались в Приднепровье. Постоянных зимовищ, как и кладбищ, у печенегов не было.


Карта распространения восьми печенежских объединений в европейских степях

Ибн Фадлан, видевший печенегов своими глазами, описал их внешность так: «Они — темные брюнеты с совершенно бритыми бородами».

Десятилетия кочевой жизни в днепровско-днестровских степях и регулярные набеги на соседей обогатили печенегов, сделали их, по свидетельству персидского географа XI века Гардизи, владельцами больших стад лошадей и баранов, золотых и серебряных сосудов, серебряных поясов и хорошего оружия. Среди характерных печенежских изделий упоминаются между прочим трубы в виде бычьих голов, при помощи которых ханы подавали сигналы своим воинам во время боя. Часть этих предметов присутствует в печенежских могильных курганах — наборные серебряные пояса, серединные костяные накладки на тяжелые луки, прямолезвийные сабли, колчаны со стрелами, глиняные сосуды с «роскошным» орнаментом и т. д. Рядом со всадником хоронили его коня, положенного на брюхо, взнузданного и оседланного. В X веке такой погребальный обряд распространился по всей Великой степи.

Боеспособность печенежской орды современники оценивали весьма высоко. Архиепископ Феофилакт Болгарский (X в.) писал, что набег печенегов — это «удар молнии, их отступление тяжело и легко в одно и то же время: тяжело от множества добычи, легко — от быстроты бегства. Нападая, они предупреждают молву, а отступая, не дают преследующим возможности о них услышать. А главное — они опустошают чужую страну, а своей не имеют... Жизнь мирная — для них несчастье, верх благополучия — когда они имеют удобный случай для войны или когда насмехаются над мирным договором. Самое худшее то, что они своим множеством превосходят весенних пчел, и никто еще не знал, сколькими тысячами или десятками тысяч они считаются: число их бесчисленно».

Византийский историк второй половины XII — начала XIII веков Никита Хониат считал, что в сражениях с ромеями печенеги имели значительное преимущество, благодаря стремительным конным атакам, меткому обстрелу из луков и устрашающему действию оглушительного крика, с которым они производили свои налеты.

Однако ни людские ресурсы, ни военная организация не позволяли печенегам покончить с противником одним ударом, раз и навсегда подорвать его могущество, как это удавалось, например, монголам; военное давление с их стороны выражалось в непрерывных набегах. Поэтому цивилизованные соседи печенегов довольно часто с успехом противостояли им. Так, в одном из сражений с византийцами печенеги огородились повозками, создав подобие степной крепости. Это было действенное средство против конницы, с которой преимущественно и привыкли иметь дело печенеги. Но пешие варанги-«секироносцы» (выходцы из Британии) быстро разрушили укрепление и ворвались внутрь, обеспечив ромеям победу.

По сведениям Ибн Русте и Гардизи, хазары ежегодно совершали походы в страну печенегов (восточноднепровских) и приводили оттуда множество пленных. Впрочем, для того, чтобы изгнать печенегов из Северного Причерноморья, у Хазарского каганата не хватало сил.

Византия и подавно стремилась поддерживать с печенегами мирные отношения. Печенежский козырь был очень значим в той политической игре, которую вела империя на своих северных границах. Подытоживая внешнеполитический опыт своих предшественников, Константин Багрянородный наставлял своего сына: «[Знай], что, пока василевс ромеев находится в мире с пачинакитами, ни росы, ни турки [венгры] не могут нападать на державу ромеев по закону войны, а также не могут требовать у ромеев за мир великих и чрезмерных денег и вещей, опасаясь, что василевс употребит силу этого народа против них, когда они выступят против ромеев. Пачинакиты, связанные дружбой с василевсом и побуждаемые его грамотами и дарами, могут легко нападать на землю росов и турок, уводить в рабство их жен и детей и разорять их землю».

Между северной линией печенежских кочевий и южнорусской границей пролегала узкая нейтральная полоса в «один день пути» (30–35 километров). Какое-то время она достаточно надежно обеспечивала спокойствие Русской земли. На Днепре даже завязалась довольно оживленная русско-печенежская торговля. Русские купцы покупали у степняков коров, коней и овец. Константин Багрянородный полагал, что это позволяло русам «жить легче и сытнее». Как показывают археологические исследования, собственное животноводство и в самом деле удовлетворяло лишь немногим больше половины потребности жителей Киевской земли в мясе.

Сообщение о первой стычке помечено в Никоновской летописи 875 годом: «Того же лета избиша множество печенег Аскольд и Дир». Однако эта дата плохо согласуется с археологическими сведениями о местонахождении печенегов во второй половине IX века. Более правдоподобно выглядит сообщение «Повести временных лет» под 915 годом: «Приидоша печенеги впервые на Русскую землю, и сотворивше мир с Игорем…». В 920 году в поход выступает уже сам Игорь: «Игорь воеваша на печенеги»; впрочем, как направление похода, так и его исход остаются загадкой.

Все же есть основания полагать, что первые набеги печенегов на Русь, как правило, были удачны. Особенно страдали от них славяне, жившие в лесостепной зоне к востоку от Днепра. Археологические раскопки здешних поселений показывают, что с началом Х века начинается их запустение и значительное падение уровня жизни населения. Исчезают крупные ремесленные центры, реже встречаются украшения из драгоценных металлов, прекращается торговля с мусульманским Востоком. В середине столетия император Константин Багрянородный пишет, что печенеги способны воевать с венграми, болгарами и русами «и, многократно нападая на них, стали ныне [им] страшными».

Очевидно, что киевскому княжескому роду и всем «кыянам» было очень важно замирить печенегов и заручиться их дружбой. Ведь, по словам Константина Багрянородного, «против удаленных от их пределов врагов росы вообще отправляться не могут, если не находятся в мире с пачинакитами, так как пачинакиты имеют возможность – в то время когда росы удалятся от своих семей, — напав, все у них уничтожить и разорить. Поэтому росы всегда питают особую заботу, чтобы не понести от них вреда, ибо силен этот народ, привлекать их к союзу и получать от них помощь, так чтобы от их вражды избавляться и помощью пользоваться».

Судя по всему, в 30-х гг. Х века печенежский натиск на Русскую землю значительно ослаб. Следующее летописное известие о печенегах под 944 годом говорит о них как о союзниках Игоря в походе на греков. О мирном соглашении (или ряде мирных соглашений) между Киевом и степью свидетельствует и тот факт, что печенеги не препятствовали русам обосноваться в Нижнем Поднепровье и Северном Причерноморье. Однако периоды дружбы длились недолго, заканчиваясь вместе с завершением совместного похода или тогда, когда подарки киевского князя переставали удовлетворять алчность печенежских ханов. И тогда, говорит Константин, «частенько, когда у них нет мира друг с другом, они [печенеги] грабят Росию, наносят ей значительный вред и причиняют ущерб». Возможно, именно тогда, при Игоре, Русская земля начала опоясываться первыми «Змиевыми валами» — земляными укреплениями, затруднявшими подступы к Киеву со стороны степи.

В 968 году, в то время, когда князь Святослав воевал в Болгарии, Киев обступила печенежская орда. Княгиня Ольга затворилась в городе со своими внуками, сыновьями Святослава – Ярополком, Олегом и Владимиром.
На помощь киевлянам пришли какие-то ратники с другой стороны Днепра (то есть с днепровского левобережья, возможно, черниговцы), приплывшие к городу в ладьях. Возглавлял их воевода Претич. Но эта флотилия робко толклась у противоположного берега, не решаясь переправиться на другую сторону. А снестись с осажденными, чтобы они поддержали высадку на берег одновременной вылазкой из города, у Претича не было возможности — так плотно печенеги обложили Киев.

Между тем киевляне стали изнемогать от голода и жажды. Наконец, когда терпеть тугу долее стало невозможно, осажденные собрались на вече и решили: если не найдется среди них смельчака, который взялся бы нынче же перебраться на ту сторону Днепра и оповестить Претича, чтобы он не медлил с переправой, то завтра утром горожане откроют ворота печенегам. Один отрок вызвался идти. Он вышел из города с уздечкой в руке и побежал через печенежский табор, спрашивая у попадавшихся ему на пути степняков, не видел ли кто из них его коня. И так как он говорил по-печенежски, то враги принимали его за своего. Добежав до Днепра, отрок скинул с себя одежду и бросился в волны. Тут только печенеги сообразили, что это киевский гонец, и стали стрелять по нему из луков, но не попали. Люди Претича, наблюдавшие за переполохом в печенежском стане, поплыли навстречу пловцу и взяли его в ладью. Приведенный к воеводе, отрок передал ему решение киевлян. Претич и не помышлял биться со всей ордой, чтобы спасти Киев. Но дабы избежать гнева Святослава, он решил заутра пробиться в город, захватить Ольгу и княжичей и умчать их на левый берег.

Незадолго до рассвета дружина Претича села в ладьи и громко затрубила; киевляне отозвались дружным криком. И вдруг печенеги бросились врассыпную — им показалось, что это подоспело войско Святослава. Княжескую семью без помех переправили на другой берег. Тем временем печенежский хан, опомнившись, подъехал один к воеводе Претичу и спросил, кто он, не князь ли. Претич отвечал, что он княжий «муж» и пришел со сторожевым отрядом, а Святослав идет следом с бесчисленным войском — это он добавил, чтобы припугнуть вражину. Хан запросил мира; Претич великодушно протянул ему руку. Они обменялись оружием в знак дружбы, и хан отъехал. Однако печенеги не ушли в степь — встали неподалеку от Киева, на реке Лыбедь. Спустя какое-то время подоспевший Святослав, до которого дошли вести об угрозе Киеву и его семье, окончательно прогнал печенегов в степь.

Игорь и Святослав использовали печенегов для своих военных операций против Византии, но эти союзы, очевидно, зиждились лишь на разделе военной добычи. Судьба князя Святослава — хороший пример того, как мало значили для печенегов договоры с утратившим силу союзником.

Первый удар по печенежскому могуществу был нанесен во время недолгого правления князя Ярополка Святославича. Подробности его похода против печенегов неизвестны. Короткая летописная строка говорит только, что степные орды были рассеяны русской ратью: «победил Ярополк печенегов, и возложил на них дань».

Укротить печенежскую опасность выпало на долю князя Владимира. Многолетняя война Руси с печенегами в его княжение охарактеризована «Повестью временных лет» как одно нескончаемое сражение: «рать велика бесперестани». Однако мы можем выделить в этой растянувшейся почти на четверть века борьбе два этапа.

Первый, сугубо оборонительный, продолжался примерно до конца 90-х гг. Х века. Он был отмечен как блестящими победами русского войска, так и тяжелыми поражениями, когда жизнь самого князя Владимира оказывалась под угрозой: «…пришли печенеги к Василеву, и вышел против них Владимир с небольшою дружиною. И сошлись, и не смог устоять против них Владимир, побежал и стал под мостом, едва укрывшись от врагов» (летописная статья под 995 г.). К археологическим свидетельствам яростного печенежского натиска на Русь относятся разоренные пограничные городки, расчлененные тела людей в древнерусских погребениях этого времени, скелеты мужчин, хранящие следы сабельных ударов (могильники в Воине и Жовнине). В постоянной опасности находился и Киев, о чем говорят остатки внушительного вала, которым Владимир опоясал Старокиевский холм. Но политика князя по укреплению южной границы принесла свои плоды. Хотя печенеги и доходили до белгородской оборонительной линии, им, по-видимому, все же не довелось разбить свои шатры под стенами «матери городов русских». В 1018 году немецкий хронист Титмар Мерзебургский, хорошо информированный о русских делах, записал, что Киев — город «чрезвычайно укрепленный», и «до сих пор ему, как и всему тому краю… удавалось противостоять весьма разорительным набегам печенегов».

С началом XI века война вступила во второй этап. Русь перешла к наступлению на степь. Наибольшие успехи были достигнуты на правом берегу Днепра. Применительно к этому времени археология фиксирует расширение зоны славянской колонизации в Среднем Поднепровье до бассейна реки Рось, неуклонный рост количества пограничных поселений (в том числе торговых) и увеличение занимаемых ими площадей. Правобережная печенежская орда вынуждена была откочевать далеко вглубь степи. Если в середине Х века Константин Багрянородный писал, что печенежские кочевья отделяет от «Росии» всего «один день пути», то епископ-миссионер Бруно Кверфуртский в 1008 году засвидетельствовал, что его путь от Киева до русско-печенежской границы продолжался уже два дня (что соответствует расстоянию от Киева до берегов Роси), а месторасположение самого табора печенегов было обнаружено им лишь на пятый день путешествия по степи. Он же отметил глубокую усталость кочевников от войны и, главное, их убеждение, что длительный мир с Русью возможен только при условии, если «государь Руси не изменит уговору». Другими словами, Владимир к тому времени настолько сильно прижал правобережных печенегов, что судьбы войны и мира всецело находились в его руках. Стараниями Бруно мир тогда был заключен, но продлился он, по-видимому, недолго, и в последние годы жизни Владимиру вновь пришлось вести брань с вероломными степняками.

И все же, именно в княжение Владимира были заложены предпосылки для окончательной победы над печенегами и изгнания этой орды из «русского» ареала Великой степи.

Во время династической смуты 1015–1019 годов печенеги поддержали князя Святополка, но были разбиты Ярославом Мудрым.

Последнее и, по всей видимости, решающее столкновение с печенегами датируется летописью 1036 годом. В то время, когда Ярослав был в Новгороде, к нему пришла весть, что печенеги осадили Киев. Собрав многочисленное войско из варягов и словен, Ярослав поспешил к Киеву. Печенегов было без числа, но Ярослав дал им бой в открытом поле. Противники схватились на месте, где позднее был построен собор святой Софии. После жестокой сечи, к вечеру одолел Ярослав. Печенеги бросились врассыпную, множество их утонуло в Сетомли и других реках, а остаток их, добавляет летописец, бегает где-то и до сего дня.

Из византийских источников следует, что печенеги отхлынули в Подунавье, откуда стали тревожить набегами Болгарию и Византию. «Это событие, оставляемое без внимания во всех новых исторических сочинениях, — пишет В. Г. Васильевский по поводу перехода печенегами Дуная,— имеет громадное значение в истории человечества. По своим последствиям оно почти так же важно, как переход за Дунай западных готов, которым начинается так называемое переселение народов... Непосредственной причиной великого движения с запада на восток, то есть Первого крестового похода, насколько эта причина заключалась в положении Восточной империи, были не столько завоевания сельджуков в Азии, сколько грозные и страшные массы орды печенежской, угрожавшей самому Константинополю» (Васильевский В.Г. Труды. СПб. Т. I. 1908, с. 7—8).

В 1091 году половецкие ханы Боняк и Тугоркан, явившиеся на Балканы по приглашению византийского императора Алексея I Комнина, разгромили придунайских печенегов в долине реки Марицы. С печенежским господством на Балканах и в Подунавье было покончено в один день. Масштабы постигшей печенегов военной катастрофы изумили современников. «В тот день произошло нечто необычайное: погиб целый народ вместе с женщинами и детьми, народ, численность которого составляла не десять тысяч человек, а выражалась в огромных цифрах, — писала дочь Алексея Комнина, Анна. — Это было 29 апреля, в третий день недели».

Конечно, известие Анны Комнин о гибели всего печенежского «народа» не следует понимать буквально. Источники первой половины XII века все еще упоминают об остатках придунайских печенегов. Но как субъект исторического процесса печенеги навсегда сошли с политической сцены.

На Дзене https://zen.yandex.ru/sergeytsvetkov.livejournal.com
-----------------------------------------------------------------------------
Я зарабатываю на жизнь литературным трудом, частью которого является этот журнал.
Своё удовлетворение от прочитанного можно выразить через
Сбербанк
5336 6900 4128 7345
или
Яндекс-Деньги
41001947922532
Спасибо всем тем, кто уже оказал поддержку!

sergeytsvetkov.livejournal.com

кто были, чем занимались, почему воевали с Киевской Русью и роль Ярослава Мудрого в их разгроме

Про печенегов Википедия сообщает, что это были племена тюркоязычных кочевников, и упоминания о них в VIII и IX веках часто встречаются в древних русских, западноевропейских, арабских и византийских летописях. Их родиной учёные считают Хорезм, печенежский язык относят к огузской подгруппе тюркских языков. По территории древней Средней Азии кочевали скотоводческие племена и других современников печенегов — торков и половцев.

При таком образе жизни печенеги не возводили укреплений или городищ, а доходы получали за счёт военных походов и нападений на соседей. Жили родовым строем, племенами руководили великие князья, во главе всех племён стоял хан, или каган. Власть каганов передавалась по наследству. Важные проблемы решались на советах старейшин и собраниях с участием всего взрослого населения. В условиях войны в боевом построении применяли клин, состоявший из отрядов, между отрядами ставили телеги, за телегами находился резерв.

Это интересно: правители России от Рюрика до Путина.

Происхождение названия

Древние греки и славяне называли их «пацинаки» (Πατζινάκοι) и «пєчєнѣзи», китайцы — «кангюй», венгры — «besenyö», арабы — «беджнак», армяне — «бадзинаги». Возможно, здесь где-то слышны отзвуки имени Бече – так звали предполагаемого предводителя, объединившего разрозненные племена в мощный союз. Имеется, также, гипотеза, что название «печенег» произошло от слова «паджанак», т. е. свояк, а это говорит о вероятном родстве печенежских хаганов с русскими князьями.

История

  • Печенеги и Хазария

Учёные сходятся во мнении, что изначально печенеги были частью древнего племени канглы, игравшего важную роль в средневековых государствах Средней Азии, особенно в Государстве Хорезмшахов. Регулярные грабежи и разорение своих разрозненных соседей позволяли получать лёгкие доходы от захвата пленных, которых потом продавали в рабство, или требовали за их возвращение солидный выкуп. Современник этих событий архиепископ Орхида Феофилакт писал: «Их набег — удар молнии, их отступление тяжело и легко в одно и то же время: тяжело от множества добычи, легко — от быстроты бегства… А главное — они опустошают чужую страну, а своей не имеют…»

Это интересно: “Союз трех императоров” – причины его заключения, важность исторического момента.

Но в конце IX века сильные племена огузов и хазар вынудили печенегов покинуть евразийские территории. Преодолев Волгу, они обосновались в степях восточной Европы, назвав их Падзинакией. Печенежские орды дошли до Крыма, впервые столкнувшись там со славянами, и вступили в затяжной конфликт с киевскими князьями. Когда в 965 году пал Хазарский каганат, к ним перешла власть над всеми землями к западу от Волги. Огромные пространства степей между Киевской Русью, Болгарией, Венгрией и Аланией, с одной стороны, и территорией Западного Казахстана, где обитали племена огузов, с другой. Были разграблены и сожжены мирные поселения безоружных земледельцев, оседлая культура целых народов пришла в упадок.

  • Ранняя борьба Руси с печенегами

В X веке за участие в защите Константинополя от набегов киевских князей византийцы регулярно платили золотом печенежским ханам. В 968 году подстрекаемые ими печенеги предприняли попытку осадить Киев, но были разгромлены. После этого степняки некоторое время даже состояли на службе у русского великого князя Святослава, ходили с ним в поход на Византию. Но, получив во владение новые земли, они опять стали враждебны Киевской Руси, и набеги на славян продолжились.

Именно руками печенегов византийцы сумели расправиться с самым опасным из своих врагов. В 972 году в битве у Днепровских порогов была полностью истреблена дружина киевского князя Святослава Игоревича, сам князь погиб, а хан Куря повелел сделать себе из его черепа окованную золотом чашу для питья. Потери от нападений печенегов на Русь нельзя называть незначительными. Здесь и непосредственные жертвы варварских набегов, и разорение приграничных областей, и разрушение древних торговых взаимоотношений со странами Причерноморья и Прикаспия.

В 992 году великий князь Владимир нанёс поражение печенегам у реки Трубеж, но, спустя четыре года, уже сам был побеждён под Васильевом. Именно князь Владимир первым начал строить на пограничных со степью реках Стугне, Трубежу, Ирпени города-крепости, оснащённые специальной системой оповещения. Яркие огни их сигнальных костров давали знать Киеву о надвигающейся на русские земли опасности. Кроме того, были насыпаны валы, мешавшие кочевникам пасти стада, оттесняя их в южном направлении.

К XI веку печенеги под натиском половцев и куманов уже кочевали между реками Дунай и Днепр. Есть данные, что к 1010 году в их рядах возник раскол на религиозной почве. Воины князя Тираха к этому времени уже приняли ислам, а племена князя Кегена перешли Дунай и приняли там христианство. Византийский император намеревался их силами охранять свои границы. Однако в 1048 году орды печенегов под началом Тираха пересекли Дунай и заняли балканские владения Византии.

  • Роль Ярослава Мудрого в окончательной победе над печенегами

В рядах Святополка Окаянного, который пользовался самыми грязными методами ведения войны, в т. ч. и коварным убийством братьев, кочевники воевали против киевского князя Ярослава Мудрого. Как и имя Святополка, слово «печенеги» до наших дней используется как синоним бесчеловечного, варварского поведения. Но их участие в битве под Любечем в 1016 году, а в 1019 году — в битве на Альте не принесло Святополку успеха.

Последним большим походом для печенегов стала осада Киева 1036 года в отсутствие Ярослава Мудрого, посещавшего в это время Новгород. При этом войска противника были окончательно разбиты дружиной великого князя Ярослава, которая вовремя пришла в Киев на помощь осаждённым. Ярославу тогда принесло успех построение, расчленённое по фронту: в центре войска были расположены норманны, а с фланги укреплены киевлянами и новгородцами. Тут уже племена торков напали на обескровленное войско печенегов, выгоняя их с занятых земель. Побеждённым пришлось отступить на Балканы, где они совсем потеряли свою былую самостоятельность, став частью нового племени берендеев, т. н. чёрных клобуков.

Разгромленные печенеги скрывались в степях Северо-Западного Причерноморья. Византийские императоры то сами вели с ними жестокие войны, то баловали подаркам, посылая воевать против сельджуков. В результате часть из них поступила на византийскую службу, кто-то нанялся охранять границы венгров и русских княжеств, а иные и вовсе растворились среди кочевых соседей.

  • Печенеги и русская государственность

Несколько десятков лет борьба Руси с печенегами отнимала много сил и средств, хотя, по утверждению историков, для Древнерусского государства они не являлись настолько непобедимыми. Строились под руководством Киева пограничные крепости с постоянными гарнизонами, возрастала его роль как организатора общенародного отпора кочевникам. Это позволило сосредоточить в руках великих князей огромные военные силы, которые обеспечивали мощную поддержку их власти.

Даже само принятие Русью христианства, в какой-то степени было вызвано тем, что с печенегами боролись под лозунгом защиты православной веры от «поганых». Этот ход способствовал также укреплению добрососедских взаимоотношений с Византией, а это защищало русские тылы в борьбе против степняков и предотвращало их заговоры с недружественными племенами.

Как выглядели печенеги

По свидетельствам древних летописцев печенеги, впервые появившиеся в Причерноморье, невзирая на свои тюркские корни, имели европеоидные черты с небольшой примесью монголоидности, и киевлянин, при необходимости, мог легко среди них затеряться. Невысокого роста брюнеты брили себе бороды, оставляя чуб и усы, их лица были узкими, а глаза — маленькими. Если учесть, что после успешных набегов пленённые местные жительницы становились наложницами, а кто-то из пленников-мужчин пополнял ряды воинов на условиях всеобщего равноправия, то эти свидетельства совершенно объяснимы.

Археология

Существующие сегодня на территории Белгородской и Волгоградской областей и в Молдавии захоронения печенегов имеют вид невысоких курганов. Покойник там лежит головой на запад, при нём — останки лошади, стремена, сабли, наконечники стрел, украшения, серебряная упряжь, золотые монеты византийской чеканки.

Потомки печенегов

В памяти народа имя печенегов сохранилось намного дольше их самих, уже в XV веке в «Сказании о Мамаевом побоище» тюркский воин Челубей, начавший Куликовскую битву поединком с иноком Пересветом, будет назван «печенегом».

В соответствии с последними научными данными, потомками печенегов являются молдавские гагаузы, узбекские каракалпаки и башкирские юрматы. Киргизский род Бечен тоже претендует на происхождение от них.

obrazovanie.guru

Печенеги — WiKi

Исход из Азии (хазарский период)

  Печенеги в сфере влияния Хазарии (VIII век)

По мнению некоторых учёных, в частности, академика М. И. Артамонова и его ученика докт ист. наук Л. Н. Гумилёва, печенеги представляли собой часть народа канглы. Согласно Константину Багрянородному, часть печенегов называла себя кангарами (греч. Κάγγαρ)[5]. В конце IX века те из них, которые носили название «пацзынак» (печенеги), в результате климатических изменений (засухи) в степной зоне Евразии[6], а также под давлением соседних племён кимаков и огузов[7] форсировали Волгу и оказались в восточноевропейских степях, где ранее кочевали угры[8]. При них эта земля звалась Леведия, а при печенегах она получила имя Падзинакия (греч. Πατζινακία)[5]. Около 882 года печенеги достигли Крыма[9]. Тогда же печенеги вступают в конфликт с князьями Киева Аскольдом (875 год — это столкновение описано в поздних летописях и оспаривается историками), Игорем (915, 920). После краха Хазарского каганата (965 год) власть над степями к западу от Волги перешла к печенежским ордам[10]. В этот период печенеги занимали территории между Киевской Русью, Венгрией, Дунайской Болгарией, Аланией, территорией современной Мордовии и населявшими Западный Казахстан огузами[5]. Гегемония печенегов привела к упадку оседлой культуры, поскольку земледельческие поселения приднестровских славян (тиверцы: Екимоуцкое городище) и донских алан (Маяцкое городище) были разорены и уничтожены.

Между Русью и Византией

  Святослав вторгается в Болгарию с печенежскими союзниками (из Хроники Константина Манасса)

В X в. византийская империя использовала печенегов в качестве заслона от набегов киевских князей на Константинополь. Для этой цели правителям печенегов ежегодно доставляли из Византии подношения в виде золотых слитков[11]. В 968 печенеги осадили Киев, но были разбиты. В 970 участвовали в битве под Аркадиополем на стороне киевского князя Святослава Игоревича, но после заключения русско-византийского мира (июль 971) стал назревать новый русско-печенежский конфликт. В 972 печенеги хана Кури у днепровских порогов убили великого князя Святослава Игоревича, а из его черепа сделали чашу[~ 1]. В 990-е произошло новое ухудшение отношений между Русью и печенегами. Великий князь Владимир разбил их (992) на Трубеже, но в 996 сам потерпел поражение под Васильевом. Владимир строил на степной границе крепости с системой оповещения для эффективного противодействия вторжениям печенегов.

Печенеги приняли участие в междоусобной войне между Ярославом Мудрым и Святополком Окаянным на стороне последнего. В 1016 они участвовали в битве под Любечем, в 1019 в битве на Альте (оба раза неудачно).

Последним документально зафиксированным русско-печенежским конфликтом является осада Киева в 1036 году, когда осаждавших город кочевников окончательно разбил подоспевший с войском великий князь Ярослав Мудрый. Ярослав использовал расчлененённое по фронту построение, поставив на флангах киевлян и новгородцев. После этого печенеги перестали играть самостоятельную роль, а выступали как значительная по численности часть нового племенного союза берендеев, называемого также чёрными клобуками. Память о печенегах была жива и значительно позже: например, в литературном произведении тюркский богатырь Челубей, начавший поединком Куликовскую битву, назван «печенегом».

Битва под Киевом в 1036 году была завершающей в истории русско-печенежских войн.

К XI веку, теснимые половцами, печенеги кочевали 13 племенами между Дунаем и Днепром. Часть их исповедовала так называемое несторианство. Христианство среди них с помощью Владимира проповедовал Бруно Кверфуртский. Ал-Бакри сообщает, что около 1009 года печенеги приняли ислам. Около 1010 года в среде печенегов возникла распря. Печенеги князя Тираха приняли ислам, тогда как два западных племени князя Кегена (Белемарниды и Пагуманиды общей численностью 20 000 человек) перешли Дунай на византийскую территорию под скипетр Константина Мономаха в Добрудже и приняли христианство византийского образца. Византийский император планировал сделать из них пограничную стражу.

В дальнейшем основная часть печенегов ушла в степи Северо-Западного Причерноморья. Византия периодически то вела с ними ожесточённую войну, то задаривала их подарками[12][13]. В 1046―1047 годах под руководством хана Тираха перешла по льду Дунай и обрушилась на Болгарию, бывшую в то время византийской провинцией. В 1048 году огромные массы печенегов (до 80 000 человек) под предводительством Тираха пересекли Дунай по льду и вторглись в балканские владения Византии[14].

Далее печенеги, не выдержав натиска торков, половцев и гузов, а также войны с Византией, частью на правах федератов поступили на византийскую службу, частью были приняты венгерским королём для несения пограничной службы, и с той же целью частью были приняты русскими князьями[15].

Другая часть сразу после своего поражения под Киевом ушла на юго-восток, где ассимилировались среди других кочевых народов[16].

Гибель народа

В 1091 в битве при Левунионе[~ 2] византийско-половецкое войско нанесло сокрушительное поражение вторгшимся из-за Дуная печенегам, после чего были убиты не только воины-мужчины, но весь остальной народ, включая женщин и детей[17]. По словам византийской хронистки Анны Комнины, погиб весь народ целиком:

Можно было видеть необычайное зрелище: целый народ, считавшийся не десятками тысяч, но превышавший всякое число, с жёнами и детьми, целиком погиб в этот день[18].

В то же время, слова Анны Комнины о истребление печенегов стоит воспринимать только как фигуру речи, потому что, по сообщениям хронистов, печенеги продолжали служить в византийских войсках и после Левуниона[19].

ru-wiki.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *